Знак ом из дыма. Что такое знак "Ом"? Некоторые толкования божественного знака “ОМ”

Отличительным знаком которого была буква Z, и что он изначально зародился в 1970-80-е годы среди студенческой молодёжи (и только потом распространился в просторечном языке). По его мнению, своё имя буква зю приобрела благодаря замене в названии латинской буквы зет последних двух звуков на звук « ». Зеленин считает, что эта замена произошла под влиянием греческих букв мю и ню , фонетическая форма которых (по его мнению) вызывала удивление у студентов. Само по себе фонетическое сочетание «зю» также необычно (так Л. В. Успенский в 1973 году в книге «По закону буквы» приводил в качестве редких примеров использования слога «зю» слова́ зюзя , назюзиться ).

На возникновение словосочетания могла повлиять одна из наиболее известных бессмысленных строк кубофутуриста А. Е. Кручёных «Зю цю э стром», часто цитируемая наряду с его же «дыр бул щыл ».

Эволюция выражения

Зеленин считает, что первоначально, в 1980-е годы, словосочетание «буква зю», обозначающее странное, согнутое положение тела человека, получило распространение в среде автомобилистов, проводивших много времени за ремонтом машин. В дальнейшем, в конце 1980-х годов этот речевой оборот вошёл в словарь дачников и стал обозначать длительную работу наклонившись на земельном участке. Такое словоупотребление (уже без привязки к даче или автомобилю) получило широкое распространение не только в просторечных выражениях, но и в печати и художественной литературе:

В данных случаях фразеологизм стал выполнять роль более образного синонима для выражений «стоять на карачках», «на четвереньках» и «изогнувшись».

В ходе эволюции фразеологизм отдалился от исходного значения «напоминающий по форме букву Z» и стал обозначать искривлённость вообще. Теперь данное выражение используется по отношению к любому объекту, находящемуся в искривлённом, странном состоянии.

В середине 1990-х годов выражение проникло в публицистику, породив причудливые семантические преобразования.

Другие значения выражения

Ряд значений словосочетания «буква зю» связан с переносом основой смысловой нагрузки со слова «зю» на слово «буква». Зеленин охарактеризовал этот процесс так: «актуализация первого, номинативного, элемента сочетания». «Буква зю» начинает обозначать неразборчивый почерк, загадочный знак или просто каракули.

В частности, существует популярная компьютерная программа Буква Зю (Letter Zu) , предназначенная для транслитерации латинских букв и их комбинаций в русские буквы.

В данном значении выражение «буква зю» по наблюдениям Зеленина стало порождать вторичные фразеологизмы, работающие как синонимы выражений от а до я или от альфы до омеги .

В «Большом словаре русских поговорок» Мокиенко и Никитиной можно найти альтернативное значение словосочетания: буква зю - школьный жаргонизм, шутливое прозвище учителя математики .

Там же находится и другой созвучный молодой жаргонизм: корявый зю - странно одетый человек.

Благодаря расплывчатости значения, буква зю имеет большие возможности дальнейшей языковой трансформации.

Распространение выражения

Выражение «буква зю» распространено в русской речи России и в русскоязычной прессе бывшего СССР (однако в последней случае фразеологизм по своему семантическому значению в основном ограничивается искривлённым положением человека или предмета). Так, фразеологизм «(зігнутий) як буква зю» привлёк внимание харьковского филолога Н. Ф. Уманцевой. Однако в русскоязычных кругах стран дальнего зарубежья выражение не прижилось. По мнению А. В. Зеленина, это связано с нахождением русскоязычных в окружении латинского алфавита , что снижает возможность иного, ироничного взгляда на букву Z.

Зюганов и буква зю

Напишите отзыв о статье "Буква зю"

Примечания

  1. Л. В. Успенский . Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю // По закону буквы. - Молодая гвардия, 1973. - С. 129. - 240 с. - (Серия «Эврика»). - 100 000 экз.
  2. К. Чуковский. // Чуковский К. Собрание сочинений. Т. 8. - М., 1969.
    К. Чуковский. // Чуковский К. Собрание сочинений. Т. 6. - М., 1969. - С. 202-239
  3. Итоги. 2000. № 44

  4. В качестве одного из примеров А. В. Зеленин приводит следующую цитату (см.:):

    «Многие граждане вместо собственных данных ставят размашистую букву зю (дескать, кому надо, тот знает, кто я и где меня искать)»

  5. В качестве одного из примеров А. В. Зеленин приводит следующую цитату (см.:):

    «Суммы по переводу надо написать в последней строчке страницы, а свободные строчки прочеркнуть буквой „зю“»

  6. Михаил Федотов // Компьютерная газета . - Минск: ИД «Нестор», 2006. - № 41 .
  7. В качестве одного из примеров А. В. Зеленин приводит следующую цитату ():

    «1700 школьников в 65 классах до буквы зю»

    Деловые вести. Волгоград. 1998. № 16)

  8. , Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.
  9. , Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. 2007.
  10. В качестве одного из А. В. Зеленин приводит следующую цитату (см.:):

    «Обозначьте эту позу хоть буквой „зю“, хоть чисто по-белорусски „на куюрышках“, но она абсолютно далека от нормальной»

  11. Н. Ф. Уманцева (укр.) // ВІСНИК ХАРКІВСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ імені В. Н. КАРАЗІНА. - Харьков, 2009. - Вип. 57 . - № 854 . - С. 182 .
  12. Кронгауз, Максим Анисимович. .
  13. О. В. Фельде // Вестник ТГПУ . - 2010. - Вып. 6 (96) .
  14. Е. С. Чинарова // Вестник Челябинского государственного университета . Филология. Искусствоведение. - 2009. - Вып. 39 . - № 43 (181) . - С. 150–152 .
  15. Дмитрий Быков // Журнал «Карьера». - 1999. - № 9 .
  16. Евгений Рожков . , Телеканал «Россия» («Вести ») (27 июня 2009). Проверено 4 января 2012.

Литература

  • к.ф.н. А. В. Зеленин // журнал «Русская речь ». - 2005. - Вып. 1 . - С. 79-83 .

Отрывок, характеризующий Буква зю

И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим, с приехавшим из за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.
– Tres beau, – говорил доктор, отвечая на вопрос о погоде, – tres beau, princesse, et puis, a Moscou on se croit a la campagne. [прекрасная погода, княжна, и потом Москва так похожа на деревню.]
– N"est ce pas? [Не правда ли?] – сказала княжна, вздыхая. – Так можно ему пить?
Лоррен задумался.
– Он принял лекарство?
– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.
– Окотник найдутся, – улыбаясь, отвечал немец.
Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену.
– Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски.
Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом.
– Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел.

Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны.
В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла.
– Ах, это вы, mon cousin?
Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком.

Пожалуй, самый известный среди священных индуистских и тибетских символов – знак «Ом» , олицетворение звука, который создал все во Вселенной. Еще его знают как «Аум » и «Сохам ». Он имеет много толкований.

Символ Ом, иероглиф

Например, можно считать «Ом» неназываемым именем Творца, Всевышнего, Дао. Его стоит рассматривать не только в качестве ритуальной символики, а гораздо шире. Считается, что в нем заложен глубокий метафизический смысл, пронизывающий само человеческое сознание. Что ж, давайте рассмотрим подробнее, о чем нам сообщает знак и звук «Аум», какие есть трактовки символики и в чем смысл тату «Ом».

Различные толкования знака «Ом»

Толкований символа «Ом» существует несколько: он выражает как графический знак, так и комбинацию звуков . Откуда же появилась вера в то, что «Аум» имеет сакральное значение и несет глубокий духовный посыл?

Индийские духовные науки гласят, что Богом изначально был создан звук, из вибраций которого произошел мир и все в мире. Сама метрия и все наше существование исходили из священного звука. Как сказано в Упанишадах, «Ом» – это в форме звука.

Значение знака «Ом» или «Аум» рассматривается в разных учениях с некоторыми отличиями, но в этих подходах, безусловно, есть много общего.

  1. Буква «А» понимается как начало чего-то, рождение (адиматва). Буква «У» – развитие, движение, трансформация (уткарша). Буква «М» олицетворяет разрушение, распад (мити). В рамках этого взгляда на значение священного знака «Аум» имеется общее мнение, что это особая энергия (Бог), управляющая закономерными процессами создания, развития и разрушения Вселенной.
  2. Весь знак символизирует Творца с его творениям, а каждая из букв означает мужской, женский и средний род.
  3. Знак «Ом» понимается также в плане времени – прошедшего, настоящего и будущего. Сам же символ подразумевает Творца, который находится вне времени.
  4. Стоит также понимать священный символ как учение матери, отца и гуру . А в целом он означает познание собственного Я, осознание внутренней божественности.
  5. Буква «А» истолковывается как вак (речь), «У» – манас (ум), «М» – прана (дыхание жизни) . Целостный символ олицетворяет живой дух , являющийся частью божественного духа. В рамках этого подхода также три буквы можно истолковать как длину, ширину и высоту, а символ подразумевает Силу, космическую энергию, Бога, не ограниченного формой и размерами.
Украшения со знаком Ом, фото амулета

Итак, «Ом» имеет тройной символизм. Помимо вышеперечисленных примеров, он проявляется еще в таких эквивалентах:

  • качества (гуны) – раджас (энергия), саттва (чистота), тамас (невежество);
  • человек – тело, душа, дух;
  • божества – Брахма, Вишну, Шива и т.д.

Чтобы понять все величие этого символа, необходимо обладать религиозными знаниями, проникнуться священностью знака.

Использование «Ом» в разных религиозных направлениях

Индийский знак «Ом» в индуизме является самым священным. Его произносят в самом начале мантр и священных текстов. Он символизирует триединство Ригведы, Яджурведы и Самаведы. Звук «Аум» воспринимается как три времени суток, способности человека (желание, познание, действие) и три уровня существования (небеса, воздух, земля).

Буддийский знак «Ом» позаимствован из индуизма. Используется он в мантрах, ритуалах, и олицетворяет (Будда, Дхарма, Сангха); Тело, Речь и Ум Будды.

В «Ом» используется как мантра . Звук последовательно создается в трех частях тела – область живота («А»), грудь («У»), макушка («М»).


Удивительно, но это используется и в мировой культуре. Например, группа «The Beatles» использовали мантру в припеве одной из своих песен. Джордж Харрисон же поместил символ на обложки нескольких своих альбомов. И даже в фильме «Матрица» в одной из песен можно услышать мантру «Ом».

Как выглядит знак «Ом»

Визуально знак «Ом» выглядит в алфавите санскрита как лигатура, состоящая из букв «А», «У», а также анусвары, произносимой как «М».

На санскрите «Ом» – это одна буква, а графически символ представлен из сочетания трех букв, над которыми видно изображение полумесяца с точкой наверху. Как утверждает Шри Виноба Бхаве, и санскритское слово «Аум», и латинское «Omne» имеют один корень. Они выражают вездесущность и всемогущество, а перевести их можно как «да будет так», «истинно». Кроме того, существует еще, по меньшей мере, 19 значений этого слога.

Сегодня не так уж редко наносится в качестве тату знак «Ом». Однако, перед его нанесением необходимо знать особые правила. Этот символ можно изображать только на коже верхней части тела, но ни в коем случае не ниже пояса. Как уже стало понятно, это не просто интересный рисунок. Это магический символ, содержащий непостижимую священную тайну бытия . Иногда знак изображают как отдельный от других элементов символ, но также крайне популярно его нанесение в оформлении, например, цветка лотоса или кольца, выполненного из многосложного орнамента.


Тату Ом мани падме хум

Какое придает значение тату знак «Ом»? Кроме того, что он украшает тело, люди, не близки к религиозным учениям, верят, что с его помощью можно найти выход даже из самых сложных жизненных обстоятельств. Он умело направляет человека к правильному выходу.

Те, кто стремится стать на путь очищения разума, например, практикующие определенное религиозное направления индуизма, наносят тату «Ом», значение которого заключается в том, чтобы помочь человеку преодолеть тяжелые испытания на пути к просветлению.

Толкование «Ом» как священного звука

Как рассматривается толкование «Ом» как символа, мы уже рассмотрели. Но также этот символ известен в качестве священного звука, используемого в мантрах.

Звук «Аум» считается первичным звуком, независимым от культурного контекста. Можно сказать, что этот звук вмещает в себя весь алфавит, так как для его произношения необходимо пройти поэтапную метаморфозу.

Так, открытый рот от «А» к «М» движется к его закрытию. И это имеет глубокий священный смысл. Рассматривая это явление с точки зрения метафорической дешифровки, следует, что:

  • звук «А» произносится с открытым ртом, что олицетворяет состояние бодрствования, активности;
  • звук «У» – переходной этап, формирующийся из открытости, но путем закрытия рта, что символизирует состояние сна;
  • звук «М» – происходит полное смыкание губ, интерпретируемое как состояние глубокого сна, запирание дверей во внешний мир.

«Ом» – это звук четвертого измерения, невидимого для органов чувств человека, воспринимающих исключительно материальный мир.

О чем гласит мантра «Ом Мани Падме Хум»

Уже было указано, что звук «Ом» часто используется в религиозных мантрах. Они скрывают глубокий священный смысл, часто олицетворяемых, например, в одной из самой известных мантр «Ом мани Падме Хум». Татуировка с ее изображением может толковаться по-разному. Дословно с тибетского языка переводится как «О, драгоценность в цветке лотоса!». Но ее наделяют более широким значением.

Принято считать, что это мантра бодхисатвы сострадания Авалокитешвары, состоящая из шести слогов, каждый из которых направлен на спасение существ из шести миров – богов, демонских сущностей, человека, животных, духов и тех, кто обитает в подземном мире. Например, полагают, что каждое слово в тату «Ом Мани Падме Хум» означает следующее:

  • слово «Ом» – тело, речь и ум Будды;
  • «Мани» – любовь, искреннее сострадание, пробуждение;
  • «Падме» – мудрость;
  • «Хум» – единство практики и мудрости.

Знак «Ом» способен стать талисманом для человека, находящегося в непростом жизненном положении или не знающим, какое решение будет правильным. Этот символ и священный звук поможет тому, кто в него свято верит.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Запинить

Возможно Вас заинтересует:

Камни, талисманы, подвески могут не только принести положительные эмоции, но могут также разрушить ваше настроение, планы, ваш внутренний мир. Прежде чем купить украшения, уточните у продавца, что значит тот или иной камень или подвеска. Если продавец не смог вам ответить, посмотрите в книгах и в интернете.

Мы себя специалистами не считаем, мы учимся, читаем, изучаем. Наши клиенты долго выбирают себе украшения и с завидным упорством задают нам вопросы. Вместе с клиентами учимся и мы.

К чему такое вступление, спросите вы?

Все просто, вчера забежала купить кофе в свое любимое кафе. У милой девушки-официантки висела подвеска. На мой вопрос, что значит знак, она не смогла мне ничего ответить. (Обычно стараюсь не нарушать личное пространство, но с девушкой мы часто общаемся на отвлеченные темы, поэтому я немного «поумничала». Да простят меня окружающие)

Мы говорили о знаке «ОМ». Он вызывает у меня восхищение.

Ом - древний индийский и тибетский знак, распространенный в разных религиях и вероисповеданиях, происходящих из буддизма и индуизма. Является визуальной формой магического звука (мантры), открывающей состояния озарения, очищения разума и отрешенности от земных дел так, чтобы быть достойным познания и постижения высших истин, достичь единства с наивысшей Духовностью (в Буддизме - достижение Освобождения и Просветления).

ОМ – знак-мантра, освобождающий дух и разум от дел приземлённых.

Священный слог ОМ (он же АУМ, он же СОХАМ) - в индуистской и ведической традиции - сакральный звук, изначальная мантра, означает неназываемое имя Бога, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания, открывающего состояние озарения, приносящего очищение ума и умиротворённость. Часто интерпретируется как символ божественной троицы Брахмы, Вишну и Шивы, квинтэссенция Слова.

Звук «Ом» является самым священным звуком в индуизме. Помимо олицетворения индуистской божественной троицы, он, сам по себе, является наивысшей мантрой, символизируя собой брахман (высшую реальность) и Вселенную как таковую. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение - категории космогонии Вед и индуизма. Считается также, что три звука символизируют три уровня существования - рай (сварга), землю (мартья) и подземное царство (патала). Они также символизируют три состояния сознания - грезу, сон и явь, - три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие. В Ведах звук «Ом» является звуком Солнца и Света. Он символизирует собой движение вверх, приближение души к горным сферам.

Священное значение мантры «Ом» в индуизме трудно переоценить. Практически все священные тексты индуистской и ведической традиции начинались и заканчивались этим звуком.

Символ OM имеет две формы выражения - комбинация звуков и графический знак. Графический символ OM состоит из трёх букв (одна буква на санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху.

По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества.
Кроме того, можно перевести слог OM как «истинно», «да будет так».

ОМ или АУМ, пожалуй, самый известный из священных индуистских символов, одно из значений ОМ - олицетворение звука, который создал все сущее. И этот духовный символ имеет не только большое ритуальное значение, но так же и высший метафизический смысл и даже находит отражение в различных сознаниях человека.

Сущность существ – земля. Сущность земли – . Сущность воды – . Сущность растений – человек. Cущность человека есть речь, Сущность речи Ригведа. Сущностью Ригведа является Самведа. Сущность Самведа является ॐ
Чхандогья Упанишад

Таким образом, ОМ представляется сущностью всего .
Визуально, священный звук отображается на деванагари, алфавите санскрита, как ​​графема (точнее лигатура) ॐ , состоящая из букв "А", "у", и анусвары, читаемой как М.

Аум (Ом) как символ

Попробуем посмотреть на символ ОМ как на мистический знак, это позволит нам немного проникнуть в смысл, который ему придают священные писания индуизма, и других восточных религий.
Если попытаться проникнуть в этот мистический символ оказывается, что он состоит из трех слогов, объединенных в один, но не как физическая смесь, но скорее как химическое соединение.

Знаменательно, что символ AUM состоит из трех кривых (кривые 1, 2 и 3), одного полукруга (кривая 4), и точки.

Большая нижняя кривая 1 символизирует бодрствующее состояние (jagrat), в этом состоянии сознания развернуто наружу через чувств. Больший размер означает, что это самое распространенное (у большинства) состояния человеческого сознания.

Верхняя кривая 2 обозначает состояние глубокого сна (сушупти) или бессознательное состояние. Это состояние, когда спящий не желает ничего и не видит снов.

Средняя кривая 3, которая находится между глубоким сном и бодрствованием, означает состояние сна Свапна. В этом состоянии индивида включено и направлено внутрь, он нечто из мира, расположенное за его глазами и недоступное из прямому видению. Это может проявляться как сон со сновидениями.

Это три основных состояния сознания человека, с точки зрения индийской мистической мысли предполагается, что вся реальность проявляется через эти сознания, эти три кривые, следовательно, представляют весь физический феномен.

Точка обозначает четвертое состояние сознания, известного на как Турья, изображаемое как анусвара. В этом состоянии сознания не погружается ни наружу, ни внутрь. Это совершенно тихое, мирное и блаженное состояние, которое является конечной целью всей духовной деятельности. Это абсолютное (не относительное) состояние освещает все другие 3 состояния.

Наконец, полукруг символизирует иллюзию Майя и отделяет точку от других трех кривых. Таким образом, наша иллюзия или Майя, мешает реализации этого высшего состояния блаженства.
Полукруг открыт в верхней части и не касается точки. Это означает, что это высшее состояние не зависит от Майя. Майя влияет только на проявленное, на феноменальный мир. Таким образом, форма знака ОМ представляет собой как непроявленное и манифест, ноумен и феномен.

ОМ как священный звук

Как священный звук также символ ОМ - АУМ так же представляет обширную область для анализа.

В алфавита АУМ рассматривается как первичный звук, пранада, независимо от культурного контекста.

Открытый рот движется к закрытию от А до М. Между ними проявляется U, которая формируется из открытости, но путем закрытия губ. Здесь следует напомнить, что в интерпретации связи трех кривых, три слога, составляющие АУМ подвержены той же метафорической дешифровке: состоянии сна (символизируется U), в пределах от бодрствования лежит (А) и состояние глубокого сна (М).

АУМ таким образом, также включает в себя полный алфавит, так как его звук исходит из задней полости рта (А), путешествуя между ними (U), наконец достигает губ (М).
Последняя часть звука АУМ (М), известный как Макар, когда произносится сближает губы. Это как бы запирание двери во внешний мир, и вибрация продолжает жить глубоко внутри нас самих, в поисках истины в последней инстанции.

Но сверх того ОМ как священный звук - звук невидимого четвертого измерения, которые не могут быть пойманы нашими органами чувств, ограниченными поскольку они созданы природой для материальных наблюдений.
Это четвертое состояние невыразимой, беззвучной тишины, это состояние символизируется точкой в ​​традиционной иконографии АУМ.

Тройной символизм ОМ более понятен наиболее "обычным" из нас, людей, реализуемый на интуитивном и объективном уровне. То, что этот символ распространяется на весь спектр проявленной вселенной, делает ОМ настоящим кладезем духовности. Некоторые из этих символических эквивалентов:

Проявление слова: Голос (вак), разум (манас), дыхание (прана).
Гуны (качества) : энергии (раджас), чистота (саттва), и невежество (тамас).
Божества: Брахма, .
Действие: создание, сохранение и разрушение.
Человек: , и дух.
Время: прошлое, настоящее и будущее.
Стадий существования: рождение, и .
Буддизма: , Сангха и (три драгоценности буддизма).
и так далее

Проявление ОМ

Согласно индийским духовным наукам, сначала создал звук, и из этих звуковых вибраций произошел весь феноменальный мир. Наше существование состоит из этих первичных звуков, которые приводят в действие к мантры.
Сама материя, как говорят, исходила из звука ОМ, к который поэтому считается самым священным из всех звуков.
Это слог, который предшествовал вселенной и из которого были созданы в том числе и боги.
Ом - это "корневой" слог, космическая вибрация, которая скрепляет атомы мира и небес. В самом деле Упанишады говорят, что АУМ - это бог в форме звука. Таким образом, ОМ всегда является первой частью наиболее важных мантр как в буддизме, так и в индуизме, например, для ОМ Ganeshaya Namaha и Ом Мани Падме Хум.

В дальнейшем развивая мистическую концепцию AUM, древний текст сравнивает АУМ со стрелой, лежащей в носовой части человеческого тела как дыхание, которая после проникновения в тьму невежества находит свой путь, а именно освещенную область Истинного Знания. Подобно тому, как паук взбирается на его поток по нити своей паутины и получает свободу, так йогин поднимается к освобождению через слог ОМ.



Священный слог ОМ (он же АУМ, он же СОХАМ) означает неназываемое имя Бога, абсолют, дао, содержит в себе смысл всех священных писаний, является первоначальной вибрацией мироздания.
Слог Ом - первоначальный звук, творящий Вселенную. Символ бесконечности духа, Священного в мире и человеке. Знаменует победу над Хаосом. Помогает установить связь со своей глубинной сущностью.

OM - священный, «вечный слог», потребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания.

OM является символом наибольшей святости, Брахмана - Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии.
Символ OM имеет две формы выражения - комбинация звуков и графический знак.

Графический символ состоит из трёх букв (одна буква на санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху. По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества.

Кроме того, можно перевести слог OM как «истинно», «да будет так».

Слово «АУМ» проистекает от санскритского корня «ава», который имеет до девятнадцати разных значений. исследуя эти значения в совокупности, можно истолковать «АУМ» как символ Силы, которая:

Обладает универсальным знанием;
- управляет всей Вселенной;
- одна защищает от несчатий жизни;
- осуществляет желания верующих и карает неверующих;
- дает просветление.

Фактически OM подключает в себя три независимых звука (буквы). Каждая из них по отдельности имеет личное значение.

Некоторые толкования:

Буква А символизирует «начало», «рождение» адиматва);
Буква У символизирует «развитие», «трансформацию», «движение» (уткарша);
Буква М - «распад» (мити).

В единстве олицетворяет энергию, управляющую процессами творения, совершенствования и распада Вселенной, или самого Бога.

Слово АУМ ассоциируется с индуистской триадой богов.
А соотносится с Брахмой, Богом Вселенной; У - с Вишну, её Хранителем; М - с Шивой, Разрушителем. Весь же символ считается обозначением Брахмана, из кото - рого Вселенная эманирует, через которого вырастает и созревает, и с которым в итоге сливается.

Буква А символизирует состояние бодрствования (джаграта - авастха), буква У - состояние сна со сновидениями (свапна - авастха), а буква М обозначает состояние сна без сновидений (сушупта - авастха).
Весь символ вместе с полумесяцем и точкой обозначает четвёртое состояние (турья - авастха), которое объединяет в себе три иных и трансформирует их в состояние самадхи.

Буква А символизирует речь (вак), У - разум (манас), М - дыхание жизни (прана), а весь символ обозначает живой дух, который является лишь частью священного духа.
Три буквы толкуются также как обозначения трёх измерений: длины, ширины и вышины, а весь символ представляет Божество, не знающее ограничений размеров и форм.

Буквы А, У и М символизируют отсутствие желаний, страха и гнева, а весь символ означает прекрасного человека (стхита - праджа), чья жизнь утверждена в Боге.

Три буквы символизирут три рода: мужской, женский и средний, а весь символ обозначает все творения вместе с Богом.

Три буквы обозначают три гуны, или качества: саттва, раджас и тамас, а символ в едином - гунатита (человек, преодолевший ограниченность гун).
Три буквы обозначают три времени: прошедшее, действительное и грядущее, а весь символ - Бога, превосходящего ограничения времени.
Они означают также преподавание, преподанное соответственно мамой, папой и гуру, а символ в едином представляет Брахма Видью - познание Я, вечное преподавание.

Буквы А, У и М обозначают три ступени йоги - асану, пранаяму и пратьяхару, а весь символ воплощает самадхи - цель, к которой ведут эти три ступени.

Три буквы представляют собой мантру «Тат твам аси» («То есть ты»), или осознание божественности внутри себя. Весь символ воплощает это осознание, освобождающее человеческий дух от ограниченности тела, ума, интеллекта и эго.

Тройной символизм ОМ более понятен наиболее "обычным" из нас, людей, реализуемый на интуитивном и объективном уровне. То, что этот символ распространяется на весь спектр проявленной вселенной, делает ОМ настоящим кладезем духовности. Некоторые из этих символических эквивалентов:

Проявление слова: Голос (вак), разум (манас), дыхание (прана).
Гуны (качества) : энергии (раджас), чистота (саттва), и невежество (тамас).
Божества: Брахма, Вишну, Шива.
Действие: создание, сохранение и разрушение.
Человек: тело, душа и дух.
Время: прошлое, настоящее и будущее.
Стадий существования: рождение, жизнь и смерть.
Буддизма: Будда, Дхарма, Сангха и (три драгоценности буддизма).
и так далее

Проявление ОМ

Согласно индийским духовным наукам, Бог сначала создал звук, и из этих звуковых вибраций произошел весь феноменальный мир. Наше существование состоит из этих первичных звуков, которые приводят в действие к мантры.
Сама материя, как говорят, исходила из звука ОМ, к который поэтому считается самым священным из всех звуков.
Это слог, который предшествовал вселенной и из которого были созданы в том числе и боги.
Ом - это "корневой" слог, космическая вибрация, которая скрепляет атомы мира и небес. В самом деле Упанишады говорят, что АУМ - это бог в форме звука. Таким образом, ОМ всегда является первой частью наиболее важных мантр как в буддизме, так и в индуизме, например, для ОМ Ganeshaya Namaha и Ом Мани Падме Хум.

В дальнейшем развивая мистическую концепцию AUM, древний текст сравнивает АУМ со стрелой, лежащей в носовой части человеческого тела как дыхание, которая после проникновения в тьму невежества находит свой путь, а именно освещенную область Истинного Знания. Подобно тому, как паук взбирается на его поток по нити своей паутины и получает свободу, так йогин поднимается к освобождению через слог ОМ.

Как Мастера Йоги и Веданты объясняют значение ОМ

Многие мантры начинаются с ОМ. Мудрецы древних времен проводили длительные исследования, экспериментируя со звуком ОМ и его вибрациями, медитировали на ОМ в течение долгого времени и достигали высшего уровня осознанности. Затем они дали миру ОМ как символ Высшего Я, которое наполняет собой всю Вселенную.

ОМ – это не слово, и у него нет точного значения, поэтому его невозможно перевести ни на один из языков мира. ОМ является всепроникающим звуком, который непрерывно звучит во Вселенной. В состоянии глубокой медитации мы можем услышать этот звук. Пропевая ОМ, мы входим в гармонию со Вселенной и потому чувствуем покой и блаженство. Все звуки исходят из ОМ, ОМ – это матрица всех звуков.

Регулярное и многократное пропевание ОМ способно разрушить весь стресс, который накапливается у нас в процессе жизни. Все негативные вибрации, страхи, тревоги и беспокойства, напряжение и раздражение уходят, и мы погружаемся в состояние тишины и спокойствия. ОМ - глубочайшая вибрация. Подобно тому, как после интенсивного смеха или сильного плача мы расслабляемся и чувствуем облегчение, после пропевания ОМ приходит глубокое умиротворение.

Четвертое состояние

Мы родились, воплотились в теле. Мы живем в мире и решаем какие-то проблемы. Когда наступит время, наше тело неизбежно умрет, хотим мы этого или нет. С полной уверенностью можно сказать, что в мире нет ни одного человека, у которого не было бы проблем, и который не печалился бы по поводу своей предстоящей смерти. Однако в состоянии глубокого сна у нас нет тела, и все проблемы исчезают. Мы погружаемся в блаженство, но при этом не осознаем своего существования. Почему? Потому что мы еще не познали то четвертое состояние, которое присутствует всегда, но находится за пределами трех состояний. Опыт глубокой медитации и понимание философии Веданты способны привести нас к осознанию того, кто мы есть на самом деле.

Какие бы попытки бегства от проблем и от боязни смерти мы не предпринимали, в глубине всегда остается страх перед неминуемой кончиной. Но в глубоком сне у нас нет страха смерти, и нет вообще ничего. Мы не боимся засыпать, хотя фактически мы умираем на какое-то время, то есть тела и ума для нас не существует в глубоком сне. Так кто же боится смерти?

Из-за незнания того, кто мы есть на самом деле, мы думаем, что мы есть тело. Мы отождествляем себя с нашим физическим телом и живем в постоянном страхе потерять его. Ведь если мы есть тело, следовательно, мы умрем вместе с ним. Но ведь в глубоком сне у наснет тела, однако мы живы. А если бы мы не были живы, мы бы и не проснулись, то есть умерли. Однако после глубокого сна мы всегда просыпаемся обновленными и наполненными энергией. Следовательно, кто-то должен присутствовать в глубоком сне, иначе откуда мы узнаем о том, что были там, во сне без сновидений? Это и есть наше Истинное Я, вечное и неизменное. Мы рождаемся и живем. Все перемены происходят в присутствии нашего Истинного Я.

Мы растем, развиваемся, взрослеем, стареем и однажды умрем. Кто будет свидетелем того, что мы умерли? Кто свидетель того, что мы бодрствуем или видим сны? Кто свидетель глубокого сна? В чьем присутствии происходит смена состояний? Когда мы ответим на вопрос, кто же есть Я, мы наконец перестанем бояться смерти и обретем настоящий покой и блаженство. Когда мы осознаем себя наблюдателем всех перемен, которые происходят, мы примем неизбежность смерти тела как часть естественного порядка вещей. Осознав, что мы не есть тело, мы перестанем за него цепляться и жить в постоянном стрессе. Мы пришли на эту землю только с одной целью – осознать Себя. И когда это произойдет, мы станем свободными от всего и начнем жить по-настоящему, наслаждаясь каждым мгновением жизни. Все приходит, все уходит, состояния сменяют друг друга, но Я есть всегда, и все происходит в Моем присутствии.

Вот это и есть истинное значение ОМ. Чтобы познать это на собственном опыте, необходимо руководствоваться словами Просветленного Мастера. Слушание Мастера, его объяснений – это первый этап, шравана, когда мы воспринимаем информацию. То, что мы восприняли, нам необходимо усвоить. Для этого мы практикуем размышление, глубокое обдумывание услышанных слов. Это второй этап, манана. Размышляя и глубоко погружаясь в предмет размышлений, мы становимся способными пойти за пределы слов и концепций, и тогда Знание открывается нам. Знание Себя есть в нас самих. Слова Мастера указывают на то, что уже есть в нас, и, размышляя над словами и значением ОМ, медитируя на ОМ, мы обретаем Истинное Знание, то есть осознаем Истину посредством своего опыта. Это – третий этап, нидидьхьясана. Истина есть в нас, Истинное Я всегда здесь, и практикуя слушание, размышление и медитацию, мы осознаем это. Когда к нам приходит понимание, ответ на вопрос, кто есть Я, это становится нашей мудростью и тогда уже никто не в состоянии забрать у нас это знание, даже смерть. Для этого нам и была дарована мантра ОМ.

Loading...Loading...