Страны живущие по шариату. Шариатский суд – запреты и наказания

Степени предписаний

В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «Таклиф », а обязанных их исполнять называют «Мукаллаф ».

Предписания и запреты, исполняемые мукаллафами , имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов называется «Аф’ааль-уль-Мукаллафин ».

«Аф’ааль-уль-Мукаллафин » состоит из восьми разделов:

Согласно шариату, совершающих харам («недозволенное») ожидает строгое наказание и в этой жизни, и в жизни вечной (мучения в аду). Избегающие харама получат «благость Всевышнего Аллаха »; отрицающие недозволенное , с точки зрения шариата, автоматически переходят в разряд неверных .

Примечание : Совершеннолетие, согласно шариату, у подростков наступает в момент, когда «они начинают отличать добро ото зла», на практике это трактуется правосудием по-разному: в разное время, в зависимости от конституции организма. Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, а девочки - от девяти до пятнадцати лет при появлении и формировании вторичных половых признаков. Если до пятнадцатилетнего возраста у мальчика или девочки не появятся первые признаки действий мужских и женских гормонов, то, по мнению некоторых шариатских специалистов, с пятнадцати лет они считаются совершеннолетними вне зависимости от каких-либо признаков, но другие не согласны и считают, что мальчик или девочка считаются совершеннолетними только после полового созревания.

Наказания, предусмотренные законами шариата (араб. حدود ‎‎ - худуд)

Основанные на тексте Корана:

Основанные на Хадисах:

Территориальное действие

См. также

  • Исламские банки

Примечания

Литература

  • Н. Е. Торнау . Мусульманское право. 1866.
  • Манна Аммар Абдуль Карим. Преступление и наказание по мусульманскому праву: учеб. пособие. - М .: РУДН , 2007. - 88 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-209-02690-7 .

Ссылки

  • Официальный сайт специалиста по мусульманскому праву Р. И. Беккина

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Шариат" в других словарях:

    Прямой, правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов, и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон, и относящиеся к практической деятельности мусульман религиозные… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    - (араб.). Собрание законов, основанных на Коране. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШАРИАТ [арабск.] совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране (КОРАН); мусульманское право. Ср.… … Словарь иностранных слов русского языка

    шариат - а, м., ШАРЬЯТ а, м. chariat m. <араб. sar at. Совокупность религиозных, бытовых правил и юридических норм феодального права, основанный на коране и действующий в некоторых мусульманских странах. БАС 1. Башкирец рад каждому случаю придраться к… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от араб. шариа прямой, правильный путь; обязательные предписания; право; закон) свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и сунне и провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных… … Юридический словарь

    - (арабское шариа, буквально надлежащий путь), важнейшая часть мусульманского права, его источник. Излагает общие положения Корана и Сунны, касающиеся поведения верующих мусульман. Конкретные нормы разрабатываются исламской системой нормативного… … Современная энциклопедия

    - (араб. шариа букв. надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений … Большой Энциклопедический словарь

    ШАРИАТ, шариата, мн. нет, муж. (араб.). У мусульман свод религиозных и бытовых правил, основанных на коране. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ШАРИАТ, а, муж. В исламе: свод религиозных и юридических правил, основанных на Коране. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (арабское шариа, буквально надлежащий путь), свод религиозно этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран и сунну. Разработан в 7 12 вв. в Арабском халифате. Помимо предписаний об основных религиозных обязанностях мусульман… … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 2 право (57) путь (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (ар. шариа, букв. – надлежащий путь) – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Слово «шариат» сегодня известно практически каждому, и у большинства людей оно вызывает тревогу. Проблема в том, что чаще всего с этим понятием связывают все самое жестокое, что может присутствовать в человеческой морали. Однако на самом деле он представляет собой прямо противоположное и уж, во всяком случае, справедливое. Стоит разобраться в этом термине и в том, что он в себя включает.

Определение и характеристика исламского права

Шариат формировался и складывался на базе текстов Сунны Пророка (с.а.в.) и . Они стали источниками исламского права, и происходило это в XI — XII веках, а в дальнейшем это понятие только шлифовалось и совершенствовалось.

У шариата есть сразу несколько определений. Прежде всего, это свод законов в рамках исламского мира. Кроме того, исламский шариат представляет собой некий моральный кодекс, состоящий из повелений Священного Корана. Наконец, понятие шариата подразумевает определенное мировоззрение, направление, по которому должен двигаться в жизни каждый правоверный мусульманин.

Не случайно в переводе с арабского термин обозначает «верный, праведный путь». Именно последнее определение является исключительно важным для многих мусульман, поскольку, следуя наставлениям шариата, человек, исповедующий Ислам, может после смерти оказаться в раю.

Люди других религий, даже не подозревая, что такое шариат в , часто следуют его нормам, поскольку в очень многих пунктах свод правил имеет сходную с христианскими установками базу.

В отличие от уголовного кодекса, который может иметь в разных странах свои нюансы, законы шариата едины для всего мусульманского мира. Однако сложность его заключается в том, что он является настолько многосторонним, что в разных регионах рассматриваются как руководство к действию лишь отдельные его аспекты. В качестве юридического судебника он используется в:

  1. Иордании;
  2. Саудовской Аравии;
  3. Пакистане;
  4. Йемене,
  5. Иране;
  6. Ливии;
  7. Омане.

В таких странах, как Ливан и Сирия нормы шариата действуют избирательно, в зависимости от того вопроса, который рассматривается. Например, спор по наследству будет решаться в рамках исламского права, а вот правонарушения государственного характера передаются на рассмотрение светского суда.

Во многих странах, в том числе, у кавказских народов шариат противопоставлен , который тоже является сводом определенных норм, но, скорее, традиционных. Например, на Кавказе по шариатским законамрешаются споры о земле, а согласно адату – об , либо о .

Итак, существует право, согласно которому мусульманские шариаты регламентируют систему наказаний за нарушение определенных предписаний Корана и исламской морали. Существует также моральный кодекс, который определяет всю жизнь правоверного мусульманина.

Если в западных странах, где основная роль принадлежит христианской религии, Библия и судебно-правовая системы разграничены, то в исламском мире эти две составляющие спаяны в одно большое определение – шариат. Он изначально направляет жизнь человека, исповедующего ислам, таким образом, чтобы он проживал в соответствии и с нормами закона, и с правилами Корана, и с общечеловеческой моралью.

Исходя из этого комплекса составляющих, шариат нередко определяют как единое религиозное законодательство, обозначая в этих рамках закон скорее как социальные и этические, чем как юридические нормы.

Западный мир, напуганный последними политическими событиями, представляет себе шариат как средневековое проявление мракобесия. Однако платформа, на которой держатся эти законы, является благом для человека, который должен жить по заповедям пророка Мухаммеда (с.а.в.) и законам Всевышнего. Так, шариат никогда не выступал против технического прогресса и являет собой просветление ума и души человека.

Законы, нормы и правила шариата

Согласно шариату, существуют строго определенные нормы, которые поделены на категории. Все они отражены в четырех школах (мазхабах), регламентирующих все исламское право. Некогда таких школ насчитывалось больше, но сегодня действуют следующие:

  • маликитский;
  • ханафитский;
  • ханбалитский;
  • шафиитский.

Кроме того, мусульмане шиитского толка используют мазхаб джафаритский, а у суннитов в прошлом остался мазхаб захиритский, который сегодня практический забыт.

Однако, какая бы правовая школа ни действовала на территории той или иной страны, если в ней применяются правила шариата, то они едины для всего исламского мира. Все эти правила распределяются на:

  • обязательные к исполнению (фард, ваджиб);
  • рекомендуемые (мандуб, суннат);
  • не приветствующиеся (макрух);
  • строго запрещенные (харам).

Все правила, так или иначе включенные в свод, являются постулатами Корана. Существуют еще и отдельные откровения, высказанные в свое время Пророком Мухаммедом (с.а.в.), они называются хадисами.

Так, к фардам относятся, прежде всего, правила, принятые при намазе. Эта норма поведения исходит из безоговорочного поклонения Аллаху, признания его единства, а также из веры в то, что Мухаммед (с.а.в.) – его посланник. Они также устанавливают признание того, что все положения Пророка являются истинными, поскольку происходят непосредственно от Аллаха.

Помимо этого, правоверный мусульманин обязан в соответствии с фардами, будучи человеком обеспеченным, отчислять в пользу бедных закят и ушур (виды налога), не совершать грехов, изучать нормы Ислама во всех его проявлениях.

Целый ряд предписаний касается обретения смирения. Сюда относятся удовлетворение теми дарами, что дает Всевышний, изучение окружающего мира как проявления Его могущества, терпение напастей и болезней, поскольку все это также происходит по воле Аллаха.

Правоверный мусульманин не задает вопроса о том, можно ли по шариату забывать о долге – он знает, что все зароки и обещания, которые даны, необходимо выполнить. То же самое касается и денежных долгов, а также долга перед своей страной. Шариат предписывает служить в армии (при необходимости) и всегда быть на стороне справедливости.

Целый ряд фардов касается семейного уклада, и здесь все нормы также разумны и не могут противоречить здравому смыслу. Так, мужу вменяется в обязанность забота о жене и детях. Супруг должен обеспечивать свою вторую половину не только необходимым для полноценной жизни пространством (предоставить ей комнату или дом), но и питанием, одеждой.

Жена же, в свою очередь, должна заботиться о своем супруге. Что касается детей, то они обязаны быть почтительными и содержать своих родителей, если к тем на порог пришла нищета. Более того, можно и нужно воспитывать и содержать сирот и калек, одиноких стариков, справляться о здоровье больных людей.

Как видите, все те правила хорошего воспитания и проявления милосердия, которые в христианстве подразумеваются как бы сами собой, шариат предписывает к обязательному и рекомендуемому исполнению и выделяет в отдельные установки.

Шариатский суд – запреты и наказания

Если шариат устанавливает нормы, необходимые к соблюдению, то, как и в любой другой религии, в нем есть статьи, которые определяют тот или иной запрет на что-то. Они носят название харам, и нельзя отождествлять такое понятие с греховностью. Харам – это запретные действия, за осуществление которых следуют наказание.

К хараму относятся:

  • неправомерное убийство;
  • лжесвидетельство;
  • многобожие;
  • воровство;
  • занятия колдовством и гаданием;
  • склонность к азартным играм;
  • прелюбодеяние;
  • клятвопреступление;
  • грубость по отношению к родителям.

В число строгих запретов входят также занятия ростовщичеством и употребление пищи, которая считается нечистой. А поскольку шариат является, прежде всего, религиозным сводом законов, то в списке харамов многобожие стоит на первом месте. Этот запрет называется «ширк» и подразумевает признание Аллаха лишь одним среди других богов.

Нельзя не отметить и такой харам, как убийство. Здесь рассматривает под запретом не убийство как таковое, а разграничивает его. Например, убить соседа из ревности или мести – это харам. Но существуют условия, при которых убийство не является запретом.

Согласно исламским нормам можно безнаказанно убить преступника (если убивающий является палачом), нападающего на мусульманина, а также врага, который является неверным. Последний момент относится к .

За нарушения харама предусмотрено наказание, которое должно быть соразмерным содеянному преступлению. Оно осуществляется не только для того, чтобы покарать преступника, но и принести обществу пользу. Само наказание выносится судом шариата, который обязан тщательно изучить все нюансы преступления и определить степень кары.

Предусмотрена трехступенчатая схема наказаний, которая состоит из:

  • назидательных;
  • отмщающих;
  • пресекающих.

Самые легкие – это назидательные наказания: тюрьма, штраф, плеточные удары. Они даются за мошенничество, нарушения порядка. Отмщающим наказанием может стать казнь или крупная компенсация ущерба, которые полагаются за противоправные действия против здоровья и жизни человека.

Пресекающие наказания предусмотрены за преступления против морали, и здесь, в зависимости от содеянного, могут быть присуждены и штрафы, и казнь, и тюремное заключение. К преступлениям этого уровня относят воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство. Законом устанавливается ответственность за преступления каждого человека, несмотря на его социальное положение в обществе.

Содержание статьи

ШАРИАТ (араб. «аш-шар"а» – «Закон», «ясно установленный путь»), комплекс верований ("а"ид) и религиозно-правовых норм (акм), которым должен следовать мусульманин . Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни.

В узком смысле шариат включает в себя только ясно зафиксированные нормы Корана и сунны . В более широком толковании он охватывает также нормы, выработанные в школах (мазхабах) исламской религиозно-правовой мысли (фикха). Поэтому, хотя Законодателем в исламе выступает Бог, шариат наряду с нормами, имеющими прямое божественное происхождение, включает установления, сформулированные людьми в согласии с ними или на их основе. Поэтому наряду с Кораном и сунной в суннитском исламе в качестве источника права выступают иджм" («единогласное мнение») общины и ийс («соизмерение») случаев, прямо не описанных в Коране и сунне и не регулируемых консенсусом, с теми, что описаны в одном из этих источников, и определение для них правовой нормы на основании такого соизмерения. Консенсус признается на основе известного хадиса, утверждающего, что община мусульман никогда не примет единогласно неверного решения. Единогласие общины было в дальнейшем заменено на единогласие факихов (знатоков фикха), но даже и в такой формулировке возможность установления действительного единогласия неоднократно подвергалась сомнению. ийс признается разными мазхабами в разной степени, а разработка его теории составила одну из наиболее развитых отраслей «основ фикха» ("ул ал-фих) в классическом исламской обществе. В шиизме иджм" и ийс не признаются в качестве источника права, их место занимают установления имамов, которые, согласно шиитским доктринам, обладают абсолютным знанием о любом предмете.

Степень влияния и его границы.

Шариат определяет и организует жизнь мусульман на пространстве от Марокко до Филиппинских островов и от Центральной Азии до Нигерии и Занзибара. Однако его влияние не везде одинаково. Турецкие суды сегодня следуют светским юридическим кодексам. В Саудовской Аравии шариат остается единственной правовой системой. В Индии, Пакистане, Ираке, Сирии, Ливане и в мусульманской Африке государственные правонарушения и сделки между гражданами рассматриваются с точки зрения норм светского законодательства, тогда как шариат регулирует вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организаций.

Влияние доисламских обычаев.

Некоторые нормы шариата восходят к племенным обычаям народов доисламской Аравии, с их кровной враждой и вооруженными набегами. Богатство, защищаемое от набегов, часто само являлось добычей, захваченной ранее во время нападения. Наследование заключалось в перераспределении трофеев между родственниками умершего, которые обычно сражались рядом с ним. Женщины, не участвовавшие в набегах и не защищавшие имущество, ничего не наследовали.

Наследование женщинами.

Стремясь к повышению статуса женщин, пророк Мухаммед (ок. 570–632) включил их в систему наследования. «Завещает вам Аллах», – говорится в Коране (4:11), – «относительно ваших детей: (а) сыну – долю, подобную доле двух дочерей. (б) А если они (дети) – женщины, числом больше двух, то им – две трети того, что он оставил, а если одна, то ей – половина». Вероятно, Пророк первоначально склонялся именно ко второму решению (б). Дочери, получившие предназначенную им долю, не нарушали баланс распределения наследства между ближайшими родственниками-мужчинами. Однако такая схема ухудшала положение сыновей. Например, если у него было две дочери и два сына, дочери поделили бы между собой две трети, тогда как сыновья получили бы только треть. Из-за сильного возмущения членов племени была добавлена также норма (а). В той же семье из двух сыновей и двух дочерей имущество по-прежнему было бы разделено на шесть частей, но теперь каждый сын получил бы по две шестых, а каждая дочь – по одной шестой.

Классификация действий и ее влияние на нормы шариата.

В исламе все действия человека разделяются на «запрещенные» (ар), совершение которых наказуемо, а несовершение похвально; «нерекомендуемые» (макрмх), совершение которых ненаказуемо, но воздержание от которых похвально; «безразличные» (муб) для Законодателя, относительно которых не установлены никакие нормы; «рекомендуемые» (мандб, сунна), совершение которых похвально, но несовершение ненаказуемо; «обязательные» (вджиб, фар), совершение которых поощряется, а несовершение наказывается. Все, что служит таким действиям, подпадает под ту же норму, что и само действие.

Эта классификация распространяется практически на все сферы. Примером может служить случай, когда покойный завещал больше, чем владел на момент смерти. В такой ситуации некоторые легаты (завещательные отказы движимости) должны быть проданы в определенном порядке. Англо-американские гражданские суды сперва продают имущество, не учтенное в завещании, затем имущество, переданное в соответствии со статьей о движимом имуществе, оставшемся после уплаты долгов, и, в конце концов, специально поименованное в завещании имущество. При этом наиболее специфическими считаются те части имущества, о которых покойный заботился в наибольшей степени. Таким образом, гражданский суд как бы исполняет его желание. Суд шариата будет продавать легаты в соответствии с пятичленной классификацией. Прежде всего последуют запрещенные легаты, затем те, которые служат нерекомендуемому, затем безразличные, затем те, которые считаются достойными поощрения, и на последнем месте всегда находятся обязательные. Продажа завещательных отказов движимого имущества для выплаты непризнанных долгов является обязательной, поскольку в противном случае могут пострадать неизвестные кредиторы. Завещательные отказы, которые являются обязательствами в отношении Бога, пользуются меньшей защитой, поскольку считается, что Бог может легче перенести эту утрату. Однако в рамках класса долгов в отношении Бога обычно следуют тем же общим принципам. Завещательный отказ имущества, служащий для чтения молитв Богу, продается прежде того, который используется для пожертвований неимущим. Однако этому классу завещательных отказов оказывается предпочтение по сравнению с теми, которые считаются безразличными и так далее. Подобные классификации, применяемые ко всем сферам человеческой деятельности, чрезвычайно распространены в исламском праве.

Коран и сунна как источники исламского права.

Одним из источников шариата является Коран как слово Божье, полученное в Откровении. В некоторых его стихах содержатся вполне законченные предписания. Однако, хотя и сказано: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (5:1), – в этих словах, ставших краеугольным камнем договорного права, не определено, какие формальности необходимо соблюсти при заключении контракта или каковы материальные последствия его нарушения.

По мере расширения исламского государства и включения в его орбиту народов, знакомых с римской и иными правовыми системами, все более отчетливо выступала необходимость развития шариата и его приспособления к новым условиям. Важную роль сыграло обращение к хадисам – преданиям о поступках и словах Мухаммеда, его ближайших родственников, а также сподвижников. Собрание хадисов образует сунну – «закон», ориентир для каждого мусульманина. В исламском праве действует принцип, согласно которому сунна служит для разъяснения и детализации общих положений Корана, а Коран – для разъяснения сунны. При этом предполагается, что сунна не содержит установлений, принципиально противоречащих кораническим, и наоборот. Хотя традиционная мусульманская наука выработала сложную систему проверки хадисов на достоверность и их соответствующей классификации, в обширный их корпус могли попасть и подложные. Установлению таких хадисов западное востоковедение традиционно уделяло значительное внимание, причем его выводы часто не совпадают с тезисами исламского фикха.

Четыре основные суннитские школы фикха.

Наряду с Кораном и сунной источниками права, признаваемыми в суннитском исламе, служат иджм" («единогласие») и ийс («соизмерение»), или установление аналогии между рассматриваемым и зафиксированным в авторитетных источниках казусами. Различия между постепенно сформировавшимися школами исламской религиозно-правовой мысли, или мазхабами фикха, в значительной степени определялись тем значением, которое придавалось источникам, дополняющим авторитет текстов. Если захириты (араб. «» – «люди явного») признавали только ясно и недвусмысленно зафиксированные нормы авторитетных текстов, то батыниты (араб. «биниййа» – «люди скрытого»), прежде всего шииты, напротив, допускали фактически свободное нормотворчество имамов, которое лишь по видимости согласовывалось с авторитетными текстами посредством та"вл «толкования» последних.

Хотя в суннитском исламе получили развитие многочисленные школы фикха, в дальнейшем в качестве равно авторитетных и не противоречащих друг другу были признаны четыре, сохранившиеся и в наше время. Это ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. Юридическая методология каждой школы сочетает доводы авторитетных текстов с рассуждениями по аналогии, но в разных пропорциях. Ханбалиты предпочитают строгое истолкование авторитетного хадиса. Маликиты и ханафиты допускают большую свободу действий в каждом конкретном случае. Такие расхождения приводят к некоторым различиям в конечном результате. К примеру, все четыре школы признают предание, согласно которому верующий имеет право завещать треть своего имущества. Однако далее в нем делается следующий вывод: «И треть – это хорошо, и более того, ибо оставить своих наследников богатыми лучше, чем оставить их в нужде, просящими милостыню у других». В какой мере это правило служит дополнительной гарантией права завещать имущество, а в какой – является ограничением этого права, призванным защитить наследников умершего от обнищания, остается неясным. Это различие становится особенно значимым, когда умирает бедный человек, имущества которого едва ли достаточно, чтобы поддержать его родственников. В таком случае ханафиты признают право на завещание, но считают предпочтительным, чтобы покойный его не использовал. Ханбалиты настаивают на ограничении и запрещают лишать имущества кого-либо из наследников. При этом каждая школа признает полную ортодоксальность позиций других школ.

Каждый суннит считается приверженцем одной из этих школ. В классическом мусульманском обществе в каждом крупном городе применяют четыре правовые системы. Однако каждая школа, или мазхаб пользуется особым покровительством и почетом в определенных местностях. Большинство ханбалитов проживает в Саудовской Аравии. Маликиты преобладают в Северной и Западной Африке; это единственная школа, признанная мусульманскими судами Марокко и Алжира. Шафииты составляют большинство в Индонезии, Восточной Африке, южной Аравии и северном Египте. Наибольшим распространением пользуется школа ханафитов. Среди ее приверженцев большинство мусульман России, Индии, Пакистана и Турции, она была официальной школой Османской империи. Ей оказывают предпочтение и в тех странах, которые возникли из бывших провинций Османской империи , таких, как Египет, Сирия, Израиль, Иордания и Ирак.

Последователи шиитского ислама придерживаются самостоятельных юридических учений; многие из них отражают те социальные, исторические и религиозные тенденции, в результате которых и произошло их отделение от суннитского большинства.

Абсолютный и ограниченный иджтихад.

К 10 в. возобладало мнение, что принципиальное истолкование авторитетных текстов уже осуществлено. Был объявлен запрет на абсолютный иджтихад, т.е. самостоятельный вывод факихом новых правовых норм, противоречащих основаниям существующих мазхабов. Вместе с тем внутри имевшихся правовых школ свобода нормотворчества сохранилась. Верующий может прибегнуть к фетве, или решению муфтия – знатока исламского права. Чтобы санкционировать намеченное действие или решить спорный вопрос, муфтий должен посредством кийас («соизмерения») вывести авторитетное обоснование из примеров, содержащихся в руководствах для верующих данного мазхаба. Если авторитетные тексты недвусмысленно высказываются против задуманного действия, муфтий все-таки может найти ему оправдание при помощи одной из многочисленных уловок. Предположим, какой-то человек захотел, чтобы его имущество было разделено после смерти среди его детей иначе, чем этого требуют сложившиеся правила. В рамках законодательства о наследовании такая возможность отсутствует. Однако в рамках законодательства о благотворительных фондах (вакфах) он может учредить семейный вакф (при одном обязательном условии: если линия его потомков прервется, весь доход будет роздан среди бедных). Вместе с тем он может назвать определенных детей и их потомков пожизненными получателями дохода с переданного в вакф имущества.

Шариат и современное общество.

Властная структура ислама при отсутствии церкви была своеобразным воплощением самого шариата, обязанного своей силой именно тому, что он не поддавался принципиальным изменениям и переработке. При этом идеи шариата, будучи идеальной картиной мусульманского общества, так и не были в полной мере осуществлены на практике. Уже на раннем этапе на смену уголовному и административному праву пришли светские указы и законы конкретных правителей, сохранивших за собой также право разрешать любого рода споры, которым не препятствовали ограничения, налагаемые шариатом. Контакты с западными торговцами требовали введения специальных судов и признания европейского торгового права. Влияние западной культуры в 19 в. привело к широкомасштабному заимствованию европейских юридических норм. Некоторые движения в 20 в. стремились восстановить роль шариата, однако в конце концов были приняты западные правовые кодексы с включением в них некоторых идей шариата. В большинстве мусульманских стран исламское право применяется сегодня лишь в области наследования, семейных отношений и благотворительных фондов.

Что такое шариат?

Это свод бытовых, религиозных, гражданских и уголовных законов, написанных для мусульман. Законы шариата, в отличие от законодательства и предписаний других стран, основываются на священной книге ислама - Коране. Самый главный мусульманский закон гласит, что нет Бога кроме Бога и пророка его - Мохаммеда. Законы шариата очень строгие, подчас даже жестокие. К примеру, шариатский суд известен своими суровыми вердиктами. Страшно в этом то, что основанием для их вынесения может являться не здравый смысл, а религиозные и моральные предрассудки, закрепившиеся в исламском социуме довольно давно. Конечно же, это отражается и на общем социальном устройстве. Об этом и поговорим.

Нормы поведения человека в шариате

В переводе с арабского слово "шариат" означает чистую и протоптанную тропинку к воде. Именно вода жизненно необходима каждому человеку. Считается, что законы шариата также, как и вода, нужны и важны для ума и души. Любой поступок исламиста регулируется шариатскими нормами, а также разделяется на несколько категорий:

  • обязательный (фард);
  • рекомендуемый (мандуб);
  • разрешенный (мубах);
  • не одобряемый (макрух);
  • запрещенный (харам).

Законы и нормы шариата предписывают, что обязательные поступки должны совершаться исключительно с благими намерениями. Только в этом случае они вознаграждаются Аллахом. Однако же за совершение харама (запрещенного поступка) наказание следует за судом шариата, а только потом за Аллахом! Интересно, что оценка тому или иному деянию ведется на основании тех помыслов, которым и следовал человек, когда что-либо совершал. Как сказал пророк Мохаммед, человеческие поступки происходят по намерениям, поэтому совершившему воздастся за них в соответствии с тем, какие намерения лежали на его уме.

Проблема джамаата в шариате

Джамаат - это собрание, состоящее из нескольких человек, которые совместно и мирно изучают Коран и познают ислам. Сегодня это понятие трактуется не совсем правильно, что вызывает целую проблему в исламском обществе. Дело в том, что современное понятие объясняет людям, что джамаат - это целая боеспособная единица, не только изучающая слово божие, но и занимающаяся террористическими актами и казнями! Это далеко не так.

Женщины и шариат

Как ни странно, многие законы шариата направлены против... женщин! Они являются самой бесправной кастой мусульманского социума. Проще говоря, мусульманских женщин ни во что не ставят. Сегодня западные правозащитники всячески стараются обратить на эту проблему внимание мировой общественности. Они пишут целые трактаты и сочинения.

Секс и шариат

Безусловно, шариат - закон жизни мусульман. Однако любой взрослый человек прекрасно осознает, что жизнь невозможна без продолжения рода, что, в свою очередь, немыслимо без секса. Вот на этой составляющей и зиждятся некоторые шариатские законы. Вот некоторые из них:

  1. К примеру, во многих арабских странах муж вправе убить всю семью своей жены, если та оказалась не девственницей. Суд его оправдает.
  2. Если в Марокко родится ребенок вне брака, его заберут в приют, вся семья роженицы будет оштрафована на солидную сумму, а молодая мама отправится за решетку на полгода.
  3. Лесбиянки и геи также подвержены очень жестокому наказанию. Геев кастрируют, а лесбиянкам отрезают языки и обривают их наголо. Кстати, могут и камнями закидать.
Loading...Loading...