Папа пий 14. "молодой папа" с позиций психоанализа

Сериал «Молодой Папа» был благосклонно принят широкой аудиторией. История американца Ленни Белардо, ставшего самым молодым Папой Римским - Пием XIII, не оставила равнодушной ни верующих, ни атеистов, ни католиков, ни православных. Его вера оказалась для папского престола слишком революционной, взгляды - слишком консервативными, а жизнь - слишком безупречной. Общество безоговорочно приняло тот неоднозначный, почти скандальный образ Церкви и священства, который представлен в этом сериале. И это тем более удивительно, если учесть, что сегодня любой информационный повод, связанный с Церковью, раскалывает общество на два непримиримых лагеря: сторонников и противников его «клерикализации». Попробуем разобраться, в чем тут дело.

Циник или юродивый?

С одной стороны, «Молодой Папа» - это кино типично развлекательное. Блистательный Джуд Лоу, исполняющий роль главного героя, умопомрачительно красивые съемки, тонкая ирония, остроумные диалоги в духе Хармса делают этот сериал великолепным фоном для интеллектуального отдыха. С другой стороны, в нем поднимаются сложные вопросы о природе веры и неверия, об отношении современности и традиции, о Церкви и священстве, Боге и человеке, о святости и грехе, которые требуют серьезного отношения, обдумывания и, в конце концов, ответа.

Кто же такой Папа Пий XIII? Прожженный циник, смеющийся над тайной исповеди, или святой, по чьей молитве Бог воскрешает умерших? С первых кадров сериала мы видим, что режиссер пытается нас шокировать двойственностью этого образа - образа человека, который идет по тонкой грани, отделяющий порок от благочестия, веру от неверия, цинизм от принципиальности. Чего стоят хотя бы две проповеди, произнесенные понтификом с балкона на площади святого Петра! Первая звучит в первые минуты первой серии и является настоящей апологией... греха. Новоиспеченный Папа призывает добрых католиков вспомнить о «простых радостях» жизни: блуде, чревоугодии и прочих мерзостях, которые стали «ценностями» современного толерантного миропорядка. Первая речь молодого Папы от начала до конца является злой пародией на политику «открытости миру».

Второй его речи позавидовал бы сам Савонарола (Джироламо Савонарола - итальянский монах, реформатор, проповедник XV века, резко бичевавший людские пороки, призывавший к покаянию и предвещавший Италии Божии кары за грехи народа. - Ред .). Она до того прекрасна и ужасна одновременно, что я позволю себе привести из нее довольно большой отрывок. «Что мы забыли? Мы забыли Бога! Вы забыли Бога. <...> И мы Ему не интересны - до тех пор, пока сами всецело Им не заинтересуемся, не посвятим себя Ему. Я слышу, что люди говорят: "Освободитесь от Бога!" Но боль от этого освобождения невыносима. И до того остра, что может убить». В этом пламенном обращении соединены в безумный клубок и горячая вера, и тоска богооставленности, и величайшая гордыня человека, взявшего на себя смелость говорить от имени Господа. Молодой Папа пытается заставить свою теплохладную паству вспомнить о всемогуществе Божием, сбросить иго равнодушия, вновь ощутить трепет перед Его величием. Но остывшей вере он противопоставляет не чудо Божиего присутствия, а нечто прямо противоположное - «чудо и авторитет» - соблазны Великого Инквизитора, о которых писал Ф. М. Достоевский.

Чудо и авторитет

Мир перестал уважать святыню. Церковь стала для него чем-то вроде клуба по интересам, а Папа, наместник Бога на земле, кем-то вроде известного политика, но не более. Авторитет Церкви нужно восстановить. Но как? Папа Пий XIII предлагает совершить «медийное самоубийство»: не заигрывать с миром, но придать его анафеме, не искать популярности у светских СМИ, но гордо отвернуться от них. Собрав первую и последнюю пресс-конференцию, Папа даже не удосужился пообщаться с журналистами лично, он передал им, что его совершенно не интересует их мнение о его персоне и его политике. Он увольняет штатного фотографа Ватикана, потому что у Папы Римского не должно быть никаких фотографий. Папа Римский - никто рядом с Господом Иисусом Христом. Но рядом с простыми католиками, такими несовершенными в вере, Папа Римский - кумир, идол, рок-звезда от католицизма, недоступная, таинственная, вызывающая слухи и кривотолки. И все это для того, чтобы человек, не способный поклониться чуду, поклонился хотя бы авторитету Римского Папы. В этом проявляется и традиционализм веры главного героя сериала, и его революционность.

Ленни хочет восстановить традицию в ее самом консервативном, самом суровом изводе. Он надевает роскошное облачение, папскую тиару... Понтифика несут на носилках двенадцать кардиналов, а потом каждый из кардиналов униженно лобызает его туфлю. Все это смотрится, по правде говоря, омерзительно. Перед нами не возрождение, а осмеяние традиции. И даже не потому, что облачение Ленни сопровождает фривольной песенкой вместо молитвы, а потому, что в той Церкви, которую мечтает возродить Пий XIII, есть страх, но нет благодати, есть тоска по Богу, но нет Его присутствия. Все герои сериала так или иначе страдают от религиозных сомнений. Особенно глубока и безысходна тоска священства. Нам много раз на протяжении всего сериала показывают иерархов Католической Церкви, охваченных страхом, унынием, сомнением, впавших в самые тяжелые грехи. Почему? Что же такого с ними случилось, что все они потеряли веру? Неужели Бог совсем не откликается на их молитвы? Откликается, да еще как! Пий XIII предстает в сериале настоящим чудотворцем. Но, даже творя чудеса, он признаётся в том, что... не верит в Бога.

Зачем курит Римский Папа?

Папа экстравагантен. Он курит во время молитвы, не уважает тайну исповеди, разводит кенгуру, носит белые тренировочные штаны и темные очки. А еще он молится на дне бассейна. Экстравагантность, странность, даже некоторая глуповатость - все это, с точки зрения создателей сериала, является неотъемлемыми чертами людей Церкви - маргиналов, смешных чудаков, старых и некрасивых, раздвоенных, сомневающихся, неверных. Несчастных. Напрасно мы станем искать в сюжете сериала ответ на вопрос о природе религиозного кризиса, поразившего всех его героев. Все дело в том, что, по мнению создателей сериала, только ущербному религиозному опыту готов сочувствовать современный зритель. Только такая Церковь его, зрителя, не оттолкнет и не испугает. Потому-то и не отталкивают грозные обличения экранного Римского Папы неверующую аудиторию, что обличения его - это всего лишь странные слова симпатичного чудика.

Кризис веры

Авторы сериала не смогли объяснить природу религиозного кризиса. По всей видимости, они и не ставили перед собой такой задачи. Они говорят со зрителем на языке современного кинематографа, для которого характерны неразрешимая двусмысленность, чисто механическое сочетание противоположных высказываний, метания героя между верой и неверием, холодностью и любовью, между молитвой и кощунством.

И все-таки в сериале мы можем найти не выдуманные, а подлинные признаки кризиса веры. И главный признак заключается в том, что мы не найдем здесь очень важных составляющих церковной жизни. На протяжении всего сериала мы практически не видим богослужения. Молитва здесь показана не как естественная, неотъемлемая часть жизни христианина, а как нечто экстраординарное, доступное только избранным, молитвенный же экстаз Ленни больше похож на цирковое представление. В жизни героев отсутствует исповедь как Таинство, а то, что в сериале называется исповедью, почти ничем не отличается от простой беседы по душам. И, может быть, самое главное: в сериале полностью отсутствует понятие греха. Грехом здесь считаются только самые грубые проявления плотских страстей, блуда. Да, эта страсть совершенно чужда Ленни, зато он полностью порабощен другим, не менее смертоносным пороком - гордыней, которая маскируется под смирение. Остается только удивляться глухоте создателей сериала, которые не слышат внутренней саморазоблачающей иронии в словах Ленни о том, что священника нельзя напугать грехом, как хирурга нельзя напугать видом крови, ведь он каждый день встречается с грехом в исповедальне. Правильнее было бы, конечно, сказать: встречается в глубине своего сердца...

Церковь изображена в сериале и пугающей, и влекущей, и возвышенной, и смешной. А главный герой показан одновременно и как «свой в доску парень», и как совершенно недоступный иерарх. Именно такой хочет видеть Церковь и ее служителей современный зритель. Он хочет, чтобы в ней были и чудесные исцеления, и играющие в футбол монашки. Чтобы в ней была тайна, чудо и авторитет, но чтобы эта тайна не пугала, а развлекала...

Режиссер и автор сценария сериала Паоло Соррентино нигде прямо не высказывался о вопросах веры и не обозначал свою религиозную принадлежность. И все же мне кажется, что этот сериал снят из глубины религиозного сознания, но снят так, чтобы «зацепить» в том числе и неверующих. И даже равнодушных к вере не оставить равнодушными.

Пий XIII

Герой сериала «Молодой Папа» — 47-летний Ленни Белардо — родом из Бруклина, США. Действие ленты происходит в наши дни. После избрания папой Белардо сменил имя на Пий, став тринадцатым понтификом, названным в честь этого святого.

В реальности папы Римского Пия XIII не существовало: персонаж придуман сценаристами сериала.

Ленни в детстве бросили родители-хиппи, а воспитывался он монахинями. Его детские травмы и личные потрясения впоследствии влияют на миллиард верующих католиков. Пий XIII хочет стать отцом для верующих и практически на протяжении всего сериала пытается избавиться от мыслей о трагическом детстве, которые постоянно одолевают его. Ему приходится отречься от «понятного» мира и войти в мир гораздо более сложный — духовный.

Франциск

Папа Франциск (до избрания — Хорхе Марио Бергольо) родился в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Детство провел в семье железнодорожного рабочего и домохозяйки. Он на собственном опыте ощутил, как живется простым трудягам, начав с раннего возраста подрабатывать: сначала уборщиком, химиком-лаборантом, а после и вовсе вышибалой в ночном клубе. В 12 лет он влюбился в свою соседку. Он сказал ей: «Если я не женюсь на тебе, я буду священником» — и, как мы видим, сдержал свое слово.

Мать будущего понтифика хотела, чтобы ее сын стал доктором. Но ее надежды рухнули в 1958 году, когда Бергольо решил вступить в орден священников-иезуитов.

Его привлекали их военное послушание и дисциплина. Как священнослужитель Бергольо сформировался во времена так называемой «грязной войны» в Аргентине, начавшейся с государственного переворота.

Практически сразу после вступления в орден Бергольо был назначен наставником послушников, а два с половиной года спустя — главой провинции. Через несколько лет Бергольо стал священником, а позже возглавил аргентинских иезуитов. Некоторое время он жил в точно таких же условиях, как и самое бедное население Буэнос-Айреса, в крохотной квартире, сам готовил себе еду и пользовался общественным транспортом. Поэтому и получил в народе прозвище Епископ Трущоб.

В 2005 году Бергольо был одним из наиболее вероятных кандидатов на пост папы после смерти предыдущего главы католиков Иоанна Павла II. Но его обошел Йозеф Алоиз Ратцингер, ставший в итоге понтификом Бенедиктом XVI. Впрочем, в 2013 году тогда 86-летний Бенедикт сложил полномочия в связи с состоянием здоровья, и конклав избрал 266-м папой Римским Хорхе Марио Бергольо.

Франциск — первый во многих начинаниях. Он впервые представил орден иезуитов в понтификате. Он является первым папой из Нового Света. Кроме того, до Франциска никто не принимал имя этого святого.

Повседневная жизнь и характер

Пий XIII

Папа — заядлый курильщик с невероятно раздутым эго. Он страдает от обета безбрачия, роскошным трапезам предпочитает скромный завтрак, а из напитков — вишневую колу. Правила на себя он примеряет неохотно (например, спокойно курит даже на территории церкви), зато к другим в этом плане крайне требователен. Пий XIII запрещает любые проявления фамильярности по отношению к себе, а однажды и вовсе отругал пожилую монашку за то, что та поцеловала его в лоб.

Все свои планы и реформы он совершает самостоятельно, не совещаясь с кардиналами. Основная его идея — реформировать святой престол и возродить прежнее великолепие церкви. Он расчетливый и безжалостный манипулятор, не считающий грехом распространение сплетен про своих приближенных.

Своенравность и жесткость характера папы подтверждается тем, что он с легкостью избавляется от идейных соперников, отправляя их служить на Аляску.

В понимании Пия только вера может двигать людьми, все остальное лишь мешает служению Богу. Папство Пия XIII основано на теореме отказа: его прихожане должны перестать думать о себе и полностью погрузиться в веру, принять ультраконсервативную доктрину своего папы. Ленни требует абсолютной преданности, а не эпизодических отношений, которые церковь выстраивает с большинством людей.

Франциск

Госпереворот в Аргентине сильно повлиял на характер тогда еще епископа Хорхе Бергольо. Бесконечные нападки на церковь со стороны власти, пытки священников — все это заставляло Бергольо быть более осторожным, но в то же время ему приходилось защищать своих приближенных, рискуя своей жизнью. Из строгого, авторитарного и консервативного епископа Хорхе превратился во внимательного и мягкого человека.

В 2001 году Бергольо призывал народ Аргентины бороться с деятельностью наркодилеров: «Давайте закроем эту темную страницу нашей страны. Остановим торговцев смертью». Он знал, что это заявление угрожает его безопасности, но понимал, что жители аргентинских трущоб нуждаются в поддержке. Кроме того, он увеличил число священников в таких местах в четыре раза.

Франциск отказался от многих папских привилегий. Например, узнав о своем назначении, он полетел в Рим эконом-классом.

А уже после избрания понтификом он специально вернулся в отель, в котором на время остановился в Риме, чтобы оплатить свой счет. Его приближенные также отмечают, что папа всегда самостоятельно носит свой багаж во время путешествий. Отношение понтифика к вишневой коле выяснить не удалось, но в числе любимой еды он называл мексиканские пирожки эмпанадас, стейк и мороженое.

Отношение кардиналов

Пий XIII

Пия кардиналы считают «фотогеничной марионеткой». Его приближенные надеялись, что он отблагодарит их за поддержку во время избрания, однако бруклинский сирота не слушает никого, кроме сестры Мэри, находившейся рядом с ним с раннего детства.

Надежды манипулировать молодым папой развеялись с первых же часов правления понтифика: кардиналы с ужасом начинают осознавать, что спокойная жизнь осталась в прошлом. Ленни папствует в свое удовольствие и управляет Ватиканом, заставляя своих приближенных падать на колени и погружаться в паутину его интриг.

Пий XIII не ценит дружеские отношения, категорически не приемлет советы и помощь приближенных, а также постоянно делает им замечания.

Под столом у Белардо установлена специальная кнопка на случай, если какая-то встреча будет напрягать понтифика или он посчитает ее бесполезной потерей времени.

После нажатия в комнату заходит помощник, который напоминает ему о неких «важных делах» и избавляет папу от неприятного общества. Такой опцией Ленни пользуется при каждой возможности после буквально нескольких минут разговора с любым собеседником.

Франциск

К сожалению, у папы Франциска нет волшебной кнопки под столом. Ему она и не нужна: понтифик с легкостью находит общий язык со своей командой. Для более плотного и плодотворного сотрудничества с подчиненными папа отказался от переезда в роскошный Апостольский дворец и решил жить в менее формальной обстановке, в доме святой Марфы, расположенном неподалеку от собора Святого Петра. В этом здании проживают кардиналы, епископы и особые гости Ватикана.

Свита папы Римского состоит почти из сотни человек. Его Святейшество не пользуется услугами стилиста или персонального тренера, хотя в штабе есть папский врач и несколько работников, отвечающих за гардероб. Одна из обязанностей штаба папы Римского — координация литургических мероприятий. Этим занимается специальная команда во главе с монсеньором Гвидо Марини. Если Иоанн Павел II любил красочные праздники, то Франциск предпочитает спокойную литургию.

Поведение на публике

Пий XIII

Пий XIII принципиально против персональной сувенирной продукции, которая является одним из основных источников дохода Ватикана: «У меня нет изображения. Я никто. Существует только Иисус Христос».

Он увольняет всех папских фотографов, а если кому-то и удается его сфотографировать, то он сразу же выкупает все снимки.

Коллеги называют такое поведение «медийным самоубийством», но это ни капли не волнует Пия XIII: он хочет сделать из себя «недостижимую рок-звезду».

Папа также отказывается от всех публичных выступлений, заставляет своих подчиненных отвечать на письма прихожан церкви. Если кардиналам удается уговорить понтифика выступить перед общественностью, он намеренно опоздает на свое «явление народу». Папа отклоняет все публичные речи, которые специально для него пишут приближенные. А десятитысячной толпе он заявляет: «Вы должны понимать, что к вам я не буду близок никогда, потому что перед Богом все одиноки».

Франциск

Франциск, в отличие от Пия XIII, самостоятельно отвечает на все поступающие в церковь письма. Он также известен своими неожиданными звонками прихожанам церкви, пишущим ему письма. Итальянская газета даже опубликовала специальный гид, в котором поделилась советами о том, как можно поговорить с папой. Там есть как советы от Капитана Очевидности вроде «пишите по такому-то адресу», так и необычные лайфхаки вроде того, как правильно обращаться к Святейшеству.

Более того, понтифик является активным блогером: ежедневно он пишет твиты для более чем десятимиллионной аудитории. «Интернет дает безграничные возможности для неожиданных встреч и единения и оттого является чем-то по-настоящему благим — даром Божьим», — заявил Франциск.

A photo posted by Pope Francis (@franciscus) on Jul 30, 2016 at 12:31pm PDT

Также Франциск планировал зарегистрироваться в Facebook, но кардиналы церкви отговорили его: там понтифик «может столкнуться с массой негативных комментариев».

Кстати, в сентябре 2015 года во время визита Франциска в США в социальной сети Twitter были запущены хэштеги со специально созданным в честь папы эмодзи.

Близость к народу для Франциска важнее всего, даже личной безопасности. Поэтому и список его публичных деяний намного богаче списка героя сериала «Молодой Папа». Например, в 2001 году, будучи архиепископом Буэнос-Айреса, он омыл и поцеловал ноги 12 больных СПИДом в аргентинском хосписе. В ноябре 2013 года папа обнял и благословил мужчину, страдающего нейрофиброматозом (болезнь, при которой все тело покрывается опухолями), и омыл ноги малолетним преступникам, в том числе двум девушкам-мусульманкам. А в 2014 году по приказу Франциска в центре Ватикана были установлены три душевые кабины, которыми могли воспользоваться бездомные люди. Впоследствии подобные кабины были установлены в церковных приходах по всему Риму.

В том же 2014 году Франциск неожиданно посетил столовую Ватикана, чтобы пообедать с местными рабочими: взял пластиковый поднос и встал со всеми в очередь. Он заказал тарелку макарон без соуса и треску с жареными помидорами, а затем, к всеобщему удивлению, сел за длинный стол с группой рабочих и произнес молитву перед тем, как приступить к пище.

Принимая роскошные и необычные подарки, папа зачастую продает их, а деньги отдает на благотворительность. Так, в 2013 году понтифик получил мотоцикл фирмы Harley-Davidson после того, как он дал благословение сотням мотоциклистов на площади Святого Петра. Позже байк был продан за $327 тыс. в Париже на благотворительном аукционе.

Отношение к гей-сообществу

Пий XIII

Главный герой сериала не может определиться со своими взглядами на ряд социально важных проблем. Он то высказывается в защиту геев, абортов и эмансипации, то замышляет запретить гомосексуалам находиться в рядах священников.

Ориентация Пия XIII остается под вопросом на протяжении трети сезона.

В первом эпизоде ему снится сон, где он взывает к тысячной толпе: «Мы забыли, как устраивать гей-браки. Забыли разрешить священникам любить друг друга и даже жениться». В следующем же эпизоде Пий XIII общается с префектом конгрегации по делам духовенства. Из беседы с ним он узнает, что кардинал является гомосексуалом. Понтифик незамедлительно пользуется своей «спасительной кнопкой» и завершает разговор со священником, а позже и вовсе предлагает разжаловать его из кардиналов.

Франциск

Хотя понтифик Франциск открыто высказывает свое недовольство легализацией однополых браков в Аргентине и не поддерживает усыновление детей гей-парами, в 2013 году в интервью журналистам на борту самолета, следующего из Бразилии, папа заявил:

«Если человек — гей и обладает доброй волей, и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?»

Франциск против так называемого гей-лобби, которое, по его словам, является «разрушительной претензией против плана Божьего».

Гомосексуализм в его понимании — «махинация с отцом лжи, который стремится запутать и обмануть детей Божьих». В то же время папа Франциск активно поддерживает либеральных архиепископов, выступающих за однополые браки.

В июне 2016 года понтифик заявил: «Римская католическая церковь и простые христиане должны извиниться перед геями за прежнее отношение к ним». Он считает, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации не должны быть маргиналами в глазах общества и подвергаться дискриминации. Папа простил священников-геев и отпустил все их грехи. «Я считаю греховными акты однополой любви, но не гомосексуальную ориентацию как таковую», — сказал Франциск в интервью в 2013 году.

Одежда

Семья Гамарели шьет одежду для понтификов, кардиналов и священников с 1798 года. Их задача — обеспечить нового папу гардеробом для публичных мероприятий. Законченные одеяния, до того как их отправят в Ватикан, можно увидеть в витрине их римского магазина.

Примечательно, что папское одеяние, которое носит главный герой сериала в исполнении Джуда Лоу, было сшито в том же ателье. Что касается приближенных Пия XIII, практически все они носят вещи темных тонов.

Франциск после назначения на пост папы отказался от дорогих вещей, которые носят понтифики и другие архиепископы.

Он решил не носить роскошные красные туфли, сделанные специально для него, и предпочел им свои старые, изношенные черные туфли из Буэнос-Айреса. Он также отказался от традиционной красной мантии, сказав: «Время карнавалов прошло».

Увлечения

Что касается хобби Пия, то из сериала выясняется, что он неравнодушен к животным. Так, однажды в качестве презента из Австралии он получает кенгуру. Пий XIII приручает животное и позволяет ему свободно прогуливаться по садам Ватикана.

А папа Франциск неравнодушен к футболу, особую симпатию он оказывает аргентинскому клубу San Lorenzo de Almagro. Из других видов спорта папу привлекают танцы: в юности он часто посещал танцевальные вечера танго со своими друзьями. Также главе католической церкви нравится фантастика, в частности он прочитал многие произведения Толкиена. А вот

телевизор понтифик не смотрит с 1994 года, поскольку дал соответствующий обет Деве Марии.

В свободное от службы время Франциск любит готовить: по слухам, особенно ему удается паэлья.

Понтифик также обладает хорошим чувством юмора. Когда Бергольо был избран папой, он сказал другим кардиналам: «Да простит вас Бог за то, что вы сделали». Фотографы также однажды запечатлели момент, когда он примерил красный клоунский нос.

К своему возрасту понтифик относится так же — с юмором. «Это необыкновенно для всех нас — кардиналов, епископов, священников и мирян, — что мы призваны служить церкви в любом возрасте», — говорил он в одном из интервью. А три бывших кардинала Римско-католической церкви отшутились на вопрос журналиста CNS о предстоящем юбилее папы: «80 лет — это начало новых 60!»

Всем привет!

Я пропала на некоторое время с lrecommend... Все просто - меня захватил сериал - "Молодой папа".!

Если вы, ориентируясь на название, подумали, как я сначала, что это семейная комедия, то увы, вы не угадали - это сериал совершенно о другом - о церкви, о любви, о сексе, о закулисных интригах, поиске Бога и таинствах католической церкви.

Главная сюжетная линия сериала.

Главной римской католической церкви становится молодой, амбициозный, 47летний священник из Нью-Йорка.

Кто поставил его на сей пьедестал? Совет кардиналов, святой дух или сеть заговоров?

Сюжет - утопия, фантазия на тему "что было бы", придя к власти своенравного, молодого Папы - революционера, который бы решил внести свои порядки в обыденный устой католической церкви и внесшего переполох в тихую молельную гавань.

Почему сериал "цепляет" сразу? Ты словно погружаешься в закулисные тайны, спрятанные от всего человечества в святая святых.

Режиссер захотел показать всю подноготную, все грязное белье, поднять острые вопросы, тем самым дать зрителю тему для рассуждения - "что такое хорошо и что такое плохо". Одни, даже логичные стороннему наблюдателю, поступки могут привести к непоправимым последствиям.

Картина поражает великолепием костюмов и интерьеров, интересная подача звукового сопровождения.

Любопытный факт - съемки проходили вне Ватикана.

Ни один из эпизодов не был снят в Ватикане. Все декорации, включая Сикстинскую капеллу и папскую библиотеку, были воссозданы на киностудии Чинечитта. По словам режиссера, Ватикан отказался от любого сотрудничества, поэтому создателям сериала пришлось воссоздавать декорации, снимая с разных точек и под разным углом.

Почему я указала категорию "18+" - сериал сложный и несмотря на казалось бы антирелигиозный контекст, заставляет вдумчивому зрителю рассмотреть зерно глубокой веры в человеке, который на первый взгляд не верит в Бога и наоборот порочность, алчность, гордыню и другие грехи в санах священнослужителей.

Обращаю внимание - сериале есть пикантные сцены!

Герои .

Я не буду писать подробно о том кто есть кто и кем приходится Папе Римскому, дабы сохранить интригу . Я хочу , что бы вы сами , как и задумано режиссером, постепенно вникли в сюжетные роли героев.

Сестра Мери - Дайан Китон.

Кто она? Темная лошадка? Сестра милосердия? Сподвижница и помощница во всех делах для Папы Римского? Есть ли у неё планы самой править католической церковью?

Сестра Мери, тебе придётся обмануть папу ! Но в чем? И в чьих интересах?

Кардинал Анджело Войелло - Сильвио Орландо

Консерватор и главный интриган всего Ватикана. Ты ждал, что молодым Папой легко будет управлять ? Сам захотел власти?

Заставит ли тебя Папа подчиниться и припасть к его ногам или все будет по твоему?

Кардинал Андрю Дюсоле - Скотт Шеперд.

Миссионер не без грехов. Все твои заслуги - знакомство с Папой?


Уместно ли продвигать по карьерной лестнице своих друзей, Папа?

Кардинал Бернардо Гутиеррез - Хавьер Камара.

Какие тайны скрывает, казалось бы простой и скромный священник? Ооох и удивил же ты меня в конце первого сезона!

Дон Томмасо (исповедник) - Марселло Ромоло.

Что тобой движет, Томмасо? Наивность, зависть или желание продвинуться "по карьерной лестнице"? Ты нарушил клятву о неразглашении исповеди , но ты же духовик, стыдись!

Эстер - Людивин Санье.

Коварная соблазнительница и роковая некрастока . Скольким ты изменила?

Увы, всегда за измену нужно платить! Шантаж - вот твоя расплата!

Кардинал Майкл Спенсер - Джеймс Кромвелл.

Один из конкурентов на место Папы Римского. Так почему же ты не во главе церкви?

Ты расставил сети, но попался в них сам! Кому же ты перешёл дорогу?

София - Сесиль де Франс.

Маркетолог всего Ватикана и пиарщик самого Папы. Сколько можно заработать на продаже зажигалок, тарелок, сувениров с фотографией Папы? Спросите у Софии- она может продать все! А способна ли ты продать душу Папы Римского?

Папа Римский Пий XIII/ в миру - Лени Белардо - Джуд Лоу.

Могу сказать одно - маркетолог и стратег ты не плохой!

Однако помни - гордыня - худший из пороков!

Количество серий.

На текущий момент в свободном доступе есть только первый сезон , состоящий всего из 10 серий.

Кому-то понадобится всего одна ночь для просмотра. Однако я смаковала картину - смотрела не более 2х серий за раз.

Сериал завораживает, смотрится на одном дыхании, хотя на мой вкус некоторые сцены слегка затянуты. После каждой серии есть над чем задуматься.

Это история не молодого папы с детишками, а Папы Римского , что уже намного привлекательнее.
Папа Пий ХШ... Иду в Википедию - упс... такого папы не было в истории Ватикана. Был Пий ХП, поддерживавший фашистский режим - не то...


А Папа Пий ХIII , якобы выходец из американской католической церкви, - персонаж вымышленный. Живёт он в наше время, рядом - сегодняшняя жизнь с её проблемами и технологиями (гомосексуализм, аборты, макбуки, селфи, стихи Бродского и даже встреча с главой русской православной церкви - таким дедулей, немного напоминающим патриарха Кирилла, но менее симпатичным. О чём говорили, не рассказали, но ушёл наш патриарх от папы под "Калинку"...).
Да... и сигарета во рту или в руках - постоянно и везде (одна за другой).

Начала смотреть сериал - и не смогла оторваться, поняла, что это - моё! Захватила и история, и антураж, и конечно актёрская игра, характеры героев, прежде всего главного героя.
Наверное, женщине трудно пройти равнодушно мимо Джуда Лоу (Пий ХШ ), что и подтверждают рассказы о его жуткой популярности у женской аудитории Голливуда. Результат заметный: куча детей (пятеро!) от трёх женщин.

Ну да Бог с ними! Меня он покорил именно в этой роли: умный, тонкий, иронично-саркастичный, жесткий и мягкий, святой и дьявол, амбициозный и ранимый, дьявольски красивый, сильный и слабый одновременно, бесконечно одинокий... Как в этом человеке сочетаются злость, дерзость, жестокость, надменность, сострадание, любовь, святость!

Потрясающе сложный образ, харизматичный и жестокий, вызывающий и сочувствие, и отрицание. Он запросто рассуждает о сексе и половой принадлежности с коллегами, использует жаргонные словечки в общении с высокопоставленными людьми.

Папа святой, у него есть дар: когда он начинает истово разговаривать с Господом, случаются чудеса и странные вещи - люди излечиваются, бесплодные женщины рожают детей, а злодеи и корыстолюбцы получают по заслугам.
Своё первое чудо он совершил ещё в подростковом возрасте, когда его молитва, обращённая к небесам, подняла с постели умирающую мать своего приятеля.

Кроме того, папа ещё и ясновидящий. О своём окружении он знает всё: что-то утаить от него невозможно.

Очень интересно наблюдать за его постоянно меняющимся выражением лица, глаз (от строгих, порой даже злых до очаровательно-детского, озорного или лукавого выражения в них, сопровождаемого такой же невинной детской улыбкой). Эта его загадочная улыбка...

Кстати, как "скромненько" он говорит сам о себе (в сцене с премьером Италии):

"За несколько недель до выборов папа Пий ХШ впервые покажется народу. Весь мир будет взбудоражен: Пий ХШ появляется перед ними со своими прекрасными голубыми глазами и нежными губами. Поразительный образ - такой яркий, что буквально ослепляет людей".
Похоже...
Итак, однажды мальчик Ленни Белардо оказался в приюте сестры Мэри – неизвестно, почему мама и папа привели его к воротам приюта и оставили там. Больше они никогда не появились, но Ленни мечтает встретиться с ними. И время от времени (и в детстве, и уже будучи взрослым) они являются ему - то ли в снах, то ли в мечтах. Однако картина этих "встреч" по-прежнему остаётся грустной: родители молча удаляются, вновь и вновь оставляя его в одиночестве.

Вот так он и несёт по жизни свой груз сиротства, наверное пытаясь понять как, почему, зачем? Хотя сестра Мэри и друг Эндрю как-то по-своему скрашивают его жизнь, пытаясь помочь нести этот тяжёлый крест.

Мэри воспитала его и подготовила к карьере священника. Когда Ленни повзрослел, она передала его в руки влиятельного американского кардинала и теолога Майкла Спенсера, который как раз и был одним из вероятных кандидатов на должность папы. Но произошло нечто странное. Папой стал Ленни.

Как этот молодой (по меркам седых кардиналов) мужчина смог стать главой Ватикана? По определению самого Ленни на роль понтифика его избрал Святой Дух, которого он сам неистового молил об этом... Помогли господа кардиналы, рассудив, что молодой умеренный американец станет удобной марионеткой в их руках, будет выполнять их волю . Да не тут-то было.

Избранный папа Пий ХШ (такое имя получает Белардо после восхождения на престол) оказался жёстким человеком и едва ли не тираном. Он начинает "перестройку" - как внутри папского ведомства, так и в целом в политике католической церкви.

Он не принимает ничьих советов (прежде всего госсекретаря - влиятельного кардинала Анджело Войелло , других кардиналов, даже сестры Мэри , которую он пригласил в Ватикан и сделал своим секретарём; он категорически отказывается выходить на публику, за пределами дворца никто и никогда не видел лица папы; не дает себя снимать и фотографировать, создавая образ таинственности и недостижимости; запрещает производство и продажу разной мелочёвки под его брендом (магнитиков, брелоков, ручек, тарелок, тетрадок и т.п.). Часто бывает резок и жесток, легко избавляется от идейных противников, например, ссылая служить на Аляску и сопровождая свой указ стихами Бродского.

Он не скрывает своих планов по реформе святого престола: как относиться к богу, церкви, отклонениям от заповедей в поведении представителей папского престола, геям-священникам, целибату, сиротам, абортам и родителям, бросающим своих детей, новым святым, религии...

Все священнослужители в шоке от Пия ХШ, и не только в Ватикане, церковь теряет прихожан - вокруг начинают роптать.
Но, как говорится, не на того напали...

Хороша сцена выступления Пия ХШ перед кардиналами в Сикстинской капелле, вот отрывки из его речи:

"Тук-тук, тук-тук...Нас нет дома. Братья-кардиналы, с этого дня нас нет дома, кто бы ни стучал в нашу дверь. Мы есть только для Господа. С этого дня всё, что было широко открыто,будет закрыто.
...Обращение в христианство - мы уже это сделали, экуминизм - было такое, проходили. Толерантность - она здесь больше не живёт - её выселили, она освободила дом для нового жильца, у которго совершенно иные вкусы для нового оформления.
...Мы много лет пытались достучаться до других. Пора прекратить. Мы никуда не пойдём. Мы здесь, потому что мы - что? - мы цемент и не движемся. Мы - фундамент, а фундамент никуда не движется.
...У нас нет окон, мы не смотрим на внешний мир... нам незачем смотреть на внешний мир. Смотрите туда... Что вы видите? Эта дверь - единственный вход - маленький и крайне неудобный, и каждый, кто хочет нас узнать, доложен понять, как войти в эту дверь.

...Братья-кардиналы, нам нужно снова стать недоступными, недосягаемыми и загадочными. Только так мы снова станем желанными, только так рождаются истории о великой любви. Церкви не нужны верующие выходного дня. Я хочу истории великой любви, я хочу видеть фанатиков, потому что фанатики есть любовь, всё остальное - исключительно суррогаты, им в церкви места нет (обалдевшие кардиналы)
...Мне нужна лишь абсолютная любовь и полная преданность Господу.
...наши площади забиты людьми, но в сердцах их нет Господа.
...грех больше не будут прощать по первому требованию...

Вы должны подчиняться Пию ХШ.. Нет больше в этой церкви места благодарности...от меня точно и от вас тоже. Вежливость и манеры людей меня не волнуют.
...Я жду, что вы сделаете то, что я сказал сделать - вы должны подчиняться Пию ХШ и ничего больше. За неподчинение вас ждёт ад. Ад, о котором вы может быть ничего не знаете. Зато знаю я. Потому что я сам его создал. Прямо за этой дверью.
...Последние несколько дней я создавал для вас ад, именно поэтому пришёл к вам с опозданием.

...Я знаю, что вы будете подчиняться, потому что вы уже поняли, что этот папа не боится потерять верующих, если они хотя бы чуточку неверующие.
А это значит, что папа не пойдёт на переговоры - ни на какие и ни с кем. И этого папу вы шантажировать не сможете. С этого самого дня слова "компромисс" нет в вашем словарном запасе. Я только что его удалил. Когда Иисус добровольно страдал на кресте, он не шёл на компромиссы. И я тоже не пойду".

После чего он выставил ногу (для поцелуя). Обалдевшие кардиналы потянулись к этой ноге. А когда госсекретарь (главный его оппонент и противник) замешкался (не мог заставить себя это сделать), вторая нога папы помогла ему пригнуться и поцеловать красивый башмак папы.

Сериал очень красив: интерьеры собора Святого Петра, покоев Папы и многочисленных двориков и садов Ватикана, яркие, красочные, шикарные костюмы и декорации, вычурные наряды священнослужителей, а вокруг - привычные нам мелочи – сигареты, телефон в руке, бильярдный кий...

А между тем сериал снимался во многих местах, но не в Ватикане!

Эх, жаль, быстро закончился сериал, причём закончился на драматической ноте: Пий ХШ приехал в Венецию (в надежде, что увидит своих родителей, которые, как он выяснил, здесь живут), впервые вышел к народу, произнёс очередную классную речь, увидел-таки мужчину и женщину, в которых будто бы признал родителей, и то, как они пытаются поскорее пройти через толпу прихожан и удалиться...(в очередной раз!) Папа падает то ли в обмороке, то ли от сердечного приступа. Лежит, напоминая Христа, только что снятого с креста.

Der Spiegel: Г-н Керцер, в Ватикане Вы просматривали документы 20-30х годов, находящиеся вне общего доступа. Что Вы узнали об отношениях Папы Римского Пия XI и Бенито Муссолини?

Дэвид Керцер: Папа Иоанн Павел II в 2002 году объявил о том, что для ученых будет открыт доступ к архивным документам, имеющим отношение к понтификату Пия XI, и в 2006 году обещанное осуществилось. Я нашел множество документов, свидетельствующих о следующем: отношения между Ватиканом и фашистским режимом, установившимся в 1922 году, были непростыми, вплоть до смерти Пия XI в 1939 году.

— Исходя из этого, Вы выдвигаете предположение о том, что без поддержки Ватикана фашистская диктатура не имела бы шанса на существование.

— В особенности в начальной фазе установления фашизма в 1922-1924 годах Муссолини не мог обойтись без существенного содействия церкви. На его пути к власти стояла Итальянская народная партия. Если бы она не лишилась поддержки Ватикана, Муссолини было бы сложно установить диктатуру. К тому же, Пий XI запретил всем католикам поддерживать социалистов, которые были единственной реальной альтернативой Муссолини.

— То есть, еще в самом начале существовала тесная связь между папским престолом и итальянскими фашистами. В Вашей книге «Первый наместник» Вы утверждаете, что Муссолини и Папа Римский договорились о том, что фашизм и церковь отражают определенный образ тоталитаризма. Под этой формулировкой Муссолини и Пий XI понимали одно и то же?

— Примечательно, что папа говорил о том, что существует только одна по-настоящему тоталитарная организация — это римско-католическая церковь. Считалось, что существует лишь одна истинная церковь. И любого, кто ее не признавал, нужно было наставлять на путь истины. А Муссолини заявил, что папа Римский ему лично высказал такое мнение: «В системе фашистского учения, делающего упор на принципы порядка, авторитета и дисциплины, я не вижу ничего, что могло бы противоречить католическому учению». Оба не придавали демократии и парламентаризму никакого значения.

— Почему так?

— Италию считали насквозь католической страной, управляемой предписаниями церкви. Откуда же там могла взяться свобода вероисповедания или право на критику церкви? Пий XI очень строго осуждал даже встречи католических и протестантских объединений. Такая ситуация сохранялась в большей степени вплоть до Второго Ватиканского собора, открытого в 1962 году.

— Удивительно, что Ватикан видел угрозу в таком маленьком количестве протестантов в Италии — и точно так же в иудаизме. Иезуитский журнал «La Civiltà Cattolica» в то время не только восхвалял фашистское правительство, а был полон антисемитской пропаганды. Так почему же Ватикан предпочел связаться с идеологией Муссолини, не имеющей отношения к церкви, нежели чем наладить плодотворное общение со своими братьями по вере — евангелистами и иудаистами?

Контекст

Ватикан и геополитика. Наступление в год милосердия

Polonia Christiana 13.02.2016

Как Ватикан борется с антисемитизмом

Slate.fr 26.01.2016

«Скупость»: тайная роскошь Ватикана

L"Espresso 06.11.2015
— Потому что Муссолини пошел навстречу церкви, чтобы заручиться ее поддержкой: он гарантировал введение в школах религиозного воспитания. В классах повесили католические кресты, а также Муссолини восстановил в армии должность военных священников. Своему первому правительству при вступлении в полномочия в 1922 году он велел встать на колени, чтобы помолиться. Он взял в привычку регулярно посещать мессы, чтобы почтить память павших фашистов. Муссолини был для церкви, кроме всего прочего, надежным оплотом в борьбе против большевизма.

— А Адольфа Гитлера тоже считали таким «Муссолини»?

— Ватикан по-разному относился к Италии и к Германии. В глазах папы Римского Гитлер был язычником, преследующим свою собственную еретическую религию, чего не признавали многие немецкие католики. В итальянском фашизме он, напротив, видел определенную силу, способную укрепить позиции церкви.

— То есть, «реальная политика» была важнее религиозных убеждений и христианских ценностей?

— Да, церковь в первую очередь заботилась о том, чтобы укрепить свое институциональное влияние на общество. Следствием явилось заключение в 1933 году имперского конкордата между Святым Престолом и Немецким рейхом. Пий XI дал на него согласие, поскольку конкордат должен был предоставить церкви определенные преимущества, а не потому, что он симпатизировал Гитлеру.

— Чтобы сохранить благосклонность Гитлера, Пий XI был согласен даже на то, чтобы прекратить оказание церковью поддержки партии Католического центра, которая вскоре прекратила свое существование. Значит он пожертвовал собственными религиозными убеждениями?

— Да. Хотя позже он начал это осознавать и пожалел о содеянном. Незадолго до смерти он пригласил епископов в Рим в феврале 1939 года, чтобы обратиться к ним со своим последним посланием. Точное содержание этого обращения, в котором он якобы высказывал намерение противостоять расизму и антисемитизму, никому не известно. За день до запланированного обращения Пий XI скончался. Его преемник кардинал Эудженио Пачелли, впоследствии — Пий XII, преследуя интересы Муссолини, сделал все, чтобы уничтожить уже напечатанную для епископов речь почившего Папы.

Даже так называемая «отложенная» энциклика Пия XI «Humani generis Unitas» долгое время не публиковалась. В ней Пий XI критиковал идею о том, что порядочный христианин мог бы стать расистом, и требовал прекращения преследования евреев. Лишь спустя 20 лет, через четыре месяца после смерти Пия XII, Папа Римский Иоанн XXIII поделился отрывками из энциклики.

— Тем не менее в марте 1937 года Пий XI опубликовал энциклику «С глубокой тревогой». В этом послании он говорит о притеснении церкви в Германском рейхе, а также критикует политику и идеологию национал-социализма.

— Папу Римского все больше беспокоил тот факт, что нацисты ограничивали влияние католической церкви в школах. Немецкие архиепископы призывали Папу к тому, чтобы он высказался против сложившегося положения. Он так и сделал — но не затем, чтобы осудить фашизм, а из-за дискриминации церкви, а также потому что Гитлер не выполнял договоренностей имперского конкордата 1933 года.

— Вот уже много лет длится процесс беатификации папы Римского Пия XII, занимавшего должность государственного секретаря Ватикана, а до того — нунция сначала в Мюнхене, затем в Берлине. Между тем, немецкий драматург Рольф Хоххут обличал его в своей пьесе «Наместник», опубликованной в 1963 году, в упорном замалчивании Холокоста. В пьесе он называет папу Римского преступником.

— Преступником я бы его не назвал, ведь он не нарушал никаких законов. Однако он поступился моральными принципами. Парчелли делал то, что, по его мнению, было лучше всего для церкви. В какой-то момент он решил решать вопросы с нацистами мирным путем, вместо того чтобы добиваться конфронтации. В Италии даже он считал фашизм лучшей политической системой.

— Не кажется ли нелогичным причисление Пия XII к лику святых, подобно убитой в Освенциме и канонизированной в 1998 году Эдит Штайн? Она была монахиней, отрекшейся от иудаизма, уже в 30-е годы предупреждала о нацистской угрозе и в Ватикане приложила все усилия для того, чтобы папа Римский выразил решительное возражение против преследования евреев. Эта просьба Эдит Штайн была отклонена именно кардиналом Пачелли от имени Пия XI.

— Канонизация Пия XII означала бы абсолютно ошибочную оценку его исторической роли. То, что он пытался защитить церковь, — это одно. Но говорить о том, что он спас жизни миллионам евреев, просто смешно, это звучит даже предательски, учитывая тот факт, что он замалчивал холокост. Однако, когда солидные ученые-историки пытаются омрачить героический образ Пия XII, рисуемый церковными консерваторами, то право крыло церкви чувствует себя вправе сделать из него святого.

Loading...Loading...