Ком пен са тор ная функция религии. Дорофеев Ф.А

Яндекс.ДиректВанная с содой - минус 1-2 кг!Похудеть на 10 кг за 2 недели, просто добавляя соду в ванную!google.ruСредневековые войны здесь!Прокачай отряд. Сразись с друзьями по сети.google.ru

Термин «организация» (от лат.organiso - сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:

§ как элемент социальной структуры общества;

§ как вид деятельности какой-либо группы;

§ как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.

В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры и дается такое определение:социальная организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей (Н. Смелзер).

Впервые попытку создания теории организации предпринял американский инженерФедерико Тейлор (1856-1915). Внедряя на практике систему стандартизации приемов труда, он пришел к идее поточных линий и конвейеров. В такой организации главную роль играли администрация и управленческий персонал, осуществлявшие контроль за производственным процессом. Причем наиболее трудолюбивых и инициативных Тейлор предложил стимулировать через систему материального поощрения. Эта модель Тейлора получила название «школа научного управления» или «тейлоризм».

В начале XX в. французский инженерАнри Файоль (1841-1925) разработал модель «организации-машины». Суть ее состояла в том, что сама организация понималась как безличный механизм, инструмент для решения общественно значимых проблем, в котором человек был лишь формальным исполнителем, элементарной клеточкой в системе управления и контроля. Задача администрации сводилась лишь к контролю, координации и планированию работы различных звеньев системы. Файоль полагал, что эффективность работы организации определяется единством командования и четким разделением труда.

Все организации в силу стандартизации своей деятельности и единства управления в той или иной степени бюрократизированы. Сам термин«бюрократия», означающий власть чиновников, был введен в научный оборот французским ученым де Гурне в 1745 г. А М. Вебер. впервые разработавший социологическую концепцию бюрократии, выделилсемь основных характерных черт бюрократической организации:

§ иерархия власти в виде пирамиды, предполагающая ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими;

§ деятельность должностных лиц регулируется на основе формально установленных правил и инструкций, обеспечивающих единообразие и непрерывность управленческой деятельности;

§ строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, работающий по контракту и несущий полную ответственность за качественное выполнение своих обязанностей;

§ частная жизнь должностных лиц отделена от деятельности в организации, они подчиняются только служебному долгу и должны быть максимально объективны («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастий»);

§ продвижение (карьера) должностного лица по служебной лестнице осуществляется в зависимости от его профессиональных способностей, уровня квалификации и стажа работы;

§ деятельность сотрудников строится на основе служебной дисциплины и административного контроля:

§ должностные лица вознаграждаются постоянным денежным содержанием (окладом).

М. Вебер считал современные бюрократии эффективными организациями, поскольку решения здесь принимаются не по произволу, а по общим критериям, профессиональная подготовка отсекает «талантливых дилетантов» и поднимает общий уровень компетентности. Бюрократия, давая фиксированный оклад и строго ограничивая функции, уменьшает коррупцию по сравнению с организациями традиционных обществ, общие критерии оценок деятельности снижают возможности личных и родственных связей.

Главное достоинство бюрократии , по Веберу, - это высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знание, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность.Главный недостаток - игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости.

Таким образом, бюрократия для М. Вебера - «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. В действительности же ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать веберовской модели бюрократии.

Несмотря на многочисленные недостатки, бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохраняет свою работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. Поэтому одна из задач современного управления - корректировать деятельность бюрократии в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером.

Российский социологА.И. Пригожий (р. 1940) выделяет следующиепризнаки современной организации:

§ целевую природу;

§ распределение членов организации по ролям и статусам;

§ разделение труда и специализацию функций;

§ построение по вертикальному (иерархическому) принципу;

§ наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;

§ целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанныхвида организационных целей:

§ цели-задания - оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня;

§ цели-ориентации - совокупность целей, реализуемых через организацию;

§ цели-системы - цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему.

Все многообразие социальных организаций классифицируют по разным критериям. Так, американский социолога. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

§ добровольные , члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.);

§ принудительные , членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психлечебницы и др.):

§ утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).

Современные российские социологи выделяют в основном следующие виды организаций:

§ деловые , членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);

§ общественные , представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);

§ промежуточные , сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, товарищества и т.п.);

§ ассоциативные , возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Типологию организаций можно произвестипо отраслевому признаку : промышленно-хозяйственные, научно-исследовательские, административно-управленческие, финансовые, образовательные, социокультурные, лечебные и др.

Современные организации имеют сложнуюсистему управления, включающую следующие характеристики:

§ выработка стратегии управления организацией;

§ деятельность по руководству персоналом организации;

§ получение, отбор и распределение деловой и социально значимой информации;

§ рациональное распределение ресурсов организации;

§ проведение кадровой политики;

§ ведение деловых переговоров;

§ внедрение принципов инновационного управления;

§ планирование и проектирование работы в организации;

§ контроль и координация действий работников.

Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуществляющего управленческую деятельность. В настоящее время такие специалисты являются ключевыми фигурами в организации. Вместе с тем внутри организаций могут складываться неформальные связи и отношения, возникающие стихийно в результате продолжительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные отношения служат своеобразным механизмом снятия напряжения, порожденного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации, но иногда они могут оказать негативное влияние на деятельность организации.

Соц. организации – это сложные взаимосвязанные соц. системы. Это элемент социальной структуры, система отношений, объединяющих индивидов для достижения определенных целей.

Признаки соц. организаций:

1. любая организация имеет целевую природу, создается для определенных целей; волевая деятельность людей

2. иерархическое строение (для быстрого и эффективного достижения цели члены организации распределяются в иерархической лестнице по статусам и ролям)

3. это управляемые системы

4. специализация и разделение труда по функциональному принципу. Организации всегда строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах имеются управляющая и управляемая подсистемы. Управляющая подсистема координирует функционирование горизонтальных структур)

5. наличие средств регулирования и контроля

6. системная целостность

7. относительная автономность

8. связь с внешней средой

Типология соц. организаций:

1. по способу подчинения членов и утверждения внутреннего контроля:

Принудительные (подчинение основано на физическом насилии или угрозе его применения)

Утилитаристские (общий материальный интерес)

Символические (организация основана на солидарности морального идейного корня: религиозные организации)

Бюрократические (жестокая административная иерархия, безличные отношения, человек – элемент организации, выполняющий ее обязанности, индивидуальная ответственность)

Патернализм (единоличное руководство, иерархичность, личностный характер отношений, выходящий за служебные рамки, коллективная ответственность, покровительство подчиненным)

Партнерские (иерархия не выражена, решения принимают сообща, нет жесткого контроля по вертикали, ответственность индивидуальная, руководитель является координатором деятельности)

3. по степени формализации ценностей и норм:

Формальные

Неформальные

Формальная организация возникает, как правило, после соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации четко регламентирована, обусловлена юридическим нормами. Разделение труда выступает как система статусов-должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы, создается иерархия руководитель - подчиненные. Как правило формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций.

Неформальные организации возникают стихийно или создаются сознательно для решения появившихся социальных потребностей. Это спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий. Неформальные организации, группы, объединения, компенсируют недостаток в функционировании формальных структур. Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе форм поведения, взаимодействия с другими индивидами организации. Часто нет жесткого регламента, дисциплины, такая группа более устойчива, более пластична и подвержена изменениям.


51+52. Предмет социологии таможенной службы. Таможенная служба как социальный институт. Специализация функций таможенной службы.

Таможня – социальный институт. Социальные институты – исторически сложившаяся, имперически-фиксируемая форма или совокупность форм общественных отношений, имеющая функциональность (например, семья).

Функции социальных институтов: - репродуктивная, -игровая, - досуговая, -экономическая, - социализация, - рекреативная, - другие функции.

Таможенная служба – имперически-фиксируемая форма, обладающая определенными функциями. Таможенная служба реализует таможенную политику, воздействуя на экономику. Таможенная служба имеет институциональный характер. Социализация функций таможенной службы в современных условиях.

Аспекты соц. характера: - социальная обусловленность таможенной службы выражается в функциях таможенного дела в современных условиях; - социальная эффективность таможенной службы, воздействие таможенной деятельности на экономическую ситуацию.

Социальная организация

Социальная организация общества (от позднелат. organizio - формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum - орудие, инструмент) - установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему.
Под организацией часто понимается 1) свойство общества в целом или какого-либо социального объекта иметь упорядоченную структуру, а также 2) деятельность, связанная с четким распределением функций и делегированием полномочий, регулированием и координацией действий, управлением.
В первом случае термин "организация" означает установленный социальный порядок в системе в целом или отдельных ее подсистемах. Например, организация государственной власти по административно-территориальному принципу, или организация труда и заработной платы на предприятии через систему норм выработки и квалификации работ.
Во втором случае – термин "организация" характеризует момент деятельности, связанный с управлением. Например, руководитель организует производственный процесс – это значит, что он должен расставить людей по рабочим местам таким образом, чтобы обеспечивалась его непрерывность и бесперебойность.
Таким образом, под организацией понимается некий нормативный порядок, который обеспечивается всей совокупностью регулятивных механизмов и предпринимаемых действий по его поддержанию и приведению к нему.

Однако есть еще и третье, более специальное значение этого термина в обществе: «социальная организация» – это специфическая социальная единица, которая объединяет индивидов в группу, совместно и скоординированно реализующую общую цель (Н.Смелзер). Социальная организация, – пишет Н.Смелзер, – это вторичная социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. . В “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1983) различается широкий и узкий смыслы социальной организации. В широком смысле – это понятие “характеризует способы упорядочивания и регулирования действия отдельных индивидов и социальных групп…”. В более узком смысле, “социальная организация – это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий” . Но в любом случае, организации присущи иерархичность и управляемость, По мнению А.И.Пригожина, "организации возникают, – пишет он, – тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей” .

Определение

Социальная организация - это целевая группа (вторичная и практическая группа),возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).

Признаки социальной организации

Три специфические черты отличают социальные организации от социальных общностей, социальных групп и социальных институтов:
во-первых, организации - это, прежде всего сообщества, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
во-вторых, организации - это такие группы людей, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
в-третьих, организации очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав - меняется "лицо" организации.
Структура формальной социальной организации характеризуется следующими чертами:
а) рациональность , т.е. в основе ее формирования и дея­тельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;
б) безличность , т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным лич­ностным особенностям своих членов, поскольку рассчита­на на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;
в) служебные отношения , т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;
г) функциональность , подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;
д) наличие организаторов , лиц, систематически занимающейся ее управлением, т.е. обладает (в большинстве случаев) управленческим звеном ("ядром"), административным персоналом, постоянно ответственным за поддер­жание устойчивости организации, координацию взаимо­действий ее членов и эффективность ее деятельности как целого.

Структура социальной организации

В социальной организации можно выделить формальную и неформальную структуры. Формальная структура социальной организации включает в себя следующие элементы (компоненты):

  • цели организации;
  • членов организации, или участников;
  • "организаторов", образующих управленческое звено, "организационное ядро"(данный признак характерен для больших групп, для малых он не обязателен);
  • совокупность взаимосвязанных ролей (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела);
  • правила, регулирующие поведение людей;
  • средства деятельности (технические, технологические, информационные, финансовые и др.), включая технологию - систематизированное знание полезных и наиболее рациональных способов практических действий (приемов, операций, процедур);
  • заданный алгоритм действий;
  • систему взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти подчинения;
  • упорядоченные связи с другими организациями, окружающими социальными группами и общностями (например, с клиентами), институтами (например, с государством), обществом в целом.

Типы социальных организаций

В зависимости от оформления организационной структур социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.

  • Неформальная - это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функ­циональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.).

Можно выде­лить три основные черты данного явления:
а) спонтанность, то есть незапланированность возникнове­ния;
б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;
в) главная особенность - неслужебное, «неделовое» содержа­ние межличностных отношений.

  • Формальная - это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

Во многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного - нескольких человек и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.

Виды социальных организаций

Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная и общественная организация.
I. Трудовая организация - это: организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организа­ция значительно шире производственной и охватывает работни­ков производственных, научных, учебных, медицинских, куль­турно-просветительских, административных и других организа­ций.
II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:
1) по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности:
а) государственная;
б) кооперативная;
в) акционерная;
г) собственность трудового коллектива;
д) частная;
е) совместная с иностранным капиталом;
ж) иностранная;
2) по сферам деятельности:
а) организации, действующие в сфере материального про­изводства (в промышленности, строительстве, транспор­те, сельском хозяйстве и т.д.),
б) организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).
III.Общественные организации - неправительственные/негосударственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделеются экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные, культурные и др.
По степени сплоченности среди социальные организаций выделяются следующие: организация-ассоциация, организация-кооперация, организация-коллектив, организация-корпорация.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная организация" в других словарях:

    Понятие, используемое в системном подходе для обозначения того факта, что любая социальная группа является структурированной, организованной системой, элементы к рой не изолированы друг от друга, а связаны опр. отношениями,… … Энциклопедия культурологии

    Новейший философский словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - понятие социальной философии и социологии; применительно к социальным объектам употребляется в трех смыслах: 1) как элемент социальной структуры искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и… … Социология: Энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - См. организация, социальная … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - (social organization) относительно устойчивый образец в пределах общества, и процесс, посредством которого он создается или поддерживается. Термин имеет весьма общее значение, перекликающееся с другими: Социальная структура; Социальный порядок и… … Большой толковый социологический словарь

    Социальная организация - в широком смысле любая организация в обществе; в узском смысле социальная подсиситема организации, элемент социальной структуры … Социологический словарь Socium

    Социальная организация - упорядоченный, регулируемый, скоординированный способ совместной деятельности людей, направленный на достижение конкретных целей … Социология: словарь

    Ценностно нормативный аспект социальной организации сооб тв и их сегментов, задающий мировоззренч., идейные и нравств. основания для социальной консолидации, регуляции, коммуникации и воспроизводства человеч. коллективов. При этом под… … Энциклопедия культурологии

    Понятие, широко используемое в социологии, антропологии и культурологии, обозначающее совокупность устойчивых элементов социальной системы (институтов, ролей, статусов), относительно независимых от незначит. колебаний в отношениях между… … Энциклопедия культурологии

    См. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ … Новейший философский словарь

Книги

  • Социальная организация: Как с помощью социальных медиа задействовать коллективный разум ваших клиентов и сотрудников , Макдоналд М.. Книга основана на материалах масштабного исследования, проведенного вице-президентами американской исследовательской и консалтинговой компании Gartner - ведущим аналитиком по социальным медиа…

Социальная организация – это объединение людей, совместно реализующих общие цели и действующих на основе определенных правил и процедур. Признаки социальной организации: целевая природа; распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и специализацию функций; построение по вертикальному (иерархическому) принципу; наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации; целостность социальной системы.

Ключевым элементом социальной организации выступает цель.

Выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций :

деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);

общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);

промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т. п.);

ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные и др.

Социальная организация играет важную роль в жизни общества. Современный человек – это «человек организации». Организация требует от него ориентацию на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. В свою очередь личность может реализовать эти качества только в рамках эффективно работающей организации.

16. Бюрократия как особый вид социальной группы. Неизбежность появления бюрократии особенности её отношения к общественному достоянию и собственной роли в обществе. Принципы «идеальной бюрократии» М. Вебера. Понятие адхократии.

В социологии под бюрократией понимается безличный механизм управления, основанный на формально-рациональных отношениях и иерархической системе власти.

Согласно Веберу, распространение бюрократии в современном обществе неизбежно. Развитие бюрократической власти - это единственный способ справиться с административными требованиями крупномасштабных социальных систем. Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Бюрократия для Вебера – «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. Веберовский идеальный тип рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями:

1. строго иерархическая структура;

2. формальное статусное подчинение;

3. управление по формальным, безличным правилам;

4. эмоциональная нейтральность отношений.

Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации, поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Современная социология отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии. Адхократия - противоположность бюрократии. Адхократия игнорирует классические принципы менеджмента, согласно которым у каждого есть определенная, постоянная роль, и представляет собой гибкую организацию, где индивидуумы могут при необходимости свободно использовать свои таланты.

17. Понятие социального института, основные виды социальных институтов, их предназначение

Социальный институт - это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Основные институты есть в каждом обществе - от самого примитивного до самого современного.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить основные виды социальных институтов:

институт семьи и брака ;

экономические институты ;

политические институты ;

социокультурные и воспитательные институты (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов: установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие; для института образования – стремление к знанию); культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы); утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образования – классы, библиотека); устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция, законы; для бизнеса – контракты, лицензии); идеология (для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для религии – православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции.

Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.

18. Социальный прогресс как процесс и как идея. Критерии социальной прогрессивности. Проблема социального прогресса в современном мире.

Ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят опрогрессе. В противном случае имеет месторегресс.

Социальный прогресс - это глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. Прогресс - глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории.

Прогресс и локален, и глобален. Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.

Реформы называются социальными , если они касаются преобразований в тех сферах общества или сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам (введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице и др). Они касаются социального положения различных слоев населения, ограничивают или расширяют их доступ к образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Сравнивая эволюцию обществ, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одна из них - закон ускорения истории. Он свидетельствуетоб уплотнении исторического времени: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Новейшая история составляет одну тысячную часть всемирной истории. Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период.

Релимгия (лат. religare -- воссоединять) -- особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Существуют и другие определения религии:

Учение о воссоединении человека с Богом. Также, религию определяют как одной из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. Это духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа, собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии).

Важно в данном вопросе показать социальные, гносеологические и психологические корни религии.

Религия зародилась в самом начале зарождения первобытного общества, что ведет за собой гносеологические предпосылки появления религии.

Гносеологические корни религии--это условия, предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Без этих предпосылок, условий религия бы не возникла. Это стало возможным лишь на определенном этапе развития первобытного общества, когда человек пытался осмыслить свое отношение к природе и к другим людям.

Социальные корни религии-- это те объективные факторы общественной жизни, которые необходимо рождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношениями людей к природе, другие -- с отношениями между людьми.

Психологические корни религии. Очевидно, что, со светской точки зрения, религия -- это одна из форм мифологического, первобытного сознания. Она является отражением определенного этапа развития этого сознания, связанного с праисторией развития человечества. В определенном смысле история религии совпадает с историей развития психологии масс.

При рассмотрении психологических корней религии выделяют четырех группы факторов. Во-первых, это способность человеческого сознания к формированию достаточно абстрактных понятий. Во-вторых, это неосознанные компоненты мышления и деятельности. В-третьих, это человеческие эмоции. Наконец, в-четвертых, это психологическая дихотомия «мы»--«они», лежащая в основе формирования всех человеческих общностей.

Функции религии.

Одна из важнейших функций религии, которая присуща только ей- удовлетворение мистических потребностей. Что означает успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.

Регулятивную функцию религия выполняет наряду с другими формами сознания и деятельности человека и общества, такими как мораль и право. Эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.

Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.

Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.

Таким образом, можно сделать вывод, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства. Она представляет собой необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, активно действующий компонент. Религия является одной из областей культуры, изучением которой занимается история религии.

религиозный ценность атеизм утешительный

Loading...Loading...