Почему появилась наука о религии. Религия

Большинство людей не могут в определенные моменты своей жизни обойтись без веры. В единое всемогущее существо, или в могущественные силы, управляющие всеми аспектами человеческой жизни, или просто во что-то мистическое – не суть важно. Все мировые религии это понимают. Они предлагают опытных наставников и литературу для того, чтобы человек лучше понял свою веру. В зависимости от региона и культурных традиций, образовались основные мировые религии.

Как зародилась религия

В течение полутора миллионов лет во времена палеолита (каменного века) проходил процесс социального становления человечества. Примерно сорок миллионов лет назад он завершился. К тому времени кроманьонцы и неандертальцы (предки современных людей) научились разводить огонь, у них появилось понятие семьи и рода, развился собственный язык.

Культура человечества в тот период тоже успела достаточно развиться. Люди умели рисовать, придумали свои обряды. Общество стало контролировать определенные стороны жизни каждого участника, связанные с инстинктами, в том числе и половыми. Были выработаны понятия запрета и табу. Люди начали изготавливать тотемы – статуэтки животных-покровителей, изображение которых было призвано их защищать. Появились также и обряды магического толка, с помощью которых можно было добиться желаемого результата.

Когда примерно 9-11 тысяч лет назад человечество придумало земледелие, в обществе все более заметным стало неравенство. Сгладить возникающие конфликты помогла общая система ценностей, признаваемая всеми, независимо от положения в обществе. Так религия с ее понятием о единой, управляющей всеми силой, объединила народ.

Религии древнего мира

Самые первые, возникшие еще во времена древних цивилизаций религии, – это родоначальники всех тех верований, которые мы знаем сейчас. Со временем они изменились до неузнаваемости, однако, следы культов тех времен археологи находят и сейчас.

Так, цивилизация древнего Египта построила свою религию на тотемной основе. Их боги были гибридами человека и различных зверей и птиц. Считалось, что после смерти человек продолжает жизнь, только в другом мире, а потому в могилу к умершим отправлялись дорогие им вещи.

Благодаря религиозным представлениям жителей древней Месопотамии (шумеров) появились предания о сотворении мира, дошедшие до нас в виде Ветхого Завета. Шумеры стали родоначальниками астрологии, наблюдая за планетами и звездами, и вообще были довольно свободомыслящими в религиозном плане.

Мифология древней Греции рассматривала богов как могущественных существ, с которыми можно бороться и спорить, вызывать их любовь или ненависть. Боги Древнего Рима представляли собой воплощения абстрактных понятий.

В Китае, проповедующем даосизм, духовенство выполняло роль чиновников и помогало добиться благополучия народа. Их религиозные догматы являются настоящими философскими учениями, как и в случае с дошедшим до наших дней индуизмом.

Национальные религии

Одно время было распространено деление на мировые и национальные религии. Однако современные ученые не считают его корректным. Дело в том, что когда зарождались эти религиозные верования, общества еще не делились на определенные нации, а состояли из нескольких групп, этнически связанных между собой обществ.

Понятие национальных религий появилось в девятнадцатом веке для обозначения таких верований, которые были приняты в пределах определенного народа, но не распространились за его пределы.

Обычно к этому виду культов относят те, что зародились на заре цивилизации. Религии древних римлян и греков, шумеров, египтян, инков, являются примерами национальных.

И все же некоторые этнические верования дошли до наших дней, причем почти не изменившись со временем. Иудаизм в Израиле, индуизм в Индии, конфуцианство и даосизм в Китае, синтоизм в Японии практикуются до сих пор.

В противовес национальным, мировые религии – это распространившиеся по всей Земле культы, этническую принадлежность которых нельзя определить.

Христианство

Существует всего три мировые религии, одной из которых является христианство. Его главной отличительной особенностью является описание мира в исторической целостности. Согласно его догмам, наш мир был создан единым могущественным Богом. И с тех пор постоянно им управляется до тех пор, пока не произойдут пришествие Мессии и Страшный суд.

Центральной фигурой в христианстве стал Иисус Христос - богочеловек, подаривший людям учение о том, как правильно жить в этом мире.

Помимо Ветхого Завета, практически полностью пришедшего из иудаизма, в Библию (священную для христиан книгу) входит также и Новый Завет. В нем рассказывается о периоде земной жизни Христа, излагаются его учение и деяния его учеников.

Согласно верованиям христиан, однажды земная жизнь человечества завершится концом Света, после которого всех людей ждет Страшный суд. Именно тогда, согласно поступкам каждого человека, будет определена его дальнейшая судьба.

Православие и его ветви

К мировым религиям относится не только само христианство, но и основные его течения. Название «православие» произошло от греческого слова ortodoxia, что означает «правильная слава». Самостоятельным это направление стало в XI веке. По поводу обрядов и канонов православия в разных странах нет единого суждения. Службы ведут на национальном языке страны, где они проходят.

Отдельно выделяют русскую, грузинскую, армянскую и греческую православные церкви, каждую из которых возглавляет свой патриарх.

В семнадцатом веке священнослужители, не согласные с реформами Никона, образовали собственное течение – старообрядчество, сохранившее прежние ритуалы и каноны. В начале двадцатого века выделилась еще и подпольная катакомбная церковь, не желающая сотрудничать с властями.

Католицизм

Перечисляя главные мировые религии, нельзя не упомянуть о такой ветви христианства, как католицизм. Вся католическая церковь управляется из Ватикана, а ее главой считается избираемый голосованием кардиналов Папа Римский. Его персона считается непогрешимой.

Католики почитают святых и в особенности Деву Марию. Среди их догматов есть понятие чистилища, куда души людей попадают после смерти. Службы часто ведутся на латыни, но также и на национальных языках.

Протестантизм

Основные мировые религии включают в себя и такую ветвь христианства, как протестантизм. Возникло это движение в Европе XVI века, во времена Реформации. В нем есть 3 основных догмата, включающих признание истинным Священным Писанием только Библии, признание спасения души только через принятие искупительной жертвы Христа и отрицание главенства Папы Римского. Для протестантов любой верующий может называться священником, и нет необходимости в заступничестве святых или Девы Марии.

В протестантизме развилось множество различных течений, которые можно включить в мировые религии мира. Это и адвентизм, основанный на вере в скорый Страшный суд, и анабаптизм, последователи которого считают правильным креститься уже взрослыми, и англиканская церковь, главой которой является король или королева Англии. Есть также баптизм, кальвинизм, квакерство, лютеранство, методизм и другие религиозные учения, делающие акцент на определенных аспектах в своей вере.

Ислам

К мировым религиям относится ислам – довольно молодое религиозное учение по сравнению с остальными (появилось в седьмом веке нашей эры). Основателем его является пророк Мухаммед, сделавший основой веру в единого Бога – Аллаха, которому человек должен покориться беспрекословно, и даже не пытаться понять его волю.

В исламе действуют законы шариата, которые, по сути, являются сводом государственных законов и устанавливают понятия права.

Как и все основные мировые религии, ислам является силой, объединяющей тех, кто его исповедует (в данном случае в основном арабские народы). Священной книгой для мусульман стал Коран, являющийся цитатником пророка Мухаммеда.

Основным направлением в исламе является суннизм, в котором наследниками Мухаммеда считаются первые три халифа. Приверженцы другого исламского течения – шииты – называют преемником пророка Али, его зятя.

Буддизм

В три мировые религии входит буддизм. Зародился он как противоположность индуизму, давая возможность получить просветление не только представителям высших каст, но и простому народу.

Основал буддизм княжеский сын по имени Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, который позже стал называться Буддой. Он был первым человеком, достигшим просветления – нирваны.

Главное, к чему по версии буддизма должен стремиться человек, – это к обретению абсолютного покоя и растворение в вечности, то есть к достижению нирваны. Отсюда следует важный принцип жизни: нельзя оказывать сопротивление злу.

Основополагающее понятие, которое различает мировые религии – это представление о том, куда попадает душа человека после смерти. В буддизме поддерживается идея реинкарнации, то есть перерождения в новом теле, которое зависит от деяний прошлой жизни (закон кармы).

Географическое распространение основных религий

Прежде всего, мировые религии – это верования, которые широко распространены во множестве стран по всей Земле.

В странах Европы, а также в Америке и даже Австралии, чаще всего можно встретить представителей христианства. Эта религия является самой распространенной в мире (ее исповедуют около двух с половиной миллиардов человек).

Если рассмотреть, какие мировые религии объявлены государственными в странах Африки и Ближнего Востока, то окажется, что в основном это мусульманство (ислам). По количеству верующих он занимает в мире второе место (примерно полтора миллиарда человек).

В современном мире мусульманство стало оказывать большое влияние на развитие человеческой цивилизации. Исламскими сейчас можно считать более 50 государств, а мусульманские диаспоры встречаются в более чем половине стран по всей планете.

Приверженцев буддизма чаще всего можно встретить в азиатских странах (около полумиллиарда человек).

Атеизм

Судя по распространению в современном обществе, атеизм – это новая мировая религия. Его концепция – отрицание существования Бога, основывается не просто на вере, но имеет под собой веские научные и философские основания.

Природа - все, что окружает человека, для атеиста является единственным существующим. Согласно этому мировоззрению человечество само за время своего существования придумало себе богов.

Атеизм признает лишь то, что можно доказать с помощью науки опытным путем, в противоположность концепции веры в других религиях.

Другие современные религиозные верования

Есть различные современные мировые религии, отдельные из которых имеют глубокие корни, а другие были созданы совсем недавно, порой даже в шутку.

Например, индуизм, синтоизм и иудаизм раньше были сугубо национальными. Их исповедовали в узком кругу людей, которые определили их культурные особенности. Теперь благодаря техническому прогрессу они стали распространены и за пределами своих регионов.

Всего 11 лет назад физик Бобби Хендерсон основал собственную шуточную религию – пастафарианство. Она провозглашает веру в летающего макаронного монстра и изначально была призвана показать всю абсурдность изучения в школах и университетах концепции сотворения мира. Однако, сейчас к пастафарианству в некоторых странах стали относиться как к серьезной религии. Так что кто знает, как изменится мировоззрение человечества через сто лет.

Ранние формы религии. Наиболее ранние формы религиозных представлений встречаются в 10-5 тысячелетии до н.э., и были представлены тотемизмом (верой в магическую связь людей и животных/растений/мифических существ) и анимизмом (верой в одухотворённость всего живого и неживого, всей окружающей действительности). Также многие древние народы верили в реинкарнацию - перерождение человека после смерти в другое существо или растение. О вере в реинкарнацию свидетельствует древний способ погребения умерших в позе эмбриона, как бы приготовленного для следующего рождения.

Последователи тотемизма и анимизма практиковали шаманизм, магические обряды, целью которых было привлечение потусторонних сил для их воздействие на действительность, ход событий, результаты деятельности, получения материальных результатов. Обычно магическими обрядами занимались специальные люди - колдуны и шаманы. Эти колдуны и шаманы, люди обычно нервного, а то и истеричного склада, искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива, интерпретировать их волю. Формами ритуалов ранних религий были коллективные обряды: танцы, песнопения, молитвы, принесение жертв богам. Имелись в ранних религиях и внешние атрибуты религии: специальные облачения, ритуальные украшения, орудия, утварь, жертвенники, изображения богов, храмы. Тогда же стала формироваться иерархия религиозных служителей, принадлежность к числу которых стала определяться либо по наличию определённых признаков (истеричные люди, отшельники и прочее), часто увечий или заболеваний (слепые, эпилептики), либо по рождению (кастовая система).

Происхождение религии. О сущности религии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений. Например, крупный психолог-религиовед конца XIX -- начала XX вв. У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду. 3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Еще ранее немецкий философ Л. Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию.

Причины возникновения религий

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования: социальные, гносеологические и психологические.

Социальные причины - это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие - с отношениями между людьми.

Гносеологические причины - это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений.

Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции - чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.

Функции религии

Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная - общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная - религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

Страница 1

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.

2. Религия – продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик–Коба и Тешик–Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик–Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологические

детерминанты. Их обычно называют «корнями религий». Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как «совокупного человека», в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.


Если бы мы спросили священника, откуда появилась религия, его ответ, скорее всего, уходил бы корнями в теологию. То же самое справедливо для раввинов, имамов, йогов и других. Мы считаем, что исток нашей личной веры даст ответ на вопросы о ее возникновении. Однажды Артур Шопенгауэр: «Каждый имеет пределы своего собственного видения для границ мира».

Религия появилась в результате... смерти?

Тем не менее, мы частично ассоциируем духовные практики с безграничностью, подобно тому, как мы предполагаем, что «душа» пребывает внутри нашей плоти, пока она не будет освобождена. Смерть, по сути, часто рассматривается как главная составляющая в основе религии. Ритуалы и верования о загробной жизни дают «противоядие», но в то же время требуют значительной ответственности.

Такой взгляд появился сравнительно недавно. Историк религии Карен Армстронг также предполагает, что главной причиной ее возникновения стала смерть, хотя, возможно, и не так, как мы ожидаем. В своей последней книге «Поля крови: религия и история насилия в мире» она пишет: «Многое из того, что мы сейчас называем религией, первоначально коренилось в признании того трагического факта, что жизнь зависит от уничтожения других живых существ. Ритуалы были призваны помочь людям примириться с этой неразрешимой дилеммой».

Дилеммы первобытных людей

Интересно отметить, что эта дилемма появилась из-за необходимости убивать животных ради добычи, а не из-за убийства других людей. По мере того, как в растущих обществах наши предки развивали этику, живя в более крупных и разнообразных группах, наши парадоксы не могли оставаться завуалированными. В то время как люди помогали своим семьям и друзьям, они регулярно забирали жизнь у других животных, многие из которых (по-своему) делали то же самое.

Как могло двуногое животное, которое получило преимущества за счет развития неокортекса, осознать то, что оно жаждет безопасности в нестабильном мире, но при этом должно убивать ради еды других живых существ? То, что это биологическое наследство, не подлежит сомнению. Но остается еще один вопрос: как мог человек с одной стороны создавать жизнь, в то время как с другой приходилось ее постоянно забирать?

Как появились первые ритуалы?

Вспомните грубые инструменты, которые использовали эти первобытные охотники, чтобы убивать животных. Они еще не могли использовать преимущества пороха или современного охотничьего оборудования, которое доступно сейчас богатым туристам. Как отмечает Армстронг, древние стрелки едва ли могли пробить кожу животного. Именно поэтому на кончики стрел начали наносить яд, и охотникам оставалось лишь ждать, пока он подействует, и отслеживать животное. Оказывается, именно в тот момент, когда появился такой способ охоты, и была рождена та вещь, которую сейчас мы называем религией.

По мере того как животное умирало, охотники собирались вокруг него, поглаживая его голову и напевая песни. Если животное кричало из-за боли, они плакали и сопереживали. Они воспринимали это как жертву, которая помогает им самим выжить. Наши предки знали, что они были частью этого процесса, а не существовали отдельно от него. Именно так и появился ритуал.

Современное видение религии

Только романтики давно минувших эпох могут утверждать, что раньше жизнь была намного проще, чем сейчас. Как пишет Армстронг, ранние люди любили охоту. Многие продолжают эту тенденцию и сегодня. Это так же заложено в нашей ДНК, как и эмоции. И идеология, которую мы разработали, помогала нам справиться с тем знанием, что мы, как и животные, должны будем умереть.

Но современное видение естественного мира приводит человека в замешательство. В мире, где правит наука, а религия преимущественно воспринимается как здание, куда вы должны идти в определенное время года, что-то особенное теряется.

На протяжении всей своей книги Армстронг утверждает, что наше понимание того, что мы сейчас называем религией, является относительно современным изобретением, взлелеянным светскими достижениями в Европе и Америке в последние 200 лет. Это значит, что не было никакого явления, названного религией, отдельного от повседневной жизни. Космическое и обыденное существовали вместе.

Трудности восприятия

Трудно себе представить эту связь, когда ради выживания вам больше не нужно никого убивать, и вы покупаете мясо в магазине упакованным и уже без костей. Еще труднее это понять на современной охоте, где вы стоите на расстоянии сотни метров от животного и нажимаете на курок. И речь идет не о квалификации или удобстве. Речь идет об эмпатии. Нам не хватает эмоций, поскольку мы уже очень далеки от своего происхождения.

История создания

В своей классической работе по данной теме Мирча Элиаде писал: «Более полезным, чем засекречивание мифов и поиск их возможного происхождения, является изучение их структуры и роли, которую они играют в духовном опыте примитивного человека».

История создания очень важна: она возвращает нас на землю. Знания о том, где возникла традиция, помогут нам проследить перипетии принятия идеологии на протяжении тысячелетий. Иногда это хорошо. Все мы знаем библейские, коранические и другие теологические пассажи относительно рабства и порабощения женщин, которые не должны играть никакой роли в нашем современном мире. Мы эволюционировали, и по большей части это положительное развитие событий.

Но иногда старая мудрость имеет ценность. Наши предки понимали, если они берут что-то, значит, необходимо отдать что-либо взамен. Ритуалы, которые сегодня нам могут показаться странными, были попытками сделать это.

Наука не знает такого народа, которому была бы совершенно не знакома религия. Ранние формы религиозных верований были очень примитивны. Древнейшим людям были свойственны какие-то магические и тотемические верования.

Под магическими верованиями понимают представления о возможности человека сверхъестественным путем влиять на других людей и природу

Тотемизм состоит в вере в сверхъестественное родство между какой-то группой людей, с одной стороны, и определенным видом животных или растений – с другой.

Для культуры некоторых народов характерен шаманизм – представление о том, что человек может, доведя себя до состояния экстаза, общаться с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей.

Для развитой родовой общины характерны также фетишизм – почитание неодушевленных материальных предметов; и аниматизм – вера в некую безличную силу, рассредоточенную во всей природе.

Одной из древнейших религий является иудаизм. Зачатки ее относятся ко II тысячелетию до н.э., когда древние евреи были кочевым народом.

К основным догматам иудаизма относится вера в единого бога Яхве, в приход Мессии – спасителя, который придет, чтобы совершить праведный суд, воздать людям по их заслугам, - в бессмертие души и существование загробной жизни. Священной книгой иудаистов является Танах, тождественный христианскому Ветхому Завету. Признается и Талмуд, в котором дается толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний.

Некоторые наставления Талмуда таковы: “Не прощай себе, и тогда легко будет простить другим”, “Кто гонится за славой, от того слава бежит, кто же ее избегает, за тем она вслед идет”, “Многому я научился у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников”.

Этические нормы иудаистов – это заповеди Моисея. Насчитывается 613 библейско-талмудских предписаний, регламентирующих жизнь евреев. Иудаисты соблюдают обряд обрезания, пост, предписания о дозволенной (кошерной) и недозволенной (трефной) пище. Помимо Торы, преследующей цель нравственного совершенствования человека, евреи чтут Галаху – предписания, регламентирующие религиозную, семейную и гражданскую жизнь, и Агаду – книгу сказок, притч, мифов, сказок, басен и пословиц.

В первые века I тысячелетия до н.э. в Передней Азии возник зороастризм. Эта религия возникла в обстановке острой враждебности между соседними земледельческими и скотоводческими племенами. В ее основу легло положение о противоборстве светлого и темного начал. Доброе начало олицетворяет Ахура-мазда – создатель неба, земли, человека, полезных животных и т.д. Олицетворение злого начала – Анхра-Майнью, плоды творчества которого вредны для людей – пустыня, болезнь, смерть, вредные животные. Священной книгой зороастрийцев является Авеста, которая приписывается Заратуштре. Зороастрийцы почитают огонь, приписывают ему очищающую силу, поэтому их называют огнепоклонниками. Они очень специфично относятся к человеческим трупам, считая их чем-то нечистым. Своих покойников зороастрийцы не закапывают в землю и не кремируют, а хоронят на специальных “башнях молчания”, где помещенные в ниши трупы съедаются хищными птицами. Зороастрийцы верят в загробную жизнь и имеют представление о скором конце мира.

Зороастризм стал государственной религией Древней Персии и широко распространился на завоеванных ею территориях – Афганистан, Азербайджан, Средняя Азия и др. Однако границы зороастризма сузились благодаря арабским завоеваниям в седьмом веке.

Индуизм – не единая религия, а совокупность религиозных систем, для которых характерно отсутствие руководящих органов, хотя имеет храмы. Среди божеств выделяются: бог-хранитель Вишну, бог-разрушитель и созидатель Шива. Важное место в индуизме занимают положения:

О дхарме – порядок жизни, установленный для каждой касты;

О карме – воздаяние, которое получает человек в зависимости от выполнения или невыполнения дхармы;

О перерождении – воплощение души человека в ту или другую телесную оболочку в соответствии с принципом кармы.

Если человек вел праведную жизнь, его душа может воплотиться в тело представителя более высокой касты или даже в тело небожителя. При невыполнении дхармы душе грозит воплощение в тело человека, занимающего более низкое сословно-кастовое положение, животного или растения. В индуизме существуют положения об ахимсе (непричинении зла), аватаре (возможности воплощения бога в другом сверхъестественном существе, человеке или животном).

В VI-V веках до н.э. в Китае возникли два сильно отличающихся друг от друга философских учения, содержащих религиозные элементы: даосизм и конфуцианство.

Даосизм, созданный на основе философского учения Лао-цзы, считает основой возникновения, изменения и конца всех вещей Дао. Даосизм имеет многочисленное жречество, которое занимается гаданиями, выполнением магических обрядов, торговлей амулетами и т.п. Старшим даосским жрецом считается “тяньши” (даосский папа).

Конфуцианство, созданное на основе учения Кун-цзы, не имеет жречества. Религиозные обряды выполняют главы семей и старейшины родов. Одно из основных положений – требование безоговорочного подчинения вышестоящему, старшему, власти. Верховным божеством почитается небо, обожествлены также сам Конфуций, его ученики и верные последователи. Они верят в загробное существование душ и для их умилостивления совершаются жертвоприношения.


Loading...Loading...