Илья Пророк: житие, чудеса, иконы и молитва. Пророк божий илия

Этот блаженный провидец выказывал ревностную любовь к Господу и справедливо обличал царей, отступившихся от истинной веры. Он совершил многочисленные чудеса и предсказывал пришествие Спасителя человечества. Житие пророка Илии и молитвы ему всегда воспринималось народом и правителями Руси с колоссальным благоговением.

Божественное предназначение пророка

Блаженный провидец был послан на святую землю Господом, так как народ Израиля потерял веру и впал в полнейшее беззаконие. Идолопоклонство установилось здесь по инициативе трусливого царя Иеровоама, который испугался, что население раскроет несправедливость его правления. Умышленно сотворив золотые статуи для поклонения, он сам отпал от истинной веры и ужасно совратил подопечный народ.

По утверждениям летописей блаженный провидец родился в городе Фесвит, в стране Галаадской. Он происходил из рода Аарона, его отцом стал Савах, который узнал о появлении на свет необыкновенного сына по божественному знамению. Во время самого рождения с младенцем разговаривали мужи в белых одеждах, кормили его и пеленали символическим пламенем. Ангелы делали Илию тем пророком, который будет свергать идолопоклонства пламенем своих речей или гневом своего оружия.

Святой пророк Илия

Ребенок, имеющий священническую родословную, обучался в среде праведных мужей. С раннего возраста Илия предавался милости Господа и возлюбил девственность, будучи чистым душою и телом. Пророк часто уединялся в пустынном месте, чтобы безмятежно размышлять о могуществе Всевышнего Творца. Здесь блаженный провидец подолгу разговаривал с Ним и был подобен серафиму - самому приближенному созданию.

Бог исполнял любое пожелание, которое исходило из чистого сердца провидца, потому что тот обрел истинное видение и Его благоволение. Пророк скорбел о нечестивых царях, несправедливых судьях и закосневших в идолопоклонстве простом народе. Он сознательно стремился исправить такой порядок настоящих вещей и просил Бога обратить грешных к смиренному покаянию.

Читайте о пророках:

Зная же, что Всемогущий принимает только добровольное извинение, Илия милостиво требовал временного наказания для падших душ. Наконец, блаженный пророк выпросил у Вершителя судьбу проповедника. Благой Отец разрешил безгрешному провидцу идти и вразумлять невежественных людей.

Интересно! Начало проповедей пророка приходилось на время царствования великого грешника Ахава. Он построил капище и жертвенник языческому идолу Ваалу, наказав народ израильский поклоняться ему. Именно к Ахаву пришел Илия с большим намерением остановить царя от беззаконий, связанных с нечестивыми ритуалами.

Деятельность проповедника

Красноречивые уговоры не смогли убедить беззаконника, поэтому провидец пошел на крайние меры и прогнозировал великую засуху, если правитель не изменит своего мнения. Наступило неурожайное время, и пришел страшный голод. Однако царь Ахав все более ожесточался и убивал людей без разбору, поэтому Илия сохранял засуху: за прегрешения правителя страдает весь народ.

Интересно! У правителя Израиля в качестве управляющего выступал богобоязненный человек по имени Авдий. Он известен тем, что скрыл от убиения сто божественных провидцев, спрятав их в пещерах и давая воду с хлебом. Именно этот домоправитель привел Илию к Ахаву.

Встреча в Самарии

Божественный пророк авторитетно велел собрать нечестивых первосвященников и привести их на гору, чтобы дискутировать с ними о Боге. Илия напомнил, что Господь вывел народ из Египта, а Ваал-идол только навязан хитрым и трусливым правителем. Блаженный провидец предложил совершить некое соревнование для определения истинного Бога.

  • С одной стороны нечестивые пророки начали молить языческого Ваала о том, чтобы послал огня небесного на ритуального тельца. У них ничего не получилось, никакие телодвижения и воззвания не смогли разбудить Ваала. Пришло время показать Илии Фесвитянину собственную веру.
  • Соорудив алтарь из 12 камней, пророк взывал к Всевышнему, чтобы показать Его могущество и убедить присутствующих. С небес был послан всепоглощающий огонь, уничтоживший дрова и жертву. Народ израильский пал ниц и признал истинного Бога.
  • Вааловских пророков же Илия отвел к побережью Великого моря и собственноручно умертвил их, а трупы выбросил в воду. Далее, он взошел на священную гору Кармил и молитвенно просил о дожде. Господь услышал провидца и послал на землю колоссальные осадки.

Илия и пророки Ваала

  • Царь Ахав осознал собственное заблуждение и оплакивал грехи, которые принесли столько несчастий. Провидец Илия бежал в царство Иудейское, когда узнал, что Иезавель, жена правителя, желает отомстить за своих пророков и убить блаженного Слугу Господа. Он стал просить о смерти, чтобы уже никогда не наблюдать человеческой злобы и богохульства .
  • Однако ангел кормил и поил провидца, укреплял силы для долгого путешествия. Блаженный сорок дней добирался до горы Хорива и поселился в пещере, чтобы общаться с Предвечным Отцом.
Интересно! Господь утешил праведника, возвестив о том, что семь тысяч последователей истинной веры находится в Израиле. Поэтому Илия должен вернуться домой и увидеть падение Ахава и всего нечестивого идолопоклонства.

Возвращение

На обратном пути к провидцу присоединился Елисей, ставший его верным слугой и послушным учеником. Правитель Ахав совершил новое прегрешение, послушав коварный навет своей супруги. Пророк напугал царя скорой и суровой кончиной, поэтому последний сбросил с себя дорогие одежды и наложил строгий пост.

  • Ахав был убит спустя три года, в битве. Когда труп его везли в Самарию, еще свежую кровь лизали псы. Это было предсказано божественным провидцем. Новым правителем стал Охозия, сын Ахава, также поклоняющийся Ваалу.
  • Когда он сильно заболел, послы отправились просить исцеления у демона, находящегося в идоле. В пути их встретил ясновидящий Илия, который возвратил людей Охозии обратно. Пророк утверждал, что поклонение Ваалу принесет только смерть.
  • Царь возжелал увидеть проповедника Божьего. Те первосвященники, кто приходил с гордостью к Илии, сгорели от небесного огня, а навестившие его со страхом и смирением остались в живых. Так как Охозия не признал истинного Бога, то умер на своем одре. На царство стал его брат Иорам, который явился последним правителем в колене Ахава. Таким образом, исполнилось повеление Всевышнего, и нечестивый род прекратил существование.

Пророки Илия и Елисей

Последние дни

Илия со своим учеником Елисеем держали путь в город Вефиль, когда подходило время ухода божественного провидца в обитель Господа. Чтобы поддержать пророка в последние минуты, за ним шло 50 верующих. Вскоре они перешли Иордан посуху, который расступился от взмаха посоха Илии.

Елисей просил у пророка большого присутствия духа. Провидец пообещал исполнения, если ученик увидит, как Бог живого заберет Илию к Себе. Блаженный Елисей, унаследовавший проповедническую деятельность, узрел чудесное явление огненной колесницы, пришедшей за Слугою Божьим. Провидец Илия до настоящего момента жив и обитает в райских селениях. Человечество увидит его сразу перед вторым пришествием Всевышнего, где он станет великомучеником и пострадает от меча антихриста.

На заметку! В русских церквях, освященных в честь блаженного пророка, часто совершаются богоугодные крестные ходы . День его памяти назначен на 20 июля. Эта дата традиционно считается границей сезонных начал. После Ильина дня православные ожидали большого количества дождей. В это время запрещали купаться, чтобы не навлечь болезней. В день памяти преподобного провидца молятся о богатом и здоровом урожае или о благоприятном браке. Но не следует предавать слишком большого значения народным поверьям, поскольку они часто искажают истинный смысл.

Читайте о суевериях:

Важно! Житие пророка Илии показывает, что этот святой всю жизнь отдал Всеблагому Отцу. Он ревностно соблюдал божественные заповеди и стремился возвратить правление Израилем колену Давида.

Проком прошел честный жизненный путь, истребил множество нечистоты и вознесся в райские обители, где продолжает слушать милосердные и справедливые речи Всевышнего.

Протоиерей Андрей Ткачев. Святой пророк Илия

восстал Илия-пророк, как огонь, и слово его
горело, как светильник… Сир. 48:1

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь» — что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – это ревностная борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова.

Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив».

После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню.

Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии.

Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илия прежде сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Пророк Илия вновь появляется в Новом Завете: во время Преображения Господня, он вместе с пророком Моисеем явился на горе Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.

По преданию Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России – поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). Также сей праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки – о том, чтобы выйти замуж.

Согласно церковному преданию, основанном на пророчестве Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5), пророк Илия станет предтечей Второго Пришествия Христа на землю и будет убит за проповедь Христа, повторив тем самым судьбу Иоанна Крестителя, пришедшего «в духе и силе Илии» в качестве Предтечи Спасителя («Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12), - говорит Христос).

О том, что Илия является одним из провозвестников Христа, свидетельствуют его чудеса. Во время засухи, последовавшей за грехи царя Ахава и народа Израиля, он поселился в доме вдовы из Сарепты Сидонской, язычницы по происхождению - подобно тому, как Христос пришел к погибающему народу Израиля, но, будучи отвергнутым, был принят язычниками.

В доме вдовы Илия воскресил ее единственного сына, умершего от болезни - как Христос будет воскрешать мертвых в земной Своей жизни.

Еще одно чудо в доме вдовы - пока в нем находился пророк, не иссякало масло в кувшине и не заканчивалась мука - предвосхищает чудо о хлебах и рыбах, которыми Господь насыщал слушающих Его.

О том, что Илия - величайший из пророков, Евангелие свидетельствует тем фактом, что лишь он и Моисей удостоились беседы со Христом во время Его Преображения на Фаворе.

Есть разные объяснения, почему именно этих двух пророков избирает для беседы Христос.

Во-первых, Илия, как и Моисей, имел опыт непосредственного богообщения: Моисей получил от Бога закон, а также общался с Всевышним настолько близко, насколько возможно для человека - видел «задняя Бога» (Исх., 33). Илия же стоял лицом к лицу перед Богом по Его призыву, «закрыв лицо своё милотью своею» (3 Цар., 19).

Святитель Иоанн Златоуст излагает другое мнение: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали пред Христом для того, чтобы показать, что Он «имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

2 августа - «день ВДВ-шника». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедуют себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию.

Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск. Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными.

Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия - покровитель верных Господу , ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же - наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же - образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке…

Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, - один из самых любимых в народе святых.

ПРОРОКУ ИЛИИ

Тропарь, глас 4

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, / свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти / и прокаженныя очищати, / темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак, глас 2

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, / Илие великоимените, / вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, / моли о нас Единаго Человеколюбца.

Величание

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, / и чтим, еже на Небеса / на колеснице огненней, / преславное восхождение твое.

Иное величание

Величаем тя, / пророче Илие славне, / и почитаем, еже на Небеса с плотию, / огненное восхождение твое.

Иное величание

Величаем тя, / пророче и предтече пришествия Господня, Илие славный, / и чтим, еже на Небеса с плотию, / огненное восхождение твое.

Молитва пророку Илие

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.

Святой Илья - наиболее почитемый людьми из пророков, так как является вторым, через которого Господь обращался к земным жителям. Первым был Моисей. Также он один их тех, кого Бог забрал к себе, не оставив свидетелей этого действия. Воздушно-десантные войска считают святого Илью своим покровителем и заступником.

Икона способствует удачному исходу любого начатого дела, но считается, что больше всего святой помогает в сельскохозяйственных делах. К нему обращаются с просьбой послать дождь при засухе или ясную погоду при проливных дождях. Также пророк может избавить молящегося перед его иконой от тревожащих болезней. Он выводит злость из людских сердец и способствует мирной семейной атмосфере.

В каких храмах есть икона Святого пророка?

"Святой Илья Пророк" - икона, значение которой настолько велико, что делает ее самой известной и почитаемой. Расположена она в храме, названном в честь этого же святого в Москве в Обыденском переулке. На 20 клеймах, украшающих образ, сохранены самые важные жизненные моменты. Икона является главной в храме. Здесь же находится и еще одна, не менее почитаемая православная икона Ильи Пророка, которую создали на двухсотлетнюю годовщину храма в начале 20 века. Название иконы - "Святок пророк Илья в пустыне".

Храм Пророка Божия Илии, расположенный в Новгородской области, - еще одно место, где чтят святого. Здесь находятся 2 иконы, одна их которых была сотворена более двух веков назад, именно ее несут во время крестного хода. А другой иконе всего 15 лет (дата создания - 2000 год), но местные жители очень ее любят, называя чудотворной.

Храм Ильи Пророка на в Израиле

Уже несколько веков подряд паломники всего мира пребывают на гору Кармил, чтобы прикоснуться к святыням, связанным с пророком. Место для храма было выбрано не случайно, ведь именно в пещере этой горы Илья длительное время прятался от преследователей, и здесь же он победил языческого жреца. Храм построили прямо над пещерой в форме креста.

Во внутреннем дворе есть небольшой алтарь, схожий с тем, какой в свое время создал Илья. Рядом же стоит аккуратная статуя пророка, который занес руку с клинком над языческим жрецом. Когда арабская армия мусульман вела войну с евреями, то они отрубили статуе руку, считая, что она помогает всему народу в войне. Храм построен относительно недавно - в первой четверти 20 века, в день памяти Святого Ильи. Ежегодно сюда стекаются верующие, чтобы помолиться или покрестить детей.

Как и почему почитали Святого Илью на Руси

Он стал одним их первых, кому поклонялись на Руси. В его честь возводились храмы, первый в Киеве еще в 9 веке, а распорядилась о строительстве церкви в северной части Руси, в селе Выбуты. Илью считали и продожают считать исконно понимающим проблемы и печали его народа.

Празднуемый верующими 2 августа, считается разграничением сезонов. Хотя это еще и лето, но в средней полосе Росии после этой даты не купаются в водоемах и, как правило, резко холодает, становится дождливо. В этот день просили у святого хорошего урожая, а девушки молили подарить им суженого, с которым они пойдут под венец.

Как помогает икона "Илья Пророк"?

Во все времена русские крестьяне молились Илье, чтобы он благословил их на вспахивание земли. Святой Илья Пророк, икона которого была в каждом доме, всегда считался великим чудотворцем, громовержцем, который может управлять стихиями, особенно дождем. Когда люди переживают за богатство урожая, чтоб тот не высох или же, наоборот, не был затоплен, то усердно молятся пророку Илье.

Икона "Илья Пророк" помогает справиться с любыми трудностями, будь то нехватка материальных благ, психические и физические болезни. Также она способна отвести от человека внезапную смерть. В этом постоянно убеждаются верующие.

Иконы с изображением пророка

Самая первая икона "Илья Пророк" была написана еще в ранневизантийский период. На ней святой предстает суровым мужчиной с карих глаз, одетым в шерстяной плащ. У пророка длинные волосы и пышная борода. Часто Илье надевали шапку из шерсти, а в руки вкладывали кинжал, передавая таким образом его силу и ярость, обращенную к иноверам. В те времена практически каждого святого изображали с оружием в руках.

Существует два кардинально разных образа написания пророка, так как они привязаны к различным периодам его жизни. Одни иконописцы изображают его в раздумьях, а именно сидящим на камне в пустыне и смотрящим по сторонам, в то время как ворон добывает ему еду. В легенде, написанной по этому поводу, говорится, что суть этой картины заключается в том, что Святой Илья слышит Божественный голос сквозь толщу земных проблем и дум.

Другой вариант - это Илья Пророк в момент перехода в Небесное Царство. Он изображается парящим с облаком в ногах, взгляд его обращен в небеса, но иногда он смотрит и на покидаемую землю. Именно на таких иконах пророк передает свою плащенницу самому надежному последователю - Елисею. "Святой Илья Пророк" - икона, значение которой заключается в том, чтобы в одном изображении отразить все ключевые моменты жизни, пишется с множественными клеймами, на которых можно увидеть разговор с Господом, победу над жрецами-язычниками, оживление человека.

Икона Ильи Пророка своими руками

В современные дни готовые иконы в различных исполнениях можно приобрести повсеместно: в церковных лавках, в ювелирных магазинах, можно заказать ее у иконописцев на интернет-сайтах, а можно выполнить самостоятельно. Выполненная икона бисером "Илья Пророк" - это лучшее, что может сделать почти каждый в дань памяти святого. Главное, о чем следует помнить, что перед началом такой работы необходимо получить церковное благословение. А эскиз, по которому нужно работать, можно приобрести в лавках при цервки или в интернет-магазинах. После того как икона будет готова, следует ее освятить и зарядить церковной силой. Во время рукоделия можно читать молитвы Илье Пророку. Нет никаких сомнений, что икона, сотворенная собственными руками, будет обладать не меньшей чудотворной силой, чем те, что находятся в храмах или продаются в церковных лавках.

Является одним из почитаемых святых православной церкви. Это божий угодник, который был вознесен на небеса еще при жизни. Мне стало интересно, о чем можно попросить святого, и откликается ли Илья пророк на просьбы современных людей? Раньше люди боялись грома и молнии, связывая их с гневом Ильи пророка. В детстве бабушка мне запрещала купаться после второго августа, не советовала гневить Илью. В статье я вам расскажу о житии святого, его праведном служении богу и дне почитания Ильи православной церковью. Также расскажу, о чем молятся пророку, на какие молитвы он отвечает.

Илья пророк родился почти за 1000 лет до Рождества Христова в Фесвии Галаадской. Перед рождением маленького Ильи его отец увидел странный сон: пришли молитвенные мужи и кормили младенца огнем, пеленали в огненные пеленки. Когда мальчик вырос, он стал пламенным служителем бога и посвятил ему всю свою жизнь. Илья проживал в пустыне, постоянно постился и молился.

Он был ревностным служителем бога, о чем говорит и его имя — «Бог мой Господь». Это были времена духовного падения израильского царства, когда на троне сидел идолопоклонник. Жена царя убедила его уверовать в идолов и забыть истинного бога. Илья молитвою веры закрыл небеса и вызвал засуху на три года, чтобы люди вразумились и покаялись в своих грехах. Людям не хватало хлеба, а Илья призывал их к покаянию.

Чтобы избежать царского гнева, Илия спрятался в горах у потока Хорав. Библия повествует, что вороны приносили пророку мясо и хлеб для поддержания духа. Народ сильно страдал от недостатка пищи, и бог уже готов был смилостивится над ними. Но видя упорство своего пророка, не решился пойти поперек его воли.

Однажды святой Илья пришел в дом бедной женщины, которая не пожалела для него последней горсти муки и оливкового масла — испекла лепешки. Это чудо описано в Ветхом Завете: с тех пор в доме бедной женщины никогда не переводились масло и мука. Также пророк воскресил внезапно умершего сына вдовы, посочувствовав ее горю.

Илия и идолопоклонники

Много чудес совершил пророк Илья, но все же был гоним властями за свои проповеди и обличение грехов правителей. Тогда святой праведник решил устроить состязание со жрецами Ваала, идола израильтян. Он предложил бросить жребий — на чей жертвенник упадет огонь небесный, тот бог и правильный.

Целый день жрецы совершали ритуальные пляски перед Ваалом, кололи себя ножами. Но огонь не упал с небес на их призывы. Вечером Илья соорудил жертвенник из двенадцати камней (по числу колен израилевых), воззвал в горячей молитве к истинному богу. Он просил послать огонь на жертвенник для вразумления заблудших. В это время на жертвенник упал небесный огонь и зажег жертву. После этого народ вновь уверовал в единого бога, а жрецы Ваала были убиты. Бог послал дожди на землю, и засуха прекратилась.

Свидетелем этого чудесного события был его ученик , которому пророк с колесницы сбросил свою верхнюю одежду. Илия стал вторым угодником божьим, вознесенным живым на небеса, после праведного Еноха.

Иконы и молитвы

Икона Ильи Пророка очень почитаема православными христианами. Пророка Илью чаще всего изображают либо с вороном, либо на небесной колеснице. Есть и другие изображения, но эти два встречаются постоянно. О чем просят верующие божьего угодника? В основном, о хорошем урожае и погоде.

Также просьбы касаются:

  • укрепления веры в сердце;
  • осознания своей греховной природы;
  • восстановления мира в семье;
  • защиты от телесных немощей и ран;
  • преодолении бедности и безденежья;
  • замужества девиц;
  • помощи в любых делах.

На Руси в ильинских храмах всегда совершали крестный ход, если на землю приходила засуха. Это была многовековая традиция. Люди всегда верили в управление пророком погодой, о чем не раз упоминалось в библии. В наши дни именно 2 августа отмечают день ВВС и ВДВ, так как Илья считается покровителем воздушных войск и моряков.

Молитва святому Илье:

Когда можно молиться Илье? Это делают в любое время при возникшей необходимости, а также 2 августа в храме.

День почитания

Второго августа православная церковь почитает Илью пророка. Считается, что святой огненными молниями поражает бесов и непокорных богу людей. Это навевало страх и ужас на людей, а со 2 августа в народе запрещали купаться в реках и озерах. Именно в этот день чаще всего бывают грозы с проливными дождями, и купающиеся люди могут просто погибнуть или утонуть.

В старину на Руси во время грозы 2 августа плотно закрывали ставни на окнах, а в комнатах зажигали лампадку. Считалось большим грехом бегать по лужам, петь песни и стрелять из ружья.

Наставления пророков

Чему нас учат библейские пророки? Они показывают верующим правильный путь служения богу, жизнь в чистоте и святости. В библейские времена все пророки были гонимы, о чем подтверждал Христос в евангелии: «Нет пророка в своем отечестве». Гонения были вызваны словом правды и обличением в грехах, ведь люди не желали слышать истину о себе. Но пророкам всегда сопутствовала благодать божья, которая укрепляла их дух в противостоянии греху.

Господь специально посылает пророков на землю, чтобы они свидетельствовали о его силе и власти. Люди часто забывают о том, кто их истинный отец и создатель, и начинают создавать идолов. Так было во времена пророка Илии, когда царь иудейский впал в идолопоклонство. Так было и во времена Иисуса Христа, когда место первосвященника покупали за деньги. Креститель стал последним пророком на земле, возвестив приход Спасителя мира.

Иисус был последним посланником небес, он искупил род людской от грехов и дал всем людям на земле возможность обрести царствие небесное. После Иисуса Христа бог не посылал на землю пророков за ненадобностью. Теперь все христиане земли ожидают второго пришествия Христа, чтобы узреть воочию славу божью на земле.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

ПРОРОК ИЛИЯ

21 сентября 950 г. до н.э. родился пророк ИЛИЯ .

Его родители были простыми земледельцами. Кроме Илии, в семье были два старших брата и младшая сестра.
Илия рос задиристым ребёнком и не боялся ребят гораздо старше себя. Отличался крепким и коренастым телосложением, выше среднего роста. В зрелом возрасте до самой смерти своей ходил с бородой и длинными волосами почти до пояса. Не боялся ни жары, ни стужи, почти всегда был практически раздет.
В шестнадцать лет решил, что каждому человеку уготован свой путь и он не должен быть привязан к дому. Покинув отчий дом, Илия отправился путешествовать.
Он посетил те места, где сейчас находится современная Сирия, Персия, Италия, Греция и Индия. В Индии он пробыл около двух лет. Почти год юноша прожил в одном селении, обучаясь у своего учителя искусству медитации, материализации предметов и левитации.
На севере Индии в другом селении Илия вновь поселился, получил знания по йоге, овладел секретами многих фокусов и познал искусство врачевания.
В 25 лет он вернулся в Израиль. Илия часто приходил на гору Кармель, чтобы помолиться в тишине и одиночестве. На горе Кармель во сне Ангел указал ему путь в пещеру. Илия стал лечить тяжелобольных людей на горе и иногда оживлял мёртвых. Также он занимался предсказаниями будущего. Он творил чудеса: вызывал дождь, кормил голодающих, его доброта не знала границ. Илия доказывал жрецам Израиля, что боги не нуждаются в жервоприношении, но жрецы его не слушали.
Илия жил в пещере Хорива - там где Моисей впервые повстречался с Ангелом Божиим.
Много добрых дел совершил Илия.

Постепенно созрела оппозиция. Центром её был клан рихавитов, которые, подобно назореям, не только строго держались веры в Яхве, но и частично отрицали всю ханаанскую цивилизацию. В знак протеста они отказывались от вина, жили в шатрах, не обрабатывали земли. Эта попытка остаться вольными пастухами в земледельческой стране была формой пассивного сопротивления тлетворному влиянию языческой цивилизации.
Этим сопротивление не ограничивалось. Вновь появились общины пророков, именовавшиеся, как и встарь, "Бене-ха-Небиим", Сынами пророческими. Члены общин ставили своей задачей ниспровержение Мелькарта и восстановление чистоты веры. Вскоре царица приказала схватить и казнить бунтовщиков, а алтари Яхве, сооружённые ими, разрушить. Только некоторые из пророков были спасены богобоязненным царедворцем Авдием, который укрыл их в горах и тайно снабжал продовольствием.
Но Иезавель не достигла главного: не был схвачен вождь мятежников Илия Фесвитянин. Он когда-то пришёл с Востока, с границ пустыни. С непостижимой быстротой переходил с места на место. Никто не знал, откуда он появился и где проводил большую часть времени. Тщетно искали его слуги царицы - он оставался неуловимым... Вид его поражал с первого взгляда: смуглое лицо, обрамлённое косматой гривой волос, простая пастушеская власяница; движения его стремительны, он резок, импульсивен, весь в порыве, в огне и буре. Его имя Илия означает "Мой Бог-Яхве".

Когда Изавели удалось расправиться со всеми поборниками Бога Израилева, он выступил один против царицы и царя, против Ваала и соблазнённого народа.
В первом сказании Илия появляется перед Ахавом после расправы царицы над пророками. "Клянусь Яхве, Богом Израилевым, перед Которым я стою, в эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему!" Произнеся это грозное пророчество, Илия скрывается за Иорданом.

Между тем бедствие превзошло все ожидания. В условиях того края засуха - это неизбежный и страшный голод. Зной выжигает нивы Эфраима. Выгорают луга, высыхают источники, гибнет скот. Даже до царскогодворца добирается голод. Ахав вынужден был покинуть дом и отправиться со своей свитой в поисках пропитания для своей кавалерии.
Илия тем временем живёт в пустыне, на берегу потока Хорафа, и ворон приносит ему пищу. Когда поток высыхает, он удаляется в Финикию и там живёт инкогнито у бедной вдовы. Пребывание в её доме человекаБожия становится благословением для финикиян. Чудесным образом не истощаются запасы в доме, а когда умирает её сын, Яхве по молитве Илии возвращает ему жизнь...
Наконец, силы народа истощились, и все стали понимать, что над землёй тяготеет проклятие. В это время Ахаву объявляют: "Илия здесь". Пророк и царь встречаются лицом к лицу.
"Ты ли это, губитель Израиля?"- мрачно спросил Ахав. "Не я губитель Израиля,- резко ответил пророк,- а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Яхве и идёте вслед ваалам". В этом лаконическом ответе весь Илия со своей решимостью биться до конца. Он, не колеблясь, бросил вызов Ахаву и предложил созвать прорицателей Ваала для того, чтобы они показали силу своего бога. Будут воздвигнуты два жертвенника один Ваалу, другой - Богу Израилеву. На чей жертвенник снизойдёт огонь-тот истинный Бог.

Великое состязание пророков совершилось на горных склонах Кармила. Толпы народа робко окружили Илию, прислушиваясь к каждому его слову. Прошли времена, когда они беззаботно смотрели на нововведения царя и сами курили фимиам перед изображениями чужеземных богов. "Долго ли вы будете хромать на оба колена?- воскликнул Илия, обращаясь к народу.
- Если Яхве есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал - то ему последуйте". Это было решительное и окончательное осуждение религиозного синкретизма, воцарившегося в Израиле.
Все в смущении хранили молчание, чувствуя свою вину. Страшный голод заронил в сердца сомнение относительно всемогущего Ваала и его жрецов.
"Я один остался пророк Яхве,- продолжал говорить Илия, напоминая народу о том, что никто не вступился за преследуемых,- а пророков вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца и рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают. А я приготовлю другого тельца и огня не подложу; и призовите имя бога вашего, а я призову имя Яхве-бога моего. Тот бог, который даст ответ посредством огня, есть Бог". "Пусть будет так",- закричала толпа.

Эта картина нарисована в Библии широкими смелыми мазками; Илия одиноко стоит перед десятками ожесточённых языческих жрецов и перед полуязыческой толпой, жаждущей чуда. Внизу, у подножия горы, расстилается сухая, раскалённая долина...
И вот прорицатели Мелькарта начали свой священный танец. Они скакали и кружились вокруг жертвенника много часов подряд, неустанно выкликая:
"Ваале, Ваале, услышь нас! "Но по-прежнему неподвижное небо оставалось безоблачным, по-прежнему неумолимо жгло солнце... "Кричите громче,- иронически заметил Илия, наблюдавший их заклинания,- может быть он задумался и занят чем-нибудь, или в дороге, а может быть он спит, так он проснётся". Но жрецам было не до шуток. Нестерпимый жарпалил их головы, они еле передвигали ногами от усталости, чувствуя на себе насмешливые и недоверчивые взгляды толпы. Наконец, в исступлении они стали прыгать вокруг жертвенника, с громким криком поражая себя ножами. Их кровь стекала на горячие камни. "Они бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха".

И тогда пророк Илия приступил к жертвеннику. Это был решающий момент. Он должен был показать народу силу своего Бога, Его торжество над Ваалом. Он знал, какая участь ждёт его, если Господь не услышит его молитвы. Народ был беспощаден к лжепророкам, считая, что в них вселился демон. "Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев!- воскликнул пророк.
- Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне. Да познают ныне эти люди, что Ты один Бог в Израиле, и что я, раб Твой, сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня. Да познает народ сей, что Ты, Яхве-Бог, и Ты обратишь сердца их".

Он призывал Бога "в огне", ибо огонь был той стихией, через которую чаще всего проявлялось присутствие Яхве.Блеск молнии ослепил присутствующих, и все увидели, как чёрный дым поднялся над опалённойжертвой. Поражённые израильтяне пали ниц, восклицая: "Яхве есть Бог! А с моря тем временем потянул ветер, и показалась туча. "Иди домой, ешь и пей,- обратился Илия к потрясённому Ахаву, - ибо слышен шум дождя"...

Для жрецов Ваала состязание на Кармиле кончилось плачевно. Вооружённая толпа стащила их вниз к берегу Кисеона, и там они были убиты. В расправе принимал участие и Илия, сам подавший сигнал кистреблению лжепророков.

Умер Илия в 876 г. до н.э.

Три последних года он провёл в полном одиночестве в горах. За полчаса до ухода он поднялся навозвышенность и сделав последний вдох, умер. Дикие звери растащили на куски бренное его тело. Спустя 400 лет о нём вспомнили и его жизнь стала обрастать небылицами. Пророческие записи, что он сделал в пещере, были неправильно расшифрованы.

Ильин День

Ильин день (болг., макед. Илинден, серб. Илиндан) - традиционный народный праздник у восточных и южных славян, приуроченный к церковному дню памяти пророка Илии, одного из наиболее чтимых на Руси святых. Отмечается 20 июля (2 августа).

Другие названия дня:
Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Перунов день, Обжинки, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья-грозный, Илья-пророк.

Истоки праздника

Судя по всему, обрядность праздника имеет языческие корни. С принятием христианства образ языческого Громовержца-Перуна заменился в народном сознании Ильёй-пророком, который принял на себя все функции Громовержца. Видимо, языческий праздник, посвящённый Перуну, во время христианизации был «закрыт» христианским праздником Ильи-пророка, однако в народном сознании сменилось только имя главного героя.

Традиции

Отмечать этот праздник начинали ещё с его кануна - с четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа - она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику.

С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. Купаться запрещалось по причине того, что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос - с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов и фурункулов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью.

Почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.

Поговорки и приметы

Илья грозы держит.
Илья словом дождь держит и низводит.
Илья наделяша (наделяет хлебом).
Не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт.
Не коси - сено от молний сгорит.
До Ильина дня сено сметать - пуд мёду в него накласть, после Ильина - пуд навозу.
Илья-пророк - косьбе срок.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши.
Пётр (29 июня) - с колоском, Илья - с колобком.
Пророк Илья куда ни махнёт, всюду жито растёт.
Ильинская соломка - деревенская перинка.
Новая новина на Ильин день - спят на Ильинской (новой) соломе.
На Илью до обеда - лето, после обеда осень.
На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
С Ильина дня воды стынут: «Олень в воду лапу обмакнул - вода в реках делается холодной».
Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
На Илью и купаться нельзя.
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
Ильин день без гроз не стоит.
Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
С Перунова дня собирают горох.
Во что Илья, в то и Воздвижение (14 сентября).
На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
До Ильи хоть одним зубом подери.
К Ильину дню заборанивай пар.
К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок.
Илья Пророк три часа приволок.
Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.
В Ильин день с утра облачно - сев должен быть ранний и ожидай хорошего урожая; облачно в полдень - средний сев; а вечером облачно - сев поздний и урожай плохой.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (18 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сев позже, до Семёна-дня (1 сентября).
На Илью - первое подрезывание сотов на пчёльнике.
На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.
«Дождь слепой, - гласили деревенские святцы. - Ему говорят: „Иди, куда тебя просят". А он пошёл, где сено косят. Ему говорят: „Иди, где ждут". А он пошёл, где жнут».
Докучлив, как ильинская муха.
Изба ильинским тёсом крыта (то есть соломой).


Святой пророк Илия. Икона середины XV в., Новгород. Государственная Третьяковская Галерея.

Огненное восхождение пророка Илии. Икона XVII в., Ярославль.

Илия пророк в пустыне

Молитвы святому пророку Илии

Молитву Илье Пророку произносят в помощь о даровании дождя во время засухи, о достаточно хорошем урожае и о весьма благополучном разрешении совершенно любых начинаний.

Величание Пророку Илие

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.

Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Молитва 1

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя!
Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.
Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели.
Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани.
Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими.
Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение.
Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков.
Аминь.

Молитва 2

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.
Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков.
Аминь.

Молитва 3

О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступного царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратится ко единому истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ Израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый, и чудом сам Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивши и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смирении, томими бездождием и зноем; исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней. Не бо ходихом в страсе Божиим и в путах заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.
Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене.
Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсеше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми.
Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойны есмы.
Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси; мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом.
Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом немысленным уподобляемся.
Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа, и стыдимся исповедовати достопокланяемое имя Его.
Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы окаянии? Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас.
Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли великодаровитаго и всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да ниспослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха; преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды.
Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением безначального Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Молитва 4

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.
Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.
Аминь.


Иудейская пустыня. Монастырь св. Георгия Хозевита

Пещерный храм св. Илии Пророка в монастыре св. Георгия Хозевита


Русская православная церковь во имя Ильи Пророка на Кармиле

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта.
Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней - по числу колен Израилевых - сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40).


Греческий монастырь Мар Элиас (пророка Илии)

Спасаясь от коварной Иезавель, пророк Илия ушел в пустыню, где и там прятался в пещерах. Одна из них находится на территории греческого монастыря пророка Илии (Мар Элиас), расположенного сегодня на земле киббуца Рамат-Рахель. В обители подвизается всего несколько греческих монахов, но сюда часто приходят помолиться православные арабы. По преданию, в тамошней небольшой пещере провел одну ночь пророк Илия, спасаясь от царицы Иезавели. По некоторым данным, монастырь на месте пещеры пророка Илии построен в VI веке.


Гора Хорив. Церковь пророка Илии и Елисея. Высота 2037 м.

Церковь во имя пророка Илии на горе Хорив, существовала уже в IV в. Она была построена рядом с пещерой, где пребывал пророк Илия, скрываясь от Иезавели, и где Господь явился ему как «веяние тихого ветра» и говорил с ним (3 Цар 19. 8-15). Эта церковь упоминается паломницей Эгерией (384), в тексте Commemoratorium de Casis Dei (ок. 808) и более поздними паломниками.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Loading...Loading...