Разница между упырем и вурдалаком. Упырь в славянской мифологии - как бороться с упырями? Где обитают упыри

Чья добыча?

  Отпросился солдат в отпуск на родину - с невестою повидаться, родителям поклониться. Идет мимо кладбища, а уже стемнело. Вдруг видит - над могилами упыри собрались и жрут чье-то мертвое тело. У солдата ноги к земле приросли, и в ту же минуту один упырь его увидал.

  - А вот и моя добыча! - кричит.

  Тут у солдата столбняк прошел - дал он такого деру, что аж ветер завился. А упырь сзади - уже нагоняет, зубами чуть не затылок клацает. Видит солдат - впереди часовенка. Вбежал туда, а там гроб с покойником стоит, вокруг свечи горят. Солдат забился в угол, сидит ни жив ни мертв, а упырь влетает в часовню, тянет к нему синюю костлявую руку...

  И вдруг покойник встал из гроба, глаза открыл.

  - Ты зачем сюда заявился? - грозно спрашивает упыря.

  - Солдата пригнал, съесть его хочу.

  - Как бы не так! Он ко мне прибежал - я его и съем.

  "Мать честная, - думает солдат, - вот попал, называется, из огня да в полымя. Неужто и этот - тоже упырь?!"

  А те в это время спорить взялись:

  - Нет, я его съем!

  - Нет, я!

  Слово за слово - дошло и до драки. Только прах от них полетел! Долго бы дрались, да петухи запели: оба упыря упали на пол замертво, а солдат на дрожащих ногах заковылял домой, приговаривая:

  - Слава те, Господи, что спас и оберёг!

А. Ремизов. Упырь

  Не ведьма Дундучиха застилает на ночь стол скатертью, не ступой закостила набожная - кроет землю белый снег, летят - падают хлопья надранными лохмотьями, воет, вьется вьюга, выбухает вихорь, метет метель-поземелица, закуделила.

  Третий день и грустна и печальна коротает дни в серебряном тереме царевна Чучелка.

  Третий день, как печален и грустен уехал царевич Коструб за Лукорье.

  За морем Лукорье, там реки текут сытовые, берега там кисельные, источники сахарные, а вырии-птицы не умолкают круглый год.

  Полпути не проехал царевич, занемог в дороге и помер. В чужом краю его схоронили.

  Вот среди ночи слышит царевна - под окном кто-то кличет:

  - Чучелка, Чучелка, отвори!

  Вся зарделась царевна - узнала Коструба.

  Думает царевна: "Это он, это жених, царевич вернулся с дороги!" Встала. Отворила.

  - Бери свои белые платья, жемчуг. Я в чужом краю завоевал себе землю, мой подземный дворец краше Лукорья.

  Надела Чучелка белые платья, жемчуг. Спешит на крыльцо.

  А он ее за руку и на коня.

  Взвился конь, и помчались.

  Мчатся. Мчатся царевич с царевной. Страх змеей наползает на сердце: видит царевна - под нею не конь, таких не бывает, а ветер.

  Ветер-вихорь несет их сквозь темные леса, сквозь мхи и болотца - ржавы болотца в шары-бары - пустое место.

  Поравнялись с церковью, повернули на кладбище.

  Тут конь исчез.

  И вдвоем остались они над могилой: царевич Коструб и царевна. А в могиле чернеет из-под снега дыра.

  - Вот мои земли, там мой дворец, там мы отпразднуем свадьбу: дни будут вечны и пир наш веселый без печали, без слез... полезай!

  - Нет, - отвечает царевна, - я дороги не знаю, ты наперед, я - за тобою.

  Послушался царевич царевну, пропал в могиле.

  И осталась царевна над черной дырой. Сняла с себя платья - да в могилу бросила.

  - На же, тяни за собою. Вот белые платья, вот жемчуга! - и, сбросив в могилу все до сафьянных сапожков, заткнула дыру, да бежать без дороги по снегу, сама не знала куда.

  Летела царевна, летела - вдалеке огонек мелькает - прытче бежит. Добежала, смотрит: изба - одна-одинокая изба стоит среди поля. Бросилась к двери, вломилась в сени, да в горницу...

  Мертвец на лавке лежит, больше нет никого, и светит свеча.

  Царевна со страха на печку, забилась в угол, сидит тихонько.

  А там на кладбище, а там на могиле обманутый вышел из гроба царевич. Созвал Коструб мертвецов и полетел с мертвецами вслед по царевну.

  Прилетел до избы, кричит через окно:

  - Мертвец, отвори мертвецу! Будем с живым пир пировать!

  Зашевелился мертвец: то ногой, то рукой поведет. А потом с лавки как встал и пошел, дверь отворил.

  И нашло мертвецов полным-полна изба. Окружили печь, кличут царевну:

  

  - У меня нет рубашки и сафьяновых сапожков, принесите мне: там они, на могиле! - говорит мертвецам царевна.

  Посылает царевич мертвеца на могилу.

  И вернулся мертвец, принес и рубашку, и сапожки.

  И опять кличут царевну.

  А она им: то, говорит, рукавичек нет, то платка у нее нет, то пояса...

  Но мертвецы ей все из могилы достали: все платья, весь жемчуг до последней крупинки.

  Кличут царевну:

  - Вылезай, вылезай - будем пир пировать!

  И надела царевна белые платья, жемчуг - вышла.

  Вышла царевна. И в кругу мертвецов замерла.

  А! Как обрадован мертвый живому!

  - Я тебе верен за гробом, - целовал царевну мертвый царевич, и с поцелуем живая кровь убывала - теплая кровка текла в его холодные синие жилы.

  Третьи петухи пропели - мертвецы разлетелись по темным могилам, там, в могилах, облизывали красные губы.

  Не вернулась царевна в свой серебряный терем. Нашли Чучелку утром - белая, как белый снег, без единой кровинки, далеко в чистом поле в мертвецкой избе.

  Вьется вьюга и воет, валит и, опрокидывая, руша, сбивает с ног. Разворотила, нелегкая, дубья-колодья, замела дверь, засыпала окна - хоронит серебряный Чучелкин терем.

  Холодна зима - белый снег.

А. Пушкин. Вурдалак

Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит, -
Кто-то кость, ворча, грызет.

Ваня стал; шагнуть не может.
"Боже! - думает бедняк. -
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак.

Горе! Малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем".

Что же? Вместо вурдалака
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.

  Упыри (вурдалаки) сродни вампирам, злобным покойникам, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух. Древние славяне "клали требы", то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну .

Считается, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; заложный покойник (самоубийца, убитый и непохороненный) или колдун .

Ночами упыри встают из могил, обуреваемые желанием сосать кровь спящих людей.

Когда народ подозревает какого-то покойника в таких страшных ночных прогулках, его выкапывают из могилы и, увидев, что он вовсе не похож на мертвеца, а наоборот, свеж и розовощек, будто живой, вбивают ему в сердце осиновый кол, а потом сжигают труп. При этом следует остеречься струи черной крови, которая хлынет из злобного сердца, не то, если хоть капля на кого-то попадет, останутся на теле неизлечимые язвы. Ну а когда разгорится костер, поползут в разные стороны черные жабы, гадюки и черви, и надобно следить, чтобы ни одна из этих нечистей не сбежала, ибо с нею упырь может ускользнуть, чтобы потом возродиться - и вновь вершить свои ужасные дела.

Луна - солнце мертвых. На этом древнейшем веровании основано одно из самых страшных действ, предпринимаемых деревенскими колдунами. Чтобы навести порчу, такой колдун, ближе к полуночи, обязательно при полной луне, отправляется на кладбище, где похоронены заложные покойники: самоубийцы-удавленники и утопленники. За пазухой у колдуна круглое зеркало - медное или серебряное. Оно завернуто в смертный платок (такими платками чародеи для своих злокозненных целей покрывают лица усопших). Сдернув плат, колдун наводит лунное отражение на могилу - и медленно восстает мертвец - упырь или упырица. Неотрывно глядя в зеркало, он следует за своим отражением до того дома, где намечена жертва. В то мгновение, когда колдун наведет зеркало на раскрытое окно или распахнутую дверь, мертвец проникает в жилище - на пагубу его спящим обитателям. Вот почему издревле запирали на ночь все окна и двери.

Но беда и самому колдуну, ежели на пути от кладбища до деревни он споткнется, уронит зеркало у или луну закроет облако, или промелькнет в зеркале хотя бы тень летучей мыши. Разъяренный упырь вернется в могилу, однако в дальнейшем, когда на небе сияет полная луна - солнце мертвых, - мертвец станет навещать оплошавшего чародея, высасывая из него жизненные силы. Оттого круглые зеркала в "смертных платах" решались иметь лишь отъявленные колдуны.

В глухую полночь выходя из могил, где лежат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников или проникают в избы и высасывают кровь сонных людей, которые вслед за тем непременно умирают. Если сложенные накрест руки упыря окоченели и он не в состоянии их развести, то прибегает к помощи зубов. Прогрызая двери, он прежде всего бросается к зыбке, высасывая кровь ребенка, и потом уже нападает на взрослых. Предрассветный крик петуха заставляет упыря мгновенно исчезать или повергает его, окровавленного, наземь - в совершенном бесчувствии.

Родствен упырям зловредный дух умран. По ночам он встает из могилы, проникает в спальню к беременным женщинам и пугает их. Существует поверье: дабы отпугнуть умрана, надо последние три недели перед родами спать при свече.

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев
"Русские легенды и предания"

Если верить Фасмеру, то слово вурдалак принадлежит Пушкину, который скроил его из славянских корней, типа волко(д)лака, где длак ц.слав. слово, означающее "волосы, шкура", а волк сами знаете, зубами щёлк!
уж двадцать лет как я покойник
а все покоя не найду
еще лет десять попокоюсь
и вурдалаком выйду к вам

http://ru-etymology.livejournal.com/1304680.html


Считается, что слово «вурдалак» появилось в русском литературном языке благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Вурдалак», написанному в 1836 году как «песня западных славян». Термин является искажённо переданным словом «волколак, вурколак», обозначающим у славян вампира. Этот неологизм получил широкое распространение также благодаря раннему рассказу А. К. Толстого на французском языке «La famille du vourdalak» («Семья вурдалака»), написанному в кон. 1830-х — нач. 1840-х. Сформированный литературой образ вурдалака представляет собой ожившего вампира-мертвеца или человека, укушенного другим вурдалаком. Пьёт кровь родных, самых близких людей, из-за чего пустеют целые деревни. Охотится ночью, обгладывает кости мертвецов на их могилах. В славянской мифологии волколак (волкодлак) — оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка. Название якобы происходит от волк + длака; второе слово обозначает медведь. В церковнославянском словаре прот. Г. Дьяченко оно объявлено старославянским, в этимологическом словаре М. Фасмера — церковнославянским; то и другое сомнительно, так как это слово не зафиксировано ни в старо- и церковнославянских текстах, ни в древнерусских. По Фасмеру слово «волколак» (с закономерными фонетическими вариациями) общеславянское: рус. волколак, укр. вовкулака, белор. ваўкалак, польск. wilkołak (откуда лит. vilkolakis), чеш. vlkodlak, словацк. vlkolak, серб. вукодлак, болг. вълколак, върколак (откуда греч. βρουκόλακας, βρυκόλακας и рум. pricolic). Гипотетич. ст.-слав. влъкодлакъ.

Подобен волколаку оборотень вервольф (от древнегерманского wer — человек и wolf — волк образовались немецкое Werwolf и английское werewolf); а также испанский hombre lobo; французский loupgarou; итальянский lupo mannaro; португальский lobisomem; у древних римлян — faunus ficarius, у армян — мардагайл.

По украинскому народному поверью, колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашёптывают при этом волшебные слова. Иногда колдун кладёт под порог избы пояс, скрученный из мочала; кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: Господи помилуй. Сами колдуны и ведьмы, желая преобразиться в зверей, набрасывают на себя кольцо из мочала или кувыркаются через обручи.

Волколаки страждущие — это представители особого вида умопомешательства, при котором больные воображают, что они превращены или могут превращаться в волков. Болезнь эта, известная под именем ликантропия, была распространена в Европе в Средние века; больные этого рода поныне встречаются в русских деревнях; подобная болезнь известна в Абиссинии и в Ассаме, только там роль волка играют гиена и тигр.
В поверьях же о волколаках зловредных видны отголоски мистических представлений, при которых волк является олицетворением враждебных сил природы. Южно-славянские поверья связывают волколака с упырём (вампиром). По поверьям южных славян, волколак наводит голод, высасывает кровь из людей и собак; иной раз принимает образ красивого парня и заставляет молодую вдову вступить с ним в брачную связь, и плодом этой связи являются дети, у которых, обыкновенно, не бывает костей. Каждый человек, находившийся при жизни в дружеских отношениях с вештицами (ведьмами), или злыми вилами, или дьяволами и умерший без покаяния, делается после смерти волколаком: некий дьявольский дух, входя в тело мертвеца, одушевляет его и вынуждает его причинять всевозможные несчастия человеку. Впрочем, и добродетельных людей ожидает иногда в загробной жизни судьба волколака. Это происходит тогда, когда через покойника, в то время как он лежит на столе, перебежит кошка, собака или курица. Поэтому южные славяне прогоняют этих животных из домов на все время, пока там находится покойник. В волколака превращаются также дети, рождающиеся от брачной связи волколака с женщиной, а также люди, которые навлекли на себя злобу и мщение колдуна или ведьмы. Тогда ночью является к ним злой дух с волчьей шкурой и приказывает её надеть; после этого они начинают по ночам рыскать волками, а с рассветом, сняв с себя волчью шкуру, снова принимают человеческий образ.

Рассказы о мертвецах, проливающих кровь, найдены почти во всех культурах по всему миру, включая самые древние. Вампироподобные духи, называемые Лилу (Lilu) (аккад. lillu "идиот, дурак", шум. lil "болеть" ), упоминаются в ранней вавилонской демонологии, а кровососущие акшары — в ещё более ранней шумерской мифологии. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорождённых младенцев и беременных женщин. Даханавар — в древнеармянской мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях. В Индии рассказы о веталах , вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были распространены в санскритской новеллистике. Сборник «Двадцать пять рассказов Веталы» рассказывает о царе Викрамадитья и его попытках поймать неуловимого веталу. Истории о ветале были собраны в книге Баитал Пачиси (Baital Pachisi). Ветала — это нежить, которая так же как и летучая мышь ассоциируется с современными вампирами, ассоциировалась с висящими вниз головой на деревьях, растущих на землях, где кремируют покойников, и кладбищах. Хромающий труп — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы (ци), а не кровью. В Риме призраков-кровососов называли ламиями, эмпузами и лемурами. Стрикс (strix), ночная птица, которая питалась человеческой кровью и плотью, упоминается в Римских рассказах. Румынское слово, обозначающее вампиров — стригой — образовано от этого слова, так же, как и имя албанского Штрига (Shtriga), но мифы об этих существах показывают в основном славянское влияние.

Как пример существования и известности похожих легенд в поздние времена, можно отметить, что в XII веке английские историки и летописцы Вальтер Мап и Вильям Ньюбургский записали несколько историй, которые имеют спорное сходство с восточноевропейскими вампирами. Миф о вампирах, в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить осиновый кол в его сердце и сжечь труп.

Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у романизированных жителей Восточной Европы, румын (известных как валахи в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона или ведьму.

Но наиболее древнее упоминание об оборотнях среди славян оставил для нас Геродот. Во времена Геродота (V в. до н.э.) в верховьях Днестра и Буга жило племя невров. Геродот приводит интереснейший текст, который занимал умы многих исследователей: Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик.

Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка). Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 6 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

Этимология слова вампир считается тёмной. Исследователи сходятся на том, что слова́ вампир и упырь — общего происхождения, но уже с праформой налицо неясности (*ǫpirъ? *ǫpyrъ? *ǫpěrь?). Начальный носовой звук, как считается, в большинстве славянских языков дал [u] (откуда рус. упырь, укр. упир, белор. вупыр, чеш. upír; из вост.-слав. языков — ст.-польск. upir и совр. польск. upiór), а в некоторых сохранился, получив дополнительно протетическое [в] (ст.-болг. въпиръ, ст.-польск. wąpierz). Из южнославянских языков через венг. vámpír слово заимствовано в западноевропейские (нем. Vampir, фр. vampire, англ. vampire), а из них (по другой версии — из южнославянских) заимствованы современные западно- и восточнославянские формы: рус. вампир, польск. wampir и под. Исходное значение слова также неясно: одни связывают со словом нетопырь, другие — с корнем слов пари́ть, перо (ср. со ст.-польск. wąpiory «пернатый»). Существует (обычно отвергаемая) версия о связи с тюркскими языками (тат. убыр — «ведьма», во многих сказках высасывающая кровь у молодых людей, оказавшихся в лесу). В казахской мифологии есть ведьма жалмауыз кемпир, среди привычек которой присутствует и высасывание крови из пятки или колена жертвы. В этом словосочетании кемпир (от которой могли произойти упырь и вампир) означает просто старуха, а демоническое начало выражено характеристикой жалмауыз (людоед ). Другие версии толкуют начальное ǫ- как отрицательную частицу, доводя смысл слова до «не имеющий перьев» или «несожженный». Известны и другие толкования. Например, прямое толкование слова упырь как выпивающий, упивающийся. По этой версии приставка *an- (*am- перед p) + pirъ = *ampirъ -> ǫpirъ -> упырь.

Вот так в общих чертах обстоит дело с вампирами, вурдалаками, волкодлаками и упырями. Попробую и я одним ударом разоблачить эту нечисть:

1. Упырь, вампир < греч. ἐμπίνω [ἐμ-πίνω] "жадно или много пить, выпивать; напиваться"; лат. uber "вымя, сосец; ubera ducere — сосать грудь ; материнская грудь".

2. Трансильванский (немецкий) привет от Пушкина:

Wurde(+)lecken < wurde (от werden "становиться, делаться, быть" + lecken "лизать, облизывать" (лат. lacteus "сосущий грудь", русск. лакать). Стать сосущим (лижущим).

В древности все мифологические сюжеты создавались народными сказителями, в полной мере обыгрывавшими созвучия в языке(ах). Посмотрим на следующие слова. Все они присутствуют в мифологических сюжетах о вампирах и волколаках:

Нем. Fell "шкура";
лат. fello "сосать";
греч. ἑλκύω (ἕλκω), θηλάζω "сосать" (велакос - сосущий), βδάλλω "сосать (грудь)";
Валахи (предания о вампирических существах обнаружены у румын (известных как валахи);
лат. vellus "овчина, шкура".
русск. волк ;
греч. λιχμάω "лизать", λύκος волк;
в Индии - веталы (~ βδάλλω "сосать (грудь)");
лыко (мочало);
греч. ион. ἀμπαύω "убивать, умирать";
греч. ἐμπίνω [ἐμ-πίνω] "жадно или много пить, выпивать; напиваться";
в Риме - эмпузы.

Нем. Werwolf < wer(den) "становиться, делаться, быть" + wolf "волк".

Последнее время русские люди стали часто жаловаться на упырей. Но не всегда те, кого мы называем этим словом, относятся к этому редкому типу. Какие же на самом деле упыри?

Кто такой упырь?

Упырями в славянской мифологии называли мертвецов, которые в силу определенных обстоятельств восстали из могилы. Внешне упыри отличаются от человека только острыми зубами, красными глазами и ярким румянцем на лице. Считается, что после смерти в упырей превращаются колдуны, однако упырем может стать и живой человек, ставший жертвой проклятья или укушенный упырем. В книге «Мифы русского народа» говорится, что значение слова упырь неясно. Некоторые считают, что оно означает «раздутый» (от крови жертв), другие полагают, что древняя форма этого слова значит «не преданный огню».

Чем упырь отличается от вампира?

Напав на человека, упырь сначала выпивает всю его кровь, после чего съедает плоть. Вампир же ограничивается только кровью. Существует поверье, что если монстр оставит свою жертву обескровленной, но не съеденной, то она также превратится в упыря.

Где обитают упыри?

В славянских поверьях говорится, что днем упыри скрываются в темных, недоступных для солнечного света, местах: чаще всего это склепы и могилы. Считается, что упырь лежит в могиле лицом вниз или на боку и даже иногда курит трубку. По ночам существо вылезает из своего убежища и наведывается в свой дом, а также в дома соседей и знакомых. Бесчинствует упырь, как правило, в пределах родного села, в крайнем случае - нескольких окрестных, потому что на рассвете он должен возвращаться в могилу.

«Семейная жизнь» упырей

Нередко ходячие мертвецы вылезают из могилы и наведываются к своим бывшим женам. Самые опасные покойники - те, кто умер молодым в результате несчастного случая или насильственной смертью, так называемые заложные покойники. В восточно-славянских преданиях сказано, что по таким умершим нельзя плакать (особенно жене), потому что это беспокоит мертвеца на «том» свете и он может захотеть вернуться. От посещений мертвого мужа женщина чахнет, слабеет, заболевает и умирает, если вовремя не принять мер. В народе верили, что от мертвого мужа женщина может даже родить ребенка.

Какими способностями обладает?

Согласно преданиям, упырь обладает сверхчеловеческой физической силой и скоростью: он способен поднимать огромный вес и ударом руки пробивать бревенчатые стены. Бегущего упыря невозможно догнать даже на лошади. Еще одной отличительной способностью является поразительная живучесть упыря, он практически не чувствует боли и не восприимчив к колющим и режущим ударам. Из могилы упыри могут выходить не только в человеческом облике, но и в виде кошки, или летучей мыши, или каком-либо ином. Считалось, что упыри вызывают неурожаи и засухи, а также являяются причиной чумы, холеры и других страшных болезней.

Какие враги у упырей?

Врагами упырей являются многие животные, как дикие, так и домашние. Часто случаются стычки упырей с волками и медведями, которых запах упыря приводит в бешенство. В ярость от запаха мертвеца, восставшего из могилы, впадают и домашние животные.

Борьба с мужьями-упырями

Самостоятельно женщина не сможет избавиться от посещений «присохшего» к ней покойника. Она обязательно должна рассказать об этом любому постороннему человеку - матери, свекрови, священнику, соседке. Только посторонний человек способен правильно понять, что происходит, и дать женщине совет, как спастись. Для этого используется ряд приемов, построенных на одном принципе - удивить опасного пришельца чем-то необычным, из ряда вон выходящим, невозможным в нормальной человеческой жизни. Например, в одном из поверий говорится: « Одень своих детей в свадебные одежды и оденься в них сама. Когда ночью придет к тебе мертвый муж и спросит, что происходит, ты должна ему ответить: «Я собираюсь на свадьбу - брат женится на сестре». «Но разве может быть такое, чтобы брат женился на сестре?» - спросит покойник. А ты ему ответь: «А разве может быть такое, чтобы мертвый к живой ходил?».

Есть и другой способ: сесть на пороге, расчесывать волосы и одновременно жевать зерна конопли. Покойник спросит: «Что ты делаешь?» Надо ответить: «Вшей ем». Покойник на это скажет: «Разве можно вшей есть?» А женщина должна дать уже известный ответ: «А разве можно мертвому к живой ходить?» После этого ходячий мертвец навсегда оставит свою жену в покое.

Борьба с упырями

В стихотворении А.С Пушкина «Вурдалак» говорится: «Горе! малый я не сильный; Cъест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной Я с молитвою не съем.»

Считалось, что спасти от упыря может только съеденный с молитвой кусок земли, взятой с могилы.

Еще один способ гласил, что трупу нужно завязывать глаза, забивать рот песком, подрезать под коленками жилы и подкладывать туда щетину - считалось, что тогда он не сможет выходить из могилы. Для этой же цели гроб с телом упыря трижды обносили вокруг села. Действенным средством против хождения покойников считается также обсыпать могилу диким маком или просом, либо сеять мак во время похорон по дороге от дома до кладбища - покойник не сможет вернуться, пока не соберет всех зерен.

Как убить упыря?

Согласно славянской мифологии, упыря очень сложно ликвидировать. Справится с ним в открытом противостоянии практически невозможно. Благодаря своей физической силе монстр легко побеждает десятерых человек. Наши далекие предки считали, что наиболее эффективное средство - вбить упырю в тело или в могилу осиновый кол. Или же раскопать могилу, отрубить умершему голову и положить ее между ног лицом вниз. Правда, желательно все-таки быть на сто процентов уверенным, что имеешь дело с упырем.

Одним из самых знаменитых древних преданий является легенда о вампирах. Эти таинственные создания, которые существуют в промежуточном состоянии - они не принадлежат ни к живым, ни к мертвым.

Существуют ли вампиры на самом деле? Всем нам известен знаменитый граф Дракула. Его прототипом, взятым Бремом Стокером для своего романа, стал князь Влад Цепеш . Правитель отличался жестоким нравом, он приобрел мрачное прозвище - колосажатель. Нередко после очередной казни или кровавой битвы, Влад Цепеш устраивал пир в окружении убитых людей.

По свидетельствам современников, князь имел пугающую внешность, точно подходящую под описание вампира. Бледная кожа, красноватый оттенок зубов, жестокая усмешка, пронзительный взгляд. Немало мистики добавлял и образ жизни князя: он редко выходил на свет днем, зато к вечеру заметно приободрялся.

Происхождение вурдалаков

Есть очевидцы, утверждающие, что им встречались вампиры в наше время, и что они даже лично пострадали от ночной нежити. Но стоит ли верить подобным рассказам? Быть может это только досужие домыслы?

В средние века была широко распространена легенда о Лилит - нечестивой женщине, родившей дьяволу детей. В старинных летописях сохранилось немало заметок о воскресших (опять же с помощью дьявола) мертвецах. Представляет интерес теория некоего аббата, согласно которой первый вампир появился в результате неправильно выполненного обряда изгнания демона из монаха.

Есть мнение, что вампиры в реальной жизни встречаются нередко. Согласно одной из версий, они появились в результате заражения человека особым вирусом-симбионтом. Инфекция замещает некоторые ткани хозяина, в результате чего вурдалак приобретает сверхспособности. Однако основной питательной средой для симбионта остается кровь, поэтому-то вампиры и вынуждены постоянно «пополнять запасы».

Чего опасается Носферату

Так что же мы знаем о ночной нежити? Известно, что вурдалаки не могут находиться на солнечном свету, потому что он их обжигает. Они боятся распятий, святой воды и церквей (как, впрочем, и других священных мест).

Откуда же пошли подобные верования? На протяжении многих веков люди размышляют о том, существуют ли вампиры. Во все времена человечество ассоциировало Бога со светом и добром, тогда как ночная нежить является злом в чистом виде. Из этого можно сделать вывод о том, что слуги сатаны не способны выжить в присутствии добра и света.

Нечистая сила не может противостоять распятию. Святая вода символизирует чистоту, искупление и добро, а потому обладает свойствами в борьбе с нечистью. Согласно старинному поверью, носферату не сможет войти в помещение, если на стене висит освященный крест.

Можно ли уничтожить упыря?

Чтобы истребить представителя ночной нежити, потребуется его вычислить. Практически каждому известно, что вурдалаки не отражаются в зеркалах, поскольку они не имеют души. Кроме того, их не получается сфотографировать. Выявленного вурдалака можно истребить несколькими способами.

Во-первых, можно вогнать кол в сердце. Способ приобрел свою популярность в средние века из-за особого вида болезни, известной как «истощение». Наши предки верили, что если не «приколоть» умершего от такой болезни, то он может подняться из могилы, чтобы заразить живых.

Существует второй способ - утопить nosferatu в проточной воде или сжечь. Данная традиция восходит к символике очищения. Проточная вода чиста и прозрачна, она способна очистить тело умершего, оскверненное злым духом. Сжигание в огне тоже считается одним из способов очищения, по этой причине его использовала инквизиция.

От ночной нежити можно защититься чесноком, серебром или солью. Также можно задействовать специальные . Существует предание о том, что вампиры не могут зайти в дом без приглашения от хозяев. При желании они могут принимать различные формы и образы (в частности, летучая мышь). Вурдалак способен загипнотизировать свою жертву.

И все-таки, вампиры существуют или нет? Верить в легенды о подобных существах или считать их лишь выдумкой обывателей - каждый волен решать самостоятельно. Однако слишком безрассудно отрицать существование вурдалаков только на том основании, что вам не приходилось лично столкнуться с одним из них…

Вурдалаки - демоны ночи. Они покидают свои укрытия, как только последний луч солнца скроется за горизонтом. Они - охотники, выискивающие человеческую жертву. Они - кровопийцы, живущие ради глотка крови. С этими существами связано множество мифов и легенд. В них верили и их боялись.

Так кто же они на самом деле: плод воображения или реальное зло?

Так кто же они?

Согласно древней мифологии, вурдалаки - это восставшие из могил "живые" мертвецы. Их цель - испить кровь человека. Сначала они нападают на родных и близких, а после истребляют случайных прохожих, чтобы утолить свою жажду. Особо ценится кровь юных дев, которые еще невинны.

Вурдалаки пробуждаются под покровом ночи. Солнечный свет для них губителен. Именно после захода солнца эти хищники выходят на охоту. Согласно древним поверьям, день эти существа проводят в гробах или склепах.

Вурдалаки - это олицетворение зла и нечистой силы. Они не идут на контакт, они возрождаются, чтобы убивать.

Альтернативные названия

Вурдалаков еще именуют вампирами, упырями. Все они имеют общее свойство - это восставшие мертвецы. Однако между ними присутствует определенная разница.

Упырь и вурдалак

Упыри - это чисто славянская нечисть. Это такой же "живой" покойник, но, в отличие от европейских вампиров, упыри пожирали еще и плоть жертвы. Было поверье, что если упырь выпил лишь кровь человека, то несчастная жертва обратится в такое же существо.

Понятие "упырь" существовало и до крещения Руси, но обозначение его было несколько иным: это был злой дух, встреча с которым сулила человеку верную смерть от неизвестного заболевания. Кроме того, упырь был признаком мора, засухи и голода.

После того как Русь была обращена в христианство, упырями стали называть воскресших покойников, чьи тела были погребены в землю без должного отпевания. К таковым относились:

  • самоубийцы;
  • грешники;
  • пьяницы и преступники;
  • уличенные в колдовстве люди.

Упырям свойственны внешние отличия от европейских собратьев - вампиров и вурдалаков. Если вурдалак имеет облик человека, то упырь способен перевоплощаться в любое существо. Но чаще ему приписывали вид мертвеца с металлическими зубами.

Согласно мифам, когда охотники на упырей раскапывали могилы с их захоронениями, то в земле они обнаруживали абсолютно целое тело, которое не гнило, но имело разорванную одежду, изгрызенные до костей руки и ноги.

Внешние признаки

Кто такие вурдалаки, а главное, как их распознать? Древние поверья описывают вурдалака как человекоподобное существо, кожа которого весит лохмотьями, руки испачканы кровью. Лицо обезображено глубокими морщинами, рот наполнен клыками, волосы взлохмачены, а зловещие глаза налиты кровью. Голос покойника остается таким же, каким был и при жизни, но приобретает угрожающий тембр.

Чего боятся вурдалаки?

Повстречать вурдалака - значит неминуемо лишиться жизни. Но, каким бы слабым ни был человек в сравнении с этим чудовищем, побороть страшного вурдалака все же возможно.

Эта нечисть не зря не покидает своей могилы в дневное время. Ведь солнечный свет - это мгновенный источник смерти для нее. Попав на тело вурдалака, свет испепелит его на месте.

Осиновый кол - еще один способ умертвить вурдалака. Охотники за вампирами применяли это средство в борьбе с нечистью. Они выискивали могилы вампиров, раскапывали их и вонзали кол в самое сердце кровососа. Именно поэтому при современных раскопках археологи находят могилы с покойниками, в чьи грудные клетки вбиты осиновые колья.

Поскольку вампиры - это погребенные, но не отпетые согласно религиозным канонам покойники, то все, что связано с церковью, ее правилами и атрибутикой, отпугивает нечисть. Не зря еще издавна новый дом помечали крестами возле дверей и окон. Крест - это надежный барьер, препятствующий проникновению чудовищ.

Спасали несчастных жертв и молитвы, заговоренные талисманы, собранные из специальных трав.

Вурдалаки - это вампиры или оборотни?

По одной из легенд, вурдалак - искаженное слово "волколак", которым называли оборотня-волка. Это существо изначально было рождено человеком, но после смерти становится кровопийцей, который во время полной луны оборачивается хищным зверем - волком.

Другая легенда гласит, что вурдалаки - это вампиры, которые питаются исключительно человеческой кровью. Их описывают как вечно молодых, невероятно красивых людей с бледной гладкой кожей. Своей красотой и темпераментом вампиры привлекают потенциальную жертву, обольщают ее и убивают. Но во многих преданиях говорится о том, что укус вампира перевоплощает жертву в подобное существо.

В самых первых упоминаниях о вампирах говорится о том, что эти монстры питаются исключительно кровью девственниц и никакую другую не приемлют.

Вурдалаки способны длительное время обходиться без крови, летать, превращаться в туман, а также передвигаться с невероятной скоростью.

Происхождение вурдалаков

И все-таки, пусть даже вампиры, упыри, вурдалаки - мифические существа, почему все же появились мифы и легенды о них?

Некоторые исследователи предполагают, что вампиры появились еще во времена язычества среди обычных, живых людей, которые пристрастились к животной крови. Их изгоняли из общины, и они были вынуждены существовать в одиночку, выбираясь на охоту лишь с наступлением ночи.

Такие внезапные пристрастия к употреблению крови исследователи связывают с мутацией, произошедшей у вампиров.

Но это всего лишь предположения. Однако факт существования вампиров известен практически каждому еще из истории. Какая историческая личность приходит на ум при упоминании слова "вампир"? Влад III Цепеш (Дракула) - румынский князь, прославившийся своей жестокостью и чудовищными деяниями. Говорится о том, что румынский владыка пил кровь младенцев, дабы продлить свою молодость и восполнить утраченную силу.

Вампиры упоминались и в Древнем Китае. Но, по их поверьям, вурдалаки - это существа, питающиеся не кровью, а высасывающие жизненную энергию, после чего человек погибал в считанные минуты.

Давние упоминания о вурдалаках отмечаются и в исторических архивах США. В 1800-х годах при раскопках были найдены большие "вампирские" захоронения. Опознать то, что в могилах покоились именно вурдалаки, смогли по характерной особенности тех лет: в челюстях покойных были зажаты кирпичи, символизирующие защиту людей от вампирских клыков. Но кем были те покойные, так установить и не удалось.

Заключение

Так кто такие вурдалаки: предмет больной фантазии или существующее зло? Каждый выберет свой вариант. Хотя в современном мире вампиры тоже существуют, только именуются энергетическими. Это обычные люди, общение с которыми приносит упадок сил, усталость и чувство того, что жизнь покидает тело.

Что же касается кровопийц, то они так и останутся красивой, но устрашающей легендой, окутанной завесой тайны.

Loading...Loading...