Что символизирует кадило и каждение.


Былинка

«В теплом царстве стоит пещера каменная,
а в пещере лютый змий: и как бывает в царстве
том стужа, змий раскручинится, и начнёт
у него изо рта пламень огненный исходить
и из ушей кудряв дым метаться,
а из очей искры сыплются. А и не страшно!»

(Старорусская загадка о печи в избе).

По долгой дороге через скошенные поля, через осенние леса быстрые кони мчат Грушеньку в иную жизнь. Выдали девчонку замуж в дальнюю деревню, в крепкую крестьянскую семью. Родители невесты очень надеялись, что житьё их дочери, младшенькой, будет хорошее. Воспитали они её доброй, послушной и трудолюбивой. Молода, правда, – всего-то четырнадцать лет! Но таков обычай в этих суровых краях.
И было это триста лет назад, когда ранние браки были обычным делом. А вообще, как известно, дочь в семье – чужая работница. Вот и стараются родители мужа скорее её заполучить. Пятнадцатилетний муж Груши, безусый белобрысый парнишка, всю дорогу шептал:
– Ты, Аграфена, только не бойся, не бойся….
А чего не бояться так и не пояснил, но насторожил девушку.
Вошла Грушенька в дом свёкров, поклонилась в пояс, перекрестилась на Красный угол да и бросила, по обычаю, свой поясок на печь, чтобы всем было ясно: она переехала в новый дом под покровительство печки-матушки.
Свёкры оказались людьми строгими, угрюмыми. Особенно свекровь. Грушеньке пришлось сильно постараться, чтобы назвать эту ехидну матерью.
Невзлюбила она юную невестку. Да и бабка была злобная и ворчливая. Зашипит она, а Грушенька уже и дрожит. А шипела она часто: то не так, это не так, а как – и не покажет. Муж Грушу жалел, но голоса не подавал за неё. Наверное, тоже боялся бабки.
Новая семья большая – семеро детей; все в одной избе, и все моложе молодых супругов. Так что Грушенька стала им нянькой. Уставала за день, а иной раз и ночью не поспишь, качаешь малого. Но не так усталость её мучала, как необходимость привыкать к новой семье, к неласковым отцу-матери.
Перед свадьбой родная матушка сделала ей куколку, золушку. Голова этой куклы – мешочек с золой из печи родного дома.
Наработается Грушенька за день, выберет минутку, прижмёт к груди куколку, а в ней – зола родной печки, тепло родительского очага, всплакнёт, вспоминая отчий дом, и дальше живёт.
В один из воскресных дней приехали родители проведать дочь. Грушенька жмётся к ним, ласкается.
– Ай, сваха, как тут моя Грушенька? Довольны ли вы ею? – спрашивает мать.
– Что ж, работящая молодуха, непривередливая,– отвечает та.
– Скромная, послушная, – добавляет свёкор.
А мать вдруг и говорит:
– А ну-ка, доченька, покажи мне свою золушку.
Смотрит: зольная куколка-то затрёпанная – знать, несладко живётся в новой семье дочери, часто она плачется золушке. Но ничего не сказала свахе – чтобы не сделать ещё хуже Грушеньке. Погостили родители недолго – длинная дорога. А перед отъездом мать поцеловала её на прощанье и посоветовала на ушко:
– С печкой, с печкой, дочка, подружись. Печка греет, сушит, светит, она парит, кормит, лечит, и от бесов охраняет, и погоду направляет. Когда подружишься, тогда и в семью войдёшь, не будешь им чужой. Я-то знаю, что говорю – сама молодухой была.
Как же! Со свёкрами было страшно разговаривать, боязно было поднять на них даже глаза. Особенно Грушенька боялась бабку мужа. Однажды та до смерти напугала бедную невестку. Обмазала тестом и положила на хлебную лопату младенца, которым только что разрешилась от бремени свекровь, да и сунула в печь «допекать», как она сказала.
Седые волосы торчком стоят, единственный передний зуб над губой висит, голова трясётся, а старуха шепчет какие-то колдовские заклинания. Правда печь уже остывала, но всё равно Груша сильно испугалась и решила, что бабка – ведьма или как у них деревне говорят – баба Яга. Увидев, как побледнела Грушенька, старуха ухмыльнулась:
– Не видала, как недоношенных и слабых младенцев «допекают» в печи? Учись, пока я жива!
А Груша от страха даже пошевелиться не могла, не то, что учиться.
В другой раз спит она на лавке и вдруг как что-то толкнуло её. Грушенька открыла глаза. Лунный свет, пробиваясь сквозь бычий пузырь окошка, тускло освещал избу, и Грушенька увидела, как с печи спускается бабка. Вот она открывает заслонку и…. лезет в печь! Груша чуть не закричала от ужаса. Матушка ей рассказывала, как ночами ведьмы вылетают через трубу на шабаш нечистой силы. Старуха поворочалась в печи и затихла. Видно, улетела. Точно, ведьма!
Так до рассвета Груша и не сомкнула глаз. А чуть свет не заря разбудила мужа и рассказала ему о том, что увидела ночью.
Он рассмеялся:
- Придумала тоже. Для бабушки печь – благо. Заболят косточки, жилочки, мочи нет терпеть – она в печь. А утром, посмотришь, вылезет как новая.
Бабка, и в правду, показалась из печи, чуть в саже, но довольная. И вся семья приняла её действие как обычное дело. Никто плохого не подумал.
Когда похолодало, свекровь сказала:
– Пора купаться в печи.
Да. И купались, парились в этой семье в печи, по-старинному, не было у них, как у Грушенькиных родителей, крестьянской баньки по-чёрному. А баня по субботам – святое дело. Душистые травки, заветные слова, дубовые веники….. Любила Груша баню. Как обходиться без неё, особенно в холодное время?!
А свёкры принесли сноп ржаной соломы, сунули в печь и закрыли ею весь под, чтобы нигде не прожигало. На шесток положили чистенький половичок. Из устья пышет жаром, и залезать туда ох, как страшно.
Мать приготовила полотенца и чистую одежду всем.
– Разболокайтесь и полезайте! – велела она мужикам.
Они купались и парились первыми, потом - сама мать с ребятишками.
Устроилась она в печи, ей бабка подала сначала младенчика. Она подтянула его на холщёвой простынке через устье, положила себе на ноги, как в корытце, помыла, да ещё и веничком слегка погладила, чтобы духом берёзовым подышал. Потом по очереди остальных ребятишек вымыла, выпарила, свежей водой окатила…. Поставит на четвереньки и выпроводит на шесток, только головку рукой придерживает, чтобы сажей, вылезая, не замазался. А там уже бабка подхватывает дитяти, завернёт в холстинку и на печку.
Последней мылась невестка, то есть, она, Грушенька.
Залезла в печь и видит: всё устье чёрное и сажа на нём, как бархат. Но, оказывается, места вполне хватает, и нигде она не коснулась сажи. Уселась, подминая соломку под себя. И сразу Грушеньку охватил сухой жар. А раскалённые бело-розовые кирпичи сотворили в печи какое-то удивительное, волшебное сияние. Видно, будто днём. Хоть узоры вышивай!
Помочив в ковшике с травяным отваром веник, она брызнула на кирпичи, потрясла его у себя за спиной, помылась в шаечке и легла головой к устьицу. Из устья идёт мягкий воздух, дышится легко, а тело прогревается, пропаривается. Хорошо-то как, спокойно. Душистый запах трав, жаркая истома и блаженство окутали её. И она позабыла о своих страхах, о заботах и печалях.
И тут, вроде, голос слышит женский, глухой, но похожий на матушкин:
– А вот моя хозяйка молодая, работница, умелица – у шестка додельница.
А потом другой и тоже добрый да ласковый:
– Грушенька, ты что там, заснула? – Это уже свекровь, оказывается.
Вылезла Груша из печи, оболоклась в чистую рубаху. Посмотрела на семью и счастливо улыбнулась. И все заулыбались, даже баба Яга. Вот что печка делает!

Священник Евгений Дорофеев

Любовь вместо системы запретов

Подростковый возраст – это время переоценки многих ценностей. Человек начинает входить во взрослый мир и привносить в него что-то свое, новое. Подросток чувствует реалии времени и живет в соответствии с ними (а они бывают как положительные, так и отрицательные). Взрослый человек ориентируется по реалиям своего поколения. Отсюда – непонимание, отдаление. Перед священником стоит непростая задача принять нового взрослеющего человека, понять его и, не отрывая от современной жизни, показать ее полезные и пагубные стороны, помочь найти свой путь к Богу.

Необходимо искренне заинтересоваться зашедшим в храм юным человеком. А если просто процитировать каноническое правило, то это путь в никуда со всеми последствиями. Для приходских бабушек ты как пастырь, может быть, и непререкаемый авторитет, а для пятнадцатилетних ребят, увы, всё не так однозначно.

Очень важно в беседах с подростками не оказывать на них давления. Прессинг бесперспективен, он отдаляет, заставляет замыкаться в себе, лгать. На них давят везде: в школе и дома; улица тоже давит по-своему плюс зашкаливает поток информации. Юноша или девушка, зашедшие в храм, надеются найти там что-то другое, не такое, как везде. Задача пастыря – дать им почувствовать Христа, Его всеобъемлющую любовь, а не бесконечную систему запретов.

Чтобы грамотно исповедовать подростков, священнику надо читать хорошую литературу по возрастной психологии и педагогике. Не нужно переоценивать себя и рассчитывать, что по наитию сможешь сказать правильные вещи. Переходный возраст – это перестройка практически всех систем человека: и психологической, и душевной, и физической. Чтобы понять своего юного прихожанина и уметь помочь ему, нужно знать принципы работы этих механизмов.

Непринципиальное курение и безобидная татуировка

В первую очередь, священник на исповеди должен отделять главное от второстепенного. К главным вопросам жизни подростка относятся лишь такие, которые глубинно влияют на становление его личности как полноценного христианина. А к мелким временным заблуждениям необходимо быть снисходительным или не акцентировать на них внимание вовсе. Например, то, что подросток сделал татуировку (если она не содержит, конечно, чего-то богохульного или экстремистского) – вообще не тема для претензий. Сейчас это не более чем дань моде, кто их только не делает, от звезд шоу-бизнеса до домохозяек.

Вот курение – это уже хуже, но тоже не принципиально. Огромное количество курящих людей обладают весьма ценными христианскими качествами. Однако следует предупредить, что безобидное увлечение, демонстрация своего взросления, может перерасти в зависимость, греховную страсть. Но повторюсь, это может быть только дружеский совет, а не требование. К сожалению, я знаю случаи, когда священники лишали подростков права алтарничать за то, что они начинали курить. Ребята в знак протеста уходили из храма. Некоторые из них вообще покатились по наклонной. Неужели этот непринципиальный вопрос стоил таких переживаний и потерь? Где ж вести пастырскую работу, как не в алтаре?

Интимная жизнь и первые грехи

К сожалению, у нас сегодня нормы морали общества и нормы морали Церкви иногда очень расходятся. Взять хотя бы интимную сторону жизни человека. Так, например, отношение к онанизму с точки зрения сегодняшней светской жизни (и научной, и общественной) вполне лояльное, как и к добрачным половым связям. Конечно, в таких случаях на исповеди нужно обозначать позицию Церкви, говорить о тяжести подобных грехов, но, объясняя, делать скидку на сегодняшнее состояние общества. Иначе подросток задаст себе вопрос: «Мне до этого все говорили, что в этом нет ничего плохого, а тут этот человек в рясе говорит совсем иное?» И чтобы голос «человека в рясе» перевесил, священник на какое-то время должен дать подростку «аванс любви» – дать добрый совет, попытаться понять его проблемы, примерить его ношу.

Подростковый период – время полового становления, когда бушуют гормоны. Молодые люди, не имея половых партнеров (кстати, обязательно надо акцентировать, что в христианстве «половые партнеры» – это только законные супруги и никто более!), начинают заниматься мастурбацией. Нужно обратить внимание подростка на то, что это не вполне законное выражение абсолютно естественной составляющей человека. И бороться с этим грехом можно и нужно, но предупредить, что быстрой победы, скорее всего, не будет. И страсть так просто не отступит. И даже оступившийся не один раз подросток всё равно будет оставаться чадом Церкви, если будет после очередного падения снова вставать и идти в бой со своей страстью.

Однако пламя страсти можно основательно уменьшить. А для этого необходимо тщательно работать над собой. Каким образом? Советы необходимо давать из конкретно сложившейся ситуации. Чаще всего это: максимально возможное отсечение интернета, просмотра фильмов, передач и литературы соответствующего содержания, занятие спортом, иной физической работой. Безусловная духовная составляющая: молитва, пост, изучение Священного Писания. Конечно же, частая исповедь и Причастие Святых Христовых Тайн.

Но самое главное – вселить в сердце подростка надежду на милость Божию, приведя слова Писания: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:25-26) . И эта надежда, при правильном духовном настрое, будет греть сердце юного человека, вселяя в него мысль, что за ним Любящий Отец, Который не даст его в обиду.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Одинокие пенсионеры-владельцы недвижимости - один из главных источников доходов для квартирных рейдеров. Если у такого пожилого человек нет родственников, то и разбираться в вопросах наследования особо никто не будет. Ну, отписал человек жильё по доброте душевной или слабоумию, чего ж теперь.

Антонине Горчилиной, проживающей в районе Проспекта мира, в Протопоповском переулке, в этой ситуации повезло чуть больше. На страже её интересов встал неравнодушный сосед, который несколько лет поддерживал с ней дружеские отношения и помогал по хозяйству: в магазин сходить, до аптеки добежать, мусор помочь вынести.



Дом, в котором живет Антонина Горчалина

Несвятой угодник

«У неё нет никаких родственников, да и друзей по сути нет, - говорит Олег Гришин, сосед старушки. - Я и еще несколько человек. При этом для её возраста (90 лет) она удивительно бодрая и адекватная: ходила гулять, готовила, стирала, убирала, удивительно чистоплотная. Квартиру держала в идеальном порядке».

«О её беде узнал в конце января. Встретились как-то в очередной раз, Антонина Николаевна была очень напугана, с ней стоял незнакомый человек какой-то с бородой, и явно Антонина Николаевна испытывала тревогу и страх. В глазах это было. Трясущиеся руки, перевозбуждённая и озабоченная. На мои вопросы, что случилось, ответила, что обокрали: украли документы. Больше ничего сказать не смогла. Мужчина, который находился рядом с ней, он не давал ей возможности что-либо сделать и сказать: останавливал, перебивал, пытался делать какие-то вставки свои. Тогда я и понял, что сейчас она об этом говорить не может», - рассказывает Олег.

Ему удалось встретиться с соседкой тет-а-тет через пару дней, пригласил Антонину Горчилину на чашку чая. Там пенсионерка и поведала, что попала в преступную схему по отъёму жилья.

«Сказала, что ей угрожают, что боится за свою жизнь. Ей никто не верит, потому что участковый не давал ей возможности подать обращения по поводу кражи документов, выставлял её сумасшедшей. Призналась, что боится за свою жизнь», - говорит сосед.

Тогда же он выяснил подробности о «незнаком мужчине с бородой». Оказалось, что это - Александр Тараканов, иерей храма святого Филиппа.

Почему во время службы священник окуривает кадилом людей?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1-2). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился (Числ.16:41-48). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына – Предтечи Господа великого Иоанна (Лк.1:11).

Нужно сказать, что каждение имеет не только символическое значение, но является также и реальным очищающим действием. Это известно из практики. Мне самому довелось в этом убедиться во время освящения квартиры. В доме, куда я был приглашен, находилась пожилая женщина, которая много лет страдала от вселившегося в нее демона. Она могла молиться, приступать к святым таинствам, но не имела возможности избавиться от бесовского плена. Предупрежден я не был, но убедился в этом с первой же минуты. Она попыталась поблагодарить священника за то, что он пришел в их дом, но закончить фразу не успела. Другой голос в ней грубо оборвал ее и сказал, явно обращаясь к священнику: «Зачем пришел. Уходи…». Священник в подобных случаях не должен вступать в общение с демоном, спорить или обличать его. Ему надо положиться на помощь Божию и совершить дело, ради которого пришел, не обращая никакого внимания на беса. За все время моего пребывания в доме была возможность наблюдать его поведение. Если священник не произносил молитву, а молча совершал необходимое действие, то демон замолкал. Как только возобновлялась молитва, он начинал что-нибудь выкрикивать, чтобы перебить и помешать. Когда я стал окроплять квартиру святой водой, бес начал громко кричать: «Гонят меня, гонят. Сам уйду, сам уйду. Через два с половиной часа уйду». Не буду все подробно описывать. Скажу лишь, что крики его и недовольство достигли особой силы, когда началось каждение всей квартиры. Можно было наглядно убедиться в верности пословицы: «Ладан на чертей, а тюрьма на татей» (В.И.Даль. Пословицы русского народа) . Замечу, что крики демона слышали все присутствующие. В этом я убедился после окончания молебна.

Не любят также демоны, когда горит лампада или возжигается свеча. Совершая установленные Церковью обрядовые действия, христианин должен помнить, что они имеют значение и силу, только тогда, когда от сердца нашего исходит чистый фимиам смирения, любви и благодарения к Богу. Господь говорит: «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).

Очищаем сердце в Великий пост! К сегодняшнему духовному чтению предлагаем Вам назидательное слово протоиерея Григория Дьяченко «О средствах к приобретению чистоты сердца». У нас есть верные средства, через которые мы можем очистить себя и свое сердце от всякой греховной скверны. 1. Это благоговейное призывание имени Господа Иисуса Христа. “Именем Моим бесы ижденут” (Мк. 7, 17), сказал сам Спаситель. Именем Иисуса Христа изгоняются из сердца мысленные бесы, греховные помыслы, злые вожделения. Поэтому и Святая Церковь заставляет нас непрестанно взывать к Спасителю: Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце от похотей лукавых (Акаф. Иисусу, икос 11). Многие наблюдения показывают, что частое призывание с верою и благоговением сладчайшего имени Иисуса Христа в так называемой «молитве Иисусовой» способно не только изгнать из сердца христианина все нечистые его движения, но и наполнить его высоким блаженством, небесной радостью и миром. 2. Второе средство к очищению сердца – усердная молитва. “Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 2. 19), говорит один из очищавших свое сердце. Святая молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает благодать, очищающую и освящающую сердце. Так и Святая Церковь научает нас очищать сердце теплою умилительною молитвою, когда повелевает взывать к Спасителю: слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия (Из Последования ко Святому Причащению). Преподобный Пимен Великий дает следующий совет о том, как бороться с искусительными помыслами, вредящими хранению сердца в чистоте: «Это дело подобно тому, – говорит он, – как если бы у человека в левой руке был огонь; он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом». 3. Далее, постоянное наблюдение за сердцем и воздержание его от злых вожделений и страстей. «Сыне, всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч. 4, 23), т.е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было соблюдаемо от греха и хранимо в невинности и чистоте таким, каким оно вышло из купели святого крещения. Вот несколько советов опытных в хранении сердца от всякой скверны греховной подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, – говорит авва Пимен, – то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него: то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его». От невнимательности к хранению в сердце чистоты главным образом и происходит нравственное падение человека. Один из подвижников (авва Орсисий) вот как изображает гибельные последствия такой невнимательности. «Я думаю, – говорит он, – что если человек не будет тщательно блюсти своего сердца, то все, что ни услышит он, забывается у него и остается в небрежении, а таким образом враг, нашедши в нем место в себе, ниспровергает его. Когда приготовят и зажгут лампаду, то, если не станут подливать в нее масло, мало-помалу свет ее ослабеет, и она, наконец, совсем погаснет. Кроме этого, случается иногда, что мышь ходит около нее и ищет съесть светильню, но, пока не погаснет масло, не может этого сделать; если же увидит, что лампада не только погасла, но уже и охладела, тогда, желая унести светильню, сваливает и лампаду. Если лампада глиняная, она разбивается; если же медная, то хозяин ставит ее по-прежнему. То же бывает и с нерадивою душою: мало-помалу удаляется от нее Дух Святый, пока совсем она не потеряет горячность свою, а потом враг истребляет расположение души к добру и самое тело оскверняет злом. Впрочем, ели человек не совсем оскудел в любви к Богу и дошел до нерадения только по слабости, то милосердый Бог, посылая в душу его страх Свой и памятование о муках, побуждает его бодрствовать над собою и блюсти себя с большою осторожностью, впредь до посещения Своего». 4. Труд телесный, ослабляя нападение на душу нечистых помыслов (сладострасных, гневных и т.п.), в высокой степени содействует сохранению сердца в чистоте. Спросили однажды авву Агафона: что важнее – телесный труд или хранение сердца? На это старец отвечал: «Человек подобен дереву; труд телесный – листья, а хранение сердца – плод. Но так как, по Писанию, всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо (Мф. 3, 10); то очевидно, что должны мы иметь все попечение о плоде, т.е. о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное одеяние, т.е. труд телесный». 5. Пост есть одно из верных средств к достижению чистоты сердца. «Пост укрощает наши страсти и обуздывает худые навыки, а бдением, – говорит святой Иоанн Лествичник, – сердце смягчается, чистота мыслей блюдется, непристойные воображения прогоняются». 6. Уединение также одно из средств к достижению этой добродетели. Чистоте сердца много способствует уединенное пустынножительство. Устраняя все соблазны и всякий повод к развлечению, оно доставляет полную возможность войти в себя, наблюдать за всеми внутренними движениями души, открывать слабые стороны, яснее видеть свои грехи и опасности со стороны духовных врагов. Один святой подвижник хорошо объяснил это следующим опытом: три ученые друга решились поступить в монашество. Один из них избрал себе дело – умиротворять спорящихся, по Писанию: блажены миротворцы(Мф. 5, 9); другой – посещать больных; а третий пошел в пустыню на безмолвие. Первый, сколько ни трудился, не мог прекратить раздоров между людьми и всех успокоить. Побежденный скукою, пошел к тому, который услуживал больным, и нашел, что и он изнемогает от малодушия и не в силах более исполнять заповеди. Тогда оба пошли посетить того, который живет в пустыне, рассказали ему свои дела, просили и его сказать им, какую он получил пользу в уединении. Тот, немного помолчав, вливает воду в сосуд и говорит им: «Посмотрите в воду». Вода была мутна. Через несколько времени опять говорит им: «Посмотрите же, как светла сделалась вода». Те посмотрели и как в зеркале увидели свои лица. Тогда сказал им: «Точно то же бывает и с нами, когда кто находится среди людей, – от людского шума и суетливости он не видит свои грехи, а сподобившийся увидеть себя, свои грехи, по словам святого Исаака Сириянина, блаженнее сподобившегося увидеть Ангела, конечно, потому, что, видя свои грехи, можно очищать их, и по чистоте сделать душу ангелоподобною» (Древний Патерик)». Помоги всем нам Господи провести дни Великого поста в духовных трудах над собой!

Loading...Loading...