«Иисус Христос. Жизнь и Учение»

Иисус Христос родился во время общегосударственной переписи населения, которая проводилась по приказу римского императора Августа. Его родила девственница Мария, получившая чудесное уведомление от Бога: «Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Что касается мужа Марии, престарелого Иосифа, по профессии плотника, а по происхождению потомка царя Давида, то он был не фактическим, а лишь нареченным отцом Иисуса. Притом, что Иосиф и Мария проживали в городке Назарете, родился Иисус в пригороде Иерусалима, Вифлееме, куда его родители прибыли, чтобы участвовать в переписи. Рождение Иисуса произошло непосредственно в хлеву (пещере, где содержался скот) и сопровождалось многочисленными знамениями: на небе вспыхнула новая звезда, ангелы, т. е. духи, находящиеся в услужении Бога, восславили своего Господина, поклониться младенцу пришли оказавшиеся поблизости пастухи и прибывшие издалека волхвы (языческие цари и мудрецы). Вскоре после рождения Иисуса его семья должна была перебраться в Египет, скрываясь от беспощадного царя Иудеи Ирода, которому сообщили, что родился новый Царь Иудейский. После скорой смерти Ирода семья вернулась в Назарет, где и прошли детские и юношеские годы Иисуса, о которых нам почти ничего неизвестно, поскольку главное внимание новозаветные авторы решили сосредоточить на последнем периоде земной жизни Христа.

В возрасте около тридцати лет Иисус принял водное крещение от пророка Иоанна Крестителя (или Предтечи), причем «отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн духа Божия, который сходил как голубь, и спускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». После этого Иисус на сорок дней ушел в пустыню, где постился и напоследок претерпел искушение от диавола , или сатаны , главы бесов, т. е. ангелов, взбунтовавшихся против Бога. Дьявол предлагал Иисусу совершить чудеса (превратить камни в хлеб и слететь с высоты Иерусалимского храма), а также поклониться ему, сатане, получив взамен власть над земными царствами, но встретил твердый отказ. Выйдя из пустыни, Христос вел жизнь бродячего учителя, возвещая людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Чтобы войти в него и стать истинными детьми Всевышнего, люди должны соблюдать Божьи заповеди, чему учили еще древние пророки. Иисус подчеркивал преемственность своего служения: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить пришел Я, но исполнить». Однако хорошо известные слушателям заповеди в устах Иисуса приобретали радикальные формулировки и глубокое наполнение. Например, в своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус говорил: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну». Или: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…». Слушателей Иисуса поражало то, что «Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи » (последние представляли влиятельное религиозное течение, настаивавшее на скрупулезном исполнении всех предписаний и запретов Торы). Призывая других к покаянию, о себе Христос говорил тоном, не допускающим сомнения в своей личной безупречности. Он уверенно объявлял: «Я – хлеб жизни», «Я – свет миру», «Я есмь путь и истина и жизнь», «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» и т. д. Иисус настойчиво указывал своим ученикам на необходимость всем пожертвовать ради него: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Но Иисус и сам был готов принести себя в жертву людям. Он объяснял: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Собственное отношение к Богу Иисус Христос определял словами: «Я и Отец – одно».

Известность Иисуса и споры вокруг него в Иудее росли, тем более, что Христос учил не только словами, но и человеколюбивыми поступками, часто чудесного свойства: в считанные мгновения исцелял тяжелобольных, из некоторых изгонял бесов, оживлял умерших, накормил многотысячную толпу несколькими хлебами и рыбами, на горе Фавор преобразился, так что «просияло лице Его как солнце» и т. д. Многие люди, сталкиваясь с Иисусом, видели в нем обещанного древними пророками Мессию (Христа). Но росло и число тех, кто ненавидел Иисуса и был готов его убить как опасного богохульника, который «Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу». Иисус и сам говорил о том, что ему надо будет умереть, и заранее объявлял, что примет смерть через распятие на кресте. Он точно знал, что его предаст в руки властей один из учеников, Иуда Искариот, но не уклонился от грозящей опасности. Накануне своего ареста, ужиная с учениками (это событие получило название «Тайная Вечеря»), Иисус совершил таинственное действие: «взял хлеб, и благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Во время ареста в Гефсиманском саду и позднее, представ перед Синедрионом (верховным судом Иудеи), Иисус назвал себя запретным именем Бога, вызвав у окружающих шоковую реакцию: стражники упали на землю, первосвященник в ярости разорвал свои одежды (русский перевод этих эпизодов скрадывает факт, заметный в греческом тексте, что Иисус не просто отвечал на вопрос о себе личным местоимением «Я», а употреблял священное имя «Яхве», т. е. «Сущий»). Синедрион признал Иисуса заслуживающим смерти. Римский наместник, прокуратор Иудеи Понтий Пилат утвердил смертный приговор. Иисуса жестоко бичевали, а затем распяли на кресте, установленном на горе Голгофе. Кончина Иисуса сопровождалась знаменательными событиями: затмилось солнце, содрогнулась земля, сама по себе разодралась завеса в иерусалимском храме, и многие жители Иерусалима стали свидетелями воскрешения умерших праведников.

Иисус умер на кресте в пятницу, а на третий день телесно воскрес. С тех пор и доныне христиане празднично выделяют именно этот день недели – воскресенье. Иисус воскрес на второй день древнего еврейского праздника Пасхи (точнее – Песах, что значит «прохождение» или «избавление»), посвященного исходу евреев во главе с пророком Моисеем из египетского плена. Христиане же стали ежегодно праздновать Пасху как день Воскресения Христова. Восстав из мертвых, Иисус явился своим ученикам, апостолам (греч. apostolos – посланник), и какое-то время пребывал с ними, наставляя, как благовествовать всему миру о совершившихся на их глазах чудесных событиях. Он сказал им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Затем Иисус вознесся на небо, обещав ученикам, что скоро они получат силу, необходимую для их нелегкого служения. Действительно, на пятидесятый день после Пасхи, когда евреи отмечали праздник Шаббоут (Пятидесятница), напоминающий о даровании Моисею Торы на горе Синай, на учеников, которые собрались вместе, сошел Святой Дух. Над их головами появились как бы языки пламени, а сами они заговорили на языках других народов, которые доселе не изучали.

C этих пор апостолы и их последователи вели проповедь того, что Иисус есть Мессия (Христос) и Бог, ставший человеком. Крестная жертва Иисуса не напрасна: она нужна для спасения людей из-под власти греха и смерти. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас…». Так «будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего». Воскресение Христа дает людям великую надежду на то, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». Апостолы не уточняли, когда именно состоится второе пришествие Христа, телесное воскресение мертвых и окончательный Божий суд над делами человеческими. Но они призывали уверовавших во Христа сохранять постоянную бдительность и терпеть. Ибо, пока Бог своей волей не прервет течение человеческой истории, истинным христианам будет нелегко: их будут ненавидеть, мучить и убивать, на них станут клеветать лжехристы и лжепророки, а перед самым концом в мире воцарится антихрист, выдающий себя за Бога и творящий волю диавола. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасется». Узким путем в Царствие Небесное христиан поведет церковь (это слово в христианских текстах обычно пишется с заглавной буквы), которую основал и навеки возглавил Христос, «которая есть Тело Его», «столп и утверждение Истины».

Курсовая работа студентки III курса Гуманитарного факультетаГричун Элины Борисовны

Учебная дисциплина: История христианства

Введение.

Эта работа пишется с точки зрения человека, верующего в Иисуса Христа, как в Бога, принесшего нам учение, указывающее единственный путь, обеспечивающий выживание человечества и возможность его дальнейшего развития.

Я верю, что Христос принёс нам тот свет, который никогда не может померкнуть, и принёс нам то учение, которое всё равно должно быть усвоено и исполнено каждым человеком, и у этого пути нет альтернативы. Чем быстрее это произойдёт, тем быстрее мы сможем перейти в Царство Любви и разомкнуть кажущийся бесконечным круг страданий, в который заключено современное человечество.

Я верю, что жизнь Иисуса Христа не исчерпывается теми 33 годами, которые он провёл в теле среди других людей. Я верю, что Христос живёт и прямо сейчас руководит теми людьми, которые готовы следовать за ним, ведёт их и помогает им.

Я полагаю, что мы живём во время, близкое к сроку обещанного Второго Пришествия нашего Господа, и для каждого из нас, как никогда, важно бодрствовать духом, ибо не знаем, «когда придёт хозяин дома: вечером или в полночь, или в пение петухов, или по утру, чтобы придя внезапно не нашёл вас спящими» (Марк 13:35,36) (1).

Напряжённость текущего момента побуждает рассмотреть в этой работе основные положения учения Иисуса Христа, как я его понимаю, и вопрос о том насколько основная масса современного человечества и, в особенности, люди, именующие себя христианами, следуют учению оставленному для нас нашим Учителем.

Земная жизнь Иисуса Христа.

Этот период жизни Учителя рассматривался многократно и очень подробно многими авторами и одна библиография этого вопроса, вероятно, может заполнить многие десятки если не сотни страниц.

Ниже помещена краткая хронологическая таблица основных дат жизни Иисуса, приведённая в работе Андрея Боголюбова (А.Мень) «Сын Человеческий» (2).

Годы События и лица
7-6 до н.э. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
4 до н.э. Смерть Ирода Великого, восстание в Иудее. Архелай, Антиппа, Филипп правят в Палестине.
6 н.э. Низложение Архелая, Иудея вновь превращена в Римскую провинцию. Восстание зелотов. Двенадцатилетний Иисус в храме.
6 – 15 н.э. Первосвященник Ханан (Анна).
14 н.э. Смерть Августа, воцарение Тиберия.
18 н.э. Иосиф Кайафа назначен первосвященником.
26 н.э. Пилат назначен прокуратором Иудеи.
27 н.э. Проповедь Иоанна крестителя. Крещение Иисуса. Начало Его служения. Первые ученики. Иисус в Капернауме.
Весна 28 Второе посещение Иисусом Иерусалима.
Осень 28 Избрание Двенадцати. Смерть Крестителя.
Весна 29 Умножение хлебов близ Вифсаиды. Иисуса хотят провозгласить царём. Иисус в Финикии, Десятиградии и в тетрархии Филиппа.
Лето 29 Исповедание Петра и Преображение.
Осень 29 Иисус на празднике Кущей. Борьба против Него книжников.
Декабрь 29 Иисус на празднике Ханука. Его пребывание за Иорданом.
Весна 30 Воскрешение Лазаря. Последнее путешествие из Заиорданья в Иерусалим.
1 апреля 30 Суббота Иисус в Вифании.
2 апреля 30Воскресенье Торжественный въезд Христа в Иерусалим.
5 апреляСреда Пророчество о конце. Предательство Иуды.
6 апреля Четверг Тайная Вечеря. Взятие Христа под стражу. Допрос у Ханана.
7 апреля Пятница Приговор Синедриона. Суд и приговор Пилата. РАСПЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА.
9 апреля Воскресенье ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
14 апреля Ученики отправляются в Галилею.
18 мая Возвращение апостолов в Иерусалим. Последнее явление им Иисуса (Вознесение).

Датировка земной жизни Иисуса, предложенная Александром Менем, вряд ли может быть названа совершенно точной и окончательной. Впоследствии, эти даты могут уточняться и пересматриваться, как это многократно происходило и в прошлом.

Думаю, что во время приближающегося второго пришествия Христа на Землю каждый желающий сможет лично спросить и уточнить у Него даты Его первой земной жизни. Верующего человека нашего времени, вероятно, в большей степени должны интересовать не точные даты, появления Иисуса в том или ином городе древней Иудеи и прилегающих территорий, а то чему учил Иисус, и то в какой степени лично данный верующий исполняет Его учение и, соответственно, может рассчитывать на спасение своей души.

Главное же, что может заинтересовать людей маловерных и неверующих – это однозначное признание современной наукой историчности Иисуса. Человек по имени Иисус действительно родился, рос, трудился, проповедовал, учил последователей, пользовался уважением и авторитетом среди чрезвычайно широких слоёв народа, имел проблемы с духовными и светскими властями и, в конце концов был казнён по ложному обвинению, но общины Его последователей не распались, а продолжали интенсивно развиваться, пока учение Иисуса Христа не превратилось в одну из мировых религий, к сожалению, с каждым столетием распадающуюся на всё большее количество разобщённых учений и толков, но всё же помнящую о своём основателе.

Значительная часть этих событий земной жизни Иисуса описана в канонизированных практически всеми христианскими церквями текстах Священного Писания, а также дошла до нас в форме Священного Предания, признаваемого различными христианскими церквями в большей или меньшей степени. Сведения о некоторой части событий земной жизни Иисуса, возможно, сохранены и в непризнанных подавляющим большинством христианских церквей апокрифических текстах.

Для неверующих людей особое значение приобретают сведения о жизни проповедника Иисуса и деятельности основанных Им общин в текстах авторов – современников описываемых событий, заведомо неверующих в Божественное происхождение Иисуса и не входивших в число последователей Учителя.

И такие сведения есть в достаточном количестве. О событиях земной жизни Иисуса и событиях, связанных с деятельностью основанных Им общин в первые десятилетия, после того как Он оставил тело, дошли до нас в работах учёных, писателей и публицистов Римской Империи: Тацита, Плиния Младшего, Светония и Иосифа Флавия, не связанных лично с Христианской традицией и не верующих проповеди Христа(3).

Тацит описывает гонения в 64 г. н.э. на христиан в городе Риме, демагогически обвинённых императором Нероном в поджоге, вызвавшем грандиозный пожар погубивший большую часть города. Тацит, бывший современником описываемых событий, с негодованием относясь к чудовищным жестокостям Нерона по отношению к схваченным и ложно обвинённым людям, в то же время к христианскому вероучению относится без всякой симпатии. Тацит рассказывает о слухах разошедшихся по городу, будто поджог устроил сам Нерон, давно замысливший перестроить Рим, и далее пишет: «И вот, Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами». Затем Тацит вводит лаконичную историческую справку: «Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. Подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме…» (3; стр.125). Как видите, оценка христиан вполне негативная, хотя Тацит и не одобряет чрезмерных и несправедливых жестокостей Нерона.

В таком же духе высказывается о Христианах и Светоний, мимоходом упоминая о них в жизнеописаниях императоров Нерона и Клавдия (3; стр.126).

Римский писатель, придворный, аристократ Плиний Младший одно время был проконсулом провинции Вифиния и в этой должности вёл обширную переписку с императором Траяном. До нас дошли эти письма и среди них одно, посвящённое судебному дознанию относительно вифинских христиан.

Как можно понять из письма был какой-то анонимный донос. В ходе следствия список обвиняемых сильно разросся. Среди них оказались и люди «нежного» возраста, и взрослые, мужчины и женщины, рабы и свободные, в их числе и такие, которые обладали правом римского гражданства. Разбирательство велось соответственно правовому статусу каждого. Рабов допрашивали под пыткой, «безумцев» из числа имеющих римское гражданство отправляли для суда в Рим, упорствующих из местных жителей Плиний казнил собственной властью, отрекшихся отпускал. «Они утверждали – пишет Плиний, – что вся их вина или заблуждение состояли в том, что они обычно, по определённым дням, собирались до рассвета, воспевали чередуясь Христа, как Бога… После этого они обыкновенно расходились и приходили опять для принятия пищи обыкновенной и невинной… Тем более счёл я необходимым под пыткой допросить двух рабынь, назвавшихся прислужницами, что здесь было правдой, и не обнаружил ничего, кроме безмерно уродливого суеверия… Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но, кажется, её можно остановить и помочь делу» (3; стр.127).

Это письмо вполне равнодушного к Христову делу сановника даёт нам сведения о социальном лице раннехристианских общин рубежа I-II веков, об их психологическом настрое, некоторых сторонах общественного бытия и организации, возможно напрямую восходящих к традициям и установлениям, данным самим Учителем.

Эти и другие свидетельства в течении полутора столетий ставились под сомнения атеистической пропагандой, многочисленные адепты которой пытались представить эти, без сомнения, нехристианские документы позднейшими интерполяциями (вставками в подлинные тексты). В подлоге обвинялись поздние христианские авторы, для которых совершенно немыслимыми были бы столь кощунственные и нелестные отзывы о христианах и христианском учении. При этом атеистические авторы, широко использовали приёмы софистики, выдавая их за научные аргументы.

Шеститомное сочинение митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) "Иисус Христос: жизнь и учение", на сегодняшний день являющееся самым детальным комментированным изложением евангельской истории, в полном объеме вышло в свет. Этот, поистине фундаментальный, труд владыки был представлен автором в Читательском клубе "На Погодинской" Издательства Московской Патриархии.

«Когда я писал эту книгу, то, прежде всего, конечно же, решил поставить те вопросы, которые для нас, верующих, для священнослужителей, вообще не стоят. Такие вопросы, как, например, существовал ли Иисус Христос в действительности или это литературный персонаж? А кто такой был Иисус Христос: был ли Он просто человеком или Он был Богом? Для нас, верующих людей, ответы на эти вопросы очевидны. Но эти ответы не очевидны для многих других людей...», - сказал глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Действительно, в нашей стране не так давно прошли те времена, когда Священное Писание было едва ли не под запретом. Но и сейчас большинство из нас очень слабо знают евангельский текст и плохо представляют исторический контекст земной жизни Спасителя. А потому новый труд владыки Илариона - это и прекрасный путеводитель по самим четырем Евангелиям, и развернутые ответы практически на любые вопросы, неизбежно возникающие у каждого вдумчивого читателя Священного Писания.

«Главное содержание книги составляет евангельская история, то есть история земной жизни Иисуса Христа. И последовательно, шаг за шагом я провожу читателя по страницам Евангелия, причем я всегда обращаю внимание на то, как та или иная история представлена у двух, трех или четырех евангелистов... Конечно, в своей книге я ничего нового не изобретаю, я основываюсь на толкованиях святых отцов, в частности и в особенности - Иоанна Златоуста...», - уточнил автор.

Но вместе с тем митрополит Иларион в своем шеститомнике привлекает и огромный комплекс научной библеистики, детально разъясняя современному читателю те мнимые противоречия четырех Евангелий, которые пытались подвергнуть критике всевозможные скептики.

«Презумпция недоверия к евангельскому тексту, на мой взгляд, означает, что лучше человеку вообще этого текста не касаться и, по крайней мере, о нем не говорить и не писать. На мой взгляд, четыре евангелиста - это четыре достоверных свидетеля, каждый из которых рассказал либо то, что он видел своими глазами, либо то, что услышал от очевидцев и служителей Слова, как говорит святой евангелист Лука...», - заявил митрополит Иларион.

Уже очень скоро на основе шеститомного сочинения митрополита Илариона будет создан учебник по евангельской истории для духовных школ Русской Православной Церкви. Само же шестикнижие владыки стоит порекомендовать для медленного и вдумчивого чтения каждому любителю Божественных Писаний. Каковым, вне всякого сомнения, должен стать каждый христианин.

Предлагаемая вниманию читателя серия книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» не является жизнеописанием Иисуса, Его биографией в привычном для нас смысле этого слова. Многие факты Его жизни нам неизвестны. В биографии Иисуса имеются существенные лакуны, которые нечем заполнить. Достаточно сказать, что, кроме одного эпизода (Лк. 2:41-52), мы не знаем ничего о Его детстве и юности: не знаем, чем Он занимался до тридцатилетнего возраста.

И тем не менее вся серия носит биографический характер, поскольку ее центральной темой является человеческая история Иисуса. В задачу настоящей серии книг не входит изложение православной христологии - учения об Иисусе как Боге и Человеке с описанием имевших место ересей и их опровержения Церковью. Такое описание было нами сделано в книге «Православие», где христологии посвящен большой раздел. Здесь мы ставим иную задачу - воссоздать живой образ Иисуса на основании имеющихся источников и представить Его учение так, как оно отражено в Евангелиях.

Пристальное внимание будет уделено чертам Его характера и мировосприятия, особенностям Его манеры общения с людьми. Однако Иисус не был обычным человеком: Он был воплотившимся Богом. И все детали Его человеческой истории имеют прямое отношение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям. Именно это придает Его личности и учению совершенно особую, исключительную значимость.

Основным источником для нас послужили четыре канонических Евангелия, материал из которых рассматривается с привлечением широкого круга дополнительных источников, включая Ветхий Завет, произведения древних историков, комментарии на Евангелие отцов Церкви, современную научную литературу.

Научно-критическое изучение Нового Завета ведется уже более двух столетий; за это время накоплен огромный материал. Однако весь существующий поистине безбрежный массив информации сам по себе требует критического подхода. Из обширного наследия ученых, занимавшихся исследованием Нового Завета, необходимо вычленить то, что способствует лучшему пониманию текста, одновременно отбросив те гипотезы и домыслы, которые вводят дополнительные, ненужные сложности в его изучение.

Эта серия книг об Иисусе - не столько для укорененных в Предании Церкви православных христиан, сколько для неверующих, сомневающихся и колеблющихся. Она, во-первых, может дать некоторые ответы тем, кто считает, что Иисус вообще не существовал. Во-вторых, она для тех, кто признает, что Иисус существовал, но не верит, что Он - Бог. В-третьих, для тех, кто, может быть, и считает себя христианином, но относится к евангельским рассказам скептически или воспринимает Евангелие через призму той критики, которой оно подверглось в трудах западных специалистов по Новому Завету XIX-XX веков.

Мы не намерены последовательно разбирать идеи этих специалистов, хотя и будем к ним обращаться, иногда соглашаясь с ними, иногда полемизируя. Наша главная задача по отношению к этим идеям - попытаться отделить пшеницу от плевел, добросовестный анализ текстов от спекуляций и домыслов, исходящих из тех или иных идеологических предпосылок.

Общее заглавие серии указывает на ее главного героя - Иисуса Христа. В евангельских повествованиях и других привлекаемых для исследования источниках мы будем отыскивать прежде всего то, что относится непосредственно к Его личности, характеру, биографии, учению. Прочие персонажи евангельской истории будут затрагиваться лишь постольку, поскольку это необходимо для воссоздания образа Иисуса.

В конечном итоге нам бы хотелось ответить на главный вопрос: что Иисус принес людям и зачем Он нужен современному человеку? Прошло две тысячи лет с тех пор, как Он жил и учил: почему Его образ и проповедь по-прежнему актуальны? Что Иисус может дать нам, живущим в XXI веке, со всеми его сложностями, вызовами, проблемами и трагедиями?

Евангельскую историю Иисуса Христа с точки зрения интерпретации можно сравнить с коллекцией сокровищ двухтысячелет-ней давности, находящейся в сейфе под двумя замками. Чтобы прикоснуться к этим сокровищам, необходимо прежде всего открыть сейф, а чтобы его открыть, требуются два ключа. Один ключ - это вера в то, что Иисус был полноценным человеком со всеми свойствами реального человека из плоти и крови. Однако необходим еще второй ключ - вера в то, что Иисус был воплотившимся Богом. Без этого ключа сейф не откроется, и сокровища не засверкают изначальным блеском: евангельский образ Христа не предстанет перед читателем во всей своей сияющей красоте.

Эта книга целиком посвящена событиям, разворачивавшимся в течение нескольких дней и знаменовавшим собой окончание земной истории Иисуса Христа — Сына Божия и Сына Человеческого. Что говорят нам евангелисты о последних днях, часах и минутах Его жизни? Как описывают Его воскресение? Почему их повествования об этих событиях столь существенно разнятся и насколько они достоверны? Почему жизнь Иисуса закончилась столь мучительной и позорной смертью? В чем значение смерти Иисуса для христиан и почему Воскресение Христово остается главным праздником христианской Церкви, центральным пунктом христианского богословия? Почему история последних дней земной жизни Христа продолжает двадцать веков спустя оказывать столь мощное духовно-эмоциональное воздействие на миллионы людей? На все эти и многие другие вопросы призвана ответить настоящая книга.

Как и в предыдущих книгах серии, основным материалом служат тексты канонических Евангелий, которые автор сопоставляет, выявляя и объясняя различия между параллельными повествованиями. В качестве вспомогательного материала приводятся различные сведения, касающиеся исторического контекста событий и тех персонажей, которые появляются на сцене. В необходимых случаях автор обращается к толкованиям отцов Церкви на евангельские тексты, а также к современной научной литературе по Новому Завету, не ставя перед собой цель дать исчерпывающий список толкований и мнений по тому или иному поводу.

Главная задача остается неизменной на протяжении всей серии: она заключается в том, чтобы доказать, что Иисус Христос был одновременно Богом и человеком. Только в свете веры в полноту Божества и человечества во Христе обретают смысл евангельские повествования о Его жизни и учении. И только в свете Его воскресения обретают смысл Его страдания и смерть.

Предисловие

Глава 1. «Иерусалим, избивающий пророков»

  1. «Восходя в Иерусалим». Предсказания Иисуса о Своей смерти
  2. Вход в Иерусалим
  3. Иисус оплакивает Иерусалим

Глава 2. Диалоги в Иерусалимском храме

  1. «Какою властью Ты это делаешь?»
  2. Подать кесарю
  3. Диалог с саддукеями о воскресении
  4. «Какая первая из всех заповедей?»
  5. «Сын Давидов»

Глава 3. Иерусалим. Последние наставления

  1. Обличение книжников и фарисеев
  2. Две лепты вдовы
  3. Предсказание о разрушении Иерусалима
  4. Предсказание о втором пришествии
  5. Страшный суд

Глава 4. Заговор первосвященников, вечеря в Вифании и предательство Иуды

  1. Заговор первосвященников
  2. Вечеря в Вифании
  3. Предательство Иуды

Глава 5. Тайная Вечеря

  1. Хронология событий
  2. Приготовления к Тайной Вечере
  3. Омовение ног
  4. Предсказание о предательстве Иуды
  5. Была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой?
  6. Благословение хлеба и вина
  7. Был ли Иуда участником Евхаристии?
  8. На пути в Гефсиманию

Глава 6. Гефсимания

1. Гефсиманское борение

Глава 7. Иисус перед иудейскими первосвященниками

  1. Допрос у Анны
  2. Допрос у Каиафы
  3. Отречение Петра
  4. «И повели Его к Пилату»
  5. Кто несет ответственность за смерть Иисуса?
  6. Конец Иуды

Глава 8. Суд Пилата

  1. Исторические сведения о Пилате
  2. «Ты Царь Иудейский?»
  3. Иисус у Ирода
  4. Иисус или Варавва?
  5. Бичевание
  6. «Се, Человек»

Глава 9. Распятие

  1. Распятие в древнем мире
  2. Путь на Голгофу
  3. Распятие Иисуса
  4. Злословие толпы. Разбойники на кресте
  5. Матерь Иисуса у креста
  6. Смерть Иисуса
  7. Завеса в храме. Землетрясение
  8. Сотник, воины и женщины
  9. Погребение
  10. Плащаница
  11. Первосвященники и фарисеи у Пилата
  12. Искупительный смысл крестной смерти Иисуса Христа
  13. Новое откровение Бога

Глава 10. Воскресение

  1. Пустой гроб
  2. Петр и Иоанн у гроба
  3. «Длинное окончание» Евангелия от Марка
  4. Первое явление воскресшего Иисуса
  5. Лжесвидетельство стражей
  6. Явление двум ученикам на пути в Эммаус
  7. Явление одиннадцати
  8. Явление в Галилее. Свидетельство Иоанна
  9. Два заключения Евангелия от Иоанна
  10. Послание на проповедь
  11. Вознесение
  12. Сколько раз воскресший Иисус являлся ученикам?
  13. Значение воскресения Христова для христианской Церкви
  14. Альтернативные версии воскресения

Заключение

Библиография

Список сокращений

Именной указатель

Указатель цитат из Священного Писания

Указатель иллюстраций, вошедших в книгу

Loading...Loading...