Челпанов георгий иванович вклад в психологию. Г

ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Г.И. ЧЕЛПАНОВА

А. А. НИКОЛЬСКАЯ

Георгию Ивановичу Челпанову (18621936) в истории русской психологии и философии принадлежит заметное место. Начав свою научную деятельность в Киеве (с 1892 по 1906 гг. он был профессором философии в Киевском университете), он широко развернул ее в Москве. В 1907 г. он стал профессором историкофилологического факультета Московского университета. Здесь в полной мере проявился его не только научный и педагогический, но и организаторский талант. Он активно включился в работу Московского психологического общества (стал заместителем его председателя). В Московском университете он организовал (1907 г.) Психологический семинарий для студентов, желающих специализироваться в области психологии: на нем обстоятельно обсуждались теоретические проблемы и проводились занятия по экспериментальной психологии. Занятия в Психологическом семинарии под руководством Г.И. Челпанова заинтересовали значительное число участников, получили достаточно широкую известность, что побудило коммерсанта и мецената С.И. Щукина оказать материальное содействие Г.И. Челпанову в организации учебнонаучного Психологического института при Московском университете, существующего доныне.

Проектируя деятельность Психологического института, Г.И. Челпанов консультировался с ведущими учеными в Европе и Америке, воспользовался опытом работы лучших учреждений аналогичного профиля и сумел создать первый в мире психологический институт, построенный по специальному плану и бывший в те годы самым большим1.

Руководя Психологическим институтом, Г.И. Челпанов воспитал целую плеяду талантливых учеников, ставших впоследствии крупными учеными, внесшими существенный вклад в разработку различных проблем психологической науки (Н.Ф. Добрынин, Н.И. Жинкин, С.В. Кравков, П.А. Рудик, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев, В.М. Экземплярский).

Г.И. Челпанов принимал деятельное участие в научной жизни, в частности, активно выступал на съездах по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, внимательно следил за философской и психологической литературой. Им было организовано издание исследований сотрудников института, создан специальный психологический журнал "Психологическое обозрение ".

Научные интересы Г.И. Челпанова относились главным образом к коренным мировоззренческим и методологическим проблемам. Им изучалось восприятие пространства, рассматриваемое с психологической и гносеологической точек зрения . В поле его внимания постоянно находились вопросы соотношения материального и духовного начала в человеке. В этой связи он подвергал критике материализм в оценке факторов формирования человеческой психики , , . Эта сторона его научных интересов нашла отражение как в дореволюционных трудах, так и в послереволюционные годы.

Внимание Г.И. Челпанова привлекали также проблемы этики , логики , изучения высших интеллектуальных процессов , , .

Особо следует отметить его педагогическое мастерство. Г.И. Челпановым созданы систематические курсы по введению в философию, по психологии и логике , , . Разработанная Г.И. Челпановым методика овладения экспериментальной работой для студентов,

специализирующихся в области психологии, сохраняет свою дидактическую значимость до сих пор . Его учебник по психологии для гимназий и самообразования многократно переиздавался. Учебник логики, выдержавший до революции десять изданий, вновь стал использоваться в учебном процессе с 1946 г. . Горячо к сердцу принимал Г.И. Челпанов проблемы подготовки молодых поколений, качество образования , , .

В дореволюционные годы деятельность Г.И. Челпанова имела широкий резонанс. Его имя пользовалось большим уважением среди русских и зарубежных ученых. При торжественном открытии Психологического института (23 марта 1914 г.) Г.И. Челпанову адресовались многочисленные приветствия как его "творцу и руководителю ".

В первые послереволюционные годы Г.И. Челпанов продолжал руководить институтом. В ноябре 1921 г. он был избран ученым советом института и утвержден Государственным ученым советом директором института. Однако в ноябре 1923 г. он был вынужден оставить этот пост. В начале 20-х гг. началась активная борьба за внедрение марксизма в науку. В психологии эта борьба ярко проявилась на первом Всероссийском психоневрологическом съезде, проходившем в январе 1923 г., на котором Г.И. Челпанов подвергся резкой критике. После отстранения Г.И. Челпанова от руководства институтом он фактически был лишен возможности активного участия в научной жизни, хотя, проанализировав основные положения марксизма, сделал попытку указать на ограниченность возможностей применения марксистской философии к решению психологических проблем, предостерегал от механистических ошибок , , , .

Анализа деятельности Г.И. Челпанова и его роли в развитии русской науки до сих пор не существует. В общем контексте изложения истории русской психологии , , его имя упоминается в отрицательном смысле как имя откровенного противника материализма вообще и марксизма в частности. Позитивная роль Г.И. Челпанова сводится лишь к организации Психологического института . К счастью, в настоящий момент существует возможность осветить истинную роль Г.И. Челпанова в истории отечественной науки.

В задачу настоящей статьи не входит анализ всей многогранной деятельности Г.И. Челпанова. Представляется целесообразным более или менее подробно осветить ту часть его творческого наследия, которая связана с решением психологопедагогических проблем, чрезвычайно актуальных в настоящее время.

Г.И. Челпанова принято упрекать в умозрительности, в отрыве от решения конкретных, жизненно важных проблем, трактовать его как "ревнителя "чистой ", свободной от практического применения науки " . Однако это не так. Он был отнюдь не равнодушен не только к проблемам взаимоотношения психологии и педагогики, но и к более широким принципам построения процесса воспитания и образования.

Проблема взаимоотношения педагогики и психологии, вопрос о характере психологических знаний, необходимых педагогам, о возможности использования психологических данных для практических педагогических целей находились в сфере интересов русской психологической науки уже с середины XIX века. В конце 80-х годов в связи с внедрением в психологию эксперимента интерес к этим проблемам значительно возрос. А в начале XX века, особенно после организации лаборатории экспериментальной педагогической психологии А.П. Нечаевым в Петербурге в 1901 г., на экспериментальную психологию стали возлагаться чрезвычайно большие надежды. Возникла тенденция признавать научной только экспериментальную психологию, а теоретическую, общую, или, как ее нередко именовали, метафизическую "сдать в архив ", сделать достоянием истории. Соответственно этому и в педагогике стала популяризироваться идея о замене традиционной педагогики экспериментальной, основанной на данных экспериментальной психологии. Эта тенденция ярко проявилась уже на первом всероссийском съезде по педагогической психологии летом 1906 г. Еще

более она усилилась на последующих съездах, вследствие чего съезды по педагогической психологии превратились в съезды по экспериментальной педагогике.

Интерес к экспериментальным методам исследования проявился и в среде практических педагогов, особенно после проникновения в Россию метода тестов. Создавалось впечатление, что с их помощью (и с помощью близких к ним методов) можно быстро получить представление о степени одаренности учащихся, об их личности, поставить диагноз их психического развития и сделать прогноз на будущее. Допускалась возможность привлечения к этой работе учителей. Возникла идея организации кабинетов при школах, в которых бы учащихся подвергали экспериментальнопсихологическим испытаниям.

Эта точка зрения нашла отражение в резолюциях съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, в публикациях, лекциях, докладах, публичных выступлениях главным образом сторонников естественнонаучного направления развития психологии (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.).

Г.И. Челпанов и его сторонники выступили против чрезмерного увлечения экспериментальной психологией, в особенности против прямолинейного применения методов экспериментальной психологии в педагогической практике, указывая на научную несостоятельность такого подхода и практическую опасность.

Но Г.И. Челпанов отнюдь не был противником экспериментальной психологии. Еще в 1888 г. на заседании Московского психологического общества он выступил с докладом, в котором указывал на научную значимость эксперимента в психологии. Отвечая на вопрос И.М. Сеченова, "кому и как разрабатывать психологию? ", Г.И. Челпанов вовсе не отрицал необходимости естественнонаучного аспекта психологических исследований. Но вместе с тем он считал настоятельно необходимым его сочетание с теоретической психологией, задачу которой видел в систематизации, сведении к единству полученных данных.

"Следует отличать частные психологические исследования,- отмечал он,- ...от психологии, приводящей в систему эти отрывочные знания... Это именно и есть психология теоретическая, общая или философская. Она исследует основные законы духа ".

В докладе на втором Всероссийском съезде по педагогической психологии (июль 1909 г.), анализируя задачи развития психологической науки, Г.И. Челпанов отметил явную тенденцию противопоставлять теорию фактам, придавать фактам большее значение, чем каким бы то ни было теориям. Эта тенденция вызвала у него тревогу за развитие психологии. Противопоставление экспериментальной и теоретической психологии он считал губительным. Без теоретической психологии, предостерегал он, "экспериментальная психология может выродиться просто в ремесленную технику " . Разницу между старой и новой психологией он видел не в содержании, а в методах. Призывая объединить усилия теоретической и экспериментальной психологии, Г.И. Челпанов настойчиво подчеркивал: "Если ктонибудь подумал, что я скольконибудь хотел умалить значение экспериментальной психологии, тот совершенно неправильно меня понял... Предлагая приводить изучение экспериментальной психологии в связь с теоретической, я исхожу из убеждения, что таким образом можно углубить экспериментальные исследования и сделать их более серьезными. Я думаю не об устранении экспериментальной психологии, а об основательности ее разработки... Я боюсь того плодящегося дилетантизма в психологии, когда очень многие думают, что в психологии можно производить исследования или собирать факты с такой же легкостью, с какой дети собирают гербарий или коллекции насекомых " .

Вопрос об отношении экспериментальной психологии к школе Г.И. Челпанов относил к числу наиважнейших. "Для меня,- писал он,- вопрос об экспериментальной психологии в отношении к школе есть вопрос о том, чем должна быть наша педагогика, а вопрос о педагогике

есть вопрос о судьбе педагогического дела в России. В настоящее время общее внимание обращено на так называемую экспериментальную педагогику. Именно на нее возлагаются огромные надежды. Дело принимает такой вид, как если бы все наше учебновоспитательное дело находилось в зависимости от экспериментальной педагогики, от применения эксперимента в педагогической практике " . Такой оборот дела очень беспокоил Г.И. Челпанова, поскольку этот вопрос сложен и далек от полного решения.

Подводя итоги развития психологической науки за 25 лет на торжественном заседании Психологического общества в 1910 г, Г.И. Челпанов особо остановился на состоянии индивидуальной психологии, возникшей в этот период. Индивидуальная психология, сходная с экспериментальной педагогикой, ставила своей конечной целью познание способностей индивида и постановку на этой основе психологического диагноза. Решение такой задачи имеет огромное практическое значение. Однако, подчеркивал Г.И. Челпанов, она выполнима только при наличии надежных научных методов. А именно методы еще крайне несовершенны, неточны. Получившие распространение анкеты, тесты и тому подобные методы не дают надежных результатов, имеют лишь вспомогательное значение. "Эти методы, так называемые психологические тесты,- считал Г.И. Челпанов,- имеют исключительно научное значение, т. е. могут применяться исключительно только для научных исследований, но не для практических целей " . К тому же, подчеркивал он, эти методы по своей природе не могут соответствовать решению поставленной задачи, направленной на познание личности индивида (что и необходимо для практических целей). Они могут дать представление не о личности в целом, а лишь об отдельных ее проявлениях. "Современная индивидуальная психология может определять только те или другие психические приметы личности, но отнюдь не индивидуальность ", настаивал Г.И. Челпанов . Кроме того, даже изучение отдельных сторон личности требует не одномоментного исследования, а длительного, так как психические качества человека не постоянные величины, а колеблющиеся. В этой связи он особенно критично относился к "психологическим профилям ", предложенным Г.И. Россолимо.

Очень серьезным Г.И. Челпанов считал вопрос о том, кто должен заниматься сбором научных данных, в чьих руках должны находиться методы исследования, кто имеет право ставить диагноз и делать прогноз развития личности.

Среди многих сторонников индивидуальной психологии и экспериментальной педагогики находила поддержку мысль о привлечении практических педагогов к научной работе, о необходимости создавать при школах диагностические лаборатории. Эту тенденцию Г.И. Челпанов считал бесполезной для науки и чрезвычайно опасной в практическом отношении. Сбором научных данных должны заниматься люди, обладающие подготовкой, полученной в специальных институтах, умеющие интерпретировать психические явления. В руках неподготовленных людей использование методов массового исследования может привести к печальным последствиям. "Мнимая легкость разрешения такого важного в практическом отношении вопроса, как вопрос о диагнозе личности,- указывал Г.И. Челпанов,- привлечет к исследованию очень многих неопытных экспериментаторов, которые будут производить эксперименты над детьми. Эти неопытные экспериментаторы могут фанатически уверовать в непреложную истинность полученных цифр и также фанатически будут стараться проводить в жизнь выводы, построенные на ложно истолкованных данных. В дело воспитания будет введен элемент, весьма сомнительный. Я ни на одно мгновение не затруднюсь сказать, что хуже отразится на детях: совершенное незнакомство педагогов с психологией или ошибочное применение научных методов. Я с большим беспокойством смотрю на попытку некоторых психологов давать эти методы в руки учителей и учительниц. Уже и теперь педагоги, соблазняясь ролью диагностов, весьма охотно берут на себя такую сомнительную роль " . "...Психологические тесты,- подчеркивал

он,- не такая простая вещь, чтобы их можно было давать в руки учителей " .

Из этого вовсе не следует делать вывод, что Г.И. Челпанов отрицал роль психологии для педагогики. Он лишь хотел подчеркнуть, что взаимоотношения психологии и педагогики более сложны, чем это представляется сторонникам экспериментальной психологии и педагогики. Психология, по его убеждению, безусловно необходима педагогике. Но педагогика имеет свой предмет и не может базироваться только на психологии. Педагогика должна опираться в первую очередь на философскую этику, дающую обоснование идеалов воспитания. А психология указывает те средства, при помощи которых можно достичь этих целей. Педагогику ни в коем случае нельзя рассматривать как прикладную психологию. И педагог должен быть знаком не только с экспериментальными методами психологии, но и знать общие законы психической деятельности, знать психологию ребенка. Оценивая ситуацию, сложившуюся в русской психологии и педагогике в первое десятилетие XX века, Г.И. Челпанов считал, что нет предмета для того спора, который разгорелся между учеными. По его убеждению, нет основания для противопоставления экспериментальной психологии общей, теоретической психологии, как нет основания для противопоставления экспериментальной педагогики общей педагогике. "Такое противопоставление,- утверждал он,- и ложно и тенденциозно " . Экспериментальная психология, доказывал он, есть важная часть общей психологии. Ее отличает не содержание, а методы исследования. Аналогичные отношения существуют и между экспериментальной и общей педагогикой.

Сторонники экспериментального направления были более многочисленны, их точка зрения преобладала в решениях съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, была более популярной среди педагогической массы. Но всетаки критическая позиция Г.И. Челпанова имела свое влияние, поскольку его научный авторитет был очень высок.

После революции, в 20е годы, когда Г.И. Челпанов как идеалист, противник марксизма, был отстранен от активной научной жизни, его предостережения об опасности бездумного прямого внедрения экспериментальной психологии в практику были забыты. Экспериментальные методы, главным образом тесты, получили широчайшее применение в учебновоспитательных учреждениях, попали в руки учительской массы, не имеющей должной подготовки. Результаты этого не только вредно отразились на работе школы, но и дискредитировали сам метод, а вместе с ним на многие годы затормозили всестороннее изучение ребенка (педологию), опиравшееся на метод тестов.

Наше время характеризуется широким интересом к практическому использованию психологии в различных областях. И в научных исследованиях наблюдается некоторый крен в сторону прикладных отраслей психологии. В этой связи необходимо помнить уроки истории, в частности, взгляды Г.И. Челпанова на соотношение теории и практики, на значение разработки фундаментальных проблем не только для теории, но и для практики, на роль научной подготовки и методической культуры исследователя.

Целесообразно вспомнить в настоящий момент и мысли Г.И. Челпанова об организации школьного образования. В 1917 г. был создан Государственный комитет для реформы школы на демократической основе. Идеи разработанного им проекта реформы получили признание значительной части интеллигенции.

В целях демократизации образования, доступности его широким народным массам предлагалось утвердить единый тип школы, объединяющий 3летнюю народную школу и 4летнюю городскую школу с гимназией. Из учебного плана гимназии совсем устранялось изучение латинского и греческого языков, а изучение новых языков становилось необязательным. Центр тяжести образования предлагалось перенести на естественные науки. Переход из низшей ступени в высшую должен осуществляться не на основе конкурса, а путем жеребьевки. Предусматривалась полная децентрализация

школьного управления, участие в управлении школой родительских комитетов и учащихся.

Г.И. Челпанов тщательно проанализировал этот проект и показал, что он является псевдодемократическим и опасным для развития русского государства. Предлагаемая организация среднего образования, утверждал он, рассмотрев все основные положения этого проекта, "повлечет за собою прежде всего понижение уровня нашей культуры и приведет нас к полной культурной зависимости от других народов, потому что именно средняя школа есть основа культуры народа. Понижение образовательного уровня средней школы повлечет за собою гибель демократии, ибо самоуправляться может только тот народ, у которого есть достаточное число действительно образованных государственных и общественных деятелей, а для этого нужна средняя школа с высоким учебным уровнем " .

Стремление к однотипности школы, напоминал Г.И. Челпанов, противоречит мировому опыту организации среднего образования, свидетельствующему о необходимости многотипной средней школы. Классическая система образования вовсе не препятствует демократизации школы. Знание древних языков приобщает учащихся к мировой культуре. Необязательность изучения новых языков приведет к тому, что большинство учащихся их изучать не будет. Это неизбежно скажется на понижении уровня образования, а следовательно и культуры. Отмена конкурсного перехода из низшей школы в высшую является ложнодемократической, противоречащей декларации прав человека, которая гласит: все граждане допускаются ко всем общественным должностям сообразно с их способностями; свободные народы не знают других оснований для предпочтения, кроме добродетелей и талантов.

Заложенные в проект реформы недостатки, по убеждению Г.И. Челпанова, неизбежно приведут к тому, что учащиеся будут получать видимость образования, а не подлинные знания, дипломы, а не настоящее образование. Подлинная, а не мнимая демократия преследует другие цели. "Нужно не забывать,- подчеркивал Г.И. Челпанов,- что в демократическом государстве ценятся настоящие знание и образование, а не дипломы " .Предполагаемую полную децентрализацию школьного управления Г.И. Челпанов считал серьезной ошибкой. Государство не может быть в стороне от управления школой, потому что оно нуждается в образовании народа. "От правильной постановки образования зависит целость и сила его ",- утверждал он . Но этим вовсе не отрицается необходимость участия в школьном управлении местных органов. Государственными органами должны быть определены типы школ, примерные программы, пути согласования разных ступеней школы друг с другом. А экономические вопросы, внутренняя организация школьной жизни могут находиться под наблюдением местных органов управления.

По мысли Г.И. Челпанова, и сама школа должна получить известную автономию. Но прежде всего, настаивал он, свобода, самостоятельность должна быть предоставлена учителю, так как подлинному учителю на каждом шагу приходится проявлять творческую и личную инициативу. Педагог, считал Г.И. Челпанов, играет особую роль в ряду государственных и общественных деятелей. На него не должно оказываться никакого постороннего влияния. Поэтому придание законодательной силы институту родительских комитетов и участию учащихся в педагогических советах Г.И. Челпанов относил также к числу ложнодемократических преобразований. В родительских комитетах, справедливо считал он, может быть множество лиц, педагогически неподготовленных и склонных защищать мнимые интересы детей, что несомненно скажется на понижении уровня учебнонравственной жизни школы. Участие же учащихся в педагогических советах неизбежно отразится на авторитете учителя. Между учителем и учащимися должна быть соответствующая дистанция. "Ученики должны признавать моральный "и интеллектуальный авторитет учителя,- утверждал Г.И. Челпанов.- Без такого признания школа не может существоватьЕ

Тогда это не школа, а организация вроде домового комитета или чегонибудь в этом роде " . Каждый раз, отмечал он, в период революционных движений в России поднимается вопрос об участии учащихся в управлении школой. Но опыт развития других стран свидетельствует о том, что ни в одной демократической стране этого не допускалось.

Вопрос о реформе средней школы, отмечал Г.И. Челпанов, должен быть обсужден и решен с привлечением университетов, академий, педагогических и других научных учреждений, с участием самих деятелей средних учебных заведений. Но реально дело обстоит совсем иначе "Составители проекта новой средней школы для России,- отмечал он,- думали о ней не как о государстве, которое должно вести международное культурное состязание, а как о какойнибудь колонии. По странной иронии судьбы о демократической школе для России хлопочут люди, которые неспособны подняться выше бюрократических приемов мышления... Русским педагогам следует бороться за истинно образовательную школу, достойную великой культуры России " .

Мнение Г.И. Челпанова по поводу реформы средней школы осталось гласом вопиющего в пустыне. Развитие школьного образования пошло иным путем, порой еще более печальным, чем предусматривалось в проекте государственного комитета.

Россия вновь стоит перед необходимостью преобразований, в том числе и системы образования. Следовало бы вспомнить по этому поводу мысли Г.И. Челпанова - одного из образованнейших и философски мыслящих деятелей русской науки.

1. Будилова Е. А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX - нач. XX в.). М., I960.

2. Петровский А. В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967.

3. Радзиховский Л. А. Г.И. Челпанов - организатор Психологического института // Вопр. психол. 1982. № 5. С.4760.

4. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.

5. Челпанов Г. И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. 2 ч. Киев, 1896-1904.

6. Челпанов Г. И. История основных вопросов этики. Киев, 1897.

7. Челпанов Г. И. Критика материализма и очерк современных учений о душе. Киев, 1899.

8. Челпанов Г. И. О памяти и мнемонике. Спб., 1900; 2е изд. 1903.

9. Челпанов Г. И. Мозг и душа. Спб., 1900; 6е изд., М., Пг., 1918.

10. Челпанов Г. И. Курс лекций по логике. Киев, 1901.

11. Челпанов Г. И. Введение в философию. Киев, 1905.

12. Челпанов Г. И. Психология. Основной курс. М., 1909.

13. Челпанов Г. И. Биологическая точка зрения в психологии. М., 1909.

14. Челпанов Г. И. Об экспериментальном исследовании высших умственных процессов // Вопр. филос. и психол. Кн. 96.

15. Челпанов Г. И. Современная индивидуальная психология и ее практическое значение // Вопр. филос. и психол. Кн. 103.

16. Челпанов Г. И. Об американских психологических институтах. М., 1911.

17. Челпанов Г. И. Психология и школа. М., 1912.

18. Челпанов Г. И. Учебник психологии. М., 1912. 10е изд.

19. Челпанов Г. И. Современная психология мышления и ее значение для педагогики // Школа и жизнь. 1914. № 2.

20. Челпанов Г. И. Введение в экспериментальную психологию. М., 1915; 3е изд., М., 1924.

21. Челпанов Г. И. Демократизация школы. М., 1918.

22. Челпанов Г. И. Объективная психология в России и Америке. М., 1925.

23. Челпанов Г. И. Психология и марксизм. 2е изд. М., 1926.

24. Челпанов Г. И. Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). М., 1926.

25. Челпанов Г. И. Очерки психологии. М., Л., 1926.

26. Челпанов Г. И. Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927.

27. Челпанов Г. И. Учебник логики. М., 1946.

Поступила в редакцию 17.VIII 1993 г.

1 История создания Психологического института подробно описана автором в статье, посвященной 70-летию института, опубликованной в "Вестнике МГУ " (1982. № 3. С. 6676).

источник неизвестен

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ

Челпанов (Георгий Иванович, родился в 1862 г. в Мариуполе) - современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историко-филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание философии в Московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. перешел в Киевский университет святого Владимира, где в настоящее время состоит профессором философии. Главнейшие работы Челпанова: "Проблемы восприятия пространства" (1-я часть, Киев, 1896, магистерская диссертация); "Мозг и душа" (СПб., 1900); "О памяти и мнемонике" (СПб., 1900). Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах "Русская Мысль", "Вопросы философии и психологии", "Мир Божий" и в "Киевских Университетских Известиях"; в последнем издании Челпанов помещал весьма ценные обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта. С 1897 г. Челпанов руководит психологической семинарией при университете святого Владимира (см. "Отчет о деятельности психологической семинарии при университете святого Владимира за 1897 - 1902 годы", Киев, 1903). Книга Челпанова "Мозг и душа" - ряд публичных лекций, читанных в Киеве в 1898 - 1899 гг.; автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная; критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследование словами: "дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм". В "Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности" Челпанов в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге: "Ursprung der Raumvorstellung". По существу это - теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизводное; представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генетисты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность; интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с качественным содержанием ощущения, без которого они немыслимы. Отсюда следует, что все ощущения обладают протяженностью; но вопроса об отношении этих протяженностей ближайшим образом Челпанов не рассматривает. Но все содержание протяженности, как оно является в развитом сознании, Челпанов признает непроизводным, а лишь плоскостную протяженность; из нее путем психических процессов вырастают сложные формы восприятия пространства. Представление глубины есть продукты переработки опыта плоскостной протяженности. Сущность непроизводной протяженности Челпанов видит во внеположности, а глубина есть преобразование этой внеположности или плоскостной протяженности. От Штумфа Челпанов отступает в том, что первый сближает качество ощущений с протяженностью, полагая, что различию мест в пространстве соответствует различие качеств; поэтому Штумф отрицает теорию Лоце о локальных знаках. Челпанов, наоборот, полагает, что теория локальных знаков может быть соединена с учением о непроизводности восприятия протяженности и что хотя локальные знаки и не являются необходимой составной частью первоначального представления о пространстве, но в расширении и развитии этого представления им принадлежит важная роль. Первая половина работы Челпанова посвящена обстоятельному изложению теорий нативизма и генетизма, в лице главнейших представителей этих учений. Философские свои воззрения Челпанов высказал в книге "О современных философских направлениях" (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Философия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет философии - "исследование природы вселенной"; философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма. Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания; поэтому позитивизм должен был перейти в иную форму. Челпанов следит за различными формами философской мысли в XIX веке, а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она выразилась у Гартмана и у Вундта. "В настоящий момент всякого ищущего научно-философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно метафизика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу. Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое. Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказывается как раз в духе нашего времени" (стр. 107). Таким образом Челпанов объявляет себя последователем Вундта, и критика мировоззрения Вундта в то же время будет и критикой философии Челпанова. Э. Радлов.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1862-1936) - русский философ, психолог, логик. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе (у Грота). С 1890 работал на …
  • ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ
    (1862-1936) российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912-23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной …
  • ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ
    Георгий Иванович , русский психолог и философ, логик, Профессор Киевского (1892-1907) и Московского (1907-23) университетов. Основатель …
  • ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ в Словаре Кольера:
    (1862-1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем …
  • ГЕОРГИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    157154, Костромской, …
  • ЧЕЛПАНОВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от прозвища или нецерковного имени Челпан из нарицательного челпан, которое в прошлом означало “холм”, “каравай”, в переносном значении …
  • ГЕОРГИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Победоносец (греч. , в рус. фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Джирджис), в христианских и мусульманских преданиях воин-мученик, с именем которого фольклорная …
  • ЧЕЛПАНОВ
    Георгий Иванович (1862- 1936), психолог, философ, педагог. С 1891 приват-доцент Московского университета, с 1892 - Киевского университета, где создал психологические …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ГЕОРГИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    V царь Грузии (1314-46), боролся против монгольского ига и фактически стал независимым правителем. Добился воссоединения с Грузией Имеретии (1327) и …
  • ГЕОРГИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    В Грузии: Г. III (г. рождения неизвестен - умер 1184), царь Грузии с 1156, сын царя Дэметрэ I. Продолжал активную …
  • ЧЕЛПАНОВ
    (Георгий Иванович, род. в 1862 г. в Мариуполе) — современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в …
  • ГЕОРГИЙ МИТРОПОЛИТ НИКОМИДИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из замечательных византийских церковных ораторов IX века. Был современником и другом константинопольского патриарха Фотия, с которым вел переписку. Из …
  • ГЕОРГИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ МОНАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Написал исторический труд "?????? ????????????", обнимающий время от сотворения мира до Диоклетиана (284 г. по Р. Хр.). При патриархе константинопольском …
  • ГЕОРГИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Георгий cв., великомученик, Победоносец - по сказаниям Метафраста,происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение ввойске. Когда началось Диоклетианово гонение …
  • ЧЕЛПАНОВ
    ЧЕЛП́АНОВ Георг. Ив. (1862-1936), психолог и логик, основатель и директор Моск. психол. ин-та (1912-23). Сторонник психофизич. параллелизма. Тр. по эксперим. …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ СТЕФАН (George Stefan) (?-1668), молдавский господарь (1653-58). Путём заговора сверг господаря Василия Лупу. В 1656 направил в Москву посольство …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ГЕ́ОРГИЙ СЕДОВ", ледокольный пароход, названный по имени Г.Я. Седова. Построен в 1909. Водоизмещ. 3217 т. Участвовал в первой сов. арктич. …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ АМАРТОЛ (9 в.), визант. летописец, монах. Автор популярной в Византии и на Руси "Хроники" (4 кн., от сотворения мира …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ ХII (1746-1800), последний царь (с 1798) Картлийско-Кахетинского царства, сын Ираклия II (династия Багратионов). Просил имп. Павла I принять …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ V, царь Грузии (1314-46), боролся против монг. ига и фактически стал независимым правителем. Добился воссоединения с Грузией Имерети (1327) …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ III, царь Грузии (1156-84), продолжатель политики Давида IV Строителя. Успешно боролся с сельджуками, с крупными феодалами. Значительно расширил свои …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ (в миру Григ. Осипович Конисский) (1717-95), церк. деятель, просветитель, проповедник, богослов, писатель. Архиепископ Могилёвский, чл. Святейшего Синода (с 1783). …
  • ЧЕЛПАНОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Георгий Иванович, род. в 1862 г. в Мариуполе) ? современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в …
  • ГЕОРГИЙ
    Жуков, Свиридов, …
  • ГЕОРГИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ГЕОРГИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    егор, имя, орден, …
  • ГЕОРГИЙ
  • ГЕОРГИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. Название ордена или знака отличия ордена Святого …
  • ГЕОРГИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Ге`оргий, -я (имя; …
  • ГЕОРГИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Георгий, (Георгиевич, …
  • ГЕОРГИЙ в Орфографическом словаре:
    ге`оргий, -я (имя; …
  • ЧЕЛПАНОВ
    Георгий Иванович (1862-1936) , российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912-23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • ГЕОРГИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    Георгий м. разг. Название ордена или знака отличия ордена Святого …
  • ГЕОРГИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. Название ордена или знака отличия ордена Святого …
  • ГЕОРГИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. Название военного ордена Святого Георгия четырех степеней (учрежден в России в середине XVIII …
  • КАЛЬЧИУ-ДУМИТРЯСА ГЕОРГИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кальчиу-Думитряса Георгий (Gheorghe Calciu-Dumitreasa) (1925 - 2006), священник (Православная Церковь в Америке), …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ГЕОРГИЙ ХОЗЕВИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Георгий Хозевит (+ 625), преподобный. Память 8 января. Родился на Кипре в …
  • ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Георгий Победоносец (284 - 303 / 304), великомученик, чудотворец. Память 23 апреля …
  • ГЕОРГИЙ ИВЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Георгий Иверский, Афонский (1009/1014 - 1065), игумен, преподобный. Память 13 мая, 27 …

Челпанов, Георгий Иванович

(род. в 1862 г. в Мариуполе) - современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в новороссийском университете на историко-филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание философии в московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. перешел в киевский университет св. Владимира, где в настоящее время состоит профессором философии. Главнейшие работы Ч.: "Проблемы восприятия пространства" (1-я ч., Киев, 1896, магистерская диссертация); "Мозг и душа" (СПб., 1900); "О памяти и мнемонике" (СПб., 1900). Статьи по психологии и философии Ч. помещал в журналах "Русская Мысль", "Вопросы философии и психологии", "Мир Божий" и в "Киевских Университетских Известиях"; в последнем издании Ч. помещал весьма ценные обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта. С 1897 г. Ч. руководит психологической семинарией при университете св. Владимира (см. "Отчет о деятельности психологической семинарии при университете св. Владимира за 1897-1902 гг.", Киев, 1903).

Книга Ч. "Мозг и душа" - ряд публичных лекций, читанных в Киеве в 1898-99 гг.; автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная; критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследование словами: "дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм". В "Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности" Ч. в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге "Ursprung der Raumvorstellung". По существу это - теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизводное; представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генетисты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность; интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с качественным содержанием ощущения, без которого они немыслимы. Отсюда следует, что все ощущения обладают протяженностью; но вопроса об отношении этих протяженностей ближайшим образом Ч. не рассматривает. Не все содержание протяженности, как оно является в развитом сознании, Ч. признает непроизводным, а лишь плоскостную протяженность; из нее путем психических процессов вырастают сложные формы восприятия пространства. Представление глубины есть продукт переработки опыта плоскостной протяженности. Сущность непроизводной протяженности Ч. видит во внеположности, а глубина есть преобразование этой внеположности или плоскостной протяженности. От Штумфа Ч. отступает в том, что первый сближает качество ощущений с протяженностью, полагая, что различию мест в пространстве соответствует различие качеств; поэтому Штумф отрицает теорию Лоце о локальных знаках. Ч., наоборот, полагает, что теория локальных знаков может быть соединена с учением о непроизводности восприятия протяженности и что хотя локальные знаки и не являются необходимой составной частью первоначального представления о пространстве, но в расширении и развитии этого представления им принадлежит важная роль. Первая половина работы Ч. посвящена обстоятельному изложению теорий нативизма и генетизма, в лице главнейших представителей этих учений. Философские свои воззрения Ч. высказал в книге: "О современных философских направлениях" (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Философия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет философии - "исследование природы вселенной"; философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма. Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания; поэтому позитивизм должен был перейти в иную форму. Ч. следит за различными формами философской мысли в XIX веке, а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она выразилась у Гартмана и у Вундта. "В настоящий момент всякого ищущего научно-философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно метафизика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу. Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое. Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказывается как раз в духе нашего времени" (стр. 107). Таким образом, Ч. объявляет себя последователем Вундта, и критика мировоззрения Вундта в то же время будет и критикой философии Ч.

Э. Радлов.

{Брокгауз}

Челпанов, Георгий Иванович

(род. 1862) - известный русский психолог. Состоял профессором философии и психологии в Киеве (1892-1906) и Москве (1907-23); с 1911/12 по 1923 был директором Московского психологического ин-та. По своему мировоззрению Ч. - идеалист. Философские воззрения Ч. развиты в его книгах: Мозг и душа (1900), О современных философских направлениях (1902) и др., где он доказывает, что возможна "только идеалистическая философия". Как идеалист Ч. примыкает в философии к учению Штумпфа (в вопросе восприятия пространства), в вопросах психологии Ч. объявляет себя последователем В. Вундта . После революции, продолжая работу в области психологии, Ч. пытается "примирить" идеализм в философии с "материалистическим" объяснением психических процессов в психологии. Ряд работ Ч. за этот период носит по существу эклектический характер.

Главные соч.: Проблемы восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности, 2 ч., Киев, 1896-1904; Мозг и душа, СПб, 1900 (6 изд., М.-П., 1918); О памяти и мнемонике, СПб,. 1900; Введение в философию, 6 изд., М., 1916; Введение в экспериментальную психологию, 3 изд., Москва, 1924; Учебник психологии, 13 изд., М. - П., 1916; Психология и марксизм, 2 изд., М., 1925; Объективная психология в России и Америке, М., 1925; Психология или рефлексология?, М., 1926; Очерки психологии, М.-Л., 1926, и др. Лит. : Корнилов К. И., Психология и марксизм проф. Челпанова, в сб. Психология и марксизм, Л., 1925; Блонский П. П., Психология, как наука о поведении, там же; Франкфурт Ю. В., В защиту революционно-марксистского взгляда на психику, в сб. Проблемы современной психологии, Л., 1926.

Челпанов, Георгий Иванович

Философ, психолог, логик. Автор ряда многократно переиздававшихся в России руководств по филос., психол. и логике, хорошо известных в конце XIX - первой пол. XX столетия ("Введение в философию" вышло в 1916 - 6-м изд., "Учебник психологии" - в 1919 - 15-м изд., "Учебник логики" - в 1946 - 10-м изд.). Род. в Мариуполе, учился на ист.-филол. ф-те Новороссийского ун-та в Одессе (1882-1887). С 1890 - преп. филос. (приват-доц.) Моск. ун-та. В 1892 перешел работать в Киевский ун-т, где в 1897 стал проф. и зав. кафедрой филос. (1897-1906). С 1907 по 1923 заведовал кафедрой филос. Моск. ун-та; с 1917 - почетный проф. В 1910-1911 посетил Германию и США для ознакомления с работой психол. ин-тов и лабораторий. Основатель и ред. ж. "Психологическое обозрение" (1917-1918). В 1912 Ч. создал при Моск. ун-те Психол. ин-т. Для методол. установок Ч. до революции было характерно сочетание психол.-эмпирич. подходов с метафиз. умозрением. Он высоко ценил интроспективный метод иссл. В то же время, склоняясь все более к эмпирич. субъективизму и негативно оценивая эксперимент, он полагал, что источником предпосылок для психол. должна служить филос. М.Г.Ярошевский отмечал: "Челпанов был основателем и директором первого в России Московского психологического института, лабораторное оборудование которого было лучше, чем во всех аналогичных научных учреждениях не только в Европе, но и во всем мире. На основе опыта исследовательской работы в этом институте им была написана кн. "Введение в экспериментальную психологию" (1915), в которой обобщались современные ему методы психологического изучения" ("История психологии". М., 1976. С.413). Молодые психологи между тем, работая в целом в благоприятных для творч. условиях, все чаще стали высказывать свое отрицательное отношение к недооценке Ч, эксперимента. 8 марта 1923 Коллегия Ин-та науч. филос. РАНИОН приняла решение: "Коллегия особо обсуждала вопрос о Г.И.Челпанове и других идеалистах и [признала] дальнейшую работу их в институте нежелательной и недопустимой" (Архив АН СССР, Моск. отд. Ф. 355 оп. 1, л. 2). В середине ноября 1923 ему было предложено сдать руководство ин-том проф. К.Н.Корнилову. С 1921 - член ГАХН; уволен по сокращению штатов в 1930. Умер в Москве. Ч. - крупнейший представитель т.н. "эмпирич." направления в психол., ориентировавшегося в иссл. конкретных проблем на европ. психол. (в данном случае на вундтовскую и вюр-цбургскую школы). Пытался обосновать психол., опираясь на представление об "эмпирич. параллелизме" души и тела. Выступал с критикой материализма, зачастую отождествляя его с вульгарными вариантами. Будучи сам философом и логиком (систематиком соответствующих обл. знания) и "философом в психологии", он считал, что общая психол., в отличие от соц. психол., должна быть свободна от соц.-групповой (классовой) филос. Наряду с этим он был убежден в необходимости всеобщих принципов филос. для психол.

Соч.: Психология. Лекции. М. , 1892 ; О ценности жизни. Изложение и критика пессимистической философии // Мир божий. 1896. № 11 ; Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч.1-2. Киев , 1896-1904 ; Учебник логики. 1897 (10 изд. - 1918 и 1946 ); Мозг и душа. 1900 (5-е изд. - М. , 1912 ); О современных философских направлениях. Киев , 1902 ; Введение в философию. Киев , 1905 ; Психология. Ч.1-2. М. , 1909 ; Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии. 1909. Вып.99 (3 ); Введение в экспериментальную психологию. М. , 1915 (3-е изд. - М. , 1924 ); Демократизация школы. М. , 1918 ; Учебник психологии. 15-е изд. М. -Пг. , 1919 ; Психология и марксизм. 2-е изд. М. , 1925 ; Объективная психология в России и Америке. М. , 1925 ; Очерки психологии. М.-Л. , 1926 ; Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии ). М. , 1926 ; Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии ). М. , 1927 ; Социальная психология или условные рефлексы. М.-Л. ,

А.П.Алексеев

Челпа нов, Георгий Иванович

Род. 1862, ум. 1936. Философ, психолог. Ученик Н. Я. Грота (см.). Выпускник историко-филологического факультета Новороссийского университета (1887). Основатель Психологического института при Московском университете (1914). Труды: "Мозг и душа" (1900), "Проблема восприятия пространства" (1904) и др.

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Челпанов, Георгий Иванович" в других словарях:

    Челпанов Георгий Иванович - (1862–1936) русский психолог и философ. Критикуя материализм («Мозг и душа», 1900), Ч. пытался построить психологию на основе концепции «эмпирического параллелизма» души и тела, восходящей к психофизическому параллелизму В. Вундта. Он считал, что … Большая психологическая энциклопедия

    Челпанов (Георгий Иванович, родился в 1862 г. в Мариуполе) современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историко филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание… … Биографический словарь

    - (род. 1862 – ум. 1936) рус. философ, психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму В. Вундта. Область общей психологии, по Челпанову, должна быть свободна от… … Философская энциклопедия

    - (1862 1936) российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912 23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии … Большой Энциклопедический словарь

    - (1862 1936) русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914 г.). Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих… … Психологический словарь

Контент страницы

​ (1862 - 1936)

Русский философ, логик и психолог, профессор.

Георгий Иванович Челпанов родился 16 (28) апреля 1862 года в г. Мариуполе в мещанской семье. Среднее образование он получил в Мариупольской гимназии. В 1882-1887 г.г. учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе.

В 1890 году Г.И. Челпанов переехал в Москву, начал работать на кафедре философии Московского университета (1890-1892 гг.).

В 1892 году Г.И. Челпанов перешел работать в Киевский университет, где стал в 1897 году профессором и заведующим кафедрой философии (1897-1906 гг.). В этот период он защищает магистерскую (1894 г.) и докторскую (1906 г.) диссертации. Киевский период занимает важное место в жизни и работе Георгия Ивановича: в это время он сформировался как ученый, преподаватель и организатор.

В 1907 году Г.И. Челпанов перешел работать в Московский университет заведующим кафедрой философии.

С первых же дней работы в Московском университете Г.И. Челпанов активно разворачивает работу психологического семинария. Значительное расширение масштабов семинария вплотную подвело Г.И. Челпанова к осознанию необходимости новых организационных форм работы психологов. Это завершилось тем, что по справедливости можно считать главным итогом его жизни - созданием Психологического института Московского университета. В 1910-1911 годах посетил Германию и США для ознакомления с работой психологических институтов.

В московский период жизни Г.И. Челпанова еще более развернулся его организаторский и педагогический талант. За этот период он опубликовал не менее 50 статей, рецензий, заметок по вопросам психологии, философии, педагогики. Работы Г.И. Челпанова пользовались широкой известностью.

Активность Г.И. Челпанова в период 1907-1917 гг. не ограничивалась кафедрой философии и институтом психологии. Он читал лекции в Московском Коммерческом институте . В 1917 году он организовал и выпускал в течение двух лет журнал «Психологическое обозрение».

В судьбе Георгия Ивановича Челпанова соединилось и светлое и трагическое. Это и благодарное отношения со стороны учеников и коллег, признание учеными Европы и Америки его заслуг перед наукой... Это и горечь, которую он испытал в последние годы жизни... Научно-теоретические идеи Георгия Ивановича, связанные с его отрицательным отношением к требованию перестроить психологию на основе марксизма, стали причиной отставки с поста директора созданного им Психологического института и увольнения из Московского университета в ноябре 1923 года, в котором он еще в 1917 году был удостоен почетного звания заслуженного профессора. Последняя брошюра Г. И. Челпанова, которой он сам дал подзаголовок «К итогам полемики о марксизме в психологии», была опубликована в 1927 году.
Георгий Иванович Челпанов скончался 13 февраля 1936 года в Москве.

Изложены задачи философии, теория познания, основные типы философских построений, задачи этики, понятия о Боге, знании и вере. К изданию прилагается вопросник.

Для студентов высших учебных заведений.

Челпанов Г. Введение в философию / Г. Челпанов. - 5-е изд. - М. : Тип. «Кушнерев и К*», 1912. - 556с.

В настоящем издании предложен конспективный обзор главнейших моментов истории философии. Прилагается указатель имен, терминов и вопросник.

Loading...Loading...