Живоносный источник значение. О чем молиться перед иконой «Живоносный источник»? Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконою, именуемой «Живоносный источник»

Икона Богородицы Живоносный Источник – чудотворный образ, почитаемый всеми христианами. С него создано множество списков (изводов). Молитва о помощи перед образом Царицы Небесной даровала многим верующим исцеление от физических болезней, душевных страданий, наполняющих душу болью.

Православная традиция нарекает Богоматерь многими «говорящими» именами, точно характеризующими ее суть, призвание, качества, которые Она являет своей милостью. Живоносный Источник – одно из таких. Ведь именно Дева Мария стала Источником Жизни для Сына Божьего, с нее началась великая история пути спасения для всех православных. Поэтому ее светлым ликам неустанно молятся христиане, ища поддержки, помощи и защиты.

Особым днем почитания иконы Богородицы «Живоносный Источник» является пятница Светлой Седьмицы (Пасхальной недели). Во всех церквях Русской Православной Церкви совершается освящение воды, а также звучат песнопения иконе Богоматери.

Чудесное исцеление водой из источника

С появлением образа Богородицы и светлого праздника неразрывно связано чудесное событие, произошедшее 4 апреля 450 года от рождества Христова, с тогда будущим императором Византии Львом Маркеллом. Недалеко от Золотых ворот Константинополя в зеленой роще бил удивительный источник. Люди рассказывали много историй о его чудесах. Прогуливаясь неподалеку, воин Лев случайно повстречал уставшего слепого старца, сбившегося с пути. Молодой человек помог путнику найти нужную дорогу, усадил под деревом, чтобы отдохнуть. Сам же отправился на поиски воды, чтобы напоить слепого.

Внезапно воин услышал бесплотный женский голос, говорящий ему, что не стоит отправляться далеко, вода есть здесь, совсем рядом. Лев был очень удивлен, но ручей так и не нашел. Устав от безрезультатных поисков, воин вновь услышал напутственную речь: он должен найти источник, почерпнуть воды, напоить жаждущего. Затем следует набрать тины, положить слепцу на глаза. После Лев сможет узнать, кем является та, кто освящает животворящий источник. Она же поможет Льву Маркеллу возвести на этом благодатном месте храм, чтобы люди, приходящие с верой и мольбами, получали помощь, исцеление от болезней.

Воин Лев Маркелл исполнил все точно так, как сказал дивный голос. Случилось чудо – слепой прозрел. Превознося хвалы Богородице, исцеленный старик отправился к Константинополю. Через семь лет, когда Лев I взошел на императорский престол, сменив Маркиана, он продолжил исполнение слов Божьей Матери. Сначала источник очистили, обнесли каменным кругом, а затем над ним построили храм. В знак того что родник стал еще одним воплощением благодати Непорочной Девы, его назвали Живоносным Источником Богородицы.

При последующих правителях Юстиниане Великом, Василии Македонянине, Льве Мудром обитель несколько раз перестраивалась и украшалась. После падения Царьграда (29 мая 1453 года) храм разрушили мусульмане. Новый православный храм над Живоносным Источником появился только благодаря Патриарху Константию I (в 1834-1835 годах). Вокруг него построили женский монастырь.

Изображение Живоносного Источника: этапы формирования

При написании первой иконы Богоматери «Живоносный Источник» за основу взяли древнегреческое изображение Пречистой Девы, основанное на канонах рисунка во Влахернском храме. Богородицу изображали как мраморную статую, из рук которой течет агиасма (святая вода). Первые списки иконы не содержат изображения самого источника. Позже композиция рисунка дополняется чашей, затем водоемом или фонтаном. На русских памятках сохранились изображения колодца, символизирующего источник.

  • В Крыму было обнаружено одно из самых древних (конец XIII – начало XIV века) изображений Богоматери. Образ Заступницы с молитвенно поднятыми руками (типа Оранты) находится на глиняном блюде.
  • Икону, написанную приблизительно около средины XIV века, описывает Никифор Каллист, церковный историк. Он повествует об образе Божьей Матери, находящейся посреди чаши-купели, которая установлена над источником. На груди (или лоне) Богоматери находится Младенец Иисус. Такой тип иконы именуют Кириотиссой.
  • Уже в первой половине XV века мастер Андроник Византиец создал на стене афонского монастыря святого Павла фреску на эту тему. Дева Мария с Младенцем Христом написаны над чашей. Изображение имеет подписи на греческом языке «Живоносный Источник».
  • XVI век. Традиция именем Божией Матери освящать источники, находящиеся на территории монастырей, приходит из Греции в Россию. Для купален и часовен, воздвигаемых над ними, писали многочисленные образы Богородицы.
  • В XVII веке данный тип иконы стал очень популярным и получил широкое распространение. Образы, которые создавали на территории России, усложнились композиционно. Надо заметить, что эти изменения иконографии негативно повлияли на силу символического значения. Изображения все чаще стали дополнять колодцами с бьющей из них водой. Богородица окружается святителями: Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом, пр. Передний план композиции может дополняться людьми, обращающимися за исцелением.

Списки иконы Богородицы «Живоносный Источник» в России

Самым известным списком с иконы «Живоносный Источник» является чудотворный образ, находящийся в Саровской пустыни. В XVIII веке его принес в обитель основатель церкви иеромонах Иоанн. Святыня является глубоко почитаемой монахами и прихожанами. Ее высоко ценил Серафим Саровский. В середине XIX века Саровская обитель пополнилась еще одним списком «Живоносного Источника» (его принес иеросхимонах Иоанникий из Константинополя). Икона показывает Явление Богоматери на Живоносном источнике.

Сегодня действуют около сотни храмов и часовен, названных именем Богородицы, в которых есть изводы иконы. Среди них:

  • Храм образа Божией Матери (Космодамианской) в Меткино, Московской области. В XVII веке деревянная церковь Дамиана и Космы была сожжена (1701 г.), но многие иконы спасли. Их перенесли в небольшую часовню. На месте старого в 1848 г. построили новый божий храм, посвященный чудотворному образу Богоматери. В 1840 году вдова солдата (Авдотья Евдокимова) передала в село Меткино чудотворный образ. С того времени поклониться лику Богородицы приходят и приезжают люди с окрестных городов и деревень.
  • В московском Царицино также есть храм, построенный в XVIII веке, посвященный иконе Божией Матери «Живоносный Источник».
  • Собор с чудотворным изображением Пречистой Девы (Скорбященская церковь), находящийся в Твери.
  • Задонский Рождество-Богородицкий (мужской) монастырь (построен 1610 году). Есть часовня-купальня, посвященная иконе Божией Матери «Живоносный Источник».
  • Также увидеть чудотворный образ можно в храме Богоматери в Арзамасе.

Чудесные исцеления по молитвам иконе

Письменные свидетельства об исцелениях Богоматерью тех, кто обращался к иконе «Живоносный Источник», пил целебную воду, оставил Никифор Каллист Ксанфопул – монах Софийского монастыря (Константинополь), живший в XIV веке. В своей Синаксаре он описал случаи чудес от воды из источника. Так был воскрешен мертвый из Фессалии, завещавший принести его к святому месту и омыть целебной водой. Исцелился от мочекаменной болезни Лев Мудрый. После посещения помогающего источника у патриарха Иерусалимского Иоанна исчезли проблемы со слухом.

С чем обращаться к образу Богородицы «Живоносный Источник»

Чудесные исцеления от списков образа Пресвятой Заступницы «Живоносный Источник» и святой воды продолжаются по сей день. Они описываются в церковных книгах храмов и монастырей, укрепляя веру православных в силу и помощь Богородицы. Обращаясь к этим записям, можно выделить основные темы, в чем помогает молитва к данному богородичному образу.

Святыне следует молиться людям, которых мучают тяжкие телесные недуги. Многие женщины смогли понести и родить на свет здорового ребенка, молясь чудодейственному образу. Склонить голову перед иконой нужно тем, кого терзают душевные муки совести, неразделенные чувства, гнетущие мысли. Образ поможет справиться с вредными пристрастиями. Обращаться за помощью можно родным, близким страдальца. Но лучше всего, чтобы человек сам хотел решить свои проблемы, истинно верил во всемогущество Божией Матери. Ведь как мы молимся, такую и помощь по своим молитвам получаем.

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием.

В V веке близ Константинополя находилась роща, посвящённая, по преданию, Пресвятой Богородице. В этой роще был источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.

Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери и распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нём воздвигнуть храм в честь Богородицы. Святой ключ был назван императором «Живоносным источник. Так же была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.

В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен мусульманами. И только в 1834-1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм.

Так уж сложилась история, что все знаменитые константинопольские монастыри перестроены в мечети или лежат ныне в развалинах. А небольшой, стоящий на источнике — жив до сих пор. Уже полторы тысячи лет приходят люди в место, которое турки назвали «Балыклы», и набирают в бутылочки воду. Кругом источника устроены чуланы, где обливают больных; к воде беспрестанно приходят: греки, турки, турчанки, армяне, католики, — все со слезами просят Царицу небесную и принимают исцеление. Магометане невольно исповедуют Богоматерь и говорят: «велика в женах св. Мария!» и называют воду: «св. Мария»

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Иконографически образ Божией Матери «Живоносный Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» - «Владычица Победодательница», которая, в свою очередь, восходит к изображению типа «Знамение».

Первоначально образ «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Таков влахернский чудотворный образ, выполненный из мрамора, находящийся близ императорской купальни. На нем изображена Богородица, из рук Которой истекает святая вода? «агиасма». Позднее в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан.

В России с течением времени композиция иконы «Живоносный Источник» постепенно усложняется. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Постепенно композиция иконы усложнилась настолько, что самостоятельный образ Божией Матери «Живоносный Источник» стал лишь составляющим в общей сложной композиции. Так, в 1668 году известный русский иконописец Симон Ушаков с одним из своих учеников написал икону Живоносный Источник «с чудесами». В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса Богоматери, совершившиеся у Живоносного источника.

Икону Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» глубоко чтили на Руси. В Саровской пустыни в честь этой иконы был воздвигнут храм. Те больные богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед чудотворной иконой Божией Матери, получали от неё исцеление.

Представление об источниках, как символе Богоматерней помощи и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. И каждую икону Богоматери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду Богоматеринскую помощь и Ее богатую милость.

Несмотря на то, что история сохранила точную дату события явления Льву Маркеллу Богоматери (4 апреля (по ст. ст.) 450 года), настоящее празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник» установлено совершать в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется обновление Константинопольской церкви Живоносного источника и воспоминаются великие чудеса, произошедшие в этом храме.

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».

Списки с чудотворной иконы «Живоносный Источник» находятся в Саровской пустыни; Астрахани, Уржуме Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; Липецке Тамбовской епархии. Превосходный образ помещен в Московском Новодевичьем монастыре.

В селе Воробьево близ Москвы (Воробьевы горы) с XVI века существовала деревянная церковь при царском дворце в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», «обставленная с исключительной роскошью». Своим названием она, возможно, обязана и многочисленным подземным источникам, протекающим по склонам Воробьевых гор. С течением времени она по причине ветхости неоднократно перестраивалась, просуществовав до начала XIX века, после чего была упразднена. Сегодня о ее существовании напоминает икона Божией Матери «Живоносный Источник», находящаяся слева от Царских врат в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах – единственным оставшимся из 4-х храмов села Воробьево.

Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии к Божественному и цельбоносному образу Пресвятая Богородицы, излиявшия капли своих излияний, и людем верным чудесе показавшия, яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и любезно вопием: исцели наши недуги и страсти, якоже и каркинския и тмочисленныя страсти исцелила еси; темже молим Тя Дево Пречистая, моли воплощеннаго из Тебе Христа Бога нашего спастися душа нашим.

Тропарь, глас 4
Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности*, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Кондак, глас 8
От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова, яко бо Слово рождшая паче смысла, молютися, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная.

Дни почитания - каждый год в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели).

Молятся все, кто болен телесно, и по молитвам своим получают исцеления от самых тяжелых заболеваний. Молитвы перед этим образом исцеляют и от страстей, часто обуревающих человеческую душу, лишающих нас жизненной силы и от душевных болезней. Молятся для исправления нравственных пороков, ведущих к духовной гибели человека.

Недалеко от «Золотых ворот» в славноизвестном городе Константинополе в V столетии находилась роща, посвященная Пресвятой Богоматери. В роще этой бил источник, которому множество чудес приписывают. Со временем воду затянуло тиной, а на месте этой разросся кустарник.

История иконы очень интересна. Однажды воин Лев Маркелл, который в скором времени стал императором, встретил здесь слепца. Тот был беспомощным путником, который потерял свою дорогу. Лев взял мужчину и помог найти ему тропинку, после усадил его в тени, чтобы тот мог отдохнуть от дороги нелегкой, а сам направился в поисках воды. Вдруг, из откуда ни возьмись, голос появился, который говорил мужчине, что не нужно воду далеко искать, потому что близко она. Удивленный таким явлением Лев стал воду искать, но найти ее не получилось. Разочаровался, уже было мужчина, как тут опять голос прозвучал. На этот раз получил он более подробные указания того, что и как ему делать. Услышал Лев, что нужно тину положить слепцу на глаза, а самого его напоить водой из источника. Сказал ему голос, что в скором времени построит мужчина в честь его храм здесь, и многие верующие, приходя сюда с молитвами, смогут избавиться от недугов своих. Все повеленное Лев исполнил, после чего исцелился слепец моментально, и до Константинополя нашел он путь самостоятельно, прославляя при этом Матерь Божию. Произошло чудо это еще в те времена, когда Маркиан императором был (391-457 г.г.).

На смену императору Маркиану пришел Лев Маркелл (457-473 г.г.). С его приказа был очищен источник и заключен в каменный круг, над которым в скором времени возвели церковь в честь Богородицы. Поскольку в источнике появилась благодать Божией Матери, творящая чудеса, приказал император Лев именовать родник, как «Живоносный источник».

Еще одно чудо произошло, но на этот раз с императором Юстинианом Великим (527-565 г.г.). Был он глубоко верующим и страдающим от водяной болезни. Один раз, когда полночь охватила землю его, явился голос неизвестный. Молвил он, что для исцеления царю нужно испить воды из источника священного. Не знал мужчина, где находится тот источник, и пал от этого в унынье. Затем явилась ему Матерь Божия, велевшая царю встать и идти к источнику, который вернет ему прежнее здоровье. Не мог больной оставить незамеченными слова Владычицы, и выздоровление ждать не заставило. Настолько благодарным был император за исцеление свое, что вблизи от храма, возведенного Львом, построил новый, при котором через некоторое время создан был многолюдный монастырь.

В XV веке стены храма «Живоносного источника» разрушили мусульмане. На входе к развалинам поставили стражника, который был турком. Он не позволял подходить к павшему храму никому. Постепенно строгие порядки смягчились, а христианам было позволено построить на том месте церковь. Однако и эту святыню ждала доля несчастная, в 1821 г. церковь была разрушена, а творящий чудеса источник, засыпан. Не могли христиане оставить все так, расчистили источник и продолжали черпать из него воду. Однажды среди обломков нашли люди полусгнивший лист, в котором хранились сведения о 10-ти чудесах, сотворенных от Живоносного источника, которые произошли в период с 1824 г. по 1829 г. Когда земель этих управителем стал султан Махмуд, то православные получили больше свободы и не смогли не воспользоваться ею. Снова был построен храм над Живоносным источником. В 1835 г. церковь освятил патриарх Константин. При храме располагались больница и богадельня.

4 апреля каждого года, а также в пятницу Светлой седмицы принято праздновать обновление константинопольской церкви в честь Живоносного источника. В уставе Православной церкви указано, что должен в этот день совершаться чин водоосвящения с пасхальной крестной ходой.
Богоматерь вместе с Богомладенцем на иконе представлена над громадной чашей, которая стоит в водоеме. К водоему этому пришли люди, страждущие страшными недугами телесными и душевными. Все они желают напиться воды живительной и получить исцеление.

Находится в Храме во имя пророка Божия Илии (ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ) в Черкизове , г.Москва


Все христианские иконы имеют свои уникальные истории создания или обретения и тайный смысл. На многих из них, включая икону «Живоносный Источник», изображены Дева Мария и Младенец Спаситель.

Без веры наша жизнь превратилась бы в хаос и беспорядок. Иконы помогают нам находить в себе силы идти дальше, когда кажется, что всё рухнуло или движется к этому. Иконы должны быть в каждом доме: когда человек не может посетить храм, он может помолиться перед иконой , наладив контакт с Богом.

История иконы

История образа «Живоносный Источник» корнями уходит в далекое прошлое. В 5 веке в Константинополе был найдет животворящий, чудотворный источник. Место это было освященным, потому что роща, где находился источник, была высеяна в честь Богородицы. Многие люди находили исцеление, выпивая святой воды, которая била ключом из самой земли.

Впоследствии источник почти иссяк, а со временем и вовсе превратился в заброшенное место. В 6 веке в честь чудотворной земли, из которой била вода, был построен храм и при нем — монастырь. Позднее была придумана и написана первая икона, посвященная этой земле. Посвятили икону Богородице, так как она является символом чистоты и добра, смирения и целомудрия. Этот образ был очень популярен и известен, но позднее был забыт, а потом опять восстановлен. Его чтили на Руси на протяжении всей истории.

Описание иконы

Изображено на иконе то самое место, где находился источник. В Святой Чаше сидит Богородица, держа Младенца Христа на руках. Из Чаши льется святая вода — символ чистой веры и спасения. Внизу, около Чаши, изображены люди, которые пьют или набирают воду в сосуды. Иногда данную икону относят к празднику Крещения, хотя на самом деле никакого отношения к Крещению она не имеет. Вариантов иконы множество, но в целом все они очень похожи. Сейчас во многих храмах России есть иконы «Живоносный Источник», однако ее главным образом ассоциируют именно с тем храмом, который был построен на чудотворном месте, где был святой источник.

В чем помогает икона

Данная икона спасает дом от беды, от всякой напасти и злых людей. Если вы болеете, то можно ставить эту икону рядом с кроватью, чтобы обрести спасение и поправить здоровье как можно быстрее.

Это чудотворная икона, поскольку в летописях существует множество свидетельств того, как люди исцеляли серьезные недуги, прикладываясь к образу: слепоту, немощность, неизлечимые болезни, бесплодие. Такое случалось не только в 5-6 веках, но и позднее, когда о том чудесном месте лишь говорили. Тот храм разрушали и строили три раза за всю историю, но икона «Живоносный Источник» всегда была и будет чудотворной, вне зависимости от того, где находится.

Дни почитания иконы

День почитания иконы «Живоносный Источник» — 15 апреля. На богослужении вспоминаются связанные со святым образом чудеса, происходившие в 5 веке на том месте, где сейчас стоит Константинопольский храм. В нем до сих пор находится одна из древнейших икон. Это священное место, которое необходимо посетить при наличии такой возможности.

Молитвы иконе «Живоносный Источник»

Перед данной иконой можно читать любые молитвы на сон грядущий и с утра, молитвы о спасении души, о здравии. Это универсальный образ, который не имеет какой-либо привязки к событиям или тематике молитв. Несмотря на это, есть молитва, которую можно читать 15 апреля в честь обретения того священного источника:

«Избранная от всех родов Владычица наша Богородица, благодатную помощь нам дарующая, восхваляем тебя. Ты наша блаженная Матерь Божья, излей на нас великие и богатые милости Твои, недуги наши исцели и скорби тяжкие утоли, да возблагодарим Тебя за это: Радуйся, Владычица, Живоносный Источник верным людям твоим изливающая».

Дева Мария олицетворяет собой неутолимый источник добра, света и прощения для всех нас, поэтому эта икона является не просто свидетельством чуда, произошедшего полторы тысячи лет назад. Это нечто большее, поскольку данный образ говорит нам о том, что живоносный источник всегда рядом с нами. Он подпитывает нас каждую секунду нашей жизни. Это одна из лучших икон, которые должны быть дома . Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.05.2017 05:49

Среди святых чудотворных икон Богородицы особо почитается образ «Нечаянная радость». Молитва перед этой иконой способна...

Первый деревянный храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник» выстроил в своем имении в конце XVII века князь В.В. Голицын. Через полвека имение перешло к князю Д.К. Кантемиру, который повелел заменить старую церковь на новую, каменную, в стиле петровского барокко. Еще через полвека его сын, князь М.Д. Кантемир, снова обновил здание храма, пристроив к нему северный придел и посвятив его в память об отце великомученику Дмитрию Солунскому. Чуть позже появился южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Интерес князя к этому храму связан с почитанием иконы Божией Матери «Живоносный источник», которая известна помощью в обретении ребенка. На появление потомства и надеялся бездетный князь М.Д. Кантемир. Кроме того, храм стал усыпальницей рода. В 1775 году, после приобретения Екатериной II имения Кантемиров, это место было названо селом Царицыно. В 1930-х годах царицынская церковь, как и многие московские храмы, была закрыта и в последующие годы использовалась в хозяйственных целях. В результате здание церкви и ее настенная роспись сильно пострадали. В 1990 году храм вернули верующим, и после его реставрации с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, самолично освятившего возрожденный храм в 1998 году, в нем возобновились богослужения. В настоящее время в храме хранятся частицы мощей многих святых.
Адрес: Москва, ул. Дольская, д. 2. Тел.: 8 (495) 325-34-56.

Московская область. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Космодамианская) в Меткино



В летописях сказано, что в XVII веке в селе Меткино, неподалеку от Москвы, стояла деревянная церковь Космы и Дамиана. В 1701 году она сгорела, но многие иконы удалось спасти, их разместили в небольшой построенной рядом часовне. В 1848 году вместо нее была выстроена нынешняя каменная церковь, посвященная иконе Божией Матери «Живоносный источник». Появление нового храма было не случайно. В 1829 году в Меткине произошло необыкновенное событие – явление образа Богоматери «Живоносный источник». А в 1840 году солдатская вдова Авдотья Евдокимова, жившая в Москве, передала на свою родину, в село Меткино, образ Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», подаренный ей купчихой Анной Кирияновой. С этого времени для поклонения образу Богоматери начал стекаться народ со всех окрестностей. Уже через два месяца настоятель храма, отец Владимир, писал митрополиту Московскому и Коломенскому, преосвященному Филарету о том, что «приходящих для поклонения образу все больше и больше» и причина тому – чудные исцеления, происходящие от иконы. Следующий настоятель храма, отец Иоанн, в 1846 году обратился к митрополиту с просьбой разрешить строительство новой каменной церкви Во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» на пожертвования многочисленных богомольцев. Через полгода состоялась закладка церкви. В ее архитектуре гармонично соединились черты позднего классицизма и псевдорусского стиля.

С иконой Божией Матери «Живоносный источник», которая пользовалась огромным почитанием у верующих, каждый год проводились крестные ходы к окрестным селам. В советское время храм закрыли. Некоторые иконы удалось спасти благодаря прихожанам, прятавшим их в своих домах под угрозой смерти. Но чудотворный образ Божией Матери «Живоносный источник» бесследно исчез. Здание церкви подверглось многим разрушениям. Лишь в 1990-х годах в полном запустении она была возвращена верующим, и началась интенсивная работа по восстановлению храма. Причем участвующие в реставрации люди рассказывали, что слышали в полуразрушенных стенах храма ангельское пение. Словно сама Богородица покровительствовала его возрождению. Храм освящен был в 2003 году, причем главный престол был посвящен, как в старину, святым Косме и Дамиану, а два его придела – иконам Божией Матери «Живоносный источник» и святого архангела Михаила. С этим и связано двойное название церкви.
Адрес: Московская обл., Домодедовский р-н, г. Домодедово, микрорайон Белые Столбы, ул. Меткино, д. 12.

Тверь. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» (Скорбященская церковь)


Церковь Божией Маери Живоносный источник.
Тверь. XVIII в.
До 1750 года на Скорбященском холме был дом для убогих и бесприютных людей. Потом было решено поставить здесь храм Во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и при нем открыть богадельню. В 1763 году во время большого тверского пожара церковь сгорела. Через 30 лет вместо нее выстроили новый каменный храм с приделом Всех Святых и колокольней. Немного позже к нему были пристроены еще два придела: в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и Божией Матери «Живоносный источник», который стал главным. Храм отличается особенной, непривычной для Твери архитектурой. В городе это единственный храм с ротондой в стиле классицизма и семигранным алтарем в стиле барокко. В советское время храм был закрыт, сломана паперть, и здание использовалось под книжный склад. Возвращена верующим церковь в 1994 году. Сейчас этот действующий храм, поддерживаемый в хорошем состоянии, считается украшением города.
Адрес: г. Тверь, ул. Володарского, д. 4.

Арзамас. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник»


Церковь Божией Матери Живоносный источник. Арзамас. XVIII в.
Эта красивая церковь со сложной декоративной лепкой и богатой историей была построена в 1794 году. Главный престол ее был освящен в честь иконы «Живоносный источник», два малых – в честь архистратига Михаила и иконы Богоматери «Утоли Моя Печали». Храм имеет очень интересную конструкцию постройки – в виде корабля. Резной иконостас выполнен известными арзамасскими мастерами Митрящевыми. Церковь была закрыта в 1935 году, иконы были утеряны безвозвратно. Однако в 1944 году она была возвращена верующим, и с тех пор это действующий храм. Из множества старинных арзамасских церквей, которыми так славился город в начале прошлого века, сохранили свой первоначальный облик лишь два храма, стоящие на главной площади города. Это Воскресенский собор и церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник». В ней находится древний и редкий молитвенный образ – икона «Собор Пресвятой Богородицы», который почитается как главная святыня храма.
Адрес: Нижегородская обл., г. Арзамас, пл. Соборная.

Задонск. Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Задонском Рождество-Богородицком монастыре

Задонский монастырь основали в начале XVII века два благочестивых старца-схимонаха Кирилл и Герасим. Первый монастырский храм был посвящен Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. В 1692 году монастырь, в то время уже имеющий немалый масштаб и известность, сгорел дотла. Не тронул пожар лишь чудотворную икону, с которой монахи начали строительство обители. После этого чуда усилиями многочисленных паломников монастырь был восстановлен. Источник у Задонского мужского монастыря, согласно летописи, стал известен с начала XVIII века. В 1730 году возле него построили часовню в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», а в 1870 году возвели храм. После революции 1917 года источник был засыпан, храм закрыт, а в его стенах размещались различные советские учреждения: от больницы до пищекомбината. Восстановление монастыря началось в 1988 году с ремонта главного Владимирского собора. Через три года в нем поселились первые иноки. В 1991 году в обитель торжественно были перенесены святые мощи святителя Тихона Задонского, ранее являющиеся почитаемой святыней монастыря. В 1994 году был восстановлен монастырский источник и по сохранившейся литографии воссоздан храм Иконы Божией Матери «Живоносный источник». При источнике в настоящее время построена купальня для желающих окунуться в целебные воды. В главном Владимирском соборе монастыря находится много местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, и частиц мощей святых Божиих угодников.
Адрес: Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14.

Сортавала. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на высоком холме острова Валаам, на Ладожском озере, был основан в X веке преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже XV–XVI вв. монастырь называли «великою лаврою», он славился высокой духовной жизнью. Немало известных христианских подвижников в разные века подвизались в стенах этого монастыря: преподобный Арсений Коневский, преподобный Александр Свирский, преподобный Савватий Соловецкий, преподобный Евфросин Синозерский и другие. Валаамская обитель не раз подвергалась нападениям шведов. После полного разорения в 1611 году монастырь больше ста лет пребывал в забвении, и на его территории обосновались финны. Нетронутыми оставались только святые мощи преподобных Сергия и Германа, скрытые монахами глубоко под землей. В XVIII веке по указанию Петра I началось возрождение Валаамской обители. В 1782 году настоятелем монастыря был назначен знаменитый старец-подвижник Назарий из Саровской пустыни, и с его приходом начался новый созидательный этап в истории обители. Он ввел в Валаамском монастыре общежительный устав Саровской пустыни. При нем был воздвигнут пятиглавый каменный Преображенский собор с высокой колокольней и келейные корпуса с Успенской и Никольской церквами.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» была построена в 1814 году при преемнике отца Назария – игумене Иннокентии. Стиль постройки – византийский. Обитель неоднократно посещали императорские особы и высоко отзывались о ней. Император Александр I причислил Валаамский монастырь к разряду первоклассных. После революции 1917 года Финляндия стала независимой, и Валаам оказался на ее территории, что позволило сохранить на время обитель от разорения. В начале 1940 года монастырь подвергся сильным бомбардировкам советской авиации. Братия была вынуждена эвакуироваться в Финляндию. Монастырский колокол печально прозвучал в последний раз, возвещая смерть обители. После передачи Валаамского архипелага советским войскам монастырь постигла трагическая участь медленного разрушения. Лишь в 1989 году власти Карелии разрешили передать Ленинградской епархии часть бывшего монастыря, и первые иноки прибыли на Валаам для возрождения монашеской жизни. С 1990 года монастырь перешел в ведение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В следующем году обитель обрела духовное сокровище – нетленные мощи валаамского подвижника, иеросхимонаха Антипы, от которых и по сей день происходят чудеса исцеления. Постепенно возвращаются в монастырь прежние реликвии, например, древний крест-мощевик с частицей мощей великомученика Пантелеймона-целителя. Одной из главных святынь обители является Валаамский образ Божией Матери, по молитвам перед которым совершаются исцеления. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Валаам, на котором вы видите гранитные уступы и высокие горы, сделается для вас той духовной высотой, с которой удобен переход в обитель рая». И сейчас на Валаам приезжают тысячи богомольцев с желанием прикоснуться к живоносному источнику веры.
Адрес: Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам, г. Сортавала.
Loading...Loading...