Жизнь иоанна предтечи. Саломия просит голову Иоанна

Все христиане мира знают прославленную пару Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Имена этих двух личностей неразрывно связаны между собой. При этом если историю жизни Иисуса знает практически каждый набожный человек, то о земном пути Иоанна Крестителя известно далеко не всем.

Исторические сведения о Крестителе

Кто такой Иоанн Креститель и какова его роль в христианской религии? К сожалению, документальные свидетельства (кроме Евангелия) и пара жизнеописаний о деяниях этого человека практически не сохранились. Несмотря на это, Иоанн Креститель - это реальная личность, существование которой никто даже не оспаривает. Этот грандиозный по своей значимости человек стал «Предтечей» Иисуса Христа. Многие люди не понимают, что значит это слово. Значение слова «предтеча» в различных источниках трактуется по-разному. Это предшественник, лицо, которое своей деятельностью подготовило путь чему-то или кому-то, событие или явление, подготовившее почву для других деяний. Иоанн Креститель был сыном престарелого первосвященника Захарии, отчаявшегося иметь наследника, и его праведной жены Елисаветы. В библейских писаниях говорится о том, что он родился на полгода раньше Иисуса. О его появлении на свет и служении Господу возвестил ангел Гавриил. Также о его рождении говорили Исайя и Малахия. Крестителем его называли потому, что он совершал ритуал омовения (крещения) человека в водах р. Иордан в качестве его духовного обновления.

Точное место, где родился Иоанн, не указано ни в одном источнике. Считается, что он появился на свет в Эйн-Кареме, предместье Иерасулима. Сегодня на этом месте возвышается францисканский монастырь, посвященный этому Святому. Многие теологи считают, что отца Иоанна Захарию убили в храме по приказу царя Ирода после того, как он отказался указать местонахождение своего новорожденного сына. Мать Крестителя спасла его от убиения во время резни вифлеемских младенцев, укрывшись в пустыне. По преданию, она, услышав о поисках Иоанна, пошла с ним на гору. Громким голосом Елисавета приказала горе укрыть ее и сына, после чего скала разверзлась и впустила ее. В то время их постоянно охранял ангел Господень.

Информация об Иоанне

Все обстоятельства рождения и жизни Иоанна Предтечи подробно описываются в Евангелии от Луки. Свою юность он провел в пустыне. Житие Иоанна Крестителя до момента его явления народу было аскетическим. Он носил одежду, сшитую из грубой шерсти верблюда и подпоясанную кожаным ремнем. Иоанн Креститель питался сушеными акридами (насекомые рода саранчи) и диким медом. Достигнув тридцатилетнего возраста, он начал проповедовать народу в Иудейской пустыне. призывал людей к покаянию в своих грехах и следованию праведной жизни. Его речи были немногословны, но производили сильное впечатление. Одна из его излюбленных фраз звучит так: «Покайтесь, ибо приближается Царствие Божие!» Именно благодаря Иоанну появилось выражение «глас вопиющего в пустыне», поскольку таким образом он выражал свой протест ортодоксальному иудаизму.

Введение в обиход обозначения «Предтеча»

Впервые Иоанна крестителя назвал «Предтечей» гностик Гераклион, живший во II веке. В дальнейшем это обозначение было принято христианским ученым Климентом Александрийским. В православной церкви оба эпитета «Предтеча» и «Креститель» используются одинаково часто, а в католической второе употребляется намного чаще. Иоанну на Руси издавна посвящены два больших почитаемых народом праздника: Ивана Купалы и Ивана Головосека (Усекновение головы).

Влияние Иоанна Крестителя на народ

Проповедовать Креститель начал примерно в 28 году н.э. Он укорял людей за гордыню своим избранничеством и требовал восстановления старых патриархальных норм этики. Сила проповедей Предтечи была столь велика, что население Иерусалима и всех иудейских окрестностей приходило к нему креститься. Посвящение водой Иоанн производил в р. Иордан. При этом он говорил, что при омовении человека Бог отпускает ему грехи. Погружение в воду и покаяние он называл приготовлением к принятию Мессии, который должен был скоро появиться в этих краях. На берегах Иордана Иоанн продолжал проповедовать, собирая вокруг себя все большее число последователей. Есть сведения, что под действием речей Предтечи принять крещение пришли даже фарисеи (религиозная группировка, призывавшая скрупулезно соблюдать Закон) и саддукеи (высшее духовенство и аристократы), однако Иоанн прогнал их без крещения.

Сущность учения Иоанна Крестителя

В начале своей проповеднической деятельности Предтеча сочетал призыв к покаянию с погружением в священные воды Иордана. Эта процедура символизировала очищение от людских грехов и приготовление к приходу Мессии.

Проповеди Иоанна воинам, мытарям и другим людям

Помимо общения с простыми людьми, Креститель много времени посвящал проповедям воинам. Он призывал их не клеветать, не обижать никого, а также довольствоваться своим жалованием. Предтеча просил мытарей не требовать более того, что им определено законом. Всех людей, невзирая на их положение и достаток, он призывал делиться как пищей, так и одеждой. Последователи Крестителя создали общину, называемую «ученики Иоанновы». Среди себе подобных она отличалась чрезвычайно строгим аскетизмом.

Пророчество о Мессии

Святой Иоанн Креститель на вопрос о посланнике Божьем ответил иерусалимским фарисеям: «Я крещу в воде, но стоит среди вас, которого не знаете вы. Он, идущий за мной, но который стоит впереди меня». Этими словами он подтверждает приход на землю Мессии.

Знакомство Иоанна Крестителя с Иисусом

Иисус Христос в числе других израильтян пришел на берега Иордана послушать проповеди Иоанна. Практически сразу он попросил крещения от руки Предтечи, чтобы «исполнить всякую правду». Несмотря на всю свою суровость, Пророк Иоанн Креститель указал народу на Христа как на Агнца Божия. Евангелисты Матфей, Марк и Лука писали об одной встрече Предтечи и Иисуса. В то же время Апостол Иоанн пишет о двух моментах общения этих личностей. Так, в первый раз перед Крестителем предстал незнакомец, в котором Дух в виде белого голубя указал ему на Агнца Божия. На следующий день Христос и Предтеча снова встретились. Именно тогда Иоанн Креститель провозгласил Иисуса Мессией, что и стало, по мнению теологов, его главным подвигом.

Крещение Иисуса

В то время, когда Иоанн Предтеча находился в Вифаваре у к нему пришел Иисус, желающий принять крещение. Поскольку в наши дни точное расположение этого населенного пункта невозможно установить, местом омовения Христа с XVI века считается участок на берегу реки, где расположен монастырь Святого Иоанна. Он находится в километре от г. Бейт-Авары, что восточнее Иерихона на 10 км.

Во время крещения Иисуса «отверзлись небеса, и Святой Дух сошел на Него, как голубь, и глас с неба глаголил: «Ты Мой Сын Возлюбленный, в Тебе благоволение Мое». Таким образом, благодаря Иоанну было засвидетельствовано всенародно мессианское предназначение Сына Божьего. Крещение оказало сильное влияние на Иисуса, поэтому оно рассматривается евангелистами как самое первое важное событие общественной деятельности Мессии. После встречи с Христом Иоанн крестил людей и в Еноне, что расположен близ Салима.

После крещения Иисус стал преемником Иоанна. Он даже речи свои начинал, как Предтеча, с призыва к покаянию и возвещения о приближении Царства Небесного. Теологи считают, что без Христа проповеди Иоанна были бы недейственными. В то же время без Крестителя как Мессии, подготовившего почву для проповедей Иисуса, его чтение не нашло бы такого отклика у народа.

Значение Иоанна Предтечи в христианстве

Несмотря на все свои заслуги, Креститель в религиозных преданиях совсем не приравнивается к Христу. Хотя он и был старшим по возрасту и стал первым проповедовать покаяние и пришествие Царства Божия, он все-таки поставлен ниже, чем Иисус. Иоанна Крестителя часто сравнивают с ветхозаветным который также выступал ревнителем единого Всевышнего Яхве и боролся с ложными богами.

Путь Иоанна Крестителя к казни

Как и у Иисуса Христа, у Предтечи был свой жизненный путь в казни. Он связан с обличением Крестителем палестинского тетрарха (человека, унаследовавшего часть царства отца) Ирода Антипы. Он отказался от общечеловеческих принципов морали и многих религиозных правил. Ирод Антипа женился на жене своего брата Иродиаде, нарушив тем самым еврейские обычаи. Иоанн Креститель открыто осуждал этого правителя. По наущению злобной Иродиады Ирод Антипа примерно в 30 году н.э. заключил Предтечу в тюрьму, но, боясь народного гнева, все же сохранил ему жизнь.

Усекновение главы Иоанна крестителя

Иродиада не смогла простить обиду Иоанну Крестителю, поэтому она дождалась удобного момента, чтобы осуществить свой коварный план мести. В день, когда Ирод Антипа отмечал свое рождение и давал пышный пир для старейшин и вельмож, он пожелал танца Саломеи, дочери Иродиады. Она угодила правителю и его гостям настолько, что он сказал ей, чтобы она просила у него что угодно. По просьбе Иродиады Саломея потребовала голову Крестителя на блюде. Несмотря на свой страх перед народным возмущением, Ирод исполнил свое обещание. По его приказу в темнице отрубили голову Иоанна Предтечи и подали Саломее, которая отдала ее своей коварной матери. Достоверность этого факта подтверждается «Иудейскими древностями», написанными

Образ Иоанна Крестителя в мировом искусстве

Святой Иоанн Креститель привлекал своим образом не только художников и скульпторов, но и композиторов. В эпоху Возрождения многие гении изобразительного искусства обращались к образу и эпизодам жизнеописания Предтечи. Кроме этого, художники изображали и Саломею, танцующую или держащую поднос с головой Крестителя. Свои произведения ему посвятили такие мастера, как Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Тинторетто, Караваджо, Роден, Эль Греко. Всемирно известная картина художника А. Иванова «Явление Христа народу» посвящена встрече Крестителя с Иисусом. В средние века были очень популярны бронзовые и терракотовые фигурки Предтечи.

Значение Предтечи в мировых религиях

Иоанн Креститель почитаем как последний из пророков-предвестников Мессии не только в христианстве. В исламе и таких религиозных течениях, как бахаи и мандеи, ему поклоняются под именем Йалья (Яхья). В некоторых арабских христианских церквях он известен как Юханна.

Место погребения Крестителя

По преданиям, Иродиада несколько дней глумилась над головой Крестителя. После этого она велела закопать ее на свалке. По другим сведениям, голову в глиняном кувшине захоронили на Елеонской горе. Считается, что обезглавленное тело Предтечи захоронено в Севастии (Самарии) около могилы пророка Елисея. Еще апостол Лука хотел забрать его тело в Антиохию, но местные христиане отдали ему только правую руку (десницу) Святого. В 362 году н.э. гробница Иоанна Крестителя была разгромлена отступниками. Его останки были сожжены, а пепел развеян. Несмотря на это, многие считают, что Предтечи было спасено и перевезено в Александрию. Мощи Иоанна Крестителя, представленные его десницей и головой, считаются чудодейственными. Они являются очень почитаемыми святынями. Голова Иоанна Крестителя, по одним сведениям, хранится в римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите, по другим - в находящейся в Дамаске. Также известно о таких святынях в Амьене (Франция), Антиохи (Турция), Армении. По православной традиции голова Крестителя была обретена 3 раза. Где на самом деле находится настоящая реликвия, трудно сказать, но прихожане разных церквей верят, что их «глава» и есть подлинная.

Десница Иоанна находится в что расположен в Черногории. Турки утверждают, что она хранится в музее дворца султана Топкапы. Есть сведения о деснице в Коптском монастыре. Даже пустая могила Крестителя до сих пор посещается паломниками, верящими в ее чудодейственность.

Праздники в честь Предтечи

Православная церковь установила следующие праздники, посвященные Иоанну крестителю:

  • Зачатие Предтечи - 6 октября.
  • Рождество Иоанна - 7 июля.
  • Усекновение головы - 11 сентября.
  • Собор Крестителя - 20 января.

Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сын царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

За что отец пророка лишился дара речи и почему до тридцати лет святой жил в пустыне. Какой христианский подвиг совершил мученик.

Православный праздник Рождество Иоанна Предтечи отмечается 7 июля, а жизнеописание праведника встречается только у одного библейского летописца. Об этом рассказывается в первой главе Евангелия от Луки.

Святой Иоанн Предтеча (также его называют и Крестителем) является одним из самых почитаемых праведников . Он совершил высокий подвиг самоотвержения и принял мученический венец за имя Христово, явив пример долготерпения и кротости.

Мать пророка

Родительница будущего пророка праведная Елисавета происходила из царского рода и приходилась двоюродной сестрой деве Марии, ставшей матерью Мессии. В иконографии Елисавету принято изображать пожилой женщиной. Ведь она зачала Иоанна, будучи уже в преклонных годах. Ее мужем был священник Захария, который погиб во время избиения младенцев по приказу царя Ирода.

Воины убили Захарию прямо в храме, а Елисавета со своим маленьким сыном бежала в Синайскую пустыню. За ними началась погоня, но скала чудесным образом сдвинулась с места и скрыла беглецов. Праведница умерла в пустыне, когда Иоанн был еще отроком, и присмотр за мальчиком осуществлял ангел-хранитель. Православная церковь проводит памятные службы в честь Елисаветы 5 сентября и 30 декабря (по юлианскому календарю), а Католическая — 23 сентября.

Отец святого

Родителем Иоанна был священник Захария, который вел служение в храме во времена царя Иудейского Ирода. Как и его супруга Елисавета он вошел в преклонный возраст, не имея детей, что считалось у евреев большим несчастьем и позором. Захария постоянно молился о том, чтобы небеса ему даровали наследника и его слова были услышаны.

Однажды когда он кадил в храме, то увидел архангела Гавриила. Тот сообщил ему, что скоро родится сын, который должен получить имя Иоанн. Также священник узнал о том, какая судьба ожидает его чадо и что его сыну уготована миссия подготовить людей к пришествию Иисуса Христа.

Старый священник усомнился в том, что еще способен родить сына. За это архангел покарал его немотой. Дар речи вернулся к Захарии только тогда, когда супруга на восьмой день после рождения ребенка поднесла к нему сына и он начертал на дощечке его имя «Иоанн».

Житие Захарии было составлено евангелистом Лукой на основе византийских легенд, согласно которым земное существование отца Иоанна Предтечи оборвалось в тот момент, когда к нему в храм ворвались воины царя Ирода и стали допрашивать — где скрывается супруга с младенцем. Священник ничего не сказал и был убит. В церковном почитании от упоминается вместе с праведницей Елисаветой.


Житие праведника в пустыне

Рождество Иоанна Предтечи окружено множеством чудес и они продолжились после того, как праведница Елисавета бежала со своим сыном в пустыню, чтобы не быть убитыми воинами царя Ирода. После смерти матери до тридцати лет он продолжал находиться в пустыне, питался саранчой и носил грубую самотканую одежду из верблюжьей шерсти. Такое одеяние — власяница -плохо защищало от дождя, а намокнув, ранило кожу. В довершение ко всему пророк намеренно стягивал живот широким кожаным поясом, чтобы не съесть больше положенного.

Иоанн постоянно совершенствовал свое умение красноречиво проповедовать, за что и получил от пророка Исаия символическое название «Глас вопиющего в пустыне». По достижению тридцати лет он оставил свое уединение и отправился на берег многолюдного Иордана, чтобы призвать людей избавиться от греховности через исповедь и омовение.

Проповеди аскета были столь убедительны, что он превратился в народного любимца и даже сам Иисус Христос пришел на берег реки, чтобы принять Крещение от рук Иоанна. Во время церемонии небеса разверзлись и Святой Дух снизошел в виде голубя, а голос свыше подтвердил, что Иисус является избранным.

Подвиг пророка

Со временем слух о деяниях праведника дошел до царя Ирода Антипы. Он пригласил к себе пророка, внимательно выслушал речь о покаянии и пообещал придерживаться истинных правил. Однако жена Ирода — Иродиада, которая раньше жила с родным братом Ирода Филиппом, — возненавидела Предтечу. Она решила, что ее новый супруг может прогнать ее, ведь Иоанн строго обличал неправедное сожительство. Своими интригами ей удалось заточить пророка в тюрьму.

Затем наступил день рождения Ирода. Царь попросил Саломею, дочь Иродиады станцевать перед собравшейся знатью один из своих танцев. Он был так восхищен умением Саломеи, что при всех пообещал дать любую награду вплоть до половины царства. Посовещавшись с матерью, юная красавица попросила немедленно принести ей на блюде голову пророка.

Царь был опечален, но слово сдержал и послал оруженосцев отсечь голову Иоанна Крестителя и принести ее на драгоценном подносе.

Таким образом, Саломея получила желаемое и тут же передарила голову матери. Ученикам Предтечи досталось его тело, которое захоронили в самарийском городе Севастия.

Голову пророка Иродиада (по библейскому преданию) «хранила в бесчестном месте» до тех пор, пока ее не выкрала жена царского домоправителя по имени Иоанна. Женщина захоронила сосуд с головой на Елеонской горе. Впоследствии мощи несколько раз меняли свое местонахождение. В итоге их прибежищем стал храм в Константинополе.

Житие Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Как повествует Евангелие, праведные родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Можно отметить, что в то время в израильском народе бездетность считалась наказанием Божиим. Поэтому нередко бездетные супруги подвергались нареканиям и осуждениям со стороны окружающих.
Рождение долгожданного сына явилось для родителей свидетельством силы их молитвы, знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию будущего пророка. Предтеча Господень родился несколько ранее Иисуса Христа. О рождении Пророка Иоанна архангел Гавриил предвозвестил в храме священнику Захарии. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. «Не бойся, Захария, – сказал Ангел, – ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13-17). Вестник Божий предсказал, что у Захарии родится сын, который будет Предтечею ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя - Мессии. Однако Захария усомнился в истинности возвещенного ему, и попросил знамения.
Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела Гавриила.
Святая Елисавета зачала и, избегая людей, таилась пять месяцев, пока ее не посетила Преблагословенная Дева Мария, которая приходилась ей дальней родственницей. Тот же Архангел Гавриил, который возвестил Захарии о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой Деве всемирную радость о рождении от Нее Христа Спасителя, открыл, что Елисавета, ее родственница, называемая неплодною, зачала, и шестой месяц носит во утробе сына (Лк. 1, 36). Услышав о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Дева поспешила навестить родственницу. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая ублажила Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, находившийся в утробе праведной Елисаветы.
Настало время, и святая Елисавета родила сына. Все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву младенец должен был быть посвящен Богу. Мать назвала его Иоанном. Все окружающие удивились, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн – имя ему». Тотчас его уста разрешились. Написанное он произнес вслух; затем стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии-Христа, о том, что Иоанн будет Его Предтечею: «И ты, младенец , – сказал Захария, обращаясь к сыну своему, – наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1, 76).
После Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей и волхвов, предсказавших рождение нового Царя израильского народа, нечестивый правитель Ирод повелел умертвить всех младенцев, чтобы продолжить собственное царствование и не иметь соперников. Услышав об этом, святая Елисавета ушла со своим сыном в пустыню, где скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием узнать местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно. За отказ оказать содействие он был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии.
Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни. «Он жил в пустыне, как на небе , – говорит свт. Иоанн Златоуст, – вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом» . Одежду носил Предтеча самую простую, жесткую, сшитую из ткани, приготовленной из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. В пище соблюдал крайнюю воздержность: пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид. Скрываясь в глубине пустыни, ведя жизнь свободную от близких сношений с людьми, ища только общения с Богом, он ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело общественного служения.
Зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном величия и силы, приходили к нему многие жители страны Иудейской и иерусалимляне, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Успех его проповеди был так велик, приходящего народа для крещения было такое множество, что втайне многие начали думать, что святой Иоанн и есть ожидаемый Мессия. «Я крещу вас водою , – отвечал на это Иоанн, – но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн дал ответ на тайные мысли народа о себе и ясно засвидетельствовал что не он Христос, а только слуга и Предтеча Спасителя ми-ра. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою» , которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.
Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Православная Церковь учит, что, приготавливая богоизбранный народ к принятию Спасителя, пророк Иоанн открыто и ясно указал на пришествие в мир Единородного Сына Божия: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Святой Предтеча сподобился крестить Иисуса Христа в водах Иордана и был свидетелем явления Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Это событие ясно указало на исполнение ветхозаветного пророчества о пришествии в мир Мессии Христа, о чем сам Креститель Господа сказал: «Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34). Когда же Господь выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. В Евангелии говорится, что при этом был голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 13, 17). Следует отметить, что, как говорит свт. Иоанн Златоуст, «Христос не нуждался в крещении, но крещение имело нужду в силе Христовой. Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна».
Однажды ученики Иоанна, в простоте своего сердца, обратились в Крестителю со словами: «Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3, 24). В ответе своем, исполненном глубокой мудрости, Иоанн сказал: «Не может человек ничего принять на себя, если не дано ему с неба. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех.
Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем»
(Ин. 3, 27-36).
Евангелие сообщает, что после Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Причиной этого стало то, что пророк Божий открыто обличал Ирода, который, оставив свою супругу, беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой родного брата Филиппа (Лк. 3, 19). Священное Писание повествует, что в день своего рождения Ирод устроил пир, на который пригласил вельмож, старейшин и начальствующих лиц. Дочь Иродиады Соломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность за это царь поклялся девице дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Соломия по совету своей матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Из-за преступных и злых замыслов Иродиады, за смелые и бесстрашные обличения беззаконных деяний Ирода, святой Иоанн был усечен мечом в темнице по приказу правителя и закончил свою земную жизнь мученически. Благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла честную главу Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской (обретение честной главы празднуется 24 февраля ). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.
Спаситель, говоря о пророке Иоанне Предтече, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никакой человек. «Истинно говорю вам , – сказал Господь окружавшему Его народу, – из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).
Священное Предание говорит, что святой апостол и евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, перенес часть мощей – правую руку Предтечи – в Антиохию. Таким образом апостол спас ее от поругания, которому спустя триста лет подверглось тело святого Крестителя от руки языческого царя Юлиана-Отступника. Десница находилась в храме святого апостола Петра до агарянского нашествия, после которого некий диакон Иов, по вдохновению от Духа Божия, перенес ее в Халкидон. Византийский император выслал навстречу ей корабль, и она была перевезена в Константинополь в 956 году. Император поместил ее в церковь Пресвятой Богородицы Фарской, затем в монастырь Памакаристос, и, наконец, в храм Премудрости Божией – Святой Софии.
Позже от Десницы были отделены два перста – один из них был перенесен в Студийский монастырь Иоанна Предтечи, и по настоящее время хранится он в городе на Босфоре, второй – царь Феодор Ласкарис подарил Сербской Церкви и ее первому архиепископу Святому Савве. Святыня была помещена в монастырь Жича, но вскоре, вслед за перемещением престола Сербского архиепископа, перенесена в Печ. После упразднения Царства Елена Бранкович увезла перст святого Иоанна в Морею, чтобы святыня хранилась при дворе Фомы Палеолога. Когда же пали Константинополь и Морея, Фома Палеолог бежал в Италию и передал святыню папе Пию XI, который, будучи родом из Сиены, даровал ее местному кафедральному храму, где она хранится и поныне в раке.
Десница святого Пророка оставалась в Константинополе до прихода турок, которые также его почитали. Но, желая примириться с воинственно настроенными рыцарями ордена Святого Иоанна – госпитальерами, хранителями святых мест, султан Баязит II подарил святыню им. К тому времени рыцари принесли из Палестины через Кипр две реликвии – частицу Святого Креста, дар Луи XII, и написанную кистью святого апостола Луки икону Пресвятой Богородицы, ради которой был возведен храм на древнем святилище Филеримос близ города Родоса. Об этом говорит современник и участник событий, вице-канцлер Родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта, перенесли туда полученную ими святыню.
Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из исторических памятников известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость мощей святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который послал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце XIV- начале XV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. После взятия турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.
Впоследствии турки изгнали рыцарей-иоаннитов с Родоса на Мальту, где они в 1573 году воздвигли храм святого Иоанна для хранения святынь. Они находились там в течение двухсот лет, до конца XVIII века, когда мальтийцы под угрозой завоевания Наполеоном передали свои реликвии русскому императору Павлу I, который, приготовив искусно украшенные драгоценные киоты, поместил в них святыни – десную руку Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермскую икону Божией Матери. Это историческое событие произошло 12 октября 1799 года. С тех пор Церковь прославляет их перенос, сначала в царскую резиденцию в Гатчине, а затем в Зимний дворец в Петербурге, в церковь в честь Нерукотворного Спаса. Раз в год их приносили в Гатчину на поклонение верующим. На этот праздник была составлена особая служба.
Десница Пророка благословляла русскую землю сто двадцать лет. Перед революционными событиями 1917 года мощи были укрыты в Эстонии, а затем перевезены в Сербию. История того времени повествует, что митрополит Антоний Храповицкий доставил святые мощи в Сербию и передал царю Александру Карагеоргиевичу. Святыни были установлены в дворцовой церкви в Дедиае, а владыка Николай (Велемирович) воскликнул «Десница, которая, зачерпнув воды иорданской, поднялась над главой Христа, находится среди нас!»
Русская Православная Церковь празднует следующие дни его памяти: 23 сентября – зачатие (2 г. до Рождества Христова) 24 июня – рождество (1 г. до Рождества Христова); 29 августа – усекновение главы (около 32 года); 24 февраля – первое (IV) и второе (452) обретение главы; третье обретение главы (около 850); 12 октября – перенесение десной руки из Мальты в Гатчину (1799).


45 х 100 см.
золочение

икона на доске (липа)
с ковчегом - 15 000 р.
на ровной доске - 10 000 р.



Заказать

Контакты


СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ.
П ророк Иоанн Креститель - после Девы Марии самый чтимый святой. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: "Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн". Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: "Я - Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим". Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал "играньми, яко песньми" и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: "Иоанн имя ему" - и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне - Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя. Так произошло Первое обретение главы. Но перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, он скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова.

Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи снова была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 - 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Loading...Loading...