Основные молитвы христиан православных. Три главные молитвы

Обращение к Господу - это способ связи с ним. В этом разделе вы найдете основные молитвы, которые должен знать каждый православный, которые нужно знать наизусть. К главным молитвам, конечно, относятся Богородица и Отче наш, однако помимо них вы сможете узнать, как правильно обращаться и ко многим другим святым, просить снисхождения, покровительства или помощи.

Отче наш

« Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. »

Псалом 90-й "Живые помощи"

« Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна,

плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

от вещи во тме переходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится:

обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему:

яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

На руках возмут тя, да некогда преткнеши о камень ногу твою:

на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

Яко на Мя упова, и избавлю и:

покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби,

изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его,

и явлю ему спасение Мое. »

Богородица

« Богородице Дево, радуйся,

Благодатная Марие, Господь с тобою;

благословена Ты в женах,

и благословен Плод чрева Твоего,

яко Спаса родила еси душ наших. »

Молитва Царю Небесный

« Царю Небесный, Утешителю,

Душе истины,

Иже везде сый

и вся исполняяй,

Сокровище благих

и жизни Подателю,

прииди

и вселися в ны,

и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша. »

Благодарственная молитва

«Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего, в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве.

Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость. »

Символ веры

« Верую во единого Бога Отца Вседержителя,

Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век,

Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна,

рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу,

Им же вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,

и страдавша, и погребенна.

И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,

Его же Царствию не будет конца.

И в Духа святого, Господа, Животворящаго,

Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном

споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

Аминь. »

Молитва «Да воскреснет Бог»

«Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бежит от лица Его. Как исчезает дым, да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Крест Господен, прогоняй бесов силою на Тебе припятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и поправшего силу дьявола, и даровавшего нам Себя, Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и животворящий Крест Господен! Помоги мне со Святой Госпожой Девой Богородицей и со всеми святыми вовеки. Аминь»

Молитва Николаю Чудотворцу

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози ми, грешному и унылому, в настоящем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Животворящий крест

«Огради меня, Господи, силой Честного и Животворящего Твоего Креста, сохрани меня от всякого зла. Ослабь, оставь, прости, Боже, прегрешения наши, вольные и невольные, как в слове и в деле, как в ведении и не в неведении, как во дни и в ночи, как в уме и в помышлении, все нам прости, яко Благ и Человеколюбец. Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благо сотвори. Братиям и сродникам нашим даруй яже ко спасению прощения и жизнь вечную. В немощах сущих посети и исцеление даруй. На море управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов отпущение даруй. Заповедавшим нам, недостойным, молиться о них помилуй по великой Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отцов и братьев наших и упокой их, где пребывает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братьев наших плененных, избавь их от всякого обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, дай им путь ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных, и недостойных рабов Твоих, и просвяти наш ум светом разума Твоего, и заставь нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых, яко благословен еси во веки веков. Аминь.»

Святому великомученику и целителю Пантелеймону

«О Великий Христов угодник и преславный целитель великомученик Пантелеймон. Душой на небеси Престолу Божию предстояй трипостные Его славы наслаждайся, телом же и ликом святым на земле в божественных храмах почивай и данной тебе свыше благодатью различные источай чудеса. Призри милостивым твоим оком на предстоящий люди и честней твоей иконе молящейся и просяще от тебя целебные помощи и заступлении, простри к Господу Богу нашему теплые свои молитвы и испроси душам нашим оставление согрешений. Се ниже вознеси глас молебный к Его, в Божестве неприступной славе сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе ходатая милостиво ко Владычице и молитвенника за нас грешных призываем. Яко ты принял еси благодать от Него недуги отгонять и страсти исцелять. Тебя просим, не призри нас недостойных молящихся тебе и твоей помощи требующих; будь нам в печалях утешителем, в недугах лютых страждущим врач, напутствующим прозрение датель, с сущим и младенцам в скорбях готовейший предстатель и исцелитель, исходатайствуй всем, вся ко спасению полезная яко да твоими к Господу Богу молитвами, получивши благодать и милость прославим всех благих источника и Дароподателя Бога Единого в Троице Святой Славного Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

К большому сожалению, вера многих людей ограничивается фразами «Господи, помоги» и « ». Причём не всегда произнесение изречений связано с воспоминаниями о Вседержителе. Это очень печально. Такую ситуацию нужно исправлять. Ведь без Божьего благословения не положено начинать ни одного дела. Для начала следует изучить основные православные молитвы или хотя бы читать их по молитвослову до тех пор, пока они не отложатся в памяти.

Три главные молитвы православных верующих

Молитв очень много, и все они имеют свою классификацию, некоторые следует читать перед началом любого дела, другие – по окончании, существуют утренние и вечерние молитвы, благодарственные и покаянные, перед вкушением пищи и как последование к причастию. Но существуют три основные молитвы, без которых нельзя обойтись, они самые важные и нужные. Их можно читать в любых ситуациях, независимо от того, какие именно события произошли. Если вдруг очень требуется попросить помощи у Всевышнего, но не удалось подобрать нужных слов, то одна из трёх молитв станет прекрасным содействием.

1. "Отче наш". По словам священного Евангелия, данную "Отче наш" подарил Иисус своим ученикам, просившим его научить их молитве. Сам Бог разрешил людям называть его отцом и провозгласил весь род человеческий своими сынами. В данной молитве христианин находит спасение и обретает благодать Божью.

2. "Символ Веры". Молитва объединила в себе основополагающие догмы христианской веры. Аспекты принимаются верующими без требования доказательств и повторяют историю о том, как воплотился в человеческом образе Иисус Христос, явился миру, был распят во имя избавления людей от бремени первородного греха и воскрес на третий день как символ победы над смертью.

3. Молитва Господу Иисусу. Обращение к Иисусу Христу как к Сыну Божьему и доказательство своей веры в него как в истинного Бога. Данной молитвой верующие просят помощи и защиты у Господа.

Что бы ни случилось, в любое время дня и ночи, вспоминай имя Господа Бога твоего. Славь имя его за всякое деяние Божье и за подаренную возможность прожить ещё один светлый и радостный день. А попросив чего-то у Творца нашего, не забывай впоследствии благодарить скорого помощника и заступника нашего.

Десять важных молитв для религиозных верующих

Невозможно представить день богомольца без «Отче наш» или «Символ веры». Но существуют хоть и второстепенные, но всё такие же основные православные молитвы, из которых и складываются дневные и вечерние моления. В обращении к Создателю люди находят успокоение. Стоит только начать читать молитвослов, как жизнь тут же станет проще и легче. Ибо нет силы более человеколюбивой и всепростительной, чем чистая любовь Господа Бога.

Перед началом моления следует выучить ещё одну молитву, предначинательную ( , Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе). Она читается после молитвы Мытаря, но перед всеми остальными. Говоря обычным языком, это своеобразное вступление к диалогу с Всевышним.

Основные православные молитвы – первый шаг на религиозной лестнице, ведущей по пути к благочестивой жизни. Со временем будут изучены и другие молитвы. Все они восхитительны и прекрасны, так как наделены огромной любовью к Богу и великим желанием верить, надеяться, каяться, терпеть, прощать и любить.

Для соблюдения этических и моральных норм в обществе, а также для урегулирования отношений между отдельным человеком и государством или высшей формой духовности (Космический разум, Бог) были созданы мировые религии. С течением времени внутри каждой большой религии происходили расколы. В результате такого раскола образовалось православие.

Православие и христианство

Многие совершают ошибку, считая всех христиан православными. Христианство и православие - это не одно и то же. Как различать эти два понятия? В чем их суть? Сейчас попробуем разобраться.

Христианство - это которая зародилась в I в. до н. э. в ожидании прихода Спасителя. На ее становление повлияли философские учения того времени, иудаизм (на смену многобожию пришел один Бог) и бесконечные военно-политические стычки.

Православие - это лишь одна из ветвей христианства, зародившаяся в 1-ом тыс. н.э. в восточной Римской империи и получившая свой официальный статус после раскола общехристианской церкви в 1054 году.

История христианства и православия

История православия (ортодоксии) началась уже в I веке н.э. Это было так называемое апостольское вероучение. После распятия Иисуса Христа верные ему апостолы стали проповедовать учения в массы, привлекая в свои ряды новых верующих.

Во II-III веках ортодоксия занималась активным противоборством гностицизму и арианству. Первые отвергали писания Ветхого завета и по-своему интерпретировали Новый завет. Вторые, под предводительством пресвитера Ария, не признавали единосущность Сына Божьего (Иисуса), считая его посредником между Богом и людьми.

Снять противоречия между быстро развивающимися еретическими учениями и христианством помогли семь Вселенских Соборов, созванных при поддержке византийских императоров с 325 по 879 год. Установленные Соборами аксиомы относительно природы Христа и Богородицы, а также утверждение Символа Веры помогли оформиться новому течению в мощнейшую христианскую религию.

Не только еретические концепции способствовали развитию православия. на Западную и Восточную оказал влияние на формирование новых направлений в христианстве. Разные политические и социальные взгляды двух империй дали трещину в единой общехристианской церкви. Постепенно она стала распадаться на Римско-католическую и Восточно-католическую (позже православную). Окончательный раскол между православием и католицизмом произошел в 1054 году, когда и Папа Римский произвели взаимное отлучение друг друга от церкви (анафему). Завершилось разделение общехристианской церкви в 1204, вместе с падением Константинополя.

Русская земля приняла христианство в 988 году. Официально еще не было разделения на Римскую и но в силу политических и экономических интересов князя Владимира на территории Руси было распространено византийское направление - православие.

Суть и основы православия

Основа любой религии - вера. Без нее существование и развитие божественных учений невозможно.

Суть православия заключена в Символе Веры, принятом на втором Вселенском Соборе. На четвертом Никейский Символ Веры (12 догматов) был утвержден как аксиома, не подлежащая никакому изменению.

Православные верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа (Святую Троицу). является создателем всего земного и небесного. Божий Сын, воплотившийся от Девы Марии, единосущ и единороден по отношению к Отцу. Святой Дух исходит от Бога Отца через Сына и почитается не менее, чем Отец и Сын. Символ Веры рассказывает о распятии и воскрешении Христа, указывая на вечную жизнь после смерти.

Все православные относятся к единой церкви. Крещение - обязательный ритуал. При его совершении происходит освобождение от первородного греха.

Обязательным является соблюдение нравственных норм (заповедей), которые переданы Богом через Моисея и озвучены Иисусом Христом. Все «правила поведения» основаны на помощи, сострадании, любви и терпении. Православие учит переносить любые тяготы жизни безропотно, принимать их как любовь Бога и испытания за грехи, чтобы затем попасть в рай.

Православие и католицизм (основные различия)

Католицизм и православие имеют ряд отличий. Католицизм - ветвь христианского учения, возникшая, как и православие, в 1 в. н.э. в западной Римской империи. А православие - в христианстве, которое зародилось в восточной Римской империи. Вашему вниманию представлена сравнительная таблица:

Православие

Католицизм

Отношения с властью

Православная церковь, на протяжении двух тысячелетий, то находилась в сотрудничестве со светской властью, то в ее подчинении, то в изгнании.

Наделение Папы Римского властью как светской, так и религиозной.

Дева Мария

Богородица считается носителем первородного греха, потому что ее природа человеческая.

Догмат о непорочности Девы Марии (нет первородного греха).

Святой Дух

Дух Святой идет от Отца через Сына

Дух Святой исходит и от Сына, и от Отца

Отношение к греховной душе после смерти

Душа совершает «мытарства». Земная жизнь определяет вечную.

Существование Страшного Суда и чистилища, где происходит очищение души.

Священное Писание и Священное Предание

Священное Писание - часть Священного Предания

Равноценны.

Крещение

Тройное погружение (или обливание) в воду с причащением и миропомазанием.

Окропление и обливание. Все таинства после 7 лет.

6-8-ми конечный крест с изображением Бога-победителя, ноги прибиты двумя гвоздями.

4-х конечный крест с Богом-мучеником, ноги прибиты одним гвоздем.

Единоверцы

Все братья.

Каждый человек - уникален.

Отношение к обрядам и таинствам

Совершает Господь через священнослужителей.

Совершает священнослужитель, наделенный божественной силой.

В наши дни очень часто встает вопрос о примирении между церквями. Но в силу существенных и мелких различий (например, католики и православные не могут договориться о применении дрожжевого или бездрожжевого хлеба в таинствах) примирение постоянно откладывается. О воссоединении в ближайшее время вообще не может быть и речи.

Отношение православия к другим религиям

Православие - это направление, которое, выделившись из общего христианства как самостоятельная религия, не признает другие учения, считая их ложными (еретическими). Истинно верным вероисповеданием может быть только одно единственное.

Православие - это направление в религии, которое не теряет популярность, а даже наоборот, приобретает. И тем не менее в современном мире спокойно сосуществует в соседстве с другими религиями: исламом, католицизмом, протестантизмом, буддизмом, синтоизмом и другими.

Православие и современность

Наше время дало церкви свободу и оказывает ей поддержку. За последние 20 лет количество верующих, а также тех, кто относит себя к православному вероисповеданию, возросло. Вместе с тем нравственная духовность, которую подразумевает эта религия, наоборот, упала. Огромное количество людей выполняет обряды и посещает церковь механически, то есть без веры.

Возросло число храмов и церковноприходских школ, которые посещают верующие. Увеличение внешних факторов только частично влияет на внутреннее состояние человека.

Митрополит и другие священнослужители надеются, что все-таки те, кто сознательно принял православное христианство, смогут духовно состояться.

Глобальный опрос, проведенный фондом «Общественное мнение», еще раз доказал, что мы куда более фантастический народ, чем песьеглавцы и марсиане (хотя и тех и других не существует, а мы почти наверняка существуем - назло законам физики и здравому смыслу). Итак, согласно данным статистики, 53% населения России считают себя православными. При этом лишь 69% из них вообще верят в Бога, на бессмертие души надеются и того меньше - лишь 61% «православных», ну а хотя бы изредка заглядывают в церковь 12% от общего числа наших замечательных верующих. Ну и ладно. Вон в Перми, согласно Всероссийской переписи населения, проживают 34 человека с национальностью «хоббит», и это еще не считая пермских эльфов и орков.

То есть уровень катехизации (комплекса элементарных представлений о своей религии) у нас зашкаливает до такой степени, что любой христианский миссионер должен был бы сесть на этом пепелище и разрыдаться (от счастья, естественно) при виде такого гигантского поля для грядущих подвигов.


История православия

До 1054 года история правосла­вия ничем не отличалась от истории всего остального христианства. Но в указанный год свершился Великий раскол, во время которого римский папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил Кируларий торжественно предали друг друга анафеме и отказались друг с другом водиться. Причины для этого у них были самые веские. В то время как патриарх Константинополя смирно и благочинно знал свое место у ног цесаря, окормляя единую Византию, государство надежно взнузданное и смирное, римскому папе приходилось устраивать джигитовку на взмыленных спинах всех этих германских бунтовавших княжеств, франкских империй и скандинавских демократий. Естественно, при столь разном положении дел вскоре выяснилось, что у христианства Запада и христианства Востока почти диамет­рально противоположные пути развития и выживания и, соответственно, разная идеология. Лишь через 1010 лет, в 1964 году, римский папа и константинопольский патриарх заберут свои анафемы обратно, но и после этого замечательного акта примирения соперничество между ними не утихнет.

Факт

Слово «крестьяне» изначально означало «христиане». Согласись, диковато смотрятся сейчас документы крепостнической эпохи, в которых вместо того, чтобы свидетельствовать о купленных или проданных людях, предпочитали использовать термин «крестьянские души».

Пока с огромным отрывом побеждает папа. Католиков на Земле примерно 1,2 миллиарда - это самая крупная конфессия мира, расползшаяся по всем континентам. Православных на сегодняшний день наберется едва 250 миллионов. Это прежде всего Россия, Украина, Белоруссия, Греция, Грузия, восточноевропейские страны, ну и по мелочи в виде диаспор в других странах.

К тому же в отличие от католиков православные церкви не имеют ни общего цент­ра, ни единого главы. На сегодня существуют 15 автокефальных, то есть совершенно самостоятельных церквей; штук шесть автономных, то есть отчасти самостоятельных от «материнских» автокефальных, и еще множество течений, например разнообразных русских старообрядческих. И все они более-менее регулярно между собой грызутся, а порой даже обзываются нехорошим словом «еретики». В общем, быть католиком всегда было проще и понятнее.

Чем отличаются католики
и православные

Многим. Например, католики подчеркивают значение тайноустановительных слов Христа в анафоре вместо эпиклезы, что, как ты понимаешь, совершенно непростительно. Многим отрывали голову и за меньшее.

Но если перечислять отличия, которые можешь понять не только ты, но и мы, то основными, пожалуй, можно считать следующие.

01

Католики почитают Деву Марию именно как Деву, а православные видят в ней прежде всего Матерь Божью. Кроме того, католики уверены, что Дева Мария была так же непорочно зачата, как и Христос (хотя никакого ЭКО* тогда не было). А еще католики полагают, что она была вознесена живой на небо, а у православных есть даже апокрифический рассказ про Успение Богородицы, чтобы никто не сомневался: умерла эта достойная леди, как все люди умирают.


« ЭКО - экстракорпоральное оплодотворение, зачатие «в пробирке». Тут ребята-католики с их зацикленностью на непорочном зачатии здорово попали. До сих пор не могут разобраться, что делать с таким количеством безгрешно рожденных. Впрочем, православные тоже допускают ЭКО лишь со скрежетом зубовным: только для лиц в браке, только гаметами самих супругов и с непременным требованием пересаживать в матку всех получившихся зародышей, даже если у каких-то зигот еще в пробирке будет выявлено аномальное развитие »


02

У католиков все священники не должны заниматься сексом, а тем более жениться. А у православных жрецы делятся на черное и белое духовенство, поэтому дьяконы и священники могут и даже должны жениться, в то время как черному духовенству (монахам) секс запрещен. Высших чинов и званий в православии, впрочем, могут добиться только монашествующие. Чтобы стать епископом, батюшкам приходится расставаться с женами (желательно отослать супругу в монастырь), что они периодически и проделывают.


03

Католики признают, что кроме ада и рая есть чистилище - место, где душа, признанная не слишком грешной, но и не праведной, как следует выжаривается и отбеливается, прежде чем ей удастся проникнуть за райские врата. Православные же в чистилище не верят. Впрочем, представления о рае и аде у них вообще смутные - считается, что знания о них закрыты для человека в земной жизни. Католики же давно высчитали толщину всех девяти райских хрустальных сводов, составили список растущих в раю растений и даже измерили в мерках меда сладость, которую испытывает язык души, впервые вдохнувшей ароматы рая. Впрочем, когда припираешь их вилами к стене, они тут же начинают говорить про образность, символику и про то, что не надо понимать все буквально.


04

Католики в своем «Символе Веры» произносят ужасное слово «филиокве», которое они сами придумали вставить в этот важнейший для любого верующего текст. Текст, который, собственно говоря, и делает произносящего его христианином. Над текстом «Символа Веры» не надо задумываться - нужно непоколебимо верить в абсолютную истину каждого его слова. Итак, вернемся к «филиокве». Перечисляя, во что именно ты веруешь, ты произносишь строчку «в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго». Так вот, католики засунули туда филиокве! То есть «и от Сына»! Возмутительное самоуправство.


05

Во время причастия католики дают прихожанам пресный хлеб, а православные - хлеб из заквашенного теста.


06

Во время крещения католики лишь поливают детей и взрослых водой, а в православии положено окунаться в купель с головой. Поэтому крупных младенцев, которые не влезают в детскую купель полностью, в результате чего священник вынужден поливать выступающие части их тела пригоршней, в православии называют «обливанцами». Считается, хотя и неофициально, что над обливанцами бесы имеют больше власти, чем над крещенными нормально*.


* - Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик:
« А я в экстазе от обычая крещения младенцев в праздник Крещения - прямо в полынье. На дворе январь, а батюшка новорожденных с обледеневшего края проруби окунает в воду, спартанцев выращивает… Кстати, если младенец выскальзывал из окостеневших рук священника и шел на дно, родители были в восторге. Считалось, что таким способом ребенок сразу превращается в ангела »


07

Католики крестятся слева направо и всеми пятью пальцами, соединенными в щепоть. При этом они не тянутся к животу, а совершают нижнее прикосновение в районе груди. Это дает православным, крестящимся тремя перстами (в отдельных случаях двумя) справа налево, повод утверждать, что католики рисуют на себе не нормальный крест, а перевернутый вверх ногами, сиречь сатанинский знак.


08

Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, - например, презервативами и женскими колпачками. Но, конечно, только в законном браке.


09

Да, чуть самое главное не забыли. Католики почитают папу римского непогрешимым наместником Бога на земле. Отгадай, что думают по этому поводу православные.

Православие и власть

Собственно говоря, пункт 9 - основной и единственный неустранимый фактор в противоречиях между католиками и православными. Католики в целом народ не совсем пропащий, это вам не самозванцы-протестанты. Но этот их папа… Тип, претендующий на то, что каждое слово его - непреложная истина, что его устами говорит Бог, да еще и постоянно покушающийся на светскую власть всюду, где только можно, - это кошмар любого православного деятеля. Строго говоря, православие изначально гораздо ближе древнему, оригинальному христианству. Это была религия, в которой терпение, смирение и послушание, в том числе и светским правителям, были важнейшими требованиями к человеку. Что сказал апостол Павел? «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». Так что не о чем тут спорить.

Угодно властителю вас на фонарях развешивать? Терпите. Налогами вас душат? Ликуйте! За болтовню праздную языки урезают? Благодарите власти за вразумление.

Поэтому православная церковь еще со времен Византии считала основной своей функцией «наполнять кротостью народы и вручать их руце пасыря». Отдельные патриархи, которые имели иной взгляд на эти обязанности, довольно быстро заканчивали свои дни в подземных казематах Константинополя и не могли напоследок полюбоваться на собственные красиво выпущенные кишки только потому, что палачи предварительно вырезали им глаза.

Определенные плюсы при таком положении вещей были: какие бы кровавые дворцовые перевороты, какие бы завоевания и революции ни трясли православную страну, захватчики и тираны вскоре начинали понимать, что православная церковь - это надежнейший идеологический помощник, которого просто грех не использовать. Раз любая власть от Бога, то Богу угодны и Мамай, и Сталин. Русская православная церковь ухитрилась оказаться полезной даже атеистам-большевикам, которые после первых двадцати лет гонений на нее в конце концов зажили с церковью вполне душа в душу. Коммунисты окончательно восстановили порушенный некогда Петром I институт патриаршества и отныне могли не беспокоиться, что на духовном идеологическом фронте случатся прорывы: красные попы отважно сражались и с эмигрантами-отщепенцами из Русской зарубежной церкви, и с не признавшими советскую власть священниками, объединившимися в Катакомбную церковь. Последних Московская патриархия вылавливала из подполья с энергией ищейки и сдавала органам внутренних дел и госбезопасности. Да и настроения верующих мирян были предметом регулярных доносов советских батюшек, многие из которых считали тайну исповеди не такой серь­езной проблемой по сравнению с НКВД и КГБ. Кстати, одна из последних церковных анафем была произнесена в 1997 году священнику-правозащитнику Глебу Якунину. Официально он обвинялся в отпадании от церкви, своеволии и влезании в политику, но нелишне будет вспомнить, что именно Якунин постоянно требовал провести открытое, честное расследование о сотрудничестве служителей Русской православной церкви с КПСС и изгнать из рядов духовенства батюшек, замаравших себя доносами и слишком нежным романом со светскими советскими цесарями.

Католичество же в свое время пошло другим путем. Папы избрали путь борьбы и светской власти, были главами империй, управляли многочисленными военными орденами и считали себя царями над царями. Были эпохи, когда ни один король Европы не мог надеть свою корону, а особенно удержать ее на голове без одобрения Рима (добавим для справедливости, что были и времена, когда папы подолгу гостили в тюрьмах у светских властителей). Смирение и покорность католики оставляли для Бога, в мирской же европейской жизни энергия, гражданская активность и непокорность считались вполне добропорядочными качествами. Привело это все к тому, что надсветская власть пап стала своеобразной вечной оппозицией любому тирану, который попытался бы объединить под своей власть­ю слишком много людей и слишком активно втолковывать им свои личные взгляды на жизнь. А если порой сами папы начинали перебарщивать со своим «наместничеством на земле», то вокруг, слава богу, находилось достаточно венценосных вассалов, которые всегда готовы были помочь воспарившему понтифику в кратчайшие сроки вернуться на землю. А иногда и под нее.


Другим довольно существенным плюсом наличия под рукой Божьего гласа круглосуточно, была бо льшая мобильность религиозных взглядов. По любому вопросу, который начинал тревожить верующих, папы выпускали энциклики - послания, которые рассматривались как исчерпывающий ответ и руководство к действию. Если условия жизни резко менялись, устаревшие энциклики благополучно забывались и в свет выходили новые, более подходящие случаю. Это позволяло католицизму долгое время омолаживаться и подстраиваться под изменившиеся условия существования. Хотя и не спасло от появления новейшей версии христианства - протестантизма (на его костях мы еще попляшем).


Основы православия

Православие удивительно мало стремится рассказывать людям о том, как устроена эта жизнь и что будет в грядущей. Даже и тут православному предлагается своеобразный смиренный пофигизм без каких-либо гарантий и инструкций. Очищение души от греха само по себе великая радость, а решения Господа - не нашего собачьего ума дело.


Три основы, на которых стоит православие, - это соборность, обрядовость и традиция. Делай как все, смиряйся духом, вливайся в общий согласный хор душ. И пусть слепо, пусть глухо, пусть не понимая ничего, выполняй предписания: так крестись, так постись, так исповедуйся и причащайся, как это делали тысячу лет назад. У литургий строгая форма, а греческий и церковно-славянский языки православной церкви не делают смысл религии понятнее простым смертным. Но православие никогда и не настаивало на том, что сакральное знание нужно раздавать кому ни попадя. (А больше всего батюшки не любят настырных новообращенных, которые бегают за ними хвостом и требуют всяческих разъяснений. Батюшки тоже люди и отдыхать хотят.)


Храмовый этикет

Как вести себя, если ты случайно зашел в православный храм, перепутав его с библиотекой.

01

Сними бейсболку, цилиндр, ермолку или что еще там водится у тебя на голове (парик можно оставить). Мужчина в церкви обязан быть с непокрытой головой, иначе это расценивается как прямой вызов Богу. Женщина, наоборот, должна прикрыть макушку хотя бы носовым платком, но батюшки, склонные пока проявлять снисхождение к блуждающим во мраке нехристям, могут закрыть глаза на такое правонарушение. А вот мужчину в шляпе точно попросят вон.

02

Старайся не стоять спиной к алтарю - это комната, скрытая забором из икон (иконостасом) напротив входа. Особо усердные верующие даже выходят из церкви исключительно задом наперед, но это уже высший пилотаж. И ни в коем случае не пытайся зайти в воротца посреди этого иконостаса! Мирянам туда вообще обычно вход заказан, а в цент­ральные Царские врата может проходить только священник.

03

Не целуй иконы, даже если их целуют все. Скромное чудо бытового сифилиса может снизойти на тебя в самых неожиданных местах.

04

Если тебя попросили пе­редать свечку, то бери ее только правой рукой. Среди многих прихожан бытует суеверие, что свеча, которую держали в левой руке, перестает быть угодной Богу. Могут побить.


Легко ли быть православным?

Прежде чем становиться православным, стоит как следует понять, что именно ты обязуешься выполнять, входя в лоно церкви. Согласен ли, например, с такими правилами, извлеченными из различных «Положений о епитимьях»?

«Если мирской человек займется рукоблудием - 40 дней не причащаться и мяса не есть, разве только масла. Да упражняется в молитвах и кладет поклоны по 24 денно».
«Грех есть целоваться, язык в рот вотк­нув жене. Епитимья - 12 дней, поклонов - по 60 на день».
«А иные с женами беззаконство творят: в рот дают лобзати уды свои. Епитимья - 3 года, поклонов - по 100 на день».

Но не пугайся слишком: сегодня церковь в России изо всех сил старается не отпугнуть бывших пионеров и октябрят и проявляет исключительную широту взглядов, терпимость и миролюбие. Она жестко держит за шкирку самых ярых своих консерваторов, требующих немедленно вернуть Закон Божий в школы, бичевать порок, карать распутство и очищать паству жесткими епитимьями. Наоборот, идеологи церкви предпочитают работать в бархатных перчатках и с улыбкой всепрощения на лице.

Конечно, есть категории населения, с которыми Русская православная церковь общается сурово. Например, с искусствоведами, которые не отдают иконы из музеев в церковь. Или с воинствующими атеистами, которые под видом искусства смеют кощунства в своих сахаровских центрах разводить. Или с протестантами, которые так и лезут сюда со своим миссионерством неуместным.

Но в общем и целом РПЦ сейчас решительно намерена любить, прощать и миловать - «не докучать моралью строгой, слегка за шалости бранить».

Мытарства

Большинство представлений о мистической стороне жизни в православии, как ни странно, принадлежат апокрифам - писаниям, которые не признаны официально церковью как однозначное Священное предание, но тем не менее считаются принадлежащими к «духовной традиции», то есть вполне удобоваримыми. Таков, например, рассказ о мытарствах преподобной Феодоры, которые в XII веке привиделись преподобному Григорию. Григорий ясно видел, как два ангела-хранителя несли душу Феодоры в рай, отбиваясь от бесов, которые не хуже таможенников выскакивали поочередно на заставах райской дороги и предъявляли претензии транспортировщикам.

Претензий (и застав) было ровно двадцать: мытарства празднословия, лжи, клеветы, чревоугодия, лености, воровства, сребролюбия, лихоимства, неправды, зависти, гордости, гнева, злопомненья, убийства, чародейства, блуда, прелюбодеяния, содомских грехов, ереси и немилосердия.

Ангелы как могли отчитывались по каждому пункту, предъявляли путевой лист добродетелей и квитанции об уплате грехов покаянной валютой чистейшей пробы. Продолжалась вся эта канитель сорок дней. К счасть­ю, души не являются товаром скоропортящимся, и посему Феодора благополучно прибыла на место назначения. Сейчас эта версия посмертного путешествия души, в принципе, считается приемлемой, и наш обычай поминать покойного на сороковой день идет именно оттуда.

Ровные синие и серебряные купола

Знак того, что церковь носит имя какого-нибудь святого.

(Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси):

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

(Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне грешному (Поклон).

Молитва предначинательная

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (трижды) . Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Песнь Богородицы

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Символ веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресша в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию небудет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Тропарь Кресту и молитва за Отечество

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Молитва о живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя) , родителей моих (имена) , сродников (имена) , начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

В конце всякого молитвословия и всякого дела

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.

Иисусова молитва

(произносится вслух или беззвучно, в сердце и уме — постоянно в течение дня)

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Различные молитвы в течение дня

Перед началом всякого дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

По окончании дела

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Перед вкушением пищи

Молитва Господня или: Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения.

После вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитвы на сон грядущим

Когда отходишь ко сну, произноси: В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.

Молитва Честному Кресту:

Знаменуй себя крестом
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Или кратко:
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Эту молитву следует произносить перед самым сном, поцеловав крест, носимый на груди, и оградив себя и постель крестным знамением.

Заповеди Божии

Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: Возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе. (Евангелие от Матфея, гл.22.ст.37-39)

Десять заповедей Божиих:

1. Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им.

3. Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя. В день же седьмый — суббота Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

6. Не убий.

7. Не прелюбы сотвори.

8. Не укради.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближняго твоего.

(Книга Исход, гл 20, ст.2,4-5,7,8-10,12-17)

Блаженства, добродетели, смертные грехи и борьба с ними

Блаженства Евангельские

Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени плачущие, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. (Евангелие от Матфея,гл.5,ст.3-12)

Три добродетели:

1. Вера. 2. Надежда. 3. Любовь.

Семь смертных грехов

1. Печаль, лень. 2. Гнев. 3. Уныние. 4. Чревоугодие. 5. Блуд. 6. Сребролюбие. 7. Гордость — Тщеславие.

Святитель Игнатий Брянчанинов определяет грех как искажение или неумеренность использования Божьих даров. Значит, любое желание, чувство, мысль и дело, в зависимости от меры и устремлений, может быть праведным или греховным. Например, не являются грехом: умеренный отдых после труда, гнев в защиту слабого или правды, время от времени — скорбь о своём несовершенстве, удовольствие от умеренного приема пищи, удовольствие в честном браке от физического единения плоти с женой, обладание материальным миром во славу Бога как умножение любви, радость от созданного творения (реализованной мысли, слова, действия), имеющее в основе Благое начало.

Связь соблазнов. «Помысл чревоугодия концом имеет помысл блуда, а помысл блуда концом имеет помысл печали, потому что печаль и уныние немедленно последуют в побежденном таковыми помыслами, по отрезвлении его». Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.)

«Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке». Преподобный Иоанн Лествичник (VII в. н. э.)

С тоской, унынием немедля надо бороться, ибо следующая ступень после уныния - отчаяние, от которого уже бывает гибель. Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Оружие против уныния.

От уныния спасайся плачем о грехах. Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911) .

Во время скорби жди мирного устроения, а во время мирного устроения — жди скорбного. В этой временной жизни мирное и скорбное переживания чередуются. Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Человек, имеющий смерть пред очами, постоянно побеждает уныние. «Отечник».

Loading...Loading...