С какой иконой провожают в последний путь. Траурные традиции, обряды, приметы, обычаи

Как помочь ближнему на смертном одре



Пути Господни неисповедимы. Случается так, что человек, всю жизнь проживший без Бога, на пороге смерти обретает веру, желает принять Крещение - то самое Таинство, о котором сказал Спаситель: "Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Но нет рядом священника...
В такой ситуации долг всякого православного христианина - совершить Крещение "страха ради смертнаго". Для этого нужно освященной или даже обычной водой трижды омыть (окропить) болящего, произнося при этом: "Крещается раб Божий (полное православное имя), во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь" . Это Крещение считается действительным, и если больной выздоравливает, оно восполняется уже в храме таинством Миропомазания.
Крестить человека, находящегося в бессознательном состоянии, против его воли, пользуясь его телесной слабостью, ни в коем случае нельзя. Цель не оправдывает средства.
Бывает и так, что крещеный, но далекий от Церкви человек на пороге смерти хочет покаяться в грехах. И здесь каждый православный христианин, конечно, если совсем невозможно позвать священника, обязан принять исповедь умирающего. Спросить о тяжких грехах - убийствах, абортах, супружеских изменах, разврате во всех формах, воровстве, пьянстве, участии в сектах, связи с сатанинскими силами посредством астрологов, экстрасенсов и знахарей. После исповеди, тайну которой надо сохранять до гроба, вознести Богу горячую молитву о том, чтобы Он помиловал кающегося.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Наша помощь усопшему



Умер кто-то из близких... Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.

После смерти тела душа или наследует вечное блаженство, или отходит на вечную муку. Это зависит от того, как была прожито земная краткая жизнь. Но немало зависит и от молитвы за умершего.

Есть в Житиях Святых рассказ о преподобном Макарии Великом, который молился за всех, ушедших в мир иной. Однажды в пустыне он увидел череп, который силой Божией поведал Макарию о том, что даже самые лютые грешники по его молитвам получают некоторые облегчения от страданий.

Первейшей и непреложной обязанностью всякого верующего является организация отпевания своего усопшего сродника. Экономить можно на чем угодно, но только не на отпевании! Оно должно совершаться на третий день смерти, не раньше (при этом день кончины - первый, даже если человек умер за несколько минут до полуночи); лучше, если оно произойдет в храме или на кладбище. В крайнем случае можно отпеть заочно.

Во чтобы то ни стало нужно предать усопшего земле. Кремация - чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культур. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту волю не грешно.

В девятый и сороковой день после смерти нужно заказывать в храме панихиды - моления о прощении грехов усопшего. Особенно важен сороковой день, в который совершается частный суд Божий над душой, определяется ее участь до Второго Пришествия Христа.

Заупокойная молитва будет действеннее, если в памятные дни кто-либо из родственников почившего причастится Святых Христовых Тайн.

Панихиды нужно совершать и в дальнейшем, в дни рождения, смерти, именины покойного. Подавать записки в алтарь и ставить свечи о упокоении можно каждый день.

На кладбище нельзя оскорблять память почившего пьянством, лить водку на могильный холм. Лучше затеплить свечу, помолиться, прибрать могилу. Дома, на поминках, русские люди вкушают особую пищу - кутью (рис с медом или изюмом), блины, кисель. В постный день и пища должна быть постной.

Хорошо заказывать в храме долгосрочные поминовения - на сорок дней (сорокоуст), полгода или год. В монастырях принимаются вечные (пока стоит обитель) поминовения усопших.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Можно ли отпевать иноверцев?


Этот вопрос неоднократно поднимался и в прошлом, и в наши дни. Обратим внимание на то, что спрашивается не о том, можно ли вообще молится об умерших иноверцах, а можно ли их отпевать и служить по ним панихиды. Необходимо различать эти два вопроса: просто молитвы за умерших инославных христиан и совершении над ними православного чина. Частная, келейная молитва об инославном усопшем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы... Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый есть верный член Православной Церкви.

Охраняя чистоту своего Православного учения и всего богоустановленного порядка жизни, Церковь искони запрещала епископам, клирикам и мирянам вступление в молитвенное общение не только в храме, но и на дому со всеми еретиками, раскольниками и отлученными от церковного общения. Строгость, с какой Церковь оберегала своих чад от опасности заражения какой-либо ересью, простиралась до того, что священнослужителям было возбранено совершать молитву или срященнодействие даже только в присутствии еретиков. В основе этих канонических постановлений лежит вечное слово Христово: "аще и Церковь не послушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь" (Мф. 17,18).

Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще: последняя явно возбраняется апостольским словом (1 Иоан. 5, 16). Следуя апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только о упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся - как живых членов Тела Христова. Сюда могут относиться и те, кто прежде были в числе отпадших, но потом раскаялись и соединились с Церковью.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Верная во всем духу древней Вселенской Церкви, наша Русская Православная Церковь не только воспрещала отпевать инославных - римо-католиков, протестантов, армян и т.п., но даже совершать по ним панихиды. По чувству христианского милосердия она стала допускать в отношении к ним одно снисхождение - если умрет иноверец "христианского исповедания", и для погребения его не будет священника или пастора того исповедания, к коему принадлежит умерший, то православному священнику разрешается, облачившись в фелонь, проводить тело усопшего до кладбища и пением Трисвятого сопроводить опускание гроба в могилу. Внесение тела усопшего иноверца в православный храм не допускается.

Широта православной христианской любви, во имя которой иные призывают допустить церковную молитву за умерших христиан любого исповедания, не может простираться до пренебрежения православным учением веры, сокровище которой хранит в течение веков наша Церковь. Иначе сотрется всякая грань, отделяющая Единую Истинную Церковь от тех, кто оторван от благодатного союза с нею.

Из сказанного ясно, что тем более воспрещается всякая церковная молитва за усопших мусульман, буддистов, иудеев и других иноверцев, не признающих Господа Иисуса Христа.

Когда уходит из жизни близкий человек, мы готовы сделать все, чтобы достойно проводить его в последний путь. Однако зачастую вместо того чтобы придерживаться христианских канонов, начинаем верить всяким суевериям и соблюдать обычаи, которые не имеют никакого отношения к религии. Как похоронить близкого человека в соответствии с православными традициями? Об этом рассказал отец Георгий, священник одесского храма Святого Григория Богослова и мученицы Зои.

Кому какую икону положить на грудь?

После смерти христианина его тело омывают теплой водой, при этом читая "Трисвятое" или "Господи, помилуй". После одевают на покойника чистые новые одежды, обязательно надевают крестик, кладут на стол и покрывают белым покрывалом - саваном. В руки ему вкладывают погребальный крест, на лоб кладут венчик, а на грудь - икону: для мужчин - Спасителя, для женщин - Божией Матери. Гроб ставят посреди комнаты, головой к образам.

Затем зажигают лампаду, и священник начинает читать канон "Последование по исходе души от тела". Если нет возможности пригласить священника, то читать могут родные и друзья.

Если покойник находится в морге, дома нужно читать те же молитвы. Они помогут душе новопреставленного благополучно перейти в мир иной - независимо от того, где находится тело. На следующий день необходимо отвезти в морг новые одежды, нательный крест, погребальный крест в руки и иконки.

Отпевают очно и заочно

В день похорон покойного принято отпевать. Для этого гроб приносят в церковь или приглашают священника на дом. Если такой возможности нет, то можно сделать в храме заочное отпевание. После службы родственникам дают землю с панихидного стола, которой следует крестообразно посыпать тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен, то землей крестообразно посыпают его могилу.

Случается, что тело усопшего сжигают в крематории, а урну с прахом помещают в колумбарий. В этом случае освященную землю рассыпают на любой могиле православного христианина, но не в ячейке колумбария.
Надо также учесть, что отпевание не совершается при погребении некрещеных, а также крещеных, но отрекшихся от веры. В этом случае родные должны молиться за них дома. Не отпевают и самоубийц, за исключением особых случаев, например, потери рассудка.

Могут ли родственники нести гроб?

После отпевания гроб выносят, обратив лицо покойного к выходу, то есть ногами вперед. По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести именно близким родственникам и друзьям. Исключение делается только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им ни приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь.

В могилу усопшего опускают лицом к востоку. Затем все провожающие бросают по горсти земли. Согласно православной традиции, надгробный крест устанавливается в ногах покойного.

Надо учесть, что не рекомендуется для похорон православного христианина приглашать оркестр. В последний путь покойного нужно отправлять не громкой музыкой, а ангельским славословием: "Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас".

Главное поминальное блюдо - коливо

После похорон родственники умершего устраивают поминальную трапезу. Ее начинают и заканчивают молитвой об упокоении души усопшего.

Во время трапезы на поминальном столе категорически не должно быть спиртного, потому что распитие крепких напитков вредит душам умерших людей. Есть и еще одно ограничение: в пост пища на поминках должна быть постной.

В обычные дни можно подавать любые блюда, но первым - кутью (коливо). Это отваренные зерна пшеницы или риса с медом (можно изюмом, курагой). Пшеница символизирует воскресение, а мед - сладость, которой наслаждаются праведники в Царствии Божием.

Не ставьте для усопшего хлеб и водку

Существуют языческие суеверия, которые христианам соблюдать не следует:
завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
класть в гроб деньги, вещи и продукты;
на поминках ставить "для усопшего" хлеб и рюмку водки, а потом сохранять их до сорокового дня;
лить водку на могильный холм и рассыпать по нему хлебные крошки;
произносить "Пусть земля тебе будет пухом";
верить, что если усопший не отпет, его душа призраком бродит по земле;
верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома более одного дня;
обязательно закрывать ворота, когда вынесут гроб, чтобы никто больше не умер.

Церковь не приветствует кремирование

Православная церковь относится к кремированию неодобрительно и дозволяет его только в определенных случаях. Например, при отсутствии мест на кладбище. Кремирование не одобряется церковью, в первую очередь потому, что оно вселяет в душу близких покойного, скорее, отчаяние, чем надежду на воскресение. С другой стороны, говорят служители церкви, посмертная участь усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Православные традиции проводов в последний путь значительно отличаются от иудейских, буддистских и мусульманских обрядов. Печальный этикет предусматривает особые действия для расставания с покойным друзей и родных. Как бы ни был горестен этот обычай, встретиться со смертью придется каждому из нас.

Православные традиции похорон

Русские народные обычаи, связанные с обрядом похорон, до сих пор применяются у православных христиан. В них еще много языческого, против которого выступает церковь. Однако таковы традиции, веками укоренявшиеся в сознании русичей. Сегодня многие обычаи претерпели значительные изменения, современники часто даже не подозревают о корнях того или иного действия, строго соблюдая обряд похорон.

Подготовительный этап

Подготовка тела умершего к похоронам предусматривает омовение, одевание его в специальные одежды, ночное бдение у гроба родственников и близких усопшего.

Омовение и одевание умершего имеет свой сакральный смысл - проводы в дальний путь, подведение итогов, окончание Жизни, встреча со Смертью. Омовение - не просто гигиеническая процедура, но и очищение перед встречей с Господом Богом. Православная церковь учит, что каждый должен придти «к Господу с чистой душой и чистым телом». На Руси обряд омовения осуществляли специальные люди - омывальщики. Обычно это были старые холостяки, вдовцы или старые девы, то есть те люди, которые не «имели греха», у которых не было интимных отношений с лицами противоположного пола.

Если же таковых людей не было в окружении, омовением занимались люди, не состоявшие в родстве с усопшим. По традиции собирать человека в дальний путь могли только те, кто не оплакивает его, не «жжет слезой», помогая завершить земную жизнь. Покойника омывали водой, которая становилась «мёртвой», её выливали в дальний угол двора, куда не ступала нога человека, где не росли растения. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Эта же участь ждала и горшки, из которых омывали покойника, их выносили на середину дорог или в овраг, разбивали или оставляли. Смысл этого ритуала состоял в том, чтобы мертвец не мог вернуться, чтобы он не мучил живых.

Сегодня омовение чаще всего совершают в морге, но в деревнях России до сих пор есть старушки - обмывалки. Никто давно не помнит о свойствах мертвой воды и магических свойствах предметов омовения.

На Руси покойника одевали только в белые одежды, сейчас для мужчин обычно выбирают строгий темный костюм, для женщин - светлое платье. На голову женщине надевают платок, мужчине - церковный венок с молитвой. Испокон веков замужняя женщина на Руси не могла показаться на людях простоволосой, сразу же после замужества всегда ходила в головном уборе. И сегодня в православной церкви женщина не может войти в храм без платка.

При положении во гроб тоже придерживались старинных обычаев: труп брали только в рукавицах, избу постоянно окуривали ладаном, во время нахождения гроба в доме сор не выносили. Нахождение возле гроба родных и близких покойного в течение ночи носило ритуальный характер - живые собирали усопшего в дальний путь, прощались с ним, вспоминали его мирскую жизнь.

При прощании перед выносом тела из дома священник или верующие миряне читают молитву «на исход души». Один из ритуалов печального этикета состоит в том, что у изголовья умершего ставят зажженную свечу и стакан с водой, накрытый хлебом, при проведении поминок на середине стола располагают стопку водки, так же с куском хлеба. Это своеобразная пищевая жертва, присущая всем верованиям. Такое действие помогает облегчить душу родным, слегка снять стресс от понесенной утраты.

Захоронение тела

В погребальном обряде существует этап выноса тела из дома, отпевание в церкви, проводы до кладбища и прощание у могилы, само захоронение гроба с телом покойного. При выносе тела из дома в народе было принято громко рыдать, причитать. Если родные проявляли сдержанность, окружающие начинали сомневаться в искренности их печали. Сегодня такую традицию соблюдают не все и не всегда, а осуждение со стороны остается на совести самих наблюдателей. Православная церковь накладывает запрет на громкие народные вопли, предупреждая, что нельзя «плакать по умершим». Смерть - естественное завершение Жизни, переход в другое состояние.

Траурная процессия до кладбища предусматривала ритуал «первой встречи»: тот человек, который первым встречался на пути, получал каравай хлеба, завернутый в чистое полотенце. Это означало, что этот человек должен помолиться за усопшего, а умерший первым встретит его в свое время в другой жизни.

Похоронная процессия могла остановиться только у церкви и возле кладбища. По дороге разбрасывали зерно для птиц. Сегодня за гробом идут родственники, друзья, соседи, несут прижизненные награды усопшего, его портрет и бросают цветы, выстилая последний путь.

Гражданская панихида на кладбище перед опусканием гроба в могилу включает в себя недлинную речь, некролог об усопшем. Затем каждый участник процессии кидает ком земли в могилу, на заколоченный гроб и её закапывают. Весь ритуал прощания с усопшим и захоронение сопровождается молчанием и соболезнованиями. Громкая речь и смех в православном обряде похорон считается оскорбительными.

Траур и поминки

После похорон происходят поминки, которые повторяются в третий, девятый, сороковой дни, полгода и в годовщину смерти. В эти дни родственники заказывают поминальные требы в церкви, организовывают поминальные обеды дома и ежедневно молятся о душе усопшего.

Это может быть как поминальный обед, так и раздача продуктов всем знакомым и чужим людям с одной целью - помин души усопшего.

Согласно печальному этикету траур по умершему соблюдается в течение года. В это время близкие родственники носят темные одежды, не посещают развлекательных мероприятий, заказывают молебны в церкви, сами посещают кладбище и церковь. До сорока дней вдовы носят черные траурные платки в знак печали и памяти по усопшему. Более короткий срок траура распространяется на дальних родственников - до шести недель.

Православный траурный ритуал претерпел множество изменений, не потеряв самого главного - достойные проводы в последний путь.

Жанна Пятирикова


Статья подготовлена по рассказам моей наставницы, советам и наставлениям Кишори Кишора Даса, практики Согьяла Ринпоче, высказываниям христианских святых и других чистых душ, к которым я обращалась с этой темой. Приношу всем им низкие поклоны и сердечную благодарность за то, что раскрыли такое важное знание!

  • Что делать, когда умирает близкий человек?
  • Как помочь ему?
  • Как облегчить путь его души?

Такими вопросами задается каждый из нас хоть раз в жизни. Женщине - жрице дома и очага - важно владеть знанием о том, как помогать близким после смерти. Именно через нее могут свершаться исцеляющие обряды и духовные ритуалы. Владеющая этим знанием женщина передает его детям, тем самым лишая их страха смерти, отвечает на один из самых важных вопросов жизни.

Все мы когда-то были на похоронах. Мы знаем, что там происходит: слезы, причитания, помин с алкоголем, черная сырая земля и ощущение пустоты и безысходности. Но помогает ли это душе уходящего? Помогают ли такие проводы душе возвышаться и достигать высших миров? Легка и спокойна ли эта душа?

Рассмотрим, что происходит с личностью после смерти, и разберемся, что же на самом деле облегчает путь наших близких в других мирах.

На пороге смерти

Часто у нас бывает возможность пообщаться или побыть с личностью за несколько дней до смерти. На этом этапе мы уже можем помочь человеку, если придем к нему со спокойным настроением и благожелательностью. Если человек в сознании, то вы можете поговорить с ним, уверить его, что бояться нечего, рассказать ему о Боге, попросить думать о Нем.

Последняя наша мысль в значительной степени определяет наше следующее воплощение.

Положите у кровати умирающего листья дерева туласи: оно отгоняет злых духов и призраков, очищает душу, помогает при выходе из тела уйти в высшие сферы. Будет очень хорошо, если вы оденете на умирающего бусы из туласи.

Если человек без сознания, то читайте молитвы в вашей традиции, говорите о Боге, о том, куда уходят души после смерти и как себя там вести. В ведической культуре можно читать девятую главу Бхагавад-Гиты, в буддийской традиции принято читать Тибетскую книгу мертвых, можно читать Библию (послания, где описывается путь души после смерти). Можно включить спокойную духовную музыку. Вибрации святых слов очень сильно влияют на сознание.

Если человек болеет перед смертью, испытывает очень сильную физическую боль, то нужно делать пожертвования святым людям, помогать нуждающимся в его честь, кормить людей - это облегчит его карму, и в момент смерти боль отпустит его, чтобы он мог думать о Боге.

Не нужно плакать, причитать, говорить: «Что я без тебя буду делать? » Это лишь усложняет процесс отделения души от тела. Каждому отведено определенное время. Когда оно заканчивается, душа должна покинуть тело. Это естественный процесс. Не мешайте душе близкого слезами и криком. Нужно, наоборот, успокаивать личность, говорить, что вы справитесь, что вы позаботитесь, о ком нужно, чтобы умирающий уходил спокойно и легко.

Когда смерть тела наступила

Когда душа вышла из тела, очень важно для родственников быть спокойными и умиротворенными, если они хотят блага для ушедшего. 40 дней после выхода из тела душа находится на Земле в тонком теле. Она все чувствует и видит, но не может физически воздействовать. Если у человека очень сильное тонкое тело, то он может даже физические действия совершать, но это большая редкость. Поэтому очень часто после фактической смерти есть ощущение, что личность где-то рядом.

В эти 40 дней личность приходит в те места и к тем людям, к которым была привязана в физической жизни. Часто они остаются в своем доме, приходят к любимым. Именно поэтому 40 дней после смерти не нужно выкидывать вещи, делать перестановку, делить имущество, чтобы не причинять боли уходящей душе. Важно закрыть зеркала, потому что душа в тонком теле еще некоторое время ассоциирует себя с телом, которое умерло. Но если она подойдет к зеркалу, то не увидит себя (тонкое тело невидимо), и это может ее напугать или даже разозлить, ввести в панику, что также помешает спокойно уйти из мира.

В первый день после смерти душа в тонком теле обычно находится рядом с физическим телом, потому что у большинства людей очень сильное самоотождествление с телом. Для большинства душ это огромный шок. Во многих древних традициях принято сжигать тело, чтобы у души произошло с ним разотождествление. В противном случае, она привязывается к мертвому телу и часто не может покинуть мир, пока тело полностью не разложится. Именно поэтому на кладбищах такая жуткая энергетика: там очень часто живут души в телах призраков, ожидая полного уничтожения физического тела. Они очень несчастны, и им очень тяжело психически это проживать. Психика ведь в тонком теле находится, поэтому призраки способны чувствовать даже в большей степени, чем люди.

Если у вас нет каких-то жестких убеждений, то лучше в качестве захоронения тела использовать кремацию, а прах можно развеять над священными реками или закопать недалеко от энергетически чистых мест. Если же вы все же вынуждены, по убеждениям родственников, хоронить тело в земле, то рекомендуется окропить могилу водой из священных рек и посыпать туда немного сухого коровьего навоза или пыли из святых мест. Это сильно облегчит энергетику.

Первый день

Что мы можем сделать для души, только что оставившей тело?

Нужно понимать, что личность в тонком теле испытывает огромный ужас. Наша задача - не умножать этот ужас, а успокоить его и читать священные писания о том, как жить после смерти. Это самое главное - успокоить. Вы почувствуете, когда душа успокоится. В помещении сразу сменится энергетика, будет легче и свободнее дышать, появится ощущение света.

Можно поставить тихо запись молитв истинного верующего или святого человека. Это придаст душе спокойствия. Помните: личность все еще слышит и видит вас, поэтому говорите с ней. Успокойте ее своим знанием: скажите, что будете делать для нее ритуалы и молиться, поддерживать в этом пути, что все будет хорошо, главное - помнить о Боге.

Через какое-то время душа успокоится, тогда нужно предложить ей пищу и воду.

Жажда, голод и многие другие чувства на самом деле находятся в тонком теле, поэтому ушедшие с плотного плана еще какое-то время хотят есть и пить. Кто занимался различными медиумическими практиками, мог с этим сталкиваться, когда души, которые еще не ушли далеко, обращаются с просьбой, чтобы их покормили.

Я помню случай, когда увидела призрака какого-то дедушки. Он сказал мне, чтобы внучка - назвал ее имя - покормила его, что он очень хочет есть. Просил риса или похлебки. Я написала этой девушке, и она ответила, что у нее дедушка не умирал, что он живет очень далеко. Когда она ему позвонила, оказалось, что он умер на днях…

Сварите рис (это одно из лучших блюд для ушедших) и приготовьте чистую воду, предложите это все Богу перед иконой, а затем в отдельной тарелке предложите принять подготовленное умершему (через фотографию). Ознакомьтесь с

Сорок дней

Следующие дни - это обычно похороны. Повторюсь: нужно сохранять спокойствие и умиротворенность. Не нужно никаких трагических речей, ставить любимую музыку для него и напиваться. Это не только привязывает личность к материальному миру, но и ухудшает его состояние.

В ведах говорится, что любые греховные действия в момент погребальных обрядов усугубляют положение усопшего.

Поэтому если все близкие пьют алкоголь, едят мясо и грустят, то все это берет на себя уходящая душа. Вот так «помощь», не правда ли?

Особенно важно сохранить вегетарианство на поминках, потому что если в честь умершего съедают какое-то животное, то эта энергия переходит к нему, и он может даже в следующей жизни воплотиться в теле такого животного. Поэтому пусть на поминальном столе будет как можно больше освященной вегетарианской пищи. Чем больше освященной пищи съедят, тем больше блага уходящему.

Со дня смерти по девятый день очень благоприятно ежедневно предлагать освященную пищу фотографии умершего. Также можно читать священные писания, которые готовят его к пути в иные сферы, совершать ради этого человека пост или аскезы и плоды отдавать ему. Все это улучшает благочестивую карму и помогает уйти в светлые миры.

На санскрите сын называется «путра», а дочь - «путри», что дословно переводится, как «освобождающие от оков ада». И это неслучайно: потомки могут вытащить своих предков из ада на любом этапе их нахождения там. Это происходит через и благочестивые поступки.

Когда мы освобождаем своих предков и родственников от низших миров, они дают нам свои благословения. Род начинает процветать.

Поэтому в древних культурах всегда заботились о душах предков. Это можем делать и мы.

40 дней душа на земле вспоминает свои уроки, осознает свои ошибки, к ней приходят важные понимания и осознания. Поэтому чем больше духовной энергии будет у ее родственников, тем более глубокие и светлые реализации будут у нее.

На еще более глубоком сакральном уровне первые 40 дней дух идет к Богу смерти, или в Чистилище, где будет решаться его судьба в связи с тем, как он прожил жизнь. И на этой дороге он видит свои ошибки, грехи. Очень многое зависит от помощи родственников: они могут сильно облегчить его карму своими подношениями и сделать этот путь легким и спокойным. Именно поэтому первые 40 дней нужно особенно сильно молиться о близком.

Судьба души

На 41-й день выносится вердикт.

И этот день также является очень важным. Сейчас нужно совершить серьезное пожертвование, хорошо накормить большое количество людей освященной едой, раздавать подаяния, сажать деревья, помогать священнослужителям, держать серьезную аскезу или сухой пост в его честь, способствовать строительству храмов и проведению духовных встреч. Это улучшит его благочестивую карму, ведь там мы расплачиваемся силой своего благочестия.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим: вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага », - пишет святитель Иоанн Златоуст.

В 41-й день определяется дальнейшая судьба души, ее следующее воплощение на основе того, что он сделал в жизни, и запаса хорошей кармы.

После 41-го дня многие души получают новые воплощения, поэтому вы можете начать разбирать их вещи, освобождать их комнаты и т.д.

Но даже после воплощения в другом теле энергетическая связь с родственниками остается и влияет на нас, поэтому, сколько бы времени ни прошло с момента ухода родных, никогда не поздно начать помогать им через подношение пищи и чтение молитв.

Цитирую свою наставницу: «Особую роль женщина играет в предложении пищи умершим родственникам. Связь между умершими людьми и их потомками остается очень долгое время. И качество жизни на тонких планетах напрямую зависит от качеств потомков, живущих в этом мире. Если потомки греховны, то предки могут пойти в ад за то, что не смогли воспитать достойное потомство. Энергетическая связь не исчезает даже тогда, когда предки воплотились в новых телах. Эта связь остается, и женщине нужно сорганизовать мужчин, чтобы они предлагали умершим. Умершим не нужна грубая физическая пища: им нужна тонкая составляющая этих подношений. Культура Китая и Кореи очень мудра. Они заботятся о предках, делают большие подношения на протяжении всей жизни. В Индии каждый день предлагают умершему освященную пищу. Освященная пища помогает жить на тонких планетах и даже пройти мимо ада, который был ей предназначен».

Ритуалы можно делать всей семьей и поодиночке, они в любом случае будут иметь силу.

Ритуалы во благо ушедших душ

Резюмирую и перечислю все действия, которые благоприятно совершать после ухода души из тела.

  • Предлагать освященную пищу и воду.
  • Молиться за эту душу.
  • Всякий раз, как умерший будет «приходить» вам в голову, читать молитву или мантру в его честь.
  • Посадить деревья.
  • Накормить людей освященной пищей в качестве помина.
  • Жертвовать священникам и на развитие духовности.
  • Держать аскезу или пост.
  • Посылать свет и любовь этой душе.
  • Читать Библию / 9-ю главу Бхагавад-Гиты / Тибетскую книгу мертвых.
  • Включить запись голоса святой личности, повторяющей мантры или молитвы.
  • Сохранять спокойствие и благодарность.
  • Отказаться от употребления мяса, рыбы, яиц и алкоголя.
  • Очень благоприятно кормить коров от лица умершего.
  • Сильной аскезой считается отрезать волосы.

Все это делать можно не только для умерших взрослых людей, но и для самоубийц и абортированных детей - они также являются полноправными членами рода.

Сохранять культуру погребальных ритуалов необходимо: от нее очень многое зависит не только в грядущей жизни нашего родственника, но и в жизни нашего рода и наших детей. Женщины держат это благополучие в своих руках. Управляйте им, станьте светочем в своем роду!

Смерть близких... С ней рано или поздно сталкивается каждый. Что делать в таком случае? Как все сделать правильно? «Когда хоронили, мы чего-то не сделали… Как нам быть? Не навредили ли мы этим усопшему?» – часто священникам приходится отвечать на такие недоуменные вопросы. В данной статье мы постарались собрать общие рекомендации для православного христианина в ситуации, когда родной человек окончил земной путь и душа его восходит к своему Творцу. Много написано об этом в различных брошюрах, которые можно приобрести в церковных лавках, но в них объясняется не все. Поэтому при подготовке статьи сотрудники редакции пользовались советами опытных священнослужителей Симбирской митрополии.

1. Перед смертью

Лучшим приготовлением к смерти любого христианина является Исповедь и Причащение Святых Христовых Таин. Так как нельзя причащать находящихся без сознания или в беспамятстве, а ухудшение состояния больного может наступить внезапно, пригласить священника на дом желательно заблаговременно.

Если становится явным приближение смерти, читается специальное «Последование при разлучении души от тела всякого правоверного».

Умирающему, если он в сознании, можно дать антидор и святую воду.

2. Сразу после смерти

Сразу после смерти православного христианина его тело омывается теплой водой. При этом читают Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») или «Господи, помилуй».

Омовение тела лучше не совершать близким родственникам, чтобы не травмировать их еще раз.

После омовения сразу же начинается чтение «Последования по исходе души от тела» (если нет возможности пригласить для чтения священника, то его могут читать близкие родственники и знакомые; в некоторых книгах предписывается сначала прочитать «Последование», а затем омывать тело).

После этого начинается чтение Псалтири. Читать ее желательно до выноса тела непрерывно и по возможности до 40-го дня каждый день. Такое продолжительное чтение в нашей суетной жизни бывает затруднительно, поэтому в крайнем случае нужно прочитать у гроба усопшего Псалтирь полностью хотя бы один раз. Лучше не нанимать чтеца, а самим родственникам, в первую очередь близким, читать по очереди, сменяя друг друга, так как этой молитвой они и сами получат утешение от Господа.

Если такой возможности нет, лучше договориться о чтении Псалтири с церковнослужителями, имеющими на это благословение священника.

Каноны на исход души, по исходе души и Псалтирь не обязательно читать непосредственно около умирающего. Если человек умирает в больнице, молиться о нем можно дома. Главное – помочь душе в эти тяжелые для нее минуты.

3. Положение во гроб

Перед положением тела усопшего во гроб, тело и гроб следует окропить святой водой, гроб надо окропить как внутри, так и снаружи, а также покадить ладаном. Сделать это может любой христианин.

Одежда для погребения выбирается соответственно мирскому статусу усопшего. Военные, пожарные, полицейские полагаются во гроб в форме, миряне – в гражданском костюме. Одежда выбирается таким образом, чтобы одевать ее на тело усопшего было удобно.

Платок, чепчик, шапочки, галстук, туфли и прочее – на усмотрение родственников и воли усопшего. Для покрытия тела традиционно используется саван, в который помещается тело усопшего или церковное покрывало, которые приобретать желательно в храме.

При постановке гроба есть несколько традиций. У нас, в Симбирской митрополии, гроб с усопшим обычно кладут лицом к входящим в дом людям. Но есть традиция полагать покойника лицом на восток или к иконам. Если позволяет место в комнате для разворота гроба при выносе, можно придерживаться этой традиции.

На усопшем обязательно должен быть надет нательный крест (если сохранился, крестильный).

Руки складывают на груди, правую поверх левой, обычно в левую руку полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону: для мужчин – образ Спасителя, для женщин – образ Божией Матери.

Перед иконами в комнате, где стоит гроб, возжигают лампады и свечи.

Недопустимо перед иконой (и нигде в комнате) ставить стакан с водой или тем более с водкой.

Фотографию усопшего не нужно ставить рядом с иконами (лучше где-нибудь в другом месте), тем более не следует зажигать перед ней свечу.

Обычай завешивать зеркала в доме имеет языческое происхождение, никакого указания в православной традиции на это нет, поэтому его лучше не придерживаться.

4. Похороны

Обычай уборки дома после выноса тела усопшего не нужно превращать в особый ритуал. Мнения о том, что надо обязательно все вымыть до предания тела усопшего земле, что надо тщательно мыть именно полы, ручки, а также то, что это обязательно должны делать лица, не состоящие в кровном родстве с усопшим, – суеверие.

Оркестр для похорон православного христианина приглашать нельзя. Траурная музыка угнетает и мешает молиться. Во время перенесения гроба в храм на отпевание и из храма на кладбище поется Трисвятое.

Христиане должны провожать душу усопшего в тихой молитве; нарочитые оплакивание, истерические рыдания и вскрики тут неуместны.

По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести именно близким родственникам и друзьям. Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился.

Памятники, устанавливаемые на могилах усопших христиан, и венки, возлагаемые там, являются выражением почтения к усопшему, поэтому они допустимы. Но традиционно на могилах православных ставят деревянные кресты и приносят живые цветы. Надписи на памятниках и венках не должны выражать безутешную скорбь и отчаяние, но вселять надежду на победу жизни над смертью, слова их берутся из Священного Писания и богослужебных текстов.

Согласно Уставу, отпевание усопшего совершается только в храме. Лишь в том случае, если поблизости от дома или на кладбище нет церкви, возможно совершение отпевания заочно или на дому.

При заочном отпевании родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Эту землю крестообразно надо высыпать на тело усопшего или, если погребение уже совершено, на могилу. Мнение о том, что заносить эту землю домой нельзя, является суеверием.

5. Поминальная трапеза

Поминки в день похорон (равно как и в другие установленные дни) нужно устраивать по Церковному Уставу. Уставные указания о трапезе можно, в частности, найти у нас в газете в рубрике « ». По вопросам разумного послабления поста нужно обратиться за благословением к священнику.

Обряд «поминовения» усопших водкой или каким-либо спиртным недопустим.

Согласно Уставу, в воскресные дни, двунадесятые праздники и будние дни Великого поста поминки не совершаются, а переносятся на ближайшую субботу перед этим днем. На практике часто встречаются отступления от данного правила, так что в сложных случаях желательно проконсультироваться со священником.

Православные христиане призваны жить в любви и братском общении друг с другом. Эта любовь и это общение не кончаются при переходе души в жизнь вечную, они продолжаются в молитве Церкви. Христос говорит, что у Бога все живы (см. Лк. 20:38), а по слову апостола Павла любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:8). Для многих крещеных, но не просвещенных светом Евангелия наших соотечественников потребность в молитве за усопших становится поводом обратиться к Богу, переступить порог храма, может быть, начать наконец-то жить жизнью духовной. И это так потому, что нигде в мире мы не найдем истинного утешения в разлуке с близкими, только в Православной Церкви Господа нашего Иисуса Христа, пролившего Свою Кровь за спасение от греха и смерти каждого человека.

ДОПОЛНЕНИЯ, ЦИТАТЫ, ЛИТЕРАТУРА:

Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то вместо Канона по исходе души читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают Деяния святых апостолов.

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним».

Апостол Павел (1 Фесс. 4:13–14).

«Мы думаем о смерти всегда как о разлуке. Никогда больше не услышим любимого голоса, никогда не тронем любимого тела, никогда больше не будем жить вместе с человеком той простой жизнью, которая нам так дорога. Но мы забываем, что смерть одновременно является встречей живой души с Живым Богом, вступлением в ту полноту жизни, которая никому не доступна на земле. И вот поэтому сквозь слезы, с раздирающимся от собственной боли сердцем, мы можем радоваться за другого: кончено время борения, страдания, искания, он теперь в другом свете, видит то, что искал, знает, что живет, - жизнь победила. И мы перед гробом таинственно созерцаем величественную встречу Бога и человека, момент, когда завершается весь путь человека и он приходит домой».

Митрополит Антоний Сурожский.

Литература

Мельников В.Г. Православное поминание усопших. М., 2009.

Loading...Loading...