Монашеские ордена католической церкви. Католический культ

Католические монашеские ордена и ереси

Духовно-рыцарские ордены возникли во времена крестовых походов. В их функции входила охрана паломников, а также борьба с мусульманами и язычниками. Некоторые из этих орденов достигли большого могущества и даже создали свои орденские государства.

Пассионисты (Братья Страстей Господних, Клирики братства Святого Креста и Страстей Христовых) Конгрегация, основанная в 1720 году в Пьемонте с целью поучения народа путем проповедей о крестной смерти Христа. Она сильно распространилась в Италии и имела значительные миссии в Болгарии и Валахии.

Ордены, существовавшие на территории Испании

Орден Калатравы

Основан в 1158 году в Кастилии.

Орден Алькантара

Основан около 1176 года в Кастилии.

Орден Сантьяго де Компостела

Основан в 1170 году в Кастилии.

Орден Сан-Хулиан де Перейро

Основан около 1173 года в Кастилии.

Орден Санта-Марияде Эспанья

Основан около 1275 года в Кастилии. В 1280 году вошёл в состав Ордена Сантьяго де Компостела.

Орден Монтегаудио

Основан около 1173 года в Арагоне. В 1188 году объединился с Орденом госпиталя Святого Искупителя в Теруэле. В 1196 году они вошли в состав Ордена тамплиеров.

Орден Сан-Хорхе де Альфама

Основан около 1356 года в Арагоне. В 1400 году вошёл в состав Ордена Монтесы.

Орден Монтесы

Основан в 1317 году в Арагоне.

В 1489-1494 годах кастильские ордена Калатравы, Алькантара и Сантьяго де Компостела были практически национализированы короной.

В 1587 году арагонский Орден Монтесы также был подчинён короне. Окончательно владения испанских орденов были конфискованы государством в 1835 году.

Ордена, существовавшие на территории Португалии

Орден Святого Беннета Авишского (Авиш, Авис)

Основан около 1176 года.

Орден Христа

Основан в 1319 году.

Орден Сантьяго

В Португалии он вначале существовал как отделение кастильского ордена, но позднее отделился от него.

Контроль за тремя португальскими орденами перешёл к короне во второй половине XVI века. В 1820-1834 годах они прекратили своё существование.

Ордены, существовавшие на территории Италии

Орден Пресвятой Девы Марии

Вифлеемский орден

Основан папой Пием II для защиты острова Лемнос. Но после окончательного завоевания острова турками в 1479 году орден прекратил своё существование.

Орден христианских рыцарей

Основан в Италии в 1619/1623 годах для борьбы с турками и немецкими протестантами, но вскоре прекратил своё существование.

Орден Святого Стефана

Основан в 1562 году во Флоренции. Уничтожен Наполеоном в 1809 году.

Орден Святого Маврикия

Существовал в Савойе. Наследственными магистрами были герцоги Савойские. В 1572 году к Ордену Святого Маврикия Папа присоединил часть госпитального Ордена Святого Лазаря. В 1583 году орден прекратил существование.

ПО ИСТОРИИ

«монашеские ордена»

Ванидовская Кристина К1

Древнейшие монастыри возникли в буддизме в середине 1-го тыс. до н. э. в Индии. Сначала это были общины (сангхи) бродячих отшельников, собиравшихся в общины принимались все, за исключением рабов, должников и царских слуг. Постепенно характер общин изменился: первоначально обязат.принцеп нищеты стал функцией, М. из убежища от мирской суеты превратилось и идеологичь.опору существующего строя.

Христ. М. возникли первоначально поселения отшельников (в 3-4 вв. в Египте, где особенно активно действовал Антоний Великий).

Во главе католич. М. стояли аббаты (или аббатисты), в православных - игуменны (или игуменьи). В экономич. отношении М. предстовляли собой хоз. самодовлеющие организмы.

С развитием феодолизма характер М. изменился, внутри М. произошло расслоение, монахи стали разделятся на ряд категорий - по своим функциям, социальному положению и связям, моральному авторитету.

В католич. М. физич. труд монахов с 10 в. был запрещён, с 11 в. наиболее тяжёлые работы в земледелии, скотоводство были переложенны на особых работников (конверзов) и на эксплуатиромое М. крепостное крестьянство.

На монастырских землях широкое распространение получила практика прекариев. Королев. власть содействовала укреплению каталич. М., предстовляя им адм., податную, суд. Независимость.

Большое число М.представляло себе крупные х-ва с развитыми замледелием и ремёслами. Расположенные на торг. путях, мн. М. рано начали втягивать в товарн.-ден. отношения вели торговлю солью, вином, хлебом и др., стан становились центром торг.-ростнещнических сделок, своебразными банками средневековья.

Укрепление католич. М. в 11-13 вв. в большей мере было связано с Клюнийской реформой, стороники которой требовали в первную очердь востановления сурового устава Бенедикта Нурийского.

На базе католич. М. возникали монашеские ордена, ряд М. обьединялись в конгресации. С образованием в 12-13 вв. (в условиях крестовых походов) духовно-рыцарских орденов возник новый тип католич. М., предназначавшихся для поддержки крестоносцев, при М. устраивали лазареты для раненых, пункты для обмена и выкупа пленных, убежища для паломников и т.п. Создание т.н. нищенствующих орденов б 1-й пол. 13 в., в период обостроения соц.-пол. борьбы в связи с ростом товарно-ден. отношений, обусловило появления католич. М., тесно связаныс с городом, в число важнейших их борьба на нар.-еретич. движениями. Направляющиеся из этих М. в качестве миссионеров монахи нередко создавали в разных странах новые, "дочерчения", М., зачастую становившымися опорными пунктами воен. захватов и колонизацый. М. являлись оплотом папства в его борьбе за полить. господство в Европе.

Если в ранее средневековье, когда монополия на образование принадлежала церкви, М. способствовала распространению грамотности, книжного дела, художеств. ремесла, то по мере роста светской культуры и освобождения науки от теологич. оков, они становятся гл. центрами борьбы против науч. мысли и передовых идей.

Сильное потрясение испытали католич. М. в эпоху Реформацыи, сопровождающиеся ликвидацыи на территориях, где распростанился протестанизм, монашества как особого института, закрытием М. и секулизацыей их зам. владений.

Новый подём монастырского движения был связан с Контрефермацыей, новые М. со 2-й пол. 16 век. ставили своей гл. задачу подготовки церк. кадров для борьбы с протестантами. М., прежде всего М. иезуитов, служил орудием клерукатизма в борбе против прогресивных сил. Большой удар по М. был нанесён бурж. революцыями 18-19 вв. Однако в связи с ростом рев. рабочего и демократического движения бурж. реакция востановилла в ряде стран многие рание упразнёные М. С кон. 19 вв. число М. стало расти, а их реакц. деятельность приобрела широкий размах. В 20 в. нек-кот. протестанские церкви, раньше решительно отвергавшие М. допустили их появления.

Орден францисканцев.

Наш Орден - это мужская монашеская община, которую в начале XIII в. основал св. Франциск Ассизский.

Вообще, францисканцы - это огромная духовная семья монахов, монахинь и мирян, которые построили свою жизнь на духовности св. Франциска. В наше время таких людей на земле более миллиона, поэтому францисканская семья считается самым многочисленным объединением внутри Католической Церкви. Знаменательно, что общины, живущие по францисканской духовности, существуют также в Православной и протестантских Церквах (англиканской, лютеранской).

Св. Франциска считают основателем трех Орденов, которые являются частью одной харизмы, совладельцами одного наследия, имеют одну и ту же цель. Находясь в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга, они движутся одним путем. При этом каждый из них имеет свою собственную, автономную историю.

Первый Орден - мужской: Франциск, отказавшись от мирских благ, увлек за собой молодых людей, своих друзей, которые пошли за ним и назвали себя Меньшими Братьями.

Второй Орден - женский: девушка благородного происхождения по имени Клара решила посвятить свою жизнь Богу по примеру Франциска; из его рук она приняла монашеское одеяние, а впоследствии основала общину сестер. По имени основательницы, монахинь Второго Ордена называют клариссами.

Третий Орден - это Францисканский Орден Мирян. Его члены остаются в миру, и Орден предлагает им форму апостольской жизни, приспособленную к их положению.

Орден Францисканцев - Братьев Меньших Конвентуальных является одной из ветвей Первого Ордена. Всего же этих ветвей три:

Братья Меньшие (Ordo Fratrum Minorum, сокращенно OFM), называемые также обсервантами (обсерванция - строгое соблюдение положений Устава);

Братья Меньшие Конвентуальные (Ordo Fratrum Minorum Conventualium, сокращенно OFMConv.) - то есть, "братья общины": конвент - это монашеский дом, община монахов одного монастыря);

Братья Меньшие Капуцины (Ordo Fratrum Minorum Capucinorum, сокращенно OFMCap.), получившие свое название от итальянского слова "capuccio" - капюшон.

Возникновение этих ветвей было вызвано разной интерпретацией идеалов Франциска и различной формой их осуществления, и имеет свою богатую историю.

Наш Орден в настоящее время насчитывает около четырех с половиной тысяч братьев, работающих на всех континентах. Мы носим серый или черный хабит (монашескую рясу) с белым поясом-веревкой; нас называют "францисканцами", а также "миноритами" (в Германии, Австрии, Венгрии), "кордильерами" (во Франции и Швейцарии) или "серыми братьями" (в Англии).

Орден доминиканцев

лены нищенствующего монашеского ордена, основанного в 1216 г, Домиником Гусманом. «Форменной» одеждой доминиканцев был черный плащ с капюшоном. Главной целью ордена была борьба с ересями. Для того чтобы полемизировать с еретиками, доминиканцы получали серьезное богословское образование. В каждом монастыре действовала богословская школа, а в Болонье, Монпелье, Кёльне и Оксфорде доминиканцы создали свои высшие школы. Доминиканцы заняли все богословские кафедры в ун–тах Зап. Европы. Из их среды вышло немало известных богословов Средневековья (напр., Фома Аквинскии). В 1232 г. доминиканцам была передана инквизиция, что резко повысило роль ордена в католической церкви. Доминиканцы стали официальными цензорами правоверия, получили в руки мощное орудие борьбы с еретиками, противниками папства. Одним из важных направлений деятельности доминиканцев было миссионерство – они добирались даже до Монголии и Китая.

Главой ордена был избираемый генерал. Ежегодно (затем раз в два года) собирался генеральный капитул доминиканцев (поочередно в Болонье и в Париже). Монастыри доминиканцев объединялись в провинции во главе с провинциалами.

В 1219 г. был создан женский доминиканский орден. В него могли вступать женщины только из семей феодалов. Доминик создал и третий орден – «Рыцарства Христова», в котором состояли светские люди, соблюдавшие монашеские обеты.

Орден цистерианцев.

лены монашеского ордена, получившего свое название от местности (Cistercium – Сито), где в 1098 г. был основан их первый монастырь. Цистерцианцы пользовались Уставом Бенедикта Нурсийского, но выполняли его очень строго. Употребляли только грубую вегетарианскую пищу, восстановили обязательный годичный испытательный срок (новициат), не принимали в монастыри детей (отойдя в этом от бенедиктинской практики), избегали роскоши в убранстве монастырей, жили за счет собственного труда, не имея зависимых от себя крестьян.

Строгость жизни обитателей первого монастыря цистерцианцев отпугивала от них многих людей, перелом же наступил, когда в орден вступил Бернар Клервоский. Его деятельность принесла ордену цистерцианцев огромную популярность, в 1150 г. насчитывалось уже 350 монастырей цистерцианцев, а в 1500 г. – 738 муж. и 650 жен. обителей.

Цистерцианцы обычно создавали свои монастыри на неосвоенных землях. Это требовало тяжелого физ. труда. Земельные владения ордена быстро росли и за счет дарений знати. В ордене было введено деление монахов на два разряда: полноправных братьев и «светских братьев» (конверзов). Главным занятием первых были молитвы, вторых – физ. труд, дабы он не отвлекал духовную элиту от религ. занятий. «Светские братья» происходили из крестьян, они, как правило, были неграмотны (молитвы учили наизусть). Эти люди также проходили через новициат, давали традиционные монашеские обеты, но права голоса в ордене не имели. Благодаря их труду орден цистерцианцев вскоре стал одним из богатейших. Богатства ордена росли и в результате предприимчивости истерцианцев в торговых операциях, поставках сырья для мануфактур.

По своей структуре орден цистерцианцев был федеративным со значительной автономией монастырей. Пять первых (по времени основания) монастырей считались главными. Остальные группировались вокруг них в пять объединений, аббат – глава такого объединения – контролировал жизнь подчиненных ему монастырей. Ежегодно собирался генеральный капитул из всех аббатов, где обсуждались важнейшие проблемы ордена и принимались обязательные для всех истерцианцев постановления. Жен. цистерцианские монастыри имели элитарный характер – в них принимали женщин только из семей феодалов.

Реферат ПО ИСТОРИИ По теме «монашеские ордена» Ванидовская Кристина К1 Древнейшие монастыри возникли в буддизме в середине

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы. Люди, как известно, - существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели. Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

Египетские отшельники

Монашество зародилось не в Европе, свое начало оно берет на просторах египетских пустынь. Здесь еще в IV веке появились отшельники, стремившиеся приблизиться к духовным идеалам в уединенном удалении от мира с его страстями и суетой. Не находившие себе места среди людей, они уходили в пустыню, жили под открытым воздухом или в руинах каких-то построек. Часто к ним присоединялись последователи. Вместе они трудились, проповедовали, возносили молитвы.

Монахи в миру были работниками разных профессий, и каждый приносил что-то свое в общину. В 328 году Пахомий Великий, бывший когда-то солдатом, решил организовать жизнь братьев и основал монастырь, деятельность в котором регламентировалась уставом. Вскоре стали появляться подобные объединения и в других местах.

Свет знаний

В 375 году Василий Великий организовал первое крупное монашеское общество. С тех пор история религии потекла в несколько ином русле: вместе братья не только молились и постигали духовные законы, но занимались изучением мира, постижением природы, философских аспектов бытия. Стараниями монахов сквозь темные прошли мудрость и знания человечества, не затерявшись в прошлом.

Чтение и совершенствование в научной области входило в обязанность и послушников монастыря в Монте-Кассино, основанного Бенедиктом Нурсийским, считающимся отцом монашества в Западной Европе.

Бенедиктинцы

530 год считается датой, когда появился первый монашеский орден. Бенедикт славился своим аскетизмом, и вокруг него быстро сформировалась группа последователей. Они и вошли в число первых бенедиктинцев, как называли монахов в честь их предводителя.

Жизнь и деятельность братьев велась в соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом Нурсийским. Монахи не могли менять место служения, владеть какой-либо собственностью и всецело должны были подчиняться аббату. Регламент предписывал вознесение молитв семь раз в день, постоянный физический труд, перемежающийся часами отдыха. Устав определял время трапез и молений, наказания для провинившихся, необходимые для прочтения книги.

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия. Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников. Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Упадок и возрождение

На время правления Карла Великого приходится период, когда монашеский орден бенедиктинцев переживал не лучшие времена. Император ввел десятину в пользу Церкви, потребовал от монастырей предоставления определенного числа воинов, отдавал во власть епископов обширные территории с крестьянами на них. Монастыри стали обогащаться и представлять собой лакомый кусочек для каждого, жаждущего увеличения собственного благосостояния.

Представители мирской власти получили возможность основывать духовные общины. Епископы транслировали волю императора, все больше погружаясь в дела мирские. Настоятели новых монастырей лишь формально занимались духовными вопросами, наслаждаясь плодами пожертвований и торговли. Процесс обмирщения вызвал к жизни движение за возрождение духовных ценностей, вылившийся в образование новых монашеских орденов. Центром объединения в начале X века стал монастырь в Клюни.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Великое множество

В XI-XIII веках новые монашеские ордена католической церкви появлялись в большом количестве. Каждый из них чем-то отметился в истории. Камальдулы славились своим строгим уставом: они не носили обуви, приветствовали самобичевание, совсем не ели мяса, даже если были больны. Картезианцы, также чтившие жесткие правила, были известны как гостеприимные хозяева, считавшие благотворительность важнейшей частью своего служения. Одним из главных источников дохода для них была продажа ликера «Шартрез», рецептуру которого разработали сами картезианцы.

Свой вклад в монашеские ордена в средние века внесли и женщины. Во главе монастырей, в том числе и мужских, братства Фонтевро стояли аббатисы. Они считались наместницами Девы Марии. Одним из отличительных пунктов их устава был обет молчания. Бегинки - орден, состоящий только из женщин - напротив, не имели устава. Настоятельница выбиралась из числа последовательниц, и вся деятельность направлялась в благотворительное русло. Бегинки могли покидать орден и выходить замуж.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители. Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась имевшим верховную власть над объединением. Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить. Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира. Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей. Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей. Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей. В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Франциск Ассизский

В 1207 году начал формироваться Его глава, Франциск Ассизский, видел суть своей деятельности в проповедях и отречении. Он был против основания церквей и монастырей, со своими последователями встречался раз в год в условленном месте. Все остальное время монахи проповедовали народу. Однако в 1219 году все-таки был возведен францисканский монастырь по настоянию Папы Римского.

Франциск Ассизский славился своей добротой, способностью служить легко и с полной самоотдачей. Его любили за поэтический талант. Канонизированный уже через два года после своей смерти, он приобрел массу последователей и возродил почтение к католической церкви. В разные века от францисканского ордена образовывались ответвления: орден капуцинов, терцианы, минимы, обсерванты.

Доминик де Гусман

На монашеские объединения Церковь полагалась и в делах борьбы с ересью. Одной из основ инквизиции был орден доминиканцев, основанный в 1205 году. Основоположником его стал Доминик де Гусман, непримиримый борец с еретиками, почитавший аскезу и бедность.

Орден доминиканцев одной из главных своих целей избрал подготовку проповедников высокого уровня. Для организации подходящих условий для обучения даже были смягчены первоначально жесткие правила, предписывающие братьям бедность и постоянное скитание по городам. Доминиканцы при этом не были обязаны трудиться физически: все свое время, таким образом, они посвящали образованию и молитве.

В начале XVI века Церковь вновь переживала кризис. Приверженность духовенства к роскоши и порокам подрывала авторитет. Успехи Реформации вынуждали священнослужителей искать новые пути возвращения былого почитания. Так был образован орден театинцев, а затем и Общество Иисуса. Монашеские объединения стремились вернуться к идеалам средневековых орденов, но время взяло свое. Хотя многие ордена существуют и сегодня, от былого величия мало что сохранилось.

Ордена чернеців это организации католических монахов, которые имеют особые уставы. Создан для усиления влияния католической церкви, преследования инакомыслящих, борьбы с ересями, Орден имеет строго централизованную структуру. Орден возглавляют "генералы", "генеральные магистры", которым подлежат "провинциалы" (провінціальні приоры), "магистра", а последним-аббаты и конвенционные приоры. Этими лицами руководит генеральный капитул, то есть собрание руководителей разных рангов, что собирается раз в несколько лет. Ордена имеют строгий устав, подчиняются напрямую Римскому Папе, в какой бы стране они не находились.

Одним из первых католических орденов является Орден бенедиктинцев (12 тыс), основанный в Италии в VI в. Бенедиктом Нурсийским. Особым влиянием Орден пользовался в XXI веке. Сейчас бенедиктинцев можно встретить в целом ряде стран Европы и Америки, они имеют свои школы и университеты, периодические издания.

В XI-ХШ вв. возникает много орденов монашеских. Как ответвление бенедиктинского ордена в 1098 году во Франции возник Орден цистерцианцев, на развитие которого особенно повлиял Бернар Клервосский, по имени которого этот Орден стал называться бернардинский (XII в.).

Среди монашеских орденов важное место принадлежит так называемым нищенским орденам: Францисканском - насчитывает 27 тыс. мужчина и Доминиканском - 10 тыс. муж. Основан в начале XII века. Франциском Ассизьким; Орден францисканцев получил ряд привилегий от Папы-право проповеди и совершения таинств, свободного преподавания в университетах. В их руках оказалась инквизиция. Орден доминиканцев, или "братьев-проповедников", был основан в 1215 году Домиником. Он был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев (участников еретического движения XII-XIII века. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономической и духовной жизни средневекового города).

В 1534 году возник Орден иезуитов (Общество Иисуса), основанный Ігнатом Лойолой (1491-1556) для борьбы с Реформацией. Орден выступал как одна из найвойовничіших организаций католической церкви. Он осуществлял непримиримую борьбу против ересей, преследовал ученых, боролся с вольнодумством, составлял индекс запрещенных книг, активно способствовал закреплению неограниченной папской власти.

Иезуиты кроме трех монашеских обетов (безбрачие, послушание, бедность) дают также обет абсолютного повиновения Римскому Папе. В уставе Ордена записано: чтобы не ошибиться в жизни, необходимо белое называть черным, если того требует церковь. На основе этого положения Орден иезуитов разработал нормы морали. В их основе лежат следующие принципы:

1) пробабілізм - каждый поступок человека можно считать нравственным, если он может быть оправдан ссылкой на Священное Писание;

2) право оговорки, мысленно дает возможность оправдать такие деяния, которые осуждаются (клятвовідступництво, ложная присяга). Тут уже ссылкой на Священное писание оправдаться нельзя. Если иезуит мысленно вспомнит слово "нон" ("нет") перед ложной присягой, то он перед Богом будет чистым;

3) принцип руководящего намерения - любой аморальный поступок может быть оправдан, если он предназначен для высокой цели, для интересов церкви.

Иезуитский орден отличается тем, что не требует от своих членов жить в монастырях и носить чернецкий одежду. Члены Ордена могут быть тайными членами. Поэтому данные о численности Ордена является приблизительным - 86 тыс. муж. Больше всего членов этого Ордена насчитывается в США - 8387 человек, Испании - 5234, ФРГ - 1119 человек. В Польше и Югославии члены иезуитского Ордена полностью подчинены его голове - Черном Папе (в Польше - 712 человек, Югославии - 828 человек). В Чехо-Словакии действует 400, Венгрии - 300, Литве, Латвии, Западной Украине и Белоруссии - 120, в Китае - 120, Румынии - 200 членов Ордена.

Воспитанники иезуитского Ордена монополизировали всю государственную деятельность. Стоит подчеркнуть, что только в США Орден иезуитов удерживает 28 университетов и колледжей, 43 средних школы, 13 юридических и 5 медицинских институтов, 10 школ медицинских сестер, 8 технических учебных заведений. В различных странах мира издается 1320 журналов общим годовым тиражом в 144 млн. экземпляров.

В католичестве мужские и женские монашеские корпорации, имеющие утверждённый Папой Римским устав и централизованную структуру административного и духовного управления во главе с генералом (аббатом-примасом).
Ок. 530 г. в итальянском городе Монтекассино Бенедикт Нурсийский основал старейший монашеский орден. В 6-8 вв. благодаря покровительству Папы Григория I и ряда светских правителей (Каролингов и др.) бенедиктинцы стали одним из крупнейших землевладельцев. После упадка в 9 в. орден вновь возвысился и в 10-11 вв. выступил инициатором Клюнийской реформы, в 11-13 вв. направлял миссионеров в земли западных славян. В 1621 г. в его составе учреждена конгрегация св. Мавра, занимающаяся историческими исследованиями и публикацией средневековых документов.

Монашеские ордены. Монастырь в Монтекассино.

В 1098 г. из бенедиктинского ордена выделилась цисте-рианская община, объединившая стремившихся к точному соблюдению устава монахов из аббатства Сито. В 1115 г. новый орден возглавил Бернар Клервоский, чьё влияние в католическом мире способствовало быстром)" развитию организации и приобретению ею земельных угодий. В 1636 г. от цистерианцев отделился орден траппистов.
В 1176 г. папа Александр III даровал устав группе монахов из основанного в 1084 г. Бруно Кёльнским аббатства в местности Шартрез, от её латинского названия произошло название ордена - картезианский. К 15 в. он стал крупнейшим в Западной Европе духовным феодалом. Основной доход картезианцы получали от производства и продажи ликёра «Шартрез».

Монашеские ордены. Монастырь францисканцев Гуадалупе в области Эстремадура (Испания).

Особый вид монашеских сообществ - нищенствующие ордены. Ок. 1209 г. на горе Кармель в Палестине несколько рыцарей-крестоносцев основали орден кармелитов. В 1226 г. Папа Гонорий III утвердил их устав, в 1247 г. Папа Иннокентий IV придал ордену статус нищенствующего. В 16 в. после Тридентского собора он был разделён на два: кармелиты и босые кармелиты.
В 1207-09 гг. Франциск Ассизский создал общину братьев-миноритов. Их популярность в народе вынудила в 1223 г. папство к официальному признанию ордена. В разное время францисканцами были св. Бонавентура, Р. Бэкон, У. Оккам.

Монашеские ордены. Монастырь бенедиктинцев Монтсеррат в Каталонии (Испания).

К нач. 14 в. орден, владевший огромными земельными угодьями, превратился в один из богатейших церковно-феодальных институтов. Это привело к разделению францисканцев на обсервантов (выступали за строгое следование уставу) и конвентуалов. В 1525 г. Маттео да Башио добился от Папы Римского признания сторонников абсолютной бедности особым крылом францисканцев. В 1619 г. новый орден получил от Папы Павла V независимость и название капуцинского. В 16-17 вв. монахи-капуцины активно проповедовали среди крестьян и горожан. Женский францисканский орден кларисок существует с 1215 г.
В 1215 г. в Тулузе испанец Доминик де Гусман основал орден братьев-проповедников для борьбы с альбигойской ересью (см. ст. Альбигойские войны). В 1216 г. доминиканцы получили устав и были направлены в университеты, где развернули педагогическую и научную деятельность. Доминиканские монахи наряду с францисканцами входили в состав трибуналов инквизиции.

В 1256 г. Папа Александр IV дал наименование «орден отшельников св. Августина» объединению монашеских конгрегаций, в уставе которых были заложены отказ от собственности и строгая аскеза. Главной целью августинцы считают распространение христианства и научно-просветительскую работу. Среди «членов ордена были М. Лютер, Г. Мендель и др. учёные и теологи.
В кон. 15-16 вв. на волне противодействия Реформации возникли ордена барнабитов, базилиан, театинцев и важнейший среди них - орден иезуитов (создан в 1534 г. И. Лойолой).
В 18-19 вв. многие монашеские объединения пережили период внутреннего кризиса и были реформированы. В 20 в. для руководства сообществами в Ватикане образована Конгрегация монашеских орденов и светских институтов, в 1988 г. преобразованная в Конгрегацию по делам институтов освящённой жизни и обществ апостольской жизни.
В исламе к монашеским орденам типологически примыкают дервиши.

Loading...Loading...