Монастырь анастасии узорешительницы. Крым, скальный скит анастасии узорешительницы

Будучи в Крыму, мы побывали в уникальном месте - в бисерном храме, единственном в своем роде. Скальных монастырей в Крыму несколько, есть известные и популярные, как Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. До него мы немного не доехали, т.к. уже темнело, смысла не было ехать, зато попали в небольшой скальный монастырь в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки (каковы названия!), носящий имя Анастасии Узорешительности, христианской великомученицы IV века, которая облегчала ("разрешала") страдания христиан, она же считается покровительницей беременных, а также помогает невинным христианам освободиться из плена или заключения.
В долине Качи-Кальон ("крестовый корабль", скальный массив похож на корму корабля с крестом, сложенным из естественных трещин) находится несколько скальных монастырей. В VI-VIII веках византийскими христианами, бежавшими в Таврию от преследования, здесь был создан большой скальный монастырь, но после землетрясения он разрушился. Затем периодически монахи снова возвращались сюда, монастырь возобновлялся в разные века. Скальная порода очень твердая, как удалось в те времена выбить кельи, никто не знает: возможно, они использовали природные углубления, но и следы применения каких-то орудий видны. Даже сейчас, с помощью современной техники, обрабатывать этот камень чрезвычайно тяжело.

От дороги к скиту ведет долгая и крутая тропа. Чтобы не размывалась почва и можно было подняться к скиту на высоту 150 метров в любое время года, монахи проделали огромную работу: около 650 автомобильных шин выложили ступенями и залили цементом. Путь к скиту превращается в некое паломничество: подняться и спуститься по таким ступеням довольно тяжело, со своим травмированным коленом к концу я поняла, что во второй раз туда уже не поднимусь. Дорогу эту называют ещё "дорогой грешников". Поднимались мы около получаса, благо, что было не жарко, да и тропа проходит большей частью в тени невысоких деревьев.

Скальный монастырь существовал тут много веков с большими перерывами, в 1921 году был закрыт новой властью, хотя, по свидетельствам местных, иноки жили тут до 1932 года. Впоследствии эта территория была объявлена заповедной зоной.
2

Скит Святой Анастасии относится к Свято-Успенскому монастырю г. Бахчисарая.
3

В 2005 году монах Дорофей и единомышленники получили благословение настоятеля Свято-Успенского монастыря архимандрита Силуана и решили восстановить монастырь. Монахи поселились в подземных кельях, где жили и молились. Воду, стройматериалы носили на себе.
4


5

По дороге к скиту находится крошечный храм Святой Софии, внутри которого помещается всего несколько человек. Он был создан в камне, отколовшемся много лет назад от скалы при землетрясении, имеет круглый свод, внутри есть небольшие ниши под иконы, но на входе поставили металлические решетки и просто так попасть в него нельзя.
6

7


8

В середине прошлого века здесь велась выработка камня, но, видимо, слишком дорого давалась добыча, поэтому она была прекращена, затем устроили тут геологический заповедник. Заброшенную штольню после благословения монахи превратили в небольшой храм.
9


10

Поскольку каменные стены сырые, делать росписи было невозможно. Поэтому всё внутреннее убранство храма сделано из бисера. Первое впечатление, когда туда попадаешь, что это какой-то буддистский храм: потолок и стены выложены бисером и бусинами, под низким потолком висят сотни лампадок из бисера. Снимать там не стала, т.к. шла служба, но нашла в интернете видео. На потолке - Вифлеемская звезда и византийский крест, выложенные руками иноков из бисера и бусинок. Вглубь на несколько десятков метров уходит штольня, в которой также ведутся службы.

Видимо, был обвал когда-то, или выработали камень. Впечатляет.
11

Когда поднимаешься наверх, сначала встречает тебя святой источник, вода которого считается целебной. Просят относиться к нему с уважением. Рядом - текст молитвы.
12


13

Новые монахи строят рядом ещё один храм, на дальнем плане виден грот, который углубляют монахи с помощью тяжелой техники. На фотографии слева - небольшая лавочка, где можно купить иконы, мыло с горными крымскими травами, квас, медовуху, справа - вход в действующую церковь.
14

Лесенка, ведущая ко входу в храм.
15


16


17


18

На стенах и дверях строений сделаны с любовью и терпением украшения из камушков, деревянных планок, семян растений и бисера.
19


20


21


22


23

В скалах выдолбили даже небольшие клумбы для цветов.
24

- Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа подсказала нам такой вариант - скала известковая, сырая и, если бы даже хотели сделать роспись, то у нас бы все рано не получилось. А так у нас бисерные панно держатся на стенах и своде пещеры на непромокаемой основе, - рассказывает о храме отец Агафадор.
25

Поскольку окон в этом храме нет, бисерные стены и потолок отражают неяркий подвижный свет церковных свечей и лампад, превращая пространство храма во что-то сказочное и мерцающее. Это способно ввести в транс кого угодно, поэтому уходить из храма во время службы не хочется, душа расслабляется, воспаряет. Запах свечей, блики от бисера, молитвы монахов заставляют забыть о проблемах и задуматься о душе, о Боге в ней.
26

У стены есть несколько высоких кресел с инкрустацией бисером - это стасидии, на спинках которых бисером выложены 10 заповедей. Сиденья откидные, во время многочасовых служб и ночных молитв монахи опираются на подлокотники.
27

Все лампадки уникальные, нет одинаковых, сделаны с любовью из того, что приносят верующие. Впрочем, как и все изделия, которые можно не только посмотреть, но и увезти с собой. В лавке продается так же ароматное мыло ручной работы, масла из крымских растений.
28

Монахи построили гостиницы для паломников и трудников - людей, которые приезжают трудиться за жилье и еду.
29

Трудиться там есть над чем. Небольшое натуральное хозяйство помогает выживать на такой высоте: есть коровы, из молока монахи научились делать творог и сыр, выращивают нехитрые овощи-фрукты. Монахов всего семеро, помогают трудники - люди, которым важно трудиться во имя веры, во имя Бога.
Скотный двор - внизу стоят коровы.
30

Очевидно, это огород. Воду для полива собирают в бочки во время дождей. С водой там проблемы, конечно. Инокам и паломникам приходится нелегко, для победы над гордыней тут есть все условия.
31

В лавочке, где продаются разные поделки - мандалы, иконки, крестики, - я спросила у матушки, женщины лет 80-85, есть ли у них икона святой Софии. Для своей крестницы Софии. Она отвела меня в другую комнату и показала тарелку. Мне она показалась довольно большой, я раздумывала, брать ли, хотелось что-то поменьше.

Матушка, ростом с 10-летнюю девочку, с голубыми глазами, испускающими какой-то добрый человеческий свет, сказала:
- Знаете, монах отец Агафадор пишет эта тарелочки и молится, молится. Она такая намоленная, возьмите, не пожалеете. Для девочки это очень хорошо. Вы водите её на причастие, это так хорошо будет.

Подержала в руках тарелочку, представила, как все эти цепочки-камушки неведомый мне монах выбирал-приклеивал-молился, посмотрела в глаза доброй женщины, и не удержалась.
32

Купила. Бабулечка бережно упаковала мне тарелочку, приложила подставку для неё, я растрогалась очень.
33

В дело идет всё, что приносят паломники, даже циферблат от часов.
От всех поделок веет несуетностью, любовью, терпением, желанием сделать мир лучше.
34

В монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь строится в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая – противоположность пещерной часовне. Но его внутреннее убранство тоже сделают бисерным.
35

Нашла в сети ещё одно видео, на котором можно посмотреть внутреннее убранство храма.

Желающие могут побывать в этом ските, принести бисер или ненужные украшения, пожить и поработать в святом месте. Люди там душевные, хорошие, надежные.

Как добраться.

Из Симферополя от автостанции "Западная" каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. Там нужно пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапное. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка.
На автомобиле: проехав через Бахчисарай в сторону Севастополя, свернуть по указателю на Предущельное. Примерно в 1,5 км от села Предущельное остановиться вдоль дороги возле скального массива Качи-Кальон. GPS-координаты 44.695169;33.885226.
Контакты:
e-mail: [email protected]
тел.: +79788733850 монах Исидор, +79787971923 монах Дамиан
адрес: Россия, Крым, Бахчисарайский р-н, п. Баштановка

Бисерный храм Анастасии Узорешительницы в Крыму единственный в своем роде. Это небольшой скальный монастырь, который существует в Бахчисарае на протяжении многих веков с перерывами. Он знаменит украшениями из бисера, которые изготовлены руками монахов и прихожан. Здесь все пропитано особенной атмосферой, а рукотворная красота гармонично сочетается с красотой духовной. Храм принадлежит к Свято-Успенскому мужскому монастырю Бахчисарая.

Местонахождение

Где находится Бисерный храм в Крыму? Он расположился в районе пещерного города Качи-Кальон, на склоне горы Фыцки, на высоте около ста пятидесяти метров в ущелье Таш-Аир в Бахчисарайском районе. Чтобы облегчить крутой подъем, монахи уложили старые автомобильные покрышки, а затем их зацементировали. Это потребовало огромного труд. Всего насчитывается более шестисот покрышек. Монахи на скалах сумели развести цветы, огород и вырастить прекрасный сад.

Описание

Бисерный храм в Крыму сделан в пещере, вырубленной в известняке. Такие стены отличаются большой сыростью, на них не держится роспись. Был найден оригинальный выход из этой сложной ситуации - все украшения изготовлены из бисера. Из него выполнены также все панно и композиции.

Свод украшает Вифлеемская звезда и византийский крест невероятной красоты. Бисером декорированы и лампады, которых насчитывается 65. Из них нет даже двух, узор которых был бы идентичен. В Бисерном храме в Крыму совсем нет окон. Помещение освещается свечами и лампадами. Их пламя отражается во множестве бисеринок и создает причудливые тени на стенах и потолке храма. Создается эффект теплой летней ночи. На украшение прихода потребовалось около трех лет.

В храме находятся стасидии. Это деревянные кресла, имеющие высокую спинку и подлокотники. Сиденья стасидий откидные. Десять заповедей вышиты бисером на их спинках. На эти кресла опираются пожилые монахи ночью, во время богослужений.

История

Точных сведений о возникновении Бисерного храма Анастасии Узорешительницы в Крыму, к сожалению не сохранилось. Существует предположение, что в шестом-восьмом веках здесь обосновались монахи, которые бежали из Константинополя по причине церковных гонений. Они построили здесь скальный монастырь, который позднее был разрушен в результате землетрясения. Затем в разные века монахи периодически возвращались на это место.

Поселение существовало вплоть до восемнадцатого века с большими перерывами. Как монахи вырубали здесь кельи, никто не знает. Даже сегодня, с помощью современных технологий, сделать это в такой твердой скале очень трудно. Монахи, которые живут в настоящее время на территории обители, пытались воспроизвести такие кельи, но это им не удалось.

В 1778 году большинство христиан были вынуждены покинуть Крым, в результате чего святое место оказалось заброшенным на протяжении многих лет. В девятнадцатом веке восстановлением православных храмов и монастырей Крыма занялся святитель Иннокентий. В результате его деятельности обитель была возрождена, ее территория приобрела ухоженный вид. Была проложена дорога и построена церковь святой Анастасии.

Монастырь сегодня

В 1932 году советские власти закрыли обитель. Территория была объявлена заповедником. Лишь в 2005 году храм вновь был восстановлен. Монах Дорофей и его единомышленники приложили к этому немало усилий. В пещере была обустроена новая церковь святой Анастасии, а храм получил у прихожан название Бисерный. В кельях поселились монахи. Они жили здесь и молились. Стройматериалы и воду носили на себе. Это был очень тяжелый труд.

Сегодня все желающие могут не только полюбоваться монастырем, но и познакомиться с его жизнью. На данный момент на его территории проживают несколько монахов. Прихожане помогают им, а многие специально приезжают сюда и принимают участие в хозяйственных работах. Здесь выращивают фрукты и овощи, разводят коров и изготавливают творог и сыр. Монастырский сад довольно необычен. Все растения растут в железных бочках. Имеется в приходе и собственная пекарня, где выпекается хлеб, булочки и просфоры для богослужений.

Поблизости с монастырем была сооружена гостиница. В ней могут остановиться паломники и все, кто желает помочь обители своим трудом. Люди, которые однажды побывали в этом святом месте, приезжают сюда с подарками и просят об этом своих знакомых. Они привозят бисер, старую бижутерию, морские камни, необычные пуговицы. Здесь все найдет свое применение.

Вход на территорию прихода бесплатный, посещать его могут все без исключения. Туристы могут приобрести иконы и различные изделия ручной работы, в их числе и творения из бисера: картины, кресты, тарелочки с ликом святых. Все вещицы созданы с молитвой и хранят дух монастыря. Здесь можно приобрести мыло ручной работы с добавлением горных трав, ароматные масла.

На территории монастыря находится святой источник. Иноки просят уважительно относиться к нему.

Путь к Бисерному храму в Крыму очень труден, он занимает около получаса и называется "дорогой грешников". Облегчает подъем лишь то, что идти приходится в тени небольших деревьев.

Храм поистине уникальный. Он помогает поближе познакомиться с историей и культурой полуострова. Бисерный храм в Крыму будет интересно посетить как верующим, так и обычным туристам.

Святая великомученица

Анастасия Узорешительница, в чью честь назван Бисерный храм в Крыму, родилась в Риме. Ее отец был язычником, а мать тайно исповедовала христианскую веру. Анастасия приняла ее религию и посвятила себя Богу. Девушка была красива, но отказывала всем женихам, дав обет девства.

Узнав о ее вероисповедании, язычники поставили ее перед выбором: отречение от религии или смерть. Девушка выбрала последнее. Палач попытался надругаться над Анастасией, но вместо этого неожиданно ослеп и умер. Девушку мучили и сожгли на костре.

Анастасия Узорешительница признана святой. Еще при жизни она помогала тем, кто оказался в тюрьме за свою веру. Девушка для всех находила слова утешения. Именно за это ее назвали Узорешительницей.

Перед иконой святой Анастасии молятся заключенные о скорейшем освобождении, но не те, кто совершил смертный грех. Просить о помощи могут и их родственники. К ней обращаются также люди, которые хотят укрепить свою веру или попросить об избавлении от болезней. Святая покровительствует и беременным.

Пожар

28 января 2018 года на территории монастыря произошло возгорание. Многие постройки были уничтожены огнем. Благодаря помощи МЧС, удалось потушить пожар и сохранить жизни людей. Пострадали кельи, склады и кухня с трапезной. Только через несколько дней монахи и прихожане смогли оправиться от пережитого и приступить к разбору завалов.

Со всех концов огромной России приходила помощь. Восстановительная работа закипела стремительными темпами. Быстро возвели новые деревянные постройки и принялись за их обустройство. Более сложную работу взяли на себя монахи и прихожане, а легкий труд поручили паломникам.

Бисерный храм в Крыму в Бахчисарае, к счастью, не пострадал от огня. Кроме того, рядом с ним начата постройка нового храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица". В строительстве принимают участие приезжие с разных уголков России и даже из некоторых стран бывшего Советского Союза. После окончания всех работ монастырь станет еще более красивым и необычным.

Как добраться

К Бисерному храму в Крыму можно доехать из Симферополя на автомобиле. Сначала нужно достичь Бахчисарая, оттуда свернуть в сторону Севастополя и направится в направлении села Предущельное, следуя указателю на трассе. На расстоянии полутора километров от населенного пункта следует припарковаться в районе Качи-Кальон и подняться на гору. Или же доехать до села, свернуть у Дома культуры и на автомобиле подняться на четыре километра по дороге вверх. Так не придется пешком преодолевать крутой склон.

Второй вариант - общественный транспорт. Нужно попасть на автостанцию "Западная" в Симферополе. Отсюда каждый час отправляется автобус до Бахчисарая. Далее следует перейти на маршрутку, которая движется в сторону села Синапное и выйти на остановке "Качи-Кальон". Дорога из Симферополя займет более двух часов, а из Бахчисарая - около тридцати минут.

Бисерный храм в Крыму: отзывы

По мнению туристов, это именно то место, где можно приобрести покой и умиротворение. Обитель покоряет своей гармоничностью, красотой, аккуратностью и необычным убранством. Посетителей восхищает талант и мастерство тех, кто создал настолько прекрасное убранство Бисерного храма в Крыму. Негативные отзывы отсутствуют. Отмечается лишь сложность крутого подъема на гору.

Люди, побывавшие в святом месте, советуют одеваться в удобную одежду, скрывающую руки и плечи. Обувь должна быть приспособленной к долгому подъему на гору. Голову рекомендуется покрыть во избежание солнечного удара.

Следует взять бутылку с водой, которую можно будет выпить по пути к храму, а затем наполнить ее из источника. Фотоаппарат тоже пригодится, так как наверняка возникнет желание сделать снимки живописных видов на память.

Рекомендуется взять с собой немного денег для пожертвования храму и приобретения разных вещиц в церковной лавке, а также вкуснейшего монастырского кваса, настоянного на изюме и имеющего неповторимый вкус. При входе стоит приобрести мешочек, в который вкладывается записка с желанием. Монахи повесят его на колонну.

В Бисерном храме в Крыму стоит побывать как верующим, которые смогут помолиться святой Анастасии, так и туристам. Ведь другой возможности увидеть такую красоту нет во всем мире. Бисерный храм - единственный в своем роде.


Маршрут выходного дня:
Севастополь - Бисерный храм - Качи-Кальен - Севастополь

Дистанция: 140 км
Время: 8 часов


Координаты:
Стоянка у начала маршрута
Широта 44°41′52″N (44.697834)
Долгота 33°52′45″E (33.879251)



Как добраться:
Из Севастополя. Через Верхнесадовое - Железнодорожное в Бахчисарай. В Бахчисарае первый поворот направо, на следующем перекрестке еще раз направо на Предущельное, Баштановка. Не доезжая Баштановки импровизированная стоянка на обочине. Паркуемся и вперед!!!


О маршруте:
Маршрут не сложный. Есть два подъема, но один оборудованный до "Бисерного Храма". Советую с него и начать. Затем спустится и прогуляться вдоль Качи-Кальен.

Что еще посмотреть в этом районе:

Немного истории:


Бисерный храм:
Монашеский скит св. Анастасии Узорешительницы Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря расположен в пещерном городе Качи-Кальон возле села Предущельное. Монастырь просуществовал здесь до переселение христиан из Крыма 1778 года. В 1850 году в Качи-Кальоне был создан скит святой Анастасии. Источник в гроте стал местом паломничества, ибо его считали целебным. Старая церковь была восстановлена, возобновилось богослужение, а у дороги построена новая, тоже названная именем святой Анастасии.

Монастырь был закрыт в 1921 году, но Анастасьевская киновия, оказавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Во времена коллективизации ее закрыли, а монахов выселили за пределы Крыма. Земли отошли совхозу «Коммунар». Качи-Кальон перестал существовать как населенный пункт. До 2005 года над скитом добывали породу, был карьер и все завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня.

Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, но власти запретили так как территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был построен новый храм, в котором сейчас и проходят службы. Под храм иноки используют скальную пещеру.

Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки близ пещерного города Качи-Кальон. Девять лет назад иеромонах Дорофей начал восстанавливать обитель. Начиналось все с одной пещеры, где инок с последователями жили и молились. Сейчас скит разросся: выросли на скале скромные, но уютные домики-кельи с резными ставнями, раскинулся на камне необычный сад - железные бочки, в которых растут овощи и фрукты, издалека слышится мычание коров.

Но не домики и не сад влекут усталого путника, а рукотворная пещера, превратившаяся в храм. Как удалось средневековым монахам создать такой объемный грот понять сложно. Нынешние обитатели скита пытались создать похожий уже с помощью современной техники, но скала им не поддалась.

Вход в церквушку через небольшую деревянную пристройку. Похожий на большую, поблескивающую от влаги, спираль, кусок известковой скалы поддерживает крышу. Вот только и каменную глыбу сразу не замечаешь - глаз мгновенно цепляется за украшения: бисерные панно, лампады с висюльками – а ведь это только «прихожая».


Качи-Кальон: - Крымский средневековый пещерный монастырь, расположенный в долине реки Кача. Он находится в скалах Внутренней горной гряды над дорогой Бахчисарай - Синапное, между с. Предущельное и с. Баштановка Бахчисарайского района Крыма. Период развития и расцвета Качи-Кальона приходится на VI-XVIII вв.

Качи-Кальон - (в переводе - Крестовый корабль). Высота Качи-Кальона около 140 метров. В скальном массиве множество пещер, а на самом верху в большом гроте источник святой Анастасии, воды этого источника считаются целебными.

В VIII-X веках у святого источника был основан большой монастырь. Сохранились остатки пяти церквей, множество келий и хозяйственных помещений, надгробные плиты и остатки оборонительных стен.

Качинский каньон обжит человеком давно. На правом берегу реки у села Предущельное находится стоянка древнего человека эпохи позднего палеолита - Качинский навес. Недалеко от него у родника стоянка эпохи поздней бронзы, с наскальными рисунками Кеми-обинской культуры - Таш Аир (Отдельный камень). Чуть дальше пещерный монастырь Качи-Кальон. Здесь самые ранние следы пребывания человека датируются IV веком.

Древнее поселение появилось на перекрестке торговых дорог, служа приютом для путников и торговцев. Путь шел через перевал Кибит-богаз и соединял юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма. Здесь во множестве сохранились винодавильни (тарапаны) того времени, их даже без раскопок, насчитывается около 120-ти, что говорит об основном занятии его жителей. Они могли сразу обработать 250 тонн винограда. Видимо местное вино пользовалось большим спросом. Внизу у дороги было обнаружено гончарное производство, где производили амфоры, кувшины, фляги, пифосы и черепицу. Заливая вино в керамическую тару, виноделы продавали и обменивали его у соседей и проезжих купцов.

Над поселением в большом гроте с родником в VIII-X веках возникает монастырь. Возможно, он был основан выходцами из Византии. Это были времена иконоборчества, когда многие иконопочитатели бежали в Таврику, основывая монастыри и неся с собой культуру своей родины. С годами монастырь разрастался, расстраивался. Появилось несколько церквей и часовен.

После захвата Крыма татарами монастырь был разрушен, жизнь в поселении начинает постепенно замирать. Забрасываются гончарные мастерские, слабеет виноградарство и виноделие. Но местное христианское население все же сохранило свою религию. В трудные времена ряд монастырей и храмов сохранял связи с русской православной церковью и получал из Москвы помощь. Из грамоты царя Бориса Годунова (1598 г.) известно, что в числе получивших такую помощь была и церковь Св. Анастасии, которой была оказана денежная поддержка, а также пожалованы образа и свечи.

По всему следованию пути в скалах вырублено большое количество пещер. В полах пещер выдолблены виноградодавильни и хозяйственные ямы. Всюду встречаются высеченные на камне кресты. Большинство из них довольно ранние, вписанные в круг, равноконечные с расширяющимися концами. Другие более поздние стилизованы под виноградную ветвь. Прямо под открытым небом жернов, для помолки пшеницы.

На открытой площадке следы древнего монастырского кладбища, кругом встречаются остатки каменных двускатных надгробий, покрытых резьбой. Здесь была стена с башней и воротами, защищающая подходы к поселению с северо-запада. Время не пощадило ее, и теперь она сильно разрушена. На каменном обломке выбит церковный алтарь, это все что осталось от главной святыни городища - храма Святой Анастасии. Церковь была построена в византийскую эпоху и существовала вплоть до 1778 года. В XIX веке она была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Рядом с церковью, в соседнем скальном обломке, вырублена усыпальница, на стене которой высечен символизирующий вечность крест в круге.

Вверху за выступом скалы открывается Четвертый грот - удивительное по грандиозности и величию творение природы. Его каменные стены высотой 70 метров напоминают свод готического собора. В центре обложенный камнями источник в углублении похожем на крестильню. Над ним высечен большой крест с расширенными концами и три ниши, в которых стояли иконы Богоматери, Св. Анастасии и евангелиста Матвея. Перед ним причудливой формы вековое черешневое дерево. Вокруг множество пещер, расположенных в три яруса. Все они имели деревянные пристройки, соединялись мостиками и переходами, от которых в камне до сих пор сохранились пазы.

Юго-восточная сторона Четвертого грота завалена огромными глыбами, некоторые из них повисли над обрывами. За ними узенький карниз ведет к Пятому гроту. Место это называется Кыл Копыр (Волосяной мост), без специального снаряжения по нему не пройти. В гроте с десяток пещер, в восточном краю большое углубление, для воды.

ФОТООТЧЕТ:

Бисерный храм

Увеличение по клику!


ФОТООТЧЕТ:


Долина реки Кача, правый берег реки, у села Предущельное невероятно красивые места, еще человек эпохи палеолита тут жил - Качинский навес. Рядом на скале Таш Аир наскальные рисунки Кеми-обинской кльтуры. В скале, в четырех гротах расположен пещерный город Качи-кальон, человек там жил предположительно с IV века. В Качи-кальоне большое количество тарапанов (винодавилен), город специализировался на выращивании винограда. Фото – скит Анастасии Узорешительницы, Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, в ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон. К скиту можно подняться по тропинке, или заехать со стороны Предущельного по грунтовой дороге. Церковь святой Анастасии упоминается в грамоте царя Бориса Годунова, обители была оказана денежная помощь, а также образа и свечи. Точная дата основания пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилась. Предположительно это случилось примерно в VIII веке. Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном. Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь. Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток. На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой. Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. – дата переселения христиан из Крыма. В XIX в. церковь была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы были приписаны к Бахчисарайскому Успенскому монастырю, в 1921 г. эти храмы закрыли. После присоединения Крыма к России начинается восстановление старых церквей. Отремонтировал церковь помещик Г. Хвицкий, которому в 19 веке принадлежала эта земля. Возобновилась служба. У дороги была построена новая церковь, тоже названная в честь святой Анастасии. Указом Синода «О восстановлении церквей и святых мест в Крыму» церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы объявлены «киновией» и приписаны к Успенскому Скиту. После смерти Г. Хвицкого, церковь по завещанию отошла Успенскому скиту. Свято-Анастасьевская киновия просуществовала довольно долго. В 1921 году Успенский монастырь был закрыт, но Анастасьевская киновия, оказавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Во времена коллективизации, ее закрыли, а монахов выселили за пределы Крыма. Земли отошли совхозу «Коммунар». Качи-Кальон перестал существовать как населенный пункт.

Красивый вход в скит: на стене, сложенной из бута картины святых.

Еще фото входа в скит


Приехали в скит мы довольно поздно, внутри было совершенно темно, так что внутреннего убранства - многочисленных лампадок из бисера.

Колонна у входа в пещерный храм

Убранство потолка в ските святой Анастасии


Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона. Её мать — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хрисогона она начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям.

«МК В Крыму» горными тропами добрался до одного из самых необычных отшельнических поселений на полуострове

Скальные монастыри, горные часовни, да и просто пещеры, в которых христиане устраивали алтари, разбросаны по всему полуострову. Во времена гонений на церковь воинствующим атеистам не под силу было с ними расправиться, как это происходило с рукотворными храмами в городах и селах. Многие из них так и останутся историей, а некоторые обретают вторую жизнь. «МК в Крыму» посетил восстановленный скит святой Анастасии Узорешительницы, который примечателен не только своим прошлым, но и настоящим - свой пещерный скит монахи покрыли бисером!

За великолепием по тропе грешников

Мы, непривыкшие надолго покидать город, вряд ли сами будем искать пусть и прекрасные, но удаленные от цивилизации места. Чтобы попасть в скит великомученицы Анастасии нужно приложить усилия. Встать пораньше, выдержать часовую поездку на автобусе, а потом с полчаса карабкаться вверх по «тропе грешников», которую, чтобы не размывали дожди и снега, монахи выложили автомобильными шинами.

Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки близь пещерного города Качи-Кальон. Девять лет назад иеромонах Дорофей начал восстанавливать обитель. Начиналось все с одной пещеры, где инок с последователями жили и молились. Сейчас скит разросся: выросли на скале скромные, но уютные домики-кельи с резными ставнями, раскинулся на камне необычный сад - железные бочки, в которых растут овощи и фрукты, издалека слышится мычание коров.

Но не домики и не сад влекут усталого путника, а рукотворная пещера, превратившаяся в храм. Как удалось средневековым монахам создать такой объемный грот понять сложно. Нынешние обитатели скита пытались создать похожий уже с помощью современной техники, но скала им не поддалась.

Вход в церквушку через небольшую деревянную пристройку. Похожий на большую, поблескивающую от влаги, спираль, кусок известковой скалы поддерживает крышу. Вот только и каменную глыбу сразу не замечаешь - глаз мгновенно цепляется за украшения: бисерные панно, лампады с висюльками - а ведь это только «прихожая».


Какими мы привыкли видеть храмы? Строгие, по большей части светлые, когда солнечный свет струиться из высоких окон, расположенных под крышей церкви… А здесь не так. Глубокая пещера, по которой уже и не скажешь, что это пещера, освещается только огнями лампадок. Пламя свечей отражается в тысячах бисеринок, образуя на потолке и стенах причудливые тени. Потолок храма поделили разделенные чередой висящих лампадок бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест. Свободное пространство заполнено уменьшенными копиями этих православных святынь. Наряжали приход почти три года. Монахи трудились над украшением обители поздней осенью и зимой, когда выполнять другие работы на улице было уже холодно.

Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа подсказала нам такой вариант - скала известковая, сырая и, если бы даже хотели сделать роспись, то у нас бы все рано не получилось. А так у нас бисерные панно держатся на стенах и своде пещеры на непромокаемой основе, - рассказывает о храме отец Агафадор.

В каждой вещице дух монастыря

Сколько в церкви лампадок монахи затрудняются ответить. Зато подсказывают экскурсоводы, которые водят в скит многочисленные группы паломников, - здесь 65 лампад с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. Десятки светильников, мерцая как маленькие маячки вселенной, порождают впечатление жаркой звездной августовской ночи. Так создается особая, благодатная для молитвы обстановка. Но потолком и светильниками не заканчивается бисерное великолепие церкви. Стоят в храме стасидии - деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками - на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий - десять Божьих Заповедей, вышитых бисером по бисеру. Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок.

Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. Рельефные картины с цветочным орнаментом, бисерные тарелочки с ликами святых, большие деревянные кресты, украшенные лакированными камушками - все это можно не только увидеть, но и забрать домой. На территории скита есть церковная лавка, где прихожане и посетители обители могут приобрести не только украшения, но и полезные мелочи: пахучее мыло ручной работы, выполненное с добавлением различных горных трав, ароматное масло из этих же трав, маленькие магниты, повторяющие орнаменты храма. Каждая созданная с молитвой вещица, говорят монахи, хранит в себе дух монастыря.


Люди, однажды посетившие обитель, в следующее паломничество везут подарки монахам и друзьей об этом же просят. Несут бисер, ненужную бижутерию, пуговицы, морские камушки - здесь все идет в ход.

В благодарность - украшают икону

По благословению настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Силуана восстановлением обители занимаются семеро монахов и несколько послушников. Кроме того, насельники ухаживают за садом, в котором растут яблоки, черешня, слива и даже хурма. Есть у скита и небольшое хозяйство - 12 коров и несколько телят.

Когда появились буренки, братья научились делать сыр, брынзу, сметану, простоквашу. Сначала не получалось, а затем освоились - и сейчас излишки идут на продажу. Есть у нас своя пекарня, в которой мы печем хлеб, булочки, пироги, просфоры для службы, - рассказывает отец Агафадор.

Кроме монашеских келий на территории построена гостиница для паломников. Тут же могут остановиться и трудники - люди, которые хотят пожить в монастыре и поработать во имя Бога.

День в ските начинается в половине шестого утра с утреней молитвы. После завтрака все идут на послушание - выполняют вверенную им работу. В монастыре положено труд соединять с молитвой, но иногда человек забывается, уходит в себя, - делится отец Агафадор, - Поэтому раз в час звучит колокол, напоминая о долге каждого инока. Через пять минут второй удар колокола извещает о возврате к работе. Вечером служба, потом ужин и вечернее молитвенное правило. Такие дни проходят в монастыре, немного похожие друг на друга.

Прихожан у храма немного, сетуют монахи, всего около 40 человек и те приезжие - из Бахчисарая, Севастополя и Симферополя. А вот жители окрестных сел в храм редко наведываются. Зато приезжают из Украины и разных уголков России — даже из Башкирии и Якутии.

Просят святую Анастасию о разном, но церковный люд говорит, что Анастасия - покровительница тех, кто находятся в заключении. Часто паломники возвращаются с благодарностью святой. Это видно по храмовой иконе великомученицы Анастасии: на ней разные подвесочки, крестики и сережки - их люди несут в благодарность за молитвенную помощь небесной заступницы.

Около пяти лет назад в монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь возведена в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая - противоположность пещерной часовне. Но, отмечают монахи, его внутреннее убранство тоже сделают бисерным.

Из досье «МК»

Точных сведений, когда образовался пещерный монастырь великомученицы Анастасии, нет. Судя по найденным археологами высеченным греческим крестам, характерным для того времени, и сохранившейся переписке преподобного Иоанна епископа Готского со святителем Стефаном архиепископом Сурожским, произошло это примерно VIII веке, рассказывают в обители. Тогда в Византии как раз начались гонения на христиан за иконопочитание - и, спасаясь от казни, монахи переселялись в Таврику, распространяя почитание святой великомученицы Анастасии, названной Узорешительницей за ее служение и облегчения страданий узникам, заключенным в темницах за веру Христову.

Справка «МК»

Как добраться

Из Симферополя от автостанции Западной каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. Там нужно пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапного. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка.

Loading...Loading...