Что такое чудеса в решете. Откуда берутся чудеса в решете

1. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита .

2. Бабушка гадала , надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет .

3. Бедность – не порок, а несчастье .

4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача .

5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду .

6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо .

7. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит .

8. Всяк правду ищет, да не всяк её творит .

9. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается .

10. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить .

11. Гол как сокол, а остер как топор .

12. Голод не тетка, пирожка не поднесет .

13. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина .

14. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко .

15. Два сапога пара, да оба левые .

16. Двое третьего ждут , а семеро одного не ждут.

17. Девичий стыд – до порога, переступила и забыла .

18. Дело мастера боится, а иной мастер дела .

19. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку .

20. Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так .

21. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем .

22. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут .

23. За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.

24. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё .

25. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет .

26. И делу время, и потехе час.

27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит .

28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит .

29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба .

30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте .

31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец .

32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха .

33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся .

34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются .

35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай .

36. Не все коту масленица, будет и пост .

37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит .

38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса .

39. Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется .

40. Один в поле не воин, а путник .

41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут .

42. От овса кони не рыщут , а от добра добра не ищут.

43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет .

44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков .

45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев .

46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает .

47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши .

48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена .

49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо .

50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой .

51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит .

52. Рука руку моет, да обе свербят .

53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься .

54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло .

55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда .

56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт .

57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает .

58. Собаку съели, хвостом подавились .

59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься .

60. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет .

62. У страха глаза велики, да ничего не видят .

63. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить .

64. Ума палата, да ключ потерян .

65. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска .

Сущ., кол во синонимов: 34 батюшки светы (34) вишь ты (32) вот так клюква (34) … Словарь синонимов

Чудеса в решете - ЧУДО, а, мн. чудеса, ес, есам, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Чудеса в решете - Разг. Шутл. О чём л. удивительном, невероятном, поражающем своей необычностью. ФСРЯ, 529; БМС 1998, 629; ФМ 2002, 629; ЗС 1996, 221, 319; БТС, 1485; Мокиенко 1990, 93 … Большой словарь русских поговорок

чудеса в решете - шутл. О чём л. необычном или нелепом … Словарь многих выражений

Чудеса в решете: дыр много, а вылезть негде. - (а выскочить некуда). См. ЧУДО ДИВО МУДРЕНОЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

чудеса в решете(дыр много, а выскочить некуда)! - иноск.: о ложном, несуразном Показать Москву в решете обмануть, одурачить Ср. Феденька... перебрал в своей памяти весь курс Смарагдова, весь репертуар театра Буфф и все газетные известия о чудесах в решете, происходящих в современной Франции.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Чудеса в решете(дыр много, а выскочить некуда)! - Чудеса въ решетѣ (дыръ много, а выскочить некуда)! иноск. о ложномъ, несуразномъ. «Показать Москву въ решетѣ» обмануть, одурачить. Ср. Ѳеденька... перебралъ въ своей памяти весь курсъ Смарагдова, весь репертуаръ театра Буффъ и всѣ газетныя… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

РОЖДЕСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ ЛЕСА ("Сон куклы", "Святочные чудеса в решете") - «РОЖДЕСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ ЛЕСА («Сон куклы», «Святочные чудеса в решете»)», Россия, «А.ХАНЖОНКОВЪ И Ко», 1912, ч/б. Объемная мультипликация, рождественская сказка. В Рождественскую ночь, когда уставшие за день дети уснули в своих кроватках, с елочной … Энциклопедия кино

чудеса - надо же, ну и ну, чудеса в решете, вот тебе на, вот так клюква, подумать только, батюшки светы, вот так так, чудеса да и только, вот тебе и раз, вот тебе и на, вот тебе раз, смотри пожалуйста, да что ты, диковинка, интересное кино!, что за диво,… … Словарь синонимов

чудеса да и только - нареч, кол во синонимов: 36 батюшки светы (34) вишь ты (32) вот так клюква (34) … Словарь синонимов

Книги

  • Чудеса в решете , Аркадий Аверченко. Чудеса в решете: Рассказы / Аркадий Аверченко R 436/263:Петроград: Изд. журн.`Новый сатирикон`, 1918:Аркадий Аверченко Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии(издательство`Изд.…

Возьмите решето. Повертите его в руках, присмотритесь внимательнее. Видите ли вы там хоть какие-то чудеса? Нет? Но тогда откуда же взялось это выражение - чудеса в решете? Почему, если кто-то рассказывает нам о чем-то удивительном, невероятном, с языка срывается в ответ:

Да что ты?! Ну и чудеса в решете!

Мы произносим это прежде, чем успеваем вдуматься в смысл. Чудеса - понятно. Сказали чудеса в решете - и сразу ясно: речь идет о таком, во что с трудом верится. Но почему они в решете? Почему не в чемодане, не в сумке, не на полке, не в шкафу, наконец?

Не сомневайтесь, объяснения есть. Конечно, как это часто бывает, на уровне предположений и версий, но все же. Первая заключается в том, что нам достался "осколок" некогда известной шутливой пословицы: "Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда". Вторую часть пословицы якобы забыли, а первая осталась. Вообще, надо сказать, решето было важным предметом в крестьянском быту, так что вокруг него не только пословицы образовывались, но и сказки создавались: "Диво - белый воробей, чудо - высевки в решете: дыр много, а выскочить некуда; чудо чудное, диво дивное, черная коровка да белое молоко. Но все это чудеса будничные" - вот вам пример из Владимира Даля.

Что ж, версия о "пословичном" происхождении выражения чудеса в решете вполне заслуживает внимания. Но есть и другая, связанная с обрядами гадания.

Как сообщает Словарь русской фразеологии, был такой особый тип гадания - коксиномантия, или гадание по решету. В средневековой Европе, Аравии и в Средней Азии к нему прибегали для разоблачения воров. Гадающий держал одним пальцем решето, подвешенное на нити так, чтобы оно медленно поворачивалось. На ободе решета делалась насечка, а имена подозреваемых, написанные на отдельных бумажках, раскладывались по кругу. На чье имя укажет, остановившись, насечка решета, тот и вор!

Говорят, что и в России этот суеверный способ гадания был чрезвычайно распространен, хотя он сильно отличался от "классического". В XVI-XVIII веках на рыночных площадях Москвы и других городов можно было увидеть гадальщиков, которые насыпали в решета разноцветные семена чечевицы, бобов или гороха. Встряхивая решето, они по расположению семян предсказывали будущее. Понятно, что такие гадальщики за деньги сочиняли самые невероятные и фантастические истории. Тут вам и нежданное богатство, и счастливая женитьба, и скатерть-самобранка... В общем, чудеса в решете!

Не знаю, как вам, а мне вторая версия нравится больше. А главное, каждый из вас теперь в состоянии нагадать себе чудеса в решете. Вдруг сбудется?

Фразеологизм «Чудеса в решете» значение

То, что не поддается никакому объяснению .

Гадание с решетом - достаточно редкий вид гадания, распространенный в средневековой Европе, Аравии и у среднеазиатских народов. Этот тип гадания назывался коксиномантией и с его помощью разоблачали воров. Решето подвешивалось на нити так, чтобы оно могло медленно поворачиваться. Гадающий держал его за нить. На ободе решета делалась риска (засечка), а имена подозреваемых, написанные на отдельных бумажках, раскладывались по кругу. На чье имя укажет, остановясь, риска решета, тот и вор.

В России этот способ гадания был чрезвычайно распространен, но достаточно сильно отличался от «классического». В XVI-XVIII веках на рыночных площадях Москвы можно было увидеть гадальщиков, насыпавших в решета разноцветные зерна чечевицы, бобов, гороха или миндаля. Встряхивая решето, они по расположению зерен предсказывали будущее. Чтобы придать гаданию большую магическую силу, они что-то нашептывали, выкрикивали, жестикулировали. Стремясь выманить побольше денег, гадальщики сочиняли самые невероятные и фантастические истории, предрекая простодушным слушателям счастливую женитьбу, нежданное богатство или необычные события и приключения, короче - всякие чудеса. Такие шарлатанские предсказания с насмешкой назывались чудесами в решете .

Пример:

«Даже Блиц от весны разговорчивей стал. Если так дальше пойдет, придется, пожалуй, ему поручить доклад сделать о нашем полете. Марков засмеялся. - А что ты думаешь. И сделает. - Чудеса в решете» (Б. Лавренев).


Решето - не только предмет кухонной утвари, известный с древнейших времен, а вещь весьма почитаемая некогда у славян, да и не только у них. В Древней Индии и Древнем Риме, например, оно использовалось для подтверждения девственности. В Китае бог Си-Шэнь - покровитель радости, наслаждения и бракосочетания изображался с решетом, в которое положены три веточки персикового дерева из соображений отгонять злых духов (иногда, правда, с корзиной, но гораздо реже). Кроме того, этот персонаж входил в свиту бога богатства.

У русичей выражение «чудеса в решете» появилось примерно в XVI веке, когда бабушки да тетушки ворожейки бойко гадали на ярмарках, насыпая в посудину разноцветные зёрна чечевицы, бобов, гороха и т.д. Встряхнув хорошенько, рассматривали расположение их, и на основании этого предсказывали будущее. А еще существовало такое забавное гадание: под решето сажали курицу с петухом, связав им хвосты между собой. Какого полу птица одержит верх, тот и будет верховодить в семейной жизни, муж или жена.

К решету прибегали наши предки и для того, чтобы найти вора. На сей предмет существовало несколько способов: подвешивая его на ножницах или на веревочке, а то и устанавливая на указательном пальце с последующим называнием имен подозреваемых, и как только решето сделает движение, это будто бы означает обнаружение преступника.

Был и более сложный вариант, когда приглашали двух посторонних людей, которым решето надевалось на средние пальцы рук. Старшая в роду женщина либо вызванная специально гадалка начинала задавать вопросы, сначала о цвете волос, потом о росте,телосложении и т.д.

На Ярилу Вешнего (23 апреля) при выгоне домашней скотины впервые после зимнего томления в хлеву на пастбище, пастух, подудев в рожок, проводил специальный обряд, обходя с решетом в руках стадо в определенном порядке: трижды по солнцу (т.е. посолонь, - на жизнь) и столько же раз в обратном направлении (противосолонь, - на смерть). Считалось, что это создает чудесное защитное поле от «змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего». Для верности эту невидимую стену замыкали железным замком.

Рождественскую (Вифлеемскую) звезду тоже изготавливали из старого решета либо сита (да они и отличаются то лишь размером ячеек, в решете побольше, в сите поменьше). С этой целью на обруч от того или другого натягивали промасленную бумагу с лучами, а к концам привязывали украшения и затем насаживали на шест.

В Черноземье был обычай: купленную корову проводили через разостланную в воротах шубу - для повышения удоев и привлечения в дом богатства. Кроме того, хозяйка отвешивала ей земной поклон и угощала хлебом с солью. В Калужских краях корову на двенадцатый день после отела полагалось «омаливать». Ритуал заключался в следующем.

Хозяйка, сварив молочную кашу, ставила горшок с нею в миску с овсом, а миску - в решето, дно которого предварительно выстлано сеном. После молитвы она доставала из горшка часть каши четырьмя крестообразными движениями и клала в сено - по четырем сторонам света. Наконец, перемешав кашу с овсом и сеном, кормила им животное. Оставшаяся каша подавалась к столу домочадцам.

В Болгарии при первом кормлении матерью новорожденного повитуха держала над над ней решето или сито с положенным внутрь ломтем хлеба. Это признавалось верным средством, чтобы ребенок никогда в жизни не голодал. Сербы клали в сито или решето первый хлеб нового урожая, чтобы была «сита година».

Но почему же незамысловатой сетке на деревянном обруче придавалось такое значение? А это оттого, что решето уподоблялось небесному своду. Вот откуда появилась у наших предков загадка: «Сито вито, решетом покрыто» (небо и земля). Славяне верили, что радуга поднимает воду из земных водоемов на небо и когда «натянет» ее достаточно, идет дождь, просеивающийся через небесное решето.

Решето и сито признавались олицетворением достатка, плодородия и благополучия, которые обеспечивались союзом дождя, неба и солнца. Они отделяют добро от зла, защищают от нечисти. Поэтому и использовались в традиционном мифологическом мышлении как вместилища даров и чудес.

Loading...Loading...