Приручение огня человеком. Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему: Детские работы-презентации учащихся на тему "Приручение огня"

Ни много, ни мало а около полтора миллиона лет назад человек укротил огонь. Шутка ли? Да, это был не сразу тот огонь, который мы получаем когда поджигаем конфорку (если у кого-то еще есть газовые печки). Но это великий, по истине, путь, от момента, когда еще наш давний предок стал свидетелем того как горит дерево, в которое стремительно попала молния, и до сейчас, до нашего огня.

Несомненно, умение добывать и умение воспользоваться огнем – одно из величайших навыков которые удалось человеку получить. Об этой важности свидетельствуют многие археологические находки, мифы, легенды. К примеру благодаря археологам мы знаем что первоначальное добывание огня последовало от трения одного куска сухого дерева о другое, и притом трения путем вращения или сверления.

К слову добывание огня путем трения двух кусков сухого дерева и по сей день существует у многих менее культурных народов. Способ этот представляет три вариации: 1) сверление, 2) пиление и 3) проведение борозды. Сверление, в свою очередь, производится:

  • Непосредственно руками; нужно взять узкую дощечку сухого дерева, положить на землю, стать на нее коленями и упереть в нее сухую круглую, деревянную палочку; предварительно в дощечке делается небольшая (неглубокая) ямка, соответствующая диаметру палочки, и от этой ямки проводится к боковому краю дощечки небольшая бороздка, по которой могли бы выдавливаться образуемые сверлением древесные опилки; вставив в упомянутую ямку палочку, человек вращает ее между ладонями, стараясь в то же время ее нажимать; ладони его при этом спускаются постепенно по палочке вниз и приходится их несколько раз быстро вскидывать к верхнему концу, но так, чтобы воздух не успевал попасть под нижний конец палочки. После непрерывного вращения в течение некоторого времени, древесная пыль нагревается и, наконец, воспламеняется, причем нужно иметь наготове уголь и трут для принятия огня, который затем раздувается.

  • Другой способ сверления требует применения дощечки, палочки, груза, который бы надавливал на палочку сверху, и веревки, с помощью которой вращалась бы палочка. При этом способе требуется участие двоих: один придерживает положенную на земле дощечку ногой, а обеими руками передвигает из стороны в сторону завернутую вокруг палочки веревку, которая и вызывает вращение палочки; другой помогает удерживать неподвижно дощечку, а рукой прижимает палочку сверху.
  • Третий способ характеризуется присоединением к палочке груза (например, посредством надетого на нее кружка) и приведением ее во вращение посредством двойной веревки, обмотанной вокруг ее верхнего конца и прикрепленной затем к концам поперечной палочки; положив руки на эту поперечную палочку, человек нажимает ее книзу, вследствие чего вертикальная палочка приходит во вращение; нижнюю дощечку должен удерживать в это время другой человек.

Изначально огонь использовали чтобы обогреть и осветить жилище, но позже, люди перешли к земледелию, при помощи огня выжигали участки леса под пашню.

Тогда появилось и гончарное дело. Шаг за шагом огонь находил разные применения, так например появилось кузнечное дело и металлургия для нагрева и плавления металлов.

Так же вишенкой на торте, огонь считается в свече. Его шаловливый танец, потрескивание, тень на стене – магическое прекрасное творение человека. С тех пор как человек сделал первую свечку, он открыл новый взгляд на сильный огонь, открыв в нем что- то неописуемо таинственное.

И как бы там ни было, с появлением все новых инноваций, таких как электрические плиты, огонь никогда не изживет себя, и будет востребован, чтобы создать особенную атмосферу в особенный для вас, день 🙂

Люди рано открыли полезные свойства огня – его способность освещать и согревать, изменять к лучшему растительную и животную пищу. “Дикий огонь”, который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов, был страшен и опасен для человека, но, принеся огонь в свою пещеру, человек “приручил” его и поставил себе на службу. С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства. В древние времена он был незаменимым источником тепла, света, средством для приготовления пищи, орудием охоты. Однако и дальнейшие завоевания культуры (керамика, металлургия, сталеварение, паровые машины и т.п.) обязаны комплексному использованию огня.

Долгие тысячелетия люди пользовались “домашним огнем”, поддерживали его из года в год в своих пещерах, прежде чем научились добывать его сами при помощи трения. Вероятно, это открытие произошло случайно, после того, как наши предки научились сверлить дерево. Во время этой операции развивалось трение, происходило нагревание древесины и, при благоприятных условиях, могло произойти воспламенение. Обратив на это внимание, люди стали широко пользоваться трением для добывания огня.

Простейший способ состоял в том, что брались две палочки сухого дерева, в одной из которых делали лунку. Первая палочка клалась на землю и прижималась коленом. Вторую – вставляли в лунку, а затем начинали быстро-быстро вращать между ладонями. В то же время необходимо было с силой давить на палочку. Неудобство такого способа заключалось в том, что ладони постепенно сползали вниз. Приходилось то и дело поднимать их вверх и снова продолжать вращение. Хотя, при известной сноровке, это можно делать быстро, все же из-за постоянных остановок процесс сильно затягивался. Гораздо проще добыть огонь трением, работая вдвоем. При этом один человек удерживал горизантальную палочку и давил сверху на вертикальную, а второй – быстро-быстро вращал ее между ладонями. Позже вертикальную палочку стали обхватывать ремешком, двигая который вправо и влево, можно ускорить движение, а на верхний конец для удобства держания стали накладывать костяной колпачок. Таким образом, все устройство для добывания огня стало состоять из четырех частей: двух палочек (неподвижной и вращающейся), ремешка и верхнего колпачка. Таким способом можно было добывать огонь и одному, если прижимать нижнюю палочку коленом к земле, а колпачок – зубами.

Хронология великих изобретений

Рецензии

В детстве несколько раз пытались добыть огонь при помощи трения, но ничего у нас не получилось((Может мало по времени терли, а может не слишком быстро. Или палочки были не те. В общем - сплошное разочарование.
Кстати, а откуда сведения, что добывали именно так? Рисунки?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Обобщение знаний об энергии как о способности тел совершать работу.
  2. Знакомство с видами энергии: тепловой и кинетической (без запоминания термина).
  3. Уточнение представлений детей об огне как друге и враге человека, роли огня в развитии человечества.
  4. Развитие экономических представлений детей.
  5. Осознание и воспитание ответственности человека и человечества в окружающем мире.

Оборудование и материалы:

  • учебник: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Окружающий мир. («Человек и природа»), 4 класс. Уч. в 2 частях. Часть 1.- 4-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2011.
  • тетрадь: Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа), 4 кл./А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан – М.: Баласс, 2013.
  • видео «Работа парового двигателя»
  • презентация к уроку

Ход урока

1. Оргмомент.

Начинается наш урок окружающего мира, а это значит, что мы опять отправляемся открывать удивительные тайны природы.

Вы готовы начать? Вспомним, что изучали на прошлых уроках.

2. Активизация изученного материала [слайд 2]:

Перед вами карточки с кружочками. Я буду читать высказывания. Если вы можете ответить на них «да», то раскрашивайте кружочки зелёным, «нет» - синим, «не знаю» - чёрным :

  1. Горение возможно только при наличии кислорода. Если перекрыть доступ воздуха, горение прекращается. (Да)
  2. Процесс пищеварения сходен с процессом горения. (Да)
  3. Энергия твёрдого топлива-экологически чистый источник энергии. (Не знаю)
  4. Когда люди научились добывать огонь, то они полностью перестали зависеть от природы. (Нет)
  5. На морозе птичку греют перья. (Нет)
  6. Двигатель внутреннего сгорания использует энергию пара. (Не знаю)
  7. Большинство видов топлива на земле - искусственного происхождения. (Не знаю)
  8. Энергия – это способность совершать работу. (Да)
  9. Металлы обладают низкой теплопроводностью. (Нет)

-На какие вопросы вы ответили «да»? На какие вопросы вы ответили «нет»?

-На какие вопросы вы не смогли ответить? [СЛАЙД 3] : вопросы 3,6,7.

Почему эти вопросы вызвали затруднение? (Мы не изучали эти темы).

Давайте прочитаем тему сегодняшнего урока (параграф 23, с. 104):

Приручение огня . [СЛАЙД 4]:

Предположите, сможем ли мы установить истинность или ложность данных высказываний в ходе изучения сегодняшней темы? (Скорее всего, сможем, потому что сгорание и топливо связаны с огнём).

Вас что-нибудь удивляет в названии? (Приручают диких животных для службы человеку, а здесь приручили неживой предмет).

-Какой возникает вопрос? (Как люди приручили огонь и заставили служить человеку? )

3. Изучение нового материала .

Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. А помогут нам наши старые знакомые Лена и Миша. Интересно, о чём они спорят на этот раз? (сценка):

Миша (идёт с книжкой в руках и читает себе под нос, учит пересказ):

«Сжатая пружина, выпрямляясь, может совершить работу, например, поднять на высоту груз или заставить двигаться тележку…

Способностью совершать работу обладает и всякое движущееся тело…

Если тело или несколько тел могут совершать работу, то говорят, что они обладают энергией…» .

Лена (читает книгу сказок):

«Слушаю и повинуюсь, мой господин,- прогрохотал джинн, появляясь в облаке дыма, которое покачивалось над бутылкой»…

Миша, но ведь нельзя упрятать джинна в бутылку и заставить совершать работу? Это только в сказке бывает».

Миша:

Не могу согласиться с тобой, Лена. Люди научились в небольшие ёмкости прятать силу, обладающую такой энергией, что создателям сказок и не снилась!

Лена:

Да что же это за сила? Откуда она берётся? Как называется?

Миша:

Погоди-погоди, слишком много вопросов сразу. Вот сейчас ребята во всём разберутся! (садятся за парты.)

Какое вы заметили противоречие в диалоге Лены и Миши? (Лена утверждает, что джинн, сидящий в бутылке и совершающий работу, – это сказка. Миша же уверен, что это быль, то есть такие джинны бывают и в реальной жизни.)

С кем вы согласны? Можете ли вы предположить, как «зовут» такого джинна, совершающего работу, в реальной жизни? (энергия).

Следовательно, Миша прав, когда утверждает, что джинн – энергия есть и в жизни, а не только в сказке?

Мы с вами ответили на 2 вопроса Лены: что же это за сила? Как она называется? [слайд 5]:

-Сила, служащая человеку в реальной жизни – это энергия.

Энергия – это способность тел совершать работу.

Осталось ответить на последний её вопрос:

-Откуда берётся энергия?

4. Итак, у нас уже 2 вопроса для исследования:

Займёмся исследованием. Для начала ещё раз повторим, а что такое энергия? (Способность тел совершать работу).

А можно ли запасти энергию? (Да, в батарейке, а также в деревьях, полезных ископаемых, пище).

В том материале, что учил Миша, сказано, какие тела могу совершать работу, то есть обладают энергией? (Сжатая пружина, распрямляясь, движущееся тело.)

А также падающая вода, ветер. Да и человек тоже может совершить работу. Ведь говорят – энергичный человек.

Откуда человек пополняет запасы израсходованной энергии? (В пище запасена энергия Солнца. Перевариваясь, пища отдаёт эту энергию человеку. При этом выделяется тепло.)

Получается, что энергия пищи переходит в два вида энергии: тепловую и энергию движения? (Да)

Скажите, а вне человеческого тела можно откуда-нибудь взять тепловую энергию? (Да, при сгорании топлива.)

-Посмотрите на картинки с. 104 - 105:

Что видим? (приборы, отдающие нам тепловую энергию).

Откуда она берётся? (Из энергии, запасённой в дровах, угле, газе, нефти).

Рассмотрите иллюстрации на с. 105 и догадайтесь, какие виды топлива добывают здесь люди? Результаты своих обсуждений в группе оформите в таблицу, выполнив № 2 с. 39 тетради.

Проверка:

Какой вид топлива сейчас используется мало? Почему? (Дрова трудны в обработке, деревья растут медленно, чтобы обогреть большое жильё, надо очень много дров, проблемы с хранением).

-Чем удобно ископаемое топливо в сравнении с дровами? (Меньше места, малый объём, большее количество тепла).

Почему, как думаете, эти виды топлива дают больше тепла? (с. 105 уч. 2 абзац – чтение, проверка предположений): запасли энергию в течение многих тысячелетий.

Можете теперь ответить на вопрос Лены: откуда в жизни человека берётся энергия? (Из топлива, это тепловая энергия, из пищи).

Какую работу совершает тепловая энергия в жизни человека? (Обогрев жилища, приготовление пищи, подогрев воды для купания и т.д.).

Использовать энергию, запасённую в дровах и полезных ископаемых, человек сумел тогда, когда научился добывать огонь. Расскажите, как это произошло? (сообщения детей).

Представьте себе стоянку древнего человека, например, такую, как в Погарском селе Юдиново. [слайд 6]:

Человеческая жизнь полна опасностей: голод, холод, болезни, дикие звери. Страшная гроза случилась однажды – и неподалёку от жилья расцвёл удивительный цветок: тёплый, нежный, слабый. Лёгкий ветерок его раздувал – и цветок становился больше и красивее. Сильный же ветер или дождь задувал его, и вокруг становилось ещё холоднее. Удивительный цветок боялись звери: никогда не подходили они к жилью, где он рос. Что это был за цветок? Конечно же, огонь!

Научившись добывать огонь, люди смогли приготовить пищу, а не есть её сырую. Они стали крепче и сильнее, стали дольше жить и меньше болеть - ведь огонь убивал многие болезнетворные бактерии. Учёные считают, что люди стали умнее, потому что приготовленная на огне пища лучше усваивалась, что позволило мозгу быстрее развиваться. Люди берегли огонь, ведь его потеря становилась для племени бедой.

Люди научились обжигать на огне глиняную посуду, ковать наконечники для стрел, делать орудия труда из металла. Человечество стало развиваться быстрее.

Действительно, жизнь человечества изменилась в лучшую сторону с приручением огня. Огонь не только обогрел их. Люди стали более активны, употребляя приготовленную на огне пищу, то есть энергия пищи перешла в энергию движения.

Как думаете, а энергия ископаемого топлива может перейти в энергию движения?

Прочитаем с. 105 – 106 учебника и определим, может ли это происходить? (комментированное чтение, диалог с автором).

Вывод: - Может ли энергия топлива перейти в энергию движения? Как это происходит?

(Да, топливо сгорает, и движется пароход, паровоз, автомобиль и т.д.)

Вернёмся к диалогу Лены и Миши. О чём они спорили, вспомните? (Что на самом деле невозможно запрятать джинна в бутылку и заставить совершать работу.)

Что же оказалось? Люди изобрели двигатель, работающий на сжатом паре и на ископаемом топливе. Энергии небольшого количества пара или бензина достаточно для того, чтобы двигать на большие расстояния поезд или автомобиль.

-Давайте посмотрим, как работает паровой двигатель , <Приложение 1 >.

Вы видели, что паровой котёл находится снаружи двигателя. А вот в автомобильном моторе топливо сгорает прямо внутри двигателя. Такой двигатель называют двигателем внутреннего сгорания. Если вам интересно, как он работает, прочитайте дома материал на странице 107.

Ребята, несмотря на то, что топливо уже люди нашли и активно используют, учёные не перестают искать новые его виды.

Поработайте в паре с текстом учебника: последний абзац с. 107 и сделайте вывод: почему так происходит? (свои выводы запишите в № 7 с. 40 тетради).

Проверка. (Потребности общества в топливе постоянно возрастают. Запасы ископаемого топлива ограничены. Кроме того, сгорая, топливо загрязняет атмосферу. Поэтому люди ищут новые виды топлива.)

5. Рефлексия (итог):

-Мы провели исследование вопросов, поставленных в начале урока.

-Как люди приручили огонь? Откуда в жизни человека берётся энергия?

-Можете на них ответить? (Люди научились использовать огонь для обогрева жилища, приготовления пищи, научились применять энергию топлива в различного рода двигателях).

-Установим истинность или ложность высказываний, встретившихся в начале урока[слайд 7]:

Двигатель внутреннего сгорания использует энергию пара – ложь.

Большинство видов топлива на Земле искусственного происхождения – ложь.

Энергия твёрдого топлива – экологически чистый источник энергии – ложь.

Исправляем: …ископаемого топлива

…природного

…небезопасный

Прочитав в начале урока тему, мы провели параллель: огонь приручают, как дикое животное. Мне думается, это неслучайно. Чем огонь похож на дикое животное? (Может вырваться из-под власти человека).

-Рассмотрим иллюстрации на с. 40 тетради и определим правила обращения с огнём.

–Заканчивая наш урок, хочу сказать, что роль огня в нашей жизни очень велика. Недаром событие, к которому уже несколько лет готовится наша страна, начинается эстафетой огня. Что это за событие? Конечно же, Олимпиада в Сочи. [Слайды 8,9,10]:

Олимпийский огонь дважды зажигался в нашей стране. Это торжественное и радостное событие. Пронести Олимпийский огонь по стране - это большая честь для всех людей.

15 января 2014 года Олимпийский огонь появится в Брянске. Как обещают устроители праздника, факел даже покатают на тройке лошадей. После этого огонь отправится в другие регионы нашей страны .

6. Домашнее задание на выбор [Слайд 11]:

  1. Нарисовать рисунок или плакат «Огонь – друг и враг человека».
  2. Прочитать материал для любознательных с. 107.
  3. Выполнить оставшиеся задания в тетради с. 39 – 40.

7. Самооценка и взаимооценка работы на уроке:

  • Я не ленился открывать сегодня новые знания.
  • Я задавал вопросы.
  • Я решал проблемы.
  • Я проверял свою работу.
  • Я работал сосредоточенно, не отвлекаясь.
  • Я поддерживал работу класса.
  • Я делал своё дело хорошо.

Ребята, если бы мы были актёрами, то чья работа на уроке, по-вашему, заслуживала сегодня аплодисментов? Оцените работу своих товарищей, отдав им свою сигнальную карточку.

Спасибо за урок!

Использованные материалы:

  1. М.А.Пинская. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.- М.: Педагогический университет «Первое сентября» . – 2013.
  2. Перышкин, А.В. Физика. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А.Перышкин. – 13- е изд. – М.: Дрофа, 2009.

Кто-нибудь задумывался о том, как древние люди покорили огонь? Как они его нашли, научились управляться с ним и держать стихию в ежовых рукавицах? Кто мог совершить такое открытие и почему огонь считает самой важной стихией для жизнедеятельности? Когда впервые произошло приручение огня – неизвестно, до сих пор ученые спорят: либо это открытие было совершено еще до появления человека обезьянами, мало что понимающими в научных прорывах, либо это сделали древние люди, понявшие, что огонь греет, огонь – страшная сила.
Официальной датой приручения огня считается полтора миллиона лет назад. Именно столько времени человек пользуется возможностями, данными стихией. Теперь без обжигающего пламени не выковать предметы обихода, не приготовить пищу. Для древних огонь был единственным спасением от холода, голода и смерти. Так как именно зажженные ветки отгоняли диких зверей и делали пищу вкуснее. Это не значит, что люди сразу поняли предназначение огня, поначалу они также пугались и убегали прочь, когда дерево загоралось от удара молнии.

Причины, по которым человек подчинил себе стихию

Над тем, как наши потомки догадались использовать огонь, можно долго спорить и размышлять. Но единственное ясно сразу – человек не подошел бы к огню, если бы не умел мыслить, как человек, а руководствовался лишь одними инстинктами, как у животных. Человек знал, что острый булыжник можно использовать в качестве орудия труда, палку – оружия и материала для построения жилища, шкуры – одежды, так и с огнем. Поэтому первой причиной, по которой произошло приручение огня – человеческий разум. Способность человеческих особей адаптироваться к условиям жизни и использовать каждую возможность выжить – основные факторы, давшие пищу новому открытию.
Мы не можем с точностью сказать, что человек разумный сразу смог понять назначение и природу пламени, да, быть может, этого и не случилось бы, если бы не было такого верования, как анемизм. Анемизм – вера, сохранившаяся лишь в племенах и многомиллионной историей, она подразумевает веру в одушевленность каждого предмета, особенно верили в природу и ее душу. Именно поэтому, вероятно, сначала древние люди поклонялись огню, как и всему вокруг, боялись его жарких языков, думали, что это божество, способное согреть или убить. Только потом вожди начали понемногу привыкать в огню, и в их древнем мозгу закралась мысль: «А что, если души у природы нет?». После первых попыток приручить огонь могло пройти большое количество времени, но спустя десятилетия племена начали ощущать себя равными природе, перестали обожествлять ее. Следовательно, второй причиной можно назвать древнейшие верования и прозрение человека.

Роль пламени в жизни первобытного человека

Как догадываются историки, поначалу человек начал использовать небесный огонь, то есть получившийся, в результате природных явлений. Об этом могут свидетельствовать многочисленные мифы и легенды. Например, в античных мифах мы видим, как важен для богов-олимпийцев был Зевс, а Зевс – бог-громовержец, значит, уже в более поздних цивилизациях сохранилась и даже облеклась в новую форму идея одушевленной стихии. Наличие бога Агни у индусов, Перуна у славян тоже говорит нам о том, что идею силы огня люди несли из глубокой древности.
После того, как человек познакомился с огнем, ему не стало равных, он мог легко испугать дикого животного, помочь в охоте и сберечь все племя. Наверное, после этого огню стали еще больше поклоняться огню, как помощнику и защитнику. Где же брать огонь, ведь даже в древнейшие эры не каждый день гроза била в дерево. Для этого были целые вулканические системы. Люди могли просто дотронуться палочкой до лавы и вот – факел готов. А, насколько известно, вулканы в то время были на земле на каждом шагу, поэтому проблем с огнем не будет.
Другими источниками пламени для древних людей могли служить лесные или степные пожары, однако при этом сгорали целые массивы, сжигались плодовые деревья, дающие пищу людям, но даже тогда люди не боялись огня. Все они сбрасывали на то, что бог Огня сердится на них и таким способом их учит.
Огонь не только давал людям тепло, уют, пищу и свет, он мог еще и объединить народ. Его приручение стало еще одной причиной объединения разных племен и прекращение постоянных разногласий и битв. Самым простым способом добычи огня была его передача из рук в руки. Пускай люди не сразу поняли, как можно добывать пламя, но сразу в их голове составилась логическая цепочка: если горящее дерево упало на другое, а то, в свою очередь, сбросило ветви на траву и она загорелась, следовательно, огонь может передаваться, достаточно лишь коснуться его языков хорошо горящим предметом.
Необходимость в огне толкала нескольких человек собраться вместе и отправиться на поиски, что позволяло им «сдружиться» и объединять целые народы.
Таким образом, приручение пламени осуществлялось по разным причинам, они могли зависеть от месторасположения племени, вождей и т.д. На сегодняшний день многие исследователи считают, что приручение огня – одно из важнейших открытий человечества.
Loading...Loading...