Фольклор заговоры. Что такое любовная магия

Миниатюра из алхимического трактата «Aurora consurgens» («Восходящая заря»). Швейцарский список, XV век

Русские заговоры XVII и XVIII веков

В России в XVII-XVIII веках существовала традиция записывать магические тексты — так называемые заговоры. От этого времени сохранились десятки рукописей и сотни текстов. Среди них часто встречаются любовные заговоры и заговоры на власть — на командиров и начальников; есть заговоры промысловые, которыми пользовались охотники, рыболовы, пастухи. Большое количество текстов — заговоры против вражеского оружия. Обычно в них упоминалось, что если человек грамоту знает, он может прочитать такой текст перед боем, неграмотному же будет достаточно произнести короткую заученную молитвенную форму. Кроме того, считалось, что даже если у человека просто есть с собой записанный на бумаге воинский заговор, пуля его минует, поэтому их обычно переписывали в крохотные тетради и вшивали в одежду, в какое-нибудь чистое место.

Два наиболее ранних известных нам рукописных сборника называют Олонецким и Устюжским. Это примерно 1630-40-е годы, то есть время после Смуты, но я думаю, что такие рукописи существовали, по крайней мере, с начала XVII века. Дело в том, что в Смутное время фактически отсутствовала какая бы то ни было цензура, а при Алексее Михайловиче, где-то с 1645 года, началась массированная атака на народную культуру. Появились указы против народных суеверий и праздников, которые прямо требовали, чтобы люди, у которых есть такие богомерзкие книжки, их сдавали. Если человек этого не делал и у него такую книжку обнаруживали, то, вообще говоря, полагалось ее сжигать у владельца на голове. Постепенно эти законы эволюционировали, и со временем книжки требовали уже сжигать вместе с их владельцами. В такой ситуации, если вам от бабушки достался сборничек заговоров, вполне вероятно, что вы его либо сдадите, либо сами уничтожите — поэтому очевидно, что таких сборников было гораздо больше, чем сохранилось до наших дней, а сохранилось их немало.

Удивительно, насколько при этом просто и дешево было достать такую книгу: в XVIII веке магическую рукопись можно было купить прямо на Красной площади, и очень недорого. Существовали целые мастерские, школы чернокнижников, учащиеся которых массово переписывали эти тексты и затем продавали. Часто переписыванием таких рукописных сборничков подрабатывали священники, дьячки — обычно в сельских церквях, но не только.

Попавшие в эти сборники магические тексты зачастую представляют собой довольно странную смесь христианства и народной традиции. Если мы знаем, чем заговор отличается от молитвы, то сельскому жителю XVII века это далеко не всегда было очевидно. Часто тексты, которые мы бы назвали заговорами, в рукописях называются молитвами; рядом с ними могут оказаться и настоящие, хоть и искаженные, молитвы, например какой-нибудь псалом, иногда так переделанный, что не сразу поймешь, что это такое.

Мужская и женская любовная магия

Среди этих старинных магических текстов большое место занимают любовные заговоры. Как ни странно, в основном ими пользовались мужчины, поскольку грамотность была их прерогативой: рукописная магия — в значительной степени мужская, и любовная тут не исключение.

Вообще, видимо, между мужской и женской любовной магией существовало довольно четкое разграничение. Женщины чаще всего старались воздействовать на своих мужей, чтобы те по-доброму к ним относились, не били — часто встречается формула «чтобы добр был». В основном они пользовались для этого несложными и доступными им средствами, например подмешивали что-нибудь в еду. В деревнях была распространена молодежная любовная магия: есть этнографические исследования из Вологодской губернии, описывающие, как, скажем, во время свадебного обряда невеста с подружкой идут в баню, собирают пот и потом этот пот подмешивают к какой-нибудь еде. Конечно, известно очень много девичьих гаданий.

Мужчины же часто пользовались именно заговорами. И эти любовные заговоры производят на современного человека довольно странное впечатление.


Zürich, Zentralbibliothek, Ms. Rh. 172 / e-codices — Virtual Manuscript Library of Switzerland

Любовь с точки зрения заговора

В основе всех этих текстов лежит представление о любовном чувстве как о смертельной болезни; переживания, которые сопровождают это чувство, представляют собой как бы ее симптомы. Часто любовь отождествляется с тоской, и в любовных заговорах есть персонифицированный образ Тоски — иногда это слово даже используется во множественном числе. Тоска часто описывается как существо без рук, без ног, без головы, которое бьется, находится в состоянии истерики. Часто Тоска связана с доской, которая ее придавливает, и вообще образ тоски часто связан с буквальной придавленностью, когда что-то сжимает тело. Также Тоска бывает замкнута во что-нибудь: заперта в гробу или в доме без окон, без дверей. В текстах любовных заговоров эта Тоска должна пойти к женщине, вселиться в нее, чтобы женщина так же начала биться в истерике, сама стала персонифицированной Тоской.

Какие еще симптомы есть у этой любовной болезни, помимо истерики и придавленности? Во-первых, бессонница. Во-вторых, такое состояние, когда ты не можешь ни наесться, ни напиться: «Пусть она ест, но не наестся, пусть она пьет, но не напьется…» В-третьих, полная некоммуникабельность: женщина не может и не хочет общаться со своими близкими — сестрами, братьями, родителями. «Если у нее был друг, пусть она забудет своего друга».

Это состояние похоже на лихорадку: женщина охвачена жаром, она вся горит. Для образности любовной магии очень характерна тема огня: женщина должна, например, гореть так же, как горит трава в печи. Можно предположить, что этот огонь, который на нее насылается, имеет параллели с адским огнем: она должна мучиться в огне, как грешник в аду. Еще один образ — плавящийся воск: «Как плавится воск, так чтобы плавилось сердце рабы Божией».

Наконец, довольно часто женщина в этом состоянии уподобляется какому-нибудь животному, например обезумевшей корове, которая носится в поисках быка.

В совокупности это дает образ подавленной воли, полного подчинения: женщина должна лишиться разума, утратить возможность управлять собой, полностью подчиниться воле мужчины, у нее должно остаться только одно желание — найти его, прибежать к нему и отдаться.

Важно понимать, что заговоры — это специфическая, очень узкая область жизни: они применяются в ситуациях, которые выпадают из нормы. Тот, кто хочет жениться, идет к свахе. К заговорам же человек обращается в чрезвычайных ситуациях, когда он не может реализовать свои желания с помощью каких-то рациональных способов — и, чувствуя свою ущербность, прибегает к недозволенным методам.

Связь заговора с ритуалом

Заговоры интересны еще и тем, что сохраняют следы ритуала. Например, те из них, которые строятся как описание путешествия. Человек описывает, как он идет к синему морю и там встречает каких-то мифологических персонажей, например «семь ветров, вихрей». Он их просит, чтобы они пошли к рабе Божией такой-то и определенным образом на нее подействовали. В принципе, можно предположить, что это сокращенная запись ритуала: когда-то в древности человек действительно выходил в поле, обращался к ветру, к солнцу или к каким-то еще природным силам. Потом это вошло в словесную ткань ритуала, и уже не надо было никуда идти, достаточно было описать, как ты идешь в некоем символическом пространстве.

Еще один пример — текст былины про Добрыню и Маринку, в который вставлен любовный заговор. Там Маринка решает приворожить Добрыню. Для этого она находит его след (отпечаток ноги на земле), кладет его в печь, и он горит вместе с дровами, а она при этом произносит такую формулу: «Как горят эти дрова со следом, так чтобы горел по мне раб Божий Добрыня, чтобы так горело его тело».

Больше всего любовные заговоры напоминают наведение порчи — и, видимо, по происхождению связаны именно с этими ритуалами. Например, есть такие ритуалы наведения порчи на вора: надо найти что-то оставшееся от вора или от того, что он украл, скажем, волосок от украденной шубы, и вмазать в печь. Когда печь будет гореть, волосок скукожится — и как он скукожится, так и вор будет скукоживаться. Воры настолько боялись этих ритуалов, что, когда им угрожали вмазать их в печь, в некоторых случаях просто возвращали украденное. Вообще, любовная тема часто пересекается с темой воровства — и измена жене, кстати, тоже называлась воровством. А образ плавящегося воска отсылает к ритуалу принесения клятвы. Человек плавил воск и говорил: «Если я изменю клятве, то пусть со мной произойдет то же, что с этим воском».


Миниатюра из трактата «Aurora consurgens». Швейцарский список, XV век Zürich, Zentralbibliothek, Ms. Rh. 172 / e-codices — Virtual Manuscript Library of Switzerland

Как носители традиции описывают воздействие любовных заговоров

Существует довольно много описаний того, как человеком овладевает неподконтрольное чувство — и он объясняет это магическим воздействием. Например, солдат проходил по деревне, попросил у девушки воды напиться, потом ушел, а девушка сходит по нему с ума, думать ни о чем не может… Ей говорят: «Ну, порчу на тебя навел». Тогда она идет к знающему человеку, знахарю, и тот помогает ей снять порчу.

Сам я узнал обо всем об этом совершенно случайно, в экспедиции в 1979 году. В студенческие годы и позже я принимал участие в знаменитой Полесской экспедиции Академии наук Полесские экспедиции — диалектико-этнографические экспедиции Института славяноведения РАН, организованные в 1962 году по инициативе Никиты Толстого. Члены экспедиций ездили в южные области Белоруссии, северные области Украины и в Брянскую область — изначально чтобы собирать лексику для полесского диалектного словаря. Со временем круг интересовавших их материалов значительно расширился и включил разнообразные элементы архаической славянской культуры (обряды, фольклор, верования, обычаи и т. д.). Экспедиции продолжались до 1986 года. , которой руководил Никита Ильич Толстой Никита Толстой (1923-1996) — филолог-славист, фольклорист, академик РАН. Правнук Льва Толстого. . У нас была одна информантка, полуслепая и очень старая. Однажды ей привезли дрова и вывалили их во дворе; она попросила меня помочь ей сложить эти дрова в поленницу. После она пригласила меня попить чаю, у нас завязался откровенный разговор, и она мне рассказала историю своей жизни.

Драма жизненная у нее была такая. Когда ей было лет 17, ее приворожил сосед. Соседу этому было лет 40-45. Его дочка вышла замуж за молодого человека, который гулял на стороне, и сосед хотел приворожить этого молодого человека к дочери, но сначала решил «потренироваться» на соседке. И приворожил к себе рассказчицу. Она описывала эту историю с таким деталями, что было очевидно, что она ничего не выдумала. По ее словам, она знала всю их семейную историю и понимала, что ее приворожили, но все равно не могла без него жить. Она описывала сцены совершенно в духе декаданса начала XX века: вот она косит на поляне, а на соседней поляне косит этот мужик. И она бросает свою косу, зовет его, начинает бить и кричит: «Зачем ты сделал так, что я тебя люблю?!» Она говорит: «Я бы убила его!» Но он хватает ее за руки, хохочет ей в лицо, и она говорит: «Но я ведь жить-то без него не могу…» Ну и потом они целуются и занимаются на этом поле любовью.

Потом она нашла знающего человека, который стал ее чем-то поить — и таким образом отворожил. Но длилось это все довольно долго. И в конце своего повествования она сказала: «И вот так всегда — и ты плюешь на него, и он для тебя одно солнце в мире».

Тогда у меня с собой не было диктофона, и я побежал в школу, где мы жили, схватил диктофон, вернулся и говорю: «Ну, рассказывайте, рассказывайте!» А она говорит: «А что рассказывать-то? Рассказывать-то нечего…» Не захотела под диктофон все это повторить.

Меня тогда потрясла полная раздвоенность ее сознания и то, что она так четко все это описывает. Представляете состояние человека, который знает, что над ним так зло подшутили, и в то же время полностью этому чувству подчиняется и ничего поделать с собой не может?

Исследования любовных заговоров

С появления фольклористики и до революции 1917 года тексты заговоров собирали и даже печатали, но эти разыскания не очень приветствовались, потому что церковь, конечно, относилась к такого рода творчеству очень негативно. Особенное возмущение вызывало то, что в этих заговорах часто действуют Христос и Богородица — а это человеком христианской культуры воспринимается резко негативно.

При советской власти целые сферы народной культуры оказались под запретом, по крайней мере негласным. В первую очередь это касалось как раз фольклорной магии и фольклорной эротики: с XVIII века возникает огромный корпус текстов обсценных частушек, всяких крайне игривых песенок, эротичных загадок, пословиц, заветных сказок… В результате лет шестьдесят все это не публиковалось, не изучалось и не исследовалось, хотя археографические экспедиции то и дело находили новые рукописи, которые просто убирали в архивы. В результате с 1991 года, когда цензуру отменили, из архивов было извлечено и опубликовано огромное количество текстов, в первую очередь магических и эротических, которые совершенно меняют восприятие русского фольклора — в последние 25 лет в этих сферах произошел настоящий взрыв.


Миниатюра из трактата «Aurora consurgens». Швейцарский список, XV век Zürich, Zentralbibliothek, Ms. Rh. 172 / e-codices — Virtual Manuscript Library of Switzerland

Любовные заговоры в других традициях

Несмотря на то что в разных культурах есть свои магические традиции, любовные заговоры встречаются далеко не у каждого народа. Практически нет английских, немецких, скандинавских любовных заговоров. Они есть в Южной Европе — в Италии, Испании, на Балканском полуострове. Но в большинстве традиций, в отличие от русской, эти заговоры очень простые и короткие. На Украине, например, существовали формы вроде «Как горит огонь в печи, так пусть горит раба имярек». Универсальный характер для всех заговоров имеет образ огня — и это укоренено в самых разных языках, где встречаются выражения вроде «мои чувства разгорелись», «я весь пылаю».

Такие большие, разработанные тексты, как в России, мне известны еще только в двух традициях. Существуют десятки, если не сотни очень похожих текстов греческих заговоров, записанных в египетских папирусах примерно во II-IV веках нашей эры, и есть коллекции румынских любовных заговоров. Им свойственен практически весь тот же набор характеристик, что и русским: это тоже мужские заговоры, в них любовь предстает как болезнь, вызывающая тоску, бессонницу, некоммуникабельность, описывается в терминах, связанных с огнем, и так далее. Понять, почему так много параллелей между русскими, греческими и румынскими любовными заговорами, очень сложно.

Любовная магия в постфольклоре

В XVII и XVIII веках традиция заговоров была характерна и для города, и для деревни. В XIX веке она постепенно вытесняется из города и остается исключительно в деревнях и в маленьких поселениях. А в наше время происходит своего рода возврат к архаической традиции: интернет набит бесконечными текстами колдунов, обещающих кого-то приворожить или вернуть мужа в семью, то есть традиция опять возвращается в города и парадоксальным образом оттуда снова идет в деревню, поскольку интернет постепенно проникает и туда. Кроме того, существует много бумажных популярных изданий, которые привозят из городов или выписывают по почте.

С точки зрения полевой фольклористики это, конечно, трагично, потому что местные традиции засоряются — мы уже не можем отличить, что возникло в данной деревне, а что несколько лет назад попало сюда с какой-нибудь популярной книжкой или периодическим изданием. Это смешение самых разных традиционных текстов и текстов, привнесенных современной массовой культурой, называется «постфольклор». В принципе культура постфольклора в значительной степени интернациональна.

Сегодня в магии на порчу и в любовной магии активно используются фотографии. Например, парень ушел от девушки, и она рвет его фотографию и сжигает. Это новая реалия, но сам по себе способ привораживания вполне традиционный. Можно, как и прежде, накормить молодого человека особым пряником или взять какую-нибудь нитку из его одежды и прикрепить ее, например, к батарее, чтобы он так же горел и скукожился, как эта нитка.

В то же время многие традиционные практики в современном городском социуме трансформируются, в частности переходят к младшей возрастной группе: то, что в деревне делали девушки на выданье, сегодня в городе делают скорее девочки 9-12 лет. Например, девичьи гадания о женихе перешли в такую форму детской игры, когда девочки (да и мальчики) смотрят в зеркало и вызывают гномика или Пиковую даму.


Миниатюра из трактата «Aurora consurgens». Швейцарский список, XV век Zürich, Zentralbibliothek, Ms. Rh. 172 / e-codices — Virtual Manuscript Library of Switzerland

Примеры любовных заговоров

Заговор на присуху женщины

«Стану благословясь, пойду благословясь, пойду в чистое поле под солнечную страну. Там стоит сыр дуб крякновист Крякновистый — в диалектах „кряжистый“, „крепкий“. . Стану аз, раб Божий имярек, поклонятись и покорятись четырем ветром и четырем вехорям: Станьте вы, четыре ветра и четыре вехоря, понесите вы тоску и кручину и печаль необычную со всех четырех сторон, от востока до запада, от юга и до севера, со всякого человека, с царя и царицы, с черньца и черницы, з белца и белицы, стара и млада ко мне, к рабу Божию имярек, во едино место. Стану яз, раб Божий имярек, поклонятись и покарятись четырем ветром и четырем вехорям: Станьте вы, четыре ветра и четыре вехоря, понесите вы меня, раба Божия имярек, понесите по солнцу и по месяцу, по звездам и по лунам, и по всем сторонам; где еи ни увидите, туто вложите в неи тоску и кручину и печаль необычную, тужила б та раба Божия имярек по мне, по рабе Божии имярек, в день при солнце, в ночь при месяцы, по всякой день, по всякой час, по всякое время, месяца ветха и полна и перекроя Перекрой — древнерусское слово, обозначающее начало ущерба луны в первые дни после полнолуния. ; то бы тоски и великие печали сахарем не заесть и питьем не запить, ни со отцем, ни с матерью не отседитце, ни з братьямы, ни с сестрамы, ни с суседамы не отседетце, ни на ветре не проходитце, ни делом не отделатце. Во век веком. Аминь».

Олонецкий сборник, вторая четверть XVII века

Заговор на присуху

«Слова т хептар Т хептар — „к женкам“ (тайнопись). .
На зоре на утренней пойду яз под тихой облак, под красную зорю, под частые звезды и увижу яз царя Хахцу Хахца — „Жажда“ (тайнопись). . Царь Хахца, объяви мне огненную реку. И не пади ты, огненная река, ни в реки, ни в озера, ни в ключи морскии, пади ты, огненная река, имярек шо улка Шо улка — „во уста“ (тайнопись). . И как та огненная река горит, так бы горело лемцде у кой-маще Лемцде у кой-маще — „сердце у той рабе“ (тайнопись). имярек на всяк день и на всяк час, месяца молода и ветха.
Говори на вино, и на перец, и на чеснок, на что хошь».

Олонецкий сборник, вторая четверть XVII века

Заговор на любовь девицы

«Встану раненько, взойду на высок шолом Шолом — холм, пригорок. , ускричу, взвоплю своим громким голосом: Ой вы, Сотона со дьяволи со малы, со великими, вылести с окияне-моря, возмити огненую тоску мою, пойдити по белу свету, не зожигайти вы не пенья, не колодья, ни сырые деревья, ни земни тровы, зажгити у рабы по мне рабу душу. На море акияне, на острове на Буяне стоит тут мыльня, в той мыльне лежит доска, на той доске лежит тоска. Пришол я, раб имярек: Что ты, таска, тоскуешь и гарюешь? Не таскуй, таска, не гарюй, таска, поди, таска, уступи, таска, рабу имерек, чтобы она тоскавала и горевала по мне, по робу имерек; как тот огонь горит, в году и в полугоду, днем и полудни, и часу и в получасу, так бы та раба по мне, по робу, горела с белое тело, ретивае серцо, черноя печень, буйная голова з мозгом, ясными очами, черными бровями, сахарными устами. Сколь тошно, сколь горько рыбе без воды, и так бы рабу имерек тошно, горько по мне по робу и дня и полудня, и часа и получаса, в году и полугоду, и неделе и полнеделю, и об ветху мне и об молоду, и о перекрое… На што загодал, на то и стань».

Заговоры из следственного дела против ротмистра Семена Васильевича Айгустова, 1688-1689 годы

Приворотный заговор

«На море-океане, на острове Буяне лежит камень, на нем заяц; три змеи-скоропии щиплют его за сердце. Как зайцу тошно, так было бы тошно рабе».

Из тетради с заговорами, хранившейся у дьякона Ивана Кузьмина, 1728 год

Любовный заговор

«Еще я стану, раб Божий имярек, благословесь и пойду перекрестясь из ызбы дверми, из двора воротами в чистое поле на восточную сторону. Под восточной стороной есть синее море-окиян, на том море-окияне есть остров, на том острову живет огненной царь. Я, раб Божий имярек, покорюсь и помолюсь огненному царю: Ой еси ты, огненной царь, бери ты в руки огниво и кремень, и выруби огня палящаго, и палящий зажги семьдесят городов и семьдесят королев. Еще я помолюсь и покорюсь: Не зажигай ты семьдесят городов и семьдесят королев, а зажги ты оу рабицы Божии имярек душу и тело, ретивое сердце, и черную печень, и горячую кровь, семьдесят три жилы и семьдесят три состава, чтобы она, рабица Божия имярек, без меня, раба Божия имярек, не могла не жить, не быть, ночи начевать и часу часовать, не в день житья, ни в ночь спанья, хлеба поесть, питья испить, все бы меня, раба Божия имярек, на оуме держала век мой и повеку. Еще выйду в чистое поле под восточную сторону. Под восточной стороной есть славное море-окиян, на окияне-море есть остров, на том острову есть 12 братов, 12 кузнецов. Ой еси вы, 12 братов, 12 кузнецов, не сушите сена зеленаго и травы кошеные, а сушите оу рабы Божией имярека душу и тело, ретивое сердце по всякой день и по всякой час. И будьте, мои слова, крепки и лепки, крепче сераго камня и лепучие белаго яраго воску. Тех бы моих слов дуть не отдуть, дуть и плевать бы некому, не хлебом не заесть и питьем не запить, а тем моим словам ключь в небе, замок в роте. И во веки веков.
Аминь, аминь, аминь».

Сборник заговоров, первая половина XIX века

Греческий заговор

«Любовный приворот, для которого используется смирна, воскури-ваемая на алтаре. В то время как воскуриваешь на углях, произнеси следующие слова. Вот они: „Ты Мирра, ты горька, ты тяжка, ты при-миряешь враждующих, ты возникаешь и принуждаешь к любви отвергающих Эроса. О, Мирра, все призывают тебя, и я призываю тебя же, пожирающая плоть и воспламеняющая сердце. Я не посылаю тебя в дальнюю Аравию, я не посылаю тебя в Вавилон, но посылаю тебя к такой-то, чьей матерью была такая-то, чтобы ты помогла мне с ней, чтобы приворожила ее ко мне. Если сидит она, пусть не сидит, если болтает с кем-то, пусть не болтает, если смотрит на кого-то, пусть не смотрит, если приходит к кому-то, пусть не приходит, если прогули-вается, пусть не прогуливается, если пьет, пусть не пьет, если ест, пусть не ест, если ласкает кого-то, пусть не ласкает, если услаждает себя каким-нибудь удовольствием, пусть не услаждает себя, если спит, пусть не спит, но пусть только обо мне думает, пусть только меня страстно желает, пусть только меня любит, пусть исполнит все мои желания. И проникай в нее не через глаза, не через ребро, не через ногти, не через пупок, не через члены, но через душу Греческое слово ψυχή, которое тут переводится как «душа», может также означать женские половые органы. Сложно сказать, какое из значений подразумевается в этом случае — возможно, оба. , и оставайся в сердце ее, и снедай лихорадкой чрево ее, и грудь, и печень, и дух, и кости, и разум, пока не придет ко мне такая-то, любящая меня, пока не будет испол-нять все желания мои, поскольку я связываю клятвой тебя, Мирра, тремя именами: Анохо В греческих заговорах упоминаются имена и эпитеты египетских и греческих богов и демонов, а также библейских персонажей; иногда они искажены. Кроме того, встречают-ся слова и целые фразы, смысл которых утрачен, а также звукоподра-жатель-ные имена, ритмические вариации и палиндромы. , Абрасакс Абрасакс — имя космологического существа в представлениях гностиков. На геммах-амулетах Абрасакс изображался как существо с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног. , Тро и именами, которым все подчиняются, и могущественнейшими Кормейот, Иао Иао — магический эпитет, произошедший от непроизносимого в еврейской традиции имени Бога Яхве. , Сабаот Сабаот — одно из имен Бога в иудейской и христианской традициях. , Адонай Адонай — одно из обозначений Бога в иудаизме; с эпохи эллинизма при чтении вслух использовалось в качестве замены непроизносимого имени Яхве. , чтобы исполнила мои приказания, Мирра. Вот я сжигаю тебя, и ты наполняешься силой, чтобы вскружила голову той, которую я люблю, такой-то, сжигай и выворачивай утробу ее, высасывай кровь ее, пока не придет ко мне такая-то, чьей матерью была такая-то. <…> Я призываю тебя, владычица огня Фтан Аной, повинуйся мне, Божественная Единица, единородная манебиа баибаир хюриороу тадейн, Адонай Еру нуни миоонх хутиай Мармараюот, приворожи ко мне такую-то, чьей матерью была такая-то, такого-то, чьей матерью была такая-то, ныне, ныне, сейчас, сейчас, быстро, быстро“. И говори также этот приворот для всех случаев».

Греческий текст из египетского папируса, IV век н. э. 

Причитания могут быть свадебные, рекрутские, похоронные. Причеты не имели определенной формы и фабулы.

Рекрутский обряд - более позднего происхождения, чем свадебный и похоронный обряды. Он сложился в начале18 века, после введения Петром 1 всеобщей рекрутской повинности (1699). Проводы на «службу государеву» на 25 лет для крестьянской семьи были равносильны смерти рекрута; влекли за собой разорение и упадок хозяйства. В самой армии часты были случаи жестокой расправы над солдатами, поэтому родные рекрута причитали над ним, как над умершим. Этот обряд почти не содержал в себе магических и символических моментов (иногда рекрута заговаривали от болезней, и, особенно, от пуль).

Заговоры

Назначение заговоров, как и обрядовой поэзии, заключалось в магическом воздействии на природу. Со временем, заговор приобрёл значение заклинания словом и в связи с этим стал устойчивой поэтической формулой, построенной чаще всего на сравнении реального действия или явления с желаемым и употребляемой для достижения лечебных или иных целей. Важная черта заговора - вера в магическую силу слова. Заговоры бывают двух видов: белые - направленные на избавление от недугов и бед и содержащие элементы молитвы (знахарство)- и черные - направленные на принесение порчи, вреда, употребляемее без молитвенных слов (колдовство, связанное с нечистой силой). Употребление заговоров в большинстве случаев соединялось либо с различными видами народной медицины, либо с символическими действиями - отголосками древней магии. По тематике заговоры делятся на 3 группы: лечебные - от болезни и болезненного состояния людей и домашних животных, а так же от порчи; хозяйственные- аграрные, скотоводческие, промысловые - от засухи, сорняков, для приручения домашних животных, охотничьи, рыболовные; имеющие целью регулировать общественные и личные отношения между людьми: любовные присушки и отсушки от недугов, для привлечения почёта или милости. Большое влияние на заговоры оказало христианство. Христианские образы целителей-святых и молитвы должны были укрепить авторитет магической формулы в пору, когда языческие верования уже забылись народом. Композиция заговоров : введение (обычно молитвенное обращение), зачин (указывающий на то, куда идёт и что делать должен заговаривающий или заговариваемый); основная часть (содержащая выражение желания, обращение-требование, диалог, действие с последующим перечислением, изгнанием болезни) и закрепки (опять молитвенное обращение).

Сказка

Народная сказка.

Сказка - жанр необрядового фольклора. Самый древний жанр в фольклоре. Жанр эпический, повествовательный. Сказка - произведение, которое имеет установку на вымысел. Изначально, сказка не была забавой. Сказка - то, что сказывают. Самый известный собиратель и издатель сказок - А.Н. Афанасьев (запасы своих сказок он пополнял за счёт записей П.И. Якушина). Он разделял сказки на:

1. сказки о животных;

2 .сказки новеллестические;

3 .сказки волшебные.

Сейчас классификация сказок изменилась. Выделяют:

1 - кумулятивные;

2 - волшебные;

3 - сказки о животных;

4 - авантюрные;

5 - бытовые;

6 - новелестические;

7 - сатирические;

8 - сказки детского драматического жанра;

9 - анекдоты, небылицы.

Сказки о животных.

Сказки о животных - самые древние сказки. При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником - тотемом. Тотемизм - вера в то, что определенное племя, род произошло от определенного родителя - животного. Во многих сказках о животных композиционный стержень - обман. Но он не осуждался. Это способ достижения превосходства слабого над сильным. В центре - хитрое животное. Позднее, с отмиранием культа животных, в сказку стало входить и ироническое изображение смешных повадок животных.

Излюбленным героем русских сказочных историй о животных, как впрочем и всех восточнославянских сказок, сделалась лиса. Её проделки и проказы стали основой многих сюжетов.

Кумулятивная сказка.

Кумулятивная сказка - сказка, состоящая из цепи сюжетов, которые могут быть связаны между собой одним персонажем. Композиция подобных сказок характеризуется нарастающим напряжением и усложнением действия.

Волшебная сказка.

Волшебная сказка - нарочитая фикция, она возникла позже сказки о животных. Главные действующие лица - дети предбрачного возраста (т.к. часто волшебная сказка связана с обрядом инициации). В волшебной сказке существуют сюжеты, не характерные для других сказок (Царевна-лягушка, Финист-ясный сокол). Сюжет - разворачивание действия в определенной последовательности. Мотив - действие, происходящее в рамках сюжета. Волшебная сказка начинается с завязки (чудесное рождение ребёнка, подход детей к определенному возрасту - инициации). Далее следует действие (начинается с несчастья, беды, которые пришли внезапно). Отлучка либо старших от младших, либо сильных от слабых. Отлучки часто сопровождались запретами, которые обязательно нарушаются. Запрет и его нарушение - парные функции. Нарушение запрета - начальная беда, в результате которой появляется антагонист (Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей), который творит похищение. Но иногда беде соответствует ситуация, когда чего-либо не хватает, недостаёт (герой отправляется искать невесту, молодильные яблочки, живую воду и т.д.). Основная функция завязки - отправить героя куда-либо из дома. Когда герой отлучился из дома, его вскоре должен встретить даритель, или советчик. Часто в этой роли выступает Баба-Яга (она является как бы сторожем границы-перехода из одного мира в другой). После встречи с дарителем или советчиком, у героя должен появиться волшебный помощник (часто волк или конь), который помогает герою добыть некие волшебные средства, которые помогут в борьбе с антагонистом. Развязка: либо битва героя с антагонистом, либо незаметное похищение искомого (битву или похищение герой совершает сам, но волшебный помощник всегда учит, как надо это делать). Похищение - не единственная, но ведущая развязка. После похищения случается женитьба, но не всегда, т.к. после развязки часто бывают осложнения: до осложнения должна произойти функция клеймения, которая нужна для дальнейшего узнавания героя. Победа над врагом, возвращение домой, которое может быть бегством. Бегство стоит в прямой зависимости от похищения, как формы добычи. Формы погони и ухода от неё весьма разнообразны (иногда сопровождается последовательным превращением героев или похитителей в элементы природы). Когда до возвращения остаётся всего - ничего, герой встречает менее удачливых братьев. Он решает отдохнуть. Братья крадут у героя добытое и должны избавиться от него (сказка как бы начинается заново, т.к. опять приходит беда). Оживление убитого героя происходит с помощью волшебного помощника. Вернувшись в царство, герой хочет скрыть себя функция неузнанного прибытия. Но в это время, убийцы уже претендуют на опр. высокое место, выдавая себя за героев. Идёт притязание ложного героя. В сказках, основанных на змееборстве, второго хода быть не может. Перед самой свадьбой, невеста ставит мотив трудной задачи, задание, которое может выполнить только истинный герой. Этот мотив приводит к узнаванию ист. героя. Далее следуют обличение ложного героя и его наказание.

Бытовая сказка.

Бытовая сказка не возникла из литературной новеллы, а сама создала её, т.к. исторически ей предшествовала. Бытовая сказка характеризуется тем, что показывает «алогизм обычного», вскрывает внутреннюю ложь, социальную неправду. Бытовая (новеллистическая) сказка - духовное дитя людей с жизнерадостным и независимым характером, с критическим и земным складом ума. К наиболее распространенным видам сказок-новелл относятся многочисленные сказки о супругах, их верности и неверности, о женитьбе героев, о ленивых хозяевах. Особое пристрастие эти сказка питают к любовной тематике. Также к типичным сказкам стоит отнести сказки об одураченном барине, о богатом хозяине, о нанятом работнике, о барыне, обманутой хитрым работником. Третья основная тема бытовых сказок - тема осуждения духовенства. Поэтика и стиль бытовых сказок - сниженные. Сказка-новелла рассчитана на непрерывность и единство восприятия.

В этой статье:

Народные обряды и заговоры – это древние колдовские ритуалы, которыми на протяжении многих веков пользовались наши предки.

Русская магия охватывала все сферы жизни человека, с ее помощью люди решали свои сердечные проблемы, привлекали к себе денежное благополучие и удачу, выстраивали защиту от зла духовного и физического, лечили самые разные заболевания.

Огромное количество подобных заговоров представляют интерес не только специалистов в области колдовства, но и других профессионалов, изучающих фольклор, к примеру, этнографов.

Заговоры на излечение

Обряды, которые должны помогать человеку избавляться от разных заболеваний, можно назвать самыми сильными и важными.

Существуют как универсальные ритуалы, способствующие общему излечению и восстановлению организма, так и узконаправленные, способные противостоять только одной болезни.

В русской магической традиции присутствует огромное количество заговоров и ритуалов на исцеление детей. Этими обрядами пользовались не только деревенские колдуны и ведуны, их знала наизусть каждая мать.

В ритуалах на здоровье детей очень важно правильно читать слова заговора, так как вся сила такой магии заключена именно в словах. Исполнитель должен быть твердо уверен в силе используемого ритуала и верить, что он принесет облегчение больному.

Важно помнить, что любой обряд против болезни необходимо проводить только с позитивным, доброжелательным настроем. У вас не должно быть никаких негативных мыслей и чувств. Только человек с чистым сердцем и душой может вылечить ребенка.

Старинный обряд от потери крови

Данный магический ритуал проводится для того, чтобы остановить сильное кровотечение. Для проведения обряда, маг должен зажать пальцами рану на себе или другом человеке, и трижды прочесть слова заговора:

«Земля крепись, дерн дерись, а у раба Божьего (имя) кровь уймись. Как земля свои раны засыпает и заглаживает, так пусть и рана раба Божьего (имя) затянется. Да будет так. Аминь».

Старинный заговор от тяжелой болезни

Этот сильный магический обряд поможет исцелить человека даже от самых тяжелых заболеваний. Для исцеления нужно читать специальную молитву-заговор, стоя у изголовья больного человека с иконой «Троеручица». Слова читают ежедневно утром и вечером:

«Преблагая Пресвятая Богородица Дева Мария, припадаю, да преклоняюсь пред тобой, пред иконой святой. Помня прославленное чудо Твое, как исцелила ты усеченные десницы преподобного Иоанна Дамаскина, чудо, что от иконы Твоей было явлено людям. Знамение то и по сей день на иконе той видимо, в образе руки третьей изображаемо. Помоги и мне, Троеручица, помоги исцелить рукою твоей раба Божьего (имя). Услышь меня, Пресвятая Богородица, не лиши меня помощи своей. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь».

Икона Богородицы Троеручица

Народный ритуал от пьянства

Пьянство на Руси не всегда было такой серьезной проблемой, как сегодня. Но чем больше русский народ попадал в рабские оковы, именуемые крепостным правом, чем больше государство и церковь старались оболванить народ, тем больше в нашей стране пили, пили от безысходности. Когда же такая проблема появилось, появилось и множество народных заговоров для борьбы с пьянством. Чтобы избавить от этой болезни близкого человека нужно читать над ним хмельным и спящим слова:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Да отступятся хмель и вино от раба Божьего (имя), уйдет тяга в леса дальние, в леса темные, за поля широкие, за реки быстрые. Пропадет там, где люди не ходят, где кони не идут, где звери дикие не бродят, да птицы в небесах не летают. Уйдет напасть от раба Божьего (имя) и больше не вернется. Да сбудется, что сказано. Аминь. Аминь. Аминь».

Обряды на достаток и благополучие

Человек во все времена хотел не испытывать финансовых проблем.

Денежное благополучие для дома доставались простому русскому человеку очень тяжело, потому появилось множество магических ритуалов, направленных на привлечение богатства.

Денежные обряды могут сильно различаться между собой. Одни ритуалы были направлены на успешную торговлю, такие обряды проводили, когда человек отправлялся с товаром на ярмарку.


Денежные обряды были актуальны всегда, но в наше время достаточно скептиков, не верящих в особые Силы

Другие, универсальные заговоры, должны были привлечь деньги в семью любыми способами, под действием таких обрядов человек мог найти деньги прямо на земле.

Народный обряд для богатой жизни

Для проведения данного магического ритуала вам нужно купить 12 спелых яблок. После сделки не берите у продавца сдачу, потому заранее подготовьте мелкие купюры.

В первый день нужно отдать каждое второе яблоко нищему на улице, а шесть оставшихся плодов принести домой. На второй день также нужно раздать половину оставшихся яблок. Оставшиеся три плода нужно отнести в церковь на третий день, положить их на поминальный стол и проговорить слова денежного заговора: «Поминаю свою нищету за упокой, помяните и вы нищету раба Божьего (имя) за упокой. Будет богатство и деньги отныне со мной. Да будет так. Аминь. Аминь. Аминь».

Чтобы в семью пришли большие деньги

Для проведения данного обряда вам понадобятся пять церковных белых свечей. Установите их на стол, застеленный светлой скатертью, зажгите, трижды перекреститесь и читайте слова заговора:

«Надежда моя и опора, Иисус Христос. Пресвятая Богородица Дева Мария моя подпора. Шли они по небу, мешки с деньгами несли, мешки те открылись, да деньги с небес свалились. Я, раба Божья (имя), по земле шла, деньги те нашла, деньги те собрала, домой их понесла, свечи зажгла, да деньги семье раздала. Как свечки будут сгорать, так и деньги будут в мой дом прибывать. Вовеки веков, Аминь».


Христианский эгрегор очень хорошо помогает своим приверженцвм

Теперь дождитесь, когда свечи полностью перегорят, соберите с них весь воск, скатайте его в один шарик и положите себе в кошелек. В ближайшие дни вы должны будете заметить начало улучшения финансового состояния.

Сильный обряд на деньги

Русские заговоры на богатство очень эффективны. С их помощью можно значительно и в короткие сроки пополнить свое финансовое состояние, главное, грамотно проводить все необходимые действия.

Данный магический обряд нужно проводить в четный день месяца, в полнолуние. Сходите в церковь с монеткой, которая должна иметь только четный номинал. Освятите монету и вечером отправляйтесь вместе с ней в лес. В лесу найдите большую осину, выкопайте рядом с ней неглубокую ямку, положите туда монету, засыпьте ее землей, встаньте сверху и читайте слова заговора:

«Пресвятая Богородица Дева Мария и Иисус Христос, благословите раба Божьего (имя). Пусть Господь будет с моим сажевом, пусть растет оно ростком, пусть колоситься урожаем. Как мышь железную денежку не сгрызет, как червь ее не источит, так пусть и деньги мои никто не сурочит. Придут ко мне деньги раз, да уже никогда не уйдут. Да сбудется, что сказано. Аминь. Аминь. Аминь».


Вместо леса можно уйти в парк

После этого нужно полить чистой водой то место, где вы закопали монетку, развернуться и, не оглядываясь, уйти из леса. Обряд должен начать действовать через две недели после прочтения заговора.

Заговоры на любовь

Любовь имела сильнейшее значение для наших предков, потому до наших дней дошли сотни специальных магических ритуалов, призванных помочь в делах сердечных.

Примечателен тот факт, что многие из этих обрядов предназначены для использования мужчинами, потому можно смело сказать о том, что в давние времена приворотная магия не была исключительно женским занятием.

Мощный обряд на любовь

Поставьте на светлую скатерть три новых свечи. Зажгите свечи и читайте слова заговора:

«Господь, Бог мой, уповаю на Тебя и молю Тебя. Сотвори ты стену высокую, да яму глубокую, да ограду непреодолимую. Сотвори тоску непроходимую, глубиною в три сажени. Сотвори высоту безмерную, и тоску глубиною безмерною. Закрой, Господь, преграды, загради ограды, чтоб Раб Божий (имя) ко мне пришел, чтоб к другой не ушел. А если уйти вздумает, перейдет ему вся тоска, что только была Богом создана. Закрой ты ограды, Господь, да ключи забери себе, помоги мне, Божьей рабе (имя). Пока замок Господа Бога не будет открыт, до тех пор будет меня раб Божий (имя) любить. Да будет так. Аминь».

Чтобы привлечь девушку

Чтобы привлечь внимание, а затем и любовь девушки, читайте каждый раз шепотом, когда будете видеть ее слова: «Сотворил Господь Бог женщину для человека. Я эту женщину люблю, я ее влеку, я ее привлекаю. Будет раба Божья (имя) моей. Аминь».

Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех народов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, придававшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древности они были основаны на образном, метафорическом мышлении, уподоблении по аналогиям. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизированном обличье, существуют и в наши дни.

Гадание — средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремится проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе, поэтому гадание осознавалось как грешное и опасное занятие (к примеру, гадающие снимали с себя кресты). Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обитателями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище и проч.), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). Тем не менее в гадания проникли и христианские образы.

Пресвятая Богородица,

Приведи в тот храм,

Где венчаться нам!

Гадая, люди стремились получить ответ на тот или иной важный для них вопрос: о здоровье, об урожае и приплоде скота, о судьбе ушедшего на войну... Наиболее многочисленны были гадания девушек о предстоящем замужестве.

В основе гаданий лежал прием истолкования "знаков": звуков; случайно услышанных слов; отражений в воде; очертаний вылитого в воду растопленного воска, олова или же яичного белка; поведения животных; брошенных предметов (венка, валенка) — и проч. Для получения этих "знаков" предпринимались действия, в которых использовались предметы, животные, растения. Иногда действия сопровождались словесными формулами:

Полю, полю снежок, там мой женишок.

Где собачка взлает, там он пребывает.

Существовал обычай прикреплять гадания к календарным дням: Масленице, Юрьеву дню, Пасхе, Троице, на Ивана Купалу и особенно — к зимним святкам.

Наиболее развитыми в художественном отношении были святочные подблюдные гадания — коллективные гадания о будущем. В них первостепенную роль играла символика специальных подблюдных песен.

Название "подблюдные" произошло от типа гаданий. Собравшись в какой-либо избе, участники (чаще всего девушки) брали блюдо (чашу), клали в него, снимая с себя, кольца или другие мелкие предметы, наливали в блюдо воду и покрывали платком. (Известна также разновидность этого обряда без воды.) Хором исполнялись песни — поэтические предсказания, а кто-либо, не глядя, вынимал из блюда положенные туда предметы. Сначала воздавали честь хлебу и лишь затем пели другие песни. Они могли предвещать богатство, свадьбу, продолжение девичества, несчастье, смерть. Чью вещь вынимали, к тому и относилось предсказание. Число песен зависело от числа гадающих.

Основными поэтическими символами были универсальные образы хлеба, золота, дома, дороги, дерева. В песнях, предрекающих урожай и богатство, наиболее характерным был образ хлеба и связанных с ним зерна, снопов, квашни, дежи. Богатство символизировали также образы щуки, медведя, мыши. Несчастье или смерть предрекали карканье вороны, поминальный блин, белое полотно, гроб. Замужество — кот с кошуркой, а также символы свадебных песен и обрядов, часто парные: соболь с куницей, береза с дубом, два голубочка; венчальное кольцо.

Песенные предсказания имели постоянный, традиционный смысл, но в отдельных случаях в их истолковании допускалось варьирование.

Для композиции подблюдных песен характерны заключительные формулы закрепки, исполнявшиеся после каждой песни:

Кому вынется, тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется;

Кому спели,

Тому добро!

А кому-то эта песня достанется,

Тому сбудется-вспамятуется.

Нередко после каждого двустишия повторялся рефрен: "Слава!", "Слава, ладо мое!", "Ладо ладу ", "Диво ули ляду!" и др. Рефрены (содержащие обращение к славянскому богу любви Ладу), а также напевы подблюдных песен обнаруживают их связь с песнями весенне-летнего календаря.

Разновидностью подблюдных песен были, по народной терминологии, йлии: каждая песня начиналась со специального запева, обращенного к Илье-пророку, которого народ соединил с древним небесным божеством — громовником (возможно, Перуном):

Как сегодня у нас страшные вечера, Илия!

Страшные вечера да васильевские, Илия!

Поют песни первоначальные, Илия!

Призыв этого божества мог выражаться только в рефрене:

"Шею, идею!"

Святочные гадания описаны в русской литературе ("Светлана" В. А. Жуковского,"Евгений Онегин" А. С. Пушкина, "Война и мир" Л. Н. Толстого).

Заговор (или заклинание) — произведение магического характера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. Заговоры — составная часть колдовства. Произнесение заговора часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными предметами и проч., а также крестным знамением. Произнося лечебные заговоры (например, в бане), больному давали настои целебных трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза.

Самые древние заговоры были короткими, поясняющими магические действия. Колдовство и вообще могло не сопровождаться словом, а состоять только из одних действий (см. Хрестоматию). Ритуальность исполнения заговоров требовала определенного времени и места (на утренней или вечерней заре, в полночь, в Великий Четверг; у реки, у куриного насеста, в печи и проч.).

Мифологи видели в заговорах древние мифы-молитвы, обращенные к языческим божествам. И в наше время заговоры рассматривают как источник реконструкции мифопоэтического мира. С мифами их сближает отождествление природного и человеческого, обращение к мифологическим персонажам (природным стихиям, космическим объектам, мифическим существам). Заговоры испытали значительное влияние христианства: как обряда (крестное знамение, молитва), так и книжности (например, часто упоминаются христианские святые).

Важный признак заговора — вера в магическую силу слова. Это отразили его народные названия: заговор, наговор, шепта-ние, слово, молитва. Нехитрыми заговорами от ушиба, пореза, чирья и т. п. владел каждый человек. Однако еще А. Н. Афанасьев подчеркивал, что заговоры — это "предмет тайного ведения знахарей, колдунов, лекарек и ворожеек. <...> Они непригодны для забавы и, как памятники вещего, чародейного слова, вмещают в себе страшную силу, которую не следует пытать без крайней нужды; иначе наживешь беду".

Заговоры передавались от старшего к младшему, чаще по родственникам. Существовало убеждение в том, что колдуны должны перед смертью обязательно избавиться от своих знаний и что они могли это сделать обманом (для этого им достаточно было притронуться к другому человеку).

Верили также, что текст заговора изменять нельзя, иначе ослабнет его сила. Поэтому, не надеясь на память, заговоры заносили в тетрадки. Сложилась даже письменная форма их бытования. Однако, несмотря на это, заговоры, как всякое фольклорное явление, были подвержены вариативности. В конце заговора исполнитель мог произнести слова, "нейтрализующие" возможные ошибки:

Будьте мои слова и наговоры.

Некоторые недоговоры,

Исполнъш-полна крепки-лепки... И т. д.

Разрушить или ослабить силу заговора мог только другой заговор. В поздней традиции заговор не всегда требовалось произносить: достаточно было записать его на бумагу и носить в ладанке на груди (например, "Сон Свет-Богородицы" — дорожный оберег путников, путешественников).

Заговоры были универсальны в бытовом применении: хозяйственные (земледельцев, пастухов, охотников, на удачную торговлю...); лечебные; любовные (их называли присушки или от-сушки); социально-бытовые (на царские очи, как отпереться от пытки, на суд идучи, от пули на войне...). Наиболее многочисленны лечебные заговоры. Направленность заговоров, как и всякого колдовства, могла быть не только доброй, но и злой, что выражалось в стремлении нанести кому-то урон, наслать порчу. Поэтому различали "белые" и "черные" заговоры.

Персонажи заговоров очень многообразны. Это олицетворенные носители зла: двенадцать сестер — двенадцать дочерей Иродовых, тоска, сухота, бес Салчак, худое, Грыз Грызец, звих, гром гремучий... С другой стороны, многочисленные помощники, которые осуществляют просьбы или приказания: Божья Матерь (Мати Пресвятая Богородица), Святой Спаситель (Иисус Христос, Господь), Егорий Храбрый, батюшка святой отче Симон, красно солнышко, светлый месяц, звезды частые, утренняя зорюшка, ветры буйные, вихорь, огонь, огненный змей, батюшка черный дым, водичка-матушка, матушка змея-шкуропея...

В художественной системе заговоров необходимо отметить богатство эпитетов.

Большую роль в них играет прием сравнения. Например:

Как ты, во дичка-матушка.

Убегаешь, не жалеешь

Ни бережков, ни камешков,

Так и мне не жалеть.

В то же время существуют заговоры и без этого приема, что говорит о многообразии их форм. Г. А. Барташевич называет заговоры-обращения, заговоры-просьбы, заговоры-формулы пожелания, заговоры-молитвы, эпические заговоры с развитым центральным образом, заговоры типа абракадабр, заговоры-диалоги, заговоры-лечебные советы, — и это еще не все типы.

В эпических заговорах с развитым центральным образом были постоянные элементы композиции: зачин (молитвенное вступление), эпическая часть (описание обрядовых действий, действительных или символических), выражение пожелания, закрепка-концовка. Обычно действие происходит на море-Окияне, на острове Буяне, посреди которого стоит медный столб от земли до неба, или лежит бел Алатырь камень. Действие также может разворачиваться в горах, в чистом поле.

Построение заговора представляет собой последовательное сочетание формул. Фольклорная формула — устойчивая словесная конструкция, как правило, ритмически упорядоченная и имеющая характер законченного суждения. Формула повторяется в разных произведениях жанра (многие жанры фольклора выработали свои формулы).

В заговорах наиболее употребительны были начальные формулы (молитвенные вступления) и заключительные (закрепки), которые могли завершаться "зааминиванием". Например:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь.

Господи благослови, Христос!...

(Начальная формула)

Будьте мои слова крепки и прочны.

Ключ — замок.

Аминь, аминь, аминь!

(Заключительная формула).

Разнообразные формулы использовались внутри текста: чудесного одевания, устрашения, отсылки в "иной мир", врачебного совета, угрозы, проклятия, пожелания... Особенно важна формула ссылания зла (в "белых") и нанесения зла (в "черных" заговорах), в которой обычно представлены перечисления:

И нанеси на его тоску тоскущую.

Сухоту сухотушую,

Плачь неумолимую —

В ясны очи.

Черны брови,

Легкие, печени и сердце,

Кровь его горячую,

Чтобы кипела его кровь горячая

Обо мне рабе Божьей Акулине,

И казалась бы я ему

Милее отца и матери

И всех друзей и товарищей...

Стилистика "белых" и "черных" заговоров могла повторяться по принципу зеркального отражения: Стану я, раб Божий (имя рек), благословясь, выйду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротми... ("белый" заговор); Стану я, раб Божий (имя рек), не благословясъ, и пойду не перекрестясь, из избы не дверьми, из ворот не в ворота; выйду подпольным бревном и дымным окном... ("черный" заговор).

Важные элементы заговорных формул — эпитеты, сравнения, символы. Предполагается, что формульная природа заговоров восходит к песенному магическому синкретизму, поэтому в них развита ритмика, а иногда возникали рифмы:

Иди, худое,

За лихие болота,

За гнилую колоду,

Где быки не ревут,

Петухи не поют.

Там ваше гулянье,

Там ваше красованье,

Там вечная жизнь.

Несмотря на утилитарную направленность, многие заговоры являли образцы высокого поэтического искусства. Любовные заговоры А. А. Блок назвал "поэмой тоски и страсти".

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

Заговором, говоря предельно сжато, именуется определённая словесная формула, произносимая с целью того или иного воздействия на других людей или на окружающий мир - с целью достижения определённого состояния либо напротив, избавления от оного, осуществления определённого намерения либо предотвращения нежелательного явления. В народе заговор может именоваться и другими словами: «слово», «шептание», «наговор», «приговор», «осторожка», «оберег», «замовление», «примовление» и т.д.

Заговоры, по мнению абсолютного большинства исследователей являются наиболее архаичной составляющей традиционной славянской культуры. Практика применения заговоров уходит своими корнями в глубокую древность и в большей или меньшей степени сохраняется до наших дней.

Основная масса текстов заговоров записана в XVIII - XX вв. Известен отрывок заговорного текста на новгородской берестяной грамоте, датируемый XIV - XV вв . Также существует несколько текстов, относящихся XV - XVI вв. Письменный текст наиболее древнего заговора ныне известного исследователям относится к XII веку. Он также был обнаружен на берестяном свитке при раскопках древнего Новгорода. Тем не менее несомненно, что заговоры бытовали и задолго до письменной фиксации. Исходя из этого ряд исследователей считает, что на основе заговорных текстов возможно не только судить о мифологических представлениях наших предков, но и использовать заговоры в качестве одного из инструментов в реконструкции цельной мифологической системы: «…древнеиндийские и европейские заговоры, принадлежа единой древней традиции, отражают в высшей степени архаичные «мифопоэтические» представления и позволяют ставить вопрос о реконструкции по крайней мере фрагментов общеиндоевропейского текста»

Применение заговоров характерно не только для славянской традиционной культуры, но и практически для всех архаических культур. О том, сколь высокое значение придавалось заговорам у древних ариев можно судить по тому, что ведический корпус включает в себя, наряду с «Ригведой» («ведой гимнов»), «Яджурведой» («ведой жертвенных формул») и «Самаведой» («ведой напевов») ещё и «Атхарваведу» - «веду атхарванов» или, буквально, «веду заговоров». Она включает в себя заговоры главным образом повседневного, бытового характера. Например, против пожара в доме:

Это сток для вод,
Жилище для моря.
Посреди пруда наш дом -
Отврати (свои) лица!

Или на рост ячменя:

Где мы призываем тебя,
Внемлющего бога-ячменя,
Поднимись там, как небо!
Будь неисчерпаем, как океан!

Заговоры широко представлены и в традиционной культуре ближайших соседей славян - балтов. Отрывок литовского лечебного заговора:

Святая земля,
Земля, земля, землица!
Змея, змея, змея,
Отдай здоровье (имя)

Месяц, месяц, месяцочек,
Светлый небесный боженька,
Дай ему (полный) круг, мне здоровье,
Дай ему полноту - мне королевство Перкунаса!

Известны заговоры и германо-скандинавской традиционной культуре. Вот, например, заговор от вывиха:

Фоль и Вотан ехали в лесу.
Тогда у кобылы Бальдра была вывихнута нога.
Тогда заклинала её Синтгунт, Сунна её сестра,
Тогда заклинала её Фрейя, Фола её сестра,
Тогда заклинал её Вотан так хорошо, как он умел
И от вывиха кости, и от вывиха крови,
И от вывиха сустава:
Кость к кости, кровь к крови,
Сустав к суставу да приклеятся

Заметим, что многие исследователи указывают на то, что часть мифологических песен «Старшей Эдды» также имеет ярко выраженные черты сугубо заговорного текста (либо являются «выросшими» из заговорного текста). Например, «Речи Сигрдривы» имеют такие строки:

Будь невредимым, день! Будьте невредимыми, дня сыны!
Будь невредимой, ночь с сестрою!
Негневными глазами взгляните на нас сюда
И дайте сидящим победу
Невредимые асы, невредимые асиньи,
Да будет невредимой многополезная земля!

В кельтском эпосе также сохранились тексты, имеющие отчётливые черты заговора:

Заклинаю ирландскую землю,
Омытую морем обильным,
Обильны горы великие,
Велики леса могучие..

Итак, заговор является характерной составляющей любой архаической культуры. В тоже время говоря конкретно о славянском фольклоре следует отметить что многие тексты заговоров наполнены христианскими персонажами и христианской терминологией, и этот факт настораживает и даже отпугивает непрофессионалов, начинающих знакомится с традиционной славянской культурой. К тому же определённое количество заговоров, записанных этнографами, в самом деле является продуктом в большей мере христианского мышления и не несёт в себе практических никаких элементов традиционного (или, точнее, мифологического) мышления. В связи с чем возникает вопрос: как отличить аутентичный заговор от более позднего? Для этого в первую очередь необходимо знать основные принципы построения традиционных заговоров. Один из них состоит в том, что большинство аутентичных заговоров базируются на «Законе подобия» или «Законе большого в малом» . Суть его сводится к тому, что всё в этом мире имеет своё подобие - мир земной является «отражением» мира Небесного и наоборот, человек («микрокосм») своим строением подобен Вселенной («макрокосму»). Соответственно все заговорные тексты, построенные на этом законе и имеющие в себе строки сравнительно-сопоставительного характера с полным основанием могут считаться традиционными даже в том случае, если в них используется внешняя христианская терминология . Пример такого заговора:

На матушке Межовке
Вода бежит-катится
И торопится
С раба Божьего (имярек) скатится
Жидки-бридки уроки-призоры,
Худое худобище,
Злое зевающее..

Здесь мы явно видим, что процесс избавления от болезней уподобляется течению (вернее, «утеканию») воды, то есть в данном случае заговорная формула: «как вода течёт, так и болезнь пусть утечёт» основана именно на мифологическом «законе подобия»; поэтому основу данного заговора с полным основанием можно признать древней.

Меньше проблем с классификацией заговора возникает в том случае, если наряду с фундаментальными мифологическими представлениями в нём присутствую ещё и конкретные мифологические образы. Как, например, в этом случае:

На сине море-окияне
На острове Буяне
Стоит дуб кверху корнями
На дубу сидит красна девица.
Это не красная девица -
Сама Мать Пресвятая Богородица.
Она шьёт-расшивает,
больные раны зашивает,
тянет нитку от севера до востока
Эта нитка обрывается
У рабы (имярек) горячая кровь унимается
По этот час,
По этот раз,
По эту святую минуту!

Такие традиционные мифологические образы, как «Остров Буян» (сакральный Центр Мира), «Дуб кверху корнями» (Мировое Древо) неопровержимо свидетельствуют о древней дохристианской основе заговора.

Как уже говорилось выше, из заговорных текстов можно почерпнуть информацию о мифологических представлениях наших предков, их взглядах на мироустройство и многое другое. Например, представление о сакральном Центре Мира (Острове Буяне) или Первоматерии (Алатырь-Камне) в более или менее неизменном виде сохранилось исключительно благодаря заговорам.

Применительно к христианству не лишним будет отметить, что сам факт использования заговоров как таковой противоречит христианскому мировоззрению, крайне отрицательно относящемуся к любым магическим практикам. В христианских источниках мы неоднократно можем встретить гневные слова, обращённые к людям, практикующим Волошбу: «инии върують въ сны, вь кошь вь устрячю, въ урокы, въ ворожю, въ кобление и наузы носять (…) забывшее Бога…» . Следующий отрывок из церковного документа обличает конкретно лечение с помощью Волошбы: «Сему же ина подобна вина: немощь немощь вълшбою лъчять и наузы, чарами, бъсом требы приносять и бъса глаголаемаго трясцю творять (отгоняще)… Се проклято есть. (…) Господь не рече лъковати чарами и наузы, ни въ стръчю, ни въ полазъ, ни въ чех въровати, то поганьское есть дъло» Кстати сказать, подобная позиция церкви отнюдь не искоренила применение различных магических средств в народной среде.

В грамоте царя Алексея Михайловича, относящейся к 1648 году (то есть спустя сотни лет после крещения Руси) есть, в частности, и такие строки: «…люди тъхь чародъевъ и волхвовъ богомерскихъ бабъ въ домъ себъ призывають и къ малымъ дътямъ и тъ волхвы надъ больными и надъ младенцы чинятъ всякое бесовское волхвованiе и отъ правовърiя православныхъ крестьянъ отлучаютъ» Этот факт наряду со многими другими приведёнными выше также служит косвенным свидетельством исконности, аутентичности такого явления как заговоры в целом для славянской культуры, а также чуждости этого явления для культуры христианской.

Некоторые особенности заговорных текстов: ритм

С религиозно-магической точки зрения заговор является частью вербальных (речевых, словесных) магических практик. Часть заговоров имеет сугубо бытовое, «приземлено-практическое» предназначение, и в этом их отличие от славлений, колослав или обрядовых песен, большей частью относящихся к ритуальной магии и преследующих, если угодно, более Духовно-возвышенные цели. Вместе с тем известны заговоры, используемые в не бытовых целях а именно, в ходе ритуальных (обрядовых) действий - как обрядов так и праздников.

Одной из характерных черт заговора является его особая ритмическая организация. Наличие ритма в текстах заговоров сближает их с поэтическими жанрами, однако в данном случае ритм играет не эстетическую (как в поэзии), а сугубо практическую роль: «В отличие от песенных и эпических жанров фольклора (…) в заговорах ритмическая организация - не столько эстетический, сколько прагматически обусловленный приём, это необходимый инструмент всякого «суггестивного» текста, обеспечивающий магическую силу заговора и действующий вместе с другими приёмами, непосредственно связанными с применяемой в заговорах стратегией и тактикой воздействия на положение вещей в мире»

Представление о ритме, являющемся одной из основ Мироздания является древнейшим и свойственным практически любой традиционной культуре, так как ритмичность с точки зрения мифологического мышления воспринимается как наглядная форма упорядоченности Вселенной - смена времён года, смена времени суток, смена различных периодов в жизни человека - во всём этом видится определённый ритм - Природный Ритм Вселенной. Далее, следуя одной из уже упоминавшихся здесь основ мифологического мышления, а именно «Закону подобия» - Природные ритмы должны повторятся на всех уровнях - от Божественного до человеческого. Поэтому с точки зрения мифологического мышления и различные техники взаимодействия с Духами Природы, Предками и Богами, в частности - словесные обращения к Ним возможны только в ритмизованной форме, каковой и являются тексты как славлений, так и заговоров. Этот факт подтверждают и многочисленные исследователи данной темы: «заговор есть традиционная ритмически организованная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей. Заговору приписывали безусловную силу принудительного воздействия на людей и природу прежде всего в силу того, что он особым образом ритмически организован» Именно поэтому подавляющее большинство духовных текстов древности имеет ритмизованную форму - начиная от текстов в шумерских храмах или древнеарийской «Ригведы» до скандинавской «Старшей Эдды».

Заговорная волошба

В народе существует целый ряд поверий и предписаний относительно использования заговоров - начиная с сохранения и передачи их текстов и заканчивая собственно применением. Например бытует поверье, что тексты заговоров нельзя передавать людям старше по возрасту - от этого они могут потерять свою волошебную силу. Поэтому хранители заговоров («знаткие люди», «чаровальники» и т.д.) передавали их преимущественно тем, кто в дальнейшем должен был продолжать практику применения заговоров.

Заговор произносится на особый манер - нарочито изменённым голосом (громче либо тише обычного, нашёптыванием, бормотанием и т.п.) и сопровождается учащением либо напротив замедлением дыхания, в зависимости от предназначения заговора и личного практического опыта человека, читающего заговор.

Нередко произнесение текста заговора (вербальная часть) сопровождается теми или иными действиями (акциональная часть) с использованием определённых предметов (реальная часть). Триединство этих составляющих также основано на «Законе подобия» - сказанные слова «закрепляются» предметно-действенной составляющей. Таково, например, связывание тряпиц или нитей, символизирующих судьбы (вернее, Нити судеб) двух людей, кои необходимо соединить (при чтении приворотных заговоров), сжигание или отпускание по воде каких-либо предметов, символизирующих то, от чего человеку необходимо избавится (при чтении лечебных заговоров) и т.п. В ряде заговоров важна ещё и пространственная ориентация - как правило, лечебные и обережные заговоры произносятся лицом на восток. Указание на это в ряде случаев содержится в тексте самого заговора:

Стану я (имярек)
Пойду из избы дверьми,
Из двора - воротами
Во чисто поле,
В восточную сторону

Заговоры, связанные с наведением порчи и проклятий (т.н. «тёмные заговоры») произносятся лицом на запад:

Стану я (имярек)
Пойду нижней тропой,
Волчьей норой
Стану на Заход лицом
На Восход хребтом

Заговоры, связанные с конкретной ситуацией как, например, остановить кровотечение, наговариваются непосредственно на объект - в данном случае рану. Лечебные заговоры, равно как и заговоры на снятие порчи также наговариваются обратясь к больному, но так чтобы заговаривающий был обращён лицом на восток.

Ход заговорного действа во многом повторяет структуру большого Кологодного Обряда, принятого ныне в среде последователей традиционной дохристианской культуры. В этом также проявляется органическое Единство Большого и Малого, проявление Воли Богов на всех уровнях Мироздания. По сути, заговор и сопровождающие его чтение действа и являются малым Обрядом.

Ход Кологодного Обряда таков:

1. Освящение места.
2. Речение кощун.
3. Зачин.
4. Славления и положение треб.
5. Круговая братина. Воспринятие Силы Богов.
6. Заключение.

1. Подготовка места
В зависимости от предназначения заговора и прочих факторов, весь комплекс действий связанных с его произнесением начинается с подготовки места, необходимых предметов и т.д. Здесь же место «очищается», для чего произносятся особые обережные слова, способствующие удачному проведению всего комплекса действий, связанных с чтением заговора.

2. Обращение к Богам
Затем, как правило, может следовать принесение требы либо просто словесное обращение к Тому из Богов, Кого человек наиболее почитает, либо к Тому, Кто отвечает за ту сферу Мироздания, к которой обращён заговор.

3. Зачин заговора
Произнесение собственно текста заговора можно условно разделить на несколько частей.
Текстам большинства заговоров предшествует зачин - более или менее стандартная словесная формула, обычно выглядящая следующим образом:

Стану я (имярек)
Пойду из избы дверьми,
Из двора - воротами…

В первую очередь зачин - это описание магического путешествия, символ ухода человека читающего заговор в Сакральное Пространство, в Мир Богов, Предков и Духов.

Стану я (имярек)
Пойду из дверей дверьми,
Из ворот воротами
На восток, в восточную сторону,
К Окиян-морю…

В целом зачин призван обеспечить человеку определённый настрой, избавить его от неподобающих в данное время и в данном месте мыслей, с тем чтобы ввести его в Магическое Пространство, в котором происходит непосредственное взаимодействие с теми Силами, к которым обращён заговор.

Нередко в зачине присутствует описание «одевания» человека в зримые проявления Высших Сил, обозначающее символическое единение человека с Природными Стихиями:

Медвяной росой умываюсь,
Красным Солнцем утираюсь,
Облаками облекаюсь,
Частыми Звёздами опоясываюсь…

Либо:

Небом покроюсь,
Зорею подпояшусь,
Звездами отычусь…

4. Вхождение в Дольний Мир
Далее следует описание вхождения в Дольний Мир и описание самого Сакрального Пространства, в котором как правило перечисляются основные, фундаментальные мифологические объекты (Камень, Древо) являющие собой с точки зрения мифологического мышления Основу Мироздания, соприкосновение с которыми само по себе мыслится благоприятным.

На Синем Море-Окияне
На Острове Буяне
Стоит Дуб кверху корнями
Да ко низу ветвями…

Характерно, что определённое количество заговоров не имеют слов зачина и начинаются непосредственно с описания Сакрального Пространства. Также зачин отсутствует в тех случаях, когда вербальная часть - собственно, слова зачина - заменена акциональной - теми или иными действиями.

5. Взаимодействие с Богами и Стихиями
После описания магического путешествия и Сакрального Пространства следует собственно заклинательная часть, содержащая в себе просьбу, побуждение или требование определённого характера, в зависимости от предназначения того или иного заговора:

- Гой еси, Солнце Жаркое,
Солнце Жаркое, Свет-Даждьбоже
Не пали не пожигай ты
Овощ и хлеб мой
А пали-пожигай ты
Куколь и полынь-траву…

Либо:

Как дождь воды не пробил
Так бы меня (имярек) Именем Перуновым
Мечи да стрелы не пробивали
Тело моё было б крепче Белого Камня
И как от воды каменья отпрядывают
И пузыри отскакивают
Так бы от меня (имярек) Именем Перуновым отскакивали
Стрелы да копья-сулицы…

Нередко вербальная заклинательная часть может сопровождаться определёнными действиями. Такими например, как «смывание» водой, «сдувание» воздухом, «сжигание» огнём болезней или порчи.

6. Замыкание
Заговорный текст завершается закрепляющей концовкой - подтверждающей, «замыкающей» весь описанный выше комплекс:

Будь ты, мой приворот,
Крепче камня,
Крепче железа,
Век по веку,
Отныне и до веку!
Гой!

Либо:

Крепко моё слово, а несть иного!
Гой!

Так как заговор имеет статус магического текста, воспроизведение которого должно быть как можно более точным, часто замыкание призвано ещё и нейтрализовать либо исправить различные неточности, возможно, имевшие место быть при произнесении предыдущего текста:

Будьте слова мои и наговоры
Некоторые недоговоры
Исполным-полна крепки-лепки,
Крепче Огня-пламени,
И Алатырного Камени!
Гой!

Либо:

Будьте слова мои,
Кои договорил и не договорил,
И кои переговорил,
Слово в слово,
Передние наперед,
Задние на зад
Середние в середке.

Также, в рамках современной традиционной культуры, функцию замыкания может исполнять и просто короткий слог - «Гой!»

Вышеуказанная последовательность действий является общей тенденцией и заговоры, обладающие такой структурой, ныне признаются «классическими». В тоже время существует масса отклонений от данной схемы - известно множество заговоров, не сопровождающихся указанными действиями и не обладающих столь сложной структурой. Такие заговоры произносятся в зависимости от конкретной ситуации в которой оказывается человек либо в зависимости от влияния на человека разного рода внешних факторов - к примеру, таковы заговоры на остановку кровотечения и т.д.

Существует ещё и группа так называемых «одноразовых» заговоров - их тексты составляются сведущими людьми исключительно для какого либо одного-единственного случая.
Таков, в общем и целом, круг вопросов связанных с использованием заговоров.

Заключение
Цели применения заговоров обширны. По мнению профессиональных исследователей: «они играли видную роль в народной медицине, в любовных, бытовых и общественных отношениях. Зачастую их роль сводилась к иррациональным методам воздействия на окружающий мир. Не исключается и рациональный характер влияния некоторых видов заговоров на состояние человеческого организма.

Значение внушения и роль слова доказаны современной наукой. Их психотерапевтический эффект широко известен»

Отметим, что помимо своего функционального предназначения, многие заговоры отличаются ещё и поистине поэтической красотой, в коих отразилось гармоничное и преисполненное гордости мировоззрение их народа-создателя - почтительное отношение к Природным Стихиям и магическое единение с ними, глубина многовековых Духовных исканий, незримая Вервь Духа Русского, протянувшаяся к нам из глубины тысячелетий…

В довершение скажем, что практика применения заговоров вершится триединством Мысли, Слова и Дела, обращённых к единой Цели:

Наговор мой не избыть,
Слово-дело не переломить!..

Разлад меж этими тремя составляющими может привести к бесполезности использования заговоров. Мало только лишь одного чтения заговора, без Волевого усилия. Поэтому заговорные тексты могут служить не только инструментом достижения желаемого эффекта но и, в ряде случаев, способом обретения изначально присущей человеку Гармонии, Лада, утерянного многими из нас…

Loading...Loading...