Евангелисты баптисты кто они. Евангельские «христиане»

Экономические преступления – это поступки, которые признаются противозаконными и приносящими финансовый ущерб гражданам, предприятию или государству. Такие деяния не редкость и совершаются они в разных отраслях народного хозяйства. Наиболее частые – обман покупателей и незаконная предпринимательская деятельность.

У большинства преступлений экономической направленности есть одна общая черта: они всегда планируются, всегда умышленные, хотя в редких случаях и совершаются по неосторожности. Подобные деяния представляют собой, с одной стороны, незаконное «проникновение» в одну из сфер экономики, которое влечет за собой негативные последствия для участников рынка. Например, нарушения в сфере торговли (продажи или обмена товара).

С другой стороны, это незаконное «проникновение» в деловые отношения между предпринимателями-партнерами. В результате нарушается стабильность бизнеса, компания теряет свое устойчивое финансовое положение, и ее довольно легко «уничтожить», то есть разорить.

Классификация экономических преступлений

Все преступные деяния, совершаемые в сфере экономики, можно разделить на несколько видов:

  • разрушающие отношения в обществе (это мешает выстраивать качественную финансово-экономическую деятельность на уровне государства) проявляются во вмешательстве в формирование госбюджета, работу рынка ценных бумаг и кредитную область;
  • разрушающие отношения между предпринимателями — проявляются в виде незаконного вмешательства в частный бизнес или отдельную отрасль предпринимательской деятельности;
  • нарушение распределения материальных благданном случае речь идет о посягательствах на частную собственность).

Основные признаки подобных деяний

Утверждать, что совершенный проступок является именно экономическим преступлением, можно лишь в том случае, если:

  • нарушены нормативные требования;
  • выявлены ошибки в заполнении официальной документации;
  • документы подаются в соответствующие органы с опозданием либо не подаются вовсе;
  • возникли неустойки, штрафы, пени, проводится переоценка (не всегда верная) материальных ценностей;
  • нарушен процесс производства продукции или оказания услуг;
  • некоторые сотрудники предприятия открыто нарушают закон (вплоть до криминала) и не реагируют на предупреждения руководства;
  • руководитель или сотрудники организации приобретают материальные ценности, стоимость которых в разы превышает размер их заработной платы.

Способы совершения преступлений

За годы существования рыночной экономики государства в целом и экономических отношений между гражданами в частности фантазия преступников «создала» не один способ разбогатеть (или попытаться это сделать) за счет других лиц (своих партнеров или сотрудников). Некоторые посягают и на имущество государства, полагая, что «с него не убудет».

Назовем и рассмотрим подробно основные мошеннические схемы:

  • формальная, а не фактическая инвентаризация;
  • нарушение технологического процесса;
  • необоснованное списание;
  • приписки;
  • пересортица;
  • фальсификация документов.

Формальная инвентаризация часто используется кладовщиками или лицами, у которых есть доступ к товарам (продукции) на большом складе. Часть этого товара проходит инвентаризацию лишь на бумаге, в действительности в наличии его может и не быть.

Нарушение технологии изготовления товаров или услуг (меньше жирность продукта, иная кислотность и т.д.). Цель – скрыть неучтенные резервы, излишки или, наоборот, недостачу.

Необоснованное списание – это указание в документации большего объема списанных товаров (продуктов), чем было сделано на самом деле.

Приписки могут быть двух видов: приписывают работы, которые в действительности не выполнялись или выполнялись в меньшем объеме, чем указано на бумаге. Это позволяет создать условия для необоснованного списания.

Пересортица проводится для создания излишков или сокрытия недостачи. Данный вид экономического преступления представляет собой реализацию в одной партии товаров разного качества. При этом в документах они указаны как товары одного сорта.

Фальсификация документов – представляет собой материальный подлог. Речь идет о ситуации, когда по документам и в реальности реализуются разные товары, оказываются разные услуги.

Наказание за преступление

Каждое преступление экономической направленности влечет за собой наказание. Каким оно будет, решает суд. Например, за обман покупателей в зависимости от тяжести преступного деяния предприниматель может лишиться свободы с конфискацией имущества, лишиться права занимать должность на предприятии торговли или общественного питания либо просто получит штраф.

Если предприниматель открыл бизнес и занимается хозяйственной деятельностью, не имея на то специального разрешения, не получив лицензию, ему грозит административное наказание.

Итак, экономическими преступлениями называют те поступки, которые совершаются в нарушение норм действующего законодательства и приносят убытки гражданам или предприятию. Они бывают разные, но за каждое виновнику грозит наказание: от штрафа до лишения свободы с конфискацией имущества.

Мошеннические действия в той или иной форме проявляются в следующих наиболее часто совершаемых экономических преступлениях: 1) хищения в сфере финансово-хозяйственной деятельности; 2) коррупционные преступления; 3) налоговые преступления; 4) незаконное предпринимательство; 5) отмывание денег; 6) производство и распространение контрафактной продукции; 7) кредитные преступления; 8) криминальные банкротства. Также «не попадают» в экономическую преступность общеуголовные корыстные деяния — преступления против собственности, совершаемые вне сферы экономических отношений (кражи, грабежи, «наперсточное мошенничество», иные преступления, не имеющие финансовой составляющей). Преступления в сфере экономической деятельности включены. В Главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» ст.158-200 УК РФ. Таким образом, налицо многозначность толкования.

Преступления в сфере экономики

Данный состав применим при организации фирм, входящих в специально разработанную структуру компаний различных форм собственности, предназначением которых является выведение активов предприятия должника и уклонение от налогов или задолженностей гражданам или организациям, а не осуществление деятельности в целях, установленных учредительными документами. Как правило, данный состав вменяется еще с каким-либо, предусмотренным УК РФ, поскольку создание лжефирм предполагается для совершения каких-либо незаконных действий. Субъектами данного преступления являются как учредители лжефирм, так и те, кто организовывает регистрацию данных фирм и проведение через них определенных операций, для достижения преступных целей.
Статья 174 УК РФ — Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. Статья 174.1.

Уголовно-правовые запреты являются одним из эффективных средств правового обеспечения нормального функционирования экономики. При подготовке нового УК определялись подходы к уголовно-правовому регулированию отношений в сфере экономической деятельности.

Раздел viii. преступления в сфере экономики

Инфо

Применение «карательных» санкций, хоть и находящихся в рамках правового поля, но несоразмерных по свои последствиям характеру содеянного и целям, ради которых они производятся, мы встречаем все также часто. Я остановлюсь на наиболее актуальных, на мой взгляд, моментах, и напомню содержание составов преступлений из данной главы, которые достаточно часто встречаются в следственной и судебной практике, и которые необходимо знать каждому предпринимателю и руководителю фирмы, а также лицам, фактически осуществляющим предпринимательскую деятельность, и учитывать при ведении дел. Сразу оговорюсь, что зачастую разобраться в тонкостях юридических составов и дать правильную квалификацию без адвоката по экономическим преступлениям очень сложно.

Итак, какие же наиболее часто встречающиеся составы преступлений характерны для данной главы УК РФ. Прежде всего, это незаконное предпринимательство (ст.

Что считается экономическим преступлением и какое наказание за него?

Поэтому своевременное обращение за юридической помощью к адвокату по экономическим преступлениям позволит вам избежать возможной ошибки при даче показаний и правильно квалифицировать ваши действия. Для мелкого потребительского рынка нередко нарушение закона, подпадающее под квалификацию статья 180 УК РФ — незаконное использование товарного знака. Характерными признаками, отграничивающими данное преступления от административного правонарушения, являются совершение деяния неоднократно или причинение крупного ущерба.


В этом случае Тульские адвокаты нередко обращают внимание органов следствия и суда на недоказанность факта схожести товарного знака и иных признаков, позволяющих квалифицировать реализуемый товар как однородный, отсутствие неоднократности или необоснованный расчет ущерба. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 26.04.2007 г.
Объекты и субъекты финансовых преступлений Составляя общую картину экономического правонарушения, правоохранительные органы определяют его объективные и субъективные стороны. Объектами финансового преступления выступают следующие положения, которые характеризуют тип финансовой деятельности, тяжесть и масштабы последствий преступного деяния:

  • Действия физических или юридических лиц, компаний (махинации при получении кредитов – ст. 176 УК РФ; заключение сделок с помощью физического или психологичного давления – ст. 179 УК РФ; нарушение правил оборота драгметаллов – ст. 191 УК РФ).
  • Бездействие (невозврат иностранной валюты из-за границы – ст. 193 УК РФ; неуплата налогов – ст. 199 УК РФ).
  • Преступления против общественности (хищение в крупных или особо крупных размерах, нанесение финансового ущерба – ст. ст.

Виды экономических преступлений и их классификация

В Уголовном Кодексе РФ выделена целая глава, содержащая краткое описание преступлений в сфере экономической деятельности. В условиях острой конкуренции правоохранительные органы нередко становятся орудием воздействия в этой борьбе, способом устранения неугодных. Предметом воздействия как не странно является Уголовный Кодекс РФ, а если быть более точным, глава данного Кодекса, содержащая перечень преступлений в сфере экономической деятельности.

Несмотря на провозглашение в нашей стране приоритета развития малого и среднего бизнеса, декларирования невмешательства в деятельность подобных фирм и компаний, снижение ответственности за совершение подобных преступлений, в действительности мало что изменилось.

Экономические преступления

Внимание

Это связано с тем, что в основе экономических махинаций лежат сложные схемы присвоения и легализации чужого имущества. Правонарушители досконально изучают законодательную базу с целью поиска пробелов и неточностей в нормативных актах, чтобы использовать их для собственной корысти. Детектив, который занимается расследованием преступлений в данной сфере, должен быть хорошо подготовлен, а также иметь прямые связи с юристами и экономистами.

При таком подходе можно увеличить процент успешных раскрытий. Проблема обеспечения безопасности в экономической сфере весьма актуальна. Это обусловлено тем, что постоянно разрабатываются новые схемы махинаций. Таким образом, чтобы предотвратить нанесение масштабных финансовых ущербов государству и общественности, правоохранительные органы стараются раскрывать экономические преступления по горячим следам.
После раскрытия данного преступления, правонарушитель был осужден по ч. 1 ст. 191.1 УК РФ и выплатил штраф в 300 тыс. руб.

  • Иванов Б.Д. и Скворцов Н.С. незаконно организовали в Москве клуб азартных игр. Данное преступление, в соответствии с ч. 2 ст. 171.2 УК РФ, подразумевает незаконную организацию и проведение азартных игр по предварительному сговору. Злоумышленники были осуждены на 4 года лишения свободы, а также выплатили штраф в размере 500 тыс.

руб.

  • Антонов Ф.П., Колосова А.Д., Грибоедов И.Б. занимались сбытом ворованной бытовой техники. Подсудимые были осуждены по ч. 2 ст. 175 УК РФ и арестованы на 6 мес.
  • Все вышеуказанные ситуации приведены исключительно в ознакомительных целях. Просмотреть расширенный список статей по экономическим преступлениям можно в гл. 22 УК РФ. Сроки давности по экономическим злодеяниям В соответствии со ст.

    Конкретные примеры преступления в области экономики

    Примеры экономических преступлений Уголовная ответственность за экономические правонарушения устанавливается судом в виде штрафов, лишения свободы. Объемы санкций, сроки лишения свободы назначаются также судом и зависят от степени тяжести преступления. Для наглядного примера рассмотрим некоторые противозаконные деяния в экономической сфере, а также определим объемы ответственности, которую понесут субъекты данных преступлений:

    • Крюков Г.Д.
      принудил Сафронову А.Б. сделать дарственную земельного участка в 150 соток на его имя. В ходе следствия было выяснено, что правонарушитель действовал с применением физического и психологического насилия в отношении к пострадавшей. Ссылаясь на ч. 2 ст. 179 УК РФ, можно выяснить, что совершенное Крюковым преступление наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.
    • Петухов А.Л.

    Объектом экономических правонарушений являются производство и распределение различных товаров и услуг. Преступление совершается умышленно, с прямым или косвенным намерением получить материальную выгоду. Тяжесть наказания зависит от величины причиненного ущерба и наличия специального состава.

    Виды экономических преступлений

    Противозаконные действия, нарушающие общественные отношения в области экономики, охватываются главой 22 УК. Данная глава содержит 32 статьи - от 169 до 200 . Описываемые ими нарушения можно подразделить на 6 видов, касающихся:

    • Предпринимательской деятельности (ст.ст. 169–175, 191.1, 200.3 УК):
      1. препятствий со стороны должностных лиц;
      2. незаконных производства и сбыта товаров;
      3. ненадлежащей регистрации банковской деятельности, нанесшей ущерб клиентам;
      4. легализация имущественных ценностей, полученных противозаконным способом.
    • Выдачи кредита (ст.ст. 176, 177, 195–197 УК):
      1. получения кредита посредством предоставления ложной информации;
      2. неуплаты кредиторских взносов;
      3. нарушений процедуры банкротства;
      4. преднамеренное или фиктивное банкротство.
    • Монополизма и недобросовестной конкуренции (ст.ст. 178–180, 183, 184 УК):
      1. ограничения конкурентноспособности;
      2. принудительного заключения сделки или отказа от него;
      3. использования товарного знака без имеющихся на то оснований;
    • Оборота денежных средств, акций, незаконные валютные операции (статьи УК РФ: 181, 185–187, 191, 192 УК):
      1. незаконной эмиссии ценных бумаг;
      2. изготовления и распространения поддельных банкнот или акций;
      3. нелегального оборота драгоценных металлов, камней, жемчуга.
    • Таможенного контроля (ст.ст. 189, 190, 193, 194, 200.1, 200.2 УК):
      1. перевозки контрабандных товаров;
      2. неуплаты таможенных взносов.
      3. Уклонения от налоговых выплат (ст.ст. 198–199.4 УК).

    Предпринимательство

    Знаете ли вы

    Признаками незаконной предпринимательской деятельности могут быть: обогащение при невозможности обоснования источников дохода; отсутствие обязательной лицензии; применение труда третьих лиц без соответствующего оформления и так далее. Подробнее можно прочитать в этой


    Максимальное наказание за нарушения в сфере предпринимательства составляют:
    1. Штрафные санкции:
      1. 500 000 р. В случае с алкогольной продукцией - до 3 млн. р.;
      2. заработная плата за 3 г.
    2. Запрет на занятие данной деятельностью в течение 3 лет.
    3. Работы исправительного свойства на 2 г.
    4. Обязательный труд в течение 480 ч.
    5. Принудительная деятельность в течение 4 лет.
    6. Ограничение передвижения на 4 г.
    7. Взятие под стражу на 6 мес.
    8. Отбывание срока в течение 3 лет.

    При наличии квалифицированного состава за совершение преступления экономической направленности статьи УК РФ предусматривают наказание в виде:

    1. Взысканий:
      1. 1 млн. 500 тыс. р. При незаконном обороте алкогольной продукции - до 4 млн. р.;
      2. доход за 5 лет.
    2. Запрета выполнять определенную работу в течение 3–5 лет.
    3. Исправительного труда в течение 2 лет.
    4. Обязательной трудовой деятельности в течение 480 ч.
    5. Труда принудительного характера на 5 лет.
    6. Ограниченного передвижения на 2 г.
    7. Заключения под стражей на 6 мес.
    8. Лишения свободы на 7 лет.

    В случае с организацией азартных игр (ст. 171.2 УК) крупным считается убыток, стоимость которого превышает 6 млн. р. Лица, занимавшиеся незаконным сбором средств с участников долевого строительства жилых объектов, освобождаются от наказания, если:

    • изъятая сумма была полностью возмещена;
    • жилое здание было введено в эксплуатацию.

    Кредит

    Сколько дают за экономические преступления по статьям, касающихся кредитного долга и получения статуса банкрота:

    1. Штраф:
      1. 200 000 р. В случае с банкротным процессом сумма выше - до 500 000 р.;
      2. заработная плата за 18 мес. До 3 лет при банкротстве.
    2. Труд обязательного направления в течение 480 ч.
    3. Принуждающий труд на 5 лет.
    4. Ограниченность в передвижениях (при нарушениях, касающихся банкротства) на 2 г.
    5. Содержание в местах заключения в течение полугода.
    6. Лишение свободы на 6 лет.

    При квалифицирующих признаках (например, если использование кредита нанесло крупный ущерб государству или частным лицам) назначаются:

    1. Санкции:
      1. 100 000–300 000 р.;
      2. зарплата за 2 г.
    2. Ограничение свободы на 3 г.
    3. Обязательные работы в течение 480 ч.
    4. Исправительный труд на 2 г.
    5. Труд принудительного направления в течение 5 лет.
    6. Содержание в местах заключения до 5 лет.

    Монополизм

    Противоправные деяния, совершенные с целью устранить конкурентов, караются:

    1. Штрафом в размере:
      1. 300 000–500 000 р.;
      2. дохода за 3 г.
    2. Обязывающий труд в период 480 ч.
    3. Работами исправительного свойства на 2 г.
    4. Принудительным трудом на 4 г.
    5. Запрещением выполнять данные должностные обязанности в течение 3 лет.
    6. Ограничением передвижения на 2 г.
    7. Арестом на срок до полугода.
    8. Лишением свободы на 4 г.

    Квалифицированные преступления, например, экономический шпионаж, сопровождающийся насилием или причинивший крупный убыток, наказываются:

    1. Запретом на определенные виды деятельности на 3 г.
    2. Штрафом величиной:
      1. в 1 млн. р. 500 тыс.;
      2. зарплаты за 5 лет.
    3. Обязательным трудом на 360 ч.
    4. Исправительным трудом на срок до 2 лет.
    5. Работами принудительного характера в течение 5 лет.
    6. Лишением свободы на 7 лет и до 10 лет в случае с принуждением к заключению сделки.

    Особо крупным доходом относительно ст. 178 (Ограничение конкуренции) признаются 250 млн. р. Что касается особо крупного размера ущерба, таковой соответствует 30 млн. р. При этом виновный имеет возможность освободиться от наказания, если:

    • первым признается в совершенном деянии;
    • окажет содействие в расследовании дела;
    • возместит нанесенный ущерб;
    • его действия не имеют дополнительной квалификации по другой статье УК.

    Финансы

    При нарушениях, касающихся денежных средств, акций и драгоценных камней, назначают:

    1. Запрещение на работу в указанной сфере в течение 3 лет.
    2. Взыскания:
      1. 300 000 р. За манипулирование рынком или использование инсайдерской информации (ст. 185.6 УК) - до 500 000 р. За подделку купюр - до 1 млн. р.;
      2. заработок за 3 г. и за 5 лет - для фальшивомонетчиков.
    3. Обязательной деятельностью на 360 ч.
    4. Исправительный труд в течение 2 лет.
    5. Принудительный труд на 5 лет.
    6. Лишение свободы на 5 лет. При изготовлении поддельных банкнот - до 8 лет.

    Преступление, совершенное организованной группой или приведшее к огромным убыткам, наказывается:

    Обратите внимание

    Незаконный оборот драгоценных металлов преследуется по закону и предполагает наказание в виде штрафов и лишения свободы. Однако, стоит отметить, что угловная ответственность наступает лишь при наличии крупного ущерба в размере 1 500 000 рублей. Подробности читайте

    1. Запретом на работу в определенных сферах деятельности в течение 4 лет.
    2. Санкциями, соответствующими:
      1. 500 000 р. и 1 млн. 500 тыс. р. - в случае с манипулированием рынком в особо крупных размерах и распространением фальшивых банкнот;
      2. доходу за 5 лет.
    3. Обязательными работами в течение 480 ч.
    4. Деятельностью исправительного типа на 2 г.
    5. Принудительным трудом на 5 лет.
    6. Ограничением свободы в течение 2 лет.
    7. Лишением свободы на 7 лет и до 15 лет - за изготовление поддельных купюр организованной группой.

    В случае с незаконным использованием инсайдерской информации крупным считается ущерб в размере от 3 млн. 750 тыс. р.

    Таможенные платежи

    За незаконный экспорт товаров или неуплату таможенных взносов предусмотрены:

    1. Запретом работать на указанных должностях сроком до 5 лет.
    2. Штраф величиной в:
      1. 500 000 р. При невозврате культурных ценностей или контрабанде алкогольной и табачной продукции - до 1 млн. р.;
      2. десятикратный размер контрабандных денежных средств;
      3. заработок за 5 лет.
    3. Деятельность обязательного характера в течение 480 ч.
    4. 5 лет принуждающего труда.
    5. Ограниченное передвижение на 3 г.
    6. Лишение свободы на срок до 5 лет и до 8 лет - в случае невозвращения культурных объектов в РФ.

    При наличии квалифицированного состава за преступления в сфере экономики УК РФ предполагает назначение:

    1. Запрета на работу в определенных областях в течение 3 лет.
    2. Штрафного взыскания в размере:
      1. до 1 млн. р. и до 2 млн. р. - при контрабанде алкогольного и табачного товара (ст. 200.2 УК);
      2. в 15 раз большем незаконно перевезенных средств;
      3. заработной платы за 5 лет.
    3. Работ принудительного свойства в течение 5 лет.
    4. Ограничения свободы на 4 г.
    5. Лишения свободы на срок до 12 лет.

    Крупным размером иностранной валюты, не перечисленной на счет российского банка (ст. 193 УК) признается сумма, превышающая 30 млн. р. Стоимость алкогольно-табачной продукции признается крупной, если она превышает 250 000 р. В указанную сумму не входит стоимость товара, разрешенная к перевозке без декларирования.

    Налоги

    За уклонение от уплаты налоговых и страховых взносов назначаются:

    1. Запрет на работу в некоторых областях в течение 3 лет.
    2. Штрафные санкции величиной в:
      1. 300 000 р. и 500 000 р. при сокрытии денег руководителем компании;
      2. трехлетний заработок.
    3. Принудительный труд на 5 лет.
    4. Заключение под арест на 6 мес.
    5. Лишение свободы на 2 г. и до 5 лет, если дело касается укрытия денежных средств предприятия (ст. 199.2 УК).

    За уклонение от уплаты налогов, физические лица (простые граждане и ИП) несут ответственность. В случае неуплаты налогов на сумму свыше 3 тысяч рублей и сроком просрочки свыше 6 месяцев, налоговая служба вправе обратиться в суд с требованием принудительного изъятия долга. Подробнее о штрафах за неуплату налогов физическим лицом читайте в отдельной

    А вот об ответственности за неуплату налогов юридическим лицом мы расскажем в статье

    Квалифицированный состав предусматривает:

    1. Запрет занимать указанные вакансии на 3 г.
    2. Взыскания:
      1. 500 000 р.;
      2. аналогичные доходу за 5 лет.
    3. Принудительный труд в течение 5 лет.
    4. Лишение свободы на 4 г. и до 6 лет, если неплательщиком является предприятие (ст. 199 УК).

    Крупной считается сумма налоговых платежей за 3 финансовых года, превышающая 900 000 р. (ст. 198 УК) и 5 млн. р. для организаций. Виновный освобождается от ответственности, если:

    • преступление совершено впервые;
    • задолженность была погашена.

    Сроки давности

    Срок давности по экономическим преступлениям, как и любым другим, зависит от степени тяжести и определяется статьей 78 УК. Так, срок давности составляет за противоправное деяние:

    • низкой степени тяжести - 2 г.;
    • средней тяжести - 6 лет;
    • тяжкое - 10 лет;
    • особо тяжкое - 15 лет.

    Отсчет периода начинается со дня совершения преступления до вступления в силу судебного приговора. Если обвиняемый совершит новое деяние, срок его истечения будет рассчитываться отдельно. Течение срока может быть приостановлено, если виновный избегает следствия и судебного разбирательства или не выплачивает наложенные взыскания.

    Что касается исковой давности, в течение которой возможно возмещение материального ущерба, ее длительность составляет 3 г. Этот срок отсчитывается с даты, когда права потерпевшего были нарушены или же он узнал об их
    нарушении.

    Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО

    "ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ"

    Кафедра истории и политологии

    по правоведению

    Экономические преступления

    Подготовил:

    Научный руководитель:

    ВОРОНЕЖ 2009

    Введение. 3

    1. Проблема определения понятия экономической преступности. 4

    2. Понятие и виды преступности в сфере экономической деятельности. 9

    3. Криминалистическая характеристика преступности в сфере экономической деятельности. 10

    4. Признаки экономической преступности. 14

    5. Факторы криминализации российской экономики. 20

    6. Классификация экономических преступлений. 21

    7. Контроль над экономической преступностью.. 23

    8. Уголовно-правовой контроль. 24

    9. Предупреждение экономической преступности. 31

    10. Уровень и динамика экономической преступности. 36

    Заключение. 41

    Контроль над экономической преступностью можно определить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных органов, а также негосударственных организаций, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушения правовых норм, обеспечивающих нормальное функционирование экономической системы.

    Это определение отражает наиболее общее понимание контроля и фиксирует две его основные цели - предупреждение и борьбу с экономической преступностью. В зависимости от целей можно выделить два вида контроля - социально-правовой и уголовно-правовой.

    Контроль является одной из важнейших функций социального управления и состоит в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, насколько состояние управляемого объекта соответствует желаемому состоянию - цели управления. Виды контроля:

    Социально-правовой контроль

    Финансовый контроль;

    Государственный финансовый контроль;

    Налоговый контроль;

    Валютный контроль;

    Банковский контроль

    8. Уголовно-правовой контроль

    Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности.

    Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, "…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности".

    Зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликтной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность.

    Поэтому эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.

    Объектами социально-правового контроля являются материальные и финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений. В зависимости от субъектов контроля различают следующие его виды:

    Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

    Этот термин включает в себя контроль хозяйственной, производственной, экономической и финансовой деятельности.

    Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценности и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

    Классификация финансового контроля проводится по разным основаниям.

    В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

    государственный;

    муниципальный;

    внутриведомственный;

    внутрихозяйственный (внутренний аудит);

    независимый (аудиторский);

    Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

    Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

    Рассмотрим структуру и функции системы государственного финансового контроля на федеральном уровне. Она представляет собой совокупность двух основных элементов:

    парламентский бюджетный контроль;

    финансовый контроль органов исполнительной власти.

    Налоговый контроль. Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов. Он осуществляется в следующих основных формах (ст.82 Налогового кодекса РФ):

    налоговые проверки;

    получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

    проверка данных учета и отчетности;

    осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

    в других формах, предусмотренных налоговым кодексом.

    В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиалов и представительств, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

    Налоговый орган осуществляет постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов. Налогоплательщику выдается свидетельство установленной формы. Постановка на учет, переучет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории России идентификационный номер налогоплательщика.

    На основе данных учета Государственная налоговая служба Российской Федерации ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, за исключением случаев, прямо предусмотренных Налоговым кодексом.

    Органов и организаций обязаны представлять в налоговые органы сведения, имеющие значение для целей налогового контроля;

    Одной из форм налогового контроля является налоговая проверка. Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

    Различают два основных вида налоговых проверок - камеральные и выездные.

    За совершение налоговых правонарушений к виновным лицам могут быть применены налоговые санкции. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).

    Налоговый кодекс РФ (глава 16) предусматривает ответственность за следующие налоговые правонарушения:

    Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

    Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе.

    Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.

    Статья 119. Непредставление налоговой декларации.

    Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

    Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога.

    Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

    Статья 124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение.

    Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

    Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

    Статья 128. Ответственность свидетеля.

    Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

    Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

    Валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

    Основными направлениями валютного контроля являются:

    а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

    б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

    в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

    г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

    Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

    Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, а также правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, правоохранительные органы.

    Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

    Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

    Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

    Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

    осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

    проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;

    определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

    Банковский контроль в качестве самостоятельного вида контроля обособился в результате создания двухуровневой банковский системы и появлением коммерческих банков.

    Можно выделить следующие направления банковского контроля:

    контроль за ведением кассовых операций на предприятиях;

    контроль при проведении кредитных операций;

    контроль при проведении гарантийных операций:

    валютный контроль - осуществляется уполномоченными банками, являющимися агентами валютного контроля.

    Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью - это особое направление деятельности государства, целью которого является борьба с экономической преступностью посредством формирования уголовной политики, совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, применения указанных норм, осуществление контроля за их применением и соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

    В зависимости от субъектов и непосредственных целей можно выделить следующие виды и направления уголовно-правового контроля над экономической преступностью:

    уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства;

    уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти при создании и толковании правовых норм, непосредственно регламентирующих борьбу с экономической преступностью.

    уголовно-правовой контроль, осуществляемый органами уголовной юстиции и другими органами, непосредственно связанными с борьбой с преступностью.

    уголовно-правовой контроль на стадии исполнения уголовных наказаний.

    Рассмотрим особенности отдельных видов уголовно-правового контроля над экономической преступностью.

    Уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства. Целью государственного контроля за уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью является сбалансированное решение двух задач. С одной стороны, повышение эффективности деятельности органов уголовной юстиции в выявлении, пресечении, раскрытии экономических преступлений, привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. С другой стороны - важнейшей задачей такого контроля является обеспечение гарантий защиты прав граждан и общества от произвольных действий этих органов и принятие мер в случае нарушений провозглашенных действующими законами прав и свобод физических и юридических лиц.

    С 1 января 1997 года введен в действие новый уголовный кодекс. В УК РФ выделен специальный раздел "Преступления в сфере экономики", в который вошли три главы с 47 статьями о преступлениях против собственности, в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях. Ряд других составов экономических преступлений - должностные, компьютерные преступления, преступления против интеллектуальной собственности, авторских прав - вошли в другие разделы.

    9. Предупреждение экономической преступности

    В предупреждении экономической преступности основная роль принадлежит системе мер общесоциального уровня: стабилизация экономики, рост производства, обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения ее эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определенных слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно кардинально улучшить ситуацию.

    Специальные меры предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономики, подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики.

    Специальные меры - это профилактические мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий преступлений. Однако, следует отметить, что специальные меры тесно связаны с общесоциальными. Эффективное осуществление общесоциальных мер создает более благоприятные возможности применения специальных мер и, наоборот, применение специальных мер, направленных на предупреждение этих категорий преступлений, создает условия для осуществления общесоциальных мер.

    Поэтому, не принижая роли общесоциальных мер, более подробно рассмотрим специальные меры, направленные на предупреждение краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств.

    Специальные меры профилактики этих преступлений условно можно разделить на три группы:

    а) организационно-технические;

    б) административно-правовые и криминологические;

    в) информационно-воспитательные и виктимологические.

    К организационно-техническим мерам прежде всего относятся:

    Внедрение охранной сигнализации в местах хранения денег, ценных бумаг и товароматериальных ценностей, в торговых точках, в квартирах;

    Техническое укрепление дверных коробок и дверей, выпуск замков с усиленными индивидуально-потаенными охранными свойствами;

    Оборудование подъездов кодовыми запорами;

    Совершенствование организации патрульно-постовой службы полиции с обязательным учетом особенностей криминогенной обстановки в местах хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей, на рынках, в торговых центрах, жилых массивах и микрорайонах;

    Организация дежурств жителей в районах со сложной криминогенной обстановкой;

    Организация охраняемых стоянок для автотранспорта на рынках, торговых центрах, микрорайонах;

    Надлежащее освещение улиц, дворов, парков, скверов, зданий, рынков, автостоянок;

    Своевременное оборудование мест хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей охранно-пожарной сигнализацией.

    К административно-правовым и криминологическим мерам относятся:

    Систематическое удаление с улиц, парков, скверов, рынков и мест массового скопления народа лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

    Своевременное реагирование на мелкие правонарушения, совершаемые в общественных местах, на факты побоев, издевательств, угроз;

    Выявление правоохранительными органами и должностными лицами фактов незаконного хранения, изготовления оружия и его изъятие;

    Проведение на определенной территории рейдов по выявлению бродяг, алкоголиков, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;

    Выявление и постановка на учет лиц с психическими аномалиями, склонных к совершению преступлений;

    Выявление и пресечение формирования преступных групп;

    Организация индивидуально-профилактической работы с ранее судимыми;

    Трудоустройство лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;

    Установление и осуществление административного надзора в случаях, предусмотренных законом;

    Выявление лиц, склонных к вовлечению несовершеннолетних к правонарушениям и пресечению их деятельности;

    Пресечение фактов показа запрещенных фильмов, распространения порнографической и иной литературы, журналов, пропагандирующих культ жестокости, психологии корыстолюбия, проституции, наркомании и иных аморальных явлений;

    Выявление притонов для проституции, организации азартных игр, употребления наркотических средств и пресечение их деятельности;

    К мерам информационного-воспитательного и виктимологического характера относятся:

    Своевременное проведение криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств и использование его результатов в разработке и осуществлении мер по их предупреждению;

    Информирование населения о появлении случаев краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств в определенных местах, в определенное время и определенными категориями лиц;

    Разъяснение населению способов защиты собственности от воров, грабителей, разбойников, вымогателей и мошенников;

    Информирование граждан, предпринимателей и руководителей фирм, предприятий о вымогательствах и вымогателях с объяснением необходимости обращаться в правоохранительные органы при предъявлении ими противоправных требований;

    Проведение бесед с населением, особенно с молодежью, о последствиях аморального, противоправного образа жизни;

    Оздоровление среды в неблагополучных семьях, учебных классах, группах и неформальных молодежных группах;

    Предупреждение становления на преступный путь лиц, склонных к совершению малозначительных нарушений, а также неработающих и неучащихся;

    Активное воздействие на лиц, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, демонстрировать культ насилия (беседы, обсуждение поведения по месту жительства, учебы, контроль за поведением, вовлечение в учебу, спорт и др.).

    Предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

    К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в сфере экономики, относятся:

    Совершенствование системы управления экономикой;

    Техническое перевооружение промышленности, переход на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии;

    Увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях;

    Реконструкции предприятий, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

    Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

    10. Уровень и динамика экономической преступности

    Более половины опрошенных российских компаний (59%) указали, что стали жертвами как минимум одного экономического преступления за последние два года. Это на 10% выше показателя, обзора 2005 года.

    У 63% опрошенных компаний убытки от мошеннических действий превысили 1 млн. долларов США, а 20% компаний потеряли по той же причине более 10 млн. долларов США, притом, что средний уровень прямого финансового ущерба, по данным опроса, составил 12,8 млн. долларов США. Это означает, что с 2005 года прямой ущерб от экономических преступлений в России вырос более чем в четыре раза (с 3,1 млн. долларов США) и более чем в пять раз по сравнению со средним показателем по всему миру (2,4 млн. долларов США).

    Возместить финансовый ущерб в России по-прежнему трудно. Так, 54% респондентов указали, что не смогли вернуть даже часть утраченных средств. Тем не менее налицо существенный прогресс по сравнению с данными нашего предыдущего обзора, когда вернуть хотя бы часть утраченных средств не смогло 74% опрошенных компаний.


    Бизнесу 67% российских компаний, пострадавших от мошеннических действий, был нанесён также и побочный ущерб. Наиболее серьёзным побочным ущербом, по данным опроса, явилась значительная потеря времени руководящего состава, существенные затраты времени и средств на судебные разбирательства, а также ущерб, нанесённый репутации и моральному духу компаний.

    Наиболее часто встречающимся преступлением является незаконное присвоение активов (хищение). От него, по данным опроса, пострадало 43% компаний. Вслед за ним идёт коррупция и взяточничество - 34%. Налицо изменения по сравнению с отчётом 2005 года. По данным предыдущего исследования, от коррупции и взяточничества пострадали 54% из опрошенных компаний, а от незаконного присвоения активов - 35%.


    Коррупция и взяточничество по-прежнему представляют собой наиболее серьезную угрозу для компаний. Это отметили 30% респондентов. В минувшие два года почти половина всех компаний (48%) отметили, что попадали в ситуации, когда им казалось, что от них ждут взятку.

    Более того, свыше половины компаний (51%) считают, что упустили возможности в сфере бизнеса из-за того, что конкурент, по их мнению, дал взятку нужному лицу. Это отличается от ситуации в остальном мире. В других странах только 18% компаний отметили, что у них просили взятку, а 24% считают, что упустили деловые возможности из-за взятки со стороны конкурента.

    Большинство совершивших экономические преступления - мужчины в возрасте от 31 года до 40 лет, имеющие высшее образование. Хотя большая часть серьёзнейших экономических преступлений, по сообщениям российских компаний, за последние два года были совершены третьими сторонами (такими, как заказчики или деловые партнёры), тем не менее всё большее число экономических преступлений совершается сотрудниками самой компании (38% в 2007 году против 13% в 2005 году). Настораживает тот факт, что почти половина (41%) преступников внутри российских компаний занимают руководящие посты. Этот показатель, по данным опроса, значительно выше, чем в странах Центральной и Восточной Европы (38%) и в остальных странах мира (20%).

    Что касается мотивов экономических преступлений, то большинство мошеннических действий в российских компаниях совершается в целях личной финансовой и материальной выгоды (на корыстные мотивы указали 73% опрошенных), по причине неспособности преступника устоять перед соблазном (38%) и в силу непонимания неправомерности совершаемого действия (33%).

    Большинство экономических преступлений было выявлено корпоративной службой безопасности и службой внутреннего аудита. Это значительное изменение в лучшую сторону по сравнению с отчётом 2005 года, в котором указывалось, что подавляющее большинство случаев было выявлено случайно, а в результате действий службы внутреннего аудита - лишь в 7% опрошенных компаний.

    В большинстве случаев компании обратились в суд с исками о возбуждении уголовных (35%) и гражданских (35%) дел в отношении преступников. Вместе с тем только 10% преступников были осуждены. В Центральной и Восточной Европе и в остальных странах мира приговоры в суде получило большее число преступников - 16% и 20% соответственно.

    В России 71% опрошенных считает, что борьбу с экономическими преступлениями в стране должно вести, главным образом, государство. Но они признают и то, что компаниям тоже необходимо принимать действенные меры (57%).

    Хотя 59% опрошенных в ходе обзора компаний признались, что явились жертвой экономических преступлений, лишь 10% из них допустили, что в ближайшие два года могут пострадать от мошеннических действий. Двадцать процентов опрошенных компаний не планируют принимать каких-либо конкретных мер по борьбе с экономическими преступлениями.

    Заключение

    Рассмотрев вышеизложенный материал, можно сделать некоторые выводы по данной теме:

    1. Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

    2. В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности - укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

    Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

    3. Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

    Список литературы

    1. Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Культура", 1993. - С.132.

    2. Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях // Вестник Московского университета. Сер.11: Право. 1993. № 4. С.12.

    3. Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С.134.

    4. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 1997. - С.257.

    5. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 1995. - С.126.

    6. Савин Ю.А. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997. - С.160.

    7. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997, с.136.

    8. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2008. - 429 с.

    9. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.Н. Криминология. Учебник. .М. 1998 г.

    10. Форензик - финансовые расследования. Экономические преступления: люди, культура и механизмы контроля // Четвёртый всемирный обзор экономических преступлений - Россия. 2007, с.12.

    11. Уголовной кодекс Российской Федерации. - М.: Издательская группа ИНФРА. М-Норма, 2004. - 196 с.

    12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. - М.: Издательство "Ось-89", 1999 г. - 112 с.

    13. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 114 с.

    Нанесение экономического ущерба юридическим и физическим лицам путем преступной деятельности называется экономическим преступлением. Противоправные действия могут происходить в различных отраслях народного хозяйства, задевать хозяйственную или экономическую деятельность предприятий или граждан.


    Сфера экономики затрагивает государственные интересы, предпринимательские взаимоотношения, налоговые и личностные взаимоотношения. Знание основ законодательства и соблюдение правовых установок поможет заинтересованным лицам соблюсти интересы, не преступая закон.

    Классификация экономических преступлений

    Наглядными примерами подобных противоправных действий являются уклонение от налоговых выплат, сокрытие доходов, валютные махинации, . Важнейшей и определяющей составной частью преступления в экономической сфере является вред, наносимый хозяйственной деятельности предприятия или организации, индивидуальному предпринимателю.

    Противоправные деяния в экономической сфере подразделяются на несколько основных видов:

    • преступления в бюджетной сфере, связанные с формированием таможенных, страховых, налоговых сборов;
    • махинации с ценными бумагами, платежными поручениями и наличными отчислениями;
    • кредитные и финансовые невыплаты путем присвоения и ;
    • незаконное вмешательство и обман в сфере предпринимательства;
    • нарушения в области распределения материальных и социальных субсидий и государственных дотаций;
    • экономические преступления в области внешнеэкономической деятельности.

    Нарушение закона может быть произведено на любом этапе хозяйственной деятельности, чаще всего причастными являются руководители и материально ответственные лица.

    Согласно главе 22 УК РФ, посвященной экономическим преступлениям, уголовное наказание, порой связанное с лишением свободы, сопряжено с материальным взысканием. Производится арест имущества преступника, конфискация в пользу государства является обязательной согласно определенному судом размеру ущерба.

    Например, ст.177 “Злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности” относится к юридическим лицам и гражданам. Минимальным взысканием является 200 тыс. рублей, максимально данная статья предусматривает лишение свободы до двух лет. Решение суда по данному экономическому преступлению выносится при рассмотрении всех сопутствующих факторов и исковом заявлении кредитора.


    Все преступления, классифицированные как экономические, являются умышленными. В настоящее время гл.22, посвященная преступлениям в сфере экономики, расширена до 35 статей и квалифицирует различные виды противоправных деяний, определяя наказание в зависимости от тяжести содеянного. Согласно закону, экономические статьи УК подразделяются на особо тяжкие, тяжкие, средние и наименее значительные. По особо тяжким, нанесшим значительный ущерб интересам государства, рассматривается три статьи, 24 состава относятся к легким нарушениям.

    При рассмотрении и расследовании применяются юридические нормы иных кодексов, которые были нарушены преступниками. Это может быть налоговое, валютное, гражданское законодательства, позволяющие произвести определение по рассматриваемому вопросу. Сфера экономических отношений регулируется большим количеством подзаконных актов и динамично развивается, что создает дополнительные сложности при квалификации преступного деяния и определении наказания.

    Ответственность за экономические преступления

    По статистике в РФ ежегодно возбуждается более 3 млн подобных дел, до суда доходит менее половины. Такая разница связана со сложностью сбора и формирования доказательной базы. При этом большое количество статей гл.22 УК предусматривают арест и содержание обвиняемого в следственном изоляторе до окончания следствия. Введенные изменения в закон позволили значительно снизить процент задержания подозреваемых, в настоящее время под стражу заключают только по статье за особо крупный и крупный ущерб.


    Незначительные проступки, например, работа без регистрации или лицензии, не являются уголовным, но административным нарушением. Вместе с тем, ужесточены наказания за валютные нарушения. Если раньше рассматриваемая сумма в 30 млн рублей позволяла квалифицировать дело как особо крупное, то теперь планка снижена до 6 млн рублей.

    Ответственность за данные преступления начинается с 16 лет. При этом виновный может являться индивидуальным предпринимателем, официально оформленным руководящим работником, а также осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах. Законом предусмотрены сроки давности от двух лет за незначительные нарушения до 15 лет при тяжких экономических статьях.

    Loading...Loading...