Матушка феодосия читать онлайн. Блаженная прозорливая старица схимонахиня Феодосия из г

Матушка Феодосия – ее монашеское имя означает Богом данная, – пример кротости и терпения, живой и крепкой веры, благодарной покорности Промыслу Божию, а от того и молитвы, которую слышит Бог. В 2014 г. подвижница преставилась ко Господу.

Матушка родилась в 1923 г. в деревне Велемья Скопинского района Рязанской области. Нарекли ее Натальей. Точной даты рождения – сама матушка говорила – никто не знает. Праздновали всегда на Казанскую икону Божией Матери – 4 ноября. Вообще матушка говорила о себе очень мало. Когда один из ее внучатых племянников иеромонах Феодорит (Тихонов) попросил разрешения описать ее жизнь, она сказала скромно:

«Да что обо мне писать-то»…

Но было бы странным, если бы матушка сказала иное, так как скромность и смирение были ее главными добродетелями.

Наташа родилась в многодетной семье Никифора и Ефросиньи Косоротихиных. Всего детей было пятеро: старшая Фекла, потом Анна (все звали ее Оня), Тихон, Наташа – будущая матушка Феодосия – и последняя, самая младшая Ольга. Рождались и еще дети, но они умерли в младенчестве.

Мама у них вышла замуж совсем молоденькой, всю работу по дому делала сама, а тогда были коровы и мелкая скотина, и огороды – со всем надо было управляться. Отец ездил в Москву на заработки. Мама надорвалась, а врачей в глубинке не было, – умерла рано, на руках своей дочери Наташи (об этом отцу Феодориту рассказывала свидетельница этого события его бабушка – племянница матушки Феодосии). Наташе было тогда лет 13–14.

Дети очень тяжело переживали смерть мамы. «Вот, бывало, – говорит матушка, – уйдем на кладбище, упадем на могилку и плачем. Люди мимо проходят, найдут нас, домой приводят».

Детство, юность тяжелые были. Великая Отечественная война началась. Наташу на войну отправили окопы копать. «Если у кого родители были, – матушка рассказывает, – могли как-то выгородить детей, а за нас заступиться было некому. Куда угонят, куда увезут, где живем, чем питаемся? – ничего не знали, только одну работу и видели».

Учиться Наташе так и не довелось. Однако у нее окормлялись иеромонахи, священники и архиереи; приезжали за советом спикеры Госдумы, губернаторы. Путин не приезжал, но она за него сама молилась и других наставляла молиться; знала, чем он занят, иногда точно разговаривала с ним.

Удивительно, что Наташа знала много молитв наизусть. Когда ее потом уже, прикованную к постели, спрашивала ходившая за ней простодушная сестра Оля, откуда она это знает, ведь они же росли и жили вместе, Наташа многозначительно и прикровенно отвечала:

«Меня там учили».

А тогда на дворе были трудовые будни советских пятилеток… Страна оправлялась после войны. В послевоенный период Наташа работала с военнопленными в шахте. Потом – в строительной бригаде.

«Была очень трудолюбивая, – вспоминают ныне здравствующие соработницы Раиса и Анна. – Тяжеленные мешки могла взваливать на плечи, такая сильная была».

Матушка всегда очень серьезно к труду относилась, говорила, что трудиться все должны. К ней приезжали потом за благословением уйти на пенсию, а матушка, как правило, отвечала:

«Поработай еще, поработай…»

Сейчас времена в бытовом отношении полегче, а тогда никакой центральной системы отопления, ни воды горячей не было. С вечера надо было печку топить, дров не было, ходили после изнурительной работы еще и в лес за хворостом, носили вязанками. Но как-то весело, матушка вспоминает, жили:

«Идем после работы – песни поем, а сейчас вы что все такие унылые?!»

А тогда столько трудностей: и работа тяжелая, и по хозяйству дела, весной да летом – огороды, а осенью–зимой пока дров наберешь, да пока натопишь, пока помоешься, пока есть приготовишь…

Люди тех лет – подвижники в миру. Монастырей тогда уже в основном и не было: все были разорены. Но уклад общинной жизни, взаимовыручки – особенно в деревнях – оставался. Человек не замыкался, как сейчас, на себе, думал о ближнем. Вот и Наташа с утра вставала пораньше, блинов напечет себе на работу взять и завозит еще племянникам Наталье и Петру – это дети старшей сестры Феклы. «Слышу, машина сигналит, – вспоминает племянница матушки 83-летняя Наталья, – тетя Наташа из машины: «Нате, я вам уже с утра горячих блинов напекла!» И едет дальше на стройку».

Строили дома многоэтажные, заводы. «Автоагрегатный завод я строила», – говорила потом схимонахиня Феодосия, в подробностях рассказывая, что где там находится. Память у матушки была феноменальная. И это несмотря на то, что авария случилась, когда ей всего-то 30 лет было, а потом почти 20 лет летаргического сна.

Авария случилась в 1953 г. на стройке. Запись есть, где муж сестры матушки рассказывает: «Идем с Наташей с работы. Эх, Наташа, говорю, жалко я тебя раньше не узнал, а то бы на тебе женился! – А чем, отвечает Наташа, – тебе моя сестричка не нравится? – Нравится». Так и образумила.

Замуж Наташа не хотела выходить, устроение у нее было монашеское, а монастырей тогда уже не было… А так как жили бедно, ее сестры все-таки хотели сосватать. И она, вспоминает потом уже старица, шла как-то днем и молилась:

«Не хочу! Мне сегодня должны кого-то свататься привести…»

В этот день авария и случилась. Как стала молиться будущая схимонахиня:

«Господи, не допусти моего сватовства»,

– так тут же авария и произошла.

Тогда народ много калечился: и на производстве, и по пути на работу. Это было время великих строек, жизнь и здоровье конкретного человека не брались в расчет. Возили раньше рабочих не в автобусах, а и летом и зимой в кузовах самосвалов. Так Наташа вместе с младшей сестрой Ольгой попала в первую аварию: грузовик, который их возил на работу, перевернулся. Увечья у них были сильные, им даже хотели дать инвалидность, но они отказались: неудобно, молодые, работать надо.

А потом уже через год произошла вторая авария: разгружали кирпичи и борт самосвала упал. Пострадали двое: мужчину сразу же насмерть убило (у него четверо детей осталось, они потом приезжали к матушке Феодосии), и Наташа. Ее тоже сначала в морг увезли. А потом, матушка сама рассказывает, одна из сестричек-санитарок говорит:

«Лицо у нее какое-то очень живое»,

– взяла зеркальце и приложила, а оно запотело!

Год провела матушка в больнице, не приходя в себя. Врачи наотрез отказывались отдавать ее домой.

«У вас все равно нет средств, чтобы ухаживать за таким тяжелобольным человеком, – говорили они. – Мы таких больных в Москву на опыты увозим».

Сколько ни просили родные, следовали отказы. Тогда муж младшей сестры Ольги написал расписку, что берет больную домой под свою ответственность. Для него это означало – крест на семейной жизни, так как он был военным и его отправляли в дальнюю командировку. Оля осталась ухаживать за сестрой, лежавшей без сознания…

Родную деревню пришлось покинуть, переехали в село Новые Кельцы, где жили у родни по материнской линии, а оттуда потом, когда сестре Ольге дали свое жилье, перебрались в маленький домик поселка Октябрьский. Здесь матушка спустя 19,5 лет летаргического сна на отдание Пасхи в 1973 г. и пришла в себя. Приходить в себя она стала постепенно. Признаки сознания обнаружили во время похорон одной из ее сестер Они. Она стала стонать и плакать. Когда заговорила, одними из первых слов ее были:

«Зачем вы меня подкармливали? Меня Сама Матерь Божия кормила…»

Но глаза Наташа открыла не сразу, спустя несколько лет, при этом всех удивляла тем, что видела всё с закрытыми глазами. Иеромонах Феодорит свидетельствует:

«Мои родители поженились в 1976 г. И тогда у матушки еще были закрыты глаза. В день свадьбы мои родители зашли к ней за благословением. Мой отец в гостях у матушки был не в первый раз – как родственник и помощник по хозяйству, а мама – приезжая, была впервые. Во время разговора матушка заметила, что у молодой очень легкая обувь и что ей надо беречь ноги. Мама очень удивилась, откуда женщина с закрытыми глазами знает, что в феврале месяце она пришла в летних туфлях. Подобных историй в моей семье много и все они произошли в конце 1970-х, когда матушка еще не видела».

Особые мир и благость ощущались в комнатке матушки и тогда, когда она была без сознания. Здесь царил животворящий покой. Матушку с сестрой навещали родные да и просто неравнодушные к ним люди. А брат Тихон пришел проститься, и здесь же скончался, отсюда его и хоронили. Когда выносили гроб, у матушки и в летаргическом сне слезы потекли…

Матушка пришла в себя, а впереди еще 40 лет терпения, смирения, служения Богу и ближним. Некоторые соседи недолюбливали сестер, открыто враждовали и пакостили им, но сестры все смиренно терпели. Пока жива была сестра Ольга, матушка нарадоваться на нее не могла: в любви купалась и сама очень ее любила.

«Как бы ни была больна она, а все ж глоточек воды даст»,

– говорила матушка про сестру. Просила ее не ложиться в больницу, но Ольга не посмела ослушаться врачей, в больнице и умерла.

Это потом уже к матушке за советами ездили главврачи крупных столичных больниц. А часто бывало и так, что мнение даже консилиума врачей расходилось с тем, что она говорила, но потом все-таки подтверждались диагнозы матушки и ее рекомендации оказывались верны. Матушка могла молитвенно духом присутствовать на операции. А после пересказывать весь ход операции родным больного.

«Я медсестрам скальпели подавала»,

– шутила потом.

Матушка лечила всех травами, сама составляла рецепты. Ее чада по ее благословению травы собирали, сушили. Но больше, конечно, матушка врачевала молитвой, а через травяные рецепты она скрывала свой сильный молитвенный дар. Вот стоит достаточно моложавая женщина в красном полупальтишке и рассказывает:

«У меня рак был уже последней стадии… А матушка меня исцелила!» – «А как матушка вас исцелила?» – спрашиваем. «Травку сказала пить… Я до сих пор эту травку пью. Как же она называется… А! Подлабазник!»

И таких историй очень много. Местные, скопинские или рязанские, врачи в очередной раз фиксируя чудо, всегда уже сразу констатировали: «Вы были на Октябре!» Жалко только, что таким образом через все те же топонимы богоборческого периода слава воздавалась «октябрю», а не Богу.

Матушка всегда учила своих чад благодарению, благодарить надо всех: и людей, хотя бы какой-то радующей душу мелочью:

«Дорога потеха»,

– говорила она и прежде всего учила благодарить всегда во всем – Бога, Матерь Божию!

Вся жизнь самой матушки есть исполнение апостольских слов:

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18).

Хотя столько всего пришлось пережить…

После смерти сестры Ольги матушка, прикованная к постели, натерпелась от крутого нрава хожалки Пелагеи. В мороз та оставляла матушку с ненатопленной печью. Придет хожалка: «Ты еще не сдохла?» – а у матушки волосики к подушке примерзли.

А было и так, что чуть заживо не сгорела: рядом с кроваткой матушки печка находилась, у которой стенка была проломлена и горящие угли могли просыпаться прямо под кровать, и матушка постоянно ухаживающих просила поменьше дров закладывать в печь… Лишь когда стали кровать менять, уже при ходившей за матушкой последние 10 лет келейнице Ольге, супруге внучатого племянника матушки – Сергея, это обстоятельство и открылось. Да и у соседей пожар случался: их дома не было, а матушка была одна – к постели прикована, а пламя уже подступало…


«Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина» - это первая книга о почитаемой церковным народом старице Феодосии (Косоротихиной; †15.05.2014). Составлено издание по благословению ее чада митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного) и выходит в свет к очередной годовщине подвижницы.

Это издание - приношение благодарной памяти старицы - порадует и укрепит на пути спасения и тех, кто с ней Божией милостью общался, и тех, кто встретится со старицей на страницах этой книги впервые.

Это потом уже люди матушку почитать стали, ездить к ней. Принимала она ночью, часов с 9–10 вечера и до последнего посетителя, а их могло быть и 100, и 150 человек… Матушка всем улыбалась, всех утешала, ободряла, а только самым близким признавалась, как у нее голова раскалывается – сосуды, как она говорила, «буздякают».

А для всех матушка – само гостеприимство. Сказать бодрое слово, обнадежить:

«Помолимся!»

– да всех чаем своим «фирменным» из трав напоит, каравайцами с медом накормит. У старцев чай да угощение – это вещественные носители благодати.

Многие замечали: если матушка усаживает в своей келье и чаем начинает поить, да конфет еще из своей коробочки, висящей рядом с кроваткой на фиолетовой ленточке, даст или откуда-то у себя из-под подушки достать велит, у человека тут же многие вопросы так, незаметно в процессе чаепития и разрешаются, вся смута с души уходит…

У кровати матушки постоянно открытой лежала Псалтирь. Некоторых, в основном из духовенства, матушка иногда просила почитать именно ту страницу, которая открыта. В частности, и таким образом читающий или кто-то в комнате из слушающих могли получить ответ на свой вопрос.

Вообще матушка любила отвечать притчами. Задают ей прямой вопрос, а она какую-то историю про некоего человека начнет рассказывать издалека… А человек вслушивается и понимает: про него это матушка говорит!

А еще в келье матушки часто читались Акафисты, особенно она любила Акафисты Матери Божией, разным Ее иконам. По богородичным праздникам матушка обычно не принимала, к ней приезжали иногда по 15–20 священников из монашествующих и женатых – служили в ее комнатке молебны с водосвятием.

В 1990-х гг. Наталью постриг в схиму с именем Феодосия, что значит «Богом данная», в честь святителя Феодосия Черниговского архимандрит Авель (Македонов), святогорец, подвижник высокой духовной жизни, наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рязанской области.. Это было своеобразным церковным признанием даров матушки, данных ей по Благодати Духа Святаго: даров молитвы, утешения, исцеления, прозорливости, пророчества.

Хотя к матушке уже тогда ездили многие иеромонахи, священники, епископы, митрополиты. Особенно был любим у матушки митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, ранее архиепископ Ярославский и Ростовский. Приезжал к ней и архимандрит Наум (Байбородин) из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Многих матушка знала и духом, «заочно». Так, одна из ее чад Надежда Макарова рассказывает, что, прочитав книжку про архимандрита Павла (Груздева), спросила: «Матушка, а вы отца Павла (Груздева) знали?» «Нет», – ответила матушка, а потом вдруг и говорит: «А это такой слепенький? Они с отцом Авелем духом похожи…» Известно, кстати, что архимандрит Павел многих своих чад перед кончиной тогда еще Наташеньке препоручил.

Матушка Феодосия почила в возрасте 90 лет 15 мая 2014 г. в день памяти святых страстотерпцев и мучеников благоверных князей Бориса и Глеба – этим святым посвящен ближайший к ее домику храм, там ее и отпевали. «На престол преставилась», – люди говорят. За несколько часов перед кончиной рано утром матушка в полной памяти приобщилась Святых Христовых Таин. После приобщения попросила приобщившего ее священника и духовника – протоиерея Константина Гусарова, настоятеля Борисоглебского храма – посмотреть ее «смертный узел», то есть вещи, отложенные на погребение, готовясь тем самым к смерти. Это было торжество престольного праздника в еще пасхальные дни, когда пели «Христос Воскресе!» Еще Великим постом матушка говорила: «Пасху встретите радостно, а провожать будете со слезами». Словами, исполненными победы над смертью, и сейчас завершаются все панихиды на могилке матушки. 40 дней блаженной кончины матушки отметили на Собор Рязанских святых.

Рядом с домиком старицы сейчас строится храм Всех Святых в земле Российской просиявших, чтобы люди, как тому и служила матушка Феодосия, возвращались к Богу, чтобы всем нам встретиться в вечности. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). А Богом данная нам матушка Феодосия, и ныне слышащая просьбы и мольбы, исполняет волю Божию.

Битая земляная дорога все вверх и вверх, мимо частных подворий с пробивающимися у заборов крепкими зелеными листьями тюльпанов, вела меня к Свято-Алексиевскому женскому монастырю. Особняки, словно ласточкины гнезда, тесно облепили подножие монастыря, который когда-то занимал двадцать пять гектаров земли. Теперь - всего пять. Лыжная база и жилые кварталы района 1-й Дачной совсем близко подступили к его белым стенам. Но и эти пять гектаров, заросшие полевой травой, со старинной низенькой церквушкой XVIII века и строящимся храмом кажется огромной территорией для тринадцати монахинь, одной инокини, четырех послушниц и прибывшей сюда нынешней зимой матушки Феодосии, ставшей недавно его настоятельницей. Высокая, спокойная и строгая матушка Феодосия пригласила меня в свой кабинет. Разговор наш начался сложно. Я задала вопрос, который больше всего интересует мирских людей - как светский обычный человек превращается в монаха? Что происходит в его судьбе, бывают ли ему знамения?

Но на мне не случайно черные одежды, - ответила матушка. - Я умерла для мирской жизни, меня той, прежней, давно уже нет. Бог да душа - вот монах... А потом заботливо спросила, глядя на мои каблуки: - Может, вам переодеть другую обувь, чтобы ноги отдохнули? Я уж и представить не могу, как раньше носила такие...

Взяв благословение в епархии, она рассказала все же о своей дороге к Храму.

Отец Кирилл

Естественным получился мой приход в монастырь. В детстве я невольно прислушивалась к словам молитв, которые читала моя бабушка. В отроческие годы мы с сестрой часто представляли свою жизнь в глухих лесных местах, вели мечтательные разговоры о монашестве, хотя ничего о нем не знали. Ведь это были те времена, когда церкви стояли закрытые. Мы и не подозревали, что где-то есть Сергиева лавра, а увидев монахов, очень бы удивились. Для нас они были из области таинственного, сказочного. Но молодая душа искала идеала, чистоты. Мирская жизнь тогда уже вызывала неприятие. Однако мне пришлось пройти мирской путь.

Получив высшее образование, матушка Феодосия успешно работала в Калуге. У нее были любящие родные, стабильный заработок, жилье. Когда в начале 90-х стали открываться церкви, монастыри (а Калужская земля богата святыми местами), возрождаться духовная жизнь, она поехала по монастырям на работы по восстановлению обителей. С паломниками перекладывала кирпичи, работала в трапезной, прачечной. Где бы ни была в командировках, не могла пройти мимо храма. "Душа-христианка звала в лоно церкви, - говорит она. - Заходя в храмы, я не знала, что за святые изображены на иконах, кроме Богоматери и Спасителя. Наталкивалась на не очень вежливые ответы церковных бабушек, смущалась своего незнания".

За просвещением обратилась к духовным книгам. Одна из первых, которую перечитывает и до сих пор, монашествуя уже одиннадцать лет, была о старце Силуане. Начиналась она такими словами: "Бог - есть Любовь". "Она сразу меня захватила. К тому времени жизнь без Бога уже утратила для меня интерес. Но все мы хотим любить и - чтоб нас любили. В ней об этом и говорилось - душа всегда ищет настоящую, высокую любовь и находит ее только в Боге".

В 1992 году в Свято-Веденской Оптиной пустыни на празднике Сретения будущая матушка впервые причастилась. Вновь появились мысли о монашестве, неясные и неосознанные. И каково было ее удивление, когда, разговаривая со священником в Казанском девичьем монастыре (туда приехала паломником), услышала от него прямой вопрос: "Ты что, хочешь быть монахиней?" - "Я не знаю...". - "А желаешь ли знать волю Божию? Поезжай в Троице-Сергиеву лавру к отцу Кириллу, духовнику всея Руси. Через него узнаешь".

С подругой на праздник Преображения Господня поехали в Лавру. К старцу было очень много народу. Ни в первый, ни во второй день к нему они не попали. На третий день, стоя зажатой в толпе, услышала, как отец Кирилл, сотворя утреннюю молитву, при поминании о здравии вдруг назвал ее имя, будто видел ее в толпе. А люди все оттесняли и оттесняли ее от кельи.

При входе в церковь я увидела икону Божией Матери, прочла: "Игуменья горы Афонской, покровительница монахов" и стала ей молиться. И чудесным образом, как - не пойму, оказалась перед дверью старца и в трепете туда вошла.

У нас не было длительного разговора. Я только сказала: "Жила-жила мирской жизнью. И не знаю, что делать?" "Иди в монастырь", - тихо так ответил он. Я от волнения чуть не задохнулась: "Как? А воля-то Божья есть?" Он меня ласково по плечу похлопал: "Иди, иди, не ошибешься..." Вышла от него, и с подругой, а она уже раньше решилась идти в монастырь, молча долго сидели на скамеечке в Лавре. И было наше молчание благоговейным. Я успокоилась - это, несомненно, воля Господа.

В октябре она взяла отпуск и, ничего не говоря на работе, уехала послушницей в только что открывшийся Свято-Никольский монастырь, что в городе Малоярославце. Мама забеспокоилась: "Я умру, если пострижешься в монашки. Чем мы тебя обидели?" Дочь молилась, чтоб родителям не было так больно.

Обитель была разоренная. Всего один жилой дом. Ночевать ее положили в башенке, где не было отопления, с душевнобольной женщиной, которая всю ночь причитала и плакала. С этой стылой бессонной ночи и последующей череды послушаний начались ее сомнения. Может, ошибку делает? Не приспособлена к такой жизни, и родителей жалко, на старости лет рассчитывали на нее. "Бог испытывал мою веру. И я все вспоминала слова отца Кирилла - иди, не ошибешься". Шло испытание. И как же помогли ей заветные слова отца Кирилла...

Она была одной из первых послушниц. Новые сестры, многие также из мирской жизни, съезжались в монастырь.

Самым трудным для меня было обуздать свои гордыню, эгоизм, нежелание подчиняться наставнице (потом она стала моей духовной матерью), беспрекословно выполняя все до единого, даже кажущиеся бессмысленными послушания: сажать морковь верхушкой в землю или сажать цветы, где идет большое строительство. Сложно было и побороть неприязнь к сестрам. Но монастырская жизнь построена на любви и послушании. Чтоб вырастить в себе эти качества, надо молиться друг за друга, направлять сердце к любви. Сам Иисус Христос жил в послушании Отцу Небесному. Кого любишь, того слушаешься...

В июле 1993 года послушницу в иноческом постриге нарекли матушкой Феодосией, а ее подругу - Антонией (в честь первых монахов-устроителей Киево-Печерской лавры Феодосия и Антония).

Это было радостным! И родители чудесным образом успокоились и дали на мое иночество свое благословение.

Крест наставницы

Как только монастырь наш возрос, поднялся на большую высоту, духовную и внешнюю, стал известен на всю страну, к нам начали обращаться владыки из других епархий с просьбой отпустить наших монахинь на служение в другие обители. Сестры одновременно разъехались, кто в Орел, кто в Тюмень, Антония - в Хабаровск, я - в Саратов. Разлетелись по России поднимать монастыри по подобию нашего, Свято-Никольского. Прощаясь, чуть не плакали. Приросли за одиннадцать лет духовно друг к другу. Но теперь понимаем - разлуки нет, молитвенно мы связаны накрепко. Родство духовное сильнее физического.

Впервые увидев Саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь, матушка Феодосия поняла - настоятельский крест ее нелегкий. Монастырь неустроенный, каким вначале был Свято-Никольский, с огромной стройкой, которую никто не финансирует. Кощунственно оскверненный в советскую эпоху, как и многие другие места. В Тюмени, в монастыре, например, через алтарь проходила линия по розливу вино-водочных изделий. У нас еще хуже - в здании старинной церквушки была открыта женская клиника, где делали аборты. Трупики младенцев партиями сбрасывали в вырытую рядом яму. Теперь на "братской могиле" неродившихся детей возводится храм покаяния в честь Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрии".

Когда я узнала, что храм строится на погребальном месте, то решила, что здесь нужен еще один придел - престол в честь 14 тысяч младенцев из Вифлеема, убитых Иродом. Ведь дети, безвинные и беззащитные, загубленные во чреве матери (а это более жестокое убийство, чем на улице), уподобляются первым Вифлеемским мученикам. Я поделилась этими мыслями с Владыкой Лонгином, и храм с его благословения строится двухпрестольный. Чудесным образом из Иерусалима (а там, в Русской Духовной Миссии, матушка год несла послушание. - И.С.) мы получили частичку мощей одного из вифлеемских младенцев, - открывает настоятельница шкатулку, где в крошечном целлофановом пакетике в красной бумаге завернутый кусочек мощей. - Это благословение нашему монастырю святаго града Иерусалимского, подкрепление и помощь нашим сестрам...

Духовное руководство и помощь Владыки Лонгина вместе с собственным опытом строгой монастырской жизни помогли многое изменить в жизни Свято-Алексиевской обители. Это и постоянная, не прекращающяеся ни днем, ни ночью молитва, и длительные богослужения, чтения неусыпаемой псалтири о здравии и упокоении. На все теперь здесь, даже на самое маленькое дело - купить дрожжи, например, - испрашивается благословение. Каждый вечер, по окончании богослужения, монахини совершают крестный ход по территории монастыря с иконами Пресвятой Богородицы "Одигитрия", покровителя обители святителя Алексия, мироточившей иконой святой благоверной княгини Анны Кашинской, читая 150 раз молитву "Богородица Дева радуйся".

По молитве и вере нам воздается. Мы молимся о тех кто обращается к нам за помощью. Просим и читателей газеты "Православная вера" молиться о нашей обители. Место это несуетное, благодатное, намоленное монахами-схимниками, когда-то жившими здесь. Многие приезжали к ним за советом, по их молитве в горе пробился источник родниковой воды. Не надо ехать далеко в святые места. Они рядом, только обрети молитву и будут тебе Рим и Иерусалим в своем Отечестве.

Почила о Бозе блаженная прозорливая старица схимонахиня Феодосия из г. Скопин Рязанской области. Матушка преставилась 15 мая 2014 года. 40-й день её памяти приходится на 22 июня – день празднования Рязанских святых. Из всех кто её знал, никто не сомневается и в её святости.

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка, произошла производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителя этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став схимонахиней Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар был даром Божиим для окружающих людей.

Стихийно к матушке потянулись и священники, и простые прихожане. Приезжали и архиереи, и известные духовники. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, время приема перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. И матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя. Говорила она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность.

Когда посетители занимали очередь и терпеливо ждали заветного знака войти в первую терраску, случался обмен мнениями, воспоминаниями. Выяснялось, что большая часть паломников уже посещала матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них теперь уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выяснялось, что после встречи с матушкой, некоторым индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых нелекарственных средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии.
Всем нам живущим в эти трудные кануны испытаний повезло в том, что недалеко от нас уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струился живой звук горнего собеседования. И каждый приезжавший к матушке, был утешен и ободрен. По милости божией и я сподобился под благословение святой старицы…

Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923/† 15.05.2014), из-за тяжёлой травмы около двадцати лет находилась в коме - в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, сорок лет несла подвиг старчества, окормляя многочисленных своих чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением. Однако были и такие случаи, когда матушка Феодосия претерпевала искушения. Об одном из них я и хочу рассказать.

Бесовские нападки

В конце прошлого века слава о матушке Феодосии возрастала, но тем больше восставал против нее враг рода человеческого. К скопинской старице стремилось приехать множество людей, и тогда нашлись такие «предприниматели», которые стали зарабатывать на славе матушки Феодосии. Интернет запестрел такими объявлениями: «Организация индивидуальных поездок к схимонахине Феодосии в город Скопин. Из любой точки Москвы. стоимость поездки 2.5 т.р.». Или вот еще такое интернет-объявление: «Организую групповые поездки к схимонахине Феодосии в город Скопин в легковых автомобилях по 3 человека, стоимость - 2500 рублей с человека, с выездом из Москвы от ст. метро Жулебино и Домодедовская. Если необходима развозка по Москве после визита к матушке Феодосии, стоимость 500 рублей за адрес». А к этим объявлениям, как правило, добавлялись рекламные призывы: «Кто хочет исцелиться, снять порчу, создать семью или наладить бизнес - езжайте к схимонахине Феодосии! Мы всегда готовы отвезти вас туда и обратно!»

А теперь представьте себе, какие толпы жаждущих чуда людей стали приезжать к больной старице! Но эти толпы были из лукавого рода, о котором Христос говорил: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему...» (Мф. 16:4.)

Люди из лукавого рода очень утомляли больную скопинскую старицу и ее келейниц. Одна из благочестивых почитательниц матушки Феодосии Алена Андриянова о такой неприглядной ситуации сказала: «Я была у матушки не однажды и поверьте видела там разных людей... Много было таких, которые не хотели работать над собой (жить в Боге), а искали быстрого пути решения проблем. А когда у них после посещения матушки ничего не получалось, то они начинали хаять ее, (ничего она не может, ничего не умеет, лжестарица). А потом начинали ездить к разным «бабкам» и экстрасенсам за «быстрой помощью. Матушка после того, как ее посещали такие люди, очень сильно болела».

В то же время вокруг скопинской старицы стали плестись интриги, возникали сплетни и даже фальсификации ее жизни. Апогеем такого бесовского шабаша стало создание и показ каналом РЕН ТВ фильма о матушке Феодосии под названием «Вся правда о Ванге». Не будем пересказывать его лживое содержание. Приведем лишь историю борьбы за доброе имя скопинской старицы. Приведем для того, чтобы показать читателю, насколько тогда ополчились бесы против Божьей угодницы. А еще для того, чтобы показать насколько большим уважением матушка Феодосия пользовалась среди известнейших людей России, вставших на ее защиту и написавших обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой привлечь журналистов РЕН ТВ к уголовной ответственности за лживую фальсификацию. Итак, приводим цитаты из обращения в защиту матушки Феодосии:

«Уважаемый Владимир Владимирович!

Мы столкнулись с вопиющим фактом оскорбления чувств православных христиан, циничного попрания норм морали...

Рен ТВ широко демонстрировал фильм "Вся правда о Ванге". Мы бы не обратили внимания на эту жалкую телеподелку, призванную оболванивать доверчивого зрителя лжесенсациями, если бы в этом фильме не оскорблялись наши религиозные чувства и, если бы создатели фильма не провоцировали агрессию в отношении широко почитаемой в народе старицы схимонахини Феодосии...

Мало того, авторы фильма внушают зрителю вздорную мысль, что Ванга не умерла, а была вывезена болгарскими спецслужбами в Россию в Скопин, и объявилась под именем матушки Феодосии. Чтобы зритель в это поверил, нагло монтируются кадры, на которых матушка якобы говорит по-болгарски. При этом лживо утверждается, что местные жители убеждены, что матушка Феодосия - это и есть "воскресшая Ванга". Эта выходка свидетельствует о том, что речь уже идет не о незнании, а о сознательной попытке дискредитировать схимонахиню Феодосию, убедить зрителя, что ее духовные дары - не плод молитвы и смирения, а результат манипуляций болгарских спецслужб. И эта бессовестная подтасовка оскорбляет наши религиозные чувства.

Мало того, авторы фильма внушают зрителю вздорную мысль, что Ванга не умерла, а была вывезена болгарскими спецслужбами в Россию в Скопин и объявилась под именем матушки Феодосии. Чтобы зритель в это поверил, нагло монтируются кадры, на которых матушка якобы говорит по-болгарски. При этом лживо утверждается, что местные жители убеждены, что матушка Феодосия - это и есть «воскресшая Ванга». Эта выходка свидетельствует о том, что речь уже идет не о незнании, а о сознательной попытке дискредитировать схимонахиню Феодосию, убедить зрителя, что ее духовные дары - не плод молитвы и смирения, а результат манипуляций болгарских спецслужб. И эта бессовестная подтасовка оскорбляет наши религиозные чувства.

Но особенно вопиющим является комментарий авторов фильма о том, что несметные сокровища Ванги были перевезены в Скопин и спрятаны там. Это, на наш взгляд, не что иное, как подстрекательство к ограблению и даже убийству. И, как нам рассказывали, уже имел место факт грубого вторжения в дом матушки Феодосии трех пьяных хулиганов.

Просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить Генеральной прокуратуре России проверить изложенные нами факты, дать им юридическую оценку, привлечь виновных к установленной законом ответственности, в том числе уголовной».

Обращение подписали: В.Н.Крупин, сопредседатель Союза писателей России; А.Д.Степанов, главный редактор « »; П.А.Безукладичный, председатель МОО «За Веру Православную»; В.А.Ланцева, президент Фонда Святого Апостола Павла; Т.М.Боровикова, руководитель Всероссийского Сообщества многодетных семей «Много деток - хорошо» и другие общественные деятели.

В заключение скажем, что данное обращение к Путину осталось без последствий, поскольку к тому времени матушка стала очень сильно болеть, а через некоторое время отошла ко Господу.

Болезни скопинской старицы проистекали от переутомленности и внутренних переживаний, которые для окружавших ее людей были малозаметны. Внешне матушка продолжала улыбаться, была добродушной и ласковой ко всем. Правда некоторые ее почитательницы замечали, насколько трудно стало ей принимать посетителей. Понимали и переживали за матушку. Криком души можно назвать интернет-обращение близко знавшей матушку Алёны Андриановой:

«Люди! Прежде чем утруждать матушку, поймите, что она не бабка-гадалка, а человек, который несколько десятков лет лежит прикованный к постели и молится. Зачем вы к ней приезжаете? Чтобы спросить про ИНН, куда он него бежать, и когда конец света? Или на какую работу лучше устроиться, чтоб хорошо все было...

Ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное приложиться... Ходите в храм, читайте Святых Отцов, исповедуйтесь своему духовнику (кстати, если его у Вас нет, лучше займитесь его поиском, а не охотой за старцами) и, если он (духовник) Вам сам посоветует поехать к матушке, только тогда езжайте.

Оставьте матушке сил для молитвы за тех, кто в ней действительно нуждается! У кого дети больны раком, муж - единственный кормилец семьи умирает, дочь-наркоманка погибает... Оставьте матушке сил для молитв за них...

Прощу прощения, если кого-то обидела своими высказываниями, просто очень жалко матушку, она после пустых, неуместных или даже провокационных вопросов сильно болеет...»

Трудно, да и незачем оспаривать утверждения Алёны Андриановой. Согласен с ними и автор сей книги, приводивший в своем предисловии аргументы о немаловажности даже простых житейских проблем, с которыми ехали люди к матушке Феодосии. Но то, что говорилось в предисловии, относится к конкретным случаям. Обобщенно же я согласен с Алёной - более половины своих вопросов, люди, которые приезжали к матушке, могли решить в своем приходском храме, обратившись к священнику. Но то, что совершенно больная скопинская старица принимала всех, и отвечала на все вопросы, и молилась за всех (даже за тех, кто клеветал на нее и враждовал против нее), только возвеличивает ее христианский подвиг смирения, терпения и любви. А подвиг этот был исполнением очень и очень важной заповеди Христа Бога нашего: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф.5,44-46).

Солнце любви матушки Феодосии восходило над злыми и добрыми, и посылала она дождь своих молитв на праведных и неправедных...

«Я, когда молюсь - говорила матушка, - то всех поминаю. Начинаю со своей деревушки Велемья, а потом молюсь за всех, кто ко мне приходил...»

Игорь Евсин , православный писатель, г. Рязань

Воспоминания о матушке Феодосии отца Константина, настоятеля Борисоглебского храма с.Корневое

Отец Константин, расскажите, что вы помните о ?

Такое, я думаю, забыть нельзя. Ее молитвами, можно сказать, и держался весь мир. И сейчас после кончины нас матушка не оставляет своими святыми молитвами. Чувствуется ее помощь, ее молитва непрестанная. Хотя, когда мы ходили к матушке, мы не искали никаких чудес, знамений. Сами знаете, кто ищет, Господь наш Иисус Христос сказал, что лукавые прелюбодеи, есть чудеса и знамения, которые ему не дадутся. Такого не было, чтобы мы как священники ждали, знамений каких-то, исцелений. Ходили как к болящему человеку, утешая тоже так же молитвенно, и просили святых молитв у матушки. И Господь по ее святым молитвам давал просимое. Каждый, я думаю, получал утешение, каждый чего искал, того находил. Люди искали духовного - находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета, получали мирской совет. Матушка отвечала на все вопросы каждому, что интересовало его в его жизненном пути.

Как вы узнали о матушке?

О матушке я знал с детства, лет, наверное, с шести, слышал от бабушек, еще до пострига была она еще матушка Наталья. Люди посещали, ходили как болящую проведывали ее, они звали ее сестричка Наталья. А потом в уже более осознанном возрасте пришел в храм алтарником, я попал лично к ней в келью еще до пострига. А потом, когда отец Авель совершил над ней монашеский постриг, матушка стала здесь такой знаменитой, люди стали знать, что есть у нас такая матушка Феодосия. Тогда в советские годы приходили те люди, кто знал, кого матушка знала. Тогда не было, как сейчас, были гонения, но все равно люди приходили тайно, просили святых молитв, духовный совет, утешались.

Какую помощь она оказала вам лично?

Да любую помощь, с какой я ни обращался. Есть конкретный вопрос, который касается лично меня, не могу сказать, это личное, сокровенное, тайна. Матушка никогда не любила ничего разглашать. Она жила по Евангелию, делала так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Если матушка что-то делала, она не велела никогда разглашать. Я думаю, это кого-то конкретно касается, однако, придешь, объясняешь ей: вот такая-то такая проблема, она улыбнется тебе: «Батюшка, хорошо, помолимся» и все, вверх летишь.

Батюшка, может, с другими людьми какой случай полезно огласить.

А я думаю, другие люди сами должны о себе рассказать. Приходит на память сила ее молитвы, ее сам пример терпения, смирения, любви. Представляете, вот мы, священники, исповедуем людей. Приходишь, падаешь буквально на диван, а сколько матушка принимала в день людей? И день и ночь… До самого утра, практически, шел поток людей. И ведь отвечала на вопросы, каждого встречала с любовью, всем улыбалась, как можно это вытерпеть да не пороптать? Разве это нам не пример? Живой пример! Терпение, смирение. Дай Бог, чтобы мы, туда ходящие, видели и хотя бы чему-то научились.

На ее похоронах было очень много детей: младенцев, дошкольников. Обычно на похороны стараются не брать таких маленьких.

Это была Пасхальная радость. Матушка преставилась в день нашего престольного праздника святых благоверных князей Бориса и Глеба, как раз у нас была архиерейская служба, и такое произошло событие: Господь призвал ее в селение праведных, ведь просто так ничего не происходит, мы сами это знаем. Поэтому для всех это была просто радость. Матушка из временной жизни перешла в жизнь вечную, она шла к Богу.

Она обладала особым даром. Сейчас большая проблема в семьях молодых - детей Бог не дает. Обращаясь к ней, Господь давал детей.

По вере вашей да будет вам. Я думаю, такие случаи были, и не единичные, их было много. Люди веровали, что ее молитвами так будет, и так получалось. Ведь по вере нам Господь подает, вера без добрых дел мертва есть. Все взаимосвязано.

Батюшка, а вы не помните, когда был постриг?

Я в это время как раз поступил в Рязанское духовное училище, это был или 1996, точно не могу сказать, это есть в епархиальном управлении, еще при владыке Симоне это было. Как раз присутствовал митрополит Ивановский Иосиф, отец Авель.

А какие этапы жизни матушки вы выделите?

Я по ее наставлению принял сан священства. Матушка руководила нами, давала духовные наставления. Когда я лично беседовал с матушкой, я никогда не дерзал что-то у нее такое расспрашивать. То, что матушка рассказывала, да. Была такая большая масса народа, что стыдно матушку задерживать и людей, которые шли с такими важными вопросами, а люди едут издалека, добираться, ждать - это долго ведь, на каждый вопрос люди ждали ответа. Если матушка рассказывала, а рассказывала она много чего. Матушка показывала своей жизнью пример, учила всех жить в любви: «Где мир, там и благодать Божья. Живите с миром».

Известно, что она 40 лет лежала без движения, а когда она начала молиться?

Это лучше расскажут женщины, которые ходили и ухаживали за матушкой. Была ее сестра Ольга, матушка пришла в себя где-то в 70-е годы, а потом говорить стала притчами, старушки которые ходили, рассказывали. Матушка начинала как-то издалека, а потом человек понимал, что матушка говорила о его жизни, а не про кого-то. Так мягко, деликатно, а потом уже матушка стала говорить прямо. Это уже для нас, потому что мы такие бестолковые, чтобы мы поняли, уже конкретно матушка называла все своими именами. Но, если человек приходил, начинал упорствовать, матушка никогда не настаивала, никому себя не навязывала. Спросят совета - ну вот так вот поступите, Господь открыл. Человек упорствует, не хочет: матушка, а, может, вот так? Матушка: «Ну, как хотите». Тогда выполняйте волю не Божью, а свою. Соответственно, ничего не получалось, это разрушалось. Бог гордым противится.

Интересно, что матушка говорила о сохранении семьи, крепости семейной?

Матушка только и говорила: «Живите с миром, чтобы брак ваш был венчанный. Водите деток в храм, исповедуйте, причащайте». Когда человек приходил, она сразу спрашивала: «А вы в Божий храм-то ходите, вы исповедуетесь? А вы причащаетесь? А брак у вас венчаный?» Это были первые ее слова, сколько мне приходилось слышать.

А если кто уходил из супругов, как она к этому относилась?

Как можно к этому относиться? Как к трагедии. Если люди шли за помощью, думаю, возвращались. Бывало такое, когда семьи соединялись вновь. Я не буду разглашать, это было ее святыми молитвами. Что такое «развенчание»? Если ребенка покрестили, его можно раскрестить? А как можно развенчать? Что такое зачин? В истории русской православной церкви такого чина не было. Если уже разрушен брак грехом прелюбодеяния, если там жизнь становится невыносимой, то люди идут к архиерею, чтобы получить благословение на второй брак. Если простят супруги друг друга, если покаются, всякий грех простится человеку. Венчал я браки, когда умирал супруг, и умирала супруга, такое было в моей личной практике. А развенчаться - такого у меня еще не было. Мы с матушкой на эту тему никогда не беседовала. Она говорила так: «Батюшки знают, они пастыри церкви». Или, допустим, какой-то священник приходил и что-то сугубо спрашивал, то она говорила: «Батюшка, ты обратись с таким вопросом к своему владыке». Отсебятины никакой не было.

Она говорила об изменении канонов церкви?

Такие тонкие вопросы мы никогда с ней не поднимали. Матушка говорила: «Живите по заповедям Божьим», говорила: «Батюшка, я ведь неграмотная, в семинарии не училась». Эти канонические вопросы касаются и священнослужителей, это тонкие богословские вопросы.

Книги «Кормчий» вы не видели, не встречали у матушки в библиотеке?

Такого я не встречал. У матушки всегда лежала Псалтырь. Я тонкостей не знаю. У нее такие старцы были, как отец Наум, поэтому, я думаю, там руководство было. Если такие старцы приезжали за молитвой, то здесь даже говорить не приходится. Помните притчу такую, архимандрит Павел (Груздев) рассказывал? Жили три человека, попали они на необитаемый остров. Приехал к ним архиерей, спросил, как вы молитесь? «Владыка, мы люди простые, неграмотные, вот так: «Господи, трое вас и трое нас, помилуй нас!» «Да вы что, вы неправильно молитесь, таких молитв нет». Покормили владыку, отправили его. И видит владыка: бегут эти три человека за ним по воде: «Владыка, прости нас Христа ради, мы забыли, как молиться правильно, научи нас». «Я все молитвы знаю, все каноны Божьи, но по воде я ходить не умею. Как молились, так и молитесь». Так и здесь. Как она молилась? Это знает только сам Господь. Мы ощущали на себе ее дар молитвы.

А за что ей был дан такой дар? Ведь она была простой девушкой-крестьянкой?

Мы же не можем знать путей Господних? Пути Господни не исповедимы. Это тайна, которая ушла вместе с матушкой. Как Господь говорит: «Ваши мысли - это не мои мысли». Господь знает, что не стоит село без праведника, и Господь всегда дает каждому роду, каждой местности какого-то молитвенника. Сколько было всегда в селах таких болящих, юродивых! Как апостол Павел нас, христиан, предупреждает: испытывайте духов, от Бога ли они? Я думаю, каждый должен об этом знать.

Как матушка относилась к гражданским бракам?

А что такое гражданский брак? Это когда молодые люди соединяются и живут без росписи, без венца. Это чистый блуд, если он ни родителями, ни церковью не благословлен, то как можно к этому относится? Конечно, матушка говорила, чтобы брак был зарегистрирован. В тонкости, как матушка относилась к только зарегистрированным бракам, не вникал. Мы, священники, приходим, помолимся, она: «Отцы духовные, простите, благословите меня» и все, и мы уходили. Когда владыка приезжал, то говорили: «Матушка, помолись, чтобы все было хорошо, все-таки архиерей едет». Она только утешала: «Батюшка, все будет у вас хорошо». Ну так и бывало. Матушка каждого утешала, даже каждым своим взглядом. Иногда на нее посмотришь: Мы все приходим на своих ногах, в добром здравии. Кто-нибудь бы сказал: «Матушка, а как вы себя чувствуете?» Столько лет лежать, столько принимать людей, по-человечески бы пожалеть человека, она себя всю отдавала, полностью, служению. Не мы ей служили, а она нам.

Батюшка, скажите финальное слово.

Я думаю, это еще не конец, это начало всего. Главное, чтобы в этом деле не навредить. Господь Сам знает, кого прославить. Опасность заключается в том, что всегда вокруг таких людей бывают околоцерковные люди. Это всегда нужно помнить. Главное - это не навредить в этом деле. А мы должны способствовать, не выдумывать каких-то непонятных ложных чудес и бабьих басен. Как апостол Павел нам говорит: «От этого уклоняйся». Поэтому все должно быть здраво и духовно. Чтобы православие было без каких-либо языческих примесей. Я думаю, это будет более правильно и верно. У нас есть здравые адекватные пастыри церкви, которые ведут, руководят.

Беседовала Ирина ЕВСИНА

Loading...Loading...