Церковь сан спирито во флоренции. Брунеллески, Филиппо: биография

Путешествуем → Италия

Прогулка по городу (достопримечательности Флоренции)

Базилика Санта Мария Новелла (Basilica di Santa Maria Novella)

Выйдя на площадь из здания вокзала станции Санта Мария Новелла, взгляд сразу выделяет высокую колокольню церкви Санта Мария Новелла. Несколько шагов вперед – и перед глазами зрелище необыкновенной красоты – фасад церкви. Все тот же флорентийский стиль, все тот же разноцветный мрамор…

Строительство церкви началось в 1246 году на месте молельни X века Санта Мария делле Вине.

Сегодня внутри церкви хранятся произведения искусства XIV – XVI веков таких известных мастеров, как Вазари, Брунеллески, Росселлино, Гиберти и других.

Перед церковью – площадь с двумя мраморными обелисками Джамболоньи, стоящими на бронзовых черепахах. Они напоминают о том времени, когда на этой огромной площади проходили гонки на колесницах.
Обелиски Джамболоньи. Место встреч и ожиданий

Церковь Оньиссанти (Chiesa di Ognissanti)

Двигаясь дальше по направлению к реке, можно пройти и не заметить церковь, зажатую между домами – церковь Оньиссанти (Всех святых).

Церковь интересна тем, что одна из часовен принадлежит семейству Веспуччи. В ней есть фреска, на которой изображен и сам путешественник Америго Веспуччи.

И еще здесь находится фреска Сандро Боттичелли «Святой Августин» и гробница этого величайшего художника итальянского Возрождения. Существует такая романтическая легенда: Боттичелли был влюблен в красивейшую женщину Флоренции Симонетту Веспуччи (дальнюю родственницу Америго), которая была возлюбленной Джулиано Медичи – брата правителя Флоренции Лоренцо. Боттичелли изображал ее почти на всех полотнах – Венера, Весна… В двадцать с небольшим Симонетта умирает от чахотки. Вся Флоренции скорбит об этом. Через весь город в открытом гробу пронесли ее тело к церкви Оньиссанти, где и похоронили. А Сандро завещал быть похороненным у ног прекрасной Симонетты…

Памятник графу Орлову

Далее вдоль реки на набережной стоит небольшой памятник. Это граф Орлов, тот самый, который обманом завлек некую молодую особу, считавшую себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны, («княжну Тараканову») на свой корабль и увез в далекую Россию, где она и погибла трагически. По воспоминаниям современников граф Алексей Орлов был весьма привлекателен и силой отличался неимоверной. Он – один из немногих русских, кому за границей был установлен памятник. Граф Орлов

Мост Понте Санта Тринита (ponte Santa Trinita)

По одному из самых красивых и изящных мостов Флоренции переходим на другой берег.
Мост Санта Тринита

В 1567 году нынешний вариант моста спроектировал Бартоломео Амманати, обсуждавший проект с самим Микеланджело. К сожалению, во время второй мировой войны мост был уничтожен. А в 1958 году мост был восстановлен.

Церковь Санто Спирито (Basilica di Santo Spirito)


Неподалеку от моста Санта Тринита находится Церковь Санто Спирито – часть комплекса августинского монастыря XIII века. Так как монастырь обладал прекрасной библиотекой, в ней бывали многие известные люди того времени. Среди них и Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо.

Решение о возведении новой церкви было принято в 1396 году, автором проекта стал Филиппо Брунеллески. Строительство растянулось на долгие годы. В результате – фасад церкви остался незаконченным. И только в XVIII веке он был отштукатурен.

Но именно эта, казалось бы, простота поражает элегантностью благородством.

Палаццо Питти (palazzo Pitti)

Еще несколько десятков метров и вот то место, куда мы и направлялись – Палаццо Питти.
Грозный фасад Палаццо Питти
Прилечь можно везде, полиция не ругается

Самый известный дворец Флоренции создан в середине пятнадцатого века по проекту Брунеллески. Этот проект Брунеллески сделал для дворца Козимо Старшего. Но Козимо он не понравился и проект выкупил Лука Питти – банкир и купец, всегдашний соперник семьи Медичи. Желая досадить Козимо, Питти делает окна своего дворца большими, чем вход во дворец Медичи, а внутренний двор намного больше, чтобы дворец Медичи полностью смог туда поместиться. К тому же перед дворцом была сделана площадь, чего раньше никогда не делали перед частными зданиями. Площадь имеет небольшой наклон и на ней можно увидеть отдыхающих туристов и молодежь, греющихся на солнышке.

Сады Боболи (Giardino di Boboli)

Если хватает времени, можно заглянуть в Сады Боболи – парк во Флоренции на территории 4,5 га, один из красивейших садово-парковых ансамблей итальянского Ренессанса, который находится на склонах холма Боболи за Палаццо Питти.

По этому парку любила гулять чета Достоевских в 1868-1869 годах.

Мост Понте Веккьо (ponte Vecchio)

Возвращаемся на правый берег по самому живописному и древнему мосту Флоренции – мосту Понте Веккьо, одному из самых известных мостов в мире.
Мост Понте Веккьо
Мост Понте Веккьо - "Золотой мост"

Понте Веккьо (Старый мост) был построен в XIII веке и за эти годы выдержал много испытаний – и наводнения и даже бомбардировки ВОВ.

С XVI века он стал вотчиной ювелиров, поэтому его еще называют «Золотой мост». Здесь располагаются ювелирные лавки и мастерские. Пожалуй, это самое популярное место у туристов.

Существует легенда, что именно на Понте Веккьо Данте Алигьери впервые увидел любовь всей своей жизни – Беатриче Портинаре.

У моста Понте Веккьо есть своя тайна – прямо над лавками ювелиров протянулся длинный переход – коридор Вазари.

Коридор был построен в 1564 г. по проекту Джорджио Вазари и представляет собой крытую галерею высоко над землей и соединяет Палаццо Питти (резиденцию Великого Герцога), Галерею Уффици и Палаццо Веккьо (городскую ратушу), в которой тот работал. А небольшие окошки позволяли наблюдать за происходящем в городе, оставаясь незамеченным.

Внутри коридора располагается коллекция картин и автопортретов XVII – XVIII веков.

В настоящее время коридор закрыт для посещения, существует только один ключ от него.

Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi)

Строительство Палаццо Уффици по проекту Джоржо Вазари началось в 1560 году. Здание протянулось от набережной реки Арно и моста Понте Веккьо до Палаццо Веккьо на площади Синьории. Это два параллельных корпуса, соединенных крытым переходом. Здание изначально было административным, в нем располагались офисы, ремесленные гильдии, архив.
Галерея Уффици

В 1581 году по указу герцога Франческо I Медичи здесь были размещены многие ценности коллекций Медичи. И в 1737 году галерея стала музеем и одной из самых знаменитых картинных галерей планеты.

Здесь выставлены:

  • «Мадонна Оньисанти» Джотто;
  • «Благовещение» (1490 год), «Клевета», «Рождение Венеры», «Аллегория силы», «Весна», «Мадонна и младенец с ангелом» Сандро Боттичелли;
  • «Благовещение» (1472-1475г.г.), «Поклонение волхвов» (1481 г.) Леонардо да Винчи;
  • Тондо «Святое Семейство» Микеланджело;
  • «Венера Урбинская» Тициана;
  • «Бахус», «Спящий амур» Караваджо;
  • «Мадонна со щеглом» Рафаэля.

Палаццо Веккьо (palazzo Vecchio)

Под началом Арнольфо ди Камбио в 1299 г. началось строительство дворца, который спустя годы стал называться Палаццо дела Синьория (signoria – итал. «власть») и стал официальной резиденцией герцога Медичи (Дворцом Герцога). Палаццо Веккьо

Позже семья Медичи переехала в новый дворец, а это здание стали называть Палаццо Веккьо (Старый дворец). В настоящее время дворец является и музеем и ратушей.

Каменный дворец имеет прямоугольную форму и поражает своей основательностью и мощью. Потрясает своими размерами зал на 1-м этаже – Зал Пятисот. Огромные фрески на стенах, выполненные Джордже Вазари, рассказывают о битвах Флоренции и о жизни Козимо I Медичи.

Перед Дворцом расположены две замечательные статуи – копия «Давида» Микеланджело и ансамбль «Геркулес, победивший Какуса» Бандинелли.

Лоджия Ланци

Необычное сооружение на площади Синьории – крытая галерея, создано архитекторами Бенчи ди Чионе и Симоне Таленти в 1376 году. Это настоящий музей скульптур – всемирно известных шедевров.
Лоджия Ланци

Это "Персей с головой медузы" Челлини (1553) – подлинник, "Похищение сабинянок" (1583) и скульптурная группа "Геркулес и Кентавр" (середина 16-го века) Джамболоньи, "Похищение Поликсены" скульптора Пио Феди (1856).

Фонтан «Нептун»

Справа от дворца уютно разместился фонтан «Нептун», который был возведен в 1570 году архитектором Бартоломео Амманати. В центре – царь морей Нептун на четверке морских коней в окружении мифических божеств.

В центре – царь морей Нептун на четверке морских коней в окружении мифических божеств. Фонтан "Нептун"

Возле фонтана – бронзовая конная статуя герцога Козимо I Медичи работы скульптора Джамболоньи (1594).

Базилика Санта Кроче (Basilica di Santa Croce)

Церковь Санта Кроче (Святого Креста) – это образец все того же готического стиля, характерного для Флоренции.

В конце XIII века начал строить базилику гениальный Арнольфо ди Камбио. А освящение церкви состоялось лишь в середине пятнадцатого века.

Здесь похоронены самые известные флорентийцы:

  • памятник Микеланджело выполнил Вазари в 1579 году.
  • памятник Данте Алигьери сделан скульптором Риччи в 1829 году, хотя на смамо деле прах поэта хранится в Равенне, где он и умер.
  • памятник Макиавелли выполнил Спинацци в 1787 году.
  • Галилей, хотя и не был флорентийцем (родился в Пизе), но многие годы жил в этом городе.

Палаццо Барджелло (Palazzo Bargello)

Немного в стороне от площади Синьории оказываемся перед еще одним замечательным зданием. Дворец Барджелло (XIII век) выглядит как суровая крепость, с башней и бойницами. Здесь размещалась исполнительная и судебная власть. В середине XVI века дворец приобрел капитан полицейской стражи Барджелло.

Характерная особенность – окна различной формы и зубчатый карниз.

С 1859 года дворец стал Национальным музеем, где выставлены шедевры Микеланджело, Челлини, Верроккьо, Джотто и других известных мастеров.

Площадь Республики (Piazza della Repubblica)

Площадь Республики расположена посередине главной пешеходной зоны Флоренции от Понте Веккьо до Санта Мария дель Фьоре.

Яркая и праздничная площадь, на которой крутится веселая карусель, находится множество кафе и ресторанов. Единственной старинной достопримечательностью является Колонна Изобилия, которая обозначает центр города. Великолепная Арка в честь короля Виктора-Эммануила II видна издалека.

Собор Санта Мария дель Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

Во многих городах Италии есть свой Дуомо (итал. Duomo) - кафедральный собор. Дуомо есть и в Милане, и в Пизе, и в Равенне. Есть он и во Флоренции - Собор Санта Мария дель Фьоре.

Огромный ржаво-красный купол, венчающий собор, уступает размерами только куполу собора Святого Петра в Риме. А отделка мрамором – белым, зеленым, розовым – ярчайший образец особенного и незабываемого флорентийского стиля.


К концу XIII века город разбогател и влиятельные горожане решили возвести собор, грандиозный и величественный. И действительно, чтобы обойти его вокруг потребуется немало времени.

Строили собор долго, почти шесть веков. И архитекторов тоже сменилось немало. Начинал работы Арнольфо ди Камбио. После его смерти главным архитектором стал Джотто ди Бондоне, который спроектировал колокольню (Кампанила Джотто), но вскоре тоже умер, не доведя дела до конца. Строительство то возобновлялось, то замирало по разным причинам. Например, долго не могли придумать, как перекрыть здание – слишком огромной была площадь отверстия. Решил проблему величайший скульптор эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески. Так появился купол Брунеллески. В 1436 году церковь освятили, но фасад оставался недоделанным. До тех самых пор, пока Флоренция неожиданно не стала столицей Итальянского королевства. Окончательно завершили работы к 1887 году.

Колокольня Джотто (Campanile di Giotto)

Колокольня Джотто была построена в 1334-1359 гг. Ее мраморные барельефы повествуют об истории человечества от сотворения мира.

Баптистерий (Battistero di S. Giovanni)

В античные времена это был храм Марса, а IV-V веках христиане превратили его в Баптистерий – собор, предназначенный для крещения жителей.

Необычная восьмигранная архитектура оставляет незабываемые впечатления. Данте, живя в изгнании, вспоминал "мой прекрасный Сан-Джованни" ("il bel San Giovanni"). Говорят, что Данте когда-то сломал купель Баптистерия, бросившись спасать младенца, которого священник уронил в купель при крещении.

Необычная восьмигранная архитектура оставляет незабываемые впечатления. Данте, живя в изгнании, вспоминал "мой прекрасный Сан-Джованни" ("il bel San Giovanni"). Говорят, что Данте когда-то сломал купель Баптистерия, бросившись спасать младенца, которого священник уронил в купель при крещении.

Самая известная часть Баптистерия – бронзовые позолоченные восточные ворота Лоренцо Гиберти, или "Ворота рая" (по Микеланджело), обращенные к Дуомо. На них Гиберти изобразил и свой автопортрет – левая створка, правая часть, четвертый сверху. Наверное, этот Гиберти

Сейчас Баптистерий в лесах, но замечательные ворота открыты для обозрения.

Базилика Сан Лоренцо (Basilica di San Lorenzo)

Церковь Сан Лоренцо (Святого Лаврентия) – самая старая церковь Флоренции. Освятил ее св. Амброзий в 393 году. В этой церкви находятся Капеллы Медичи.

Палаццо Медичи-Риккарди (palazzo Medici Riccardi)

Палаццо Медичи-Риккарди – это типичный богатый жилой дом. Его возвел Микелоццо (1444-1464 гг.) для семьи Козимо Медичи Старшего. Правильный четырехгранник с рустовой облицовкой, внутри него прямоугольной формы двор, обнесенный арками.

В 1655 году дворец купила семья Риккарди.

Бронзовый кабанчик – это тоже один из символов Флоренции. Фонтан находится недалеко от Нового рынка, возле Понте Веккьо. Его еще называют Порчеллино. Скульптура животного установлена сверху решетки фонтана. Надо бросить в фонтан монетку и потереть нос поросенка, тогда загаданное желание обязательно сбудется.

Француз - мелкий пакостник

А вот еще одна изюминка, современная! Такие прикольные дорожные знаки встречаются довольно часто и очень забавляют туристов и самих флорентийцев. Это французский художник Клет Абрахам, 20 лет живущий Флоренции, темными ночами наклеивает на знаки черную пленку (даже был однажды оштрафован!).

Эта архитектурная достопримечательность расположена на одноименной площади, в квартале Олтрарно. Церковь Санто-Спирито во Флоренции привлекает внимание многочисленных туристов тем, что входит в число наиболее значимых символов раннего Ренессанса, а также является ярким образчиком творчества известного итальянского архитектора Филиппо Брунеллески.

Кстати, сама площадь Санто-Спирито (что в переводе означает «Святого Духа») также весьма интересна для посещения: с утра до обеда там работает рынок, а по вечерам гуляет молодежь. В летнее время проводятся концерты и танцы.

История строительства Santo-Spirito

Нынешнее здание было возведено на руинах августинского монастыря, датируемого XIII веком и сгоревшего в XV веке. В свое время он исполнял роль интеллектуального центра Флоренции: в его стенах размещались школа и библиотека, в которой хранилась часть наследия Бокаччо (итальянского писателя и поэта).

Вскоре после пожара флорентийский купец Стольдо Фрескобальди решил построить на месте монастыря новую церковь, а через несколько лет архитектор Филиппо Брунеллески подготовил чертежи будущего храма. Изначально собор Санто-Спирито должен был быть повернут лицевой стороной к реке Арно, но из-за плотной жилой застройки это оказалось невыполнимым. Уже в 30-х годах XV столетия был заложен фундамент будущей базилики, но строительство продвигалось слишком медленно. После кончины Брунеллески его работу продолжили последователи великого архитектора: Сальви д"Андреа (отвечал за создание купола), Джованни да Джайоле, Антонио Манетти. Возведение базилики Santo-Spirito было окончено в 1503 году.

Архитектурные особенности базилики Санто-Спирито

При возведении церкви Святого Духа практически все замыслы Брунеллески были воплощены в жизнь, и достаточно точно, особенно при создании первого этажа и аркад. План здания имеет форму латинского креста. Боковые капеллы, выполненные в виде ниш единого размера, равномерно размещены по всему периметру сооружения.

Фасад, длительное время остававшийся необлицованным (до XVIII века), приковывает внимание изящностью и четкостью линий, правда, от плана Брунеллески на нем сохранились только две боковые волюты. Последняя реставрация стен была произведена в 70-х годах XX столетия.

В конце XV века с левой стороны церкви Санто-Спирито по проектам Джулиано да Сангалло и Иль Кронака возвели восьмиугольную ризницу и колоннаду. Также в храмовый ансамбль входят два клуатра, один из них был создан по проекту Амманнати.

Описание интерьера

Интерьер базилики Santo-Spirito привлекает внимание изысканными цветовыми решениями: местный камень «пьетра серена» оттеняет светлая штукатурка. Внутреннее оформление стен произвел Сальви д"Андреа, в качестве украшений окон использовались витражи работы Пьетро Перуджино.

В самой церкви Санто-Спирито можно увидеть множество редких художественных полотен:

  • «Воскресение господне» работы Пьера Франческо Фоски;
  • «Распятие Микеланджело»;
  • «Изгнание торгующих из храма» кисти Джованни Страдано;
  • «Мадонна с Младенцем и Святыми» Филиппино Липпи;
  • полиптих Мазо ди Банко (размещен в правой абсиде).

Музей фонда Сальваторе Романо на территории церкви

Слева от входа в церковь Санто-Спирито, на месте монашеской трапезной, расположен музей средневекового искусства фонда Сальваторе Романо. В его залах представлены уникальные коллекции художественных полотен, принадлежавшие неаполитанскому антиквариату Сальваторе Романо (по его имени и был назван фонд, а после - музей). Главная ценность музея собора Santo-Spirito во Флоренции - фреска «Распятие», выполненная в XIV веке Андреа Орканья и занимающая всю восточную стену.

Кроме того, в музее церкви Санто-Спирито можно увидеть коллекции древних скульптур (XI-XV века, в том числе 2 барельефа Донателло), старинную мебель, фрагменты фресок и прочего архитектурного декора, завещанные Сальваторе Романо городскому совету Флоренции в 1946 году. Экспонаты датируются периодами времени от Древнего Рима до XVII столетия.

Важная информация для туристов

Если во время посещения Флоренции вы хотите включить в свою экскурсионную программу посещение церкви Санто-Спирито, заблаговременно ознакомьтесь с ее графиком работы. В данный момент она открыта для посещения ежедневно, за исключением среды. А вот музей фонда Сальваторе Романо работает только 3-4 дня в неделю по несколько часов.

Вход для туристов платный.

Добраться к месту назначения можно либо пешком, либо на городском автобусе или такси. Также есть возможность заказать услугу трансфера для максимально комфортного передвижения по Флоренции и другим итальянским городам. Возможна предварительная бронь транспорта, рассчитанного на определенное количество пассажиров (легковой автомобиль, минивэн).

Церковь Санто-Спирито - один из чистейших образцов раннего Ренессанса во Флоренции . Она была построена в XV в. по плану Брунеллески. Мастер хотел поставить церковь Св. Духа лицевой стороной к Арно, но не смог этого сделать из-за плотной жилой застройки между берегом и церковью. Фасад XVII в., оставшийся необлицованным, впечатляет элегантностью своих линий (от проекта Брунеллески остались две боковые волюты).

Основное достоинство этого здания - интерьер чистых пропорций и изысканных цветовых решений (светлая штукатурка оттеняет местный камень «пьетра серена»). Среди главных памятников искусства - «Мадонна с Младенцем и Святыми» Филиппино Липпи, «Изгнание торгующих из храма» маньериста Страдано (XVI в.) и полиптих Мазо ди Банко в правой абсиде. В ансамбль храма входят два клуатра (один построен по проекту Амманнати), притвор Кронаки и восьмигранная ризница Джулиано да Сангалло (1492). Слева от входа в храм - музей Фонда Романо с «Тайной Вечерей» Орканьи.

Брунеллески задумал Церковь Санто Спирито (Св. Духа) как повторение Церкви Сан Лоренцо. Однако ее фасад так и остался незаконченным. Купол выполнен Брунеллески, а Колокольня - Баччио д"Аньоло (1503 г.). Интерьер представляет собой один из самых совершенных образцов архитектуры эпохи Возрождения .

Те самые районы, которые прежде всего имеют в виду флорентийцы, когда говорят «Ольтрарно». Сюда принято ходить по вечерам: пить пиво на ступеньках, ужинать на террасах, изучать витрины антикварных лавок или просто шляться по живописным и пустынным улочкам.

Самое оживленное место на этой стороне реки – площадь Санто-Спирито (piazza Santo Spirito). В первой половине дня здесь работает рынок, по вечерам собираются студенты, летом бывают танцы и концерты, а во время футбольных чемпионатов на стену бывшей трапезной монастыря Санто-Спирито (Santo Spirito, Святого Духа) вывешивается огромный экран, чтобы можно было болеть прямо на площади. Почти все окрестные дома давно сданы японцам, за исключением палаццо Гваданьи (Palazzo Guadagni, XVI век) – там держит оборону какая-то военная контора.

Изначально Брунеллески хотел создать городской ансамбль, снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма, Санто-Спирито должен был выходить на набережную Арно и вызывать восхищение приплывающих из других городов. Эта идея никак не могла понравиться жителям близлежащих кварталов, проект так и не был до конца осуществлен, церковь так и не была построена при жизни мастера.

Фасад церкви Санто-Спирито был переделан в XVIII веке, но вообще она считается одним из главных произведений Брунеллески. Раньше на этом месте стояло здание, принадлежавшее августинскому монастырю; в 1440 году оно сгорело: перед Брунеллески был чистый лист. Архитектор тут же решил развернуть церковь фасадом к реке и спроектировал для этого огромную площадь, но владельцы соседних домов (которые предполагалось снести) воспротивились такому решению, так что в итоге фасад пришлось перенести туда, где он находится и сейчас.

Впрочем, сам фасад, представленный в проекте Брунеллески, комиссия по строительству собора все равно отвергла. Главные архитектурные изыски – внутри. Санто-Спирито – первая базилика, в которой не предполагалось никаких инородных дополнений в виде богато отделанных частных капелл: 40 строго одинаковых капелл Санто-Спирито были спроектированы заранее. Главный алтарь тоже не предусматривался, акцент был сделан на хоры и перспективу колонн.

Слева от входа в церковь – бывшая монастырская трапезная. Одно время там размещалось автобусное депо, а после войны устроили музей средневекового искусства. Состоит он из коллекции неаполитанского антиквара Сальваторе Романо и называется, соответственно, Фонд Сальваторе Романо (Fondazione Salvatore Romano). Главные экспонаты – «Распятие» и «Тайная вечеря » Андреа Орканья (1360-1365), пара барельефов Донателло, а также «Мадонна с младенцем», приписываемая Якопо делла Кверча.

Одна из самых поздних работ Брунеллески - флорентийская церковь Санто-Спирито, то есть Святого Духа. Это трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. Во многом она напоминает церковь Сан-Лоренцо. Обе церкви базиликального типа, обе были закончены после смерти архитектора.
В 1434 году богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди собрал строительную комиссию для организации постройки церкви на территории монастыря Санто-Спирито. Филиппо Брунеллески выполнил план и модель будущего храма, и в 1436 году началась закладка фундамента, но вскоре из-за недостатка средств работы остановились.
Монастырь Санто-Спирито обратился за помощью к Большому Совету республики, чтобы строительство церкви финансировалось за счет продажи соли: по три сольди с каждой четвёрки проданной коммуной. В 1439 году строительство было продолжено, но продвигалось медленно. Только в 1446 году была завезена первая колонна, Брунеллески оставалось жить 12 дней. Кончина зодчего послужила причиной длительного прекращения работ, и первая колонна была установлена только в 1454 году - спустя 18 лет после начала строительства.
Изначально Брунеллески хотел создать городской ансамбль, снести дома местных жителей, чтобы не закрывали обзор великолепного храма. Санто-Спирито должен был выходить на набережную Арно и вызывать восхищение приплывающих из других городов. Эта идея никак не могла понравиться жителям близлежащих кварталов, по сути проект так и не был до конца осуществлен.
В этом проекте Брунеллески сосредоточивает внимание на пластической выразительности основных конструктивных элементов - пилястров, карнизов и т. п., организуя вокруг них свободное пространство. Достраивали церковь Санто-Спирито уже после смерти мастера с искажением первоначальных замыслов. Строители церкви, начиная с Манетти, не очень были уверены, как вести постройку, так как рисунки и модель Филиппо не уточняли деталей.
Перекрытие и купол были выполнены между 1477 и 1482 годами, а год спустя начались горячие дебаты о том, сколько порталов должен содержать фасад - три или четыре, как планировал сам Брунеллески. Остановились все же на варианте с тремя порталами.
Основная часть нашей прогулки по Флоренции. На этой стороне реки Арно вы найдете еще немало интересного. А возвратиться в центральную часть Вы можете по другому мосту - Санта-Тринита. В заключение мы расскажем о нем.
-----
Мост Санта-Тринита считается самым изящным мостом Флоренции. Он начинается в конце площади Санта-Тринита, что значит «Святая Троица».
До 1557 года это был мост как мост. Но случилось наводнение, и переход через реку пришлось строить заново. Причем так, чтобы не стыдно было провести по нему торжественную процессию.
Новый мост возводил в 1567 году Амманати, говорили даже, что по проекту Микеланджело. А в 1608 году, по случаю очередной августейшей свадьбы, добавили статуи четырех времен года.
Во время последнего страшного наводнения 1966 года статуи чуть не потерялись, но их все же выудили и вернули на место. А еще Санта-Тринита - первый в истории мост, при проектировании которого в расчет принимались сооб¬ражения не только инженерно-стратегические, но и эстети¬ческие. Амманнати придумал соорудить на реке нечто вроде смотровой площадки: вид с нее открывается действительно стоящий.
Очертания этого шестипролётного моста радуют глаз своими красивыми формами, овальными арками, мощными гранёными устоями, мраморными картушами и скульптурой. Переправу в 1944 г. взорвали нацисты, но горожане в 1957 г. бережно мост восстановили, причём из воды были подняты фрагменты старой конструкции.
По краям моста установлены четыре статуи, одна из которых, «Весна» Франкавиллы, была обезглавлена взрывом. В 1961 г. мраморную голову нашли в водах Арно - её обретение флорентийцы восприняли как праздник.

Купить экскурсию за 199.5 р.

Базилика Са́нто-Спи́рито (итал. Basilica di Santa Maria del Santo Spirito) - католическая церковь во Флоренции (Италия), находится на одноимённой площади в квартале Олтрарно. Построенная в XV веке по проекту Филиппо Брунеллески, она считается одним из чистейших образцов архитектуры раннего ренессанса во Флоренции.

Современное здание было построено на руинах августинского приората (монастыря) XIII века, сгоревшего в 1471 году. Этот монастырь являлся важным интеллектуальным центром города: тут размещалась школа, богадельня, столовая для нищих и библиотека, где находилось часть наследия Бокаччо. Ещё в 1434 году богатый флорентийский купец Стольдо Фрескобальди решил построить здесь новую церковь, и уже в 1428 году у архитектора Филиппо Брунеллески были готовы чертежи будущего храма. Изначально мастер хотел поставить церковь Святого Духа лицевой стороной к реке Арно, но не смог этого сделать из-за плотной жилой застройки между берегом и церковью. В 1436 году был заложен фундамент, однако строительство продвигалось очень медленно. В 1446 году Брунеллески умер, и его дело продолжили его последователи Антонио Манетти, Джованни да Джайоле и Сальви д"Андреа; последний отвечал за строительство купола (1479-1482) вместе с Иль Кронака. Кампанила была построена в 1503 году Баччо Д"Аньоло. В отличие от базилики Сан-Лоренцо, при строительстве которой планы Брунеллески не были учтены, здесь его замыслы были воплощены с заметной точностью, по крайней мере в первом этаже и в аркадах. План церкви имеет форму латинского креста. Контраст между нефом и трансептом, вызвавший такие трудности в Сан-Лоренцо, был также устранён. Боковые капеллы в виде ниш одинакового размера разбросаны по всему периметру здания. Фасад XVII века, оставшийся необлицованным, впечатляет элегантностью своих линий. Проект Брунеллески остался лишь на чертежах: от него на фасаде остались лишь две боковые волюты. В 1489 году с левой стороны здания были построены колоннада и восьмиугольная ризница по проекту Иль Кронака и Джулиано да Сангалло соответственно. В часовне была вырублена дверь для доступа внутрь церкви. Церковь оставалась без украшений вплоть до XVIII века, когда были заштукатурены стены. Сальви д"Андреа выполнил внутренний фасад, который до сих пор украшает старое стеклянное окно c изображением Троицына дня работы Пьетро Перуджино. Наружная сторона церкви была отреставрирована в 1977-1978 годах.

Описание

Основное достоинство этого храма - интерьер чистых пропорций и изысканных цветовых решений (светлая штукатурка оттеняет местный камень «пьетра серена»). Среди главных памятников искусства - «Мадонна с Младенцем и Святыми» Филиппино Липпи, «Распятие» Микеланджело, «Изгнание торгующих из храма» маньериста Страдано (XVI век) и полиптих Мазо ди Банко в правой абсиде. В ансамбль храма входят два клуатра (один построен по проекту Амманнати), притвор Кронаки и восьмигранная ризница Джулиано да Сангалло (1492). Слева от входа в храм - музей Фонда Романо с «Тайной Вечерей» Андреа…

Loading...Loading...