Мифология эльфы. Эльфы в кельтском и ирландском эпосе

Предания всех народов — от Индии до Исландии и от Америки до Австралии — говорят о живших задолго до нашего времени разных мифических существах, внешне напоминавших людей, но по своей физиологии и возможностям людьми не являвшимися. Среди них выделялась большая группа существ, похожих на самых красивых людей и обладавших непостижимым долголетием, а также магическим способностями.
Особенно много сказаний о божественном народе эльфов в Ирландии и Уэльсе. Его название Туата де Дананн, или Племя богини Дану.

Задолго до Рождества Христова этот народ правил Ирландией, а также, вероятно, Британией и Францией, и оставил после себя не только воспоминания в фольклоре, но и вполне реальные материальные свидетельства своего существования.

Отдельные историки пишут, что так называемые эльфы были потомками людей с исчезнувших материков Атлантиды и Лемурии. По одной из легенд именно эльфы были хранителями Святого Грааля.
Некоторые сказания упоминают о том, что эльфам будто бы нравится белый цвет: в их лесах живут белые олени, белые лисицы, всегда белые зайцы.
Атлантида, согласно легенде — огромный древний затонувший материк, оставивший на поверхности земли только вершины своих гор. Сейчас это — острова в Средиземном море (например, о. Санторин), а также часть островов Атлантического океана, самые крупные из которых — Британия и Ирландия. Поэтому возможно, что Эльфы были представителями древней цивилизации атлантов, которые после потопа смогли спастись на вершинах отдельных гор.

Несмотря на это, в ирландской мифологии имеется множество сюжетов, в которых смертные соперничали с сидами, проникали в их мир с целью сватовства или чтобы добыть чудесные предметы. Есть также предания и исторические свидетельства (причем не только в Ирландии) о браках между сидами, эльфами, феями и людьми — например, Бекумы Белокожей с королем Ирландии Конном Ста Битв — и о рождении от них детей.

Также говорилось, что когда-нибудь произойдет последняя решающая битва сил зла и невежества с силами чистого и непорочного, скрывшегося от них, и после этого наступит новая эра господства на Земле богоизбранных народов, «чистых душой и телом», которые однажды были вынуждены уйти с нашей планеты или с ее поверхности из-за пороков людей.

Эльфы сегодня живут среди людей, почти полностью ассимилировавшись с ними. Внешне эльф почти не отличается от человека, за исключением отдельных признаков.

Исследователь Жак Валле об эльфах

В эльфов верили и писали об этом исследователи нашего столетия. Их свидетельства сохранились. Ученый — исследователь начала ХХ века Жак Валле в своей книге » Параллельный мир» приводит слова жителя Ирландии, так описавшего общество эльфов:
«Это самые замечательные люди, которых я когда-либо видел. Они превосходят нас во всем… Среди них нет рабочих, а только военные аристократы, благородные и знатные… Это народ, отличающийся и от нас, и от бесплотных существ. Их возможности потрясающи… Их взгляд обладает такой силой, что они, я думаю, могут видеть даже сквозь землю. Они обладают серебристым голосом, их говор сладок и быстр…
Они много путешествуют, и, похожие на людей, могут повстречаться в толпе… Умных молодых людей, которые представляют для них интерес, они уводят к себе…»

Может быть, что эльфы остались в Ирландии?

Одним из наиболее крупных специалистов по эльфам в Исландии был Йоун Гвюдмундссон Ученый, также прозванный «Художник» и «Клыкодел» (1574-1658 г.), оставивший после себя две поздних рукописи-трактата относительно эльфов. Все остальные были у него отняты, сожжены, а сам он, дважды приговорен к изгнанию.
Сам Олав был сначала простым бондом (свободным землевладельцем), тоже искренне верил в существование Сокрытого Народа, и в 1830 году, после странствий по всему родному острову, по просьбе друга, записал собранные им свидетельства в одну толстую книгу.
Для того, чтобы собрать эти свидетельства, рассказы, легенды и сказки Йоун Арнасон был вынужден обратиться к своим бывшим ученикам, рассеянным по всей Исландии, прося их записывать все, что они смогут обнаружить среди простого населения и отправлять затем ему. Из гигантского количества присланных историй он включил в свой сборник 140 историй, в которых говориться о Сокрытом Народе.

Альвийская теория

Альвы — астеническое телосложение, заостренная форма ушей и заметно увеличенный по сравнению со средним человеческим срок жизни. Ареал первоначального расселения — север и северо-запад Европы. В настоящее время полностью ассимилирована индоевропейской расой (кельты, германцы, в меньшей степени славяне).

Представители этой расы, наряду с предками палеоевропейских народов заселили северную и северо-западную Европу, населяя ее вплоть до появления кельтских и германских племен. Позже под настиком племен альвы были частично уничтожены, частично ассимилированы, частично заселили труднодоступные и труднопроходимые места, непригодные для жизни примитивных племен, но допускавшие существование более развитой культуры.

В западном индоевропейском культурном пространстве возникли легенды про божества «альвийского» происхождения, каковые, как мне представляется, всецело поддерживалась самими альвами, довольно быстро уяснившими себе всю выгоду от того, что их считают богами — во всяком случае, альвы могли быть уверены, что от дальнейших завоевательных войн они себя обезопасили.

Мифы, легенды, истории об Эльфах в нашем мире

Старая легенда говорит о том, как в одной болгарской деревне испортилась колодезная вода, а приличных речек рядом не было. Чистая, невинная девушка на свой страх и риск отправилась в волшебный лес, нашла там единорога и подружилась с ним. Потом она рассказала ему о своей беде, и он согласился прийти в деревню и очистить везде воду. Но когда девушка привела чудное создание, то крестьяне, вспомнив, что рог единорога стоит очень дорого, связали спасительницу и убили животное.

В одной из монастырских хроник упоминается, что в начале XV века в Шотландии в горах был найден умирающий от ран человек, говорящий на неизвестном языке. Был он худощав, даже хрупок. Поправившись, незнакомец удивил всех ловкостью в фехтовании и стрельбой из лука — он не промахивался никогда!
Со временем, выучив язык, он рассказал, что принадлежит к народу «елве». По его словам, народ этот, живет очень-очень далеко. Одна интересная особенность: он был остроухим! Раненого, сразу принесли в церковь.

Можно обнаружить такие упоминания и в других странах. Например, в одной из семейных хроник Норвегии упоминается, что в XIV веке одна из девушек вышла замуж за высокого и прекрасного обликом чужеземца, непревзойденного стрелка из лука. Однако вскоре он был обвинен в колдовстве. Прожил он в браке восемь лет и оставил двух дочерей, также отличавшихся красотой. Но дочери помимо красоты унаследовали и некоторые признаки отца — заостренные уши, что, понятно, сильно осложнило им дальнейшее существование… Сам себя этот чужеземец называл «хельве».

В хрониках, можно найти и другие свидетельства. Разные народы, разные сказочники, зачастую не имеющие никаких контактов, на протяжении веков описывают таинственных хельве или елве практически одинаково.

Возможно, что и среди нас есть представители народа эльфов. Но даже если эта загадочная раса полностью исчезла, остался «генофонд» и поэтому возможны потомки эльфов рождаются и по сей день.Например, американец Кеннет О’Хара, впервые взяв лук в руки в 43 года, понял, что просто не умеет промахиваться. Его обследовали врачи, экстрасенсы, и именно благодаря последним он не стал профессиональным спортсменом: экстрасенсы определили, что в момент выстрела 0’Хара выплескивает огромное количество ментальной энергии. На основании этого ему запретили выступать. Изучив свою родословную, Кеннет 0’Хара узнал, что в XV веке один из его предков — ирландец — женился на пленнице из народа хелве — женщина была захвачена во время набега на один из островов у побережья Скандинавии.

Известна легенда о святом Михаиле, в которой говорится, что эльфы – не кто иные, как особая разновидность ангелов».

Писатель Виктор Калашников в своём «Атласе тайн и загадок» даже назвал их имена: это Адрамелик и Ариэль, Ариок и Рамиэль.

На эту же тему рассуждает и исследователь Леонид Кораблёв, написавший «Маленький трактат о том, как должно искать и находить пути общения с ныне сокрытым светлым народом, то есть с истинными эльфами». Вот его слова: «Эльфы научили людей культуре и искусству письма. Они способны проникать разумом в будущее и читать мысли смертных… И обликом своим подобны они идеальным людям высокого роста, но уж, конечно, не «литературным крылатым карликам».

Об изначальном происхождении эльфов есть немало мифов. В одном из самых интересных рассказывается о том, как Ева, купая своих детей, испугалась голоса Бога, который позвал её. Она спрятала тех детей, которых не успела вымыть. Тогда бог сказал Еве, что за то, что она скрыла от него детей своих, он скроет их и от людей. И он сделал их невидимыми. До того как начался потоп, бог завёл этих детей в пещеру и завалил их там камнями. От них и пошла раса эльфов и других сверхъестественных существ, обладающих различными волшебными способностями.

Почти все особо знатные семейства Швеции владеют украшениями или ювелирными изделиями, связанными с легендами о троллях и эльфах. Следующая история связана с супругой статского советника Гаральда Стейка.
Как-то поздно вечером летом к ней пришла женщина-эльфийка, которая хотела взять напрокат свадебное платье, чтобы надеть его на бракосочетание. После некоторого размышления жена советника решила одолжить свое платье. Через несколько дней платье было возвращено, но с золотом и жемчугами у каждого шва, и с него свисало кольцо из самого чистого золота с самыми дорогими камнями. Это платье несколько столетий передавалось - вместе с самой легендой - в семье Стейков.

Миф о Племени богини Дану

Народ племени богини Дану (Туата де Дананн) был чем-то вроде древнегреческой или древнеримской аристократии, только еще более утонченной и могущественной. Помимо своей ослепительной красоты и способностей, несвойственных людям, он носил одежды из тканей, которые, по общепринятому мнению, в то время были неизвестны.
Дальнейшая судьба племени на первых порах в Ирландии и, во всей Британии и Франции воцарился мир, но вскоре среди населения племени богини Дану начались распри, затронувшие и величайших из них. Жена Луга изменила ему с сыном Дагды Кермадом, за что Бог света поразил последнего копьем. Дагде пришлось долго искать магические зелья, чтобы воскресить сына. А затем его внук Мак Куйл убил самого Луга. Мак Куйл и его братья Мак Кехт и Мак Грене стали тремя королями племени богини Дану.
На этом беды не кончились. Туата де Дананн убили своего гостя Ита, ступившего на берег Ирландии. Чтобы отомстить за него, Сыновья Миля Испанского организовали карательную экспедицию. Они приплыли в Ирландию на многочисленных кораблях. Как говорится в «Книге захватов Ирландии» «тридцать шесть вождей гойделов было у них, что приплыли на тридцати шести кораблях. Четыре да еще двадцать слуг было с ними, и каждый на своем корабле, и с каждым еще по четыре да двадцать слуг.
А еще приплыл с ними Лугайд, сын Ита, могучий, храбрейший и славный воитель, дабы отомстить за своего отца».

Имя Миля, легендарного предка гойделов, происходит от латинского Miles Hispaniae. Супругой его считалась Скота, что означает просто «ирландка». Она была дочерью египетского фараона и бежала вместе с гойделами, страшившимися его гнева за то, что они не приняли участия в погоне за иудеями.

Долгое время гойделы не могли подойти к острову — мешал волшебный туман и чары Туата де Дананн, вызвавших бурю, пока их не рассеял один из Сыновей Миля — Эбер Донн, за что его корабль вместе с ним затонул в волнах. Но, наконец, двум остальным сыновьям Миля, Эбер Финну и Эремону, удалось пристать к берегу. Гойделов было множество. Они превосходили по силе племя богини Дану и хотели поработить Туата де Дананн, а также использовать в своих целях магические способности последних.

«Спустя три дня и три ночи после того обрушились сыновья Миля на племена богини Дану в битве при Слиаб Мие» и победили их, но погибла Скота, жена Эримона. Справились гойделы с Туата де Дананн и при Лифе. А затем случилась страшная битва при Таилтиу, где погибли три короля племени богини Дану, Мак Куйл, Мак Кехт и Мак Грене, и три королевы, Банба, Фотла и Эриу, и сломлено было господство туатов.
Но даже несмотря на поражение от сыновей Миля, племя богини Дану окончательно не покинуло Ирландии. Своими магическими способностями оно сумело заставить сыновей Миля поделить с ним власть.

Эльфы уходят под землю и за море

Согласно одной из версий саги «Воспитание в Домах двух Чаш», страна была поделена на две части Аморгеном — поэтом и мудрецом гойделов, таким образом, что племени богини Дану (Туата де Дананн) достался нижний, подземный мир. В саге «О взятии сидов» говорится, что по окончании конфликта между гойделами и племенем богини Дану была установлена дружба между Дагдой, предводителем Туата де Даннан, и сыновьями Миля и что Дагда разделил волшебные жилища под холмами (сидами) между собой, Лугом и Огмой.

Сиды — многочисленные холмы в Ирландии, в которых, по свидетельству различных ирландских саг, обитал народ племени богини Дану. По мнению лингвистов, это слово могло означать «волшебная крепость».

В другой, более поздней, версии саги «Воспитание в Домах Двух Чаш» предводителями Туата де Дананн оказываются Мананнан (верховным королем) и Бодб Дерга, сын Дагды (королем), которые распределяют десять сидов среди самых прославленных вождей Туата де Дананн; сам же Мананнан поселяется за морем, в Эмайн Аблахе или Авалоне.
«Когда сокрушил Эримон их героев и воинов в битвах при Таилтиу и Друим Лиген и отспорил ирландскую землю, Племена богини Дану призвали благородного верховного короля, великого и могущественного Мананнана, чтобы дал он им совет. И сказал Мананнан, что надо воинам разойтись по сидам и жить в холмах и приветливых долинах Ирландии. Назвали тогда Мананнан и воины своим королем Бодб Дерга, и указал Мананнан всем благородным мужам их сиды: Бодб Дергу — Сид Буйдб на Лох Дергирт, гордому Мидиру — Сид Труйм с прекрасными склонами, любезному Сигмалу — прекрасный на вид Сид Неннта, Финнбару Меда — Сид Меда с черной вершиной, великому Тадгу, сыну Нуада — Сид Дромма Ден, Абартаху, сыну Илда-таха — Сид Буйде с чудесной вершиной, Фагартаху — воистину славный Сид Финнабрах, Иллбреку — Сид Аэда Эса Руад, Лиру сыну Лугайда — Сид Финнахайд с зеленой травой, Дергу сладко-речивому — Сид Клейтиг. И всякому из племен богини Дану, кому должно было иметь поселение и достойное жилище, тому назначил Мананнан особое место для каждого благородного воина и даровал им Фет Фиада, из-за чего и были они невидимы, Пир Гоибниу, дабы отвратить от королей смерть и старость, и свиней Мананнана, чтобы могли убивать их и снова были живыми те свиньи. Рассказал им Мананнан об их сидах и убранстве жилищ на чудесной Эмайн Аблах и Тир Тайрнгире с прекрасными склонами…».

В ирландских сагах также говорится, что его народ уплыл за море и поселился на таинственных островах — Брендана, Блаженных, Яблоневых… Ориентиром местонахождения новой родины Туата де Дананн может служить фрагмент из саги «Приключения Арта, сына Конна». Племя богини Дану, собравшееся на совет в Стране Обетованной из-за Бекумы Белокожей (дочери Эогана Инбира), которая совершила прелюбодеяние, изгоняет ее в Ирландию.

Таким образом, после поражения от сыновей Миля Туата де Дананн были оттеснены на периферию освоенного пространства — на острова и в недра холмов, где ранее было убежище фоморов. А на месте битвы под Таильтиу был учрежден Самайн — ежегодный праздник (с 12 октября по 1 ноября). Грань миров в эти дни исчезала и Туата де Дананн могли быть видимы смертными.

Племя богини Дану (Туата де Дананн) превращается в эльфов

После того, как народ племени богини Дану поселился внутри священных холмов — сидов или за морем, он стал называться сидами, а в более поздние времена — эльфами. Само же место обитания сидов получило название «Волшебная страна».

В ирландском и валлийском фольклоре «Волшебная страна» объединяет пространство за морем с подземным миром. Иногда она предстает перед людьми как призрачный, окутанный туманами остров, имеющий множество названий: Блаженных, Ги-Бразил, Аваллон и др. На Авалоне покоится легендарный король Артур, перенесенный туда феей Морганой. В Уэльсе Волшебную страну называют Тир-Нан-Ог, или Страна Вечной Юности, лежащая за морем на западе, или Тирфо Туинн — Земля под Волнами. В Волшебную страну ведут тайные пути. Считается, что ходы в нее можно найти на дне моря и в глубине горных озер, а также в холмах — сидах.

Правительницей сидов была королева Медб — высокая стройная красавица с ярко-голубыми глазами и длинными светлыми волосами. За спиной у нее развивалась широкая мантия из тончайшего белого шелка. Мужчина, которому доводилось встретиться с Медб, вскоре умирал от любовной тоски.
Другие сиды также были очень высокого роста, а их красота могла сразу «ослепить» простого смертного. Одним прикосновением руки они отнимали у человека волю и разум.
Сиды были существами мужского и женского пола. В зависимости от настроения они могли быть враждебны к людям, а могли им помочь. Но чаще всего, если люди им не надоедали, сиды не обращали на них никакого внимания. У сидов было много забот: они сочиняли и исполняли волшебную музыку, пасли стада домашнего скота, делали необыкновенно вкусный эль.
Человека, случайно забредшего в их земли (это были всегда мужчины), сиды, как правило, превращали в своего раба. Если же несчастному все же удавалось убежать и добраться до дома, к нему уже никогда не возвращался рассудок. Иногда бывшие пленники сидов становились пророками или целителями, приобретя способность предвидеть будущее или лечить людей.

Внимание! Найдены останки настоящего Эльфа


Об эльфах сегодня слышали все… во многом этому поспособствовали шедевры Дж.Р.Р.Толкиена и произведения его последователей и подражателей, работающих в жанре фэнтэзи. Как правило, эльфы этого жанра выглядят практически как люди – но несравненно красивее их, бессмертны (точнее, им не свойственна естественная смерть, но их можно убить) – и, конечно, им изначально присуща магия. Но есть и другие эльфы – с которыми все мы познакомились ещё в детстве по сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» – маленькие человечки с крыльями, обитающие в цветах… став постарше, мы увидели подобных эльфов в комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь». «Я эту мелочь с детства терпеть не мог!» – восклицает по этому поводу Дж.Р.Р.Толкиен… так кто же прав, какие они – эльфы?

Само слово «эльфы» восходит к германскому «альвы». Чтобы понять, кто это такие, нам придётся обратиться к скандинавскому эпосу «Старшая Эдда», а также к составленному Снорри Стурлуссоном своду скандинавской мифологии «Младшая Эдда». Согласно этим источникам, альвы – это существа «рангом ниже» богов-асов («много было там асов и альвов» – так нередко описываются пиры в Асгарде). Альвы делятся на светлых и тёмных – впрочем, тёмные альвы далеки от «тёмных эльфов» современных романов-фэнтэзи и компьютерных игр, это смуглые угрюмые кузнецы, живущие под землёй, их по-иному называют цвергами (карликами) – именно они стали гномами позднейшего фольклора. А вот светлые альвы – можно сказать, собственно альвы – духи природы, обликом своим прекраснее солнца, обитающие в своём мире – Альвхейме… вот это уже похоже на эльфов.

Другой исток образа эльфов следует искать в кельтском фольклоре. Здесь «обитают» Туата де Дананн («племена богини Дану») и ши (в других переводах – сиды) – впрочем, чёткой границы между теми и другими нет. Первые – по сути дела, пантеон ирландских богов, но пантеон необычный. В сказаниях о них мы не найдём рассказов о том, как они творили Вселенную, создавали людей и т.д., что «положено» делать богам – нет, они прибыли в Ирландию то ли на кораблях, то ли из дымных облаков, то ли сожгли свои корабли – и это выглядело как дымные облака… Прибыли они из Индии, где постигали магические искусства – и были не первыми поселенцами в Ирландии (им – согласно легендарной «истории» – предшествовали четыре других народа, последовательно сменявших друг друга) – и не последними. В конечном итоге они уступили следующей волне переселенцев – сыновьям Миля (от которых, как предполагается, и пошло кельтское население Ирландии), причём договор заключили очень интересный: милезянам досталась наземная часть Ирландии, а Туата де Данан – подземная, они стали жить в полых холмах, которые тоже называют сидами, как и их обитателей.

Впрочем, живут они не только в холмах, но и в таинственной стране Тир-на-Сорхэ (или Эмайн-Аблах – «острове яблок»)… словом, народ как народ – только магический, нестареющий, бессмертный и очень, очень красивый. Намёки на их маленький рост встречаются (так, в одной ирландской саге они названы «копьеносцами малыми»), но если они и ниже людей, то не намного – во всяком случае, не настолько, чтобы разница в росте мешала романтическим отношениям между ними и людьми…

Вот из этих истоков и проистекает традиционный образ эльфов Англии – на пересечении кельтского и германского (англосаксонского). Именно таких эльфов мы встретим, например, в английской балладе «Тэм-Лин» – о юноше, похищенном королевой эльфов и освобождённом полюбившей его девушкой. С такими же эльфами имеет дело шотландский поэт Томас Лермонт (легендарный прародитель рода Лермонтов, потомком которого был М.Ю.Лермонтов) – согласно легенде, побывавший в стране эльфов…

И английские эльфы, и ирландские ши ведут себя сходным образом: живут своей жизнью, не особенно беспокоя людей – пасут свои стада, танцуют, поют (это у них особенно хорошо получается). Но иногда они всё же имеют дело с людьми. Так, они имеют обыкновение похищать кормящих матерей, чтобы использовать в качестве кормилиц, или человеческих детей – подменяя их своими (иногда – иллюзиями); если здоровый ребёнок вдруг начинал хиреть или кричать беспрестанно – считалось, что произошло именно это. Они могут пригласить человека поработать – особенно часто это случается с музыкантами – или просто так, потому, что он им понравился – но вернувшись через несколько дней, человек обнаруживает, что прошло несколько веков…

А откуда же взялись маленькие крылатые эльфы У.Шекспира, унаследованные потом многими писателями – в том числе Г.Х.Андерсеном? Такие существа в английском фольклоре тоже есть, только называются они по-другому – пикси, так что У.Шекспир тут несколько погрешил против истины. Возможно, причиной путаницы послужило то, что все потусторонние существа – в том числе эльфы и пикси – собирательно именуются «фэйри».

«faerie» (современная орфография - feerie, fee), описательно охватывавшего всё, что так или иначе касалось места жительства и деятельности мифологических «маленьких людей» (faie; позже - fee). Источником французского термина считается латинское fata (дух-хранитель; отсюда же - итальянское fata, испанское hada). Fata, употребляющееся в женском роде в языках романской группы, первоначально являлось существительным среднего рода множественного числа («fates») и было производным от fatum («предсказанное»; «пророческое»). В Англии исконным являлось именно представление об «эльфах», «феи» же из северофранцузского фольклора Нормандии пришли сюда только после завоевания Вильгельма .

В скандинавской мифологии существовали два типа альвов: верхние (светлые) и нижние (тёмные, или свартальвы), причём последним в «Эддах » уделяется значительно больше внимания. Это существа, живущие под землёй и обладающие смуглой кожей. Они неоднократно создавали для богов волшебные вещи. В позднем фольклоре этот образ слился с гномами .

Альвы в Эддах

А́львы - по сути то же слово «эльфы», только в произношении некоторых германо-скандинавских языков.

Эльфы в английском фольклоре

В некоторых графствах Англии люди верят в более или менее добрых, хотя и озорных эльфов. В других же - в жестоких, злых и уродливых человечков, так же называющихся эльфами. Чаще всего их обозначают одним словом - пикси (pixie).

У эльфов есть один особенно неприятный порок: это их страсть к воровству. Ещё пускай бы забавлялись они тем, что обирали бы поля с горохом да опорожняли бочки с пивом , либо, забравшись в погреб, вытягивали через соломинку дорогие старые вина!

Но нет - они не довольствуются этим, их воровство принимает обыкновенно гораздо более важный и вредный характер: они постоянно стараются уводить в холмы невест тотчас после венца и уносить новорождённых детей до крещения. На место похищенных малюток кладут они в колыбели каких-то своих уродцев, которые мучают всех окружающих несносным криком, злостью и капризами.

Эти черты характера эльфов особенно возбуждали против них негодование людей, и много существует разных легенд о подобных проделках жителей холмов. Все подобные легенды, равно как и поверья , послужившие им основанием, очень древние и так сильно укоренились, что до сих пор поселяне в Швеции и Германии очень неприязненно смотрят на хромых, горбатых и болезненных детей, называя их обыкновенно подкидышами эльфов.

Вот несколько типично английских сказок об эльфах:

«У одной матери эльфы унесли ребёнка; по крайней мере, она не могла иначе, как подкидыванием, объяснить себе то, что её здоровый, краснощекий малютка в одну ночь побледнел, похудел и изменился в лице и в характере: прежде тихий и ласковый, он теперь постоянно плакал, кричал и капризничал. Бедная мать стала просить помощи у разных умных и опытных людей. Одни советовали ей прямо выбросить ребёнка в глубокий снег, другие - схватить его за нос калеными щипцами, третьи - оставить его на ночь при большой дороге, чтобы тем возбудить в эльфах сострадание к их собрату, а, следовательно, и принудить к возвращению настоящего малютки.
Мать решительно не могла согласиться с ними, потому что её тревожила мысль: „А что если это не подкидыш, а действительно мой ребёнок, только испорченный чьим-нибудь дурным глазом?“
Наконец, одна старушка над ней сжалилась и сказала:
- Прежде всего, нужно узнать, наверное, подкидыш ли это или нет. А чтобы это узнать, возьми ты полдесятка яиц, разбей их скорлупу на половинки, положи перед ребёнком на очаг и налей в них воды. Что из этого выйдет, сама увидишь. Только смотри, приготовь заранее каленые щипцы, чтобы хорошенько пугнуть эльфа, если ребёнок окажется подкидышем.
Мать приняла совет старухи и тотчас по приходе домой, положила в печь щипцы калиться и стала разбивать яйца перед очагом. Увидев это, ребёнок вдруг приподнялся, смолк и стал внимательно глядеть на мать.
Когда же она разложила на очаге яичные скорлупки и налила их водой, ребёнок вдруг обратился к ней и сказал (хотя двухмесячные дети не говорят вообще ни слова):
- Что это ты, мать, делаешь?
Мать невольно вздрогнула, услышав это, но отвечала как можно равнодушнее:
- Ты, я думаю, сам видишь, что я делаю: воду кипячу.
- Как? - продолжал мнимый ребёнок с возрастающим удивлением. - В яичных скорлупах кипятишь воду?
- Ну, да, - отвечала мать, заглядывая в печь, чтобы видеть, готовы ли щипцы.
- Да помилуй, - закричал эльф, всплеснув руками, - я вот уже 1500 лет живу на свете, а никогда ещё ничего подобного не видывал!
Тут мать выхватила из печки раскалившиеся докрасна щипцы и с яростью бросилась на подкидыша, но тот быстро выскочил из колыбели, прыгнул к печке и вылетел в трубу.

Когда же мать подбежала к колыбели с раскаленными щипцами, они у неё вдруг выпали из рук: в постельке, на месте безобразного эльфа, лежал её драгоценный малютка, подложив одну ручонку под голову, а другую крепко прижимая к своей грудке, которая слегка подымалась лёгкими и мерным дыханием. Кто передаст радость матери?»

«Жили-были муж да жена. Эльфы унесли у них ребёнка, которого крестины были замедлены какими-то домашними хлопотами, и подсунули им вместо него своего собственного ребёнка (подкидыша). Этот безобразный, худой и, по-видимому, хилый ребёнок страшно мучил и отца, и мать; пока кто-нибудь был в комнате, он целый день ревел и метался в люльке, а чуть только все из комнаты выходили, как он выскакивал из люльки на пол, начинал карабкаться на стены, подпрыгивать и приплясывать: ел он за четверых и никогда, кажется, не бывал сыт.
Родители вскоре порешили, что это непременно должен быть подкидыш, и положили от него избавиться, во что бы то ни стало. По совету опытной знахарки, мать вот как принялась за дело. Взяла поросенка, зарезала его и запекла в пудинг вместе со щетиной, шкурой, копытами и головой.
Когда мнимый ребёнок попросил у неё есть, она тотчас же подала ему это странное кушанье. Тот принялся за него со своей обычной жадностью, но, пожевав несколько минут, призадумался, с изумлением поглядел на пудинг и вдруг заговорил:
- Вот странность! Подают мне кушанье со шкурой и щетиной, с копытами, с глазами! Ха! Ха! Ха! Да я уж сколько живу на свете! Уже ведь три раза видел, как вырастал молодой лес, но о таких кушаньях и не слыхивал!

При этом он выскочил из люльки и исчез; а эльфы вернули догадливым родителям их настоящего ребёнка».

В Англии называли «локоном эльфа» клок спутавшихся волос, считая, что это проказа эльфов. В одном англосаксонском заговоре, относящемся, по всем данным, к эпохе язычества, им приписывают коварную привычку метать издали крошечные железные стрелы, которые пронзают кожу, не оставив следа, и причиняют внезапные мучительные колики.

В Ирландии верят и в «больших», человекоподобных эльфов, которых там называют Туата Де Дананн (по другим источникам так называется один из высших классов фейри) или сидов , а также и в маленьких крылатых эльфов-фей (как и англичане, ирландцы называют их fairy - под тем же словом они подразумевают и фей).

Эльфы в датском фольклоре

В Дании под словом «эльфы» подразумеваются существа, легенды о которых широко распространены по всей северной Европе; их называют скоге, или лесными духами или элле . Описания их схожи - мужчины похожи на стариков в широкополых шляпах, а женщины молодые и прекрасные, однако под зелёными платьями они прячут бычьи хвосты (как и мужчины-элле), а если случайно увидеть женщину-элле сзади, можно увидеть что спина и затылок у неё - полые.

Эльфы в шведском фольклоре

Хотя легенды об эльфах не слишком распространены в Швеции, их фольклор включает в себя большое количество рассказов и легенд о фейри и всевозможных мистических существах, обитающих в лесу. Считается, что лесные духи, упоминаемые в старинных шведских преданиях, это лесные эльфы или по-другому - лесной народ .

Во времена язычества люди верили, что в особенно раскидистых и мощных деревьях обитает лесной эльф. Ореол святости вокруг языческих рощ и деревьев берёт начало от древнего обычая совершать жертвоприношения на деревьях. Возможно, сама идея обитаемых деревьев была заимствована из греко-римской культуры.

В Швеции, как и во всех странах северной Европы, есть сказание о волшебных существах, с полыми спинами, обитающими в лесах. Шведы называют их скоге. Скоге, скорее всего, не относятся к числу злых духов, но люди предпочитали с ними не встречаться; для чего и брали с собой в лес металлические предметы. Версия о том, что сверхъестественные существа боятся железа, также широко распространена в Европе.

В Швеции до сих пор можно увидеть так называемые эльфийские алтари (elf-altars), на которых во времена язычества совершались обряды и жертвоприношения. Некоторые эти обряды проводились и после принятия христианства.

Часто встречаются истории о «ведьминых кольцах»: считается, что в этих местах эльфы или лесные духи по ночам водят хороводы . Существует много легенд у разных народов (чаще всего шотландцев, шведов и ирландцев) о том как эльфы предлагали смертным (чаще всего рыцарям) вступить в их хоровод и принять участие в танце. При этом, если человек отказывался, мстительные эльфы насылали на него страшные болезни и несчастья. А если соглашался, то на утро, когда магия эльфов рассеивалась, человека находили мёртвым в центре ведьмина круга. Роджер Желязны в своём эпическом романе «Хроники Амбера » использовал и адаптировал древний кельтский миф о ведьмином кольце:

«Мне говорили, что это случилось далеко на западе - появился небольшой круг из поганок. Внутри его нашли мертвую девочку. Место объявили проклятым. Круг стал быстро расти и через несколько месяцев уже был в целую лигу. Внутри кольца трава потемнела и стала блестящей, как металл, но не погибла. Деревья скрючились, их листья померкли. Они гремели, даже если не было ветра, и летучие мыши плясали и метались меж ними. В сумерках там бродили странные тени - но всегда внутри Круга, и какие-то огоньки, словно небольшие костры, горели там по ночам».

Интересно, что в некоторых шведских преданиях эльфов разделяют на три группы, принадлежащие, соответственно, стихиям земли, воздуха и воды. Лесных эльфов в этом случае относят к стихии земли. В той же мере в Швеции распространены сказания о горном народце. Об этих существах известно мало (несмотря на обилие сказок, и историй): горным народцем называют и эльфов, и гномов и даже иногда троллей; точно так же, как и Норвегии.

Эльфы в норвежском фольклоре

В Норвегии широко распространены легенды и сказки о всевозможных низших мифических существах, называемых одним словом - туссеры. Под этим названием могут подразумеваться эльфы, гномы , веттиры («подземный народец», другое название гномов), хульдра (красивая женщина с коровьим хвостом, который она скрывает от людей), тролли или даже ниссе (аналог домовых). Особенность норвежского представления об этом сверхъестественном народе в том что, согласно их поверьям, туссеры, как и люди, строят дома и церкви, пасут скот и живут селениями.

Польский исследователь Войцех Горчак отмечал: .

«Следует отметить, что эльфы в скандинавской мифологии боги такие же, как коренных жителей Скандинавии. Название эльфы является расплывчатым, поскольку оно определяет и божества, и целый ряд магических существ. Общая черта всех эльфов - их красота и наличие магических способностей. Считалось, что их „штаб-квартира“ - Альвхейм - находится в северной части Швеции, к юго-востоку от Осло, к северу от Гётеборга , в междуречье Кларяльвена и Гломмы (швед. Raumelfr ). Эти существа являются важной частью мифологической культуры скандинавов»

Эльфы в современной культуре

Эльфы глубоко укоренены в европейской традиции. Само слово «эльф», по сути, является неким обобщением - эльфами называют лесных духов, фей (фейри), гномов и даже троллей . Забавных существ, сопровождающих Санта-Клауса и помогающих ему разносить подарки называют рождественскими эльфами .

Различия образов эльфов в произведениях Уильяма Шекспира и Джона Толкина объясняются тем, что Шекспир включал в свои произведения персонажей английского фольклора и народных сказок, в то время как Джон Р. Р. Толкин в своих романах использовал материал, взятый из «Эдды » и других германских сказаний. [ ]

Ряд писателей, а также разработчики ролевых систем, в своих произведениях выводят тёмных эльфов как отдельную разновидность расы эльфов, часто упоминая о «разделении» двух народов, единых в древности. Наиболее известным образом современных тёмных эльфов являются дроу из ролевой системы Dungeons & Dragons , вобравшие в себя многие черты как мифических свартальвов (тёмная кожа, жизнь под землёй), так и толкиновских орков (злобность, чёрная кожа, боязнь света).

Под влиянием времени мифы об эльфах, их внешность и нравы менялись. Их первоначальный облик и предназначение затерялись, так как корнями мифы об эльфах уходят в эпоху язычества. Сейчас образ эльфов и их роль в литературных произведениях зависит от воли автора и его представлении об этом волшебном народе.

Реальный «маленький народец»

Говард Ленхоф из Калифорнийского университета предположил , что легенды об эльфах имеют реальный прототип в людях, больных «синдромом Уильямса » - генетическим отклонением, возникающим при утрате 20-ти определённых генов в седьмой хромосоме. Впервые этот синдром был задокументирован в 1961 году в Новой Зеландии , и по статистике приходится на одного из 20 тысяч новорождённых. Люди с подобным отклонением, помимо проблем с сердечно-сосудистой системой и умственной неполноценностью, отмечены невысоким ростом, детским выражением лица с особыми чертами губ, носа, глаз. Сходство с «фейри» усиливается благодаря присущим им ярко выраженным чертам характера. Больные синдромом Уильямса обладают нежностью и чуткостью к окружающим людям, являются хорошими музыкантами и рассказчиками, имеют удивительно чистый голос.

См. также

  • Эльфы TES
  • Ночные эльфы мира Warcraft
  • Эльфы у Шекспира

Порою, просмотрев фильм или прочитав книгу из разряда фэнтези, начинаешь задумываться, а может это все правда, и на Земле полно неизвестных нам существ. Например, кто такие эльфы, откуда взялись?

Эльфы пришли к нам из кельтского и германо-скандинавского фольклора. У скандинавов это альвы, у ирландцев сиды, у некоторых они духи леса, у некоторых - феи или гномы.

Начало сказаний об эльфах

Считается, что впервые об эльфах заговорили в Ирландии. Там существовал народ, живущий в холмах (сидах). Это были мужчины и женщины необыкновенной красоты. При виде их люди теряли разум и попадали к ним в рабство. Те же, кто смог сбежать, навсегда оставались безумными или наоборот, становились пророками. Это если говорить о мифах, что касается истории, то здесь многие опираются на «Взятие сидов» и «Воспитание в домах Двух Чаш», ирландские саги. Сиды (эльфы) - это мужчины и женщины из племени богини Дану жившие в VI веке до н.э. в Ирландии, Уэльсе и на севере Франции. В 1700-700гг. до н.э. они были разбиты войском Сыновей Миля Испанского и изгнаны из своих земель. Часть ушло в холмы, темные эльфы. Со временем их стали путать с гномами. Остальные уплыли за море и поселились на таинственных островах.

Описание эльфов

Считается, что эльфы это высокие люди, с идеальной фигурой, голубыми (зелеными) глазами, тонкими чертами лица, светлыми длинными волосами. В скандинавской мифологии они имеют чуть заостренные ушки. Живут они более 3000 лет. Эти существа обладали тайными магическими знаниями и впоследствии поделились ими с друидами. Они в совершенстве были знакомы с законами природы, могли повелевать стихиями. Большинство из них знали о целебных свойствах различных растений и умело пользовались этим. Так же они владели магией, знали множество заклинаний и ритуалов. Вообще, эльфы были всесторонне развитым народом. Были у них и ремесленники, и воины, и люди искусства, и ученые. Женщины и мужчины имели равные права. Воспитанием детей занимались приемные родители, это помогало вырабатывать характер.

Эльфы известны не только в Скандинавии. Упоминания о них есть в «Истории» Геродота. Так же есть предположение, что эльфийская богиня Дану и средиземноморская Диана, славянская Дана это одно и то же божество.

В литературе, данные существа имеют разные обличия и повадки. Они могут быть маленькими человечками с крылышками и великанами с специфической внешностью. Все зависит от фантазии автора. Вот кто такие эльфы, а есть ли они вообще, наукой точно не установлено.

Loading...Loading...