Еврейские традиции. Традиции и обычаи евреев

Послеродовой период , так же, как период самой беременности и родов, для организма женщины является не свойственным обычному течению жизни. В этот период в организме происходит обратное развитие некоторых органов, называемое инволюцией. Считается, что это время занимает в среднем 6-8 недель и заканчивается, когда все внутренние органы приходят в те нормы, до которых наступила беременность. После родов внутренние половые органы долгое время остаются уязвимыми для инфекций.

Для того чтобы избежать угрозы инфекционных осложнений, важно соблюдать правила интимной гигиены.


Почему послеродовой период является особо опасным и уязвимым для инфекций

В полости матки после изгнания плаценты ещё некоторое время после родов остаётся обширная раневая поверхность. Как любая другая рана, она воспаляется, если на неё попадают микробы.

Шейка матки, через которую рождался малыш, в послеродовом периоде в течении нескольких дней остается открытой. В это время путь попадания микробов в полость матки достаточно свободен.

После родов во влагалище наблюдается щелочная реакция, в обычном же состоянии влагалищная среда имеет кислую реакцию. Кислотная реакция, в свою очередь, является заградительным барьером для микроорганизмов, но у родившей женщины этот защитный фактор временно не действует.

После родов у женщин, дополнительно ко всем вышеперечисленным факторам, ещё и снижен иммунитет . Помимо того, что иммунитет снижается за период беременности, под влиянием гормональной перестройки, после родов на иммунную систему влияет как сам родовой стресс, так и неизбежная кровопотеря в процессе родов.
Швы, наложенные на разрывы мягкой ткани , также являются фактором риска проникновения инфекции.

" Независимо от того, были ли наложены швы на разрывы шейки матки, промежности или влагалища, так или иначе в процессе родовой деятельности образуются микротрещины и мелкие разрывы мягких тканей, которые способствуют проникновению инфекций. Дополнительно прекрасной средой для размножения болезнетворных микробов, которые вызывают воспаление слизистой, являются послеродовые выделения (лохии).

Поэтому, учитывая особенности всех выше перечисленных фактов, нужно соблюдать простые, но в то же время очень важные правила гигиены.


Очищение интимной зоны

" В первые 7-10 дней после родов, пока не заживут ранки и микротрещины родовых путей, а также пока не сняты швы, нужно подмываться как утром и вечером перед сном, так и после каждого посещения туалета.

Чтобы не занести инфекцию из прямой кишки во влагалище, подмываться нужно чисто вымытыми руками, в направлении от промежности к анусу. Руки обязательно нужно мыть до и после подмывания; подмываться следует в строго определенном порядке: сначала область лобка и больших половых губ, потом внутренняя поверхность бедер и в последнюю очередь область заднего прохода. Струя воды должна быть направлена спереди назад, без проникновения глубоко во влагалище, чтобы избежать вымывания полезной микрофлоры влагалища, которая защищает от проникновения чужеродных микробов. Не нужно использовать губки, мочалки, так как они наносят дополнительные микротрещины, провоцирующие распространение инфекции.
После подмывания промежности необходимо промокнуть полотенцем, предназначенным для интимной гигиены, или пользоваться хлопчатобумажной пеленкой. Менять полотенца или пелёнку нужно ежедневно, либо можно использовать одноразовые полотенца. Движения при вытирании должны быть не растирающими, а именно промакивающими - спереди назад.

При наличии геморроидальных узлов не используйте туалетную бумагу, лучше после акта дефекации подмываться проточной водой (при температуре воды до 30°С). После этого используйте мази или ректальные свечи, порекомендованные врачом.
Строго индивидуальными должны быть не только полотенце для интимной гигиены, но и полотенце для рук, и для молочных желез.

Средства для интимной гигиены

Средство для интимной гигиены, как и средство для мытья всего тела, волос, нужно использовать проверенное, лучше то, которое использовалось до беременности. В силу того, что во время беременности и родов происходит перестройка иммунитета, применение новых средств гигиены может вызвать аллергическую реакцию, даже если у вас никогда не было до этого аллергии.
Для гигиены после родов непродолжительное время можно пользоваться и детским мылом с антибактериальным эффектом.

" Но наилучшим выбором будет, если в послеродовой период пользоваться специализированными средствами для женщин, продающимися в аптеках как медицинские средства для ухода.

Положительными качествами специализированных средств являются отсутствие раздражающего влияния на кожу, так как их PН нейтрален, они обладают антибактериальной и противовоспалительной защитой.


Гигиенические прокладки

Так как в первые сутки после родов лохии очень обильные, прокладки нужно выбирать хорошо впитывающие («ночные», «макси»). Сейчас дополнительно появились специальные послеродовые прокладки, обладающие хорошей впитываемостью. В первые несколько часов после родов менять прокладки нужно регулярно через 2-3 часа, потому что лохии являются питательной средой для размножения болезнетворных микроорганизмов. В первые сутки после родов можно использовать большие тканевые прокладки или пеленку, которые выдают в послеродовом отделении, это делается с целью получения сведений о характере выделений. Врачу и акушерке легче будет получить эти сведения, чтобы не проследить возможные патологии. В последующие дни замена прокладок должна быть не менее 5-6 раз в сутки.


Белье

Бельё в первую очередь должно быть из натуральных тканей, оно должно хорошо пропускать воздух.

" Бельё не должно плотно прилегать к телу, и уж тем более обтягивать его, чтобы не создавать «тепличного эффекта» и не травмировать наложенные швы.

В некоторых родильных домах в послеродовом периоде не разрешается в первые 2-3 дня пользоваться прокладками и носить трусики. Данное требование особенно относится к роженицам, у которых наложены швы. Отсутствие нижнего белья способствует лучшему заживлению швов, в силу того, что промежность находится в сухом состоянии.


Гигиенические запреты

  • в течение послеродового периода категорически запрещается принимать ванну, посещать баню, купаться в открытых водоемах и бассейнах. Данные процедуры могут спровоцировать проникновение инфекции через приоткрытую шейку матки и, как следствие, возникновение послеродовых осложнений. Ванна разрешается не раньше, чем через 10-14 дней после родов;
  • нельзя садиться в таз при подмывании;
  • нельзя переохлаждаться;
  • нельзя пользоваться тампонами;
  • нельзя носить тесное синтетическое белье;
  • нельзя поднимать тяжести;
  • для интимной гигиены нельзя пользоваться мылом, содержащим высокий процент щелочи (хозяйственное мыло);
  • без рекомендаций врача нельзя проводить спринцевания. Влагалищные спринцевания должны проводиться только по рекомендации врача.


Общая гигиена

Помимо соблюдений правил интимной гигиены, важно тщательно следовать также правилам общей гигиены, самым простым и важным из которых является регулярное мытье рук. Душ принимать дважды в день, утром и вечером. Постельное белье необходимо менять не реже, чем раз в 5-7 дней. Сорочка должна быть хлопчатобумажной, менять ее желательно ежедневно. Ногти должны быть коротко подстрижены. Так же, как и тело, волосы и зубы должны всегда содержаться в чистоте.

После кесарева сечения

У женщин, перенесших операцию кесарева сечения, процесс восстановления происходит немного медленнее, из-за наличия шва на матке. Она сокращается в более длительные сроки. Уход за швом после кесарева сечения заключается в его обработке антисептическими растворами, которая проводится только в родильном доме в первые 5-7 дней. После обработки накладываются самоклеющиеся повязки. Швы, как правило, снимают на 6-7 день после самой операции, и только после снятия швов роженицу выписывают домой.

" Дома, кроме соблюдения правил личной гигиены, делать обработку швов уже не требуется.

При мытье шва не следует на него давить или использовать для мытья мочалки или губки.


Дополнительно при наложенных швах на промежности

Если в процессе родов произошли , и на них были наложены швы, на любые области мягких тканей - шейку матки, влагалища, половых губах или промежности, следует особенно тщательно соблюдать все вышеперечисленные рекомендации соблюдения гигиены. Дополнительно рекомендуется не касаться швов руками. При подмывании не следует направлять на область шва прямую сильную струю воды, не использовать ещё долгое время губки и мочалки. После подмывания рекомендуется ополаскивать промежность слабым бледно-розовым раствором марганцовки или фурацилина. Данные растворы выдаются в послеродовом отделении без ограничений. Дома, с целью профилактики воспалительных процессов, можно применять настои из трав — ромашки, календулы.


Уход за грудью во время кормления

Для полноценного вскармливания грудью каждая женщина должна себя ещё во время беременности подготовить к этому процессу. Чтобы вскармливание было не только частью материнского долга, но и приносило удовольствие от исполнения своих материнских обязанностей, данных ей природой, она должна усвоить обязательные правила ухода за грудью. Ведь грудь теперь - это не просто часть её тела, это правильное полноценное питание для растущего организма.
Женщина не должна забывать об уходе за собой, но ещё более тщательно она должна ухаживать в период лактации за молочными железами.

Многие женщины кормят своих детей грудью без каких-либо проблем. В то время, как некоторые сталкиваются с , которых можно было бы избежать, своевременно начав правильно ухаживать за грудью.

" Одна из самых распространённых проблем кормления грудью - это то, что женщины в большинстве случаев игнорируют болевые ощущения во время прикладывания к груди. Женщина должна знать, что процесс кормления грудью не должен сопровождаться болью.

Как только на сосках появляются покраснения или припухлости, доставляющие дискомфорт, нужно обратиться за помощью. Игнорирование боли может стать провокацией для серьёзных инфекций. Иногда недостаток внимания и ухода по отношению к груди может привести к проблемам, влекущим за собой более сложные заболевания, которых можно избежать, если правильно и своевременно проводить гигиенические процедуры.


Трещины сосков, болевые ощущения во время кормления

Причины - неправильная гигиена, использование слишком щелочных моющих средств, применение кремов не по их назначению, злоупотребление молокоотсосом или его неправильное применение, пересушивание или подпаривание сосков, неправильный захват ореолы. Чтобы уберечь свою грудь от данных «неприятностей», проводите ежедневно простые, но очень важные гигиенические процедуры.


Очищение кожи во время грудного вскармливания

Прежде всего, грудь должна содержаться в безупречной чистоте. Перед каждым кормлением необходимо проводить обязательную процедуру мытья рук. Ежедневно утром, до начала кормления и вечером, после кормления, грудь рекомендуется омывать теплой водой с детским мылом, но без помощи губок и мочалок. Бюстгальтер также нужно менять каждый день. При мытье груди сначала омывают сосок, а потом и всю грудь, затем обсушивают ее стерильной марлей или мягкой пелёнкой.

" Ранее практиковавшееся обмывание груди перед каждым кормлением нынче не рекомендуют. Частое мытьё груди приводит к излишней травматизации сосков и смыванию защитного липидного слоя, что способствует проникновению инфекций.

Во время душа обмывать с мылом нужно только саму молочную железу, соски мыть мылом не следует. На ареоле есть маленькие бугорки - это железы, выделяющие жир, который смягчает и дезинфицирует соски. Поэтому, чтобы не пересушивать нежную кожу сосков, их следует омывать без использования мыла. От средств гигиены с сильным запахом желательно отказаться. Потому как запах, исходящий от кожи мамы может испортить аппетит младенцу и вызвать беспокойство, что приводит к бесконечному захвату и выбрасыванию соска, во время чего сосок травмируется. Гормональный фон после родов все еще не стабильный, поэтому не экспериментируйте с непроверенными средствами, они не должны пересушивать кожу или провоцировать аллергическую реакцию.
Обязательно используйте гели для душа, мыло, шампуни с нейтральным уровнем pH, преимущественно без запаха, также можно использовать детское или натуральное мыло, содержащие лечебные травы. С осторожностью пользуйтесь кремами и мазями для груди!

" Любое лечение трещин сосков желательно проводить под присмотром врача, потому как средств для лечения много, но не каждое может подойти именно вам. Нельзя «лечить» область сосков антисептиками (зеленкой, йодом) — это приводит к тому, что кожа пересушивается, это способствует снижению собственных защитных сил.

Лучший способ для профилактики образования трещин — после кормления выдавить пару капель молока, смазать им область соска, дать высохнуть груди на воздухе в течение 2-3 минут. Это помогает заживить небольшие трещинки на груди. Смазывать небольшие образовавшиеся трещинки можно растительными маслами (облепиховое, оливковое, масло шиповника), мазями календулы, арники. Если же состояние сосков не улучшается, следует обратиться к врачу и использовать только назначенные лично вам лечебные мази.

Используйте силиконовые насадки

В основном, проблема трещин сосков - это проблемы первых 1-2 месяцев кормления, или когда ребёнок нуждается в частом прикладывании, тогда времени на заживание трещин совсем нет. Если трещинки на груди долгое время не заживают, рекомендуется воспользоваться силиконовыми накладками на грудь, во избежание новых травм груди. Силиконовая насадка поможет предотвратить повторное травмирование, что поможет тем самым ускорить процесс заживления. Кормить в таких накладках можно недолго, так как ребенок может очень быстро привыкнуть к ним и начать отказываться в дальнейшем от соска. Проблема , как правило, актуальна только первые несколько недель после родов, через 3-4 недели, когда кожа вокруг соска огрубеет, трещины перестанут появляться, потребность в насадках исчезнет.

Используйте одноразовые или многоразовые прокладки для груди

" У некоторых женщин молоко выделяется самопроизвольно. Это не означает, что у них много молока, а объясняется расстройством нервных волокон у основания соска.

Если такая проблема имеет место быть, её, конечно же, необходимо решать, но для профилактики «подпаривания», что является хорошей средой для размножения бактерий, а также для предотвращения натирания соска грубым материалом бюстгальтера после высыхания на нем молока рекомендуется использовать одноразовые, хорошо впитывающие прокладки для груди. Они помогут справлятся с такими проблемами, как образование трещин или натирание, купируют запах «подпрокисшего» молока. Вместо одноразовых прокладок также можно использовать многоразовые впитывающие прокладки либо сухие стерильные марлевые прокладки, но с частой их сменой.

Устраивайте воздушные ванны для сосков

Воздушные ванны оказывают очень полезное действие на организм кормящей женщины, особенно, конечно, на молочные железы. По времени данная процедура в среднем может длиться 15-20 минут. За это время грудь успевает отдохнуть, «подышать», она естественным путем обсыхает, что способствует предупреждению «подпариваний», которые провоцируют в дальнейшем развитие трещин сосков. Если есть возможность проводить воздушные ванны на свежем воздухе, нужно исключить попадание на грудь прямых лучей солнца.

Поочерёдно меняйте грудь

Для предотвращения застоя меняйте поочерёдно грудь при следующем кормлении.

Носите удобный, хорошо поддерживающий грудь бюстгальтер

Берегите свою грудь и наслаждайтесь процессом кормления! в первую очередь должен быть из натуральной мягкой ткани. Он должен быть соответствующего размера. Во время периода кормления не стоит думать о красоте груди, покупая бюстгальтер на размер меньше нужного вам.

" Определиться с правильным размером можно уже на 36-37 неделе беременности, взяв послеродовой бюстгальтер на один размер больше, чем тот, который вы носите во время беременности. Как правило, грудь при лактации становится больше в среднем на один размер.

Однако брать бОльший обхват под грудью не стоит - после родов не будет живота, и этот обхват вернется к тому, каким был до беременности.

На сегодняшний день выбор специальных бюстгальтеров для кормления грудью очень широкий. Каждая женщина, если правильно отнесётся к выбору послеродового бюстгальтера, не будет испытывать никакого дискомфорта, связанного с его ношением. По строению послеродовые бюстгальтеры очень похожи на дородовые. В их конструкции также имеется широкая, мягкая, эластичная подгрудная лента, регулируемые бретельки, и многоуровневая застежка. Единственным отличием является то что, их чашечки сконструированы таким образом, что могут открываться по отдельности. Снимать бюстгальтер при кормлении не требуется, этим и характерен бюстгальтер для кормления.
Ношение специального бюстгальтера для кормления позволяет коже и тканям груди не растягиваться под увеличенным весом молочной железы.

История еврейского народа, насчитывающая несколько тысячелетий, полна драматических и трагических коллизий. Свыше четырех тысячелетий евреи жили (и поныне живут) в соседстве с самыми разными народами. Неудивительно, что они волей-неволей перенимали чужие обычаи. Удивительно другое: во всех еврейских общинах - от России до Австралии, от Америки до Китая - очень многие обряды, ритуалы и фольклорные представления сходны. За четыре тысячелетия успела взойти и закатиться звезда не одной цивилизации. (Вспомним курс школьной истории: Египет и Древняя Греция, Древний Рим и Византия…) Как же удалось этому небольшому, рассеянному по всему миру народу сохранить незыблемыми свои традиции и обычаи? Может быть, дело в том, что еврейский народ с самых древних времен был народом книжным. Практически вся еврейская культура - в том числе и фольклор, и ритуальная практика - зиждется на священных книгах, общих для всех евреев, где бы они ни жили.

Мы хотим рассказать здесь о традициях и ритуалах, связанных в иудаизме с беременностью, родами и первыми днями жизни ребенка. Однако в таком рассказе нам неизбежно (по указанным выше причинам) придется ссылаться на еврейские священные книги - например на Тору и Талмуд. Наверное, не все знают, что это за книги, и мы сочли возможным предпослать этой статье небольшой очерк, который позволит любознательным читателям немного сориентироваться в еврейской религиозной литературе, служащей истоком и основой всех ритуалов, обрядов и традиций еврейского народа.

Еврейскому народу человечество обязано одним из древнейших в истории человечества литературно-исторических памятников - Библией. Библию считают своим священным писанием две религии - иудаизм и христианство. Согласно иудаистскому вероучению, еврейский народ заключил с Богом Завет - своего рода договор между Богом и людьми. Вся религиозная жизнь евреев пронизана напряженным ожиданием прихода Мессии - Божьего посланника, который избавит наконец еврейский народ от тяжких страданий, преследующих его на протяжении всей его истории. Христиане же считают, что Спаситель - Иисус Христос - уже был послан человечеству (а не одним только евреям). Именно об этом повествует Новый Завет, не признаваемый иудаистами. (Т.е. христианская Библия, в отличие от еврейской, состоит из двух частей - Ветхого Завета и Нового Завета.) Ядро Ветхого Завета составляет так называемое Пятикнижие, состоящее, как легко догадаться, из пяти книг: Книга Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Пятикнижие по-еврейски - Тора. С тех пор как Моисей заключил Завет с Господом, жизнь правоверного еврея строжайшим образом регламентирована. Что, как и когда есть? Как жениться, выходить замуж, рожать, хоронить? Ответ на все эти вопросы иудаисты находят - наряду с Торой - в Талмуде. После бегства еврейского народа из египетского рабства, во время сорокалетних странствий по пустыне пророк Моисей взошел однажды на гору Синай, где принял от Бога каменные скрижали с высеченными на них заповедями, данными Богом своему народу. Однако считается, что Моисей удостоился еще и беседы с Богом и получил от него некие устные указания, которые и стали позднее основой Талмуда.

Итак, что делают и чего не делают правоверные евреи в связи с беременностью, родами и в первые дни жизни новорожденного? Расскажем обо всем по порядку.

Беременность

Никаких магических или мистических ритуалов, связанных с беременностью (как, впрочем, и с родами), в Библии нет, зато ими изобилует Талмуд.

Считалось, что беременную женщину постоянно подстерегают злые духи, от которых ее всячески старались оберегать. В доме вывешивали амулеты со стихами из Библии. В восточных еврейских общинах существовал обычай, называвшийся «хадаш» («новый»), когда за неделю до родов к беременной приходили девушки-подруги и пели специальные песни, в которых просили дарования счастливой судьбы новорожденному. В еврейских общинах Германии было принято очерчивать мелом или углем круг на стенах помещения, где должны были проходить роды. Здесь тоже за несколько дней до родов беременную женщину непременно навещали каждый вечер - правда, приходили не девушки, а мальчики, - чтобы читать специально предписанные для этого случая псалмы. Иногда гости оставались на ночь и «охраняли» беременную. Дело в том, что у постели беременной, согласно Талмуду, должны безотлучно присутствовать три человека, призванные оградить ее от козней злых демонов. Иногда в доме будущей матери с той же целью вешали полоски бумаги с текстом одного из псалмов - над окнами, дверью, отверстием печной трубы и другими отверстиями, через которые, как полагали, в дом может проникнуть нечистая сила.

Роды

Уже в Торе - самой древней из всех известных нам еврейских священных книг - есть заповедь «плодиться и размножаться» - первое повеление, данное человечеству Богом. И там же сказано, что родовые муки - это наказание за грехопадение человечества. Интересно, что в дальнейшем это представление получило логическое развитие: если тяжелые роды - это кара за непослушание, то, соответственно, легкие роды, без боли и мучений, - это награда за праведность. Не случайно в Талмуде приводится история о том, что мать Моисея была избавлена от проклятия Евы благодаря своему благочестивому поведению. В Библии упомянуты и повивальные бабки. Проанализировав библейские описания родов, ученые пришли к выводу, что в те времена женщины рожали, сидя на особом стуле, который назывался «машбер», или на коленях мужа, а повивальные бабки помогали принимать роды. Роженица в Талмуде называется «хайта» («ожившая») или «махбалат» («залог»): по талмудическим представлениям, в момент родов она как бы временно умирает и находится во власти смерти, а потом возвращается к жизни.

У евреев, как и у многих других народов, в частности у славян, считалось, что облегчению родов способствует отсутствие любого рода застегнутых и закрытых предметов в одежде роженицы и в помещении, где происходят роды. Женщине расстегивали все пуговицы и застежки на платье, снимали пояс, распускали волосы. В доме открывали все окна и двери. Помимо этого, завешивали зеркала, так как верили, что в них скрывается Сатан и другие демоны. Талмудисты полагали, что страдания женщины при рождении девочки сильнее, чем при рождении мальчика. При особенно трудных родах в руку роженицы вкладывали ключ от синагоги, а рядом с ней клали ленты, которыми опоясывают свиток Торы. В некоторых еврейских общинах (например, на Украине) в особенно тяжелых случаях родственники роженицы даже специально шли в синагогу и открывали ковчег, в котором хранится свиток Торы, - так называемый Арон Кодеш. Вероятно, этот обычай евреи заимствовали у соседей-христиан, поскольку у славян было повсеместно принято в подобной ситуации просить священника открыть Царские Врата в алтаре церкви. И священники, и раввины долгое время пытались (не очень успешно) бороться с этой традицией.

Суббота для правоверных евреев - священный день, когда запрещена какая бы то ни было работа - нельзя даже зажигать огонь и включать/выключать электрический свет. Однако ради рождения ребенка и здоровья роженицы еврейский Закон разрешает нарушать субботу и все остальные праздники. Правда, если то или иное действие не диктуется непосредственной опасностью для жизни и здоровья роженицы или младенца, в субботу от этого действия все же старались воздержаться. Например, если роды проходили в будний день, «детское место», или послед, следовало сразу предать земле в виде залога того, что и человек со временем будет возвращен земле. В субботу послед не хоронили, но сохраняли кто где мог: знатные женщины - в чашах с оливковым маслом, победнее - в шерстяных лоскутках, а совсем бедные - в вате.

После родов

После родов и роженица, и новорожденный продолжают пребывать в переходном, «пограничном» состоянии между жизнью и смертью, между тем миром и этим. В течение нескольких дней после родов разрешается нарушить субботу, чтобы развести огонь для роженицы, разогреть еду и т.д. Одни раввины полагают, что этот период исчисляется тремя днями, другие - семью, третьи - тридцатью. Характерно, что именно эти цифры - три, семь и тридцать - являются различными этапами траура по умершему человеку.

Некоторое время после родов женщина считается ритуально нечистой. Согласно библейской заповеди, после рождения мальчика женщина остается нечистой семь дней, а потом еще 33 дня она должна «сидеть в очищении» - не прикасаться ни к чему священному. После рождения девочки все сроки увеличиваются вдвое: женщина считается нечистой две недели, а потом «сидит в очищении» 66 дней. В одной из книг это объясняется следующим образом: хотя мужчина и женщина были сотворены в один день, Адам был введен в райский сад через неделю, а Ева - лишь через две недели после появления на свет, поэтому у мальчиков есть преимущество в сроках перед девочками.

В случае рождения мальчика самым тяжелым этапом для роженицы и ее сына считается период от родов до обрезания. В одной средневековой еврейской книге X века встречается интересный рассказ о женском демоне Лилит.
Первая жена Адама, Лилит, была, как и Адам, сотворена из земли. Они жили в райском саду и однажды решили заняться любовью. Лилит потребовала равноправия - она захотела лежать сверху. Адам ей этого не позволил, тогда она произнесла тайное имя Бога и исчезла. Адам возмутился, воззвал к Господу, и Господь создал ему из его собственного ребра вторую жену - Еву, «плоть от плоти», которая была во всем послушна Адаму. А вдогонку Лилит Господь послал трех ангелов - Санви, Сансанви и Самангелофа. Они нашли Лилит стоящей посередине моря и заключили с ней договор. Лилит пообещала, что будет вредить только маленьким детям до дня обрезания и не будет трогать тех детей, рядом с которыми она увидит этих трех ангелов или амулеты с их именами.

С тех пор во многих общинах принято до обрезания класть в колыбель к младенцу амулеты с именами этих ангелов. Евреи верили, что злые духи становятся очень опасными накануне обрезания, тогда как после совершения этого обряда младенец значительно меньше может опасаться их власти. Чтобы отвести опасность, применяли всевозможные амулеты и совершали магические обряды. В европейских (ашкеназских) общинах в ночь накануне обрезания совершали «вахнахт» - «ночное бдение» у постели матери и младенца, во время которого зажигали как можно больше свечей, а родственники читали молитвы и устраивали особую трапезу.

Мальчики: обрезание

Важнейшая веха в жизни мальчика (о девочках мы поговорим чуть позже) - обрезание. Обрезание - это удаление «крайней плоти», т.е. кожи на конце пениса. Оно практиковалось и практикуется у многих народов. Существуют резные изображения древних египетских жрецов в момент обрезания; у римлян певцы проходили эту операцию, считая, что это улучшает голос. Сегодня многие мужчины-неевреи делают обрезание просто потому, что полагают, что крайняя плоть легко становится источником инфекций, если не содержится в чистоте. Однако еврейское (и мусульманское) обрезание - это не просто хирургическая операция. Оно делается из религиозных, а не из медицинских соображений. Обрезание в иудаизме знаменует присоединение человека к Завету между Богом и еврейским народом. Согласно еврейской традиции, обрезание должно состояться на восьмой день - даже если этот день придется на субботу или на праздник. Однако если есть опасения за здоровье ребенка, обрезание переносится на более поздний срок. Обрезание - событие радостное, на эту церемонию приглашают много гостей, устраивают обильную трапезу, младенцу дарят подарки. По традиции европейских евреев (ашкеназов) перед обрезанием родители должны выбрать мужчину и женщину, обычно супругов, которые будут «кваттерами» («приносящими»). Кваттеры приносят ребенка к обрезанию. Их участие в дальнейшей жизни ребенка напоминает функцию крестных родителей в христианском мире. По Закону обрезание может сделать любой человек - неважно даже, мужчина или женщина, - однако в течение многих веков обряд обрезания по традиции исполняется человеком, специально обученным этому ремеслу. Такого человека называют «мохель». Когда он готов приступить к операции, женщина, кваттерин, берет младенца у матери и несет его на подушке в комнату, где собрались мужчины. Там она передает ребенка своему мужу, кваттеру, который относит его к мохелю.

Отец ребенка стоит рядом. Прежде чем провести обрезание, мохель помещает ребенка вместе с подушкой на свободный стул, который называется креслом Ильи-пророка. Существует древнее поверье, что дух этого пророка присутствует на каждом обрезании. Затем младенца кладут на колени к человеку, выбранному на роль «сандака» («принимающего»).

На протяжении всей процедуры сандак держит младенца на коленях. Миссия сандака считается очень почетной. Родители обычно просят стать сандаком дедушку ребенка или уважаемого члена общины. Как только обрезание сделано, отец произносит благословение, в котором говорится о том, что Бог повелел проделывать это, чтобы ребенок мог присоединиться к Завету. Потом мохель берет мальчика на руки, благословляет его и нарекает ему имя, заранее выбранное родителями.

Девочки: наречение имени

Девочкам имена присваиваются по-другому. Обычно это происходит в синагоге, в первую субботу после рождения ребенка. Отца девочки просят при этом прочитать текст Торы.

Евреи-сефарды, жители восточных общин, издревле называют детей именами ближайших родственников: отца, матери, бабки и т.д. Среди европейских евреев (ашкеназов) не принято давать ребенку имя человека, который еще жив. Широко распространен обычай называть детей именами праведников (цадиков). Считается, что праведность великого человека помогает тому, кто носит его имя, идти по верному жизненному пути.

Большинство еврейских обычаев связано с религиозными праздниками. Переживший множество горестей и лишений народ умеет не только плакать и печалиться, но и радоваться.

С религией тесно связана вся история еврейского народа. Описанным в Священных книгах событиям посвящены праздники, оттуда берут свое начало и многие обычаи.

В Израиле принято праздновать в году целых 4 Новых года, причем ни один из них не приходится на 1-ое января. Согласно еврейским обычаям, праздниками являются также последний день недели и начало каждого месяца.

Праздничная суббота

В субботу никому нельзя работать, даже животным. Шаббат является временем отдыха и общения с друзьями и родственниками. В этот праздник нельзя даже включать свет, свечи зажигаются женщинами вечером в пятницу и ставятся на праздничный стол. Над вином и угощением перед трапезой читаются молитвы. Вино принято наливать всем присутствующим.

В пятницу по традиции готовится чолент — национальное кушанье из бобов или фасоли со специями и мясом. Блюдо до подачи на стол все время стоит в духовке, отчего приобретает особый вкус. В субботу едят также фаршированную рыбу.

Праздники и обычаи

Новый год

Новый год евреями начинает праздноваться в сентябре-октябре, этот период — время добрых намерений и раскаяния в прошлых дурных поступках. Во время новогодних праздников принято осмысливать прошедшие события и свои отношения с Богом и окружающими. В Новый год принято есть символические блюда. Чтобы наступающий год стал сладким и щедрым, на стол подают яблоки с медом. Рыбью голову едят, чтобы в поступках руководствоваться головой, а не чувствами, а гранат с многочисленными зернами символически означает множество ожидаемых добрых дел и заслуг.

Йом-Кипур

Самым святым днем в году является Йом-Кипур. Верующие евреи в течение 25-ти часов постятся, не надевают кожаную обувь и не моются. В это время принято усердно молиться в синагоге. Завершается «день искупления» протяжным звуком «шофара» — бараньего рога.

Ханука

В ноябре-декабре отмечается Ханука. При наступлении вечера на подоконнике или на входе в дом зажигается светильник (ханукие). Ежедневно добавляется новый огонек, пока их общее число не достигнет 8-ми. В Хануку по обычаю готовят картофельные оладьи и пончики. Детей отпускают на каникулы.

Пурим

Пурим — самый веселый праздник, который отмечается в конце февраля. В это время веселятся, танцуют и устраивают карнавалы. На праздничный стол ставят торты, вино и сладости, главным блюдом праздника является гоменташен — пирожки треугольной формы, с изюмом и маком.

Песах (Пасха)

В марте-апреле евреи празднуют Песах (Пасху), к которому готовятся заранее. Из дома выносятся кушанья, приготовленные из квашенного теста. На стол подается маца (пресные лепешки), которые едят в течение 7-ми дней.

Свадьбы и похороны

Свадьба в Израиле называется «кидушин», которое переводится как «посвящение». Это означает, что невеста во время торжества посвящает себя жениху. Праздновать свадьбу принято на свежем воздухе, над женихом и невестой держат хулу — специальный навес, символизирующий их общий дом. Пир продолжается 7 дней.

В старые времена похороны были очень сложной процедурой. Из дома покойного нужно было выносить всю мебель, родственники рвали одежду на себе, а соседи выливали имеющуюся у них воду. В настоящее время все значительно упрощено — над покойником в синагоге и дома просто читаются молитвы, а на лацкане делается надрез. Цветы носить на могилу не принято, согласно обычаю на нее кладут камешек.

Суббота, августа 11, 2007

Брит Мила

Обрезание – не обычай и не дань причудам старшего поколения, а важнейшая заповедь, установленная Торой которую сыны народа Израиля выполняют тысячи лет. «Брит- мила» (завет обрезания) делается и сегодня, и не потому, что это полезно с медицинской точки зрения, а потому, что это символ вечного союза Всевышнего с народом Израиля.
Каждый отец обязан сделать Брит-мила своему сыну на восьмой день.
«Брит- мила» считается великим и радостным событием, поэтому есть обычай это событие отмечать праздничным застольем.
Если есть хоть малейшее подозрение, что ребенок нездоров, обрезание переносится.

Выкуп первенца

Первоначально Б-г предназначил для Храмого Служения первенцев, из которых и должно было состоять сословие священников. «Ибо все первенцы у сынов Израиля – Мои… В этот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я посвятил их Себе», - сказано в Торе.
Но первенцы не оправдали надежд и доверия Создателя, приняв участие в совершении греха идолопоклонства золотому тельцу. Только колено Леви не принимало в этом участие, за что было удостоено чести стать коленом священнослужителей.
Освобождение первенца от пожизненной службы Всевышнему осуществляют посредством выкупа, который передается «Когенам», потомкам Агарона – первосвященника из колена Леви.
Заповедь каждого еврея, который не является ни «Когеном», не «Левитом», - выкупить своего сына, если тот – первенец у своей матери. Обряд этот называется «Пидьон га-бен» - выкуп сына.

Обряд совершается по истечении 30 дней после рождения сына.
Если первенец появился на свет в результате кесарева сечения, то «Пидьон га-бен» не делают.
Обряд не совершают в субботу, праздник или пост. Если тридцать первый день выпадает на один из этих дней, он переносится на следующий день после окончания субботы, праздника или поста.
Для совершения церемонии выкупа первенца необходимо присутствие Когена.
Ответственность за выполнение заповеди лежит на отце ребенка.
Для проведения ритуала необходимо иметь 5 серебряных монет общим весом не менее 102 грамма.

Бар/Бат мицва

Согласно еврейскому Закону, совершеннолетие наступает для мальчиков в 13 лет, для девочек – в 12. Считается, что именно в этом возрасте человек уже способен определить, что хорошо, а что плохо способен оценивать свои поступки с точки зрения морали иудаизма и нести за них ответственность.
Для религиозных евреев «Бар-мицва» - великий день. С этого дня мальчик имеет право входить в «Миньян» (десять взрослых мужчин, только при наличии которых можно читать некоторые молитвы и совершать определенные ритуалы). С «Бар-мицвой» связано выполнение таких важнейших заповедей, как ежедневное наложение «Тфилин» и восхождение к Торе в «Шабат» и праздники.
За 2 месяца до «Бар-мицва» принято начинать учиться возлагать «Тфилин» и готовиться к исполнению других «взрослых» заповедей.
В день совершеннолетия юноша и девушка должны обдумать свое поведение в предыдущие, детские годы и принять решение и исправить свои недостатки.

Хупа

«Хупа» - еврейское название свадебного обряда. День свадьбы у евреев считается самым важным днём в жизни. Для установления точного дня свадьбы необходимо проконсультироваться у раввина. Не устраивают две свадьбы двум братьям или двум сёстрам в один день. Запрещено справлять свадьбу в «Шаббат», праздники «Холь га-моед», в обществееные посты и в периоды траура.
До начала свадебной церемонии пишут «Ктубу» - брачный контракт. Текст «Ктубы» был составлен во втором веке до нашей эры и представляет собой документ, в котором перечисляются обязанности жениха и права его будущей жены.
Брак считается заключённым, когда жених надевает обручальное кольцо на указательный палец правой руки невесты и одновременно произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моисея и Израиля».
Сразу после обряда бракосочетания жених разбивает бокал в память о разрушенном Храме.
Свадебная церемоня заканчивается праздничной трапезой, во время которой все обязаны веселить жениха и невесту. Музыка, танцы и песни традиционно сопровождают все еврейские свадьбы.

Хевра Кадиша

«Хевра Кадиша» - похоронная служба. Еврейская традиция рассматривает проводы усопших как одну из важнейших заповедей, поэтому члены Хевра Кадиша всегда пользовались большим почётом и уважением.
По еврейскому закону категорически запрещается кремировать человека.

Йорцайт

«Йорцайт» - годовщина смерти. Годовщину смерти отмечают только по еврейскому календарю. Накануне вечером зажигают специальную суточную свечу, читают (или заблаговременно заказывают в синагоге) Кадиш. Делают пожертвования впамять об умершем, посещают могилу. Считается очень важно чтобы до первой годовщины смерти уже стоял памятник. Считается, что без памятника душа не может найти себе пристанище и покой.

Теги:
Написано в | Comments Off

Понедельник, апреля 17, 2006

Выбор имени - дело очень важное: человек и его имя составляют одно неразрывное целое. Достаточно сказать, что Всевышний вывел евреев из Египта также и за то, что они сохранили свои еврейские имена. Во тьме и скверне египетского рабства евреи утратили многие духовные ценности, но они не стеснялись своих еврейских имен - и были спасены.

В еврейской традиции есть ряд правил, касающихся имен. Перечислим основные из них:

  • Существует древний обычай называть детей именами ближайших родственников: отца, матери, бабки и т.д. Среди ашкеназских евреев не принято давать ребенку имя человека, который жив.
  • Широко распространен обычай давать детям имена праотцев еврейского народа, великих цадиков, известных раввинов. Считается, что заслуги и праведность великого человека помогают тому, кто носит его имя, идти по верному жизненному пути.
  • Часто отец дает сыну имя человека, у которого учился Торе.
  • В последние столетия распространился обычай давать ребенку двойное имя. Есть целый ряд устоявшихся “пар”: Йегуда-Лейб, Моше-Хаим, Цви-Гирш, Менахем-Мендл и т.д. Часто один из компонентов двойного имени - ивритское имя, второй - идишистское; они связаны либо по смыслу (например, Цви-Гирш: цви - “олень” на иврите, гирш - на идише, Арье-Лейб: арье - “лев” на иврите, лейб - на идише), либо по звуковой схожести (например, Эфраим-Фишл, Менахем-Мендл, Йегошуа-Гешл). В древности двойных имен не давали, разве что тяжело заболевшему добавляли второе имя. Начиная с эпохи средних веков этим именем обычно бывает Хаим или Хай (у сефардов и восточных евреев), т.е. “жизнь”, “жив”.

Мальчику дают имя во время обряда обрезания, девочке-в синагоге, обычно в первую субботу после рождения, когда отца вызывают к Торе и читают молитву о ниспослании здоровья матери и новорожденной.

Имя, которое вписывают в брачный контракт, под которым человека вызывают к Торе и т.п., должно быть полным. Оно состоит из собственного имени и имени отца. Например: Ицхак бен (сын) Аврайм или Дина бат (дочь) Яаков. Если отец происходит из коганым или левиим, к имени сына добавляют соответственно гакоген или галеви.

Наречение ребенка не является неким мистическим ритуалом, посредством которого он приобщается к иудаизму. Другими словами, еврейское имя само по себе не делает человека евреем. И наоборот, отсутствие такого имени вовсе не означает, что человек не является евреем. Принадлежность к нашему народу определяется совсем другими факторами.

Теги: ,
Написано в | Comments Off

Пятница, марта 3, 2006

Еврейский народ существует уже более трех тысяч лет. Его образ жизни и философия, моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю – все это и многое другое объединяется понятием «еврейская традиция». Когда говорят о еврейской традиции, имеют в виду нечто существенно отличное от того, что называется национальной традицией у других народов – древних и молодых. Почему?

Нет никакого сомнения, что существует, скажем, французская, венгерская или корейская национальная традиция. Но невозможно четко ответить на вопросы: «Что является источником французской (венгерской, корейской) традиции и с какого момента можно отсчитывать начало этой традиции?».

Основа традиции
Еврейская же традиция, в отличие от других, имеет свой конкретный источник – Тору. И религиозные, и нерелигиозные евреи соглашаются, что Тора – основа еврейской традиции, хотя и не все одинаково ревностно следуют этой традиции в повседневной жизни.

Еврейская традиция называется на языке иврит (о нем мы будем подробнее говорить в следующем параграфе) «масорет Исраэль»; слово «масорет» происходит от глагола масар, означающего «передавать», так как традиция – это то, что передается из поколения в поколение. Но часто используют и термин «морешет Исраэль»; слово «морешет» происходит от глагола яраш, означающего «наследовать». Это выражение, следовательно, можно было бы точнее перевести как «еврейское наследие».

Таким образом, эти два названия выражают два качества еврейской традиции: это и фундамент жизни народа, и то, что объединяет его во всех поколениях.

Что такое Тора?
Тора – означает на иврите «учение, наставление». Торой обычно называют всю совокупность «еврейского учения», данного самим Вс-вышним Моисею (Моше) на горе Синай. Различают следующие части Торы:

Письменная Тора (на иврите «Тора шебихтав» - в узком смысле книга (в русскоязычной литературе обычно называемая Пятикнижием, а на иврите – Хумаш), которую получил еврейский народ от Вс-вышнего на горе Синай более трех тысяч лет тому назад; в широком смысле так называют Танах. Слово Танах является аббревиатурой слов «Тора», «Невиим», «Ктувим», означающих «Учение», «Пророки», «Писания» (подробнее мы будем говорить об этом в главе «Главные книги еврейской традиции»). На европейских языках Танах называется Библией.

Устная Тора («Тора шебеалпэ» - вся остальная часть еврейского учения; называется она «Устной» потому, что, в отличие от Письменной, передавалась устно от одного поколения к другому и только после завоевания древнего Израиля Римом, когда угрожала опасность потери традиции, наиболее важные ее части были записаны. Самая известная книга устной традиции называется «Талмуд», что буквально означает «изучение». Подробнее о Талмуде, Мишне и других книгах, содержащих записанную часть устной традиции, мы также будем говорить в главе «Главные книги еврейской традиции».

Когда говорят «Тора», имеют в виду и Письменную, и Устную Тору. Еврейская традиция рассматривает их как нечто единое и цельное; она относится к Устной Торе с таким же уважением, как и к Письменной. Устная Тора истолковывает и объясняет Письменную Тору. Письменная Тора является главной Книгой еврейства, но без Устной Торы она осталась бы только книгой, а не основой жизни. В следующих уроках мы еще вернемся к этой теме, а пока приведем эпизод из жизни выдающегося еврейского мудреца раби Гилеля (слово раби означает «учитель»), жившего примерно две тысячи лет тому назад.

Пришел к нему один неграмотный человек, который заявил: «Я хочу учиться у тебя Торе. Но только Письменной Торе, потому что Устную Тору я не принимаю». – «Хорошо, – ответил ему раби Гилель, – начнем с алфавита, которым записана Письменная Тора. Это - буква алеф…» На следующий день раби Гилель показал ему ту же букву и сказал: «Это – буква бет…» – «Как же так, – возмутился ученик, – ведь вчера ты мне объяснял, что это – буква алеф?!» - «Правильно, – ответил ему раби Гилель. – Это – буква алеф; но откуда нам это известно? Из того, что мы учили с тобой, то есть из устной традиции. Точно так же, как Устная Тора донесла до нас названия букв Письменной Торы, она донесла до нас все указания о том, как правильно читать и понимать ее».

Когда во время молитвы в синагоге читают текст из Торы, используют свиток Торы («Сефер Тора»). Такие свитки находятся в каждой синагоге; они написаны от руки по определенным правилам на пергаменте специальными чернилами и содержат текст Письменной Торы в том виде, в каком она была получена еврейским народом от Вс-вышнего. Подробнее мы поговорим об этом в главе «Синагога и молитва».

Дарование Торы
Согласно еврейской традиции, Тора была дарована еврейскому народу после его исхода из Египта. Произошло это более 3300 лет тому назад на горе Синай, на Синайском полуострове. Об этом написано в самой Торе.

Дарование Торы – центральное событие всей еврейской истории, оно занимает особое место в традиции. Подробнее мы будем говорить о нем в главе «Дарование Торы. Заповеди».
Еврейский закон

Еврейский закон
В еврейской традиции существует понятие галаха, которое можно перевести как «правило поведения». Галаха является законом, обязательным для каждого еврея.

Как уже было сказано, Тора – основа традиции всего еврейского народа. Однако за тысячелетия в разных еврейских общинах возникали свои особые обычаи (на иврите мингаг). Все эти обычаи, если они не противоречат галахе, составляют часть еврейской традиции, и нет смысла выяснять, который из них «правильнее».

Различия в традиции разных общин
Традиция относится с исключительным уважением к обычаям каждой еврейской общины: ведь эти обычаи определяли жизнь общины в течение долгого периода и позволили ей сохраниться как части еврейского народа. Более того, существует правило, что если еврей попадает в какую-нибудь еврейскую общину, он должен уважать ее обычаи.

Теги:
Написано в | Comments Off

Как и любой народ, еврейский народ имеет свои традиции и обычаи. Израиль - удивительная страна, где проживают народы разных стран мира и национальностей и где традиции еврейского народа тесно переплелись с традициями, переселившимися в Израиль представителями других национальностей. Именно из-за смешения рас и менталитетов, евреи стараются жить четко выполняя обычаи и традиции своего народа.

Праздники у евреев

В Израиле отмечают обычаи и традиции, которые присущи только еврейскому народу.

Самые известные еврейские традиции.

  1. Песах - еврейская пасха, когда вместо традиционных для православных куличей, евреи пекут пресные плоские лепешки (мацу).
  2. Ханука, которую празднуют в ноябре-декабре. В этот праздник зажигают специальные свечи, которые устанавливают в девятисвечные подсвечники (хануки или минори).
  3. В праздник Пурим, который отмечают в феврале все стараются заняться благотворительностью и устраивают щедрое угощение с обязательными для праздничного стола пирожками с маком и крепким алкоголем..
  4. Йом-Кипур - самый святой для евреев праздник, когда они 25 часов постятся и молятся, не моясь и не обувая обувь из натуральной кожи. Это день называется «Днем искупления» и завершается он протяжным звуком из рога барана.

Это один из наиболее древних еврейских обрядов. Еще совсем недавно свадьба происходила с помощью свахи, которая по просьбе родителей подыскивала и соединяла подходящие кандидатуры женихов и невест. Сегодня услугами свахи пользуются только члены ультаортодоксальной общины.


Предсвадебные хлопоты и обычаи

Сегодня уже не важно, каким образом образовалась парочка, важно, чтобы потенциальный жених просил руки невесты у ее отца. О серьезности своих намерений жених должен подтвердить солидным выкупом, который он дает за невесту. Предшествует свадебной церемонии помолвка (тенаим), на которой разбивают тарелку, что означает развалины разрушенных храмов в святом Иерусалиме. Эта традиция призывает всех помнить о страданиях и потерях еврейского народа. Разбивают тарелку и на церемонии бракосочетания.


Время проведения еврейской свадьбы

Праздновать свадьбу можно в любой день, кроме дня шаббата, который начинается с вечера пятницы и заканчивается вечером в субботу. Не проводят свадьбы и в дни еврейских праздников.


Какое время считается самым благоприятным для еврейских свадеб?

Самым неблагоприятным временем для проведения свадьбы считается время между Песах и Шавуотом. В этот период был самым трудным в жизни древних евреев, поэтому в эти дни не проводят никаких увеселительных мероприятий.


Современная еврейская молодежь не придерживается этой традиции, которую продолжают чтить ортодоксальные евреи.

Сама свадебная церемония начинается за неделю до назначенного дня и считается самым восхитительным временем для жениха и невесты.


Для жениха организовывают вечеринку (уфруф), когда жених должен отправиться в синагогу на молитву. После молебна жених оповещает своих родных и друзей о предстоящей свадьбе, а они осыпают жениха сладостями и конфетами и предлагают выпить вино.


Для невесты совершается обряд другой церемонии. Невесту отводят в специальный бассейн (микву), где она проходит обряд духовного очищения, по условия которого она должна вступить в семейную жизнь духовно и телесно очищенной. Для этого невеста должна снять с себя все украшения, снять лак с ногтей, обнажиться и вступить в воду произнося молитву очищения. Обряд проходит под бдительным надзором старших женщин, которые следят за правильностью выполнения обряда.


Совет

Согласно древнееврейской традиции жених и невеста не должны видеться перед свадьбой, но сегодня еврейская молодежь в своем большинстве этим запретом пренебрегают. Если вы хотите сделать настоящую еврейскую свадьбу, помните об этом.

Муж и жена

Жениха и невесту женят под специальным балдахином (хупой) - это еще одна древняя свадебная традиция. Обычно брачную церемонию проводят в синагоге, но строгих правил на этот счет нет. Церемония бракосочетания открывается подписанием женихом и невестой кетубы - своеобразным брачным еврейским контрактом, в которой отдельным пунктом (гетом) прописано право мужа давать жене развод, если она попросит его о нем. Если пара распадется, то мужчина не имеет право оспаривать этот гет. По обычаям еврейского народа, если женщине не дали гет, то она не имеет право вступать в повторный брак. Евреи очень трепетно относятся к семье, поэтому среди евреев очень редки разводы.

Loading...Loading...