Собор святого марка в венеции. Достопримечательность Венеции: собор Сан-Марко

Если вы приехали в Венецию ненадолго, на один день или всего на несколько часов, я рекомендую вам не ломать голову над маршрутом прогулки по городу. За столь короткое время даже бывалый путешественник успеет осмотреть только самое основное, то, чем на весь мир славится . Чаще всего в таких случаях туристы плывут по Гранд-Каналу к площади Сан-Марко и уже там решают, что делать дальше. И, конечно, большинство людей, оказавшись на площади в первый раз, стремятся посетить самую главную достопримечательность Венеции: легендарный собор Святого Марка.

На тщательный осмотр собора внутри и снаружи, его музея и сокровищницы уйдет практически целый день. Давайте же хотя бы в общих чертах исследуем этот потрясающий исторический памятник.

От истоков Венецианской республики до наших дней

Обретение мощей святого Марка

Нельзя сказать, что история Венецианской республики отсчитывается с момента возведения собора Святого Марка. И до 829 года, когда началось его строительство, своеобразная венецианская государственность развивалась уже несколько столетий. Однако невозможно отрицать, что именно со времен обретения венецианцами мощей святого Марка и создания собора республика начала постепенно подниматься на вершину своего могущества. Впоследствии она оказалась в числе ведущих мировых держав Средневековья. Мы-то с вами знаем, что никакой мистики во всем этом не было, так уж сложились политические, географические и прочие обстоятельства, которые порой столь причудливо влияют на ход мировой истории. Но для венецианцев тогда все выглядело несколько по-другому.

В те далекие времена христианство играло главную роль в быте людей, причем религия пронизывала буквально все аспекты жизни средневековой Европы, оказывая влияние на политику, экономику и т. д. Поэтому приобретение тем или иным городом мощей какого-нибудь святого рассматривалось не просто как акт религиозного благочестия, а как укрепление могущества и престижа соответствующего поселения или государства.

История вывоза мощей святого Марка из Александрии венецианскими купцами обросла легендами. До конца неясно: пошли венецианцы на обыкновенную кражу (это было вполне в духе времени и венецианцев) или действовали по согласию с местными священниками, спасая реликвию от мусульман, но, так или иначе, 31 января 829 года останки святого Марка были доставлены в Венецию. Сарацины якобы подозревали неладное и подвергли корабль досмотру, но хитрые купцы спрятали мощи среди свиных шкур, увидев которые правоверные пришли в ужас и убежали.

Между прочим, до Марка у Венеции уже был свой святой покровитель Теодор. Однако автор одного из Евангелий Марк, видимо, выглядел для венецианцев посолиднее, да и кстати пришлась легенда о том, что он когда-то проповедовал христианство на островах местной лагуны. С этого момента святой Марк становится покровителем Венецианской республики, а его библейский образ - крылатый лев - главным государственным символом. Старого покровителя, впрочем, тоже не забыли: одну из колонн перед площадью Сан-Марко венчает статуя святого Теодора, попирающего дракона (на фото выше).

Возведение собора Святого Марка

Отсюда берет отсчет и история собора Святого Марка: для хранения реликвии нужно было соорудить нечто особенное. Его начали строить тогда же, в 829 году, а закончили работы в 832 году, но то здание до нас не дошло: пожар 976 года очень сильно его повредил. Более того, из-за стихии были утрачены мощи святого Марка, и нашлись они только спустя почти 100 лет, в 1094 году при строительных работах уже в новом здании собора. Сообщают, что отыскать мощи удалось благодаря чуду: рука евангелиста высунулась из-под колонны и показала, где копать.

Новый собор построили к 1071 году, позже его расширяли и достраивали - таким он дошел до наших дней. Архитектура собора весьма необычна для Европы: он построен в византийском стиле по образцу храма Апостолов в Константинополе. Учитывая тот факт, что от церквей Византийской империи мало что осталось после турецкого завоевания, этот «византийский след» был для меня особенно интересен в Венеции. Республика на заре своей государственности вообще была тесно связана с Византией, и собор Святого Марка - яркое тому подтверждение.

Впрочем, рассматривая собор, трудно сказать, что он выполнен как-то однородно: строительство и украшение отдельных его элементов продолжалось в течение всего времени существования Венецианской республики, и это не могло не привести к некоторому смешению стилей. Собор часто сравнивали даже с мечетью (его купола действительно наводят на такие ассоциации). Один путешественник как-то выразился в духе, что он не знает другого храма, в оформлении которого нагорожено столько стилей и вкусов, куда впихнули бы над центральным входом четырех бронзовых коней, и при всем этом внешний вид постройки только выигрывал бы. Да, собор Святого Марка действительно сооружение уникальной архитектуры.

От расцвета до падения Венецианской республики

Собор украшали на протяжении почти 800 лет: самая поздняя мозаика была создана в 1838 году, спустя 41 год после падения республики. А в первые века после строительства собора и в годы расцвета Венеции украшение и возвеличивание храма рассматривалось как важнейший долг каждого гражданина республики. На эти цели щедро жертвовали средства дожи и многочисленные богачи, стремившиеся попасть во власть, а для венецианских купцов, говорят, действовал специальный налог, обязующий их привозить из поездок что-то для собора. Поэтому неудивительно, что мало найдется в мире храмов, сравнимых с собором Святого Марка не только по богатству внутреннего и внешнего убранства, но и по количеству сокровищ и реликвий, собранных в нём.

Львиной долей своих богатств собор обязан захвату и разграблению Константинополя в 1204 году во время IV крестового похода. Венецианцы приняли в нём активное участие и вволю полакомились византийским добром. Этическая сторона вопроса: как же так, христово войско громит и грабит христианский город - никого тогда не интересовала. вознеслась на вершину своего могущества, а собор Святого Марка сиял в блеске невиданного великолепия.

Без малого через 600 лет история забрала должок у венецианцев: Наполеон не только покончил с республикой, но и увёз в огромное количество драгоценностей и произведений искусства, в том числе и из собора Святого Марка. Часть из них впоследствии вернули в Венецию, но многое исчезло навсегда.


До 1807 года собор Святого Марка являлся придворной капеллой при Дворце дожей, и простых людей в него не впускали. Правда, здесь порой проводились торжественные церемонии, включая презентацию нового дожа или демонстрацию захваченных вражеских знамён, но и тогда, несомненно, доступ в собор имели только знатные венецианцы. Видимо, существовали серьезные опасения, что рабочий люд, увидев вблизи все великолепие храма, не удержится от желания немножко пограбить.

В 1807 году он получил статус кафедрального собора Венеции (сюда перенесли кафедру местного епископа). С тех пор собор Святого Марка как бы замер во времени и служит главным экспонатом города-музея. Периодически его подтапливает, время от времени ведутся реставрационные работы. Не утихают разговоры, что все это великолепие может со временем уйти под воду, как и сама . Но и такой риск, если он существует, вполне в венецианском духе: город всегда жил в состоянии некоей неопределенности.

Сейчас в собор бесплатно пускают всех желающих, правда, в сокровищницу и музей доступ осуществляется уже за деньги. Но и снаружи святыню можно рассматривать долго и с разных сторон. Предлагаю начать нашу небольшую экскурсию.

Вокруг собора Святого Марка

Со стороны набережной и Дворца дожей

Если мы подходим к площади Сан-Марко со стороны набережной (так сюда добирается большинство туристов), то справа от нас будут Бумажные ворота, позади - Дворец дожей, а впереди - южный фасад собора Святого Марка. Надеюсь, вам повезёт с погодой, а то в один из моих приездов это место выглядело вот так.


Подтапливает площадь Сан-Марко часто, и в такие моменты, чтобы осмотреть собор вблизи со всех сторон, вам понадобятся высокие резиновые сапоги, благо они продаются здесь в изобилии. Уровень воды почти по колено, похоже, не считается критическим: на площади моментально выстраивают дорожки из высоких лавок, по которым бегает народ, а в собор продолжают спокойно пускать посетителей. Будьте готовы к подобным нюансам и не переживайте: погода в Венеции меняется часто, а воду с площади периодически откачивают.

Итак, мы стоим с южной стороны собора. Обратите внимание на выступ справа, примыкающий вплотную к Бумажным воротам.


Эта пристройка соединяет храм с Дворцом дожей, а в ее внутренних помещениях сейчас располагается сокровищница собора. Вы, наверное, заметили четыре фигурки на углу? Рассмотрим их поближе.


Как и большинство других декоративных элементов собора, эта скульптурная группа из темно-красного порфира была вывезена из Константинополя после разграбления города в 1204 году. Считается, что на композиции IV века изображены наследники римского императора Константина, так называемые императоры-тетрархи. Однако существует гораздо более захватывающая легенда: некие сарацины пытались украсть что-то из собора и в наказание были обращены в камень.

Элементы колонн, которые мы видим у стены собора, тоже из Византии. Рядом с ними порфировый постамент Пьетра-дель-Бандо, на нем когда-то выставлялись головы казненных преступников.


Также обратите внимание на изображение святого Христофора.

Существовало поверье, что если на него посмотреть, в этот день с тобой не случится ничего плохого, поэтому моряки, отплывающие в путь, бросали последний взгляд на собор со стороны залива.

Главный фасад собора Святого Марка

Начинаем двигаться к главному фасаду храма. Слева от нас высится кампанила собора, служившая когда-то и сторожевой башней, и маяком, и, собственно, колокольней. Свой нынешний вид башня приобрела в 1514 году, но в 1902 году она внезапно обрушилась. Я так и не смогла понять, каким чудом эта громада не повредила тогда окружающие здания. Восстановили её в прежнем виде к 1912 году.


Ну а мы сейчас смотрим на главный фасад собора Святого Марка. Роскошная мраморная отделка появилась не сразу: облицовочные работы велись с XIII по XV век. И мрамор, и многочисленные колонны и капители - это тоже трофеи четвертого крестового похода. Трудно поверить, что больше 1 000 лет назад все это украшало дворцы и церкви Константинополя.


Обязательно рассмотрите мозаики над пятью арками фасада. Справа мы видим сначала иллюстрацию легенды о том, как венецианцам удалось отогнать мусульман от корабля с мощами святого Марка при помощи свиных шкур.


Следующая картина иллюстрирует прибытие мощей святого в Венецию. Как и предыдущая, эта мозаика выполнена в 1660 году.


Над центральным пролетом расположена самая «молодая» мозаика собора, изображающая явление Христа Судии. Ее закончили, как я уже упоминала, только в 1838 году.


Рядом работа XVIII века: дож и венецианская знать встречают мощи святого Марка.


И, наконец, над крайней левой аркой самая старая из мозаик фасада, созданная в XIII веке: перенесение мощей святого Марка в собор.


Выше больших арочных проёмов можно увидеть и другие мозаики, иллюстрирующие сцены из Евангелий.

Квадрига святого Марка. К северному фасаду собора

Разглядывая фасад, вы наверняка уже заметили скульптурную группу из четырех бронзовых коней в самом верху над центральной аркой.


Это знаменитая квадрига святого Марка, и история ее поистине необычна. Судя по всему, композиция была создана в IV веке до нашей эры и, как дружно сообщают все путеводители, она является единственным дошедшим до нас примером многофигурной конной скульптуры античных времен. Венецианцам она досталась (вы, наверное, уже догадались) в 1204 году: до той поры кони украшали константинопольский ипподром. Уже в середине XIII века их водрузили на лоджию собора Святого Марка, но на этом их странствия не закончились. Наполеон, покорив Венецианскую республику в 1797 году, не смог пройти мимо такого памятника и отправил его в . Полтора десятилетия античные кони простояли на арке Каррузель возле Лувра, но в 1815 году их все-таки вернули в Венецию. Сейчас на лоджии установлена копия, а оригинал скульптурной группы находится в музее собора.

Рассмотрев базилику со стороны главного фасада, не спешите заходить внутрь. Обогните собор с северной стороны, здесь можно полюбоваться на так называемые Ворота цветов, получившие своё название из-за витиеватого растительного орнамента.


А еще мне очень понравились порфировые львы, сидящие рядом на постаментах. В отличие от суровых крылатых львов, которые часто встречаются в Венеции, эти выглядят очень мило и как-то по-домашнему. И ведь тоже наверняка константинопольские трофеи…


Ну а теперь, когда мы увидели все интересно снаружи, самое время отправиться в святая святых Венеции, внутрь собора Святого Марка.

Что ждет на входе в собор

Посетителей запускают в собор через центральную дверь со стороны главного фасада. Очередь есть всегда: для таких объектов понятия сезон / не сезон просто не существует. Не пугайтесь: поток движется достаточно быстро. Вход в собор бесплатный, но заставляют открывать рюкзаки и сумки для проверки. Впускают народ группами: партия людей прошла, 5–10 минут постояли, следующая партия прошла и т. д. Это обычная практика для особо популярных туристических объектов, иначе может возникнуть столпотворение.


С крупными сумками внутрь не пускают, а под «крупные» зачастую попадают и рюкзаки, например. Но особых проблем это не создаёт: в соборе работает собственная камера хранения, в случае чего придется ей воспользоваться. Нельзя входить в храм в неподобающей одежде, внутри не следует громко разговаривать, и (самое неприятное) запрещена видео- и фотосъемка. Последний запрет периодически нарушается многими посетителями, и я не замечала, чтобы здесь рьяно следили за фотоаппаратами, но правила таковы.

Внутри собора Святого Марка

Интерьеры и на что обратить внимание

Когда я оказалась здесь в первый раз, меня неприятно удивила темнота, царившая вокруг. Передвигаться по выделенным дорожкам было еще терпимо, но вот разглядеть что-то на стенах было совершенно невозможно. Очаги нормального света виднелись только со стороны сокровищницы и алтаря, где выставляется Золотой образ (он же Золотой алтарь - переводы разнятся).


Впоследствии я узнала, что нормальное освещение в соборе включают по часам: каждый день с 11:30 до 12:45, а по воскресеньям и праздникам интерьеры подсвечивают целый день. Не знаю, чем объясняется подобная практика: экономией, доведенной до абсолюта, или опасением, что свет повредит старинные шедевры (не зря и фотографировать запрещают). Так или иначе, но повторюсь: без подсветки рассмотреть что-либо в соборе практически невозможно. А рассмотреть здесь хотелось бы многое.

Ни в одном соборе мира я не видела такой цельной картины мозаик. Они создавались в течение нескольких столетий, начиная с XI века. Ранние мозаики делались неизвестными мастерами-византийцами по иконописным канонам. Более поздние работы выполнялись в основном венецианцами по эскизам знаменитых художников: Тициана, Тинторетто и др. Чаще всего материалом для мозаик служило знаменитое муранское стекло.


На мозаиках - различные библейские сюжеты из Ветхого завета и Евангелий, сцены из жизни святых. Вот, например, изображение XI века - похищение венецианцами мощей святого Марка.


Вот популярный у художников всех времен религиозный сюжет Тайная вечеря.


А эта мозаика изображает искушение Христа.


В северном поперечном нефе собора хранится знаменитая икона Божией Матери «Никопея».


Считается, что первым этот образ воплотил в жизнь сам апостол Лука. Икона - еще один трофей, добытый венецианцами в Константинополе. Ее почитали своей хранительницей византийские императоры, у нее просили заступничества воины перед битвой, отсюда и ее название, которое переводится как «победоносная».

В небольшом внутреннем дворе собора у стен стоят различные колонны, ничем на первый взгляд не примечательные. Но стоит узнать, что некоторые из них якобы вывезены когда-то из храма Соломона в Иерусалиме, и начинаешь смотреть на них другими глазами.

Золотой образ

Мощи святого Марка хранятся в главном алтаре храма.


Над алтарем возвышается одна из самых главных драгоценностей собора Святого Марка Pala d’Oro (Золотой образ). Внешне он напоминает огромный золотой куб с большим количеством вделанных в него маленьких образов, изображающих различных святых. Этот шедевр был заказан в 978 году у византийских мастеров дожем Пьетро Орсеоло, но свой нынешний вид Золотой образ приобрел только в XIII–XIV веках. Его украшают рубины, изумруды и другие драгоценные камни, золото и эмаль византийского происхождения.


В годы Венецианской республики и позднее, вплоть до середины XX столетия, немногие люди могли увидеть Золотой образ: его выставляли в соборе только во время самых торжественных служб. А в наши дни, чтобы рассмотреть Pala d’Oro вблизи, необходимо приобрести билет (касса находится рядом с алтарем).

После осмотра всего этого великолепия у меня возник вопрос: каким же образом французы, тащившие из Венеции все без разбора, не польстились на Золотой образ? Оказывается (по крайней мере, такова самая распространённая версия), солдаты Наполеона попросту не поверили, что найденный ими здоровенный алтарь украшен настоящим золотом и настоящими драгоценными камнями. Ну не укладывалось это в солдатских головах. Так вот роскошный вид Pala d’Oro послужил отличной маскировкой.

Сокровищница собора

Вход в сокровищницу находится в дальнем от входа углу собора, правее алтаря. Здесь тоже работает отдельная касса. Помещение включает в себя две небольшие комнаты: зал, где выставлены собственно сокровища, и зал с религиозными реликвиями. Пространства здесь мало, а людей всегда много, даже если в самом соборе не слишком людно, в сокровищнице придется потолкаться. Особенно мало места в реликварии, здесь движется непрерывная очередь: люди заходят в узкую дверь, обходят комнатку по периметру, ненадолго задерживаясь у некоторых витрин, и выходят через ту же дверь.

Собрание экспонатов состоит в основном из многочисленных ларцов и других предметов, в которых лежат мощи святых. В путеводителях, описывающих самые ценные реликвии, хранящиеся здесь, отмечаются такие, как кусок черепа Иоанна-Крестителя, палец Марии Магдалины, образец почерка святого Марка, молоко Богородицы, шип с тернового венца Иисуса, нож, использовавшийся во время Тайной вечери и др. Однако разглядеть что-нибудь конкретное в витринах реликвария очень трудно: чтобы разобрать маленькие надписи на итальянском языке, нужно останавливаться надолго, а это неудобно делать в нескончаемом потоке людей. Кстати, если вы пришли с детьми, подумайте, стоит ли заходить в реликварий: сухие руки и пальцы, черепа, зубы, кости - впечатлительным людям здесь может стать не по себе.

В зале сокровищницы мы можем увидеть впечатляющую коллекцию предметов искусства и быта Античности, раннего Средневековья. Наиболее широко представлено византийское искусство: иконные оклады и прочая религиозная атрибутика, ювелирные изделия, эмали, богато украшенные кубки, изделия из стекла и т. д. Есть сосуды из Месопотамии и Древнего Египта, присутствуют и предметы исламского искусства.


Вот, например, образец резьбы по горному хрусталю IV века: лампа в византийской оправе.


А вот византийское стеклянное ведёрко IV века с изображениями на тему охоты.


Стеклянный сосуд с позолотой, украшенный серебром и полудрагоценными камнями, появившийся на свет в Константинополе в X веке. Ещё один венецианский трофей 1204 года.


Здесь мы видим образчики уже исламского искусства. Игральная фишка, резная хрустальная тарелочка и стеклянный стакан с изображениями львов.


Предположительно эти предметы были созданы на территории современных Ирана или Ирака в IX–X веке.Рассматривать древние сокровища можно долго, но у нас впереди ещё музей собора. Поэтому выходим из сокровищницы и двигаемся в сторону главного входа. Здесь в вестибюле находим кассу, покупаем билет и поднимаемся наверх, в музей.

Музей собора

Музей обладает достаточно большой экспозицией которая располагается на нескольких этажах. Здесь представлено большое количество воссозданных мозаик храма и их отдельных элементов, которые можно рассмотреть вблизи.


Мы видим различную государственную символику Венецианской республики в виде скульптур, флагов, гобеленов.


Есть тут и церемониальные предметы, которыми пользовались венецианские дожи.


В одном из коридоров я нашла оригинальные скульптуры коней из квадриги святого Марка.


А рядом с ними виднеются уже знакомые нам порфировые тетрархи, тоже в оригинале.


Проходя из одного помещения музея в другое, в какой-то момент мы оказываемся на балконе, откуда открывается вид на интерьер собора. Отсюда можно рассмотреть мозаики, которые не видно снизу.


Неспешно бродя по залам музея, вы увидите еще много интересного: старинные книги, иконы и предметы декоративного искусства.


Наконец, оказавшись на верхнем уровне, не пройдите мимо небольшой двери, ведущей на лоджию Кавалли. Свое название («лошадиная») она получила потому, что именно здесь установлена квадрига святого Марка. Сюда стоит подняться, даже музей вас не особо заинтересовал: с лоджии открываются отличные виды на площадь Сан-Марко.


Она вся как на ладони: здания прокураций, кампанила и Часовая башня.


С противоположной стороны лоджии прекрасно видно Дворец дожей и две колонны со статуями на Пьяцетте - парадные ворота Венеции.


Сфотографировав все, что вызывает восторг, возвращаемся в музей.

При желании можно еще побродить по его залам, но, думаю, что на сегодня мы увидели достаточно. Поэтому можем с чистой совестью спуститься вниз и выйти из собора.

Время работы и стоимость входа

Собор Святого Марка

Режим работы:

  • с ноября по июнь (день праздника Тела Господня*):
    • с понедельника по субботу - 9:30–17:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–16:30;

Вход свободный.

* Праздник Тела Господня отмечается в первый четверг после дня Святой Троицы. Соответственно, конкретная дата разнится от года к году, примерный диапазон - с 25 мая по 25 июня.

Музей собора

Открыт ежедневно с 9:45 до 16:45.

Вход стоит 5 EUR.

Золотой образ

Режим работы:

  • с ноября по июнь (день праздника Тела Господня):
    • с понедельника по субботу - 9:45–16:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–16:00;
  • с июня (день праздника Тела Господня) по октябрь:
    • с понедельника по субботу - 9:45–17:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–17:00.

Вход - 2 EUR.

Сокровищница

Время работы такое же, как и у Золотого образа.

Как добраться до собора Святого Марка

Собор (1) находится на одноименной площади, куда можно добраться пешком с северо-западной стороны Венеции (следуйте указателям, которых в городе много). Либо можно приплыть на вапоретто (№ 1, № 2 и др.) к остановке San Zaccaria (2), обогнуть Дворец дожей (3) и выйти к собору Святого Марка.


После знакомства с собором прогуляйтесь по площади. Не рекомендую вам в этот же день идти во Дворец дожей: сил на его осмотр вам уже не хватит. Можно подняться на кампанилу (4) и оценить панораму Венеции с самой верхней её точки. Или просто направиться в сторону моста Риальто (5), наслаждаясь прогулкой по одному из красивейших городов мира..

Есть что добавить?

Основан в 832 году после перенесения мощей Св. Марка из Александрии в Венецию. В 1063 году началась постройка современного здания, украшение мозаиками, в 1094 году освящение собора. В конце XIV – начале XV века собор украшен шпилями и скульптурами. В XVI веке стены и купола укреплены Якопо Сансовино. НА этом фото справа видны более древние каменные стены собора XI века.

В соборе находятся мощи святого Марка Евангелиста.

Апостол Марк был младшим современником Христа. Юноша, который последовал за Христом, взятым под стражу, а затем убежавший, когда стражники пытались его схватить (Мк. 14:51-52). Св. Марк был затем сподвижником апостола Петра (1 Пет. 5, 13), под его руководством написал Евангелие примерно в 62-63 гг. в Риме. Затем Пётр посла Марка проповедовать в Аквилею, город на севере Италии, где св. Марком была основана христианская община и поставлен первый епископ Эрмагор. Также Св. Марк проповедовал в Египте, и был убит язычниками в Александрии в 68 г.н.э.
Святой Марк почитался венецианцами особо, потому что жители города были потомками горожан Аквилеи. В 828 году венецианские купцы Буоно Трибуно с Маламокко и Рустик с Торчелло оказавшись в Египте, пришли на поклонение к мощам Св. Марка в Александрии. Здесь они стали свидетелями притеснения христиан и разрушения церквей мусульманами, и уговорили священнослужителей церкви, где хранились мощи Св. Марка, отдать их для перенесения в Венецию. В 829 году дож Джустиниано Партечипацио организовал торжественную встречу мощей, а при его сыне Джованни началось строительство собора.

Крылатый лев – символ Апостола Марка и Венеции. Квадрига – копия привезённой в 1204 году из Константинополя.

Западный фасад украшен мозаиками, посвященными перенесению тела Св. Марка в собор.
Мозаика 1265 года.

Мозаика Леопольда дель Поццо по картону художника Себастьяна Риччи. 1719 год.

Мозаики по картинам художника Пьетро Веккиа, 1600 г.

Мусульманские таможенники не находят тела апостола Марка, спрятанного под видом груза свинины.

Явление Христа Судии, мозаика Либори Саландри по картону Латтанцо Кверены, 1836-38 гг.

Мозаики, посвященные жизни Христа – выполнены Луиджи Гаэтано по эскизам художника Маффео Вероны, 1617-18 гг.

Фрагмент мозаичного убранства. Обратите внимание на ряд гвоздей, обращённых вверх. Это мера против голубей.

Собор в дождливую погоду

У храма иногда и в сухую погоду образуется лужа, а в дождливую затопляет притвор.

Готические украшения на крыше собора – статуи святых

Фрагменты украшения южного фасада.

Свт. Николай Чудотворец

Кружевная резьба

Дож (правитель Венеции в характерном головном уборе) преклоняется перед символами евангелиста Марка.

Южный фасад собора – вид из внутреннего дворика дворца дожей.

Купола святого Марка – вид с колокольни собора

Внутри фотографировать нельзя. Туристы пытаются, работники ругаются.
Чтобы не нарушать правила, я сделал снимок снаружи с балкона.

Конечно, это фото не отразит всё великолепие собора Св. Марка.

Житие и история перенесения мощей Св. Марка

Рассказ с фото об основных достопримечательностях Венеции и ее «сердца», квартала Сан-Марко: о пьяцетте , Дворце дожей и соборе Святого Марка .

Верно, скрывают колдуний
Завесы черных гондол
Там, где огни на лагуне –
Тысячи огненных пчел.»

«Венеция», Николай Гумилев

Достопримечательности Венеции, предисловие

Чтобы понять Венецию (насколько это вообще возможно), ее нужно увидеть либо сверху, либо на подробной карте — и лишь затем пройти ее всю, метр за метром, мост за мостом, наслаждаясь самой высокой в мире концентрацией архитектурных и исторических реликвий на квадратный километр. Венеция крайне невелика — ее всю из конца в конец можно пройти примерно за час — но только если четко знать цель прогулки и дорогу к ней. Если же хотя бы одно из этих условий отсутствует (а еще лучше, если оба) — то путник гарантированно заблудится, и, при наличии времени и малой толики авантюризма, будет впоследствии этот факт биографии вспоминать как одно из самых захватывающих событий в жизни. Но все же сначала надо пару слов сказать о географии бывшего города-государства, морской сверхдержавы и торговой республики. Длинный узкий барьер, разорванный в нескольких местах, отгораживает лагуну от Адриатического моря — и в результате получилась мелкая заводь, куда то тут, то там волны нанесли ил и песок, со временем образовав едва заметные небольшие островки. На этих-то крохотных островках и обосновались первые поселенцы, в VI веке бежавшие сюда с материка от нашествия ломбардов.

Не рискуя вновь вернуться на земную твердь, они вынуждены были сделать ставку на воду, а не на сушу — и именно из этого безумного решения горстки людей впоследствии вырос город-шедевр. Итак, на том месте, где сейчас стоит Венеция, возник архипелаг крохотных обитаемых островков. На каждом обязательно имелась церковь, за ней — поросшее травой поле (кампо) — именно поэтому до сих пор площади в Венеции называют «кампо», а не «пьяцца», как в остальной Италии. По краям этих кампо стояли дома тех, кто жертвовал деньги на церковь, далее располагались дома тех, кто победнее. С течением времени эти многочисленные островки стараниями своих жителей срослись в более крупные — и эта «кампо-центричная» система обусловило то, что в Венеции не оказалось богатых и бедных кварталов — все жили вперемешку вокруг своих кампо. Островки соединяли вбитыми в ил сваями и искусственными мостовыми. Венецианская республика склеилась из множества островков-поселков, подчинившихся жесткой дисциплине и коллективным интересам в условиях постоянного «чрезвычайного положения» (что неудивительно, учитывая уникальное расположение города и обилие внешних врагов и завистников, чье количество росло вместе с ростом богатства Венеции).

Срастаясь, каналы все же не засыпали полностью — и поэтому до сих пор Венеция остается уникальным искусственным архипелагом. По мнению некоторых, современная Венеция в плане похожа на рыбу: ее голова за «леску» железной дороги привязана к материку — интересно, что рыба попала на крючок и Венецианская республика утратила независимость с исторической точки зрения почти одновременно: в 1797 году венецианский Большой Совет принял наполеоновскую конституцию, что по сути упразднило независимую Венецию, и немногим позднее был построен железнодорожный вокзал Санта-Лючия и ветка, соединившая архипелаг с материком.

Тело рыбы прорезано плавным зигзагом Большого канала, главной транспортной артерии Венеции, где вода является и проезжей частью и пешеходным тротуаром. По берегам Большого Канала расположены шесть средневековых районов города: три справа и три слева. Справа, в брюшке рыбы, лежит главный из них, Сан-Марко: там была сосредоточена власть, ее реликвии и роскошь, там же рыба спрятала почти все свои добытые сокровища. Выше по той же стороне — Каннареджо, с древними монастырями и еврейским умом Венеции, ее гетто — во времена первого гетто это слово не имело нынешнего негативного смысла. Ниже — Кастелло, где на верфях венецианского Арсенала ковалась морская и торговая мощь республики.

Слева от Большого канала — Сан-Поло и Санта-Кроче — там расположены главный мост города, главный рынок и главный банк, основные атрибуты морской торговой державы. Слева же лежит несколько отстраненный Дорсодуро, «челюсть» венецианской рыбы: тихий (после Сан-Марко) район искусств.

Примечательно, что рыб в Венецианской лагуне плавает целый косяк: чуть ниже плывет длинная Джудекка, и небольшая рыбка острова Сан-Джорджо с великолепным храмом Палладио. Кроме них, возле главной рыбы плывут Мурано, родина венецианского стекла; Бурано, известный своими цветными домиками, древний Торчелло, знаменитый своими мозаиками. Нельзя обойти вниманием венецианское Лидо: место, где имеет смысл поселиться, если нет желания переплачивать в разы в туристических Сан-Марко и Санта-Кроче, цены на жилье там намного ниже, а до сердца Венеции, района Сан-Марко, можно добраться на вапоретто за 15 минут; лично я останавливался именно на Лидо, так что рекомендую. Кроме неоспоримых финансовых преимуществ (которые, впрочем, становятся менее ощутимыми в разгар итальянского пляжного сезона — на Лидо расположен весьма популярный пляж) оттуда можно добраться в самую дальнюю часть Венеции — рыбацкий поселок Кьоджу.

Для большинства туристов именно здесь и начинается Венеция (если не считать вокзал Санта-Лючия или автовокзал) — здесь же она для многих и заканчивается: те, кто приезжает в Венецию на один день, вряд ли успеют увидеть что-либо, кроме Сан-Марко и пары известных мостов «на бегу». Я сам впервые приехал в Венецию именно в таком режиме — на полдня из Милана — и по приезду сполна осознал свою ошибку. В следующий раз я выделил на Венецию неделю — по моему мнению, это минимум того, что она заслуживает. Район Сан-Марко представляет из себя серию кампо, которые вытекают одно из другого в треугольнике между пьяццей Сан-Марко, мостом Академии и мостом Риальто. В центре треугольника — кампо Сан-Фантин с театром Ла Фениче — это аристократический центр Сан-Марко.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, пьяццетта

Веками парадным вестибюлем пьяццы (именно так принято называть центр Сан-Марко и, следовательно, всей Венеции) была пьяццетта (Piazzetta) на берегу лагуны, и, если вы прибыли с воды (например, на вапоретто с острова Лидо), таковой она будет и для вас. Есть еще один способ попасть к пьяцце: пешком от ж/двокзала Санта-Лючия, через древние кварталы Сан-Поло и Санта-Кроче, каналы и мосты через них, следуя заботливо развешанным указателям «San Marco». Я не возьмусь утверждать, что один способ «правильнее» другого — я попадал туда и так и так, оба имеют свое очарование и прелесть, так что если позволяет ситуация — попробуйте оба.
На пьяццетте внимание привлекают две колонны, с которых свешиваются длинные хвосты.

Обе колонны были «позаимствованы» в 1172 году в Константинополе (вообще-то сперли их там три, но одну при выгрузке в Венеции утопили). На одной из них святой Теодор, покровитель древней, рыбацкой Венеции; на его фигуру пошло несколько римских статуй, у ног — чудовище вроде крокодила, составленное из 50 различных фрагментов. На соседней колонне персидская химера IV века, которую в Венеции назвали «крылатым львом», подсунули под передние лапы книгу и объявили символом Святого Марка и вообще всей Республики.
Вообще Пьяццетту следовало бы назвать Выставкой Достижений Трофейного Искусства. Перед боковым фасадом собора, который смотрит как раз на пьяццетту, стоят два пилона; они сирийские, V века, и привезены в качестве трофея из Палестины в 1100 году. В угол собора встроены четыре порфировые фигуры; по легенде это некие сарацины, собравшиеся что-то украсть из собора и за это обращеные в камень. На самом деле это египетская скульптура IV века, изображающая тетрархов — Диоклетиана и трех других римских правителей, но их позы действительно наводят на мысль о воровстве: и здесь венецианцы отлично разбираются в предмете, ибо отношение к кражам в Венеции было своеобразным: если в прочих странах за подобное рубили руки, то в Венеции в XVIII веке карманники могли сдавать государству ворованное под определенный процент — республике в принципе было все равно на чем делать деньги — и эта ее «черта» не единожды проявлялась за долгую историю города-государства.

Среди венецианцев до сих пор считается плохой приметой проходить между двумя колоннами: дело в том, что именно в этом месте испокон веков власть демонстрировала свою карающую мощь, здесь было место публичной демонстрации казненных по приговору Совета десяти (венецианский аналог современных спецслужб) — объяснений никогда никто не давал, но все и так знали, что казнь была за предательство интересов Республики.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, дворец дожей

Венецианский Дворец дожей — один из самых необычных дворцов правителей в мире: Республика, расположенная на островах под защитой самого мощного в Европе флота, могла позволить себе, чтобы ее «правительственная резиденция» не была крепостью.

Ее ажурный нижний этаж «несет» на себе внушительный объем стены, и вся эта конструкция несколько напоминает кружево. В эпоху своего создания такая архитектура Дворца дожей олицетворяла бесстрашие и открытость, а также несколько нагловатую готовность торговать всем и со всеми: Венеция плевала даже на прямые запреты Ватикана торговать с турками стратегическими товарами. Между Дворцом дожей и собором расположен единственный в Венеции образец готической архитектуры — парадные ворота, Порта-делла-Карта (Porta della Carta). Если готика в Венецию почти не проникла, то мастера ренессанса «порезвились» вдоволь: кроме огромного количества венецианских церквей и светских зданий, собственно на пьяцетте этот стиль представлен в виде Лестницы гигантов

и арки Фоскари , а также в виде любимого объекта венецианских гидов, связывающих с ним кучу разных баек — Мостом вздохов (Ponte dei Sospiri).

Хоть гиды и предлагают разные романтические версии, но суровая правда состоит в том, что мостом вздохов он назван потому, что ведет из Дворца дожей в тюрьму. В специальном помещении дворца оглашался приговор и осужденного конвоировали по мосту в камеру, так что именно на нем заключенные в последний раз видели солнечный свет и вздыхали по этому поводу. Кстати, эта тюрьма известна тем, что сбежать из нее было практически невозможно (наряду с обычными камерами там были и так называемые «свинцовые» -piombi); однако именно из такой камеры умудрился бежать один из самых известных венецианцев всех времен — Джакомо Казанова. Сидел он там, правда, не за распутство, коим стал широко известен после выхода своего жизнеописания (это в Венеции преступлением никогда не было), а за шпионаж. На пьяццу, площадь перед собором Сан-Марко, лучше всего смотреть с самого собора. Эту красивую и довольно необычную площадь Наполеон некогда назвал «самым элегантным салоном Европы».

Изначально пьяццу использовали для народных гуляний с изрядной долей коммерции — на то она и торговая республика. По краям давали деньги в рост и собирали налоги, в центре же устраивали рыцарские турниры и карнавалы. Именно тут открылось первое в Европе заведение, где подавали неведомый турецкий напиток — кофе. В те времена путешественников удивляло то, что на пьяцце никто никуда не торопится («работают в Венеции только приговоренные к галерам» — одно из мнений на этот счет), однако в наши дни это крайне оживленное, престижное и дорогое место.

Сегодня традиции той первой кофейни достойно продолжают два самых знаменитых кафе Венеции — «Флориан» и «Квадри». Кофе там подают замечательный, но надо быть готовым к крайне высоким ценам — собственно, это относится ко всем заведениям, расположенным на пьяцце — символически выпить кофе тут можно, но вот обедать или ужинать я бы не стал. Своим возникновением в Венеции, где рачительно застроен каждый метр, просторная пьяцца обязана дожу Себастьяно Дзиани, скупившему в XII веке тут все дома и подарившему их городу под снос. Свою нынешнюю форму пьяцца обрела во время венецианского «золотого века» — XVI, тогда же на ее дальней от лагуны стороне построили здание Старых прокураций — дом прокураторов, то есть чиновников по управлению государственной недвижимостью. Как и в наши дни в некоторых странах, тогда в Венеции эта должность была весьма желанной, почетной и денежной. Но все же в Венеции все было честнее — ввиду «доходности» места прокураторам в принципе не полагалось жалованье. Примерно в ту же эпоху на пьяцце расположился Монетный двор — место, где чеканился венецианский золотой цехин, самая стабильная и обеспеченная валюта тогдашней Европы, средневековый аналог современного швейцарского франка.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, собор Святого Марка

Экзотический, насколько это возможно в тогдашней католической Европе, собор считается одним из ее архитектурных чудес: его построили как место хранения мощей святого Марка по образцу другого собора — церкви Святых Апостолов в Константинополе.


Тогдашняя Венеция считалась «любимой дочерью» дряхлеющей Византии, что, впрочем, не помешало «дочке» впоследствии цинично ограбить и почти убить «мамашу» во время Четвертого Крестового похода. На сходство с прототипом напоминает и форма собора в виде греческого равноконечного креста. Первое здание, как ни странно это представить в Венеции, было весьма аскетичным — пока тогдашний дож не призвал венецианских купцов привозить с Востока резьбу для украшения его фасада. И все же дело шло довольно медленно, пока дож Дандоло не повернул армию крестоносцев на беззащитный Константинополь и «Христово воинство» основательно его не разграбило — после этого фасад собора украсился мрамором с могил византийских императоров. Кстати, история жизни дожа Дандоло и история взятия крестоносцами Константинополя явственно говорят о роли «личности в истории»: некогда византийский император имел глупость недальновидно оскорбить и унизить молодого Дандоло в нарушение всех дипломатических традиций того времени; последний оскорбления, как видно, не забыл и, будучи уже глубоким стариком, сполна отомстил обидчице-Византии. И после этого благополучно умер в завоеванном великом городе; однако история старика на этом не завершилась: когда спустя 249 лет Константинополь, так полностью и не оправившийся от предательского удара Венеции и крестоносцев, окончательно пал под ударами турок, султан Мехмед II Фатих приказал вырыть останки старого дожа и бросить их собакам — так он выразил свое отношение к предательству Венеции и ее правителя.

После осмотра росписей и фресок собора обязательно надо выйти на балкон с его потрясающими видами на лагуну и пьяццу, и где стоит еще один трофей из поверженного Константинополя: бронзовая квадрига, до 1204 года украшавшая тамошний ипподром. Но не только Дандоло позарился на бронзовых коней: после кончины республики Наполеон увез их на площадь Согласия в Париж, однако после отречения корсиканца от власти в 1815 году квадригу вернули в Венецию. Может быть, вернули бы и в Константинополь-Стамбул, но этот поворот, надо полагать, не устроил бы Россию, одну из победительниц Наполеона и перманентного врага Османской империи.

Кроме балкона, стоит посетить Сокровищницу (Tesoro), где в отдельной комнате можно увидеть нож, который использовался во время Тайной вечери, кусок черепа Крестителя, ногу святого Георгия, палец Марии Магдалины, почерк евангелиста Марка, шип тернового венца Спасителя, три камня, которыми был забит святой Стефан, а также чаши и оклады икон, вывезенные все из того же Константинополя.

Из Сокровищницы можно попасть в алтарную часть собора, где, как утверждается, в саркофаге хранятся мощи святого Марка. Однако тут история темная: то ли они погибли во время пожара 976 года, то ли чудесным образом уцелели и были лишь потеряны, а затем обнаружили себя во время перестройки храма, высунув руку из колонны. В любом случае, проверить их наличие в саркофаге не удастся.

Алтарь Пала д-Оро , состоящий из 250 эмалей, скрепленных меж собой драгоценными камнями, был, как ни странно, не украден в Константинополе, а чинно заказан и оплачен — это случилось еще до того как Венеция решила, что «старушка» окончательно одряхлела.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, колокольня собора Святого Марка

Обычно, выйдя из собора, туристы забираются на кампанилу (campanile), колокольню собора Святого Марка.

Кампанила, самое высокое здание в городе (99 метров), помимо прямой функции колокольни была еще и сторожевой башней, маяком и местом наказания: до XIV века с нее в клетках свешивали священников, уличенных в содомском грехе. Свои нынешние очертания кампанила приобрела в 1514 году, когда ее полностью перестроили на личные средства адмирала Гримани: после неудачной военно-морской операции тому было необходимо застраховаться от ареста и суда (была в Венеции такая традиция в отношении неудачливых военачальников). Маневр Гримани следует признать успешным — спустя шесть лет он был избран дожем. Интересно, что иностранцам разрешалось подниматься на кампанилу только во время прилива, когда они не могли сверху видеть систему мелей и каналов в лагуне.


Именно с колокольни Гёте впервые увидел море, а Галилей на ней демонстрировал свое изобретение — телескоп.

А 14 июля 1902 года в 9 часов 55 минут утра кампанила Сан-Марко рухнула; накануне по ней пошла трещина и все ждали обрушения — даже оркестрам на пьяцце запретили играть. Башня таки осыпалась, но столь аккуратно, что близлежащий собор совершенно не пострадал, архангел Гавриил грациозно слетел с вершины и приземлился у ее подножия, и, по слухам, погиб только пробегавший под колокольней кот. Восстановление одного из символов города заняло 9 лет и 25 апреля 1912 года кампанилу снова открыли для посещений.

Достопримечательности Венеции, фото

Венеция ночью:




Прилив на пьяцце Сан-Марко:


Лайфхак: как я экономлю на отелях и страховке

Помимо традиционных и всем хорошо известных инструментов – таких как Booking или Hotellook, в последнее время появились новые онлайн-сервисы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Roomguru – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект сразу в 30 системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.

Что касается хорошей работающей туристической страховки, то ее и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать то, что лучше всего подходит именно вам:

P.S. Не забудьте добавиться в группы в Facebook www.facebook.com/сайт , Google+ www.google.com/сайт и В контакте vk.com/сайт , а также подписаться на обновления сайта сайт по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемых вам впечатлений от знакомства с достопримечательностями Венеции!
Ваш Роман Мироненко (Rubezahl)

В него также входит остров Сан-Джорджо Маджоре, расположенный напротив.
В Сан-Марко сосредоточено большинство главных и знаковых достопримечательностей Венеции.
Его центральной часть является площадь Сан-Марко (piazza di San Marco), которая была политическим ядром Венецианской Республики. Доминантой выступает красивый, резной палаццо, который является резиденция венецианских правителей, т.е. дворцом дожей (Palazzo Ducale) .

Площадь Сан-Марко. Венеция.

От первоначальной постройки IX века ничего не сохранилось. Свою нынешнюю форму дворец стал принимать с 1340 года.
В 1439 году по приказу дожа Франческо Фоскари начались работы над Бумажными воротами (Porta della Carta), над дверью которых изображен коленопреклоненный дож перед львом святого Марка.


Сан-Марко. Венеция.

Название ворот произошло от государственного архива, который здесь находился. Отсюда зачитывались приговоры и приказы, а так же подавались письменные прошения в адрес правительства.
Несколько раз дворец страдал в пожарах и перестраивался. В XVI веке над внутреннем убранством дворца трудились Тициан и Веронезе.
В XVII в. было возведено здание Новой тюрьмы. Она соединялась с дворцом мостом Вздохов, по которому осужденные совершали путь из Суда в тюрьму, бросали последний взгляд на мир и вздыхали.
После падения Венецианской Республики, во дворце заседала администрация Наполеона и австрийского правительства.
После того, как Венеция стала частью объединенной Италии, дворец реставрировали и с 1923 года здесь располагается музей.

Рядом с дворцом находится базилика святого Марка (San Marco) .


Собор Сан-Марко.

Согласно легенде, святой Марк возвращался из Аквилеи в Рим . В пути его застала буря, и он остановился на одном из островов.
Во сне ему явился ангел, который предсказал, что тело святого будет покоиться здесь. Так и произошло, когда в 828 году два венецианских купца вернулись из Египта с мощами евангелиста. Купцы похитили тело святого из Александрии и привезли его в Венецию.
С этого момента святой Марк стал покровителем города, а его знак – крылатый лев – символом Венеции.

Собор Святого Марка является крупнейшим религиозным сооружением Венеции и редким примером византийской архитектуры в Европе.
Первую церковь на этом месте возвели в 828 году для мощей святого Марка. В IX веке пристроили первая колокольня.
Современный вид базилика получила в XI веке, в ее основу легла церковь Двенадцати апостолов в Константинополе . До 1807 года собор был придворной капеллой при дворце дожей. А в 1807 году базилика Святого Марка стала кафедральным собором города.
Церковь во все века играла важную роль в истории Венецианской республики. Она была центром религиозной и общественной жизни, место, откуда выходили освященные дожи.
Сейчас собор одновременно является действующим храмом и музеем, наполненным несметными богатствами и художественным сокровищами.
Фасад и интерьер базилики представляет собой смешение стилей и эпох.
Фасад с пятью порталами облицован драгоценным мрамором и украшен мозаиками. Его на две части делит терраса, на которой установлены четыре коня из позолоченной меди, отправленные из Константинополя дожу Энрико Дандоло в 1204 году (это копия, оригинал хранится внутри) . Когда-то квадрига украшала ипподром Константинополя, но была вывезена в ходе Четвертого крестового похода.
Интерьер базилики типично византийский, в плане лежит греческий крест. Церковь имеет три нефа, разделенных колоннами, мощные арки поддерживают пять куполов, украшенных мозаикой, самые ранние из которых датируются концом XI в.
Первые мозаики появились при доже Доменико Сельво (1071-1084 гг.), позже стали приглашать мастеров из Тосканы, которые внедрили новую технику.
Площадь мозаик составляет 4 тысячи квадратных метров, они изображают сцены из Ветхого и Нового Завета, сотворение мира, всемирный потоп, небесную манну, эпизоды из жизни Святого Марка.
Всё расположено в хронологическом порядке, начиная от купола над главным алтарем, потом переходя к центральному куполу, где изображена земная жизнь Христа, далее -явление Святого Духа и, наконец, триумф Церкви в раю – над входной дверью.
Богатейший Алтарный образ (Пала д"Оро) представляет собой искусную панель из золота, серебра и драгоценных камней в X-XIV вв.
В базилики хранятся многочисленные реликвии, среди которых мощи апостола Марка, глава апостола Иакова Младшего и Тита, мощи мученика Исидора, образ Богоматери Никопеи.
Колокольня Сан-Марко задает динамику площади и является одной из самых высоких в Италии . Ее высота составляет 98,6 метров. В прошлом колокольня служила сторожевой башней и маяком для кораблей. Она часто страдала от землетрясений, а в 1902 году полностью обрушилась, 25 апреля 1912 года в честь праздника Святого Марка была освящена новая колокольня, копия разрушенной, но с усиленной конструкцией.

www.basilicasanmarco.it
Собор открыт:
Пн-сб
Октябрь-апрель 9.45-16.30
май - сентябрь 9.45 - 17.30
воскресенье и праздники 14.00-16.00

Колокольня:
(входной билет 8 €)
Октябрь: 9.00 - 19.00
Ноябрь – март/апрель (Пасха): 9.30 - 15.45
Март/апрель (Пасха) - июнь: 9.00 - 19.00
Июль – сентябрь: 9.00 - 21.00

Площадь Сан Марко состоит из трех частей: самой площади, пьяцетты Сан Марко – площадка от Гранд-канала до колокольни и пьяцетты Леончини - площадка с восточной стороны базилики Сан Марко у Патриархального дворца.


Вид на Сант-Джорджо-Маджоре с Сан-Марко.

Другая известная достопримечательность Венеции – мост Вздох (Ponte dei Sospiri) – крытый переход, соединяющий дворец Дожей и тюрьму. Заключенные под стражей проходили по мосту, последний раз окидывали взглядом Венецию и вздыхали. Мост был построен в 1602 году по проекту Антонио Конти.

В стенах этой тюрьмы побывали многие исторические персонажи, например, Джакомо Казанова. Кстати, он был единственным, кому удалось бежать из застенков.
Заглянем в его мемуары. «Тюрьма эта предназначена для содержания государственных преступников и располагается прямо на чердаке дворца дожей. Крыша дворца крыта не шифером и не кирпичом, но свинцовыми пластинами в три квадратных фута и толщиной в одну линию: отсюда и пошло название тюрьмы – Пьомби, Свинцовая. Войти туда можно только через дворцовые ворота, либо, как вели меня, через здание тюрем, по мосту, именуемому Мостом Вздохов. Подняться в Пьомби нельзя иначе, как через залу, в которой заседают Государственные инквизиторы; ключ от нее находится всегда у секретаря, привратник Пьомби, как только он спозаранку прислужит всем заключенным, непременно возвращает его секретарю».

На площади Сан-Марко находятся две колонны: колонна Святого Марка и колонна Святого Теодора Амассийского - первого венецианского покровителя, здание национальной библиотеки, в котором хранятся уникальные манускрипты, городской музей Коррера, часовая башня и кафе "Флориан".

В 1720 году самым известным кафе в Венеции стало кафе Флориан на площади Святого Марка.
Первым управляющим был Валентино Флориан Франческони. Тогда кафе называлось «Кафе Венеция Триумфальная». После падения Республики Флориан Франческони переменовал кафе в «Флориан».
Кафе стало культурным центром города, в разное время его посещали Джакомо Казанова, Карло Гольдони, лорд Байрон, Гете и другие.
В 1858 году кафе отреставрировали и украсили. Внутри кафе Флориана теплая атмосфера роскоши, фрески на стенах напоминают о великих персонах прошлого.

Недалеко от площади находится станция гондол, откуда можно совершить водную прогулку по каналам Венеции.


Bacino Orseolo. Сан-Марко. Венция

Это все были самые известные и посещаемые достопримечательности, мимо которых не проходит ни один турист, посетивший Венецию.
Но сделаем два шага в сторону, чтобы открыть менее раскрученные, но не менее интересные места. Обратим внимание на дворец, который свои фасадом выходит на Большой канал сразу на мостом Риальто.
На фото он виден с правой стороны - белое здание.


Большой Канал. Венция

Сейчас здесь размещается почта и телекоммуникационные службы, а в 1228 году в нем открыли Немецкий товарный склад, чтобы контролировать коммерческие операции на мосту Риальто.
В Венеции существовала, по крайней мере, три товарный склада – немецкий, турецкий (сейчас в нем находится музей естественной истории в Санта Кроче) и персидский (не сохранился до наших дней) . Эти склады всегда выходили фасадом на Большой канал, сверху жили иностранные купцы и размещалась таможня. Все операции проходили под контролем венецианцев – трех магистров, которые назывались Виздомини.
Немецкий склад принимал не только товары из Германии, но и австрийские, венгерские и из других стран северной Европы. Дворец имеет пять этажей, среди них – три этажа занимают жилые помещения. В общей сложности во дворце было 200 комнат, выходивших также на панорамные лоджии, покрытые арками. Часть их них сохранилась до сих пор. Это не был исключительно склад, скорее это был комплекс, который включал в себя и гостиницу. После падения Республики в 1797 году все службы были упразднены, и дворец перешел в государственное владение. В 1870 году дворец заняла Почта.

Несколько церквей, которые могут представлять интерес.


Церковь Сан-Моизе.

Церковь Сан-Моизе (San Moise) была основана в VIII веке, но в течение последующих веков она постоянно перестраивалась.
В 1668 году было завершено строительство барочного фасада по проекту Алессандро Треминьона. Работы финансировал Винченцо Фини, бюст которого украшает главный вход. Внутри церкви находятся скульптуры и художественные полотна XVII-XVIII вв., среди них шедевр Тинторетто «Омовение ног» и Пальма Младшего «Последняя вечеря».
Адрес: Campo San Moise
Открыта: пн-сб 9.30-12.30


Церковь Санто-Стефано

Церковь Сант-Стефано (Sant Stefano) расположена недалеко от моста Академия. Ее возвели в XIV века, храм считается великолепным примером венецианской готики.
В церкви хранятся работы Тинторетто «Тайная Вечеря», «Омовение ног и Христос в саду Иерусалима», Париз Бордон «Христос Баптист», Бартоломео Виварини и скульптура «Голова Св. Себастьяна» Ломбардо и работы учеников XV века Ломбардской школы. Потолок выполнен в форме перевернутого корабля.
Адрес: Campo Santo Stefano
Открыта: пн-сб 10.00-17.00
Билет: 2,5 евро


Церковь Санта-Мария-дель-Джильо

Была основана в X веке, но настоящее здание является результат реставрации второй половины XVII века.
Фасад выполнен по проекту Джузеппе Сарди да Моркоте, он считается одним из самых оригинальных и впечатляющих фасадов в стили барокко в Венеции. Его украшает большой монумент семейства Барбаро, включающий статуи пяти братьев и рельефную карту различных мест, в которых Антонио Барбаро служил во времена Венецианской Республики.
В приделе Молин с правой стороны находятся работы Рубенса «Мадонна с ребенком» и «Святой Джованнино». В церкви хранятся работы Тинторетто «Четыре Евангелиста», Алессандро Виттория, Себастьяно Риччи, Пальма Младшего.
Адрес: Campo Santa Maria del Giglio
Открыта: пн-сб 10.00-17.00
Билет: 2,5 евро


Церковь Сан-Видал (Chiesa di San Vidal) была основана в 1084 г. Современное здание относится к XVII в. , фасад был переделан в 1700 г. архитектором Андреа Тирали.
В церкви проходят музыкальные концерты и художественные выставки. (www.interpretiveneziani.com)


На площади перед церковью Сан-Галло можно увидеть один из многочисленных венецианских колодцев. В городе, окруженном соленой водой, колодцы играли ключевую роль. В прошлые века их количество достигало 6 тысяч штук. Источники с пресной водой располагались на побережьях, также собирали дождевую воду, далее осуществлялась фильтрация с помощью песка. В Венеции была построенная практически совершенная система колодцев. Для их обслуживания было создано сообщество работников, и мастерство передавалось от отца к сыну.

Великолепная лестница Контарини дель Боволо (Contarini del Bovolo) в форме спирали ведет вверх, откуда открывается панорама на Венецию.


Дворец Грасси , расположенный на Гранд Канале, представляет собой один из великолепнейших дворцов Венеции, построенный в 1749 г. архитектором Джорджио Массари. Он был последним дворцом, построенным перед падением Республики. Сейчас здесь проходят выставки.

К району Сан Марко относится и остров Сан-Джорджо Маджоре, где расположена церковь Святого Георгия (San Giorgio Maggiore) . Вид на остров и храм открывается от площади Сан Марко.


Первая базилика, посвященная Святого Георгию была возведена в VIII в. В 982 году дож Трибуно Мемо материально поддержал основание монастыря бенедиктинцев, который основал Джованни Морозини.
Современный вид церковь приобрела благодаря Андреа Палладио в XVI в. После смерти Палладио храм достраивал его ученик Винченцо Скамоцци.


Колокольня высотой 75 метров была возведена в 1791 году архитектором Бенедетто Буратти.
Над убранством церкви работало несколько ведущих венецианских художников, в том числе Тинторетто. Тинторетто создал для этой церкви семь работ, но только три из них уцелели: «Тайная вечеря», «Собирание манны небесной» и «Погребение Христа».
«Тайная вечеря» (1592-94) – лучшая работа в этой серии. Эта работа – последнее обращение художника к одной из любимых своих тем. Картина поражает своей композиций, в которой искусно переплетаются земные и божественные детали.
«Погребение Христа» - эта работа интересна тем, что Тинторетто изобразил в картине самого себя. Это его поздний автопортрет.
В 1808 году монастырь и собор были закрыты Наполеоном. Здания превращены в казармы. В 1951 году монастырь был приобретён графом Витторио Чини и отреставрирован.


Открыт: май-сен 9.30-12.30, 14.30-18.30
окт-апр 9.30-12.30, 14.30-16.30
Вход в церковь бесплатный, подъем на колокольню 3 евро.

Мост Академия (Ponte dell"Accademia) является одним из трех мостов, перекинутых через Большой канал. Он соединяет Сан-Марко с районом


Собор святого Марка (или Базилика святого Марка) - одно из красивейших и самых посещаемых зданий в Венеции. Это кафедральная церковь римско-католической городской архиепископии, и один из самых великолепных примеров итальянско-византийской архитектуры в мире. Собор расположен на площади Сан-Марко, рядом с Дворцом Дожей. Первоначально это была придворная капелла при дворце, но с 1807 года святыня получила статус собора.


Собор святого Марка известен и как «золотая церковь». Самой удивительной частью его интерьера является мозаичный золотой пол, который обладает потрясающим мерцающим эффектом. Собор был построен рядом с Дворцом Дожей в 828 году. В 976 году он сгорел, но спустя буквально 2 года собор отстроили заново. К сожалению, сегодня практически ничего не известно о том, как выглядело здание первоначально, а дошедший до нашего времени облик сформировался в 1063 году.

Оро», который установили в 1105 году. Через год в базилике произошел пожар, и золотые мозаики были сильно повреждены. Сегодня уже не удастся полюбоваться оригинальными коллекциями, поскольку они находятся на восстановлении, а выставлены только некоторые работы XI века, которые сохранились на центральном крыльце.


В течение XIII века была закончена большая часть мозаики, а также новый фасад и притвор. Основная конструкция собора с тех пор почти не изменилась, только с течением времени были переработаны украшения. К последним дополнениям к зданию собора относятся часовня Святого Исидора, пристроенная в начале XIV века, новые рисунки в ризнице, датируемые XV веком, а также достроенная в XVI веке капелла Дзен.


Внешний вид западного (главного) фасада разделен на три регистра: нижний, верхний и купольный. В нижней части фасада расположено пять арочных порталов, окруженных мраморными колоннами, за которым находятся красивые двери из бронзы, ведущие в притвор (нартекс). В верхней части нижнего регистра находятся мозаики со сценами из жизни Христа. Люнеты латеральных порталов изобилуют мозаикой, которая показывает сцены из жизни святого Марка. В верхнем регистре есть несколько статуй, которые «смотрят на» город. Особо среди них выделяются статуи четырех Воинов-Святых: Феодосия, Св. Марка, Константина и Димитрия.

https://static.kulturologia.ru/files/u8921/sobor-marka-5.jpg" alt="Обзор великолепных мозаик. Автор: Рикардо Андре Франц" title="Обзор великолепных мозаик.

Интерьер базилики основан на греческом стиле, а удивительные мраморные полы XII века украшены потрясающе красивыми рисунками животных и геометрическими узорами. Еще одна интересная вещь - интерьер базилики разделен на нижний и верхний регистры, разграниченные проходами, которыми заменили бывшие галереи. Интерьер верхних уровней полностью покрыт золотыми мозаиками.

Сегодня в соборе святого Марка можно увидеть мощи апостола Марка, а также множество ценных предметов искусства, которые были вывезены из Константинополя во время крестовых походов.

А ещё, собираясь в этот удивительный итальянский город, стоит узнать про .

">

Loading...Loading...