Праздник Святой Троицы – день сошествия Святого Духа на Апостолов. Храмы, посвященные Святой Троице

День Святого Духа, Духов день — христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы). Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа.

День Святого Духа, Духов день - христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы). Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа.

Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
В Евангелии сошествие Святого Духа описывается как появление пламени, всполохи которого окружили каждого из апостолов. И все они "исполнились Духа Святого" и обрели "дар языков", то есть стали говорить на разных языках, которых прежде не знали.

По православному учению, Дух Святой сошел в виде огненных языков в знак того, что Он дал апостолам способность понимать все языки мира, чтобы проповедовать христианство всем народам. В виде же огня Святой Дух сошел в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

Согласно православному учению, именно сошествие Святого Духа на апостолов явило попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, а Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви.
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, ""кроме нерождения и рождения"", исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: ""Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит".

Каждый христианин получает благодать Святого Духа через церковные таинства, через общую молитву.

Со Дня Святого Духа до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому духу "Царю небесный..." С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он - источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа. Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые. Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Святой Дух - Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном.

Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем.

Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына - Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы - «Ума, Слова и Духа - единой соприродности и божественности» (святой Григорий Богослов).

Праздник Святой Троицы в Свято-Никольском храме в селе Озерецкое.

Троица - это двунадесятый подвижный праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов в виде огненных языков. Также называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы (в память Синайского законодательства). Праздник называется иначе Троицыным днем, потому что с сошествием Св. Духа на апостолов вполне открылась св. Троица и закончилось дело Ее о спасении людей. Празднование Св. Духу совершается на другой день после Св. Пятидесятницы, в понедельник, который поэтому называется «Духовым днем». Праздник Святой Троицы называют днем рождения Церкви.

Троица. Событие праздника

Сошествие Святого Духа на апос толов описано в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой. Части этой книги читаются за Литургией в промежуток от Пасхи до Троицы включительно.

После Вознесения Господня апостолы и Пресвятая Богородица находились вместе, проводя время в молитве. Предание говорит, что они были в Сионской горнице, где Господь совершил Тайную вечерю, когда в третьем часу дня (девятом по современному счету) «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).

Святитель Иоанн Златоуст и Феофилакт, епископ Болгарский, толкуя эти слова Писания, поясняют, что ветра не было, а только шум. Также явились и огненные языки и опустились на голову каждого из апостолов. Шум и пламя - явления духовного, а не материального порядка. Феофилакт Болгарский подчеркивает: "Хорошо говорить, как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе".

В Иерусалим на иудейский праздник Пятидесятницы собрались паломники из Месопотамии, Понта, Египта, Рима и многих других стран и городов. Услышав, что апостолы говорят на их родных наречиях, они дивились. Другие, не понимавшие ни слова из апостольской проповеди, насмехались, говоря: «Они пьяны!» Тогда апостол Петр и другие одиннадцать стали говорить:

"Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать". (Деян. 2:14-18)

Слушая вдохновенную проповедь апостолов, многие уверовали во Христа, и около трех тысяч человек в тот же день крестились.

В Ветхом завете праздник Пятидесятницы назывался также праздником седьмиц или праздником жатвы (Исх. 34, 32). В этот день иудеи вспоминали, как Моисей на Синайской горе принял от Господа скрижали с десятью заповедями. В Ветхом Завете праздник Пятидесятницы был днем дарования Закона, в Новом мы празднуем сошествие Святого Духа, свершение нового Завета Бога и людей.

Послать Духа Утешителя обещал своим ученикам Исус Христос перед Крестными страданиями, во время последней беседы на пути в Гефсиманию. Мы слышали эти слова Спасителя во время службы Страстей Христовых перед Пасхой, когда читалось первое из двенадцати Евангелий (самое длинное).

Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, не книжники мудрости научи, рыбари богословцы показа. Весь собирает собор церковный. Единосущне и Единопрестольне Отцу и Сыну, Утешителю слава Тебе.

Так поется в праздничной стихире. Не книжники, то есть неграмотные люди, простые рыбаки стали мудрыми богословами. Сошествие Святого Духа преобразило учеников Спасителя. Прежде робкие и несмелые, разбежавшиеся после ареста Господа и скрывавшиеся «страха ради иудейска», теперь они почувствовали в себе силу и дерзновение, так что и жизнь свою положили на дело проповеди Христова учения.

Троица. История праздника

Праздник в честь Святой Троицы установлен апостолами. Они сами ежегодно праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали его всем христианам (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). Указание на это есть и в Постановлениях Апостольских. В древности этот праздник совершался торжественно. Существовал обычай крестить в этот день оглашенных, подобно тому, как после проповеди апостольской крестилось три тысячи человек. И в наши дни за праздничной Литургией вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…»

Уже в первые века христианства праздник Пятидесятницы был общераспространенным. Об этом свидетельствует Тертуллиан, умерший около 220-240 года. Утверждая преимущество христианских праздников над языческими, он писал: «Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу».

На 50-й день после Пасхи Православная Церковь отмечает день Сошествия Святого Духа на апостолов (День Святого Духа), день Пятидесятницы (Троицын день, Троица) — что означает праздник Пятидесятница, его история, смысл и традиции.

В день, когда Дух Святой сошел на апостолов, родилась христианская Церковь, поэтому это еще и день рождения Церкви.

Господь наш Иисус Христос, еще во время Своей земной жизни, обещал апостолам ниспослать им с неба Святого Духа. Апостолы, которые всегда с верою слушали слова Спасителя, не сомневались, что и это обещание Его вскоре исполнится.

Возвратившись в Иерусалим после вознесения Господа на небо, апостолы все время проводили в молитве, чтобы достойно приготовиться к принятию обещанного им Божественного Утешителя (Святого Духа).

Однажды, когда они все вместе молились в горнице того самого дома, в котором, как говорит предание, была совершена «тайная вечеря», внезапно сделался шум с небеси, как бы от несущегося сильного дыхания ветра, и Дух Святый в виде огненных языков низошел на каждого из апостолов.

Пятидесятница. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник XV в.

В тоже время апостолы начали прославлять Бога на разных наречиях, которые до того времени им не были известны; кроме того, они чувствовали, что готовы были проповедовать учение Иисуса Христа, не страшась ни угроз, ни мучений от неверующих.

Событие это случилось в день Иудейского праздника Пятидесятницы, на который обыкновенно собиралось в Иерусалим из различных, стран и городов, множество Иудеев (Всего Священное Писание говорит о шестнадцати национальностях).

Услышав шум, происходивший в горнице апостолов, все они собрались к дому апостолов, и некоторые из Иудеев, не зная, что случилось, но видя, как апостолы говорят что-то непонятное, удивлялись и думали: уж не испили ли они вина.

Заметив это, Св. апостол Петр, объяснил всем собравшимся случившееся событие, и после его проповеди 3000 человек уверовали в Иисуса Христа, т. е. сделались христианами. Старейшины Иудейские хотели оклеветать пред народом учеников Иисуса Христа, как некогда они клеветали на Него Самого, но теперь злоба Иудеев была бессильна.

Так начало устанавливаться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Пятидесятница

В память этого события установлен, праздник, еще со времен апостольских. Праздник, этот, бывает, не всегда в один и тот же месяц, в одно и то же число, но приходится всегда в воскресенье, через семь недель, т. е. через пятьдесят дней после первого дня Пасхи, отчего он и называется Пятидесятницей.

Этот праздник, совершается через пятьдесят, дней после Пасхи, потому что Дух Святый сошел на апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа из мертвых. В этот же день праздновалась тогда Пятидесятница ветхозаветная, бывшая прообразом новозаветной.

Там гора Синай, гром, молния и закон. Здесь Сионская горница, «шум яко носиму дыханию бурну», огненные языки, благодать и истина Нового Завета.

День Святой Троицы

Обыкновенно праздник этот называется «Троицыным днем», потому что чрез это сошествие открылся людям Триединый Бог в трех лицах: Отец, Сын и Св. Дух - Троица единосущная и нераздельная.

Есть предположение, что название Троица, Троицын день, закрепилось после того, как в Троицком соборе в этот день стали чествовать икону «Троица» А. Рублева при преподобном Сергии Радонежском, являвшимся его учителем и вдохновителем.

С тех только пор день Святой Троицы, как литургическое творчество именно русской духовной культуры и даже определённее - как творчество Преподобного Сергия, стал отмечаться во всём православном мире как двунадесятый праздник.

Напомним, что до этого времени Византия не знала такого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон. Праздновали просто день Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня. …

Но с XIV века он делается на Руси, а затем и во всём православном мире, праздником Пресвятой Троицы, выявляя свою онтологическую суть. Таким образом, праздник Пресвятой Троицы впервые появился у нас, на Маковце, в качестве местного храмового праздника Троицкого собора, как чествование «Троицы» Андрея Рублёва. "Неугасимая свеча", Глава III. Троица. Протоиерей Леонид Константинов. Белгород, 2014 г.

Троица. Андрей Рублев

Сначала люди знали одного только Бога-Отца. Бог-Господь являлся и Адаму в раю, и Аврааму в виде странника с двумя своими Ангелами, и Моисею, на горе Синае, когда давал заповеди.

Потом узнали люди и Сына-Божия, Господа Иисуса Христа, когда Спаситель родился на земле от Пресвятой Девы Марии, Богородицы, и жил между людьми, как обыкновенный человек. Наконец узнали люди и Бога-Духа Святого, когда Он, в виде огненных языков, сошел на апостолов.

Духов день

Праздник этот не заканчивается одним днем - воскресеньем, но продолжается и в понедельник, который называется «Духовым днем»; также в церковных службах вспоминается он и в прочие дни до недели всех Святых.

В Духов день не вспоминается никакого другого события из священной истории, но только прославляется Святый Дух, который видимо сошел на апостолов и собою просветил, и вразумил их.

Это потому, что в нашей православной церкви, после главнейших праздников в воспоминание священных событий, на следующий день прославляется то лицо, через которое главным образом совершилось это событие.

Так на другой день после праздника Крещения Господня празднуется память Св. Иоанна Предтечи, который крестил Господа. На другой день Сретения празднуется память святых праведников Симеона и Анны пророчицы, которые сретили (встретили) Господа во храме.

Богослужение

Богослужение в Троицын день несколько отличается от обыкновенного богослужения. На обедни, пред чтением Деяний апостольских, поют не «Святый Боже…», как на обыкновенной литургии, а «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия» - что по-русски значит, «вы, которые крестились во Иисуса Христа, вы облеклись во Христа».

Песнь эта поется в Троицын день потому, что в первые века христианства новообращаемые христиане (из Иудеев и язычников) крестились обыкновенно в самые большие праздники, как то: в Рождество Христово, в день Крещения Господня, в Пасху и Пятидесятницу.

После обедни тотчас же служится торжественная вечерня, в песнопениях которой прославляется Святая Троица и видимо сошедший на апостолов Св. Дух. На этой вечерни, священник, преклонив колена, читает в царских вратах молитвы, написанные Св. Василием Великим в четвертом веке.

Милорадович Сергей Дмитриевич (1851-1943) Троицын день. 1911 г

В этих молитвах мы испрашиваем прощения грехов, молимся о даровании нам благодати Святого Духа и о царстве небесном всем с верою умершим. Весь народ, предстоящий в церкви, слушает эти молитвы с благоговением, также преклонив колена.

Обычай украшать храмы и дома

К особенностям праздника Пятидесятницы принадлежит еще обыкновение украшать в этот день зелеными ветвями и цветами храмы Божии и дома.

Вострецова Анастасия (род. 1981) Праздник Троицы

Обыкновение это произошло оттого, что ветхозаветные, т. е. жившие до Рождества Христова, Иудеи в свой праздник пятидесятницы, воспоминая дарованные им через Моисея заповеди Господни (в то время, когда они были еще на пути в землю Обетованную и жили в шалашах (кущах), устроенных из древесных ветвей), - украшали дома свои зеленью.

Сошествие Св. Духа совершилось, как мы уже сказали, в день Иудейской пятидесятницы, и апостолы, которые были родом Евреи, тоже украсили свою комнату зелеными ветвями. В воспоминание этого церковь христианская и до сих пор сохраняет этот обычай.

Степура Елена Илларионовна (род. 1979) Троицын день. 2008 г.

Украшая храмы и домы зелеными ветвями, мы как бы посвящаем первую весеннюю зелень Святому Духу, Который дает жизнь всему, а, следовательно, и деревьям, и цветам. Отдание Троицы происходит через неделю, в следующую субботу.

Что можно и что нельзя делать на Троицу

  • Троицкая суббота — вселенская родительская суббота перед Днём Святой Троицы, день всеобщего поминовения усопших, одна из двух вселенских суббот в году. Утром после Божественной литургии в храмах служат общую панихиду.

Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о иже во аде держимых. Св. Василий Великий

В этот день поминают усопших родителей, родных и близких, посещают кладбище, приносят на могилы березовые ветки, цветы, устраивают поминальную трапезу.

Источники:
  1. Главнейшие праздники Православной Церкви. Журнал «Мирской Вестник» СПб, 1865
  2. Неугасимая свеча, Гл. III. Троица. Протоиерей Леонид Константинов. Белгород, 2014 г.
  3. Протоирей Иоанн Яхонтов, СПб, 1864

Ду́хов день или День Свято́го Ду́ха — христианский и народный праздник в честь Святого Духа — Третьей Ипостаси Триединого Бога.

В православии празднуется на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после (всегда в понедельник). В православных церквях праздник также носит название Понеде́льник Свято́го Ду́ха (греч. Δευτέρα τοῦ Ἁγίου Πνεύματος).

Святой праздник Духов день в разных конфессиях отмечают в разные дни - Католическая церковь празднует его вместе с Троицей, то есть на 50-й день после Пасхи.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Новом Завете в книге Деяний святых апостолов.
В тот далекий день — в пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) — в Иерусалиме отмечали ветхозаветную Пятидесятницу, установленную в честь получения Моисеем заповедей, которые Бог дал ему на пятидесятый день по выходу евреев из египетского рабства.
В Древнем Израиле этот праздник почитался особо, поэтому в Иерусалиме собрались люди «из всякого народа под небом».

Вдруг в Сионской горнице, где апостолы и Богородица после Вознесения Спасителя постоянно молились, в третьем часу дня...

« ... внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать »

(Деян. 2:1-18)

Т.е. Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух — было явлено миру видимым образом — шумом с неба, ветром, огненными языками пламени.

После случившегося апостолы заметили в себе некоторые перемены: Святой Дух подарил им возможность разговаривать на разных языках и исцелять больных, чтобы они смогли проповедовать Слово Божье и распространять новую веру в разных странах.

Духов день считается своеобразным днем рождения вселенскй апостольской Церкви — ведь именно в этот день апостолы пошли по миру, чтобы нести людям Истину даже в самых дальних его уголках.
Важный День Сошествия Святого Духа христиане считают началом становления Церкви как общины Христовой. Также не стоит забывать о том, что на Духов день ученикам Иисуса открылась сущность Триединого Бога.

Церковь, начавшаяся когда-то с той самой маленькой кучки людей в Сионской горнице, существует уже почти две тысячи лет, в то время как поколения людей и целые государства исчезли с лица земли.

Нужно отметить, что из двенадцати апостолов, только Иоанн Богослов умер своей смертью, остальных казнили.

Официально праздник Духов день установлен ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы — в противодействие антитринитарной доктрине, отвергавшей божественную природу Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.


Молитвы Святому Духу

Молитва первая

Царю́ Небе́сный (греч. Βασιλεῦ Οὐράνιε) — обиходное название православной молитвы Святому Духу. Читается обычно перед началом какого-либо дела для призывания Святого Духа в помощь в начинаемом деле.

«Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше И́стины, и́же везде́ сый, и вся исполня́яй, сокро́вище Благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша».

Перевод на русский:
«Царь Небесный, Утешитель), Дух Истины, везде сущий и всё наполняющий), Сокровище благ и Податель Жизни, прийди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши».


Молитва вторая

«Царю Небесный, Утешителю Всеблагий, Душе истины,
от Отца предвечно исходяй и в Сыне выну почиваяй,
независтный источниче дарований божественных,
разделяя их коемуждо, якоже хощеши,
Имже и мы недостойнии освятихомся и назнаменани есмы в день крещения нашего!

Призри на молитву раб Своих, прииди к нам, вселися в ны,
и очисти души наша, да будем уготовани в жилищи Пресвятыя Троицы.
Ей, о Всеблагий, не возгнушайся нашея нечистоты и ран греховных,
но исцели я всеврачующим помазанием Твоим.

Просвети наш ум, да разумеем суету мира и яже в мире,
оживи нашу совесть, да немолчно возвещает нам яже подобает творити и яже отметати,
исправи и обнови сердце, да не источает день и нощь помышлений злых и желаний неподобных.

Укроти плоть и угаси росоносным дыханием Твоим пламень страстей,
имже помрачается в нас драгоценный образ Божий.

Духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия отжени от нас,
подаждь же нам духа любве и терпения,
духа кротости и смирения, духа чистоты и правды,
да исправив разслабленная сердца и колена,
неленостно течем по пути заповедей святых,
и тако избегая всякаго греха и исполняя всяку правду,
сподобимся улучити кончину мирну и непостыдну, внити в Иерусалим небесный,
и тамо покланятися Тебе купно со Отцем и Сыном, поя во веки веков:
Троице Святая, слава Тебе. Аминь».


Молитва третья

«Душе Святый!
Всю вселенную собою наполняяй, и всем жизнь подавали,
от скверных же человек удаляяйся,
смиренно молю Тя: не гнушайся нечистоты души моея,
но прииди и вселися в мя и очисти мя от всякия греховныя скверны.
Да помощию Твоею прочее время живота моего
поживу в покаянии и творении дел благих,
и тако прославлю Тя со Отцем и Сыном во веки веков. Аминь».

Традиции на Духов день

Между тем многие традиции, связанные с Духовым днем, не имеют ничего общего с христианством. Все дело в языческих корнях этого праздника.

Для восточно-славянской традиции характерны поверья о том, что «Земля на Духов день — именинница», потому, что «в этот день она сотворена»,

❧ С давних пор существует запрет на любые работы, связанные с землей в Духов день. В этот праздник нельзя копать и рыхлить почву, сеять семена и высаживать саженцы.
Категорически запрещается втыкать в землю любые предметы. Считается, что земля - это то, что дает начало всему живому. А потому во все времена люди старались относиться к ней с большим уважением и давать отдых в дни великих празднеств.

❧ В Святой праздник Духов день, по традиции обходили крестным ходом распаханные поля — этот обычай явно свидетельствовал о переплетении языческих и христианских начал праздника. Крестным ходом люди призывали благословение на Землю-именинницу, которая в ответ дарила богатый урожай пшеницы, ржи, ячменя.

❧ В Духов день женщины, по традиции, выполняли обряд кормления земли. Под вечер в поле они расстилали скатерти и устраивали праздничный обед.
По старинному обычаю они раскладывали маленькие кусочки еды, присыпая их сверху землей. Люди верили, что «прикармливая» землю они усиливают плодородие.
Я ещё помню, как моя бабушка прикапывала кусочки каравая по всему огороду:)


❧ Также обязательным пунктом праздничной программы во многих селениях было освящение колодцев (чтобы они не пересыхали в жаркую погоду, и у людей всегда была вода).

❧ По традиции, в этот день собирали букеты из целебных трав — мяты, осоки, мелиссы и освящали в церкви. Люди считали, что травы, освященные в храме, обладают особой силой.
Также собирали и высушивали всю зелень, разложенную по дому на Троицу. Из этих трав заваривали чай и давали пить больному или просто его окуривали, считая, что это способствует ускорению выздоровления.

❧ В Духов день и всю следующую за ним неделю запрещалось купаться. Считалось, что в этот период водоемами заправляют русалки, которые легко могут утащить ослушавшегося человека на дно.

❧ Считается, что в Духов день нельзя смотреть в воду на свое отражение. Особенно этот запрет касается молодых незамужних девушек.
В противном случае можно потерять свою любовь и лишиться женского счастья.

❧ Запрещается также произносить фразу «пошла за водой». Считается, что этими словами можно накликать беду. Говорить следует «пошла по воду».

❧ Согласно другому народному поверью, в Духов день запрещено бегать и быстро передвигаться. Так как в этом случае можно лишиться удачи, то есть убежать от нее.

❧ Заниматься тяжелой физической работой в День сошествия Святого Духа также запрещено. В этот праздник следует по возможности отказаться от домашних хлопот и повседневных занятий.
Однако Церковь особых запретов на Святой праздник Духов день не налагает — священнослужители отмечают, что человек ценится не только за почтение праздников, но и за работу.
Истинно верующий прихожанин, по их мнению, обязательно найдет время, чтобы посетить службу, прочесть молитву, но каких-либо наказаний за неотложные дела не предусматривается.

❧ Ходить на кладбище в Духов день не рекомендуется. Считается, что в этот праздник души всех умерших спускаются на землю и бродят рядом со своими домами или садятся на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу., подоконник.
Потому наши предки в этот день оставляли для них гостинцы на пороге дома.
Кстати, этот обычай сохранился до настоящего времени — до сих пор особое внимание уделяется березовым веткам, освященным на Троицу: их и сейчас принято брать домой, чтобы поставить около икон.

Первым делом, что нужно сделать в Духов день — поставить свечку за упокой тех родных, кого уже нет с вами. Всех умерших родных нужно непременно помянуть добрым словом.
Считается, что в этот день особенно сильна молитва за души людей, погибших из-за пьянства или далеко от дома, не успевших покаяться.

Затем можно помолиться о своем здоровье и здоровье своих близких.

❧ Наши предки были уверены, что в Духов день начинается лето. Причем по этому дню определяли погоду на ближайшие шесть недель: согласно народным приметам, все эти полтора месяца будет такая же погода, как в понедельник Святого Духа: «С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт», «Не верь теплу до Духова дня»...

❧ Вплоть до начала XX века повсеместно было распространено поверье, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах.
Причем у некоторых народов было принято заранее позаботиться о том, чтобы Святой Дух смог попасть в их жилища (обычно для этого открывали все двери и окна).

❧ По старинным поверьям, в Духов день русалки выходили из воды и качались на ветвях березы или ивы. По приметам, там, где ступала босая ножка русалки, трава начинала расти зеленее и гуще. Поэтому сельская молодежь выходила ночью в поле "гонять русалок" — они бегали по лугам, стегая воздух березовыми прутьями.

❧ В старину ранним утром люди умывались холодной колодезной или чистой речной водой, чтобы смыть все хвори, которые нечисть могла наслать на человека.

❧ В Духов день гадали на будущее — из ветвей и травы девушки плели венки и бросали их в воду: поплывет — к счастью, потонет — к несчастью.

❧ Считалось, что «этого дня как огня страшится бродячая по земле нечисть», так как «сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов»

❧ Ну и, конечно, по традиции в Духов день семьи собираются за праздничными столами, на которых обязательно присутствуют караваи, пироги и блины.
При этом не всегда эти застолья устраиваются дома, некоторые предпочитают выбираться с родными на природу.
материал подготовлен на основе открытых источников

Loading...Loading...