Можно ли человек жить без веры. Господь требует от нас прежде всего веры

Человек не может жить без веры:
Рушатся критерии и меры
Всех основ людского бытия...
Нет, без веры человеку жить нельзя.
Не прожить и нам без Веры нашей.
Нет ее нежней, разумней, краше!
С Верой все дела идут на лад,
С ней трудиться рядом каждый рад.
Пламенеют осенью рябины
В день, когда у Веры именины,
Поздравляем с праздником ее
Весело, душевно, горячо!

Read 1468 times

Tagged under

  •   

Related items (by tag)

  • В тебе есть основное, Вера

    В тебе есть основное, Вера, -
    Есть вкус, достоинство и мера.
    Ты в ситуации любой
    Всегда останешься собой.

    У королевы на обеде
    Ты сможешь выглядеть, как леди,
    А в доме - ни пылинки нет
    И хрусталем звенит буфет.

    Послушны деточки дрессуре -
    Порядок у тебя в натуре.
    Ты свой выстраиваешь путь
    «Как надо, а не как-нибудь».

    В беспутной дружеской гурьбе
    Ты - памятник самой себе!

  • Ты, Верочка - фотогенична

    Ты, Верочка - фотогенична,
    И выглядишь всегда отлично,
    Мы поздравляем все тебя
    С Днём светлым Ангела, любя.
    А что желаем мы подруге?
    Будь весела, не ведай скуки!
    Здоровой будь и полной сил,
    Чтоб каждый день прекрасен был!

  • Спешим поздравить в юбилей

    Спешим поздравить в юбилей
    Тебя, родная Вера!
    И верных пожелать друзей,
    И счастья, чтоб без меры.
    Пускай твой каждый новый день
    Несет добро и ласку.
    Ты только в сказку, Вера, верь,
    Чтоб жизнь была, как сказка.

  • Дорогая Верочка

    Дорогая Верочка
    Не зря любима нами!
    Всегда она веселая
    И милая с друзьями!
    Пожелать хотим мы Вере
    В этот День рождения
    Быть всегда счастливой
    И любимой всеми!..

  • Тем, кто встретит нашу Веру

    Тем, кто встретит нашу Веру,
    День и в дождь - не будет серым!
    Будто солнышко, приветит,
    Жизнь как красками - расцветит!
    Жизнерадостна, красива,
    Обаятельна - на диво!
    И сегодня, в юбилей –
    Всех нарядней, веселей!
    Так поднимем же бокалы!
    И еще, коль будет мало!
    Верочка! Любви! Добра!
    Настроенья на "Ура"!

  • Сегодня Вера хороша как никогда

    Сегодня Вера хороша как никогда,
    Сегодня Вера вся от счастья светится
    Пусть годы пролетели – не беда,
    Планета наша, как и прежде вертится.
    Сегодня Вера отмечает юбилей
    Еще одна звезда зажглась на небосводе.
    Хотим мы пожелать тебе скорей,
    Чтоб счастье встретилось на повороте.
    Надежных и талантливых друзей
    Здоровья, мудрости, душевного покоя.
    Красивых, неизведанных вещей.
    И чтоб от денег не было отбоя.

  • И вновь календарь сообщает

    И вновь календарь сообщает,
    Что Вере семнадцать опять,
    И юности дерзкая смелость
    Спешит танцем страсти объять.
    Здоровья и счастья, родная,
    Пусть радуют дети твой взор,
    И полнится радостью, смехом
    Любви нашей вечной узор.

  • Весь этот праздник – во имя Веры!
    Пусть этот праздник не знает меры!
    Пусть веселятся все до упаду!
    Пускай с весельем не будет сладу!
    Подарим Вере своё веселье!
    От грустных мыслей отдохновенье!
    Для Веры счастья мы пожелаем –
    От всей души её поздравляем!

  • Сегодня Веры именины

    Сегодня Веры именины, мы отмечать скорей идем
    И открытку с поздравленьем в руки прямо отдаем.
    Вера – лучшая хозяйка, в доме чисто и светло
    Так что Вериной семье – очень крупно повезло!
    Работящая девица, не жалеет прытких рук
    Перемоет всю посуду, слышен звонкий стекла стук.
    Нам приятно Веру видеть – красота как мак нежна
    С каждым днем она все краше, словно теплая весна.
    Мы хотим Веру поздравить, пожелать удачи, блага
    Что б такой же оставалась, и любви большого сада!

  • Есть в мире для красоты, доброты
    Четкая, точная мера.
    Честно скажу, ею являешься ты,-
    Девушка с именем Вера.
    Пусть в твоей жизни вообще никогда,
    Вовсе не будет ненастья.
    Ты – эталон, ты – любовь, ты – мечта.
    Ты – наша вера в счастье.

  • Как прекрасно твое имя

    Как прекрасно твое имя,
    И сама ты хороша!
    С детства раннего поныне
    У тебя поет душа.
    Наша Верочка, родная,
    Как в этот праздничный денек,
    Всегда пусть смех не покидает,
    В глазах светит огонек!

  • Как не бывает утро без рассвета

    Как не бывает утро без рассвета,
    Летней ночи без звонких соловьев.
    Так для Веры главное на свете
    Надежда и взаимная любовь.
    В день рождения, Верочка, желаем
    Любви огромной, веры в свои силы.
    И чтобы были всегда рядом
    Друзья и те, кто сердцу милы.

  • Вера, Надежда, Любов

    Вера, Надежда, Любовь –
    Вот что для каждого важно.
    Верим мы вновь и вновь,
    Надеемся смело, отважно.

    Любовью греем души
    И верим в нее, не шутя.
    Надежду ничто не нарушит,
    Ведь верим мы любя.

    Мы верим в тебя наша Вера
    И с верой по жизни идем.
    Желаем тебе кавалера,
    Чтоб верил тебе во всем!!!

  • Невозможно речь вести о Вере

    Невозможно речь вести о Вере
    В донельзя привычной нам манере,
    Оттого, что Вера поражает
    Сменой настроения и жанра.
    Нет ее затейливей на свете.
    Вера – словно теплый майский ветер,
    Что дохнет неведомо откуда,
    Что несет всем ожиданье чуда.
    Я сегодня пожелаю Вере
    В доброту, любовь и счастье верить,
    Их встречать вокруг, как можно чаще,
    И навстречу приключеньям мчаться!

  • Без нее жизнь тенью серой

    Без нее жизнь тенью серой,
    С ней - цветов, любви полна.
    Вновь встречаемся мы с Верой -
    Именинница она!
    Что желать, мы знаем тоже:
    Чаще чтоб веселье, смех,
    Будь умней, стройней, моложе
    И детей, и внуков всех!!!

За окнами сентябрь, наступила самая настоящая осенняя погода, а гостей библиотеки Крылова встречали теплом и уютом, чашкой чая, в лучших семейных традициях.

Члены объединения «Встреча» встретились после долгого летнего перерыва, поэтому еще до начала мероприятия, активно общались, делились впечатлениями, знакомились с книжной выставкой «Семья разумная – семья читающая».

Цель выставки – представить книги, рассказывающие об образцах добрых детско-родительских и супружеских отношениях. Эта же цель и у Всероссийской кино акции «Вера, надежда, любовь в российских семьях» в рамках которой мы и проводили литературное ревю «Любовь не может жить без Веры, как и Надежда без любви!»



Проходит акция 30 сентября, в день памяти святых сестер Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В чем состоял их подвиг? Когда и где они его совершили? Каковы традиции празднования этого дня? С помощью красочной электронной презентации мы ответили на эти вопросы, рассказали о знаменитых женщинах, носивших эти имена: Софье Ковалевской, Вере Мухиной, Надежде Дуровой и Любови Шевцовой.

Продолжили вселенские бабьи именины, а именно так на Руси называли этот праздник, песнями, играми, конкурсами… Вы знаете, почему он так назывался?



Бабьими потому, что день ангела одновременно справляют женщины сразу четырех имён. Вселенскими – потому что эти имена были очень популярны на Руси, чуть ли не каждая вторая была названа в честь одной их этих святых, поэтому, когда справлялись именины, «гудели» всей деревней.

Это может показаться странным, но на Руси с вселенскими бабьими именинами поздравляли всех женщин без исключения, не только тех, кто носил имена Веры, Надежды, Любови и Софии. Можно сказать, это был этакий средневековый Международный женский день!

Все испытания наши хозяюшки выдержали с честью: развешивали белье с завязанными глазами, закатывали банки. Но прежде чем закатать, нужно было на глаз определить диаметр и вырезать из бумаги крышку точно по горлышку банки! Разгадывали загадки о крестьянском быте, вспоминали песни, литературных героинь с этими именами. Всех участников награждали сибирскими яблоками.

Произвела фурор скульптура Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница», которая пришла поздравить женщин с бабьими именинами!

«Праздник удался», — это мнение всех собравшихся. Поступило предложение: «Давайте отмечать его каждый год. Пусть будет два женских дня в году»!

Поздравляем Вас, милые женщины, с наступающими вселенскими бабьими именинами! Празднуйте их 30 сентября. Пусть сила Вашей веры укрепляется с каждым днем, сила надежды никогда не ослабевает, а сила любви поможет преодолеть все препятствия!

Вера Косолапова, заведующий библиотекой им. И. А. Крылова

в век прогресса и научного знания утверждал, что неверующих людей не существует?

О вере

Есть у нас довольно распространенное воззрение, будто люди могут прожить жизнь без всякой веры и будто «образование», а в особенности «научное образование», несовместимо с верою. Образованный человек, думают люди, не может верить: он слишком много «знает», и, «самое существенное», он уже «понял»; так, например, он знает, что все совершается по законам природы и что эти законы природы рано или поздно будут изучены; во что же ему еще «верить»? Сущность современной культуры и прогресса сводится к следующему: идет просвещение, а вера уступает и исчезает. Бесспорно, есть немало людей, которые не верят в Бога. Но это совсем не значит, что они ни во что не верят и что поэтому их можно причислить к людям, живущим без всякой веры. Ведь возможно, что они верят не в Бога, а во что-то другое... Во что же? В нечто такое, что они принимают за главное и существенное в жизни; что действительно для них и есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат; что составляет предмет их желаний и стремлений. Такое отношение и есть отношение веры; и кто имеет такой предмет, тот верит в него.

Мы все считаем «истиною» таблицу умножения, геометрические теоремы, химические формулы, географические данные, установленные исторические факты, законы логики; мы совершенно уверены в том, что они верны, что мы спокойно можем пользоваться этими истинами и применять их в жизни. Но о вере здесь нет еще и речи... «Верить» – это гораздо больше, чем «признавать за истину». Есть холодные истины, к которым мы и относимся холодно; мы устанавливаем их и пользуемся ими равнодушно или, самое большее, с некоторым «уважительным интересом». Они дают нам известную уверенность, но только во второстепенных делах, не в главных и важнейших вопросах нашей жизни. Они светят нам наподобие уличных фонарей, без которых нам было бы и неудобно, и неуютно; но душу нашу они не согревают и не воспламеняют. Тысячу раз мы пройдем мимо них или примем их во внимание без того, чтобы могучие и творческие источники нашей души пришли в движение; напротив – там все остается безразличным, молчаливым и неотзывчивым. Кто из нас начнет «верить» – в классификацию химических элементов, открытую Менделеевым, в таблицу логарифмов, в хронологический обзор событий XIX века, в горную карту Европы или Азии? И даже тот из нас, кто усомнится в этих «законах» или «истинах» и начнет критиковать их или опровергать, – поколеблется не в вере, а только в познавательной уверенности.

О вере позволительно говорить только там, где истина воспринимается глубиной нашей души; где на нее отзываются могучие и творческие источники нашего духа; где говорит сердце, а на его голос отзывается и остальное существо человека; где снимается печать именно с этого водного ключа нашей души, так что воды его приходят в движение и текут в жизнь.

Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь. Душа твоя прилепляется к тому, во что ты веришь, и как бы живет и дышит им; ты желаешь предмета своей веры, ты ищешь его; он становится источником твоей радости и остается им даже тогда, когда тебе его не хватает. Здесь пребывают твои чувства и твое воображение. Словом, здесь реальный центр твоей жизни: тут твоя любовь, твое служение, тут ты идешь на жертвы. Здесь твое сокровище, а где сокровище твое, там и сердце твое, так и вера твоя.

И вот, сколько бы мы ни искали, мы не найдем такого человека, который ни во что не верил бы. Чем глубже заглянем мы в человеческую душу, тем скорее мы убедимся, что человек без веры вообще не может жить, ибо вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки.

Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Человек может заблуждаться в своей вере и идти по ложным путям; он может разочаровываться в своей прежней вере и отходить от нее; хуже того, он может изменять своей вере по расчету и «продавать» ее. Но в одном человеку отказано, одного он не может: именно – жить без веры.

Кто однажды поймет и продумает это, тот перестанет делить людей – на живущих «с верой» и живущих «без веры». Верят все: и тепло-прохладный «свободомыслящий», и воинствующий безбожник, и ожесточенный материалист; верят и социалисты, и коммунисты, и гонители христианства... И чем решительнее эти «враги веры» нападают, чем ожесточеннее их преследование и воздвигаемые ими гонения, тем яснее они обнаруживают, что у них есть в виду нечто такое, что они считают «главнейшим» и «важнейшим». Они считают себя «неверами»? Они объявляют себя «безбожниками»? Пусть. Они не входят ни в какую церковную общину, кроме своей собственной общины, которую они не хотят называть «церковью» (обозначая ее как «партию», или как «орден», или как «международное общество»)... Да, они не верят в Бога; но это означает, что они верят не в Бога, а во что-то иное. Они критикуют или поносят веру вообще... Этим они, как настоящие фанатики своей веры, объявляют, что они признают только свою веру обоснованной, единственно верной и единственно допустимой; все же остальные веры и исповедания они относят к «глупым предрассудкам» или «вредным суевериям». Но во что же верят те люди, которые верят не в Бога и потому считают себя «неверами» вообще или «безбожниками»? Они верят во всевозможные небожественные силы и обстояния.

Большинство верит, по-видимому, в наслаждения или особливо в чувственные наслаждения, во все, что к ним ведет и с ними связано; это для них – важнейшее в жизни; это их цель; этому они служат, ради этого они жертвуют всем остальным; здесь у них критерий, по которому они отличают «хорошее» от «дурного»; здесь их «сокровище» и сердце. Есть такие люди, которые признают и выговаривают это открыто: «Я хочу земного счастья, наслаждения и спокойствия, ибо это главное в жизни» (гедонизм); «я ищу в жизни денег и власти» (мамонизм); «главное в том, чтобы все люди несли одинаковую работу и имели одинаковые права, ибо только тогда они смогут одинаково наслаждаться жизнью, быть равно счастливыми» (социализм); «все дело в том, чтобы дерзновенно завладеть земными благами и безоглядно наслаждаться ими» (большевизм); «главное в том, чтобы дать массам земные блага и удобства, а для этого надо у всех все отнять (всеобщая пролетаризация) и всех подчинить монопольному работодателю (всеобщее хозяйственное и политическое порабощение, коммунизм)» и т.д. Иные ссылаются на свое неотъемлемое право – оставаться «безразличными», и на свою обязанность – относиться терпимо ко всякому чужому верованию; иные же отступают в сферу проблематического «свободомыслия»... В известном смысле они правы: верить можно только искренно и свободно, а свобода требует веротерпимости; нельзя принудить человека к той или иной вере; и никто не обязан рассказывать другим людям вслух, во что именно и как именно он верит... Но видимое «безразличие» и явное умолчание, действительная скромность и насмешливая мистификация – не освобождают человека от неизбежности верить.Нельзя человеку не иметь определенной жизненной цели и жизненной ценности, в которые он верит и которым он служит.

Если бы удалось однажды пронизать все человеческие сердца без исключения таинственным лучом света так, чтобы у всех выступила и въяве обнаружилась главная ценность жизни, составляющая предмет веры, то очень возможно, что все мы просто ужаснулись бы... Потому что, вероятно, оказалось бы, что большинство людей верит в нечто такое, что не только не обещает им ни блага, ни спасения, но что прямо ведет их к погибели. Люди живут и верят очень часто в слепоте и беспомощности, и не знают, и не догадываются о том, что человеку надлежит строить свою веру, а не предоставлять ей расти наподобие полевой травы. И вследствие этого люди очень часто верят, т.е. прилепляются не только своим «правдоподобным» мнением, а сердцем, волею и делами, служением и жертвенностью к таким жизненным содержаниям, служить которым и идти на жертвы ради которых поистине нет никакого смысла...

15.04.2016 5165

Почему философ Иван Ильин в век прогресса и научного знания утверждал, что неверующих людей не существует?

Об Иване Ильине

Ильин, Иван Александрович Иван Александрович Ильин (1883-1954) – выдающийся русский мыслитель, правовед, политолог. Автор более 40 книг и 300 статей на русском и немецком языках.

К сожалению, имя Ивана Ильина сегодня известно лишь специалистам и экспертам, и его труды только приобретают в России популярность, но именно они достойны быть настольной книгой каждого. Они изобилуют искренностью, созерцанием Божественного, настоящим патриотизмом и болью за наше многострадальное Отечество. В них затрагиваются самые важные и насущные для каждого человека темы. Это неоценимый духовный опыт истинного сына России, любящего свой народ и свою веру всей душой и всем сердцем. Предлагаем познакомиться с его размышлениями о вере.

О вере

Есть у нас довольно распространенное воззрение, будто люди могут прожить жизнь без всякой веры и будто «образование», а в особенности «научное образование», несовместимо с верою. Образованный человек, думают люди, не может верить: он слишком много «знает», и, «самое существенное», он уже «понял»; так, например, он знает, что все совершается по законам природы и что эти законы природы рано или поздно будут изучены; во что же ему еще «верить»? Сущность современной культуры и прогресса сводится к следующему: идет просвещение, а вера уступает и исчезает. Бесспорно, есть немало людей, которые не верят в Бога. Но это совсем не значит, что они ни во что не верят и что поэтому их можно причислить к людям, живущим без всякой веры. Ведь возможно, что они верят не в Бога, а во что-то другое... Во что же? В нечто такое, что они принимают за главное и существенное в жизни; что действительно для них и есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат; что составляет предмет их желаний и стремлений. Такое отношение и есть отношение веры; и кто имеет такой предмет, тот верит в него.

Мы все считаем «истиною» таблицу умножения, геометрические теоремы, химические формулы, географические данные, установленные исторические факты, законы логики; мы совершенно уверены в том, что они верны, что мы спокойно можем пользоваться этими истинами и применять их в жизни. Но о вере здесь нет еще и речи... «Верить» – это гораздо больше, чем «признавать за истину». Есть холодные истины, к которым мы и относимся холодно; мы устанавливаем их и пользуемся ими равнодушно или, самое большее, с некоторым «уважительным интересом». Они дают нам известную уверенность, но только во второстепенных делах, не в главных и важнейших вопросах нашей жизни. Они светят нам наподобие уличных фонарей, без которых нам было бы и неудобно, и неуютно; но душу нашу они не согревают и не воспламеняют. Тысячу раз мы пройдем мимо них или примем их во внимание без того, чтобы могучие и творческие источники нашей души пришли в движение; напротив – там все остается безразличным, молчаливым и неотзывчивым. Кто из нас начнет «верить» – в классификацию химических элементов, открытую Менделеевым, в таблицу логарифмов, в хронологический обзор событий XIX века, в горную карту Европы или Азии? И даже тот из нас, кто усомнится в этих «законах» или «истинах» и начнет критиковать их или опровергать, – поколеблется не в вере, а только в познавательной уверенности.
Нестеров М. Мыслитель. Портрет Ивана Александровича Ильина. 1921-1922 О вере позволительно говорить только там, где истина воспринимается глубиной нашей души; где на нее отзываются могучие и творческие источники нашего духа; где говорит сердце, а на его голос отзывается и остальное существо человека; где снимается печать именно с этого водного ключа нашей души, так что воды его приходят в движение и текут в жизнь.

Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь. Душа твоя прилепляется к тому, во что ты веришь, и как бы живет и дышит им; ты желаешь предмета своей веры, ты ищешь его; он становится источником твоей радости и остается им даже тогда, когда тебе его не хватает. Здесь пребывают твои чувства и твое воображение. Словом, здесь реальный центр твоей жизни: тут твоя любовь, твое служение, тут ты идешь на жертвы. Здесь твое сокровище, а где сокровище твое, там и сердце твое, так и вера твоя.

И вот, сколько бы мы ни искали, мы не найдем такого человека, который ни во что не верил бы. Чем глубже заглянем мы в человеческую душу, тем скорее мы убедимся, что человек без веры вообще не может жить, ибо вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки.

Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Человек может заблуждаться в своей вере и идти по ложным путям; он может разочаровываться в своей прежней вере и отходить от нее; хуже того, он может изменять своей вере по расчету и «продавать» ее. Но в одном человеку отказано, одного он не может: именно – жить без веры.

Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь

Кто однажды поймет и продумает это, тот перестанет делить людей – на живущих «с верой» и живущих «без веры». Верят все: и тепло-прохладный «свободомыслящий», и воинствующий безбожник, и ожесточенный материалист; верят и социалисты, и коммунисты, и гонители христианства... И чем решительнее эти «враги веры» нападают, чем ожесточеннее их преследование и воздвигаемые ими гонения, тем яснее они обнаруживают, что у них есть в виду нечто такое, что они считают «главнейшим» и «важнейшим». Они считают себя «неверами»? Они объявляют себя «безбожниками»? Пусть. Они не входят ни в какую церковную общину, кроме своей собственной общины, которую они не хотят называть «церковью» (обозначая ее как «партию», или как «орден», или как «международное общество»)... Да, они не верят в Бога; но это означает, что они верят не в Бога, а во что-то иное. Они критикуют или поносят веру вообще... Этим они, как настоящие фанатики своей веры, объявляют, что они признают только свою веру обоснованной, единственно верной и единственно допустимой; все же остальные веры и исповедания они относят к «глупым предрассудкам» или «вредным суевериям». Но во что же верят те люди, которые верят не в Бога и потому считают себя «неверами» вообще или «безбожниками»? Они верят во всевозможные небожественные силы и обстояния.

Есть немало людей, которые не верят в Бога. Но это совсем не значит, что они ни во что не верят

Большинство верит, по-видимому, в наслаждения или особливо в чувственные наслаждения, во все, что к ним ведет и с ними связано; это для них – важнейшее в жизни; это их цель; этому они служат, ради этого они жертвуют всем остальным; здесь у них критерий, по которому они отличают «хорошее» от «дурного»; здесь их «сокровище» и сердце. Есть такие люди, которые признают и выговаривают это открыто: «Я хочу земного счастья, наслаждения и спокойствия, ибо это главное в жизни» (гедонизм); «я ищу в жизни денег и власти» (мамонизм); «главное в том, чтобы все люди несли одинаковую работу и имели одинаковые права, ибо только тогда они смогут одинаково наслаждаться жизнью, быть равно счастливыми» (социализм); «все дело в том, чтобы дерзновенно завладеть земными благами и безоглядно наслаждаться ими» (большевизм); «главное в том, чтобы дать массам земные блага и удобства, а для этого надо у всех все отнять (всеобщая пролетаризация) и всех подчинить монопольному работодателю (всеобщее хозяйственное и политическое порабощение, коммунизм)» и т.д. Иные ссылаются на свое неотъемлемое право – оставаться «безразличными», и на свою обязанность – относиться терпимо ко всякому чужому верованию; иные же отступают в сферу проблематического «свободомыслия»... В известном смысле они правы: верить можно только искренно и свободно, а свобода требует веротерпимости; нельзя принудить человека к той или иной вере; и никто не обязан рассказывать другим людям вслух, во что именно и как именно он верит... Но видимое «безразличие» и явное умолчание, действительная скромность и насмешливая мистификация – не освобождают человека от неизбежности верить.Нельзя человеку не иметь определенной жизненной цели и жизненной ценности, в которые он верит и которым он служит.

Жить стоит только тем и верить в то, за что стоит бороться и умереть

Если бы удалось однажды пронизать все человеческие сердца без исключения таинственным лучом света так, чтобы у всех выступила и въяве обнаружилась главная ценность жизни, составляющая предмет веры, то очень возможно, что все мы просто ужаснулись бы... Потому что, вероятно, оказалось бы, что большинство людей верит в нечто такое, что не только не обещает им ни блага, ни спасения, но что прямо ведет их к погибели. Люди живут и верят очень часто в слепоте и беспомощности, и не знают, и не догадываются о том, что человеку надлежит строить свою веру, а не предоставлять ей расти наподобие полевой травы. И вследствие этого люди очень часто верят, т.е. прилепляются не только своим «правдоподобным» мнением, а сердцем, волею и делами, служением и жертвенностью к таким жизненным содержаниям, служить которым и идти на жертвы ради которых поистине нет никакого смысла...

Вот ключ к современному духовному кризису, охватывающему все человечество. И овладев этим ключом, и поняв, что происходит в мире, мы не можем не подивиться тому, что современному человечеству, в общем и целом, живется все еще так хорошо и слишком хорошо по сравнению с теми бедами и страданиями, которые могут возникнуть из этого кризиса.

Есть некий духовный закон, владеющий человеческой жизнью; согласно этому закону, человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит. Чем сильнее и цельнее его вера, тем явственнее и убедительнее обнаруживается этот закон.

Так обстоит всегда. Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, их любя, им служа и предаваясь, то он сам превращается постепенно в чувственное существо, в искателя земных удовольствий, в наслаждающееся животное; и это будет выражаться в его лице и в его походке, смотреть из его глаз и управлять его поступками.

Однако тот же самый закон обнаруживается и на благих путях, но с тем различием, что человек будет не «верить», а «веровать», и это придаст его вере особую силу и глубину.

Замечательно, что русский язык придает идее «веры» два различных значения: одно связывает веру с потребностью верить, а другое – со способностью веровать.

Верят – все люди, сознательно или бессознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо. Веруют же – далеко не все: ибо верование предполагает в человеке способность прилепиться душою (сердцем и волею, и делами) к тому, что действительно заслуживает веры, что дается людям в духовном опыте, что открывает им некий «путь ко спасению». В карты, в сны, в гадание, в астрологические гороскопы – верят; но в Бога и во все божественное – веруют. В суеверия «верят», верят от страха и боятся от своей веры; и чем больше боятся, тем сильнее верят, и обратно. Но в то, что подлинно есть, – «веруют», и от этой верующей веры получают спокойствие и перестают бояться.

«Верящие» люди чаще всего не имеют единого и общего им всем духовного предмета, и потому их вера разъединяет их, не создавая ни религии, ни церкви. Но «верующие» люди имеют единый и общий им всем духовный Предмет ; они вступают в творческое единение с Ним, а через это объединяются между собою: слагается религия и церковь.

Человек может заблуждаться, разочаровываться, отходить от веры, но одного не может: жить без веры

Если человек верует в Бога или хотя бы в божественное начало, проявляющееся в земных явлениях и обстояниях, то божественные содержания становятся для него жизненным центром и в созерцаниях, и в поступках, чем-то важнейшим и главнейшим, любимым, искомым, желанным и уже в силу одного этого – всегда присутствующим в душе обстоянием. Веровать в Бога значит стремиться к созерцанию Его, молитвенно «медитировать» о Нем, стремиться к осуществлению Его воли и Его закона; от этого возрастает и усиливается божественный огонь в самом человеке; он очищает его душу и насыщает его поступки. На высших ступенях такой жизни возникает то живое и таинственное единение между человеком и Богом, о котором так вдохновенно и ясновидчески писал Макарий Великий, характеризуя его как внутреннее «срастание» или «срастворение», от которого душа становится «вся – светом, вся – оком, вся – радостью, вся – упоением, вся – любовью, вся – милосердием, вся – благостью и добротою»... Естественно, что от такого перерождения души изменяется и внешний вид человека, о чем он сам может и не знать, но что другим людям бывает трудно не заметить.

Кто во что верует, тот тем и живет, и обратно: скажи мне, чем ты живешь как самым важным для тебя, и я скажу тебе, во что ты веришь или веруешь. Ибо человек есть не что иное, как живая целокупность того, чем он живет и что он осуществляет, и притом именно потому, что он это любит и в это верит. Вот почему: «по плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16, 20).

Жить стоит только тем и верить стоит в то, за что стоит бороться и умереть, ибо смерть есть истинный и высший критерий для всех жизненных содержаний. Достаточно самому применить этот критерий, со всей надлежащей серьезностью и во всем его глубоком значении, и осветить им любое жизненное содержание – и его верность и убедительность раскроется перед очами.

Смерть ставит перед нами вопрос о самом главном, об основах нашего земного существования, о личной жизни в ее целом. Смерть есть та сила, которая обрывает поток повседневных обстоятельств и впечатлений и выводит человека из него; она ставит нас перед основным вопросом: ради чего ты живешь? во что веришь? чему ты служишь? в чем смысл твоей жизни? верен ли твой выбор, или ты до сих пор даже и не удосужился выбрать что-нибудь? стоит ли жить тем, чем ты живешь, и верить в то, во что ты веришь? если стоит, то за это стоит бороться и умереть! Ибо то, что не стоит смерти, то не стоит ни жизни, ни веры!

Во что же верят «безбожники»? Во всевозможные небожественные силы и обстояния

И еще каждый из нас должен спросить себя: способен ли я, готов ли я умереть за то, во что я верю? Если да, то моя вера сильна, глубока и действенна. А если нет, то сила моей веры невелика, и, может быть, она невелика именно потому, что прилепилась к нестоящему. Ибо поистине – огонь веры усиливается от прикосновения к подлинно священному и становится необоримым пламенем от единения с подлинно божественным; этот огонь истинной веры, хотя и живет в личной душе человека, но источником своим имеет не только ее одну...

Человек не может жить без веры, но он может иметь веру слабую и дурную, ибо далеко не всякое жизненное содержание заслуживает веры. Человеку не дана возможность создать из нелепости или из любого порока – религию и церковь. Религия и церковь возможны только при наличности совсем особых условий, а именно: глубокого и искреннего чувства и сильной, творческой веры, а это дается только жизненно здоровому духу; и далее необходимо такое содержание веры и такой уровень ее, которые были бы свободны от душеразрушительного влияния, от духовных ценностей и от начатков внутреннего предательства.

Однако во всех случаях и на всех путях жизни человек живет и умирает – или влача земные оковы своей веры, или несомый ее духовными крыльями…

Иван Ильин «Путь духовного обновления».

Новости по теме

СРЕТЕНСКИЙ СБОРНИК. ВЫПУСК 3 Издательство Сретенского монастыря Научные труды преподавателей СДС «НОВЫЙ АКРОПОЛЬ» КАК ОККУЛЬТНАЯ СЕКТА Роман Конь В листовках и плакатах, зазывающих посетить свои собрания, «Новый Акрополь» позиционирует себя как классическая философская школа и культурная организация, цель которой – возрождение философии как действенной силы обновления человека и общества. Однако на самом деле «Новый Акрополь» является религиозной организацией, проповедующей оккультное учение, основанное на заблуждениях Е.П. Блаватской. «БЕЗ ПРОШЛОГО У НАС НЕТ БУДУЩЕГО» Ольга Васильева Исторический опыт, исторические уроки очень важны. Если мы не будем знать историю взаимодействия Церкви и власти в ХХ веке, то мы никогда не сможем понять, что происходит сейчас между Церковью и государственной властью. Более того, никогда не будет выработана правильная политика взаимодействия власти с Церковью и другими религиозными организациями.
Loading...Loading...