Гуревич п с основы философии учебное пособие. Гуревич П

П.С. Гуревич

Основы философии

Введение

Студент пришел ко мне, чтобы сдать экзамен по философии. На лице у него застыло отчаяние, фигура выглядела страдальческой. Он долго тискал в руках вытащенный билет и вдруг спросил:

– Павел Семенович, а зачем человеку философия?

– В каком смысле? – удивился я.

– Ну, я понимаю, – продолжал студент, – тракторист пашет, крестьянин собирает урожай, печник кладет печку…

Экзаменуемый вдруг почувствовал вдохновение:

– А какая польза от философии?

Студент глядел на меня с видом известного богослова Мартина Лютера, который окончательно развенчал папу римского.

– А зачем человеку шахматы? – в свою очередь простодушно спросил я.

– Ну, это совсем другое дело, – студент снисходительно улыбнулся. – Игра, азарт.

Минувший век оказался на редкость прагматичным, деловым.

Не раз ученые, да и сами философы пытались порассуждать о том, что приносит человеку непосредственную пользу, а что, вообще говоря, от лукавого. Не только философия, но и любое знание о человеке, человеческом духе казалось кое-кому химеричным, мало приспособленным к тому, чтобы обустраивать жизнь. Однако человек никогда не стал бы человеком, если бы интересовался только тем, что приносит ему сиюминутную пользу.

Безмерную услугу оказал людям первый умелец, который начертал на скале свои рисунки. Однако что от них проку: сыт ведь не будешь. На заре человеческой истории появились пророки, мудрецы. Для шлифовки ума в Индии изобрели шахматы. Потом уже в библейские времена родилась мудрость: «Не хлебом единым жив человек…» Кстати, именно в прошлом веке отечественный писатель Владимир Дудинцев напомнил эту истину. Так назывался написанный им роман, в котором говорилось о необходимости возрождения духовности.

Философию иногда называют высшей мудростью. Она пользуется абстрактными понятиями, демонстрирует различные головоломки, которые требуют напряжения мысли. Обращается к вопросам, которые кажутся предельно отвлеченными, далекими от реальной жизни. Это рождает у тех, кто изучает философию, определенную робость, подозрительность. В самом деле, кому нужна эта заумь? Может быть, гораздо проще иронично назвать философом соседа, который обнаружил способность рассуждать?

Между тем философию во многих странах начинают изучать даже в начальных классах. Учительница читает какой-нибудь рассказ или отрывок из конкретного сочинения и предлагает учащимся оценить события, поразмышлять над прочитанным. И тут обнаруживается, что многое из того, что по первому впечатлению кажется очевидным, требует раздумья. Попробуйте проверить себя. Возьмите какое-нибудь сочинение и условно разбросайте на полях вопросы: «Действительно ли так?», «Почему?», «Можно ли с этим согласиться?» Теперь еще раз взгляните на текст, и вы обнаружите, что возможности человека сомневаться в тех или иных утверждениях, глубоко обдумывать тот или иной вопрос беспредельны.

Впрочем, попробуем. Открываем книгу бельгийского драматурга и поэта Мориса Метерлинка (1862–1949) «Разум цветов». Читаем: «Среди растений, в жизни которых мы наблюдаем разительные примеры инициативы, право на особенно внимательное изучение принадлежит тем, которые можно назвать одушевленными или чувствительными. Я ограничусь упоминанием о грациозном испуге „не тронь меня“ всем нам хорошо знакомой чувственной мимозы».

Проглядываем эти строчки и думаем: «Разве растения обладают инициативой?» Ведь такое чаще говорят о человеке. Неужели у растений есть душа и чувства? Может быть, можно сказать о мимозе, что она испугалась, но передать ей человеческие слова «не тронь меня…» Это уж слишком. Хотя, с другой стороны, ведь растения живые. Не исключено, что у них действительно есть разум. Где-то я прочитал про то, как комнатные растения реагируют на появление убийцы. Это, впрочем, был какой-то научный эксперимент. Растение, оказывается, опознает преступника. Возможно ли такое?

Представим себе, что все это правда. Но тогда число вопросов множится. Вообще, что такое разум? Присущ ли он только человеку? Или есть нечто, что мы только принимаем за разум, а речь идет совсем об ином? «Не слишком безрассудно кажется мне утверждать, – пишет Метерлинк, – что нет существ более или менее разумных, но что существует всеобщий, разлитый повсюду разум, нечто вроде всемирного флюида, различно проникающего во все встречающиеся на его пути организмы, смотря по тому, являются ли они добрыми или дурными проводниками духа».

Итак, Метерлинк считает, что разум разлит во всей природе. Можем ли мы опровергнуть это утверждение? Окончательные доводы против данного суждения мы вряд ли сыщем. Тогда остается признать, что такое допущение возможно, но оно не является общепринятым. В этом случае можно говорить о своеобразной поэтизации природы, даже о ее очеловечивании. Метерлинк не одинок. Многие философы боготворили, одухотворяли природу. Так рождалась особая философская область знания, которую назвали натурфилософией.

Натурфилософы (исследователи природы) подчас скептически относились к идее Бога. Они полагали, что мир можно объяснить исходя из самой природы. Это она, вечная и чудодейственная, развертывая себя, создает великое многообразие мира, в том числе и свой венец – чело века. Именно поэтому природа достойна поклонения. Единожды возникнув сама по себе, она раскрывает свое безмерное богатство и разнообразие. Однако среди натурфилософов были и такие мыслители, которые признавали Бога. Восхваляя природу, они считали, что это – язык, на котором Бог разговаривает с людьми. Так появилось так называемое естественное богословие.

Философия, будучи относительно целостной, обнаруживает себя во множестве направлений, течений, учений и взглядов. Чтение Метерлинка позволило нам войти в область специфического подхода к миру – натурфилософского. Но он, понятное дело, не единственный. За века и тысячелетия своего существования философия накопила огромный арсенал идей, теорий, открытий. Внутри философии рождались особые отрасли философского знания. Появлялись школы, направления, течения. Сменяли друг друга философские эпохи.

Мы видим, что философы придерживаются разных воззрений. На что, однако, они опираются? Почему возникают различные направления мысли? Какие темы подвластны философии? Когда она возникла и исчезнет ли когда-нибудь? Можно ли обойтись без философии за время своего существования? Какую роль она играет в нашей собственной жизни?

Философия включает в себя определенное миропонимание. Она объясняет мир, сущность природы, место в ней человека. Она содержит в себе эмоциональную оценку мира, объяснение его тайн. Она служит для людей своеобразным духовным поводырем и наставником.


Изложение материала в учебном пособии по философии имеет свою специфику, которая объясняется ее особенностями как области мысли, миропостижения. Если при изучении физики или химии задача студентов заключается в том, чтобы понять те или иные законы и запомнить их, то философия по самому своему духу не дает окончательных ответов на поставленные вопросы, потому что поиск истины в ней не завершен. Для философа имеет значение не только тот или иной вывод. Не менее значимо для него и само рассуждение, развертывание мысли, процесс обдумывания проблемы.

Пособие приглашает задуматься над вопросами, поставленными человечеством еще на заре цивилизации и не решенными по сей день. Оно позволяет понять, какими сложными путями движется разум, раскрывает парадоксальность познания. Вот почему, изучая материал, вы будете знакомиться с разными точками зрения на обсуждаемые проблемы и, размышляя вместе с автором, тем не менее начнете развивать свой собственный взгляд на мир.

При изложении материала автор, используя сочетание проблемного и исторического подходов в раскрытии основных тем, пытался осветить мир мудрости как бы с двух сторон: с одной стороны, показывая уже имеющееся видение сущности проблем, связанных с постижением тайн бытия и сознания, а с другой – рассматривая способы и формы возникновения и решения проблем мироздания, что имеет немалую познавательную ценность для учащихся, поскольку содействует направленной активизации их мыслительной деятельности в целом.

Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем больше возникает у него новых вопросов, и истина вроде бы и не приближается, а удаляется, словно подтверждая гениальную формулу древнегреческого философа Сократа (469–399 до н. э.): «Я знаю, что я ничего не знаю».

Основные понятия

Абстрактный – отвлеченный, неконкретный.

Идея – концептуальная мысль.

Интуиция – непосредственное переживание действительности, духовное видение.

Натурфилософия – философия природы.

Студент пришел ко мне, чтобы сдать экзамен по философии. На лице у него застыло отчаяние, фигура выглядела страдальческой. Он долго тискал в руках вытащенный билет и вдруг спросил:

– Павел Семенович, а зачем человеку философия?

– В каком смысле? – удивился я.

– Ну, я понимаю, – продолжал студент, – тракторист пашет, крестьянин собирает урожай, печник кладет печку…

Экзаменуемый вдруг почувствовал вдохновение:

– А какая польза от философии?

Студент глядел на меня с видом известного богослова Мартина Лютера, который окончательно развенчал папу римского.

– А зачем человеку шахматы? – в свою очередь простодушно спросил я.

– Ну, это совсем другое дело, – студент снисходительно улыбнулся. – Игра, азарт.

Минувший век оказался на редкость прагматичным, деловым.

Не раз ученые, да и сами философы пытались порассуждать о том, что приносит человеку непосредственную пользу, а что, вообще говоря, от лукавого. Не только философия, но и любое знание о человеке, человеческом духе казалось кое-кому химеричным, мало приспособленным к тому, чтобы обустраивать жизнь. Однако человек никогда не стал бы человеком, если бы интересовался только тем, что приносит ему сиюминутную пользу.

Безмерную услугу оказал людям первый умелец, который начертал на скале свои рисунки. Однако что от них проку: сыт ведь не будешь. На заре человеческой истории появились пророки, мудрецы. Для шлифовки ума в Индии изобрели шахматы. Потом уже в библейские времена родилась мудрость: «Не хлебом единым жив человек…» Кстати, именно в прошлом веке отечественный писатель Владимир Дудинцев напомнил эту истину. Так назывался написанный им роман, в котором говорилось о необходимости возрождения духовности.

Философию иногда называют высшей мудростью. Она пользуется абстрактными понятиями, демонстрирует различные головоломки, которые требуют напряжения мысли. Обращается к вопросам, которые кажутся предельно отвлеченными, далекими от реальной жизни. Это рождает у тех, кто изучает философию, определенную робость, подозрительность. В самом деле, кому нужна эта заумь? Может быть, гораздо проще иронично назвать философом соседа, который обнаружил способность рассуждать?

Между тем философию во многих странах начинают изучать даже в начальных классах. Учительница читает какой-нибудь рассказ или отрывок из конкретного сочинения и предлагает учащимся оценить события, поразмышлять над прочитанным. И тут обнаруживается, что многое из того, что по первому впечатлению кажется очевидным, требует раздумья. Попробуйте проверить себя. Возьмите какое-нибудь сочинение и условно разбросайте на полях вопросы: «Действительно ли так?», «Почему?», «Можно ли с этим согласиться?» Теперь еще раз взгляните на текст, и вы обнаружите, что возможности человека сомневаться в тех или иных утверждениях, глубоко обдумывать тот или иной вопрос беспредельны.

Впрочем, попробуем. Открываем книгу бельгийского драматурга и поэта Мориса Метерлинка (1862–1949) «Разум цветов».

Читаем: «Среди растений, в жизни которых мы наблюдаем разительные примеры инициативы, право на особенно внимательное изучение принадлежит тем, которые можно назвать одушевленными или чувствительными. Я ограничусь упоминанием о грациозном испуге „не тронь меня“ всем нам хорошо знакомой чувственной мимозы»1
Метерлинк М. Разум цветов. М., 1995. С. 127.

Проглядываем эти строчки и думаем: «Разве растения обладают инициативой?» Ведь такое чаще говорят о человеке. Неужели у растений есть душа и чувства? Может быть, можно сказать о мимозе, что она испугалась, но передать ей человеческие слова «не тронь меня…» Это уж слишком. Хотя, с другой стороны, ведь растения живые. Не исключено, что у них действительно есть разум. Где-то я прочитал про то, как комнатные растения реагируют на появление убийцы. Это, впрочем, был какой-то научный эксперимент. Растение, оказывается, опознает преступника. Возможно ли такое?

Представим себе, что все это правда. Но тогда число вопросов множится. Вообще, что такое разум? Присущ ли он только человеку? Или есть нечто, что мы только принимаем за разум, а речь идет совсем об ином? «Не слишком безрассудно кажется мне утверждать, – пишет Метерлинк, – что нет существ более или менее разумных, но что существует всеобщий, разлитый повсюду разум, нечто вроде всемирного флюида2
Флюид – некий психический ток, излучаемый человеком, то, что исходит от кого-то.

Различно проникающего во все встречающиеся на его пути организмы, смотря по тому, являются ли они добрыми или дурными проводниками духа»3
Метерлинк М. Разум цветов. М., 1995. С. 163.

Итак, Метерлинк считает, что разум разлит во всей природе. Можем ли мы опровергнуть это утверждение? Окончательные доводы против данного суждения мы вряд ли сыщем. Тогда остается признать, что такое допущение возможно, но оно не является общепринятым. В этом случае можно говорить о своеобразной поэтизации природы, даже о ее очеловечивании. Метерлинк не одинок. Многие философы боготворили, одухотворяли природу. Так рождалась особая философская область знания, которую назвали натурфилософией.

Натурфилософы (исследователи природы) подчас скептически относились к идее Бога. Они полагали, что мир можно объяснить исходя из самой природы. Это она, вечная и чудодейственная, развертывая себя, создает великое многообразие мира, в том числе и свой венец – чело века. Именно поэтому природа достойна поклонения. Единожды возникнув сама по себе, она раскрывает свое безмерное богатство и разнообразие. Однако среди натурфилософов были и такие мыслители, которые признавали Бога. Восхваляя природу, они считали, что это – язык, на котором Бог разговаривает с людьми. Так появилось так называемое естественное богословие.

Философия, будучи относительно целостной, обнаруживает себя во множестве направлений, течений, учений и взглядов. Чтение Метерлинка позволило нам войти в область специфического подхода к миру – натурфилософского. Но он, понятное дело, не единственный. За века и тысячелетия своего существования философия накопила огромный арсенал идей, теорий, открытий. Внутри философии рождались особые отрасли философского знания. Появлялись школы, направления, течения. Сменяли друг друга философские эпохи.

Мы видим, что философы придерживаются разных воззрений. На что, однако, они опираются? Почему возникают различные направления мысли? Какие темы подвластны философии? Когда она возникла и исчезнет ли когда-нибудь? Можно ли обойтись без философии за время своего существования? Какую роль она играет в нашей собственной жизни?

Философия включает в себя определенное миропонимание. Она объясняет мир, сущность природы, место в ней человека. Она содержит в себе эмоциональную оценку мира, объяснение его тайн. Она служит для людей своеобразным духовным поводырем и наставником.


Изложение материала в учебном пособии по философии имеет свою специфику, которая объясняется ее особенностями как области мысли, миропостижения. Если при изучении физики или химии задача студентов заключается в том, чтобы понять те или иные законы и запомнить их, то философия по самому своему духу не дает окончательных ответов на поставленные вопросы, потому что поиск истины в ней не завершен. Для философа имеет значение не только тот или иной вывод. Не менее значимо для него и само рассуждение, развертывание мысли, процесс обдумывания проблемы.

Пособие приглашает задуматься над вопросами, поставленными человечеством еще на заре цивилизации и не решенными по сей день. Оно позволяет понять, какими сложными путями движется разум, раскрывает парадоксальность познания. Вот почему, изучая материал, вы будете знакомиться с разными точками зрения на обсуждаемые проблемы и, размышляя вместе с автором, тем не менее начнете развивать свой собственный взгляд на мир.

При изложении материала автор, используя сочетание проблемного и исторического подходов в раскрытии основных тем, пытался осветить мир мудрости как бы с двух сторон: с одной стороны, показывая уже имеющееся видение сущности проблем, связанных с постижением тайн бытия и сознания, а с другой – рассматривая способы и формы возникновения и решения проблем мироздания, что имеет немалую познавательную ценность для учащихся, поскольку содействует направленной активизации их мыслительной деятельности в целом.

Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем больше возникает у него новых вопросов, и истина вроде бы и не приближается, а удаляется, словно подтверждая гениальную формулу древнегреческого философа Сократа (469–399 до н. э.): «Я знаю, что я ничего не знаю».

Основные понятия

Абстрактный – отвлеченный, неконкретный.

Идея – концептуальная мысль.

Интуиция – непосредственное переживание действительности, духовное видение.

Натурфилософия – философия природы.

Прагматический – практический, относящийся к действию, служащий практике.

Разум – ум; способность, деятельность человеческого духа, направленная на познание.

Скептик – человек, который сомневается.

Человечество – совокупность народов, живущих на Земле.

Вопросы и задания

1. Какие чувства испытываете вы, когда вас называют философом? Подчеркните нужное или дайте свой вариант ответа:

– гордость;

– радость;

– самоуважение.

2. Что означает библейская мудрость: «Не хлебом единым…»? Как это вы понимаете и согласны ли вы с этим? Чем еще жив человек, кроме хлеба?

3. Аристотель говорил: «Философия начинается с удивления». Верна ли эта мысль? Что из недавно прочитанного вызвало у вас удивление? Можно ли найти в этом тексте основание для философствования?

4. Почему философию можно назвать «матерью всех наук»? Это мысль Артура Шопенгауэра. Как вы это понимаете? Отчего дети постоянно спрашивают «почему»? Можно ли ответить на все детские вопросы? Попробуйте привести примеры, когда детские вопросы оказываются предельно сложными.

5. Некий правитель спросил Эзопа, древнегреческого мудреца, который родился в 600 г. до н. э., почему не богачи ходят к мудрецам, а наоборот. Эзоп ответил: «Потому что мудрецы знают, что им нужно для жизни, а богачи не знают, иначе бы они не о богатстве заботились, а о мудрости».

Согласны ли вы с этим суждением мудреца и баснописца Эзопа? Знают ли мудрецы, что им нужно для жизни? Что более ценно – мудрость или богатство? Ценят ли мудрость окружающие вас люди? Надо ли заботиться о мудрости или она только мешает нажить богатство?

6. Древнегреческий философ Ксенофан (ок. 570 – после 478 до н. э.) говорил: «Не от начала все открыли Бога смертным, но постепенно, ища, люди находят лучшее».

Почему люди не располагают абсолютной мудростью? Отчего им приходится приобретать знания? Чем может закончиться этот процесс? Подчеркните нужное:

– люди наконец обретут полное знание;

– люди никогда не приобретут всю мудрость;

– люди накопят больше заблуждений, нежели истин.

7. Считаете ли вы, что все живые существа обладают разумом? Приведите примеры «за» и «против».

8. Почему философия распадается на множество школ и направлений? Если бы вы стали философом, какие вопросы оказались бы для вас предельно интересными?

9. Нужна ли философия лично вам?

10. Все ли подвластно философии?

Глава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Возникновение философии. Множество вариантов философской рефлексии. Дофилософские способы осмысления мира. Логос как духовное первоначало. Собственные заветы философа. Специфика философии как формы общественного сознания. Соотношение философии и науки. Место философии в культуре. Величие и трагедия философии. Различные определения философии.


Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Груз постоянного раздумья зачастую кажется непереносимым. Но человеку присуще и иное состояние души. Он открывает в себе способность продвигаться к одухотворяющей истине, открывать тайны реальности, наслаждаться самим процессом развертывания мысли.

1.1. Любовь к мудрости
1.1.1. Что значит философствовать?

Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.

В XIX в. наука достигла внушительных успехов. Она не только создала относительно целостную картину мира, но и сумела вооружить человека знаниями, которые значительно изменили его жизнь. В ХХ в. человек приоткрыл завесу над тайнами строения мира. Он преодолел гравитационное притяжение Земли, перешагнул через звуковой барьер, открыл новые, почти фантастические источники энергии, преуспел в расшифровке генома человека. Мыслящая материя несет свой свет на другие планеты. Все ярче разгорается факел разума, обогащается сокровищница знаний, накопленных за тысячелетия напряженной работы человеческого ума. Мы вплотную подошли к раскрытию тайн Вселенной, вопросам возникновения жизни на Земле, мы пытаемся заглянуть в наше ближайшее и отдаленное будущее.

Уже отмечалось, что удивление является подлинно философским чувством. В нем можно усматривать корень всякого философствования. «Если же это так, – спрашивает Эрнст Кассирер, – то возникает вопрос: какие же предметы первыми пробудили удивление человека и привели его на путь философских размышлений?»4
Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 7.

Были ли это «физические» или «духовные» предметы, природный порядок или творения самого человека? По мысли Кассирера (1874–1945), наиболее естественно предположить, что первым начал подниматься из хаоса мир астрономии. Почти во всех великих религиях, имеющих культурную традицию, мы встречаемся с почитанием небесных светил.

Кассирер считает, что именно здесь человеку впервые удается освободиться от удушливого плена чувств и подняться до широкого созерцания целостности бытия. В движении небесных тел, смене дня и ночи, закономерном повторении времен года человек видел первый значительный пример единообразного процесса. Он бесконечно возвышался над миром самого человека. Этому процессу была чужда переменчивость настроения и непредсказуемость, характерная не только для обычного человеческого поведения, но и для действия «примитивных» демонических сил. В человеке, по словам Кассирера, впервые забрезжило понимание того, что существуют действие и «действительность», которые ограничены жесткими рамками и связаны определенными неизменными законами.

Ко всем чудесам нравственного порядка присоединялись другие, не менее великие и исполненные загадочности, так как все, что выходило из рук человека, окружало его как непостижимая тайна. Ему была чужда мысль считать себя создателем этих творений. Они возвышались не только над ним самим, но и над всем тем, что был в состоянии произвести весь его род. И если человек приписывал им какое-то происхождение, то оно могло быть только мифическое. Их сотворил Бог. Спаситель принес их с небес и научил людей пользоваться ими. Такие мифы о культуре встречаются в мифологиях всех времен и народов.

Философствовать означает, прежде всего, размышлять о природе вещей, добывать глубочайшее знание, пробиваться к высшей мудрости. Существует множество определений человека. Он и «разумное творение», и «создатель символов», и «политическое животное». Можно, пожалуй, указать еще на одну черту, без которой человек не был бы самим собой. Он, как бы ни старался, не может не философствовать. Такова его антропологическая, т. е. человеческая природа, если угодно – странность.

Он пытается осмыслить вопросы, которые как будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Чем вызваны проблески сознания в человеке? Каково предназначение человека? Философия – одна из неотъемлемых форм культурного бытия человека. В любую эпоху, на разных материках рождались мудрецы, которые задумывались над тайнами мира. Не было эпохи, когда философия исчезала бы. Она, по-видимому, никогда не прекратит своего существования, покуда жив человек. Это глубинная, неискоренимая потребность человека. Она вечно будет стремиться к постижению секретов природы, человеческого духа, божественных тайн.

В Англии XIX в. жил поэт Алфред Теннисон (1809–1892). Он пытался романтизировать унылое мещанское существование, нередко обращался к сентиментальным темам. Однажды он прогуливался среди расщелин и увидел цветок. Вот что он написал:


Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь – вот корень, стебелек,
Здесь на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек,
И в чем вся суть твоя, цветок,
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

Теперь, вникнув в приведенные строчки, попытаемся понять, как был воспринят цветок поэтом. Может быть, он насладился приятным зрелищем и отправился дальше? Нет же, любуясь природным творением, он его сорвал. Причем даже с корнем. Корень и стебелек – на его ладони. Зачем он это сделал? Можно догадаться: чтобы обострить мысль, как бы подержать ее на ладони и подумать. Своеобразное, вообще говоря, занятие. Создал гимн цветку и тут же его погубил. Мало того, еще придумал себе красивое оправдание. Мол, цветок способен помочь поэту проникнуть в суть человека. И не только – куда там! – можно распознать и самого Бога…

Строго говоря, если продолжать наши рассуждения, английский поэт выразил специфическое умонастроение, характерное, судя по всему, не только для него лично. Вся европейская культура пронизана такой установкой. Люди этой культуры не столько наблюдают природу, сколько пытаются ее исследовать, вырвать присущие ей тайны. Они стараются поставить природу себе на службу, овладеть ею. При этом в поисках истины умерщвляют все живое.

Но может быть, такое отношение к природе свойственно всем людям? Ведь человек – властелин природы. Американский философ Д.Т. Судзуки, читая лекции по дзен-буддизму, нашел иллюстрации иного рода. Он привел хокку5
Хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное стихотворение.

Японского поэта XVII в. В. Басё (1644–1694). Вот оно:


Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!

Итак, два разных человека, представители неодинаковых культур, увидели цветок во время прогулки. Их переживания оказались сходными. Творение вызвало восторг. Однако европеец сорвал цветок и погубил его. У японца в душе не возникло ничего подобного. Он не только не вырвал цветок из земли. У него не родилась даже мысль дотронуться до него. Он лишь «внимательно вгляделся», чтобы «увидеть» цветок. Англичанин хотел обладать цветком, японец обнаружил способность созерцать его. Оставить жить природное создание – стать с ним единым целым. Это уже совсем иное миросозерцание.

Американский философ комментирует трехстишие поэта следующим образом: «Вероятно, Басё шел по проселочной дороге и увидел у плетня нечто малоприметное. Он подошел поближе, внимательно вгляделся в него и обнаружил, что это всего лишь дикое растение, довольно невзрачное и не привлекающее взгляда прохожего. Чувство, которым проникнуто описание этого незамысловатого сюжета, нельзя назвать особенно поэтическим, за исключением, может быть, последних двух слогов, которые по-японски читаются как „кана“. Эта частица часто прибавляется к существительным, прилагательным или наречиям и приносит ощущение восхищения или похвалы, печали и радости и может быть при переводе в некоторых случаях весьма приблизительно пере дана с помощью восклицательного знака. В данном хокку все трехстишие заканчивается восклицательным знаком»6
Цит. по: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С. 46.

Один не задумываясь срывает цветок, другой даже не помышляет об этом. Но может, оказывается, родиться еще одно состояние, близкое к тому и другому умонастроению. Немецкий поэт Иоганн Гёте (1749–1832) написал стихотворение «Нашел»:


Бродил я лесом…
В глуши его
Найти не чаял я ничего.
Смотрю, цветочек,
В тени ветвей,
Всех глаз прекрасней,
Всех звезд светлей.
Простер я руку,
Но молвил он:
«Ужель погибнуть я осужден?»
Я взял с корнями питомца рос
И в сад прохладный к себе отнес,
В тиши местечко ему отвел,
Цветет он снова, как прежде цвел.

Эту ситуацию описывает американский философ Эрих Фромм (1900–1980). Он отмечает, что Гёте прогуливался в лесу без всякой цели, когда его взгляд привлек яркий цветок. У Гёте возникает то же желание, что и у Теннисона, – сорвать цветок. Но в отличие от Теннисона Гёте понимает, что это означает погубить его. Для Гёте этот цветок в такой степени живое существо, что он даже говорит с поэтом и предостерегает его.

Гёте решает эту проблему иначе, нежели Теннисон или Басё. Он берет цветок «с корнями» и пересаживает его «в сад прохладный», не разрушая его жизни. Позиция Гёте является промежуточной между позициями Теннисона и Басё: в решающий момент сила жизни берет верх над простой любознательностью. Нет нужды, замечает Э. Фромм, что в этом прекрасном стихотворении выражена суть его концепции исследования природы7
Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

Итак, три стихотворения о цветке. Можно пробежать их глазами и не обратить внимания на то, что они различны. Сколько вопросов рождает ситуация: шел по дороге, увидел цветок и… Стихотворные строчки, оказывается, могут стать путеводителем в мир разных культур. Читая стихи, мы сравниваем, размышляем, даем оценку. Находим решение: сорвать цветок, оставить его среди руин или под плетнем, перенести в прохладный сад. Стало быть, мы не просто потребляем стихи, а философствуем…

Гуревич П.С.

Основы философии: Учебное пособие

М.: Гардарики, 2000. - 438 с.
ISBN 5-8297-0046-8

Формат: DJVU 22 Мб

Качество: сканированные страницы + текстовый слой

Язык: русский

В пособии рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли.
Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.
Рассчитана на учащихся техникумов и училищ, а также на всех, кто интересуется философией.

Пособие приглашает задуматься над вопросами, поставленными человечеством еще на заре цивилизации и не решенными по сей день. Он позволяет понять, какими сложными путями движется разум, раскрывает парадоксальность познания. Вот почему, изучая материал, вы будете знакомиться с разными точками зрения на обсуждаемые проблемы и, размышляя вместе с автором, тем не менее начнете развивать свой собственный взгляд на мир.
При изложении материла автор, используя сочетание проблемного и исторического подходов в раскрытии основных тем, пытался осветить мир мудрости как бы с двух сторон: во-первых, показывая уже имеющееся видение сущности проблем, связанных с постижением тайн бытия1 и сознания, и, во-вторых, рассматривая способы и формы возникновения и решения проблем мироздания, что имеет немалую познавательную ценность Аля учащихся, поскольку содействует направленной активизации их мыслительной деятельности в целом.

Введение 13
Глава I. Философия и ее роль в обществе
§ 1. Всегда ли существовала философия? 18
Разные формы философствования (18) Мудрость народов (20) Философские категории (21) Дофилософские формы постижения мира (22) Критическое отношение к мифу (23) Специфика мифа (24)
§ 2. От мифа - к Логосу. 25
Почему возникла философия? (25) Что такое Логос? (26) Кто такой философ? (27) Заветы философов и жизнь (28)
§ 3. Специфика философии 29
Вековечные вопросы (29) Является ли философия наукой? (30) Метафизика (30)
§ 4. Трагизм и величие философии 32
Опыт трезвого мышления (32) Живучесть философии (33) Философия и ее место в культуре (34) Величие философии (35)
Глава II. Философия как мировоззрение
§ 1. Философия - это целостное воззрение на мир. 38
Что такое мировоззрение? (38) Логика философского процесса (39) Возможна ли абсолютная мудрость? (40)
§ 2. Различные оттенки «любомудрия» 42
Смысл философии (42) Платоновская концепция философии (42) Философия как познание конечных оснований (43) Идея философского метода (43) Философия как советчик (44)
§ 3. Философия и специальные науки 44
Опора философии (44) Вопреки научным фактам (46) Ценность философского прозрения (48)
§ 4. Судьба философских идей 50
Для чего живет человечество? (50) История философской идеи (51) Статус философской идеи (52) Жанр идеи (54)
§ 5. Взаимосвязь идей 55
Можно ли считать философию искусством? (55) Перекличка идей (57) О чем догадались философы? (58)
Глава III. Основной вопрос философии
§ 1. Отношение мышления к бытию 62
Обманчивая реальность (62) Майя (64) Образ пещеры у Платона (65) Другие миры (66)
§ 2. Бытие определяет сознание? 67
«Бытие» как философская категория (67) Что считать первичным? (69) Онтология (69) Воля как первоначало мира (70) Материализм и идеализм (72)
§ 3. Материя неотличима от разума 73
Как устроен мир? (73) Антропный принцип (75) Спор материалистов и идеалистов (77)
§ 4. Фундаментальные вопросы философии. 77
Вездесущ ли разум? (77) Полифонизм различных принципов (79) Счастье как основной вопрос философии (80) Человек как основной вопрос (82)
Глава IV Великие философы древности, средневековья и Возрождения
§ 1. Восточные мудрецы 86
Философ Конфуций (86) Жэнь (87) Поиск добродетели (88) Философ Лаоцзы (89) Дао (90)
§ 2. Будда и буддизм о познании последних истин 91
Мыслитель Будда (91) Четыре благородные истины (92)
§ 3. Античные философы. 93
Милетская школа (93) Философ Пифагор (95) Досократики (95) Философ Демокрит (97) Философ Сократ (98) Философ Платон (100) Философ Аристотель (101) Эпикуреизм, кинизм, стоицизм (102)
§ 4. Религиозные философы средневековья 104
Мыслитель Августин (104) «О граде Божьем» (105) Социальная философия Августина (106) Философ Фома Аквинский (107) Философия и теология (108)
§ 5. Философия Возрождения 109
Гуманизм (109) Философ Николай Кузанский (110) Проблемы морали (111)
Глава V Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.
§ 1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 114
Рациональность (114) Аскетизм (115) Философ Ф. Бэкон (116) Философ Декарт (118) Учение о методе (119)
§ 2. Философия эпохи Просвещения. 121
Человеческая природа.(121) Исторический оптимизм (122) Философ Вольтер (122) Философ Руссо (124) «Естественный человек» (125) Философ Гольбах (126) Философ Монтескье (126) Философ Дидро (127)
§ 3. Немецкая классическая философия 128
Философ Кант (128) Категорический императив Канта (129) Философ Гегель (131)
§ 4. Романтизм 133
Особый тип философствования (133) Многообразие вариантов романтизма (134)
Глава VI. Категория «бытие» в философии
§ 1. Бытие как смысл существующего 139
Всеохватывающая реальность (139) Бытие и cyiyee (140) Небытие (142)
§ 2. Бытие человека 143
Пограничные ситуации (143) Трагизм мира (144) Расколотость человеческого бытия (147)
§ 3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия. 148
Возникновение экзистенциализма (148) Экзистенция (149) Экзистенциалы (150) Человек - не безличный объект (152) Ситуация повседневного выбора (153)
§ 4. Философия как осознание бытийных феноменов мира 154
Бытие и свобода (154) «Человек из барака» (155) Абсурдность человеческого существования (156)
Глава VII. Проблема жизни в философии
§ 1. Жизнь - способ бытия человека 159
Феномен жизни (159) «Мыслящий тростник» (161)
§ 2. Жизнь как глубочайший философский символ 162
Уникальность жизни (162) Жизнь и бессмертие (164) Преодоление смерти (166) Символика жизни и смерти (168) Модусы бес¬смертия (169)
§ 3. Смысл жизни и благоговение перед ней 172
Эвдемонизм (173) Цель человеческой жизни (173) Феномен разрушительности (175) Высоты человеческого духа (177)
Глава VIII. Сознание - высшая ступень развития жизни
§ 1. Природные предпосылки сознания 180
Что такое разум? (180) Панлогизм (181) Как формировалось сознание (182) Мозг и сознание (184) Специфически человеческое достижение (185)
§ 2. Сознание и мышление 186
Рассуждающий человек (186\ Мышление как процесс (187) Абстрактное и конкретное мышление (188) Способность к абстракции (189) Происхождение речи (191)
§ 3. Сознание и бессознательное 192
Что такое бессознательное? (192) Психика и сознание (193) Бессознательные процессы психики (194)
§ 4. Сознание как космический феномен 196
Коллективное бессознательное (196) Архетипы (196) Материк психики (198) Беспредельные зоны бессознательного (200)
Глава IX. Сознание и познание
§ 1. Как человек познает окружающий мир 204
Границы познания (204) Онтология - учение о бытии (206) Познание (207) Доопытное знание (208)
§ 2. Идолы сознания. 210
Что мешает работе ума? (210) Идолы рода (211) Идолы пещеры (213) Идолы площади или рынка (214) Идолы театра или теории (215)
§ 3. Истина 217
Истина как нескрытность (217) Стремление к познанию (219) Агностицизм (220) Познавательные способности беспредельны? (222)
Глава X. Человек как главная философская проблема
§ 1 Биологическая природа человека 226
Специфически человеческое (226) Целостность человека (227) Телесность (229) Человеческая природа (230)
§ 2. Инонриродность человека 233
Инстинктупльная программа (233) Страх как человеческое переживание (234) Живительные силы истории (235)
§ 3. Особый род сущего 237
Уникальность человека (237) Отсутствие оригинальности? (238) В чем необычность человека? (239) Человек - общительное существо (240) Открытость человеческой природы (242)
§ 4. Человек как личность 243
Богатство внутреннего мира человека (243) Индивид и индивидуальность (245) Социализация (246) Личность - это целостность (247)
Глава XI. Основополагающие категории человеческого бытия
§ 1. Свобода и ее многообразные проявления 252
Многозначность понятия «свобода» (252) Свободен ли человек? (253) Бегство от свободы (254) Деспотизм и его обреченность (255) Вседозволенность (256) Свобода - нравственный императив (257) Творчество (258)
§ 2. Любовь и счастье. 261
Эрос - могучая страсть (261) Образы любви в Древней Греции (262) Романтические и идеальные чувства (263) Типы любви (264) Счастье (266)
§ 3. Смерть и смысл жизни 268
Конечность человеческого существования (268) Образы смерти (269) Страх перед смертью (270) «Книги мертвых» (271) Предназначение человека и его жизни (272)
Глава XII. Человек, Вселенная, природа
§ 1. Натурфилософия 275
Космогония (275) Хаос и гармония (276) Истолкователи природы (278) Первоосновы мира (278) Космос (279) Природа - живой организм (279) Появление понятия «натурфилософия» (280)
§ 2. Микрокосмос и макрокосмос 281
«Малый мир» и «большой мир» (281) Человек и Космос (282) Глобальный эволюционизм (284) Коэволюция (285)
§ 3. Овладение духом природы 285
Слияние с природой (255) Точное естествознание (286) Целостное истолкование природы (288) Природа - мастерская (289) Поэтизация природы (292) Покорение природы (294)
Глава XIII. Человек и история
§ 1. Нужна ли людям история? 298
Социальное измерение истории (298) Забвение истории опасно (299) Глубина исторического мышления (300) Был ли «золотой век»? (302) История и доистория (302) Логика истории и предопределенность (303) Учение Кальвина (304)
§ 2. Альтернативность истории 305
Различные исторические перспективы (305) Традиционное общество (306) «Революция опасна» (307) Развертывание всемирной истории (308) Русская идея (309)
§ 3. Стадии исторического процесса 311
Циклическое развитие (311) Линейные, прогрессистские концепции (312) Осевой принцип (313) Постиндустриальное общество (314) «Волны истории» (315)
§ 4. Идея прогресса 317
Восхождение к лучшему (317) Критика идеи прогресса (318)
Глава XIV Человек и общество
§ 1. Общество как феномен. 322
Социальные отношения (322) Социальность (324) Социальная теория (326) Общество началось с одиночки? (327)
§ 2. Как родилось общество? 328
«Социальные инстинкты» (328) Общественный договор и его критика (329) Пассионарность (332)
§ 3. Развитие общества 332
Ритмы истории (332) Мнения правят миром (333) Географический фактор (334) Экономический фактор (335) Моральный фактор (336)
§ 4. Революция или эволюция? 337
Социальные интересы (337) Классы и классовая борьба (338) Революция. «За» и «против» (339) Эволюция (341) Последствия реформ в России (343)
Глава XV Человек и культура
§ 1. Понятие культуры. 346
Разнообразие культур (346) Определение культуры (348) Культура - «вторая природа» (349)
§ 2. Культура - творение ума и рук человека. 351
Человеческое достояние (351) Ценность как понятие (353) Цели и ценности человека (353) Трансценденция (355) Смыслы культуры (356)
§ 3. Культура и цивилизация 358
Потенциал культуры (358) Понятие цивилизации (359) Теория цивилизаций (360)
§ 4. Символ - пароль культуры. 361
Знаковые системы (361) Природа символов (363)
§ 5. Массовая культура. 364
«Восстание масс» (364) Пороки массовой культуры (366)
Глава XVI. Основные виды духовной культуры
§ 1. Искусство. 370
Феномен красоты (370) Искусство (371) Специфика художественного творчества (373)
§2. Мораль. 374
Добро и зло (374) Этика (375) Золотое правило нравственности (376) Нормативная и ненормативная этика (378) Моральные нормы и предрассудки (380) Свобода выбора (381) Этика ненасилия (382)
§ 3. Наука. 383
Особый тип постижения реальности (383) Потребность в познании (384) История науки (385) Распространение знаний (386) Век знаний (387)
Глава XVII. Человек и религия
§ 1. Религия как феномен человеческой культуры 391
Философское постижение религии (391) Попытки определить религию (393) Религия как феномен (394) Язычество (396)
§ 2. Буддизм 398
Будда (398) «Атеистическая» религия (399) Дхарма (400)
§ 3. Христианство 401
Рождение христианства (401) Религиозный опыт (402) Отличие религии от философии (404) Разновидности христианства (405)
§ 4. Ислам 407
Возникновение ислама (407) «Пять столпов ислама» (408)
§ 5. Религия - явление мировой культуры 409
Перевороты в духовном развитии человечества (409) Происхождение религии (409) Структура и функции религии (410)
Глава XVIII. Формирование информационного общества
§ 1. Научно-техническая революция и ее социальные последствия 413
Ускорение прогресса (413) Современные технологии (414) Научно-техническая революция (НТР) (415) Информационные технологии (415)
§ 2. Глобальные проблемы современности 418
Римский клуб (418) Критерии глобальных проблем (419) Демографические проблемы (419) Классификация глобальных проблем (420) Концепция «устойчивого развития» (422)
§ 3. Единство и многообразие мира. 422
«Глобальная деревня» (422) Конфликт цивилизаций (424)
§ 4. Образ будущего 426
Утопия (426) Антиутопия (427) Предвидение новой цивилизации (428)
§ 5, Философия и будущее человечества 429
Новая психосфера (429) Неогуманизм (430)
Заключение 434

В учебнике рассматриваются наиболее актуальные философские проблемы, связанные с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Значительное внимание уделяется антропологической теме, то есть философскому постижению человека. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а также широкого круга читателей.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли.
    Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.
    Рассчитана на учащихся техникумов и училищ, а также на всех, кто интересуется философией.

    Разные формы философствования.
    Мыслители разных эпох дали множество определений человека: он и «разумное животное», и «создатель символов», и «политическое животное». Стоит отметить и еще одну черту, без которой человек не был бы человеком. Он, как бы ни старался, не может не философствовать, т.е. размышлять прежде всего о природе вещей, добывать глубочайшее знание, пробиваться к высшей мудрости. Такова его антропологическая, т.е. человеческая, природа, если угодно, странность... Человек пытается ответить на вопросы, которые как будто не имеют значения для него лично.
    Откуда взялся мир? Куда движется история? Чем вызвано возникновение сознания у человека? Каково предназначение человека в мире?

    Однако философствовать, рассуждать о вечных вопросах еще не означает быть подлинным философом. Философия как способ миропостижения возникла не сразу с появлением человека. Вообще на вопрос о том, когда появилась философия, отвечают по-разному, и до сих пор не выработано единого взгляда на данную проблему. Многое зависит от того, в рамках какой культуры формируется этот ответ. Но совершенно очевидно, что чем дальше разные культуры отстоят друг от друга, тем контрастнее и отчетливее обнаруживаются их специфические и общие черты.

    До недавнего времени казалось, что ответить на вопрос «Когда возникла философия?» не составляет труда. - «Конечно же, в античной культуре, где, собственно, появился и сам термин». Но тогда почему говорят о китайской, индийской философиях, которые имеют гораздо более древние истоки? Есть ли принципиальное различие между уходящими в глубь веков религиозными и мифологическими системами и классическим идеалом античной философии?

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение 13
    Глава I. Философия и ее роль в обществе
    § 1. Всегда ли существовала философия? 18
    Разные формы философствования (18) Мудрость народов (20) Философские категории (21) Дофилософские формы постижения мира (22) Критическое отношение к мифу (23) Специфика мифа (24)
    § 2. От мифа - к Логосу. 25
    Почему возникла философия? (25) Что такое Логос? (26) Кто такой философ? (27) Заветы философов и жизнь (28)
    § 3. Специфика философии 29
    Вековечные вопросы (29) Является ли философия наукой? (30) Метафизика (30)
    § 4. Трагизм и величие философии 32
    Опыт трезвого мышления (32) Живучесть философии (33) Философия и ее место в культуре (34) Величие философии (35)
    Глава II. Философия как мировоззрение
    § 1. Философия - это целостное воззрение на мир. 38
    Что такое мировоззрение? (38) Логика философского процесса (39) Возможна ли абсолютная мудрость? (40)
    § 2. Различные оттенки «любомудрия» 42
    Смысл философии (42) Платоновская концепция философии (42) Философия как познание конечных оснований (43) Идея философского метода (43) Философия как советчик (44)
    § 3. Философия и специальные науки 44
    Опора философии (44) Вопреки научным фактам (46) Ценность философского прозрения (48)
    § 4. Судьба философских идей 50
    Для чего живет человечество? (50) История философской идеи (51) Статус философской идеи (52) Жанр идеи (54)
    § 5. Взаимосвязь идей 55
    Можно ли считать философию искусством? (55) Перекличка идей (57) О чем догадались философы? (58)
    Глава III. Основной вопрос философии
    § 1. Отношение мышления к бытию 62
    Обманчивая реальность (62) Майя (64) Образ пещеры у Платона (65) Другие миры (66)
    § 2. Бытие определяет сознание? 67
    «Бытие» как философская категория (67) Что считать первичным? (69) Онтология (69) Воля как первоначало мира (70) Материализм и идеализм (72)
    § 3. Материя неотличима от разума 73
    Как устроен мир? (73) Антропный принцип (75) Спор материалистов и идеалистов (77)
    § 4. Фундаментальные вопросы философии. 77
    Вездесущ ли разум? (77) Полифонизм различных принципов (79) Счастье как основной вопрос философии (80) Человек как основной вопрос (82)
    Глава IV Великие философы древности, средневековья и Возрождения
    § 1. Восточные мудрецы 86
    Философ Конфуций (86) Жэнь (87) Поиск добродетели (88) Философ Лаоцзы (89) Дао (90)
    § 2. Будда и буддизм о познании последних истин 91
    Мыслитель Будда (91) Четыре благородные истины (92)
    § 3. Античные философы. 93
    Милетская школа (93) Философ Пифагор (95) Досократики (95) Философ Демокрит (97) Философ Сократ (98) Философ Платон (100) Философ Аристотель (101) Эпикуреизм, кинизм, стоицизм (102)
    § 4. Религиозные философы средневековья 104
    Мыслитель Августин (104) «О граде Божьем» (105) Социальная философия Августина (106) Философ Фома Аквинский (107) Философия и теология (108)
    § 5. Философия Возрождения 109
    Гуманизм (109) Философ Николай Кузанский (110) Проблемы морали (111)
    Глава V Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.
    § 1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 114
    Рациональность (114) Аскетизм (115) Философ Ф. Бэкон (116) Философ Декарт (118) Учение о методе (119)
    § 2. Философия эпохи Просвещения. 121
    Человеческая природа.(121) Исторический оптимизм (122) Философ Вольтер (122) Философ Руссо (124) «Естественный человек» (125) Философ Гольбах (126) Философ Монтескье (126) Философ Дидро (127)
    § 3. Немецкая классическая философия 128
    Философ Кант (128) Категорический императив Канта (129) Философ Гегель (131)
    § 4. Романтизм 133
    Особый тип философствования (133) Многообразие вариантов романтизма (134)
    Глава VI. Категория «бытие» в философии
    § 1. Бытие как смысл существующего 139
    Всеохватывающая реальность (139) Бытие и сущее (140) Небытие (142)
    § 2. Бытие человека 143
    Пограничные ситуации (143) Трагизм мира (144) Расколотость человеческого бытия (147)
    § 3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия. 148
    Возникновение экзистенциализма (148) Экзистенция (149) Экзистенциалы (150) Человек - не безличный объект (152) Ситуация повседневного выбора (153)
    § 4. Философия как осознание бытийных феноменов мира 154
    Бытие и свобода (154) «Человек из барака» (155) Абсурдность человеческого существования (156)
    Глава VII. Проблема жизни в философии
    § 1. Жизнь - способ бытия человека 159
    Феномен жизни (159) «Мыслящий тростник» (161)
    § 2. Жизнь как глубочайший философский символ 162
    Уникальность жизни (162) Жизнь и бессмертие (164) Преодоление смерти (166) Символика жизни и смерти (168) Модусы бес¬смертия (169)
    § 3. Смысл жизни и благоговение перед ней 172
    Эвдемонизм (173) Цель человеческой жизни (173) Феномен разрушительности (175) Высоты человеческого духа (177)
    Глава VIII. Сознание - высшая ступень развития жизни
    § 1. Природные предпосылки сознания 180
    Что такое разум? (180) Панлогизм (181) Как формировалось сознание (182) Мозг и сознание (184) Специфически человеческое достижение (185)
    § 2. Сознание и мышление 186
    Рассуждающий человек (186\ Мышление как процесс (187) Абстрактное и конкретное мышление (188) Способность к абстракции (189) Происхождение речи (191)
    § 3. Сознание и бессознательное 192
    Что такое бессознательное? (192) Психика и сознание (193) Бессознательные процессы психики (194)
    § 4. Сознание как космический феномен 196
    Коллективное бессознательное (196) Архетипы (196) Материк психики (198) Беспредельные зоны бессознательного (200)
    Глава IX. Сознание и познание

    § 1. Как человек познает окружающий мир 204
    Границы познания (204) Онтология - учение о бытии (206) Познание (207) Доопытное знание (208)
    § 2. Идолы сознания. 210
    Что мешает работе ума? (210) Идолы рода (211) Идолы пещеры (213) Идолы площади или рынка (214) Идолы театра или теории (215)
    § 3. Истина 217
    Истина как нескрытность (217) Стремление к познанию (219) Агностицизм (220) Познавательные способности беспредельны? (222)
    Глава X. Человек как главная философская проблема
    § 1 Биологическая природа человека 226
    Специфически человеческое (226) Целостность человека (227) Телесность (229) Человеческая природа (230)
    § 2. Инонриродность человека 233
    Инстинктупльная программа (233) Страх как человеческое переживание (234) Живительные силы истории (235)
    § 3. Особый род сущего 237
    Уникальность человека (237) Отсутствие оригинальности? (238) В чем необычность человека? (239) Человек - общительное существо (240) Открытость человеческой природы (242)
    § 4. Человек как личность 243
    Богатство внутреннего мира человека (243) Индивид и индивидуальность (245) Социализация (246) Личность - это целостность (247)
    Глава XI. Основополагающие категории человеческого бытия
    § 1. Свобода и ее многообразные проявления 252
    Многозначность понятия «свобода» (252) Свободен ли человек? (253) Бегство от свободы (254) Деспотизм и его обреченность (255) Вседозволенность (256) Свобода - нравственный императив (257) Творчество (258)
    § 2. Любовь и счастье. 261
    Эрос - могучая страсть (261) Образы любви в Древней Греции (262) Романтические и идеальные чувства (263) Типы любви (264) Счастье (266)
    § 3. Смерть и смысл жизни 268
    Конечность человеческого существования (268) Образы смерти (269) Страх перед смертью (270) «Книги мертвых» (271) Предназначение человека и его жизни (272)
    Глава XII. Человек, Вселенная, природа
    § 1. Натурфилософия 275
    Космогония (275) Хаос и гармония (276) Истолкователи природы (278) Первоосновы мира (278) Космос (279) Природа - живой организм (279) Появление понятия «натурфилософия» (280)
    § 2. Микрокосмос и макрокосмос 281
    «Малый мир» и «большой мир» (281) Человек и Космос (282) Глобальный эволюционизм (284) Коэволюция (285)
    § 3. Овладение духом природы 285
    Слияние с природой (255) Точное естествознание (286) Целостное истолкование природы (288) Природа - мастерская (289) Поэтизация природы (292) Покорение природы (294)
    Глава XIII. Человек и история
    § 1. Нужна ли людям история? 298
    Социальное измерение истории (298) Забвение истории опасно (299) Глубина исторического мышления (300) Был ли «золотой век»? (302) История и доистория (302) Логика истории и предопределенность (303) Учение Кальвина (304)
    § 2. Альтернативность истории 305
    Различные исторические перспективы (305) Традиционное общество (306) «Революция опасна» (307) Развертывание всемирной истории (308) Русская идея (309)
    § 3. Стадии исторического процесса 311
    Циклическое развитие (311) Линейные, прогрессистские концепции (312) Осевой принцип (313) Постиндустриальное общество (314) «Волны истории» (315)
    § 4. Идея прогресса 317
    Восхождение к лучшему (317) Критика идеи прогресса (318)
    Глава XIV Человек и общество
    § 1. Общество как феномен. 322
    Социальные отношения (322) Социальность (324) Социальная теория (326) Общество началось с одиночки? (327)
    § 2. Как родилось общество? 328
    «Социальные инстинкты» (328) Общественный договор и его критика (329) Пассионарность (332)
    § 3. Развитие общества 332
    Ритмы истории (332) Мнения правят миром (333) Географический фактор (334) Экономический фактор (335) Моральный фактор (336)
    § 4. Революция или эволюция? 337
    Социальные интересы (337) Классы и классовая борьба (338) Революция. «За» и «против» (339) Эволюция (341) Последствия реформ в России (343)
    Глава XV Человек и культура
    § 1. Понятие культуры. 346
    Разнообразие культур (346) Определение культуры (348) Культура - «вторая природа» (349)
    § 2. Культура - творение ума и рук человека. 351
    Человеческое достояние (351) Ценность как понятие (353) Цели и ценности человека (353) Трансценденция (355) Смыслы культуры (356)
    § 3. Культура и цивилизация 358
    Потенциал культуры (358) Понятие цивилизации (359) Теория цивилизаций (360)
    § 4. Символ - пароль культуры. 361
    Знаковые системы (361) Природа символов (363)
    § 5. Массовая культура. 364
    «Восстание масс» (364) Пороки массовой культуры (366)
    Глава XVI. Основные виды духовной культуры
    § 1. Искусство. 370
    Феномен красоты (370) Искусство (371) Специфика художественного творчества (373)
    §2. Мораль. 374
    Добро и зло (374) Этика (375) Золотое правило нравственности (376) Нормативная и ненормативная этика (378) Моральные нормы и предрассудки (380) Свобода выбора (381) Этика ненасилия (382)
    § 3. Наука. 383
    Особый тип постижения реальности (383) Потребность в познании (384) История науки (385) Распространение знаний (386) Век знаний (387)
    Глава XVII. Человек и религия
    § 1. Религия как феномен человеческой культуры 391
    Философское постижение религии (391) Попытки определить религию (393) Религия как феномен (394) Язычество (396)
    § 2. Буддизм 398
    Будда (398) «Атеистическая» религия (399) Дхарма (400)
    § 3. Христианство 401
    Рождение христианства (401) Религиозный опыт (402) Отличие религии от философии (404) Разновидности христианства (405)
    § 4. Ислам 407
    Возникновение ислама (407) «Пять столпов ислама» (408)
    § 5. Религия - явление мировой культуры 409
    Перевороты в духовном развитии человечества (409) Происхождение религии (409) Структура и функции религии (410)
    Глава XVIII. Формирование информационного общества
    § 1. Научно-техническая революция и ее социальные последствия 413
    Ускорение прогресса (413) Современные технологии (414) Научно-техническая революция (НТР) (415) Информационные технологии (415)
    § 2. Глобальные проблемы современности 418
    Римский клуб (418) Критерии глобальных проблем (419) Демографические проблемы (419) Классификация глобальных проблем (420) Концепция «устойчивого развития» (422)
    § 3. Единство и многообразие мира. 422
    «Глобальная деревня» (422) Конфликт цивилизаций (424)
    § 4. Образ будущего 426
    Утопия (426) Антиутопия (427) Предвидение новой цивилизации (428)
    § 5, Философия и будущее человечества 429
    Новая психосфера (429) Неогуманизм (430)
    Заключение 434.

Loading...Loading...