Лев Николаевич Толстой. Взгляды и мировоззрение

Был враждебен не только высшей царской бюрократии, но и всей политической деятельности самодержавной власти, чуждой, по его мнению, истинным интересам страны. Он отнесся отрицательно и к реформам 60-х годов, которые считал плодом непродуманных начинаний верхов, не отвечающих нуждам общества. В 1861 г. он написал язвительное сатирическое стихотворение «Государь ты наш батюшка…», отрицающее реформы Петра I, а по существу направленное против реформ Александра II. Петр «варит кашицу» из «заморской крупы» и мешает ее «палкою»; каша выйдет «крутенька» и «солона», а «расхлебывать» ее придется «детушкам», т. е. последующим поколениям. Тем самым поэт осудил все же и реформы Петра, внешне совпадая в этом отношении со славянофилами, что не соответствовало сущности его политических взглядов. И он хорошо понимал это. В конце 60-х годов он писал Стасюлевичу: «Петр 1, несмотря на его палку был более русский, чем они (славянофилы. -- Г. П.), потому что он был ближе к дотатарскому периоду…»

Вопреки своей теории «чистого искусства», Толстой выступал в сатирических стихотворениях поэтом тенденциозным. И большинство его последующих произведений были тенденциозны не в меньшей мере. Поэт сознавал это противоречие между своими эстетическими взглядами и своим творчеством и пытался его по-своему объяснить. Так, в декабре 1868 г. он писал: «Я презираю всякую тенденцию в литературном труде… Но не моя вина, если из написанного мною ради любви к искусству само собою вытекает, что деспотизм никуда не годится. Тем хуже для деспотизма!».

Такое объяснение нельзя, конечно, признать убедительным. Осуждение деспотизма возникало в произведениях Толстого не «само собою». Оно вытекало из его совершенно сознательных политических убеждений, которые он неоднократно выражал и в переписке. Эти убеждения становились постепенно все, более отчетливыми и законченными. И идейно-политическая борьба, происходившая в период крестьянской реформы и последовавшей за нею правительственной реакции, этому только способствовала.

Подобно славянофилам, Толстой был противником развивающихся в России буржуазных отношений и поэтому также искал свой общественный идеал в историческом прошлом. Но он не признавал, что имеет какой-то особый, самобытный уклад национальной жизни, отличающий ее от стран Запада и основанной на стихийном нравственном подчинении личности интересам сословия, а сословия - интересам всего общества. Толстой был сторонником развития личности, ее свободы в жизни коллектива и сознательного служения государственным интересам. «Я объявляю себя их (славянофилов) противником, - писал он, - как только они нападают на европеизм и когда они сопоставляют свою проклятую общину - принципу индивидуальности, - единственному принципу, в лоне которого может развиваться цивилизация вообще и искусство в особенности».

«Князь Серебряный» появился в печати в 1862 г., но был задуман еще в 40-е годы, видимо, в то время, когда Толстой писал свои ранние тираноборческие баллады о Шибанове и Репнине. В отличие от этих баллад, писатель стремился теперь разоблачить тиранию Грозного в широком эпическом сюжете. Он показал в нем не только веселые пиры опричников и жестокие казни их жертв, но и домашнюю жизнь царя, а также жизнь враждебного опричнине боярства, представленного князьями Серебряным и Морозовым, их личные столкновения с опричниками и участие в этих столкновениях представителей народных масс, выступающих на стороне бояр. Роман состоит из множества очень эффектных и занимательных сцен, но внешняя занимательность преобладает над их внутренней характерностью. Грозный и опричники односторонне представлены извергами, а положительные герои - рыцарями без страха и упрека. Все это сделало роман тенденциозным, лишило его глубины содержательности и реалистичности и обусловило отрицательное отношение к нему со стороны критики прогрессивного лагеря. Щедрин написал о «Князе Серебряном» ироническую рецензию, сближая его с романами Загоскина и Лажечникова.

Серия статей Ленина о Толстом является образцом конкретного применения принципов диалектики, теории отражения к анализу художественного творчества, выявлению его идейно-эстетического своеобразия. Называя Толстого «зеркалом русской революции», Ленин подчеркивал социально-классовую обусловленность процесса отражения действительности в искусстве: «Толстовские идеи, это - зеркало слабости, недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости патриархальной деревни...» (т. 17, с. 212). Выступая как против бесстрастного объективизма, так и против вульгарного социологизма в понимании художественного творчества, Ленин показал, что отражение действительности в произведениях искусства («Толстой поразительно рельефно воплотил... черты исторического своеобразия всей первой русской революции...» - т. 20, с. 20) неотделимо от субъективного отношения к ней художника, дающего эстетическую оценку изображаемому с позиций определенных социальных идеалов. По логике ленинской мысли «горячий, страстный, нередко беспощадно-резкий протест» Толстого против полицейско-казенного государства и церкви, «обличение капитализма» (т. 20, с. 20-21) - необходимое условие художественной ценности и социальной значимости его произв. Художественное обобщение существенного, закономерного в действительности осуществляется, по Ленину, через индивидуальное, единичное: «...весь гвоздь в индивидуальной обстановке, в анализе характеров и психики данных типов» (т. 49, с. 57). Таким образом, процесс художественного творчества рассматривался Лениным как диалектическое единство объективного и субъективного, познания и оценки, единичного и общего, социального и индивидуального.

В. И. Ленин о Толстом. В нескольких статьях В. И. Ленин дал гениальную характеристику мировоззрения Л. Н. Толстого, раскрыл его значение как писателя.

Ленин писал, что «старая патриархальная Россия после 1861 года стала быстро разрушаться под влиянием мирового капитализма. Крестьяне голодали, вымирали, разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая землю. Усиленно строились железные дороги, фабрики и заводы, благодаря «дешевому труду» разоренных крестьян. В России развивался крупный финансовый капитал, крупная торговля и промышленность. Вот эта быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых «устоев» старой России и отразилась в произведениях Толстого-художника, в воззрениях Толстого-мыслителя» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с 39).

Л. Н. Толстой, как показал В. И. Ленин, был выразителем взглядов и настроений патриархального крестьянства пореформенной России, на которое надвинулся новый, невиданный, непонятный враг - капитал, несший крестьянам много всяких бедствий.

Толстой, относясь отрицательно к революционному изменению общественного строя, проповедовал непротивление злу насилием и мечтал о постепенном мирном самоусовершенствовании людей.

Отмечая большие противоречия в мировоззрении Толстого, В. И. Ленин показал, что эти противоречия не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в которые была поставлена русская жизнь последней трети XIX века. Отметив, что критические выступления Толстого сыграли большую роль в разоблачении темных сторон российской действительности, что его прекрасные произведения составили новую эпоху в художественном развитии человечества, он писал, что социальные взгляды Толстого в целом утопичны и по своему содержанию реакционны. Вместе с тем В. И. Ленин отметил, что в литературном наследстве Толстого «есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему».

13.НАРОДНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ - связь литературы с народом, обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о народности литературы во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в понятие «народ» (например, «народ» не сводится только к крестьянству или только к угнетенным слоям общества).

Во-первых, народность – это мера взаимопроникновения литературы и фольклора . Литература заимствует из народных произведений сюжеты, образы и мотивы (напр., сказки А. С. Пушкина , использующие материал русских народных сказок). Иногда случается и наоборот – песни на стихи рус. поэтов становятся народными (напр., песня «Коробейники», в основе которой отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Во-вторых, народность – это мера проникновения автора в народное сознание, адекватность изображения им представителей народа. Так, напр., народной можно считать тетралогию Ф. А. Абрамова «Пряслины», где изображена жизнь северной деревни в годы Великой Отечественной войны и после неё. В ненародных с этой точки зрения произведениях простые люди изображаются неестественно, надуманно (такими, напр., были многие «парадные» романы социалистического реализма, изображавшие «лакированную» действительность). В-третьих, термином «народность» иногда обозначается доступность литературы людям, её понятность для неподготовленного читателя. Народная литература в таком случае противопоставлена литературе элитарной, предназначенной для узкого круга. В современной литературе, особенно в постмодернизме произведение может выполнять две функции (напр., роман «Имя розы» У. Эко для рядового читателя – захватывающий детектив, однако этот роман адресован и филологу, т. к. он содержит множество аллюзий и реминисценций из др. произведений). Философская концепция народности в искусстве складывается в трудах Дж. Вико и Ж.-Ж. Руссо , затем И. Г. Гердера. В нач. 19 в. Гердер издал сборник «Голоса народов в песнях», куда, наряду с народными песнями, включались и авторские стихотворения. Тем самым Гердер хотел показать единство литературы и проявление в ней «народного духа». Немецкие писатели и учёные (А. и Ф. Шлегель, А. фон Арним, К. Брентано, Я. и В. Гримм ) изучали народную культуру, собирали, обрабатывали и издавали фольклорные произведения. Они создали «мифологическую школу», считая, что основа всего искусства – миф , из которого развивается фольклор. В литературе романтизма одним из главных принципов был интерес к истории своего народа и его искусству, ориентация на его дух и поэтику. В России в нач. 19 в. статьи о народности писали О. М. Сомов, П. А. Вяземский . Дискуссия развернулась в 1840-е гг., когда народность оказалась одной из центральных проблем в споре славянофилов и западников. Если для славянофилов народность состояла в верности духу русского фольклора и быта, то западники видели её прежде всего в реалистическом изображении действительности. В 1860-х гг. народность литературы была связана с изображением угнетённого положения народа, его зависимости и подверженности произволу. Советская литература считала народность одним из главных критериев оценки произведения, понимая её как верное изображение народа и доступность народу, однако стремление замалчивать недостатки привело к обратному – многие произведения изображали народ крайне фальшиво.

14.ПАРТИЙНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ - такое проявление ее классового характера, к-рое связано с высоким уровнем развития политической и идеологической борьбы, с выдвижением на историческую арену партий, отстаивающих интересы противоборствующих общественных сил.

Партийность литературы «Жить в обществе и быть сво­бодным от общества нельзя». Эти слова В. И. Ленина дают ключ к пониманию вопроса о партийности литературы. Буржуазные критики и литераторы в свое время создали теории, согласно которым искусство независимо от обществен­ной жизни: поэт, романист, драматург якобы творят свои произведения, подобно пушкинскому летописцу Пимену, «добру и злу внимая равнодушно». Выдвигался тезис о «чистом искус­стве», якобы свободном от каких бы то ни было социаль­ных пристрастий и симпатий. Но это была иллюзия, которая могла только маскировать, скрыть реальную связь художника с общественным развитием.

В. И. Ленин подчеркивает, что партийность литературы орга­нически связана со всей нашей философией. Наиболее широко принцип партийности В. И. Ленин обосновал в работе «Партийная организация и партийная литература» в 1905 году. Ее главный тезис выражен был очень ясно. Литературное дело должно стать составной частью общепролетарского дела. В России развертывается грандиозная борьба классов. Страна идет к революции. И перед каждым художником встает жгучий и острый вопрос: с кем он - с силами реакции, старого мира или с народом, с рабочим классом, борющимся за светлое будущее? В. И. Ленин разоблачает буржуазный лозунг «беспартийности» искусства и противопоставляет ему искусство, открыто связанное с революционным народом.

Таким образом, партийность литературы - это внутренняя идейная политическая устремленность творчества. В наших ус­ловиях это прежде всего активная защита идеалов коммунизма, это органическая связь с интересами народа, с его борьбой за построение нового мира, на пути к коммунизму.

Литература социалистического реализма не просто воспроизводит те иные стороны действительности. Коммунистическая партийность предполагает активно-страстное, заинтересованное вмешательство писателя в жизнь. В этом смысле

литература деятельно и горячо помогает воспитывать нового человека революционной эпохи.

Толстой до сих пор является голосом совести. Живым упрёком для людей, уверенных, что они живут в соответствии с моральными принципами.

Александ Мень

«Моя главная цель в жизни есть добро ближнего», - писал в своём дневнике Л.Н.Толстой. Основной закон искусства – верность жизненной правде, которого придерживался всю свою творческую жизнь великий Толстой.
Изучая произведения литературы, мы уже знаем, что каждый писатель (да и каждый человек вообще) обладает своим воззрением на мир, или как правильно говорить мировоззрением.
Мировоззрением называют всю систему взглядов на жизнь: взглядов философских (на общие законы мира), политических (на общественное устройство), нравственных (на отношение между людьми), эстетических (на прекрасное в жизни и искусстве). Мировоззрение складывается в течении всей жизни человека под влиянием воспитания, образования, его деятельности, событий его личной жизни и исторических событий, под влиянием окружающей общественной среды.
Мировоззрению свойственны противоречия. Человек, под влиянием обстоятельств его жизни, способен колебаться в своих суждениях.
Так вот, мировоззрение писателя, как любого человека, всегда сказывается на его деятельности. Главная деятельность писателя – художественное творчество. Творчество – особый вид человеческой деятельности. Творческая деятельность писателя не только выражает его мировоззрение, но и воздействует на мировоззрение других людей (читателей).
Стремление видеть и передать в своих произведениях правду жизни составляет мировоззрение автора «Войны и мира», где ярко раскрывается духовный мир героев, их диалектика души. В этом весь Толстой.

Художественное мировоззрение Л . Н . Толстого , сложное и противоречивое, изменялось на протяжении его долгой жизни. Начал же Л . Н . Толстой с того, что уже было открыто М. Ю. Лермонтовым. Мысль о том, что изучение души человеческой - задача первостепенной важности, стала главной темой творчества писателя. Он отстаивал глубокую связь внутреннего мира человека с обществом. Причину всех бед Толстой видел в том, что современный человек утратил твердую нравственную позицию и в жизни своей руководствуется ложными идеалами. Спасение человека должно начинаться изнутри, с его души. Люди научились заглушать врожденный голос совести, но он никогда не замолкает совсем, поэтому есть возможность изменить свою жизнь, привести ее в согласие с совестью. Для этого необходима постоянная внутренняя работа, проверка своих поступков высшей идеей - добра, любви и справедливости. Большое значение в этом смысле Толстой придавал нравственному самосовершенствованию человека.

Произведения Толстого объединены центральной проблемой - поисками смысла жизни, истинных убеждений. Его персонажи ищут истину не только для себя, но и для всего человечества, т. е. истину абсолютную, поэтому все творчество Толстого проникнуто философичностью. Писателю было важно «воспитать» читателя, заставить его пройти вместе с героями дорогами духовных исканий и найти нравственный идеал, но лишь любимым героям Толстого свойственны идейно-нравственные поиски. Их характер под влиянием напряженной внутренней работы, различных жизненных впечатлений постоянно развивается. Изменение характера идет через ряд психологических стадий. Принцип психологизма - один из важнейших в романах Толстого ; центральным его постулатом становится «диалектика души» героя, что означает изображение внутреннего мира героя в постоянном развитии.
Объяснение важных психологических процессов, переломных моментов в
мировоззрении героев Толстой не доверяет своим персонажам. С этим способен справиться только сам автор-повествователь. Во-первых, людям свойственно подсознательное стремление видеть себя лучше, оправдывать свои поступки; во-вторых, ясно и сжато осветить душевное состояние может только сторонний наблюдатель, человек, поднявшийся над борьбой.
Нелюбимые герои Толстого ничего не ищут, кроме личного благополучия. Мир их мыслей и чувств крайне беден, они внутренне статичны. Для
Толстого нравственный уровень человека определяется его способностью к внутреннему совершенствованию и духовному развитию.

Никанор (Бровкович, Александр Иванович; архиепископ Херсонский и Одесский; 1827-1890). Поучение преосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского, на день святого благоверного князя Александра Невского (23-го ноября 1886 года), о том, что ересеучение графа Льва Толстого разрушает основы общественного и государственного порядка. Одесса: издание Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1889.

Письма Николая, епископа Таврического, бывшего Аляскинского и Алеутского, К. П. Победоносцеву о переводе его из Аляскинской епархии в Таврическую, ее духовенстве, составе консистории, инструкции церковным хорам; о тяжелой болезни гр. Л. Н. Толстого, слуха


Письма Николая, епископа Таврического, бывшего Аляскинского и Алеутского, К. П. Победоносцеву о переводе его из Аляскинской епархии в Таврическую, ее духовенстве, составе консистории, инструкции церковным хорам; о тяжелой болезни гр. Л. Н. Толстого, слухах о плане С. А. Толстой хитростью получить согласие на церковное погребение мужа. Пометы епископа Николая на письмах к нему: 1) Попова В., протоиерея из села Кореиз Ялтинского уезда Таврической губернии о пребывании Л. Н. Толстого с семьей в имении Гаспра Симферопольского уезда...

Письмо О. А. Новиковой (урожденной Киреевой), писательницы, из Лондона, К. П. Победоносцеву о беседе с кардиналом Vaughon’ом и отношении последнего к отлучению от церкви графа Л. Н. Толстого

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Письмо О. А. Новиковой (урожденной Киреевой), писательницы, из Лондона, К. П. Победоносцеву о беседе с кардиналом Vaughon’ом и отношении последнего к отлучению от церкви графа Л. Н. Толстого.

Письмо графини Софьи Андреевны Толстой К. П. Победоносцеву с выражением негодования по поводу отлучения от церкви ее мужа графа Л. Н. Толстого

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Письмо графини Софьи Андреевны Толстой К. П. Победоносцеву с выражением негодования по поводу отлучения от церкви ее мужа графа Л. Н. Толстого.

Письма С. А. Толстой К. П. Победоносцеву (автограф) и митрополиту Антонию по поводу отлучения Л. Н. Толстого от церкви

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Письма С. А. Толстой К. П. Победоносцеву (автограф) и митрополиту Антонию по поводу отлучения Л. Н. Толстого от церкви.

Комментарии М. Н. Сменцовского к письмам К. П. Победоносцева П. А. Смирнову, редактору «Церковных ведомостей», от 22 марта и 16 апреля с приложением копий указанных писем о запрете светским периодическим изданиям помещать статьи о Толстом по пов

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Комментарии М. Н. Сменцовского к письмам К. П. Победоносцева П. А. Смирнову, редактору «Церковных ведомостей», от 22 марта и 16 апреля с приложением копий указанных писем о запрете светским периодическим изданиям помещать статьи о Толстом по поводу послания Синода, проповеди Амвросия (Ключарева); о возможности напечатать в «Церковных ведомостях» письмо С. А. Толстой митрополиту Антонию и ответ последнего.

Работа неустановленного автора "Отлучение графа Л. Н. Толстого от православной церкви" с обзором перлюстрированных писем разных лиц

Щеголев Павел Елисеевич (1875 - 1931 гг.), историк, редактор журнала "Былое", управляющий Петроградским историко-революционным архивом.
Работа неустановленного автора "Отлучение графа Л. Н. Толстого от православной церкви" с обзором перлюстрированных писем разных лиц.

Вырезки из газет («Daily News» и неустановленных) с заметками разных авторов об отлучении от церкви графа Л. Н. Толстого

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Вырезки из газет («Daily News» и неустановленных) с заметками разных авторов об отлучении от церкви графа Л. Н. Толстого.

Loading...Loading...