Иеромонах матфей самохин биография. Хор московской сретенской духовной семинарии участвовал в богослужении в казанском соборе

). Когда уже была в полной боевой готовности усыновить ребенка, решилась выдать свою идею мужу.

Муж неожиданно принял идею усыновления спокойно и, наверное, даже с радостью. В его понимании брошенные дети - это другой мир, которого мы старательно не замечаем, хотя и сокрушаемся о несправедливости судьбы, но проходим мимо со словами "всем не поможешь". Через две недели после моего разговора с мужем я купила билет и полетела в Россию забрать сына. Где-то в глубине души я знала, что у меня уже есть сын, в «час икс» мы обязательно встретимся.

В России ровно за месяц, к своему огромному удивлению, собрала все необходимые документы. Очень переживала, что где-нибудь застряну, нарвусь на грубость и глупость "власть имеющих", и все затормозится. В общем, стресс был жуткий, кажется, в тот момент я была очень нервной. Но вот через месяц я получила заветную бумажку о возможности быть усыновительницей.

Позвонила Оксане с форума "Приемный ребенок" , записала телефон того дома ребенка, где ее тепло встретили... Собираюсь в путь, накидываю куртку со странным ощущением, что вот, наконец-то, сегодня я ЕГО встречу и всё изменится. С теплым лучиком в сердце покидаю свое тоскливое жилище. Придумается же такое... И вот я в ДР, слушаю вступительную речь главврача о возможно необдуманном поступке, который повлияет на мою личную жизнь... Затем она извиняется, что обязана рассказывать о последствиях

Мне показывают, где спят самые маленькие. Тишина, и лишь сопение. Страшненькие застиранные чепчики, тонюсенькие ручки, все такие разные. Малыши спят, я хочу придти после их пробуждения, мне важно заглянуть в глаза. Мне все еще кажется, что ОН мне по-особому моргнёт:-), а мое сердце ёкнет в ответ.

Полтора часа жду внизу, примостилась в коридоре на диване. Персонал пьет в соседней комнате чай, старая нянечка расспрашивает сотрудниц обо мне. Ей странно, зачем мне приемный ребенок, когда медицина делает чудеса. Сама, что ли, не может забеременеть? Можно годами стараться и обязательно получится. Некоторые, вон, 15 лет, и получается! Нет, не понимает! Теперь странно мне, я могу и сама, и не через 15 лет. А если бы не могла? Зачем ждать и мучаться так долго-долго эти важные 15 лет? Зачем ждать милости от природы и страдать в одиночестве со своей нерастраченной любовью?

Мы снова в группе, они уже проснулись и ждут, когда их покормят. По-прежнему тихо, удивительно, что никто не плачет... Или бесполезно? Подходить и брать на руки некому. Нянечка одна на десятерых, заливает в бутылочки временное утешение. Утешение строго по режиму, каждые три часа. Мне выносят кроху. Страшненький малипуська, похожий на лягушонка. Маленькое личико, мелкие черты лица, жуткая одежка на вырост... Наверное, не мой, мой должен взглянуть мне в глаза по-особенному.... Почему-то грустно, грустно, что он один, немного не такой, какого я себе представляла. В голове проносятся мысли, что жаль, нет выбора (до года возможно-усыновляемый всего он один), а главврач такая приятная женщина, но придется поискать моего мальчика в других домах ребенка. Вдруг мне дают бутылочку, а что, покормите ребенка... Жадно сосет, таааакой маааленький, захлебывается, большущая дырочка в соске, слишком большая для его 2,5 месяцев. Я пугаюсь, мне меняют соску, его, оказывается, никто не кормил с рук... Да, они кушают сами в своих кроватках, бутылочку посасывают лежа. Главное, правильно ее закрепить... Какой же он все-таки маленький, во мне просыпается нежность к этому беззащитному существу. Он ест и внимательно меня рассматривает, он уже фиксирует взгляд? Следит за моими движениями? Вот это да. Вот он быстренько проглотил содержимое и всматривается в мое лицо и... агукает, агукает мне (!) и улыбается. Вот это да... Это ты мне? Кажется, в нем что-то есть, нет, он совсем не такой уж и страшненький, да конечно голышом похож на лягушонка, но такого какого-то хорошего...

Я, оказывается, не знаю, что ему сказать, я не умею агукать. Ребенка забирают, мы снова у главврача. Нет, вы не торопитесь, подумайте хорошенько, а через месяц-другой у нас будет поступление. Будет из чего выбирать. Утро вечера мудренее, в общем, подумайте, и если не захотите возвращаться, не чувствуйте себя ущербной. Вам ведь жить вместе, приходите через месяц, мы вам будем выбирать, нас это не обижает. Какая приятная женщина эта главврач. Уютная, большая, от нее исходит тепло, как от булочки. Кажется, она любит свою работу и беспокоится о детях.

Я еду домой, какое-то странное состояние отупения, я не знаю, что делать, надо с кем-то поговорить. Пишу на форум, мне надо спросить, а что со мной собственно было, мне обязательно разъяснят. Читаю ответы, как все-таки здорово, интернет, люди которые усыновили, их опыт. Оказывается, не у всех ёкает сразу, главное чтобы не было неприятия.

Ага, значит со мной все в порядке, я такая же, как и все, со своими сомнениями. Почему-то мне совсем не хочется продолжать поиски ребенка. Я хочу завтра еще раз посмотреть на НЕГО. Меня туда тянет. Там такие приятные люди... Мне хочется чтобы ОН все же оказался моим чудом, пусть я это пойму и завтра, но чтобы остановиться и не искать больше. Ура, ночью звонит муж. Я уже прочла интернет-ответы, я уже настроена завтра ехать, но все еще с сомнениями, мой ли это малыш. Муж слушает мой подробный рассказ... Оказывается, дети, когда маленькие, не всегда сразу красивые или хорошенькие. А как же, настаивает он, открой свой детский фотоальбом. Хм, смотреть и правда нечего... Чего это я? Здоровый мальчик? Да... Я сознательно вру, я знаю, что его, как мужчину-не медика, введут в ступор странные, никем и ничем не подтвержденные диагнозы матери и младенца. Нет, про медицину ни слова. Он говорит, надо брать первого, мы не на базаре. Нельзя испытывать судьбу, лучшее враг хорошего. Зачем перебирать младенцев, вес и цвет глаз еще изменится, они еще много-много раз поменяются. Соглашайся... Не позволили фотографировать? Да нет, неважно, какой он. Мы его будем любить, ведь не тот родной, кого родили, а тот, которого любили. Поезжай завтра обязательно, посмотри, потрогай, покорми... И... соглашайся. Плохо сплю, мне хочется быстрее оказаться в ДР. Утро, звоню. Невропатолог просит перезвонить, главврача сегодня не будет. Приехать? К нам? Нет, никак нельзя. Звоните и согласовывайте с главврачом. Меня потряхивает, они передумали? Не понравилась? Что, если малыша заберут? Ужас, почему я так нервничаю? Переживаю, что не попала в ДР сегодня. А как же мой малыш? Мой?! Кажется...

Утро, звоню, ура, главврач будет, но после обеда. Мысли крутятся по часовой. Так, срочно, надо записать ребенка на независимое медобследование. Договариваюсь с больницей. Все сделают за один день, меня, как усыновительницу, примут вне очереди. Как приятно, ну вот, впервые посторонний человек решил посодействовать. Спасибо. Вечер, телефонный разговор с главврачом. Обследовать ребенка? Зачем? Диагнозы все известны... У меня нет оснований вам не доверять, оправдываюсь я. На курсах нас предупреждали, судьи спрашивают о независимом обследовании, стараюсь более правдоподобно мямлить. Наша судья ничего подобного не спрашивает, она нормальная. Окей, завтра утром. Да, машина своя, вернемся в три.

Уфф, кажется, все в порядке. Нормальная судья... Мне начинает нравиться этот маленький город и его жители. Заказала такси на завтра к ДР. Подруг ехать в ДР за ребенком просить не хочется, да и бесполезно, усыновление - это против их этики. Есть дела поважнее, работа. Сама того не желая, дуюсь на них, на их месте я вела бы себя по-другому. Нет, я точно другая. Надо быть выше всей этой суеты. Нет, я не должна дуться. У всех своя жизнь. Пытаюсь их оправдать, но не обижаться не получается, и я просто обещаю себе сократить с ними общение в будущем. Ура, снова утро. Электричка. Входит невропатолог из ДР. Здоровается и проходит мимо. Видимо не хочет смущать или отвечать на мои вопросы. Приехали, идем вместе к ДР. Идти недолго, по дороге она меня расспрашивает о моем странном желании усыновить. Зачем это мне надо? Я, оказывается, молодая женщина. Хм, в 28 можно и девушкой назвать.

До сих пор не знаю, зачем я возила ребенка на обследование. Я ведь с самого начала не поверила бумаге, в которой было написано, что у ребенка внутриутробная инфекция с поражением печени, головного мозга и ЦНС. Кто мог написать такую бяку, не подтвердив это ни одним анализом крови?

Именно в этот день я окончательно решила, возвращаемся из поликлиники, черт с ними, с результатами, не буду я их ждать. Надо бежать в опеку писать заявление на усыновление. Это будет мой малыш! Суд назначен на послезавтра, вот так удача, вот в чем прелесть маленького города, в котором можно быстро все решить и договориться. Я несусь домой, меня трясет, я замерзла и слегла с температурой. Почти все позади, меня отпустило, и вот она, простуда! Завтра надо покупать одежду на выписку, я, как суеверная беременная женщина, не купила ничего, кроме коляски. Весь следующий день я носилась, скупая товары для младенцев. Советы соседки оказались очень кстати, и я не купила ничего лишнего или ненужного.

Судный день оказался на удивление легким, в 15.00 я была дома с Жоркой. Суд длился 5 минут, затем в ЗАГСе мне выдали новое свидетельство и поздравили с мамством! Урра, свершилось, мне хочется орать и прыгать, но никого рядом нет и мне некому пока похвастаться. После оформления всех бумаг, а мне пришлось еще и в роддом заехать за каким-то листом, я приехала забирать сына. Вручила небольшие презенты и поднялась одевать в дорогу Жорку. Помню, что побоялась его переодевать, он такой маленький, а у меня нет опыта. Одела его невропатолог, и в красивой одежке он мне показался таким милым пупсом. И уже не таким страшным...

Почти всю дорогу он спал, совсем не плакал, я держала его на руках с еле скрываемым восторгом. Неужели это я, а это мой сын, у нас все получилось, и теперь мы будем вместе? Меня переполняли эмоции.

Это наше самое родное и расчудесное счастье, кайфовый ребенок... Мы его обожаем, папа иногда даже спасает от мамы Жорку, так как я, по его словам, затискиваю ребенка. Мне Жорка кажется красивым ребенком, ну, возможно, красивым он кажется только нам - его родителям. Но то, что он обаяшка, это факт! Сейчас мне даже странно, ну как он мне в мой первый визит мог показаться страшненьким? Я много с ним гуляю, благо в этой стране прогулка с малышами не экстрим, а сплошное удовольствие. Ко мне постоянно подходят разного возраста люди, чтобы сказать, какой у меня замечательный и симпатичный малыш, поздравляют меня.

Жорка обожает внимание, улыбается так, что тает сердце, каждая женщина чувствует себя особенной, так он их одаривает улыбками, закачаешься. Папа обожает брать в супермаркет Жорика с собой, у кассы, как правило, очередь, и Жорка успевает очаровательно улыбнуться, а некоторым даже полепетать на тарабарском наречии. В итоге папа собирает море комплиментов и покидает супермаркет с очередной порцией удовольствия.

Жора очень спокойный ребенок, муж часто повторяет: "Катька, ну как же тебе повезло, тебе попался такой кайфовый ребенок! Как здорово, что ты такая решительная и тебя посетила очередная супер-идея, и ты рискнула реализовать ее".

Я же думаю, за что мне так повезло? Наверное, я неплохой человек, раз такое чудо теперь с нами.

Жорик у нас без ума от папы, так как наш папаша все свободное от работы время носится с Жоркой, то песни ему поет, какие вспомнит. То рассказывает что-нибудь, а Жорка слушает и улыбается. Просто носит на руках по квартире, показывая все углы. Иногда даже приходится отгонять папу, чтобы деть мог сам поиграть. Спать укладывает, колыбельные напевает...

Моя жизнь стала наполненной и более легкой, что ли. Теперь любые проблемы мне кажутся незначительными, так как с Жоркой мне теперь море по колено. Я все могу и мне все по силам! Ради Жорки я готова горы свернуть!

В рамках встречи была проведена презентация книг отца Гавриила, вышедших в издательстве Сретенского монастыря и посвященных страстям уныния, гнева и чревоугодия. Книги впервые опубликованы в новом переводе, и в них схиархимандрит Гавриил рассматривает упомянутые недуги как одни из главных болезней нашего времени, а также рассказывает о способах борьбы с ними.

Все произведения являются результатом научных изысканий и основаны на тщательном анализе творений отцов Древний Церкви, прежде всего Евагрия Понтийского (345–399). Именно Евагрия Понтийского схиархимандрит Гавриил называет величиной первого плана в ряду древних психологов, психоаналитиков и психотерапевтов и классиком христианской психотерапии.

Путь к православию

В начале встречи ведущий иеромонах Матфей (Самохин) кратко пересказал для собравшихся в зале биографию схиархимандрита Гавриила.

Схиархимандрит Гавриил родился в 1940 году в городе Кельн (Германия) и был крещен в Римо-католической церкви. В 1961 году, во время учёбы в Бонне, совершил путешествие в Грецию, где посещал православные обители, встречался с монахами святой жизни, два года провёл на острове Лесбос, жил в семье священника.

Каждое воскресение будущий схиархимандрит Гавриил ходил на службы в православный храм, где к нему относились с большой любовью, как он сам свидетельствовал. Затем он неделю прожил в Афинах в духовной семинарии.

В 1963 году, после окончания учебы в Университете, он поступил в католический бенедиктинский монастырь, где вскоре принял монашеский постриг. Прожил 18 лет в бельгийском монастыре Шеветонь. Затем по благословению духовника основал скит в горах Швейцарии, где вот уже более тридцати лет ведет жизнь монаха-затворника.

В 2010 году схиархимандрит Гавриил принял Православие в храме в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Книги и литературная деятельность

– Я вижу среди собравшихся много молодых лиц и вспоминаю, как я сам открыл для себя труды Святых Отцов в таком же возрасте, это были 50-е годы. Сегодня есть целые собрания сочинений каждого из Святых Отцов, а тогда были доступны только маленькие выдержки. Но чтобы найти правильный путь, не нужно иметь полное издание. Я собрал эти маленькие книжечки, прочитал, запомнил. Была еще замечательная книга Игоря Смолича «Жизнь и учение старцев. Путь к совершенной жизни». И в моей голове образовалась общая картина, каким должен быть монах IV века.

Решающим событием в моей жизни стала поездка в Грецию. Там, на Святой горе Афон я увидел пример древнего монаха-отшельника – архимандрита Серафима. Затем я попытался идти путем Святых Отцов, что довольно сложно сделать на Западе.

18 лет я жил в бенедиктинском монастыре, еще глубже занимался изучением Святых Отцов, изучал языки, которые необходимы для чтения в оригинале. И когда я удалился в 1980 году в мою пустынь, я начал переводить эти тексты. Сначала я переписывал их вручную из сирийских и греческих рукописей, затем переводил и комментировал, чтобы сделать доступными для современных людей. Ведь нас разделяют от этих древних отцов тысяча семьсот лет, и естественно требуются комментарии.

Есть еще вторая причина, почему я написал эти книги. После того как я пять лет прожил совершено один в пустыни в лесу, ко мне пришел молодой человек и попросился в монастырь, он стал монахом и восемнадцать лет жил со мной в монастыре. Мне нужно было как-то сообщить ему учение Святых Отцов, и дидактический тон этих книг как раз происходит от того, что они выросли из общения с этим молодым монахом.

Структура книг достаточно схематична, и там все подробно разъясняется, так, как я делал для этого молодого монаха. Можно сказать, что это инструкция по пользованию в духовной жизни. Их нельзя прочитать, как роман, они построены как учебник, и при чтении лучше всего иметь с собой маркер, чтобы усвоить и отметить какие-то важные моменты.

Духовная брань. Цель аскетической жизни

Особой монашеской духовности нет, есть только христианская духовность. У нас только один учитель – Иисус Христос, и у всех христиан одна цель и одни враги. Это относится ко всем христианским конфессиям, так как у демонов нет определённой конфессии. Но подлинную традицию можно найти только в Православной церкви, так как она передается от родителей к детям.

Наша задача как духовенства – глубоко изучать эту традицию и помогать идти тем же путем тем, кто нас об этом просит. 99% процентов, приходящих в наши монастыри – это миряне, которые хотят исповедоваться и попросить совета, и средства соответственно одни.

Христианская традиция в Католической Церкви

Это очень деликатный вопрос – жива ли в Католической Церкви подлинная христианская традиция. Католическая церковь, среди которой я живу более пятидесяти лет, сегодня довольно неоднородна. Значительная часть католиков является по своему мышлению протестантами, то есть люди формально не вышли из католичества, но по факту протестанты.

И одновременно, на другой стороне этого спектра, вы можете найти и духовенство, и монашествующих, и верующих, по сути являющимися православными. Это те, кто питаются святоотеческой традицией. Святых Отцов в Римо-католической Церкви никто не отменял, но большинство не знают, как пользоваться этим инструментом, этой живой традицией.

Эти книги я написал, чтобы вернуть католических верующих на путь подлинной христианской традиции, это возможно, если захотеть.

Я здесь говорю перед большой публикой и должен выбирать слова, но когда я стал православным, владыка Иларион, который переводил меня в Православие, сказал: «Вы всегда были православным». Я не был формально православным, но в конце концов я просил, чтобы меня приняли в лоно Православной Церкви, чтобы иметь полное таинственное общение с Православной Церковью.

И когда я стал православным, многие мои духовные чада стали православными, и многие спрашивают, в том числе и священники. Для них это тяжело, потому что непонятно, как они будут жить, кто их будет содержать. Молитесь за этих людей! Их много и будет еще больше.

Монастырь в Лугано

Наш монастырь – это несколько домиков, которые раньше были конюшнями, посреди леса. Если есть интернет, то вы даже можете увидеть монастырь с высоты птичьего полета. Маленький садик, мы находимся на спуске, и к нам нельзя доехать на машине, надо поднимать в гору десять-пятнадцать минут.

Все достаточно замкнуто и закрыто на ключ, так что просто прийти нельзя. Сначала надо предварительно договориться о встрече, у нас в трапезной есть телефон, я его не слышу, но работает автоответчик, можно оставить сообщение, я перезваниваю, и мы договариваемся о встрече. Такой формат позволяет мне встречаться с людьми во второй половине дня, чтобы все вместе не приходили одновременно.

Как правило, я не принимаю людей с утра. Утром я молюсь и занимаюсь научной работой, а во второй половине дня, поскольку у нас печное отопление, я должен нарубить дров, также немало работы на огороде, но люди, которые приходят – это тоже часть моей повседневной работы. Я говорю с ними о том, что написано в моих книгах.

Многое изменилось с того момента, как я принял Православие. Монашество в православной традиции – это не что-то маргинальное, это сердце Церкви. Поэтому миряне относятся к монахам, как к кому-то очень близкому. Поэтому теперь у меня намного больше визитеров, они приезжают очень издалека – из Италии, Франции, разных районов Швейцарии. Раньше такого не было, сегодня я намного менее одинок, чем раньше. Но на все воля Божия, и я принимаю её, какова бы она ни была.

В остальном наша жизнь не отличается от жизни монахов, мы много молимся, у нас нет общей службы, только литургия по воскресеньям и по праздникам, потому что я один, я старый, часто болею и не могу сам многое делать.

После последней болезни, я уже не могу жить совсем один. Поэтому православный русский приход нанял молодого человека с Украины, студента. Он учится в консерватории в Лугано, и ему нужно было подзаработать. Он мне помогает, ездит за покупками, исполняет все те послушания, которые в России возложены на келейника. А поскольку он музыкант, он также поет на литургии, но мы так и не смогли научить его петь вечернюю службу. Поэтому женщины, которые приезжают на праздники, могут петь на вечерней.

Сегодня моя жизнь не так уж сложна, но вообще для современного человека сложно жить монашеской жизнью. Нам всем нужен интернет, телевизор, телефон и так далее, а у нас этого всего просто не существует, нам это не нужно. Надо уметь любить оставаться в своей келье. Конечно, наш образ жизни не такой, как у первых отшельников в пустыне, вокруг нас нет песка, зато есть лес, наша одежда не так проста и так далее, но смысл остается тот же. Как сказал авва Моисей: «оставайся в своей келье, и келья всему тебя научит».

Значение причастия в духовной жизни

В «Лавсаике» святой Макарий говорит, что настоящего смиренного монаха можно распознать по тому, как часто он подходит к причастию, в греческом тексте даже говорится «очень часто». Это явный признак прелести, если монах отказывается от Причастия под предлогом что он не чувствует в этом необходимости.

Один епископ рассказал мне, что в текстах литургии святого Василия Великого и Иоанна Златоустого люди, которые не подходят к причастию, вообще не предусмотрены, все люди подходят ко причастию.

Как жить с людьми иной веры

Это очень деликатный вопрос, мои родители уже умерли, когда я стал православным, но мою сестру я привел в Православную Церковь. Если у вас полностью неправославная семья, то требуется много уважения. Я думаю, вы и сами должны очень хорошо знать православную веру, чтобы иметь способность отвечать на вопросы уважительно и не полемически.

Была одна женщина, которая много помогала мне в бытовых вопросах. Когда она узнала, что я стал православным, то пришла ко мне с мужем-полицейским и сказала: «Мы слышали, вы стали православным, но мы хотели вам сказать, что для нас вы навсегда останетесь нашим отцом Габриэлем».

Всё возвращается к истокам, нас учили одному и тому же. Что есть в Православной Церкви, чего не было с самого начала. Я не занимаюсь прозелитизмом, но, когда я вынужден об этом говорить, я говорю людям, которые хотят стать православными: «Поймите, Православие – это не одна из многих церквей, это Церковь, которая досталась нам от апостолов.

Потом многие ушли в сторону, изменялись, реформировались, но она осталась на главной дороге». Например, когда произошла протестантская реформа, Запад разделился на две части и потерял все, что было присуще Апостольской Церкви. Было утрачено все, кроме Священного Писания. А теперь еще и Писание каждый толкует на свой лад.

То же самое мы можем увидеть на примере Католической Церкви: я помню, что было во время Второго Ватиканского Собора, я тогда был молодым послушником. Произошел огромный разрыв внутри Церкви, и мы еще не знаем, как все закончится, потому что процесс только начался.

Молитва

Я написал небольшую книгу о молитве «Скудельные сосуды», название – это цитата из святого апостола Павла. Речь идет о богатстве, которое содержится в этих сосудах. Чтобы сохранить и передать дальше это богатство, нам необходимы сосуды. Возьмите бутылку вина – если разбить её, вино вытечет.

У книги есть своя история. Однажды ко мне пришел будущий отец Рафаил. У него в голове были все те сумасшедшие идеи, которые есть у любого другого молодого человека, например, он собирался медитировать. И я сказал: «Послушай, если ты не будешь молиться, как христианин, ты никогда не узнаешь ничего о христианской молитве». «Но ведь без разницы, как сидеть, как стоять», – говорит он. «Нет, это не все равно», – отвечаю я.

Каждая религия создает для своего учения и его содержания свою собственную форму. Например, мусульмане молятся на Мекку, неважно какова архитектура пространства, где они находятся, они все равно сядут лицом на Мекку, если они в самой Мекке, они садятся кругами. Иудеи, когда еще был Иерусалимский Храм, молились по направлению к Храму, у буддистов вообще нет направления в молитве, а христиане молятся на Восток, не важно – стена там, дверь, окно, все равно на восток. И все наши церкви построены алтарем на восток, и верующие, и духовенство стоят лицом к востоку. Почему?

Я начал собирать различные элементы молитвы вместе – место, время, положение, жесты во время молитвы. Когда и почему мы стоим, когда мы делаем коленопреклоненные молитвы, какое значение имеет крестное знамение и так далее.

Казалось бы, внешние вещи, но в этих внешних выражениях – сущность нашей молитвы. «В молитве, – говорит Климент Александрийский, – тело становится иконой души». Мы все имеем лицо, грешник стоит спиной к Богу, но если он обращается, то есть оборачивается, то он оборачивается лицом, а не спиной. Соответственно моя душа предстоит Богу, и поэтому я стою, а не сижу, к Нему я возвожу руки и именно на Восток. На Востоке находится рай, с Востока придет Господь, и мы называем Его «Солнце правды», то есть мы обращаемся не к солнцу, а к тому месту, где солнце восходит.

Мне понадобился целый год, чтобы убедить монаха Рафаила молиться таким образом, и потом он сказал, что как будто стена разрушилась перед его глазами.

Эта моя книга о молитве была сразу переведена на румынский язык, и одна румынская верующая сказала, что это замечательная апология, защита Православия. Я сам об этом не думал, я думал о бедных людях, которые живут на Западе, и это все потеряли.

Границы Церкви. Таинство священства в Римо-католической и Православной Церкви

Вопрос о границах Церкви очень сложный. Сложный не только для нас, но и для великих богословов, может, даже неразрешимый. Известный русский богослов Георгий Флоровский высказал мнение, что канонические и мистические границы Церкви не совпадают. Приблизительно то же самое сказали буквально одними словами в одно время Григорий Богослов на Востоке и Блаженный Агустин на Западе: многие, кто, как кажется, находятся в Церкви, не принадлежат ей на самом деле, но есть много людей, которые по видимости вне Церкви, а находятся в ней.

По моему опыту большое течение апостольского предания на Западе ушло в песок. Можно провести аналогию с горной рекой, которая упирается в пустыню и уходит в песок, но время от времени это подземное течение создает артезианские источники, вдруг, посреди пустыни возникает ключ с чистейшей водой. Возможно встретить католического священника, который по сути православный, но в то же время вы можете встретить в Католической Церкви священника, который в Бога не верит.

Католическая Церковь неоднородна, вы можете прийти в храм на богослужение и увидеть, что по большому счету это протестантская служба, а в церкви рядом – практически православная.

Вера. Как она действует в человеке и что делать, если она уходит

Когда речь заходит о вере, надо отдавать себе отчет, что речь идет не о чем-то индивидуальном: я и вот передо мной мой Бог. Помните первое соборное послание апостола Иоанна: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом».

Это и есть причастие со Христом, приобщение Ему. Тот, кто верит в Апостольскую Церковь, приобщается к учению свидетелей тех эпох, которые были до него. И поэтому Бог Отец достижим для нас, для нашего понимания только через Своего Сына – Христа. А апостольское учение делает для нас доступным евангельский текст и учение Христа. И так происходит из поколения в поколение.

Человек может признать, что он теряет веру, когда нарушена эта цепочка, когда он больше не сопричастен тем, кто предшествовал нам. Тогда он надеется только на себя. Поэтому мы и говорим об апостольском учении, и о том, что наша Церковь Единая и Апостольская.

Очень важно не терять интерес к тем свидетелям, которые были до нас, и так эта цепочка будет восстанавливаться через поколения. В России были тысячи исповедников веры, поэтому надо искать возможности приобщиться их опыту. Тот, кто исправно молится, никогда не потеряет веру.

24 сентября 2016

По приглашению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Амвросия, Архиепископа Петергофского, викария Санкт-Петербургской епархии, ректора Санкт-Петербургской духовной академии в Санкт-Петербург с паломническим визитом прибыл хор Московской Сретенской духовной семинарии.

В самом центре Москвы в древнем монастыре XIV века располагается Сретенская духовная семинария - высшее учебное заведение Русской Православной Церкви. С 1999 года в семинарии воспитываются и обучаются молодые люди, готовящиеся к несению пастырского служения.

Ректором Московской Сретенской духовной семинарии является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Патриарха Московского и всея Руси, наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, академик РАЕН, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, руководитель издательства Сретенского монастыря, главный редактор интернет-портала «Православие.Ru», управляющий Западным викариатством г. Москвы.

24 сентября 2016 года, в канун Недели 14-ой по Пятидесятнице, Недели пред Воздвижением, Отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, настоятель Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга протоиерей Павел Красноцветов совершил всенощное бдение в сослужении духовника СДС иеромонаха Матфея (Самохина) и духовенства собора.


За богослужением попеременно пели хор Казанского кафедрального собора (главный регент собора София Возная) и хор Московской Сретенской духовной семинарии (регент Николай Батищев).

Настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов перед елеопомазанием с амвона тепло поприветствовал студентов Сретенской духовной семинарии, поблагодарил их за прекрасное исполнение уставных духовных песнопений, а затем ознакомил всех приехавших московских паломников, весь семинарский хор с историей Казанского собора и его святынями.


За два дня, 24-25 сентября, паломники успели посетить СПб Духовную Академию, побывали в нескольких храмах и монастырях, участвовали в богослужениях, ознакомились с некоторыми достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Фотоотчет об этой паломнической поездке, предоставленный духовником Московской Сретенской духовной семинарии иеромонахом Матфеем (Самохиным), можно посмотреть на Flickr (фотограф Иван Ткаченко) : https://www.flickr.com/photos/kazansky-sobor/albums/72157673494151281

Историческая справка

Сретенский монастырь в Москве вписан в страницы истории России, одна из которых относится к правлению князя Московского Василия I Дмитриевича (1389-1425) (сына защитника веры и Отечества св. благоверного великого кн. Дмитрия Донского, умершего в 1382 году). За 36 лет мудрого царствования князя Василия I Московское княжество укреплялось и расширялось, а сама Москва ни разу не была никем завоевана.

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь был основан в 1397 году и назван в честь установленного в Москве праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в благодарное воспоминание чудесного избавления столицы и России от нашествия хана Тамерлана 26 авг/8 сент. 1395 года.

В переводе с греческого языка «сретение» означает встречу. На дороге в Кучковом поле произошла в 1395 году встреча жителей Москвы Владимирской иконы Божией Матери, посланной крестным ходом из Владимира-на-Клязьме для молитвы об избавлении Москвы от этой беды. В результате завоеватель отказался от своих планов и повернул свои войска назад.

Кучково поле взяло свое название от фамилии легендарного боярина Стефана Ивановича Кучко, которому принадлежала Москва до Юрия Долгорукого. Это следует из того, что Кучковым назывался в древности город Москва. Дорогу, которая шла к центру столицы, и на которой произошло это событие, стали называть Сретенкой, а монастырь, воздвигнутый здесь в память о легендарном событии, Сретенским.

Будущая улица Сретенка еще с XII века была частью дороги во Владимир, Ростов и другие города северо-востока Руси. А с XIV века эта дорога стала еще и путем в Троице-Сергиев монастырь.

В 1397 году на месте встречи («сретения») иконы был основан монастырь, названный Сретенским. Позже и улица стала именоваться Сретенкой. На нынешнем месте обитель появилась лишь в XVI столетии, а вот исторических документов о ее первоначальном расположении, к сожалению, до сих пор не найдено. До середины XIX века Сретенкой называлась как современная улица (соединяет Бульварное кольцо с Садовым, длина 680 метров), так и нынешняя Большая Лубянка (на которой находится Сретенский монастырь ныне по адресу д.17 и 19).

Вo времена общественных потрясений Сретенский монастырь оставался в центре событий: и во времена набегов ханов на Русь, и в период Смуты 1611-13 гг., и в Отечественную войну 1812-го года. Сретенский монастырь долгие годы являлся центром религиозной и государственной светской жизни. Именно в его стенах в 1552 году жители Москвы вместе с митрополитом Московским Макарием приветствовали царя Иоанна Грозного, который возвращался в Первопрестольную после взятия города Казани. Здесь же в 1613 году чествовали новоизбранного российского царя Михаила Федоровича, ставшего первым представителем рода Романовых на царском троне. Торжества сопровождались крестным ходом.

В 1917 г. началось выселение монахов из монастыря и захват монашеских келий. В 1926 г. монастырь был обращен в приход. С 1928 г. началось разрушение монастырских построек.

В 1993 году иеромонах Тихон (Шевкунов) был назначен настоятелем Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в Сретенском монастыре. Начала вновь налаживаться монастырская жизнь. 16 июля 1995 года решением Священного Синода иеромонах Тихон был назначен наместником возрождённого Сретенского мужского монастыря, в связи с чем 8 сентября того же года в Сретенском монастыре Патриарх Алексий II возвёл его в сан игумена, а 8 сентября 1998 года в сан архимандрита.

В 1999 году он становится ректором новообразованного Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в 2002 году в Московскую Сретенскую духовную семинарию.

Находящийся в самом центре столицы монастырь получил статус ставропигиального. Ставропигиальными монастырями называются обители, которые находятся под непосредственным управлением патриарха. Название ставропигиальный (греч. stavros - крест и pegnymi - утверждаю, вбиваю) указывает, что в этих монастырях крест водружен собственноручно патриархом.

Все в этой обители соответствует ее высокому рангу. Многим может гордиться Сретенский монастырь в Москве. Хор обители (не певчие, а сам хор) является ее ровесником, и известен не только прихожанам и любителям духовной музыки. Уже в XVII веке сретенский хор и его певчие получили признание, так как сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. Пережив тяжелые времена, возродившийся вместе с монастырем коллектив стал приобретать новые черты, соответствующие времени, и окончательно сформировался к 2005 году. Возглавляет его выпускник Российской академии музыки Никон Степанович Жила. Он с детства был певчим Троице-Сергиевой лавры. Наряду со службами солисты хора ведут концертную деятельность и записывают альбомы. У каждого из 30 солистов прекрасное музыкальное образование - либо «Гнесинка», либо Московская духовная или Московская Сретинская духовная семинарии. Есть студенты столичной академии хорового искусства и Московской консерватории. По свидетельству поклонников и знатоков, талантливый руководитель «превращает созвучие голосов в живой орган». В хоре есть солисты с мировыми именами - Дмитрий Белосельский и некоторые другие.

В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа — Сретенское высшее православное монастырское училище. Самые первые занятия начались в одном из зданий, прилегающих к монастырю. Позднее был сделан ремонт в братских монастырских корпусах, и здесь же были выделены помещения для семинарии.


Решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 2002 году Сретенское высшее православное монастырское училище было преобразовано в высшее учебное заведение Сретенскую духовную семинарию.

С именем владыки Амвросия (Ермакова) (епископ с 26 марта 2005), ректора Санкт-Петербургской духовной академии (назначен с 6 октября 2008), связаны некоторые страницы становления Московского Сретенского монастыря и духовных школ при нем. В августе 2000 распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II иеромонах Амвросий был назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую Духовную семинарию, при Сретенском монастыре в Москве и определен в братство обители. Во время своего пребывания в Сретенском монастыре, он исполнял послушания благочинного монастыря, регента праздничного монастырского хора, проректора по учебной работе Сретенской Духовной семинарии.

Выдвинутую на известную литературную премию «Большая книга» книгу наместника Сретенского ставропигиального монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) «"Несвятые святые" и другие рассказы» уже не раз называли «православным бестселлером».
Книга издана не только в России, она переведена и переводится на многие языки. Два тиража вышли в Греции. В США в Библиотеке конгресса недавно презентовался ее перевод на английский. Весной будет представлено французское издание. Готовится испанское, болгарское, сербское, японское, арабское, грузинское, румынское. Последняя новость - книга переводится на китайский. В интервью «Российской газете» (№ 5945 (272)) архимандрит Тихон рассказывает о своей книге.

— Отец Тихон, у «Несвятых святых» уникальный для современной книги тираж — 1 миллион 100 тысяч экземпляров за год. Чем Вы объясняете такой невероятный тиражный успех книги?

— Думаю, оценка здесь — не мое дело. Могу только благодарить читателей за такое вниманию к книге.

— Книга для меня — часть священнического дела. Важнейшим для меня являются десятки тысяч откликов читателей, где они говорят, как после прочтения книги открыли для себя Церковь, духовный мир Православия, неожиданно укрепили свою веру. Пишут, как церковная жизнь после прочтения книги стала для них гораздо яснее. Как впервые после прочтения книжки пришли в храм. Для меня это главное признание, какое только может быть. И награда гораздо более высокая, чем самые лестные рецензии на книгу.

Немало откликов мне передают при личном общении, и они могут быть самыми неожиданными. Знаете, книга как-то зажила своей жизнью, а я могу лишь со стороны за этим с интересом наблюдать. Совсем недавно меня просто поразила история, которую рассказал иеромонах Матфей (Самохин). К нему на исповедь впервые пришла женщина, у которой сложились такие отчаянные, трагические обстоятельства, что накануне ночью она решила покончить жизнь самоубийством. Приготовила таблетки, медлила, собиралась с духом, в последний момент ее взгляд случайно упал на кем-то подаренную книгу. Женщина взяла ее в руки, стала проглядывать страницы и не смогла оторваться от чтения. К утру у нее возникла твердая решимость пойти в храм.

— Кто вдохновил Вас на создание этой книги?

— Вообще-то первым мне посоветовал и даже благословил записать эти рассказы владыка Василий (Родзянко). В какой-то момент я и сам понял, что хорошо бы собрать вместе истории, которые я не раз рассказывал на проповедях, братии монастыря, своим студентам.

— Как Вы выбирали стиль книги?

— Наиболее важным для меня было — ввести читателя в мир Церкви. Не в тот, что придумывается журналистами, не тот, что представляется после прочтения или просмотра церковного официоза, не мифологизированный и лакированный, а настоящий. Учить я никого не собирался: нравоучительность и дидактика всегда скучны и совсем неубедительны. А вот живые свидетельства — это самое важное, что у нас есть. Ведь и Евангелия — это свидетельства апостолов об их жизни со Христом.

— Не собираетесь ли Вы писать что-то вроде продолжения?

— После издания книги я часто слышу от людей непридуманные, прекрасные, удивительные истории из нашей церковной жизни. Быть может, следует собрать из них книгу «Несвятые святые — 2». Эти рассказы можно было бы публиковать, например, на нашем сайте Православие.ru. Лучшие из них — выкладывать для обсуждения, а из самых лучших — делать книгу. Но это будет общая, а не моя личная книга. А я с радостью в этом деле поучаствую.

— Сейчас в Интернете можно встретить нечастые, но все-таки призывы на тему «ни в коем случае не давать премию книге отца Тихона». Как Вы к ним относитесь?

— Покаюсь, но скажу откровенно: не готов всей душой поддержать такие призывы. Но все же отношусь к ним спокойно и во многом с пониманием, даже с благодарностью — стараюсь с иронией и критично относиться к своей персоне.

Loading...Loading...