Судьба, свобода, воля, рок. Судьба и тайны подсознания (О

Люди не пришли к единому мнению по вопросам судьбы и возможно ли влияние на судьбу свободной воли. Действительно, всё ли в нашей жизни предопределено, или у нас есть какая-то степень свободы в выборе судьбы или возможность влиять на неё? Философы приводят массу фактов для доказательства своей версии по этому вопросу. Нам только остаётся восхищаться четкостью формулировок и стройностью построения логических цепочек в доказательной базе каждой из версий. Но какая практическая польза от этих глубокомысленных теоретических построений различных аргументов обычному человеку? Как та или иная теория может изменить нашу жизнь в лучшую сторону? И если действительно сможет, то как?

Загадки судьбы

Некоторые люди глубоко уверены в том, что всё в нашей жизни предопределено. Что существует некая карта судьбы, где подробно расписано всё от количества ударов сердца в этот день и случайно разбитой вазы, до успехов или провалов в карьере и личной жизни. В такой картине мира нет места проявлению свободной воли и творчеству. И если Вам, что-то в Вашей жизни не нравиться, то с этим надо смириться. Часть людей это вполне устраивает. Ведь будущее, в этом случае не может напугать неопределённостью и непредсказуемостью. Но большинство людей такая картина мира, не устраивает. Не все, обделённые судьбой изобилием, достатком, счастьем, вниманием родных и близких готовы смириться со своим униженным положением. Даже животное в стае делает всё, чтобы занять в своей стае более высокую ступень. А человек разумный не может понять некоторые элементарные вещи. Например, почему он должен работать за копейки в режиме Стаханова, постоянно и во всём отказывать себе и своим детям, когда другие получают от жизни всё, о чём только можно мечтать? За, что, изобильная и бесконечная жизнь наложила такие строгие ограничения на многих людей?

Обделённый человек, не смотря ни на что, всегда пытается найти объяснения такому, с его точки зрения, несправедливому положению вещей.

Спрос рождает предложения. И всегда есть, достаточно умные дамы и господа, которые найдут объяснения такому положению вещей.

Одна моя знакомая, Вера, достаточно успешно занималась практикой по снятию порчи и сглаза, за очень хорошее вознаграждение. Люди, столкнувшиеся с, непонятно откуда свалившимися на них неприятностями, охотно записывались к Вере на сеансы. Вера уверенно, со знанием дела, объясняла клиентам причины их неприятностей и выдавала рекомендации - какие магические действия должен проводить клиент, чтобы чёрная полоса закончилась. Если клиент был недоволен результатом, Вера всегда умело могла объяснить, что виноват в этом сам клиент, а не Вера – профессионал своего дела. Мол, клиент загорелся вожделением, когда увидел сексапильную девушку на улице и уничтожил своим негативным порывом всю работы Веры. Что-то подобное всегда говорила Вера своим недовольным клиентам, чтобы перевести стрелки за провал с себя на заказчика.

Появляются учения, которые объясняют, что нынешнее незавидное положение человека – следствие его безобразного поведения в прошлых жизнях. Благо мало кто помнит, что в этих прошлых жизнях с нами было. Всевозможные гуру, насаждающие страх в Душах последователей, пытаются нам навязать образ мстительного и злопамятного БОГА. Который, якобы, постоянно занят процессом нашего воспитания. И нет, чтобы наказать за грех при жизни! Но нет! Наказание за грех снисходит потом, чтобы мы не помнили - за что? Странная педагогика получается. Сплошные наказания, а за что – догадайся, мол, самостоятельно, или придумай объяснения или гуру объяснит, за деньги, разумеется. Просто рай для мазохиста! Жизнь из сплошных наказаний! А что делать человеку без мазохистских извращений? Смирится с таким неравномерным распределением страданий и удовольствий между людьми? Другие теории обещают всем, кто страдал в этой жизни – райское блаженство после смерти. Смиритесь, терпите, и за смирение вас ждёт награда на небесах. Смиренный человек радуется тому малому, что имеет. Можно, конечно, радоваться серой действительности. Но в глубине Души, мы чувствуем, что здесь что-то не так.

Человек видит, что природа работает по-другому. Даже стадные животные ищут пастбища с сочной травой, а не страдают, поедая сухую травку на неурожайных полях. Киты и дельфины мигрируют в мировом океане вслед за своей добычей, а не остаются в ограниченной зоне моря, поскольку они там родились, в надежде на лучшую жизнь после истощения и смерти от голода.

Все эти теории о воздаянии после жизни были бы убедительны, если бы мы осознавали себя не только в этой жизни, но и после. А так же, если бы помнили себя во всех предыдущих воплощениях, а главное – осознавали себя между воплощениями.

Есть люди – бойцы. Их не устраивает данность. Они точно знают, что за место под Солнцем им предстоит тяжёлая и изнурительная борьба. Ведь ничего в жизни, по их мнению, не даётся без борьбы. В школах по бизнесу, нам расскажут множество историй успеха. Люди, прежде, чем стать обладателями больших состояний много и тяжело трудились, изобретали новую технику и товары, или новые методы ведения бизнеса, преодолевали всевозможные препятствия. И своей борьбой заслужили право греться в лучах славы, известности и изобилия. Очень привлекательная теория, объясняющая достижение успеха. Причины и следствия – борьбы и финансовый результат – очевидны. НО… Посмотрите сколько людей, которые упорно повторяют бизнес – схемы победителей, усердно учатся эффективно вести бизнес, а результаты их борьбы очень и очень скромные. Количество людей – бойцов, сумевших победить нищету и добиться материального успеха не более двадцати процентов из числа упорно борющихся за место под солнцем. Порядка трёх процентов бойцов, добивается феноменального успеха.

За соревнованиями по лёгкой атлетике наблюдает отец и сын.

Сын – Папа, а почему эти дяди бегут?

Отец – Потому, что победитель получит 10000$.

Сын – А зачем тогда бегут остальные?

Анекдот

И действительно. Много упорных и целеустремлённых людей, которые потратили всю жизнь для достижения успеха и мало чего добились. Вот и получается, если не повезло родиться в богатой семье, или в бизнесе сразу не повезло, то на человеке, что, стоит метка неудачника? Не очень весёлая перспектива для Существа, созданного по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ БОГА?

Конечно, методы управления Судьбой, посредством Свободной Воли не доступны широким массам, по злой воле власть предержащих. Более того. Они целенаправленно внедряли в тонкие тела населения, так называемые многоуровневые ментальные предохранители. Назначение которых – отвергать, подвергать сомнению и высмеивать всё, что может помочь человеку обрести подлинную Свободу и Благополучие. Не верите? А Вы протестируйте себя вопросом: считаете ли Вы себя Сыном/Дочерью БОГА? Какие эмоции этот вопрос у Вас вызвал? Если негатив или скепсис – значит, сработала внедрённая система защиты.

Будьте здоровы!

Почему-то в голове так и крутится этот дикий вопрос из Достоевского: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Хотя там речь скорее о вседозволенности – могу ли я все, что захочу по принципу, чтобы у меня все было, а мне за это ничего не было.

Нашу тему сегодня по аналогии можно было бы сформулировать так – «Лист ли я несомый ветром или держу я руль в руках и рулю?»

Разделим поле нашей жизни на две колонки. В одной будут – карма, предначератнность, судьба, фатум, жизненный сценарий. В другой – воля, свобода выбора, кузнец своего счастья, куда хочу, туда лечу. Так что же – чему быть, тому не миновать или мы можем выбирать?

Кроме того, все современнейшие научные исследования подтверждают факт существования параллельных миров: реальность многомерна и вариантов развития события великое множество. Как говорится, тем временем в параллельной Вселенной возможно все… Но то, что вы сейчас читаете эту статью, – тоже предопределено?

Мороженого хочешь?

Конечно же, человек всегда делает то, что он хочет,
но вот только то, что он хочет, всегда находится вне его власти.
Артур Шопенгауэр

Идея о свободе воли человека – абсурдна!
Альберт Эйнштейн

Комментирует Юрий Менячихин, мастер недвойственных учений, психотерапевт

Невозможно найти конкретный ответ на абстрактный вопрос. Чью волю мы обсуждаем? Ведь мы все разные! Значит и ответы будут разные! Откуда мы берем ответы – только из прошлого опыта, который накапливается как мудрость или зрелость. Условно этот опыт можно разделить на «внешний» и «внутренний». Отсюда очевидны два вида причин и следствий.

Освоение «внешнего» пространства начинается с адаптации в социуме, и здесь моей воли почти нет, я буду делать в основном то, что диктует социальное пространство. «Старшие» решают, что полезно и важно. Социальное пространство простроено достаточно жестко. Заканчивается это тем, что я устраиваюсь в обществе и теперь могу сам выбрать свое дело и место. То есть прислушаться к тому, что нравится мне. И здесь начинается освоение «внутреннего» пространства.

Я сталкиваюсь с необходимостью точно почувствовать, что я хочу на самом деле! Самой удивительной новостью является то, что я УЖЕ что-то хочу! Я не формирую свои желания! Все мои склонности полностью сформированы. Мое чувствование мира однозначно! А значит, никакой воли у меня нет! Я не могу захотеть, то чего не хочу, я могу только рассмотреть это. Для иллюстрации я обычно задаю собеседнику простой вопрос: «Мороженого хочешь?»

После небольшого исследования обнаруживается, что ответ уже есть. Он не создается в момент вопроса, а рассматривается. Собеседник словно прислушивается к себе и обнаруживает некое чувство, связанное с вопросом. И это чувство достаточно ясно: или «Да» или «Нет». Он не может одновременно быть в двух чувствах. Тогда где свобода? Все мои чувства и отношения на данный момент однозначны – такие, какие есть. Касается это физиологии моего тела или потребностей моей личности – это не имеет значения.

Казалось бы, это довольно печальная новость, но если присмотреться, оказывается, мне суждено делать только то, что я хочу! Если мне что-то не нравится, мне становится скучно, и я бросаю это занятие, меняю место, партнера и т.д. Отсюда основной лозунг жизни – делай только то, что интересно! Впрочем, все только этим и занимаются. Прямо сейчас сам факт, что вы дочитали до этого места, говорит о том, что вам ещё интересно.

Теперь если посмотреть через эту призму на всю свою жизнь, то становится очевидным, что она вся складывается из таких моментов. Образно говоря, Реальность вас все время о чем-то спрашивает, вы смотрите «внутрь» и реагируете в том варианте, который уже лежит. Таким образом, складывается цепочка событий, приводящая к тем или иным результатам и последствиям. В абсолютном смысле понятия судьба и божья воля – равноценные понятия.

Мечтатели

Трудно себе представить, как может проявляться свобода воли, если наше поведение определяется физическими законами.

Поэтому, похоже, мы представляем собой не что иное,
как биологические машины, а свобода воли просто иллюзия.
Стивен Хокинг

Комментирует Раманатха, ведический психолог

Воля – это творящая энергия человека. Она появляется как результат зрелости души. Зрелость души – это то, что накапливается много-много жизней, когда познаны многие крайности жизненного опыта. Что такое судьба? Это следствие накопленного опыта за много жизней.

Мы что-то творили, о чем-то мечтали, чего-то избегали, к чему-то стремились. Сознательно или бессознательно мы это делали – не имеет большого значения, с точки зрения плода. Сея причину, мы всегда пожинаем плоды. Так работает закон кармы, который и формирует судьбу.

Является ли судьба роком? Имея физическое тело, мы подвергаемся влиянию грубых проявлений природы: жары, холода, голода. Мы вынуждены удовлетворять его потребности: кормить, одевать, укладывать спать, перемещать. Мы стали преданными культа тела.

Под давлением природных условий ум, отождествленный с телом и памятью, породил всю сложность взаимоотношений с другими живыми существами. Тенденция ума, которая выработалась на протяжении долгого времени – это вера в реальность внешнего мира. И, как следствие, выработалась пагубная привычка не верить в себя, не проявлять личную волю, «плыть по течению» линии судьбы, которую сам же создал раньше.

По большей части, ум захватывается восприятием не столько внешних объектов, сколько собственным привычным дискурсивным мышлением. Наш ум творит реальность. И в этом ключевой момент! Проявим ли мы волю к творению того, что мы хотим или нет, это определит нашу будущую судьбу.

То есть даже если у нас уже сложилось определенное предначертание, но мы создали новую картину будущего, пошли наперекор старой линии судьбы, то она изменится, поменяет свое русло.

Собственно, жизнь – есть смещение ума в сферу понятий и фиксация на этом уровне. Ум становится зафиксированным на определенной картине мира, которая была ранее впитана и стала частью личности. На определенной стадии жизни ум становится «заполненным». Эта «заполненность» составляет личность. Это и называют судьбой, которая формирует линию жизни.

Как же быть? В древнем ведическом тектсе «Йога Васиштха» есть известное выражение: «То, что называют судьбой, является выдумкой, и никакой судьбы нет». Мудрость этого текста пятитысячелетней давности говорит нам о том, что твоя судьба только в твоих руках. Да, есть то, что мы не можем поменять в жизни быстро или так буквально, как мы этого хотели бы.

Но практически все сильные и искренние помыслы людей воплощаются. Вопрос лишь в том, насколько ты хочешь перемен, насколько ты в это веришь и какой ресурс своей жизненной силы готов вложить. Задайтесь, дорогой читатель, этими тремя вопросами, если вдруг «судьба» начнет снова загонять вас в жесткие рамки. И проявляйте собственную волю! Будьте в этом мире творцами!

Космическая лаборатория

Кто не может повелевать себе, должен повиноваться.
Иные же могут повелевать себе,
но им недостает еще многого, чтобы уметь повиноваться себе.
Фридрих Вильгельм Ницше, «Так говорил Заратустра»

Существует две категории людей. Первая считает, что будущее предопределено. Все предначертано свыше, и человек вряд ли в силах изменить свою судьбу. Это фаталисты. Вторая категория полагает, что каждый человек - творец собственного будущего. Мы в силах что-то изменить и предотвратить. Это, как вы понимаете, оптимисты.

Философы и мыслители всего мира на протяжении веков спорят на эту тему. Некоторые фаталисты допускают, что какой-то индивидуальный выбор у нас все-таки есть. А некоторые оптимисты с грустью понимают, что далеко не все подвластно воле человека, и тем более - его контролю. Так где же истина?

Оставим ее поиски теоретикам и практикам - первые пусть продолжают дискутировать, а вторые - экспериментировать. А здесь опишем эзотерическую модель мироздания, следование которой позволяет примирить обе категории людей и понять, как же удивительно совмещаются судьба и свобода воли.

Миссия души на Земле

Каждый человек рождается на Земле: его душа приходит в наш мир. Душа решает, в какой семье и стране ей «стать» человеком, она «помещается» в тело в период беременности матери. Душа заключает контракт с высшими силами насчет своей миссии на Земле: что она хочет сделать для того, чтобы получить новый нужный опыт. Некоторыми пунктами этого контракта может быть отработка кармических долгов, искупление ошибок прошлого, прощение врагов, налаживание дружбы и отношений со значимыми людьми.

Каждая душа приходит на Землю с собственной миссией или призванием. Призвание человека - это стопроцентная самореализация в материальном мире, это то, ради чего человек рождается, его базовый смысл жизни. Оно делится на внутреннюю и внешнюю задачи, которые тесно взаимосвязаны, и без решения одной невозможно решение другой.

Судьбой называется идеальная реализация миссии человека. Душа пришла - душа сделала. После этого можно уходить из мира (человек умирает, душа перерождается в новое тело). И такая судьба дается в награду за предыдущие заслуги души в прошлых жизнях.

Доказательство существования свободы воли

А теперь докажем от противного наличие свободы воли. Если бы каждый человек (душа) имел только запрограммированную судьбу, то жизнь на Земле была бы скучной и однообразной. Более того, все люди на определенном этапе смены физических тел перестали бы совершать ошибки. Все заранее заложенные в судьбу погрешности исправились бы за 10-12 реинкарнаций. Люди превратились бы в роботов, каждый из которых совершает определенный набор действий. Поскольку все миссии идеально реализуются, люди обретают тотальное счастье, в котором нет никакого смысла: двойственность мира медленно стирается. Невыполненных миссий, миссии вроде «кармических наказаний» (утопить корабль, развязать войну, отомстить насильникам из прошлого) теряют всякий смысл. И все потому, что ошибка или субъективно неверный выбор человека - это аспект свободы воли.

И без возможности такого выбора не может быть настоящего действия и не может быть приобретен нужный опыт. А значит, никакая душа не может вырасти, развиться и стать лучше. А значит, дискредитируется весь смысл существования человечества.

Как же они совмещаются?

Итак, свобода воли, личный выбор каждого человека существует. Но существует и судьба, а именно - призвание в жизни каждого из нас. И это призвание можно реализовать, а можно и не реализовать. И способов выполнить и то, и другое - тысячи. Они сопряжены с ошибками и выбором, при этом человек отклоняется от выполнения миссии - далеко или не очень. Таким образом поддерживается неидеальность бытия и борьба добра со злом, черного с белым, света с тьмой. Если человек отклонился очень далеко, его может «вынести» в конечную точку существования в данном теле - несчастный случай, самоубийство. Душа поищет себе новое тело для реализации задачи. Однако часто бывает, что человек, находящийся на грани, возвращается в реальность, и его жизнь полностью преображается. Это значит, что он вернулся к собственной миссии после шокирующего события, которое было именно для этого и необходимо. Иногда такие экстремальные события меняют и саму миссию - происходит «перезагрузка» и «перепрограммирование» в рамках текущей жизни.

Каждый конкретный человек может отклониться от заданной судьбы - но у него нет бесконечного количества возможностей. У кого-то их, допустим, 2 миллиона - и это пространство возможностей привязано к судьбе, оно составляет судьбу уже в более широком, более практическом понятии. Свобода личного выбора является ее частью, а миссия - ее основой. У другого человека возможностей 10 миллионов, а у кого-то, может быть, их всего несколько тысяч. Они «прописаны» в контракте души в особо секретном разделе. Например, большинство бедняков из индийских трущоб не имели по судьбе шанса стать миллионером, их имели только 10 человек, и лишь один правильно воспользовался своей удачей. Или другая крайность: из 10 детей олигархов 9 стали серьезными успешными людьми, а один «профукал» свою судьбу и растратил все наследство. А вот чтобы узнать, какова миссия человека, заложено ли в нее испытание богатством или, наоборот, испытание бедностью, можно проконсультироваться у таролога. Расклад на картах покажет миссию души и призвание человека на Земле.

Итак, здесь описана рабочая модель бытия, которая позволяет понять, каким образом судьба и свобода воли человека действуют воедино. А верить этой модели или пользоваться ей - каждый выбирает сам. Это уж точно никем не запрограммировано!

Судьба и свобода воли

Я уверена, что каждый из нас рождается с предопределенным будущим, и в день рождения уже известен день нашей смерти. Моя бабушка по отцу была астрологом и обучалась у известного специалиста Менли Холла. Бабушка говорила, что видела собственную смерть в астрологических картах, поэтому я не думаю, что она была удивлена, когда пришло ее время покидать Землю.

Так или иначе, я верю в свободу воли не менее горячо, чем в предопределенность. Я не испытываю никаких трудностей, придерживаясь таких, казалось бы противоположных, мнений. В действительности я считаю, что чем больше противоположных взглядов вы допускаете, тем более сострадательным человеком являетесь. За пределами линейного времени находятся подвластные изменениям будущее и прошлое. Вполне возможно так поменять сознание, что вы сможете выбрать совершенно другое временное измерение с новыми прошлыми и будущими последствиями. Другими словами, вы не связаны вашим прошлым, и ваше будущее можно изменить. (Более подробно это описывается в главе 10 «Будущие жизни, волновой эффект и чудеса».)

В книге «Автобиография йога» Парамаханса Йогананда пишет об астрологии и карме. Он утверждает, что астрологическая карта любого человека может показать последовательно все его прошлые накопленные кармы. Он пишет: «Ребенок рождается в тот день и в тот час, когда астрологические лучи в математической гармонии совпадают с его кармой». По его мнению, с помощью молитв, духовных практик и правильного поведения вы можете переделать тяжелую карму так, что предназначенный вам удар шпаги мог бы видоизмениться в укол булавкой. Однако Йогананда предостерегает: лишь немногие астрологи могут правильно расшифровать карму на астрологических картах.

Я пережила несколько удивительных ситуаций, которые могут послужить веским доказательством существования предопределенности. Когда я проводила семинары в Южной Африке и встречалась с представителями племени зулу, я познакомилась с необычной голландской женщиной, которая рассказывала, что провела какое-то время в Индии. Во время ее пребывания там она узнала об интересном месте высоко в горах, где несколько столетий назад жил знаменитый астролог, и где его потомки веками хранили в нетронутом виде все его записи. Когда написанное выцветало от времени, они аккуратно переписывали все бумаги.

Когда кто-нибудь обращался за консультацией во время жизни астролога, он не только составлял ему карту текущей жизни, но и карты для будущих периодов! Так что если бы вам достаточно повезло несколько столетий тому назад и вы попали бы в число его первоначальных клиентов, то смогли бы прочитать карту одной из ваших будущих жизней – хотя это могли бы сделать немногие поколения. Он говорил своим клиентам, что если они захотят получить свои записи в будущем, то они всегда будут доступны для них.

Сначала я подумала, что этот рассказ звучит слишком удивительно, чтобы быть правдой. Возможно, эта легенда была просто уловкой для получения денег, чтобы жители бедной деревни могли заработать на жизнь. Когда я озвучила свои предположения, голландка сообщила мне, что за карты не только никто никогда не брал денег, но посетителям запрещалось даже приносить в подарок цветы или любые другие подношения.

Она объяснила, что решила поехать в деревню астролога вместе с другом. Когда она прибыла на место, то сообщила жителям деревни дату и место своего рождения. Они искали, но не смогли обнаружить ее карту – поэтому решили, что она не была одним из тех, чьи карты были составлены сотни лет назад. Однако карту ее друга удалось найти.

В сегодняшней жизни ее друг имел очень болезненное состояние кожи. В его карте говорилось, что во время его воплощения в XX веке он будет страдать кожными заболеваниями, потому что в прошлой жизни он плохо относился к людям, зараженным проказой. Согласно карте он должен пожертвовать на лечение проказы, чтобы избавиться от нее. Когда он вернулся домой из Индии, он внес пожертвования на цели, связанные с этим заболеванием, и его кожа полностью очистилась. Но когда он потом перестал заниматься благотворительностью, проблемы с кожей вернулись.

Я восприняла бы все это только как интересный рассказ, если бы через месяц не услышала еще одну похожую историю. Я проводила в Лондоне серию лекций по реинкарнации, и меня попросили принять участие в радиопрограмме «Би-Би-Си» с Ивом Поллардом, редактором «Санди Миррор» и «Санди Экспресс». В программе люди разного происхождения участвовали в живых дискуссиях на различные темы. Одним из гостей был мужчина, приехавший из Индии. В конце передачи этот, мягко говоря, индийский джентльмен, который был доктором и очень знаменитым скульптором, сказал: «Я хотел бы вам кое-что показать».

Когда мы сидели в приемной студии, он развернул пачку выцветших бумаг с изношенными краями. Страницы были исписаны словами, как я предположила, на санскрите. Доктор тем временем продолжал рассказывать, что, когда ему было девятнадцать лет, он вместе с отцом отправился к месту, где веками хранились астрологические записи. По описанию это место было очень похоже на то, что описывала мне та голландская женщина. После долгой и тяжелой дороги доктор и его отец прибыли на место в дождливый день. Такая погода была весьма необычна для той части света. Они разложили свои теперешние астрологические карты и обнаружили, что оба были клиентами знаменитого астролога сотни лет тому назад. Доктор сообщил мне, что согласно его карте он должен был обратиться за своими записями в дождливый день, когда ему будет девятнадцать лет . Его карта также правильно указывала его имя в теперешней жизни.

Когда мы рассматривали его потрепанную карту, я спросила: «Эта карта у вас почти тридцать лет? Насколько она правдива?»

Он осторожно прошелся вместе со мной по карте (хотя я могла только доверять его словам, так как не умею читать на санскрите) и показал мне много примеров, где карта говорила правду. Я передаю вам эти истории в том виде, в каком мне их рассказали. Я считаю обоих рассказчиков честными и достойными доверия людьми. Я верю им и их описаниям.

Из книги Космоземные связи и НЛО автора Дмитриев Алексей Николаевич

Геополитическая судьба уфологии и уфологическая судьба геополитики Необходимо направить человечество на путь к дальним мирам. Такое направление может провести через все насмешки невежества до настоящей действительности. Явление дальних миров преобразит жизнь на

Из книги "Пирамиды" между строк или немного о вечном автора Кувшинов Виктор Юрьевич

СВОБОДА ВЫБОРА И СУДЬБА Одним из принципиальных вопросов было увязать просто необузданную душевную потребность к свободе и наличие судьбы, довольно неплохо предсказываемой многими шаманами, гадалками, экстрасенсами и т. д. Я рассуждал чисто логически. Если кто-то

Из книги Луна и большие деньги автора Семенова Анастасия Николаевна

Деньги и судьба, или Судьба денег Я хочу предложить вам одно маленькое задание. Возьмите листок бумаги и, отступив от верха несколько строк, напишите все, что вас не устраивает в вашей жизни. Перечислите все, что вам не нравится. Сделали?Очень хорошо. А теперь над тем, что вы

Из книги Афины и Иерусалим автора Шестов Лев Исаакович

Вторая часть В фаларийском быке (Знание и свобода воли) Beatitude non est proemium virtutis, sed ipsa virtus. Блаженство не есть награда за добродетель, а сама добродетель. Spinoza. Eth. V, 42 Eritis sicut Dei, scientes bonum et malum. Будете, как боги, знающие добро и зло. Gen. III, 5 I В предисловии к своей «Феноменологии Духа»

Из книги Действовать или ждать? Вопросы и ответы автора Кэрролл Ли

Свобода воли Вопрос: Дорогой Крайон, меня интересует, как проблема свободы воли решается на других планетах. Не мог бы ты объяснить это подробнее?Ответ: Дорогой мой, сколько бы я ни повторял вам об уникальности вашей планеты, многим так и не удастся понять до конца этот

Из книги Учение храма. Том I автора Автор неизвестен

РАЗВИТИЕ ВОЛИ Принятие Истины массами, сколь бы ни препятствовали этому, неохотно признавая или же утаивая Истину различные толкователи, может быть предметом глубокого интереса лишь для тех хранителей ее сокровищ, чьи первые усилия найти ей выражение отсылают нас на

Из книги Трактат по Революционной Психологии автора Веор Самаэль Аун

28. Сила Воли «Великое Деяние» - это, прежде всего, творение самого человека при помощи сознательной работы и добровольного страдания.«Великое Деяние» - это внутреннее завоевание самих себя, своей истинной свободы в Боге.Нужно с максимальной срочностью, безотлагательно

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

II. Свобода воли 1. Понятно ли тебе, что противление Святому Духу означает борьбу с самим собой! Он сообщает тебе твою волю, глаголет за тебя. В Его Божественности - твоя Божественность. Всё Его знание - твое и для тебя хранимо, чтобы через Него осуществлялась твоя воля.

Из книги Магия бессмертия. Главный барьер автора Сервест Бурислав

10. Тело воли Когда мы говорили о формах, которые может принимать наш кокон, мы не затрагивали того факта, что мы ПОМНИМ о большинстве этих изменений. Даже в том случае, когда мы сами не понимаем - почему мы ЭТО сделали. Когда случайное действие разрушает то, что

Из книги Эниология автора Рогожкин Виктор Юрьевич

Понятия «судьба» и «карма». Основной закон Мироздания - «Неприкосновенность Воли» То, что гадать вредно, говорили многие. Однако практически в любой газете в последние годы можно встретить объявления магических салонов: «Любые виды гадания… Карты Тарро… Предсказания

Из книги Эзотерический мир. Семантика сакрального текста автора Розин Вадим Маркович

Из книги Тайна многоруких богов автора Белов Александр Иванович

Свобода воли у животных У разных животных есть свобода воли. Это видно хотя бы по тому, как животные защищаются и какие способы придумывают, дабы избежать свалившихся на них неприятностей. Можно даже предполагать, что и микробы реагируют вполне адекватно на внешнюю

Из книги Кармические уроки судьбы автора

Свобода воли Говоря о принципе причинности, нельзя не коснуться вопроса о свободе воли. Нередко приходится слышать, что признание закона кармы непременно должно сделать людей равнодушными фаталистами, но на самом деле это не так.Человек, вся деятельность которого

Из книги Практическое целительство. Исцеление через гармонию автора Шереметева Галина Борисовна

Свобода воли заболевшего Лечение чаще направлено на место болезни, но не на ее источник. Современная медицина рассматривает, в основном, только конкретный орган. Узкая специализация врачей порой не дает им увидеть всю картину заболевания в целом. Поэтому лечение,

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

17.1.2. В чем заключается свобода воли Только достигнув нижней точки при распространении миров сверху вниз и оказавшись в состоянии полной противоположности Творцу, творение способно начать постигать эту противоположность. Исходя из своего положения, оно может для себя

Из книги Становление [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. II ступень] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

В славянском язычестве важное место занимают мысли о нежесткой заданности и возможности изменений жизненных моментов вообще, включая и влияние на сопричастные планы Мироздания. Наиболее отчетливо и значимо эта идея про­является в понимании судьбы и свободы у древних славян. Что касается индиви­дуальной жизни человека, то и здесь можно заметить своеобразное взаимосвязан­ное соотношение и относительность судьбы и воли данного человека.

Древнейшее свидетельство, что славяне не считали предназначения судьбы роковыми и фатальными, не признавали ее силу, принадлежит Прокопию Кессарийскому «Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно име­ет какое-то значение, но крайней мере в отношении людей, но когда смерть уже у них в ногах, охвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают обет, если избегнут ее. сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а избежав [смерти], жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение» .

С.А.Иванов высказал предположение, что у греков мысль о судьбе-роке бы­ла глубоко проникнута фаталистическим миропониманием в целом. Прокопий противопоставляет общее представление о роке и о более конкретной людской судьбе. Согласно ученому, надо учитывать, что в поздней античности ****** превратилось в технический термин астрологии. Что касается собственно астроло­гических представлений, то есть специальной «науки», позволяющей вычислять земные события, исходя из сочетания светил, то всего этого у славян VI века не было, притом, что вера в «персональную звезду» могла существовать. Астрология проникла к славянам вместе с христианством .

В этой связи, следует упомянуть альтернативное, очень интересное и доста­точно обоснованное мнение о довольно развитых астрологических познаниях дре­вних славян, высказанное Д.Святским в брошюре «Под сводом хрустального неба. Очерки по астральной мифологии в области религиозного и народного мировоз­зрения» . Похожего взгляда придерживается А.А.Куликов в книге «Космиче­ские образы славянского язычества» . Видимо особенности славянских астро­логических познаний имели свою ярко выраженную, мифологически окрашенную специфику, что делало их малоизвестными и локально распространенными. К то­му же славянской астрологии не были свойственны схематичность и очень тонкий расчет, которые позволили бы ей стать известной и используемой за пределами славянских земель. Звездные закономерности, по мнению славян, не распространяются неот­вратимо на людей, а имеют скорее предрасполагающий, условно-вероятностный и указывающий характер. В.Макушев в работе «Сказания иностранцев о быте и нравах славян» высказал предположение, что свидетельство Прокопия о том, что сла­вяне не признавали судьбы, надо понимать как то, что они не были фаталистами, но верили в дев жизни и смерти, воспринимали судьбу - как диалектическую связь доли и недоли. Прокопий, возможно, хотел уточнить отсутствие у сла­вян именно идеи жесткого предопределения. А рок в виде такого предопределения следует понимать как неизбежно выполняющийся закон. В славянском язычестве подобная неизбежность, очевидно, не признавалась.

Само понятие о судьбе у древних славян все-таки существовало, об этом го­ворит и представление о рожанинах - девах судьбы. Кроме этого, по наблюдению М.Б. Никифоровского, важнейшие обстоятельства человеческой жизни представ­ляются в пословицах роковыми: «Суженного конем не объедешь» . Одно­временно существует также идея суда божьего. В Слове о полку Игореве говорит­ся: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божия не минути».

Все это свидетельствует о сложном понимании славянами роли судьбы и свободы в жизни людей. Видимо, понятие судьбы включало в себя свободную воз­можность ее изменить. И в самом деле, даже роковые моменты человеческой жиз­ни несут в себе выбор, по крайней мере, внутренний. Однако уже совершенный поступок, сделанный выбор, оценивается судом Божьим, влияние которого не мо­жет не отразиться на судьбе. В таком понимании, судьба одновременно может вы­ступать и как реальная действующая сила, и как не существующая в фатальном смысле, вследствие возможности изменить се своим же выбором-поступком. На­личие самих судьбоносных моментов говорит о том, что в целом судьба могла представляться славянами как канва жизни, хотя и изменяемая волей человека.

Судьба, по языческим представлениям, изменяется от исходного и дополни­тельно творится в соответствии с собственными поступками, отражается и вызы­вается разными планами бытия по единым законам Мироздания и Божественному основанию. Здесь же следует отметить, что идея судьбы, как сложившейся зако­номерности, может рассматриваться и в отношении племени, рода и данного наро­да вообще. Выбор-поступок оказывался взаимозависимым с разными уровнями Мироздания и, в частности, очень значимым в мире людей, влияющим на различ­ные переплетения индивидуальных судеб и судьбы человеческих сообществ, а в самом общем смысле важным для взаимодействия разных планов бытия и отраже­ния их на судьбе данного человека и в этой жизни, и после.

Восприятие судьбы в славянском языческом мировоззрении также находит свои аналогии в размышлениях философов античного язычества. Ранний мысли­тель - Анаксимандр - полагал: «А из каких [начал] вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды в назначенный срок времени». Гераклит учил о совпадении судьбы, необходимости и разума. Все происходит согласно судьбе, сущность судьбы есть разум, пронизывающий субстанцию Вселенной и творящий вещи. По Гераклиту: «Этос - божество человека». Этос или иначе личность челове­ка есть инстанция, определяющая судьбу. Комментируя это высказывание, Алек­сандр Афродисийский заметил, что, действительно, в большинстве случаев на­блюдается зависимость деятельности, жизненных судеб и их развязок от естест­венного склада и расположения человека. Согласно Эмпедоклу, демоны, то есть души, переселяясь из тела в тело, несут наказание за свои грехи и проступки, они предрешают сами свой путь «преступной клятвой». Судьба не сваливается на человека извне, а развертывается из него самого - идея ранней греческой философии.

Непосредственно с понятиями судьбы и свободы воли у древних славян свя­зано понимание поступка, как ответственного действия, которое должно быть про­изведено с учетом всех возможных взаимосвязей со всеми уровнями бытия. В этом смысле наилучшими должны считаться поступки гармонично взаимосвязанные с законами изменения Мироздания, а, следовательно, с правящей волей высшего на­чала - Верховного божества и богов всех уровней. Благостные, правомерные дея­ния ждала божественная помощь, а неверные - гнев и осуждение и людей, и богов.

О подобном уважении к Высшей Воле И.И.Срезневский писал: «Веря, что божество управляет всем миром, всеми переворотами в мире, на небе и на земле, славянин верил: жизнь его и все, чем он пользуется в жизни, есть дар благости бо­жества, что он должен поступать в своих предначинаниях по божественным зна­мениям, что всякая удача во всяком его деле зависит от помощи божества. Божест­во управляло, по верованиям славян, жизнью каждого человека» . Отсю­да становится ясным смысл, который славяне придавали знамениям и гаданиям.

Любые действия у языческих славян, начиная от обыденно-практических и заканчивая обрядовыми, имели глубокое сакральное значение, так как в большей или меньшей степени были судьбоносными и взаимозависимыми от Мироздания в целом. При этом надо иметь в виду, что осознание важности учета этого взаимо­влияния и уважения высших планов бытия обычно проявлялось в форме почита­ния, поклонения, комплекса обрядов и культов, магических действий и заговоров и, вообще, придания всему священного значения. Взаимозависимость уровней бы­тия, при представлении о взаимосвязанном соотношении судьбы и свободы воли, позволяет посредством гадания выявлять ключевые моменты судьбы, которые и ограничивают абсолютное проявление свободы воли, будучи в то же самое время ее преобразованной формой.

Судьба и свобода воли людей, в понимании древних славян, находились в тесной связи. Судьба не была жестко задана человеку, ее предписания имели предрасполагающее воздействие. Каждый обладал возможностью некоторого управле­ния своей судьбой посредством волевого и целенаправленного поступка-выбора в процессе самой жизни. Осознание и сопоставление взаимосвязи своего жизненно­го пути с культивируемыми в обществе идеалами и божественными предписания­ми осуществлялось через систему обрядовых действий. Воззрения языческих сла­вян на человеческую жизнь носили особый отличительный свободолюбивый ха­рактер и были проникнуты верой в силы и могущество людей.

/Приводится по изданию: Осипова О.С. «Славянское языческое миропонимание. (Философское исследование)». М., 2000/

Срезневский И.И. «О языческих верованиях древних славян в бессмертие души». СПб., 1847.

Loading...Loading...