Сергей булгак. Булгаков Сергей Николаевич, русский философ, богослов, православный священник: биография

Местоположение Египет Высота 0 м Координаты 31°27′55″ с. ш. 30°22′00″ в. д. H G Я O L Уклон реки 0,2 м/км Расположение Водная система Средиземное море Страны

исток

устье

Аудио, фото и видео на Викискладе

Водная система Нила считается самой длинной на Земле . Однако, по мнению бразильских исследователей, самая длинная речная система у Амазонки - по этим данным, её длина составляет 6992 километра, в то время как длина системы Нила - 6852 километра . Площадь бассейна реки Нил составляет 3349 тыс. км² . Исток находится в Руанде, это река Рукарара, впадающая в реку Кагера. Сток воды сильно и резко изменяется в течение года. Суммарная длина судоходных участков составляет 3,2 тыс. км. Воды реки используются для орошения и производства электроэнергии. В дельте и долине Нила проживает почти все население и базируется почти вся экономика Египта . Крупнейшими городами являются Каир , Хартум , Асуан , Александрия .

Общие характеристики

Нил в Египте

Длину Нила часто отсчитывают от озера Виктория , хотя в него и впадают довольно крупные реки. Высота истока - 1134 м над уровнем моря. [ ] Самой удалённой точкой можно считать исток реки Рукарара - одной из составляющих реки Кагера , которая берёт начало с высоты более 2000 м на одном из горных массивов Восточной Африки к югу от экватора и впадает в озеро Виктория . Длина Нила от озера Виктория до Средиземного моря - примерно 5600 км.

Площадь бассейна, по разным данным, - 2,8-3,4 млн км² (полностью или частично охватывает территории Руанды , Кении , Танзании , Уганды , Эфиопии , Эритреи , Судана и Египта).

Вопрос об истоке Нила

Античные представления

Над вопросом об истоках Нила бились европейские умы со времён Геродота , который в своей «Истории » выступил с опровержением мнения о том, что разлив Нила происходит от таяния снегов в его верховьях. Согласно карте Геродота Нил сливается с Нигером. Кроме того, «отец истории» приводит известие саисского жреца, что воды Нила бьют ключом из земли между Сиеной (ныне Асуан) и Элефантиной , причём половина их течёт на юг, а другая половина - на север.

Никто из известных путешественников древности не поднимался по Нилу выше Сэдда . По словам Агатархида , дальше всех на юг проникли моряки Птолемея II , установившие, что причиной разлива является сезон ливней на Эфиопском нагорье . В классическом искусстве Нил было принято изображать в виде божества с задрапированной головой, что намекало на неведомость его истоков.

Новое время

Самый южный из истоков Нила обнаружил в 1937 году немецкий путешественник Бурхард Вальдекер - беря начало у подножия горы Кикизи (Бурунди), он является частью водной системы реки Кагера , которая впадает в озеро Виктория. В 1950-1951 годах экспедиция Жана Лапорта смогла впервые проплыть всю реку от истока, где Вальдекер соорудил в 1938 году символическую пирамиду, и до устья.

Течение Нила

Нил течёт с юга на север. Характер течения Нила бурный, в нижнем течении спокойный.

Кагера

Крупнейшей рекой, впадающей в озеро Виктория , считается Кагера , образуемая слиянием рек Ньяваронго и Рувуву . Протекает по территориям стран Руанда, Танзания и Уганда, в некоторых местах по границам между ними. Длина собственно Кагеры от места слияния истоков до впадения в озеро Виктория составляет около 420 км, а если считать от самой отдалённой точки её гидрографической системы - истока реки Рукарара, то около 800 км. Русло реки проходит через широкую заболоченную долину, принимая воды многочисленных небольших озёр

Виктория-Нил

Бассейн Нила из космоса

Участок от северной оконечности озера Виктория до впадения в озеро Альберт (Уганда , Восточная Африка) носит название Виктория-Нил (Victoria Nile ). Его длина около 420 км. Пересекая скалистые гряды по территории Уганды, река образует многочисленные пороги и водопады с общим падением 670 м. Наиболее крупный водопад Мерчисона достигает 40 м высоты. Река проходит через впадину озера Кьога и впадает в озеро Альберт на границе Уганды и Демократической республики Конго , лежащее в тектонической впадине на высоте 617 м.

Альберт-Нил

Самые крупные притоки в этой части течения имеющие истоки на западе Эфиопии - Эль-Газаль («река газелей») и Собат , воды которого, стекая с гор, содержат большое количество взвесей и имеют характерный мутно-жёлтый (беловатый) цвет.

Белый Нил

Ниже Собата река получает название Белый Нил (Бахр-эль-Абьяд ), оставляет позади область болот, и далее спокойно течёт в широкой долине по полупустынной местности до Хартума , где сливается с Голубым Нилом. Отсюда и до Средиземного моря река именуется Нил (Эль-Бахр ). Голубой Нил значительно короче Белого, но в формировании режима Нила ниже Хартума он играет гораздо большую роль. Голубой Нил берёт начало с Эфиопского нагорья , вытекая из озера Тана . С этого же нагорья Нил получает свой последний многоводный приток - Атбару.

Исчезнувший приток

Нильские пороги

Ниже устья последнего крупного притока (Атбара), примерно в 300 км от Хартума, начинается Нубийская пустыня .

Здесь Нил делает большую излучину, прорезая плато , сложенное твёрдыми песчаниками (см. Гебель эс-Сильсила), и пересекает ряд порогов (катаракты). Всего между Хартумом и Асуаном насчитывается 6 порогов. Первый из них, ближайший к устью, находится в районе Асуана, к северу от Асуанской плотины .

Вплоть до 60-х годов XX века (то есть до возведения на территории Египта Высотной Асуанской плотины в 270 км от суданско-египетской границы) пороги представляли серьёзное препятствие для сплошного судоходства. В районе порогов круглогодичное плавание было возможно лишь на лодках. Для постоянного судоходства использовались участки между Хартумом и Джубой, Асуаном и Каиром, Каиром и устьем Нила.

Теперь здесь разлилось искусственное водохранилище (Озеро Насер - بحيرة ناصر ), откуда Нил вновь направляется на север сквозь плодородную долину шириной 20-50 км, которая в начале антропогена была заливом Средиземного моря.

900-километровый участок между порогами и Каиром имеет небольшой уклон и окружён долиной шириной до 20-25 км .

Дельта

Дельта Нила

В 20 км севернее египетской столицы Каира начинается растущая дельта Нила с многочисленными рукавами, протоками и озёрами, которая тянется на 260 км вдоль побережья Средиземного моря от Александрии до Порт-Саида . Здесь Нил распадается на 9 больших и заметно большее количество малых рукавов, основными судоходными являются Думьят (Дамьетта; восточный) и Рашид (Розетта; западный), длина каждого из них составляет около 200 км. На севере дельты расположены лагунные озёра Мензала, Буруллус, Марьют . Она образовалась на месте морской бухты, постепенно заполнившейся речными наносами. По площади (24 тыс. км²) дельта Нила почти равна Крымскому полуострову.

«Дельтой» устье Нила назвали греческие географы, которые сравнили его треугольную форму с буквой греческого алфавита, дав таким образом название всем речным дельтам земного шара. Осадки, которые Нил выносит в Средиземное море, создают великолепную пищевую базу для рыбных богатств Восточного Средиземноморья.

Каналы

Канал Юсуф

Фауна

Животный мир Нила достаточно разнообразен. Здесь встречаются крокодилы , черепахи , очень разнообразны змеи , включая два вида кобр , нильский окунь , масса которого может достигать 140 кг . Кроме него промысловое значение имеют многопёры , тигровая рыба , сомы , зубатый карп, африканский карп .

Значение

Нил
в иероглифах

Значение для Египта

Особенно важна река для Египта, где в прибрежной полосе шириной 10-15 км проживает около 97 % населения страны. Нил в нижнем течении периодически разливается, затопляя всю долину . Притоки Нила, стекающие с Абиссинского нагорья, приносят большое количество ила, оседающего во время разлива. Это регулярное удобрение играет огромную роль в земледелии Египта.

Нил - это не только главный водоем Африканского континента, но и одна из самых протяженных рек всего мира. Принимая запасы своих притоков, он является живительной силой для населения расположенных вдоль его русла. Это бесценное сокровище «черного континента», за воды которого шли войны и объединялись государства, строились плотины и оживали высохшие земли.

Историческая справка

Важнейшая водная артерия самого жаркого континента планеты с глубокой древности почиталась его населением как источник жизни, благополучия и процветания. Благодаря Нилу, сегодня мы имеем возможность познакомимся с Древним Египтом, его архитектурой, искусством, наукой, мудростью, астрономическими знаниями и религией. Мы можем лишь предполагать, какую важную роль выполнял Нил в становлении крупнейшей цивилизации, оказавшей огромное влияние на жизнь человечества. Как известно, около 20 % протяженности реки находится на территории современного государства Египет. От поведения Нила зависит состояние земледелия, качество урожая и его количество. Таким образом, не разлившиеся воды Нила - это гибель для населения. В большинстве случаев река всегда ассоциируется с Египтом, где священные воды охраняют пирамидальные гробницы правителей государства, монументальную скульптуру Сфинкса, гигантскую статуя Рамзеса, храмы, посвященные выдающимся фараонам.

Географическое положение

Находится река Нил в Африке и берет начало с Восточно-Африканского плоскогорья на высоте 1134 м. Не всегда спокойная в своем течении, однако равнинная, река проходит по территории 7 стран, одновременно объединяя их своими водами. Среди них - экваториальная и многоязычная Уганда, страна дикой природы Кения, уникальная Танзания, родина человечества Эфиопия, центр тропических эпидемий пустынная Республика Судан и контрастный Египет. Великая река питает территорию этих государств около 3 млн лет, спасая население от голода и засухи. На ней выросли такие исторические центры Египта, как Каир, Луксор, Асуан, Гиза и Александрия, столица Судана Хартум.

Климатические условия

Имея протяженность в 6852 км, Нил пересекает следующие экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический. Большую часть своего пути, а это более 3000 км, он проходит по территории самой огромной пустыни мира - Сахаре.

Режим питания реки напрямую зависит от климатических условий. Нил - это ежегодные паводки летнего и зимнего периода. Причина связана с сезоном дождей в экваториальных широтах, где и берет начало один из его притоков. Благодаря такому виду осадков великая река полноводна и быстротечна. В это время года Нил может выходить из берегов, затапливая населенные пункты и образуя наводнения.

Зимой он пополняется водами Белого Нила, а летом - Голубого. Межень (самый низкий уровень воды) приходится на май месяц. Температурные показатели воды гидрологического объекта варьируются в зависимости от типа климата. Средний показатель летнего периода составляет плюс 26 о С, зимнего - плюс 18 о С.

Исток Нила

Многие исследователи имели между собой разногласия по поводу того, где находится исток Нила. Труднодоступные джунгли, холмистая местность с уступами и порогами, москитами и крокодилами становились преградой для досконального изучения гидрологического объекта. Прояснилась загадка только в средине XVIII века, благодаря усилиям Лондонского географического общества и целеустремленности его сотрудников - офицеру, путешественнику Джону Спику и исследователю реки Сэмюэлу Бейкеру.

Официальным открытием начала великой реки считается 1864 год. Особенность Нила в том, что он имеет не один исток, как большинство рек планеты, а два. Главный приток с географическими координатами (0 о с. ш., 33 о в. д.) берет свое начало в экваториальных широтах на территории Уганды, неся свои воды в озеро Виктория, и выходит бурной рекой Кагерой. Преодолевая уступы и, заодно пополняя запасы пресной воды в озера материка, правый приток выходит Белым Нилом на равнинную поверхность Африканского континента.

Родиной второго истока считается территория где из выходит Голубой Нил. Слияние двух полноводных притоков происходит у столицы Судана - города Хартум. Следуя в северном направлении, полноводная река единым руслом несет жизненную силу по пустынной территории в Средиземное море, образуя на своем пути огромную дельту.

Устье священной реки

Место, куда впадает река Нил, имеет географические координаты (31 о с. ш., 30 о в. д.). Форма устья водоема не менее уникальна, чем история поисков истока реки. Оно, благодаря речным наносам, образует огромный треугольник, имеющий сходство с греческой буквой «дельта». В 160 км от столицы Египта, города Каира, образуются два больших судоходных рукава - Дамьетта и Рашид, а также много мелких протоков.

Именно дельта Нила считается самым плодородным участком знаменитой реки. Более 240 км тянется уникальное природное образование вдоль южных берегов Средиземного моря. Это самая заселенная часть Египта и всего русла Нила. Масштабы речного наноса просто ошеломительны, их размеры приравниваются к площади целого Крымского полуострова.

Флора и фауна

Растительный и животный мир местности, где находится Нил, меняется в своем видовом составе, по направлению течения реки. Наиболее богатые участки зоны саван и редколесья, менее выразительны районы пустынь и полупустынь.

Водный мир насыщен такими представителями, как нильский крокодил, многопер, бегемоты и разнообразные пресные рыбы. На берегах реки гнездятся около 300 видов пернатых, много перелетных и зимующих представителей. Но особенно выделяются фламинго, пеликаны, цапли.

Наиболее интересна флора и фауна дельты и долины Нила - папирус, финиковые пальмы, акации, олеандр, цитрусовые, заросли тростника, рогоза и папоротник, культурная растительность. Здесь встречаются такие представители фауны, как черепахи, бегемоты, парнокопытные, пресмыкающиеся и много насекомых. Лидерами среди животного мира являются пернатые. Бассейн реки Нил - просто спасение для сформировавшейся флоры и фауны.

Для любого туриста добраться до местности, где находится Нил, не составит проблем. Самым увлекательным и одновременно опасным является путешествие по течению реки. Исток Нила интересен своей недоступностью. Место, куда впадает река Нил, покоряет насыщенными красками и удивительными объектами.

Расстояние между Москвой и столицей Египта по карте составляет более 4000 км. Для авиатранспорта по прямой - около 3000 км и 4 часа пути. Перелеты организовывают 8 авиакомпаний, где есть прямые рейсы и с пересадкой в Стамбуле. Но где Нил наиболее интересен, решать туристу. Не всем по душе влажные и жаркие джунгли, кто-то любит теплый песок, зной и пирамиды.

Особенности великой реки

Главным отличием Нила от большинства рек планеты является направление течения - с юга на север. Характер реки зависит от рельефа местности. В верхнем участке он похож на горную реку - бурлив и шумен. Холмистая местность, обильные осадки помогают реке выработать своим потоком главное русло. В нижнем течении священная река спокойная, тихая и судоходная. Здесь по всем характеристикам мы видим, что объект - это равнинная река Нил. Материк Африка, ее родина, жаркая и пустынная в районе места впадения, и влажная - у его истока.

Участок реки с порогами и водопадами называют Виктория-Нил, спокойный Альберт-Нил тянется до воссоединения притоков в одно русло, самый заболоченный участок приходится на Бахр-эль-Джебель. Образуя шесть порогов, река столетиями создавала много проблем с судоходством, поэтому строение водохранилища было просто необходимостью. Оно решило вопрос с транспортными передвижениями и одновременно стало спасением для засушливых регионов.

В отличие от Амазонки, Нил протекает по пустынным регионам «черного континента», но не теряет своей полноводности. Он приносит много илистых отложений, являющихся органическим удобрением, тем самым удваивает свое преимущество.

Туристические возможности

Нил - это не просто гидрологический объект планеты. Это готовый природный маршрут, протянувшийся от экватора до тропических границ. Его туристические возможности необъятны. Для любителей увидеть больше и быстрее созданы круизные путешествия по реке с остановками в известных исторических городах:

  • Каир привлекает музеями и древнеегипетским искусством, пирамидами и статуями;
  • Александрия увлекает легендами, фортами и пляжами;
  • Фивы - храмами и почетным возрастом;
  • Асуан - пальмовыми островами и уровнем жизни Египта;
  • Суданский Хартум - ансамблями дворцовой архитектуры.

Любители изучить природные богатства по течению реки, могут потратить больше времени, но в результате получат ярче впечатления.

13.07.1944. – Умер философ протоиерей Сергий Николаевич Булгаков

(16.07.1871–13.07.1944) – экономист, философ, богослов; политический и церковный деятель, священник; приверженец религиозно-идеалистической метафизики всеединства и софиологии. В юности – "легальный марксист", прошел путь от атеиста до священнослужителя и богослова.

Родился в г. Ливны Орловской губернии в семье священника. После окончания в 1884 г. Ливенского духовного училища поступил в Орловскую духовную семинарию, которую оставил в 1888 г. в связи с «утратой религиозной веры на долгие, долгие годы» (как он писал). Булгаков поступил в 7-й класс Елецкой гимназии, по окончании которой стал студентом юридического факультета , где изучал политэкономию и увлекся с марксизмом.

После окончания в 1896 г. юридического факультета по кафедре политической экономии стал преподавателем политэкономии в Московском Императорском техническом училище, активно сотрудничал в журналах либерально-народнического и марксистского направлений ("Русская мысль", "Новое слово", "Научное обозрение", "Начало"). К счастью, в 1898 г. Булгаков был направлен в двухгодичную научную командировку в Германию для подготовки к профессорскому званию. В Берлине он общался с лидерами германской марксистской социал-демократии Бебелем и Каутским. Он выезжал также в Париж, Лондон, Женеву (там он познакомился с Плехановым), Цюрих, Венецию. Личное знакомство с Западом, родиной марксизма, пошло на пользу. Тщательно изучив данные о развитии сельского хозяйства в Германии и др. странах Западной Европы, Булгаков пришел к выводу, что теория Маркса применительно к аграрному сектору экономики ошибочна. Экономическое опровержение марксизма стало результатом его двухтомной диссертации "Капитализм и земледелие" (1900). Затем он – профессор политэкономии в Киевском (1901–1906) и Московском университете (1906–1918).

Булгаков вспоминал, что из-за границы он возвратился «уже с разложившимся марксизмом». Вскоре он познакомился с последователями умершего в 1900 г. и вспомнил о своих предках: он все-таки был сыном священника в пяти поколениях и сам учился в духовной семинарии. Подобная мiровоззренческая эволюция была характерна для немалой части тогдашнего "ордена русской интеллигенции", и вскоре Булгаков становится одним из признанных вождей этого возвращения к христианству, он один из инициаторов сборника "Проблемы идеализма" (1902). Пересмотр своего марксистского мiровоззрения Булгаков изложил в десяти статьях 1896–1903 гг., вошедших в сборник "От марксизма к идеализму" (1903). В них Булгаков неразрывно соединяет социально-экономический идеал с христианством, что станет для него и далее основой экономических взглядов и развиваемой философии хозяйства.

Западный капитализм был для Булгакова также системой недолжной и нехристианской. В докладе "Народное хозяйство и религиозная личность" (1909) Булгаков дал исчерпывающую критику западной либеральной политэкономии и капитализма как плода протестантской иудаизации (кальвинизм, пуританизм) западного христианства. Ссылаясь на соответствующие исследования В. Зомбарта и М. Вебера, Булгаков пишет: «недаром пуританизм часто называли английским еврейством (English Hebraism), имея в виду это усвоение им ветхозаветного духа… В пуританизме с грандиозной силой пробудилась и характерная для еврейского мессианизма вера, что англосаксы – избранный народ Божий, призванный властвовать над другими народами ради спасения и просвещения их же самих… пуританский аскетизм стоит у колыбели современного "экономического человека", орудующего на бирже и рынке. Эпоха ХVII в. завещала своей утилитарной наследнице прежде всего необычайно спокойную, – мы смело можем сказать, – фарисейски спокойную совесть при наживании денег, если оно только совершается в легальной форме» .

Марксизм же в своей критике капитализма не только ошибочен экономически, но и не менее безнравственен с христианской точки зрения, – писал Булгаков. Марксистское учение о классовой борьбе за те же земные блага – это мелкий гедонистический идеал "прогресса", ради которого Маркс провозглашает эгоистичную классовую борьбу, насилие и безжалостное разрушение "старого мiра", то есть допускает "временное" применение зла (гражданскую войну) к современным поколениям, которые служат лишь удобрением для "грядущего блаженства" потомков. Марксизму Булгаков дал точное духовное опровержение как еретической утопии: «В основе социализма как мiровоззрения лежит старая хилиастическая вера в наступление земного рая… Избранный (еврейский) народ, носитель мессианской идеи заменился пролетариатом» .

В 1919 г. Булгаков отправился в Крым к семье. В Симферополе он принял должность профессора политэкономии и богословия в университете. Здесь им были написаны работы: "У стен Херсонеса", "Трагедия философии", "Философия имени". В 1920 г., когда красные взяли Крым, Булгаков не захотел эмигрировать, но как священника его исключили из числа профессоров, а в 1922 г. арестовали. Отец Сергий был включён в списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за границу. 30 декабря 1922 г. он отправляется из Крыма в изгнание.

После недолгого пребывания в он уезжает в Чехословакию, где в мае 1923 г. занимает должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного Института в Праге.

В 1925 г. году переезжает в Париж, где участвует в создании православного Богословского Института. До самой кончины отец Сергий был его безсменным руководителем, а также профессором кафедры догматического богословия. В 1927 г. вышла первая часть трилогии “Купина Неопалимая”, в том же году вторая часть – “Друг Жениха”, в 1929 г. третья – “Лестница Иакова”.

Помимо того, о. Сергий уделял большое внимание духовному наставничеству в "Русском студенческом христианском движении" участию в экуменическом движении, что было характерно для либеральной т.н. "парижской юрисдикции" митрополита Евлогия, отколовшегося в 1926 г. от . До конца 1930-х гг. Булгаков принял участие во многих экуменических начинаниях, став одним из влиятельных деятелей и идеологов этого движения; в 1934 г. он совершил большую поездку по США.

В 1939 г. у о. Сергия был обнаружен рак горла. Перенес операцию, утратил способность говорить, служить, читать лекции. Начавшаяся ограничила ещё более сферу его трудов в оккупированном Париже. Однако до последних дней жизни он не прекращал работать над новыми книгами. В 1933–1945 гг. была издана вторая трилогия Булгакова: “Агнец Божий” (1933), “Утешитель” (1936), “Невеста Агнца” (1945). Cвою последнюю книгу "Апокалипсис Иоанна" он закончил незадолго до смерти. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Восприняв от В.С. Соловьева философию всеединства, Булгаков развивал учение о "Софии Премудрости Божией" как предвечно сущей в Божественном замысле мiровой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мiр. Эти богословские сочинения Булгакова (в которых содержатся также элементы хилиазма) вызвали резкую критику и обвинения в ереси со стороны и Московской патриархии, и Русской Зарубежной Церкви (наиболее обстоятельная критика была дана : " Защита Софианской ереси протоиереем Сергием Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви", 1937), и даже среди коллег о. Сергия по Институту. В частности, дал своему декану такую оценку:

«... взяв от Соловьева основную концепцию всеединства (с включением софиологической темы), Булгаков, под влиянием Флоренского, целиком уходит в сторону софиологических размышлений... Однако и в своих чисто богословских трудах Булгаков остается философом – закваска трансцендентализма, метафизики всеединства, даже некоторые общие начала философской мысли, усвоенные Булгаковым на заре научной жизни, сохранили свою силу и в годы чистого богословствования... Булгаков бывал часто достаточно неосторожен в своих формулах, – у него на каждом шагу найдем мы противоречия и трудно согласимые выражения – и именно о Софии...

"Тварь есть всеединство", – утверждает Булгаков в "Свете невечернем": она есть "единое – многое, всё", "ей принадлежит положительное всеединство". "Онтологическая основа мiра заключается в сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы"... София, как идеальная основа мiра, стоит между Абсолютом и космосом, как некое "третье бытие", соединяющее в себе и божественную и тварную природу... Для Булгакова космос есть живое, одушевленное целое и потому он серьезно и настойчиво выдвигает понятие "души мiра" – в "Философии хозяйства"... "Тайна мiра, – пишет Булгаков, – в женственности... зарождение мiра есть действие всей Святой Троицы, в каждой из Ее Ипостасей простирающееся на восприемлющее Существо, вечную женственность, которая через это становится началом мiра". И она есть "четвертая ипостась". Булгаков именует Софию как Вечную Женственность и материнское лоно бытия "четвертой ипостасью". ... София собственно есть "мiр идей, т. е. идеальная основа мiра". "София по отношению ко множественности мiра есть организм идей, в котором содержатся идейные семена всех вещей" – в ней "корень их бытия"...

Еще в "Свете невечернем" зло связывается Булгаковым с тем, что "ничто" "врывается в осуществленное уже мiроздание как хаотизирующая сила" (Бог "не остановился и перед тем, чтобы смириться, дав место бунтующему хаотическому ничто"). Т. о., "возможность зла и греха, как актуализации ничто, была заранее дана мiрозданием". Надо сказать, что это очень странная теория зла, которое возводится к "ничто" – словно это ничто (т. е. чистый ноль), может стать "хаотизирующей силой"! ...

Булгаков имеет чрезвычайное значение в развитии русской философии прежде всего тем, что углубил темы космологии, столь существенные для уразумения бытия. Понятие "тварной Софии" (если и не стоять за самый термин, по разным причинам не всегда удачный) глубже всего и основательнее всего проработано в русской мысли именно Булгаковым, – особенно вдохновляющими являются его анализы в "Философии хозяйства"... [Однако] Синтез науки, философии и религии так же не удался Булгакову, как и Соловьеву, – как он вообще не может удаться в линиях метафизики всеединства. Но метафизика всеединства стоит в самой тесной близости к тому чаемому синтезу, который, будучи свободен от основной ошибки всеединства, даст надлежащее и плодотворное сочетание науки, философии и богословия – задача этого синтеза явно неустранима для русской мысли, не утратившей внутренней связи с Православием».
(Прот. В.В. Зеньковский. История русской философии. Т. II, сс. 430-457 )

И другой институтский коллега о. Сергия Булгакова, проф. архм. Киприан (Керн), писал в сборнике, посвященном 25-летию Богословского института, о взглядах своего руководителя: «Надо прямо и решительно заявить во всеуслышание: Богословский институт никогда не считал домыслов о. Сергия своим официальным богословием. Никакой своей школы о. Сергий у нас так и не мог создать. Больше того, он не оставил в среде своих бывших слушателей, а теперь и преподавателей, ни одного ученика... Его идеи, вероятно, останутся, по меткому слову , "продуктом типографского станка и мертвыми обитателями библиотечных полок"...»...

Отец Сергий Булгаков о еврейском вопросе

В годы войны, размышляя о судьбе еврейства, переживавшего гонения в гитлеровской Германии, о. Сергий писал:

«В большевизме более всего проявилась волевая сила и энергия еврейства, все те черты, которые так известны уже и по Ветхому Завету, где они были предметом гнева Божия... В грядущих событиях центральное место принадлежит России и еврейству... Россия находится под игом большевизма, ... еврейство же претерпевает еще раз в своей истории гонение. Но само же оно доселе остается в состоянии поклонения золотому тельцу и отпадения от веры, даже и в Бога Израилева. Все эти новые бедствия... кара за то страшное преступление и тяжкий грех, который им совершен над телом и душой русского народа в большевизме... Еврейство в самом своем низшем вырождении, хищничестве, властолюбии, самомнении и всяческом самоутверждении, через посредство большевизма совершило если – в сравнении с татарским игом – и непродолжительное хронологически (хоть четверть века не есть и краткий срок для такого мучительства), то значительнейшее в своих последствиях насилие над Россией и особенно над Св. Русью, которое было попыткой ее духовного и физического удушения. По своему объективному смыслу это была попытка духовного убийства России, которая, по милости Божией, оказалась все-таки с негодными средствами. Господь помиловал и спас нашу родину от духовной смерти». Так что большевизм – это еще не победа сатаны над Россией. Это «ужасная победа сатаны над еврейством, совершенная через посредство еврейства» ("Расизм и христианство", 1941–1942 ).

«Власть денег, маммона являются всемiрной властью еврейства. Этот неоспоримый факт не противоречит тому, что значительная, даже большая часть еврейства и доныне пребывает в глубокой нищете, нужде, в борьбе за существование, которая не находит для себя естественного исхода за отсутствием собственной страны, в силу агасферического рассеяния, состояния "вечного жида". Другое же проявление власти князя мiра сего выражается в лжемессианском пафосе, в ожидании будущего, земного мессии на месте Отвергнутого и Распятого. По силе этого мессианства и всей его пламенности сыны Израиля оказываются в ряду вдохновителей безбожного материалистического социализма наших дней. ... в состоянии антихристианства и христианоборчества Израиль представляет собой лабораторию всяких духовных ядов, отравляющих мiр и в особенности христианское человечество» ("Гонения на Израиль", 1942 ).

Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) - философ, богослов, экономист, священник. В 1896 оканчивает юридический факультет Московского ун-та и уезжает в Германию, где занимается политэкономией и примыкает к марксизму. По возвращении защищает магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие» и до 1906 занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом ин-те. В 1903 выходит его кн. «От марксизма к идеализму». Участвовал в сб. «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины», что отразило духовный кризис Б., его отход от марксизма и обращение к религиозному миросозерцанию. В 1905 издавал философско-религиозный жур. «Вопросы жизни», с 1906 - проф. политэкономии Московского ун-та и депутат Государственной Думы, принял сан священника в 1918, в 1919 переехал в Крым, где преподавал политэкономию и богословие. Как философ Б. проявил себя в написании двухтомного сб. «Два града» и кн. «Философия хозяйства». Работы «Свет невечерний» и «Трагедия философии» завершили филос. период творчества Б., мыслитель постепенно становится богословом. В 1923 Б. высылается из страны - сначала в Прагу, в 1924 Б. занимает должность декана Парижского богословского ин-та. С 1927 по 1945 создает две богословские трилогии - «Купина Неопалимая», «Друг Жениха», «Лестница Иакова», «Агнец Божий», «Утешитель», «Невеста Агнца», а также «Апокалипсис Иоанна» и «Философию имени».

Последние две работы вышли из печати уже посмертно (соответственно в 1948 и 1953), Философия всеединства B.C. Соловьева оказала на Б. определяющее влияние, особенно учение о Софии Премудрости Божией как предвечно сущей в Божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей божественную любовь и эманировавшей ее в мир. При этом Б. подчеркивал двойственный характер Софии - одновременно божественно-небесный и тварно-человеческий, Важнейшее место в структуре философствования Б. занял трансцендентализм И. Канта и Ф.В.Й. Шеллинга. София понималась Б. также как идеальная основа мира, находящаяся между Творцом (Абсолютом) и творением (космосом).

Онтологическая основа мира состоит в «сплошной, метафизически непрерывной софийности его основы», которая выступает не только как основа, но и как норма, «предельное задание», «аристотелевская энтелехия». В антропологическом срезе бытия София выступает как «мировая душа», «историческое человечество», «целокупное человечество», являющееся трансцендентальным субъектом истории, существование которого придает «динамическую связанность» эмпирически разрозненным действиям отдельных индивидов. Деятельность человека понималась Б. как хозяйственная деятельность, которая в глубинном метафизическом смысле также софийна. Трансцендентальный субъект знания для Б. то же, что и трансцендентальный субъект хозяйства - «историческое человечество», «Божественная София», Философско-богословскую систему Б. можно рассматривать и как содержательный фон его историко-философских изысканий, в т.ч. по истории рус. культуры (многочисленные аналитические характеристики творчества Вл.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина и др.)

во втором – подвижничество, т.е. ориентация на внутреннее устроение личности, осознание своего долга, собственных обязанностей. В этой концепции наиболее явна реформационная направленность творчества Б., закономерность его обращения к теоретическим и практическим вопросам христианской политики и пафос разработки им концепции «христианского социализма». Христианство, согласно Б., должно понять и принять правду социализма, отвергая, однако, его претензии на полное решение проблемы социального зла в рамках истории. Ряд работ Б. посвятил анализу судьбы России, усматривая исток ее трагедии в кризисе византийского православия, которое не было и не могло быть воспринято народом аутентично и выродилось в обрядоверие. Путь возрождения России, согласно мысли Б., – покаяние и внутреннее религиозное преображение человека, его духовное самоопределение.

Loading...Loading...