Покрой нас честным твоим омофором. Что такое омофор

Давно это было. Боле тысячи лет тому назад! В пределы Византии вторглись грозные враги, угрожавшие уже самому Константинополю. Не в силах был греческий народ отразить их своими собственными силами. И по обычаю своему, обратился он со слезной мольбой ко Пресвятой Богородице, не раз уже спасавшей его от нашествия иноплеменных. Громадными толпами устремились верующие во Влахернский храм, где хранились великие святыни: риза Пресвятой Девы и Ее омофор, то есть головное покрывало, опускавшееся на плечи.

И вот, во время всенощного бдения присутствовавшему там великому праведнику того времени, блаженному Андрею, Христа ради юродивому, вместе с его учеником Епифанием, представилось дивное зрелище. От царских врат шествовала величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и Апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а множество святых в белых одеждах сопровождали Ее, поя священные песни. Когда Она приблизилась к амвону, блаженный Андрей, как бы не доверяя очам своим, спросил Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» – «Вижу, отец мой духовный», – отвечал тот.

И в то время как они смотрели, Она, преклонив колена, долго-долго молилась, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончив здесь молитву, Она подошла к престолу, – молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, Она сняла с Себя блиставшее на подобие молнии великое и страшное покрывало, которое Она носила на Пречистой Главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его над всем стоящим в храме народом. И долгое время еще, пока видима была Пресвятая Богородица, видно было и распростертое над народом покрывало, излучавшее из себя молниевидную славу Господню.

Так наглядно, по изволению Божию, было показано чудесное покровительство Пречистой Матери Божией всему христианскому роду, а наипаче – молящимся в храме обще-церковной молитвой, всегда особенно сильной и действенной.

В память этого дивного видения и установлен великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1-го октября.

Множество и других подобных случаев и видений живо свидетельствуют нам, что и доныне простерт над нами светящейся омофор Пречистой, покрывающий и защищающий нас от врагов видимых и невидимых. Как тогда, так и теперь, Она не перестает молиться перед престолом Божиим за нас, грешных, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Плачет Она неутешно, как истинная Матерь наша, видя наше жестокосердие, наше окамененное нечувствие, нашу нераскаянность, наше постоянное самооправдание и дерзкое превозношение.

Не так давно в Болгарии произошел замечательный случай. Умер 14-тилетний мальчик. Когда его отпевали, он вдруг поднялся из гроба, сел и начал безутешно плакать. Испугавшиеся вначале родные стали затем его успокаивать и, когда после долгих стараний, им это, наконец, удалось, они стали спрашивать его о причине столь безутешного плача, и он рассказал им следующее.

«Когда я умер, то сразу же попал в те места, где мучатся грешники. О, какие у них были страшные лица: я не могу этого забыть, а мук их я не в состоянии описать. Это так ужасно, что человек не может этого себе представить. Потом повели меня в райские обители, и я увидел там Пречистую Матерь Божию, как Она молится за грешников и за весь мир. Лицо Ее, блиставшее дивной, неземной красотой, было измучено, слезы градом катились по нему. Увидя меня, Она сказала: «Ты не останешься здесь, – ты вернешься на землю к людям. Скажи им, что они замучили Меня грехами своими: Я не в силах больше молиться за них, – Я изнемогаю... Пускай они пожалеют Меня!»

Событие это произвело потрясающее впечатление по всей Болгарии.

И неудивительно. Ибо если мир наш, глубоко погрязший в греховной тине, все еще существует, то это только потому, что над ним все еще простерт дивный омофор Пречистой, что Она все еще надеется обнять и согреть всех нас Своею Материнскою Любовью, пробудив в нас чувства спасительного покаяния и устремления к Богу. Мера человеческих беззаконий, как это было открыто многим праведникам, давно уже переполнила чашу долготерпения Божия, и, если этот наш беззаконный мир еще не уничтожен, то только потому, что, по выражению одной акафистной песни, молитвами Богоматери «сохраняется на покаяние».

Плачет о нас Пречистая Матерь Божия, моля о спасении душ наших Сына Своего и Бога. Плачет неустанно, как любящая мать о своих непокорных и своенравных чадах. И этих слез Ее мы обычно не видим.

Но когда безмерными беззакониями своими и упорною нераскаянностью мы накликаем на себя кару Божию, и тяжкие испытания и беды готовы низринуться на головы наши, эти слезы Пречистой Матери Божией, в знак предостережения нам, становятся иногда явными для нас: иконы Ее начинают тогда видимым для всех образом источать слезы, предвещая этим грядущие на нас бедствия.

Такое чудесное знамение от икон Божией Матери не раз имело место в истории. В последний раз, на памяти нашей, оно наблюдалось в Греции – как раз перед насильственным введением нового стиля, вызвавшего столько тяжких бед и потрясений в Церкви.

И вот, теперь снова являемся мы свидетелями такого дивного чуда. Плачут вновь иконы Божией Матери, и не одна, а целых три! А с нею вместе плачет и св. великомученица Варвара, плачет и св. Иоанн Креститель, а прободенное ребро Христово на Распятии источает кровь и воду.

Есть, о чем призадуматься!

Не могут не вспомниться слова старца Мельхиседека, Епископа Романского, наблюдавшего чудо истечения слез из иконы Божией Матери в Сокольском монастыре в Румынии, что «подобное событие всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для отечества» (См. книгу «Описания земной жизни Богоматери и чудотворных икон Ея» под ред. Поселянина).

Что-то нам предвещает нынешнее дивное знамение, свидетелями которого были многие тысячи лиц, день и ночь толпившихся в греческом храме св. Павла в Хемпстэде, в том числе и неверующие?

Переживаемые нами времена, а в частности – события, происходящие ныне в недрах самой нашей Православной Церкви, кажется, не должны были бы оставлять сомнений или недоумений в том, почему мы явились очевидцами такого необыкновенного чуда, как и в том, почему это чудесное знамение явлено в Соединенных Штатах Америки и притом именно в греческой семье.

Неужели не ясно, что Пречистая Матерь Божия хочет таким путем вразумить и тех, кто никак и ничем больше не желают вразумиться?

Разве не знаменательно то, что Она, явившись во сне благочестивой гречанке, выразила желание, чтобы икона Ее была взята из храма и возвращена в дом, где начала источать слезы?

Сколько раз спасала Пресвятая Богородица Своим всесильным заступничеством верную Ей Византию с царственным градом ее Константинополем – до тех пор, пока не возобладал там дух материализма и отступничества от веры, так ярко проявивший себя на Флорентийском соборе 1439 года. И тогда предана была изменившая истинной вере Византия в руки падения своего, окончательно пав под ударами магометан-турок в 1453 году.

Подобно Византии – Новому Риму – и Отечество наше Москва – Третий Рим – неисчислимое множество раз испытывала на себе чудесное покровительство Заступницы Усердной рода христианского. Но и наш несчастный русский народ не устоял на высоте своего призвания, и тот же дух материализма и Богоотступничества привел его к страшному кровавому падению.

А теперь весь мир обуревается не только духом материализма и отступничества, но и лютого Богоборчества – страшного и дерзкого вызова Богу, и находится на краю гибели, в своем безумном ослеплении, подготовляемой своими же собственными руками. Этот губительный дух Отступления проник уже и в нашу Православную Церковь, весьма видные иерархи которой откровенно провозглашают наступление какой-то «новой эры» и цинично предлагают покончить со всем прошлым, собираясь создать какую-то совершенно «новую церковь», в тесном «экуменическом» контакте и единомыслии со всеми отступниками от истинной веры и Церкви.

Есть о чем плакать Пречистой Матери Божией – Матери Божественного Основателя истинной Церкви!

Знаменательно также, что особенно обильное истечение слез у третьей иконы, именуемой «Страстной», наблюдалось благочестивыми богомольцами в дни, предшествовавшие открытие в Нью-Йорке сессии учреждения, в коем заседают современные вершители судеб мира – некоего прототипа будущего мирового правительства. Как росою была покрыта вся икона обильными слезами в самый день приезда в Нью-Йорк на эти заседания шайки международных преступников, жестоким террором захвативших государственную власть и представляющих в этом учреждении страны с явно-выраженным богоборческим направлением.

Да! Плачет Божия Матерь, столь очевидным для нас и поражающим души наши образом, и как плачет! И плачет сейчас, конечно, не просто о повседневных, обычных грехопадениях наших, которые всегда были, есть и будут, доколе живет человек на этой грешной земле, ибо «несть человек, иже жив будет и не согрешит», а несомненно о чем-то гораздо большем – о чем-то страшном, неизбежно нас ожидающем, если только современные, зарвавшиеся в своем богоборческом безумии люди не образумятся и не покаются от всего своего сердца, коренным образом изменив к лучшему всю свою теперешнюю отступническую жизнь.

Зло растет и ширится с необыкновенной быстротой и готово поглотить всех нас. Но Пречистая Матерь Божия, «Заступница всех христиан и прибежище», как «Стена необоримая и милости Источник», предстательствует всем, прибегающим с верою в державный Ее покров: Она покрыет нас от всякого зла честным Своим омофором, лишь бы мы сами добровольно и самохотно не приобщались к этому злу.

И вот для того, чтобы не лишить себя этого спасительного покрова Матери Божией, в нынешнее до крайности лукавое время, быть может, более всего необходимо хранить себя от увлечения всякими современными модными «идеями», сколь бы прельстительными и даже, иной раз, согласными с духом Христова учения, они нам ни казались. Будем всегда помнить предупреждение. Господа, что враг будет стараться прельстить, «аще возможно, и избранныя» (Матф. 24, 24).

Бегая всяких таких лукавых прельщений, будем хранить неизменной нашу верность Христу-Спасителю, служа и угождая Ему Одному – и только Ему Одному и больше – никому.

Мерилом истины да будут для нас, после Слова Божия, священные церковные каноны – но не столько те из них, которые регулируют формально-юридическую сторону церковной жизни (ибо имея временное и условное значение, некоторые из таковых действительно с течением времени становятся «устаревшими»), сколько те, которые., отражая в себе возвышенное нравственное учение Евангелия, назначены Св. Церковью для того, чтобы регулировать духовно-нравственную сторону жизни христиан, как мирян, так и самих священнослужителей.

Где попираются эти священные каноны, являющиеся волеизъявлением Духа Святого («Изволися Духу Святому и нам»...), где пренебрегаются и ни во что вменяются спасительные церковные установления и благочестивые традиции – там все – ложь, и обман, и одно лицемерие.

Об этом лицемерии, как характернейшем признаке последних времен, предрекали многие Святые Отцы, о чем свидетельствует в своем «Отечнике» Епископ Игнатий (Брянчанинов), и о чем особенно сильно и выразительно писал наш великий святитель Тихон Задонский. Этого «лицемерства», по выражению святителя Тихона, в котором под видимостью мнимого служения Богу и Церкви или каким-либо будто бы высоким, гуманным, благородным «идеям», скрывается в действительности лишь служение своим собственным греховным страстям и похотям, и надлежит нам более всего бояться, ибо оно представляет собою опаснейшую и губительнейшую духовную заразу нашего времени, распространение коей приуготовляет условия, благоприятствующие скорейшему воцарению Мирового Правителя – Антихриста, который будет величайшим Лицемером.

Противопоставим этому лицемерию наше искреннее, нелицемерное служение Христу-Спасителю и Его истинной Церкви, наше безкорыстное стремление Ему Единому угождать, взывая непрестанно к Его Пречистой Матери: «покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!»


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ныне святая Церковь особо чествует Матерь Божию, Которая в 910 году покрыла Своим омофором город Константинополь, защищая его от варварского разорения, и тем самым показала, что непрестанно молится за весь христианский род.

Свидетелями данного чуда были всего два человека: юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Видимо, авторитет святого Андрея был настолько велик, что Церковь доверилась его свидетельству и установила праздник в память об этом событии. Юродивый Андрей видел, как Богородица появилась во Влахернском храме во время всенощного бдения. Ее сопровождали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а многие святые в белых одеждах пели при этом духовные песнопения. Остановившись вблизи амвона, перед алтарем, Она сняла со Своей головы сияющий, как лучезарное светило, платок и простерла его над головами молящихся в храме людей. Омофор Пречистой был знаком с небес, что молитва верных услышана: иноземные захватчики не одолеют стен города, граждане могут спокойно растить детей, строить дома, садить деревья.

Греческое слово «омофор» означает «носимый на плечах». По всей видимости, в древности омофором назывался широкий платок, который свободно спускался на плечи. Если присмотреться к византийским фрескам, то можно заметить, что такое покрывало раньше было типичным элементом женской одежды. На иконах Божией Матери платок фиолетового цвета покрывает не только Ее голову и руки, но и спину вплоть до лодыжек.

Сегодня мы называем омофором один из элементов богослужебного облачения епископа. Это длинная широкая лента, которая ложится на плечи вокруг шеи. Великий омофор - это лента, которая одним концом спускается на грудь, а другим - на спину. Малый омофор несколько короче, оба его конца ложатся на грудь архиерея.

На омофор нашиты кресты, это символически показывает, что епископ продолжает служение Иисуса Христа. Епископ призван заботиться о своей пастве, как указал Спаситель в притче о Добром Пастыре. По словам святителя Симеона Солунского, омофор «изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои».

Омофор является самым древним элементом архиерейского облачения. Он в чем-то похож на диаконский орарь или священническую епитрахиль. Все эти элементы богослужебной одежды - омофор, епитрахиль и орарь - имеют вид широкой ленты, длинного полотна, которое возлагается на плечи духовенства. Это выделяет священнослужителей из общего ряда членов Церкви, указывая на их призвание взять на себя иго Христово (см.: Мф. 11: 29), взять на себя право и обязанность заботиться о пастве вплоть до своей личной Голгофы. В то же время широкая лента на плечах - это и символ благодати, которая дается духовенству для служения. Когда епископ или священник покрывает главу человека святым полотном - епитрахилью, Бог дарует кающемуся человеку прощение.

Зачастую это прощение грехов от Бога оказывается для самого человека незаметным. Мы потому и называем это действие Таинством, поскольку не замечаем и не особо чувствуем приход Божией благодати, которая делает наши души чище и защищает от видимых и невидимых врагов. Мы видим, как священник простирает над главой епитрахиль, но мы не видим тот нетварный свет, которым Бог просвещает наши души.

Тот Покров, который простерла Божия Матерь над главами молящихся в константинопольском храме тысячу лет назад, имеет много общего с тем покровом, который простирает над главою кающегося за каждой исповедью священник или епископ. Покров Божией Матери был символом прощения от Бога: опасность миновала, враг уходит, живите счастливо и долго на земле. Покров священника тоже является символом прощения: Бог не поставит тебе в вину твои грехи, если ты не будешь их повторять, иди свободным и продолжай свой жизненный путь. Чудо Покрова Божией Матери, когда от Ее омофора исходил свет светлее солнца, явственно увидели всего два человека. Так и способность увидеть чудо схождения благодати на главу кающегося человека после каждой исповеди тоже является уделом лишь избранных.

Мы верим, что Пречистая никогда не прекращает молитв за весь христианский род. В песнопениях сегодняшнего праздника мы многократно слышим обращение к Божией Матери: «За весь мир молишися, покрывaющи милостию», «молишися спастися всем», «честным омофором покрывaющи люди от всякия напaсти», «Тебе, Заступницу, и покров державен христианскому роду Христос дарова, покрывати и спасати люди согрешшия, к Тебе притекающия».

Нам хочется верить, что Господь нас прощает, защищает и благословляет по молитвам Божией Матери. Но почему-то очень часто этого покрова Богородицы мы на себе не чувствуем. Мы молимся, а в ответ не видим никаких перемен. Болезни, скорби, неустройства в жизни - все это продолжается изо дня в день. Неужели Бог нас оставил, и теперь наши молитвы напрасны?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобрать фрагмент одной из молитв сегодняшнего богослужения. В этой молитве звучит не только просьба к Богу о помощи, но и слова, обращенные к нам лично: «верою от чиста сердца Тебе истинную Матерь Божию исповедающия, и Сыну Твоему вопиющия» (1-я стихира на литии). Слова «истинную Матерь Божию исповедующие» говорят о том, что мы должны искать истину, правильных представлений о Боге и Деве Марии. Мы тогда начнем торжествовать с ангелами, когда очистим ум и приобретем знания о духовных предметах (см. стихиру на «Славу и ныне» на литии), когда будем хранить сердце в чистоте и соблюдать верность Богу. Затем автор молитвы обращает внимание на душевное расположение молящегося человека: «Сыну Твоему вопиющие». Молитва к Сыну Божию - это не перечисление списка предметов, которых не хватает в доме или на даче для полного счастья. Молитва - это крик души, вопль верующего человека.

Молиться со слезами на глазах, оплакивать свои проступки или хотя бы извиняться друг перед другом, когда мы кого-то обижаем, сейчас как-то не принято. Мы можем нагрубить, оскорбить, посмеяться над неудачами другого человека, пройти мимо чужой боли и при этом ничего не почувствовать. Мы ставим свое «я» мерой всех вещей и даже на исповеди не сокрушаемся в том, что с кем-то хладнокровно сводим счеты. Рассказываем о проблемах с мужем, дочерью и зятем, пытаясь уйти от ответа на прямой вопрос: а как ты сам (или сама) живешь? Какой ответ ты дашь пред Богом за свою душу? Мы не заботимся о том, чтобы приобрести верные знания о Боге, мы не плачем о своих грехах и зачастую не спрашиваем себя: какие мотивы мною движут, когда я что-то говорю и делаю по отношению к другим людям? И как же мы хотим заполучить Божий покров, когда мы сами не стремимся подготовиться для диалога с Богом?..

Матерь Божия никогда не прекращает молитв за весь христианский род. И Ее Покров простирается над каждым из нас

Дорогие братья и сестры, тысячу лет назад такие же, как мы с вами, люди увидели, как омофор Пречистой изливал свет и даровал гражданам освобождение от неприятелей. Начиная с князя Андрея Боголюбского, на протяжении веков русские люди строили храмы в честь Покрова Божией Матери. Они, несомненно, ощущали, что Богородица хранит землю Русскую. Так и нам с вами следует верить, что тот Покров Божией Матери простирается над каждым из нас.

Будем же молиться Пречистой Деве, чтобы Она простирала руки к небу на всех христиан и возносила бы нашу скромную молитву к престолу Господа Славы. «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» (кондак, глас 3).

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе. Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. Во время этого богослужения Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием и со всеми молились и увидели видение: стоящую в храме на воздухе Матерь Божию , молящуюся на коленях Сыну Своему и Богу нашему за род человеческий, с Ней — ангелы, архангелы, апостолы, пророки... И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Молясь, Матерь Божия простирала перед Собой омофор, то есть широкую ленту, покрывающую людей, поэтому день этот называется - Покров . Она покрывает нас Своим омофором. Омофор знаменует в христианской Церкви благодать. То есть, предстательством Матери Божией Божественная благодать покрывает всех нас, православных христиан. Покров Пресвятыя Богородицы — это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял "паче лучей солнечных", а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: "Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?". "Вижу, святой отче, и ужасаюся", - отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.

14 октября, в праздник Покрова, все верующие обращаются с искренними молитвами к Пресвятой Богородице. Девушки в этот день чаще всего молятся о замужестве, женщины - о благополучии и счастье в браке, мужчины просят защиты Божьей матери на весь будущий год. Многими поколениями наших предков проверено, что если искренне и с глубокой верой обратиться к Пресвятой Богородицу в праздник Покрова, то она исполнит то, что вы просите и будет защищать вас своим покровом аж до следующего праздника в будущем году.


Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы
глас 3
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо виде святый Андрей на воздусе,// за ны Христу молящуюся.


О, Мати Божия, покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем ".

«Покрой землю снежком, а меня женишком»

АКАФИСТ ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Кондак 1

Избранней Предвечным Царем, превышшей всякаго создания Небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Архангел и Ангел множество, со Предтечею, Богословом и всех святых ликом, сопредсташа Тебе, Царице своей, в церкви Влахернстей и, умиленная моления Твоя о всем мире слышавше, со удивлением возопиша таковая: Радуйся, Бога Отца безначальнаго предвечное благоволение; радуйся, Бога Сына безлетнаго пречистое вместилище. Радуйся, Бога Духа Всесвятаго избранное жилище; радуйся, Горних чинов ангельских непрестающее удивление. Радуйся, темных сил адских всегрозное устрашение; радуйся, Юже на воздусе сретают многоочитии Херувими. Радуйся, Ейже похвальная восписуют шестокрилатии Серафими; радуйся, Еяже преблагому покрову и мы, земнороднии, благодарне покланяемся. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 2

Видевше Тя святый Андрей со Епифанием в церкви на воздусе за христианы Богу молящуюся, познаша, яко Матерь еси вознесшагося на Небо Христа Бога нашего, и, припадше на землю, радостно покланяхуся всеблагому покрову Твоему, зовуще: Аллилуиа.

Разум неуразуменен еси, Богородице Дево, в защищении людей православных, сего ради врази наши не познают, коль сильна есть молитва Божия Матере. Мы же, о Твоем всемощнем заступлении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем: Радуйся, премилосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных; радуйся, неусыпающая Наставнице всех заблуждших и ослепленных. Радуйся, праведно движимый гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляющая; радуйся, злыя страсти наша всемощным мановением укрощающая. Радуйся, крепкое возбуждение спящих совестей; радуйся, нетрудное преодоление беззаконных навыков. Радуйся, Еяже ради ад стенет и дуси злобы трепещут; радуйся, Еяже ради врата Рая всем нам отверзаются. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет с верою и благоговением прибегающих к Твоему всечестному покрову: единей бо точию Тебе, Пресвятей и Пречистей Матери Божией, дадеся, да всякое прошение Твое исполнится. Тем убо всяк возраст верных славословит Тя и Сына Твоего, зовущ: Аллилуиа.

Имущи богатство милосердия неоскудное, всем концем земли простираеши руку помощи, Владычице: болящим исцеление, страждущим ослабу, слепым прозрение и всем вся по коегождо потребе подаеши, благодарне вопиющим: Радуйся, Православия несокрушимая крепосте и оградо; радуйся, святых храмов и олтарей первейшее украшение. Радуйся, благочестия вернейшее ограждение; радуйся, благосердых градоправителей неусыпающая Споспешнице. Радуйся, непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских; радуйся, святое зерцало правды судиям немздоприимным. Радуйся, совершенный Разуме наставников и детоводителей; радуйся, благословение домов и семейств благочестивых. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 4

Бурею многих бед одержимым нам помогаеши, Владычице: стоиши бо пред лицем олтаря Господня воздвигши руце Твои, и молишися, яко да нашу недостойную молитву призрит Господь, Царь Славы, и послушает прошения призывающих имя Твое святое, к Сыну же Твоему зовущих: Аллилуиа.

Услыша Господь Бог Иисуса Навина, молящася и повелевающа солнцу стати, дондеже отмстит врагом. Слышит и Твоя ныне моления Господь Иисус, избранная Палато Духа Святаго. Темже и мы, грешнии, на Твой надеющеся покров, Тебе, яко Божией Матери, глаголати дерзаем: Радуйся, от Солнца мысленнаго озаренная и нас светом незаходимым просвещающая; радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая. Радуйся, чистотою телесе Твоего вся небеса возвеселившая; радуйся, святых обителей Христовых покров и снабдение. Радуйся, верных пастырей Церкве бодрость и вразумление; радуйся, богобоязненных иноков и инокинь Наставнице. Радуйся, невозмущаемое успокоение благоговейных старцев; радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 5

Боговидец Моисей во ополчении иногда на Амалика, егда руце воздвизаше, Израиль одолеваше, егда же руце низпущаше, тогда Амалик побеждаше, поддержащими же его укреплен, победи врага. Ты же, о Богомати, воздевши руце Твои на умоление, аще и никимже поддержима, всегда побеждаеши враги христианския и нам щит еси непобедим, вопиющим: Аллилуиа.

Видевше Тя святых собори на воздусе в церкви Влахернстей молебнии руце к Сыну и Богу простирающую, радостно со Архангелы и Ангелы благодарную Ти песнь воспета. Мы же, крепчайшима, паче Моисеовых рук, дланьма Твоима укрепляеми, умильно вопием: Радуйся, Еяже руце поддержит за всех нас единая Ея к нам любы и милосердие; радуйся, пред Неюже врази наши, видимии и невидимии, стояти не могут. Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая; радуйся, Огнь Божественный — Христа неопально на руку Своею держащая и нас, хладных, тем воспламеняющая. Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание; радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии присное собеседование. Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице; радуйся, благодатию смирения и терпения снабдевающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 6

Проповедник неоскудеваемыя благодати и милостей Твоих явися святый Роман Сладкопевец, егда от Тебе во сне прият свиток книжный на снедение: тем убо умудрен нача разумно пети во славу Твою, святым же писати похвальная, взывая с верою: Аллилуиа.

Возсияла еси от истиннаго Солнца Правды Заря, Дево Богоотроковице, просвещающая всех премудростию Бога Сына Твоего и в познание истины приводящая зовущих Ти таковая: Радуйся, Божию Силу и Божию Премудрость — Христа плотию породившая; радуйся, юродивую мудрость века сего посрамившая и ослепленных ею на путь правый наставляющая. Радуйся, святыя веры охранение и православных догматов Наставнице; радуйся, нечестивых ересей и тлетворных расколов Искоренительнице. Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая; радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий воспящающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 7

Хотяй долготерпеливый Всевидец Господь явити Своего человеколюбия неизследимую щедрот бездну, избра Тебе едину в Матерь Себе и сотвори Тя людем непреодоленное защищение: да аще кто от них и праведным судом Божиим осуждения достоин явится, Твоим обаче державным покровом сохраняется на покаяние, зовый: Аллилуиа.

Дивная показал еси дела Твоя в Пречистей Матери Твоей, Господи, егда пречудный омофор в руце Ея светящийся паче луч солнечных явися, имже покрываше люди, сущия в церкви Влахернстей. О таковем убо знамении милосердаго Ея заступления услышавше, ужасом и радостию одержими, вси глаголаху: Радуйся, нерукотворенный омофор, аки облак, над всем миром распростершая; радуйся, превечнаго Архиерея, Сына Своего, знамение на руце Своей держащая. Радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви Православной являющая; радуйся, столпе облачный от искушений и соблазнов мира всех нас покрывающий. Радуйся, столпе огненный, среди мглы греха всем нам путь спасения показующий; радуйся, явных благочестия подвижников явное укрепление. Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих тайное вразумление; радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и благодатию. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 8

Дивно Тя от Небес во Влахернстей церкви явльшуюся Ангели воспеша, апостоли прославиша, лик святителей и преподобных и жен святых сословие восхвалиша. Предтеча с Богословом поклонишася, людие же, сущии в церкви, с веселием вопияху: Аллилуиа.

Всеми вышними и нижними владычествуя Господь, узрев Тя в церкви Матерь Свою стоящу и со умилением к Нему молящуся, рече: “Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя и благодарственная сице Тебе всех пети научу: Радуйся, Ковчеже Завета, в немже хранится освящение всего рода человеческаго; радуйся, стамно пресвятая, в нейже алчущим правды блюдется Хлеб Жизни Вечныя. Радуйся, сосуде всезлатый, в немже уготовася нас ради плоть и кровь Божественнаго Агнца; радуйся, оставленных врачами на свои всемощныя руце приемлющая. Радуйся, разслабленных телом, но не духом и верою со одра болезни воздвизающая; радуйся, погубляющим от недуга ум новый и лучший смысл подающая. Радуйся, на стропотнем пути греха и страстей нас премудре запинающая; радуйся, жестокость нераскаяннаго сердца нашего умиляющая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 9

Все естество ангельское похвальная приносит Тебе, истенней Божией Матери и Заступнице всех притекающих к Тебе, ведуще, яко несокрушимым покровом Твоим праведных возвеселявши, грешных заступаеши, бедствующих избавляеши и молишися о всех верных, зовущих: Аллилуиа.

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, недоумеют, како восхвалити по достоянию великий всечестнаго Покрова Твоего праздник: вся бо о Тебе от них глаголемая не суть довольна к единому исчислению щедрот Твоих. Мы же, Твоя неисчетная благодеяния видяще, с веселием взываем: Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, от внезапнаго колебания земли грады и веси сохраняющая. Радуйся, от разлияния вод и потопления рукою крепкою возводящая; радуйся, от запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая. Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго Хлебом Жизни снабдевающая; радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая. Радуйся, от нашествия иноплеменник и тайных убийц спасающая; радуйся, от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию ограждающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 10

Спасти хотяй род человеческий от прелести вражия Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным нам в помощь, покров и защиту, да будущи печальным утешение, скорбящим радование, обидимым Заступница и да всех из глубины греховныя воздвигнеши, поющих: Аллилуиа.

“Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящася к Тебе и призывающа имя Мое на помощь, да не отъидет от лика Моего тощ и неуслышан”. Сию всеблагую молитву слышавше, собори святых благодарно возопиша: Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая; радуйся, помоще и праведное мздовоздаяние всем право куплю деющим. Радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение; радуйся, бедствующим в пути, на суше и водах внезапное вспоможение. Радуйся, безчадных родителей плодами веры и духа веселящая; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице. Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, неусыпающая Попечительнице во узах и темнице селящих. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 11

Пение всеумиленное слышаще и теплей Твоей молитве о нас внемлюще, просим Тебе, Дево Богородице, не презри гласа рабов Твоих: к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, зовуще: Аллилуиа.

Яко светоприемную свещу, в молитве горящую, видящи Тя на воздусе Влахернская церковь, согласно со множеством людей, в ней бывших, возглашаше: “Откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне?” Святый же Андрей со Епифанием тепле моляхуся к Тебе, зовуще: Радуйся, всех даров духовных и телесных независтная Подательнице; радуйся, полагающих начало покаяния грешников верная Предстательнице. Радуйся, борющихся со страстьми и прилогами вражиими всегдашняя Споборнице; радуйся, незримое укрощение владык жестоких и зверонравных. Радуйся, тайный покое и отрадо рабов кротких и страждущих; радуйся, всежеланное совершение благих супружеств. Радуйся, матерей детородящих скорое и безболезненное разрешение; радуйся, в час кончины единая всем нам Помощнице. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата и умири нашу жизнь, да не погибнем люте без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Покровительнице наша, да радующеся Тебе зовем: Аллилуиа.

Поюще Твой державный покров, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, и покланяемся Тебе, о нас молящейся: веруем бо и надеемся, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая вечная и временная всем с любовию вопиющим Тебе сице: Радуйся, всей вселенной крепкое заступление; радуйся, всех стихий земных и небесных освящение. Радуйся, всех времен года благословение; радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание. Радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих; радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников. Радуйся, не отвергающая всеми презренных и отверженных; радуйся, самих отчаянных от рова погибели исхищающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Пречистая Госпоже, Дево Богородице! К Тебе возвожду душевныя и телесныя очи, к Тебе простираю разслабленныя руце и из глубины сердца вопию: призри на веру и смирение души моея, покрый мя всемощным омофором Твоим, да избавлюся от всех бед и напастей, и в час кончины моея, о Всеблагая, предстани мне и уготованнаго ради грехов моих избави мучения, да выну покланяяся зову: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


Молитва на замужество на Покров Пресвятой Богородицы

«О, Пресвятая Дева Мария, прими молитву сию от меня, недостойной слуги Твоей, и вознеси ее ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив он будет просьбам нашим. Прибегаю к Тебе как к Заступнице нашей: услышь нас, молящихся Тебе, покрой нас покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего нам всех благ: супругам любви да согласие, детям послушания, обиженным терпения, скорбящим благодушия, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Сохрани меня от гордости и самолюбия, дай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Как Закон Господа Бога нашего повелевает людям в честном супружестве жить, то приведи меня, Матерь Божья к нему, не для угождения желанию моему, но для исполнения предназначения Отца нашего Святого, ибо Он Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и создав ему жену в помощницу, благословил их расти, плодиться и населять землю. Пресвятая Богородица, услышь смиренную молитву из глубины сердца девичьего моего: дай мне супруга честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя и милосердного Бога: Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва на праздник Покрова

"О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитва иконе Покров Богородицы

"Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь".

Молитва Пресвятой Богородице в праздник Покрова о защите и заступничестве

"Пресвятая Богородице, прими молитвы сии с великой надеждой и верой на Твое безмерное милосердие возносимые, помилуй, заступи, спаси, сохрани и защити мя, рабу (раба) Божью (его) (имя), от всякого зла и покрый мя и мою семью (дом) честным твоим Молитвенным Покровом от всякой беды, напасти и колдовства в год сей". (Далее можно добавить свои искренние просьбы: о замужестве, удачи в делах и т.д.)

Итак, хотите ли вы спасти свои души от погибели вечной, освободиться от рабства страстям, благодушно и легко переносить болезни, скорби и бедствия жизни, обращайтесь усердно, все братья, с молитвой к Матери Божией, просите себе Ее высокого содействия, Ее утешения, — просите горячо, неотступно - так, как если бы вы видели Ее пред своими глазами в Ее божественной славе, — и вы верно получите Ее помощь ; Она верно осенит вас Своим покровом. Вы сами это увидите, почувствуете, осяжете, вам будет так легко, так мирно, весело. А если не получите, вините себя: значит, вы молились неискренне, недостойно. Kому, братья, больше и заступать нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не Матери Божией? Хотя Она теперь на небе, во всей небесной славе, но Она — от нас, с нашей грешной земли: жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать оттуда, не заступить Своих?! Будем же с чистым сердцем все прибегать в Ее державный покров в наших напастях, в скорбях и болезнях и полагать на Нее несомненную надежду. Будем среди бедствий жизни готовиться туда, где нет никаких бед, где вечная радость и вечный покой, и Царице Небесной будет приятно спасать и покрывать нас от бед и наставлять нас к вечно тихому пристанищу небесному. Покрый же нас, Владычице, честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Аминь. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Светлый праздник - Покров Пресвятой Богородицы! Он свидетельствует нам о великой славе, которой увенчана Пресвятая Божия Матерь на небесах. В этот день Она явилась в небесной славе и люди увидели ее и возрадовались. Она держала в руках чудный покров, чтобы показать, как Она покрывает от всякого зла и защищает людей. Двойная радость для нас в этом празднике, одна в том, что мы видим великую праведницу и страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной славой, а другая, что Она, пребывая на небесах, внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына Его и Бога. И если Она радует нас Своей защитой, Своими явлениями, и прежде и теперь и всегда, должны и мы, братья, Ее радовать. Мы воистину можем принести радость Пресвятой Богородице. Вы спрашиваете как? Если мы веруем в Сына Божия и Сына Девы Марии, мы радуем Богородицу. Если мы любим Его, так как Она любит нас, мы радуем Богородицу. Если мы соблюдаем заповеди Христовы, этим мы радуем Ту, Которая родила Господа Христа. Если мы каемся в своих грехах, Она радуется с ангелами и всеми небесными силами Божиими. Ибо сказал Господь - «..на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15,7). Она явилась и Она является, является не ради явления, а чтобы открыть духовные очи неверующим, чтобы они узнали о вечной жизни и Царстве небесном; Чтобы утешить скорбящих, чтобы знали они, какая великая радость ожидает их в иной жизни; Чтобы поддержать малых и немощных, чтобы с радостью шли по земному пути в вошли в царство; Чтобы ободрить кающихся, чтобы не преткнулись они на пути покаяния, но выстояли и спаслись. Святитель Николай (Велимирович)


Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом. Преблагая Защитница наша поспешает к нам на помощь в самое тяжкое время, при наступлении для нас гибели, и защищает нас от блеска обольстительной, недолго сияющей мирской суеты, от голосов житейской гордости и тщеславия, от громов внезапного нападения врагов, от бури страстей и от града свыше угрожающей нам казни за грехи. На Нее мы уповаем, к Ней прибегаем; под Ее покровом и влас главы нашей не погибнет, лишь только мы с умилением воззовем: покрый нас покровом Твоим, Покровительница наша, Пречистая Дева: в день зол наших покрый нас (Пс. 26, 5). "Жития Святых" Святителя Димитрия Ростовского

Не предавайтесь отчаянию и заблудшие отроки, потерявшие свою чистоту юноши, совратившиеся с духовного пути люди и все, живущие в забвении! Не падайте духом, ибо и вас Матерь Божия любит больше, чем вы себя! Она хочет вашего спасения, вашего вразумления и покаяния! Она смотрит на вас как на детей Христа, ради которых также Он страдал и чрез это Она мучилась! В усердных молитвах ко Господу Матерь Божия просит вас спасти и даровать вам дух раскаяния. Радуйтесь, что имеете такую любвеобильную Матерь, но поболейте сердцем, посетуйте, что столько раз Ее оскорбляли своими грехами. Покайтесь и присоединитесь к тем, с которыми Матерь Божия пребывает во все дни. Аминь. Священномученик Серафим (Чичагов)


Единственное верное средство оставаться всегда под Покровом Божией Матери - это стараться во всём и всегда поступать по-божески, а если в чем согрешаем - тут же каяться в простоте и сокрушении сердце, не ища себе оправданий. Бог милостив, и Покров Матери Божией простирается надо всеми, кто с верою ищет этого Покрова и старается учиться у Господа кротости и смирению. Священник Димитрий Шишкин

Раньше говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Нередко в этот день выпадал снег. И этот снежный покров земли связывался с омофором.

«Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб». В праздничное утро девушки торопились пораньше прийти в церковь: считалось, что раньше выйдет замуж та, которая раньше поставит свечу к Празднику. «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!» - просили незамужние девицы.

Была такая примета: если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь. Поэтому девушки в этот день не работали. В деревнях устраивались шумные игры, танцы и песни. На Покровскую вечерку к девушкам часто приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. В этот день замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок (только не ножницы и не иголку).

В этот день было принято не только молиться об удачном замужестве, но и венчаться. Играть свадьбу на Покров было к тому же удобно: к этому времени заканчивались полевые работы, и крестьянское хозяйство, как правило, было в достатке.

Покров - время перехода от осени к зиме. По народным поверьям, в такой переломный момент нужно по возможности оградить себя от всякой нечисти. Молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели, чтобы уберечь себя от «призора недоброго глаза». Старухи бросали в печь изношенные за лето лапти, чтобы «прибавить себе ходу на зиму». Для предохранения от зимней простуды маленьких детей обливали на пороге дома водой сквозь решето.

В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи.

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок: обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова. После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне, особенно если владели каким-нибудь ремеслом, уходили из деревни в город на заработки.

В Сибири к Покрову прекращалась охота на медведя, так как он ложился в берлогу. С Покрова охотники уходили в тайгу промышлять белку, соболя и других пушных зверей.

На Покров просили избавления люди, страдающие от тоски, печали, плохого настроения, депрессии.

К Покрову в избе мыли, чистили, убирали, наводя порядок. Готовились угощения из плодов нового урожая, варили мед, брагу.



Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия - Удел Божией Матери. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она - неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси. И наше сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями - во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой Державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас. Аминь. Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Словосочетание «православный храм» в памяти людей ассоциируется в первую очередь со зданием, в котором проводятся богослужения, со священнослужителями, иконами, строго смотрящими на вошедших, а также с инвентарем в понятие которого входят: подсвечники, паникадило, хоругвии, лампады и так далее.

Наверно невозможно привыкнуть и относиться обыденно ко всему великолепию внутри храма. К службе, которая посвящается Богу, Божией Матери и всем тем, кто собственной жизнью доказал свою любовь ко Всевышнему и к человеку. Новичку иногда бывает трудно приспособиться к новым ощущениям, к словам, звучащим во время служения, к обрядам, обращениям, поэтому желательно заранее подготовиться и выяснить, что означает то или иное слово на церковнославянском языке. Рассмотрим подробнее, что такое омофор.

Значение слова омофор

В тропаре, посвященном не раз звучат следующие слова: «Покрый нас Твоим омофором». В переводе с греческого языка слово омофор буквально означает "носимый на плечах". «Омос» — плечо, а «феро» означает носить.

Некогда свято жизни блаженный Андрей удостоился видения Пресвятой Богородицы, которая своим омофором покрывала всех, кто молился Богу в надежде получить Его защиту в борьбе с врагом. Об этом можно прочитать в житие, посвященном блаженному.

На всех иконах Божия Матерь изображена с покрытой головой, а если посмотреть на картины художников, изображающих библейских персонажей, то можно также заметить широкий плат на головах их женщин, спускающийся до пят. Прошло без малого более двух тысяч лет, но до сих пор не утрачена традиция, покрывать голову у верующих иудеек и у христианок, находящихся в храме.

В православных церквах данное одеяние имеют право носить только архиереи. Следовательно, если спросят: что такое омофор, можно смело отвечать — это особенный покров, который архиереи носят на плечах. Именно с таким одеянием Божией Матери связан праздник Покрова.

Для чего предназначен омофор?

Что такое таинственное несет это одеяние? Омофор бывает двух видов: великий и малый. Великий омофор представляет собой широкую ленту с нашитыми на ней полосами из другой материи, чем само одеяние. Надевается он так, что огибает два плеча архиерея и одним концом спускается с левого плеча на грудь, а другим с этого же плеча на спину. Концы опускаются почти до подола саккоса (длинная, просторная одежда архиерея с широкими рукавами, сшитая из дорого материала). На концах омофора вышиты кресты, по сути, эта узкая верхняя часть одеяния символизирует заблудшую овцу, взятую Иисусом Христом на плечи.

Великий или большой омофор епископ носит с начала Литургии до чтения размещенных в Новом завете). При чтении Евангелия архиерей стоит совсем без омофора. По окончании чтения на него надевают малый омофор, который напоминает большой, но значительно короче. Его надевают вокруг шеи священнослужителя, но так, чтобы оба конца ленты спускались на грудь.

Малый омофор — это также широкая лента, занимающая одно из первых мест в православных богослужебных облачениях и службах. Но таинственное ее назначение другое. Малый омофор символизирует то, что архиерей как священнослужитель — это носитель благодатных даров, поэтому без этой части одеяния епископ, митрополит или даже патриарх служить Литургию не имеет права.

Великое богослужение

Литургия — это таинственное и страшное служение, несущее в себе элементы вечности. Все верующие знают, что во время Евхаристии преломляется (чудесным образом меняется) хлеб в Тело Господа, а вино в Его Пречистую кровь. Прихожане, с благоговением причащаясь, испытывают необыкновенно трепетные минуты, которые вспоминают всю жизнь.

Епископ представляет собой Христа, а своим облачением показывает, что так же, как и Господь он берет под свой покров заблудших овец.

В древние времена омофор изготавливали из шерстяной белой материи, концы которой украшали крестами. Позднее эти ленты стали шить из парчи, шелка и других тканей. Материалы подбирали обязательно ярких цветов, для соответствующих богослужений.

Древний эфод — прообраз современного покрова

Некоторые историки считают, что родоначальником омофора был эфод, который надевали на себя иудейские священнослужители. Об эфоде написано в Ветхом Завете, известно, что его носил Аарон.

Одеяние это было сшито без рукавов и крепилось на плечах с помощью ремней. К ремням или лямкам прикрепляли два драгоценных камня в золотой оправе, на которых были выгравированы все имена двенадцати сыновей Иакова. Сегодня вместо этой гравировки используют кресты.

Приложиться к великой святыне – Плату Божией Матери – теперь можно и в Москве.

Константинопольская святыня

На иконах Божия Матерь всегда изображена с покрытой головой – мы видим широкий плат, свободно спадающий на плечи. Тот Плат, который был на ней в ночь Рождества Христова, Пресвятая Дева по ветхозаветной традиции хранила всю жизнь. Перед Успением Богородица подарила его одной благочестивой еврейской девушке из Назарета и завещала хранить реликвию, передавая из поколения в поколение. В середине V века паломники, которых приютило семейство хранителей реликвии, выкрали святыню и привезли ее в Константинополь. Однако вскоре похитители, мучимые раскаянием, передали Покров константинопольскому патриарху Геннадию. Во Влахерне, пригороде Константинополя, для хранения святыни был воздвигнут храм, и Плат торжественно перенесли в него 2 июля 458 года.

В IX веке византийская царица Ирина, желая объединения Византии и новообразованной Западной империи, пыталась заключить династический брак между правителями Востока и Запада. В знак серьезности своих намерений она преподнесла императору Карлу Великому несколько великих христианских святынь, в числе которых была и большая часть Покрова Богородицы. Брак правителей империй не состоялся, а святыни так и остались на Западе.

С частью Плата, оставшейся в Константинополе, связано много чудес, одно из них – защита князя Аскольда от русского флота в 860 году. Русские воины угрожали осажденному Царьграду, и тогда жители во главе с патриархом Фотием обнесли Покров Богородицы крестным ходом вокруг стен и край Плата с молитвой погрузили в воды Босфора. Вслед за этим поднялась буря и разметала корабли. Князь Аскольд заключил почетное перемирие с Византией, а вскоре принял святое крещение с именем Николай. После этого в Киев была направлена православная миссия во главе со свв. Кириллом и Мефодием, просветителями словенскими.

Князь Аскольд не успел распространить христианство на русских землях – он погиб от руки язычника Олега. Однако память о нем осталась в Киеве до сих пор: это Ильинский храм на Подоле, он стоит на месте, где когда-то возвел храм в честь пророка Илии князь Аскольд.

Шартр

После взятия Константинополя турками в XIV веке дальнейшая судьба византийской части Плата неизвестна. А вторая часть Покрова хранится уже более тысячи лет во французском городе Шартре, привлекая паломников со всего мира.

Собор Нотр-Дам де Шартр. Северная башня Шартрского собора имеет высоту 113 метров. Убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений. Площадь витражей, украшающих собор, около 2000 кв. метров, самые древние их них сохранились с XIII века. Собор входит в список всемирного наследия человечества
ЮНЕСКО.

Первое чудо, свершившееся в Шартре по молитвам Пречистой Девы, – это защита города от завоевателей-язычников. Свирепые норманны, считавшие счастьем умереть в бою, стали штурмовать плохо укрепленный город, и тогда жители с молитвой вывесили Плат Богородицы на городскую стену. После этого нападавшие внезапно обратились в бегство – по преданию, они увидели у стен города некую грозную Женщину в сияющих одеждах. Потрясенный предводитель язычников и его племя приняли христианство. Потомки вождя норманнов Рольфа Пешехода и его воинов до сих пор проживают во Франции в провинции Нормандия.

В конце XII века в соборе, где хранился Покров, от удара молнии начался пожар – три дня бушевало пламя и горожане уже оплакивали гибель почитаемой святыни. Когда огонь утих, из дымящихся руин вышли три священника, которые несли ковчег с реликвией. Оказалось, что они спаслись в глубоком колодце внутри храма, проведя эти дни в непрестанной молитве. Это чудо вдохновило жителей Шартра на постройку нового собора. Величественное здание, выстроенное в готическом стиле, сохранилось до наших дней практически нетронутым, избежав разрушений, перестроек и масштабных реставраций.

Известно много случаев исцелений по молитвам перед Платом, но главное, зачем едут паломники к этой святыне, – исцеление духовное. Сейчас реликварий с Покровом Богородицы находится в алтаре капеллы Святого Плата, с левой стороны от входа в собор. Свободного доступа к святыне нет, ей можно поклониться около решетки, защищающей реликвию. Однако для организованных православных групп делают исключение и дают возможность приложиться к ковчегу со святыней. Шартрский собор открыт ежедневно с 8 до 19 часов.

Недавно обладателем частицы Плата Богородицы стал московский храм святого апостола Иоанна Богослова, что под Вязом. Обретению святыни содействовал Центр изучения артефактов и реликвий при Воронежском государственном университете.

В блокнот паломнику:

Храм Иоанна Богослова, что под Вязом

Адрес: Москва, Новая площадь, 12.

Открыт ежедневно с 8.00 до 20.00. В воскресные и праздничные дни совершаются Всенощное бдение и Божественная литургия. На седмице в 18.00 ежедневно совершаются молебны.

Где поклониться Покрову Пресвятой Богородицы:

Франция, Сен-Лоран-ан-Руайан, монастырь прп. Антония Великого (Константинопольская Православная Церковь) (частица).

Loading...Loading...