Еврейское поселение как называется. Израиль легализует поселения на западном берегу

Оригинал взят у macos в Евреи за чертой: как живут израильские “колонии”


На Западном берегу реки Иордан есть еврейские поселения, полностью окружённые арабскими территориями. Большинство стран мира считает эти посёлки оккупированными и требуют, чтобы евреи ушли.

Израильтяне не уходят, указывая на историческую связь и итоги войны.

Я отправился в одно из таких поселений, чтобы познакомиться с необычным Израилем.

1 Пока мы едем в одно из таких поселений, расскажу немного фактов. Сегодня территории разделены на три зоны: A, B и C. Первая - это города, контролируемые палестинской администрацией и военными, и туда запрещён въезд израильтянам. Вторая - зона общего контроля, армия обороны Израиля обеспечивает безопасность, но сами города и дороги палестинские, а третья зона это как раз израильские поселения-анклавы.

2 Ехать через зону “Б” совсем не страшно, визуально она не отличается от обычной сельской дороги, но на остановках стоят бетонные блоки, против автомобильных терактов.

3 Израильские посёлки огорожены забором, попасть внутрь можно только через КПП. Перед въездом стоят машины с палестинскими номерами, им въезд внутрь запрещён, но многие арабы работают в этих посёлках и идут пешком.

4 Въезжаем внутрь, паркуемся, и оказываемся на самой обычной израильской улице с частными домами. Такие есть и в пригородах Тель-Авива, и в любом другом городе страны.

5 Из соображений безопасности, не буду указывать названия посёлка. Я был в одном, но думаю, в других всё примерно так же. Если не прав, читатели-израильтяне могут меня поправить в комментариях.

6 Инфраструктура здесь хорошая. Детская площадка, заботливо прикрытая от жаркого солнца. Рядом есть детский сад.

7 Почтовое отделение. У каждого жителя есть свой ящик, чтобы проверить почту нужно идти сюда.

8 Крохотный полицейский участок, в котором никого не было. Здесь же небольшая синагога.

9 И продуктовый магазин. Посмотрите, как выглядит израильское сельпо!

10 Мм, свежая выпечка! В часе езды есть большие супермаркеты, где закупаются на неделю вперёд, но этот магазин, по словам поселенцев, их очень выручает.ё

11 Вид на один из районов посёлка. На переднем плане строят муниципальный бассейн для жителей.

12 А пока они могут воспользоваться другим бассейном в одной из соседних деревень.

13 Красиво! Видно, что люди любят землю, на которой живут.

14 Всё это сделано их руками, изначально здесь был только песок.

15 Посёлок продолжает расти, скоро здесь будет новый квартал.

16 Рабочая сила - палестинцы. Они трудятся почти на всех стройках Израиля. Да-да, арабы добровольно работают на “оккупированных” территориях и получают за это неплохие деньги. Несмотря на всю ненависть и вражду, мечта любого палестинца - найти работу на территории Израиля, там зарплаты куда выше.

17 Некоторые страны и ООН осуждают строительство поселений за “зелёной чертой” и требуют немедленно покинуть эти земли. Евреи отказываются. Глядя на эту фотографию, легко понять - почему. Вон там, на горизонте, виден берег моря и высотные здания. Это Тель-Авив. Отсюда до него долетит любая ракета и поразит любую цель. Наивно думать, что если отдать эти посёлки арабам, они не станут стрелять.

18 Изучая вопрос и готовясь к написанию репортажа, я так и не смог понять, почему эти земли требуют себе именно палестинские арабы. Израиль захватил их в результате Шестидневной войны у Иордании, которая в свою очередь аннексировала Западный берег в ходе арабо-израильской войны 1947-49 годов, выгнав проживавших на нём евреев. Кстати, именно после той аннексии королевство переименовалось из Трансиордании в просто Иорданию, а территорию стали называть Западный берег, чтобы различать его с берегом восточным, основной территорией страны.

По хорошему, если и нужно передавать эти территории, то иорданцам. Они же на них больше не претендуют: в 1994 году был подписан мирный договор с Израилем.

19 Поселение, в котором я был, очень маленькое, и работы в нём практически нет. Но всего за час отсюда можно добраться до Иерусалима или Тель-Авива, крупнейших городов страны. Обычно дорога не опаснее, чем ваш путь на работу. Но в периоды арабских беспорядков и волн террора путь превращается в опасное испытание. Трассу постоянно патрулируют военные, а сами поселенцы предпочитают не выезжать за территорию без личного оружия.

Самое частое нападение, когда арабские подростки закидывают израильские автомобили камнями, но здесь пистолет не поможет. Каменная атака - не детская забава: попавший в лобовое стекло булыжник легко может убить.

20 Сами поселенцы не считают, что живут на осадном положении. Размеренная, благополучная и хорошая жизнь: сюда переезжают из больших городов, чтобы растить детей, покупают дома: недвижимость стоит дешевле, чем в центре страны, а раньше ещё и были всяческие налоговые льготы для поселенцев.

21 Когда за одни и те же деньги можно купить двухкомнатную квартиру или двухэтажный дом - что вы сами выберете?

22 В каждом доме есть комната-бомбоубежище.

23 Но на этом всё. Никаких крепостных стен, башен-бойниц и системы круговой обороны. Обычная мирная жизнь.

24 Вид на арабскую деревню и приморские города - Тель-Авив и Герцлию.

25 Природа невероятная, вот как-то так я и представляю себе “библейские пейзажи”. Тем более, что описанные в Библии события примерно здесь и происходили.

26 Живущие в частных домах израильтяне не занимаются огородничеством, но с удовольствием сажают плодовые деревья у себя во дворе.

27 Во-первых, это красиво.

28 Да и фрукты из собственного сада всегда вкуснее.

29 Заметил, что в поселении живёт больше собак, чем в “обычном” Израиле. Думаю, это связано с количеством частного жилья: держать больших животных в квартирах не каждый может позволить.

30 Коты, как обычно, живут сами по себе. У них тут целая банда.

31 В одном из переулков увидел ЭТО. Старенький “Жигуль-копейка” (для принципиальных - 13я модель) с израильскими номерами. Как она попала сюда, ведь СССР не экспортировал свои машины в Израиль, между странами вообще не было отношений!

Скорее всего, выпущенную в восьмидесятые “Копейку” привёз один из репатриантов из Союза в начале девяностых. Можеьт, даже сам проехал на ней большую часть пути. Впрочем, как сказал мой провожатый, нынешний владелец к России отношения не имеет.

32 После того, как я проявил такую заинтересованность старыми машинами, меня не могли не отвести в это место.

33 Житель посёлка по имени Рони - страстный коллекционер раритетных Ситроенов. Вокруг его дома стоят десятки древних “французов”, и одному хозяину известно, где он их всех раздобыл.

34 Особенно мне запал в душу этот грузовичок-боровичок. Сколько же ему лет?

35 Одна из этих машин некогда принадлежала Шимону Пересу, легендарному президенту Израиля. (Какая именно - не скажу) Рони как-то узнал об этом и приехал в гости к президенту. Тот был счастлив снова увидеть свою “бывшую”. Кажется, всё это было давно, большинство машин сейчас явно не на ходу.

36 Собака Рони - не меньший раритет, чем автомобили. Я сто лет Колли не встречал!

37 А вот интересный дом, его сделал для себя архитектор, построивший большую часть зданий в посёлке. Дал волю творчеству!

38 Внутри необычно и очень ярко.

39

40 Заметил, что многие творческие люди перебираются из городов в такие уединённые места. Ответ - на этой фотографии. Ничто не мешает мыслям и не загораживает вид. Может, и я когда-нибудь решусь на переезд в деревню.

41 Сегодня в поселениях Иудеи и Самарии (административное название этих мест) живёт полмиллиона человек при населении Израиля в 8,5 миллионов. С каждым годом их становится всё больше: численность растёт не только за счёт внутренней и внешней миграции (репатриируются сюда не больше 1000 евреев в год). Рождаемость в поселениях примерно в три раза выше, чем в целом по стране. Это связано с большим числом религиозных поселенцев. Впрочем, я был в совершенно светском месте.

42 А теперь мы пойдём в гости к семье из Санкт-Петербурга.

43 В Израиль переехали много лет назад. Сын родился уже здесь, сейчас он служит в армии. Семья переехала за “зелёную черту” не сразу, сначала жили в обыкновенном городе.

44 Они здесь счастливы, и не из-за красивых видов из окон и лучшей недвижимости за меньшие деньги. Сама жизнь мало отличается от похожих районов в любом другом месте Израиля.

45 Бывают “идейные” поселенцы, которые считают, что посланы жить здесь самим Богом, но я таких за весь день так и не встретил.

46 В то же время, это их дом и страна, которую люди будут защищать до последнего. Я не встречал такого патриотизма, как у израильтян, в какой бы части страны они не жили. Есть, чему учиться. Патриотизм, кстати, это не ненависть к чужим, а любовь к своим.

47 До того, как я побывал в посёлке за “зелёной чертой”, я думал, что там все живут ощетинившись, постоянно ходят с оружием. Совсем нет. Даже первая фотография этого репортажа была постановочной, а автомат в доме был лишь потому, что молодой человек служит в армии: солдатам нельзя расставаться с оружием.

48 Сто с небольшим лет назад, когда евреи возвращались домой, они точно так же селились рядом с арабами и между ними не было вражды. А потом вмешались политики.

49 Если посмотреть на карту, увидишь слоёный пирог. Палестинские деревни чередуются с израильскими поселениями, но государственные границы прочерчены пунктиром. Слишком много мнений.

50 Пусть будет мир на этой земле.

ООН № 2334, потребовавшую от Тель-Авива немедленно прекратить поселенческую деятельность на Западном берегу реки Иордан, проблема оккупированных палестинских территорий остается нерешенной. Из 3 млн людей, проживающих сегодня на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, примерно 20% - граждане Израиля. И это число продолжает расти. ТАСС вспоминает историю израильских поселений на палестинских территориях и рассказывает, почему действия ООН и международного сообщества никак не могут положить конец экспансии и заключению мирного договора между израильтянами и палестинцами.

Как все начиналось

С 1922 по 1948 год территория нынешних Израиля и Палестины находилась под действием Британского мандата. Однако затем на фоне обострения на этой территории арабо-еврейского конфликта земли было решено поделить, создав два государства: Израиль для евреев и Палестину для арабов. 29 ноября 1947 года недавно созданная Организация Объединенных Наций (ООН) приняла План по разделу Палестины, о создании Государства Израиль было провозглашено в день окончания мандата - 14 мая 1948 года.

Однако этим решением остались недовольны соседи Израиля - арабские государства, которые рассматривали возникновение этой страны как очередное проявление европейской колониальной политики. Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен объявили войну Израилю. Она продолжалась до 1949 года, и за это время израильские войска сумели занять больше территорий, чем предусматривалось изначальным планом ООН. Во время мирных переговоров между Израилем и Палестиной была проведена линия прекращения огня. Для ее начертания была использована зеленая краска, поэтому граница получила название "зеленая линия". Впоследствии по ее контуру прошел так называемый разделительный барьер - 703-километровый забор, отделяющий Израиль от Западного берега реки Иордан.

Хрупкий режим прекращения огня продержался до 1967 года, когда разразилась Шестидневная война. За короткий период с 5 по 10 июня израильские войска захватили не только Сектор Газа и Западный берег, но и Восточный Иерусалим, Голанские высоты, а также Синайский полуостров. Перед Израилем встал вопрос, что делать с Западным берегом:

аннексировать его, предоставив 1,1 млн арабов, проживавших там на тот момент, израильское гражданство;

вернуть обратно под контроль своего врага - Иордании;

позволить местным жителям создать свое автономное государство - Палестину.

Этот вопрос стал предметом для широчайшей дискуссии в Израиле. Многие граждане страны рассматривали победу в Шестидневной войне как знак того, что евреям суждено вернуть себе те территории, где зарождалась история еврейского народа, - речь идет об Иудее и Самарии, которые и составляют бóльшую часть Западного берега. На фоне этих дискуссий тысячи израильтян начали переселяться на территории Западного берега, не имея на это никакого разрешения со стороны государства или международных организаций. Однако остановить их уже было невозможно, и с тех пор любые политические обсуждения о принадлежности Западного берега должны были учитывать израильское присутствие на этих территориях.

ООН назвала поселения незаконными, что было зафиксировано в 1979 году в соответствующей резолюции Совета Безопасности №446, гласившей: "Политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке". В результате сформировалось две точки зрения относительно поселений: израильская, согласно которой евреи лишь переезжают на ранее незаселенные земли, отвоеванные ими во время войны и представляющие для них большую духовную значимость; и международная, согласно которой Израиль осуществляет экспансию и колонизацию территории, которая ему не принадлежит.

Разделяй и заселяй

В последующие десятилетия все больше ветвей государственной власти в Израиле начали поддерживать заселение Западного берега, мобилизуя общественное мнение на свою сторону. Министерство строительства страны совместно с Минобороны разработало и внедрило план по развитию региона, одним из главных пунктов которого было создание дорожной инфраструктуры для соединения поселений в одну транспортную сеть. Таким образом, из нескольких разрозненных поселений израильтяне-переселенцы превратились в институционализированную группу, полностью поддерживаемую Тель-Авивом. Разумеется, такое положение дел не устраивало палестинцев, которые протестовали против экспансии, в том числе с применением силовых методов.

Чтобы положить конец насилию, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, президент США Билл Клинтон и палестинский лидер Ясир Арафат подписали в 1993 году соглашение в Осло - документ, который установил палестинское самоуправление и разделил Западный берег на три зоны:

А , где Палестина имеет полный политический и военный контроль (это примерно 19% Западного берега);

B , где Палестина имеет политический, но не военный контроль (22%);

C - зона, находящаяся под полным политическим и военным контролем Израиля (59–60% территории). Именно в зоне С располагаются израильские поселения, соединенные с остальной страной дорожной сетью. Там же сосредоточены запасы водных и минеральных ресурсов, а также наиболее пригодные для сельского хозяйства земли. Палестинцы имеют ограниченный доступ ко всем этим ресурсам, что сильно бьет по их экономическому потенциалу.

Очередная волна переселенческих настроений захлестнула страну в августе 2005 года, когда Израиль эвакуировал 8,5 тыс. евреев из Газы и северной части Западного берега реки Иордан (северная Самария). По мере того как переселенцев становилось все больше, улучшалась и инфраструктура на колонизируемых территориях: появились новые дома и школы, больницы и даже собственный университет. За 50 лет с момента получения контроля над Западным берегом Иордана в 1967 году Израиль построил около 120 поселений на этой территории. Они считаются одним из основных препятствий на пути возобновления мирного процесса. Кроме этих 120 поселений на Западном берегу располагаются еще около 100 незаконных, даже по мнению израильских властей, форпостов и строений, которые занимают в общей сложности 800 гектаров частной палестинской земли и представляют собой 4 тыс. единиц жилья.

Нынешний израильский премьер Биньямин Нетаньяху также последовательно выполняет шаги по продолжению строительства поселений на палестинских территориях. В том числе и поэтому он так эмоционально отреагировал на резолюцию ООН с требованием к Израилю немедленно прекратить поселенческую деятельность. "По имеющейся у нас информации, эта резолюция, без сомнений, была инициирована администрацией Обамы, стоявшей за кулисами, подготовившей формулировки и потребовавшей ее принятия, - заявил премьер. - Администрация Обамы не только не смогла защитить Израиль от этого сговора в ООН, но и закулисно вступила в него". На голосовании 23 декабря 2016 года документ поддержали 14 членов СБ ООН, включая Россию (представитель США от голосования воздержался).

Американский фактор

После резолюции 2016 года Израиль заявил , что не будет выполнять положения резолюции ООН: поселенческая деятельность продолжится, а ныне существующие поселения эвакуированы не будут. Премьер Нетаньяху пообещал сделать "все возможное, чтобы Израилю не был нанесен ущерб этой постыдной резолюцией". В частности, было анонсировано, что страна пересмотрит отношения с ООН: в первую очередь, в вопросе размеров взносов Израиля в ООН и деятельности ее подразделений на территории страны. По данным израильского издания Haaretz, первым конкретным актом реакции на резолюцию стала отмена визита премьера Украины Владимира Гройсмана в Израиль (Киев также поддержал резолюцию).

Многое в дальнейшем будет зависеть от поведения главного союзника Израиля - США. Резолюция, направленная против поселенческой деятельности, была принята еще при администрации президента Барака Обамы, чьи отношения с Нетаньяху были прохладными. Решение воздержаться при голосовании в ООН Белый дом объяснил тем, что политика Нетаньяху в отношении поселений не привела к подвижкам в переговорном процессе.

Дональд Трамп считается сторонником более произраильской позиции: еще во время предвыборной гонки он обещал перенести посольство США в Иерусалим, статус которого в рамках ООН оспаривается подавляющим большинством исламских стран. Взгляды Трампа и нынешнего руководства Израиля совпадают и в том, что оба они испытывают недоверие по поводу иранской ядерной сделки (израильский премьер в марте 2015 года выступал в Конгрессе США против соглашения о ядерной программе Ирана, которое продвигал Белый дом Обамы). Одновременно Трамп намеревается заключить мир на Ближнем Востоке, возобновив переговоры Израиля и Палестины. Санкции ООН, по мнению политика, препятствуют мирному процессу.

"Еврейское поселение", "поселенческий форпост", "поселенческая ферма" - эти термины, с откровенным привкусом прерий, наполняют страницы газет всего мира. Правда, рядом фигурируют слова из абсолютно другого лексикона - "демонтаж", "ликвидация", "незаконный". Как показывает опыт, кроме более чем 200 тысяч еврейских поселенцев Иудеи, Самарии и сектора Газы, мало кто хорошо представляет себе, что значат вышеуказанные "ковбойско-юридическо-демонтажные" словосочетания.

Чтобы дать читателю (как израильскому, так и зарубежному) хоть какую-то базу данных для более осмысленного восприятия информации на тему, пожалуй, стоит начать с истории. После победоносной Шестидневной войны 1967 года под контроль Израиля перешла территория, во много раз превосходившая имевшуюся в наличии до войны. Две концепции отношения руководства еврейского государства к этой земле, использовавшиеся параллельно, противоречили друг другу. С одной стороны освобождение Иерусалима, стратегических высот Самарии и Иудеи, а также Синая, требовали заселения, закрепления на земле, как говорили тогда, "посредством продуктивного труда" - то есть создания сельскохозяйственных и прочих поселений. С другой стороны эти территории рассматривались как залог будущего урегулирования отношений с близлежащими арабскими государствами, Иорданией и Египтом в частности.

Районы большого Иерусалима, Голанские высоты и Гуш Эцион (район к югу от столицы) немедленно начали заселять. В первую очередь столица укреплялась "поясами поселений", превратившимися позднее в районы города - Рамат Эшколь, Гило, Рамот и восточный Тальпиот. Чуть позже стали заселяться побережье Синая и Эйлатский залив.

По существовавшему тогда консенсусу, развитие поселений считалось первоочередной задачей - страна расширялась, к новым землям относились как к жизненно важным территориям. Стоит также отметить, что происходившее на этих территориях было результатом борьбы разных идеологий. Шестидневная война, возвратившая Израилю земли, бывшие библейским центром еврейского народа, породили мессианские настроения среди молодого поколения религиозных сионистов (т.н. "вязанных кип"). Они намеревались создать поселения в районах, которые предусматривались правительством как залог для будущих переговоров. В конце концов, под давлением активистов поселенческого движения, правительство уступило и согласилось на создание нового еврейского поселения возле Хеврона. Хотя существовала практика не создавать еврейские поселения в районах, заселенных арабами, и в особенности - в арабских городах. Между тем заселение Хеврона, в котором находится приобретенная Авраамом Пещера Махпела, имело первейшее значение для религиозных сионистов. В течение многих веков евреи селились в городе - одном из четырех "Святых Городов" иудаизма. До 1929 года там находилась крупная еврейская община с многовековой историей, но она была уничтожена во время погрома, устроенного арабами.

В 1972 году было основано поселение Кирьят Арба в окрестностях Хеврона. После смены правительства в 1977 и прихода к власти "Ликуда", обязавшегося заселить все земли, полученные в 1967, поселенческая деятельность активизируется. Появляется множество смешанных и сплошь светских поселений. Идеологические причины перестают быть единственным фактором, привлекающим новых поселенцев. Качество жизни, более низкие цены на недвижимость, близость к центральным, развитым районам страны и даже экологические факторы - чистый воздух и восхитительные виды - стали побудительными причинами для переселения за пределы "зеленой черты".

Тем не менее, к 1977 году, консенсус в обществе по поводу поселений стал исчезать. Со временем их перестают однозначно воспринимать даже как необходимые стратегические объекты.
Большой удар по поселенческому движению и вообще идеологии заселения новых земель был нанесен демонтажем еврейских поселений северо-восточного угла Синая - Хевель-Ямит. 25 апреля 1982 г. Израиль полностью оставил Синай, передав его Египту в результате достигнутых в Кэмп-Дэвиде соглашений. Город Ямит, созданный по правительственной инициативе, был демонтирован силой. Еврейским солдатам пришлось уничтожать еврейский город, насильно выводя своих сограждан... Причем у власти находилось правое правительство Бегина.

Тем не менее, поселенческая деятельность набирала обороты. Интересно отметить, что одним из пиков роста количества еврейских поселенцев в Иудее, Самарии и Газе стала каденция левого правительства, под руководством Ицхака Рабина. С 1992 года по 1996, параллельно с заключением Норвежских соглашений, количество евреев в поселениях выросло с 96 тысяч до 145 тысяч.
В этой связи очень важно указать на факторы, по определенным причинам очень редко упоминаемые и посему практически не знакомые публике.

Во-первых, ни "Соглашение о принципах" с ООП от 13 сентября 1993 года, ни соглашение в Осло от 28 сентября 1995 года, ни в коей мере не ограничивают строительство новых или расширение старых еврейских поселений. Есть десятки цитат самого Рабина на эту тему. В рамках соглашения в Осло упоминалось только о том, что на данный момент у правительства Израиля планов создания новых еврейских населенных пунктов в Иудее, Самарии и Газе нет. Все попытки представителей ООП внести в договоры пункт о запрете на постройку и расширение поселений кончились безрезультатно.

Во-вторых, ни одно еврейское поселение на вышеупомянутых территориях не было создано на территории арабского населенного пункта или на земле, являющейся частной арабской собственностью. Важно отметить, что к 1967 году 70% территории Иудеи и Самарии принадлежали королю Иордании, а остальные - местным арабам. После того как Хашимитское королевство в 1988 году отказалось от каких-либо претензий на территорию, она превратилась в бесхозные земли, находящиеся под контролем израильской военной администрации. Довольно большие участки земли также были куплены евреями у местных арабов.

О каких же "незаконных поселениях" или "форпостах" тогда идет речь? Какие законы нарушают еврейские поселенцы? Международные? Израильские?

Опять вернемся к истории. Согласно международному праву, евреи имеют неоспоримое право селиться на территориях Иудеи, Самарии и Газы. Не существует ни единого официального юридически обязывающего международного документа, запрещающего заселение этих земель евреями. Наоборот, единственный существующий юридически обязывающий официальный международный документ поощряет еврейское поселенчество. 24 апреля 1920 года на международной конференции в Сан-Ремо Великобритания получает мандат на Палестину "для восстановления еврейского национального очага". Параграф шесть мандата "поощряет... непосредственное поселение евреев на земле", включая земли Иудеи, Самарии и Газы. В принципе, в Иордании, расположенной на трех четвертях территории подмандатной Палестины, земли тоже должны были заселяться евреями, но 25-й пункт мандата говорил о том, что к востоку от реки Иордан евреи смогут селиться тоже, но "позже". В 1946 году Лигу Наций сменяет Организация Объединенных Наций, в уставе которой статья 80-я говорит о сохранении в силе действие существовавших мандатов (включая и британский). 80-я статья гласит: "Ничто... не должно толковаться как изменение каким-либо образом каких бы то ни было прав любых государств или любых народов или условий существующих международных соглашений, участниками которых могут быть соответственно Члены ООН".

В ноябре 1947 года настал черед Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН #181, предлагавшей раздел Палестины. Но арабские страны единогласно отвергли ее, начав военные действия против возродившегося еврейского государства, тем самым полностью аннулируя эту резолюцию. К моменту наступления перемирия, последовавшего в конце войны за Независимость, никакой другой международный документ, подлежащий исполнению и как-либо влияющий на права евреев на заселение Палестины не появился. Нет его и до сих пор, то есть, с точки зрения международных законов и соглашений, нет никакой причины, по которой евреям нельзя строить поселения в Иудее, Самарии и Газе.

Зачастую приверженцы левых идей приводят в качестве аргумента по поводу "незаконности" еврейских поселений 49-ю статью четвертой женевской конвенции 1949 года: "The occupying power shall not deport or transfer parts of its own civilian population into the territory it occupies". То есть "оккупантам" нельзя "депортировать и трансферировать" на оккупированную территорию свое собственное население. В противовес этому аргументу выдвигаются два тезиса: во-первых, исторически, статья была внесена в конвенцию с конкретной целью - предотвратить 4 года спустя после Второй мировой войны насильственное перемещение населения, которое происходило до и во время войны в Чехословакии, Венгрии и Польше. Во-вторых, ни одно правительство Израиля не депортировало и не перегоняло насильно еврейское население в Иудею, Самарию и Газу. Да, там создавались условия, как и в "городах развития", но ничего не мешало желающим получить подобные льготы и оставаться в пределах "зеленой черты". Пока Израиль не контролировал Иудею, Самарию и Газу, евреи, несмотря на свое право, не могли там селиться, даже владея участками земли. Эта территория была, используя нацистскую терминологию, "юденрайн" - с момента захвата ее Иорданией в 1947 году. После 1967 года евреи просто воспользовались своим правом селиться там.

Так как вышеуказанные территории не аннексированы, они находятся под военным контролем. В связи с этим все решения, связанные со строительством или расширением поселений, принимаются одной из комиссий Минобороны. Это что-то вроде административных комиссий при муниципалитетах, занимающихся вопросами планирования и застройки. В частности эта комиссия в министерстве обороны принимает решения и по поводу создания новых военных баз.

Так называемые "незаконные поселения" или форпосты могут быть двух видов: построенные в "муниципальной зоне" (на иврите - "митар бния"), предусмотренной для расширения существующего населенного пункта (или частной земле, принадлежащей еврейским поселенцам), и построенные за ее пределами - на ничейной, пустой земле. Обычно поселенцы возводят "форпосты" второго вида на высотках, с которых палестинцы могут обстреливать близлежащие поселения или дороги, по которым ездят израильские автомобили, или же с целью создания непрерывной цепи еврейских населенных пунктов. Со вторым видом "форпостов" армия разбирается очень быстро - район объявляется "закрытой военной зоной", со всеми вытекающими последствиями. Правда, как ни странно, появление через некоторое время на месте подобного бывшего "форпоста" арабского незаконного строения такую же реакцию у военных почти никогда не вызывает. Вообще, наличие быстро растущего количества палестинских незаконных построек, оцениваемого в десятки тысяч единиц (!), на землях Иудеи и Самарии, которые арабам не принадлежат, пока никаких кампаний по демонтажу не вызывало. В частности, по данным 1999 года, в окрестностях Иерусалима арабами было построено без разрешения около 20 тысяч строений.

Но вернемся к еврейским "незаконным поселениям". С первым их видом (в границах "митар бния") проблем у властей бывает больше. Все, что можно сделать, это объявить возведение "форпоста" в "муниципальных" границах нарушением "постановлений о планировании и строительстве". Точно так же, как в любом из израильских городов в пределах "зеленой черты" могут объявить нарушением пристройку к дому, на которую не получено разрешение от муниципальных властей. Однако тут существует одна юридическая закавыка - караваны, не имеющие фундамента и являющиеся "движимым имуществом", строительством не считаются. И сельскохозяйственные фермы, на которых находятся только караваны, - тоже. Это значит, что разрешения на их "строительство" не нужно.

А так как реально в очень небольшом количестве поселений существуют планы развития и строительства, то поселенцы считают себя вправе ставить караваны там, где им кажется это нужным, а не следовать указаниям о том, что до какой либо высотки в их "муниципальных границах" следует "добираться естественным путем" - застраивая все по пути. По сути дела, терминология "незаконности" тут не подходит. Скорее это всего лишь административное нарушение.

Интересно, что в пределах "зеленой черты" подобное нарушение карается штрафом, причем судебное разбирательство может занять около полутора лет. Очень редко дело кончается разрушением достройки.

Периодические кампании по демонтажу "форпостов" всегда инициируются определенными политическими силами в стране. Тем не менее, в армии, как и следовало ожидать, не всегда с радостью воспринимают подобные решения. Некоторые поселения, включая "незаконные", оцениваются военными на местах отнюдь не как обуза, а как необходимые стратегические пункты. К сожалению, в силу определенных политических условий, ни о какой кооперации армии и поселенцев в вопросах создания подобных "форпостов" речи быть не может. Тем не менее, как отмечают старые активисты поселенческого движения, там, где "форпост" нужен, его демонтируют раз, максимум два раза. Потом, снова вернувшихся туда поселенцев не трогают. Ненужный "форпост" будет выселяться до полного политического успеха (или краха) инициатора очередной кампании по борьбе с "безродными поселенцами".

http://novosty.co.il/

Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств Гжесик Юлиан

3. Первые еврейские поселения в Палестине

И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис. 11, 11–12).

И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу <…> там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки (Иез. 36, 24; 37, 25).

Скептики относят исполнение этих и сходных пророческих текстов к прошлому, утверждая, что они исполнились во время возвращения евреев из авилонии. Однако как объяснить слова о собирании евреев «от четырех концов земли»? Трижды уводили вавилонские армии плененных евреев, но только в римские времена произошло их рассеяние по «четырем сторонам света». Наверное, не было в мире страны без еврейской диаспоры. И именно «из всех стран», по которым Бог их рассеял, в назначенное время начался исход евреев в страну, «которую Я дал рабу Моему Иакову» (Иез. 28, 25). Если у кого-нибудь еще остались сомнения, пусть откроет Библию и прочтет:

И будут покупать поля в земле сей, о которой вы говорите: «это – пустыня, без людей и без скота; она отдана в руки Халдеям»; будут покупать поля за серебро и вносить в записи, и запечатывать и приглашать свидетелей – в земле Вениаминовой и в окрестностях Иерусалима, и в городах Иуды и в городах нагорных, и в городах низменных и в городах южных; ибо возвращу плен их, говорит Господь (Иер. 32, 43–44).

В многовековой истории народа Израиля нельзя найти другую эпоху, в которую бы он за деньги в крупных размерах приобретал земли своих предков. Только после 1878 г. вновь приобретенная собственность еврейских эмигрантов обеспечивалась юридически оформленными документами. Эти факты не опровергнешь никакими софистическими толкованиями.

В 1868 г. Шарль Неттер из Alliance предложил открыть в Палестине сельскохозяйственную школу. 1870 г. купили земельный участок, и школа была построена. Островок еврейского земледелия в арабском море назвали Микве-Исраэль («Надежда Израиля»). Директором школы стал Неттер. 1879 г. была куплена земля возле Яффы, и созданную здесь колонию назвали Петах-Тиква («рата надежды»). Однако попытка создать колонию оказалась неудачной.

В 1882 г. группа студентов из Харькова решила отправиться в Палестину. России в то время распространилась сионистская идея под лозунгом «Дом Иакова, отправляйтесь, и мы пойдем!» (на иврите: «Бейт Иаков, леху венелха!»). От начальных букв этого девиза образовалась аббревиатура «Билу». Первая группа пионеров во главе с Давидом Левонтиным, будущим директором банка Англо-Палестинской компании, заложила селение Ришон-Лецион («Первый для Сиона»). Румынские евреи создали колонию Рош-Пина («Краеугольный камень») возле Сафеда (Цфата), а под Яффой – Зихрон-Яаков («Памяти Иакова»).

Турки чинили поселенцам разные препятствия. Ходатайства перед султаном Осман-Пашой помогали мало. Для поселенцев из «Билу» ко всем трудностям прибавилась борьба с нуждой, малярией, нападениями бедуинов, а также с еврейскими фанатиками, до тех пор жившими в Святой земле за счет «халлуки», благотворительной помощи от евреев всего мира. Фанатики встретили пионеров «Билу» насмешками и ненавистью. Чиновники еврейского агентства Alliance из Парижа также преследовали пришельцев, называя их «нигилистами» и делая все, чтобы они уехали в Америку.

Иехиель Михаэль Пинес – набожный еврей, который 70 лет жил в Палестине, поддерживал материально и морально неопытных колонистов.

В 1885 г. в колонии Гедера («Огражденная») впервые зажгли хануккальные свечи.

С 1882 г. параллельно разворачивалась эмиграция в Америку, где стали возникать поселения на общественно-коллективных принципах. Это была трудовая эмиграция, и поселения распались, так как евреи шли работать на промышленные предприятия.

Начиная с 1881 г. барон Ротшильд через анонимную фирму «Известный благотворитель» материально поддерживал колонии «Билу» и другие, созданные под его покровительством. Последние, рассчитывая на помощь извне, не очень заботились об экономических результатах своей деятельности. На этой почве возник и начал шириться антагонизм между религиозными ортодоксами и молодыми, полными энтузиазма пионерами.

Мориц Гирш (1831–1896), барон, пробовал направить эмиграцию в другое русло. Он основал Jewish Colonisation to Argantina – «Еврейское колонизационное общество в Аргентине» – для поддержки эмиграции евреев в эту страну. Из 20 тысяч акций он выкупил 19993. Гирш обратился с призывом к российским евреям, планируя переселение 3 миллионов человек, но фактически в Америку переехало всего несколько тысяч. Он призывал: «Дайте мне еврейских пропагандистов, и план осуществится!» Свое состояние (250 миллионов франков) Гирш завещал «Еврейскому колонизационному обществу в Аргентине», чтобы на проценты от капитала поддерживать еврейских поселенцев в Святой земле.

В 1889 г. в еврейских колониях Палестины проживало около 4000 человек. Кроме того, там был старый ишув (постоянное еврейское население) численностью 45 000, что вместе составляло 8 процентов населения страны, насчитывавшего 600 000 человек.

Еврейская колонизация перед Первой мировой войной шла так. 1908 г. в Палестину приехал доктор Артур Руппин со своим секретарем Яковом Тоном, после чего в Яффе было образовано «Палестинское сионистское управление». 1908–1909 гг. из России, где после революции 1905 г. сложилось угрожающее евреям положение, прибыла вторая после «Билу» (1882 г.) алия (поток иммигрантов) под лозунгом «Кибуш гаавода!» («Получить работу!»).

В 1908 г. в Тель-Авиве открыли гимназию, заселив евреями несколько десятков окружающих ее здание домов. 1913 г. состоялся первый ее выпуск. В том же году в Хайфе открыли техническую школу. вопросе о языке обучения был достигнут компромисс: физику и математику решили преподавать на древнееврейском, другие предметы – на немецком. течение пяти лет предполагалось полностью перейти на древнееврейский язык. 1914 г. профессор Борис Шац основал в Иерусалиме художественно-ремесленное училище «Бецалель». озникли и другие учебные заведения. С 1870 г. действовала сельскохозяйственная школа в Микве-Исраэль. 21 июля 1918 г. на горе Скопус был заложен краеугольный камень Еврейского университета.

В 1899 г., собрав необходимое количество акций, Теодор Герцль приехал в Лондон, чтобы оформить документы для открытия банка «Еврейский колонизационный трест». 1901 г. он выпустил акции на сумму 250 000 фунтов стерлингов, и банк начал нормально функционировать.

Отношение арабов к евреям было в целом доброжелательным. 1913 г. на переговоры с ними был делегирован Генеральный секретарь семирной сионистской организации Нахум Соколов.

Решающую же роль в ловле символических «рыб» (евреев) для сионистской идеи Израиля сыграл Теодор Герцль.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Мифы Цивилизации автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

СТЕНА И ЕВРЕЙСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ В 150 поселениях на Западном берегу и в 16 поселениях в ceктоpe Газа проживает свыше 200 тысяч израильтян (с учетом Восточного Иерусалима 400 тысяч). При этом 3/4 населения проживает вблизи «зеленой линии», условной границы Израиля. Большинство

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

10. Иерусалим в Палестине Итак, ветхозаветное восстановление Иерусалима не имеет отношения к «Иерусалиму» в современной Палестине. Когда и почему возникло представление, будто библейский Иерусалим находится на восточном берегу Средиземного моря, в глубине

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Евреи в Палестине Завоевав Палестину (Ханаан) и жестоко расправившись с ее оседлым населением (в Библии красочно описываются «подвиги» иудеев, которые, с благословения Яхве, безжалостно уничтожали целые города и опустошали плодородные области этой благодатной части

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА LVI Сарацины, франки и греки в Италии, - Первые предприятия и поселения норманнов. - Характер и завоевания герцога Апулии, Роберта Гвискара. - Его брат Роджер освобождает Сицилию. - Победы, одержанные Робертом над императорами восточным и западным. - Король Сицилии

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

Глава 1 Еврейские поселения в Европе до крестовых походов (500-1096 гг.) 1. Италия и Византия Римская империя, отнявшая у евреев их отечество - Иудею, всегда давала приют в своих владениях еврейским переселенцам. После разделения империи на Западную Римскую и Восточную

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

Первые еврейские террористы Уже начало 1878 года ознаменовано событиями, которые предвещали перелом в движении, переход от мирной пропаганды в народе к резкой борьбе с правительством. Начиналась эпоха «мести за месть», эпоха террора, в ответ на который следовали еще более

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Мир в Египте и Палестине Зимой 519/18 г. до н. э. Дарий отправился в поход на запад. На его пути лежала Палестина, и, без сомнения, он достаточно долго медлил с улаживанием ее дел. Возможно, у нас есть скрытое указание на то, что случилось, в пророчестве, которое Захария озвучил

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

6. Хетты в Палестине Теперь мы должны рассмотреть следующий парадоксальный факт: в то время как хетты появляются в Ветхом завете как палестинское племя, накопление наших знаний об истории древнего народа хатти уводит нас все дальше от Палестины и, наконец, родина хеттов

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Первые поселения в Лации Постоянные поселения появляются в Лаций не раньше конца II тыся­челетия. Более раннему их возникновению, по-видимому, мешала вулка­ническая деятельность, позднее ослабевшая. Обитатели этих поселений были носителями «культуры Виллановы» и

Из книги Священное воинство автора Рестон Джеймс

1. В Палестине Как только Саладин узнал, что корабль английского короля наконец отплыл на родину, султан решил совершить паломничество в Мекку, чтобы возблагодарить Аллаха. Такое паломничество означало бы для него соблюдение верности последнему, пятому из столпов веры

Из книги Божии дворяне автора Акунов Вольфганг Викторович

Тевтоны в Палестине Итак, “Священной” Римско-Германской Империи удалось подчинить себе, после Англии, Кипр, в знак чего Император Генрих VI прислал Амори де Лузиньяну, титулярному королю Иерусалимскому, скипетр с которым последний короновался королем Кипрским

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Первые славянские поселения на Москве-реке В VIII в. скандинавы и славяне связали Северную Европу с Византией путем «из варяг в греки», на котором дороги заменяли реки. Одним из узлов этого пути было место, где истоки Днепра, Волги и Оки близко подходят друг к другу. Здесь

Из книги Израиль и (не)контролируемые территории. Уйти нельзя остаться автора Эпштейн Алек Д.

Еврейские поселения на контролируемых территориях в конце ХХ – первом десятилетии XXI века В период, предшествовавший победе И. Рабина на выборах 1992 года и даже после этого, на Западном берегу и в секторе Газы были основаны десятки еврейских поселений; десятки и сотни

Из книги История Гжатских деревень. Сборник автора Автор неизвестен

Первые поселения на Гжатской земле (предыстория гжатских деревень) Т.Н. Пахоменкова, старший научный сотрудник отдела фондов СОГУК «Мемориальный музей Ю.А. Гагарина» (г. Гагарин)История гжатских деревень своими корнями уходит в седую древность. Главным источником

    Цель данного списка предоставить основную информацию об израильских форпостах в Иудее и Самарии (Западный берег реки Иордан). Содержание 1 А Байт а Адом (Хават Ишув а Даат) … Википедия

    Эта статья о регионе Ближнего Востока. О музыкальной группе см. Сектор Газа (группа). Координаты: 31°26′00″ с. ш. 34°23′00″ в. д. / 31.433333° с. ш … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Палестинская национальная администрация, ПНА (араб. السلطة الوطنية ا … Википедия

    Ивр. ליכוד‎ … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эпштейн. Алек Д. Эпштейн … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Ариэль … Википедия

    Эту страницу предлагается переименовать в Города Палестинских территорий. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/18 апреля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Израиль (значения). Государство Израиль מדינת ישראל Мединат Исраэль دولة إسرائيل‎ Даулат Исра’иль … Википедия

Loading...Loading...