Православные музеи столицы. К вопросу создания «церковного музея

ДОКЛАД

ЦЕРКОВНЫЙ МУЗЕЙ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

И ЕГО РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы и матери, братья и сестры!

Благодарю вас за предоставленную возможность выступить перед высоким собранием. Я представляю на этом форуме Церковный музей Московской епархии, расположенный в московском Новодевичьем монастыре

Задача настоящего доклада - познакомить слушателей с историей создания Церковного музея, организацией его работы и его участием в деле сохранения культурного наследия.

I. История Церковного музея.

Церковный музей Московской епархии Русской Православной Церкви сравнительно молодой, ему всего четыре года. Он был создан в стенах древнего Новодевичьего монастыря в июне 2010 года по распоряжению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Это - частное учреждение культуры, учредителем и собственником которого является Московская Епархия.

Церковный музей фактически стал приемником филиала Государственного Исторического музея, который долгие годы находился в Новодевичьем монастыре, и выехал с его территории в связи с передачей обители Московской епархии Русской Православной Церкви. В январе того же 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря в составе 47 строений и 5 иконостасов, был передан в безвозмездное срочное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви. За всеми переданными объектами недвижимого имущества сохранился статус федеральной собственности, а за иконостасами еще и принадлежности Государственному музейному фонду.

Церковный музей Московской епархии осуществляет свою деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом, Указами и иными актами митрополита Крутицкого и Коломенского. В уставе Церковного музея Московской епархии прописано, что он является некоммерческой организацией, и создан для осуществления культурных, образовательных, просветительских, научных и иных функций, а также для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

II. Цели и задачи

На территории Новодевичьего монастыря находится ряд выдающихся памятников истории и культуры, относящихся к середине XVI- концу XVII вв. а именно: пять храмов, колокольня, дворцовые палаты, крепостные стены с башнями, а также памятники некрополя. Церковный музей Московской епархии позиционирует себя как православное научно-просветительское учреждение, хранящее мемориальные и исторические реликвии, связанные с российской государственностью и православием.

Получив в пользование комплекс Новодевичьего монастыря, Московская епархия соответственно приняла на себя и ответственность за сохранение этого особо ценного объекта истории и культуры. Следует отметить, что при передаче в пользование Московской епархии Новодевичий монастырь утратил юридический статус особо ценного объекта, и вытекающие из него преференции. Итак, с первых дней перед Церковным музеем стояла задача возвратить древней обители статус особо ценного объекта. Чтобы ее решитьсотрудникам Музея потребовалось немало времени и усилий, и сейчас ансамбль Новодевичьего монастыря вновь признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

С 2004 года ансамбль Новодевичьего монастыря включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, будучи признан универсальной мировой ценностью. Это ставит перед Церковным музеем задачи другого уровня, а именно - исполнение международных конвенций в области сохранения объектов всемирного культурного наследия и презентацию архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в культурном ландшафте, исторической и природной среде, а также его мемориализацию как памятника православной культуры. Весь этот комплекс вопросов должен найти своё отражение в плане управления ансамблем Новодевичьего монастыря, находящимся в стадии разработки.

Находясь в стенах древней церковной святыни, действующего православного монастыря, сознавая себя хранителем христианского культурного наследия и частью российского и всемирного музейного сообщества, Церковный музей Московской епархии видит свою миссию в духовно-нравственном и культурном просвещении российского общества, воспитании подрастающего поколения. Этим продиктованы основные направления, деятельности Церковного музея: экскурсионно-выставочная, научная, информационно-просветительская.

III. Основные направления деятельности.

1). Экскурсионно-выставочная. С первых дней своего существования Церковный музей был глубоко заинтересован в сохранении высокого профессионального уровня экскурсионного обслуживания - такого, каким оно был в филиале Государственного Исторического музея. Поэтому его экскурсоводы были привлечены на работу в Церковный музей. Благодаря этому экскурсионное бюро ни на один день не прервало свою работу. В настоящее время оно работает без выходных, направляя свою деятельность на предоставление услуг посетителям и, соответственно, на получение музеем дополнительных финансовых средств (экскурсии, реализация сувенирной и полиграфической продукции и др.).

Следующей задачей Церковного музея было открытие новых экспозиций. В его распоряжении после вывоза фондов ГИМа и свёртывания выставок осталось 5 иконостасов, из которых четыре - в действующих храмах. Уже к Пасхе 2011 года в Ирининских палатах по благословению Митрополита Ювеналия Церковным музеем была открыта первая экспозиция под названием «Огненные язы́ки благодати», в рамках которой представлено более 50-ти икон первой четверти 18 века из иконостаса реставрируемой Духовской церкви.

Одновременно с этой экспозицией была открыта фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», рассказывающая о том, как в постсоветское время в Московской области из руин восстанавливались храмы и монастыри. В прошедшем 2014 году она в обновленном и расширенном виде была перенесена в Сетунские палаты.

К Рождеству 2012 года в Софьиных палатах была открыта выставка «Величай, Душе моя, Деву Пречистую». На выставке представлено более 80 Богородичных икон конца XVIII-начала XX вв. из прежде закрытого монастырского фонда.

В Напрудной башне была размещена выставка, посвященная игуменье Серафиме (Черной) - первой настоятельнице возрожденного Новодевичьего монастыря, родной внучки священномученика Серафима Чича́гова. На выставке представлены фотографии из семейного архива, личные вещи, церковные и государственные награды матушки.

К 200-летнему юбилею Отечественной войны в подклете Софьиных палат была открыта выставка «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря», повествующая о первых месяцах войны и о том, как Москва и Новодевичий монастырь пережили французскую оккупацию.

В настоящее время в Новодевичьем монастыре действуют 5 экспозиций. В летний период Смоленский собор обители во внебогослужебное время функционирует в музейном режиме.

2). Научно-фондовая работа - является одним из основных направлений музейной деятельности, ориентированная на сохранение, исследование и использование музейных предметов. Как уже было сказано, вместе с объектами недвижимости Московской епархии были переданы в пользование 5 иконостасов из Государственного музейного фонда, ценнейшим памятником и уникальным артефактом является настенная фресковая роспись Смоленского собора.

Задачей Церковного музея является учет переданных в пользование объектов, их изучение и сохранение. Для этого несколько раз в год в плановом и внеочередном порядке в Новодевичьем монастыре проходят выездные совещания реставрационного совета ГИМа, на которых его научные сотрудники проверяют состояние и условия хранения переданных памятников искусства, дают рекомендации.

Главный хранитель Церковного музея в рабочем порядке следит за состоянием иконостасов и росписей, ведет постоянный мониторинг температурно-влажностного режима. В музее на протяжении ряда лет проводится работа по компьютеризации фондов, прежде всего, с целью формирования каталогов коллекций в электронном виде.

Прочные связи установились у Церковного музея с Российским Институтом Археологии РАН, постоянно проводящим работы на памятниках Новодевичьего монастыря, а также с Центральными научно-реставрационными производственными мастерскими, курирующими проведение всех реставрационных работ на памятниках Новодевичьего монастыря.

3). Конференции, издательская деятельность.

Представители Церковного музея регулярно принимают участие в различных российских и международных научных форумах по музейному делу, реставрации, конференциях, семинарах, круглых столах, после чего готовят отчеты и размещают материалы на сайте Церковного музея (http://ndm-museum.ru). В стенах самой обители уже не раз проводились конференции и круглые столы, в их числе семинар ЮНЕСКО для пользователей объектов религиозного значения.

В период с 2011 по 2012 гг. Церковный музей совместно с ГИМом, подготовил к изданию и выпустил фундаментальную научную антологию по истории и архитектуре Новодевичьего монастыря. К работе над этой книгой были привлечены авторитетные историки, искусствоведы, архитекторы, археологи. В прошедшем году Новодевичий монастырь выпустил новый тираж популярного путеводителя.

В монастыре уже дважды проводились международные конференции по золотному шитью, всякий раз сопровождавшиеся выпуском сборников материалов и докладов.

3). Информационно-просветительская деятельность Церковного музея Московской епархии заключается в предоставлении информации о экспозициях, фондовых коллекциях и проводимых в музее мероприятиях, которая широко распространяется, благодаря видеосюжетам и анонсам, распространяемых в СМИ. Церковный музей активно формирует связи с различными туристическими и паломническими службами, общественными организациями, сотрудничает федеральными и региональными СМИ, принимает участие в социальных программах, в стенах обители проходят практику студенты различных архитектурных и художественных ВУЗов.

В начале 2014 года по благословению Митрополита Ювеналия в монастыре начала работать общедоступная библиотека с большим читальным залом, где проводятся духовные беседы и круглые столы.

IV . Структура и подразделения.

На 1 января 2014 г. штатное расписание Церковного музея включало 50,0 единиц. В своей работе сотрудники музея руководствуются положениями об отделах и должностными инструкциями. Руководителем Церковного музея Московской епархии является директор, которого назначает митрополит Крутицкий и Коломенский.

Музей имеет компактный управленческий аппарат, в который входят следующие штатные единицы: заместитель директора по научной работе, заместитель по связям со СМИ и хозяйственным вопросам, учёный секретарь и главный хранитель.

Наиболее многочисленное подразделение (62% от общего числа сотрудников), представляет собой экскурсионно-выставочный отдел, что обусловлено наличием довольно обширных экспозиционных площадей, за которыми наблюдают смотрители.

V . Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что Церковный музей Московской епархии успешно продолжает традиции музеефикации Новодевичьего монастыря - одного из основных туристических объектов столицы - и удерживает высокий рейтинг среди московских музеев. После передачи обители в пользование Церкви, наблюдается устойчивое увеличение потока посетителей, в том числе и иностранцев (который по известным причинам снизился в этом году). Экспозиции музея пользуются популярностью среди различных социальных групп населения, желающих познакомиться с историческим и духовным наследием России, повысить свой культурный уровень.

После полномасштабной реставрации, которая началась в этом году, древняя обитель, которая скоро отметит свой 500-летний юбилей, предстанет в преображенном виде. Это тем более важно, т. к. Новодевичий монастырь всегда был и доныне является одним из духовных центров и святыней Первопрестольной, чудом уцелевшей среди бесчисленных разорений, стихийных бедствий, различных реформ, выдающейся христианской ценностью, своим царственным великолепием и гармонией архитектурного ансамбля свидетельствующей о Божественном величии, и наконец, знаковым объектом в системе церковно-государственных отношений.

Благодарю за внимание!

Диакон Алексий Куликов

Музей православной культуры, расположенный в финском городе Куопио, был открыт в 1957 году. На современном месте музей работает с 1969 года, когда для него было построено отдельное, небольшое по размерам здание в стиле модерн из стекла и камня.

Основу коллекции музея составляют экспонаты из Валаамского монастыря, которые были увезены оттуда вглубь страны в 1939 году, после начала войны между Финляндией и Советским Союзом, и предметы церковного искусства XVII – XX веков, эвакуированные из других православных приходов страны.

Среди экспонатов можно увидеть украшенные драгоценными камнями иконы, псалтырь в серебряном окладе, священные церковные одежды с вышивкой из золота и серебра. Особую ценность представляют каменные цепи вериги, принадлежавшие монахам-отшельникам с острова Валаам.

Краеведческий музей в Куопио

Краеведческий музей в Куопио ориентирован на природу Северо-Западной Европы. Но в коллекциях преобладают экспонаты восточной Финляндии. Коллекция Краеведческого музея Куопио была создана в 1887 году, когда Бенджамин Сталберг пожертвовал новому музею три чучела совы.

В 1901 году А. Ю. Мела поддержал новую коллекцию, подарив свои образцы растений, минералов, насекомых, птиц и яиц. Когда здание для музея было готово, в 1907 году, Общество натуралистов Куопио начало собирать материалы для коллекции и организовало первую выставку.

Сборы экспонатов продолжались до 1960 года. К этому времени в коллекции музея уже насчитывалось около 1500 позвоночных, 22000 насекомых и яйца 300 различных видов птиц.

Музей городской истории в Куопио

Куопио – это столица провинции Северное Саво в Финляндии. Основной достопримечательностью города считается каменный Кафедральный собор Tuomlokirkko, построенный в 1815 году. Также в Копио находится основной православный собор Финляндии - собор Св. Николая.

В Копио расположены несколько интересных музеев. Собор Св. Николая является самым крупным музеем православия в Западной Европе, интересен Музей-квартал, где можно посмотреть макеты домов разных времен и сословий, Художественный музей, Автомобильный музей и др.

Интересен также Музей городской истории в Куопио. Музей является частью музейного центра Куопио. Он расположен в доме, который ранее являлся жилищем священника. До этого здание было коровником. В музее можно посмотреть на экспонаты культурно-исторического наследия, в том числе, сотворенные вручную. Также здесь представлены экспонаты скотоводства, рыбалки, школьные предметы военного времени.

Главная цель создания музея - демонстрация предыстории, истории, жизни и культуры города Куопио и Северного Саво. Музей был основан в 1884 году.

Церковный православный музей

Церковный православный музей расположен в небольшом финском городе Куопио и располагает обширной коллекцией предметов церковного искусства и исторических артефактов. Несмотря на свою относительную молодость, музейная коллекция насчитывает обширное число предметов, относящихся к XVII-XIX векам. Это во многом заслуга контактов музея с Валаамским монастырем, который принимает активное участие в формировании экспозиции.

Церковный православный музей в Куопио - крупнейшее сооружение подобного рода в Западной Европе. Коллекция музея довольно обширно пополнилась во время Второй мировой войны, что позволило сохранить уникальный атрибуты церковной жизни, в частности Коневскую икону Божией Матери XVIII века. Из собранных экспонатов в 1957 году был создан музей, а в 1968 году у коллекции появилось постоянное помещение.

Приходите в церковный музей для того, чтобы лучше ознакомиться с церковной историей и культурой. Вас ждет множество уникальных экспонатов и интересные экскурсии от профессиональных работников музея.


Достопримечательности Куопио

Сотни людей лихорадочно скупают билеты на московскую выставку пинакотеки Ватикана, которая обычно закрыта для туристических глаз. Но мало кто знает, что у Русской Православной Церкви есть аналогичный музей — церковно-археологический кабинет. В отличие от пинакотеки, где собрана исключительно живопись, в ЦАКе помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика, и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.

Поразительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и других русских художников. Отдельных картин нет даже в государственном каталоге музейного фонда страны.

Что такое ЦАК?

ЦАК — церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в городе Сергиев Посад Московской области.

Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 году для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 году туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно — церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны.

История создания

Коллекцию музея собирали дважды, причем во второй раз с нуля. Первая коллекция рождалась еще до официального создания ЦАКа — в 1814 году ректор академии протоиерей Александр Горский (1812-1875) организовал для студентов в учебных целях выставочный кабинет, который находился в библиотечном корпусе. Там собрали небольшую коллекцию икон, картин и монет.

В Царских чертогах, соответственно, начали собираться царские дары. Ядро коллекции первоначального музея формировалось из подарков императорской семьи: портреты императоров, членов царской семьи, видных церковных и светских деятелей. Из них, к сожалению, осталось в нынешней экспозиции всего две работы: портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы I. Предполагается, что написал их придворный художник-портретист Луи Каравак.

В 1922 году все собранное бесследно исчезает. Большевики принимают декрет об изъятии церковных ценностей, а после закрытия академии и ликвидации монастыря ЦАК был буквально разграблен. К настоящему моменту найдено только несколько экспонатов. Всем казалось, что на этом история ЦАКа окончена.

А дальше произошло чудо. В 1943 году в церковно-государственных отношениях наступило потепление, а в 1950 году началось восстановление музея. И если раньше главными жертвователями были представители царских фамилий, то теперь самым главным частным жертвователем стал сам Патриарх Алексий I. За первые 20 лет деятельности восстановленного музея большая и лучшая часть собрания получена от него. Именно поэтому Церковно-археологический кабинет сейчас носит его имя.

В книге почетных гостей Святейший Патриарх Алексий I написал:

«Много раз я посещал Церковно-археологический кабинет… Дай Бог, чтобы изучая это богатое собрание, наши воспитанники, кандидаты в священство, научились в нем любить, понимать и ценить наше истинно церковное искусство».

Экспозиция музея условно делится на 7 зон

Сейчас музей открыт не только для студентов, но и для всех желающих.

ЦАК формировал свою коллекцию второй раз в очень непростых условиях, и не всегда мы можем проследить историю всех экспонатов.

1. Церковное прикладное искусство

Облачения иерархов Русской Православной Церкви, богослужебная утварь, мозаики XIX века, художественное шитье, старинные рукописные и печатные книги, церковные и государственные ордена и награды, точные макеты храмов и монастырей.

2. Западно-Европейское декоративно-прикладное искусство

Облачения католических священнослужителей, скульптуры и иконы западного христианского мира, богослужебная утварь.

3. Русская религиозная живопись

Картины известный русских художников Сурикова, Васнецова, Нестерова, которые отражают религиозные переживания и историю русского народа.

4. Зал иконографии

700 древних и современных икон (пост-византийский и русский периоды), фрагменты иконостасов и уникальная коллекция неканонических икон.

5. Церковная фототека

Собрание фотографий, которые показывают жизнь Русской Православной Церкви через объектив камеры. Выставлено около 5000 фотографий и свыше 500 интересных отечественных и зарубежных фотоаппаратов конца XIX и начала XX века, которые считаются антиквариатом.

6. Церковная фонотека

Более 200 виниловых пластинок дореволюционной и советской эпохи с записями церковных хоров и священнослужителей с выдающимися голосами. Необычные и старинные музыкальные инструменты, граммофоны и патефоны.

7. Келья и мемориальный кабинет Святейшего Патриарха Алексия I

Собраны личные вещи предстоятеля и его семьи, фотографии и портреты Патриарха в разные годы жизни.

Откуда пополняется экспозиция

В настоящее время коллекция кабинета собирается иерархами, священнослужителями и простыми людьми. Вслед за Патриархом Алексием I все последующие Предстоятели Русской Православной Церкви поддерживали традицию передачи в ЦАК разных предметов.

Особый вклад в экспозицию музея внес Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который передал музею 13 реликвий и святынь. Среди них особо можно выделить омофор (часть облачения епископа) святителя Иоанна Шанхайского (1896-1966). Это уникальный святой XX века, который, будучи епископом, служил вдали от Родины: в Китае, Западной Европе и США. Святой отошел ко Господу в Сан-Франциско и очень сильно почитается в Америке. Постепенно слава о нем возвращается на русскую землю.

Главная святыня музея

По словам заведующего протодиакона Игоря Михайлова, главная святыня музея — сандалии преподобного Сергия Радонежского, в которых он был погребен. Обувь святого передали музею в 1946 году из Лавры, где хранились святыни, которые остались от создателя обители. Рядом с сандалиями лежит камень из гробницы Преподобного, который был найден вместе с мощами и оставлен как реликвия. Позже на нем изобразили Сергия Радонежского и священномученика Панкратия, в день памяти которого были обретены мощи.

Сандалии из кожи сделал сам преподобный Сергий — как и многое другое, что требовалось для жизни и богослужений. Подвижник основал монастырь в труднодоступном месте, где рассчитывать на чужую помощь не приходилось. Будучи настоятелем, он трудился физически наравне со всеми: строил храм и кельи, рубил дрова, делал из дерева богослужебные сосуды и шил одежду.

Рядом с сандалиями выставлены деревянные богослужебные сосуды и нательный крест преподобного Сергия, а сзади на стене висит обширная иконография, посвященная игумену Радонежскому. Все вместе это составляет коллекцию, посвященную 700-летию со дня рождения Преподобного. Торжества проходили 18 июля 2014 года в день обретения мощей святого, поскольку точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна.

Церковь и космос

Один из экспонатов с уникальной судьбой — макет Храма Христа Спасителя, собранный в 1920-х годах. Его при посещении ЦАКа увидел первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и услышал историю постройки храма, который был символом победы над Наполеоном и памятником погибшим воинам в Отечественной войне 1812 года. Когда космонавт поинтересовался, где сейчас находится собор, он узнал, что Храм Христа Спасителя взорван в 1931 году и на его месте находится бассейн «Москва». Через некоторое время космонавт выступил с шокирующей речью на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о разрушенных памятниках военному подвигу: в частности, он упомянул о Храме Христа Спасителя и Триумфальной Арке, которая также была воздвигнута в честь победы над Наполеоном. До 1936 года она стояла на площади Тверская Застава (с 1932 года до 1990 года — площадь Белорусского Вокзала) и была разобрана большевиками согласно генплану реконструкции Москвы.

Добиться восстановления Храма Христа Спасителя Юрию Алексеевичу не удалось, но Триумфальную арку воссоздали на Кутузовском проспекте к 1968 году. В конце 1990-х годов макет ХХС использовали для восстановления главного собора Москвы, постройка которого завершилась в 2000 году.

Экспозиция Церковно-археологического музея доступна круглый год. Его популярность растет, с каждым годом количество посетителей увеличивается, поэтому посетить ЦАК можно по предварительной записи, чтобы каждый желающий мог рассмотреть интересующие экспонаты.

Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Академия.

Посмотреть точное расписание работы музея и записаться на экскурсию можно .

Экскурсию проводил иерей Артемий Головчанский

Фото Юлии Маковейчук

(Материалы конференции 1991 года “Церковь, музей, культура”. Публикуется с незначительными сокращениями).

В настоящее время ведутся активные поиски оптимальных систем охраны национального культурного наследия… В этом отношении целесообразно обратиться к опыту “церковных музеев”.

Исторический опыт России дает возможность утверждать, что стержнем культуры и всего жизненного уклада на протяжении тысячелетия были православные духовные традиции; все развитие общества и в целом жизнь Русской земли определялись этими традициями. Вполне закономерно, что РПЦ была духовным центром, а также центром культуры и просвещения народа. Особую роль РПЦ сыграла в организации музеев. Это положение до сего времени не получило должного внимания и оценки. С разрушением храмов разрушалась не только православная традиция, разрушались духовные, нравственно-этические основы человека, разрушалась культура России, в том числе и великое множество церковных музеев.

До 1917 года в стране существовало несколько типов церковного музея. Распространенным типом церковного музея являлась монастырская ризница. В соборах столичных, губернских и уездных городов также существовали ризницы. Ризницы хранили драгоценные предметы из золота, серебра, драгоценных камней, книги, иконы, одежды и т.п. Размещались ризницы, как правило, или в отдельных помещениях, а чаще – в одном из приделов храма. Вещи находились в шкафах, на стеллажах. В ризницах был тщательно организован учет вещей, о чем свидетельствуют многие памятники, ныне хранящиеся в государственных музеях страны, а также архивные документы, исторические описания монастырей и отдельных храмов. <…>

К церковному музею относились “епархиальные палаты древностей”, “древлехранилища”, которые, как правило, существовали в губернских и столичных городах. Именно древлехранилища явились основой создания многих губернских историко-археологических музеев.

Особую роль в создании церковных музеев, историко-археологических музеев сыграли священники. Священнослужители были, как правило, первыми историками земли Российской. Например, священник Федор Прусовецкий в начале XIX века составил первое рукописное описание города Осташкова, включившее важнейшие письменные древние документы, наблюдения и сведения. Священники стали организаторами первых уездных музеев. Так, в Осташкове первый музей был открыт в конце ХVIII – начале XIX века при четырехклассном городском училище; в конце прошлого (т.е. XIX. – Ред.) столетия настоятель Преображенского храма протоиерей Владимир Петрович Успенский на основе церковного музея создал городской краеведческий музей.

Важно оценить роль священнослужителей в сохранении многих памятников архитектуры Древней Руси. В ЦГИА СССР (Ф. 799. Оп. 26. Ед.хр. 163. Л. 3) хранится обращение в Императорскую археологическую комиссию с просьбой сохранить и не сносить из-за ветхости уникальный памятник древнерусского зодчества – ярусную церковь конца XVII века во имя Иоанна Предтечи на Ширковом погосте, в 18 верстах от истока великой русской реки Волги. “Прошение” подписали священник Илия Илонкский, диакон Михаил Голубев, уполномоченные прихода в числе 22 человек и церковный староста Гавриил Коровкин. В настоящее время этот храм – памятник союзного значения и вошел в историю русской архитектуры как уникальный тип местного ярусного деревянного храма.

Современные исследователи постоянно обращаются к отчетам и описаниям храмов и монастырей, находящимся в настоящее время в различных архивах страны. Примечательная деталь: в архивах сохранились описания храмов, росписей, икон и церковного имущества, составленные священнослужителями. В описаниях дана точная характеристика памятников.

В дореволюционной России существовал учет, описание, исследование памятников церковного искусства: храмов, настенных росписей, икон, книг, утвари. Особую роль играл ряд организаций: Императорская археологическая комиссия, Общество любителей истории, археологии и естествознания, Русское археологическое общество, Общество истории и древностей при Московском университете и т. п. Особую роль в русской культуре имели научные экспедиции Императорской Академии художеств, которые с 1870-х годов были традиционными.

Обращение к историко-культурным традициям Отечества дает богатый материал к размышлению, а также ответы на многие современные проблемы. РПЦ возвращаются храмы, встает вопрос о воссоздании церковных музеев, центров хранения и изучения памятников церковного искусства. В целях воспитания и просвещения церковные музеи должны сыграть особую роль: возрождение народа невозможно без освоения историко-культурного наследия РПЦ.

Вероятно, церковные музеи могут быть нескольких типов. Во-первых, музеи вновь открываемых монастырей. Статус подобного музея можно определить как “Художественно-архитектурный, исторический и природный музей-заповедник монастыря”. Он может размещаться как в одном из гражданских зданий на территории монастыря, так и вне ее. “Природный” – потому что должны сохраняться исторически сложившийся ландшафт, историческая среда окружения. Если монастырь сельский, то важно отразить историю и восстановление монастырского хозяйства.

Комплектовать фонды вновь открываемого музея монастыря возможно за счет памятников, ранее принадлежавших монастырю и находящихся ныне в фондах гос. музеев, действующих храмов, частных собраний и т. п.

Важно восстановление монастырских библиотек. Как один из вариантов – комплектование фондов библиотек факсимильными копиями книг и рукописей монастырских, находящихся ныне в различных гос. библиотеках, архивах, музеях.

На мой взгляд, целесообразно в музее монастыря собрать весь материал по истории советского периода: сведения о судьбах иноков, книги, периодические издания, проектные материалы реставрации монастырского комплекса, изобразительный материал: фотографии, станковая живопись, графика.

Целесообразным представляется создание “Церковного музея приходского храма”, “Церковного музея городского собора”, “Церковного музея епархии”, духовного училища, духовной семинарии, духовной академии. По типу эти музеи могут быть “церковными историко-археологическими кабинетами”. Комплектование фондов этих музеев – из фондов музеев народных, школьных, общественных, музеев государственных, а также путем закупки памятников и т. п. <…>

“Патриаршая ризница” должна стать Центральным музеем православной культуры, иметь статус научно-исследовательского центра. Возможно ее создание на базе Музея им. Андрея Рублева.

Создание музея нового типа “храм-музей” – особенность современного этапа развития общества. Преимущественное распространение этот тип музеев может иметь в исторических городах России, где сохраняется большое количество храмов, а из-за малочисленности населения не все храмы могут быть переданы РПЦ. Во многих храмах в настоящее время находятся краеведческие, художественные и иные музеи. В этом случае возможно оставить в храме музей, но экспозицию организовать только древнерусскую, не допуская антиправославной пропаганды. В храмах-музеях можно проводить отдельные праздничные богослужения.

Финансирование церковных музеев необходимо осуществлять не только за счет РПЦ, но и из бюджета государства, поскольку в данных музеях будут храниться памятники, являющиеся общенациональным культурным достоянием страны.

Здания, экспонаты и имущество церковных музеев должно являться собственностью РПЦ.

Функции учета, контроль за соблюдением условий хранения и т.п. может выполнять Центральный музей православной культуры.

Музей был открыт 28 января 2008 г. по благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского. Инициаторами организации музея выступили Бийское благочиние Барнаульской епархии РПЦ и Бийское отделение Демидовского фонда. По числу экспонатов и экспозиционной площади музей является одним из крупнейших церковных музеев Сибири.

На 1 августа 2015 г. в фондах музея собрано 48.917 экспонатов, из них 42.282 экспоната относятся к основному фонду. Самым древним экспонатом музея является старопечатная книга «Октоих», изданная в Москве в 1618 году. Значительный интерес представляют первопечатные книги Руси - «Апостол» 1633 и «Псалтирь» 1634 годов издания.

Среди уникальных собраний музея следует назвать коллекции:

  • православных икон ХVIII-ХХ вв. 1672 единицы хранения;
  • медного православного литья ХVIII-ХХ вв. - 146 единиц хранения;
  • старопечатных и изданных гражданским шрифтом православных книг ХVII - начала ХХ вв. - 742 единицы хранения;
  • рукописных православных книг ХIХ-ХХ вв. - 12 единиц хранения;
  • православных календарей ХХ-ХХI вв. - 2184 единицы хранения;
  • тельных крестов ХIХ-ХХI вв. - 2318 единиц хранения.

Среди раритетов: Владимирская икона Пресвятой Богородицы ХIХ в., которая чудесным образом сохранилась после пожара; большой меднолитой православный крест ХIХ века, в 2008 г. разрубленный на части жителем Бийска для сдачи в пункт приема металла; надгробные плиты, святыни…

Музеем создано и открыто 119 фондов: тематических, личных и мемориальных (бийских архиереев, священно- и церковнослужителей, монашествующих).

С сентября 2009 года музей размещается в залах Бийского архиерейского дома 1888 года постройки - уникального памятника архитектуры и истории РФ и РПЦ.

В составе музея 19 экспозиций:

— Алтайская духовная миссия;
— Бийск православный;
— Бийский архиерейский дом;
— Казначейство Алтайской духовной миссии;
— Православная ярмарка;
— За каждым именем - судьба;
— Белый клобук Алтая;
— Кабинет бийских архиереев;
— Архиерейская опочивальня;
— Зал миссионерских собраний;
— Молитва воплощенная в металле;
— Русская старопечатная книга и рукописная книга;
— Архиерейская трапезная;
— Учебный класс церковно-приходской школы;
— Невинно убиенные;
— Фонд редкой книги;
— Бийский Тихвинский монастырь;
— Православная горница;
— Келья схимонаха.

При музее создана научная фундаментальная библиотека, которая насчитывает 42 тысячи книг по православию, истории, краеведению, музееведению, искусству и другим направлениям.

Музей дважды стал участником международных выставок «Интурмаркет» в г. Москве и шести региональных туристических выставок «Алтайтур. Алтайкурорт».

Музей предлагает шесть разноплановых экскурсионных программ по следующим темам:

— «Музей истории Алтайской духовной миссии»;
— «Бийское архиерейское подворье - памятник православной истории и культуры Алтая»;
— «Все это - Бийск!»;
— «Бийский Арбат»;
— «Бийск православный»;
— «К истоку Великой Оби».

Ежегодно музей проводит более 700 экскурсий и принимает до 35 тысяч туристов и паломников.

На базе музея проходят международные и региональные конференции по музееведению. Научные сотрудники музея ведут научно-исследовательскую работу по разным вопросам православного краеведения, составляют «Православную летопись г. Бийска», «Путеводитель по фондам и собраниям музея истории Алтайской духовной миссии», «Биографический справочник священно-церковнослужителей г. Бийска», публикуют научные статьи, выступают на конференциях.

В рамках издательской программы музея выпущено более 40 наименований буклетов по православному краеведению, документальный фильм «Сердце Святого Алтая».

Музей истории Алтайской духовной миссии
Адрес: 659335. Россия. Алтайский край. г.Бийск. Улица Иркутская, 1/1.
Директор музея - Павел Сергеевич Коваленко
Экскурсии по музею по предварительной записи по телефонам
Тел. +79635245674

Loading...Loading...