Очередь к святым мощам николая чудотворца. Подготовка
“Можно подумать, что волонтерство – такой легкий способ попасть к мощам , минуя очередь: приятно провел время и после 8-часовой смены тебя ведут в храм. Оказалось, что трудничество требует больших сил, обмануть никого не удастся: всем придется что-то потерпеть – и тем, кто за кордоном, и тем, кто по другую сторону ограждения”.
Корреспондент Правмира Валерия Михайлова записалась в добровольные помощники святителя Николая и рассказывает читателям все секреты главной очереди лета.
Подготовка. Дядя Стёпа
– Это такая честь!
– Братья и сестры, большая просьба: молитесь, читайте акафист!
– Приготовьте паспорта!
– Стёпа, ты высокий, скажи, что там происходит?
Накануне прибытия мощей святителя Николая в Москву здесь, около храма Христа Спасителя, – несколько сотен человек, в основном, лет 20-35. Интеллигентный молодой человек по прозвищу «дядя Стёпа» – высокий! – видит, увы, не больше, чем остальные. Инструктаж волонтеров из-за большого числа желающих задерживается.
Находятся недовольные:
– Вот, не могли нормально все организовать, тоже мне!
Тут же – благодушные:
– Вы не переживайте, мы же пришли потрудничать. Если вам трудно терпеть неудобства, лучше сразу идти домой.
Помещение не вместило всех желающих: большинство слушает инструктаж стоя, в режиме «час-пик-в-московском-метро». Говорят, только на специальном сайте для волонтеров зарегистрировалось около 3000 человек. И, возможно, столько же пришло, получив информацию на своих приходах.
В общем, внешне ничто не отличает тех, кто пришел потрудиться, от людей, которые совсем скоро составят очередь. Совсем юные девушки и парни – парами, держась за руки, и поодиночке; возрастные волонтеры – пенсионеры и пенсионерки; мамы с детьми, женщины среднего возраста; дамы с безупречным макияжем; крепкие парни из «Сорок сороков». Немало студентов, но не очень похоже, что их погрузили в автобусы и добровольно-принудительно привезли на послушание. Многие не скрывают радости:
– Я так переживала, что не попаду! Это такое счастье!
Некоторые уже побывали добровольцами, когда привозили другие святыни.
– Я дежурил, когда привозили Пояс Богородицы, – рассказывает бывалый. – С 7 утра до 4 ночи работали!
Инструктаж начинается необычно для светского уха:
– Молитесь, пожалуйста, перед работой! Кто может – акафист святителю Николаю, кто не осилит – молитву или хотя бы тропарь святому. Это очень важно. Будет трудно!
Потом – подробности работы. В этом году нет никаких vip-пропусков, есть только льготная очередь, в которую попадают строго определенные категории паломников: мамы с грудными детьми (до 1 года) и инвалиды с повреждением опорно-двигательного аппарата, им, очевидно, трудно отстоять очередь. Проговариваются некоторые пункты: например, как вести себя, когда кому-то становится плохо, как разговаривать с теми, кто идет на конфликт и т.д.
После часового инструктажа гремит пасхальный тропарь – «Христос воскресе из мертвых…», – и толпа будущих помощников святителя течет в метро.
День первый. 15:30. Мобильный спецназ
– Имейте в виду, вчера в очереди были драки! Так что ваша задача – делиться хорошим настроением, успокаивать людей. Они стоят долго, у некоторых сдают нервы, – объясняет координатор второй смене.
Смены две: обычно с 7:30 до 16:00 и с 15:30 до 22:00. Вечером в интернет-почте тех, кто решил помогать – письмо от «nikola2017»: списки волонтеров на каждую смену, памятка, информация о месте встречи. В среду приходит «update»:
«Берите ролики и самокаты – вы сможете стать Мобильным добровольцем для раздачи воды паломникам и быстрее перемещаться по всему району!»
Очередь с каждым днем растягивается на все большее расстояние, пешком не находишься. Так что: ролики на плечо, и в 15:30 я – в толпе около 150-200 человек у метро Кропоткинская.
Уставший координатор – третьи сутки на работе – сверяет списки.
Снова находятся недовольные:
– Я с работы отпросилась! Почему это меня нет в списках?! Что это за организация?
Тут же – благодушные:
– Ну что вы ругаетесь, мы же трудничать пришли!
Списки сверили, идем на работу. Координатор отбирает группу для дежурства в храме и командует:
– Полетели пчёлы в Одессу!
«Пчёлы» улетают. Дежурить в храме посчастливится далеко не каждому, в основном, на эту работу стараются отбирать мужчин. И призывают тех, кто в число счастливцев не попал, не роптать, смириться и идти туда, куда направят.
17:00. Прямо ребро?!
– А что там такое, скажите, пожалуйста! Как это выглядит? – спрашивают молодые люди в очереди.
– Мощи святителя Николая, его ребро.
– Прямо ребро?!
– Ну да. В ковчеге, под стеклом.
– А что делать, когда подведут туда?
– Перекреститесь, поцелуйте или рукой приложитесь. И молитесь святому, конечно.
За целый день в очереди таких вопросов – минимум. Люди сегодня стоят долго – по 5-6 часов, лица изможденные, спрашивают, в основном: «Далеко до храма? А с детьми можно вперед? Скоро туалеты уже?»
– Эй, дайте пить! – некоторые люди ведут себя так, будто их обязаны обслужить.
Но больше – благодарных:
– Спасибо! Дай вам Бог здоровья! – день-то жаркий…
Мобильная группа сегодня – это три человека: двое – на роликах, один – на самокате. За спиной у мужчин – рюкзаки с баком питьевой воды, у меня – пакет с пластиковыми стаканчиками. Развозим воду по очереди. Точно так же очередникам доставляется еда. Все – бесплатно. По ходу очереди стоят палатки с едой и водой, однако цены там достаточно высоки.
Пешие волонтеры кричат пасхальное приветствие в толпу, читают вслух акафист святителю, отвечают на вопросы:
– А миро от мощей можно будет купить?
– Нет, ну что вы.
– Фотографию родственника можно приложить?
– Вы просто постойте, помолитесь о близком – ну неужели Господу нужна фотография, чтобы услышать?
Спрашивают немного: люди погружены в себя, утомлены долгим стоянием.
18:00. Обыкновенный грех
Запасы воды пополняем у двух водовозов – один на набережной, другой – на Соймоновском переулке, у подножия храма. Там как раз – льготная очередь: мамы с грудными детьми, инвалиды с сопровождающими… вдруг – дама с модной стрижкой и платком, повязанным поверх брюк. Она интересуется, можно ли в таком виде зайти в храм. Узнает, что вполне можно. И рассказывает:
– Ой, а я обманом сюда попала.
– Как обманом?!
– Ну, я должна была встать в очередь к родственнице, но тут увидела лайзеку и… прошла.
– Слушайте, ну, вы же идете не в магазин, а к мощам святого, кого же вы обманываете, зачем?
Женщина вздыхает:
– Грех на мне, – накидывает платок (чтоб всё по правилам!) и спешит в храм.
Здесь, перед рамками, продают акафисты, иконки, бутылочки с маслом, освященным от мощей. В общем… торговля идет! Немножко печально это наблюдать. Но многие именно этим больше всего интересуются: где купить масло? будут ли раздавать иконки?..
Поднимает настроение трогательная картина: в льготной очереди идет мужчина, бережно, с большой любовью прижимая к груди младенца в слинге.
20:00. Ноев ковчег
Небольшая туча на горизонте превращается в грозный циклон. Вскоре вода начинает капать сверху, и живительная влага в пластиковых стаканчиках становится как-то не к месту. Задача резко меняется: надо обеспечить дождевиками волонтеров, дежурящих вдоль кордонов.
Ливень. Вдоль очереди стоят автобусы, они мгновенно заполняются паломниками под завязку. Передвигаться на колесах становится скользко.
В автобусе с надписью «Штаб волонтеров» добровольцам можно скрыться от непогоды.
Михаил Куксов, руководитель молодежного отдела Московской епархии, помогает мобильной группе справиться с дождевиками. Иногда, правда, не очень получается.
– Эй, я ничего не вижу! Голову, голову освободи.
– А зачем тебе голова? – и все смеются. Настроение – отличное.
Дождь загнал в автобус с табличкой «Штаб волонтеров»: полицейских, группу корейских туристов… В этом «Ноевом ковчеге» можно пообедать: добровольцев снабжают горячей пищей. Бабушка-волонтер достает термос с шиповником, разливает всем желающим. И – конфетку: «Помяните новопреставленного Алексея».
По Москве-реке медленно идет баржа, колокола храма гудят, дождь ослабевает. Набережная пуста: ожидается кортеж с высокопоставленными лицами.
– Путин приезжает же сегодня! – переговариваются знающие.
Недовольные – возмущаются: водители сигналят, группа молодежи нахраписто и высокомерно высказывает полицейским все, что они думают о перекрытых дорогах.
Благодушные – терпеливо пережидают.
Не ясно, сказалось ли это на очереди, но все работают в обычном режиме.
21:00. Момент истины
Наступает момент истины: в конце смены добровольцев собирают и отводят приложиться к мощам. Служба Отдания Пасхи уже закончилась, служится молебен святителю Николаю. Никто не торопит людей, можно спокойно приложиться к ковчегу с мощами.
Поют священники – очень красиво.
– Отец Константин! Отец Николай! Отец Алексей… – вдруг шепчет рыжий парень, идущий следом за мной. – Все наши, университетские! Они меня все знают. И я их всех знаю. И всех – боюсь!
Дай Бог ему сдать сессию!..
Смена окончена. Сил она забирает столько же, сколько целый рабочий день, хотя время пролетает мгновенно.
«Снимайте форму, идите домой, во славу Божию!» – ближе к 22:00 командует заплетающимся от усталости языком наш координатор Анна: она на работе четвертые сутки, спит очень мало.
День второй. 7:30. Штаб.
Утренняя смена следующего дня начинается в штабе. Здесь – отвечают на телефонные звонки и на письма. Последних с утра – около 100, число постоянно увеличивается. В основном, вопросы – о пропуске инвалидов.
– У моего сына ДЦП, 2-я группа инвалидности, но он не может долго стоять, ему тяжело. А нас не пропускают, – звонит женщина прямо из очереди. – Говорят, что только с 1-й группой пропускают.
Вопросы такие решаются на месте: у женщины берут координаты, связываются с социальными службами.
Недовольные, как всегда, возмущены.
Благодушные – как всегда, благодарны.
Отвечаем на письма…
С льготной очередью действительно все строго: предыдущий опыт показал, что иначе никак. В очереди из-за этого – много обид и возмущений. А в штабе говорят, что будут анализировать происходящее и в два месяца пребывания мощей в Москве, возможно, правила будут немного корректироваться.
На самом деле маленьких детей стараются пропустить вперед – вдоль очереди. Под льготную категорию они не попадают – но полицейские и паломники закрывают на это глаза. Стариков также стараются пропустить вперед. Все – хаотично, все – по-человечески.
10:30. Стометровка по набережной
С 10:30 мы развозим воду. В мобильной группе сегодня – только двое. Тяжелый рюкзак с водой приходится тягать студентке Саше. Но она счастлива:
– Мы с родителями были в Бари, но так получилось, что мне не удалось приложиться к мощам, я сильно плакала из-за этого. А тут – уже 3 раза удалось!
Еще один доброволец, Светлана, рассказывает, как молилась, чтобы накопить деньги и поехать в Бари. А вместо этого – вдруг узнала, что мощи привозят в Россию…
У метро стоят «коллеги», отвечая на вопросы и направляя людей. Им тоже нужно отвезти еду и питье. С вопросом подходит семья: муж, беременная жена, грудной ребеночек в коляске и 3-летний малыш рядом. Они надеются пройти быстро, но коллеги вынуждены направить их в общую очередь или… все же попробовать на месте уговорить социальных работников пропустить все семейство. Добровольцы такие решения не принимают: это прерогатива социальных служб, таковы правила.
Помощники стоят и вдоль Остоженки, помогают людям сориентироваться – куда идти, где начинается очередь. Сегодня она – у метро Фрунзенская.
Очередь идет быстро. Открывается заграждение – и по набережной во главе толпы бежит, как будто сдает зачет по стометровке, мальчик лет десяти. За ним подтягиваются остальные – и стар, и млад.
Вдоль ограждения ходит священник, спрашивает:
– У кого, может быть, есть какие-то вопросы, недоумения, какие-то пожелания, жалобы?
– Жалоб нет! – отвечают в толпе.
Люди устали и не очень охотно идут на общение.
12:30. Ливень
Погода в эти дни меняется молниеносно. Только что было жарко, люди просили пить, с недоверием спрашивали: «А сколько стоит?», «А у вас вода негазированная?», и вот уже небесные хляби разверзлись, и задача одна: добраться до автобуса, развезти дождевики. Потоки воды текут по набережной, не все паломники захватили зонты, многие – мокрые до нитки. Волонтеров приютила под козырьком палатки продавщица мороженого: как дед Мазай – зайцев.
Дежурный батюшка – тоже промок, но раздобыл зонт.
Вдоль очереди ходит епископ – владыка Пантелеимон (Шатов):
– Люди мокнут, а нам что, прятаться?
Весь горизонт затянут тучами, льет как из ведра, но большинство помощников святителя Николая – продолжают свое дело помощи паломникам.
14:00. Конец смены
Дождь заканчивается так же внезапно, как начался. Милиционер разложил прямо на мостовой плащ-палатку и аккуратно ее складывает. Детки в очереди плачут – устали.
Подоспел еще один мобильный волонтер – он приспособился объезжать очередь на городском велосипеде, которые стоят у Парка Культуры и выдаются в аренду.
Я промокла насквозь, так что приходится отказаться от идеи кататься на ветру вдоль берега. Более стойкие коллеги остаются, чтобы помочь до конца своей смены и – насколько хватит сил во вторую смену.
Большинство из тех, кто дежурил в эти несколько дней, говорят, что придут снова. Кто-то записался на все два месяца в определенные дни. Другие – записываются по ходу. Можно поменять дату своего дежурства или предупредить о том, что приехать не получится – на письма стараются отвечать быстро, но – не всегда хватает рук.
Можно подумать, что волонтерство – такой легкий способ попасть к мощам святителя Николая, минуя очередь: приятно провел время и после 8-часовой смены тебя ведут в храм. Оказалось, что трудничество требует больших сил, обмануть никого не удастся: всем придется что-то потерпеть – и тем, кто за кордоном, и тем, кто по другую сторону ограждения.
Лишние руки нужны всегда. И – голоса: певчие и регенты могут пригодиться в храме, на ежедневных молебнах. А также – очень нужно благодушие: по обе стороны заграждений, – чтобы эти 2 уникальных месяца в нашей истории запомнились все-таки не драками, а взаимопомощью и молитвами. На что – дай Бог всем сил!
Уже свыше месяца в Москве в храме Христа Спасителя находятся мощи великого Святого Николая Чудотворца, привезенные из итальянского города Бари, а желающих приложиться к святыне, не смотря на капризы погоды, не становится меньше.
Сейчас уже можно сказать о том, что святыне за месяц поклонились больше миллиона человек. Рубеж пройден буквально накануне и это, безусловно, рекорд.
Доступ к мощам святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя открыт с 22 мая по 12 июля ежедневно с 8.00 до 21.00 (встать в очередь необходимо до 18.00, чтобы успеть пройти к святыне до закрытия храма).
При желании, Вы можете встать в очередь уже в 05.30-06.00, вход в очередь в это время осуществляется в районе Крымского моста (проход от ст.м. «Парк культуры»).
Проход к святыне со стороны станции метро «Кропоткинская» закрыт.
Паломникам надо проехать до станции метро «Парк Культуры» (кольцевой) и пройти пешком до Пречистенской набережной (район Крымского моста), где можно встать в очередь и пройти к Храму Христа Спасителя.
При увеличении числа паломников очередь продлевается до пересечения Фрунзенской набережной с 1-ой Фрунзенской улицей (проход от ст.м. «Фрунзенская», выйдя из метро надо повернуть направо и перейти по подземному переходу на другую сторону Комсомольского проспекта, далее пройти по 1-ой Фрунзенской улице до набережной).
В случае, если очередь будет еще более вырастать, вход в нее будет сдвигаться в сторону Лужников; в таком случае надо будет ехать до станции метро «Воробьёвы горы».
Число паломников, посетивших храм Христа Спасителя в Москве, чтобы поклониться выставленным в нем мощам святителя Николая Чудотворца, превысило 1 млн человек, сообщает организованный Русской православной церковью (РПЦ) штаб организации паломничества.
«Храм Христа Спасителя посетили верующие из 142 епархий Русской Православной Церкви и суммарно из 5 федеральных округов России. За месяц пребывания святыни в Москве в столицу прибыло порядка 2500 автобусов. Есть паломники из дальних регионов, которые прибывают на поездах и самолетах», - говорится в сообщении штаба.
В последние дни пребывания мощей в Москве (с 13 по 28 июля их планируется выставить для поклонения в Санкт-Петербурге) организаторы прогнозируют кратное увеличение количества паломников, при этом наибольшее их число, как ожидается, придется на выходные дни. В частности, в субботу, 8 июля, ожидается прибытие около 800 автобусов с паломниками из регионов, что в восемь раз превышает их среднее число в будни.
Для желающих поклониться мощам Николая Чудотворца напомним, что очередь начинается в районе Фрунзенском набережной, сразу у дома 26, стало известно сайт. Для того, чтобы попасть в начало очереди, верующим необходимо доехать до метро «Фрунзенская», затем повернуть направо и пройтись по подземному переходу на другую сторону Комсомольского моста. Отметим, что после 17:00 становиться в очередь бесполезно, так как Храм Христа Спасителя будет закрыт в 20:00.
Примечательно добавить, что верующим помогают волонтеры. Главная задача волонтеров — помочь выстоять. Добрым словом, молитвой или собственным плечом. Выстраиваться в очередь паломники начинают даже не утром.
Координируют работу в штабе. Отдельный человек отслеживает хвост очереди. Если длина увеличивается, на дистанцию выходят новые добровольцы. Помочь откликнулись десять тысяч человек. Заявки от желающих принимали на сайте «Православных добровольцев».
Следить за очередью к мощам Николая Чудотворца в Москве онлайн можно на сайте Принесения мощей Николая Угодника в России или в соцсетях.
«На текущий момент 25 июня 2017 года, московское время: 10:30 , вход в очередь для поклонения мощам святителя Николая находится на пересечении Фрунзенской набережной и 1-ой Фрунзенской улицы. Ближайшая станция метро – «Фрунзенская» (на выходе из метро надо повернуть направо и перейти по подземному переходу на другую сторону Комсомольского проспекта). Расчетное время нахождения в очереди – примерно 4,5 часа (данная оценка является приблизительной и может измениться в зависимости от количества паломников). Следите за оперативной информацией о длине очереди на официальном сайте», — сообщили организаторы
Сообщается, что попасть в храм Христа Спасителя могут все желающие, а вот статус, вера или финансовое положение не могу повлиять не пропуск в храм раньше всех, так как все паломники находятся в равных условиях. Исключением могут быть только беременные женщины, матери с грудными детьми и инвалиды в кресле и одним сопровождающим.
Паломничество к мощам святителя Николая связано с немалым напряжением сил при нахождении в очереди. Для того чтобы постараться получить пользу для своей души, важно правильно подготовиться к нему, понять, как все будет происходить.
Нахождение в очереди – данность, которая может принести духовную пользу паломнику. Не тратьте время понапрасну: возьмите с собой текст акафиста святителю Николаю, молитвослов, Евангелие. Пока вы ожидаете, вы уже совершаете труд ради приближения к Святителю, а он видит и слышит вас, радуется вашей любви и вере. Уже в очереди на набережной вы можете читать акафист, молиться своими словами и просить за тех, кто Вам дорог и о себе. Как показывает опыт, так время пройдет быстрее, а вы успеете вдумчиво попросить обо всем и обо всех.
Очередь проходит вдоль набережной Москвы-реки, она защищена ограждением и разбита на отсеки. Это позволяет людям не стоять в затылок друг другу и не спешить: при переходе из отсека в отсек не важно, в начале группы вы находитесь или в конце.
Во время нахождения в отсеке вы можете присесть в специально стоящем здесь автобусе, опереться на ограждение набережной. Некоторые берут с собой складные стульчики и коврики-пенки.
По благословению Святейшего Патриарха все, кто встал в очередь до ее закрытия (как правило, в 18.00), пройдут к мощам в этот день. Соответственно, встав в очередь, вы можете уже никуда не торопиться и не беспокоиться.
Когда мы приходим в храм (как, впрочем, и в любое другое время), у нас на груди должен быть нательный крест.
Желательно, чтобы одежда соответствовала традициям христианского благочестия: у женщин – платок (шапочка, шляпка – не важно), юбка ниже колен, закрытые плечи. У мужчин – закрытые плечи и колени. Впрочем, никакого специального контроля на этот счет не осуществляется, к мощам пускают всех. Если вы приехали поклониться святыне, и одеты не в соответствии с приведенными выше канонами – попросите у Бога прощения и смело идите в храм. Важнее, конечно, не форма, а ваш душевный настрой.
Позаботьтесь и о своем комфортном самочувствии. Если день солнечный – возьмите с собой шляпу или панаму, солнечные очки, солнцезащитный крем. Ввиду капризного характера нынешнего лета, не забудьте зонт или дождевик, ветровку. В холодную погоду одевайтесь соответственно. При необходимости, возьмите с собой лекарственные препараты, которые Вы постоянно принимаете.
В целях обеспечения безопасности, не допустим проход в очередь с: жидкостями в стеклянной таре, воспламеняющимися жидкостями (в том числе духами и дезеодорантами), колюще-режущими предметами.
Если вы идете прикладываться с детьми – подумайте, чем занять их во время ожидания. Малыш не может долго пребывать в молитвенной сосредоточенности или просто ждать. Важно, чтобы паломничество осталось в его памяти как светлая, добрая веха жизни. Возьмите для ребенка книжку, блокнот с карандашами. Подготовьте его: перескажите житие святителя Николая, объясните происходящее. Поясняйте то, что он видит в храме: кто такие священники, почему на них такие облачения, кто изображен на иконах и т.д.
Следует быть готовыми к тому, что прикладываются к мощам очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди.
Если вы хотите приложить к мощам святителя Николая иконки, нательный образок – заранее возьмите их в руку и приложите к боковой стороне ковчега, в котором почивают мощи, в тот момент, когда сами будете прикладываться устами к его верхней части.
Записки на молебен, совершаемый духовенством у мощей святителя Николая, лучше написать заранее (дома или стоя в очереди). Подать их вы сможете в храме – пункты приема записок и продажи свечей расположены таким образом, что вы можете подойти к ним как до поклонения, так и после него.
Протоиерей Игорь Фомин о том, что отвечать на критику очереди к мощам святителя Николая, нужно ли «мучить стоянием к святыне» маленьких детей и будет ли толк от стояния, если человеку нет дела до Христа.
Почему мы «приватизировали» святителя Николая?
– Отец Игорь, самый частый об очереди к мощам святителя Николая Чудотворца: зачем стоять туда, если в одной Москве – 25 храмов с частичками мощей того же святого. Что на это ответить?
– Церковь – это организм, общность, и мы являемся частичкой этого большого-большого единого организма. Церковь объединяет нас в Евхаристии, в молитве, и она нам дает возможность всем вместе поучаствовать в едином большом торжестве – это поклонение мощам cвятителя Николая.
Причем мы знаем, что в мире есть множество поместных православных церквей. Но именно Русская Православная Церковь – так сложилось – особенно прибегает к святителю Николаю. С чем это связано? Очень трудно сказать, может быть, мы на него очень похожи, хотя он никогда и не был на Руси.
– Чем же?
– Может быть, своей горячностью, причем в любом вопросе, даже в таком, как заушение Ария, и в милосердии тоже. Одним словом, мы «приватизировали» святителя Николая и от этого только получаем пользу. Церковь нам дает возможность всем вместе прикоснуться к святыне, причем, преодолевая определенные трудности: трудности в виде очереди к мощам.
– А в вашем храме есть частица мощей Николая Чудотворца?
– Да! Милостью Господней мы получили эту частичку от человека, который строил нам временный храм – храм святителя Николая. Это для нас был великий дар. Но я всех своих прихожан все равно призвал обязательно сходить к мощам в храм Христа Спасителя.
Я буду служить там, но с семьей мы обязательно тоже пойдем в очередь, будем стоять, как и все: у нас не будет vip-прохода слева, справа, сверху, снизу. Потому что стояние в очереди – это маленький подвиг.
– Можете пояснить, в каком плане это подвиг?
– Взаимоотношения святых и нас, еще воинствующей Церкви («Церковь воинствующая» – так называют христиан, живущих ныне на земле, «Церковь победившая» – это христиане, достигшие Царствия Небесного – ред.), это, на мой взгляд, всегда родительско-детские отношения. И отношения Бога и человека – родительско-детские. Мы видим, как Господь проявляет милость к нам, и должны понять, как же проявить в ответ благодарность.
Мне кажется, здесь и кроется ответ на вопрос, зачем стоять к мощам в храм Христа Спасителя много часов. Потому что родитель всегда делает что-то необычайно хорошее для своего ребенка, а ребенок, воспитанный и наученный, хочет за это как-то сказать «спасибо». Как же он это сделает? Он может приготовить маме и папе бутерброд; может нарисовать родителю какую-нибудь каляку-маляку; или сделать что-нибудь совершенно потрясающее, замечательное из твоих обоев, так что придется потом заново делать ремонт.
Ребенок благодарит родителя совершенно неумело, но – от всего сердца, так, что это намного дороже каких-нибудь бриллиантовых сережек или элитных запонок, швейцарских часов. Поэтому родители, бабушки хранят наши детские рисунки, далеко не Пикассо, а нечто ужасное и непонятное, или поделки из глины, о которых если не сказать, что это ваза, то и не поймешь. Но она сделана ребенком маме на день рождения в 5-6-летнем возрасте, и это ценно!
Тот, кто хоть как-то, хоть немножко был связан в молитве со святителем Николаем, понимает, что святой исполняет прошения. Как это ни ужасно, ни странно и ни радостно, он исполняет наши прошения…
– Почему это ужасно?
– Потому что мы не всегда просим нужное и необходимое, а святитель Николай почти всегда исполняет эти просьбы, вот это удивительный момент.
– Это ваш личный опыт?
– Это опыт пасторский, скажем так, то, что я вижу, что выпрашивают и прихожане и окружающие меня люди, а потом не знают, что с этим делать…
Не способен на подвиг – не способен и на доброе дело
– Но, что бы мы ни просили, стояние в очереди – это наш маленький подвиг! Нужен ли он святителю Николаю? Нет, не нужен. Нужен ли он Богу? Наверное, тоже не нужен. Когда ребенок играет в кубики, эта игра родителям не нужна. Но, когда тебя малыш зовет играть с ним, ты идешь, хотя охотнее бы прилег отдохнуть и книжку почитал, или подготовился бы к завтрашнему дню. Играешь и понимаешь: действительно, какая замечательная игра! Сейчас мы построили из кубиков домик для какого-нибудь Чебурашки. А этот Чебурашка, оказывается, очень мило играет с Крокодилом Геной. Для родителей это умилительно, замечательно и прекрасно. А если вдруг родитель видит, что в этом домике Чебурашка «впаривает» наркотики Крокодилу Гене, то, естественно, он будет напрягаться и думать: «А, может быть, браться за ребенка, браться за ум?»
Господь видит, во что мы играем здесь, на Земле. Играем ли мы в умных и рассудительных философов, которые говорят, что надо или не надо стоять в очереди? Играем ли в тех простаков, которые стоят в этой очереди? Или в каких-либо супер-пупер богословов? Господь на это всё смотрит.
Наша «игра» в то, что мы стоим в очереди, наверное, не будет осуждена Богом, а будет дополнением к молитве о нас святителя Николая.
Поэтому я считаю, надо постоять. Надо посмотреть на себя: возникнет ли у тебя раздражение, или, наоборот, умиление, будет ли терпение или жертвенность помочь кому-то в этой очереди?
Я помню, когда мы стояли к поясу Пресвятой Богородицы, люди вокруг были совершенно разные. Стояли там же, где и сейчас стоят – где плавают корабли с музыкой и танцующими людьми. Кто-то пил энергетики, кто-то играл в телефоне в игры, в карты и тому подобное. И… это было прекрасно.
– Почему?
– Потому что лучше молодые люди будут стоять здесь, чем – сидеть на спинках лавочек и плевать через губу. И потом, мы не знаем, как коснется их сердец это стояние к святыне. Может быть, это воспоминание когда-то и где-то на них так подействует, что станет решающим, поворотным моментом в жизни. Скажем, человек начнет женихаться к какой-нибудь красивой девушке и упомянет вдруг, что он стоял в очереди к поясу Пресвятой Богородицы, и это будет последним и решающим аргументом, чтобы поразить ее сердце. Мы не знаем, как это отзовется. Но то, что это положительный момент – безусловно.
– Есть еще важное возражение: что лучше бы те часы, что потрачены на очередь, люди бы потратили на посещение хосписов, больниц, детских домов и какую-то другую полезную деятельность. Что тут сказать?
– Это мы, кстати, можем услышать не только из уст противников Церкви и атеистов, но и из уст церковных людей. Мне кажется, человек, не способный на подвиг стояния в очереди, не способен и на подвиг сходить в хоспис. Если он здесь не способен проявить себя, то не проявит и в другой, более тяжелой области, такой, как уход за тяжелобольными и помощь в детском доме. Причем, я хочу разграничить: помощь в детском доме деятельная, а не подарками, не подачками, которые никому не нужны.
Поверьте мне! Совсем другое дело – прийти и отдать хотя бы маленькую частичку себя конкретному ребенку, который больше всего нуждается во внимании, а не в колбасе или игрушке. Я говорю это ответственно, потому что мы не только в Москве и в Московской области ездим в детские дома, но и за пределами Московской области, где дети ходят в разных ботинках. Даже там они все равно нуждаются, в первую очередь, в общении.
И я считаю, что она очень хороша именно для городских жителей. У нас же все расписано по секундам: сон по секундам, еда по минутам. Наверное, только на соцсети отведено неограниченное время, которое пропадает, а все остальное очень серьезно регламентировано. Мы нигде не остаемся наедине с собой, мы этого боимся! Приезжаем на дачу, и пока телевизор не включили, нам кажется, что окружающая нас тишина убивает. Мы, городские жители, не умеем ждать, нам подавай всё и сразу! Если на 2 минуты раньше закрылась поликлиника или на минуту позже открылась – всё, мы уже в панике начинаем кричать: «Где же справедливость?!»,« Доколе это будет продолжаться?!». У нас нет терпения.
А очередь очень хорошо тебя останавливает: постой неопределенное количество времени – кто-то стоит час, кто-то три часа, кто-то – пять. Ты не знаешь, сколько простоишь. Побудь наедине с собой, помолись! Да, допустим, ты прочитал уже все акафисты, все молитвы, уже в соцсетях побывал, селфи сделал. А теперь – просто постой и помолись. Даже не помолись, а помолчи, побудь наедине с собой.
Вы помните, наверное, прекрасный рассказ о том, как к митрополиту Сурожскому Антонию пришла монахиня и говорит: «Батюшка, я двадцать лет молюсь, и Бог мне не отвечает». Он сказал: «А ты пробовала помолчать, чтобы услышать ответ? Ты не даешь Богу возможности говорить с тобой».
Очередь тоже к этому нас располагает. Побудьте в толпе наедине с собой – это принесет неизреченную пользу!
Фото: Ефим Эрихман
Родители подвижничают, а дети плачут?
– Отец Игорь, многие берут детей в очередь – детей старше года, которые не могут пройти по льготам. Некоторые малыши устают, они там плачут, им тяжело. Но они не выбирали это стояние – просто пришли вместе с родителями! Получается, родители подвижничают, а дети плачут. Как здесь быть? Брать детей или нет?
– Я считаю, что надо обязательно брать. Даже маленьких детей. Но – их надо к этому готовить.
– Как?
– Им надо объяснить, куда и зачем мы идем, что будет, о чем ты можешь помолиться. Причем это не делается прямо накануне, пока ты им завязываешь шнурки на ботинках. Это делается заранее. Нужно сказать: «Мы идем, чтобы молиться о том и о том. Может быть, у тебя есть какая-нибудь нужда, может быть, у тебя есть, за что поблагодарить Бога и проявить такой подвиг?»
В очереди к поясу Богородицы мы тоже стояли с маленькими детьми. Все были очень воодушевлены, настроены достоять до конца. Но стало холодно, мокро, и мы все-таки ушли из очереди. Однако мы детей всячески поблагодарили за то, что они сходили, проявили подвиг, дома им устроили даже торжественный ужин. Сколько ребенок смог, столько и выстоял! Некоторые взрослые не выдерживают, начинают нервничать, капризничать, биться в истериках, а уж что говорить о детях!
Слава Богу, наш Господь не бюрократ, то есть не обязательно отстоять от самого начала, для того, чтобы получить благодать. Помните историю о том, как один святой дошел до Иерусалима, но посчитал себя недостойным войти в святой город, а только взял три камушка оттуда и ушел. И вдруг иерусалимский Патриарх Софроний говорит: «Остановите паломника из Грузии! Он всю благодать унес!». Здесь – то же самое. Бог смотрит на наши с вами намерения. Он понимает, что у каждого – силы ограничены. Самое главное: к чему мы стремимся.
В следующий раз ребенок пойдет уже не на 30 минут, а на полтора часа. И, Бог даст, когда он вырастет, то это событие останется в его памяти. Так что не надо подходить к очереди начетнически: отстоять, приложиться, прочитать акафист – и всё, будет мне счастье! Не всегда. Если так механически, рыночно подходить – я тебе, ты мне – то ничего не будет.
– Как относиться к словам критиков этой очереди о том, что очень многие стоят, не зная толком, зачем? Или относятся к мощам по-язычески: «я приложусь, святитель исполнит мои желания, а дальше мне до Церкви нет дела»?
– «Захочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах» – мы же прекрасно знаем эту поговорку. Сейчас тебе нет дела до Церкви, но ведь ты можешь приложиться, всё просимое тобой исполнится, и после этого ты без Церкви жить не сможешь! Придешь туда, где все твое свершенное наполнится жизнью, смыслом.
Критики, которые говорят, что там язычники… Ну, сейчас язычники, а завтра – верующие люди. Сейчас они находятся в состоянии потребления, как маленькие дети – они всё едят, надевают, носят, рвут, царапают, портят и тому подобное. А потом вырастают и начинают с таким уважением относиться к твоему труду, что диву даешься. Точно так же и здесь: постоит человек, постоит, а потом в жизни обязательно встретится с Богом.
– Вам известны такие примеры среди ваших прихожан? Жизнь которых менялась после соприкосновения со святыней.
– Один из первых благотворителей журнала «Фома», который несколько лет финансировал журнал и дал ему жизнь, и при этом шел на совершенно неимоверные подвиги: когда у него не было средств платить за журнал, он продавал квартиру и давал деньги.
Так вот он организовал паломническую поездку в Иерусалим, причем не первую по счёту, но во все предыдущие он ездил, скорее, как скептик: смотрел на нашу веру. Придя в Иерусалимский храм, он приложился к Камню Помазания, как и все, чтобы не выделяться из общей череды. Но, по его словам, поднялся он от этого Камня Помазания совершенно другим человеком! Он поднялся верующим.
Таких случаев очень много. Перерождение человека – это настоящее чудо. Как было с апостолом Павлом: он сегодня еще был гонителем, и вдруг через три дня превращается из Савла в Павла, в апостола. Таких людей, которые полностью изменят свою жизнь, я полностью уверен, в очереди будет очень много.
Будут ли там отпавшие от Церкви? Обязательно будут, и в этом ничего нет удивительного. В последней главе Евангелия от Матфея рассказывается о Вознесении: как многие увидели это, развернулись и ушли, отпали от Церкви. Осталась только горстка учеников.
А для других – всё, закончилась «кормушка»: Он с нами побыл, мы в чудесах покувыркались, хлебушка наелись, рыбкой напитались, нам было интересно, познавательно, интеллектуально, весело, хорошо, но дальше мы идти не способны. Да, и такие тоже будут. Это жизнь! На какое-то время они отпадут, потом – придут, и ничего здесь страшного для Церкви нет. Это больно для Бога как любящего Отца, но Господь нам дает свободную волю, и мы ею вправе пользоваться, как угодно.
Фото: Эфим Эрихман
Пробки, перекрытые улицы и плохая организация…
– Давайте опять вернемся к критикам.
– С удовольствием.
– Вот вы говорите про свободную волю. Свободная воля одних людей – стоять в очереди на набережной Москвы-реки к мощам, а свободная воля других – как обычно ездить по центру города. Они не хотят стоять. Но вынуждены терпеть неудобство из-за тех, кто хочет. Даже некоторые люди церковные этим возмущаются, мол, разве нельзя было привезти мощи в храм на окраине города. Что можно ответить тут – про пробки, про перекрытые на два месяца улицы?
– Да, это действительно неудобно для некоторых людей. Но если раньше полностью перекрывались какие-либо улицы, сейчас этого уже нет: движение перекрывают частично. И даже если это создает кому-то неудобство, оно, я думаю, тоже засчитается как своего рода подвиг.
А потом, обратите внимание: сейчас лето, дети разъехались на каникулы, взрослые – в отпуска. Так что все очень грамотно было спланировано в принесении этих мощей.
Есть еще момент: мы всегда чем-то недовольны. Недовольные найдутся всегда: почему перекрыли, почему не перекрыли, почему дождь идет, почему не идет?..
– А как вы относитесь к тому, что говорят «на святынях наживаются»? Начиная с того, что по ходу очереди стоят палатки, где продают масло, иконки, акафисты, и заканчивая тем, что вокруг таких очередей часто собираются мнимые нищие, мошенники? То есть – что принесение святыни становится поводом для кого-то заработать денег.
– Во-первых, там же нет принудительной покупки билета. Нет же такого, что ты не пройдешь в храм, если не купишь свечечку или иконочку. Человек сам выбирает. Он может дома накрутить бутерброды, взять термос и прийти. А другой знает, что без комфорта он жить не может, и поэтому готов отдать 500-1000 рублей за еду, которую ему предложат на набережной.
Но ведь кроме всяких яств платных, там есть и бесплатные: чай бесплатный в автобусах, волонтеры развозят воду, еду, раздается бесплатная литература. Молодежный отдел Московской епархии вместе с Комиссией по миссионерству и катехизации напечатал почти полмиллиона листовок для бесплатного распространения. Сейчас готовятся к печати 50 тысяч книжечек про святителя Николая. Так что там не только будет нажива со стороны, но и очень серьезная работа Церкви среди людей, которые придут.
Будут обязательно и какие-то профессиональные нищие. А как по-другому нас к милосердию сподвигнуть? Наверное, по-другому не сподвигнешь! Ведь нищие возникают не там, где хорошо подают, а там, где в этом нуждаются люди.
– Вы имеете в виду, что сами дающие нуждаются в том, чтобы подавать?
– Да, чтобы хоть так оказывать милосердие, чего-то себя лишить! Милосердие – это же всегда лишение. Меня всегда очень поражал Саров в этом плане. Я несколько раз был там, это закрытый город, где каждый друг другу знаком. И даже там есть свой нищий! Откуда он взялся, и почему он там? Никто не знает. Нищие – это лакмусовая бумажка общества. Мы думаем, что развращаем их подачками, и, наверное, бездумное откупание от нищих – действительно неграмотный подход. Но когда ты подходишь с умом к подаянию, тогда и нищие тебе сразу становятся необходимыми.
– Как вы считаете, стоит ли вообще вступать в дискуссии по поводу очереди к мощам? Допустим, вы стоите, а ваш прихожанин демонстративно отказывается от этого – тут вообще стоит спорить, что-то доказывать?
– Нет, я считаю, что, если человек задает подобный вопрос, конечно, ему надо попробовать ответить. Например, можно привести такой аргумент. Господь в Священном Писании говорит друзьям Иова Многострадального: «Я вас не послушаю, а вот если попросит за вас брат ваш Иов, его послушаю, угодника Моего».
Да, я не могу напрямую обратиться к Богу по одной простой причине – я плохой, я очень правильный, как друзья Иова, которых можно назвать религиозными догматиками. Лично я плохой, мне необходимо заступничество святых, мне хочется приобрести в их лице таких друзей, которые бы сказали: «Господи, давай послушаем его, исполни его просьбу». И Господь угодника Своего, святителя Николая, обязательно послушает.
Но если человек пытается тебя унизить в форме вопроса, наверное, дискутировать не стоит. Надо сказать: «Брат, так оно и есть – я дурак, ты умный» – и отойти.
Будьте всем довольны!
– Отец Игорь, какое ваше личное отношение к этому святому? Есть ли у вас истории, связанные с его помощью?
– Во-первых, временный храм, который мы построили, освящен в честь святителя Николая. До 1979 года на этом месте оставался остов старого храма святителя Николая – его снесли перед самой Олимпиадой-80, чтобы он не портил вид для олимпийцев, которые здесь должны были гулять. Храм снесли, кладбище сровняли с землей, деревню разрушили и поставили парк. Получается, перед Олимпиадой-80 храм снесли, а перед Зимней Олимпиадой-2014 мы начали его восстанавливать.
А события в жизни, которые связаны со святителем Николаем, они есть, наверное, у каждого. Мне тут о чем-то пока рановато говорить, на самом деле… Но я упомянул, что мне хочется стать его другом. Не потому, что я такой корыстный, желаю, чтоб меня Господь услышал, но все-таки я к народной мудрости прислушиваюсь: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Фото: Эфим Эрихман
– Последний вопрос. Чего бы вы пожелали тем людям, которые будут стоять в очереди?
– Что пожелать? Пожелать можно, чтобы каждый стал лучше.
Я желаю, чтобы все ваши пожелания сбылись – но даже не те, о которых вы просите, а те, которые действительно необходимы. И чтобы вы в этом увидели промысел Божий. Кто-то, может быть, обретет работу, кто-то найдет друзей, кто-то обретет свою «половину», кто-то родит первенца, а кто-то просто скажет: «Господи, я хочу выучить язык, Твой, на котором Ты говорил в земной жизни», а другой попросит о возможности построить храм и так далее. Абсолютно все что угодно можно просить! А иной человек скажет: «Мне ничего не надо. Я хочу просто побыть рядом с тобой, святителю отче Николае. Всё у меня хорошо, все у меня есть. Я всем доволен!».
Вот я желаю, в первую очередь, чтобы все наши прошения исполнились, но и вместе с тем – чтобы каждый имел довольство тем, что у него уже есть. Чтоб каждый был доволен всем тем, что совершается в его жизни.
Беседовала Валерия Михайлова
Очередь к мощам святителя Николая Чудотворца растягивается по набережной Москвы-реки от Храма Христа Спасителя к Крымскому мосту и дальше. Возле нее каждый день дежурят священники, чтобы отвечать на вопросы людей, пришедших поклониться святыне. Часть из них — из Восточного викариатства Москвы. Вместе с ними там ежедневно бывает и управляющий викариатством, глава Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. По просьбе портала Милосердие.ru владыка Пантелеимон рассказал о том, кто приходит поклониться святыне, чего можно ожидать и о чем нужно помнить тому, кто собирается к мощам святого Николая.
— Сколько времени сейчас занимает ожидание в очереди к мощам?
— Людей много. 24 мая в очереди к мощам стояли три часа, 25 мая — уже четыре, она начиналась почти от зданий Генштаба на Фрунзенской.
— Как организован допуск инвалидов?
— На углу Остоженки и Соймоновского проезда есть пост, где дежурят социальные работники. Инвалидов первой группы, по паспорту и предъявлении документов, подтверждающих инвалидность, пускают в начало очереди. Также пропускают людей с грудными младенцами на руках и в колясках. Я видел, как там пропускали беременную, как женщину, которая не могла подняться в храм сама, поднимали на подъемнике для инвалидов.
Очень много детей стоят в очереди вместе с родителями. На пути следования есть автобусы, где можно отдохнуть, поэтому для них это не так сложно.
Вообще, все организовано очень хорошо. Обеспечивают питанием. Люди стоят в очереди, для кого-то это тоже небольшой подвиг.
— Кто пришел поклониться мощам святителя Николая, о чем спрашивают священников?
— Многие приходят со своими скорбями. У кого-то умерли близкие, у кого-то внезапно умер ребенок, у кого-то внук не разговаривает, хотя ему уже три года. У других операция, у третьих дети больные, у четвертой сын перестал общаться с матерью… Очень много людей несчастных.
Много воцерковленных, а есть и те, кто мало ходит в храм, никогда не исповедовался. Когда я спрашивал их, чего они идут просить у святителя Николая, многие — иногда даже хором — отвечали, что идут просить здоровья. Этим людям я объяснял, что здоровье души важнее, чем здоровье тела.
Стоят в очереди неверующие и некрещенные, стоят мусульмане, один мужчина спрашивал, можно ли ему идти к мощам, если он принадлежит к Армянской церкви. Очень много разных людей.
Люди, стоящие в очереди очень отзывчивые, готовые друг другу помогать. Они молятся. Просят, обращаются к Богу. Такие замечательные, хорошие.
— Что нужно знать тому, кто собрался идти к мощам, о чем нужно помнить?
— Такой человек, во-первых, должен быть готов простоять в очереди несколько часов. И конечно, в это время нужно не просто смотреть по сторонам и в нетерпении ожидать, когда пустят приложиться к святыне. Это время надо провести в молитве — к Богу, святителю Николаю, к Божией Матери.
Человек должен подумать, прежде всего, о здоровье своей души. Хотя, конечно же, если человек болен, или больны его близкие, он просит об исцелении. Но нужно подумать и о своих грехах. Господь пришел, чтобы дать нам жизнь, и дать ее с избытком. И в этом мире радость такой жизни воспринимается душой человека на духовном уровне. Очень важно, чтобы душа могла эту радость воспринять.
Когда мы чего-то просим у святителя Николая — хотя он и помогает бескорыстно, но мы сами должны подумать о том, чем мы можем ответить на его любовь и заботу о нас. Когда идешь к святыне — нужно обещать отказаться от каких-то вредных привычек, обещать не делать каких-то грехов. Если человек никогда не исповедовался, очень хорошо было бы сходить на исповедь.
Очень важно понимать, что святой Николай помогает нам не сам по себе, как какой-то «сверхчеловек» — а как проводник Божественной благодати. И эта благодать подается человеку не только когда он прикладывается к мощам. Она подается в церковных Таинствах — когда мы исповедуемся, причащаемся, мы приобщаемся к этой благодати и получаем ее от Бога.
К сожалению, не все это понимают, и не все люди, стоящие в очереди к мощам, знают о церковных Таинствах, не все стремятся чаще в них участвовать — хотя, конечно же, это прямой путь к получению того, что они хотят получить по молитвам святителя Николая.
Что еще важно помнить и понимать: святитель Николай прославляется Церковью, как «правило веры, образ кротости, учитель воздержания». Этим добродетелям, вере, кротости и воздержанию, человек может научиться у святителя Николая. Хорошо было бы почитать его житие, попросить его, чтобы он дал нам эти добродетели.
К сожалению, многие люди, верящие в Бога — верят неправильно. И научиться правой вере, той, что была у святителя Николая, было бы очень хорошо. Кротость — добродетель, к сожалению, не всегда распространенная даже среди православных христиан. А ведь без кротости нельзя получить благодать, нельзя получить прощение грехов, нельзя научиться радоваться по-настоящему.
А воздержание? Хорошо, когда люди свободно себя ведут — но когда свобода превращается в разнузданность, в следование своим похотям — тогда она, конечно, ведет ко злу. Учиться воздержанию, этой добродетели, которая необходима для спасения — ведь в Царство Небесное ведут не широкие, а узкие врата — мы тоже можем у святителя Николая.
В настоящее время следует констатировать, что длина очереди из паломников, которые направляются к мощам святого Николая Чудотворца, находящимся в Храме Христа Спасителя, не уменьшается. В результате, в зависимости от дня недели, людям приходится выстаивать от пяти до десяти часов.
Российские граждане, среди которых большинство жителей столицы, активно интересуются, где можно занять очередь в Храм и сколько времени придется выстоять в таком большом потоке людей. Особо большое скопление паломников отмечается именно в праздничные и выходные дни. Сегодня, 12 июня 2017 года страна отмечает большой праздник – День России, который является нерабочим. Вследствие этого формируется очень большая очередь, поскольку у многих людей нет необходимости идти на работу.
Многие люди, которые смогли попасть в Храм и приложиться к мощам великого святого, пишут позитивные отзывы, поскольку чувствуют ту силу, которую отдает святыня. В большинстве своем приходящие паломники просят об исцелении от заболеваний, даровании здоровья и помощи в решении различных проблем.
Сегодня, 12-го июня, в понедельник, очередь к святыне в Храм формируется около станции столичного метрополитена «Парк Культуры». Чтобы занять место в потоке верующих, необходимо выйти на указанной станции и идти по Крымской набережной в Храм Христа Спасителя в общей очереди.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});
Кроме этого, имеется льготная очередь, однако место в ней могут занять только матери с грудными младенцами, женщина на позднем сроке беременности, люди с проблемами опорно-двигательного аппарата, а также люди, сопровождающие этих инвалидов.
Святыня доступна паломникам с восьми утра и до девяти часов вечера. На это стоит обратить внимание, чтобы успеть попасть в Храм. Перед тем, как отправиться занимать очередь, следует иметь в виду, что нужно иметь головой убор на случай солнцепека, а также необходимый запас еды и питьевой воды. Если паломник принимает какие-то лекарственные препараты, их тоже нужно взять.
В России святой Николай Чудотворец — самый любимый и почитаемый. Николаю молится очень много верующих людей по всему миру. Николай известен тем, что мог творить чудеса, и поэтому его называют Чудотворец. Существуют поверья, что святой может исполнять желания людей и помогать им становиться на путь праведный.
Мощи доступны для посещения до 21 часа. Обратите, пожалуйста, на это внимание. Для того, чтобы стояние в очереди было более комфортным, помните, что нужно одеваться по погоде, иметь головной убор, бутылочку питьевой воды. Если вы принимаете лекарства, не забудьте их также взять с собой.
Николай Чудотворец — один из самых уважаемых и любимых святых в России. Ему на регулярной основе молятся миллионы верующих во всем мире. Прославился он тем, что совершал чудеса, что отразилось и на его имени — Чудотворец. Николай Чудотворец, согласно поверьям, исполняет различные желания и помогает человеку встать на путь истинный.
Читайте так же по теме:
Льготы при оплате ЖКХ, или верни до 20% от оплаченных счетов Надо ли платить налог за баню, беседку, теплицу и сарай на даче? На сколько повысят зарплаты сотрудниками Почты России с 1 марта 2018 года Великий пост: пять главных заблуждений Что изменится для россиян в марте 2018 года: четыре главных нововведения