Высший церковный совет русской православной церкви. Высший церковный совет

Русская православная церковь запретила в служении скандального протоиерея Владимира Головина из города Болгар. Теперь ему возбраняется читать проповеди, проводить встречи с паломниками и совершать еретические обряды. Во всей этой истории удивительно одно: почему так долго деятельность Головина оставалась без внимания священноначалия? Псевдостарец долгие годы действовал от имени православной церкви, умудрился привлечь к своей персоне множество сторонников..

Фекальная тематика

Главное место в своих проповедях протоиерей Головин любит отводить фекальной тематике и походам в туалет. Его очень волнуют эти стороны человеческого бытия. С особым удовольствием он начинает рассуждать на эти темы, когда удаётся собрать вокруг себя молодёжь.

«Духовный учитель» позволяет себе при детях смаковать туалетные подробности из земной жизни Спасителя, монахов называть «уродами», обсуждать женское нижнее белье, повествовать о подробностях собственной сексуальной жизни. Кроме того, батюшка открыто призывает прихожан смотреть порнофильмы.

Среди адептов Головина - актёр Антон Макарский и его супруга Виктория. Священник изобрёл так называемую соборную молитву по соглашению. Совершается она за определенную плату, причём за дополнительные капиталовложения обещается «усиление молитвы» в известных храмах и монастырях. А если нет денег - тогда, как говорится, нет любви. Никто не помолится.

Община «Спасская»

Головин решил открыть в себе мистические способности к исцелению. Паломники могут принять участие в его личном чине «духовного лечения». Для этого нужно приобрести специальную рубаху с дырками за 350 рублей, свечу за 50 рублей и заплатить за молебен 300 рублей. Итого - 700 рублей.

Священник накладывает руки на каждого адепта в нелепой рубахе и что-то бормочет. Так как священноначалие упорно не замечало деятельности Головина, он решил не останавливаться на достигнутом.

В пригороде Болгар отец Владимир построил себе скит и общину «Спасская». Как подчёркивает сам Головин, в скиту и общине будут жить те, «кто хочет жить действительно по-православному». Чтобы привлечь как можно больше людей, Головин публикует в интернете видеоролики с «проповедями».

Протоиерею долгое время не давали покоя древнеегипетские фараоны. Ведь когда они ещё были живы, многочисленные рабы строили для них величественные пирамиды-усыпальницы. Видимо, поэтому рядом со скитом вскоре появилась часовня Воскресения Господня. В нижней части часовни построена гробница персонально для отца Владимира. В интернете есть несколько фото с Головиным, который щеголяет рядом с будущей усыпальницей в подряснике леопардовой расцветки. Отдельные вопросы возникают к дизайнерам подрясника.

Конец прекрасной эпохи

Впервые широкая общественность узнала о выходках болгарского протоиерея в начале 2018 года. Протоиерей Александр Новопашин, относящийся к той же епархии, что и Головин, выступил с докладом на православных Рождественских образовательных чтениях в Москве. Тогда он рассказал всем собравшимся о нетрадиционном богословии отца Владимира.

То ли Головин мог хорошо делиться выручкой с начальством, то ли ещё по каким-то причинам, но реакция на обвинения в адрес Головина последовала не сразу. Лишь в конце марта была назначена богословская комиссия по расследованию скандальной деятельности протоиерея. Её учреждению предшествовали многочисленные статьи и публикации передовых сектоведов, призывавших немедленно разобраться с еретиком.

Наконец, 24 августа Головину сделали последнее китайское предупреждение. Штатному клирику Чистопольской епархии предписывалось к 1 сентября удалить все свои ролики с так называемыми проповедями. Помимо прочего, протоиерею приказали удалить несколько сайтов и пабликов и изменить информацию на сайте его прихода, отказаться от сомнительных обрядов.

Еретики не сдаются

В ответ Головин 31 августа обнародовал видео на своём YouTube-канале. Он обвинил патриархию в запугивании. И якобы он четыре года просился на покой, но всем так нравился, что его не отпускали. Протоиерей настаивает, что у него последователи по всему миру. На протяжении нескольких часов псевдостарец отстаивал свою правоту. Он также уличил всех обвинителей во лжи.

Головин даже пригрозил РПЦ расколом, если она не отступится. Однако ответственность возложил опять-таки на оппонентов. Всех несогласных, то есть, священноначалие, он сравнил с профессиональными киллерами и выставил себя затравленной жертвой. С особым удовольствием батюшка попытался выставить себя мучеником.

Реакция Церкви не заставила себя долго ждать. Протоиерей запрещён в служении с 3 сентября. Правда, сроком всего на три месяца. Ему по-прежнему оставляют возможность раскаяться и встать на путь истинный. Но Головин предпочитает развлекаться с адептами в новом скиту и готовиться к захоронению в собственной гробнице. Едва ли он откажется от своих идей и власти. Бог Кузя ведь не отказался.

25 апреля 2016 года , в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; столичное духовенство.

За богослужением молились настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по делам по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова).

Богослужебные песнопения исполнил хор Богородице-Рождественского монастыря, регент - монахиня Сергия (Инютина).

На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской городской епархии и ставропигиальных монастырей к празднику Святой Пасхи 2016 года были удостоены богослужебно-иерархических наград:

возведения в сан архимандрита

игумен Алексий (Вылажанин), настоятель храма апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;

игумен Владимир (Милованов), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь;

права ношения митры

протоиерей Михаил Пшеничный, клирик Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга;

возведения в сан протоиерея

иерей Георгий Агеев, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Сабурове г. Москвы;

иерей Александр Амелин, настоятель храма Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в с. Язвище Волоколамского района Московской области;

иерей Андрей Бондаренко, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове г. Москвы;

иерей Александр Елисеев, клирик храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы;

иерей Виктор Заподобников, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москвы;

иерей Михаил Исаев, клирик храма вмч. Димитрия Солунского в с. Дмитровское Красногорского района Московской области;

иерей Игорь Киреев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях г. Москвы;

иерей Александр Ковтун, настоятель храма вмц. Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане г. Москвы;

иерей Александр Кочубеев, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москвы;

иерей Илия Кочуров, настоятель храма свт. Спиридона Тримифунтского в Фили-Давыдкове г. Москвы;

иерей Владимир Купарев, клирик храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы;

иерей Алексий Миндров, клирик храма вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе г. Москвы;

иерей Анатолий Нагорный, клирик храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы;

иерей Марк Соукуп, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы;

иерей Анатолий Стрельников, клирик храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове г. Москвы;

иерей Александр Фильчаков, клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосине г. Москвы;

иерей Владимир Шевко, клирик храма апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;

иерей Алексий Шумак, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине г. Москвы;

иерей Александр Севостьянов, клирик Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга;

иерей Сергий Петряшов, клирик Успенского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в г. Санкт-Петербург;

иерей Сергий Рождественский, клирик храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы;

иерей Виктор Соловей, настоятель Патриаршего подворья при храме Покрова Божией Матери на Николо-Архангельском кладбище;

возведения в сан протодиакона

диакон Валерий Рублев, клирик храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы;

диакон Алексий Степанов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине г. Москвы;

диакон Николай Султан, клирик храма апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;

диакон Сергий Терехин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе г. Москвы.

Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Комаров, клирик храмов Богородице-Рождественского женского монастыря.
По окончании Литургии игумения Викторина (Перминова) приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству митру.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

"Ваши Высокопреосвященства! Досточтимая матушка Викторина! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с Великим Понедельником - первым днем Страстной седмицы. Господь вошел в Иерусалим, сидя на молодом осле, со смирением, исполненным понимания того, что ожидает Его в этом святом граде. Проповеди Спасителя, Его беседы с учениками в последнюю неделю Его земной жизни отличаются особой силой и убедительностью. Вот и сегодня мы слышали повествование о том, как Господь пророчествует о конце истории и о Своем Втором великом и страшном пришествии (Мф. 24:3-35).

Тема Второго пришествия очень волнует людей. Многие склонны задаваться вопрос, когда же это произойдет. Многие признаки, о которых Господь говорил в прочитанном сегодня отрывке из Евангелия, казалось бы, налицо. Когда же все это случится? Но Господь сокрыл от нас время и час Своего Второго пришествия. Более того, в сегодняшнем слове, обращенном к апостолам, Он помогает каждому, кто вдумчиво относится к евангельскому тексту, понять, как следует относиться к теме Его пришествия.

Господь говорит о двух вещах. Он говорит о Втором пришествии, конце истории и говорит о разрушении Иерусалима, но не отделяет одно от другого, что привело в свое время поверхностных критиков Евангелия к неверному, кощунственному заключению, что, мол, пророчества Христа не оправдались и тогдашнее поколение не стало свидетелем Его второго Пришествия. Это злонамеренное толкование, рассчитанное на тех, кто не знает или не вдумывается в евангельские слова. На самом деле, Господь в первую очередь говорит о разрушении Иерусалима. Он пророчествует об этом, потому что разрушение произошло гораздо позже, чем завершилась Его земная жизнь. Это разрушение было символическим разрушением ветхого иудейского мира. Римляне уничтожили Иерусалим, перепахали землю, вычеркнули из памяти людей само название, заменив его на латинское «Элия Капитолина», и, казалось бы, вся ветхозаветная история закончилась ничем…

Может быть, так бы и произошло, если бы в мир буквально накануне этих событий - ведь что такое несколько десятков лет? - не пришел Господь Спаситель. И когда Он говорил, что сказанное увидят своими глазами те, кто стоял и слушал Его, Он говорил правду, потому что именно Его поколению и надлежало пройти через страшную трагедию разрушения святого града.

Почему же Господь соединяет эти два повествования, не делая никакой границы, будто бы речь идет об одном и том же событии? Да потому что в жизни человеческой, в жизни каждого человека будет событие, равное кончине истории - это его собственная кончина. Мы напрягаем ум и пытаемся увидеть знаки времени, размышляя о конце истории, о Втором пришествии, даже не задумываясь, что наш собственный конец света может наступить в любой момент и наверняка раньше конца всеобщей человеческой истории.

Господь, говоря о разрушении Иерусалима, свидетелями чему стали многие из слушавших, вплетает это повествование в эсхатологическую перспективу, в перспективу завершения всей человеческой истории. Как древним иерусалимлянам, многие из которых погибли во время нашествия римлян, надо было особо готовиться к этим событиям, поскольку для них они стали концом света, так и нам, способным понять смысл сегодняшнего евангельского чтения, нужно помнить, что наш собственный конец света не за горами. Господь сказал: «многие увидят то, о чем Я говорю», и это может смело повторить каждый проповедник слова Божия. Скоро - раньше или позже, но перед лицом истории скоро - каждый увидит свой собственный конец света, и потому наше внимание должно быть заострено не столько на эсхатологическом событии, сколько на нашем личном и, наверное, самом важном событии, завершающем наше земное бытие. А если так, то какой же важностью наполнены все слова, которые Господь обратил и обращает к нам! Именно от исполнения этих слов в нашей жизни зависит, будет ли наша кончина благой и светлой, встретим ли мы Господа на воздусе (см. 1 Фес. 4:17), или будем повержены в место скорби и печали, где царствует зло.

Нет человека, который бы жил и не согрешил, кроме Христа Спасителя. Даже святые угодники - прославленные мученики, преподобные отцы - не избежали греха. Но нам дается великая возможность, преображающая всю нашу жизнь, - грехи, которые мы совершаем, не соделать грехами смертными, убивающими нашу душу, а значит, всякую надежду на вечную жизнь с Богом. И потому годы, которыми Господь наделил каждого из нас, мы должны прожить таким образом, чтобы в надежде на милость и человеколюбие Божие встретить этот самый важный день нашей жизни, когда мы будем переступать границу земного бытия и входить в вечность.

Неслучайно Господь именно эти пронзительные слова произнес в начале Своего пребывания в Иерусалиме, перед Своими страданиями, потому что ради великой надежды каждого на спасение и принял Господь крестные страдания и воскрес из мертвых, - чтобы всех нас через прощение грехов привести в Свое Божественное и вечное Царство. Аминь".

В дар всем насельницам обители Святейший Владыка передал Евангелия для келейного чтения.

Затем состоялась краткая беседа Его Святейшества с награжденными клириками. «Хотел бы каждого из вас поздравить с получением наград и еще раз сказать, что служение, которое вы совершаете, имеет огромное значение не только для вас лично, для ваших родных и близких, не только для вашего прихода, но и для жизни всего нашего народа. Потому что сегодня ни много ни мало решается самый важный вопрос: куда пойдет Россия, куда пойдет наш народ, что будет происходить в умах и сердцах. И ответственность за это мы с вами несем пред Богом, перед своей совестью. Поэтому я всех вас призываю, не щадя живота своего, жертвенно нести такое служение, которое будет содействовать преображению всего нашего народа», - призвал Святейший Патриарх.
От лица награжденных к Предстоятелю Русской Церкви со словами благодарности обратился протоиерей Андрей Бондаренко, сотрудник Патриаршего протокола, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа в Перове г. Москвы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Фото О. Варов, В. Ходаков.

По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия председатель отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии протоиерей Сергий Резухин и клирик храма в честь великомученика Димитрия Солунского иерей Александр Елисеев приняли участие в открытии курсов по обучению основам русского жестового языка для священнослужителей в Курской Коренной Рождество-Богородичной Пустыни.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 29 июня в Коренной пустыни образовательные курсы открылись молебным пением перед началом доброго дела. На молебне перед особо чтимым образом Божией Матери «Знамение» присутствовали члены общины глухих и слабослышащих в честь святых благоверных князей Петра и Февронии при Знаменском кафедральном соборе.

По статистике в России проживают более 300 000 слабослышащих и глухих, многие из которых причисляют себя к православной конфессии. Основная задача курсов – обучить священников жестовому языку для миссионерской и просветительской работы среди глухих и слабослышащих людей.

Организаторами обучения являются Курское региональное отделение Всероссийского общества глухих и Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви при содействии Курской епархии.

Обучение в Коренной пустыни пройдут представители 15 регионов России, среди которых и священник Тульской епархии – клирик храма в честь великомученика Димитрия Солунского, иерей Александр Елисеев.

Занятия проводят преподаватель русского жестового языка и директор Учебно-методического центра ВОГ Людмила Осокина и руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вероника Леонтьева.

Председатель епархиального отдела по благотворительности и социальному служению протоиерей Сергий Резухин подчеркнул значение открытия подобных курсов: «В Тульской области, впрочем, как и по всей стране, ежегодно увеличивается число людей, страдающих недугом потери слуха и речи.

В нашем городе существует «Тульская областная специальная коррекционная школа-интернат I и II вида для глухих и слабослышащих детей» (ул. Бундурина, 56).Педагоги и их воспитанники на протяжении последних 10 лет стали постоянными гостями благотворительного отдела. В отделе есть координатор по данному направлению – сестра милосердия Тульского сестричества во имя святых жен-мироносиц при Всехсвятском кафедральном соборе, педагог дополнительного образования Светлана Германовна Мещерская. Неотъемлемой частью творческих встреч является духовно-просветительская работа. Подобное неформальное общение содействует социальной адаптации и реабилитации лиц с нарушениями слуха.

Наши многолетние практические занятия по арт-терапии являются хоть и небольшим, но ценным вкладом в нелегкий процесс обобщения разнопланового опыта воцерковления людей с ограниченными возможностями, желающих прийти ко Христу.

Благотворительный отдел ежегодно выделяет автобус для паломнических поездок глухих и слабослышащих детей и сопровождающих их лиц. Маршруты паломничества самые разные – святыни Тульской, Калужской епархий, поездки в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Симоновом монастыре в Москве, где с 1991 года осуществляется духовное окормление слабослышащих людей.

В рамках празднования 700-летия Игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского, наши слабослышащие паломники побывали в Троице-Сергиевой Лавре, на языке жестов смогли пообщаться с иеромонахом Феофилактом (Кирилловым), насельником Лавры и настоятелем храма Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому при детском доме слепоглухих города Сергиев Посад.

Проблемы со здоровьем не должны являться препятствием для воцерковления и духовного роста человека. Глухонемые дети регулярно приходят во Всехсвятский кафедральный собор на молебны, но, к сожалению, в нашей епархии не было священника, владеющего жестовым языком. Поэтому возможность обучения, предоставленную Синодальным отделом, безусловно, нужно использовать.

В настоящий момент занятия на курсах продолжаются. Клирик Тульской епархии, иерей Александр Елисеев, последовавший велению своего сердца и изъявивший личное желание заниматься духовным окормлением слабослышащих и глухих, по завершении обучения получит соответствующий сертификат и займется, с благословения митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, распространением полученного опыта в Тульской епархии. Будем ждать возвращения отца Александра!»

Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению

  • Определение «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» было вынесено Собором 7 дек. 1917 г. после дискуссии по докладу соборного Отдела высшего церковного управления, зачитанному на пленарном заседании проф. И. И. Соколовым. Согласно этому определению, «управление церковными делами принадлежит Всероссийскому Патриарху совместно со Священным Синодом и Высшим Церковным Советом». В соответствии с определением Собора «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления» к компетенции Свящ. Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, к ведению ВЦС - церковно-общественного (адм., хозяйственные, финансовые, школьно-просветительные). Члены Синода и ВЦС входили в состав действовавших при высшем церковном управлении административного и финансово-хозяйственного отделов, а также миссионерского совета.

    В области церковной администрации на ВЦС было, в частности, возложено установление штатов центральных и епархиальных церковных учреждений, назначение на должности в подведомственных учреждениях мирян, командирование за границу лиц по церковным поручениям. По части церковного хозяйства ведению ВЦС подлежали дела, касающиеся управления общецерковным имуществом, постройка и ремонт храмов, пенсионное обеспечение духовенства и лиц, служащих в церковных учреждениях, церковная благотворительность. На ВЦС возлагалось также рассмотрение административно-хозяйственных вопросов, связанных с деятельностью духовных академий, Учебного комитета, Училищного совета, Издательского совета, синодальных типографий и синодального архива. В компетенцию ВЦС входило рассмотрение епархиальных отчетов, проведение ревизий, составление заключений по вопросам юридического характера. Особо важные вопросы, такие как защита прав и привилегий Церкви, открытие новых епархий, духовных школ, подготовка к предстоящему Собору, а также утверждение сметы расходов и доходов церковных учреждений, решались «соединенным присутствием» Свящ. Синода и ВЦС.

    В состав ВЦС, возглавляемого, как и Свящ. Синод, Святейшим Патриархом, входило в соответствии с определением Собора «О Священном Синоде и Высшем Церковном Совете» 15 членов, в т. ч. 3 архиерея из состава Свящ. Синода, к-рые делегировались самим Синодом, а также по избранию Поместного Собора на 3-летний межсоборный срок 1 монах из монастырских иноков, 5 клириков из белого духовенства и 6 мирян. В ВЦС из числа клириков могли быть избраны пресвитеры, диаконы и псаломщики, а также лица, не участвовавшие в Соборе, в случае их согласия. Вместе с членами ВЦС избирались также в равном числе заместители, к-рые должны были в межсоборный период заменять не имеющих возможности участвовать в заседаниях или выбывших членов ВЦС в порядке очереди, определяющейся количеством голосов, поданных на Соборе при избрании заместителей членов ВЦС. При этом выбывшими признавались (помимо скончавшихся) также те члены ВЦС, к-рые больше месяца не посещали заседаний без уважительной причины.

    Дела в ВЦС решались общим согласием или большинством голосов, при этом в случае равенства голосов голос председателя давал перевес. В соответствии с соборным определением никто из присутствовавших не мог отказаться от голосования. В определении Собора содержалось положение о том, что если Патриарх признает, что принятое решение не принесет пользы и блага Церкви, то он может заявить протест на том же заседании, затем его необходимо изложить в письменном виде и передать в 3-дневный срок. По истечении 7 дней со времени подачи протеста дело вновь должно было рассматриваться ВЦС. Если Патриарх не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то оно приостанавливается и передается на рассмотрение ближайшего Поместного Собора либо Патриарх действует по своему усмотрению. Но принятое им т. о. решение выносится на рассмотрение очередного или чрезвычайного Поместного Собора, от к-рого и зависит окончательное разрешение вопроса. При этом такое право предоставлено было исключительно Патриарху, но не замещающим его по тем или иным обстоятельствам иерархам в качестве председательствующих на заседаниях ВЦС.

    Избрание членов ВЦС состоялось 8 дек. 1917 г. Выдвинуто было 77 кандидатов из белого духовенства, 17 из числа монашествующих и 104 мирянина. Членами ВЦС Собор избрал от монашествующих архим. Виссариона, получившего 220 голосов; от клириков из белого духовенства - протопресвитеров Георгия Шавельского (204 голоса) и Николая Любимова (170 голосов), протоиереев Александра Санковского (216 голосов), Алексия Станиславского (199 голосов), псаломщика Александра Куляшева (170 голосов); от мирян - профессоров С. Н. Булгакова (210 голосов), И. М. Громогласова (169 голосов) и П. Д. Лапина (152 голоса), кн. Е. Н. Трубецкого (156 голосов), А. В. Карташёва (173 голоса) и С. М. Раевского (161 голос). Заместителями членов ВЦС были избраны архим. Алексий (Житецкий), протоиереи Петр Миртов , Павел Лахостский , Павел Соколов, Константин Агеев и свящ. Сергий Верховский, профессора П. П. Кудрявцев , И. И. Соколов , Л. И. Писарев , кн. Г. Н. Трубецкой , П. И. Астров. В соответствии с соборным определением 3 члена ВЦС из числа архиереев не избирались Собором, а делегировались Свящ. Синодом из собственного состава.

    В последние годы заседания ВЦС проводились нерегулярно и далеко не в полном составе ввиду обстоятельств, вызванных гражданской войной и гонениями на Церковь. Заседания Синода, а также «соединенные присутствия» органов Высшего церковного управления под председательством Патриарха проходили в основном в патриаршей резиденции на Троицком подворье. ВЦС проводил заседания в епархиальном доме, где также размещалась канцелярия Высшего церковного управления. За годы гражданской войны большинство членов ВЦС выбыло по разным причинам. Так, на совместном заседании Свящ. Синода и ВЦС, состоявшемся 20 нояб. 1920 г. под председательством Святейшего Патриарха свт. Тихона , когда принято было исключительно важное постановление о самоуправлении епархий при невозможности поддерживать связь с каноническим центром или в случае прекращения деятельности Высшего церковного управления, ВЦС представлен был помимо председателя и делегированных Синодом епископов митр. Владимирского Сергия (Страгородского) , митр. Крутицкого Евсевия (Никольского) и архиеп. Гродненского Михаила (Ермакова) лишь 3 членами: протопресв. Н. Любимовым, прот. А. Станиславским и А. Куляшевым.

    В 1921 г. в связи с истечением межсоборного срока утрачены были полномочия членов ВЦС, избранных на 3 года, равно как и членов Свящ. Синода, большинство к-рых выбыло уже ранее этого срока. Свт. Тихон, однако, и после этого созывал заседания Свящ. Синода и ВЦС, в к-рых участвовало лишь меньшинство членов этих органов Высшего церковного управления. После ареста свт. Тихона 9 мая 1922 г. ВЦС не созывался.

    Попытка возобновить деятельность ВЦС была предпринята в 1924 г. в связи с переговорами с одним из обновленческих лидеров Владимиром Красницким о преодолении раскола. Красницкий приехал в Москву из Петрограда в марте 1924 г. и в течение 6 недель вел переговоры с Патриархом свт. Тихоном и его ближайшими помощниками. 19 мая по окончании переговоров он подал заявление на имя Патриарха с просьбой о принятии его вместе с «собратьями» в молитвенно-каноническое общение и о благословении «потрудиться на восстановление церковного мира и по подготовке очередного Поместного Собора» (цит. по: Шишкин А . А . Сущность и крит. оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970. С. 254).

    21 мая Святейший Патриарх Тихон и Временный Патриарший Синод вынесли постановление об образовании на срок впредь до созыва очередного Поместного Собора нового, расширенного Синода и ВЦС, в к-рый наряду со священнослужителями и с мирянами, оставшимися верными Патриарху, вводятся и готовые принести покаяние деятели «Живой церкви» во главе с Красницким. Этим указом членами ВЦС были назначены митрополиты Уральский Тихон (Оболенский) , Тверской Серафим (Александров) , Крутицкий Петр (Полянский) , «протопресвитер» Владимир Красницкий, протоиереи Александр Смирнов, Иоанн Артоболевский, Василий Виноградов, Димитрий Боголюбов, Николай Братановский, Вячеслав Немов, Василий Архангельский, архим. Анемподист (Алексеев), миряне Александр Рахманов и Василий Белоликов. Достигнута была и договоренность о созыве Собора с участием обновленцев из числа сторонников Красницкого. 29 мая 1924 г. появилось воззвание о подготовке 2-го Поместного Собора и об организации епархиальных советов с участием раскаявшихся обновленцев.

    Во время переговоров Красницкий требовал сохранить за ним звание «протопресвитера», полученное в расколе, и предоставить ему должность зам. председателя ВЦС. Поведение Красницкого вызвало возмущение у сотрудников Патриарха. Еп. Венедикт (Плотников) , управляющий Петроградской епархией, заявил, что он категорически отказывается принять в общение Красницкого. Митр. Казанский и Свияжский сщмч. Кирилл (Смирнов) , вернувшийся в Москву из ссылки, в беседе с Патриархом не одобрил достигнутой договоренности. После этого позиция патриаршего Синода на продолжавшихся переговорах с Красницким стала более жесткой: ему отказали в должности зам. председателя ВЦС и поставили главным условием воссоединения и созыва Собора публичное покаяние и переосвящение обновленческих храмов. Для Красницкого это требование оказалось неприемлемым, и переговоры прекратились. В интервью корреспонденту «Известий» Патриарх объяснил прекращение переговоров об образовании ВЦС отсутствием помещения для работы, а несколько ранее (1 июля) он распорядился прекратить деятельность Синода расширенного состава ввиду отсутствия гражданской регистрации этого органа. Резолюцией, положенной 9 июля 1924 г. на адресе елисаветградского духовенства Патриарху, он объявил ранее изданный акт об образовании Синода и ВЦС недействительным. С тех пор ВЦС в РПЦ никогда более не образовывался.

    Ист.: Деяния Второго всезарубежного Собора. Белград, 1939; Евлогий (Георгиевский), митр . Путь моей жизни. П., 1947. М., 1994п; Вениамин (Федченков), митр . На рубеже двух эпох. М., 1994; Акты свт. Тихона. С. 91-93, 101-102, 103, 109, 111, 115, 116, 118, 125, 127, 129, 158, 165, 169, 177, 192, 193, 215, 318, 325; Собор, 1918. Деяния. Т. 5. С. 3-5, 60-115, 117-124, 295-304, 325-334, 360-367, 370-374; Там же. Определения. С. 7-11, 13-16.

    Лит.: Троицкий С . В . О неправде карловацкого раскола. П., 1960; Johannes Chrysostomus (Blaschkewitz), hierom . Kirchengeschichte Russlands der neuesten Zeit. Münch., 1965-1968. 3 Bde; Стратонов И . А . Рус. церк. смута (1921-1931) // Из истории Христ. Церкви на родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 29-172. (МИЦ; 5); Цыпин В ., прот . Рус. Церковь (1917-1925). М., 1996

    Прот. Владислав Цыпин

    Loading...Loading...