Когда батюшка в церкви. Священное писание и правило церковного этикета называть священника "отец"

Еще недавно считалось, что на представления простых людей о священниках оказала непоправимое влияние антицерковная пропаганда. Но теперь, очевидно: образ духовенства в глазах первого постсоветского поколения также далек от реальности, как и у их родителей.
А основная причина в том, что хорошо, если каждый десятый россиянин имел возможность пообщаться со священнослужителем в неформальной обстановке. Зато почти все смотрели западные фильмы про добродушных, полноватых и нерасторопных католических монахов.
Фактически, священник и терминатор – два одинаково знакомых нашему человеку персонажа боевиков.
Нецерковные люди все время ждут от духовного лица каких-то особых подвигов, а если тот совершает их, воспринимают произошедшее как само собой разумеющееся. Для любого атеиста или агностика священник – не просто гражданин в рясе, а некое существо иного вида. В его сан они вкладывают порою гораздо больше нежели сами православные.
Это заставляет смотреть на священнослужителя с особым пристрастием, и не прощать ему самых мелких промахов, которые у обычного человека даже не замечают.
И уж, конечно, светские фильмы и книги подробно объяснили народу, что может делать священник, а что ему категорически запрещается. Именно к этим инструкциям зачастую и прибегают критики, удивленные поведением того или иного священнослужителя…
Ну а, батюшки бывают разные. Бывают хорошие, а бывают плохие. Бывают образованные, а бывают — нет. Бывают высоколобые интеллигенты, а бывают простаки, которые стесняются обедать в присутствии архиерея, зная об отсутствии у себя каких-либо манер.
Просто, священство – срез нашего общества, а не отряд суперменов-спецназовцев. И на их нелегком поприще искушений и ошибок встречается только больше, чем у простого среднестатистического человека.
Одна моя знакомая перестала ходить в церковь, потому что там ей не хватило строгости.
– Все слишком расхлябано, а мне хотелось армейской дисциплины и самопожертвования во имя великой цели, – сказала она.
В обычной жизни православным, как и всем людям на земле не хватает всех этих качеств, но ведь Православие предлагает и другой альтернативный путь – монашество. Именно монахи и есть тот «духовный спецназ», что издревле составляет костяк Церкви.
Почему не все священники – монахи? Мне кажется, в этом нет смысла, и такой подход может лишь навредить. Рядовой священник, чью паству составляют обычные миряне, просто обязан быть в чем-то похож на них. Иначе как он будет искать общий язык с людьми? Разве может монах до конца проникнуться ежедневными проблемами семейного человека?
Для воцерковленного христианина общение с приходским батюшкой – не момент высшего духовного откровения в разговоре с великим гуру, а всего лишь очередной эпизод ежедневной и многотрудной работы по спасению собственной души.
Увы, некоторым людям «человечный» батюшка не слишком удобен. К нему ведь надо идти со своими житейскими проблемами и грехами.
Напротив, для редких экзотических церемоний, вроде свадьбы или крестин – загадочный бородатый человек, говорящий высокопарным слогом и желательно в старорусской манере подходит гораздо больше, чем недавно рукоположенный молодой человек, предпочитающий автостоп поездкам на поезде.
И все-таки «миф о батюшках» постепенно тает. Самих священников стало больше, да и говорят о них все чаще по-другому. Хочется верить, что пройдет какое-то время, и старые стереотипы исчезнут. Тогда каждый сможет выразить свое отношение к духовенству, опираясь на собственные знания, а не по принципу того меломана из анекдота, которому «Биттлз» напевали по телефону друзья.
Лично о себе могу сказать, что развенчание образа священника как святого и неподкупного служителя Церкви лишь помогло мне укрепиться в моей вере. Рядом с обычным человеком я, грешный, чувствую себя комфортней нежели рядом с безгрешным роботом.
А то, что священник – не идеален… Ну и что? Если вы на дороге к Богу, неужели нельзя потерпеть какие-то мелкие недостатки единственного водителя, способного вас подвезти?

Алексей Соколов

О священниках

Поп, батюшка или «святой отец»?

До революции священников на Руси обычно называли «попами» (видимо, от греческого «паппас» — «папочка», «батюшка»). Однако за десятилетия гонений на Церковь слово это приобрело негативный оттенок и сейчас по отношению к священнослужителям не употребляется. В современной православной традиции наиболее приемлемое и распространенное обращение — «батюшка», или «отец такой-то (имя)»*.

«Отцом» является даже очень молодой священник, ведь мы называем его так не в силу каких-то личных качеств, а потому, что через церковные таинства священник рождает людей для вечной жизни, для жизни с Богом, исполняет служение духовного руководства.

Выражение «святой отец» — в устах нецерковного человека чаще всего звучит уважительно, но вот к православному священнику, увы, не имеет никакого отношения. Такое обращение характерно для западной, Католической Церкви. Святость в православии признается Церковью лишь после смерти человека, да и священники православной церкви в силу своего служения не выделяются из народа каким-то особым способом. Они наравне со всеми исповедуют свои грехи, осознавая, что никто, кроме Бога, не может быть безгрещным. Ни один служитель православной церкви, находясь в здравом уме, не сочтет обращенное к нему «святой отец» адекватным!

Чем священник отличается от остальных людей

Безупречной репутацией. Он может жениться лишь однажды и только до принятия священного сана. Не должен брать в руки оружия и проливать кровь.

Должен быть по-настоящему верующим человеком (кандидата в священники перед принятием сана испытывают на знание вероучения, церковной жизни). Священник должен уметь и любить молиться, а служение Богу ставить в своей жизни выше всего.

Но главное (принципиальное!!!) отличие в том, что священнику в таинстве рукоположения дается от Бога особая сила – благодать Божия, чтобы совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами. Священник – сан пожизненный, но за грубое нарушение заповедей может быть извержен из сана, и на духовное поприще больше возврата не будет.

О профессии, вернее о — призвании

Служение священника – особое, оно священно, потому что посвящено Богу. Первая и самая очевидная задача священника – совершение богослужений, таинств Церкви, молитва за свою паству – Богом вверенных ему людей.

Но для того, чтобы эти самые люди пришли в храм, священник должен уметь адекватно рассказывать о вере, о Христе, о Царстве Божием. То есть быть миссионером, апостолом, проповедником и учителем в духовной жизни. В наши дни батюшка также является и «лицом Церкви», выражая ее позицию по отношению к тому или иному явлению общественной жизни. При всем этом священнослужитель просто обязан быть и организатором, и хозяйственником, и руководителем прихода. И как только батюшки все успевают?!

«Черные» и «белые»

Священники католической Церкви не имеют права жениться. А вот в Православии есть и «белое» — женатое духовенство, и «черное» — священнослужители-монахи, и даже целибатное священство – неженатые, но и не принявшие монашеского пострига священники (их, правда, крайне мало). «Черное» духовенство управляет церковью, женатые священники служат на приходах, примером собственной христианской семьи «вдохновляя» прихожан. В наши дни на приходах также могут служить и целибатные, и монашествующие священники. Кстати, фамилии монашествующих (то есть «черного духовенства») всегда пишутся в скобках, а «белого духовенства» — без скобок.

Архи- прото- и просто иереи

Степени священства Белое духовенство Черное духовенство Неофициальное соответствие воинскому званию
архиереи патриархмитрополит

архиепископ

иереи (священники) митрофорный протоиерейпротоиерей архимандритигумен

иеромонах

полковник

капитан

диаконы ПротодиаконДиакон архидиакониеродиакон

О внешнем виде

Отличительной особенностью русского духовенства является ношение священниками усов, бороды и длинных волос, как подражание основоположнику Церкви – Господу Иисусу Христу. Священник отличается от других людей и особой одеждой – подрясником и рясой. Эти необычные одеяния подчеркивают, что их носитель исполняет особое служение – служение не от мира сего. Видя священника в такой одежде, окружающие могут подойти к нему со своими духовными вопросами, с просьбой помолиться, взять благословение.

Сейчас особых указаний (канонов) церкви о ношении священнослужителями мирской одежды нет. И в каких-то случаях батюшка – отец семейства может позволить себе гулять с маленькими детьми, идти в магазин или заниматься хозяйственными работами в мирской одежде, ведь ряса и подрясник являются из-за своего фасона и цвета очень маркими (представьте, каково потом матушке все это стирать!).

Как поздороваться с батюшкой

Священник, несмотря на важность своего служения все-таки является человеком, и по нормам приличия при встрече с ним принято здороваться. Люди, которые постоянно ходят в храм, знают, что вместе со «здравствуйте» и «до свидания» священнику говорят: «Благословите, отец (имя) !» Благословляя, священник призывает на человека Божию благодать. В православии существует обычай целовать священнику руку после благословения, этим христиане показывают свою веру в то, что через священника действует сам Бог. Благословение можно брать и у батюшки, одетого в мирскую одежду. Его священный сан не умаляется из-за отсутствия подрясника.

* Если вам, светскому человеку в почтенном возрасте, сложно обратиться к молодому священнику «отец», или «батюшка», то уместно будет назвать священника по имени-отчеству.

протоиерей Артемий и Анна Эмке

О духовных докторах

« Для чего нужен духовник? Неужели я просто не могу, осознав свои грехи, попросить у Бога прощения? Для чего мне «посредник», и кто дал ему право распоряжаться моей судьбой?» - эти вопросы можно услышать довольно часто. Попытаемся, хотя бы кратко, ответить на них.

Духовник - не «посредник», а свидетель нашего покаяния. Он будет свидетельствовать на Страшном Суде, что мы осознавали свои грехи и стремились исправиться. Право прощать человеческие грехи дано священникам Самим Богом (Ин. 20, 22…23).

«Да, мне стыдно признаться на исповеди в своих страстях. Мне стыдно обнажать свою душу перед «посторонним человеком».

Но ведь не стыдимся мы обнажаться перед врачом. Мы с готовностью показываем ему даже сокровенные участки своего тела в надежде получить исцеление. А для исцеления духовного необходимо обнажить свою душу. В деле здоровья «посторонними» могут быть Ваши родные и знакомые. А врач и духовник не «посторонние»!

Нам гораздо легче рассказать о своих бедах соседям или друзьям, чем духовнику! А толку? Ну, посетуют, посочувствуют. И надают советов «в меру собственной испорченности»! Если вы больны - идите к врачу!

Невольно вспоминается один человек, который всем знакомым рассказывал о замучившем его геморрое. Пока один из приятелей не стал всенародно бестактно подшучивать на тему «больной задницы»…

Тайна исповеди священна гораздо более, чем врачебная тайна. Болтливого врача ждут лишь «оргвыводы». Нарушившего тайну священника извергают из сана.

Ну, что у Вас болит? - спрашивает доктор пришедшего пациента.

Ничего, - отвечает тот.

А ко мне чего пожаловали? - удивился врач.

Так порой бывает и на исповеди. Вроде и на исповедь пришел человек, а грехов своих не осознает, считая себя чуть ли не безгрешным. Это лишь свидетельствует о духовной слепоте, помрачении души. Ведь чем ближе к свету стоишь, тем более мелкие пылинки видишь на своей одежде. Лишь стоящий во мраке не замечает, что его одежда грязна. Потому-то святые мужи считали себя грешнейшими из людей, ибо стоя в свете Божества, замечали мельчайшие пылинки грехов на «одежде души своей».

Не стоит уповать на прозорливость батюшек, которые «как рентгеном» увидят все наши проделки. Никакой прозорливец не исправит нас, пока мы сами не осознаем всю глубину своих падений.

Доктор! Вы мне таблетки прописали, а что-то не помогает…

А вы их принимаете? Регулярно?

А что же вы от меня хотите? Чтобы я за вас их принимал?

Никакие полученные от духовника советы и благословения не помогут нам, если мы не будем их исполнять.

Епитимия, налагаемая духовником - не наказание, а всего лишь горькая пилюля, необходимая для нашего скорейшего выздоровления.

Напоследок, наверное, не лишним будет напомнить в русском переводе то увещание, с которым обращается священник к кающимся:

«Вот, чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою. Не устыдись и не побойся, да не скроешь что от меня. Но не смущаясь скажи, что сделал, да получишь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его пред нами, я же всего лишь свидетель, да свидетельствую пред Ним обо всем, что скажешь мне. Если же что скроешь от меня, то двойной грех иметь будешь. Осознай, что ты пришел в лечебницу - да не уйдешь отсюда неисцеленным».

P.S. Если у Вас уже есть духовник, то Вы имеете полное право не обращать никакого внимания на приведенные выше советы. Спросите лучше об этом у него и поступайте так, как он благословил Вам.

Игумен Валериан (Головченко) // Отрок.ua

Отец Митрофан

Одна женщина пришла в церковь второй раз в жизни, случайно попала к отцу Митрофану* на исповедь и сказала: «Во всем грешна».Авва же, желая вывести женщину из опасного ослепления, спросил: «Что ж ты, и мужу изменяла?» «Не помню»,- отвечала удивленная женщина. «Пьяная, что ль, была?»- уточнил авва.

Женщина же вначале соблазнилась, но со временем обратилась к истинному покаянию и начала постоянно ходить в церковь. Правда, не к отцу Митрофану.

Если жена жаловалась на мужа, или на свекровь, или же на соседа, батюшка давал ей один и тот же совет: «А ты его убей».

— Как убей? – изумлялась женщина.

— Задуши подушкой или подсыпь в чай мышьяку.

Иногда же добавлял: « А можно отправить его на мясокомбинат и порезать на сосиски».

После этого жаловаться на близких ему переставали.

Тем, кто собирался делать аборт, авва говорил: «Роди, а потом оставь в коляске на морозе, как бы случайно, попищит и замерзнет, и все будет хорошо. Это грех меньший, чем аборт».

— Почему меньший?- удивлялась будущая мать.

— Проверь, увидишь.

Но никто так и не проверил.

Майя Кучерская «Современный патерик»

* прообраз о. Митрофана — известный московский священник — протоиерей Дмитрий Смирнов

Пастырь добрый: каким должен быть священник?

Лидия Янбаева, продавец

Во-первых не нам судить о личности священника. Какие качества мне хотелось бы видеть у священнослужителя? Самопожертвование, любовь к Богу и личный пример везде и во всем, доброта и любовь к людям. Но любовь к Богу – это, все-таки, самое главное.

Ольга Токарницкая, заведующий лор-кабинетом военной поликлиники:

Главная черта, которая должна отличать священника от других людей – это искренняя вера.

Обидно, что люди, как правило, не делают скидки на то, что священник — тоже человек, со своими особенностями характера, он может быть и больным, и уставшим. Мы себе можем позволить какие-то человеческие слабости, а священник, получается, что не может: он все время на виду — во время богослужения, во внехрамовой жизни: в семье, в отношениях с другими людьми. Мы имеем право пребывать в плохом настроении, и все это может отражаться и у нас на лице, и на словах, а для священника это непозволительно. Даже семья священника — его матушка и дети — тоже все время на виду. По-моему, это очень тяжело. При всем при том священник во время исповеди слышит все наши признания и знает, насколько мы все несовершенны.

Евгений Щулепов, «Фондсервисбанк», програмист:

Одно из самых важных качеств священника- это искренняя вера. Очень важно так же и его отношение к прихожанам: чтобы внимательно выслушивал на исповеди, быстро отзывался на требы, которые, кстати, могут случиться не в самое подходящее время.

Священник, наверное, должен быть просто хорошим человеком. Хотя для меня лично важнее, чтобы он заботился об исполнении своих священнических обязанностей, благолепии храма.

Священник должен быть для нас образцом во всех аспектах своей жизни: служении Богу, семейной жизни. Он должен являть людям Христа. А мы, видя пример священника, были бы примером для остальных людей.

Максим Дрозд, алтарник храма:

Священник отличается от других людей тем, что он находится в священном сане и должен придерживаться определенных канонов и своей жизнью показывать пример для подражания: как он живет по заповедям, как общается с людьми.

Во-первых, священник должен быть добрым. Насколько бы сложным не было его служение, священник должен относиться к каждому прихожанину с теплотой душевной, встречать всех с радостью.

В семейной жизни он также должен быть примером. Ссоры — самая плохая сторона семейных отношений, часто скандалы случаются по гордости одного из супругов. А священники отличаются тем, что они уступают и находят мудрые решения в разрешении конфликтов во всех сферах жизни.

Владимир Мякин, военный пенсионер:

Как говорят святые отцы: «священник есть ангел Божий».

По-моему, священник должен обладать лучшими человеческими качествами. Как говорил Чехов: «в человеке все должно быть прекрасно». Те, кто приходят в церковь (как это часто бывает) начинает разглядывать не свои недостатки, а чужие. Поэтому священник находится под пристальным вниманием всех, кто ходит в храм, и недостатки батюшек иногда принимают гипертрофированные формы. Но если подойти к этому вопросу со смирением, то какое тебе дело до недостатков священнослужителя — смотри на собственную душу. Если ты приходишь, например, к травматологу, а у того нога кривая, ты же не кричишь: «Как я буду лечиться у врача с кривой ногой?!».

Мы приходим в церковь исправлять свои недостатки, собственное человеческое несовершенство. Нужно брать у священника лучшее, что у него есть. Все его кажущиеся недостатки могут и тебе самому дать понять: а сам-то ты, собственно кто?

Если мы придем в храм со смирением, то личность священника будет нас очень устраивать.

Олег Гречкин, военнослужащий:

Священник- пастырь, он должен вести, наставлять. Он должен быть образцом, выполняя те заповеди, которые мы все стремимся исполнить. Я понимаю, что священник- тот же человек и все человеческое ему не чуждо, но, все-таки, хочется видеть, что он в чем-то выше других людей.

Какие качества мне хотелось бы в первую очередь видеть в священнике? Честность, порядочность, добродетельность, отсутствие сребролюбия, любовь к ближнему. Но самое главное — это искренность его веры в Бога, а все остальное — второстепенное.

записала Анна Эмке

Я спрашивал сугубо об узком его понятии, касающемся конкретно священников. И не тех, которые когда-то давно жили, которых, в принципе, можно было бы назвать отцами, а о тех, которые сейчас среди нас. Если рассматривать человеческое отцовство в широком смысле, то я вижу 5 таких понятий:
1. Отец - тот, кто родил тебя по плоти.
2. Отец - духовный, который привёл тебя к вере в Бога и заботится о тебе (это то, что написал Павел в 1Кор. 4:15).
3. Отец - то есть человек, достигший такого духовного роста (1Иоан. 2:12-14; 1Кор. 3:1-3).
4. Отец или отцы - то есть предки, родоначальники, деды, прадеды и т.д.
5. Отец - как называют священника.

Может быть, это понятие ещё шире, но я пока нашёл только такие, так сказать, 5 пунктов, из которых 4-й пункт - это ответ на ваш вопрос: как я понимаю приведенные вами цитаты Библии. А 5-й пункт - это мой пока ещё не совсем понятный для меня вопрос.

Нажмите, чтобы раскрыть...

В церкви священника называют "отцом" потому, что он совершает духовное рождение человека в Таинстве Крещения. "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Иоан.3:3-8).

Духовное рождение совершается двояко: Сеятель -Бог, но возделыватель (через кого совершено) - священник (как и в плотском рождении, в котором источник бытия - Бог). Поэтому участие человека в духовном рождении не есть фикция, но реальность (как и в плотском рождении, От этого никто не сомневался, что плотского родителя можно называть "отцом", хотя в подлинном смысле Отцом является один только Бог). Крестит Бог, но и священник: "Тот (Воплощенный Бог) есть крестящий Духом Святым" (Иоан.1:33), но "Христос послал меня не крестить, а благовествовать" (1Кор.1:17) (то есть крестить Христос послал другого. В церкви такие люди называются "иереями", что отличает, но не противопоставляет служение пресвитера - проповедника).
В Таинстве Исповеди - духовное рождение возобновляется, а в причастии оно доводится до Совершенства. И Таинства подаются через руки клириков - священнослужителей ("никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон" (Евр.5:4).

Мы называем "отцом" не только того, кто конкретно меня крестил, поисповедовал и причастил, но весь клир этой церкви. Потому что совершенное совершилось не по личному достоинству тех священников, но по священнической благодати (1Тим.4:14, Евр.6:2), пребывавшей на них. Мы принимаем их, как домостроителей Таин (Таинств) Божиих (напр, крещения, причастия исповеди) ("каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих") (1Кор.4:1). Мы принимаем так священников, потому что имеем заповедь: "Кто принимает вас (апостолов-служителей, и тех, кто сидит на их седалище), принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника (без рассуждения о личных достоинствах)" (Матф.10:40,41)

добавлено: 17 сен 2014

В Библии различают имена собственные и нарицательные. Нарицательное имя указывает образ, частичка которого исходит из Первообраза (или дает подобие).
Поэтому имена "Отец" и "Учитель" являются собственными для Бога, и нарицательными для людей.
Такое имеется даже для имени "бог". Для нашего Творца - оно собственное, а для человека - нарицательное.
"Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей" (Пс.81:6,7). Человек называется "богом" потому, что он является образом и подобием Бога. Как треугольники имеющие подобие. Они похожи. Так и человек похож на Бога. И, как образ-икона, называется богом. Есть грани подобия Бога и человека. По этому подобию человек назван "богом" Самим Творцом и Первообразом.
Иоан.10:34. это слово Божие прозвучало к человеку здесь: "сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт.1:26).
Если в человеческой природе есть то, ради чего человек назван "богом" (образом и подобием Божиим), то не менее в клириках есть то, что уподобляет их Отцу и Учителю

добавлено: 17 сен 2014

Самое главное - это литургия. Во время литургии священник является иконой Христа, подающий и преломляющий. Если вы принимаете это, то по закону (Матф.10:40,41) вы делаете священника образом и подобием Отца, накормившего вас Манной, сошедшей с Небес, и Учителя.

добавлено: 17 сен 2014

Пресвитерство, то есть учительство, для священника является его вторым долгом (и он лежит не на каждом священнике, в смысле слова, поэтому и переводится как "старчество"). Это отдельный вопрос. В отношении "отцовства" это имеет значение как - сообщение условий для принятия семени нового рождения (притча о Сеятеле)

Большинство исследователей считают, что слово «поп» происходит от греческого πάπας – «отец», и изначально не имело негативной окраски. Но после реформы Патриарха Никона, русское белое духовенство стали именовать на греческий манер. Вместо попов и протопопов появились иереи и протоиереи.

Как обращались к священникам до XX века

Попами в Российской Империи называли до XVIII века белое духовенство (в отличие от чёрного священства – монашествующих, попы могли жениться). Распространялось это название и на семью священника, например, супругу батюшки называли попадьёй, дочь – поповной и так далее.

После реформы Никона, слово «поп» широко использовалось в народе, наравне с отцом, батюшкой и иереем. Миряне обычно звали пастыря не по чину, а по имени-отчеству.

Максимально негативную окраску слово «поп» приобрело с 1917 года, после прихода к власти большевиков. Планомерная антирелигиозная политика советской России сказывается до сих пор: как на верующих, так и на духовенстве.

Попы в русских сказках

Говорить о том, что слово «поп» стало негативно-окрашенным только в советское время неверно. В русских сказках часто фигурируют персонажи-священники, в анекдотах времен Российской империи высмеивались отрицательные, совсем нехристианские поступки «попов».

Уничижительную коннотацию имел не сам сан, а скорее недобросовестные представители духовенства: жадные, глупые и жестокие.

В народных сказках попы бывали как положительные, так и отрицательные. Но чаще всего поп в русском сказании – персонаж нейтральный и упоминается вскользь, как например, в сказке «Вошьи сапожки», где поп оригинальным способом выдаёт свою дочь замуж.

И если говорить о сказках, то первое, что приходит на ум – это произведение Александра Сергеевича Пушкина о попе и его работнике Балде. С лёгкой руки классика чин «поп» приобрёл пренебрежительный оттенок и стал именем нарицательным по отношению к скупому и недобропорядочному священнослужителю. После публикации в XIX веке и по сей день, сказка воспринимается неоднозначно Православной Церковью.

Память Отцов Предавший

Крещение Руси в 988 году не могло в одночасье уничтожить языческое влияние на умонастроения в народе. Не всегда и не везде христианских миссионеров встречали с распростёртыми объятиями.

Неоязычники полагают, что из-за неприязни к новым пастырям и пошло нарицательное название для христианских проповедников – поп, т.е. память отцов предавший.

Но эта гипотеза не имеет ничего общего с исторической реальностью. Источники подтверждают, что языческая вера, хоть и считалась ошибочной, но все относились к обычаям предков на Руси уважительно. В «Слове о полку Игореве», русичи называются Даждьбожьими внуками, не смотря на то, что автор являлся христианином.

Антирелигиозная пропаганда

Наибольший удар по слову «попы» нанесла советская идеологическая кампания. Антирелигиозная пропаганда не только не запрещалась, но и поощрялась. Конституцией 1936 года была запрещена какая-либо миссионерская деятельность.

Образ священнослужителя высмеивался в газетах, книгах, на радио. Практически везде священнослужитель изображался как алчный, безнравственный, отталкивающий персонаж. И называли его исключительно «поп». Советское руководство прекрасно понимало, кто является целевой аудиторией: рабочие и крестьяне вряд ли называли священников «иереями».

Сохранились многие документальные свидетельства гонения на Православную Церковь: это и гротескные пропагандистские карикатуры, язвительные, циничные пасквили, выступления «Союза Безбожников» и так далее. Последствия воинствующего атеизма проявляются и сегодня.

Некоторые современные последователи вероборцев переходят грань критики религии и не способны к конструктивной дискуссии. Слово «поп» используется ими как оскорбление.

Можно ли называть священника попом?

Первоначальное значение слова «поп» не несёт в себе негативное значение. Однако перед тем как обращаться так к священнику, стоит узнать приемлемо ли для него такое обращение или нет. То, что для одного будет обычным профессиональным названием, для другого может оказаться показателем вашего негативного настроя к нему.

Вопросы внешнего благочестивого обихода часто волнуют прихожан многих храмов. Как правильно обращаться к священнослужителям, как отличать их друг от друга, что говорить при встрече? Эти, казалось бы, мелочи могут смутить неподготовленного человека, заставить его волноваться. Попробуем разобраться, существует ли разница в понятиях «батюшка», «поп» и «священник»?

Священник — главное действующее лицо любого богослужения

Что означают названия служителей церкви

В церковной среде можно услышать самые разные обращения к служителям храма. Главное действующее лицо любого богослужения - это священник. Это человек, которых находится в алтаре и совершает все чинопоследование службы.

Важно! Быть священником может только мужчина, который прошел специальное обучение и рукоположен правящим архиереем.

Слово «священник» в богослужебном смысле соответствует синониму «иерей». Только рукоположенные иереи имеют право совершать Таинства церкви, согласно определенному чину. В официальных документах православной церкви также употребляется слово «священник» для обозначения того или иного иерея.

Среди мирян и простых прихожан храмов часто можно услышать обращение «батюшка» по отношению к тому или иному иерею. Это обиходное, более простое значение, оно указывает на отношения к прихожанам как к духовным детям.

Если открыть Библию, а именно Деяния или Послания апостолов, то мы увидим, что очень часто к народу они использовали обращение «Дети мои». Еще с Библейский времен любовь апостолов к своим ученикам и уверовавшему народу была сравнима с отцовской любовью. Также и сейчас - прихожане храмов получают наставления от своих священников в духе отцовской любви, поэтому в обиход и вошло такое слово, как «батюшка».

Батюшка — это простонародное обращение к женатому священнику

Чем отличается поп от священника

Что же касается понятия «поп», то в современной церковной практике оно имеет некоторую пренебрежительную и даже оскорбительную окраску. Сейчас попами не принято называть священство, а если и называют, то больше в негативном ключе.

Интересно! В годы советской власти, когда были сильные притеснения церкви, попами называли всех подряд церковнослужителей. Именно тогда это слово приобрело особое негативное значение, сравнимое с врагом народа.

Но еще в середине XVIII века термин «поп» был общеупотребимым и не носил никакого нехорошего смысла. Попами называли в основном только мирских иереев, а не монашествующих. Относят это слово к новогреческому языку, где есть термин «папас». Отсюда пошло и название католического священника «папа». Производным является и термин «попадья» - это жена мирского священника. Особенно часто попами называют пресвитеров среди русской братии на горе Афон.

Для того, чтобы не попасть в неловкое положение, стоит помнить, что сейчас термин «поп» практически вышел из словарного обихода верующих. Обращаясь к священнику, можно сказать «Отец Владимир», или просто «Батюшка». К супруге иерея принято обращаться с приставкой «Матушка».

Для верующего человека не играет особой роли, какими словами он обращается к священнослужителю. Однако традиции и практика церковной жизни вырабатывают определенные формы общения, которые желательно знать.

Каким должен быть настоящий священник

Инструкция

При встрече со священником не принято говорить «Здравствуйте» и стремиться пожать руку. Благочестивые прихожане испрашивают благословение: кланяются в пояс, коснувшись земли, и говорят: «Отец Иоанн, благословите». Креститься при этом не следует. Если вы не знаете имени священника, можно сказать: «Батюшка, благословите». При этом руки складывают ладонями вверх: правую ладонь поверх левой. Священник осеняет обратившегося крестным знамением со словами «Бог благословит» или «Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа» и кладет правую руку на ваши ладони. В ответ необходимо поцеловать руку, что нередко смущает новоначальных прихожан. Стесняться не стоит, ведь, лобызая руку священника, вы прикасаетесь к невидимо предстоящему Христу, благословляющему вас. Такое же правило при со священником.

Благословение уместно испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например, перед хирургической операцией. Важным смыслом является позволение, разрешение, напутствие.

Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.

Обращаясь к священнику письменно, употребляются формы «Ваше преподобие» (при обращении к иерею), «Ваше высокопреподобие» (при обращении к протоиерею).

Обратите внимание

В традициях Православия к священнику не обращаются со словами: "святой отец". Вместо этого произносят "честный отче".

Связанная статья

Источники:

  • как обращаться к батюшке

Если вы делаете свои первые шаги на пути к воцерковлению, то вполне естественно, что у вас возникают разные вопросы . Иногда хочется узнать что-то о внешней, ритуальной стороне церковной жизни. Иногда нужно спросить о чем-то более серьезном, например, попросить совет в трудной жизненной ситуации. Но многие стесняются или боятся подойти к священнику .

Инструкция

Выберите удобное время. Недопустимо отвлекать священника во время совершения церковных Таинств. Лучше всего подойти к священнику после окончания службы. Сначала нужно попросить у батюшки благословения. Сложите руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, поцелуйте руку священника. Это не только знак к лицу, носящему священный сан, но, самое главное, - принятие благословения от Самого Господа. После этого можно задавать вопрос.

Ничего нет страшного, если вы не знаете, как себя вести в том или ином случае (как просить благословения, ставить свечи, как прикладываться к иконам и т.д.). Если вам тяжело совершить какой-то обряд (например, попросить благословения), не заставляйте себя. Ваш к вере должен быть свободным и добровольным, а выполнение обрядов - осознанным. Священник будет доброжелателен к вам в любом случае, даже если опыт вашей церковной жизни очень мал.

Во многих приходах существует специально отведенное время с прихожанами. Это наиболее подходящий вариант для того, чтобы задать вопрос, ведь можно точно быть уверенным в том, что есть для вас время. Если такие беседы при храме не проводятся, просто узнайте у священника, когда он сможет уделить вам время.

Многие задают вопросы священнику во время собственной . Это вполне допустимо, но только надо помнить, что вы не должны слишком надолго задерживать священника, ведь наверняка ему предстоит исповедовать и других прихожан, а это занимает немало времени. К тому же - это таинство, серьезного молитвенного настроя и глубокого стремления очиститься от грехов. Если вы все-таки хотите задать свой вопрос во время исповеди, подумайте, будет ли это уместно.

Сейчас широко практикуется общение со священниками через интернет. На различных сайтах, форумах, в социальных сетях есть возможность задать вопрос тому или иному батюшке. Зачастую это можно сделать , что, конечно, очень удобно. Но надо учитывать, что далеко не на все вопросы батюшка способен ответить виртуально. Он может дать лишь общие рекомендации или направить ваши мысли в определенное русло. Но всецело полагаться на виртуальное общение не стоит, так как только при личной беседе священник сможет глубоко вникнуть в вашу ситуацию.

Видео по теме

Обратите внимание

Не стоит отчаиваться, если полученный ответ на вопрос вас не удовлетворит или вовсе расстроит. Это может быть вам на пользу, ведь тогда вы сможете по-новому посмотреть на ситуацию, и, возможно, понять свои собственные ошибки. Как бы ни сложилось ваше общение со священником, пытайтесь найти ответ на ваш вопрос в рамках Церкви. Читайте книги, статьи на православные сайтах, общайтесь с верующими людьми, и Бог обязательно откроет вам, как поступить в той или иной ситуации.

Полезный совет

Найти своего духовного отца - задача весьма нелегкая. Даже у тех, кто несколько лет регулярно ходит в храм, очень часто нет духовника. Но к этому надо стремиться, ведь священник, который хорошо знает вашу духовную жизнь, сможет помогать вам в разных жизненных ситуациях.

Источники:

  • Как просить благословения

Совершение богослужения в православном храме невозможно представить без служения священника. Однако пресвитеры православной Церкви не только возглавляют церковную службу, но и своими беседами и советами помогают людям в их житейских, а также духовных вопросах. У многих может встать вопрос, каким образом в частной беседе стоит обращаться к священнику.

В православной Церкви сохраняется апостольское приемство, выраженное в одном из семи таинств, а именно - в рукоположении во священство. Через возложение рук архиерея (коим может являться епископ, архиепископ, митрополит или даже сам патриарх) на главу ставленника на последнего снисходит особая божественная благодать. Со времени рукоположения в священника пресвитер Церкви может совершать установленные Церковью таинства, а также и иные священнодействия. Поэтому отношение мирян к священнику весьма благоговейно.


В частной беседе к православному священнику можно обращаться разными «способами». Наиболее распространенным является обращение «батюшка», в котором отображена любовь народа к своему пастырю, уважение к священному сану и памятование человека о том, что священник является духовным наставником, отцом для своей паствы. Такое обращение особо уместно тогда, когда верующий не знает имени священника (например, человек зашел в иногородний храм и т.д.). Другим обращением, в котором может не использоваться имя священнослужителя, является «отче».


Когда человек знает, священника, к последнему вполне уместно обратиться по имени. Следует учесть, что в таком случае имя священника произносится согласно произношению с «приставкой» «отец». Например, «отец Сергий» (а не «отец Сергей"), отец Иоанн (а не «отец Иван").


Существует и еще одна практика обращения к православному священнику, используемая чаще на официальных мероприятиях, конференциях или иных подобных встречах. Так, к священнику можно обращаться «Ваше » или же «Ваше высокопреподобие». Стоит учесть, что священники православной Церкви в зависимости от выслуги лет или наград имеют сан иерея, а для монашествующего духовенства - иеромонаха, игумена или архимандрита. Обращение «Ваше преподобие» приличествует иереям и иеромонахам, а к протоиереям, игуменам и архимандритам стоит обращаться «Ваше высокопреподобие».

Видео по теме

Годы советского атеизма практически искоренили из жизни наших сограждан официальный церковный этикет. Многие сегодня не знают, как надо обращаться к священнослужителям. И, если вдруг возникнет такая необходимость, человек, далекий от соблюдения церковных канонов, может попасть в неудобное положение. Особенно если у него в сознании отложились иностранные «падре» и «святой отец». На самом деле к священнику Русской Православной Церкви, особенно – к патриарху , надо обращаться в соответствии со специальными правилами.

Loading...Loading...