Не мир я принес но меч библия. О значении слов Христовых: "не мир пришел Я принести, но меч"

"и меч (!) духовный, который есть Слово Божие."
Послание к Ефесянам Святого Апостола Павла, Глава 6 стихи 10-17

  • Илья Попов:
  • 14:03 | 29.06.2011 |
  • Василий Иванов-Ордынский:
  • 14:04 | 29.06.2011 |

***Не мир я вам принёс, но меч***

Учение Христа заставляет человека пересмотреть своё мнимое благополучие, заставляет задуматься. И спокойствие потеряно...
Человек начинает каждый свой шаг в жизни сопровождать вопросом: "А правильно ли я делаю? А должен ли христианин так поступать?"

Но, "благими намерениями вымощена дорога в ад".

  • Илья Попов:
  • 15:04 | 29.06.2011 |

Иисус Христос говорит в святом Евангелии: "Не мир пришел Я принести на землю, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее" (Мф. 10, 34-35). То есть Господь пришел на землю разделить миролюбца от боголюбца.

Теперь многие говорят о мире, но все эти разговоры - ложь и обман. Какой может быть мир на земле, когда нет единомыслия в вере? Один православный, другой католик, третий лютеранин, четвертый сектант или безбожник. Только один Господь может дать истинный Божественный мир. Он сказал во святом Евангелии: "Мир Мой даю вам" (Ин. 14, 27). В ком есть этот мир Божий, кто имеет в своем сердце Христа, для того не существует ни войн, ни землетрясений, ни пожаров, никаких бедствий. Такому человеку всегда хорошо при всяких обстоятельствах жизни.

14 августа 1960г.
Архимандрит Алипий (Воронов)
http://www.pravoslavie.ru/put/030813121155.htm

  • Артём Быков:
  • 15:00 | 23.09.2011 |

да тут много интересного глохнет...
боятся, походу=))

  • Наталья Вихарева:
  • 15:00 | 23.09.2011 |

Мне очень понравилось объяснение в №5. Раньше я почему-то слишком буквально воспринимала эти слова.

  • Татьяна Балашова:
  • 16:05 | 23.09.2011 |

Святитель Николай Сербский.
"О значении Христовых слов: "Не мир пришел Я принести, но меч":
http://pravklin.ru/publ/8-1-0-411

  • Майя Пискарева:
  • 17:00 | 23.09.2011 |

То есть Господь пришел на землю разделить миролюбца от боголюбца.*******

странно как звучит эта фраза... то ли монах сказал.для которого мир -враг... то линесогласие с тем. что "миру мир "...))

  • Галина Смирнова:
  • 17:01 | 23.09.2011 |

Ну да, звучит прикольно.
Миролюбец здесь - не пацифист, а тот, кому то, что в мире, важнее Бога. В большей или меньшей степени это про всех нас. "Не любите мира, ни того, что в мире." Ведь в мире-то похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. Я всё удивляюсь, как это верно подмечено. Для всех времён и народов...

  • Майя Пискарева:
  • 17:02 | 23.09.2011 |

а лучше всего сказано Христом:
" Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше."(Мф., 6 , 20-21)

скажите... а вот то. что мы называемся мирянами, это что?

  • Александра Николаева:
  • 18:01 | 23.09.2011 |
  • Майя Пискарева:
  • 19:02 | 23.09.2011 |

а зачем обрезали цитату. ведь самое главное тамв продолжении...
"Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость...не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек."

иначе можно считать, что в миреБожьем есть только похотьи гордость..Мирянемы не только потому, что в монастыре не живем,но потому,что живя в миру,стараемся исполнять волю Божию.Потому что слово мирянин ассоциируется с христианиным...

  • Margarita Иванова:
  • 19:03 | 23.09.2011 |

***католики использовали эту фразу в средние века, как один из поводов к крестовым походам.***

Если исключить из крестовых походов разграбление Константинополя и других христианских земель - то крестовые походы были направлены на благородную цель: освобождение христианских земель захваченных мусульманскими оккупантами.

Но, "благими намерениями вымощена дорога в ад".===

В Катехизисе КЦ написано, что на земле - церковь воинствующая, а у Бога - церковь торжествующая. За христианство не раз приходилось воевать. Так что слово "меч"имеет и вполне реальное значение. Правда, тут легко усматривается противоречие с тем, что если тебя ударят по одной щеке, подставь другую. Эту фразу некоторые ошибочнопонимают как призыв кнепротивлению злу.

  • Галина Агапова:
  • 19:04 | 23.09.2011 |

#5 Илья, полностью с Вами согласна. Иисус Христос пришёл разделить тех, кто с Богом и тех, кто против Бога. Это главный принцип, по которому всё человечество делится на две части. Овцы стоят по правую руку Христа, а козлища - по левую.

  • Александра Николаева:
  • 23:03 | 23.09.2011 |

#14 <а зачем обрезали цитату > Но я ведь знаю, что вы знаете...)))

  • Василий Иванов-Ордынский:
  • 17:03 | 05.10.2011 |

Тоже согласен с Ильёй.

Точнее - со словами архимандрита Алипия

  • Наталия Зайцева:
  • 15:05 | 10.12.2011 |

Искала тему, подходящую для моего вопроса.
Лучше этой не нашла. Чтобы новую не открывать, не плодить темы похожие.
По моим наблюдениям, люди суровые, аскетичные, любящие поучать других, что надо "молиться, поститься и слушать радио "Радонеж" (образно говоря) - это люди не слишком приветливые и сердечные к ближним.
Вот я последнее время все думаю: ну как вот это связано...
Почему аскетизм (даже не максимальный, как в монастыре, а хоть какой-то подвиг) делает душу черствее? (((

  • Александр Соловьёв:
  • 16:05 | 10.12.2011 |

"Почему аскетизм (даже не максимальный, как в монастыре, а хоть какой-то подвиг) делает душу черствее? ((("
Наверно потому,что аскетическая постройка пришлась на негодное основание (фундамент).

  • Наталия Зайцева:
  • 16:05 | 10.12.2011 |

Само по себе это так.
Но..
Может быть, я невнимательна, но вот как нарочно так выходит, по личным наблюдениям:
- кто "порасслабленней" (в плане постов-молитв и прочих подвигов) - тот и подобрей к ближнему;
- кто посуровей - тот и позлобнее. Ну что ж это такое? Почему так?(((((
(Касается и батюшек, и мирян.)
Ведь аскетизм для того и дан, чтобы душа СОВЕРШЕНСТВОВАЛАСЬ, а не озлоблялась...

Игумен Петр (Мещеринов)

Есть несколько Евангельских изречений, которые всегда вызывают недоуменные вопросы. Мне бы хотелось поразмышлять над двумя из них.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (). Часто спрашивают: что значит – «враги человеку домашние его»? Как это – Бог любви вдруг говорит такие вещи о наиболее близких к нам людях?

1. Господь здесь цитирует Ветхий Завет – книгу пророка Михея. Горе мне! ибо со мною теперь – как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них – как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня (). (К слову – как приложимы слова древнего пророка к сегодняшней нашей российской жизни!)

В этом ветхозаветном тексте мы видим прикровенное пророчество об апостольской проповеди: день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает (ст. 4). Пророк говорит о том, что это провозвестие будет совершаться в условиях нравственного упадка, такого, что и домашние будут врагами человеку, проповедующему истинного Бога и нравственную жизнь. 10-я глава Евангелия от Матфея, где находятся разбираемые нами слова, повествует как раз о посылании учеников Иисуса на проповедь. Таким образом, первое значение этих слов – напоминание о пророчестве и о том, в каких условиях будет совершаться апостольское служение: в деле проповеди домашние скорее мешают, чем помогают. Сам Господь говорил об этом: не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своём и у сродников, и в доме своём (), – ибо как раз у своих домашних Христос встретил смущение и неверие. Слово «враги» нужно воспринимать здесь не в абсолютном смысле, что – всегда и во всём враги. Библейский язык часто «поляризирует» понятия; в этом контексте «враги» – значит, «не друзья», не помощники, не сочувствующие религиозной стороне жизни: истинному Богопочитанию и проповеди Христа.

2. Второй смысл этих слов более общий. Дело тут вот в чём. Господь принёс людям Новый Завет. Одна из граней этой новизны есть ценность человеческой личности как таковой, – то, из чего выросла великая европейская цивилизация. Ветхозаветному человечеству была свойственна другая иерархия ценностей. Племя, род, семья – и только потом личность. Личность вне всего этого воспринималась неполной. Субъектом религиозных отношений в Израиле был народ; римское право наделяло людей привилегиями по признаку гражданства. Иисус же Христос возвещает подлинно новое благовествование: личность, сам человек прежде всего – драгоценен в очах Божиих. В разбираемом нами евангельском тексте это видно из слов Спасителя: Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью его, и невестку со свекровью её (). Отныне семья и общество становятся не первой ценностью; они не теряют от этого своей важности, своего значения, но уступают место религиозному достоинству личности.

Необходимо подчеркнуть, что эта ценность человеческой личности – не «сама по себе»; она не абсолютна, не автономна. Она возможна именно в результате действия Нового Завета, то есть только во Христе Иисусе, в приобщении Единственной подлинной Ценности – Богу, ставшему Человеком (забвение этого приводит сейчас к разложению и гибели европейской культуры). То есть не сам человек, осознав себя самоценным, отделяется от домашних и умаляет родственные связи, а Господь делает это, ради Себя, созидая Себе . И, коль скоро мы заговорили о Церкви, тут нужно подчеркнуть одну из её особенностей, то, чем она принципиально отличается от всех людских сообществ. Церковь есть, во-первых, союз людей во Христе, а во-вторых, союз свободных личностей. Церковь объединяет людей не за счёт того, что люди лишаются какой-то стороны своей свободы, оплачивая ею те или иные преимущества данной корпорации; в ней всё «наоборот»: люди получают от Христа свободу и силу любви. В Церкви человек во Христе преодолевает падение, наполняет низшие планы бытия Духом Святым, и сам во всём этом получает не умаление личности и свободы, но приращение их. поэтому – высшая ценность по сравнению с семьёй, родом, племенем, нацией, государством и т.п. Если человек всё это путает, если он привносит в христианство нецерковные, ветхие, преодоленные Спасителем принципы бытия, то тем самым он умаляет Церковь, не давая Христу освятить, оправдать и созидать себя, свою богоприобщённую личность; и в таком случае, воистину человеку становятся врагами и семья, и род, и нация – если они для него выше Христа и Его Церкви. Это, кстати говоря, одна из насущнейших проблем сегодняшней церковной действительности. Почему у нас упадок церковной жизни? Потому что мы сами не даём Церкви быть тем, что она есть, желая свести её к обеспечению национальных, общественных, семейных и прочих интересов. В связи с этим вполне можно сказать, что не только для отдельного христианина, но и для Церкви бывают ситуации, когда врагами становятся домашние её…

3. И третий, пожалуй, самый глубокий смысл разбираемых нами евангельских слов. Послушаем, что говорит Господь: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев и сестёр, а при том и всей жизни своей, то не может быть Моим учеником; и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником (). Сразу рождается острый (и часто задаваемый) вопрос: как же так?? Ведь христианство, наоборот, призывает сохранять семью, созидать её; есть заповедь Божия о почитании родителей (); Церковь содержит Таинство брака – а тут такие слова? Нет ли здесь вопиющего противоречия?

Нет, никакого противоречия нет. Во-первых, мы уже сказали, что библейский язык часто поляризирует понятия. Слово «возненавидит» здесь не выступает в собственном своём смысле, а показывает как бы максимальность дистанции до своего противоположения – то есть до понятия «любовь». Смысл здесь тот, что любить Христа нужно несравненно больше, чем отца, мать, жену, детей, братьев, сестёр и саму свою жизнь. Это не значит напрямую ненавидеть всё это; да у нас и не получится это сделать, потому что Сам же Бог, сказавший такие жёсткие слова, вложил в нас естественную любовь к жизни, к родителям, к родственникам, Сам дал заповедь о любви к людям. Это значит, что любовь к Богу должна быть настолько больше, принципиально, качественно значимее и сильнее, насколько «ненависть» отстоит от «приязни».

И во-вторых. Возьмем Таинство брака. В нём супруги естественным порядком становятся «одною плотью » (); благодать Божия созидает этот надличностный организм в единство и духовное, в малую Церковь. Что в этом контексте значат вышеприведённые слова Христа? Как здесь, когда речь идёт о благодатном действии, о благословении Божием, понять эту «ненависть»?

Вот как. Господь говорит здесь о том, что первая, главная, метафизическая связь человека – это связь с Богом. То есть, при том, что в браке люди становятся почти одним существом, одною плотью, нет ближе отношений между людьми, чем в браке, – однако связь души и Бога несравненно важнее, главнее, реальнее, я бы сказал – онтологичнее. И – парадокс: казалось бы, как возможен тогда брак? родительская и сыновняя любовь? дружба? вообще – жизнь в мире сем? Оказывается, только и исключительно на этом основании: когда Христос вносится в самую сердцевину жизни. Без Меня не можете делать ничего (), сказал Он; и это не пустые слова, не метафора, а абсолютнейшая реальность. Любое человеческое действие, всякое его усилие – пыль, прах, суета; только внося Христа в сердцевину нашей жизни, во все без исключения наши дела и движения души, человек обретает смысл, прочность, вечное измерение своего существования. Без Христа всё абсолютно бессмысленно: и брак, и родительские отношения, и всё, что составляет жизнь на земле, да и сама она. Со Христом всё встаёт на свои места; Христос дарит человеку во всём этом радость и счастье; без Него это совершенно невозможно. Но для этого Он должен быть на подобающем Ему, первом месте в нашей жизни. – Вот об этом и говорит наша евангельская заповедь, «жестокая», отталкивающая на первый взгляд, но содержащая важнейшие истины христианства. «Ненависть» и «вражда» означают здесь иерархию христианских ценностей, а именно: единственная истинная и реальная Ценность на земле – это Господь Иисус Христос; всё получает ценностный смысл только и исключительно под условием непосредственного (в Церкви) или опосредованного (социум, культура и проч.) приобщения Ему; всё, что вне Его – бессмысленно, пусто и гибельно…

Что всё это значит на практике? Ведь не для абстрактного созерцания дана нам эта заповедь, а для исполнения. И не можем мы все уйти в монастырь; мы живём в условиях, и внешних, и внутренних, которые вряд ли позволят нам осуществить идеал, описанный выше… Как нам быть «в быту», так сказать?

Священное Писание нужно воспринимать в целостности, не выдирая что-то одно, пусть даже принципиальное и глубочайшее. Если мы эту целостность соблюдём, то получится вот что:

Родителей почитаем, братьев и сестёр любим, семью созидаем во образ Церкви… но всё это должно быть во Христе. Коль скоро что-то в наших отношениях с ближними, и вообще в нашей жизни, противоречит Христу, Его Евангелию, то становится враждебным нам. Но и «вражда» эта – тоже Евангельская; она не значит, что мы должны наших ближних-«врагов» убить, или отстраниться от них, или перестать исполнять по отношению к ним наши нравственные обязанности, или что-нибудь в этом роде. Нужно, во-первых, осознать ситуацию, во-вторых, исправить, что можем, что зависит от нас, в-третьих – если изменение ситуации невозможно – любить врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящих нас и молиться за обижающих нас и гонящих нас (ср. ), – прося при этом у Бога мудрости, чтобы свет наш светил пред людьми, чтобы они видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (ср. ); но и, с другой стороны, быть осторожными, чтобы не давать святыни псам и не бросать жемчуга нашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали нас (ср. ). Нужны ум, опыт, мудрость, и – любовь, чтобы бесчисленные ситуации такого рода разрешались по-христиански.

Вот ещё одно, вызывающее вечные вопросы, Евангельское изречение.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы ().

Что это значит? Как это – не заботиться? Бросить учёбу? Не делать карьеру? Не заводить семью, – потому что, если её заводить, нужно обеспечивать её существование и стабильность? А как же апостол Павел, «сосуд избранный » (), призывает брать пример с себя: мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас (2Фесс.3:8), и говорит: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фесс.3:10)? И здесь речь идёт не о труде по созиданию спасения, а об обычной человеческой работе. Опять противоречие? А Церковь? Вот преп. Иоанн Пророк пишет: «любой труд человека суетен » (а до него ещё премудрый Экклезиаст исчерпывающе выразил ту же мысль); как же Церковь призывает к творчеству, созидательному и добросовестному труду во всех областях человеческой жизни? Да и исторически мы видим, что Христова Церковь дала огромный импульс к созиданию европейской цивилизации, культуры, науки; что же, Церковь противоречит самой себе, своему Священному Писанию? Как сочетать вышеприведённое «антисоциальное» евангельское высказывание и социальные призывы Церкви? И т.д., и т.п.

1. Эта евангельская заповедь вовсе не говорит о том, что нам не надо на земле трудиться. У нас не получится ведь сесть на стульчик, сложить ручки, вознести молитву и ждать, когда с неба на нас посыпятся денежные знаки, успех, достаток и проч. Рождаясь в этот мир, мы встроены в ход вещей, который не даёт нам сидеть сложа руки: хотя бы ради того, чтобы поддерживать своё существование, мы должны в поте лица своего съедать хлеб свой (ср. ), по определению Божию. Речь здесь идёт о внутреннем отношении ко всему этому; здесь мы опять видим новизну нашего Нового завета, а именно: всё совершается внутри, в душе. Рядом с «не-заботой» о завтрашнем дне Господь поставил непременное условие: ищите прежде Царства Божия и правды Его (). Не надо отказываться ни от какой деятельности (разумеется, если она не противоречит заповедям Божиим); наоборот, все наши дела мы должны делать наилучшим образом. Дело в том, что именно в повседневной действительности и творится нами воля Божия; вне повседневного ряда наших дел невозможно искать Царства Божия и правды Божией. Но нужно отложить мучащую и точащую наши души заботу. Это не та забота, которая естественна человеку и которая проявляется в планировании, в наилучшем распределении сил и средств для выполнения поставленной задачи. Забота, о которой говорит Господь, есть суетливая неуверенность в завтрашнем дне, происходящая от маловерия, от того, что Христос в нашей жизни – не главное. Если мы эту самую неуверенность заменим упованием на Бога, преданием всех наших забот Ему (возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя . – ), и все наши дела будем сочетать с исканием именно в них нравственного евангельского смысла, – тогда мы увидим сбывающееся над нами обетование – и это всё (т.е. что необходимо нам для земной жизни) приложится вам ().

Так что эта заповедь не призывает нас отказываться от земных дел, наоборот, правда Божия, в этих делах содержащаяся, требует от нас добросовестной нравственной деятельности по выявлению её в каждый момент нашего существования. Это приведёт к внутренней переориентации всей нашей жизни на Христа и Царство Божие. Только в этой перспективе мы сможем увидеть и оценить качество наших дел; кроме того, только во Христе наши дела приобретают прочность и достоинство, а вне Его они всегда останутся суетой и томлением духа (ср. ). Вот смысл разбираемых нами евангельских слов.

2. Из этой заповеди можно усмотреть и принцип действия Христовой Церкви – преобразовывать внутреннее и личное, а через них – внешнее и общественное. Но не наоборот. Этого, к сожалению, не понимают люди, требующие от Церкви решения ею специфически общественных и социальных проблем. Почему Церковь вошла в историю и победила её, положив начало (о чём мы уже говорили) новой цивилизации? Потому что она ничего не тронула, не «разрушила»: ни семью, ни нацию, ни государство. Церковь не вторглась в эти области жизни с решительными реформами, – но она привнесла во всё это внутренний, вечный смысл, и тем преобразила человеческую культуру. Церковь всегда строго заботилась о том, чтобы не потерять свою внутреннюю свободу, не-связанность формами мира сего; поэтому она никогда не ставила именно эту цель – улучшить общество социально. Церковь принимала всё как есть, но в этом «как есть» искала Царства Божия и правды Его – и прилагалось ей приращение целыми народами. Сейчас заповедь забыта – и от Церкви отходят народы, а внутри Церкви покривляется церковное сознание… Будем же хотя бы в нашей личной жизни стараться следовать этой заповеди, и тогда постепенно может преобразоваться жизнь церковная и общественная.

Напечатано в журнале «Альфа и омега» N 2 за 2006 год.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 10, ст. 32 - 36; глава 11, ст. 1

32. Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

33. а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,

35. ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36. И враги человеку — домашние его.

11:1. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

(Мф. 10, 32-36; 11, 1)

Сегодня мы слышим завершение X главы Евангелия от Матфея, которую читали на протяжении почти целой недели, - это наставление, которое Господь дает Своим ученикам, перед тем как отправить их на проповедь.

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» . Перед христианином всегда встает выбор; он неизбежно происходит, когда мы встречается со Христом: принять Его в своей жизни либо отвергнуть. Мир разделен на тех, кто принял Христа и тех, кто не принял Его. Наверное, самая страшная ситуация, когда нам надо выбирать между Ним Самими и нашими земными привязанностями.

Когда мы читаем в Евангелии об отношениях к материальным или социальным вопросам, они заключаются не в том, что всё, что касается этого мира, плохое или греховное. Принцип в том, к чему приковано наше сердце. Как говорит Господь: «Где сердце ваше, там и сокровище ваше». Если мы направляем его к небу, это означает, что мы ищем сокровище там, и никакие житейские связи и привязанности не станут для нас преградой и не помешают взойти нам на небо. Но всегда происходит какой-то выбор.

Что означают слова «исповедовать Христа перед людьми»? Это значит не таиться, быть настоящим христианином, таким, о котором Господь говорит в Писании. Но это вовсе не означает, что нам надо совершать какие-то сверхъестественные поступки и невероятные дела. Господь не призывает нас делать что-то непосильное, но даже самые малые дела могут принести нам огромную пользу и дать надежду и шанс быть в Царствии Небесном. Господь говорит: «Дай проходящему путнику прохладной воды и приобретешь для себя огромное богатство на небе». То есть наша жизнь складывается из самых мелких дел: из этих маленьких «пазлов» складывается вся картина нашей жизни и то, к чему мы в конечном счете идем.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» . Непонятные для нас слова, ведь мы говорили, что христианская религия объединяет людей, здесь же говорится о разделении. Христианская вера - это проповедь о любви, а любовь - это единение, проповедь о высоких нравственных качествах человеческого сердца: доброте, чести, совести.

Почему римляне так ненавидели христиан? Оказывается, христиане приносят в мир это разделение. Римская империя была огромной и включала в себя разные народы и национальности, но для римлян было непринципиально, кому поклоняется или иной народ. Главное, поклонится римскому императору, а верить можно, в кого хочешь: «мы включим твоего бога в наш пантеон». Такое вот единство.

Но христианин не хочет поклоняться римскому императору как богу, и тогда возникает разделение. Казалось бы, есть общий поток, общие принципы. Живи, как все, зачем проявлять свою индивидуальность? Ведь тогда начинаются гонения, прещения, вс ё то, что разделяет людей. Потому римляне и ненавидели христиан, не желавших мириться с вещами, на первый взгляд, простыми, но за которыми могла скрываться совершенно иная реальность. Господь говорит: «Не мир я принес на землю, но меч» , и этот меч реально разделяет, отделяя грех от иного состояния. У нас всегда есть выбор, но лишь два пути: либо идти к Богу, на небо либо в противоположную сторону. Другого пути нет. «Пусть ваше слово будет да-да, нет-нет, - сказал Христос, - все остальное от лукавого». В христианстве нет полутонов, нет серого цвета, есть лишь белое и черное. Эта градация объективна, потому что все, что вне Бога, все оказывается погибельным. «Я пришел принести меч» - этот меч разделяет нас, и мы должны сделать выбор.

«Враги человеку домашние его» . Дьявол порой лукаво действует через близких и родных людей. Самый яркий пример в книге Иова, когда родные и друзья приходят к нему, вопрошая и влагая в сердце Иова лукавые помыслы против Бога. Домашние могут стать для нас реальными врагами. Здесь очень серьезный и страшный выбор - следовать за Христом или повиноваться близким и друзьям, с которыми у нас тесные связи. Поэтому для нас этот момент тоже очень принципиален.

«И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их» . Теперь они облеклись силой - и началась проповедь апостолов. Господь дал им власть и предупредил, что эта сила дана им не для войны и не для борьбы, но чтобы они несли свет миру. И за этот свет они будут вынуждены пострадать, и пострадать так, как и Сам Господь.

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

Свт. Иоанн Златоуст

Опять Спаситель предсказывает великие скорби, притом гораздо многочисленнейшие, – и что ученики могли бы Ему возразить, о том Сам говорит им наперед. Именно, чтобы слыша слова его, они не сказали: Итак, Ты пришел для того, чтобы погубить нас и наших последователей, и возжечь на земле всеобщую брань? – Он Сам предупреждает их, говоря: Не мир пришел Я принести на землю. Как же Сам Он заповедовал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: Слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2:14) ? Почему также и все пророки благовествовали о том же?

Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Так было и при столпотворении. Худой мир разрушен добрым несогласием, – и водворен мир. Так и Павел поселил раздор между согласившимися против него (Деян. 23:6) . А согласие против Навуфея было хуже всякой войны (3 Цар. 21) .

Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань. Впрочем, Он не так сказал. А что же говорит? Не мир пришел Я принести , – чем самым утешает их. Не думайте, говорит, что вы виноваты в этом: Я это делаю, потому что люди имеют такие расположения. Итак, не смущайтесь, как будто эта брань возникла сверх чаяния. Для того Я и пришел, чтобы произвести брань; такова именно Моя воля.

Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится небо. Так Христос говорит для того, чтобы укрепить учеников против худого мнения о них в народе. Притом, не сказал: войну, но, что гораздо ужаснее – меч . Если сказанное слишком тяжко и грозно, то не дивитесь. Он хотел приучить слух их к жестоким словам, чтобы они в трудных обстоятельствах не колебались. Поэтому и употребил такой образ речи, чтобы кто не сказал, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности. По этой причине даже и то, что можно было бы выразить мягче, Христос представлял более страшным и грозным.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Нил Синайский

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч

Почему продавший ризу непременно покупает нож, и первой не уничтожая, и приобретая последний. Да и какой покупает он нож? Тот, о котором говорит Христос: «Не приидох воврещи мир, но мечь» , мечом называя слово проповеди. Ибо как нож разделяет сросшееся и связное тело рассекает на части, так слово проповеди, вносимое в дом, во всяком из них, соединенных на зло неверием, отсекало друга от друга, отделяя сына от отца, дочь от матери, невестку от свекрови, рассекая самую природу, показывало цель Господня повеления, а именно: что для великой пользы и во благо людям повелел Он Апостолам взять нож.

Слово на Евангельское изречение: иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех.

Блж. Иероним Стридонский

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч

Выше Он сказал: Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях (Мф. 10:27) . А теперь Он показывает, что будет после проповедования. По вере в Христа весь мир разделился [и восстал] сам против себя: каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого [на землю] послана добрая война, чтобы прекратился худой мир. Это то же, что сделал Бог, - как пишется в книге Бытия, - против возмутившихся людей, которые двинулись с востока и поспешили построить башню, благодаря которой могли бы проникнуть в высоты неба, - [сделал], чтобы смешать языки их (Быт. 11) . Поэтому и в псалме Давид воссылает такую молитву: Рассыпь народы, желающие браней (Пс. 67:31) .

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 34-36 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его

Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, - удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Аполлинарий Лаодикийский

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч

Причина несогласия верных с неверными принадлежит грядущей вражде. И поскольку кажется подобающим мир между ними, Он говорит: не думайте, что это означает сохранять [мир] при любых обстоятельствах. Вы должны жить в мире со всеми. Но есть некоторые, кто восстает против вашего мира, и мир с ними вам не следует принимать. Ибо согласие о мире по Богу единственно [в своем роде], и это и есть настоящий мир.

Фрагменты.

Евфимий Зигабен

Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч

Богослов говорит: что значит меч? Сечение слова, отсекающее худшее от лучшего и разделяющее верующего от неверующего, возбуждающее сына, дочь и сноху против отца, матери и свекрови, – новое и недавнее против древнего и ветхого. Но когда Христос родился, Ангелы говорили: слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2, 14). И пророки издревле предвозвестили Его мир; да и Сам Он повелел ученикам, входя в каждый дом, желать ему мира (Мф. 10, 12); каким же образом Он говорит: не приидох воврещи мир, но меч ? Потому что этот меч должен был произвести тот мир, о котором говорили Ангелы, а прежде них – пророки. Мечом называет любовь к Нему, которая разделяет верующих от неверующих и непобедимой силой которой связанные самой дорогой любовью скоро разорвали взаимное сообщение и легко разлучились. И в другом месте, показывая могущественное ее действие, сказал: огня приидох воврещи на землю (Лк. 12,49). Нужно было прежде отсечь неизлечимое, а затем остальное умиротворить, как в отношении к Нему Самому, так и к Богу. Поэтому Он и говорит суровее, чтобы, зная это, они не смущались. И еще развивает речь о том же, изощряя слух их жестким словом, дабы они в трудных обстоятельствах не колебались.

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч

Бывает мир благой, и бывает мир дурной. Благой мир существует среди добрых, верных и праведных, поскольку имеющие дар единой веры должны иметь общее согласие жизни. Ибо вера рождается словом Божиим, миром сохраняется и любовью питается, по слову апостола: Вера действует любовью (Гал. 5:6) . Но вера, лишенная любви, никакого плода доброго дела не может принести. Если же верные по причине какого- нибудь разномыслия окажутся разъединенными, то это - дурной раздор, как говорит Господь: Всякий дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12:25) . И если братство будет разобщено, то само себя истребит, по слову апостола: Если же друг друга угрызаете и обвиняете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5:15) . А дурной мир - среди неверных и нечестивых, так как те, в ком пребывает одно лишь зло, в делании своего зла должны быть согласны. Ибо неверие и нечестие возникают по некоему дьявольскому наущению, а миром сохраняются. Значит, если неверные и нечестивые по какой-то причине разделятся внутри себя, то это - благой раздор. Потому что как при мире между добрыми людьми пребывают вера и правда, а неверие и неправда повержены, если же наступит раздор, то вера и правда повергаются, а неверие и неправда восстают; так и при мире среди нечестивых пребывают неправда и неверие, а вера и правда повержены. Стало быть, Господь послал на землю благое разделение для того, чтобы разорвать злое единение. Ведь все, как добрые, так и злые (то есть возлюбившие зло), все пребывали [ранее] во зле, так же как и те, кто по незнанию блага утверждался во зле: как будто были все вместе заперты в одном доме неверия. Поэтому послал Господь меч разделения между ними, то есть слово истины, о котором говорит апостол: «слово Божие живо и действенно, и острие его острее всякого острейшего меча: оно проникает до самых глубин души и духа, суставов и мозгов, и исследует сердца и помыслы » (Евр. 4:12) .

Лопухин А.П.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч

Параллельное место у Луки 12:51 , где та же мысль выражена несколько иначе. Лучшим объяснением этого стиха могут служить слова Иоанна Златоуста: “как же Сам Он заповедовал им (ученикам), входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: слава в вышних Богу и на земли мир? Почему также и все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от него неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками”. Далее Иоанн Златоуст говорит: “единомыслие не всегда бывает хорошо; и разбойники бывают согласны. Так и брань (противостояние) была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единогласны в деле благочестия; но как люди разделились между собою, то и произошла брань”.

Толковая Библия.

Разъясните мне, пожалуйста, значение слова «мир» в следующих словах Иисуса Христа: «Не мир принес я Вам, но меч» и «Мир я даю Вам дети мои, не так, как мир дает Вам».

Дорогой Иван!

Слова Спасителя: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мат.10: 34-39), - говорят о том, что в душе каждого человека, кто услышит евангельское благовестие после пришествия Спасителя на землю, неизбежно будет происходить самоопределение по отношению к правде евангельского благовестия. Человек либо примет его как некую конечную норму жизни и будет стремиться жить по Евангелию, либо отвергнет правду, принесенную нам Сыном Божиим. И в этом смысле от этого разделения никуда нам теперь не деться. Вот пока не было воплощения Сына Божия, многие люди могли пребывать в неопределенности. Сам Господь говорит: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин.15: 22).

С людей, которые не слышали ничего о Христе и Евангелии, один спрос – по закону совести, который есть голос Божий у них в душе, как говорит апостол Павел. А уж тот, кто Евангелие читал, кто знает, что такое Церковь, что такое правда Божия, с того спрос другой, и по вере и по жизни этого человека. Вот здесь-то это разделение и проходит: мы или принимаем его, или не принимаем. И никакие внешние факторы в этом случае ничего не определяют: ни рождение в благочестивой семье, ни седьмое колено священства среди родственников, ни еще что-то, а только внутреннее самоопределение человека.

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27), - ну, конечно, не так, как мир дает. Мир, который во зле лежит, предлагает нам свои ценности, свои плотские ориентиры, которые, в конечном итоге, - похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Так что даже, по слову блаженного Августина, видимые добродетели язычников, то есть мирских в этом смысле людей, являются только блистательными пороками. Господь дает свой мир по-другому: как тот внутренний стержень жизни, который поможет человеку выстоять, сохраниться в любых жизненных обстоятельствах, сохранить в себе образ и подобие Божие и стяжать, может быть, тот мир, о котором говорит преподобный Серафим: «если кто приобретет сей мир, то вокруг него спасаются тысячи, потому что он непреодолим и всепобедителен».

Loading...Loading...