Отношение православия к другим религиям. Атеисты отвечают на вопросы

Здравствуйте, Илья!

Давайте рассмотрим вопрос в трех ракурсах:
1. Каковы практические последствия развития христианства,
2. Как выглядит эта религия с философской точки зрения,
3. Что следует из вышесказанного в смысле Алахи.

1. Начнем с хорошего (как ни странно!) – Христианство сыграло важную роль в судьбе многих народов, отдалив их от язычества. Правда, к монотеизму эти народы так и не пришли (см. пункт 2). Рамбам пишет, что завоевание большей части света христианством и мусульманством привело к распространению идей Торы, хотя и искаженных, и знания о приходе Машиаха и конечного Избавления. Когда эти события произойдут (скорей бы, в наши дни!) – человечество, знакомясь с Истиной, обнаружит, что большинство постулатов ее уже знакомы всем.

Заслуги, правда, большой нет в этом у тех, кто огнем и мечом насаждал свою веру по всему миру, а по дороге к тому же совершались всевозможные преступления, в основном – грабеж и разбой, не говоря уже об уничтожении целый еврейских общин. «Религия любви» орошала еврейской кровью землю Европы не одно столетие, а их идеологи последовательно втравляли в сознание масс глубокое презрение и ненависть к еврейскому народу. Даже те, кто вроде бы сочувствовал гонимым евреям, подливал долю яда в свое сочувствие (см. анализ истории, рассказанной великим русским писателем Лесковым на http:// toldot . ru / rus / articles / art /2161). Подробности, полагаю, излишни, обратитесь к истории.

2. С точки зрения Торы, христианство является разновидностью идолопоклонства, так как обожествляет человека, основателя этой религии - Ешу. Ученик знаменитых мудрецов эпохи Второго Храма, он был изгнан учителем за непристойное поведение. Обидевшись, он принялся морочить голову людям, используя свои познания в Торе, открытой и тайной, и уговаривать их пойти за ним, к «Новой Истине». То есть, оставить Тору. Был казнен, по одним сведениям, Сангедрином, по другим – римлянами. Посмертно был объявлен «воскресшим», Мессией, сыном Б-га (на самом деле, одно исключает другое). Подробнее о разоблачении лживых предпосылок, на которых строится христианство, можно прочитать в книгах, посвященных этому. В Израиле издано несколько таких книг на русском языке.

Наличие икон, «святых», «матерей» и «сыновей», к которым обращаются молитвы христиан, прочно закрепляет за этой религией статус «авода зара», идолопоклонства. И даже те течения, в которых нет этих элементов, допускают «шитуф» - приписывают ко Всевышнему еще божества, т.н. «троицу». Это противоречит Единству Творца, объявленному Торой, и не приемлемо для еврея.
3. Сотни тысяч евреев на протяжении всей истории предпочитали смерть, изгнание и унижения богатству и почету, предлагаемому им за крещение. Трактат Сангедрин однозначно определяет поклонение идолам, как один их трех запретов, которые еврей не имеет права преступать даже под страхом смерти. Поэтому креститься категорически запрещено, даже для виду. Также не следует заходить в церкви, и желательно не использовать их как ориентиры для обозначения местности («встретимся у церкви такой-то матери» и т.п.)

В заключение заметим, что несмотря на все острые, бичующие определения, которые мы даем христианству, в личном отношении к христианам, как и ко всем людям, наши мудрецы учили нас собственным примером быть вежливыми, доброжелательными. Не культивировать ненависть к «другим», не таким, как мы (это не означает делать послабления идолопоклонству, и попустительствовать насаждению его в Земле Израиля). Путь Торы – другой – освящать Имя Всевышнего хорошим отношением ко всем (кроме злодеев, конечно). Уважать все творения Всевышнего, тем более людей. Быть благодарными тем, кто несмотря на общую атмосферу ненависти, приходил на помощь угнетенным и обреченным на смерть евреям. Конечно, были среди них и христианские священники, только действовали они по-человечески не потому, что были священниками, а вопреки этому. Официальное же отношение церкви к евреям известно. Фиговым листочкам «примирения» и «снятия вины» последних десятилетий не закрыть вековой истории. Даже если согласиться с официальной христианской версии о гибели их «Учителя», это не дало бы никакого морального права делать то, что они делали в течение двух тысяч лет. Надо полагать, что у большинства евреев все-таки хватает ума, что подумать о вышесказанном, и не поддаваться на сегодняшние сладкие улыбки миссионеров. Ведь существование еврейского народа, провозглашающего «Слушай, Израиль, Б-г един!» - лучший ответ всем, кто на протяжении веков пытался кнутом и пряником помешать евреям остаться верными Творцу.

Без осмысления всего происходящего в Церкви, без элементарных знаний о Православии невозможна подлинно христианская жизнь. Какие вопросы и ошибочные суждения бывают о Православной вере у новоначальных, разбирался портал «Православная жизнь».

Мифы развеивает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф, напоминая: тот, кто ничему не учится, рискует навсегда остаться новоначальным.

– Какие существуют аргументы в пользу того, что единственный правильный выбор на своем духовном пути человек должен сделать в пользу Православия?

– По словам митрополита Сурожского Антония, человек никогда не сможет воспринять Православие как личную веру, если не увидит свет Вечности в глазах другого православного. Один современный православный богослов как-то сказал, что единственный важный аргумент в пользу истинности именно Православия – святость. Только в Православии мы находим ту святость, к которой стремится душа человека – «христианка» по своей природе, как об этом говорит церковный апологет начала IIIвека Тертуллиан. И эта святость несравнима с представлениями о святости других религий или вероисповеданий. «Скажи мне, кто твой святой, и я скажу тебе, кто ты и какова твоя церковь», – так можно перефразировать известную поговорку.

Именно по святым той или иной церкви можно определить ее духовную сущность, ее стержень, потому что идеал церкви – это ее святой. По тому, какими качествами обладал святой, можно сделать вывод, к чему призывает и сама церковь, ведь святой – это пример для подражания всем верующим.

Как относиться к святым и святыням других религий?

– Святость Православия – святость жизни в Боге, святость смирения и любви. Она кардинально отличается от той святости, которую мы наблюдаем в других христианских и нехристианских вероисповеданиях. Для православного святого целью жизни была прежде всего борьба с собственным грехом, стремление к соединению со Христом, обожение. Святость в Православии – это не цель, это следствие, результат праведной жизни, плод единения с Богом.

Святые Православной Церкви считали себя самыми грешными людьми в мире и недостойными даже именовать себя христианами, в то время как в некоторых других конфессиях святость была самоцелью и по этой причине, вольно или невольно, рождала в сердце такого «подвижника» только гордость и честолюбие. Пример тому – жития таких «святых», как блаженная Анжела, Тереза Авильская, Игнатий Лойола, Екатерина Сиенская и другие, которые были канонизированы Римско-Католической Церковью, а некоторые из них даже причислены к лику Учителей Вселенской Церкви.

Канонизация подобных святых – прославление человеческих пороков и страстей. Подлинная же Церковь такого совершить не может. Каким должно быть отношение к таким «святым» у православных христиан – ответ, думаю, очевиден.

Почему Православная Церковь так нетерпима в отношении других религий?

– Православная Церковь никогда не призывала своих последователей к какой-либо нетерпимости, тем более – религиозной, ведь любая нетерпимость рано или поздно может перерасти в злобу и гнев. В случае же религиозной нетерпимости неприязнь легко может быть переадресована с самого религиозного учения на его представителей и сторонников. По словам патриарха Албанского Анастасия, «православная позиция может быть критической только по отношению к другим религиям как системам; однако по отношению к людям, принадлежащим к другим религиям и идеологиям, это всегда позиция уважения и любви – по примеру Христа. Ибо человек продолжает быть носителем образа Божия». Блаженный Августин предупреждает: «Мы должны ненавидеть грех, но не грешника», – и поэтому если наша нетерпимость приводит к гневу на того или иного человека, значит мы стоим на дороге, ведущей не ко Христу, а от Него.

Бог действует во всем творении, и потому даже в других религиях есть пусть и слабые, но все же отблески той Истины, которая в полноте выражена только в христианстве. В Евангелии мы видим, как Господь Иисус Христос неоднократно хвалил веру тех, кого иудеи считали язычниками: веру женщины-хананеянки, самарянки, римского сотника. Кроме того, мы можем вспомнить эпизод из книги Деяний Святых Апостолов, когда апостол Павел прибыл в Афины – город, как ни один другой изобиловавший всеми возможными религиозными культами и вероучениями. Но при этом святой апостол Павел не стал сразу укорять афинян в многобожии, а попытался через их политеистические склонности привести их к познанию Единого Истинного Бога. Точно так же и мы должны проявлять к представителям других конфессий не нетерпимость, а любовь, ведь только примером собственной любви мы можем показать другим, насколько христианство выше всех остальных вероучений. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Почему Бог попускает злу совершиться?

– В Священном Писании сказано: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13). Причина появления в этом мире зла – дьявол, высший падший ангел, и его зависть. Премудрый так и говорит: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем. 2:23-24).

В сотворенном Богом мире нет такой «части», которая сама по себе была бы злом. Все, созданное Богом – благо само по себе, ведь даже бесы – это ангелы, которые, к сожалению, не сохранили своего достоинства и не устояли в добре, но которые все же изначально, по природе своей, были сотворены благими.

Ответ на вопрос, что такое зло, был хорошо выражен святыми отцами Церкви. Зло – это не природа, не сущность. Зло – это определенное действие и состояние того, кто производит зло. Блаженный Диадох Фотикийский, подвижник V века, писал: «Зло – не есть; или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают».

Таким образом, мы видим, что источник зла заключен вовсе не в устроении этого мира, а в свободной воле сотворенных Богом существ. Зло существует в мире, но не так, как существует в нем все то, что имеет свою особую «сущность». Зло – это уклонение от добра, и оно существует не на уровне субстанции, но лишь в той мере, насколько сотворенные Богом свободные существа уклоняются от добра.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что зло – нереально, зло – это небытие, оно не существует. По словам блаженного Августина, зло – это недостаток или, вернее, порча добра. Добро, как мы знаем, может возрастать или же уменьшаться, и вот уменьшение добра и есть зло. Самое яркое и содержательное определение тому, что есть зло, по моему мнению, дает известный религиозный философ Н.А. Бердяев: «Зло есть отпадение от абсолютного бытия, совершенное актом свободы... Зло есть творение, обоготворившее себя».

Но в таком случае возникает вопрос: почему же Бог с самого начала не сотворил вселенную без возможности возникновения в ней зла? Ответ таков: Бог допускает зло лишь как некое неизбежное состояние нашей столь еще несовершенной вселенной.

Для преображения этого мира необходимо было преображение и самого человека, его обожение, а для этого человек должен был изначально утвердиться в добре, показать и доказать, что он достоин тех даров, которые были заложены в его душу Творцом. Человек должен был раскрыть в себе образ и подобие Божие, причем сделать это он мог только свободно. По словам английского писателя К.С. Льюиса, Бог не желал создавать мир послушных роботов: Он хочет иметь только сыновей, которые будут обращаться к Нему лишь по любви.

Лучшим объяснением причины существования в этом мире зла и того, как Сам Бог может терпеть его существование, как мне кажется, являются слова митрополита Сурожского Антония: «Бог берет на себя полную ответственность за создание мира, человека, за свободу, которую Он дает, и за все те последствия, к которым эта свобода приводит: страдание, смерть, ужас. А оправдание Бога в том, что Он Сам становится человеком. В лице Господа Иисуса Христа входит в мир Бог, облекшись плотью, соединившись с нами всей человеческой судьбой и неся на Себе все последствия дарованной Им же Самим свободы».

Если человек родился в неправославной стране, не получил православного воспитания и некрещеным умер для него нет спасения?

– В послании к Римлянам святой апостол Павел пишет: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15). Выразив подобную мысль, Апостол задает вопрос: «Если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим. 2:26). Таким образом, апостол Павел высказывает предположение, что некоторые нехристиане в силу своей добродетельной жизни и благодаря исполнению Закона Божьего, написанного в их сердцах, могут все же быть удостоены славы от Бога и, как следствие, быть спасены.

О тех людях, которые, к сожалению, не смогли или же не смогут принять Таинство Крещения, предельно ясно писал святитель Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности и принять дара [Крещения], или, может, быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются принять благодати… последние, не принявшие Крещения, не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы… Ибо не всякий… недостойный чести, достоин уже наказания».

Святой Николай Кавасила, известный православный богослов XIVвека, говорит о возможности спасения некрещеных людей нечто, еще более интересное: «Многих, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених Церкви. Многим посылал он облако с небес и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно». Приведенные слова прославленного богослова XIVвека прикровенно указывают на то, что некоторые люди, оказавшись в мире ином, станут причастниками жизни Христа, Его Божественной Вечности, так как окажется, что их приобщение к Богу было совершено особым таинственным образом.

Поэтому рассуждать о том, кто может спастись, а кто нет, мы попросту не имеем права, ведь совершая подобные пересуды, мы возлагаем на себя функции Судьи душ человеческих, которые принадлежат одному только Богу.

Беседовала Наталья Горошкова

Отвечает: Василий Юнак

3.117. Dima (dixt@???.ru) пишет: «Как относится христианство к спорту? Многие ученые склоняются к тому что в процессе повседневной деятельности человека (особенно мужчин) накапливаются неврозы, агрессия, как совершенно естественный процесс, причем сгустки этой энергии требуют высвобождения, ведь человек активный вид. У кого-то выход этой энергии сопровождается депрессией, у кого-то конфликтами с окружающими, а иногда выливается даже в войны. Чтобы избежать всех этих негативных последствий они рекомендуют направлять эту накопившуюся энергию в мирное русло — спорт. В спорте происходит соперничество между братьями, основанное на эгоизме, но ведь все это как бы понарошку, за пределами спортивной площадки они снова становятся доброжелательными друг к другу.»

Христианство, как Вы понимаете, весьма многолико. Поэтому, говоря о христианстве, любой ответ будет верен, но только в отношении тех или иных христиан. Различные деноминации имеют прямо противоположные мнения по этому поводу: одни совершенно отрицают спорт, а иные даже представляют его как составную часть своего вероучения, в то время, как для других спорт является одним из видов занятия, как например, работа на производстве или в торговле, так что они абсолютно ничего не говорят по этому поводу.

Библия также не много говорит о спорте непосредственно. Вот, чуть ли не единственный текст Писаний, говорящий о спорте: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор 9:24-27). Кто-то может еще усмотреть спорт и в других словах апостола: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2Тим 2:22,23). Однако по справедливости следует признать, что всякие «состязания» в Библии в первую очередь подразумевают словесные споры и судебные разбирательства.

Однако, «человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар 16:7). «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим 2:28,29). Священное Писание умалчивает относительно весьма многих вопросов, но это вовсе не значит, что Господь одобряет или принимает все то, что не запрещено в Библии конкретно. Слово Божье преподает принципы, а не конкретные ответы на конкретные вопросы. И потому, в Священном Писани мы можем найти ответ на абсолютно любой вопрос.

Обратимся к тем же самым «состязаниям». Советский человек привык ко всякого рода соревнованиям, начиная от спортивных, и заканчивая «соц» соревнованиями, в которых, подчас, и не ясно было, в чем оно заключалось, но важно, чтобы все соревновались. Библия везде рассматривает состязания как негативное явление, которое приводит к раздорам и спорам. И хотя Вы говорите, что «В спорте происходит соперничество между братьями, основанное на эгоизме, но ведь все это как бы понарошку, за пределами спортивной площадки они снова становятся доброжелательными друг к другу.» Но действительно ли это так? Понарошку ли происходят драки на хоккейном поле? Понарошку ли некоторые боксеры убивают своих противников? Я знаю, что есть благородные спортсмены, которые готовы сойти с дистанции, чтобы помочь пострадавшему сопернику, хотя они могли бы стать победителями. Я не хочу измерять всех одной меркой. Но чего стоит признание: «В спорте происходит соперничество между братьями, основанное на эгоизме». А знаете ли Вы, дорогой Брат Дмитрий, что стремление к первенству, эгоизм и гордость являются самыми страшными грехами? Именно эти пороки породили сатану. Нет, я скорее поверю, что спортсмены понарошку доброжелательны друг ко другу. Даже в одной и той же команде, как они относятся к тому, кто стал причиной проигрыша — упустил мяч, например? А как ведут себя некоторые фанаты спортивных команд? А ведь это — неотъемлемая часть спорта, потому что спорт без зрителей — ничто. А давайте подумаем о сверхприбылях спортивного бизнеса. Как и любые другие сверхприбыли — это нечестный заработок.

Я мог бы сейчас привести целый ряд текстов из Священного Писания, которые говорят о полезном труде. Какая польза от спорта? Спорт даже не оздоровляет (если что и оздоровляет, то это не спорт, а физкультура, которая имеет мало общего со спортом в своей сущности), а гораздо больше калечит людей. Работа на износ, на пределе сил, травматизм — неизменные спутники спортсмена. Зачастую спортсмены, и особенно спортсменки, не могут иметь здоровых детей. А чего стоят все допинги, к которым прибегают нечестные спортсмены, разрушая при этом свое здоровье. А ведь тело человеческое — храм Святого Духа. Может ли Святой Дух обитать в таких людях? Библия призывает нас все делать во славу Божию (1Кор 10:31). А кому приносят славу спортивные состязания? Уверен — кому угодно, но только не Богу!

Как видите, спорт имеет достаточно негативных сторон (я уж не говорю о том, что бесцельные действия притупляют человека). Причем, страдает не только сам спортсмен, как физически, так и духовно. Страдают болельщики, страдают их семьи (сколько семейных драм произошло только от того, что кто-то чрезмерно увлекся просмотром спортивных телепередач). И все это только ради того, чтобы кто-то освободился от своих «неврозов»? Скорей всего здесь совершенно другая заинтересованность — сатана, враг рода человеческого, нашел прекрасный способ, как отнять у человека время, здоровье, деньги, добрые взаимоотношения…

А те ученые, которые предлагают «выпускать пар» таким образом, следуют вослед атеистическим учениям некоторых психиатров типа Фрейда, которые умышленно шли на разрушение христианской морали. Но всякие стрессы и агрессии надо не высвобождать, а удалять из нашей жизни: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф 4:31,32). Христианство имеет гораздо более действенный метод борьбы с подобным состоянием человека: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22,23).

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп 4:8), «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы» (Еф 5:11). Поэтому, «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал 5:25,26).

Внимание! В ответе исходя из убеждений религиоведения описывается оккультная практика, не одобряемая в большинстве обычных религий.

Мистика (греч. mageia - чародейство, чернокнижниченство, чудо) - совокупа представлений, обрядов и действий, связанных с верой в возможность оказывать влияние на окружающую реальность (людей, животных, предметы и явления беспристрастного мира) особенными методами, хорошими от ежедневной практической деятельности.

Мистика - одна из основ архаической цивилизации. Истоки этой формы религиозных верований были описаны английским этнографом Б. Малиновским (1884-1942) в его работе «Магия, наука и религия».

Человек обращается к магии тогда, когда он не уверен в собственных силах, когда над ним властвуют случайность и неопределенность. Это принуждает его полагаться на помощь сверхчеловеческих сил и совершать волшебные действия. В глубочайшей древности волшебные представления и ритуалы имели общий (недифференцированный) нрав, однако в предстоящем произошла их дифференциация.

Современные этнографы и религиоведы систематизируют магию по способам и целям воздействия.

По способам воздействия мистика делится на:

  • контактную (методом конкретного соприкосновения «носителя волшебной силы» с объектом, на который ориентировано действие);
  • инициальную (волшебный акт ориентирован на объект, который недосягаем для субъекта волшебной деятельности);
  • парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы либо ногти, остатки еды, которые тем либо другим методом попадают к носителю волшебной силы);
  • имитативную (воздействие на подобие объекта).
  • По целям воздействия мистика делится на:

  • вредоносную;
  • целебную;
  • любовную;
  • промысловую и т.п.
  • Обычно волшебные приемы совершали специально приготовленные люди - чародеи, колдуны и шаманы, которые воспользовались особенным почетом и почтением у первобытных людей. На более поздних ступенях исторического развития они были оттеснены на задний план жрецами и священнослужителями. С появлением развитых религий их профессия была демонизирована, а сами они подвергались преследованиям. Но в определенные периоды публичного развития наблюдается завышенный энтузиазм к магии и деятельности чернокнижников, чародеев и шаманов.

    Современная наука опровергает существование волшебных явлений как беспристрастной действительности, относя их к проявлениям внушения и самовнушения.

    Христианская точка зрения на магию

    С христианской точки зрения мистика представляет собой совокупа способов связи и взаимодействия с инфернальными (низшими, демоническими) сферами духовного мира. Способы магии содержат в себе, кроме всего остального, религиозное поклонение и служение (молитвой и жертвоприношением) демонам. Все эти действия (внедрение специальной символики, молитвы, заклинания, жертвоприношения) предоставляют возможность демонам выйти на «связь», т.е. на прямой контакт с человеком. А человеку - возможность решать актуальные трудности при помощи отпавших от Бога ангелов (бесов). Для христианства не существует разделения магии на «чёрную» и «белую» - все колдуны и колдуны черпают силу из 1-го источника.

    Отношение к магии в исламе

    Коран и Сунна определяют негативное отношение ислама к практике магии и чернокнижническтва, потому для мусульман они категорически запрещены. Хоть какой, кто занимается мистикой, впадает в куфр (неверие). Считается, что воззвание мусульманина за советом к колдуну, гадателю либо чародею приводит к тому, что его молитва 40 дней не принимается Всевышним.

    Согласно Сунне, пророк Мухаммад произнес: «Тот, кто дует на узлы, тот практикует магию, а тот, кто практикует магию, является мушриком (язычником)» (ат-Табарани). Не считая того, Абдулла ибн Масуд передал, что «любой, кто идет к предсказателю, колдуну либо прорицателю, спрашивая что-то и веря произнесенному, то он опровергает то, что было ниспослано Мухаммаду» (аль-Баззар, Абу Яаъля).

    Первоисточники:

  • sr.artap.ru - статья «Магия» в кн.: Новый словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов на дону н/Д: Феникс, 2010.
  • ru.wikipedia.org - материал из Википедии;
  • zagovor.ru - что такое мистика (правоверная точка зрения);
  • islam.ru - отношение ислама к практике магии и чернокнижническтва.
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое темная мистика?
  • Что такое порча?
  • Что такое вуду?
  • Что такое суеверие?
  • Какие виды суеверий есть?
  • Что такое грех?
  • Для кого сотворен веб-сайт «Заговор.ру»?
  • Христианство относится к одной из мировых религий наравне с буддизмом и иудаизмом. За тысячелетнюю историю оно претерпевало изменения, которые привели к ответвлениям от единого вероисповедания. Основные из них - православие, протестантизм и католицизм. Также христианство имеет и другие течения, но обычно они относятся к сектантским и осуждаются представителями общепризнанных направлений.

    Отличия православия и христианства

    В чём разница между этими двумя понятиями? Всё очень просто. Все православные - христиане, но не все христиане - православные. Последователи, объединённые исповеданием этой мировой религии, разделяются принадлежностью к отдельному её направлению, одним из которых является православие. Чтобы понять, чем отличается православие от христианства, нужно обратиться к истории возникновения мировой религии.

    Истоки религий

    Считается, что христианство возникло в I в. от рождества Христова в Палестине, хотя некоторые источники утверждают, что оно стало известно за два века до этого. Люди, проповедовавшие верование, находились в ожидании прихода Бога на землю. Учение впитало в себя основы иудаизма и философские направления того времени, на него сильно повлияла политическая обстановка.

    Распространению этой религии очень способствовали проповеди апостолов , особенно Павла. Множество язычников было обращено в новую веру, и этот процесс продолжался долгое время. В настоящий момент христианство насчитывает самое большое количество последователей по сравнению с другими мировыми религиями.

    Православное христианство стало выделяться только в Риме X в. нашей эры, а официально было утверждено в 1054 г. Хотя его зарождение можно отнести уже к I в. от рождества Христова. Православные считают, что история их религии началась сразу после распятия и воскресения Иисуса, когда апостолы проповедовали новое вероучение и привлекали к религии всё большее количество людей.

    Ко II-III вв. православие противостояло гностицизму, отвергавшему подлинность истории Ветхого Завета и трактующему Новый Завет на другой лад, не отвечающий общепринятому. Также противостояние наблюдалось в отношениях с последователями пресвитера Ария, образовавшими новое течение - арианство. По их представлениям, Христос не обладал божественной природой и был лишь посредником между Богом и людьми.

    На вероучение зарождающегося православия большое влияние оказали Вселенские соборы , поддерживаемые рядом византийских императоров. Семь Соборов, созванные в течение пяти веков, установили основные аксиомы, принятые впоследствии в современном православии, в частности, подтвердили божественное происхождение Иисуса, оспариваемое в ряде учений. Это укрепило православное вероисповедание и позволило присоединять к нему всё большее количество людей.

    Помимо православия и небольших еретических учений, быстро затухающих в процессе развития более сильных направлений, из христианства выделился католицизм. Этому способствовал раскол Римской Империи на Западную и Восточную. Огромные различия в социальных, политических и религиозных взглядах привели к распаду единой религии на Римско-католическую и православную, которая первое время носила название Восточно-католической. Главой первой церкви являлся Папа Римский, второй - патриарх. Их взаимное отлучение друг друга от единой веры привело к расколу христианства. Процесс начался в 1054 году и завершился в 1204 при падении Константинополя.

    Хотя христианство на Руси было принято ещё в 988 году, его не коснулся процесс раскола. Официальное разделение церкви произошло только спустя несколько десятков лет, но при крещении Руси сразу вводились православные обычаи , сформированные в Византии и заимствованные оттуда.

    Строго говоря, в древних источниках практически не встречался термин православие, вместо него употреблялось слово правоверие. Как утверждает ряд исследователей, раньше этим понятиям придавалось разное значение (правоверие означало одно из христианских направлений, а православие едва ли не языческую веру). Впоследствии им стали придавать аналогичное значение, сделали синонимами и заменили одно другим.

    Основы православия

    Вера в православии является сутью всего божественного учения. Никео-цареградский Символ Веры, составленный во время созыва Второго Вселенского собора, является основой вероучения. Запрет на изменение каких-либо положений в этой системе догматов действует со времён четвёртого Собора.

    Исходя из Символа Веры, православие основывается на следующих догмах:

    Стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти является основной целью исповедующих рассматриваемую религию. Истинный православный христианин должен всю жизнь следовать заповедям, переданным Моисею и подтверждённым Христом. Согласно им нужно быть добрым и милосердным, любить Бога и ближних. В заповедях указано, что все тяготы и лишения должны переноситься безропотно и даже радостно, уныние - один из смертных грехов.

    Отличия от других христианских направлений

    Сравнить православие с христианством можно путём сопоставления его главных направлений. Они тесно связаны между собой, поскольку объединены в одной мировой религии. Тем не менее между ними существуют огромные различия по ряду вопросов:

    Таким образом, различия между направлениями не всегда носят противоречивый характер. Сходств между католичеством и протестантством больше, поскольку последнее появилось в результате раскола Римско-католической церкви в XVI веке. При желании течения могли бы примириться. Но этого не происходит уже в течение множества лет и не предвидится в будущем.

    Отношение к другим религиям

    Православие терпимо относится к исповедникам иных религий . Однако, не осуждая и мирно сосуществуя с ними, это течение признаёт их еретическими. Считается, что из всех религий только одна верная, её исповедование ведёт к унаследованию Царствия Божьего. Эта догма заключена в самом названии направления, указывающем, что это вероисповедание правильное, противоположное другим течениям. Тем не менее православие признаёт, что католики и протестанты тоже не лишены благодати Бога, поскольку, хоть и славят Его иначе, суть веры у них едина.

    Для сравнения католики считают единственной возможностью спасения исповедание их религии, в то время как другие, в том числе православие, являются ложными. Задача этой церкви - переубедить всех инакомыслящих. Папа Римский является главой христианской церкви, хотя в православии этот тезис опровергается.

    Поддержка православной церкви светской властью и их тесное сотрудничество привели к росту числа последователей религии и её развитию. В ряде стран православие исповедует большая часть населения. К ним относятся:

    В этих странах строится большое количество храмов, воскресных школ, в светских общеобразовательных учреждениях вводятся предметы, посвящённые изучению православия. Популяризация имеет и обратную сторону: зачастую люди, считающие себя православными, поверхностно относятся к совершению обрядов и не соблюдают предписанные нравственные устои.

    Можно по-разному совершать обряды и относиться к святыням, иметь различные взгляды на цель собственного пребывания на земле, но в конечном счёте все, кто исповедует христианство, объединены верой в одного Бога . Понятие христианство не тождественно православию, но включает его. Хранить нравственные устои и быть искренним в своих отношениях с Высшими Силами - основа любой религии.

    Loading...Loading...