Мир без семьи – это опасный мир. Интервью с Джигме Ринпоче

Рефлекс-оргазм - это энергетическое упражнение-медитация разработанное австрийским психотерапевтом Вильгельмом Райхом. Оно помогает снять блоки и высвободить напряжения первого и второго энергетических центров (чакр) человека, после чего тело погружается в максимальное расслабление.

В начале 20-го столетия — выдающийся австрийский психотерапевт, первый клинический ассистент Фрейда, отступник и приверженец психоанализа в одном лице совершил открытие. Открытие, в течение тысячелетий известное и практикуемое на востоке, но не знакомое западной цивилизации.

В ходе клинической практики он выявил в теле наличие энергии , классифицировал её как билогическую (или сексуальную) и назвал оргоном . Он верил, что оргон является основой всего живого во Вселенной. На основе этого Райх создал новое и очень перспективное направление в психотерапии, значение которого осознается только сейчас.

Психологические проблемы (по Вильгельму Райху) —следствие застоя в организме оргона . Подобный застой возникает в процессе социализации ребёнка и приводит к появлению энергетических блоков на мышцах. Попытки остановить энергию происходят в связи с обусловленностями раннего детства из-за естественной и разумной нужды каждого организма сохранить свою жизнь.

Ребенок, который растет в доме, где выражение каких-либо чувств просто не терпят и не разрешают, учится не выражать их, для того, чтобы завоевать расположение родителей. Блокируя любое недопустимое в семье чувство и сдерживая энергию, ребенок постепенно становится энергетическим и эмоциональным калекой. Напряжение, становясь хроническим, еще сильнее ограничивает свободное движение энергетических потоков. Рано или поздно оно приводит к образованию «мышечного панциря» , что создает благоприятную почву для развития невротического характера, так как пресекается естественная эмоциональная деятельность человека.

Проводя день за днем, год за годом в подобном корсете, человек становится все более и более «тяжелым», он скован тем грузом эмоций, что таскает на себе в виде своеобразного мышечного панциря. В итоге, переставая замечать свою скованность и безжизненность, он теряет живой интерес к жизни и полностью перемещается в голову, где проводит все оставшиеся годы.

Цена этого — обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы. Райх писал, что такая ситуация выгодна властям предержащим. Неудовлетворённым, отрезанным от собственных чувств и желаний человеком управлять гораздо проще, чем личностью, осознающей свои истинные потребности и ориентированной на их удовлетворение.

Вильгельм Райх разработал ряд техник, позволяющих разблокировать эти телесные зажимы , в результате чего энергия вновь начинает двигаться естественным образом, позволяя человеку ощущает себя ЖИВЫМ и свободным.

Одной из такой техник является«Рефлекс оргазма» , основанный на открытой Райхом «Формуле оргазма». Изучая энергетические процессы в теле, обнаружилось, что у большинства людей имеются проблемы с накоплением заряда и разрядкой . Взаимодействуя в социуме, в течение дня мы накапливаем избыточный заряд негативной или позитивной энергии. Естественной разрядкой коего является оргазмическая волна, приносящая глубокое эмоциональное и физическое расслабление.

Упражнение «Рефлекс оргазма» предполагает 5 стадий.

Первая стадия : 15 минут. Лягте на спину, вы можете поставить кулаки под пятки, важно таз максимально поднять вверх. Если вы решите кулаки под пятки не класть, руки лежат вдоль тела. Тяните таз как можно выше, это создаст хороший заряд. Правильным считается, когда лобок — самая высшая точка в вашем теле в такой позе. Тянуть таз вверх нужно постоянно, т.к. если вы просто будете его держать, в скором времени вы даже не заметите, как он опустится ниже. Тело имеет свойство принимать то положение, которое ему более удобно и комфортно, а такое положение не всегда имеет отношение к энергии, скорее наоборот, чем вам комфортнее, тем слабее заряд. Это не силовое упражнение, оно тренирует волю. Бросьте этот вызов себе и проделайте его тотально как первый и последний раз в жизни. У большинства людей уже на этой стадии начинается вибрация в ногах от усиления напряжения. Это то, что и должно происходить.

Вторая стадия : 15 минут. Убираете кулаки из-под пяток, продолжая оставаться стоять на носках, таз продолжайте тянуть вверх, вверх и еще раз вверх. Руки раскидываете в стороны, продолжаете сохранять глубокое дыхание, рот приоткрыт, и вы позволяете себе звучать. Любые слова, звуки, смех, слёзы, выражение гнева, радости позволяют энергии начать двигаться от нижнего центра по всему телу. Очень эффективно для меня лично оказалось использование в этой стадии слов на джибериш (произнесение тарабарщины). Можно ударять руками о поверхность пола, если это помогает выражению чувств. Как правило, во время этого периода вибрация начинает усиливаться и охватывать всё тело, но бывает, что блокировка в теле настолько сильна, что дрожь еле заметна или вовсе отсутствует. Именно поэтому желательно (но совсем не обязательно) первый раз сделать в присутствии грамотного терапевта, способного помочь вашему телу в этом процессе.

Третья стадия : 15 минут. Теперь начинайте пульсацию, подбрасывая таз вверх и вниз так, как будто снизу есть резиновый шар отталкивающий вас вверх от земли. Вы должны безостановочно и быстро качать тазом вверх-вниз, достигая максимальной амплитуды и скорости. При этом не нужно биться копчиком об пол! И не переставайте чувствовать. Позвольте своему телу тотально отдаться движению, это своего рода танец, где бёдра и таз ведут за собой всё тело.

Четвертая стадия : 10 минут. Соберите всю свою осознанность и всё внимание в промежности. Опускаем таз на пол и начинаем медленно слегка разводить и сводить колени. Важно: движения из стороны в сторону должны быть незаметны (микроскопичны) для глаз, во время движений может возникнуть дрожь. Вы полностью сконцентрированы на своих ощущениях. Это именно то, что мы ждали, очень медленно проходим этот отрезок, тело может немного подбросить вверх или издать какой-то звук. Таких участков может быть много. А может и не быть вовсе, главное не обуславливать себя ожиданиями.

Пятая стадия : 15 минут. Лежите в полной тишине, ничего не делая, просто расслабляясь, чувствуя и наблюдая.

Гьетрул Джигме Ринпоче

Гьетрул Джигме Ринпоче родился в Индии на рассвете 15 октября 1968 года, в десятый день шестого лунного месяца года земли-обезьяны, который празднуют как годовщину рождения Гуру Ринпоче. Он приходится сыном прославленному тертону, или открывателю сокровищ, Его Преосвященству Намкха Дриме Рабджаму Ринпоче , держателю линии передачи учений Рипа. Его мать – Кандро Чиме Долкар, также рождённая в благородной семье, имеет бутанское происхождение. Кьябдже Чатрал Ринпоче сказал Джигме Ринпоче, что тот является «сыном отца, подобного тигру, и матери, подобной леопарду». К роду Рипа также относятся Дунгсе Тензин Ньима Ринпоче, Семо Сонам Пелдзом, Семо Пема Дечен, Семо Сонам Палмо, Дунгсе Лхунтрул Дечен Гьюрме и Кандро Цеянг Пелмо.

Гьетрул Джигме Ринпоче – держатель двух духовных линий передачи. Он был рождён в семье линии передачи учений Рипа, которая таким образом является его наследственной линией (тиб. «данджуд»), держателем которой Ринпоче будет и в дальнейшем. Кроме того Ринпоче, являясь тулку, возглавляет линию передачи учений Пема Лингпы, монастырь которой Гьелинг Оргьен Линг находится в «тайной стране» Пемако; держателем этой линии Ринпоче был в прошлой жизни.

Линия передачи учений Рипа появилась в XII или XIII веке в Тибете в рамках традиции баром-кагью – одной из четырёх основных школ кагью, и первым держателем этой линии был практик Дхармы Сенге Вангчук. В XVIII веке, в тринадцатый шестидесятилетний цикл рабджунг, линия стала более известной благодаря рождению Пема Дедже Ролпа. Считается, что Пема Дедже Ролпа родился в 1776 году и был распознан Тринадцатым Кармапой Дудулом Дордже в качестве перевоплощения Рипа Паво.

Рипа Паво был практикующим Дхарму, который отправился в Нангчен тибетской области До Кхам, где находятся Восемнадцать стран медитации, и стал «ребёнком гор, облачённым в туман», другом диких животных, не озабоченным славой, пищей и одеждой. Увидев это предыдущее рождение, Кармапа дал ему имя Карма Драгпа Тензин Гьяцо. Своё тайное имя, Пема Дедже Ролпа, он получил благодаря прямому видению лика Гуру Ринпоче. Пема Дедже Ролпа встретился со своим коренным учителем – основным тертоном того времени Такшамом Самтеном Лингпой и стал «превосходным сосудом», держателем цикла Такшам – обширного сокровища учений терма.

Он практиковал в строгом затворничестве и достиг совершенства в воззрении, медитации и поведении трекчо и четырёх видений тогал традиции Великого совершенства, достигнув абсолютного постижения. Тертон Такшам Самтен Лингпа сделал его держателем обширных учений терма, и благодаря этому традиция Рипа укрепила свои позиции в линии передачи ньингма. В 1830 году, в соответствии с предсказаниями дакинь, он основал монастырь Ригон Таши Чоелинг в тибетской провинции Кхам. Тибетское слово «Ри» означает гору или удалённое место, а «па» – облачённого в белые одежды, то есть йогина. Таким образом, название линии Рипа указывает на аскетическую йогическую традицию в кагью и ньингма, практики которой жили в горах Тибета.

Гьетрул Джигме Ринпоче был распознан в возрасте трёх лет Его Святейшеством Кьябдже Дуджомом Ринпоче, бывшим в то время высшим главой линии передачи учений ньингма, в качестве перевоплощения Гьелинга Йонтена Лхундруба Гьяцо Ринпоче – проявления бутанского тертона Пема Лингпы, одного из пяти основных, или великих, тертонов ваджраяны, главы монастыря Гьелинг Орьген Миндроллинг в тайной стране Пемако.

Он был возведён на трон в возрасте пяти лет в монастыре Ригон Тхубтен Миндроллинг (Орисса, Индия). Во время церемонии возведения на трон Е.С. Дуджом Ринпоче дал ему имя Гьетрул Джигме Лодой Тхайе Норбу Ринпоче. Среди предыдущих воплощений Ринпоче был Манджушримитра (тиб. Джампел Шеньен), один из восьми великих индийских видьядхар и мастер линии передачи учений дзогчен, и принцесса Пема Цал, дочь короля Трисонг Децена, жившая, когда в Тибете находился Гуру Ринпоче.

В возрасте восьми лет, понимая, что времена меняются, Джигме Ринпоче поступил в современную светскую школу в Дарджелинге на шестилетнее обучение, благодаря чему он смог изучить английский язык и больше узнать о мире за пределами Индии. Эти шесть лет он жил обычной мальчишеской жизнью. Джигме Ринпоче считает, что это было очень ценное время, потому что он наслаждался обычной жизнью, общался, играл с другими детьми – в общем, был простым человеком, благодаря чему он получил очень важный опыт.

Однако в один из тех дней, когда Ринпоче радовался обычной жизни, он получил письмо, в котором говорилось, что ему пора вернуться в монастырь и продолжить традиционное образование. Когда Ринпоче было 17 лет, он поступил в Ньингмапинский институт высшего образования и исследований Нгагьюр Доджо Линг (Боднатх, Непал), основанный Е.С. Дуджомом Ринпоче, где он учился под руководством эрудированного Кхецуна Сангпо Ринпоче и получил в 1993 году докторскую степень в области сутры и тантры.

Основными духовными учителями Джигме Ринпоче были Е.С. Дуджом Ринпоче и Его Преосвященство Намкха Дриме Рабджам Ринпоче – отец и коренной гуру Джигме Ринпоче в этой жизни. Е.С. Дуджом Ринпоче также был его коренным учителем в прошлой жизни. От этих учителей Джигме Ринпоче получил все основные передачи ньингма, цикл передач Такшам, включая практики Тамдрина (Хаягривы) и Ламы Норбу, а также учения Рипа по непрерывной линии передачи видьядхар, в том числе друбчены Тукдруб Лама Норбу («Сердечная практика Ламы Норбу»), Йидам Гонгду Друбчен («Собрание устремлений всех йидамов», Дорсем Ньингтхиг («Сердечная сущность Ваджрасаттвы») и Гуру Килайя (Лама Пхурпа), и кроме того полный цикл Гесара в виде сокровищ ума. Учителями Джигме Ринпоче также были Е.С. Дилго Кхьенце Ринпоче, Калу Ринопче и Его Преосвященство Кхатог Мокса Ринпоче.

Кроме того, Джигме Ринпоче является праправнуком известного мудреца Шакья Шри, который считался величайшим сиддхой своего времени. Он учился вместе с учителями традиции друкпа-кагью, в частности с учителями линии учений Шакья Шри – Двенадцатым Гьялвангом Друкпа Ринпоче и Кьябдже Тхуксе Ринпоче, и получал от них передачи.

В 1993 году в Ориссе Джигме Ринпоче начал выполнять функцию духовного учителя. Кроме того Ринпоче ведёт благотворительную деятельность, и он рад, что известен в качестве буддийского практикующего, участвующего в общественной жизни. Родившись в Индии, Джигме Ринпоче прекрасно знал о трудностях тибетских беженцев и местных жителей, связанных с необходимостью поиска и добычи воды, пригодной для питья. Это вдохновило его основать проект «Чистая вода», что вызвало восхищение Его Святейшества Далай-ламы и Тибетского правительства в изгнании.

У Ринпоче уже был опыт работы в пяти водных проектах в его собственном сообществе беженцев и в одном проекте в местной индийской деревне, и он видел невероятную пользу от этой деятельности, что вдохновило его помогать другим, уменьшая их страдания, тем более что для реализации этих планов необходимо лишь немного проектирования, щедрости, работы и образования. Наблюдать, как объединялись местные сообщества и как легко достигались положительные изменения, было большой наградой, и эти проекты стали ключевой частью работы Ринпоче в этой жизни. Ринпоче также руководит программами по профилактике малярии, медицинскими программам, а также программами по поддержке детей-сирот, школьников, монахов и престарелых.

Джигме Ринпоче совершил несколько затворничеств сроком от трёх месяцев до одного года. Его основными учениями являются практики Еше Цогьял, Гуру Ринпоче, Будды Медицины и Ченрезига, а также практики божеств цикла учений Такшам традиции Рипа, включая цикл Новых сокровищ учений Гесара – терма Его Преосвященства Намкха Дриме Рабджама Ринпоче. Кроме того у Ринпоче есть близкая связь с Манджушри и Гесаром. В 1996 году Джигме Ринпоче впервые приехал на Запад и даровал учения в Европе. С тех пор Джигме Ринпоче занимается организацией центров «Падма Линг» – сети Дхарма-организаций в Швейцарии, Франции, Люксембурге, Испании, Германии, а также в Японии.

Джигме Ринпоче известен хорошим знанием английского языка, а также живым, прямым и практичным стилем подачи учений и отличным чувством юмора. Его ясный и свежий взгляд на вещи очень быстро выводит слушателей за пределы их культурных и личных барьеров к пониманию учения Будды, связанных с различиями между Востоком и Западом, древним и современным стилем жизни, а также с личными препятствиями. Учения Джигме Ринпоче направлены на развитие открытости и ясного восприятия каждого момента жизни, свободного от интерпретаций и суждений.

Джигме Ринпоче путешествует по Востоку и Западу. На Востоке он заботится о продолжении существования и функционирования духовной традиции Тибета в условиях эмиграции, включая руководство монастырями линии Рипа в Непале и Индии, а также опеку подрастающего поколения монахов и монахинь и всего тибетского сообщества в изгнании. На Западе он передаёт учения с помощью сети организаций «Падма Линг», активно участвуя в развитии сообщества практикующих.

Мы встретились с Джигме Ринпоче в прекрасный солнечный день. Такой же теплый и светлый, как и сам герой моего интервью. Улыбчивый, с красивым юношеским лицом (хотя ему уже за сорок) и очень внимательным взглядом, который как- будто сканирует все твои мысли. С ним хотелось говорить долго и обо всем, но у нас был всего час на беседу.

Реализованный тибетский мастер, тулку, руководитель двух монастырей в Индии и Непале, а так же 8 Центров Тибетского буддизма в разных точках планеты. За реализацию проекта помощи жителям Индии «Чистая вода» получил персональную признательность Его Святейшества Далай-ламы. Тулку – тот, кто воплощается с целью открывать живым существам их просветленную природу.



МВ : Для начала хочу сказать, что моя дочь, воспитанная в традиционной православной семье с довольно консервативными взглядами, лет пять назад начала серьезно изучать буддизм. Мне это тогда показалось странным. Это сейчас я отношусь к этому с большим уважением, но сначала возмущалась: «Разве этому я тебя учила?…» Скажите, как правильно выстраивать отношения со своими детьми? Как направлять их? Ведь нам иногда кажется, что они ошибаются, мы хотим решать за них, чтобы уберечь от ошибок.

ДР:

  • Во-первых, нужно понимать, что дети - это совершенно отдельные личности. Мы даем им жизнь, но это их жизнь, а не наша. У них другая цель, другое предназначение, иной путь. Дети не наши клоны, не часть нас самих. Когда ребенок приходит на этот свет, он уже обладает массой собственных качеств (черт характера, наклонностей), делающих его личностью. Еще до того, как мы его чему-то научили, он уже сам проявляет свои индивидуальные черты. Мы должны, прежде всего, руководствоваться не тем, кем бы мы хотели видеть своих детей, а тем, кем они могут быть. Не ставьте своих собственных целей перед детьми, позвольте им найти свои. Это первое.
  • Во-вторых, позвольте детям просто побыть детьми. Я часто вижу, как родители требуют от детей слишком многое, отбирая у них детство. То, что я наблюдаюсейчас в современном мире - дети слишком быстро развиваются, слишком рано многое узнают. У них есть возможность обладать большим количеством информации, но они еще не знают, что с ней делать. Эта информация гораздо больше того, что они могут осознать, они еще не могут использовать ее правильно. У них есть знание, но они еще слишком юны, чтобы понимать, что с этим делать. И это сильно осложняет их жизнь. Так что дайте ребенку оставаться ребенком, не пытайтесь ускорить его взросление.
  • И третье, самое важное – современным детям не хватает обычного человеческого общения. Общения физического, а не только обмена информацией. Им не хватает нормального естественного контакта. Они заменяют его контактами виртуаль-ными, больше общаются в интернете. В этом есть очень опасная проблема. Я наблюдаю, что дети, которые больше общаются с родителями, бабушками, друзьями, развиваются гораздо более гармонично. Никогда не забывайте о постоянном контакте с детьми. Человеческое общение – это то, что им необходимо, его нельзя ничем заменить.
  • Ну и конечно - если вы что-то хотите от ребенка, будьте для него примером. Дети копируют нас. Они – отражение того, как мы себя ведем. Хотите чтобы ребенок что-то делал, показывайте ему собственный пример. Это - самое действенное воспитание.

МВ: Вы сказали, что отсутствие живого общения - это опасная проблема. А что еще беспокоит Вас в современном мире?

ДР: Современный мир - это неразбериха, паранойя. Мы спешим, суетимся, не понимая, зачем. Мир ускоряется, ускоряемся и мы, не понимая, куда мы бежим. Куда мы спешим? В чем наша цель? Нравится ли нам вообще то, что мы делаем? Мало кто может ответить на этот вопрос.

МВ : А может быть это просто новый способ общения? К примеру, если мама отправляет ребенка куда-то далеко учиться, у нее есть сейчас возможность общаться с ним по скайпу? Это же очень удобно!

ДР: Скайп - это очень удобно. Но гораздо важнее, чтобы мать и ребенок были рядом…

МВ: Что дает нам живое общение? Физический контакт, возможность обнять другого?

ДР: Ну, конечно, дело не только в этом. Кстати говоря, слишком много объятий - это тоже проблема (смеется). Живое общение учит нас быть вместе, оставляя при этом пространство для другого человека. Учит жить вместе, уважая при этом личное пространство другого. Оно учит нас быть терпеливыми.

МВ: А как относится к женщине? Во многих религиях женщине отводится второстепенная роль, роль хранительницы очага, созданной из ребра мужчины, чтобы продолжать его род. Жена да убоится мужа своего…

ДР: Я думаю, что это мало имеет отношение к религии. Это обусловлено разными этапами развития нашей цивилизации. Когда-то женщина должна была продолжать род, заботиться о детях, это было ее единственным предназначением. Но это было обусловлено именно необходимостью. Религиозные принципы ведь всегда формируется вокруг существующей реальности, вокруг существующей культуры, а не наоборот. Это не религия диктует мировоззрение, а напротив - культурные, исторические, национальные традиции формируют религиозные взгляды. В отношении женщины в том числе.

Буддизм как вы знаете, это не религия, это философия, учение. При этом в буддизме есть три ступени развития. И если на первоначальной, женщина действительно больше воспринимается как хранительница очага, то в средней степени развития буддизма, так называемой Махаяне, сознание вообще не имеет пола. Это УМ, а не тело. На этом уровне нет мужчин и женщин, есть только сознание. Не важно, какого оно пола, у него равные возможности для развития.

В тантре женщина вообще воспринимается как высшее создание. Она – учитель, вдохновение, ей принадлежит первостепенная роль. В любом случае буддизм полностью признает равный потенциал женщины и мужчины, хотя и пропагандирует традиционные семейные ценности.

МВ: Сегодня часто женщина занимается карьерой, думает о своей самореализации больше, чем о семье. Она сама выбирает, иметь или не иметь детей. Она решает, разводиться или нет с мужем. Новый мир дал женщине возможности быть независимой. Независимость женщины - это опасно?

ДР: Независимость – отличное слово. Но мы должны для начала разобраться в сути его значения. Какая бывает независимость? Есть финансовая независимость, есть независимость гражданская или социальная. А есть эмоциональная независимость. Если вы независимы в финансовом плане, это хорошо, но вы не можете быть совершенно независимы в эмоциональном. В этом весь смысл. Если мы считаем себя совершенно независимыми эмоционально, это большая проблема.

Новая мантра современного мира – индивидуальность. Сегодня каждый хочет быть индивидуалистом. Но иногда за этим красивым словом прячется обыкновенный эгоизм.

Если мы пытаемся жить для себя, то есть быть независимыми от других людей в эмоциональном плане, то это не независимость, а обыкновенное проявление эгоцентризма.

Иногда я вижу, что женщина, которая достигает в жизни определенного статуса - у нее сложилась карьера, она хорошо зарабатывает - начинает чувствовать себя совершенно независимой. На определенном этапе ей очень удобно и хорошо. Но потом наступает одиночество, которое делает ее несчастной. Я встречал много успешных женщин, которые в определенном возрасте понимали, что им необходима семья, нужны отношения, муж, дети. Но когда тебе за тридцать и когда твои лучшие годы прошли, возникает проблема… Будущее выглядит довольно печально.

МВ: Я думала, что буддизм учит довольствоваться сегодняшним моментом. Счастье здесь и сейчас, никаких планов на будущее…

ДВ: Наслаждение настоящим моментом ни в коей мере не отрицает того, что мы должны думать о будущем. Буддизм это не про то, что ты можешь делать, что тебе нравится сейчас и не думать о будущем. Это совершенно неверное представление. Жить моментом – это радоваться тому, что у тебя есть сейчас: твоему сознанию, твоему телу, твоей работе, семье. ВСЕМУ, что у тебя есть . Но если ты доволен тем, что у тебя есть, это отражается и на твоем будущем. Это очень практичный подход к своему будущему.

Люди делают многое, не понимая, зачем вообще они это делают. Нравится ли им то, что они делают? Рады они тому, что они имеют? В большинстве своем они больше переживают о том, чего у них нет.

Вместо того, чтобы получать удовольствие от того, что у них есть, они начинают создавать проблемы, не понимая, что это отражается на их будущем. В этом и есть связь между настоящим моментом и будущем.

МВ: Наше будущее зависит и от того, какой выбор мы делаем. Ведь то, что многие называют судьбой, это тот выбор, который мы делаем каждый день. И очень часто выбираем не то – не того мужа, не ту работу, не то место и время. Можно ли научиться делать правильный выбор?

ДР: Чтобы делать правильный выбор, необходимо чистое развитое сознание. Только тогда твой выбор будет правильным.

МВ: На самом деле, в большинстве случаев мы выбираем, не делая никакого выбора. Это в общем-то и не выбор вовсе. Мы просто поддаемся своим поведенческим стереотипам, своим привычкам. Мы говорим: «Я сделал выбор!», но этот выбор мы совершаем под воздействием ситуации, настроения, нашего прошлого. То есть мы не делаем этого выбора.

Мы совершаем ошибки много раз. Если бы у нас действительно был выбор, почему же мы ошиблись? Если бы мы могли выбирать, мы бы сделали правильный выбор, ведь мы хотим для себя только хорошее. Но мы делаем плохой выбор, потому что нам не хватает осознанности, не достает чистого спокойного ума. Неразвитость нашего сознания, его замутненность и заставляет нас делать ошибки.

МВ: Как Вы думаете, нужно ли женщине жертвовать своим достоинством ради того, чтобы сохранить полную семью? К примеру, терпеть рядом дурного мужчину ради детей?

ДР: В данном случае мы говорим о счастье. В давние времена женщина приносила себя в жертву. Она делала то, что ей говорили, она жила без любви, страдала. Это не делало ее счастливой. Теперь же она слишком много решает сама. Делает ли это ее счастливее?. Я думаю, что на этот вопрос нет однозначного ответа. Каждая семья имеет свой путь, каждый случай требует своей оценки. Но тут есть другой аспект. И тут я опять возвращаюсь к вопросу о стремлении современного человека к индивидуальности. Сейчас ценности семьи распадаются и это из-за стремления человека быть индивидуалистом.

Для индивидуалиста главное - доказать, что он прав. Из-за этого происходят конфликты. Ведь большинство семей ссорятся по пустякам. Только из-за желания доказать свою точку зрения. Если ты не думаешь, что я прав, если ты не думаешь так же, как я - ты против меня, мы не будем жить вместе. Семья распадается, страдают дети. В этом смысле умение жертвовать своими принципами индивидуалиста ради семьи – правильно.

Семья, если это хорошая семья, наполняет нашу жизнь смыслом, делает нас счастливее, дает нам радость общения друг с другом. Это важно и это ничто не может этого заменить.

Буддизм пропагандирует семейные отношения, как самые близкие отношения между людьми, а значит, самые ценные и нужные. Без семейных ценностей мир может измениться в очень дурную сторону. Мир без семьи – это опасный мир, мир хаоса.

МВ: А что необходимо для хорошей семьи?

ДР: Доверие. Доверие – это то, с чего начинается общение. Для семьи - это главное. Мы можем открыться друг другу, доверять друг другу, быть уверенными, что нас поддержат в любой ситуации, что мы можем друг на друга положиться. Хорошая семья - это большая радость.

МВ : Что говорит буддизм о сексе?

ДР: Буддисты никогда не запрещают секс, исключая монашество, конечно. Секс – необходимое физическое общение, это сближает, поэтому это хорошо и важно, в том числе и для семьи. Но не нужно этим слишком увлекаться, не нужно слишком смелых экспериментов. Тогда это может нанести вам вред. Психологический и физический.

МВ: Гомосексуализм – это плохо?

ДР: Гомосексуализм - это карма. Геи рождены с такими наклонностями и это их путь, который им суждено пройти. Не самый простой и приятный путь. Если речь идет о таком гомосексуализме, когда помимо физиологического, есть еще и эмоциональная связь, когда вы не причиняете боли и страдания другим - в этом нет проблемы. Они просто другие.

МВ: Принять тот факт, что есть «другие» - это и есть толерантность? Сейчас многие обсуждают вопрос толерантности, особенно в связи с волной эмиграции в Европу людей с другой культурой. Так ли уж безобидно само понятие толерантности? Не создает ли она слишком много проблем?

ДР: Многие думают, что толерантность - это «Делай то, что хочешь, если это мне не мешает.» Пока ты делаешь то, что меня устраивает, я тебя терплю, я толерантен. Но я не радуюсь за тебя по-настоящему! Если ты сделаешь то, что мне не нравится, моя толерантность на этом заканчивается. Но это не есть толерантность в настоящем ее понимании. На самом деле толерантность - это готовность принять то, что другой тоже хочет быть счастливым. Если у него все хорошо, даже если мне это и мешает, я могу принять это. Я могу быть счастливым от того, что счастлив другой.

Толерантность происходит от понимания того, что мы все равны. Мы все хотим быть счастливыми. Если вы это чувствуете, вы можете принять других, таких же желающих быть счастливыми. Они хотят быть счастливыми, и мы тоже хотим им счастья. Это и есть толерантность.

МВ: Обилие информации, которой мы сейчас обладаем позволяет нам развивать свой ум, расширяет наше сознание?

ДР: Информация развивает наш интеллект. Сейчас нам доступна почти любая информация. Я думаю, что ее больше, чем нужно. Мы становимся умнее на интеллектуальном уровне. Но нам нужно учиться открывать свое сердце, а не только ум. Развитие на эмоциональном уровне так же важно, как и развитие на интеллектуальном. Сегодня у людей много ума, но у них маленькое сердце. Нужно проделать путь от своего ума к сердцу. Без этого нельзя. Если выдумаете, что достаточно только развивать свой ум, это большая ошибка.

МВ: Так как же развивать свое «сердце»? Что для этого нужно?

ДР: Человеческое общение. Общение с природой. Настоящее-то, что нас действительно трогает до глубины души. То, что заставляет нас чувствовать, а не только понимать.

Loading...Loading...