Что значит заштатный клирик и ключарь собора? Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат.

№ 125

ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО

БЛАГОЧИННЫМ И НАСТОЯТЕЛЯМ ХРАМОВ

ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ

Сообщаю Вам, что 30 мая сего года в Санкт-Петербурге прошло очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы заседания размещены на Официальном сайте Русской Православной Церкви по адресу: http://www.patriarchia.ru/db/text/3664563.html .

Обращаю Ваше внимание на следующие решения Священного Синода, непосредственно касающиеся деятельности епархии:

  1. журналом № 38 были внесены изменения в «Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления за штат», в частности были введены обязательные формы документов, выдаваемых при почислении клириков за штат или запрете клириков;
  2. первый пункт журнала №39: «…крещеные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания» ;
  3. третий пункт журнала №39: «… старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею» ;
  4. четвертый пункт журнала №39: «в случае присоединения к Русской Православной церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он по его желанию признается состоящим в монашестве» ;
  5. пятый пункт журнала №39: «при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений»

Прошу Вас принять к исполнению эти и другие решения Священного Синода, и довести их до сведения клира вверенных Вам благочиний.

+Игнатий

епископ Вологодский и Великоустюжский

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. О практике запрещения клириков в служении

I.1. При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в соответствующем указе должны быть прописаны:

· причина прещения,

· срок, на который накладывается прещение.

Указ составляется по следующей форме:

клирику такой-то епархии

Настоящим Вы запрещаетесь в служении без права преподания благословения и ношения наперсного креста [ — для пресвитеров] сроком на _____ лет (месяцев) ________ в связи с __________ [описание церковного правонарушения] и на основании следующих канонов: ________.

В случае если прещение налагается на основании решения епархиального суда или епархиального совета, в указ включается соответствующая информация: «Прещение наложено на основании решения епархиального суда [епархиального совета] такой-то епархии от _____________».

I.2. По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея. Однако если клирик пребывает нераскаянным, срок прещения может быть продлен отдельным указом. В случае упорного нераскаяния епархиальный архиерей может инициировать вопрос о снятии с клирика сана.

I.3. Если, по суждению епархиального архиерея, клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания, прещение может быть снято досрочно.

II. О практике почисления клириков за штат

II.1. При прошении клирика о почислении его за штат с правом перехода в другую епархию, епархиальный архиерей издает указ по следующей форме:

Священнику (или иной сан) имярек,

клирику такой-то епархии

Настоящим Вы почисляетесь за штат такой-то епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне вверенной мне епархии до направления мною документа о временном командировании или отпускной грамоты в иную епархию.

В случае неустройства на служение в течение трех месяцев Вы запрещаетесь в служении с правом подачи прошения о восстановлении в клире вверенной мне епархии или о продлении срока пребывания за штатом с правом перехода в другую епархию.

II.2. Если архиерей готов принять заштатного клирика иной епархии в клир вверенной ему епархии, но намерен предварительно испытать его, он направляет епархиальному архиерею клирика соответствующую просьбу. В случае положительного ответа епархиальным архиереем клирика издается следующее распоряжение, которое выдается клирику, с направлением копии в запросившую епархию:

Распоряжение о временном командировании

В соответствие с обращением Преосвященного имярек, управляющего такой-то епархией, заштатному клирику вверенной мне епархии имярек благословляется служение в пределах указанной епархии в течении ____ месяцев [не более года].

По получении копии данного распоряжения в новой епархии клирику выдается распоряжение о временном назначении. В случае успешного прохождения испытательного срока епархиальный архиерей запрашивает отпускную грамоту на клирика и его личное дело.

II.3. При прошении клирика о почислении его на покой по болезни или по возрасту епархиальный архиерей издает указ по следующей форме:

Священнику (или иной сан) имярек,

клирику такой-то епархии

Настоящим Вы почисляетесь на покой по возрасту (по состоянию здоровья) и за штат такой-то епархии.

По мере состояния здоровья Вам благословляется совершение богослужений в храме таком-то по согласованию с настоятелем.

При переезде на территорию иной епархии клирик может попросить местного епархиального архиерея о принятии его в клир епархии в качестве клирика, состоящего на покое. В таком случае местный епархиальный архиерей может запросить отпускную грамоту и личное дело на клирика, а затем издать соответствующий указ.

II.4. Отпускная грамота не выдается на руки клирику, но является документом, направляемым от одного епархиального архиерея другому. При направлении отпускной грамота прилагается оригинал личного дела клирика. Отпускная грамота составляется по следующей форме:

Отпускная грамота

Дана согласно 17 правилу VI Вселенского Собора в свидетельство того, что клирику имярек такой-то епархии благословляется переход в такую-то епархию. при почислении клирика за штат, епархиальным архиереям следует направлять в Управление делами Московской Патриархии копию указа о почислении за штат и послужной список клирика;

при направлении отпускной грамоты на заштатного клирика в другую епархию епархиальным архиереям следует проинформировать Управление делами для исключения имени клирика из базы данных.

Прежде, когда я слышал, что какой-то батюшка оказался за штатом или под запретом, безусловно сочувствовал, но не мог себе представить, как это - быть за штатом. Ведь я пришел в Церковь служить Богу. И разве может кто-нибудь запретить мне служить Богу, разве можно оказаться в этом служении "за штатом"?!
Но как говориться, не зарекайся от сумы... Вот о чем не думал, не гадал, что сам окажусь за штатом.
Указом №3 от 17 января с.г. митрополит Варсонофий освободил меня от должности настоятеля храма Св.Иоанна Богослова (Леушинское подворье) и уволил за штат, предоставив право перехода в Тихвинскую епархию. Этот указ спустя две недели был опубликован на сайте Санкт-Петербургской епархии. Я его получил на руки только 25 января. Мне даже не пришлось ехать за ним в епархию. Передали с оказией в Сомино, как раз на 9-й день, - прямо как покойника помянули.
Правда, почему-то в публикации на сайте не было указано основание для моего увольнения, которое значилась в бумажном оригинале - «за систематическое отсутствие на приходе и пропуски Богослужений». Эта причина не вызвала у меня ничего, кроме недоумения. Ни для кого не было секретом, что я не присутствовал на приходе, а постоянно жил при храме. У меня была оборудована комната на чердаке. Было весьма романтично. В дождь капли барабанили по крыше, не давая уснуть. (Мы с моей матушкой в последние 16 лет жили как брат и сестра, она занималась воспитанием детей, а я делами прихода).
Спрашивается, как можно отсутствовать там, где ты живешь 24 часа в сутки?
Что касается «пропуска Богослужений», должен сказать, что я уже 24 года служу на дальнем приходе в селе Сомино и окрестных селах, где удалось построить несколько новых и возродить старые храмы: Подборовье, Заборье, Поток, Лидь, Лиственка (до последней из Питера 350 км). Первые двадцать лет до разделения епархий я служил здесь как настоятель, последние четыре года после разделения епархий в статусе командированного священника. Все эти храмы я окормлял один. На столь дальних приходах, как впрочем и на Леушинском подворье, пока там находился психдиспансер, желающих служить не находилось. (В 2015 году я наконец-то выпросил себе в Питере второго священника. Но тот прослужив год, ушел на другой приход из-за отсутствия треб на Леушино).
На большие праздники, такие как Рождество, Крещение, Пасха, естественно, вставала проблема, где мне служить, и мне приходилось искать себе замену. Несколько лет помогал заштатный батюшка о.Иоанн Оларь (сейчас служит в Грузии). В последнее время владыка Мстислав присылал к нам на Леушино свирских иеромонахов. Можно ли в этой ситуации сказать, что я пропускал Богослужения, в то время когда я исправно служил в местах столь удаленных, в храмах, в которые еще ни разу не ступала нога архиерея? То есть получается, что меня направили на самые дальние рубежи митрополии, подмоги не дали, а потом обвинили, что я не служу в тылу. А если бы я не служил на дальних приходах, то мог бы получить точно такой же указ «за пропуски Богослужений» уже с этой стороны. В миру это называется беспроигрышная лотерея.

Только после получения указа на руки я наконец-то смог обратиться в правящему архиерею Тихвинской епархии епископу Мстиславу с прошением принять в меня в клир вверенной ему епархии (где я и так, повторяю, служу уже 25-й год).
Но это оказались дни Рождественских чтений в Москве, потом день интронизации патриарха Кирилла. Владыка был занят. Попасть на прием к нему я смог только на этой неделе. Епископ Мстислав выразил мне свою поддержку. Сказал, что считает меня «батюшкой-тружеником», надеется на мое активное участие в жизни епархии. Я написал прошение о зачислении меня в клир и тут же получил командировочное удостоверение от 7 февраля с направлением в храм свв.Апп.Петра и Павла в с.Сомино.
Вот таким образом, я неожиданно для себя целых 20 дней пребывал за штатом.
Каково же оно, быть заштатным?
Заштатный священник - это тот, который не состоит в штате никакого храма, священник без прихода, без народа и без дохода. Отправить за штат считается в церкви формой дисциплинарного наказания. Следующая мера - запрет в служении, а потом - снятие сана. По идее, заштатный священник не может возглавлять службу, в лучшем случае только сослужить и то по благословению настоятеля.
Первые дни я даже не знал, что нахожусь за штатом за отсутствием указа.
Когда же прочел документ, понял, что теперь все мои храмы и приходы - не мои, что теперь я не могу в них служить. Помню чувство, посетившее меня: теперь я - ничей и никто, пастырь без паствы, капитан без корабля, отец без семьи. С другой стороны, я почувствовал какое-то странное чувство свободы: «освобожден так освобожден». Я почувствовал себя просто священником... ни сельским, ни городским, а просто батюшкой маленьким и незаметным, как будто в первый день рукоположения.
Я мог делать, что угодно, и ехать, куда угодно. И никому до этого не было никакого дела. Я в одночасье стал частным лицом, не представляющим никого кроме самого себя.
Не скрою, в голову полезли искусительные помыслы: а не продлить ли мне это заштатное состояние? Отдохни, остановись, оглянись... Шесть дней трудись, а седьмой день покоя. Вот он у меня и настал после 24 лет трудов...
И почему-то захотелось почитать классику, перечитать всего Пушкина... Начал со "Сказки о царе Салтане", - замечательное произведение о превратностях судьбы.
Встал извечный вопрос, что делать? Я решил воспользоваться своей свободой и побывать в Печорах, где не был уже несколько лет, помолиться на гробе старца Иоанна Крестьянкина. Поездка оказалась более, чем благодатная. Там в день своего ангела преподобного Геннадия Костромского я вспомнил Евангелие, читаемое на память преподобных, в котором сказано, что есть иго, которое «благо», и бремя, которое «легко есть»... И можно ли от него отказываться, если к нему призывает Сам Христос?
Эти 20 дней за штатом я запомню надолго. Как ни странно, за штатом еще более глубоко чувствуешь связь со Христом, понимаешь, что от храма тебя могут отстранить, а от Бога - нет. Никому не дано такой власти, чтобы "освободить" от следования за Христом. Господь с тобой и в радости и в скорби, и в штатах и за штатом? Видимо, для духовного опыта нужно пережить разные ипостаси священнического служения как образ верности Христу.
Ну а в народе в таких случаях говорят, что за одного битого двух небитых дают.
Сегодня еду на дальний приход топить остывшие за эти 20 морозных дней мои храмы.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 23.04.2009 15:17:53

Что значит заштатный клирик и ключарь собора?

Заштатный клирик , т.е клирик, который находится вне штата церкви, или, просто, церковный пенсионер. О.Николай уже не находится в так называемой череде, или по мирски выражаясь, в графике работы, приходит, когда хочет, но, в основном по праздникам. Клирик, по уставу Русской Православной Церкви не может быть просто так, без какого-либо прихода, он имеет право служить только в определенным приходах, а в других, только с благословения настоятеля прихода. Указом архиепископа Анастасия отец Николай приписан к нашему приходу, оформляется здесь, служит, причащается, но, не является полноценным клириком.

Ключарь собора . Как Вы, уже наверное заметили, наш храм является архиерейским подворьем, т.е. его настоятелем является владыка Анастасий. Но, как и во многих, так называемый ставропигиальных, монастырях, владыка или патриарх, являются настоятелями, но есть отец наместник, который фактически является полноправным руководителем церковной единицы в отсутствии епископа. Если в монастырях такого человека называют наместник, т.е. находящимся на месте настоятеля. В приходских храмах такая должность называется ключарь, т.е. человек имеющий ключи от всех помещений, опять же являющийся полноправным руководителем церковной единицы в отсутствии епископа.

Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат

1. О практике запрещения клириков в служении

Каноническое предание Православной Церкви рассматривает запрещение в священнослужении, наряду с другими видами прещений, налагаемых на клириков и мирян, как способ исправления согрешившего. В связи с этим святые церковные каноны, описывая возможные причины запрещения клириков в служении, указывают на сроки такого наказания.

С целью укрепления канонической традиции в Русской Православной Церкви определяется:

1. При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в указе о запрещении должны быть непременно прописаны причина прещения, церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники) и определенный срок, на который накладывается прещение.

2. По истечении срока прещения с клирика снимается запрещение в служении указом правящего архиерея. Однако если правящий архиерей полагает, что клирик пребывает нераскаянным, то срок прещения может быть продлен отдельным указом, либо, в случае упорного нераскаяния, может быть инициирован вопрос о снятии с клирика сана.

3. В случае если, по мнению епархиального архиерея, клирик принес достойные плоды покаяния до истечения срока наказания, прещение может быть снято с него досрочно.

2. О практике почисления клириков за штат

В связи с участившимися случаями, когда клирики, почисленные за штат в одних епархиях, перемещаются на территории других епархий и, злоупотребляя своим положением, незаконно священнодействуют или иным неканоническим образом проявляют свою принадлежность к священному сану, определяется:

1. При почислении клирика за штат (на покой), соответствующий указ следует формулировать следующим образом: «Имярек почисляется за штат (или на покой) N-ской епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне N-ской епархии до направления отпускной грамоты в иную епархию».

2. Если иной архиерей готов принять заштатного клирика в клир вверенной ему епархии, но намерен предварительно испытать его, он направляет правящему архиерею клирика соответствующую просьбу, в ответ на которую, в случае согласия правящего архиерея клирика, направляется письмо следующего содержания: «В соответствии с обращением Преосвященного имярек, управляющего L-ской епархией, священнику (или иной сан) имярек благословляется служение в пределах указанной епархии в течении срока». Упомянутый срок временного служения не должен превышать 1 года. На основании данного письма клирику выдается указ или распоряжение о временном назначении. В случае успешного прохождения испытательного срока запрашивается отпускная грамота на клирика и его личное дело.

3. Правящим архиереям, в епархиях которых служат заштатные клирики иных епархий, надлежит до 1 декабря 2011 года урегулировать их положение, запросив на них отпускные грамоты и личные дела, либо сообщив им о невозможности служить в пределах их епархий.

3. О списках запрещенных и заштатных клириков

Для развития межъепархиальной информации относительно запрещенных и заштатных клириков, признается необходимым формирование единой базы данных. С этой целью:

При запрещении клирика, епархиальным архиереям надлежит направлять в Управление делами Московской Патриархии соответствующую информацию, а также копию указа о запрете и послужной список клирика;
- при почислении клирика за штат, епархиальным архиереям надлежит направлять в Управление делами Московской Патриархии соответствующую информацию, а также копию указа о почислении за штат и послужной список клирика; в случае направления отпускной грамоты на данного клирика в другую епархию, следует также проинформировать Управление делами для исключения данного клирика из базы данных;
- к 01.07.2011 г. всем епархиальным архиереям надлежит направить в Управление делами Московской Патриархии информацию о запрещенных в епархии клириках, о заштатных клириках епархии, а также о заштатных клириках других епархий, служащих в данной епархии, - по состоянию на 01.05.2011 г.

Loading...Loading...