Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции. Ум, мышление, интеллект, думать, мыслить — словарь

Бездумно — не включая собственную голову, живя чужим умом, привычками или реагируя импульсивно.

Голова — синоним разума: то, чем человек помнит, думает и решает. Включить голову — начать пользоваться умом, а не жить чувствами. Включить голову — еще не означает думать. Люди с включенным умом чаще пользуются прошлыми решениями, привычными конструкциями ума, специально не обдумявая настоящую ситуацию.

Думать — это, включив ум и внимание, активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи. Думать - это в первую очередь решать задачи, поэтому думать нужно прежде всего быстро и ответственно, Обдумывание — это способность включать голову, собственный разум, чтобы искать решение тех или иных задач, делать выводы.

Обдумывание — обработка головой сложной задачи. Обдумывание, в отличие от не скованного узкими рамками размышления, решает конкретные задачи, где уже понятна цель и данные определены.

Мыслить — анализировать, сопоставлять, разбираться, искать и находить интересные, прикольные или продуктивные ассоциации. Мыслить нужно смело, широко и глубоко.

Интеллект — одна из главных составляющих ума, способность быстро соображать в учебе и по жизни, умение осознанно оперировать имеющимися знаниями. То же, что и голова.

Мыслеобразы — имеющие смысл звучание внутренней речи, знания и образы (внутренние картинки), динамика внутренних действий, смена ощущений.

Мышление — связное течение мыслей и образов. Связное и в разной мере осмысленное течение внутренней речи, динамика внутренних действий и образов, смена ощущений. Мышление — течение смыслов или работа человека со смыслами (частное и общее, процесс — результат…). Мышление дает видение и понимание, как одно соотносится с другим, как что-то принадлежит другому. Мышление — один из инструментов у думающего человека, который решает жизненные задачи.

Размышление — развернутое мышление. Анализ, взвешивание ЗА и ПРОТИВ. Размышление может быть как продуктивным мышлением, обдумыванием жизненной задачи, так и свободным полетом мысли.

Разум — способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела.

Рассудок — один из инструментов разума, наряду с представлением и воображением. Рассудок оперирует формальными (строгими, неживыми) образами. Образы рассудка — рассуждения, образы разума — разумения.

Соображать, соображение — быстро, оперативно находить/нахождение связи, пути, решения для жизненных задач.

Сообразительность — способность быстро найти решение. Как правило, быстрота нахождения решения конфликтует с учетом последствий, и человек сообразительный — не всегда человек думающий, предусмотрительный, не всегда мудрый.

Ум — способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть (предсказывать) последствия своих действий. В ум в первую очередь входит сумма знаний, интеллект (умение осознанно оперировать этими знаниями) и интуиция (умение неосознанно оперировать этими знаниями). Кроме этого, у ума есть личностные составляющие: верования, программы и позиции.

Интеллект (лат. intellect us — ум, рассудок, разум) — устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненными ситуациям. Интеллект означает понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума.

Интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов, которые по сути являются «рабочими средствами» интеллекта.

Современная психология рассматривает как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям.

Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.

В начале XIX в. немецкий астроном Ф. В. Бессель (1784- 1846) утверждал, что может определить уровень интеллекта человека по скорости его реакции на вспышку света. Но только в конце XIX в. американский психолог Дж. М. Кеттелл (1860) выступил в качестве основоположника научной тестологии, разработав систему тестов, направленных на выявление психических возможностей индивида, в том числе интеллектуальных (ментальных). Формировалась научная концепция человеческого интеллекта.

Развитие интеллекта как умственного возраста исследовалось французским психологом А. Вине (1857-1911). Разработчиком понятия коэффициента умственного развития был немецкий психолог В. Штерн (1871 — 1938), который предложил определять коэффициент умственного развития ребенка путем деления его умственного возраста на хронологический возраст.

В 1937 г. Д. Векслером (1896-1981) была создана первая шкала интеллекта для взрослых.

В начале XX в. английский психолог Ч. Э. Спирмен (1863-1945) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта . В нем выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конкретного типа (фактор S). Возникла теория специфических способностей. Психолог Дж. П. Гилфорд (1897-1987) выделил 120 факторов интеллекта и представил ею структуру в виде кубической модели (рис. 80).

В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень развития интеллекта у детей (коэффициент интеллектуальности) посредством специальной шкалы тестов (IQ). Интеллект, умственное развитие индивида трактуются как его способность выполнять доступные для его возраста интеллектуальные задания, успешно приспосабливаться к различным типам жизненных ситуаций.

В индивида существенную роль играют как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее,взаимодействие этих факторов. Генетические факторы — наследственный потенциал, получаемый индивидуумом от своих родителей. Это исходные возможности взаимодействия индивида с окружающим миром.

Рис. 80. Структура интеллекта по Дж. П. Гилфорду.

Эта кубическая модель — попытка определить каждую из 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат). Например, при заучивании таких символических обозначений, как сигналы азбуки Морзе (Е12), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при опенке изменений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта

В сотнях тысяч генов, расположенных в 46 хромосомах, кроется огромный, еше малоизученный потенциал человеческой индивидуальности. Однако по наследству индивиду передается только «сырье» для построения сложных психорегуляционных конструкций. Жизненные потребности индивида могут посылать соответствующие запросы отдельным генетическим образованиям. Различные генетические локусы, как показали исследования лауреатов Нобелевской премии Р. Робертсона и Ф. Шарпа, способны к функциональным перестройкам.

Интеллектуальные возможности человека проявляются в той стратегии , которую он вырабатывает в различных проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в конкретную проблему, а затем в систему поисковых задач.

Одни люди способны к быстрым умозаключениям, интуитивным озарениям, одномоментному охвату события во всех его взаимосвязях, они последовательны в выдвижении гипотез и проверке их правильности; другие замыкаются на первой пришедшей на ум гипотезе, их мышление нединамично. Некоторые пытаются решать проблемные задачи вообще без всяких предварительных предположений, надеясь на случайные находки; их мышление бессистемно, перекрывается импульсивными эмоциями. Мышление многих людей стереотипно, излишне стандартизировано.

Качества человеческого интеллекта

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек (рис. 81).

При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Интеллект — способность индивида обобщенно, схематично осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через описание отдельных его свойств. Носителями интеллекта являются опыт умственной деятельности индивида, сформировавшееся у него ментальное пространство, способность к презентации структурного представления исследуемого явления в сознании индивида.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).

Существенное качество ума индивида — прогностика — предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты интеллекта.

Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний на новые объекты.

Развитие отдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта, семантическим полем его сознания — индивидуальной системой значений, структурой интеллекта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое щелевое мышление, суженное до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм. В групповом мышлении начинают преобладать стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании, так и в структуре интеллекта.

Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта — умственные аномалии . Они выражаются в нарушении всей психической системы личности — ее мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Отметим наиболее типичные признаки нарушенности интеллекта:

  • неадекватность мотивов совершаемым действиям;
  • нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением;
  • нарушения смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;
  • дефекты мыслительных операций (обобщения, классификации и т. д.).

Приведем некоторые интеллектуальные тесты, выявляющие качества интеллекта (рис. 81-84).

В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на обобщение, классификацию, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию. Некоторые задания оперируют рисунками и геометрическими фигурами. Успех испытуемого определяется количеством правильно выполненных заданий.

Рис. 81. Тесты на дивергентность мышления

Рис. 82. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Рис. 83. Исключите лишнюю фигуру

Рис. 84. Вставьте недостающее число (тест на экстраполяцию)

Тест на выявление абстрагирующей деятельности

Из слов, стоящих в скобках, выделите два слова, имеющих существенное отношение к исходному слову.

  1. САД (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. ГОРОД (автомобиль, здание, толпа, улица, плошадь).
  4. САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. КУБ (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  6. ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, округлость, золото, печать).
  8. ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картина, печать, слово).
  9. ГАЗЕТА (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
  10. ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
  11. ВОЙНА (пушки, самолеты, сражение, ружья, солдаты).
  1. Растения, земля.
  2. Берег, вода.
  3. Здание, улица.
  4. Крыша, стсны.
  5. Углы, сторона.
  6. Делимое, делитель.
  7. Диаметр, округлость.
  8. Глаза, печать.
  9. Бумага, редактор.
  10. Игроки, правила.
  11. Сражения, солдаты.

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление - последовательное. Люди, склонные к нему, обрабатывают большой блок информации, разделяя его на основные части и поэтапно исследуя каждую составляющую. Для этого они также должны обладать и развитым логическим мышлением.

Аналитическое мышление подразумевает поиск новой информации, её изучение и систематизацию, а также выводы, сделанные на основе полученных данных.

Такой тип мышления требует фактов, детальной проработки вопроса, акцента на мелочах, умения сопоставлять данные и делать выводы. Когда мы говорим о математическом складе ума, подразумеваем именно склонность к аналитическому мышлению.

Человек с аналитическим типом мышления должен уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с большим объёмом данных;
  • разделять общую информацию на составные части по определённым критериям;
  • сравнивать данные и находить взаимосвязи;
  • объективно оценивать информацию;
  • мыслить логически;
  • излагать мысли последовательно;
  • работать с фактами;
  • правильно расставлять , отделяя главное от второстепенного;
  • мыслить критически (подвергать полученную информацию сомнению);
  • искать альтернативные варианты;
  • делать выводы.

Чем полезно аналитическое мышление

Хорошо развитое аналитическое мышление позволяет своевременно и эффективно справиться даже с самой сложной задачей и найти несколько возможных вариантов её решения.

Человек с преобладающим аналитическим мышлением принимает обдуманные и взвешенные решения, умеет планировать и давать прогнозы своей деятельности.

Сотрудники, наделённые такими качествами, высоко . В любой профессиональной области умение быстро находить достойный выход из сложной ситуации будет преимуществом. К слову, эта способность пригодится и в повседневной жизни.

Как развить аналитическое мышление

Аналитическое мышление можно тренировать и развивать.

1. Решайте логические задачки

Для аналитического мышления важна логика. Если это ваша слабая сторона, то начните тренироваться. Выбирайте сперва , постепенно двигаясь к сложным.

2. Решайте математические примеры

Найдите учебник по математике и вспомните . Выбирайте сложные примеры, в которых есть переменные величины.

3. Разгадывайте кроссворды

А когда за плечами будут сотни решённых, попробуйте сочинить свой. Это довольно сложно.

4. Решайте головоломки

Собирайте пазлы, разгадывайте ребусы или попробуйте собрать кубик Рубика.

5. Играйте в шахматы

Найдите соперника и вспомните правила игры. Шахматы - отличный тренажёр для аналитического мышления.

6. Читайте книги

Можно выбрать , например, о Шерлоке Холмсе, художественную или специализированную литературу. Задавайте вопросы: почему герой поступил именно так в этой ситуации, что можно было бы сделать ещё?

7. Анализируйте ситуации из повседневной жизни

Тренируйте критическое мышление, сомневайтесь, ищите факты и новую информацию, когда смотрите новости или читаете книгу. Обращайте внимание на детали, смотрите на вещи под новым углом и ищите неочевидные взаимосвязи между самыми разными предметами, сопоставляйте факты.

9. Узнавайте что-то новое каждый день

Выберите тему, которая вам интересна, и находите по одному факту о ней в день.

10. Ищите альтернативы

Не останавливайтесь на одном варианте решения проблемы - ищите ещё. Подумайте, что вы могли упустить, обработайте информацию несколько раз и сделайте выводы.

11. Участвуйте в дискуссиях

12. Спрашивайте себя, как устроены окружающие вас предметы

Задавайте себе вопросы о вещах, которые вас окружают, или ситуациях, с которым сталкиваетесь. Почему так происходит, как это работает, из-за чего случается? Отвечайте на них, но не ищите лёгких путей. Разберитесь в проблеме и дайте себе исчерпывающий ответ.

13. Создайте карту мыслей

Карта мыслей, ментальная карта (mind map) - это способ визуализации мыслительного процесса. Механика простая: у вас есть ключевая мысль, которую вы ставите в самый центр карты. Пусть это будет «Развитие аналитического мышления». К ней вы добавляете связанные по смыслу или значимости элементы, например: методы развития, трудности, причины - всё, что кажется вам важным. Затем дополняете карту новыми ассоциативными рядами от каждого элемента. И перед вами появляется картина вашего мыслительного процесса.

jean-louis Zimmermann/flickr.com

Создать такую карту можно на компьютере, телефоне или планшете при помощи . Но можно взять и обычный лист бумаги (будьте готовы, что места может не хватить).

14. Записывайте

Ведите ежедневник, в который записывайте свои цели, способы их достижения и результаты. Проводите работу над ошибками, если цели достичь не удалось. Ищите причины и анализируйте.

15. Моделируйте ситуации

Придумайте любую ситуацию, в которой есть проблема, и попробуйте эту проблему устранить. Разработайте алгоритм действий и не останавливайтесь на одном решении - ищите ещё.

Выполняйте упражнения для мозга ежедневно - большинство из них занимают не так много времени и не требуют особых условий. Вы сможете развить аналитическое мышление, если будете соблюдать регулярность и ставить себе сложные задачи.

Сочинение - рассуждение.

Предисловие

«Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувств. ступени познания. Мышление человека имеет естественно - историческую природу, неразрывно связано с практической деятельностью. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией».

«Ум - способность мышления и понимания».

Советский энциклопедический словарь.

Ум - это духовное оружие.

«Не рассуждай, не хлопочи!..

Безумство ищет, глупость судит:

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть тому, что будет »

Ф. И. Тютчев.

Начнём с самого начала - что есть ум и «с чем его едят». Откинем философское объяснение, спустимся на реальную землю. Почему многие индивиды индивиды, закончив вуз с красным дипломом, в жизни не находят себе «место под солнцем»? И наоборот, - «новые русские»: сколько анекдотов ходит про этих «баловней судьбы», и практически все высмеивают тупость представителей этого слоя населения («сироток»). А ведь они живут в полном достатке, а не существуют где - нибудь в лабораториях. Сегодня выглядит смешно тезис, почти насильно внедряемый с детства в наше сознание, - «Счастье не в деньгах». Но вернёмся к нашей теме, ибо она не менее риторична и интересна.

Получается ум уму рознь. Существуют понятия «книжный ум», «жизненный» и т. п. научно первый называется «эрудиция» (от лат. eruditio - учёность, познания), второй - опыт. Какой важнее? Какой доминирует при выборе решения? Кто - то из великих сказал, что старый человек не может быть не умным. С этим остаётся лишь согласиться, так как старый человек прошёл огонь, воду и медные трубы; никакой вуз не заменит жизненную школу.

Интересно отметить, что Создатель на ком - то отдохнул, а кому - то дал столько серого вещества, что мысли, нашедшие свое воплощение на бумаге, не могут понять даже спустя сотню - другую годков(например, Альберт Эйнштейн). А грань между ними настолько тонка, что её практически не видно. Величайшие психологи мира пытались и пытаются сейчас в своих работах нащупать и обрисовать эту тончайшую чёрточку, по одну сторону которой стоят гении, а по другую - безумцы (Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство», Буянов М. И. «Лики великих или знаменитые безумцы», Сергеев Б. Ф. «Стать гением: от инстинкта к разуму», Эфроимсон В. П. «Загадки гениальности» и т. д.). Ч. Ломброзо: «Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим своё произведение, существует полнейшее сходство». Буянов в своей вышеуказанной книге приводит множество стихотворений, написанными безумцами (по мед. Заключениями) в «психушке». Впечатление производят - скажу я Вам! Когда я в очередной раз их перечитывала, то почему - то вспомнила слова критика А. Карлентьера в адрес джойсовского романа «Улисс»: «Это писатель писателей. Его присутствие на страницах всех писателей. Все писатели мира питаются крохами с его стола».

«...Мы почитаем всех нулями,

И единицами - себя.

Мы все глядим в Наполеоны

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно...»

Кстати «о птичках». В 30 -ых годах в Великобритании человечество изобрело «мерило ума» - IQ - уровень интеллекта. Был разработан тест - прогрессивные матрицы Дж. К. Равена - построенный по большей части на выявление отношений между абстрактными фигурами. Считается и по сей день лучшим из существующих измерителей IQ, хотя сам автор не считает, что с помощью этого теста можно определить некий абсолютный интеллект. Учитывая свои жалкие познания в такой преинтереснейшей области, как психология, я всё - равно согласна с этим суждением. Почему? Да потому, что в работах многих великих людей существуют такие понятия, как «либидо» (от лат. LIBIDO - влечение, желание, стремление; одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда), слепая вера в деньги, самосохранение и т. п. и т. д. Соответственно, возникает и «мерило» - EQ - уровень эмоционального развития. Зачастую EQ доминирует над IQ: мужчины бросают из - за любовниц семьи, при этом теряя всякий рационализм, рушатся карьеры; Раскольников всё - таки убивает старушку - и его мышление уже направляется в другое русло, под названием «безумство» (ещё одна мысль - а может он перешёл по другую сторону невидимой грани). Американский психолог Дэниел Гоулмэн в своей книге «Почему эмоциональное развитие человека важнее его умственных способностей» пишет: «Люди способные контролировать свои чувства, хорошо разбирающихся в том, что чувствуют другие, имеют преимущество перед остальными как в вопросах любви, так и в том, чтобы уловить неписаные законы, ведущие к успеху в общественной и политической деятельности».

И к чему мы пришли - всё равно обязано быть какое - то духовное начало. В принципе, с этим сталкиваешься постоянно: ты думаешь одно (логика, рационализм, мышление - всё объединяется «подобно голосам на дольнем расстоянье, когда их стройный хор един, как свет и тень»(Бодлер)), а какой - то внутренний голос искушает (как шептал когда -то Фаусту Мефистофель) фразой, ставшей крылатой (это старина Пушкин в связи с известием об уничтожении дневников Байрона написал её), - «Оставь предрассудки толпе и будь заодно с гением!». Вот стоишь и думаешь, что же делать и как быть. Знакомая дилемма - «Вошь ли я, как все - или Наполеон?»(«ломка»). Такое ощущение, буд -то борятся два человечка в тебе. И что самое интересное, часто спор моих эго заканчивается в пользу необъяснимого. Сама не знаю почему. В этом случае, своё поведение объясняю словами Паскаля («Мысли» 1661 г.) - «Человек - самое непостижимое для себя творение природы».

На мой взгляд природное начало - прежде всего. В этом заключается и сила ума, ведь если верит во что - нибудь (верит по - настоящему), то переубедить его чертовски трудно, практически не возможно. В нём живёт Вера, нечеловеческое чувство, не подлежащее никакому объяснению. Это есть Великая Духовная Сила. Марсель Пруст был вынужден из - за астмы уйти в затворничество, он потерял всё, но благодаря памяти, величайшей духовной силе, уму он обрёл снова время, сотворил бессмертные произведения. И таких примеров много.

Ум - это слияние логики и рационального мышления с духовным началом, объяснимого и необъяснимого, общепринятого и внутричеловеческого. Что есть необдуманный поступок - может это хорошо продуманный, но продуманный где - то глубоко в человеке и поэтому никем не понятый. У общества нет общего мерила: убей одного человека - ты убийца, убей миллион - и ты завоеватель. Сделай изобретение на бытовом уровне - тебя запишут в пионеры и назовут «первооткрывателем» (это хорошо), сделай открытие, которое поймут лишь спустя много лет, как у тебя появляется проблема быть непонятым обществом. Остаётся ждать когда из толпы вырвется («как брызги из фонтана»(А. Ахматова)) - «Так она же не в своём уме и, следовательно, опасна. В «психушке» ей место!»

Дай -то Бог, чтоб этот писк души (сочинение - рассуждение) было правильно понято и по достоинству оценено. Размягчить (внести немного разнообразия) сие серьёзнейшее по своей тематике (стиль написания, признаюсь, далёк от серьёзности, ибо в свои года я пока ничего серьёзного не представляю) размышленнице хочу заключенницем:

«Пересмотрела очень строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

Цензуре долг свой заплачу,

И учительницам на съеденье

Плоды трудов своих отдам

Иди же к школьным берегам,

Новорождённое творенье

И заслужи мне славы день:

Кривые толки, шум и брань!»

P. S. Когда версталась уже концовка, посетила мою черепную коробчёнку мыслишка о том, что можно было сделать сравнение женской и мужской логик. На мой взгляд, получилось бы неплохая тема для сочинения, а для любителей подискутировать был бы неплохой повод скрестить мечи остроумия. Плюс тему непонимания (и разумеется отчуждения) обществом можно расписать намного глубже (уже сейчас вспоминаются стихотворения Рылеева, Пушкина, посвящённые этой замечательной теме). Но, «краткость - сестра таланта», поэтому заканчиваю своё письмецо, дабы сохранить остатки словарного запаса для написания следующего сильножелаемого произведения.

Мышление

Мышление — это сложный процесс, в котором участвуют.

— ложное эго.

— чувства.

— желания.

— память.

Главная роль в управлении процессом мышления принадлежит;

Сверхдуше,

Большое влияние на наше мышление оказывают силы:

Благости.

Страсти.

Невежества.

Преобладание влияния на наш ум сил благости, страсти или невежества зависит от наших прошлых поступков и желаний, а также от той цели, к которой мы стремимся. Если человек выбирает духовную цель, то отрицательные силы, влияющие на его ум, через вспыхивающие желания, идущие от прошлых поступков, начинают постепенно ослабевать. Так, у человека занятого духовным самоосознанием, несмотря на его прошлые прегрешения, жизнь постепенно становится все счастливее и счастливее.

Четыре типа мышления

Мышление происходит в уме. Существует четыре типа мышления:

Духовное мышление.

Мышление в благости.

Мышление в страсти.

Мышление в невежестве.

Духовное мышление

Очистив полностью свой ум и разум от эгоизма (ложного эго), человек приобретает бескорыстное, истинное эго и становится способным посвятить свои мысли служению Верховной Личности Бога на благо всем живым существам. Разум такого человека всегда чист от грехов и подчинён Сверхдуше. Соответственно, его мысли никогда не выходят за рамки духовной сферы. Таким образом, этот безгрешный святой находится вне влияния сил благости, страсти и невежества. На него оказывают влияние только духовные энергии, поэтому практически нет никакой вероятности, что он попадёт под чьё-то хорошее или дурное влияние. Поступки такого святого находятся за пределами материальной сферы и имеют духовную природу. Вся его деятельность находится исключительно в духовной сфере, где отсутствует влияние кармы. В результате, такая святая личность, даже находясь на Земле, считается жителем духовного мира. Всегда думая о любовном сужении Верховной Личности Бога, он постоянно находится в духовном трансе и испытывает безграничное счастье, недоступное обычным людям. Не имея даже тени корысти, такой человек живёт во имя всеобщего блага, и просто своим присутствием он способен очистить от грехов сотни тысяч человек.

Мышление в благости

Возникает, если достаточно стойкий, благостный разум. подчиняясь Сверхдуше, способен направить ум и мысль, возникающую в нем, под свой контроль. В таком состоянии человек "способен жить честно и выполнять все правила священных писаний, культивируя в себе хорошие качества характера. Постепенно он очищается и наполняется идеей служения Верховной Личности Бога и всем живым существам. Разум в благости способен полностью контролировать мышление человека. Всё это происходит несмотря на позывы чувств, ложного эго и отрицательного влияния прошлых поступков, вызывающих ненужные желания и возбуждающих страсть и невежество- Мысли такого человека всегда направлены на изучение священных писаний, на осознание своей духовной природы и деятельность во имя блага всех живых существ.

Мышление в страсти

Ложное эго, воздействуя на чувства и желания человека, преследующего материальные цели, способно подчинить разум какой-то корыстной идее. Находясь в таком состоянии, разум приобретает качества страсти и не способен чисто и непристрастно воспринимать истину В результате отсутствия достаточной чистоты и силы разума, ум, попадая под это влияние, тоже мыслит в страсти. Чувства такого человека, оскверняясь страстью, контролируются умом и разумом только в рамках личного интереса. Если на чувства воздействует объект, который находится вне интересов человека, то эгоистически настроенные чувства принуждают разум и ум отвергнуть его. Это происходит независимо оттого; принесёт желаемый объект какое-то благо или нет. Находящийся под влиянием эгоистической цели, разум ослаблен страстью, и, плохо слыша голос Сверхдуши, не способен контролировать чувства. Таким образом, чувства человека, находящегося в состоянии страсти, в какой-то степени становятся бесконтрольными. Разум корыстного человека перестаёт быть способным выбрать что-то более благоприятное, но лежащее вне его личных интересов. Поэтому мысли такого человека всегда направлены на своё материальное процветание и не заботятся ни о чём другом.

Мышление в невежестве

Ещё больше оскверняясь корыстью, теряя рамки приличия, не заботясь о благе других и даже о своём благе, разум в невежестве не способен контролировать чувства и, соответственно, ум. Это происходит потому, что человек оскверняет свой разум, преследуя невежественные цели. Мышление такого человека полностью подчинено силе невежества, корыстным чувствам и памяти, осквернённой дурными поступками в прошлом. Мысль такого человека лишена всякого здравого смысла.

Две функции мышления

Мышление имеет две, функции по отношению к воспринимаемому объекту:

Приятие.

Неприятие.

Чувства всегда выбирают, нравится им наблюдаемый объект или нет. Соответственно, ум начинает размышлять об этом и выбирать. Процесс мышления всегда зависит от выбранной в жизни цели и влияния желаний, идущих от поступков в прошлом:

Мышление человека, разум и ум которого, чисты от материальной скверны, принимает только то, что связано с Личностью Бога и его преданными слугами, отвергая всё остальное.

Мышление в благости автоматически принимает всё. что подтверждается духовным учителем, священными писаниями и святыми людьми.

Мысль в страсти принимает всё то, что выгодно и отвергает всё то, что невыгодно, тем не менее, считаясь с законами и рамками приличия.

Мысль в невежестве полностью подчинена эгоизму и чувствам, и принимает то, что хочется, не считаясь ни с писаниями, ни с законами, ни с приличием.

Влияние познающих и деятельных чувств на мышление

Существует десять типов мышления. Все они находятся в прямой зависимости от преобладающего влияния на ум одного из пяти чувств познания или одного из пяти видов деятельности:

Слуховое мышление — в уме всплывают какие-либо слуховые образы.

Тактильное мышление — в уме возникают различные ощущения прикосновения.

Зрительное мышление- в уме вспыхивают различные образы.

Вкусовое мышление — в уме возникают различные вкусы.

Обонятельное мышление — в уме появляются различные запахи.

Речевое мышление — размышление в словесной форме.

Мышление, связанное с движением рук, — чаще всего какая-то профессиональная деятельность.

Мышление, связанное с движением ног, — например, мысли о том, как быстрее пробежать.

Мышление, связанное с актом дефекации, — например. при разных нарушениях этого процесса.

Мышление, связанное с половым актом.

Слуховое и речевое являются высшими проявлениями мышления, и проявляются у людей и других разумных живых существ. Интересно знать, что Веды описывают 400 тысяч видов разумного существования на Земле и 8 миллионов видов неразумного существования. Мышление, связанное с обонянием или половым актом, является низшими формами активности ума, и проявляются у животных. Поэтому животное все время занято обнюхиванием каких-то объектов и поиском возможностей удовлетворить своё половое желание. Если человек всю свою жизнь пользуется только животными типами мышления, то в следующей жизни он рождается животным.

Возникновение мыслей

Мысли возникают в результате воздействия на ум:

Сверхдуши, действующей через разум.

Желаний, возникающих из памяти.

Тонкого и грубого тела.

Объектов внешнего мира.

Мысли, связанные действием на ум Сверхдуши

Подробнее о Сверхдуше мы поговорим ниже. Сверхдуша — это представительство Верховной Личности Бога, находящееся в области сердца. Ее можно увидеть только духовным зрением или, другими словами, с помощью безгрешного ума и чистых чувств. Сверхдуша даёт понимание истины нашему разуму, который, слушая её приказ, показывает уму правильное понимание вещей. Она проявляется в нашем уме как совесть, предвидение, озарение, интуиция, внутренний голос (который, однако, не всегда является проявлением Сверхдуши), Все открытия, пророческие сны, прозрение и предвидение событий вызваны влиянием Сверхдуши на наш ум. Мысли, которые возникают в результате воздействия на ум разума и Сверхдуши, несущие в себе истину, всегда благоприятны и ведут человека к правильным поступкам. Сверхдуша помогает человеку в самых трудных ситуациях и часто воспринимается как внутренний голос, дающий понимание, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Мысли, связанные с желаниями, возникающими из памяти

Желания, возникающие в результате воздействия на ум памяти, неожиданно вспыхивают в нашей голове, часто принося с собой беспокойства и проблемы. Если мы совершали благочестивые поступки, то память приносит с собой что-то благоприятное. Память — это способность ума запечатлевать в себе все наши желания и поступки. Все, что с нами происходило, накапливается в глубинных сферах ума и ждёт своего часа: Когда приходит время, и планеты вокруг нас встают определённым образом, сила, идущая от них возбуждает дремлющие желания, что приводит к соответствующим мыслям. Поэтому очень часто, неожиданно, без всякой внешней причины у нас портится настроение. Так, мы силой судьбы, в результате совершённых в прошлом ошибок вовлекаемся во всевозможные конфликтные ситуации. Только сильный разум, подкреплённый чистотой священного писания, способен противостоять дурному влиянию неожиданно возникающих желаний. Поэтому у разумного человека всегда есть выбор — или идти на поводу у греховных желаний, или силой воли направить свой ум к безгрешной деятельности, которая несёт в себе счастье. Неразумный же человек находится под полным контролем своих желаний, и в таких ситуациях он мало чем отличается от животного.

Мысли связанные с влиянием на ум тонкого и грубого тела

Чувства, направленные внутрь, постоянно беспокоят ум мыслями о телесном и психическом комфорте. В зависимости от судьбы, тело подвержено благоприятному или неблагоприятному влиянию планет. Все планеты, воздействующие на лас, движутся по кругу. В соответствии с этим циклическим влиянием, здоровое состояние тела также периодически меняется на больное. В больном состоянии чувства вызывают беспокойства, связанные с размышлениями о том, как избавиться от страданий. Однако, если человек не совершает благочестивые поступки или совершает их недостаточно, то Сверхдуша не даст понимания, как противодействовать этому влиянию.

Другими словами, в этом случае не хватает интуиции понять, как избавиться от физических или психических страданий, Тем не менее, человек начинает метаться в поисках облегчения и часто вредит себе всевозможными необдуманными действиями. Первое, что нужно сделать в подобной ситуации — это начать жить благочестиво, в соответствии с писаниями, которым Вы доверяете. Таким образом, надо совершать ежедневную молитву соблюдать режим дня, питаться в благости освящённой пищей, желать всем людям счастья и просить прощение словом или в уме у тех, кто Вас явно или ненароком оскорбил. В результате выполнения всех этих правил наступит облегчение. Так можно лечить даже серьёзные заболевания. Если же болезнь пройдёт не полностью, то надо посвятить свободное время изучению, к кому из благочестивых людей нужно обратиться за психологической, духовной или медицинской помощью. Поступая таким образом, человек избавляется от навязчивых мыслей о проблемах со здоровьем.

Мысли, возникающие в результате воздействия на чувства объектов внешнего мира

Чувства, направленные во внешний мир, приносят уму больше всего неприятностей, постоянно приковывая его к всевозможным проблемам. Эти проблемы имеют следующий характер:

Желания утолить голод, усталость.

Сексуальные потребности.

Проблемы во взаимоотношениях дома, на работе.

Мысли о благополучии своих близких людей.

Мысли о предстоящей работе.

Мысли о предстоящем отдыхе и наслаждениях.

Всевозможные страхи.

Мысли, порождённые полученной информацией и т. д.

Мысли, возникшие в результате занятия самоосознанием и духовной практикой.

Самое удивительное, что только последняя категория мыслей несут человеку только пользу и ничего кроме пользы. Просто думая о Боге и повторяя Его имена, человек автоматически избавляется от болезней, неблагополучия, несчастий и бесполезной жизни. Однако, если мысли о Боге имеют только одни корыстные мотивы, то подобных чудес, как правило, не происходит.

Три вида беспокойств

Все остальные виды мыслей приносят человеку три вида беспокойств:

Беспокойства, немедленно возникающие в результате самого процесса размышлений на эти темы.

Мысли могут сильно повлиять на наше настроение и ход ближайших событий, которые должны произойти в течение нескольких дней.

Все эти мысли порождают желания, которые откладываются в памяти, готовые вспыхнуть в будущем в. любой момент времени.

Поэтому разумному человеку следует отказаться от излишней концентрации внимания на материальных проблемах нашего существования. Проблемы легко решаются не через рассуждения о них, а через серьёзное изучение, как правильно себя вести в соответствии со знанием писаний. В результате насыщения разума знанием, понимание как правильно себя вести в той или иной ситуации, будет приходить само.

Два типа работы с информацией

Ум имеет два типа работы с информацией:

Сбор информации.

Запоминание.

Сбор информации

Сбор информации осуществляется чувствами познания: слухом, осязанием, зрением, вкусом и обаянием. Сам процесс сбора информации находится под контролем разума. Поэтому человек всегда настроен воспринимать ту или иную информацию в зависимости от типа его разума (благостного, страстного или невежественного). Допустим, по улице идут два прохожих.

Один из них заметил справа газон, засаженный розами, и, видя эту красоту, испытал состояние счастья. Другой посмотрел налево и увидел кучу мусора, что вызвало у него негодование. Оказывается, оба прохожих неслучайно обратили внимание на — эти два разных объекта. У первого разум находится в благости и ищет информацию, которая приносит счастье. У второго разум настроен на негативное восприятие и всегда находит причину для беспокойств. Образно сравним разум в благости с сознанием пчелы, а разум в невежестве с сознанием мухи. Пчела всегда привлечена нектаром и, найдя его, не оставляет себе, а несёт его другим пчёлам, для всеобщего процветания. Муха всё время стремится к испражнениям и, найдя их, погружает всё своё сознание в этом направлении. Одни люди замечают во всех только хорошее, и нахождение рядом с ними приносит счастье, Другие же всё время думают о чужих недостатках и портят настроение себе и окружающим. Таким образом, настрой разума человека и его жизненная цель сильно влияют на то: какими глазами он смотрит на мир. Стиль работы с информацией в уме сильно зависит именно от этих двух факторов — типа разума человека и цели, которую он перед собой поставил.

Запоминание информации

Вся собираемая информация поступает в глубинные сферы ума и хранится там, воздействуя на нашу судьбу. В тот момент, когда мы хотим что-то понять, она немедленно появляется на поверхности ума и влияет на ход событий. Человек склонен запоминать только то, что ему интересно. Естественно, если человек склонен запоминать только негативное, все его размышления будут склоняться в негативную сторону, и его жизнь наполнится одними страданиями- С Другой стороны, если мы систематически изучаем Веды, то при анализе мы будем оперировать не сплетнями, а высшими законами, что приведёт.

"нас к счастью и прогрессу. Поэтому очень важно, какой тип информации поступает в нашу память. Веды рекомендуют систематически изучать священные писания и максимально ограничить прослушивание и изучение всевозможных сплетен и ненужных новостей. Так, позитивная информация всё больше и больше будет наполнять наше существование. Постепенно память человека настроится в благостном режиме. В результате, все вспыхивающие в уме размышления будут позитивными, и станут приносить нам только счастье.

Степени деградации восприятия

В соответствии с чистотой разума, который возбуждает определённый тип сбора информации и её запоминания, существует семь степеней деградации восприятия. Деградация восприятия окружающего мира приводит к деградации умственной деятельности и полной потере счастья и благополучия:

1. Восприятие через призму рассуждений только о своих материальных потребностях и совершенное отсутствие мыслей о духовном.

2. Нестабильность, переменчивость, хаотичность восприятия и мышления.

3. Мелкость, слабость восприятия и мышления, бессмысленные рассуждения.

4. Концентрация внимания на негативном, рассуждения исключительно о разных неприятностях, сплетни.

5. Сильная постоянная сосредоточенность на неприятностях, которая приносит в ум состояние психической боли.

6. Постоянная печаль и озлобленность в восприятии мира и мыслях.

7. Полная потеря. здравого смысла в восприятии окружающего мира.

Так появляются рассуждения о том, что мы живём один раз, что Бога и души нет. Поэтому нет ни каких законов жизни и совести, и можно делать всё, что вздумается, лишь бы сейчас было хорошо, а затем «трава не расти».

Пять типов активности ума

В соответствии с различной деятельностью разума ум проявляет пять типов активности:

1. Правильное, не осквернённое эгоизмом восприятие становится возможным по причине воздействия на ум чистого разума.

2. Разум в состоянии эгоизма негативно настраивает чувства познания. Так, из-за неправильно настроенных чувств познания ум оскверняется и возникает иллюзорное восприятие окружающего нас мира.

3. Проводящийся в уме анализ. Он активизируется врезультате вспыхивающих в разуме сомнений.

4. Сбор и запоминание информации происходит в уме в том случае, если разум пытается понять какой-то вопрос глубже.

5. Внутренняя деятельность ума, не связанная с внешними объектами, протекает постоянно. Однако, если сознание заторможено, то ум занимается исключительно внутренней деятельностью. Например, это происходит, когда разум погружается в сон и прекращает свою внешнюю деятельность.

Препятствия, разрушающие стабильную умственную деятельность

Препятствия, разрушающие стабильную умственную деятельность и приводящие человека к деградации, расположены в определённой последовательности, и каждое последующее препятствие вытекает из предыдущего:

1. Потеря или отсутствие цели в жизни.

2. Нехватка энтузиазма.

3. Нехватка решимости позитивно мыслить.

4. Отсутствие регулированной жизни, режима дня и стабильности.

5. Чрезмерная чувствительность к негативному, снижение настроения.

6. Постепенное увеличение ненужных желаний.

7. Увеличение жизненных трудностей.

8. Надорванность психики, полная потеря энтузиазма, психическая нестабильность.

9. Постоянные разочарования и скорбь.

10. Отсутствие энтузиазма, притупление сознания, лень.

11. Депрессия, неминуемое стремление к дешевому счастью в виде спиртного, наркотиков, разврата.

12. Умственная деградация.

Все эти препятствия развиваются из отсутствия правильного контроля разумом ума. Разум способен быть сильным, если правильно выбрана основная цель в жизни. Дальше одна проблема вытекает из другой, доводя человека до умственной деградации. Чтобы устранить любую из этих проблем, надо попытаться устранить предыдущую. Например, чтобы убрать деградацию ума, надо убрать депрессию, а для этого, соответственно, нужно избавиться от лени и т. д. Таким образом, не имея нацеленного разума, с непослушным умом справиться невозможно. Деятельность для высшей цели приводит к стабильности ума. Однако, равновесие ума достижимо лишь теми, у кого на это есть сильное желание. Также следует знать как себя вести в разных случаях жизни, например, культивируя:.

— дружелюбие во время счастья.

— сострадание во время несчастья.

— радость посреди добродетели.

— спокойствие в окружении порока.

— ум очищается и приобретает способность думать о том, что принесёт счастье.

Встречаясь с препятствиями ниже девятого уровня, они могут стать непреодолимыми, и самостоятельно выйти из этого тупика невозможно, нужна помощь чистого святого человека. Чтобы воспользоваться советом такого человека, нужна всего одна способность — умение смиренно и без возражений слушать. Если Вы смиренно слушаете чистого и мудрого человека, то постепенно уходит скорбь и печаль. Если же не получается слушать смиренно, то нужно знать, что это происходит из-за некоторых особенностей функционирования оскверненного ума. Например, ум может сосредоточиться лишь в том направлении, которое свободно от принуждения. Иногда кажется, что, давая мудрый совет, над нами совершают насилие. Чтобы избежать подобных казусов, можно воспользоваться следующим правилом. Прежде чем начать доверительно слушать мудрого человека, необходимо укрепить в него веру с помощью трёх сил, которые могут помочь это сделать;

Священные писания.

Наставник.

Безгрешные люди.

В данном случае в роли наставника может выступать Ваш друг или знакомый, который уже получает инструкции у этого святого. Однако, самое удивительное заключается в том, что слушание святого человека очищает сознание и укрепляет в него веру само- Поэтому часто достаточно, несмотря на недовольство ума, просто терпеливо продолжать слушать. Если это действительно настоящий святой, то данный процесс постепенно принесёт счастье.

Йама и нийама

Также для избавления от препятствий и выработки правильного мышления восьмиступенчатая йога рекомендует заняться первыми двумя её ступенями:

Йамой

нийамой

Йама

В состав Йамы входит:

1. Ахимса — не причинение вреда живым существам. Не употребление мясной, рыбной пищи и яиц ~ это одно из главных правил ахимсы.

2. Сатьям — это правдивость. По настоящему правдивым может быть лишь тот, кто изучает священные законы, иначе его представления о правде могут его обмануть.

З.Астея — человек не имеет права воровать. При этом имеется ввиду не только грубое воровство, но и тонкое воровство, когда мы крадём чужую мысль и выдаём её за свою собственную. Это состояние, когда человек не склонен самовольно притрагиваться ни к чему чужому.

4. Брахмачаръя — это обет избегать разврата и ненужных сексуальных отношений. Секс только для зачатия детей не считается нарушением принципа брахмачарьи.

5. Апариграха — человек не должен накапливать ненужные вещи.

Нийама

Нийама состоит из:

1. Шаучи — это наружная (телесная) и внутренняя (умственная) чистота.

2. Самтоша — удовлетворённость, умиротворение.

3. Тапас — аскезы в благости. Их три типа:

Аскезой для тела является постоянное оказание почтения Верховному Господу, священнику, — духовному учителю и старшим, например, отцу и матери, а также чистота.

Аскезы для речи: мы должны говорить слова, приятные людям, несущие им блага и не вызывающие у них беспокойства, а также регулярное чтение ведических писаний.

Аскезой для ума является стремление к постоянной удовлетворённости, простота, немногословность, самообладание и чистота сознания.

4. Свадхьяя — изучение священных писаний.

5. Ишвара пранидхана — предание себя Богу. Это может также означать религиозность.

Выполняя все эти правила легко добиться спокойствия в мышлении. Однако, добиться того же эффекта с помощью самовнушения или успокоительных лекарств гораздо труднее.

Эмоции

Это вид деятельности ума, при котором мысли, чувства или желания, соприкасаясь с умом, приводят его в возбуждение. Эмоции — это возбуждение ума, приносящее радость или печаль, счастье или страдание. От одних типов возбуждения эгоистичный ум испытывает счастье, от других страдание.

Два вида эмоций

Таким образом, эмоции бывают двух видов:

— Позитивные эмоции.

— Негативные эмоции.

Позитивные эмоции :

Материальный ум радует всё, что ассоциируется с материальным счастьем. Однако, по мере очищения ума обычные материальные удовольствия постепенно перестают вызывать позитивные эмоции. У святых людей позитивные эмоции вызывает духовная музыка, молитвы, чистые люди и святые места паломничества. Когда ум полностью очищается от материальной скверны, он всегда испытывает только позитивные эмоции. Даже слезы разлуки с Богом, которые приносят ощущение страдания, одновременно вызывают у святого человека огромное, неописуемое обычным языком, счастье. Поэтому, для духовного ума не существует понятия негативные эмоции. Однако, в сильно осквернённом эгоизмом уме даже страдания окружающих людей вызывают позитивное чувство. Поэтому говорить о том, что позитивные эмоции всегда несут человеку добро, абсолютно неверно. Например, наставления духовного учителя иногда бывают очень суровыми и могут ненароком вызвать негативные эмоции, однако это не значит, что происходит что- то плохое. Человек, получающий истинное знание, — самый большой счастливчик в этом мире.

Таким образом, тот, кто идёт на поводу у своих эмоций, является на самом деле просто глупцом. Он искренне считает, что если происходящие вокруг события вызывают негативное чувство, значит они плохие. Точно также реагируют на окружающий мир животные. Всё, что вызывает у них позитивные эмоции, принимается за благо, и наоборот, всё, что вызывает негативные эмоции за зло. Так животные становятся жертвой своих эмоций В Индии на этом принципе основано много видов охоты на диких зверей. Например, как без особых усилий поймать дикого слона. Для этого слониху тренируют бежать от слона определённым путём. Слон, видя слониху, испытывает позитивные эмоции и бежит за ней, так он попадает в западню без усилий со стороны охотника. Мы знаем, что на эту же удочку попадаются политики, дипломаты. Желая их скомпрометировать, используют неправильное отношение к своим собственным эмоциям по отношению к противоположному полу Таким образом, мудрец — это тот, кто принимает решения всегда по закону Вед, не зависимо от того, какие эмоции у него возникают. Тем не менее, следует отметить, что существуют четыре типа позитивных эмоций, и все они по-разному влияют на наше здоровье и сознание:

Духовные эмоции всегда ведут к очищению сознания и, следовательно, к очищению как тонкого, так и грубого тела,

Позитивные эмоции в благости — это эмоции радости, связанные с бескорыстными делами, совершёнными согласно священным писаниям, и поступками по отношению к окружающим людям. Они всегда приносят здоровье и счастье.

Позитивные эмоции, связанные с эгоистическими желаниями, например, накоплением богатства, вызывают увеличение психического и физического напряжения и постепенно приводят к различным болезням.

Позитивные эмоции, связанные с причинением окружающему миру вреда всегда ведут к страданиям и деградации.

Возникают в результате влияния на эгоистический, материальный ум сил, которые вызывают в нём ощущения несчастья. Чтобы понять, как они влияют на здоровье, разберём их классификацию:

Духовные эмоции не бывают негативными, даже если они вызывают страдание, то они всегда воспринимается как счастье.

Негативные эмоции в благости возникают в результате, того, что человек своим поведением защищает священный "закон. Иногда временно они могут вызвать ухудшение здоровья, но, несмотря на это, в конечном счёте; они всегда очищают как тонкое, так и грубое тело и изменяют судьбу человека в сторону счастья.

Негативные эмоции, вызванные неудовлетворением корыстных мотивов, всегда ведут к болезням и страданию.

Негативные эмоции, возникшие в результате собственной агрессии по отношению к окружающим. Этот тип эмоций ведёт к ещё большему увеличению страдания, а затем приходит деградация сознания. Однако, в отличие от позитивных эмоций в невежестве они не дают человеку шанса осознать, что он ведёт себя неправильно.

Таким образом, когда врачи говорят о вреде негативных эмоций, надо иметь ввиду только негативные эмоции в страсти и невежестве. Именно они и являются причиной всех существующих болезней. Чтобы избежать негативных эмоций, необходимо пытаться победить в себе эгоистический настрой и стараться увеличить благостную силу разума.

Сила эмоций

Эмоции бывают трех видов:

— Сильные эмоции.

— Эмоции средней силы.

— Слабые эмоции.

Сильные эмоции

Сильные эмоции возникают в результате сильного воздействия, на ум мыслей, чувств и желаний. Эта сила зависит от нескольких факторов:

Силы раздражителя, идущего от мыслей, чувств и желаний.

Силы вовлечения эгоизма в процесс восприятия.

Особенностей состояния ума.

Иногда человеку приходит в голову мысль такой силы, что он забывает обо всём на свете, переполняясь сильными эмоциями. Сильные эмоции никогда не приводят к улучшению здоровья, а наоборот, часто являются причиной серьёзных болезней, Мысль о тяжёлой утрате или сильно большом приобретении иногда вызывает такое возбуждение в уме, что организм не выдерживает таких эмоций, и человек лишается сознания или даже жизни.

Если оскорбительное слово произносится перед эгоистически настроенной личностью, то боль, возникшая в уме, может быть такой силы, что лишает человека самообладания. Иногда боль в эгоистически настроенном уме приводит даже к инфаркту или инсульту. Таким образом, даже выслушивая оскорбления в свой адрес, нужно культивировать в себе смирение и доброжелательность.

Иногда больной человек лишается отдыха или сна, и ум становится чрезвычайно чувствительным. В этом состоянии даже неожиданный звук безобидной птицы может лишить человека чувств.

Только человек в состоянии духовного транса, испытывая сильные эмоций, не разрушает свою психику, а наоборот, укрепляет её.

Эмоции средней силы

Эмоции средней силы обычны в нашей жизни и не оказывают большого вреда ни здоровью, ни характеру человека до тех пор, пока мы не начинаем придавать им слишком большого значения. Как только эмоции становятся выше истинного знания или, как принято говорить, здравого смысла, то с этого момента они начинают причинять массу неприятностей. Например, если считать, что любое слово мужа, сказанное без настроения, является признаком того, что "он меня не любит", несмотря на. его уверения, что все не так, то простые эмоции, возникшие в силу обычных обстоятельств, становятся причиной больших страданий. Поэтому никогда нельзя эмоции ставить выше здравого смысла.

Слабые эмоции

Внешний вид неэмоционального человека может быть обманчивым. Подобные ошибки происходят в результате глубокой внутренней жизни человека. Такое встречается крайне редко, в основном, у святых людей. Обычно, же слабая эмоциональность говорит о сухости характера и влечёт за собой снижение психического или физического тонуса, что затем приводит к депрессии. Часто такие проявления бывают у наркоманов или людей, потерявших цель в жизни, поэтому они выглядят безучастными ко всему. Безэмоциональные люди нуждаются в личностном общении и моральной поддержке со стороны близких и друзей.

Желания

Откуда же берётся мысль человека? Оказывается, все наши прошлые поступки откладываются в глубинах памяти и ждут по закону судьбы, когда силой влияния планет возникнет тот самый момент, когда они, всплывая в уме, заставляют нас нести ответ за содеянное. Окружающий мир, влияя на ум, постоянно создаёт всевозможные ситуации, в результате чего ни одно прошлое действие не остаётся без ответа. Это касается как этой жизни, так и всех прошлых. Все наши прошлые желания, как и поступки, тоже хранятся в глубинах памяти и волей судьбы в один прекрасный момент вспыхивают вновь. Таким образом, в уме есть одна удивительная функция, — он находится под постоянным контролем психического состояния вселенной. Так, в соответствии с влиянием на Землю окружающих ее планет и звёзд, из глубин памяти неожиданно всплывёт сила, приводящая к возбуждению ума. В результате появляются желания, которые в свою очередь рождают эмоции и мысли.

Таким образом, потоки мыслей берут своё начало в глубине озера ума, на дне которого отдыхают впечатления или силы, порождённые нашими прошлыми поступками и желаниями, Все эти впечатления скрыты от нашего взора и появляются абсолютно неожиданно для нас- Причина появления желаний зависит также не только от внешних факторов глобального значения, таких как планеты и окружающее пространство, но также и от того, на чём мы концентрируем своё внимание в повседневной жизни.

Четыре типа желаний

Таким образом, существуют четыре типа желаний:

Духовные желания — рождаются поступками и мыслями о Боге. Это возможно благодаря сильному стремлению человека к нашей вечной духовной природе,

Благостные желания — это желания изучать высшие законы нашего существования, совершенствовать понимание смысла жизни и свой характер, а также желания сделать всех счастливыми. Они возникают в результате совершённых в прошлом благочестивых поступков.

Страстные желания всегда связаны с собственной выгодой, приобретением чего-то и различными материальными благами для себя и своих близких. Причина их возникновения — это жажда материального счастья, догоняющая нас из прошлого.

Невежественные желания возникают из зависти, гнева и чрезмерного эгоизма и влекут человека к деградации и всевозможным преступлениям. Их причина — это злые дела, совершённые в прошлом.

Когда мы жалуемся на свою судьбу, считая, что всегда кто-то норовит испортить настроение, то это значит, что поступки, совершённые в прошлом, и мысли «заставляют желать лучшего». Именно они, постоянно вспыхивая в уме, рождают ненужные желания, агрессию и плохое настроение.

Таким образом:

Сначала рождается желание.

Затем появляются эмоции.

И только затем появляется какая-то мысль.

Мысль появляется только в результате сложного процесса взаимодействия желаний и эмоций с разумом человека. Таким образом, мысль возникает всегда только по одной причине — для того, чтобы разобраться в проблемах. Она вытекает из желания изменить жизнь к лучшему и появляется при контакте ума с разумом. Однако у животных до мыслей дело не доходит, так как их функции разума для этого не достаточно сильны. Почему же у животных нет тенденции к возникновению мыслей? Причина только одна — в прошлых жизнях не было желания во всём разобраться. Человеческая форма жизни предназначена для мышления, а мышление нужно только для того, чтобы понять, как правильно жить. Поэтому без контакта с разумом мыслей не бывает. Понимая всё это, становится ясно, что смысл человеческой жизни — это само о сознание, а все, кто этого не могут понять, рано или поздно родятся животными в силу отсутствия необходимости пользоваться своим разумом и процессом мышления. Веды говорят, что существует критерий, когда человек становится разумным и перестаёт деградировать. Как только он серьёзно задаст себе два вопроса: «кто я такой?» и «для чего я здесь живу?», и изо всех сил начнёт разбираться в них. Это значит, его эволюция течёт в сторону прогресса. Постепенно такие люди избавляются от телесной концепции жизни и начинают считать себя вечной душой. Те же, кто считает себя Фёдором Петровичем или Иваном Фёдоровичем и не имеют никаких других вариантов и желаний, относящихся к пониманию своей природы, то очень трудно давать гарантии, что следующая жизнь будет счастливее, чем эта. Для таких людей вся жизнь состоит из желаний и эмоций, а все возникающие мысли предназначены для удовлетворения не разума, а все тех же желаний и эмоций.

Loading...Loading...