Цитаты из песен про рождество. Святые отцы о рождестве христовом

Единородное Слово соединилось со Своим созданием по воле Отца и сделалось плотью, (Оно) и есть именно Иисус Христос Господь наш, который и пострадал за нас и воскрес ради нас и опять имеет придти во славе Отца, чтобы воскресить всякую плоть и явить всем спасение… Итак, один Бог Отец, и один Христос Иисус Господь наш - во всем же Он есть и человек, создание Божие; поэтому и человека восстановляя в Себе Самом, Он невидимый сделался видимым, необъемлемый сделался объемлемым и чуждый страданиям - страждущим, и Слово стало человеком, и как в занебесном, духовном и невидимом мире начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно имеет начальство и присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время.

Св. Ириней Лионский

Великое и чудное таинство видим ныне мы, братие. Пастыри с радостными восклицаниями являются вестниками к сынам человеческим… В вышних поют Ангелы, возглашают гимны Архангелы; небесные Херувимы и Серафимы воспевают хваля во славу Бога. Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека, взъемлемого к небесам. Дольние Божественным провидением воздымаются до вышних, вышние по любви Божией к людям склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, «вознесе смиренныя». В этот день великого торжества Вифлеем становится подобным небу: вместо звезд восприемлет Ангелов, поющих славу, и вместо видимого солнца - беспредельное и неизмеримое Солнце Правды, творящее все сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство? «Идеже хощет Бог, там побеждается естества чин». Итак, немощи людей непричастный Бог восхотел и снисшел, совершая спасение людей, ибо в воле Божией - жизнь всех людей.

Св. Григорий Неокесарийский


Сияет же Сын двумя Своими природами: одна – Божественная, другая – человеческая; и при этом Он отнюдь не разделим; потому что пребывает единый Христос, и единый Сын, чуждый какого-либо изменения, смешения, рассечения и разделения. И будучи богатым и вместе с царством обладающий властию над всеми, не для того ли Он облекся в нашу нищету, чтобы нас, бедняков, облечь, при Своей помощи, в бессмертие? И будучи несотворенным – Творцом и Создателем всей твари, не для того ли Он пожелал зачислиться среди тварей, дабы нас соделать причастными Его несотворенной природе? И будучи совершенно не причастным какой-либо материи, телесности и вещественности, не потому ли Он возымел намерение стать плотью и телом, чтобы нас сделать высшими сих, склонных к падению, тленных и бренных, и наше тело облечь в нетление, и нашу плоть одарить бессмертием? И по Своему Божеству будучи никакими границами не описуем, не для того ли Он принял для Себя плоть ограниченную, чтобы нам открыть вход в бесконечное Свое Царство? И будучи свободным от всякого греха, и святым и во всем безупречным, не ради ли нас Он счислился с грешниками и не ради ли нас Он родился в подобие грешной плоти? Потому что Его, Который не знал греха, в Котором никакого греха не может быть, Отец, ради нас, сотворил жертвою за грех (2 Кор. 5, 21), дабы плотью, не подверженной никакому греху, отменить осуждение за грех, и нас, грешников, искупить от скверны, приобретенной вследствие грехов…

Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский. Ок. 550 – 637 г. г.


Ныне Дева родила Еммануила в городе Вифлееме. Родился Тот, Кто исполнил пророчество Исаии…Что воспевал пророк Давид как будущее, то настоящий день представляет в самом событии. Совершилось и пророчество Михея, что из дома Евфрафова изыдет Пастырь, Который упасет души Своим жезлом (Мих.5,2-4). Валаам предсказал, что воссияет звезда от Иакова и восстанет вождь от Израиля (Числ.24,17), и вот, что он предвидел в будущем, то представляет день сей в настоящем. Так, Эта Звезда, столь долго не являвшаяся, наконец, явилась, и Божественное сияние Ее возблистало из человеческого тела. Восхвалим же Поборника истины, Который, снизшедши к нам, исполнил предсказания пророков и подтвердил их важность…Нынешний день есть день спасения, научающий нас мудрости в слове. Поэтому будем воздерживаться от праздных разговоров, чтобы не показалось, что мы не имеем никакого участия в настоящем дне. Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это – день благоволения, да удержится же всякая лютость; это – день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это – день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником… Это – день, в который туне ниспослан нам дар, которого мы и не просили, поэтому справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям, вопиющим к нам и просящим у нас милостыни? Это – день, в который отверзлась дверь неба нашими молитвами; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий? Господь природы, не изменив Своего естества, изменил Себя; что же? Неужели нам покажется трудным изменить свою волю, поврежденную грехом? Конечно, плоть наша по собственной своей природе не может быть ни больше, ни меньше, но воля по своему произволу может возрастать до какой угодно меры; для сего-то ныне Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому.

Святой Ефрем Сирин. IV в.


Рождество Христово, как Рождество Божества, да почитается молчанием. Посему не будем исследовать этого нашими мыслями, - не станем излишне любопытствовать о том, образ чего не может быть представлен, где не было зрителя. Что может представить ум, и как послужит мыслям язык? Нет Отца, и родился Сын. Не говори: ""когда?"", но обходи молчанием такой вопрос. Не спрашивай: ""как?"", потому что невозможен ответ. На вопрос: ""когда"" можно сказать разве только: ""во времени""; а на вопрос: ""как"" – ответить: ""родился для телесных людей плотским образом"". Могу сказать от Писания: ""как озарение от славы и как образ от первообразного""; тем не менее да не будет у тебя излишнего стремления размышлять об этих словах: я исповедую недоступность для мысли и невыразимость для человеческого слова образа Божественного рождества… Он родился для того, чтобы ты очистился родственным тебе; Он распят для того, чтобы ты жил вместе с Ним. О, глубина благости и человеколюбия Божия! За премногие дары мы не веруем Благодетелю; за великое человеколюбие Владыки к рабам мы отбегаем. О, неуместное и лукавое злонравие! Волхвы поклоняются, христиане искушают, как это Бог – во плоти, и в какой плоти? Совершенным ли человеком Он был или несовершенным? Да смолкнут излишние вопросы в Церкви Божией, да славится вера, да не испытывается она мудрованием. Присоединим себя к тем, которые с радостию прияли Господа с небес; вспомни умудренных пастырей, пророчествующих священников, веселящихся жен, когда радовалась Мария, посещенная Гавриилом, когда имела во чреве играющего Иоанна Елизавета, когда благовествовала Анна, и принимал на руки Симеон, поклоняясь малому Младенцу, великому Богу, и славословя величество Его Божества. Ибо Господь явился как свет, озаряющий чрез человеческую плоть Божественною силою тех, которые имеют очищенные очи сердца. С ними да обрящемся и мы, созерцая откровенным лицем Славу Господню и преобразуя себя от славы в славу. Тому слава и держава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святой Ефрем Сирин. Ок. 329 – 379 г. г.


Слава Христу Богу, явившемуся в смирении естества нашего, да явит нам образы смирения. Он явился в вертепе, чтобы мы довольны были не красною келлией, - в яслях, чтобы мы не требовали мягкого одра, - в пеленах, чтобы мы любили простую одежду, - в несловесии младенческом, да будем яко дети простотою и незлобием и да не разрешаем своего языка на празднословие.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов). 1782 – 1862 г. г .


Бог всегда близок к человеку, ибо может ли быть не близким Творец к Своему созданию? Он всегда – Отец Небесный для живущих на земле. Но дети сами удаляются от своего Отца, как с горечью жаловался законодатель Моисей на сынов народа, Богом избранного: ""Они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?…Заступника, родившего тебя, ты забыл и не помнил Бога, создавшего тебя"" (Втор. 32;5,6,18). Как Отцу Небесному можно было ""присвоить"" Себе таких своевольных детей, сделать их истинными сынами Божиими, близкими Своему Богу, а не далекими, чуждыми Ему? Для того Богу, живущему на недоступной высоте небес, в неприступном отдалении, нужно было сойти с неба на землю, приблизиться к человеку, отдалившемуся от Бога, сколько можно было приблизиться, сродниться с человеком по самой природе, принять естество человеческое, разделить с людьми жизнь. Только такое теснейшее общение природы и жизни может сблизить людей с Богом, от Которого они бесконечно отдалились, ибо подобное влечется к подобному…Истинное сближение или сроднение происходит через свободное единение сердец. Сердца – ""источники жизни"", разделенные как бы не переходимыми перегородками – себялюбием людей, должны были слить свою жизнь с единым ее Первоисточником – Богом. Соединение это могла совершить только любовь, побеждающая себялюбие.

Святитель Фаддей (Успенский). 1872 – 1937 г.

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!


ИНТЕРЕСНОСТИ № 16 - АФОРИЗМЫ ПРО РОЖДЕСТВО



Не бойся, что твоя рождественская елка будет слишком мала. В глазах детей она всегда в три охвата.

***


Рождение Христа - надежда остановить вырождение, поверившего в Него, человечества
***


Если нет Рождества в твоем сердце, ты не найдешь его и под елкой.
***


Если вы хотите отпраздновать Рождество так, как не праздновали никогда раньше, попробуйте сходить в церковь.
***


Вот настоящее чудо: каждый получает больше рождественских открыток, чем послал сам.
***


Рождество — это когда Санта-Клаусы превращаются в покупателей, чтобы исполнить мечты продавцов.
***



Гадание на рождество:
- Как девушке узнать имя своего суженного?
- Нужно проснуться в 3 часа в ночь перед рождеством и посмотреть его паспорт.

***


О своих выступлениях на рождественских праздниках:Я вам скажу, что мне не нравится в рождественских представлениях: после Рождества приходится подыскивать себе другую профессию.
***


Рождество бывает лишь раз в году, но этого более чем достаточно.
***


Рождество — это время года, когда мы должны покупать вещи, которые никому не нужны, и дарить их людям, которые нам не нравятся.
***


С каждым годом все труднее разглядеть Рождество Господа нашего Иисуса Христа сквозь все слои его упаковки.
***


Рождество подарит праздник и добром согреет душу!
***


Рождество - это самый светлый и чистый праздник для всех верующих!
***


Мы сердечно поздравляем с Рождеством всех вас!
***



Вот и снова Рождество - Сил небесных торжество
***


Пусть Рождество как маг, волшебник,
Как драгоценный талисман.
Здоровья, бодрость и веселье,
И счастье пусть подарит Вам.
***



Зажглась звезда...
Христос родился и мир любовью озарился!
Пусть счастье входит в каждый дом!
С прекрасным светлым Рождеством!
***



Тот, кто родился в Рождество Христово
На нем лежит особая печать:
Тот должен быть счастливым и здоровым,
Чтоб дело доброе всегда он мог начать!
***


Праздник святой, православный
Встретим мы в мире, с добром.
Он потому для нас главный —
Сердцем мы вместе с Христом!
Праздни
***


Вечно свято, вечно ново
Рождество для нас Христово.
Много лет из года в год
Праздник этот радость льет.
Славьте Бога, стар и мал,
Он Спасителя нам дал!
***


С Рождеством Христовым я Вас поздравляю!
Счастья и здоровья, блага всем желаю,
Святости, лукавства - в меру чтоб всего,
Радости, удачи. А главное плохого - ничего!

С теплом и уважением Администрация сообщества " Это было недавно, это было давно"


Ну почему люди ненавидят проводить Рождество в одиночестве?
- Потому что это значит, что их никто не любит.

Рождество бывает лишь раз в году, но этого более чем достаточно.

Что?
- Ничего. Просто интересно, как ты будешь отмечать Рождество, если замочишь Санту?

На всех лицах, куда ни взглянь, виден был праздник: голова облизывался, воображая, как он разговеется колбасою; девчата помышляли о том, как они будут ковзаться с хлопцами на льду; старухи усерднее, нежели когда-либо, шептали молитвы.

Ночь жизнерадостных трупов рождественских ёлок.

С каждым годом все труднее разглядеть Рождество Господа нашего Иисуса Христа сквозь все слои его упаковки.

Рождество: сезон обмена вещей, которые тебе не по карману, на вещи, которые тебе не нужны.

Хочешь посидеть у меня на коленях и попросить что-нибудь на Рождество?
- Нет, спасибо. Не хочу потом по венерологам бегать.

Рождество - это когда Санта-Клаусы превращаются в покупателей, чтобы исполнить мечты продавцов.

Рождество – это когда отец пробует убедить своих детей в том, что он Санта Клаус, а свою жену – что он не Санта Клаус.

Виноват, извините. Сочельник на крыше встречал. Так звезданулся, что мозги чуть не повылетали! Не беспокойтесь, жирный дед свалится к вам позже.

Рождество - это время года, когда мы должны покупать вещи, которые никому не нужны, и дарить их людям, которые нам не нравятся.

Если нет Рождества в твоем сердце, ты не найдешь его и под елкой.

Просыпаться после рождественских каникул все равно, что получить в лицо пятнадцать понедельников сразу.

Вот настоящее чудо: каждый получает больше рождественских открыток, чем послал сам.

Не бойся, что твоя рождественская елка будет слишком мала. В глазах детей она всегда в три охвата.

Алкоголь, слезы, полицейские… Значит, снова Рождество.

Рождественский подарок? Ты же знаешь, я не люблю Рождество!
- А что не так с Рождеством?
- Даже не знаю, с чего и начать. Деревья в помещении, злоупотребление словами «борода из ваты», и эта абсурдная традиция с одним носком. Всем же известно, что носки существуют попарно. Кто пользуется одним носком?
- Одноногий пират.
- А это мысль. Спасибо, мне уже лучше.

Рождество - это Диснейленд христианства.

Гомер и собака жили вместе - как Рождество и суицидальные мысли.

Существует Санта Клаус или нет, я не поэтому люблю Рождество. Когда я был ребенком, независимо от того, как бы плохо ни обстояли дела, моей матери всегда удавалось сделать рождественский сочельник волшебным. Каждый год она разыгрывала «Щелкунчика». И я думал, что если она делает это в нашей крохотной квартирке, когда мы совсем одни и у нас почти нет денег, это давало мне надежду, что все образуется. Я люблю это чувство, это ощущение надежды. Знаешь, это безумие. В одну из самых коротких и темных ночей года люди всех религий отмечают торжество света. Плюс, кто же не любит подарки?

Если вы хотите отпраздновать Рождество так, как не праздновали никогда раньше, попробуйте сходить в
церковь.

Какие новости?
- Я получила роль в рождественском спектакле. Я - омар.
- Омар? В рождественском спектакле?
- Да, первый омар.
- Значит, новорожденный Иисус был окружен омарами?
- Да.

Не позабыли ли мы изначальный смысл Рождества - пришествие в мир Санта-Клауса?

Вспомни, в чем дух Рождества.
- В отчаянии?

Санта-Клаус лучше всех на свете умеет отыскивать нужный адрес, но в цветах и размерах он совершенно не разбирается.

Рождество приходит даже на поле боя.

С точки зрения коммерции, если бы Рождества не было, следовало бы его выдумать.

Зачем убивать столько рождественских елей,
Чтоб отметить один-единственный день рождения?

Многие девочки так и не стали взрослыми и в каждом мужчине видят Санта-Клауса.

Подарки - не главное. Рождество - это улыбки прохожих, радость друзей и родных, ожидание чуда в глазах ребятишек…

Юность - это когда тебе разрешают не спать в новогоднюю ночь; средний возраст - когда заставляешь себя не спать в новогоднюю ночь.

Рождество - не время года. Это чувство.

Рождество – это праздник для тех, кто окружен любящими людьми.
- А ты?
- А я нет. Когда я был молодым и знаменитым, я был жадным и глупым. А теперь я одинокий, морщинистый и никому не нужный.

Счастливого Рождества всем моим друзьям, кроме двоих!

Шелдон, тебе что, фильм совсем не понравился?
- Да нет же, совсем наоборот. Я думаю, что Гринч - вполне реальный занимательный персонаж. И я был на его стороне до того самого момента, как он поддался общественной условности, вернул все подарки и спас Рождество. Ну что за облом?

Ты представить себе не можешь, как одиноко бывает порой в рождественскую ночь…

Штрафовать Санта-Клауса в Рождество, ну куда же мы катимся! Остается только Пасхальному кролику сделать прививку от бешенства…

Это становится семейной традицией. Мы забываем его… на Рождество! Но вот что смешно - чемоданы мы никогда не забываем.

Они пролетели быстро, эти дни, напоенные ароматом сосновых веток и рождественской елки, в трепетном свете елочных свечей, в сверкании блесток и мишуры, - пролетели как во сне, где каждая минута жизни равна одному сердцебиению.

Рождественская истина состоит в том, что мы не одни.

Брик, ты составил список для Санты?
- В этом году я бы хотел получить ответы: какое истинное значение Рождества, каково наше предназначение, в чём смысл жизни?
- … Может, велосипед?

Луна и звёзды сияют
И кажутся холодными, как лёд.
Давайте надеяться, что снег
Украсит это Рождество.

Она дома, надеюсь, что спит,
И если сейчас я засну,
то во сне мы встретимся,
Ведь Рождество - это время для волшебства…

Рождество - это пора ожиданий. Если ты был хорошим, толстяк в красной шубе проберется к тебе в дом и оставит тебе подарки. Но Санта-Клауса не существует. В самый чудесный день в году мы празднуем ложь.

Рождество - это не дата, это мировоззрение. Поэтому я как-то и пытаюсь исправить положение.

Огонь не разгорается в сырых дровах, и божественный жар не возжигается в сердце, любящем покой (55, 285).

Когда ум возревнует о добродетели, тогда и внешние чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание не побеждаются даже такими трудностями, которые для них чужды, необычайны, выходят из пределов естественных сил. А если когда проявится естественная горячность, то и телесная жизнь не ценится более, чем прах. Ибо когда сердце возревнует духом, тело не печалится о скорбях, не приходит в боязнь и не сжимается от страха, но ум, как алмаз, своей твердостью противостоит всем искушениям. Поревнуем и мы духовной ревностью о воле Иисусовой. И будет отогнано от нас всякое нерадение, порождающее в мыслях наших леность, потому что ревность рождает отвагу, душевную силу и телесную старательность. Как устоят демоны, если душа подвигнет против них свою природную сильную ревность? А также и усердие называется порождением ревности. И когда оно приводит в действие свою силу, то придает крепость всякой силе в душе, и она становится безбоязненной (а и венцы исповедничества, какие приемлют подвижники и мученики терпением своим, приобретаются ревностью и усердием, которые порождаются силой естественной горячности); тогда люди и в жестокой скорби мучений делаются бесстрашными. Преподобный Исаак Сирин (55, 225–226).

Гори духом, подобно святым, чтобы водвориться с ними в Царствии Небесном (25, 204).

Бог, Сокровище милости, требует от нас хоть малой ревности и скоро одаряет и обогащает тех, которые ищут Его с полным сокрушением (25, 366).

Придите, братия мои, будем ревностны в посте, в молитвах, в чистой любви, чтобы вместе с постниками и благословенными праведниками взойти на Небо и возлечь на вечери блаженств. Преподобный Ефрем Сирин (28, 297).

До смерти борись за истину, и Господь будет бороться за тебя (36, 25).

Когда ревность растрачивается напрасно, душа становится неспособной возрастить зрелый и совершенный плод благочестия (39, 499).

Огонь чем больше охватит дров, тем становится сильней; так и ревность – чем больше возбуждает благочестивых помыслов, тем больше вооружается против остального рода мыслей (43, 82).

Ревность... бывает добром... когда направлена к соревнованию в добрых делах. Святитель Иоанн Златоуст (46, 24).

Не словесные утверждения, а деятельное служение позволяет считать человека ревнителем Божественных наставлений. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 117).

Что это за новое таинство, Владыко всех,

Которое Ты показал на мне, потерянном и заблудшем?

Что это за великое чудо, внутри меня замечаемое

И непостижимое, но сокровенное?

Ибо во мне видится как бы Звезда, восходящая вдали,

И становится будто великим Солнцем,

Не имеющим ни меры, ни веса, ни предела величине своей.

И становясь малым Сиянием, снова видится, как Свет,

В середине сердца моего и во внутренностях моих.

Часто обращающийся и сжигающий все,

Что в глубине моих внутренностей, и делающий их светом,

И таким образом с любовью учащий и вещающий

Мне, совершенно недоумевающему и ищущему научения

Я-та Звезда прекрасная,

Которая некогда, как ты слышал,

Взошла от Иакова-это Я, не сомневайся.

Я являюсь тебе и Солнцем, восходящим вдали,

Которое для всех праведных есть Свет

Неприступный в будущем веке и Жизни Вечной.

Я являюсь и Сиянием и, как Свет, созерцаюсь тобою,

Неопалимо сжигая страсти сердца твоего,

И росою сладости и Божественной благодати Моей

Омывая нечистоту твою и совершенно угашая

Телесные угли греховных сластей,

И соделывая все то по человеколюбию Своему,

Что и древле творил Я во всех святых.

Помилуй сетующего, сжалься над сокрушенным

И не прогневайся на меня, что я снова хочу сказать:

Как Ты, совершенно невместимый,

Звездою от Иакова и являешься

И даже доныне бываешь для всех?

Как, подобно восходящему солнцу, показываешься Ты,

Нигде не находящийся и сущий везде и превыше всякой твари,

И невидимый для всех?

Как Ты бываешь и Сиянием, и мне видишься Светом,

И сжигаешь вещество, будучи по существу невещественным?

Как, орошая. Ты омываешь телесную нечистоту мою,

Весь будучи огнем неприступным и нестерпимым для Ангелов?

Как обнимаешься тленною сущностью тела моего

И без смешения смешиваешься с душою человеческою?

Как, бывая через нее во всем теле неслиянно,

Ты, неосязаемый, всего меня обоготворяешь? –

Скажи и не отошли меня печальным и скорбным.

О дерзость! о бессмыслие! о неразумные речи!

Как не трепещещь ты так дерзко вопрошать об этом?

Как не сознаешь, что спрашиваешь о том, что тебе известно?

Но дерзаешь говорить о Боге, как бы искушая,

И как бы неведущий, притворяясь, вопрошаешь Меня о том, что знаешь,

Желая со всей ясностью описать всем свое знание.

Но, однако, будучи человеколюбив,

Я снисхожу к тебе

И снова стану учить тебя, так говоря тебе:

Я по естеству невыразим, будучи невместим,

Неоскудевающ, неприступен, невидим для всех,

Неприкосновен, неосязаем и по существу неизменен;

Один в единой вселенной и Один со всеми

Познающими Меня во тьме сей жизни,

Но вне всего мира, вне всего видимого,

Вне чувственного света, и солнца, и тьмы,

И места мучения и страшной кары,

В которое попали гордые рабы,

Злобно поднявшие голову против

Меня, своего Владыки.

Я неподвижен, ибо где Меня нет,

Чтобы через перемещение я достиг Своего места?

Я и присноподвижен безгранично,

Ибо куда ты пойдешь искать Меня, чтобы найти Меня там?

Небо, как ничто, произведено словом Моим;

Солнце, звезды и земля

как бы малым поделием для Меня

Были, и все прочее также, что видишь ты.

Ангелы, видящие Славу славы, а не самое естество Мое,

Задолго прежде них произведены Мною.

Ибо только помыслил Я произвести небесные силы,

И они тотчас предстали, славословя державу Мою.

Ты же, сидящий в той самой юдоли изгнания,

Куда ниспали все первые преступники,

Гимн 40. Благодарение с богословием, и о тех действиях, по которым наименована Божественная Благодать Духа.

«Ревнуйте о дарах духовных»

Дай мне, Христе, то чувство, которое однажды Ты мне даровал. Осени меня им. Спаситель, и всего меня внутри его сокрой, не попуская мирскому чувству ни приближаться ко мне, ни входить в меня, ни уязвлять всего меня, смиренного раба Твоего, которого Ты один помиловал. Ибо мирское чувство, внезапно вкравшись в похвальную заботу, тотчас производит в жалкой душе моей дурные желания. Ибо оно показывает мне славу, напоминает о богатстве, побуждает приближаться к царям, говоря, что это большое счастье. Как от ветра надувается мех и огонь разгорается в пламя, так и душа та, надмеваясь от этих мыслей, делается напыщенной и сильно рассеивается от желания славы, богатства и расслабляющего покоя – от того, что влечет ее к земле. Тогда она вместе с прославленными и сама стремится быть в славе, со знаменитыми – казаться знаменитой и с богатыми – владеть богатством. И ту душу, которую Ты прославил Твоим неизреченным светом, которую Сам Ты одел Твоей несказанной славой и явил образом Твоей Божественной светлости, мирское чувство, пленив ум ее и показывая ей царей, напоминая о славе и предлагая богатства мира сего, побуждает в одном воображении страстно желать всего этого.

О помрачение и ослепление! о суетные помыслы, грязные намерения и бесчувственная воля! оставив созерцание неизреченного и нетленного, я думаю и помышляю о земном. Разве цари не умирают и слава не преходит? Разве богатство не рассеивается, как пыль от ветра? Разве тела не истлевают в могилах? И земными имуществами разве не будут владеть другие люди после них – иные, а за теми еще иные? И кому, скажи мне, душа моя, раньше принадлежало это богатство? Или кто в этом мире мог приобрести хотя малую вещь, которую и по смерти, так же как при жизни, он взял бы с собой? Никого, конечно, ты решительно не можешь мне указать, кроме милостивых, которые, ничего не стяжав, все раздали бедным. Ибо они-то и являются надежными обладателями розданных имуществ, с тех пор как отдали их в руки Владыки. Все же прочие, которые откладывают и копят богатства, суть нищие и даже хуже всех нищих, ибо нагими, как выброшенная падаль, они повергаются в могилы, будучи и в настоящей жизни несчастными, и в будущей – странниками и пришельцами. Итак, чем же хорошим в этих вещах ты, душа моя, услаждаешься? Или что из них ты почитаешь достойным того, чтобы его желать? Ничего, конечно, ты не можешь сказать на это, ничего не можешь ответить.

Горе умножающим богатства и собирающим сокровища. Горе желающим воспринимать славу от людей. Горе тем, которые связываются с богатыми, но не жаждут славы Божией и богатства Его, и не ищут того, чтобы только с Ним одним пребывать. Ибо суетен мир, и все, что в мире, – суета сует, так как все пройдет; один только Бог всегда будет пребывать вечным и нетленным, и с Ним будут те, которые ныне взыскали Его и Его одного вместо всего возлюбили. Горе тогда будет тем, которые любят ныне мир сей, потому что они осудятся за то навеки. Горе, душа, жаждущим славы человеческой, потому что они лишатся тогда славы Божией. Горе, душа, собравшим богатства, потому что они возжелают там получить каплю воды. Горе, душа, возлагающим надежды на человека, потому что вместе со его рушатся и надежды их, и они окажутся в безнадежности. Горе, душа, тем, которые здесь имеют упокоение, потому что там они примут вечную муку.

Поведай мне, душа моя, о чем ты печалишься? чего из вещей этой жизни желаешь? Скажи мне, и я покажу тебе необходимость и пользу каждой из них. А ты уразумей и познай, что доброго есть в каждой вещи. Скажи: ты желаешь пользоваться славой и похвалами? Так послушай, что такое честь и что бесчестие. Честь состоит в том, чтобы почитать всех, Бога же прежде всего, и заповеди Его стяжать себе, как богатство, претерпевая ради них обиды, злословия и поношения всякого рода. Ибо когда ты, душа, предпримешь какое-либо дело ради чести и славы Божией и за него нанесут тебе обиды и уничижения, тогда ты достигла прочной чести и славы, потому что здесь-то, конечно, и придет к тебе слава Божия; тогда тебя восхвалят все Ангелы, так как ты почтила Бога, Которого и они прославляют. Ты хочешь, душа моя, владеть одеждами и богатством? Послушай, я покажу тебе сейчас вечное богатство. Кайся со слезами, презирай все, будь нищей духом и сердцем, будь нестяжательной, странницей в мире, будь противницей своих противных желаний и, упокоеваясь в воле единого Владыки твоего, ревностно следуй по стопам Его. И тогда Он, замедлив в шествии, позволит тебе, жалкой, уловить Себя. Ты же, увидев Его, возопи и громко воззови. И Он, обернувшись, милостивым оком взглянет на тебя, и даст тебе немного посмотреть на Себя, и, скрывшись от очей твоих, опять оставит тебя. Тогда ты, бедная, горько восплачешь и возрыдаешь, тогда станешь просить смерти, не вынося скорби и не терпя разлуки со сладчайшим Владыкой. Он же, видя тебя в крайней нужде и постоянной в плаче и сетовании, опять внезапно явится и озарит тебя, опять покажет тебе неисчерпаемое богатство – неувядающую славу Отчего лика, и, исполнив радости, возвеселит тебя, как и прежде, и таким образом преисполненной радости оставит тебя. Та же радость, которая бывает от мирских слов и помыслов, мало-помалу оставит тебя, и придет к тебе печаль. И так снова, как и прежде, ты горько восплачешь, и возрыдаешь, и взыщешь Его – Виновника блаженства. Подателя радости. Который есть прочное и поистине всегда пребывающее богатство. Когда Он будет так испытывать твое произволение, смотри, душа, не ослабей, не обратись вспять, не говори: до каких пор Он будет для меня неуловим? Не говори: зачем, являясь. Он тотчас же снова скрывается? И до каких пор вместо милосердия Он будет доставлять мне одни труды? Не говори: как могу я находиться в таком напряжении до смерти? И не обленись, о душа, искать Владыку! Но, как предавшая себя однажды на и посвятившая Богу, не давай себе послабления и покоя, не ищи ни славы, ни телесного утешения, ни расположения родных. Совершенно не озирайся ни направо, ни налево; как начала, лучше же – спеша еще усерднее, старайся всегда уловлять Владыку, ухватиться за Него. И хотя бы тысячи раз Он исчезал и столько же раз являлся тебе, делаясь неуловимым, только таким путем Он будет удержан тобою. Десятки тысяч раз, лучше же до тех пор, пока ты вообще дышишь, еще усерднее ищи Его и беги к Нему. Ибо Он не оставит тебя и не забудет тебя, но, являясь тебе понемногу, все более и более и чаще пребывая с тобою, душа. Владыка, когда ты очистишься, наконец, осиянием света. Сам, придя, весь будет обитать в тебе, и с тобою будет пребывать Тот, Кто мир сотворил. И ты будешь обладать истинным богатством, которого мир не имеет, но только Небо и те, которые вписаны там. Если возможно этого достигнуть, то скажи, чего еще большего ты желаешь?

Скажи, душа неблагодарная, неразумная, скажи, смиренная душа моя, что больше этого на Небе или на земле, чего тебе следовало бы искать? Творец Неба и Владыка земли и всего, что на Небе, и что есть в мире, Он, Создатель, Судия и Царь, Сам обитает в тебе, весь открываясь тебе, весь освещая тебя светом, и показывая тебе красоту лица Своего, и давая тебе возможность яснее видеть Его, и делая тебя причастницей собственной славы, – скажи, что иное превосходнее этого? Ничто, – конечно, ты мне ответишь. Я же снова скажу: удостоившись такой славы, зачем ты, о душа, все еще стремишься к земле? зачем обольщаешься здешними вещами? получив нетленное, зачем ты льнешь к тленному? Найдя будущее, зачем прилепляешься к настоящему? Старайся, душа, постоянно обладать вечными благами, вся прилепись к ним, душа моя, чтобы и по смерти ты находилась в тех вечных благах, которые приобрела здесь и с ними предстала бы Творцу и Владыке, радуясь с Ним во веки веков. Аминь. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 63–67) .

Гимн 11. О том, что для всякого человека досаждаемого и злостраждущего ради заповеди Божией, само это бесчестие за заповедь Божию является славою и честью; и диалог со своей душой, научающий неисчерпаемому богатству Духа.

Не может изобразиться красота образа Божия в той душе, которая не старается уклоняться от всего, что запрещает и от чего отводит Божие слово. Надо отвращаться от всего, что противно воле Божией и Его святому слову, и принуждать себя ко всему тому, что оно повелевает. Ибо как в том, что повелевает слово Божие, состоят свойства образа Божия: правда, святыня, любовь, смирение, терпение, кротость и прочее, так все то, что оно запрещает, противно образу Божию и свойственно скудному образу ветхого человека. И потому душа должна уклоняться от всякого зла и быть прилежной во всяком добре, если она хочет получить от Христа достоинство и красоту, по увещанию Псалмопевца: «уклоняйся от зла и делай добро» (), хотя сердце. и не склонно. Надо теперь с трудом прилежанием и подвигом искать то, что было дано Богом даром и без нашего труда и что мы потеряли. Тогда Христос, видя такое усилие души, ее старание и труд, по милости Своей, отнимает у нее безобразие и подает славу и красоту Своего образа (104, 1591–1592).

Нет большего добра, чем вечное добро, и оно одно есть истинное добро, поэтому большие труды и подвиги от нас требуются, чтобы его достичь. «Так бегите, чтобы получить» это вечное добро, говорит святой Павел (). Кто его получит? Не тот, кто лежит, но кто бежит. Кто бежит? Тот, кто, оставив позади все прочее, к Нему Одному, как своему центру, стремится, спешит и подвизается. А у кого нет труда и подвига, у того нет и истинного желания. Истинное желание побуждает к труду и заставляет искать способ, чтобы получить желаемое. Кто желает прийти в Москву, или в Петербург, или в Киев, идет по той дороге, которая в те города ведет, а не по иной. Так, желающему прийти к Богу и Его Вечному Царствию нужно идти тесными вратами и узким путем, а не широкими вратами и пространным путем, ведущим в погибель (). Так поступали святые мученики, верные и избранные рабы Христовы. Повелевали им нечестивые цари давать дань – давали; повелевали идти на войну – шли; повелевали работать – работали; повелевали предстоять на трапезе – предстояли; повелевали руду копать – копали; повелевали камни и землю носить – носили; повелевали в заточение, в темницу, в узы идти – не противились; повелевали снять одежды – снимали; повелевали и прочее, не противоречащее закону Божию, – подчинялись. А когда доходило их повеление до презрения Бога, и святым повелевали поклониться идолам, они дерзновенно стояли против нечестивого повеления, не желая слушать своих повелителей, внимая заповеди Единого Истинного Бога: «Я Господь, твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (). И тем показали святые, что до тех пор мы должны повиноваться и служить человеку – властелину, пока его повеление согласно с повелением Божиим или не противоречит ему. Святитель Тихон Задонский (104, 1593–1594).

Богу приписывается ревность не для того, чтобы ты представлял в Боге какую-нибудь страсть (Божество бесстрастно), но чтобы все знали, что все делает не ради чего-либо другого, а ради тех, о ком ревнует... ради их спасения. Святитель

Святитель Амвросий Медиоланский
о делах милосердия

Встречая день рождества Господа нашего, очистим себя, братия, от всякой скверны грехов. Наполним сокровищницы Его различными дарами, дабы в тот святый день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих.

Ибо хорошо ли будет, если в одном и том же доме, между рабами одного господина иной будет веселиться, нося шелковые одежды, а другой унывать, ходя в рубище, тот пресыщаться пищею, а сей терпеть голод и холод? И какое будет действие нашей молитвы, когда мы просим избавить нас от лукавого, а сами не хотим быть милостивы к своим братиям?

Будем подражать Господу нашему. Если Ему угодно было сделать бедных, вместе с нами, участниками небесной благодати; то почему же им не участвовать с нами же в земном богатстве? Братья по таинствам не должны быть чуждыми друг другу по имуществу. Мы вернее приобретаем чрез то ходатаев за себя пред Господом, когда своим иждивением питаем тех, кои приносят благодарение Богу.

Бедный, благословя Господа, оказывает пользу тому благотворителю, при содействии коего благословляется Господь. Ибо как писание говорит: горе человеку тому, чрез которого имя Господа хулится; мир человеку тому, чрез которого благословляется имя Господа Спасителя нашего. Заслуга благотворителя такова, что он в доме своем оказывает милость один, а в церкви устами многих умоляет Господа, и чего сам бы не осмелился иногда просить у Бога, то, по ходатайству многих, получает.

Святитель Филарет Московский:
почитай другого выше себя

О, как умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении!.. Но как еще более уничижил Он Себя в обстоятельствах Своего земного рождения! Надлежало избрать народ, в котором бы Ему родиться: и Он избрал для сего из всех народов земли малейший, не имеющий собственного правительства, многократно порабощенный… Надлежало избрать город: и Он избрал Вифлеем, так малый, что и благоприятствующий ему Пророк не может скрыть сего нарекания на него, и не находит иного средства его возвеличить, как именем рождающегося в нем умаленного Иисуса… Надлежало избрать матерь; и, чтобы до времени сокрыть от неверующих тайну воплощения, надлежало узами закона, но не плоти, присоединить к ней и мнимого отца: и вот избраны, хотя потомки Царские, чтобы совершились обетования и пророчества, но уже один древодель, а другая бедная, сиротствующая дева.

Подивимся, Христиане, произвольному для нас умалению Великого Бога и Спаса нашего: но сего еще мало. Возблагоговеем пред сим умалением Его.

Но и сего не довольно. Апостол учит нас: имейте и вы такие же чувствования, какие имел Иисус Христос; располагайте себя также, как Он расположен был. Что сие значит? – Сие изъясняет сам Апостол, говоря: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Филип.2:3). Из сего видно, что учит он нас по примеру Иисуса Христа, не ставить высоко самих себя, и не превозноситься какими-либо преимуществами, но смиряться, и в самих себе, и пред другими.

Святитель Иннокентий Херсонский:
как приготовиться к встрече Христа

Христос с небес, срящите!

Уготовися и осмотрись каждый, ибо Господь грядет ко всем! Обозри все - душу и тело, ум и сердце, ибо Господь будет везде, узрит все: нет ли в уме мыслей неправых о вере, ее заповедях и обетованиях; нет ли в воле наклонностей худых, приверженности к миру и его благам суетным; нет ли в воображении образов нечистых и срамных, в памяти - деяний студных и примеров губительных, в сердце - похотей вреждающих.

Не верь в сем отношении собственному суду и разумению; возьми светильник слова Божия и пройди с ним всю область твоего существа. Надобно, чтобы ты весь был чист, ибо ты весь омыт некогда благодатью Духа. Надобно, чтобы ты весь сиял златом любви к Богу и ближним, ибо ты куплен дорогою ценою — Кровью Сына Божия! Впрочем, Родившийся, вместо твоих даров, обогатит тебя Своими; только не приноси к яслям Его с собою мира и его похотей, а явись с сердцем сокрушенным и духом смиренным.

Святитель Феофан Затворник
о святках и славословии Господа

Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и порадуемся. Святая Церковь нарочно для того, чтоб возвысить наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост – некоторое стеснение, чтобы вступая в них, мы чувствовали себя как бы исходящими на свободу. При всем том Она никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари, наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы.

А чтобы не забылся кто, веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос рождается – славите» и прочее.

Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху.

Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! – этого и довольно. Это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Слово стало плотию!

Для того, чтобы нас земных сделать небесными, грешных – святыми.

Чтобы от тления возвести к нетлению, от земли – на небо, от рабства греху и дьяволу – в славную свободу чад Божьих, от смерти – к бессмертию.

Чтобы нас сделать сынами Божьими и спосадить на престол как царских детей.

Что же от нас, братья, требуется, чтобы воспользоваться всей благодатью, принесённой нам свыше на землю Сыном Божьим? Нужна, во-первых, вера в Сына Божия, в Евангелие или в спасительное небесное учение. Истинное покаяние во грехах и исправление жизни и сердца. Общение в молитвах и таинствах. Знание и исполнение заповедей Христовых. Нужны добродетели: христианское смирение, милостыня, воздержание, чистота и непорочность, простота и незлобие сердца.

Принесем эти добродетели, брат и сестра, в дар Родившемуся ради нашего спасения вместо злата, ладана и смирны, которые принесли Ему волхвы, как Царю, как Богу и как Человеку, пришедшему на смерть за нас. Это будет приятнейшая от нас жертва Богу и Младенцу Иисусу Христу.

Loading...Loading...