Явление ангела во сне иосифу. Бегство в Египет и избиение младенцев

Евангелие от Матфея. Мф. Глава 1 Родословие Иисуса Христа от Иосифа до Авраама. Иосиф, поначалу, не пожелал жить с Марией из-за её неожиданной беременности, но послушался Ангела. У них родился Иисус. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 2 Волхвы увидели на небе звезду рождения царского сына, и пришли поздравить Ирода. Но, их отправили в Вифлеем, где они подарили золото, ладан, масло Иисусу. Ирод убил младенцев, а Иисус спасся в Египте. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 3 К омовению Иоанн Креститель не допускает фарисеев, т.к. для покаяния важны дела, а не слова. Иисус просит Его крестить, Иоанн, поначалу, отказывается. Иисус Сам будет крестить огнём и Духом Святым. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 4 Дьявол искушает Иисуса в пустыне: сделать хлеб из камня, спрыгнуть с крыши, поклониться за деньги. Иисус отказался, и начал проповедовать, призывать первых апостолов, исцелять больных. Стал известным. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 5 Нагорная проповедь: 9 заповедей блаженств, вы - соль земли, свет мира. Закон не нарушать. Не гневаться, мириться, не соблазняться, не разводиться, не клясться, не драться, помогать, любить врагов. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 6 Нагорная проповедь: о тайной милостыне и молитве Отче наш. О посте и всепрощении. Истинное сокровище на Небе. Око - светильник. Или Бог, или богатство. Бог знает о нужде в пище и одежде. Ищите правду. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 7 Нагорная проповедь: вынуть бревно из глаза, не метать бисер. Ищите, и обретёте. Делайте другим, как себе. Дерево хорошо плодами, и люди по делам войдут на Небо. Стройте дом на камне - учил с властью. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 8 Исцеления прокажённого, тёщи Петра. Вера военного. Иисусу негде спать. Путь мёртвые хоронят себя. Ветер и море повинуются Иисусу. Исцеление одержимых. Свиньи утопли от бесов, и животноводы недовольны. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 9 Парализованному легче приказать ходить или же простить грехи? Иисус закусывает с грешниками, посты - потом. О таре для вина, ремонте одежды. Воскрешение девицы. Исцеление кровоточивой, слепых, немого. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 10 Иисус посылает 12 апостолов проповедовать и исцелять даром, за еду и ночлег. Вас будут судить, Иисуса называть дьяволом. Терпением спасайтесь. Ходите везде. Тайн нет. Бог за вами проследит и наградит. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 11 Иоанн спрашивает про Мессию. Иисус хвалит Иоанна, что он больше пророка, но меньший у Бога. Небеса достигаются усилием. Есть или не есть? Укор городам. Бог открыт младенцам и трудящимся. Лёгкое бремя. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 12 Бог хочет милости и добра, не жертвы. Можно лечить и в субботу - это не от дьявола. Духа не хулите, от слов оправдание. Добро от сердца. Знамение Ионы. Упование народов на Иисуса, Ему мать - ученики. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 13 О сеятеле: люди урожайны как зерно. Притчи проще понимать. Сорняки от пшеницы отделят позже. Царство Небесное растёт как зерно, поднимается как закваска, выгодно, как клад и жемчуг, как сеть с рыбой. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 14 Ирод отрубил голову Иоанну Крестителю по просьбе жены и дочери. Иисус исцелил больных и накормил 5000 голодных пятью хлебами и двумя рыбами. Ночью Иисус пошёл к лодке по воде, и Пётр так же захотел. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 15 Ученики рук не моют, а фарисеи за словами не следят, тем оскверняются - слепые проводники. Плох дар Богу, вместо дара родителям. Псы едят крохи - исцели дочь. Лечил и 4000 накормил 7 хлебами и рыбой. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 16 Розовый закат знаменует ясную погоду. Избегайте лукавства фарисейского. Иисус - Христос, убьют и воскреснет. Церковь на Петре-камне. Следуя за Христом до смерти - спасёте душу, вам воздастся по делам. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 17 Преображение Иисуса. Иоанн Креститель - как пророк Илия. Бесы изгоняются молитвой и постом, исцеление отрока. Нужно верить. Иисуса убьют, но воскреснет. Подати берут с чужих, но проще внести на Храм. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 18 Умалившийся как дитя больший на Небесах. Горе соблазняющему, лучше быть без руки, ноги и глаза. Нет воли Бога погибнуть. Прощай послушного 7х70 раз. Иисус среди двоих просящих. Притча о злом должнике. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 19 Разводиться лишь при измене, т.к. одна плоть. Не жениться не удастся. Пусть дети приходят. Благ один Бог. Праведный - раздай имение. Богатому сложно идти к Богу. Последовавшие за Иисусом сядут судить. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 20 Притча: работали по разному, а заплатили одинаково из-за премиальных. Иисуса распнут, но воскреснет, и кто сядет по бокам зависит от Бога. Не господствуйте, а служите, как Иисус. Исцеление 2-х слепых. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 21 Въезд в Иерусалим, осанна Иисусу. Изгнание торговцев из Храма. Говорите с верой. Крещение Иоанна с Небес? Исполняют не на словах, а на деле. Притча о наказании злых виноградарей. Главный камень Бога. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 22 В Царство Небесное, как и на свадьбу, нарядись, не опаздывай, и веди себя достойно. Кесарь чеканил монеты - верните часть, а Богу - Божие. На Небе ЗАГСа нет. Бог среди живых. Возлюби Бога и ближнего. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 23 Делайте, что велят начальники, но пример с них-лицемеров не берите. Вы - братья, не возноситесь. Храм дороже золота. Суд, милость, вера. Внешне красиво, а внутри плохо. На иерусалимцах кровь пророков. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 24 Когда конец света не ясно, но поймёте: солнце затмится, знамения по небу, есть Евангелие. До того: войны, разруха, голод, болезни, самозванцы. Готовьтесь, прячьтесь и спасётесь. Делайте всё как нужно. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 25 5 умных дев успели на свадьбу, а другие нет. Хитрого раба наказали за 0 дохода, а прибыльных - повысили. Царь накажет козлов, и наградит овец-праведников за добрые догадки: кормили, одевали, навещали. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 26 Ценное масло для Иисуса, нищие подождут. Иуда нанялся предать. Тайная Вечеря, Тело и Кровь. Богомолье на горе. Иуда целует, арест Иисуса. Пётр дрался ножом, но отрёкся. Иисуса осудили за богохульство. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 27 Иуда раскаялся, поругался и повесился. На суде Пилату сомнительно распятие Иисуса, но народ взял на себя вину: Царь Иудейский. Знамения и смерть Иисуса. Похороны в пещере, вход под охраной, опечатан. Евангелие от Матфея. Мф. Глава 28 В воскресенье сверкающий Ангел напугал охрану, открыл пещеру, сказал женщинам, что Иисус воскрес из мёртвых, скоро явится. Стражу подучили: вы уснули, тело украли. Иисус велел учить и крестить народы.

Когда он находил­ся в таком затрудни­тель­ном положении, являет­ся ангел и разрешает все недо­умения. Здесь достойно исследования то, почему ангел не пришел прежде, пока муж не имел еще таких мыслей, но приходит тогда, когда он уже помыслил. «Но когда он помыслил это », говорит евангелист, ангел приходит; между тем Деве благовествует еще до зачатия, – что опять приводит к новому недо­умению. Если Иосифу не сказал ангел, то почему умолчала Дева, слышав­шая от ангела, и видя жениха своего в смущении, не разрешила его недо­умения? Итак, почему ангел не сказал Иосифу прежде его смущения? Прежде надобно разрешить первый вопрос. Почему же не сказал? Чтобы Иосиф не обнаружил неверия, и с ним не случилось того же, что с Захариею. Не трудно поверить делу, когда оно уже пред глазами; а когда нет и начала его, тогда слова не так легко могут быть приняты. Потому-то ангел и не сказал сначала; по той же причине молчала и Дева. Она думала, что не уверит жениха, сообщив о необыкновен­ном деле, а напротив огорчит его, подав мысль, что прикрывает сделан­ное преступление. Если сама Она, слыша о даруемой Ей такой благодати, судит по человечески: и говорит: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34) , – то гораздо более усомнил­ся бы Иосиф, особен­но слыша это от подозреваемой жены.

Вот почему Дева вовсе не говорит Иосифу, а ангел являет­ся, когда потребовали обстоятель­ства. Почему же, скажут, не также поступлено и с Девою, почему и Ей возвещено не после зачатия? Чтобы предохранить Ее от смущения и большего смятения. Не зная дела ясно, Она есте­с­т­вен­но могла бы решиться сделать с собою худое, и, не перенесши стыда, прибегнуть к петле или к мечу. По­истине, Дева была во всем достойна удивления; и евангелист Лука, изо­бражая Ее добродетель, говорит, что, когда услышала приветствие, не вдруг предалась радости и поверила сказан­ному, но смутилась и размышляла: «Что бы это было за приветствие» (Лк. 1:29) ? Будучи таких строгих правил, Дева могла бы от печали лишиться ума, представив стыд и не видя надежды, чтобы кто-нибудь поверил Ее словам, что Ее беремен­ность не следствие прелюбо­деяния. Итак, чтобы этого не случилось, ангел пришел к ней до зачатия. Надобно было, чтобы не знала смущения та, в чью утробу взошел Творец всяческих; чтобы свободна была от всякого смятения душа, удосто­ившаяся быть служи­тель­ницею таких тайн. Вот почему ангел возвещает Деве до зачатия, а Иосифу во время беремен­ности Ее. Многие по простоте и по недоразумению находили разногласие в том, что ев. Лука упоминает о благове­с­т­вовании Марии, а св. Матфей о благове­с­т­вовании Иосифу, не зная, что было то и другое. Тоже самое необходимо наблюдать и во всем пове­с­т­вовании; таким образом мы решим многие кажущиеся разногласия. Итак, ангел приходит к смущен­ному Иосифу. Доселе явления не было как по сказан­ной выше причине, так и для того, чтобы обнаружилось любо­мудрие Иосифа. А когда дело приблизилось к исполнению, ангел, наконец, являет­ся. «Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень » являет­ся Иосифу «во сне ». Примечаешь ли кротость этого мужа? Не только не наказал, но и не сказал никому, даже самой подозреваемой, а размышлял только с собою, и от самой Девы старал­ся скрыть причину смущения. Не сказал евангелист, что Иосиф хотел Ее выгнать, но – отпустить: так он был кроток и скромен! «Но когда он помыслил это », ангел являет­ся во сне. Почему же не наяву, как являет­ся пастырям, Захарии и Деве? Иосиф имел много веры; для него не нужно было такого явления. Для Девы нужно было необыкновен­ное явление прежде события, потому что благовествуемое было весьма важно, важнее, нежели благовествуемое Захарии; а для пастырей нужно было явление, потому что это были люди простые. Иосиф получает откровение по зачатии, когда душа его объята уже была худым подозрением, и вместе готова перейти к благим надеждам, если бы только явил­ся кто-нибудь и указал удобный к тому путь. Для того благовествует­ся после зародив­шегося подозрения, чтобы это самое послужило доказатель­ством сказан­ного ему. О чем никому не говорил, но только помыслил в уме, о том услышать от ангела служило несомнен­ным признаком, что ангел пришел и говорит от Бога, потому что одному Богу свой­с­т­вен­но знать сердечные тайны. Видишь, сколько достигает­ся целей! Обнаруживает­ся любо­мудрие Иосифа; благо­времен­ность сказан­ного помогает ему в вере; самое пове­с­т­вование делает­ся несомнен­ным, так как показывает, что Иосиф был точно в таком положении, в каком следовало быть.

Каким же образом ангел уверяет его? Послушай и подивись мудрости того, что сказано. Пришедши, ангел говорит ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою ». Тотчас приводит ему на память Давида, от которого должен был про­изойти Христос, и не дает оста­ваться ему в смущении, наименованием предков напомнив об обетовании, дан­ном всему роду. Иначе, для чего бы его назы­вать сыном Давидовым? «Не бойся ». В других случаях Бог поступает не так; и когда некто против супруги Авраамовой умышлял, чего не должно, Бог употребил сильнейшие выражения и угрозу, хотя и там причиною было неведение. Фараон взял к себе Сарру по незнанию, однако же, Бог привел его в страх. Но здесь Бог поступает снисходи­тель­нее потому, что совершалось дело весьма важное, и большая была разность между фараоном и Иосифом, почему и не нужно было угроз. Сказав­ши же: «Не бойся », показывает, что Иосиф боял­ся оскорбить Бога, держа в доме подозреваемую в прелюбо­действе, потому что, если бы этого не было, он и не подумал бы Ее отпускать. Итак, из всего открывает­ся, что ангел пришел от Бога, обнаруживая и пересказывая все, о чем Иосиф размышлял, и чем был встревожен ум его. Изрекши же имя Девы, ангел не остановил­ся на этом, но присовокупил: «жену твою », каким именем не назвал бы, если бы Ее девство было растлено. Женою же называет здесь обручен­ную: так обыкновен­но Писание обручен­ных еще до брака называет зятьями. Что же значит: «принять »? Удержать у себя в доме, потому что Иосиф мыслен­но уже отпустил Деву. Эту-то отпущен­ную, говорит ангел, удержи у себя; ее поручает тебе Бог, а не родители. Поручает же ее не для брака, но чтобы жить вместе; вручает, объявляя о том чрез меня. Как Христос после поручил Ее ученику, так ныне поручает­ся Она Иосифу. Потом ангел, намекнув о причине своего явления, умолчал о худом Иосифовом подозрении; а между тем уничтожил его скромнее и благопристойнее, изъяснив причину зачатия и показав, что потому самому, почему Иосиф опасал­ся и хотел Ее отпустить, он должен принять и удержать Ее у себя, и, таким образом, совершен­но освободил его от беспокойства. Она не только чиста от беззакон­ного смешения, говорит ангел, но и зачала во чреве сверхъесте­с­т­вен­ным образом. Потому не только отложи страх, но еще возрадуйся: «Ибо родив­шееся в Ней есть от Духа Святаго ». Стран­ное дело, превосходящее человеческое разумение и превыша­ю­щее законы природы! Чем уверит­ся в сем Иосиф, не слыхав­ший о таковых событиях? Открытием прошедшего, говорит ангел. Для того он и обнаружил все, что про­исходило в уме Иосифовом, чем был он возмущен, чего боял­ся и на что решал­ся, чтобы чрез это уверить и в том. Справедливее же сказать, ангел уверяет Иосифа не только прошедшим, но и будущим. «Родит же , – говорит он, – Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Мф. 1:21) . Хотя родив­шееся есть от Духа Святого, но не думай о себе, что ты устранен от служения при воплощении. Хотя ты не содействуешь к рождению, и Дева пребыла неприкосновен­ною, однако же, что принадлежит отцу, то, не вредя досто­ин­ству девства, предоставляю тебе, то есть, ты дашь имя рождаемому, – ты «наречешь Ему имя» . Хотя Он не твой сын, но ты будь Ему вместо отца. Итак, начиная с наречения имени, усвояю тебя рождаемому. Потом, чтобы кто-либо отсюда не заключил, что Иосиф есть отец, послушай, с какою осторожностью говорит ангел далее. «Родит же , – говорит он, – Сына» . Не сказал: родит тебе, но выразил­ся неопределен­но: родит, так как Мария родила не ему, но целой вселен­ной.

Для того и имя принесено ангелом с небес, чтобы показать, что чудно рождаемое, потому что сам Бог свыше посылает имя чрез ангела Иосифу. По­истине, это не просто было имя, но сокровище бесчислен­ных благ. Потому ангел и объясняет его, внушает благие надежды, и тем приводит Иосифа к вере. Мы обыкновен­но склон­нее к благим надеждам, а потому и охотнее им верим. Итак, всем утвердив Иосифа в вере, – и прошедшим, и будущим, и настоящим, и честью, ему оказан­ною, – ангел, кстати, приводит слова пророка, который все то подтверждает. Но, не приведя еще слов его, возвещает о благах, какие чрез рожден­ного дарованы будут миру. Какие же это блага? Освобождение от грехов, и уничтожение их. «Он , – говорит ангел, – спасет людей Сво­их от грехов их» . И здесь возвещает­ся нечто чудное; благовествует­ся освобождение не от чув­с­т­вен­ных браней, не от варваров, но – что гораздо важнее – освобождение от грехов, от которых прежде никто не мог освобождать. Для чего же, спросят, сказал: «Людей Сво­их» , а не присовокупил – и язычников? Чтобы не изумить вдруг слушателя. Разумному слушателю он дал разуметь и о язычниках, потому что люди Его, суть не одни иудеи, но и все приходящие и приемлющие от Него познание. Смотри же, как открыл нам и досто­ин­ство Его, назвав­ши иудейский народ людьми Его. Этим ангел показывает то имен­но, что рожда­ю­щийся есть Сын Божий, и что он говорит о горнем Царе, так как, кроме этого единого Существа, никакая другая сила не может отпускать грехи. Итак, получив таковой дар, примем все меры, чтобы не поругать столь великого благодеяния. Если наши грехи достойны были наказания и прежде такой чести, то тем более достойны после такого неизречен­ного благодеяния.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго

Когда же святой Иосиф, не знающий до сих пор о великом таинстве, захотел тайно отпустить Марию, ему явился ангел с увещеванием, говоря: . Зная о небесном таинстве, святой Иосиф возвращается, чтобы не думать дурного о девственности Марии. Ибо невозможно было, чтобы он, будучи праведен, ошибался в такой девственности. Возвращается же он, зная [о ней], чтобы исключить зло подозрения и принять благо таинства. Ибо ему было сказано: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого , чтобы он признал и непорочность жены, и роды девы. И не было необходимости объяснять великое таинство другим прежде, чем Иосифу, который назывался мужем Марии и в самом своем имени не имел греховного позора. Ведь «Иосиф» переводится с еврейского на латинский «без позора». Обрати внимание и на последовательность таинства: прежде дьявол обратился к деве Еве, затем к мужу, чтобы влить в них слово смерти, здесь святой ангел обращается сначала к Марии, затем к Иосифу, чтобы открыть им слово жизни. Там первой женщина была избрана для греха, здесь первой избирается для спасения. Там муж через жену впал в грех, здесь через Деву воскрес. Итак, ангел сказал Иосифу: Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого .

Трактат на Евангелие от Матфея.

Прп. Нил Синайский

Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго

Весь ум обратил ты на плотское мудрование, и говоришь: «познал Ее» . А если познал, то подразумевается совокупление. Но знай, остроумнейший, что Иосиф был человек не сластолюбивый и не похотливый, но весьма благочестивый и праведный. Услышав от Ангела, сказавшего о Рождении Девы, что «Родшееся в Ней, от Духа есть Свята» (Мф. 1:20) , и родится, и спасет народ Свой, и будет царствовать вовеки, он еще более возблагоговел пред лицом Господним, ужаснувшись сей изумительной и чудной тайне. Потому уже не как обрученный, но как усерднейший раб и служитель Божий, целомудрием обуздав свои помыслы, с полным благоговением, с великою чистотою и страхом Божьим прислуживал именуемой его супругою, но никогда не бывшей ею Марии.

Письма на разные темы. Председателю Кириллу.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Отчего люди праведные удостаиваются небесных видений ночью, во время сна, а не днем, в бодрственном состоянии? Причина, кажется, должна быть следующая: Господь по планам Своей высочайшей премудрости являет чудеса Свои только в случае крайней надобности и больше домостроительство Свое показывает естественным способом. Явление небожителей во сне людям праведным есть дело очень обыкновенное и естественное: душа таких людей сообщается с миром невидимым во сне, оттого что связь ее с телом в это время всего слабее и удобно может воспринимать тонкое влияние мира духовного. Между тем днем, в бодрственном состоянии, и праведные люди более или менее окружены суетою мира, не дозволяющей душе всецело возноситься горе и беседовать со светлыми духами горнего мира. Только особенное, чудесное действие благодати Божией может их вполне устремлять в область небесную и доставлять им полную возможность созерцать мир духов! Желаешь ли назидательной беседы небожителей – храни себя в совершенной чистоте днем и ночью, и, подобно Иосифу и другим праведникам, ты удостоишься явления жителей мира горнего, которые заботливо следят за нашею жизнию, как братья, направляя ее так, чтобы мы сделались достойными их святого содружества и здесь, но особенно – там, на небе.

Дневник. Том I. 1856.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго

Но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне, говоря

Когда праведный колебался, явился ангел, научая его, что должно ему сделать. Во сне является ему, потому что Иосиф обладал крепкой верой. С пастухами, как грубыми, ангел говорил наяву, с Иосифом же, как праведным и верным, во сне. Как мог он не поверить, когда ангел научал его тому, о чем он сам с собой рассуждал и о чем никому не сказал? Когда он размышлял, но никому не говорил, явился ему ангел. Конечно, Иосиф поверил, что это - от Бога, ибо только Бог знает неизреченное.

Иосиф, сын Давидов

Сыном Давида назвал его, напоминая ему о пророчестве, что Христос произойдет от семени Давида. Говоря это, ангел убеждал Иосифа, чтобы он не веровал, но подумал о Давиде, который получил обетование относительно Христа.

не бойся принять

Этим показывает, что Иосиф боялся иметь Марию, чтобы не оскорбить Бога тем, что он покровительствует прелюбодеице. Или иначе: «не бойся», то есть бойся прикоснуться к ней, как зачавшей от Духа Святого, но «не бойся принять», то есть иметь в своем доме. Ибо в уме и помышлении Иосиф уже отпустил Марию.

Марию, жену твою

Это говорит ангел: «Ты, может быть, думаешь, что она - прелюбодеица. Я же говорю тебе, что она твоя жена», то есть она никем не растлена, но твоя невеста.

ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго

Ибо она не только далека от незаконного смешения, но и зачала неким божественным образом, так что тебе надлежит более радоваться.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго

Сия же ему помыслившу, се, Ангел Господень во сне явися ему

Обрати внимание на величие кротости. Иосиф не только не объявлял об этом деле никому другому, но даже Той Самой, Которую подозревал, – а только про себя подумал отпустить Ее тайно.

Почему Ангел не сказал Иосифу о бессеменном зачатии прежде, чем стало явно, что Она имеет во чреве? Потому что он мог бы не поверить по причине необычайности дела; но когда оно уже было очевидно, – открывает и легче убеждает. Почему, далее, Дева не открыла Иосифу, так как Она прежде была извещена Гавриилом? Потому что знала, что не убедит, а скорее огорчит, как бы стараясь скрыть вину. Кроме того, почему и Самой Деве Ангел открыл о зачатии от Духа Святого не после того, как явно было, что Она имеет во чреве? Потому что, если бы Она не знала этого заранее, то могла бы находиться в смущении и страхе и даже решиться на смерть, хорошо зная, что Она никогда не убедила бы никого, если бы говорила, что не имела общения с мужем. Посему Деве Ангел возвестил прежде зачатия, а Иосифу во время рождения.

Матфей написал об Ангеле, явившемся Иосифу, а Лука о благовествовавшем Деве Божественное зачатие, потому что и то, и другое было. Почему, опять, самому Иосифу Ангел явился во сне, а не наяву, как и Деве? Потому что Дева нуждалась в видении наяву, по причине необычайности открытия, а Иосиф, видя, что Она уже имеет во чреве, но зная чистую и непорочную жизнь Девы, легче мог поверить. С другой стороны, он видит во сне Ангела потому, что хорошо знает толковать сны.

глаголя: Иосифе сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея

Называет его сыном Давида, возводя его ум к Давиду, так как иудеи ожидали, что от него придет Христос. Сказав: не убойся , Ангел открывает ему тайну его сердца, потому что он боялся удержать Богородицу, чтобы не прогневать Бога, удержав вопреки закону прелюбодейную жену. Но что это значит – «прияти»? Удержать у себя в доме, опять взять, потому что у него в мысли Она уже была отпущена. Принять же не для брака, а для охранения. И сказал жену твою , вполне уверяя его этим, что Она не имела общения с мужем.

рождшеебося в Ней от Духа есть Свята

Образованное в Ней. Сказал: рождшеебося в Ней , чтобы мы знали, что в рассуждении образования оно не мало-помалу, по закону семени, а тотчас всецело образовано. Смотри же, как прежде всего Ангел напомнил ему об ожидании от Давида, далее открыл ему тайный страх сердца и то, на что он решился, затем доказал, что обручница его чиста, и тогда только открыл главнейшее, именно, что это от Духа Святого , чтобы оно легче могло быть воспринято.

Что происходит от кого-нибудь, то происходит или по способу рождения, сообразно с этим (изречением): Аз бо от Бога изыдох (Ин. 8, 42) ; или по способу образования, сообразно с этим: Един Бог Отец, из Негоже вся (1 Кор. 8,6) , или же по естественному способу, как действие от действующего. Рождшееся же в Деве происходит от Духа Святого ни по способу рождения, потому что рождшееся есть плоть, ни по естественному способу, потому что дух бестелесен. Итак, Оно происходит от Него, как образование и творение Его.

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго

Но, слыша слова Марии и размышляя о Ее жизни, Иосиф не мог подозревать в Ней дурное, а мысли о Ее зачатии не позволяли ему вполне хорошо думать о Ней; и так его душа металась то туда, то сюда: и удерживать Ее он опасался, и предать Ее не осмеливался. Потому столь необходимым было для него то божественное откровение. Если Сама Мария, которая видела ангела и слышала обращенные к Ней его слова, что Она, как и Елизавета, зачала, - пошла в горы, чтобы увидеть Елизавету и увериться в том воочию, то сколь более нуждался в божественном откровении Иосиф, все еще вынужденный колебаться после известия Марии о Ее зачатии и после размышлений о Ее [праведной] жизни? Ему было явлено это по трем причинам. Во-первых, чтобы праведный муж, движимый праведным устремлением, в неведении не поступил неправедно. Во-вторых, ради чести Самой Матери, ибо если бы он Ее отпустил, то у неверных (конечно, не у верных) не было бы недостатка в постыдных домыслах. В-третьих, чтобы Иосиф, узнав о Божественном зачатии, и в дальнейшем еще тщательнее, чем прежде, хранил себя вдали от Нее. Ведь прежде он удерживался ради учения праведности, а позже - из страха перед таким рождением. Почему же ангел пришел к Иосифу не прежде зачатия Девы? Чтобы он не думал, как думал, чтобы не терпел то, что претерпел Захария, который впал в грех неверия, узнав о зачатии своей престарелой жены. А ведь насколько более невероятно, что смогла зачать дева, чем старая женщина. И если даже священник не поверил более легкому, то неужели поверил бы этот простой человек в нечто гораздо более трудное?

Лопухин А.П.

Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго

Но когда Иосиф помыслил это, - в слове “помыслил ” в греч. подразумеваются колебания и сомнения и даже страдания, - “се, Ангел Господень …« Слово “се”, по-русски “вот”, употребляется преимущественно в Евангелиях Матфея и Луки и придает особенную силу последующей за ним речи. Читатель или слушатель приглашаются здесь к особенному вниманию. Далее евангелист повествует, каким образом сомнения и колебания Иосифа были устранены. Ангел Господень во время благовещения явился Деве Марии наяву, потому что с ее стороны требовалось сознательное отношение к благовестию Ангела и согласие; благовестие Ангела Марии относилось к будущему и было высшее. Иосифу Ангел является во сне, избирая сон как бы орудием или средством, и при том менее совершенным, чем бодрственное видение, для сообщения божественной воли. Благовестие Иосифу не имело такого значения, как благовестие Марии, – было просто предостережением.

Ангел значит вестник, посланник; но здесь разумеется не простой вестник, а Господень. Как можно заключать из Евангелия Луки, это был Архангел Гавриил. Он сказал Иосифу во сне (Иосиф, сын Давидов – в греческом именительные падежи вместо зват.), чтобы он не боялся принять Марию, жену свою.

Не бойся – здесь в значении: не сомневайся что-либо сделать.

Принять – толкование этого слова находится в зависимости от того, была ли Мария в доме Иосифа или вне его. Если была, то “принять” будет означать восстановление ее прав как обрученной; если не была, то, кроме этого восстановления, слово будет означать еще и принятие ее в дом Иосифа из дома ее отца или родственника. Жену твою: не в смысле “как жену твою”.

Причина, почему Иосиф должен был принять Марию – родившееся в ней , т. е. еще не родившийся или появившийся на свет младенец, а только зачавшийся, поэтому и средний род. Со времени сновидения Иосиф должен был сделаться хранителем и покровителем и Самой Матери, и Младенца.

Троицкие листки

Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго

Но когда он помыслил это , – как только мысль отпустить Святую Деву утвердилась в душе старца, – се, ангел Господень , может быть тот самый, который благовествовал Пресвятой Деве Ее безсеменное зачатие – Архангел Гавриил, явился ему во сне : во сне – потому что благопокорливая душа старца не имела нужды в более чудесном явлении наяву, да притом и разительное согласие сновидения с его душевным состоянием уже ручалось за то, что это не был простой сон, а откровение Божие. В самом деле, его смущение было сокровенной тайной его души; никому не поведал он этой тайны, а размышлял только с собой, и от Самой Девы старался скрыть свое смущение, – и вот, о чем он только еще в уме помышлял, о том слышит от Ангела; ясно, что Ангел пришел и говорит от Бога, ибо един Бог ведает тайны сердечные. Притом же его добрая душа готова была на все, только бы кто указал ему, как выйти из затруднения, не подвергая опасности обрученную ему Деву. Но почему же Ангел не явился раньше? Зачем попущено это смущение святой души обручника Приснодевы? Затем, чтобы он не обнаружил неверия, подобно праведному Захарии, отцу Иоанна Предтечи, чтобы и с ним не случилось того же, что случилось с Захарией. Легче поверить, когда дело очевидно. Но вместе с Иосифом страдала душой и Пресвятая Дева: не могла же Она не заметить его туги сердечной; и в то время, когда он своим молчанием старался облегчить Ее затруднительное положение и искал средства, чтобы прекратить свое затруднение, Она таилась из-за явной для Нее опасности не только обличения, но, как объясняет святитель Иоанн Златоуст, из-за опасности суда и смерти.

Наконец, невольным подозрением Иосифа не унижается ли, не уничижается ли Сам зачатый во чреве Ее Господь наш?.. Итак, почему же так медлил Господь просвещать Своего праведника и спасать Ту, в Которой Спасение мира? Отвечаем на это словами одного любомудрого архипастыря Иннокентия, архиеп. Херсонского: «Для чего Сын Божий, – говорит он, – оставив престол славы, подобно последнему из сынов человеческих вселился в утробу Приснодевы? Для того, чтобы сделаться жертвой за грехи и неправды наши, претерпеть казнь, нами заслуженную и таким образом примирить нас с Божиим правосудием. Что же удивительного, если Он еще во чреве Матери, еще до рождения, уже вземлет на Себя крест уничижения, который потом будет нести до самого конца Своей земной жизни?» А для Пречистой Матери Его и для мнимого Его отца Иосифа это испытание было благопотребно, чтобы предохранить их от помысла превозношения. «Святая Дева соделывается Матерью Бога Слова; святой Иосиф должен вскоре нарещись отцом Его: какая великая честь и слава для обоих! А вместе с этим, – какая великая опасность для смирения, этого основания для всех добродетелей! Мысль – «…будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48) – вновь могла представиться и в уме Марии, и в воображении простосердечного Иосифа, но не всегда в такой чистоте, в какой представилась среди святого восторга при свидании с праведной Елисаветой. И вот против этой опасности превозношения Промыслом Божиим воздвигается мрачная, но крепкая ограда – искушение подозрением… Не до помыслов земной почести было теперь Той, Которая, за мнимое несоблюдение чести, не могла без смущения взирать даже на хранителя Своего девства! Не до самомнения будет и святому старцу, когда он, получив вразумление свыше, вспомнит, с каким подозрением взирал он на Пренепорочную Деву! Между тем оба они, страдая от этого искушения, приобщались страданиям Самого Господа Иисуса Христа». Но вот искушение миновало; явился Иосифу во сне Ангел Господень, и сказал: Иосиф, сын Давидов ! Иосиф был простой древодел, но Ангел именует его потомком, даже сыном царя Давида, и этим напоминает ему, что он – законный наследник обетования, данного Давиду, его праотцу, о рождении Спасителя. Иосиф, Сын Давидов ! Какое дружелюбное и в то же время вразумляющее выражение! Потомок славного царя Давида! – как бы так говорил ему Ангел, – зачем ты так малодушно смущаешься? Чего ты боишься? Ты боишься оскорбить Бога тем, что держишь в доме подозреваемую в прелюбодеянии? Конечно, если б не это подозрение, то ты и не подумал бы Ее отпускать? Не бойся же: Она чиста и ни в чем неповинна, – не бойся принять Марию, жену твою : я не назвал бы Ее твоей женой по обручению, если бы Она не сохранила Своего девства. Не бойся же принять, ввести к себе в дом Ту, Которую ты мысленно уже отпустил от себя; Ее поручает тебе Бог, поручает не для брака, а для того, чтобы ты был Ее хранителем (так потом Господь поручил Матерь Свою возлюбленному ученику Иоанну, когда страдал на кресте). Видишь, я знаю тайну души твоей смущенной; верь же и слову моему: вспомни, что из рода Давидова, к коему принадлежишь ты, должен произойти Царь славный – Спаситель мира. Вспомни, что Он, по пророчеству Исайи, должен родиться от Девы. Итак, довольно предавался ты мрачным мыслям, довольно терзался и страдал душой, узнай же истину, отложи страх и возрадуйся: ибо родившееся в Ней , в Деве Марии, что так смущает тебя, не от человека есть, а от Бога – есть от Духа Святаго.

Троицкие листки. №801-1050.

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». (Матф.1:18-25)

В Рождество мы думаем о том, как Господь уничижился и смирился, родившись в образе человека. Он спустился на наш уровень – нагнулся даже ниже, родившись в хлеву среди скота.

Человек всегда стремиться к самому высокому положению. Человек желает даже начать с самого верха. Это как раз то, что хотят сделать коммунисты. Они возьмут дворника и поставят его управляющим большой корпорации – мы видим результаты такой политики вокруг нас. Там, где они у власти, положение дел ухудшается. Есть только одно место, где можно начать сверху: когда копаешь могилу. Тогда ты идешь сверху вниз.

Господь Иисус говорит, что если ты неверен в малом, то тебе не доверят большее. Если унижаешь себя, то возвысишься, а если возвышаешь сам себя – будешь унижен.

Господь держит всю Вселенную на ладони, Его рука покрывает все. Все же Он был готов смириться и прийти на землю дитем, родиться в хлеву.

Давайте рассмотрим события, которые произошли тогда. Мы празднуем Рождество. Но действительно ли понимаем мы его смысл?

Мария была из царского рода Давида, также и Иосиф, ее муж.

Мы знаем, что Мария была тогда очень молода, некоторые говорят, что ей было 16, хотя мы и не знаем точно. А Иосиф был намного старше. Царское величие рода Давида тогда угасло. Несмотря на то, что Иосиф был из царского рода, он работал плотником. Он жил в большой бедности. У них не было денег купить себе красивый дом и карету – они путешествовали на осле.

Если мы живем в бедности, мы не должны отчаиваться. Библия учит, что если имеем пропитание и одежду, то должны быть довольны тем (1Тим.6:8). Если ты живешь праведно и поступаешь со всяким человеком честно, тогда не страшно, что ты беден. Ведь даже родители нашего Господа были бедняками. Мы ничего не принесли в этот мир и так же оставим его.

Один богатый белый фермер однажды сказал: «Смерть меня сильно не волнует. Меня тревожит то, как я смогу расстаться с моим богатством». Его сердце и богатство было на этой земле.

Мария и Иосиф были праведны, богобоязненны. Они не гонялись, как многие, за богатством. Мария и Иосиф были теми людьми, которые смотрели вверх – не на землю и не на мирское. Перед их взорами было небо, а не то, что предлагает мир. Мир с его славой их не привлекал – их влекло небо. Они понимали, что они странники и пришельцы на земле, что их цель – не этот мир. Они не были похожи на Иуду, который продал своего Господа за 30 сребренников, за цену раба. Иуда был казначеем, но не был верен, но брал себе деньги из казны.

Иосиф пережил сильнейший шок, когда увидел и услышал, что Мария была беременна, тогда как они были уже помолвлены. В те дни было неприемлемо, чтобы парень или девушка оставались бы наедине, тогда как сегодня это стало нормальным. Моисей оставил очень строгий закон насчет этого: если молодой человек переспит с девушкой, не будучи женатым на ней, то оба должны были быть публично побиты камнями.

Также важно отметить, что после того, как ангел явился Марии, она не послала сообщить об этом Иосифу, чтобы объяснить ему все. Она держала это в себе и оставила в Божьих руках. Она знала, как хранить Божьи тайны. Она знала, что Бог не повелел ей рассказывать об этом кому-либо, поэтому она молчала. Даже в этом видно, что в ней текла царская кровь. Обычные люди не умеют молчать о тех жемчужинах, которые получают, но рассказывают другим, бросая тем самым жемчуг перед свиньями.

В конце концов, стало очевидным, что она беременна. Когда Иосиф услышал новость, он не мог этому поверить. Он знал Марию как праведную девушку. Иосиф был выдающимся человеком: он тоже не разговаривал, но просто принес этот вопрос перед Господом. В мире мало таких людей. Обдумав все, он решил не оглашать ее, но просто насколько возможно тихо разорвать помолвку.

В наше время молодой человек сначала сделает так, чтобы девушка забеременела, а потом бросает ее на произвол судьбы, отрекаясь даже от ребенка. Тайно разорвав помолвку, Иосиф подвергал себя опасности быть обвиненным в подобном. Можно было бы спросить тогда Иосифа: «Все знали, что ты был помолвлен. Теперь она беременна, а ты просто тихо исчезаешь? Это выглядит очень подозрительно и порочит тебя». Это было тяжелое время для Иосифа. Любое решение ставило его в затруднительное положение. Он не хотел публично опорочить девушку, а молча оставить ее означало бросить тень на себя.

Когда Мария услышала, что сказал ей ангел Гавриил, она была удивлена, но приняла все во имя Господа. Она была готова пройти через позор ложных обвинений, а ее желания и будущая свадьба были положены на алтарь ради Господа. Она была удивительной девушкой. Ради Бога она оставила все, что было ценно для нее.

Тот же дух был в Павле, когда он написал:

«Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа», (Фил.3:8)

Она отдала все ради Христа, и была названа блаженной, той, которую будут ублажать все роды.

Стыдишься ли ты твоего Господа? Мария не стыдилась обладать Им и была готова пройти весь позор ради Него.

Иисус пришел в этот мир не так, как мы. Кровь в Его венах была божественная, небесная кровь. Поэтому Он смог пролить Свою кровь за наши грехи и спасти нас от наших грехов.

Даже после того, как Мария и Иосиф поженились, мы находим, что они рассуждали о том, что сотворил Бог. Мы читаем, что Иосиф «не знал ее пока не родился Иисус» (v 25) . Они мыслили о небесном – и это было то, о чем они разговаривали.

Подумайте о своей жизни, если и вы являетесь членом той же небесной семьи. Каковы ваши разговоры и ваше хождение как странника и пришельца на этой земле?

Явление ангела во сне Иосифу.

Бегство в Египет и избиение младенцев.

Возвращение в Назарет

Когда все уже было выполнено по закону над младенцем Иисусом, в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: "встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я тебе не скажу; потому что Ирод хочет искать Младенца и убить Его".

Явление ангела во сне Иосифу

Иосиф сразу же встал, оседлал осла своего, наскоро собрал необходимые вещи, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет. По преданию, Иаков, сын Иосифа, сопровождал их в этом пути.

Между тем Ирод с нетерпением ждал возвращения волхвов. Но когда волхвы не возвратились из Вифлеема, он подумал, что волхвы, не найдя никакого новорожденного царя, постыдились возвратиться в Иерусалим, и успокоился.

Но вот, через 40 дней разнеслась весть по Иерусалиму, что Мария приносила в храм Своего новорожденного Младенца и что старец Симеон, приходил в храм встретить этого Младенца и пророчествовал о Нем, как о Христе.

Тогда Ирод понял, что волхвы уразумели его злой умысел и намеренно не возвратились к нему. Он страшно разгневался.

Избиение вифлеемских младенцев

Не зная, как отыскать Младенца-Христа, царь Ирод дал ужасное приказание: убить всех младенцев, в Вифлееме и его окрестностях, от двух лет и моложе. Он надеялся, что в числе этих младенцев будет убит и Христос. Так он рассчитывал по времени явления звезды, о чем выведал у волхвов. Посланные Иродом воины убили в Вифлееме и окрестностях его четырнадцать тысяч младенцев. Повсюду раздавались вопли и крики матерей, которые неутешно плакали о своих детях, - невинных младенцах, убитых по повелению жестокого царя. Это были первые страдальцы, пролившие свою кровь за Христа.

Вскоре после этого Ирод был наказан за свою жестокость. Он заболел ужасной болезнью. Тело его заживо гнило и съедаемо было червями, и он умер в страшных мучениях.

После смерти Ирода Ангел Господень во сне явился Иосифу в Египте и сказал: "встань, возьми Младенца и Матерь Его и вернись в землю Израилеву, потому что умерли те, кто искал убить Младенца". Иосиф исполнил повеление и возвратился с семейством в землю Израилеву. Но узнав, что в иудее царствует Архелай, сын Ирода, такой же жестокий, как и Ирод, побоялся туда идти. Получив снова во сне указание Божие, Иосиф пошел в Галилею, в свой родной город Назарет. Там Иосиф и остался жить с Младенцем Иисусом и Матерью Его.

Младенец же Иисус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. С самых ранних детских лет Своих Иисус Христос показывал в Себе необыкновенный разум и дивную святость во всех Своих поступках.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Еванг. от Матфея, гл. 2, 13-23 и Луки 2, 40.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Бегство в Египет и избиение младенцев. Мф. 2: 13-18 Между тем Ирод с нетерпением ожидал возвращения волхвов. Когда же злой царь понял, что восточные мудрецы разрушили его планы, он пришел в страшный гнев и решился на ужасное злодеяние. Ирод, не задумываясь, послал в Вифлеем

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Евангельская история. Книга первая. События Евангельской истории начальные, преимущественно в Иерусалиме и Иудее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Избиение Иродом младенцев Мф. 2, 16–18 Вто время, как Богомладенец был вне опасности, в Вифлееме и окрестностях его совершилось событие, поразительное по жестокости даже и после тех злодеяний, которыми запятнал себя мрачный и подозрительный властитель Иудеи. Отпустив

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Бегство в Египет и избиение младенцев (Матф. 2:13-23). После ухода волхвов Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему, взяв Младенца и Матерь Его, бежать в Египет, что тот и исполнил, отправившись туда ночью. Египет находится на юго-западе от Иудеи, и до границы с ним

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Бегство Агари в пустыню и явление ей там Ангела Господня 6. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее "вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно..." Этими словами Аврам

Из книги Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа, до вступления Его в открытое служение спасению рода человеческого автора

11. Бегство в Египет, избиение младенцев и возвращение Святого Семейства в Назарет Мы видели, как волхвы, поклонившись рождшемуся Христу, возвратились другим путем в свое отечество, дабы не заходить к Ироду; видели, как совершено было принесение Иисуса Христа во храм. Ирод,

Из книги Жизнь Исуса Христа автора Фаррар Фредерик Вильям

ГЛАВА IV Бегство в Египет и избиение младенцев Принесши дары, маги предполагали, конечно, возвратиться к Ироду, но предупреждены были Богом во сне, чтобы возвращались домой другой дорогой. Дальнейших следов их существования ни из Священного Писания, ни из истории, ни даже

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Глава 2 ПОСЕЩЕНИЕ ПРАВЕДНОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ. ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА ИОСИФУ. ПУТЕШЕСТВИЕ ИОСИФА И МАРИИ В ВИФЛЕЕМ После благовещения в порядке евангельского повествования следуют: встреча Богоматери с прав. Елизаветой, явление ангела Иосифу для разрешения его сомнений и путешествие в

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Глава 6 БЕГСТВО В ЕГИПЕТ. ВОЗВРАЩЕНИЕ СВ. СЕМЕЙСТВА ИЗ ЕГИПТА. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ ВИФЛЕЕМСКИХ. ДВЕНАДЦАТИЛЕТНИЙ ИИСУС ХРИСТОС В ХРАМЕ ИЕРУСАЛИМСКОМ После поклонения волхвов ангел Господень является Иосифу во сне и говорит: «встань, возьми Младенца и матерь Его и беги

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Избиение младенцев (Матф. 2, 16-18)Ирод, увидя, что осмеян от волхвов, весь­ма разгневался и послал избить в Вифлее­ме и во всех пределах его всех детей мужеского пола, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.Тогда сбылось реченное Пророком Иере- миею, который

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Избиение младенцев Господь и вовсе взъярился: да умрет в Египте каждый первенец - от ребенка до скотины бессловесной! Ой-ой! Но евреев это не касается!И умерли в первую же ночь детишки невинные - от фараонова наследника до первенца узника тюрьмы фараоновой… И начался

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

ГЛАВА 3. Поклонение волхвов. Избиение младенцев. Бегство в Египет и возвращение из него. Двенадцатилетний Иисус в храме Прибытие волхвов с востокаКогда родился Иисус, пришли в Иерусалим волхвы с востока. Волхвами назывались люди ученые, обладавшие большими знаниями, в

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Толковая Библия Лопухина. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.БЫТИЕ автора

Избиение младенцев Той же ночью ангел явился Иосифу:– Встань, возьми Младенца и Матерь Его Марию. Уходи в Египет и оставайся там, пока я не скажу тебе. Ирод будет искать Младенца, он хочет убить Его.Иосиф и Мария завернули Младенца и в ту же ночь ушли из Вифлеема. На окраине

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

6. Бегство Агари в пустыню и явление ей там Ангела Господня. 6. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.“вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно…” Этими словами

Из книги автора

II Рождество Христово. Обрезание Господне. Сретение Господа Иисуса во храме. Поклонение волхвов. Бегство св. семейства в Египет и возвращение в Назарет По возвращении своем в Назарет Пресвятая Дева Мария должна была окончательно перейти на жительство к своему обручнику

Новый Завет

Явление ангела во сне Иосифу.
Бегство в Египет и избиение младенцев.
Возвращение в Назарет

Когда все уже было выполнено по закону над младенцем Иисусом, в храме Иерусалимском, а волхвы уже были на пути к себе домой, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: "встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там до тех пор, пока я тебе не скажу; потому что Ирод хочет искать Младенца и убить Его".

Явление ангела во сне Иосифу

Иосиф сразу же встал, оседлал осла своего, наскоро собрал необходимые вещи, взял Младенца и Матерь Его и в ту же ночь пошел в Египет. По преданию, Иаков, сын Иосифа, сопровождал их в этом пути.

Между тем Ирод с нетерпением ждал возвращения волхвов. Но когда волхвы не возвратились из Вифлеема, он подумал, что волхвы, не найдя никакого новорожденного царя, постыдились возвратиться в Иерусалим, и успокоился.

Но вот, через 40 дней разнеслась весть по Иерусалиму, что Мария приносила в храм Своего новорожденного Младенца и что старец Симеон, приходил в храм встретить этого Младенца и пророчествовал о Нем, как о Христе.

Тогда Ирод понял, что волхвы уразумели его злой умысел и намеренно не возвратились к нему. Он страшно разгневался.

Избиение вифлеемских младенцев

Не зная, как отыскать Младенца-Христа, царь Ирод дал ужасное приказание: убить всех младенцев, в Вифлееме и его окрестностях, от двух лет и моложе. Он надеялся, что в числе этих младенцев будет убит и Христос. Так он рассчитывал по времени явления звезды, о чем выведал у волхвов. Посланные Иродом воины убили в Вифлееме и окрестностях его четырнадцать тысяч младенцев. Повсюду раздавались вопли и крики матерей, которые неутешно плакали о своих детях, - невинных младенцах, убитых по повелению жестокого царя. Это были первые страдальцы, пролившие свою кровь за Христа.

Вскоре после этого Ирод был наказан за свою жестокость. Он заболел ужасной болезнью. Тело его заживо гнило и съедаемо было червями, и он умер в страшных мучениях.

После смерти Ирода Ангел Господень во сне явился Иосифу в Египте и сказал: "встань, возьми Младенца и Матерь Его и вернись в землю Израилеву, потому что умерли те, кто искал убить Младенца". Иосиф исполнил повеление и возвратился с семейством в землю Израилеву. Но узнав, что в иудее царствует Архелай, сын Ирода, такой же жестокий, как и Ирод, побоялся туда идти. Получив снова во сне указание Божие, Иосиф пошел в Галилею, в свой родной город Назарет. Там Иосиф и остался жить с Младенцем Иисусом и Матерью Его.

Младенец же Иисус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. С самых ранних детских лет Своих Иисус Христос показывал в Себе необыкновенный разум и дивную святость во всех Своих поступках.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Еванг. от Матфея, гл. 2 , 13-23 и Луки 2 , 40.

Loading...Loading...