Проповедь в день св троицы. Прот

3 июня 2012 года, в день Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл служение Божественной литургии в Успенском соборе . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — Святой Пятидесятницей, Троицей. В этот день мы особым образом вспоминаем сошествие Святого Духа на апостолов. Эта история хорошо знакома каждому, который хоть раз читал Евангелие и Деяния святых апостолов, кто изучал закон Божий в воскресной школе. Это повествование находится в череде других повествований, а праздник, установленный в честь Пятидесятницы, именуется двунадесятым — как бы в ряду других великих праздников. Но на самом деле то, что произошло в этот день, по своим последствиям сравнимо только с воплощением Сына Божия и Его Воскресением.

Святые апостолы, напуганные казнью своего Учителя, скрывались по домам. Им казалось, что тут или там против них будет воздвигнуто гонение. Они почти не присутствуют в публичном пространстве, они собираются при дверех затворенных. Страх и растерянность — это то, что подавляло их души. И каким великим и радостным событием было для них явление Воскресшего Спасителя! Но и тогда, не обладая достаточной силой духовного зрения, они не всякий раз опознавали в Явившемся своего Учителя. Только в определенные мгновения, когда Господь желал открыться им, они видели в Нем своего Учителя, но об этом периоде Евангельской истории почти ничего не написано. Как будто всего несколько раз Господь встречался с учениками, известно, что именно в это время Он учил их тайнам Царствия Небесного, но мы не знаем подробностей. Никто из апостолов не описал — видимо по воле Самого Господа и Спасителя — то, что происходило от Пасхи, от Воскресения до того дня, который мы сегодня празднуем.

Было одно яркое и сильное событие — это Вознесение Спасителя. Когда ученики на горе Елеонской увидели, как Он возносится на небо и услышали голос небожителей: «Что вы, мужи галилейские, стоите и смотрите — се Иисус, возносящийся от вас на небо, таким же образом придет», — эти слова, конечно, наполнили святых апостолов радостью надежды. Они спустились с Елеонской горы в ожидании скорого пришествия Спасителя, но опять-таки почти ничего не говорится об их деяниях и словах в этот период времени.

И вдруг происходит событие, о котором таинственно пророчествовал Сам Господь — о том, что через Его смерть и Воскресение они получат дар Святого Духа. Вряд ли апостолы вообще представляли, что все это означает. Но когда, собравшись в Сионской горнице, они услышали как бы шум ветра и увидели нисходящие на них огненные языки, они, конечно, поняли, что происходит нечто удивительное. А затем, получив дар говорить убедительно с любым человеком, на каком бы языке он ни говорил, они реально почувствовали силу Божию. Именно с этого момента они перестают быть испуганными учениками, которые радовались, конечно, явлениям Спасителя, но у них не хватало сил идти и проповедовать. Ведь даже тогда, когда они получили обетование о скором пришествии Спасителя, у них не хватало ни сил, ни разумения; и только в тот день, когда Бог Духом Святым почил на них, они стали другими.

Внешне это были те же самые галилейские рыбаки, которых хорошо знали в Иерусалиме, но внутренне это были уже совсем другие люди. И первое обращение апостола Петра к тем, кто сомневался в сошествии Святого Духа, уже свидетельствует о некой силе. Ведь кто-то подумал, что, начав говорить на иных языках, ученики, может быть, охмелели от принятия вина. Но апостол Петр твердо говорит, что они трезвы, потому что еще третий час, то есть девять часов утра, и никто никакой трапезы не принимал, но что произошло Божие чудо — сошествие на них Святого Духа. С тех пор святые апостолы перестают быть просто группой единомышленных людей, вспоминавших о своем Учителе, — они становятся проповедниками всего того, чему Он научил их и о чем Дух Святый вразумил их. И слово обретает великую силу, и обращается по тысяче людей почти ежедневно, и даже тень проходящего Петра исцеляет людей — того самого Петра, который вместе с другими апостолами при жизни Спасителя не мог исцелить бесноватого.

Что же произошло? Что это за изменение? Ведь апостолы не изменили своего внешнего вида и не получили какого-то особого ведения — они уже многое знали; они не получили какого-то специального образования, они не поднялись по социальной лестнице — они по-прежнему оставались изгоями тогдашнего общества. Что же произошло? А произошло то, что благодать Божия, сила Божия, Дух Святый через искупительные заслуги Спасителя, через Его смерть и Воскресение, по Его обетованию прикоснулись к ним и наполнили апостолов таким могуществом, о котором потом мечтали волхвы, так что даже деньги готовы были платить, чтобы апостолы поделились с ними тайной их могущества — потому что в этих немощных и слабых людях стал действовать Дух Святый.

И удивительно, что это сошествие Святого Духа, превратившее группу единомышленных рыбаков в особое собрание, в Церковь Божию, где живет и действует Святой Дух, не прекратилось с прекращением их физической жизни, но, по обетованию Божиему, Тот же Дух, который почил на апостолов, пребывает в Церкви, почивает на священнослужителях и на всех верных, которые проходят через купель Крещения и которые прививаются к этому Божественному и благодатному стволу через Таинство миропомазания.

Поэтому каждый из нас может сказать: «и я имею Святого Духа, и я обладаю той же силой, и во мне живет и действует Дух Святый». Но не каждый человек это чувствует: иногда и священнослужители проходят через такие периоды жизни, когда им кажется, что Дух Святый от них отступил; и у мирян не всегда есть ясное понимание и чувство присутствия в них Божественной силы. В чем же дело? Что-то происходит не так, как должно было происходить — но что именно происходит не так? Святой Иоанн Златоуст замечательно учит нас, что для всех тех, кем обладает страсть и неверие, неприступной и невидимой становится сила Святого Духа. Великий святитель не сказал, что тот, кто подвержен страсти или кто потерял веру, будучи крещеным, навсегда потерял дар Святого Духа, что он его лишился. Он говорит нечто иное — что для того, кто обладает страстью и неверием, неприступной и невидимой становится сила Святого Духа.

А если человек не чувствует присутствия Святого Духа, если для него неприступна и невидима эта сила, то это означает, что этой силы для него и нет. И мы знаем, что иногда, продолжая исполнять церковные предписания, мы перестаем реально верить в Господа, мы надеемся на князя, на сына человеческого. Мы надеемся на власть человеческую, на деньги, на протекцию, мы иногда изворачиваемся и совершаем грехи, чтобы обрести какую-то милость у людей и тем самым получить желанное и просимое, и очень редко мы обращаемся к Богу, словно предвидя Его отказ. И происходит это по причине, о которой сказал святитель Иоанн Златоуст: «Для тех, кто обладает страстью и неверием, неприступной и невидимой становится сила Духа Святого».

Что означает обновление нашей религиозной жизни? Сейчас мы много об этом говорим. Некоторые считают, что это открытие храмов, открытие церковных школ, развитие социальных и образовательных программ, ремонт, реставрация... И одно, и другое, и третье, и четвертое являются знаками обновления, но и одно, и другое, и третье, и четвертое будет бесплодным, если, обладая страстью и неверием, мы не получим дара Святого Духа.

Нередко люди крещеные презрительно относятся к Церкви, допускают оскорбления, высмеивают Церковь. Почему это происходит — ведь они получили дар Святого Духа при крещении? А происходит вот что — из-за страсти и неверия пресеклась благодать Божия, и человек не чувствует Бога, не чувствует ответа на свои молитвы, для него приход в храм — это все равно что приход в музей, у него не бьется радостно сердце во время богослужения, оно мертво, потому что порабощено страстями и неверием.

Для того чтобы Церковь Божия обновилась по примеру первоначальной апостольской общины, мы должны употреблять все силы к тому, чтобы бороться со страстями, чтобы возбуждать в себе веру через постоянную молитву, через покаяние, через принятие Святых Христовых Таин, через критическое, строгое отношение к самим себе, через постоянное порицание самих себя, через контроль над своими мыслями, делами, движениями сердца. Потому что стоит лишь снять этот контроль, как страсти вползут подобно змеям во внутреннее святилище души, и тогда никакой благодати Святого Духа мы не почувствуем.

Вот почему главное служение, которому Церковь посвящает себя, — это служение благодати Божией. Получив ее от Самого Господа в день Пятидесятницы, она призвана раздавать ее людям и совершать такие действия, произносить такие слова, строить такие отношения с окружающим миром, чтобы все было направлено на то, чтобы страсти изгонялись из человеческих сердец и горячая вера приходила в сердце и вместе с ней — сила благодати Божией, которая из безграмотных рыбаков соделала могущественных проповедников, покоривших вселенную, которая из многочисленных подвижников образовала сонм святых чудотворцев, из простых людей — мучеников, из обычных архиереев и священников — святителей и преподобных.

Верим, что и сегодня сила благодати Божией способна преобразовать каждого человека, а через человека — и весь мир. Мы празднуем сегодня день рождения Святой Церкви, принятие всеми нами благодати Святого Духа. И да поможет Господь удержать этот знак Божиего присутствия в мире, дарованный нам через крест Христов и Воскресение, до скончания века. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

От Иоанна, гл. 7, ст. 37-52; гл. 8, ст. 12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43 Итак произошла о Нем распря в народе.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
...
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Три тысячи лет тому назад среди красных скал и синего неба на богошественной горе Синай пророк Моисей получил от Бога Закон, по которому надлежало жить народу, Богом усыновлённому. Закон этот не был изречён человеческими устами, но начертан огненным перстом Божиим на каменных плитах – скрижалях. Он должен был стать руководством народа Божия, его путеводителем к Земле Обетованной, к тому месту, где народ-странник, народ-изгой должен был получить чаемое упокоение. Это произошло на пятидесятый день после драматического Исхода евреев из Египта, их чудесного избавления от рабства и погибели.

День дарования Закона, пятидесятый день после еврейской Пасхи, праздновался народом Божиим как праздник Кущей. Кущи – шатры, палатки, в которых странствующий народ расположился у горы Синай в то время, как их вождь и пророк Моисей на вершине Синая получил от Бога Скрижали Завета. И вот по установлению Божию в память о сорокалетнем странствии люди покидали свои дома и поселялись в шатрах, палатках – кущах. Кроме того, в знак благодарности за великие благодеяния Господа израильтяне украшали свои жилища и самый Иерусалимский Храм ветвями растений и букетами цветов.

Сегодня православные храмы в России, как и в других странах мира, украшаются, как некогда украшался Иерусалимский Храм, и причина этого украшения всё та же: мы благодарим Бога-Спасителя за то, что мы, Народ Божий, Новый Израиль, Православная Церковь, люди, соединившиеся с Богом в Таинствах, обрели, как некогда Израиль Ветхий, смысл нашего существования, получили возможность Вечной Жизни, возможность спасения. Сегодня день усыновления всех нас Богом, сегодня день рождения нового народа – Церкви Христовой.

Бог не отменил Закона после Воплощения Сына Божия. Господь Иисус Христос восполнил Закон. Он так и сказал Своим ученикам: “Не думайте, что я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить”(Мф.5.17.). Слово “исполнить” имеет ещё одно значение, которое мы, в нашей эстрадной культуре, как-то забыли: исполнить – значит сделать полным, совершенным, восполнить.

Закон Ветхий дан был евреям для того, чтобы руководить их в землю Обетованную, в землю, текущую молоком и мёдом. Закон Христов долженствует руководить Новый Израиль, Церковь Христову, на Небо, в Царство Небесное, ибо человеку, созданному по образу и по подобию Божию, – тесна земля. Ему, как сыну Божию, потребно Небо.

И вот по удивительному, непостижимому замыслу Спасителя нашего после Вознесения Господня, в день Пятидесятницы произошло это окончательное исполнение Закона: Дух Святой сошёл на апостолов и силою Своей Благодати превратил слабых, маловерных, трусливых и неискушённых в Божественной Премудрости людей в то, что позже апостол Павел назовёт “столпом и утверждением Истины”, – в Церковь Христову! Некогда дрожащие и косноязычные стали бесстрашными и пламенными проповедниками, некогда скрывавшиеся за стенами своих домов “страха ради иудейска” вышли на площади городов, предстали пред жестокими языческими правителями, ничего на боясь и ни в чём не сомневаясь, с проповедью радостной Вести о Вечной Жизни, ибо “евангелие” по-гречески – это и есть “радостная весть”. Весть о примирении человека с Богом, весть о спасении от вечной смерти. Так действовала и действует благодать Духа Святого, “Иже от Отца исходящего”, в Теле Христовом – Его Церкви.

Любовь, восполняющая Закон, не может совершаться человеческими усилиями. Ей мало формального запрета “не убий”. Она говорит: “Возлюби врага”. Любви мало юридической нормы “не укради”. Она требует: “Отдай последнее ближнему”. Любовь призывает нас совершить немыслимое: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”.

Разве сам человек, своими силами способен совершить подобное? Но “Божественная Благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи”, неизменно действует в Церкви с того самого дня Пятидесятницы вплоть до сего времени. Дух Святой, а не мы сами, молится в нас. Дух Святой, а не священник совершает Таинства Церкви. Дух Святой, Саму Церковь Христову создавший, хранит Её доныне так, что не могут Её одолеть врата ада.

И если евреи так благодарили Бога за Его благодеяния, если они так украшали дома свои и Храм цветами за Землю, то что же мы, христиане, должны воздать Ему сегодня за Небо, отверстое нам? Какие букеты принесём мы нашему Богу?

…Но, смутясь, скажу: “Прости!

Прости нас, Боже! Мы пришли оттуда,

Откуда и пойти-то было чудо.

Наш дар, он весь – в горсти”.

Наш дар, он весь в горсти, как у той бедной вдовы, что положила две лепты в сокровищницу Храма. Поступим же и мы так, как она. Всё, что у нас есть, все наши слёзы и радости, всё наше ещё не реализованное покаяние, всю нашу надежду и веру – отдадим Ему, потому что это не наше – Его. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

Исх 34, 4b–6.8–9

Моисей, встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошёл Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. И прошёл Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу и сказал: если я приобрёл благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдёт Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.

2 Кор 13, 11–13

Братия! Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь

Ин 3, 16–18

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3, 16)

Сегодняшнее воскресение, во время которого мы особенным образом почитаем Господа в Пресвятой Троице, подчёркивает неограниченные возможности Господа, которые никогда не иссякают. Человек своим ограниченным умом никогда не может познать Бога в Его сущности: что Господь един в трёх лицах – это просто тайна нашей веры.

Около 385 года от Рождества Христова в семье глубоко верующего англичанина родился мальчик, которому дали имя Патрик. Спустя несколько лет на этот городок напали ирландские пираты, которые ограбили город, и взяли с собой в рабство 16-летнего Патрика. Привезли его в Ирландию, и продали одному богатому язычнику. Он послал мальчика пасти овец. Для Патрика закончилась беззаботная жизнь, он рано повзрослел, стал много думать о Господе, тайком молился. Спустя 6 лет рабства ему приснился сон, где свыше ему указали, что надо бежать, и что недалеко от места его проживания причалит корабль, на котором он сможет спастись от преследователей. Действительно, так и случилось, на этом корабле он переправился во Францию, которая в это время была уже христианской. Оттуда он смог вернуться в дом отца. Уже взрослым Патрик решил «отомстить» ирландцам за свое похищение и рабство, но по-христиански. Он решил поехать туда, чтобы учить их любви и вере Господу. После изучения богословия Патрик получает рукоположение в священники, затем в епископы, и в 432 году прибывает в Ирландию, которую евангелизирует около 30 лет. Ирландским язычникам тяжело было принимать тайны христианской веры, особенно Пресвятой Троицы. Патрик долго им объяснял, что Бог есть один, но он в трёх лицах. По окончанию катехизации Патрик видел, что люди так и не поняли его – утверждают, что есть три Бога. Тогда он понял, что слова здесь бесполезны, и что надо найти какой-то образ, пример. Ирландия – это остров, на котором постоянно идут дожди, поэтому там растет очень много различных видов растений, она даже получила название «зеленого острова». Среди этих растений Патрик заметил трилистник, и на его примере решил объяснить тайну Пресвятой Троицы. Он говорил: трилистник состоит из трех листков, но он одно целое, так и Господь Бог в единой сущности Троицы. Мы поклоняемся Его Единому Божественному существу в Трёх лицах: Отцу, Сыну и Святому Духу. Этот трилистник помог ирландцам принять истину веры, касающуюся Святой Троицы.

Благодаря миссионерской деятельности Святого Патрика, Ирландия является сегодня не только настоящей католической страной, но и сама посылает своих миссионеров в разные страны: от Америки до Сибири, от Северной Европы до Африки и Азии, неся благую весть людям всего мира.

В настоящее время, несмотря на усилия миссионеров, мир переживает кризис веры, особенно Северная Европа и страны, где высоко материальное благополучие. Многие люди имеют своеобразные представления о Боге, которые всё-таки далеки от объективного Господа Евангелия, такого, каким Его показывал Иисус. Бог – это, прежде всего, любовь. Многие святые, которые были более приближены к Господу через молитву и озарение, показывают современному миру, что только смирение и упование приведут к истинному познанию Бога.

Даже Энштейн, несмотря на свой глубокий просвещённый ум, с упованием и смирением прибегал к Иисусу. Помню один рассказ о молодом человеке, ищущем истину: он вошёл в Парижскую церковь и с недоумением узнал в старике, стоящем на коленях возле алтаря, великого учёного, молящегося на розарии.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Чтобы понять Господа, нам нужен не только ум, но и открытое сердце, потому, что именно сердцем мы можем принять любовь, которая и есть Господь.

О. Григорий Ляхович СSsR

Пресвятая Троица для нас

Однажды, размышляя над тайной Пресвятой Троицы, св. Августин увидел ангела, пытавшегося пригоршнями перенести огромное море в небольшой бассейн. Таким способом он показал св. Августину, сколь велика и неисчерпаема тайна Пресвятой Троицы.

Так можно ли хоть немного приблизиться к глубочайшей тайне нашей веры: единый Бог в трёх Лицах? Трижды один равняется одному – как это возможно?

Мудрецы древности искали подходящие образы, чтобы пролить хоть немного света на эту непостижимую тайну. Один из них утверждал, что Бог, единый в Троице, подобен солнцу, которое выглядит, как золотой шар, выделяет тепло и льёт на землю свет. Глядя на небо, мы видим солнечные лучи, в их свете можем видеть весь мир и ощущаем их приятное тепло. Золотой луч, свет и тепло – это одно и то же солнце. Как невозможно отделить солнечный свет от тепла и от лучей солнца, так не существует и никакого разделения между Богом Творцом, Его Словом и Его Духом.

Это уподобление Пресвятой Троицы солнцу можно развивать и далее. Солнце, которое мы видим на небе, не существует само для себя. Оно восходит для того, чтобы возвестить начало дня, чтобы освещать людям путь и согревать всю землю. Солнце существует для других – для нас, людей. Оно не может беречь своё сияние и тепло для себя самого. Оно для того, чтобы давать себя другим.

А кем есть Бог в Пресвятой Троице? Неужели Пресвятая Троица существует сама для себя? Конечно же, нет! Уже тогда, когда Бог явился Моисею в несгорающем кусте, мы слышим имя Бога: Я ЕСМЬ СУЩИЙ – существующий для тебя. Бог обращается к человеку. Бог делится с человеком своим существованием. Сотворяет человека по образу и подобию своему, вдыхает в него жизнь. А затем заботится о каждом из своих детей, видит их страдания в египетской неволе, защищает их, как орёл своих птенцов и ведёт в новую землю. Даёт им законы и заповеди, соблюдение которых приводит к благополучию и счастью. Бог Отец неустанно с любовью взирает на своих детей и по-матерински склоняется над ними, когда в этом возникает нужда.

Так же и Сын весь обращён к человеку. Когда мы произносим Исповедание веры, то в числе прочих произносим и такие слова: «Для нас, людей, и для нашего спасения сошедшего с небес…» Иисус для нас рождается, для нас умирает и воскресает. Бог Отец посылает своего Сына для того, чтобы мы были Им спасены. Всё, что делает Иисус, делается ради нас.

Так и Святой Дух, от Отца и Сына исходящий, есть дар, который все мы получили. Этот Дух ведёт нас сегодня. Он убеждает нас, что мы суть дети Божии. В Нём мы можем молиться и взывать: Авва, Отче! Святой Дух утешает нас, приходит к нам на помощь, когда мы не умеем молиться, как надо; Он собирает нас в единую семью и напоминает обо всём, чему научил нас Иисус – Сын Божий.

Как солнце всходит, греет и светит для нас, так и Бог в Лицах Отца, Сына и Святого Духа обращается к нам, охватывает нас своими деяниями, безгранично любит нас. Таким образом, каждый из нас вливается в жизнь Пресвятой Троицы, погружается в эту поразительную тайну.

Это сравнение Пресвятой Троицы с лучами солнца, его светом и теплом, разумеется, не объясняет нам тайны Бога, который каким-то непостижимым образом существует как общность трёх Божественных Ипостасей. Однако оно помогает нам открыть прекрасную перспективу: Бог живёт для нас, мы погружены в Него, всё, что Он делает – Он делает для нас. И как же не быть благодарным Богу Отцу за дар жизни?! Как не благодарить Бога Сына за Его смерть и воскресение, которое открывает нам путь к жизни вечной?! И как не радоваться присутствию Святого Духа, который утешает нас во всех наших огорчениях? Вся Пресвятая Троица устремляется к нам, делится с нами своей жизнью, охватывает нас безграничной любовью. Как солнце, которое восходит, светит и греет для нас – людей.

Сегодня мы славим Пресвятую Троицу за то, что она есть для нас. Мы славим Её всегда, когда говорим: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Мы славим Пресвятую Троицу и тогда, когда сами живём для других. Тогда мы становимся как бы стеклом или витражом, сквозь который проникает солнечный свет и согревает других людей. Мы становимся как бы зеркалом, в котором видны лучи солнца и в котором отражается солнечное сияние, полное света и тепла. Наша жизнь становится отблеском Триединого Бога, когда мы, как Бог Отец, замечаем страдание наших братьев, как Бог Сын, берём на себя их тяготы, как Бог Дух Святой, утешаем их и придаём смелости. Тогда другие могут убедиться, что Бог в Пресвятой Троице устремляется к ним и делится с ними своей Божественной жизнью.

О. Рышард Хайдук СSsR

Есть разные тайны: большие и маленькие. Когда одна соседка рассказывает другой, что сказала третья, и попросит никому об этом не говорить – это тоже тайна. Наверняка, небольшая, и та, вторая, довольно быстро расскажет её другим.

Есть и большие тайны, особенно в науке. Например, в истории есть много нерешённых проблем, касающихся каких-то фактов или лиц; для естественных наук тайной, во всяком случае, сейчас, является вопрос, есть или нет жизнь на Марсе? И много других мировых загадок… Большой тайной является проблема, есть предел у Вселенной?

В религии тоже есть свои тайны. Одной из тайн христианства является тайна Пресвятой Троицы, торжество которой мы сегодня празднуем. Вера в Пресвятую Троицу отличает нас от иудеев и мусульман. Они также верят в одного Бога, но не верят, что в Боге есть три Лица. Они не признают Господом Иисуса Христа, не верят в существование Святого Духа, потому что не принимают, или не знают Евангелия, в котором Иисус говорит обо всём этом.

Мы же верим в Бога Отца, Божьего Сына и Святого Духа, а одновременно верим, что эти три личности являются единственным по своей природе и сути Богом.

Мы не можем проверить этого опытным путём, потому что Бог является духом, а духа мы не можем ни увидеть, ни прикоснуться к нему.

До рождения Иисуса Христа никто не знал о существовании Пресвятой Троицы. Не знали о ней и великие патриархи Израиля: Ной, Авраам, Исаак, Иаков. Даже Моисей, которому Бог передал 10 заповедей на горе Синай, не знал. Спрoсите, почему?

Потому что Бог хотел укрепить среди израильтян веру в одного Бога, как более лёгкую для принятия. Это можно объяснить на примере: когда мы идём в первый класс, никто не начинает на уроках математики учить нас дробям или интегралам. Более сложные математические задания даются ученикам постепенно.

Так же и с истинами веры. В Ветхом Завете Бог открывал людям более простые истины, такие как та, что есть только один Бог. Бог справедлив: награждает за хорошие поступки и наказывает за зло, хочет, чтобы люди чтили Его в молитве и т. д.

Только Иисус говорит нам о Своём Отце и Духе, Которого пошлёт и с Которым есть одно.

Сегодня в Евангелии Иисус ясно говорит Своим ученикам, что должен ещё многое им сказать, но они пока не в состоянии этого вместить. Они ещё не готовы. Им надо ещё дать время: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить».

И сегодня Он нам тоже так говорит. Когда даст нам Своего Духа в полноте, Он будет вести нас к познанию всей истины: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». А истина есть та, что Он и Отец одно, и хочет, чтобы и мы творили одно с Ними.

Стараясь понять, что, хотя есть три Лица и, однако, всего один Бог, люди старались какими-то сравнениями или рисунками представить эту тайну. Уже в первых веках христианства для этой цели использовался символ треугольника. Говорили: как у одного треугольника три стороны и три угла, так и у одного Бога есть три лица. Конечно, это неточное сравнение, потому что треугольник – только геометрическая фигура, он отличается от сущности духовной, действительно существующей. Но это облегчает нам понимание Пресвятой Троицы.

Лучше всего мы поймём это, когда окажемся в Царствии Божием. Но чтобы там оказаться, нам надо любить. Любить, прежде всего, другого человека, в котором нам открывается Пресвятая Троица, и таким образом мы воздаём ей честь. И сегодняшнее торжество существует для того, чтобы мы могли самим себе об этом напомнить.

Мы вспоминаем об этом, когда воздаём это почитание во время Евхаристии. Минуту назад мы пели гимн Слава в Вышних Богу. В этом прекрасном гимне мы прославляем все три Божественных Лица. Сегодня постарайтесь с особым сосредоточением прочитать Верую.

Мы начали Евхаристию знаком святого креста и закончим её благословением: Да благословит Вас Всемогущий Бог: Отец и Сын и Святой Дух.

Расходясь по своим домам, давайте будем просить о даре Бога, Который сегодня в первом литургическом чтении открывается как Предвечная Премудрость. Наполненные Премудростью и благословленные Премудростью вернёмся в наши дома, к нашим обязанностям со счастливыми сердцами!

О. Павел Мрочек СSsR

Да будет благословен Бог Отец,
и Единородный Сын, и Дух Святой,
ибо сотворил нам милость Свою

(Входной антифон).

1. В одном из журналов напечатали детские рисунки и высказывания на тему «Как ты представляешь себе Господа Бога?» Девятилетняя школьница нарисовала фигуру с большими глазами, ушами и руками, и дописала: «Бог видит, слышит и делает всё». Первоклассница нарисовала весёлого человечка с комментарием: «Бог молодой и весёлый». Совсем по-другому видит Бога тринадцатилетний: «Бог всемогущий. В любой момент он может уничтожить мир». Это своё представление о Боге мальчик проиллюстрировал рисунком, изображающим громадный танк, направивший пушку на земной шар. А на рисунке 14-летней школьницы можно было увидеть едва заметную человеческую фигуру. Одна деталь привлекала к себе особое внимание: на месте головы девочка поместила ярко сияющее солнце. Под рисунком можно было увидеть объяснение: «Бог – это существо, на лицо которого мы смотреть не в силах».

Кто хотя бы раз был в православной церкви, наверняка обратил внимание на так называемый иконостас, как называют покрытую иконами стену, отделяющую алтарь от остального храма. Иконоборческие идеи возникают как раз от особо острого ощущения величия тайны Бога. Благоговение перед этой непостижимой тайной заставило Восточную церковь скрыть литургические обряды за перегородкой.

2. Бедность нашего языка и убожество нашей веры приводят к тому, что тайна пресвятой Троицы в нашей повседневной жизни часто низводится до уровня некоей псевдо-математической формулы, которая (как нам кажется) усложняет веру в единого Бога. Это очень опасное заблуждение, ибо оно заслоняет нам ту важнейшую истину, что «Бог есть любовь» (1 Ин 4, 16).

Если Бог есть любовь, то Его явление нам Самого Себя есть знак наивысшей любви. Уже во время встречи на горе Синай, о которой напоминает нам первое чтение, Моисей осознал, что «трижды святой» Бог является и Богом любви. Моисей закрывает перед Ним своё лицо, но в то же время ощущает Его близость и необыкновенную доброжелательность. Бесконечно могущественный Бог открывает ему Своё имя: Яхве. Это имя означает: «Я здесь, и пребуду здесь всегда, дабы помогать». Бог всегда будет рядом со своим народом. По мере того, как разворачивалась история избранного народа, облик Бога приобретал всё более и более конкретные черты. Это «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный».

Истинный облик Бога в полной мере был явлен в Иисусе из Назарета. Сам Он прекрасно выразил это словами, которые сказал Никодиму: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Эти слова неоспоримо свидетельствуют, что явление Пресвятой Троицы не усложняет веру в единого Бога, а раскрывают всё богатство истины, что Бог есть любовь.

3. Таким образом, сегодняшнее торжество говорит нам, что Пресвятая Троица есть касающаяся жизни каждого из нас тайна, мимо которой нельзя пройти равнодушно. Это источник, из которого мы родились как христиане. Троица сопровождает нас по жизни постоянно. Центром христианской жизни является Отец – Его милосердие, Его любовь, Его воля. Мы можем называть Его Отцом, ибо Он послал нам Своего Сына. Сын из любви к нам сошёл с небе и стал человеком, умер и воскрес. Он – «живая икона Бога» в мире. Через Своего Духа, Который живёт в нас, Он старается указывать нам Отца и ведёт к Отцу.

Иисус дал нам необыкновенное обещание: «Кто любит Меня (…), и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14, 23). Пресвятая Троица – это не только наше начало, но также наше будущее и наша последняя родина. Иисус называл Её Своим и нашим домом: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14, 2). Наш путь к этому дому ещё не закончен. Мы знаем цель, но не знаем, насколько близка или далека она от нас. Не вызывает сомнений одно: настанет час, когда Тот, Кто есть Любовь, исполнит Своё обещание. В этом и заключается наше счастье. И то, что мы хотим такого будущего, мы выражаем всякий раз, когда произносим: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Аминь.

О. Ян Хаим CSsR

В сегодняшних чтениях сам Бог нам представляется. Бог Отец сам напоминает нам, что Он милосерден, много милостив, терпелив. Иисус ещё раз подчёркивает, что он пришёл не погубить, но спасти мир. А Святой Дух дарит себя всем верующим. Но не в этом суть сегодняшнего торжества.

Во время Евхаристии некоторые верующее, хотя присутствуют телом в храме, но душой отсутствуют. Поэтому не удается им обратит внимания на молитвы, которые священник читает во время Литургии. А там можно услышать объяснение. Так и сегодня, вступительная молитва подсказывает нам, на что мы должны обратить внимание – на единство Божьих Лиц.

Если так хорошо подумать, то можно прийти к выводу, что сегодня у нас праздник единства. Что верующее должны делать всё, чтобы жить в согласии и единстве. Вить к этому призывает их сам Господь. Вить такой наш Бог. Если отнестись к жизненному опыту, то можно замети, что где любовь, там и единство, там и мир. Затем, сегодня каждый верующий не только должен молится о единстве, но и о любви, потому единство истекает из любви. Такой наш Бог.

О. Мирослав Давлевич CSsR

По образу Триединого

Не делайте большие глаза, если сегодня, в воскресенье, посвящённое тайне Пресвятой Троицы, вместо того, чтобы начать с Отца, Сына и Святого Духа и затем шаг за шагом с трудом брести к Свету, о котором мне заранее известно, что он слишком ослепителен, чтобы на него смотреть, я поставлю в этом Свете человека и смиренно спрошу: «Непостижимый Боже! Может ли то, чем Ты являешься и что открыл нам о Себе, хоть чем-то помочь в познании и понимании того, чем являюсь я, Твоё творение?»

Мне представляется, что тема, сформулированная таким образом, может быть более полезной для нашей жизни, чем хитроумно сжатое изложение догматических тезисов, относящихся к сегодняшнему празднику.

С вопросами «Кто я такой?», «Зачем живу?» и «Как мне обустроить своё короткое пребывание на земле?» мы, как правило, прибегаем к светским наукам. Все они, как те, что интересуются физическим организмом человека, так и уже довольно обширные знания о происходящих в нас психических процессах и связях индивидуума с обществом, охотно дают ответы. Благодаря ошеломительным успехам науки в области медицины и биологии, благодаря всё более тонкому анализу, проводимому психологами и психо-терапевтами, благодаря огромному количеству сравнительных данных, собранных им обработанных социологами, ответы, которые даёт современная светская наука, это ответы серьёзные и всё более обстоятельные. К сожалению, они никогда не будут полными ответами. Причина проста: человек – существо неслыханно сложное и многомерное. Ведь он одновременно и материя, и дух, индивидуум и частица общества, он, как и всё существующее, подчиняется железным законам природы, но уходит от её детерминизма в свободу и самоутверждение. Он не только ест, пьёт, спит и размножается, но ещё мыслит и любит, и, хотя на вид он весь сконцентрирован на себе и на мире, в котором живёт, он всё же открывается и навстречу Богу, более того: иногда просто жаждет этого Бога. Значит, в человеке есть разные немаловажные аспекты, которые недоступны ни экспериментам естествоиспытателей, ни анализу психолога, ни дедукции общественных наук. Закрывать глаза на эти аспекты, недооценивать их – значит не видеть человека в его истинном виде, исказить его образ, а в итоге – неверно его классифицировать.

Некоторым такого узкого образа человека вполне хватает. У них нет желания, а может, и смелости искать чего-то большего. А для других этого мало. Они идут со своими вопросами дальше, к различным философиям, мировоззрениям и религиям. Я же, как ученик Христа, должен исходить в первую очередь из того, что говорит о человеке моя вера в Бога и Иисуса Христа.

Ясное дело, что сейчас мы не будем даже пытаться объять всё касающееся человека учение об откровении. Эту тему можно охватить разве что в толстой книге. Достаточно будет, если в торжество Пресвятой Троицы мы войдём в сияние той одной тайны веры, которую нам сегодня показывает литургия, и спросим: что она, именно она, говорит о людях?

Так вот, говорит она больше, чем мы думаем. Уже в первой главе первой книги Библии, называемой Книга Бытие, о человеке звучат небывало смелые слова. В ней мы читаем: «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт 1,27; см. также Сир 17, 3). Здесь автор священной Книги вовсе не намеревается поразить нас красивой литературной аллегорией. Нет, он сообщает некую фундаментальную богословскую истину о человеке, а именно: что человек есть, в некотором смысле, отражением, образом, как бы копией Бога.

Великие слова. Но что они значат? Прежде всего, в них подчёркнута фундаментальное отличие человека от животного. Животные, птицы, рыбы или пресмыкающиеся тоже были сотворены Богом (см. Быт 1, 20n). Однако о них нигде не сказано, что по своей природе они, будто в зеркале, отражают Творца. Только человек стоит посреди всего творения как некий единственный и исключительный, отличающийся от всего окружающего его мира центр и венец всего, что по воле Бога получило жизнь и своё место на Земле. Это отличие, эта исключительность человека подтверждается и содержащимся в последующих строках Библии подробным описанием его сотворения. Если всё остальное было призвано к существованию одним только словом Создателя (см. Быт 1, 3.6.9.11 и т. д.), то человеку Бог уделяет особое внимание. Его сотворение предваряется актом особого, торжественно сформулированного решения: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт 1, 26). Так человек становится Его привилегированным созданием, существом, которому «Дух Божий и дыхание Вседержителя» дали жизнь (ср. Иов 33, 4). Он станет «отображением» Бога. А поскольку Бог есть Дух, (см. Ин 4, 24), подобие человека Богу относится прежде всего к нашей бессмертной душе, с её отражающими приметы Бога особенностями: разумом и волей (ср. Прем 2, 23).

Подобный Богу, человек разделит с Ним и власть над миром (ср. Пс 8, 5-9). И получит её, опять же, особым актом воли Всевышнего: «Наполняйте землю, и обладайте ею» (см. Быт 1, 28-29). А то, что «благословил их Бог» (Быт 1, 28), как бы освящает людей для выполнения этих задач.

Как видим, высказывание Библии о том, что человек есть «образ Божий», наполнено богатым богословским содержанием, которого, правда, мы здесь касаемся вскользь, поскольку торопимся дальше.

Богодухновенный автор Книги Бытие или других книг Ветхого Завета, хоть и был убеждён в подобии человеку Богу, о самом Боге, то есть о прототипе или модели, по образцу которой мы были устроены, знал куда меньше. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор 6, 4; см. также Мк 12, 29). Только это он знал точно. И ему этого хватало. Но потом в мир пришёл Иисус и рассказал нам больше о Боге. Только Он открыл нам тайну, что Тот Единый, сотворивший всё сущее, по существу действительно един, но в трёх лицах. Только из уст Иисуса прозвучат слова об Отце, Сыне и Святом Духе и о взаимоотношениях между этими ипостасями (см. напр. Мф 28, 19; 11, 27; 17, 5; Ин 3, 16; 5, 19n.; 8, 54; 10, 29-30; 14, 26; 15, 26 и т. д.). Благодаря откровению о тайне Пресвятой Троицы библейское выражение «человек – образ Божий» наполняется новым содержанием, которого не было в Ветхом Завете. Мы – образ и подобие Бога, единого в Пресвятой Троице. Мы сотворены по этому образцу. Унаследовали его черты. И по этому, а не по какому-то другому образцу, должна строиться наша жизнь.

Но обогащают ли такого рода утверждения каким-либо образом наши понятия о человеке, как об «образе Бога»? Ставят ли перед нами какие-то конкретные задания? Взглянем глазами веры на «образ» Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа, образ, который в своём учении нарисовал Иисус, а Его Церковь затем приняла и углубилась в него богословской мыслью. Может, что-то откроем.

Основным касающимся пресвятой Троицы утверждением является истина о том, что речь здесь идёт о едином Боге, существующем, однако, в трёх лицах. То есть тут перед нами предстают одновременно Единство и Многообразие. Единство, которое является Многообразием, и Многообразие, которое не перестаёт быть Единством. Предстают три отдельные Ипостаси в единой и неделимой природе Бога. Сотворённые именно по такому «образу», мы сотворены по образцу конкретной удивительной Общности. Из слов Иисуса и из учения Церкви следует, что это Общность единства и Общность любви и дара.

Общность единства. – Каждая из божественных ипостасей, входящих в действительность Пресвятой Троицы, – это некто отдельный, обладающий собственной идентичностью, собственным именем, и отличающийся собственным, как бы характерным только для Него образом действий. Отец – это ни Сын, ни Святой Дух, Сын – это некто отличающийся от Отца и Духа, а Святой Дух не отождествляется с Отцом, да и с Сыном тоже. Однако эти три отдельные Ипостаси обладают общей природой, общим существом, и это приводит к тому, что они являются только одним Богом. Так о Нём и говорят: «Единый в трёх лицах». Да, это именно такой Бог: не герметично замкнутый в своей единственности Абсолют, одинокий и от всего изолированный, а Общность Лиц, и в самом деле отдельных, но неразделимых и по сути идентичных. Вот такое «Единство во Многообразии» и «Многообразие в Единстве» – это и есть тот «образ» и модель, по которой был сотворён человек. И нечто подобное мы действительно можем видеть в его природе. Мы не сотворены одиночками и эгоистами. Осознавая нашу внутреннюю потребность, Бог не оставляет сотворённого Им Адама без «помощника, соответственного ему» и даёт такого помощника в лице Евы (см. Быт 2, 18.21-23). С самого начала мы ориентированы не только на себя, но и на других. Мы – существа «общественные». Мы можем жить и развиваться только в обществе и благодаря обществу. Оставаясь индивидуальностью, кем-то отдельным и неповторимым, не утрачивая права на собственное, отличающее нас от других имени, мы по самой своей природе направлены на «мы», на общину, пусть маленькую, но общину, на жизнь «вместе», на опору на других. Мы тоскуем по другому человеку, ищем его и нуждаемся в нём. Мы мечтаем о совместной жизни, во взаимопонимании, в согласии, в единстве целей и дел, но при сохранении свойственных каждому индивидуальных отличий.

Видимо, мы носим на себе, пусть отдалённый и несовершенный, но всё же действенный и постоянно дающий о себе знать отпечаток того «образа» и «прототипа», каковым для человека является единый в Пресвятой Троице Бог. Недосягаемое Единство во Многообразии и Многообразие в Единстве.

Этот Бог-Модель – это также единство любви и дара. Три ипостаси Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух, не существуют как бы «сами по себе», не интересуясь друг другом и друг другу чужие. Это ипостаси, обращённые одна к другой и взаимно уделяющие Себя другим. Каждая даёт всю Себя двум остальным и получает от них такой же дар. Каждая находит смысл существования и свою цель не только в «от», но и в «для» другого. Отец для Сына и Святого Духа, Святой Дух для Отца и Сына. Общение любви и дара. Вечно длящееся взаимное одаривание Лиц Пресвятой Троицы в рамках одного и того же бытия, одной и той же природы. Дар, которым взаимно обменивается Общность трёх Божественных ипостасей, – это, прежде всего, любовь, венец всех возможных даров. Поэтому, даже не учитывая отношение Бога к нам, творениям, можно справедливо заключить, что Он есть Любовь (ср. 1 Ин 4, 10).

Сотворённые по образцу Пресвятой Троицы, мы также получили способность и обязанность свои отношения с другими строить на любви и даре. Нет ничего более противного натуре человека, ничего более разрушительного для него и отвращающего от Бога, чем ненависть. И наоборот: нет ничего более естественного, более желанного, сильнее развивающего нас духовно и приближающего к Богу, чем братство и взаимная любовь. И мы, по образцу Бога, не существуем в некоем эгоцентрично очерченном «я», которое, хоть и замечает других, но не интересуется ими. Мы существуем для других и именно в этом «для» находим свой смысл, своё счастье и свою пользу. Любовь к ближнему – это, прежде всего, отношение. Но не только. Подлинная любовь всегда даёт. Сначала «себя», потом «своё». То, что созидает общность, и в то же время возвращается к нам, как несущее счастье и обогащающее нас эхо, является именно этот дар. Дар взаимопонимания и сочувствия, дар слова, дар дела, жертвенный дар того, что моё. Так давать себя может и должен каждый. Ведь даже самый нищий бедняк всегда найдёт что-то такое, чем можно обогатить ближнего.

Воскресенье Пресвятой Троицы, кроме тех тем, над которыми оно предлагает поразмышлять, зовёт нас почаще смотреть на самих себя в свете веры. Так что вместо того, чтобы до тошноты вглядываться в самого себя, каковое занятие добром не кончается, как учит нас древнегреческая легенда о Нарциссе, вместо того, чтобы допытываться у всех встречных мудрецов и умников: «Кто я такой?» и «Каким я должен быть?», давайте с этими вопросами почаще приходить к Богу: к Отцу, к Сыну, к Святому Духу. Давайте вглядываться в действительно ослепительное, но в то же время зовущее и столько могущее о нас рассказать сияние этой величайшей из Божьих тайн. Ибо по её образу устроено наше человеческое «я». Семена царящих там отношений были посеяны Богом в самой человеческой природе, а в нас ещё и погружены в крещение, совершённое во имя Отца и Сына и Святого Духа. Солнце творит с семенами чудеса! Даже с теми, которые не желают ни прорастать, ни вырастать. Верьте: Бог может сделать гораздо больше, чем солнце!

О. Станислав Подгурский CSsR

В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – ""исполнишася вси Духа Свята"". И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.

Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. ""Ибо, - рассуждает св. Григорий Богослов, - как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо"". Но ""да не подумает кто-либо, - поучает св. Лев Великий, - что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа"". ""Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа"".

Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он никогда не был. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые ""насмехаясь, говорили"", что апостолы ""напились сладкого вина"" (Деян.2,13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, ""они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?"" ""Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа"", - отвечал им Петр. После сего ""охотно принявшие слово"" немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой ""присоединилось в тот день душ около трех тысяч"" (Деян.2,37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение – явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно.

Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали ""Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа"" – ""Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную"".

В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.

День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.

На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха.

Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

Никольский Благовестник - http://www.nikolay.orthodoxy.ru/

Троица. Рождение Церкви

Праздник Пятидесятницы после Пасхи и Рождества является, может быть, самым значительным для христиан всего мира. День рождения Святой Вселенской соборной апостольской Церкви. «Вселенской» – потому, что Церковь христианская не имеет границ. Проповедь евангельского вероучения обращена ко всем людям, независимо от национальности и цвета кожи. По традиции в этот праздник православные храмы и дома верующих украшаются деревьями, травою и живыми цветами. «Изумрудный наряд» церквей напоминает о том, как праздновала Пятидесятницу древняя израильская церковь, еще до пришествия Христа. В те времена это был праздник принесения в дар Богу первых плодов жатвы. Во времена Христа смысл праздника изменился. Теперь весенняя зелень служит символом обновленной Церкви – Церкви Христовой, которая с явлением в ней благодати Святого Духа, дала новые «побеги» по всему миру. Это символ обновления душ человеческих и начала новой, христианской, эпохи.

Ожидание

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. Его последнее явление им на Елеонской горе, находящейся поблизости от Иерусалима, искупило все муки, всю тяжесть страшных дней, когда Он был предан на распятие. Его благословение всем им было и знаком прощения, и обещанием помощи в деле благовествования. Люди простые, не ученые, «не книжные», апостолы стали очевидцами и исполнения древних пророчеств Святого Писания, и слов Самого Учителя о том, что Ему предстоит «быть вознесену», подобно тому, как Моисей вознес змия в пустыне. – На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Единство в Духе

«Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе». – Что означают эти строки праздничного тропаря? – «Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрых ловцов (в апостолах), низпослав им Святого Духа, и ими уловивший вселенную, Слава тебе, Человеколюбивый».

Всем ли известно, что за событие отражено здесь? В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

Привлеченные шумом к Сионской горнице стекались жители города и паломники. И тогда ученики, славя Бога, вышли к ним на плоскую кровлю. Гимны и хвалы Господу понеслись на многих языках над пестрой, разноплеменной, многоликой толпой. Иудеи, пришедшие из других стран, только удивлялись, слыша речь своего народа. Нашлись в толпе и нечестивые, поносившие Сына Божия, как и при жизни, из зависти. Но чего было бояться апостолам, когда с ними и в них была благодатная сила Божия – Дух Святой, а с Ним и Сам Христос?! И тогда апостол Петр, бывший рыбак, прежде не владевший словом, обратил к людям первую свою открытую проповедь. Он свидетельствовал и об исполнении древних пророчеств, и о Воскресении Христа. Слово-дух, слово-благодать, исходившее из уст Петра, обратило тысячи жителей Иерусалима к покаянию в совершенном злодеянии – убийстве Мессии. Люди приняли из рук апостолов святое крещение, и новая Церковь выросла в тот день до 3-х тысяч.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

Во все концы мира

В продолжение десяти лет апостолы занимались устроением Церкви в Иерусалиме. Когда же через сорок лет правитель Ирод Агриппа начал гонение на христиан, обезглавил апостола Иакова и заключил в темницу апостола Петра, которому лишь чудом удалось спастись, апостолы направились в другие страны. – Слово «вселенная» в тропаре означает то, что древние греки называли ойкуменой (? ? ???????) , т.е. «освоенная человечеством часть мира». – Каждый из них получил свой «удел» для проповеди евангельского учения о любви. Апостолу Петру было вверено благовествование среди иудеев. По преданию, он проповедовал в разных странах, и 25 лет (с 43-го по 67-68 гг.) служил Церкви как епископ римский. (Однако это предание является довольно поздним, и большинство современных исследователей склоняется к тому, что Петр прибыл в Рим уже в 60-е гг. I века.) Призванный позднее других апостол Павел стал проповедовать учение о Воскресении среди язычников. Им были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова и Италии. Апостол Филипп, так же, как и первоверховные апостолы Петр и Павел, подкрепляя проповедь чудесами, прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию. А апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.

В восточные страны с проповедью Слова Божия отправился апостол Андрей. Пройдя Малую Азию, Фракию, Македонию, он дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. А оттуда, по преданию, поднялся еще выше, до места, где стоит Новгород. Пройдя через земли варягов в Рим, затем он вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии основал христианскую Церковь.

От Иерусалима потянулись во все концы земли «побеги» Соборной апостольской Церкви, объединенной Духом Божиим. С тех самых пор Пятидесятница – напоминает нам о начале христианской истории и о том, что стены Церкви созидаются Духом.

Благословен еси, Христе, Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе.

Этими словами праздничного тропаря мы раскрываем смысл сегодняшнего праздника, который, будучи , в то же время является днем рождения всей Христовой Церкви.

На пятидесятый день после Пасхи и на десятый день после Вознесения Христа был еврейский праздник пятидесятницы. И этот день у евреев заканчивалась жатва. Празднуя это событие, иудеи приносили Богу благодарственную жертву от земных плодов.

Также этот день был и воспоминанием того, как на Синайской горе Господь дал Моисею закон. Этот день все благочестивые евреи проводили в совместной молитве. Несомненно, и апостолы, воспитанные Христом в почитании Закона, собрались вместе в сионской горнице, бывшей местом Тайной вечери. Была с ними и Матерь Иисусова Мария.

Проводив на Елеонской горе своего Учителя, они уже десять дней ждали обещанного Утешителя. И вот в третий час, когда они пребывали в молитве, сильный шум с неба как бы от несущегося сильного ветра, наполнил весь дом. И явились апостолам разделяющиеся огненные языки и почили над главой каждого, и исполнились они Духа Святого и начали говорить на разных языках. Так повествует об этом событии евангелист Лука, участник христианской Пятидесятницы.

Необычайное явление привлекло толпу любопытствующих, и тогда апостолы вышли из горницы и стали проповедовать учение Христа, которое сами только сегодня поняли до конца. В этот праздничный день Иерусалим был переполнен людьми разных национальностей, и велико было их удивление, когда простые и неученые рыбаки стали говорить с каждым на его языке.

Откуда появилась у них эта премудрость? Кто или что переделало простых рыбаков в столь могучих и мудрых проповедников, что, по слову евангелиста, в тот день присоединилось к ним душ около трех тысяч, а на следующий день после проповеди Петра и Иоанна еще пять тысяч уверовали в то, что еще вчера казалось небылицей?

Петр несколько недель тому назад перед угрозой страданий отрекся от своего возлюбленного Учителя…

И вдруг он же находит смелость выступать перед многотысячной толпой открыто, не боясь никого и ничего…

Воистину, по слову тропаря, Господь явил премудрых ловцов, и сетями своего учения они стали завоевывать мир, уловлять вселенную. И вот уже девятнадцать с половиной веков, как это Божественное учение расходится по миру и обильно несет благодать Божию всякой душе жаждущей, и нет в мире преграды, которая могла бы остановить этот поток. И если в разные моменты истории Церкви в том или ином месте этот поток временно как бы приостанавливался, то это для того, чтобы потом с новой силой нестись по миру.

Фото: С. Власов, В. Ходаков. Патриархия.ру

В этот знаменательный день, ниспослав Святаго Своего Духа на апостолов, Христос основал земную Церковь. Незыблемым фундаментом этой Церкви стали апостолы, стенами этого величественного храма стал весь мир, а кровлей его – весь бесконечный небесный свод.

Чем иным, как не благодатью Святого Духа можно объяснить то, что это учение с такой быстротой охватило человечество? Несмотря на иудейских наставников, книжников и фарисеев, несмотря на жестокие гонения римских цезарей, видящих в словах этих скромных рыбаков угрозу своему императорскому могуществу, учение Христа неудержимо привлекало сердца людей, хотя, казалось бы, не должно было находить у них отклика. Люди того времени ждали Мессию, могущественного царя и спасителя земного, а христиане, по словам апостола Павла, проповедовали Христа распятого: иудеям – соблазн, эллинам же – безумие, но… Сила Божия в немощи совершается, и то, что оказалось недоступным для премудрых, стало силой и оружием в руках неграмотных, немощных, но чистых сердцем рыбарей, удел которых теперь – быть ловцами человеков.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, являемся чадами Победной Христовой Церкви, что для нас и великая, радость, и смысл всей нашей жизни. Но это накладывает на нас большую ответственность.

Если первое благовестие апостолов нашло отклик в душах людей и сразу Церковь стала расти внутренне и внешне, в ширину и в глубину – в глубину в смысле накопления , а в ширину в смысле «уловления» вселенной, то и враг Христа с первых дней стал бороть Христа и Его Церковь.

С одной стороны, римские и иудейские власти воздвигли гонения на апостолов, с другой – в среде самих христиан начали совершаться совсем нехристианские поступки (вспомним Ананию и Сапфиру, обманувших апостолов (см.: Деян. 5:1-10)), а затем появились расколы и ереси…

И в наши дни Церковь встречается с теми же трудностями: с одной стороны, непонимание, часто насмешки инакомыслящих, а с другой стороны, недостойное поведение нас самих, христиан.

Истчоник: photosight.ru

Ведь мы с вами – наследники этих рыбарей, и на нас с вами лежит долг продолжать сегодня их великое дело, дело проповеди Христа распятого.

Пусть и сегодня для многих наша проповедь является соблазном, а другим кажется безумием. Мы верим, мы ЗНАЕМ, что это учение освящено благодатью Святого Духа и что по обетованию Самого Христа здание этого величественного храма будет стоять непоколебимо до скончания века.

Но просто верить – это мало. Надо не только верить, но и исповедовать, а главная и самая убедительная проповедь – это проповедь нашей христианской жизнью. Христианин должен быть таковым не только по имени, но всей своей жизнью показывать верность Христу и Его заветам.

Мы должны хранить как величайшее сокровище мир и любовь в своих сердцах, должны проникнуться евангельскими заветами: быть чистыми сердцем, быть милостивыми, миротворцами, чтобы наше очищенное сердце было способно воспринять благодать Святого Духа. Ведь Он, нисшедший на святых апостолов и давший им сверхъестественные силы, и сегодня освящает мир. «Святым Духом всяка душа живится».

От нас, только от нас самих зависит, откроем ли мы свою душу для благодатного дыхания Святого Духа, станем ли мы «премудрыми ловцами». Господь призывает нас! Неужели мы не услышим Его гласа? Да не будет этого!

С чистым сердцем восприимем благодать Господню, чтобы с радостью, выходя из храма, мы могли бы воскликнуть со всей Святой Церковью: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть». Аминь.

Деяния апостольские, 2:1-11

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Сегодняшнее воскресенье – Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, день рождения Церкви. И событие это, как находящееся уже за пределами земной жизни Господа Иисуса Христа, описано в пятой по очереди книге Нового завета, которая называется Деяния апостольские. Это историческая книга, говорящая о первых годах существования Церкви. Наверное, сегодня – единственный в церковно-богослужебном году день, когда центральным на богослужении становится чтение не из Евангелия, а из Апостола.

В стихах из второй главы Деяний апостольских, которые мы сегодня слышали, говорится о том, как в праздник Пятидесятницы, то есть на пятидесятый день после Пасхи, апостолы находились единодушно вместе, и внезапно произошли два чудесных события.

Первое – начался некоторый шум на небе, подул сильный ветер, и весь дом наполнился ощущением могущества Божия. Припомним: когда мы находимся в поле перед грозой, вдруг начинает дуть сильный-сильный ветер, и невольно душа восходит к первоначалам, приближается к тому, каков был этот мир когда-то в его изначальной хорошести. Потом в Сионской горнице, то есть в доме, где находились апостолы, появились языки «как бы огненные» (Деян. 2:2), как говорит автор Деяний святой евангелист Лука. Это указание очень важно, потому что, конечно, речь не идет о физическом пламени. Эти языки почили, то есть, разойдясь, достигли головы каждого, кто присутствовал в Сионской горнице. Это было первое чудесное событие.

Второе событие состояло в том, что апостолы, согласно тексту Деяний, «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им про­веще­вать» (Деян 2:4). То есть, не имея лингвистического или филологического образования, будучи по большей части простыми рыбаками, вдруг получили дар проповеди на языках тех народов, к которым еще только предстояло отправиться.

Почему эти два чудесных события отмечаются как день рождения Церкви? Дело в том, что в Евангелии от Иоанна, которое тоже сегодня читается на богослужении, Христос говорит о том, что потом, когда Он будет вознесен после Своих крестных страданий, Он пошлет ученикам Духа Святого, Утешителя, Который их всему научит. Принятие Духа Святого, Который, как верит христианская Церковь, является третьим Лицом Святой Троицы, будет для них великой радостью, (Ин, 14:26).

История человечества в некотором смысле разделяется на три этапа. Святые отцы, учители Церкви, говорят, что эпоха Ветхого Завета была преимущественно временем действования Бога Отца, Который был еще непознаваем человеческому роду. Средоточие человеческой истории, время земной жизнь Господа Иисуса Христа, описанное в Новом Завете, – время преимущественного действования второго Лица Святой Троицы, воплотившегося Бога Сына. И, наконец, последующая история – реализация тех хороших новостей, или Благой вести, которая принесена в Евангелии, – это эпоха действования Духа Святого.

В одном из очень важных церковных песнопений звучат такие слова: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством». То, что Дух Святой пребывает в Церкви, определяет ее природу, совершенно отличную от природы, скажем, государства, партии, сообщества по интересам. Это отличие подразумевает, что все существенное внутри Церкви совершается не человеческими усилиями, не административным распорядком, талантом руководителей и даже не святостью и благочестием тех, кто Церковь наполняет, но Духом Святым, Который реально в ней пребывает и для христианина является вечным источником ее святости.

Духом Святым вода, в которую мы опускаем младенцев во время совершения Таинства Крещения, перестает быть просто физической консистенцией и становится водой, в которой человек рождается в жизнь вечную. Духом Святым слова, которые произносит священник в Таинстве покаяния («прощаю и разрешаю тебя от твоих грехов…») над каждым искренне кающимся человеком, перестают быть просто словами или советом психотерапевта, но становятся силой, после действия которой человек уходит реально освобожденным от груза своих грехов и получившим шанс дальше жить по-другому или бороться за то, чтобы жить по-другому. Духом Святым хлеб и вино, важнейшие субстанции нашего человеческого существования, на литургии перестают быть просто хлебом и вином, но становятся Телом и Кровью Христа, с Которым мы соединяемся в Причастии. И начало этих удивительных даров, значительно более удивительных, чем возможность проповеди на национальных языках, вдруг данная апостолам, имеет место в сегодняшний праздник и описано в Деяниях апостольских.

И еще одно важное замечание, связанное как раз с проповедью на языках. Этот завет, это указание дано Самим Богом. Христианство предполагает не создание мистической атмосферы, не мраки и полумраки переживаний без осознания разумом, но проповедь Слова, Слова с большой буквы, которое отзывается в сердце и рождает в нем отклик, объединяющий и разум, и волю для всецелого следования человека за Христом.

Протоиерей Максим Козлов

Loading...Loading...