Евангелие от иоанна гл 16 читать. Толкование на Евангелие от Иоанна (Блаженный Феофилакт Болгарский)

16:1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились
Предупрежден - значит вооружен полезными знаниями, чтобы не быть застигнутыми врасплох. Иисус продолжает здесь мысль из 15:27: ученикам предстоял тяжёлый путь свидетельства о Христе, не устланный розами и не обременённый восторженным принятием христианства. В момент, когда Христа распнут, это пророчество могло бы их подбодрить, ведь если им надлежит свидетельствовать об Иисусе, значит, его смерть как преступника не станет для них поводом к преткновению, и в конечном итоге они справятся с поставленной перед ними задачей по распространению христианства.

16:2,3 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу
Здесь Иисус предупреждает о наступлении особо тяжёлых времён для учеников Христа. Апостол Иоанн, записавший Евангелие через прим. 60 лет после смерти Христа, имел возможность понять, что означало это предупреждение Христа. Он сам стал свидетелем тому, что перед концом иудейской системы вещей положение христиан было очень тяжёлым. И проблема была не только в сложности жизни того времени. А в том, что христиан преследовали не только римляне, но и свои же единоверцы - в местах слушания слова Бога (синагогах). Те, кто считал, что служит Творцу - то есть, сами иудеи, народ Бога древности - преследовали учеников Христа, как ранее преследовали и самого Христа (хотя и римляне тоже преследовали христиан , они не служили Творцу, поэтому предупреждение Иоанна касается истинного народа Бога: Иисус не говорил больше ни о каком другом Боге, кроме, как об Иегове).

То же самое будет ожидать и последних посланников Бога и Христа Его, которым выпадет служить перед концом этого века: их тоже будут преследовать и свои по вере, служащие Творцу, и не служащие Ему (Откр.11:3,6,8,10). И, когда их будет отвергать народ Бога - все будут считать, что, изгоняя посланников Бога, тем самым они исполняют волю Бога (как правило, в 1 веке их объявляли богохульниками, как и Иисуса Христа, и за это изгоняли из синагог. То же самое ожидает и последних пророков Бога: их изгонят из собраний народа Бога).

Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
Если бы народ Бога правильно понял сущность Творца и Его слова, то он не отвергал бы и Его пророков. Но, как предсказывает Иисус, не каждый, кто будет считать себя служителем Бога и Христа Его - будет таковым на самом деле. Для того, чтобы познать Бога, нужно научиться смотреть на всё Его глазами.

16:4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
Раньше не было необходимости предупреждать учеников об опасности: опасность не угрожала им до тех пор, пока Христос был с ним, ведь весь удар преследований он принимал на себя, пока был жив. Однако после его смерти центр удара со временем переместится на его последователей (какое-то время после смерти Христа христианство получило широкое распространение, но после христиане столкнулись с гонениями, что продолжалось до конца иудейской системы вещей. Такая же картина будет наблюдаться и перед концом этой системы вещей (Откр.11:1-10).

16:5,6 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Судя по всему, ученики были ошеломлены множеством предупреждений об опасности и сообщением о предстоящем предательстве учителя. Они затихли не потому, что в абсолюте понимали Христа или совсем потеряли интерес к тому, что он говорил. Они застыли в тревожном ожидании непонятных им событий и были сильно опечалены тем, что скоро Христос покинет их:
н о от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше

16:7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам;
Иисус снова разъясняет, что, хотя его уход - и прискорбен для учеников, однако, им же самим будет лучше от того, что Иисус уйдёт от них – к своему Отцу. Только в этом случае
в выполнении Божьего поручения они смогут рассчитывать на помощь святого духа свыше.
Заметим: этот дух - Утешитель, которого Иисус пришлёт своим ученикам от Бога – не является самим Иисусом Христом в виде духовной личности. Но будет послан Христом от Отца - в помощь на землю: если пойду, то пошлю Его к вам. Что же это за помощник?

16:8 Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде :
В задачи Утешителя от Иисуса входит обличение мира о грехе, рассказ о правде Божьей и о суде Божьем.
Будет ли мир слышать всё это голосами с небес? Нет. О намерениях Бога должны будут возвещать по всей земле ученики Христа через проповедь, а некий дух Утешитель должен всего лишь им в этом помогать, вдохновляя их говорить правду Божью и правильно понимать волю Его для человечества.
Утешитель в данном случае - это та же самая сверхъестественная сила Божья, которая приобретается учениками через помазание святым духом и вдохновляет всех пророков во все времена передавать слово Божье -2Петра1:20,21, 1Иоан2:20,27:

Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.

Как через проповедь учеников будет обличён мир о грехе, о правде и о суде?

16:9-11 о грехе, что не веруют в Меня; Грех неверия будет обличён по реакции на проповедь учеников о принятии искупления Христа

о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; благодаря святому духу ученики смогут проповедовать о воскресении Христа и его восхождении на небеса к Отцу - то есть, об исполнении Божьего плана по спасению человечества

о суде же, что князь мира сего осужден и о том, что Иисус докажет верность Отцу в условиях века дьявола и этим осудит его на уничтожение - на озеро огненное, уготованное ему и всем его верным последователям (Мтф.25:41,46).

Без помощи святого духа такие сведения от Бога получить было бы невозможно.

Результаты помощи УТЕШИТЕЛЯ сейчас мы можем наблюдать в виде Библии, из которой мы узнаём о грехе, о правде и о сущности будущего суда Божьего.

16:12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
Иисус сказал ученикам столько, сколько на тот момент они могли бы понять:ученику 1-го класса бесполезно рассказывать высшую математику. Так же и в этом случае: хотя многие слова Христа сегодня кажутся нам простыми, - для учеников Христа это было "высшей математикой", но не потому, что было на самом деле очень сложно. А потому, что иудеи 1 века были "заточены" под совсем другое понимание слова Бога, которое распространяли тогда учителя народа Бога.

Ничто из того, что говорил им Иисус, не вписывалось в логическое построение их привычных знаний. Например, толкования тех или иных мест в Писании о правлении Мессии учили их ожидать правления Мессии отныне и навсегда. А Иисус говорил им о смерти Мессии.
Отсюда - полное непонимание ситуации, множество моментов из реального развития событий ими не воспринималось. Поэтому Иисус, хотя и имел возможность изложить им всю полноту картины - не делал этого: на данный момент они не смогли бы её понять и не понимали, пока не исполнились некоторые пророчества о смерти и воскресении Христа.

Так и сегодня: при обучении слову Бога не стоит ждать мгновенного понимания от слушающих, понимание может прийти к ним после. Некоторые слова Иисуса были сказаны в надежде на то, что ученики поймут их потом.

16:13,14 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Святой дух, который придёт к ним с небес в Пятидесятницу, вдохновит их говорить истину Божью о настоящем и будущем.
Подробный механизм передачи информации свыше от Бога
ученикам через святой дух, к сожалению, не описан в Библии, есть примеры, когда ангел передавал мысли Всевышнего посредством чудодейственной силы Бога (Деян.8:26,29). Иисус сказал также, что когда они примут силу святого духа свыше - смогут проповедовать до конца Земли об Иисусе (Деян.1:8).

Но ясно одно: каким бы способом ученики Христа ни получили понимание и вдохновение свыше - ясно, что им вложено понимание Всевышнего, а не личное мнение какого-нибудь ангела Божия. Именно поэтому и ученики не будут говорить отсебятину и сочинять собственные фантазии. Но в точности будут передавать то, что в них будет вложено свыше сверхъестественным образом - от Бога.

14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
Эта же сила духа от Бога поможет им прославить Христа в том смысле, что разъяснит им самим сущность Христа и его миссии в полном объёме:
в определённый момент их просто осенит свыше и они смогут понять многое из того, о чём при жизни Христа не понимали. А когда и сам поймёшь – сможешь другим разъяснить, в чём же мессианство Христа Божьего для человечества заключается.

16:15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам Святой дух - это принадлежность Отца Христа - прежде всего. Но и Христос может пользоваться всем, что есть в распоряжении Отца. Все те знания, которые переданы Отцом Христу - Иисус передаст ученикам при помощи святого духа Отца.

16:16-20 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Тут [некоторые] из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
Иисус говорил о том, что он вскоре умрёт и снова оживёт, уходя к Отцу с земли. Но его так и не понимали, и эти
странности речей Христа - смущало многих.
Он кратко описал ситуацию, что в связи с определёнными событиями (имея ввиду свой арест, казнь и смерть) - сначала им надлежит пройти через печаль:
вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете,
но затем их ожидает радость (имея ввиду своё воскресение: но печаль ваша в радость будет.

16:21,22 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
На примере роженицы, дождавшейся рождения ребёнка в скорби болей рождения, Иисус показывает им, как возможна смена печали - радостью.
Когда он воскреснет – ученики увидят его снова и обрадуются, и забудут прежнюю свою печаль по его смерти. Вот о чём он говорил им. Но тогда они не могли его понять.

16:23 в тот день вы не спросите Меня ни о чем . Когда произойдут все эти события - ученики смогут понять, о чём предупреждал их Христос и вопросы отпадут сами собой.

о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам -
Иисус объясняет ученикам принцип просьб о помощи: всё, о чём ученики Христа будут просить у небесного Отца для соблюдения на Земле интересов Его сына, Иисуса Христа - во всём том Бог поможет им ()

16:24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
До сих пор ученики обо всём просили самого Христа, а у Отца во имя его - ничего ещё не просили:
Христос ещё не прославил Отца и не принёс себя в жертву за людей. Но с момента его смерти и воскресения наступает новый этап в становлении учеников, теперь уже они могут обращаться за помощью к Отцу : в лице Христа они имеют ходатая Нового Завета, заключённого с Отцом на его крови (благодаря его жертве).
Отец не оставит без внимания просьбы христиан, в которых они заботятся о соблюдении интересов Иисуса Христа. Отныне двое на небесах будут заботиться о них: Отец и сын Его, и эта мысль всей полноты помощи свыше - будет радовать христиан.

16:25-27 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога .
Иисус говорит им и о том, что вскоре (после его смерти) они смогут напрямую просить у Отца о помощи, и Иисусу не придётся
вместо них к Отцу обращаться: Отец Сам будет слышать христиан и помогать, так как они приняли Христа Его и поверили, что Христос - сын Божий.

16:28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу
До того, как Иисус пришёл в мир человеческий - он был у Отца на небесах. То теперь путь его снова лежит к Отцу на небеса, он возвращается к себе домой.

16:29,30 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.
Ученики поняли прямой текст Иисуса о том, что он пришёл от Отца, и что все вопросы о его происхождении теперь отпадают. Ученики заверили его в своей решимости признавать его как посланника небес и Христа Божьего.

16:31,32 Иисус отвечал им: теперь веруете?
32 Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою [сторону] и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною
.
Иисус был рад слышать такую уверенность в учениках. Однако он показал им, что веры, достигнутой на какой-то момент, никогда не бывает достаточно: может оказаться так, что их вере ещё расти и расти надо, проходя через испытания. Ибо при такой сильной вере во Христа (как им теперь кажется) - они, тем не менее, разбегутся все в разные стороны и оставят его одного. Хотя, конечно, он не останется одиноким - даже если все ученики его оставят, ведь небесный Отец его не оставит.
Можно себе лишь представить, как огорчились от такой картины ближайшего будущего те, кто, как им казалось, непоколебимы в вере в Иисуса Христа, сына Божьего.

16:33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Кто во Христе, тот будет сохранён в мире Божьем - в покое, дарованном Богом и уверенности в будущем несмотря на скорбь, с которой они столкнутся от людей мира сего нечестивого.
И хотя давление будет сильным - христиане смогут сохранять спокойствие, глядя на пример Христа. В этом им поможет убеждение, что они остаются верными Богу; благодаря этому - они и смогут побеждать давление мира дьявола.
Со стороны такая победа может даже казаться проигрышем: Христа ведь убили. Однако он доказал: есть кое-что поважнее жизни. Это - желание сохранить верность Богу. И оно - сильнее страха перед смертью.
И такую победу силы Божьего духа в немощных смертных телах смогут одержать все верные ученики Христа.

ПРОЩАЛЬНАЯ БЕСЕДА ГОСПОДА С УЧЕНИКАМИ
(Ин. 13 гл. 31-38 и главы 14-я, 15-я и 16-я; Мф. 26:30-35; Мк. 14:26-31 и Лк. 22:31-38)


Это замечательно-умилительная беседа Господа с учениками приводится полностью только одним четвертым Евангелистом св. Иоанном, небольшой отрывок из нее приводит св. Лука, а первые два Евангелиста говорят только о предречении Господом отречения Петра и о встрече с учениками по воскресении в Галилее. Вся эта речь чрезвычайно пространна и занимает несколько глав. Вместе со следующей за ней так наз. "Первосвященной молитвой" Господа она вся читается у нас за богослужением вечером в Великий Четверг в качестве первого Евангелия святых страстей.
По св. Иоанну начал эту Свою беседу Господь Иисус Христос тотчас же по уходе Иуды словами: "Ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем..." Надо полагать, однако, что эта беседа начата Господом этими словами не только после ухода Иуды, но и после установления Господом таинства Причащения, о чем св. Иоанн умалчивает, как лишь восполняющий повествования первых трех Евангелистов. Преподав ученикам Тело Свое и Кровь Свою и видя тайну искупления как бы уже совершившейся, так как если бы Он уже был принесен в жертву и совершена была победа над всеми враждебными силами, Господь и воскликнул эти победные слова: "ныне прославися Сын Человеческий..." "Ныне", т.е. в эту таинственную и страшную ночь наступило прославление Сына Человеческого, которое в то же время есть и прославление Бога Отца, благоволившего дать Сына Своего Единородного в жертву за спасение людей, и это земное прославление Сына Его есть начало Его будущего небесного прославления, как победителя смерти и ада. Желая вывести учеников Своих из того угнетенного настроения духа, в котором они находились под влиянием мысли о предательстве одного из них, Господь обращает их мысль к Своей Божественной славе, которая откроется и в Его предстоящих страданиях и в воскресении и вознесении на небо. "Вскоре прославит", т.е. недолго будет продолжаться Его уничижение, а скоро начнется Его видимое прославление. "Чадца, еще с вами мало есмь" - "детки" или "деточки" - это чрезвычайно неясное обращение Господа к ученикам нигде больше не встречается в Евангелии: вылилось оно из глубокого чувства предстоящей разлуки при столь тяжелых и искусительных для их веры обстоятельствах. Как я говорил прежде Иудеям, так теперь и вам говорю, что отхожу от вас путем, которым вы не можете идти теперь за Мной. Оставляя вас в мире для продолжения Моего дела, Я "заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюбих вы..." Из любви к людям Я полагаю жизнь Свою за них и вы должны подражать Мне в этом. Заповедь о любви к ближним дана была и в законе Моисеевом, но Христос дал этой заповеди новый характер, неведомый прежде - о любви даже к врагам своим вплоть до самопожертвования во Имя Христово. Такая чистая, бескорыстная и самоотверженная любовь есть признак истинного христианства. Св. Петр задает тогда полный страха и печали вопрос: "Господи, камо идеши?" Господь подтверждает ему, что теперь он не может за Ним идти, но тут же предрекает ему, что в будущем он пойдет за Ним тем же путем мученичества. Дальше следует предречение Петру троекратного отречения, о чем повествуют все четыре Евангелиста. Предостерегая Петра от самонадеянности, когда тот стал уверять, что душу свою положит за Господа, Господь по св. Луке, сказал ему: "Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу...".
Характерно, что Господь называет его тут не Петром, а Симоном, ибо отрекшись от Господа Петр показал, что он уже перестал быть "камнем". Под этим "сеянием" разумеется искушение от сатаны, которому действительно подверглись Апостолы в часы страданий их Божественного Учителя, когда вера их в Него готова была поколебаться. Эта просьба сатаны напоминает просьбу его относительно Иова Многострадального, которого Господь попустил подвергнуть такому тяжкому искушению. Своей всесильной молитвой Господь защитил учеников Своих, а в особенности Петра, от совершенного падения; Петру попустил временно пасть, чтобы тем сильнее и тверже был он после и утвердил тем своих собратий. "Молился о тебе" - хотя опасность со стороны сатаны грозила всем, но Господь молился особенно о Петре, ибо ему, как более пылкому и решительному, грозила и наибольшая опасность. "Ты некогда обращся утверди братию твою" - этим указывается на то, что Петр, покаявшись после своего отречения от Христа, явится для всех образцом истинного покаяния и примером твердости. На это Петр у всех четырех Евангелистов начинает уверять Господа в своей непоколебимой верности Ему, в готовности идти за ним и в темницу, и на смерть. Как возможно, однако, было отречение Петра, если Господь молился за него да не оскудеет вера его? Но вера в Петре и не оскудела: он отрекся в припадке малодушного страха и тотчас же, как мы видим, предался самому глубокому раскаянию. По всем четырем Евангелистам Христос предрекает Петру, что он отречется от Него в предстоящую ночь трижды, прежде нежели пропоет петух, причем по Марку, прежде нежели пропоет петух дважды. Эта большая точность св. Марка объясняется, конечно, тем, что он писал свое Евангелие под руководством самого Ап. Петра. Первое пение петухов бывает около полуночи, второе - пред утром; след., смысл этого тот, что еще до наступления утра Петр трижды отречется от своего Учителя и Господа. Видимо, отречение Петру Господь предрек два раза: в первый раз еще на вечере, о чем рассказывают св. Лука и св. Иоанн, а второй раз - уже по выходе с вечери, по дороге в Гефсиманию, о чем сообщают св. Матфей и св. Марк. К предсказанию об отречении Петра, по св. Луке, Господь присоединил предсказание о том, какая нужда и борьба ожидают впредь Его учеников. "Егда послах вы без влагалища, и без меха, и без сапог, еда чесого лишени бысте?..." - как прежде апостолам ни о чем заботиться не нужно было, ибо они всюду находили себе пропитание и все необходимое, пока ходили и проповедовали при жизни Господа по Иудее и Самарии, так теперь наступают другие времена, когда злоба людей против их Учителя распространится и на них. Всю дальнейшую речь Господа о взятии влагалища и меха и покупке ножа (или меча), конечно, нужно понимать не в буквальном смысле, а в символическом. Господь просто предупреждает их о том, что наступает крайне тяжелый для них период жизни, и они должны приготовиться к нему сами, что их ожидает и голод, и жажда, и бедствия, вражда со стороны людей; если и Сам их Учитель будет в глазах этих людей причтен к злодеям, то чего же хорошего могут ожидать они? Апостолы, по наивности, поняли все сказанное Господом буквально, и говорят: "се ножа зде два". Видя, что не понимают Его, Господь прекратил этот разговор словами: "довольно есть".
"Да не смущается сердце ваше" - мысль о скором отшествии от них Господа не должна смущать учеников, потому что это отшествие есть только средство привести их в постоянное, уже вечное общение с Ним: Господь обещает им, когда придет для того время, взять их к Себе в вечные обители Отца Своего Небесного. Отуманенные все еще по прежнему ложными представлениями о земном царстве Мессии, ученики не понимают этих слов Господа, и потому Фома говорит: "Господи, Не вемы, камо идеши..." В ответе Господь объясняет, что Он и есть Сам тот путь, которым они должны идти к Отцу, чтобы водвориться в ожидающих их вечных обителях. "Никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною" - так как Христос есть Искупитель и только верою в совершенное Им дело искупления человечества возможно спасение. "Аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте", - ибо во Христе - полное откровение Бога, как и раньше Он говорил Иудеям: "Аз и Отец едино есма" (Иоан. 10:30). И ученики Господа, зная Христа, должны знать и Отца. Правда они плохо знали Христа, но постепенно приближались к этому знанию, каковое Господь дал им особенно на Тайной вечери через умовение ног, причащение Тела и Крови Его и через Свои наставительные беседы. Сходный по характеру с Фомой и так же, как и тот, отличавшийся рассудочностью, Филипп сказал тогда Господу: "покажи нам Отца, и довлеет нам", разумея, конечно, под этим чувственное видение, какого удостаивались, напр., пророки. Господь выражает как бы сожаление непонятливости Филиппа и внушает ему ненужность его просьбы, поскольку в Нем - через дела Его, через учение Его, через самую Богочеловеческую личность Его - они давно должны были познать Отца. Продолжая дальше утешать учеников, Господь обещает им наделить их силою чудотворения, исполняя все, что они в молитве будут просить у Него: молитва во Имя Господа Искупителя будет творить чудеса. При условии, что ученики, любя Господа, будут соблюдать Его заповеди, Господь обещает послать им Утешителя, Который пребудет с ними во веки, Духа Истины, Который как бы заменит имя Христа и благодаря Которому они будут иметь постоянное таинственное общение со Христом. "Мир" как совокупность неверующих в Господа и враждебных Ему людей, во всем чуждый и противоположный Духу-Утешителю, не может принять Его, а с Апостолами Он пребывал благодаря общению их с Господом во время земной Его жизни, и в них будет, чтобы пребывать с ними во веки, когда сойдет на них в день Пятидесятницы. "Не оставлю вас сиры: прииду к вам", и видимым образом после воскресения и таинственным через духовное общение в таинстве причащения, при посредстве Духа Святаго. "И вы живи будете" в единении со Мной, как источником жизни вечной, в то время, как мир, мертвый духовно, не будет видеть Господа. "В той день", т.е. в день Пятидесятницы, "уразумеете, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас", поймете сущность духовного общения с Богом во Христе. Условие этого Богообщения - любовь к Господу и соблюдение заповедей Его. Иуда, не Искариотский, называемый Леввеем или Фаддеем, который видимо, не расстался с любимой мыслью иудеев о чувственном царстве Мессии, поняв слова Господа в буквальном смысле, что Он явится в чувственно-телесном виде любящим Его и соблюдающим заповеди Его, выразил недоумение, почему Господь хочет явиться только им, а не всему миру, как основатель славного всемирного царства Мессии. Господь объясняет, что Он говорит о Своем таинственном духовном явлении Своим последователям, повторяя прежнюю мысль о необходимости для этого любить Его и исполнять заповеди Его. Мир же, не любящий Его и не исполняющий заповедей Его, неспособен к такому духовному общению с Господом. Заповеди же Христовы суть вместе с тем и заповеди Отца. Все это ученикам теперь может быть неясно, но когда придет Утешитель, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Христово, Он наставит Апостолов - научит их всему и напомнит им все, чему учил их Христос: откроет им тайну жизни духовной, жизни во Христе.
Оканчивая пасхальную вечерю, глава семейства говорил присутствующим: "мир вам", а затем вечеря заключилась пением псалмов. Господь, намереваясь оставить пасхальную горницу и имея в виду, что скоро отходит от учеников Своих, следуя обычаю, также преподает им мир, но высший мир, по сравнению с тем, какой обыкновенно дает мир, во зле лежащий: "мир мой даю вам" - это мир, который совершенно, уравновешивает все силы человеческого духа, вносит полную гармонию во внутреннее настроение человека, успокаивает всякое смятение и возмущение, это тот именно мир, о котором пели Ангелы в Рождественскую ночь. Поэтому Апостолы и не должны ничем смущаться или устрашаться.
Вечеря окончилась. Наступало время оставить сионскую горницу, где она происходила. Снаружи был мрак неизвестности, страх разлуки со Христом и беспомощности во враждебном мире. Поэтому Христос снова утешает учеников обещанием придти к ним и говорит, что они должны радоваться тому, что Он идет ко Отцу, "яко Отец Мой болий Мене есть" - более, конечно, как Первопричина (Сын, рождаясь от Отца, заимствует от Него Свое бытие), более, как Бог, по сравнению с Христом - Богочеловеком. Все должно произойти, по написанному, так, как Господь предупреждал учеников прежде: через исполнение предреченного ученики убедятся в истине слов Христовых. "Ктому немного глаголю с вами" - оставалось лишь несколько часов до того момента, когда Иуда с воинами должны были взять Господа. Господь духовным взором Своим видит приближение к Себе врага Своего "князя мира сего" - сатаны в лице Иуды со спирой и в Гефсиманском саду, когда диавол совершил нападение на Господа, искушая Его страхом мучений и смертного часа - последняя попытка отклонить Господа от совершения Им искупительного подвига для спасения человечества. Господь говорит при этом, что диавол в Нем "не имать ничесоже", т.е., по безгрешности Христовой, не может в Нем найти ничего, над чем бы он мог господствовать. Это доказательство полной нравственной свободы Господа, с какой Он, единственно по любви Своей, отдает жизнь Свою за спасение мира, во исполнение воли Отца. "Возстаните, идем отсюду" - пойдем навстречу приближающемуся врагу, князю мира сего в лице Иуды-предателя.
Многие толкователи склоняются к тому, что после этих слов надлежит читать слова Ев. Матфея, совпадающие с такими же словами Ев. Марка: "и воспевше, изыдоша в гору Елеонску", т.е. Господь с учениками пропели по иудейскому обычаю псалмы второй части "Аллилуйи" - 115-118 и пошли по направлению к Елеонской горе, причем дальнейшая беседа продолжалась уже на ходу. Однако, Епископ Феофан Затворник считает, что беседа продолжалась все же в горнице, и горница была покинута лишь по окончании всей беседы и первосвященнической молитвы Христовой. За первое предположение, против мысли Еп. Феофана, говорит, по-видимому, то, что дальше Господь ведет беседу о себе, как о виноградной лозе. По дороге же к Елеонской горе и на склонах ее как раз было много виноградников, глядя на которые Господь и употребил этот наглядный и живой образ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЩАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ
(15 и 16 гл. от Иоанна)


Как полагают, проходя через виноградники и указывая на виноград Апостолам, Господь заимствует от виноградной лозы образ духовного отношения между Ним и верующими в Него: "Аз есмь лоза истинна, и Отец Мой делатель есть". Отец - виноградарь, как собственник винограда, возделывающий его сам и через других: Он ниспослал на землю Сына Своего, насадив Его, как плодоносную Лозу, чтобы одичавшие и бесплодные отрасли человечества, срастясь с этой Лозой, принимали от Него новые соки и сами становились бы плодоносными. Ветви, не приносящие плода, отсекаются: кто не доказывает веры своей делами, извергается из общества верующих, иногда еще в сей жизни, окончательно же в день Суда; верующие же и приносящие плоды очищаются силою и действием Св. Духа, искушениями разного рода и страданиями, дабы еще более усовершиться в нравственной жизни. Апостолы Христовы уже очистили себя, слушая учение Господа, но для поддержания и усовершения этой чистоты, они должны постоянно заботиться о том, чтобы быть едино со Христом. Только тот, кто состоит в постоянном духовном общении со Христом, может приносить плоды христианского совершенства. "Без Мене не можете творити ничесоже". Ветви, не приносящие плода, "собирают и бросают в огонь, и оне сгорают". Время, когда говорил это Господь, было временем очистки виноградных садов и, может быть, перед глазами Господа и учеников были огни, на которых горели сухие ветви виноградных лоз. Это был выразительный образ духовно-засохших людей, которым в будущей жизни уготован огнь геенский. Далее Господь обещает ученикам, что если они пребудут в постоянном духовном общении с Ним, всякая молитва их, конечно, сообразная с волей Божией, будет исполнена. Но для этого необходима им пребывать постоянно в любви Христовой и исполнять заповеди Его. Выражением же пребывания учеников в любви Христовой служит их взаимная любовь друг к другу, которая должна простираться до готовности отдать жизнь свою за ближнего. "Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам" - взаимная любовь между учениками делает их друзьями между собой, а так как союз этой взаимной любви их во Христе, Который возлюбил их той же любовью, то они, делаясь друзьями друг другу, делаются друзьями и Христа. В силу этой любви Господь открыл им всю волю Божию: это и есть доказательство, что они не рабы, но друзья Христовы. Изобразив со всею полнотою Свою любовь к Апостолам, которая сказалась в том, что Он их избрал для великого служения, Господь всю эту часть Своей беседы (стихи 12-17) заканчивает вновь увещанием: "сия заповедаю вам, да любите друг друга". Далее Господь в стихах 18-27 и 1-3 ст. 16 главы пространно предупреждает учеников о тех гонениях со стороны враждебного Христу мира, которые их ожидают. Они не должны смущаться этой ненавистью мира, зная, что их Божественный Учитель первый подвергся этой ненависти: ненависть эта понятна, потому что Господь выделил учеников из мира, который любит только то, что принадлежит ему, что соответствует его духу всякого греха, злобы и лукавства. В гонениях со стороны мира ученики должны утешать себя мыслью, что они не больше своего Господа и Учителя. Однако, Грех мира неизвинителен, поскольку сам Сын Божий приходил в него с проповедью покаяния, а мир, видя преславные дела Его, не покаялся, а еще возненавидел Его: возненавидеть же Сына, значит возненавидеть и Отца. Ободряя учеников в ожидающих их скорбях, Господь вновь напоминает о предстоящем ниспослании им Утешителя, Духа Истины, иже от Отца исходит, Который через Апостолов будет свидетельствовать миру о Христе. Утешителя пошлет Господь Иисус Христос, по праву искупительных заслуг Своих, но пошлет не от Себя, а от Отца, ибо вечное происхождение Духа Святаго не от Сына, а от Отца: "иже от Отца исходит" (ст. 26-й). Этим стихом совершенно опровергается ложное учение римо-католиков об исхождении Духа Святаго не только от Отца, но и от Сына. Далее Господь предрекает о том, что Апостолы будут свидетельствовать о Нем в мире, как видевшие славу Его и первыми восприявшие Его благодать и истину.
Все это "Глаголах вам, да не соблазнитеся", т.е., чтобы вера ваша в ожидающих вас гонениях не поколебалась. Эти гонения будут доходить до того, что вас будут отлучать от синагог и даже считать богоугодным делом убивать вас. Иудейский фанатизм действительно дошел до такой степени ослепления. Иудеи были убеждены, что "кто проливает кровь нечестивых, тот делает то же, что приносящий жертву". Так жертвой этого фанатизма пал св. первомученик Стефан. Гонитель Савл, ставший потом ап. Павлом, тоже думал, что участвуя в убийстве христиан, он делает угодное Богу (Деян. 8:1; 22:20; 26:9-11; Галат. 1:13-14). Видимо, от этих слов Христовых ученики были повергнуты в столь глубокую печаль, что Господь в утешение их начал объяснять им, насколько важно для них и для всего мира Его отшествие, ибо только в этом случае придет к ним Утешитель, который обличит мир о грехе, о правде и о суде. "Обличит" употреблено здесь в смысле: "выведет наружу", "доведет до сознания неправоту, преступление, грех" (ср. Ин. 3:20; 8:9; 8:46; 1 Кор. 14:24; Тит. 1:9; Мф. 18:15; Лк. 3:19). Это обличение то же, что нравственный суд над миром. Следствием этого суда может быть одно из двух: или обращение ко Христу через покаяние, или совершенное духовное ослепление и ожесточение (Деян. 24:25; Римл. 11:7). Это обличение мира Духом Святым должно совершиться через проповедь Апостолов и их преемников и всех вообще верующих, приявших в себя Духа Святаго, сделавшихся Его органами. Первый предмет обличения есть грех неверия в Господа, как в Мессию, грех самый существенный и самый тяжкий, ибо им отвергается Искупитель и Спаситель человечества; второй предмет - "о правде, яко ко Отцу Моему иду" - о том, что Христос действительно есть Сын Божий, праведность Которого, совершенно отличная от мнимой праведности фарисейской, засвидетельствована Богом тем, что Он спосадил Его одесную Себя (Ефес. 2:6). Третий предмет - суд над князем мира сего - диаволом, каковому суду и осуждению подлежат и все нераскаянные и ожесточенные подобно диаволу. Таким образом, при помощи Духа Святаго, Апостолы одержат великую нравственную победу над миром сим, во зле лежащим, хотя он и будет гнать и преследовать их. Это предречение Господа исполнилось, когда робкие прежде и боязливые ученики, разбежавшиеся в разные стороны при взятии Господа и сидевшие потом "страха ради иудейска" в запертой горнице, после сошествия на них Духа Святаго, мужественно и неустрашимо проповедовали о Христе перед многотысячными толпами народа, свидетельствовали о Нем по всему миру и ничего уже не боялись, будучи даже "ведомы пред царей и владык мира" (Матф. 10:18).
"Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне" - здесь Господь говорит ученикам, что до озарения своего благодатию Духа Святаго, они неспособны как следует понять и усвоить все, что Он должен сказать им, но Дух Святый, когда придет "наставить их на всякую истину", т.е. будет руководить ими в труднопостигаемый для них сейчас области христианской истины. Все эти откровения Духа Святаго будут почерпнуты из того же источника Божественной мудрости, как и учение Иисуса Христа: Он будет говорить, как и Христос, то, что "слышал от Отца" (Ин. 3:32; 5:30; 12:49-50), как от Первоисточника Божественной истины. Этими действиями Духа Святаго прославится Христос, потому что Он будет учить тому же, чему учил Христос и таким образом как бы оправдает все дело Христово в мире. "От Моего приимет", потому что Сын и Отец - одно, и все то, что будет говорить Дух, принадлежит равно, как Отцу, так и Сыну. "Вмале, и ктому не видите Мене" - Господь вновь обращается к мысли о Своем отшествии от учеников, но тут же и утешает их надеждой на новое свидание с Ним, очевидно, как при явлениях Господа по воскресении, так и в духовном таинственном общении с Ним. Эти слова Господа показались некоторым из учеников загадочными, в чем опять проявилось несовершенство их духовного разумения. Весь дальнейший ход бесед и посвящен разъяснению этих слов Господа. В основе недоумения учеников опять лежит все тот же их предрассудок о земном царстве Мессии. Если Господь хочет основать на земле царство Свое, то зачем Он отходит? А если Он не хочет основать такого царства, то зачем обещается придти опять?
Господь отвечает им: "вмале, и не видите Мене" - это значит, что вы "восплачете и возрыдаете", так как мир исполнит свои убийственные замыслы - прикровенное указание Господа на скоро предстоящие Ему страдания и смерть. "Вмале, и паки узрите Мя" - это значит, что "печаль ваша в радость будет", наподобие того, как скорбь рождающей жены претворяется в радость. Здесь разумеется радость учеников, которую они испытали, увидев Господа воскресшим - радость, которая не покидала их потом во всю их жизнь: "и радости вашея никтоже возьмет от вас". "В той день", т.е. сошествия Св. Духа, с какового дня Апостолы вступят в постоянное духовное общение со Христом, им станут ясными все Божественные тайны, и всякая молитва их будет исполняться, в довершении полноты их радости.
"Яко Аз иду ко Отцу" - это значит: "изыдох от Отца, и приидох в мир, и паки оставляю мир, и иду ко Отцу" - итак, для Христа идти ко Отцу означает возвратиться в то состояние, в каком Он был до воплощения, как Ипостасное Слово. Эти слова поразили учеников своей ясностью; они с особым удовлетворением отметили то, что Господь говорит теперь с ними прямо, не употребляя прикровенной приточной речи, и выразили свою горячую веру в Него, как истинного Мессию. Это была искренняя и глубокая вера, но взор Господа видел несовершенство этой веры, не озаренной еще Духом Святым. "Ныне ля веруете?" - спрашивает Он: "нет, теперешняя ваша вера еще несовершенна, она не выдержит первого же испытания, которому скоро, через несколько часов всего, должна будет подвергаться, когда вы "разыдетеся кийждо во своя, и Мене единаго оставите". "Все это я сказал вам, - заканчивает Свою прощальную беседу Господь, для того, чтобы вы "имели во Мне мир", чтобы не пали духом в часы предстоящих вам испытаний, помня, что я предупреждал вас обо всем этом заранее. В духовном общении со Мной вы будете находить необходимое спокойствие Духа".
"В мире" - враждебном Мне и моему делу обществе людей, вы скорбни будете; но не теряйте мужества, помня, "яко Аз победих мир" - победил совершением великого дела искупления человечества Своею смертью, победил господствующего в мире духа гордости и злобы Своим смирением и самоуничижением даже до смерти, и положил начало превращению этого мира из царства сатаны в Царствие Божие.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
2. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
3. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
4. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
5. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?»
6. Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
7. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8. и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9. о грехе, что не веруют в Меня;
10. о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11. о суде же, что князь мира сего осужден.
12. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
15. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.
16. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.
17. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня», и: «Я иду к Отцу»?
18. Итак, они говорили: что это говорит Он: «вскоре»? Не знаем, что говорит.
19. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня»?
20. Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
21. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
22. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас;
23. и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
24. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
25. Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.
26. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас:
27. ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
28. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.
29. Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой.
30. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел.
31. Иисус отвечал им: теперь веруете?
32. Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною.
33. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

Евангелие от Иоанна 16:24

Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Евангелие от Иоанна 16:24" в других словарях:

    Дух дышит, где хочет. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Всякий, делающий грех, есть раб греха. Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет … Сводная энциклопедия афоризмов

    Папирус Р52, содержащий один из наиболее древних из найденных манускриптов Евангелия от Иоанна, датирован 125 годом. Евангелие от Иоанна (греч … Википедия

    Евангелие от Иоанна - вероятно написано в Ефесе в 70 100 году по Р.Хр. Оно, видно, предполагает знакомство читателей с остальными Евангелиями. Так, напр., в Иоан. 3:24 о заключении Иоанна Крестителя упоминается, как об известном читателям факте. Оно, очевидно, было… … Словарь библейских имен

    I. КЛЮЧ К ЕВАНГЕЛИЮ Ключ к Е. от И. содержится в 1Ин 1:1,3: Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни...возвещаем вам. Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем; не будь этой… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА - см. статьи Евангелие; Иоанн Богослов … Православная энциклопедия

    - «В начале было Слово» ... Свидетельство Иоанна Крестителя об истинном Свете. Иоанн указывает на Иисуса, как на Агнца Божия. Призвание первых апостолов …

    И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Иоан.5:33 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Никодим приходит к Иисусу ночью; «Должно вам родиться свыше»; «Бог так возлюбил мир». Дальнейшее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Исцеление в субботу больного лет при купальне; иудеи обвиняют Иисуса. Ответ Иисуса: Отец и Сын; свидетельство Иоанна и Писаний … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Прит.8:22 1Иоан.1:1 1Иоан.1:2 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Евангелие от Иоанна , Брюс Милн. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Евангелие от Иоанна оказало неоценимое влияние на историю человечества. Его страницы заключают в…

Иоан. 16:1-2 . Почему Иисус столько говорит им о ненависти к ним мира и об ожидающих их преследованиях? Предвидя недоумение учеников, Господь отвечает на вопрос, не высказанный ими: чтобы вы не соблазнились; ибо осведомленность о грядущих испытаниях поможет им удержаться на пути, угодном Богу. (Эту мысль Он повторяет в стихе 4.) Ученикам будет грозить изгнание из привычной им среды; мученическая смерть станет для них реальной перспективой. Но они будут вспоминать, что и Христос подвергался остракизму и страданиям, и что Своим апостолам Он предсказал ту же судьбу. И это поможет им выстоять - остаться верными.

Первыми христианами были иудеи (Деян. 2:11,14,22), но Церковь быстро росла и распространялась и вскоре (примерно к 90 году) вырвалась за рамки синагог. Однако уже на первых порах существования Церкви жизнью за верность Христу поплатились Стефан (Деян. 7:59), Иаков (Деян. 12:2) и другие (Деян. 9:1-4). К сожалению, и в дальнейшем, на протяжении всей истории Церкви, находились люди, движимые слепой "ревностью по Боге", которые гнали других верующих, думая, что тем они служат Богу (Рим. 10:2).

Иоан. 16:3-4 . Иисус предупредил апостолов, что преследователи христиан так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Его. Применительно к иудеям Его слова следует понимать так, что они не распознали воли Отца в словах и делах Иисуса. Иудеи имели, конечно, определенное представление о Боге из Закона, однако, знание их не было спасительным, и о носителях этого неспасающего знания Бог сказал: "это народ, заблуждающий сердцем: они не познали путей Моих" (Пс. 94:10).

Итак, Иисус предупреждал учеников о том, что их ждет впереди, с тем, чтобы укрепить их веру. Осознав впоследствии, что Ему было известно будущее, они утвердятся в доверии к Нему. Прежде Он не говорил им об этом потому, что ненависть мира была направлена на Него, и Он был как бы щитом для них; однако, теперь они оставались на земле как Его "тело" (Еф. 1:22-23).

3. Работа Духа Святого (16:5-15)

Иоан. 16:5-6 . Сознание того, что Иисус скоро оставит их, глубоко печалило апостолов. Они были удручены мыслью, что вот, Его, такого живого и близкого, больше не будет рядом с ними. Если бы они действительно могли понять, почему Он оставляет их, и к Кому уходит, то радовались бы, но при жизни Учителя апостолы понимали это смутно. Позже (стих 22) Иисус предскажет им, что печаль их внезапно обернется великой радостью.

Заявление Иисуса: А теперь иду к Пославшему Меня, казалось бы, должно было вызвать у учеников все тот же вопрос: "Куда идешь?", но на сей раз даже Фома (сравните 14:5) не задал его. Озабоченные тем гнетущим и неясным, что надвигалось на них, они не сознавали всей значимости наступавшего теперь и событий, которые оно несет (Его смерть, погребение, воскресение и вознесение).

Иоан. 16:7 . Отшествие Иисуса было необходимо, сколь трудно и болезненно ни было бы это для учеников. Оно было направлено на благо мира. Ибо без "отшествия" Христа, которое началось смертью Его, а завершилось вознесением, не было бы проповедано миру Евангелие. Для того, чтобы спасать приходящих к Нему (Матф. 1:21), Иисусу надо было искупить грех мира.

Кроме того, если бы Он не "ушел", то к людям не сошел бы от прославленного Господа Утешитель. (Греч, слово параклетос, переведенное как "Утешитель", взято из юридического словаря тех времен; так назывался человек, представлявший в суде интересы ответчика (подсудимого); на англ. язык оно переведено как "Советник".) Речь идет об обещанном людям Духе Святом, Который пришел в мир после вознесения Христа, в день Пятидесятницы, совершенно по-новому заявив о Себе.

Иоан. 16:8 . Одним из новых служений Духа Святого стало обличение мира о грехе и о правде и о суде. Обличить еще не значит обратить, но второе невозможно без первого. На русский язык как "обличит… о грехе" переведено слово еленксеи, означающее "представить факты, свидетельствующие об истине". Святой Дух, воздействуя на разум неспасенных людей, открывает им истину Божию, как она есть. Но, как правило, процесс этот протекает при участии верующих, с их "помощью" (15:26-27).

Иоан. 16:9 . Грех это бунт, направленный против Бога, и высшей точки в своем развитии он достиг в момент распятия Иисуса. В наше время величайшим грехом является неверие в Иисуса Христа (3:18; 15:22,24). Большинство людей вообще не сознает своей "вины в грехе". Они готовы признать в себе наличие слабостей, недостатков, даже факт совершения преступления, - только не это. Но грех - это непрекращающийся бунт против Бога, и люди - "бунтовщики" - неизменно "подавляют истину неправдою" (Рим. 1:18,21,25,28). Могучее действие Святого Духа и необходимо для "обличения" человечества и убеждения его в плачевности его состояния.

Иоан. 16:10 . Здесь слово, переведенное как "правда" имеет и значение "праведности".

Распиная Иисуса, иудеи демонстрировали миру, что считают Его неправедным, ибо понимали соответствующее место в Писаниях (Втор. 21:23; Гал. 3:13) так, что только неправедный может быть "повешен на древе" и таким образом подпасть под Божие проклятие. Однако последовавшие за тем воскресение и вознесение доказали, что Иисус - праведный Божий Слуга (Деян. 3:14-15; Ис. 53:11).

В сущности самый факт удаления Христа из грешного мира свидетельствовал о существовании Божиих правды и праведности. Дух Святой, сошедший, вместо Него, на землю, обличает людей в их ошибочном отношении к Иисусу Христу, когда они слышат Благую Весть, в которой главное ударение делается на факте Его воскресения (1-Кор. 15:3-4).

Иоан. 16:11 . Третья сфера, в которой Дух Святой осуществляет Свою обличительную работу, - это суд. Смертью и воскресением Иисуса провозглашен был обвинительный приговор сатане (12:31; Кол. 2:15) - князю мира сего (Иоан. 14:30). Своею смертью Иисус нанес поражение тому, кто имеет "державу смерти" (Евр. 2:14). На кресте побежден был именно сатана, а не Господь, но, несмотря на свое поражение, он продолжает активно действовать в мире (1-Пет. 5:8); однако, как преступнику, уже осужденному, ему "не спастись" от исполнения вынесенного приговора (Откр. 20:2, 7-10).

Людям, восстающим против Бога, следовало бы призадуматься над фактом поражения сатаны и убояться Бога, имеющего силу и власть судить мир. В свете провозглашения грядущего суда (над сатаною и над человечеством) Дух Святой обличает людей и таким образом готовит к принятию спасения тех из них, которые сознают свою потребность в нем (Деян. 17:30-31).

Иоан. 16:12-13 . В то время ученики были просто не в состоянии воспринимать новые духовные откровения. Их сердца все еще были "ожесточены", а разум - занят мечтами о земном царстве, в котором каждый из них хотел занять "особое" положение; еще и поэтому не видели они никакой "необходимости" в смерти Иисуса.

Печаль при мысли о том, что Он должен оставить их, горестное недоумение от слов Христа, что один из них - предатель, наконец, нерадостные Его предсказания относительно их собственного будущего, - все это не располагало учеников к восприятию духовных истин. Прекрасно сознавая это, Иисус говорит, что когда, после Его отшествия, придет Он, Дух истины (сравните 15:26), то наставит их относительно смысла и цели служения их Учителя.

Дух Святой, поясняет Иисус, не от Себя говорить будет (т. е. не по собственной инициативе), но будет говорить, что услышит от Отца. В этом и последующих стихах внимание вновь сосредоточивается на взаимодействии трех Лиц Божества. Отец будет говорить Духу, чему и как учить апостолов о Сыне.

Кроме того, Святой Дух возвестит им будущее. Эта фраза как бы служит "ключом" к обещанию: …наставит вас на всякую истину. То есть Иисус обещал апостолам, что их частичное понимание Личности Его и деятельности как Мессии будет пополняться Духом Святым, Который даст им способность проникновения в глубины таких духовных тайн, как Крест и Воскресение, и возвращение Иисуса Христа на землю в будущем (1-Кор. 2:10). В новозаветных книгах осуществилось это обещание о наставлении Духом.

Иоан. 16:14-15 . Дух Истины прославил Иисуса, открыв Его ученикам прежде скрытые от людей тайны Личности и служения Логоса (от Моего возьмет и возвестит вам), дав им способность не только воспринимать и понимать высшие духовные истины о Спасителе, но и доносить их до других людей.

И. Предсказание перемен (16:16-33)

От будущей работы Духа Иисус переходит в Своем наставлении ученикам к тому, что ожидает их в ближайшем будущем. Наступит день, когда Иисус возвратится на землю, но до того последователи Его пройдут через многие испытания, и уделом их станут печаль, боль, духовное падение. Однако им уготованы и утешение в молитве, радость и мир, которые в конце-концов придут на смену многообразным страданиям.

Иоан. 16:16 . Слово вскоре, повторенное дважды, прозвучало загадочно для апостолов (да, пожалуй и для первых читателей Евангелия от Иоанна). Как и фраза увидите Меня. Имел ли Иисус в виду а) сошествие Духа Святого, или 6) Свое второе пришествие, или в) Свое краткое, сорокадневное, служение на земле в период между Его воскресением и вознесением? Он, скорее всего, имел в виду последнее.

Иоан. 16:17-18 . Более всего ставили учеников в тупик эти "интервалы времени". На вопросы, с которыми они обращались друг к другу, никто из них не мог дать ответа. Лишь смерть Учителя, Его воскресение и последовавшее служение, а затем вознесение к Отцу пролили свет на эти удивительные заявления: "вскоре не увидите Меня" и "опять вскоре увидите Меня" и "Я иду к Отцу".

Иоан. 16:19-20 . Иисус, Учитель совершенно особый, понимал, конечно, озадаченность Своих учеников. В тот момент Он, однако, не стал им ничего разъяснять, так как знал, что со временем и благодаря действию Духа Святого (стихи 12-13) все станет на свое место. Его Истинно, истинно говорю вам, как всегда, служит вступлением к торжественному заявлению, на этот раз - о грядущей печали, которая, однако, сменится радостью.

Его смерть явится тяжелейшим переживанием для них, но мир обрадуется ей. Однако и самое это событие - смерть Мессии, которое заставит учеников "восплакать и возрыдать", впоследствии окажется в радость им. Ибо Его воскресение и разъяснительная работа Святого Духа сделают их способными понять, что Он должен был умереть ради прощения их грехов. Позднее смерти Иисуса станет радоваться и Церковь Его (1-Кор. 1:23; 2:2).

Иоан. 16:21-22 . Иисус сравнивает скорбь, которая грядет на учеников, и радость, которая сменит ее, со скорбью (болью), которую терпит рождающая женщина, и с радостью ее, когда родился человек в мир. Когда ученики увидели воскресшего Иисуса, радости их не было предела, и она не кончается в веках - в сердцах последователей Христа, сознающих, что однажды Он умер за грехи мира и теперь живет вечно (Рим. 6:9-10; Лук. 24:33-52; Евр. 7:24-25).

Иоан. 16:23-24 . Просветленные и умудренные самим фактом Его воскресения, ученики перестанут задавать Ему свои бесконечные вопросы.

После Истинно, истинно говорю вам вновь следует торжественное заявление Господа. Теперь ученики будут обращаться к Небесному Отцу во имя Иисуса - как Его полномочные представители на земле, имеющие право просить Бога обо всем, что содействует исполнению Его воли. И самые слова эти "во имя Мое" как бы увязывают просьбу с работой Сына во исполнение воли Отца (сравните с "во имя Мое" в 14:13-14; 15:16; 16:24,26). До того момента ученики не молились во имя Иисуса. А теперь им предстояло делать это, потому что с уходом Иисуса и сошествием в мир Духа Святого начиналась новая христианская эра, "в рамках" которой последователи Христа становились исполнителями новой Божией программы.

Молитвы, на которые отвечает Бог, становятся для верующих источником совершенной радости (сравните 15:11; 16:22), потому что они сознают, что через них действует Сам Отец Небесный.

Иоан. 16:25 . Несмотря на то, что Иисус был Совершенным Учителем и на протяжении трех лет словом и делом учил Своих последователей, их восприятие Его откровений об Отце оставалось ограниченным (14:9; 2:22; 6:60; 13:7,15-17). Нередко речь Иисуса и вовсе звучала для них загадочно (Доселе Я говорил вам притчами), но вот Он обещает прямо возвестить им об Отце. Очевидно, это осуществилось в Его беседах с ними после Его воскресения (Деян. 1:3), а также, - когда сошел на них Дух Святой (Иоан. 14:25-26).

Иоан. 16:26-27 . Наступающий новый день (век Церкви) принесет ученикам особую близость с Отцом. Они вступят с Ним в непосредственное общение во имя Иисуса Христа, т. е. через Него. Иисусу не нужно будет более просить о них, ибо им дано будет самим просить о себе. Это не делает ненужной ходатайственную миссию Христа, назначение которой в том, чтобы изо дня в день помогать верующим в преодолении греха (Рим. 8:34; 1-Иоан. 2:1-2). И все-таки благодаря тому, что сделал Иисус, верующие получили личный доступ к Отцу на основе любви и веры. Такой доступ, который есть привилегия детей (Рим. 5:2).

Иоан. 16:28 . Иисус подводит итог Своему служению в трех фразах: Я исшел от Отца, т. е. воплотился; и пришел в мир, т. е. претерпел унижение; и опять оставляю мир и иду к Отцу; в последней фразе Он говорит о Своем воскресении, вознесении и прославлении. Всему этому ученикам следовало верить.

Иоан. 16:29-30 . Из ответа учеников явствует, что они уразумели слова Иисуса и поверили им. В подтверждение они исповедали всеведение своего Учителя (Ты знаешь все и Его Божественную природу (Ты от Бога исшел.

Иоан. 16:31-32 . Хотя исповедание учеников в этот момент было честным и искренним, Иисус сознавал ограниченность их духовного "потенциала" несравненно лучше, чем они сознавали это сами (сравните с 2:24-25). Его слова теперь веруете? выражают и понимание Им того, что они действительно веруют, и сознание неполноты их веры до Его воскресения и затем - сошествия на них Святого Духа.

В "рассеянии" учеников, о котором говорит тут Христос, должно было исполниться пророчество Захарии о Пастыре (Мессии), "пораженном" Господом Саваофом, в результате чего овцы Пастыря "рассеются" (Зах. 13:7). Несмотря на преданность учеников Иисусу, их веру и любовь, им вскоре предстояло "оставить Его одного"; буквально это исполнилось, когда Учитель был схвачен (Матф. 26:56), и когда Петр отрекся от Него (Иоан. 18:17,25-26). Но Отец Небесный не оставил Его (Я не один, потому что Отец со Мною - Иоан. 8:29; Пс. 22:4; 72:25-26); здесь, однако, нужно оговориться, что на малое время и Отец оставил Иисуса - когда Он был на кресте (Матф. 27:46).

Иоан. 16:33 . Наставление Иисуса по поводу "сего" (сие сказал Я вам; подразумевается изложенное Иоанном в главах 14-16) дано было с тем, чтобы поддержать учеников в грядущих испытаниях и дать им внутренний мир в Нем. Ведь существование верующих протекает одновременно в двух сферах: во Христе и в этом мире. Во Христе они черпают мир, но окружающая их враждебная среда не перестает давить на них.

Вся мирская система, противится Благовестию Иисуса Христа (1:5,10; 7:7) и служению Его посланцев. И все-таки Иисус победил мир - именно как систему, действующую под началом сатаны. Он - Тот "Сильнейший", Который поборол "сильного", победил его. Иисус хотел, чтобы ученики всегда помнили об этом, черпая в этом обстоятельстве мужество, мир и радость.

Loading...Loading...