Бог солнца хорс о чем просили. Русские боги

Хорс, в славянской мифологии бог Солнца, хранитель светила, сын Рода, брат Велеса. Не все боги у славян и русов были общими. Например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его изображение рядом с Перуном.

Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца – Хорсету. Это слово имело и более широкое значение – «сияние», «блеск», а также «слава», «величие», иногда «царское достоинство» и даже «хварна» – особая отмеченность богами, избранность.

Ученые долго не могли определить природу русского бога Хорса. Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. В чем состояло их различие?

Даждьбог противостоял миру Тьмы, Нави. Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю, в мир Яви. Он есть всегда, даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами. Это был Белый свет, которым называли наш мир, так и говорили: «Обойти весь белый свет». Совсем иное дело, когда светит солнце: на душе сразу становится веселее, и жизнь кажется прекрасной. Хорс – бог солнечного, желтого, света.

Солнечное настроение и имя бога Хорса отражены во многих наших словах: хороший, прихорашиваться, а также – хоровод, хоромы. У многих народов словом «хоро» обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. Даже город Корсунь раньше назывался по имени бога солнечного света – Хорсунь. А все неприятное, несимпатичное, лишенное радости, называлось нехорошим. Скажут «нехорошо!» – и будто солнце скроется за тучи, ветром студеным повеет. И дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев.

На Руси о нем пели песню:
Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!

Это означало, что все происходящее на нашей земле – в мире Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик», – с уважением говорили о нем. При этом Хорс никогда не появлялся один, а всегда в компании с другими богами. Не может, например, солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом.

Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен еще и дождь, а уж это прямое дело других богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай. Культ солнца-светила известен уже у земледельцев Неолита, а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному «Морю мрака», чтобы утром вновь появиться на небосклоне. Имя «Хорс» происходит от корня «хор», обозначает «круг», «окружность», что так же отражается его связь с солнцем.

В «Повести временных лет» рассказывается, что изображение Хорса стояло в Киеве на холме в числе главнейших богов. А автор «Слова о полку Игореве» пишет, что Всеслав Полоцкий, превратившись в волка, перебегал путь великому Хорсу. "Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше".


Культ Хорса был настолько популярным, что не угас с появлением христианства. В апокрифическом памятнике «Хождение Богородицы по мукам» записано:
«Хорса, Велеса, Перуна на боги обратила».
То есть, говориться о том, что славянами был создан культ упомянутых богов.
Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", в записях "О идолах Владимировых", "Память и похвала Владимиру" и житии "блаженного Володимера"; "Слове некоего Христолюбца", "Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом", поминается он и в "Беседе трех святителей".

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года, описал изображение Хорса близ Пскова: "Корс (то есть Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой – огненный луч". Надо отметить несомненно значительный труд исследователя из России Алексея Бычкова, который, привлек множество недоступных нам ранее западных источников, похожим образом описывающих Хорса (и ряд иных славянских богов в позднем средневековье). С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор, связанные с истинным порядком вещей (правью) и совместным делом. Хорс – бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом, то есть тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу. Возможно, у сколотов это Колоксай (Солнце-царь) – сын Таргитая (кузнеца Сварога), и тогда бог Хорс – Сварожич.

Корни "хоро" и "коло" семантически связываются с понятием круглого. Хоровод – круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы – круговая застройка, хоругвь – нечто объединяющее воинский круг. С корнем "коло" связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов.
Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, – массовые танцы, после которых ему приносят жертву – специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и появилось слово «хоровод», а так же «хорошуль» – круглый ритуальный пирог – курник.
День Хорса – воскресение, как и у Даждьбога, металл – червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним – 21 по 25 июня (Купала), осенним – 21 – 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса – хороводы.

Бог Хорса в славянской религии – это одно из солярных божеств. В этом материале я хочу поговорить о его роли в жизни наших предков, разобраться с тем, кому покровительствует Хорса, когда обращаются к нему за помощью, каков его праздничный день.

Отцом солнечного бога выступает сам Род-Рожанич, создавший весь славянский мир. Совместно с ним Род создал и его сестру – Дивию, являющуюся богиней лунного диска. Брату и сестре приходится поочерёдно сменять друг дружку на небосводе, поэтому встречаются они очень редко.

Супруга Хорса – богиня Заря-Заряница. В этом браке они создали двух детей – дочку Радуницу и сына Денницу.

Древние славяне с большим почтением относились к богу Хорсу. Он является солнечным божеством – то есть, контролирует дневное светило. Как вы уже наверняка знаете, в язычестве известно сразу три солярных (то есть солнечных) бога – Даждьбог, Ярило и Хорс. Чем они отличаются между собой?

  • Даждьбог – олицетворялся с летним солнышком;
  • Ярило – с весенним, наполняющимся жизненной энергией;
  • Хорс же – олицетворяет собой холодное, зимнее светило.

Старинные легенды гласят, что бог дарует лучи солнечного света тогда, когда люди больше всего в них нуждаются – когда на улице стоит холодная и тёмная зимняя пора. Задачей Хорса было воодушевить пращуров, чтобы они вспомнили, что скоро наступит весна, потеплеет, а новый сезон принесёт хороший урожай.

Но этим всё не ограничивается – также Хорс оберегает человека зимой, ведь тогда мировым колом управляет тёмный бог Чернобог. Когда славяне молились Хорсу, то верили, что отдают свою энергию божеству, дабы ему проще было устранять порождения Нави (ведь их сила наиболее высока именно зимою).

Считалось, что бог способен утихомирить плохую погоду. Соответственно, ему молились, чтобы прекратилась метель или снежный буран. К нему же и обращались, прося про потепление либо, напротив, про снижение температуры на улице.

Правда, здесь есть одна оговорка – Велес является покровителем животного царства не зависимо от поры года, а Хорс – может повлиять лишь на тех зверей, которые встречаются человеку зимней порой. Часто просили бога помочь отогнать стадо голодных волков от села, так как зимой они подбирались близко к местам жительства людей, желая полакомиться лёгкой добычей.

Чтился солярный бог также и земледельцами, ведь он «заведовал» озимыми культурами. Кроме того, мифы и сказания упоминают про него как про владыку «ночного солнца». Тут трудно прийти к однозначному выводу: имелось ли в виду зимнее солнце, наиболее тёмное за все двенадцать месяцев или речь шла о луне, которую образно называли «ночным светилом».

Первоначально в славянстве Месяца именовали как «бога луны и лунного света». Иногда упоминалось имя богини Морены и Триглы. Но, как свидетельствуют письменные сведения тех времён, наши пращуры были намного более заинтересованы в дневном светиле, чем в ночном. Что в целом не удивляет, ведь именно солнышко обеспечивало высокую урожайность – то есть, позволяло продолжать сытую жизнь.

Внешний облик

Бог Хорс изображается в виде румяного от мороза, улыбчивого мужчины среднего возраста. Облачён в прохладную, нежного цвета одежду: белую рубаху со штанами и плащ красивого лазурного оттенка.

Хотя солярное божество и отличается позитивным нравом, доброжелательностью, но изредка страдает от приступов грусти. Их причина – энергии Хорса недостаточно, чтобы защитить человечество от зла Чернобога и его слуг, творимого ими холодными зимними вечерами. Но наши пращуры-славяне были уверены в том, что по итогу злые силы обязательно будут побеждены добрыми.

Мифология божества

Вокруг солярных богов всегда складывались разные легенды и мифы. Рассмотрим самые популярные, касающиеся бога зимнего солнца.

По первой древней легенде, как-то раз Денница, приходящийся Хорсу сыном, пожелал сам везти колесницу с солнечным диском по небосводу. Бог пытался отговорить своё чадо, но не сумел найти достаточно аргументов. Лишь дал Деннице предупреждение, чтобы тот был очень осторожным, ведь дорога по небу таит много трудностей.

Божественный сын сел в колесницу, запряжённую упряжкой огненных лошадей. Животные быстро ощутили, что ими управляет неумелый возница. Они стремительно понеслись мимо звёздного пути, сжигая всё вокруг, Денница упал на землю и разбился насмерть.

Согласно второму мифу, Хорса совместно с божественными детьми Сварога помогал в освобождении Перуна, похищенного Скипер-Зверем и спрятанного глубоко в недрах земных. Когда Перун был обнаружен, именно повелитель солнечного диска дал ему испить живой водицы, дабы тот возвратился к жизни.

Вместе со своей женой Зарёй-Заряницей Хорс вырастил бога Коляду, а также Авсеня, когда их матерь Майя-Златогорка навечно ушла в мир Нави.

Оберег

Божество имеет свой сакральный символ-оберег. Им украшались стены жилищ, предметы посуды, а также оружие и одежда. Использовался он как обережное украшение. По внешнему виду символ Хорса представляет собой свастику с четырьмя лучами, которые движутся аналогично движению солнца по небу, посолонь – по часовой стрелке.

Какие свойства имел данный символ?

  1. У славян считалось, что с помощью сакрального знака можно унять непогоду, защитить себя от дикого животного зимней порой. Им пользовались именно в холодный период года, когда в природе царил божественный Хорса.
  2. Верили, что если носить на себе амулет – человек всегда будет защищён солнечной энергией, будет иметь надежду и находиться в хорошем настроении. Причём подбирать амулет мог каждый желающий, кто стремился к позитиву и добру. Сакральный знак быстро устранит любое уныние, депрессивные настроения, поможет пережить тяжёлый зимний сезон без ущерба для себя.
  3. Ещё оберегом пользовались купцы. Зимой торговля проходила плохо, прибыль была маленькой, вот наши пращуры и верили, что заручившись поддержкой солнечного зимнего оберега, смогут справиться с любыми тягостями холодной поры.
  4. Не забывали о свойстве амулета вызывать чувство симпатии и уважения у других людей, обеспечивать хорошую репутацию, что благоприятно сказывалось на любых делах с окружающими (в частности, торговли).

Символ Хорса не утрачивает актуальности и в наши дни. И сейчас приверженцы славянской веры изготавливают или приобретают амулет, желая получить его волшебную силу.

Наиболее благоприятным материалом для знака считается золото либо серебро. Правда, в древние времена далеко не все могли позволить себе покупку драгоценного изделия. Как правило, славянские символы делались из более доступной основы: были деревянными, каменными и так далее.

Атрибутика божества

  • Его природным явлением – считается солнечный свет.
  • Сакральными животными – выступают лошади.
  • В качестве подношения (требы) – запасались блинами, яйцами, кутьёй, мёдом, киселём, подковами.

Кому покровительствует?

Божество зимнего солнышка окажет своё покровительство и защиту людям, имеющим схожий с ним нрав. Кому же удастся расположить к себе Хорса?

  • трудолюбивым личностям, которые тяготятся бездельем;
  • людям основательным, разумно распределяющим время на работу и на отдых;
  • любящим порядок во всём, выстраивающим чёткие планы;
  • решительным, которые могут направить других, настоять на своей позиции;
  • тем, кто умеет правильно тратить деньги, обеспечивает себе достаток, но не забывает и про благополучие близких людей;
  • придерживающихся данного слова, которым можно доверять;
  • уважающим традиции предков, чтящим древние обычаи.

Письменные источники, упоминающие о боге

Хорс бог славян упоминается в знаменитой «Повести временных лет», а также в «Слове о полку Игоревом». И в первом, и во втором литературных трудах встречаем чёткое описание кумиров божества, которые располагались в центре Киева. Ещё в «Повести» рассказывается, что Хорс был одним из богов-покровителей княжеского дома. Там же в деталях описывается его идол, указывается точное место расположения.

А когда путешественник из Германии Вундерер в 1589-1590 годах посещал Киевскую Русь, то в своих записях отметил о большом почтении славянского божества Хорса в большей части крупных городов. Так, Вундерер пишет об идоле бога, установленном в Пскове. По его записям, кумир держал огненный меч и лук.

Праздничные дни

Существует несколько версий насчёт точной даты праздника. По первой, торжество солярного бога выпадало на день зимнего равноденствия – то есть, 21-22 декабря. А по некоторым письменным источникам, праздник Хорса приходился на первое зимнее полнолуние.

Следует отметить, что обе версии имеют право на жизнь. Во-первых, день равноденствия самым прямым образом связан с солнечным культом. Но, во-вторых, Хорс чтился и как бог ночного светила. Язычники верили, что праздник Хорса происходит рождение молодого зимнего солнышка, знаменующее собой начало нового года.

Было положено приносить подношения и молиться богу, который не давал Матушке-Земле погрузиться в кромешную тьму зимой. Обязательно выполнялись славления и подношения кумиру божества – напитки, пища. Из традиционного обрядового блюда можно назвать курник, то есть пирог круглой формы с начинкой из курицы. Также выпекались караваи в форме солнечного диска.

В торжественный день наши пращуры стремились покупаться в проруби. Считалось, что тогда здоровье станет крепким, повысится иммунитет, энергетика человека очистится от всякого негатива. Даже такое страшное воздействие как порча устранится благодаря зимнему купанию в холодной воде.

Хоровод – представлял собой обязательное действие каждого славянского праздника. Поэтому с самого утра разводили большой костёр, создавали площадку с сугробами и начинали водить хороводы.

Исследователь Б.А. Рыбаков высказывает мнение, что именно от имени «Хорс» происходит слово «хоровод».

И, конечно же, нельзя не упомянуть о ещё одном обычае – спускании горящего колеса с самой высокой горы. Когда колесо скатывалось, начинались традиционные зимние развлечения – празднующие играли в снежки, катались на санях. Массовые гуляния длились до самого утра.

Свод здравы Хорса

Свод здравы Хорса представляет собой раздел славянской гимнастики. Её разработали специалисты Мешалкин и Баранцевич. Она является особым психодинамическим тренингом, цель которого – улучшить физическое и энергетическое здоровье. Авторы Сводов Здравы утверждают, что все упражнения создавались на основании практик, используемых древними славянами.

Хочется привести отзыв про славянскую гимнастику, высказанный валеологом и доктором философских наук Ковалёвым Е.А. Он выражает уверенность в том, что «Здравы» имеют множество положительных аспектов. Так, они полностью подходят под славянский менталитет и антропологические особенности русского человека, призваны развить духовность и физическое тело одновременно.

В отечественных странах не так давно славянские практики начали становиться популярными. Постепенно отходят на второй план методики, пришедшие к нам с Востока и Запада, и остаются те, которые издавна были присущи нашей культуре.

В завершение

Подведём итоги статьи:

  • бог Хорс – ассоциируется с энергией зимнего солнца. Дарует своё покровительство в холодную пору года, если бы не он, то зимой царила бы беспросветная тьма;
  • чтился солнечный бог по двум версиям: либо днём зимнего равноденствия, либо в первое зимнее полнолуние;
  • есть обережный знак Хорса, которым следует пользоваться также зимою;
  • в последнее время набирает популярности «Свод Здравы» — особая славянская гимнастика, призванная развить и духовное, и физическое тело человека.

Хорс (др.рус. Хърсъ, Хорсъ) — бог солнца у древних славян . Вокруг данного божества не утихают споры, однако ясно одно — Хорс занимал особое место в мифологии славян и почитался наравне с самыми высшими богами языческого пантеона.

Важность и значимость данного бога подтверждается историческими фактами, а также литературными источниками, где фигурирует имя солнечного бога. Так, например, известно, что Владимир поставил идол Хорса в числе других богов на капище в Киеве: «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы». Хорс упоминается и во многих других литературных памятниках древности. В «Хождении Богородицы по мукам» говорится: «Они все богы прозваша солнце и месяць, землю и воду, звери и гады то сетьне и человечьска имена та утрия Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша». В « » говорится: «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше», что исследователи переводят как путь Солнца (Хорса), который перебегал Всеслав Полоцкий. Кроме этого, Хорс упоминается в таких исторических документах, как: «О идолах Владимировых», «Память и похвала Владимиру», «Житие блаженного Володимера», «Слове некоего Христолюбца», «Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом», «Беседе трех святителей».

Частота упоминаний Хорса настолько велика, что сравнима с частотой упоминаний таких языческих богов, как Перун и Велес, что ставит этого бога в разряд высших. И это не удивительно, ведь божество солнца практически во всех культурах считалось одним из самых главных и почитаемых. Вот так описал немец Вундерер бога Хорса, когда увидел его изображение во время путешествия по Руси в 1589-1590 годах: «Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч». Исследователи славянской культуры делают предположение, что, скорее всего, Вундерер ошибся, и Хорсом (Корсом) являлся идол с крестом (равносторонний крест — символ солнца), а идолом на змее с мечом и огненным лучом (молнией) являлся бог-громовержец — Перун.

Если Хорс в древности был настолько почитаем, то почему со временем его немного подзабыли, а его слава заметно поутихла? Вероятнее всего, это произошло из-за того, что именем Хорса занялись лингвисты. Изучая происхождение имени этого божества, было выяснено, что этимология слова «Хорс» может быть и не славянской. Существует версия, что Хорс происходит из иранских языков: ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt‎ «сияющее солнце», осет. хур «солнце». Бог восходящего солнца Хорсет был известен у иранцев и персов. Даже если принять во внимание ту теорию, что Хорс был заимствован из другой культуры, глупо было бы предполагать, что у славян не было бога солнца, так что даже при таком раскладе, заимствованное имя Хорса просто встало на замен уже существующему, имя которого могло затеряться в толще тысячелетий. Однако в последнее время эта теория подвергается большим сомнениям. Во-первых, если следовать тому, что иранские и славянские народы произошли от единого пранарода — славяно-ариев или индо-европейцев, то может статься, что Хорс является одним из древнейших богов, который присутствует, как в верованиях иранских народов, так и в верованиях славянских народов. Во-вторых, в свете других исследований было выяснено, что Хорс может быть вполне русским словом: «хоро» — круг, колесо (хоровод, хоромы). От слова «хоро» произошло и слово «коло», которое также обозначает круг — колесо, коловрат, коло (солнце) и так далее. Однако долгая спекуляция на том, что Хорс был вовсе не славянским богом, а заимствованным, заметно сместила его из высшей когорты пантеона славянских богов.

Стоит остановиться на таком интересном моменте, что Хорс — не единственный бог солнца в языческом пантеоне древних славян. Ещё одним богом солнца и солнечного света является . Такое непонятное соседство двух богов, заведующих одним светилом, долгое время ставило в тупик исследователей. Сегодня считается, что Даждьбог является богом солнечного света и подателем тепла. Даждьбог — бог дающий свет, живительную силу. Хорс также является солнечным богом, однако он является богом непосредственно солнечного диска. В греческой мифологии Даждьбогу соответствует бог Аполлон — бог света, а Хорсу — Гелиос, который является божеством солнечного диска. Подобная двойственность Солнца наблюдается и в мифологии этрусков, где бог Каве является божеством солнечного света, а бог Усил — богом самого Солнца.

Имя Хорса закрепилось и в топонимике: Хорсово болото и овраг Хорсов в Новгород-Северской области 17-18 вв, Бывшая деревня Хорсивка в Харьковской области, речка Хорса в Архангельской области, остров Хортица на Днепре.

Хорс – одно из названий славянского бога Солнца – светила, сын Рода, брат Велеса.

До прихода русов на берега Днепра местные славянские племена не знали бога Хорса. Зато он был известен у других арийских народов: среди иранцев, персов, зороастриицев, где поклонялись богу восходящего солнца – Хорсету. Это слово имело и более широкое значение – “сияние”, “блеск”, а также “слава”, “величие”. Только киевский князь Владимир официально узаконил Хорса и поставил ему монумент рядом с Перуном и другими избранными языческими богами.

С появлением бога солнца Хорса получалось, что на Руси одновременно существовало три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. Но у каждого было и своё различие.

Даждьбог противостоял миру Тьмы. Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю. Даждьбог торжествует даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами. Он воплощал в себе весь Белый свет, которым называли наш мир. Так и говорили: “Обойти весь белый свет”.

Хорс – бог солнечного, ясного света. Солнечное настроение и имя бога отражены во многих наших словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться, а также – хоровод, хоромы. У многих народов словом “хоро” обозначали солнечный диск, круг. Отсюда и название танца по кругу и круговых построек. А все неприятное, лишенное радости, называлось нехорошим. Скажут “нехорошо!” – и будто солнце скроется за тучи, ветром студеным повеет. И дело тут не только в настроении, а еще и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нем пели песню:

“Идет полем мужик-пахарь,
Над ним идет Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!”

Это означало, что все происходящее на нашей земле – Яви, повторяется и в небесном мире – Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет небесную Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. “Хороший бог, труженик”, – с уважением говорили о нем.

Хорс никогда не появлялся один, а всегда вместе с другими богами. Потому что не может солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен еще и дождь, а уж это находится в ведении других богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай.

Культ солнца-светила известен был древнейшим земледельцев и соотносился с образом всадника. Днем этот всадник медленно двигался по небу, а ночью возвращался обратно по подземному “Морю мрака”, чтобы утром вновь появиться на небосклоне. Имя “Хорс” происходит от корня “хор”, обозначает “круг”, “окружность”, что так же отражается его связь с солнцем.

Хорс является одним из наиболее часто называемых в древнерусских письменных памятниках языческих богов. Частота упоминаний Хорса сопоставима с таковой только для Перуна и Велеса/Волоса, что уже само по себе ставит данное божество в один ряд с этими богами, высоко чтившимися восточными славянами до принятия христианства.
Васильев М. Язычество восточных славян накануне крещения Руси

Имя бога Хорса упомянуто во многих русских летописях: пантеоне кн. Владимира, в апокрифе “Хождение Богородицы по мукам”, в записях “О идолах Владимировых”, “Память и похвала Владимиру” и житии “блаженного Володимера”; “Слове некоего Христолюбца”, “Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом”, поминается он и в “Беседе трех святителей”.

Немецкий путешественник по Руси середины 16 века года так описал изображение Хорса близ Пскова: ” Хорс, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой – огненный луч”.

С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор. Корень “хоро” по смыслу связывается с понятием круглого. Хоровод – круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы – круговая застройка, хоругвь – нечто объединяющее воинский круг.

Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, – массовые танцы, после которых ему приносят жертву – специально приготовленные кушанья. Отсюда, скорее всего, и появилось слово “хоровод”, а так же “хорошуль” – круглый ритуальный пирог – курник.

День Хорса – воскресение, как и у Даждьбога, металл – червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним – 21 по 25 июня (Купала), осенним – 21 – 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса – хороводы.

Дохристианские представления о создании мира, о сущности бытия и смысле жизни человека основаны на мифах и легендах, подробно описанных в древних трактатах. Основой верований наших предков было поклонение и одухотворение сил природы, почитание могущественных предков, вера в присутствие сверхъестественных сил в жизни человека. Много внимания уделялось магическим обрядам, поклонению идолам, жертвоприношениям и традиционным праздниками. Все это призвано было помочь договориться с высшими силами, задобрить их и «переманить» на сторону людей.

Божества

До крещения Руси все люди на нашей земле были язычниками. Поэтому божеств в огромное количество. К основным можно отнести:

В зависимости от места обитания славянской народности, количество почитаемых божеств может существенно отличаться. Бог Хорс (Хорос, Хорсет), к примеру, встречается не во всех источниках.

Идолы

Археологические и письменные источники свидетельствуют о существовании у - деревянных, каменных, металлических изображений богов. Бог Хорс, например, часто изображался в виде бородатого мужчины в шлеме, с символом солнца - коловоротом в руках.

Поклонения идолам происходили в открытых святилищах - часто в лесах. Капища - своеобразные беседки - устраивали на полянах, огораживали место забором и по середине обязательно разводили кострище.

Помимо божеств, славяне поклонялись камням, рекам, болотам, озерам, бьющим из земли ключам с родниковой водой, а также солнцу, месяцу и звездам.

Бог Хорс у славян

Это божество является хранителем солнечного тепла и света. Но на Русской земле одновременно существовало четыре Бога, относящиеся к солнцу: Коляда, Даждьбог, Ярила и Бог Хорс (Корс). Чем они отличаются?

  • Коляда - это бог солнца зимнего или вечернего. Этому божеству посвящены зимние гадания, песни и игры - колядки.
  • Даждьбог олицетворяет свет неба, он противостоит силам Нави (Тьмы). Его символом является белый свет, который существует всегда, даже в пасмурную и хмурую погоду. Его временем года считается лето. А временем суток - день.
  • Ярило - это скорее весенний, утренний Бог, или даже ритуальный персонаж. Он символизирует будущее плодородие и конец зимы - Масленицу.
  • Бог Хорс древних славян, согласно мифам, был братом Велеса и сыном Рода. Он является покровителем желтого, золотого солнечного света, солнца осеннего и ночного. Именно с его персонажем связано более всего движение Солнца по небосводу.

Днем Хорса считается воскресенье, а также день приходящийся на конец сентября. Металл - черненое серебро. Деревом могущественного Бога является клен, он призван помочь людям обрести спокойствие, сдержанность.

Хорс в мифах и сказаниях никогда не появляется один, он, как солнце без дня, не может быть без Даждьбога. Помимо света и тепла солнца, для урожая нужен еще и хороший дождь. И тут на помощь придет Перун со своими грозовыми тучами и повелитель ветра Стрибог.

Как выглядит Хорс

По древним преданиям это божество изображается в человеческом облике. Это бородатый, румяный от мороза мужчина лет 35, который всегда весьма сдержанно улыбается. Одет он в одежды прохладных оттенков: это всегда рубаха, плащ и штаны, иногда шлем. В его руках, на голове или в небе изображается Небесное Светило или древнеязыческий символ солнца - коловорот.

Происхождение слова хоровод

Как ни странно, многие слова в нашем языке появляются совсем не случайно. Этимологи утверждают, что происхождение большинства слов в русском языке имеет особое значение. Вот и Бог Хорс (у славян), фото изображения которого представлено ниже, стал «прародителем» таких слов как: «хорошо», «хороший», «хор», «хоромы», «хоровод», «кольцо», «колесо» и другие.

Все дело в том, что корни «хоро» (или «коло»), обозначающие раньше «солнечный диск», напрямую связаны с понятием «круг», «окружность». И все происходящие от этого корня слова связаны с кругом. Хоромы - это круговая постройка. Слово «хороший» на Руси было синонимом слов круглый, упитанный. А знаменитый обрядовый танец - хоровод, как всем известно, заключается в движении людей по кругу.

Также от имени бога Хорса произошли названия таких слов как «колокол», «колобок», «кол», «около» и «коловорат» (самый знаменитый и амулет, обозначающий движение солнца по кругу).

Бог Хорс. О чем его молили?

Во время обрядов, посвященных этому божеству, проходили веселые массовые гуляния, танцы и игры, всегда разводили большой костер, зимой обязательно купались в проруби, и совершали жертвоприношения. Нет, это не прилюдные кровавые убийства людей и животных, которые так любят приписывать древним славянам и язычеству в целом христиане. Жертвоприношения состояли из разнообразных кушаний, выпечки и небольшой части недавно собранного урожая. Одним из традиционных блюд этих праздников являлся пирог круглой формы, который назывался хорошуль.

Этому солнечному божеству молились о помощи в земледелии, кузнечном деле, о хорошем урожае и ясной погоде. Хорса просили успокоить метели и снегопады, дать силы для борьбы с нечистыми силами из Нави.

Темное воплощение

Противопоставлением Бога осеннего солнца является Темный Хорс. Это творение зла, которое, хоть и явно слабее доброго двойника, но все же приносит людям такие беды как снежные лавины, заносы, метели и лютые морозы. Считалось, что от зимних нападок Злого божества спасет амулет с изображение свастических символов, молитва идолу и задабривание духа вкусностями.

Loading...Loading...