Канна галилейская. Кана галилейская в израиле

В , известная из Библии (Иоан. 2:1; Иоан. 2:11), где был Брак в Кане Галилейской и где Иисус совершил своё первое чудо: претворение воды в вино.

Евангелие

Согласно Евангелию от Иоанна, здесь Иисус Христос совершил первое чудо — превращение воды в вино:

«На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.»

Это первое чудо, совершённое Христом. Он предупреждает свою мать, «что еще не пришел час Мой», но по её просьбе не отказывается помочь жениху. Православная и католическая традиция видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.

Поставленный здесь храм католики называют «Храм свадьбы Господа» и считают, что брак, заключенный в этом храме, самый счастливый и надежный.

Рядом с костелом находится православная греческая церковь Георгия Победоносца, построенная на деньги Императорского православного палестинского общества России.

В Кане есть и греко-католическая церковь св. ап. Варфоломея, ученика Иисуса, который был родом из Каны.

Брак, в норме, никогда не начинается любовью. Он, в норме, должен ей заканчиваться. Обычно он начинается эйфорией влюбленности, кратковременным помутнением ума и восторгом чувств.

И, обычно, брак кончается усталостью, внутренним разрушением, так что на поминках родня облегченно вздыхает: Уф! Отмучился. И мы отмучились. Не дай Бог дожить до его лет! Какие мы будем в его возрасте?

Между тем, для большинства из нас семья могла бы стать школой любви и прекрасным уроком нашему сердцу. Так что, учась любить близких, мы научились бы любить и дальних и приготовили бы себя к жизни в Раю. Ведь должен же быть у нас навык практической любви!

Само взросление человека в семье в норме проходит три или даже четыре этапа.

В детстве, нам кажется (и это близко к истине) что этот мир создан для нас. Но, по молодости, мы все делаем ошибку, считая, что для нас – это для сладости, вкусности, мягкости и угождения. Ребенок бывает безмерно счастлив, стоя на стульчике и читая глупый стишок, видеть восхищенные и радостные лица родителей. Принимать шоколадки и поглаживание его милой головки.

И малышу это кажется таким же правильным и хорошим, как восход Солнца или цветение лугов. Воспитать христианина – очень трудная задача. Огромнейших усилий стоит закрепить в маленьком человеке щедрость, молчаливость, деятельную заботу. И совсем трудно – живую веру и любовь к Богу.

Став взрослыми и создав семью, мы поневоле умеряем свой детский эгоизм, деля пополам с ближними не только радости, но и заботы. В этот период мы еще не разлюбили себя как венец мира. Нам приходится скрывать в себе эту любовь без успеха. Часто в семье с виду все хорошо, но это затишье на линии фронта.

Каждый занимает свои места на баррикадах и зорко бдит за противником. Муж ДОЛЖЕН принести деньги и не встречаться с друзьями. Жена не умеет зарабатывать, зато она ДОЛЖНА заниматься домом и ребенком. Ребенок ДОЛЖЕН быть похожим на маму и папу одновременно.

Не дай Бог, шаг в сторону. Тут же начинается бой насмерть. Смотреть на бранящихся супругов страшно особенно детям. Это как Солнце вдруг начало бы биться об Луну. Мало кто выдерживает это испытание, и, пройдя период взросления детей, брак часто умирает

Те же, кто чудом научился любви, выходят на третий уровень беззаветной любви к внукам. В их сердце просыпается, наконец, настоящая любовь, так что они и на улице часто обращаются к незнакомым людям: Сынок или Доченька. Многие, вспоминая свое детство, говорят, что оно озарялось улыбкой и светом милого сердца бабушки.

Бабушки часто сеют первые семена чистой любви в детское сердце. Часто они первыми рассказывают ребенку о Христе, преподобном Серафиме и медведе, об ангелах.

Счастливое время, когда угасает интерес к себе и мысли переносятся на дальних, часто бывает дурно воспринято, и старики вместо любви начинают следить за тем, куда полетели американские самолеты. Вместо молитвослова у них часто видна в руках газета, полная нелепых басен и бредней.

Таким образом, душу человека сама жизнь проводит через времена года, ожидая от нее в итоге райской спелости. Семью можно рассматривать как школу счастья и билет в Царствие Небесное.

Выходя к народу на исповедь, часто радуешься особенно прекрасным лицам наших прихожан. Вообще лицо христианина, особенно его глаза – это, если так можно сказать, арт-объект. Глаза, полные любви и счастья, улыбка, голос делают встречу с таким человеком чудом, которое можно видеть.

Но в процессе исповеди понимаешь, что счастье – это удел всего лишь нескольких семей. И самое поразительное состоит в том, что большинство людей не только не счастливы, но и не хотят быть счастливыми по-взрослому. Они хотят быть счастливы как дети, когда ты стоишь на стульчике, и все тебе смотрят в рот, держа наготове шоколадку.

Однажды пришла молодая высокая, красивая женщина и говорит:

– Что мне делать? Мой муж начал пить! Он такой, он сякой, да вот еще и попивает.

– Есть три пути. Плохой, средний и царский. Плохой: ты ни в коем случае не разводись, но дай ему почувствовать, что без тебя ему будет скучно, трудно и холодно на душе. Ведь первая стадия любви между мужем и женой та, на которой супруг говорит: Мне с ним лучше, чем без него. Причем это должно быть сказано за глаза.

Зачем ты на него ругаешься? Ведь брала ты его хорошим, это с тобой он стал таким.

Средний путь…

– Не надо среднего. Давайте Хороший.

– Хороший – это когда ты, как Герда, сможешь своей любовью растопить сердце Кая. Помнишь сказку о Снежной королеве? Ведь любой, даже самый озлобленный и опустившийся человек может отличить сладкое от соленого, любовь, обращенную к нему, от злобы.

Сам собой человек не сможет поднять такую любовь. У такой любви есть два крыла: таинства – соединение с Богом – и милосердие – служение людям. Ты могла бы….

Женщина в ужасе попятилась от меня и тихо прошипела:

– Вы ХОТИТЕ, ЧТОБЫ Я СТАЛА СВЯТОЙ!!!

Она растеряно повела глазами по сторонам и с упреком сказала:

– Я еще в не была ни разу в жизни! Я еще молодая. Посмотрите на меня. Почему я должна из-за этого водилы нарядиться в мешок?

То есть для нее – это скучное и ужасное стояние в храме и мешок на плечах с дыркой для головы. Не надо улыбаться. Подобная трагедия свойственна очень многим семьям.

А вот другой человек смог это сделать.

– Ты знаешь, – рассказывал он мне, – мне за пятьдесят. Я всю жизнь хотел, чтобы у нас в семье было счастье и радость и очень старался. Но как-то с годами у нас с женой отношения становятся все суше и суше. Мы не ругаемся. Но прохладная вежливость угнетает меня. И я решил, вспоминая Чудо Христа на свадьбе в Кане Галилейской, просить у Него, чтобы Он пресную воду наших семейных отношений превратил в вино Любви. Так и буду просить. А жене начну служить как Христу, как Церкви!

Прошло полгода.

– Она сошла с ума! Я оставил на баррикадах все пулеметные гнезда. Она ворвалась туда с радостной истерикой. Она села мне на шею и свесила ноги. Но я не сдамся. Я обещал Христу, и Он смотрит на меня.

Прошло еще полгода

– Я ушел во «Внутреннюю Монголию». Пусть она и дети делают все, что захотят. Но я не отойду от своего слова Богу! Я живу как во сне. Мне уже не больно.

И вдруг перед Новым Годом он звонит:

– Она догадалась!!! Она догадалась, зачем я это делал. Она вдруг бросилась ко мне, плакала у меня на груди и просила прощения. Она снова любит меня. Я только что вытер слезы радости и звоню тебе… Мы счастливы, как тогда, когда нам было двадцать. Нет, лучше. Сегодня это лучше, чем в молодости. Это как редкое выдержанное прекрасное вино. Вино любви. Он сделал нам Кану Галлилейскую.

Я никак не могу постигнуть, зачем нашим правителям День памяти . Праздник этот как-то не приживается. Нам, клирикам, лестно, что наши сокровища предлагаются народу, но вместе с тем как-то подозрительно, и во всем этом чувствуется какая-то фальшивая нота.

Сама история об этих святых как-то непросто укладывается в голове. Историки утверждают, что таких князя и княгини не было. Не укладываются в голове и Агриков меч, разящий злодеев духовной породы как меч Мак-Лауда, летающий инкуб средневековых бестиариев, танцующий перед девицей Февронией заяц.

Все это кажется избыточным, как дорога, не ведущая в храм. Хотя однажды мы с товарищем сидели в его деревенском доме, и вот что случилось. Дом стоит в мещерских лесах. А мещерские леса – это сотни километров гиблых болот, хвойного леса, полей клюквы, журавлиных токов. Вдруг слышим истошный крик:

– Шурка!!! Крокодил на яблоню полез!

Какой такой крокодил в Спас-Клепиках? Выходим, и точно: на анисовой яблоне сидит метровый крокодил с динозаврим гребнем и чудными глазами. Это ему в сентябре взгрустнулось яблок отведать. Оказалось, что эта игуана в начале лета убежала от москвичей и обреталась в огородах, поедая клубнику и огурцы. Хорошо, не замерзла.

Село, в котором родилась преп. Феврония, всего в тридцати километрах от нашей Рязани. Ласково. Улица с избами. Поле с местом для «мероприятий». Магазин «Ласточка», где часто можно купить свежий хлеб. Кладбище и часовня, обитая сайдингом. Вокруг лес.

Спасибо муромцам. Они хоть и величаются в Рязани «святогонами», но успели раньше нас поставить эту часовенку. В деревне живет бабушка, которая обильно дополняет историю Февронии местными преданиями о том, откуда их семья родом (а они были пришлыми), в какой лес она по ягоды ходила. Как летом на санях они с женихом уехали в Муром. И все на прекрасном неподражаемом местном диалекте и с народным задором.

Между тем, я доверяю Церкви и полагаю, что иногда истина является непостижимым образом. Я оставлю место вере ради того, что нам только кажется, что мы все знаем об этом мире. Как сказал Тертуллиан: Верую, потому что абсурдно.

Не потому, что он верил в глупости, а потому, что наш ум пред премудростью Бога не должен надмеваться и превозноситься. Потому что Абсолют непостижим, и в глазах нашего ограниченного ума этот Абсолют никогда не будет легитимен.

Меня в этой истории вдохновляет внимание Церкви к семье. У человека, пребывающего внутри Церкви, иногда может сложиться впечатление, что настоящие люди – только монахи.

А тут – святость, явленная не в лесу, не в пропастях, не там, где «вран на нырищи и птица особящаяся на зде», а в семье. И что Церковь вполне допускает, что семья – это удобный трамплин в Рай, а не только пустынные поприща и Фиваиды.

Очень мощна история о том, как Петр не стал менять любовь на княжество. В самом деле, от денег, стяжания и власти страдают все. И богатые, и бедные. Богатые – понятно: чтобы не украли, не убили, не убыло. А бедные – оттого, что у них нет ни первого, ни второго, ни третьего. И почти все уверены, что в деньгах счастье.

На словах-то скажут одно, а так – день за днем время проходит в погоне за призраком богатства. Миллионер страдает, что он не супермиллионер и оттого он сам себе кажется в глазах товарищей нищим. Нищему не докажешь, что счастье в семье миллионера – такая же редкая птица, как в семье простой сельской учительницы.

Муромскому князю Петру бояре выдвинули ультиматум. Или мы, или жена. Это было очень важно для него – единодушие и поддержка соратников. Ведь неприятие жены верными людьми означало не только их эгалитарность, но и отсутствие поддержки в постоянной борьбе за выживание с другими княжескими группировками. И он смог подняться выше иллюзий кратковременной жизни, выше страха смерти. Ведь тогда неудачников не только выгоняли, но и убивали, как в звериной стае.

Поводом к этому ему послужило чудо, которому он внял. И это тоже большая редкость, чтобы человек, столкнувшись с чудом, что-то смог изменить в своей жизни. На пиру бояре заметили, что княгиня-крестьянка, очевидно, в силу нищеты, травмировавшей ее душу навсегда, собирает со стола крошки хлеба в ладонь.

Они, возмущаясь такой «низостью» и плебейством, потребовали убрать смердку из благородного собрания. Петр не верил, но готов был поддаться и вышвырнуть жену. Он подошел к Февронии и разжал кулачок жены. В нем вместо крошек хлеба лежали крошки ладана. И он сделал правильный выбор: жена, любовь, Правда и Бог.

Ладан в ладошке Феврноии я всегда вспоминаю, когда бываю в доме любящих семей. В их часто простом жилище как-то кажется и светлее и легче дышится. Тесные квартирки кажутся просторными, простая еда необыкновенно вкусной. В этих семьях Любовь превращает в ладан не только хлеб, но весь дом.

Счастливыми людьми не рождаются, ими становятся. Стать счастливым просто и приятно. Люби людей и Бога, а остальное приложится. Господи, преврати воду моей души в вино Каны Галилейской!

«Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» — сын «плотника из Назарета» знал свой народ! Переживший к началу первого столетия нашей эры явление многих пророков. Бог являл Свою волю через своих суровых ветхозаветных избранников, и нередко чудеса были связаны с водой. Перед Моисеем расступались волны, Елисей сделал дурную воду пригодной для питья, Иона успокоил морскую бурю. А что сделал в Кане Иисус Христос? Превратил воду в вино. Это чудо кажется таким незначительным по сравнению с тем, что творили предшественники, но только на первый взгляд.

Кана Галилейская. Мессия начинает путь

Первый век новой эры. В Иудее хозяйничает великий Рим. В Иерусалиме - римский наместник. Тетрарх Ирод Антипа строит на земле Галилеи город, угодливо названный в честь угрюмого и жестокого римского императора.

Назарет тех времен - крошечная никому не известная деревушка. А вот Кана Галилейская - поселение значительное, стоящее на полпути меж Сепфорисом - древней столицей северного края, и стремительно растущей роскошной Тиберией.

И вот идет по жаркой и пыльной дороге из Назарета в Кану молодой бродяга в компании своей матери и нескольких друзей - так это выглядит со стороны. Мессия, его Матерь и ученики еще незнакомы народу иудейскому, потому и ушли из маленького Назарета. К тому же сводный брат Иисуса по отцу - Симон по прозванию Зилот, пригласил Учителя с Матерью и другими учениками на свою свадьбу, которую собирался справлять в Кане.

Брак в Кане Галилейской: «Вина нет у них»

На брачном праздновании, как читаем мы у Иоанна, случилась неприятная неожиданность: закончилось свадебное вино. Мать указала Иисусу на это, и он поначалу вроде бы отмахнулся — «Не пришел еще час Мой». Но в Нем победило сочувствие к жениху и невесте: для них-то эта неприятность была серьезной! Гостеприимство - долг и добродетель иудеев. Ведь даже случайного гостя обмывали, одевали, если была в том нужда, предоставляли все самое лучшее, что имелось в доме - и лишь потом интересовались, как его, собственно, зовут!

Что уж говорить о нехватке вина на свадебном пире? Эта неловкая ситуация унизительна для жениха и невесты, какая уж тут радость от вступления в новую жизнь - и как тяжко им будет вспоминать свадьбу годы спустя.

И Иисус претворил воду в вино и благословил свадебное веселье, возвестив тем самым приход Нового Завета с его бессмертным: «Бог есть любовь».

Да, чудо это было особенным, если внимательно приглядеться, как именно совершил его Мессия.

Все прежние грозные чудеса старых пророков свершались так, что только слепой не мог бы увидеть их. Бог, и только Бог являл свою волю через людей - Моисея, Илию или Иону. Не таково чудо в Кане Галилейской: толкование его неоднозначно, мнения разные, но все сходятся в одном — Иисус привнес в совершение чуда собственную, человеческую волю, объединенную с волей Господа. И сделал это совсем не так, как его предтечи. Что стоило Ему превратить в вино воду в тех кувшинах и чашах, что уже стояли на пиршественных столах, чтобы все и разом узнали в нем Сына Божия?

Первое Чудо Сына Божьего

Живописцы Ренессанса, работавшие над сюжетом «Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской», изображали на своих полотнах рядок из шести изящных амфор. Но ведь Иисус претворил воду в вино в совсем других сосудах! Это были здоровенные каменные жбаны «стоявшие по обычаю очищения» — то есть водица в них была даже не для питья. В ней омывали с себя телесную нечистоту - любой нищий, приглашенный в дом, мыл в этой воде сбитые ноги! Да и свидетелями чуда оказались лишь Матерь Иисуса да слуги. Распорядитель пира и вовсе подумал, что жених почему-то решил приберечь лучшее вино напоследок, хотя обычно делалось наоборот!

Вроде бы совершенно «бытовое» по исполнению чудо - но по сути более «чудесное», чем древние подвиги пророков. Человечное и скрытое от глаз толпы, оно говорит и о мощи, и о любви Сына Человеческого. Сделать грязную воду душистым вином, чтоб не омрачить свадебное торжество двух обычных людей, потому что свадьба для Него - прообраз союза человека и Бога. «Я буду помнить тебя, доброту твоей юности, любовь той поры, когда была ты невестой и пошла за Мной в пустыню, землю незасеянную» — именно так в книге пророка Иеремии Творец обращается к народу Израиля.

Так в Кане Галилейской застоявшаяся, уже мутноватая вода старого Закона претворилась в вино Нового Завета, и это лишь начало истории Мессии.

В финале вино претворится в Христову Кровь.

Церкви в Кане

Сейчас в Кане Галилейской две примечательные церкви, посвященные первому новозаветному чуду.

При каждом из храмов есть магазинчики, где можно не только сувениры приобрести, но и свадебное вино из Каны Галилейской купить - и для себя, и в качестве замечательного подарка друзьям, молодоженам или, наоборот, паре, состоящей в долгом браке, в любом случае такой подарок будет уместен.

Церковь Первого Чуда

Этот православный храм, построенный греками на русские средства Императорского Православного Палестинского общества, поднялся в 1886 г. на месте церкви, разрушенной некогда во время завоевания арабами Святой Земли. А самую первую церковь на месте Чуда строила по преданию еще Св. царица Елена.

Храм Первого Чуда выглядит небольшим, скромным, даже аскетичным, но над входом - нарядная икона «Брак в Кане Галилейской», а внутреннее убранство так и играет красками. Справа от входа в храме находится камень из гор Абхазии - память о месте мученической смерти апостола Симона из Каны. А слева и справа от алтаря - те самые, грузные и грубые водоносы из Евангелия. В одном из них святят воду, в другом - крестят детей.

Галилейские православные полагают, что брак, заключенный в этой церкви, обязательно будет полным любви, долгим и крепким.

Церковь Венчания

Глядя на эту католическую церковь, как-то забываешь, что вокруг - все еще Кана Галилейская, Израиль - то есть арабская деревня с узкими улочками и сложенными из грубо обтесанного камня заборами. Очень уж странно смотрится здесь храм в стиле барокко.

В начале XX в. брат ордена св. Франциска по имени Эгидиус Гейслер, настоятель монастыря в Кане, принял простое и практичное архитектурное решение, когда встал вопрос о строительстве католического храма. Родом Гейслер был из австрийского Зальцбурга, где находится красивейший кафедральный собор. И в Кане появилась Церковь Венчания, представляющая собой уменьшенную копию австрийского оригинала. Сходство и впрямь поразительное, разве что в Кане при входе - декоративные вечнозеленые растения в каменных кадках, а не скульптуры, как в Зальцбурге. Да и неуместны были бы при этой церкви каменные епископы Руперт и Виргилий.

Церковь Венчания тоже построена на месте разрушенного иудейского храма. В крипте (полуподвальном помещении) - хранятся еще один водонос и остатки мозаики из прежней церкви. На этой мозаике по-арамейски расписался ее создатель - некий «набожный Иосиф».

Внутреннее убранство, посвященное браку в Кане, весьма необычно - встречаются даже картины в стиле модерн!

Есть в Церкви Венчания особая услуга: здесь проводится необычная церемония для желающих упрочить свой уже созданный брачный союз. Под церковными сводами можно торжественно повторить данную когда-то клятву верности друг другу. Очень красивый и эмоциональный обряд, возможно, действительно способствует укреплению супружеских отношений.

«Иди и посмотри»

История призвания апостола Варфоломея в Кане Галилейской - тоже о внимании Христа к душе отдельного человека.

Варфоломей отдыхал под смоковницей, когда прибежал к нему восторженный Филипп, уже уверовавший, и заявил, что нашелся Тот, о Ком говорили пророки. Скептический ответ Варфоломея ошеломляет: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Слова простого и трезвого человека, не слышавшего ничего хорошего о жителях далекой деревушки. Филипп только и посоветовал ему пойти и поглядеть своими глазами.

Иисуса не только не оскорбило такое пренебрежительное отношение - он назвал Варфоломея «подлинно израильтянином, в котором нет лукавства». Тот не возгордился от похвалы, а просто удивился - откуда бы незнакомцу знать его, какого-то Варфоломея? Иисус просто ответил, что видел его, сидящего под смоковницей. И Варфоломей поверил: ведь только Бог всевидящ!

Церковь Святого Варфоломея

Церковь Святого Варфоломея греко-католическая церковь святого ап. Варфоломея, ученика Иисуса, который был родом из Каны. Это прямоугольный храм, в настоящее время весьма неухоженного вида, ничем не украшенный, с окулюсом (круглым окном) на фасаде. Осматривать его рекомендуется только снаружи.

Сын царедворца

После Первого чуда Иисус еще раз посещал Кану Галилейскую - чтоб сотворить еще одно чудо, на этот раз - словом.

Иоанн рассказывает, что пришел к Нему некий царедворец из и попросил спасти сына, лежащего при смерти. Иисус сказал: «Пойди, сын твой здоров». Отчаявшийся человек поверил - а что ему оставалось? — и отправился восвояси. И встретил по дороге слуг, которые подтвердили слова Иисуса.

Здесь интересно некое малозаметное противоречие со словами другого евангелиста, Луки — Сын Человеческий «любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».

А ведь второе чудо в Кане говорит нам, что Иисус готов был оказать и духовную, и вполне материальную помощь не только изгоям общества. Иначе зачем бы Ему спасать сына царедворца - ведь отец наверняка мог позволить себе пригласить дорогостоящих лекарей!

Иисус сделал это просто потому, что человек (а уж царедворец он или нищий, не суть) обратился именно к Нему, и обратился с искренней верой. Ну и как Сын Человеческий мог не помочь сыну человеческому?

Любопытные факты:

Кана Галилейская в Израиле - не единственное место, претендующее на Первое чудо Христа. В Ливане есть поселение - кандидат на эту роль: Кана Аль-Джалиль. Да и в самом Израиле не все согласны, что именно эта Кана - легендарная Кана Галилейская;

Во время арабского завоевания Палестины Кана Галилейская, видевшая Христа, была стерта с лица земли и покинута уцелевшими жителями - а отстроилась вновь уже в другом месте.

Есть версия, что брак в Кане Галилейской заключал вовсе не Симон, а другой ученик Христа - Иоанн.

На севере Израиля, по пути из в Тверию, находится арабская деревня Кафр-Кана, которая в библейские времена носила название Каны Галилейской.

Обозначение «Галилейская» присоединяли к названию поселения потому, что возле городка Цора находилась еще одна Кана.

В годы земной жизни Христа Кана Галилейская была довольно большим населенным пунктом - гораздо более значительным, чем Назарет, насчитывавший менее тысячи жителей. Именно там Христос совершил свое первое чудо - превращение воды в вино на свадьбе. Об этом событии говорится лишь в одном каноническом Евангелии - от Иоанна: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2, 1–11).

Первый храм в память об этом чуде появился в Кане в VI столетии. В нем хранились каменные водоносы, упомянутые Иоанном.

Во время мусульманского завоевания Святой Земли здание было разрушено. Позже на его месте построили новую церковь, которая тоже не сохранилась. Сейчас в Кане неподалеку друг от друга расположены два храма в честь сотворенного Христом чуда: православная церковь святого великомученика Георгия Победоносца и католическая церковь Венчания.

Главная святыня храма Кана Галилейская - два сосуда, выдолбленных из цельных камней.

Это те самые водоносы, в которых произошло чудо превращения воды. Они размещены справа и слева от иконостаса.

  • В 1905 году неподалеку от православного храма появилась католическая церковь Венчания. Ее строительством руководил францисканский монах Эгидиус Гейслер, уроженец Австрии. Поэтому в качестве архитектурного образца он избрал один из красивейших австрийских храмов - кафедральный собор Зальцбурга. Церковь Венчания представляет собой миниатюрную копию собора.

Фасад церкви украшают две башни с арочными окнами в верхней части. Башни являются символом жениха и невесты, чей брак освятил своим присутствием Христос. Стены церкви покрыты росписями и картинами на свадебную тему. В алтаре помещено изображение «Брак в Кане Галилейской». В церкви имеется крипта - сводчатое полуподземное помещение. В ней хранится еще один водонос.

В церковном дворике располагается небольшая археологическая экспозиция, составленная из предметов, найденных при строительстве храма.

Много христианских пар приезжают в церковь Венчания, чтобы поучаствовать в особой церемонии - повторить супружескую клятву. Они верят, что этот обряд сделает их союз крепким и счастливым.

«В Кане Галилейской положил Иисус начало знамениям, и явил славу Свою».
«От Иоанна» 2:11.

Выехав из Назарета (по шоссе № 754) путём, который Иисус прошёл пешком, после Его изгнания из города, мы вскоре останавливаемся в поселении Кана Галилейская. Почему Галилейская? Потому что была ещё одна, на юге от Цора. Во времена Иисуса Кана была достаточно большим поселением, во всяком случае более важным, чем Назарет, хотя бы даже из-за своего стратегического положения, являясь связующим звеном между столицей края того времени Циппори и его будущей преемницей Тиберией.

В историю христианства Кана вошла не только за счёт самого факта Чуда, которое Иисус совершил здесь, но и за счёт его важности, смысловой нагрузки: только-только после Крещения в воде — претворение воды в вине. «Счётчик» включился, процесс стал необратимым, обязанным на заключительном этапе свершить претворение вина в кровь, т.к. должна была быть перекинута арка от первой вечери в Кане до последней, пасхальной, в Иерусалиме. Напомним себе, наконец, что же произошло на самом деле…

«На третий день был брак в Кане Галилейской и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей, что Мне и Тебе, Жено? — ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином — а он не знал, откуда это вино, знали только служители почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его ».

(«От Иоанна» 2:1/11).

События, описанные Иоанном, происходили на свадьбе Симона (Зилота) Канонита. Кем он был и как Иисус и Его Мать попали сюда? Муж Девы Марии, обручник Иосиф, был женат в первом своём браке на некой Саломие. У него было от этого брака шестеро детей, четыре сына: Иаков, Иосий, Симон и Иуда и две дочери: Мария и Саломия. По кончине супруги, Иосиф, как известно, был обручен с Пречистой Марией, ставшей по Божьему Промыслу Матерью Иисуса. Таким образом, Симон был братом Иисуса по родству. Узрев чудо, совершённое Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью к Господу, и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «…уневестив душу свою Жениху бессмертному». Впоследствии он, как и все апостолы, станет нести в Мир учение Иисуса, будет подвергнут гонениями на христиан и захоронен на территории нынешней Абхазии, где его мощи упокоятся в священной гробнице.

Провозглашая Свою Божественную силу, Иисус Христос освятил брачный союз, являющийся как бы прообразом маленькой церкви. Это событие требовало почитания. Считается, что первую церковь построила ещё царица Елена. Далее её судьба похожа на все церкви Палестины, вплоть до XVI века, когда греки первыми приобрели здесь земли, построив церковь к 1886 году. Орден францисканцев на этот раз несколько «опоздал» и воздвиг свою церковь лишь в 1905 году.

Францисканская церковь Венчания

В эти годы во главе монастыря стоял францисканский монах, уроженец Австрии, Эгидиус Гейслер. Он избрал архитектурный проект, представляющий собой в миниатюре точную копию кафедрального Собора Зальцбурга, откуда Э.Гейслер происходил.

Две башни фасада церкви словно символизируют собой венчающихся, а проглядывающий между ними купол — хупу, освящающую этот брачный союз. Пройдя через ворота церкви, Вы попадаете в уютный, небольшой двор, в котором тут и там расставлены археологические находки. Оформление базилики совершенно типично для католического храма. О том, что мы находимся именно в Кане, говорит свадебная тематика росписей и картин. В алтаре расположена одна из них — «Брак в Кане Галилейской».

А священный кувшин, в котором вода превратилась в вино, находится в крипте, где уровень пола соответствует евангельскому. Время от времени служители перемещают его из крипты к алтарю (отметим, что оригинал находится в Германии, в Кёльне). Здесь же находятся фрагменты древней мозаики на арамейском языке с надписью «Помяни добром набожного Иосифа …, который сделал сию мозаику. Аминь!». Она важна не только сама по себе, но и как свидетельство наличия здесь ранней церкви. На обладание подобным священным сосудом претендует и другая церковь, в которую мы сейчас перейдём. Это…

Греческая православная церковь Первого Чуда

Она значительно более скромная (я уже упоминал годы её строительства), но, как часто бывает в подобных случаях, отсутствие показной парадности привносит даже большую теплоту и своеобразную привлекательность, чему немало способствует и сельская пасторальность территории двора греческого православного монастыря. Церковь была построена на русские средства, за счёт денег Императорского Православного Палестинского Общества. На это сразу же, при входе, указывают изображения (на северной и южной дверях) преподобного Сергия Радонежского и святой праведной Елизаветы, в честь одноименных покровителей, почётных Председателей ИППО Великого Князя Сергея Александровича и святой мученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Большинство икон — русской работы. А два древних водоноса стоят справа и слева от алтаря. В одном из них в н.в. освящают воду, а в другом крестят детей.

Церковь имеет здесь большой приход, а православные жители Галилеи совершают тут обряд Венчания. Нужно сказать, что Русская Духовная Миссия (в период руководства ею архимандритом Антонином, с 1964 по 1994 г.г.) приобрела в Кане немалый участок, который был потерян в ХХ веке, что очень жаль, т.к. РДМ проводила здесь активную миссионерскую работу, одним из результатов которой было создание для православных арабов 2-х школ: мужской и женской.

По дороге к посещённым нами церквям находится ещё одна святыня, связанная с Иисусом, это…

Церковь Св.Нафанаила

Нафанаил — один из 12 апостолов (в латинской традиции — Бартоломео, в русской — Варфоломей). Это его, сидящего под смоковницей, увидел Иисус, проходя мимо дома, на месте которого, в честь этого события, затем была построена францисканская церковь. Вот как это происходило…

«Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о котором писал Моисей в законе и пророки; Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп когда ты был под смоковницей, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев».

(«От Иоанна» 1:45/51).

Церковь находится в н.в. не в лучшем состоянии и может быть осмотрена только внешне. Из любопытства, можно побывать также на южной части поселения у источника, из которого набиралась вода для Чуда Превращения, но он тоже сегодня выглядит достаточно убого, так что нам остаётся лишь возвратиться к нашему транспорту и по дороге зайти в арабские магазинчики прикупить себе бутылочку-другую канского вина, на память о посещении Каны Галилейской.

Вконтакте

Loading...Loading...