Собор василия блаженного как называется. Что нужно знать о соборе Василия Блаженного

У храма очень много разных названий. Из них самые известные:

Храм Василия Блаженного, Покровский собор, храм Покрова Божией Матери, собор Покрова Божией Матери на Рву, Покровский храм, Троицкий храм.

Вплоть до 17 века, Покровский храм чаще всего называли Троицким, потому как первоначально на этом месте стоял Троицкий деревянный храм на рву — датированный серединой 16 века. На самом деле стоял он на возвышенности — рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке.

Построен был по приказу Ивана Грозного, в честь победы русского войска над Казанским ханством. (тогда ханство входило в состав Золотой Орды)

Кстати, многие историки утверждают, что Иван Грозный был беспощадным и злым тираном. Может ли тиран отдать приказ построить собор, выражая свою благодарность небесным покровителям? Рассуждать и заострять внимание не хочется… Правды мы все равно не узнаем. Но верится больше, что Иван был адекватным дядькой, и созидал он больше.

Почему храм Покрова Божьей матери

Все очень логично. Все исторические справки ссылаются на день, когда русская армия успешно штурмовала стены Казани. Всюду фигурирует точная дата 1 октября 1552года, в этот день на Руси отмечался праздник Покрова Божьей Матери. Над названием не пришлось долго думать.

Почему храм Василия Блаженного

И здесь все очень логично и просто — в честь Василия Блаженного. А вот с личностью последнего мало кто «знаком». И вообще почему Блаженный, почему Юродивый (не путать с уродливым).

Так вот: в старину юродивыми считали чудаков, отвергающих мирские ценности. Аскетический образ жизни, и немного безумия — основные черты во всех юродивых. А одним из синонимов «юродивый» и было слово — «блаженный». На старославянском блаженными считали тех, кто делал благие, хорошие дела, и в широком смысле блаженный - всякий, кто лицезреет Бога на небесах. По мне — блаженный тот, кто счастлив. А в христианстве, блаженный — особый лик святых.

О Василии Блаженном — интересная история.

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его — не такой как все.

Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Купец не придал значения слезам чудака, заплатил и вышел. Мастер тот час спросил ученика, отчего тот плакал. Тогда ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас был и вовсе негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Графов Виталий Юрьевич Московский чудотворец Блаженный Василий

Вот еще один случай.

Однажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.

Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал:

«Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

мощи Василия Блаженного

Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Основные даты

В 1552 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый – Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма.

В 1588 году по велению царя Федора Иоанновича (великий князь Московский, третий сын Ивана Грозного) в Покровском храме был устроен придел Василия Блаженного, куда в серебряной раке поместили его мощи, и собор часто стали называть храмом Василия Блаженного.

Карл Иванович Рабус.

Еще одна версия — легенда

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер — Иван Яковлевич Барма).

Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» — и разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.

Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Уникальность архитектурной композиции собора и его символика.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Фото: Слава Степанов

Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова.

Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень (навес), которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости.

Самое высокое здание в Москве

Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы (его высота равняется 60 метров) и являлся таковым до конца 16 века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествинчика высотой 81 метр.

При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади.

В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей, а престол во имя трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого. Также был переименован престол Киприана и Устинии, он стал носить имя святых Адриана и Наталии. Всего на то время у собора было 11 приделов.

Во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II Покровский собор еще раз реконструировали. Были снесены 16 маленьких глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что Наполеон в дни оккупации Москвы его войсками, пожелал перевезти здание храма в Париж, а когда выяснилось, что технически это осуществить невозможно, то приказал взорвать собор вместе с Кремлем. И тогда, когда уже были зажжены фитили у взрывчатки, будто бы пошел дождь и погасил их.

Годы Великой Октябрьской революции принесли храму немало испытаний.

В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили.

В тридцатые годы 20 века Кагановичем, занимавшимся составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы» было вынесено предложение снести Покровский собор. Чтобы освободить место для проведения парадов и демонстраций, которые проводились на достаточно компактной Красной площади. И здесь стоит рассказать об ещё одной легенде.

Говорят, когда Каганович изготовил макет Красной площади со съемной Моделью Покровского собора и принес показать Сталину, то он начал показывать, как по Красной площади двигаются колонны и как им мешает собор. «А если бы его — р-раз!..» – говоря это он одним движением убрал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и неторопливо произнес знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Так или иначе, а храм выстоял. Большую роль в этом сыграл и архитектор П.Д. Барановский – настоящий подвижник и энтузиаст сохранения русской культуры. Ему приказали готовить храм к сносу, а он категорически отказался это делать, после чего направил наверх довольно резкую телеграмму. Что происходило после этого на самом деле – неизвестно, однако Снос храма Сталин отменил, а Барановский получил несколько лет заключения.

Фото: Слава Степанов

Ещё в 1929 году Покровский собор стали использовать в качестве филиала Государственного исторического музея, посетить его можно и сейчас. В экспозиции находятся образцы холодного и огнестрельного оружия, доспехи 16-17 веков, в башнях-церквях можно увидеть собрание древнерусских икон 15-17 веков, художественное шитье, образцы тканей, поделки из металла. В 70-е годы проводилась очередная реконструкция храма, во время которой в одной из стен была обнаружена винтовая лестница, по которой нынешние посетители музея попадают в центральный храм.

От себя добавлю еще, что быть в Москве и не прийти к стенам Храма, это невежество в самом чистом виде. Несмотря на обилие вездесущих туристов, дорогого стоит немного постоять у величавых стен, задуматься о смысле жизни, насладиться потрясающей архитектурой, аналогов которой нет в мире (вспоминаем вышеупомянутую легенду).

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .


Всего 78 фото

Собор Василия Блаженного занимает особое место не только среди шедевров мировой архитектуры, но и в сознании любого русского человека. Эта церковь на Красной площади является олицетворением красоты русской души, ее бездонного внутреннего духовного мира, сокровенного желания обрести рай и блаженство, как на земле, так и на небе. Собор Василия Блаженного безоговорочно признан всеми нами как один из символов России и как одна из её значительных духовных основ. Архитектурный ансамбль Красной площади сейчас просто немыслим без этой небесной красоты воплощенной в камне. Страшно подумать, но по одной из легенд, известный Лазарь Каганович, как то, предлагал Сталину снести Собор Василия Блаженного, эффектно выхватив его с макета реконструкции Красной площади, который был представлен на рассмотрение вождю народов. Лазарь! Поставь нам место, - сказал тогда коротко Сталин…

Храм Василия Блаженного так сильно впечатляет тебя, надолго остается в сознании и продолжает долго в нем жить, питая душу чувственной нематериальной энергией этого земного чуда. Находясь рядом с храмом можно бесконечно любоваться его неповторимым живым образом, играющими всеми гранями возвышенной и изысканной красоты с любого его ракурса. Об этом храме написано множество очерков, проведено бесчисленное количество научных исследований и, конечно же, выложено в сети не поддающееся исчислению материалов независимых исследователей и просто любителей русской архитектуры и старины.

Мне хотелось представить моему читателю о Покровском храме на Рву нечто такое, отличающееся от творений других авторов, что, конечно же, в этом контексте, сложная и, во многом, неподъемная задача. Однако, я, все таки, попытаюсь) Как обычно, здесь будет много моих фотографий этого храма, самых его разнообразных ракурсов, в разное время года - с целью раскрыть как внешний чувственный образ собора, так и показать его удивительные внутренние пространства, без лицезрения которых невозможно впитать всю эту Красоту целиком и полностью. Как оказалось, пребывая в самом храме, я умудрился-таки, что частенько со мной происходит, пропустить при съемке некоторые виды и детали его богатого внутреннего интерьера, что, как обычно, выясняется уже при подготовке конкретного материала. Конечно, же, эти недоработки будут мной восполнены здесь по мере поступления соответствующего визуального исходного материала.

Мне чрезвычайно интересен период строительства шатровых храмов на Руси и Собор Василия Блаженного занимает, среди чудом уцелевших к настоящему времени шатровых храмов, свое особое уникальное место, потому как центральной архитектурной доминантой этого шедевра и является возвышенная шатровая церковь Покрова Богородицы. Эта статья будет одной из некоторых в цикле моих будущих обзорных статей о периоде шатрового строительства на Руси.

В первой части, уже по традиции, мы попытаемся впитать чу́дный и неповторимый образ Собора Василия Блаженного, узнаем об его удивительной и загадочной истории, духовной основе истории его создания, об архитектурных особенностях, а уже во второй и третьей частях - осмотрим и исследуем церковь изнутри, ведь главное - это чувственное комплексное впечатление, и именно то, что мы выносим для себя и то, что остается, в результате, с нами надолго, а то и навсегда.


У меня нет архитектурного образования и я не считаю себя независимым экспертом в этой области, но сфера искусства и творчества в в области православной архитектуры меня чрезвычайно воодушевляет и интересует. Поэтому при рассказе об архитектурных особенностях собора будут использованы сторонние источники - как говориться - не будем изобретать велосипед там, где уже он уже давным давно изобретен и всё профессионально и дотошно описано и разъяснено в деталях. Так, что я не буду пытаться в этом смысле проявлять оригинальность. Для отделения академического текста об истории и архитектуре собора - мои впечатления и соображения я выделю курсивом.
02.

Итак, собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
03.

По другой, широко известной версии Барма и Постник - два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве. Но эта версия ныне уже устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее - значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
04.

У нас больше эмоциональный подробный репортаж, поэтому я позволил себе добавить в свой рассказ теплого ощущения от цветников, разбитых на Красной площади прошлым летом...)
05.

Согласно московским легендам, зодчие собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить второго подобного по красоте храма. Однако, если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
06.

Сам храм символизирует собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского) - святого подвижника, с которым, по церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты».
07.

Первоначально собор был покрашен «под кирпич». Позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
08.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
09.

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
10.

Архитектура храма Василия Блаженного

Какой бы сложной ни казалась конструкция храма, на самом деле она очень логична. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба. Ромб, вписанный в квадрат, таково строение храма. Восьмиконечная звезда в христианской символике несёт глубокий смысл - она символизирует всю христианскую церковь, которая является путеводной звездой в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
11.

Другой аспект рассмотрения архитектурных особенностей храма в целом может сводиться к простому рассмотрению его архитектурных форм. Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах. Это сочетание восьмерика на четверике, или двух восьмериков, различного диаметра. Центральная часть - это два восьмерика на четверике, венчает конструкцию шатёр. Два восьмерика, увенчанные куполом - так можно описать архитектуру больших церквей. Малые церкви - восьмерик на четверике, увенчанный куполом над круглым барабаном. Хотя нижнюю часть малых церквей, их четверики, рассмотреть весьма проблематично, они скрыты за внешним декором - кокошниками.
13.

По всему периметру храм украшен кокошниками, расположены они по разному, разного размера, но выполняют они одну функцию - сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты - центральный шатёр в два раза выше больших церквей, большие церкви - в два раза больше малых.
14.

Ещё одна особенность храма делает его абсолютно непохожим на другие - это отсутствие симметрии в декоре и размерах больших и малых церквей. Но весь в целом собор оставляет впечатление собранности и сбалансированности. Кто бы ни был автором собора, его идея - реализация и политического, и религиозного смысла была воплощена в его архитектурных формах безупречно. Схожесть и различие, объединение и разделение - сочетание этих взаимоисключающих элементов стала главной темой в архитектуре собора и принципиальной идеей его конструкции.
15.

Высота храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:

Троицы.

В честь святителя Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки).

Входа во Иерусалим.

В честь мучеников Адриана и Наталии (первоначально - в честь священномучеников. Киприана и Иустины - 2 октября).

Святителей Иоанна Милостивого (до XVIII - в честь святителя Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - 6 ноября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
17.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552 гг.), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризоположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.
19.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.
21.

Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов):

Покрова Богородицы (центр),

Святой Троицы (восток),

Входа Господня в Иерусалим (запад),

Григория Армянского (северо-запад),

Александра Свирского (юго-восток),

Варлаама Хутынского (юго-запад),

Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток),

Николая Чудотворца Великорецкого (юг),

Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (север).

Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней.
22.


Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Подклет (1-й этаж)

В Покровском соборе нет подвальных пространств. Церкви и галереи выстроены на едином основании - подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота этих помещений - около 6,5 м.

На плане первого уровня помещения в подклете обозначены черным цветом. В цвете - церкви второго уровня собора.
23.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями - продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом - кирпичом - они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.
24.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли. До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только особо доверенные лица. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена. Мы её еще увидим.
25.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них - икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора. Также здесь экспонируются две иконы XVII в. - «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение». Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

Церковь святого Василия Блаженного

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного на церковном кладбище. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича. Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Мы можем видеть четверик этой церкви и самую низкую по уровню главку зеленого цвета с малиновыми шипами и, собственно, ее приделы на первом плане на фото ниже.
27.

Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора...
На праздники здесь очень много народа, как вы видите.

29.

Ризница

В 1680 году выше церкви Василия Блаженного к собору была пристроена еще одна церковь во имя Святой Феодосии Девы. Она была двухэтажной (на подклете). Верх был сделан в виде восьмерика с главкой на узком барабане.

Уже в 1783 году восьмерик разобрали и превратили церковь в ризницу (хранилище облачений и литургической утвари) при церкви Василия Блаженного. Картина Гильфе́рдинга, написанная в 1770 году - единственное изображение церкви Святой Феодосии Девы до ее перестройки. В настоящее время ризница отчасти сохранила свое назначение: в ней проводятся выставки вещей из фондов собора, то есть тех самых, которые когда-то в ней хранились.

Осмотр экспозиции Собора Василия Блаженного начинается с входа через малое северное крыльцо в здание бывшей соборной ризницы (слева - на фото ниже).
30.

А вот эта фотография снята как раз от входа в музей Храма Василия Блаженного.
31.

В музей мы еще с Вами попадем, а пока предлагаю осмотреть внимательно Собор Василия Блаженного в деталях и с разных ракурсов.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами.
32.


Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. - изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Это большое северное крыльцо - через него осуществляется уже выход экскурсантов, посещающих музей и церкви собора.
33.


Собственно, вот такие виды с него можно снять...
35.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня её освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора. И фонари мы тоже осмотрим чуть позже.
37.

Это западная сторона собора. Сейчас мы его будем обходить против часовой стрелки. Некоторые фото, что вы видите сняты намеренно с высокими геометрическими искажениями для того, чтобы по возможности охватить целиком фасады собора.
38.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.
48.

Сейчас мы находимся с южной стороны Собора Василия Блаженного. На площадке перед собором довольно просторно. Относительно недавно в этом месте проводились археологические раскопки. Их результаты можно увидеть прямо тут же - были найдены каменные ядра и старинные пушки...

Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор. Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного. Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.

Предпосылки строительства собора

Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.

На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, - почитанием святых Киприана и Иустины.

По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.

Причины основания храма

Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича. Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.

Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.

Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.

В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.

Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:

  • Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
  • Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы - это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.

Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.

Как строился собор: версии

О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.

  • Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
  • Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма - это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
  • Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX - начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX-XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Основание музея в XIX–XX веках

Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.

В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.

До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.

С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.

Современное состояние храма

Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.

В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.

…в воспоминанье

о победе над Казанью

двум умелым мастерам

Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете, пестрый, сказочный собор,

Что стоит до этих пор…

Н. Кончаловская

Каждый, кто приехал в Москву впервые, обязательно идет на Красную площадь.

Красная площадь, Кремль, Собор Василия Блаженного — это основные достопримечательности Москвы, которые нужно увидеть в первую очередь.

Покровский собор (Собор Василия Блаженного) — православный храм. Официальное его название Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Разговорное его название — Собор Василия Блаженного. Знаменитый собор Василия Блаженного воздвигнут при Иване Грозном в 1555-1561 годах.

Покровский собор — великолепный ансамбль удивительной гармонии и большой силы. Собор Василия Блаженного — символ Москвы и русского искусства.

Храм считается одним из лучших произведений древнерусского зодчества. Необычен он и как произведение инженерно-строительного искусства. Он является памятником мирового значения и входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. В настоящее время Покровский собор является филиалом

Постройкой храмов в России всегда отмечались значимые события.

По какому же случаю построен Покровский собор?

1 сентября 1552 года русские войска штурмом взяли Казань и присоединили ее к территории России. По приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством был возведен храм. Первоначально строение было деревянным. Простоял храм не более полугода. В 1555 году было начато строительство каменного собора, которое сохранилось до наших дней. Архитекторами столь великого сооружения были Постник и Барма.

Первоначально храм назывался собор Покрова на Рву. Почему Покрова?

Храм был построен в честь казанской победы. Решающий приступ к Казанскому Кремлю пришелся на день церковного православного праздника Покрова Богородицы, символизирующего защиту. По преданию, Богородица когда-то спасла Константинополь, укрыв его своим покрывалом.

Почему на Рву?

Собор был воздвигнут у Кремлевского рва.

Почему Собор Покрова на Рву имеет другое название — Храм Василия Блаженного?

По народным преданиям, жил в Москве нищий скиталец Василий. На улицах и площадях юродивый просил подаяния. Острый на язык он всем, даже царю, говорил правду в глаза. В народе Василий почитался Блаженным, то есть святым, Божьим угодником, предсказателем. Он умер в 1588 году и был погребен в северо-восточной части Покровского собора. Через шесть лет после смерти старец был причислен к лику святых. Его могила была очень почитаема москвичами. Позже над ней был сооружен придел — небольшой храм Святого Василия. С тех пор и по сей день все это великолепное сооружение стало называться Храмом Василия Блаженного. В народных преданиях хранились истории о чудесных исцелениях, происходивших с помощью его мощей, хранившихся в Васильевском приделе.

И россиянам, и гостям нашей страны известна одна из главных достопримечательностей Москвы — храм Василия Блаженного с простым адресом: Красная площадь. Этот храм встречает всех гостей столицы многоцветном своих куполов и удивительным убранством. Однако с этой церковь, построенной в 16 веке по приказу царя Ивана Грозного, связано множество легенд, преданий и загадок. История его необычна, как и его архитектура. Например, многие интересуются, как правильно называть самый известный храм страны: собор Покрова Божьей Матери или собор Василия Блаженного? Кто такой святой Василий Блаженный? Правда ли, что он жил на паперти этого храма или в честь него был назван какой-то придел?


В нашей статье мы ответим на эти вопросы, а также расскажем об особенностях интерьера храма и о подвиге юродства в Древней Руси.


Архитектор храма Василия Блаженного — версии

Собор Василия Блаженного строился с 1555 по 1561 год как храм-памятник взятию города-крепости Казани царем Иоанна Грозным. Доподлинно неизвестен автор его проекта — ведь в те времена большинство храмов на Руси строили артели. Сохранились имена строителей, но они могут быть трактованы по-разному.


    Храмоздатель Постник Яковлев по прозвищу Барма («барма» — древнерусское слово, означающее ожерелье, драгоценный воротник на парадной одежде).


    Другим вариантом является то, что у храма два автора — Иван Барма и Постник Яковлев.


    Третьей версией является возведение храма неизвестным мастером из Западной Европы, возможно, итальянцем.


Отметим, что все версии имеют право на существование. В документах того времени сохранились имена псковича или псковичей Бармы и (или) Постника. А версия о строителе-итальянце подтверждается тем, что Кремль строился Аристотелем Фиоравенти (Фиораванти) и мастерами, приехавшими вместе с ним из Италии. Удивительный стиль, который можно оценить по многочисленным фото храма Василия Блаженного, имеет параллели в красочных европейских зданиях, например, в Венеции стены и лепные украшения многих палаццо раскрашены в яркие цвета.


Есть предание, что храмоздатели были ослеплены по указанию Грозного царя: храм показался государю настолько прекрасным, что он не просто запретил зодчим строить что-то еще, а просто лишил их такой возможности.


Конечно, это предание выглядит неправдоподобным. Мало того, что царь имел все средства к тому, чтобы пользоваться трудом и талантом строителей, так зодчий по имени Постник Яковлев уже через несколько лет строил Кремль в Казани.


Фасад и описание храма Василия Блаженного

На крыше храма десять куполов. Девять главок расположены по объему храма, одна над шатровой колокольней, построенной над храмом.


Символика девяти куполов — девять чинов Небесных Сил. Существует девять видов Небесных существ, светлых духов. Они имеют три лика (ступени иерархии). Наиболее известна и принята Церковью следующая классификация, разработанная на основе книг Ветхого и Нового Завета святыми Дионисием Ареопагитом и Григорием Богословом:


  • Серафимы, Херувимы и Престолы — они совсем рядом с Богом, являются Его сопровождающими, как бы охраной (хотя Ему охрана не нужна), придворными, славящими Его.

  • Господства, Силы, Власти (передающие Богу сведения, помогающие в управлении Вселенной).

  • Начала, Архангелы и Ангелы.

За внешним единым фасадом скрывается целых восемь храмов, точнее, приделов собора. Придел — маленький алтарь (с престолом, на котором может совершаться Литургия) внутри большого храма. Престолы храмов, по задумке, видимо царя Ивана Грозного, освящены в честь праздников, на дни которых приходились главные сражения за Казань.


Восемь приделов обозначены луковичными главками-куполами с крестами, не симметрично, но очень живописно окружающими шатер с девятой главкой. Шатер стоит на «столпе» — круговой конструкции, уходящей в небо.


Купола имеют луковичную форму и разнятся оформлением. На луковках — поливные изразцы, поэтому купола такие яркие. Девять приделов имеют общее основание, стоят на подклете (наземном подвале) и объединены в интересную конструкцию сводчатыми переходами и кружной галереей, в древнерусском зодчестве носившей название гульбище. В оригинальном, не перестроенном проекте, который возвели при Иоанне Грозном, гульбище было открытым.


Другое название храма Василия Блаженного

Главный придел храма, обозначенный шатром с главкой и расположенный по центру собора, назван в честь праздника Покрова Божией Матери. Поэтому настоящим названием храма является Покровский или собор Покрова.


В 1558 году к собору Покрова Божией Матери пристроили придел, который был освящен в честь Василия Блаженного. Его возвели на том месте, где покоились мощи святого. Его имя и дало собору второе название.


А примерно через два десятка лет храм обзавелся и своей шатровой колокольней.


Подклет, подвал храма

Собор Василия Блаженного не имеет подвала, приделы стоят на подвале наземном, подклете.
Стены храма довольно объемны и имеют сходство с крепостными — толщиной до трех метров. Высота приделов (кроме главное) — около 6 метров. Северный подклет имеет особую конструкцию. В 16 веке подобных ей не было. Свод подклета «коробовый», то есть не имеет поддерживающих столбов, невзирая на большую площадь (можно сравнить в с Оружейной или Грановитой палатами — там всегда пространство разделено колоннами, на которые опираются своды).


В стенах подклета собора Василия Блаженного устроены узкие отверстия. Некоторые исследователи называют их «продухами», другие — «голосниками» (то есть они впускают воздух, но дают и хорошую акустику). Благодаря этим отверстиям микроклимат подклета не меняется на протяжении всех времен года. По преданию, за толстыми стенами подклета были тайники — их ниши и сейчас можно увидеть на экскурсии в храме. Раньше они были закрыты коваными дверями (их петли видны и сегодня). Под большими замками в них хранилась до 1595 года царская казна Руси и сданное на хранение в нестабильную эпоху опасностей имущество богатых москвичей. В подклет можно было попасть по внутристенному ходу — лестнице из белого камня. О ней знали лишь немногие люди, а со временем ход заложили камнем. Обнаружен он был лишь в 1930-е годы.


Придел Василия Блаженного в Покровском соборе Москвы

Придел имеет кубическую форму. Он перекрыт сводом с перекрестьем потолка. Свод венчает небольшой световой барабан с луковичной главкой. Придел подстроен к храму через некоторое время, но его покрытие сделано в таком же стиле, что и оригинальные приделы собора.


На стене придела сделана надпись по-церковнославянски. Ее можно увидеть и сегодня: написано, что церковь Василия Блаженного выстроена в 1588 году над могилой святого после канонизации блаженного в царствование царя Федора Ивановича (сына Ивана Грозного) и по его указу.


Память святого Василия Блаженного празднуется ежегодно 15 августа, и этот день является престольным праздником собора.


В 1929 году храм закрыли для церковных богослужений, его даже хотели взорвать, но, по преданию, этому помешало начало Великой Отечественной войны. Интерьер храма был разрушен.


Лишь в конце 20 века убранство, наконец, восстановили. Возобновили в 1997 году и богослужения — ровно в праздник святого Василия Блаженного.


Сегодня над могилой святого Василия стоит рака с его мощами и возобновленная резная сень. Мощи — почитаемая всеми москвичами и верующими гостями города святыня, доступ к которой открыт во все время работы храма.


Интерьер и храмовое убранство собора святого Василия Блаженного

Не только фасад храма Василия Блаженного славится красотой. Отчасти сохранился, отчасти возобновлен и интерьер храма. Наиболее интересны туристам и паломникам детали убранства придела в честь самого Василия Блаженного.


Придел был украшен росписью масляными красками к 350-летию начала возведения собора. На двух противоположных стенах изображены сюжеты из жития святого Василия Блаженный: известное чудо с шубой и спасение на море. Нижний ярус, традиционно для храмов допетровской эпохи, украшен древнерусским орнаментом из полотенец.


На южной стороне храма расположена большая икона по металлу. Это прекрасный образец академической иконописи, созданный в 1904 году. На западной стене висит образ Покрова Пресвятой Богородицы, в честь этого праздника освящен главный придел храма.


Самый верхний ярус расписан фресками святых-покровителей Царского Дома Романовых. Это мученица Ирина, святой Пророк и Предтеча Иоанн, святая Анастасия Узорешительница и Федор Стратилат. Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрестия – образами по подобию деисуса, иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи и Божией Матери. В барабане — фрески праотцов, подкупольный образ – Спаса Вседержителя.


Иконостас перед революцией обновили. Он выполнен по проекту А. М. Павлинова в 1895 году, написанием икон руководил знаменитый московский иконописец Осип Чириков, реставратор и общественный деятель. Автограф Чирикова есть на одной из икон. В иконостасе есть и старинные образа: икона «Богоматерь Смоленская» (16 век), икона святого Василия на фоне Красной площади и московского Кремля (18 век).


Колокольня храма святого Василия

Звонница храма перестраивалась в 1680-х годах и с тех пор не видоизменялась.
Основание для колокольни — высокий столпообразный четверик, на котором стоит изящный восьмерик в виде площадки со столбами, соединенными арками. Он увенчан знаменитым восьмигранным высоким шатром с гранями из поливных изразцов синего, белого, коричневого, желтого цветов с зеленой фигурной черепицей. Также в шатре устроены маленькие окошки, которых также можно назвать голосниками: при колокольном звоне они усиливают звук звона. На верхушке шатра — золоченая луковичная главка с крестом. Колокола собора расположены внутри площадки и в арочных проемах колокольни. Они отлиты в 17-19 веках рядом известных российских мастеров-литейщиков.


Музей в соборе Василия Блаженного

Собор имеет сложную послереволюционную судьбу. В 1918 году уже советской властью он бы признан памятником истории и архитектуры международного значения. Собор был под государственной охраной и со временем получил статус музея. Его первым смотрителем был протоиерей Иоанн Кузнецов, очевидно, бывший настоятелем или штатным клириком храма. Вскоре начались гонения на духовенство и, вероятно, отец Иоанн был репрессирован. На базе собора решено было создать историко-архитектурный комплекс, заведующим которого стал Е. И. Силин – ученый и научный сотрудник Московского исторического музея.


21 мая в храме появились первые экскурсии. Музей «Покровский собор» начал комплектовать фонды и в 1928 году превратился в филиал Исторического музея. Но гонения на Православие были столь велики, что в 1929 году храм официально закрыли для богослужений и сняли все колокола. В 1930-х годах много москвичи знали, что его собираются взорвать. Известный архитектор Василий Барановский даже пытался сделать замеры и описание храма для истории.


Через некоторое время после Великой Отечественной в храме начались реставрационные работы, но храм всегда был открыт для москвичей и всех гостей. Были приняты все меры по восстановлению собора, и ко Дню города Москвы — к 800-летию столицы музей активно работал. Собор Василия Блаженного был широко известен благодаря тиражам открыток и книг. С 1991 года храм находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Государственного исторического музея. После долгого перерыва, когда храм видел только экскурсии, здесь возобновили богослужения.


Кто такой блаженный

Слово блаженный — принятое в Русской Православной Церкви название святых христианской Церкви до Великой Схизмы, разделения на Католическую и Православную (например, блаженный Августин)
В древней христианской Церкви блаженными называли святых, «угодивших Богу в тайне» и тех, чья святость подтверждена свидетельством ограниченного круга людей.


Лишь в Древней Руси «блаженными» стали именовать юродивых святых людей. Юродство – это духовный подвиг добровольного, с целью спасения и угождения Христу, отречения от мира, наслаждений и удовольствий, но не в монашестве, а нахождения «в миру», но без придерживая общепринятых социальных норм. Юродивый принимает на себя вид безумного или неразумного, наивного человека. Многие люди ругаются, насмехаются над такими юродивыми — но блаженные всегда терпят лишения и издевательства смиренно.
Цель юродства — достижение внутреннего смирения, побеждение главного из грехов, гордости.


Однако юродивые со временем, достигнув определенной духовной меры, в иносказательной форме обличали грехи в мире (словесно или действием). Это служило средством смирения себя и смирения мира, улучшения других людей.


Интересно, что подвиг юродства ради Христа был несколько распространен в Византии, но расцвет подвига блаженных произошел на Русской земле, причем не только в древние времена, но и позже. Известны и современные юродивые — Матронушка, Матрена Босоножка Минская, Саратовские блаженные; очень известна святая блаженная Ксения Петербургская, жившая в 18 веке.


Житие святого Василия Блаженного

Будущий блаженный Василий появился на свет в 1468 году, по легенде его мать разрешилась от бремени на паперти Елоховского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери под Москвой. Родители святого были простыми горожанами-ремесленниками, и в ранней юности его отдали на обучение сапожному ремеслу. Со временем мастер заметил, что Василий отличается от остальных подмастерьев. Житие рассказывает, что один заказчик-купец просил, чтобы обувь была добротной, носилась не один год. Маленький святой при этих словах заплакал, а затем сказал, что Заказчик не успеет сапоги стоптать. Мастеру он пояснил, что купец вскоре умрет — и действительно, обувь не успели сделать, заказчик через несколько дней умер.


Московский юродивый Василий Блаженный

В 16 лет святой Василий перебрался из Елохово в Москву, начав юродствовать в столице. По словам свидетелей, святой ходил по улицам в любую погоду босым и почти обнаженным, терпя стужу и зной. Странным была не только его внешность и поведение, но и поступки. Известно, что он часто проливал продаваемый квас или опрокидывал лотки с товарами купцов в торговых рядах — словно нарочно, желая быть избитым. После побоев же он благодарил Бога и радовался. Лишь позже оказывалось, что именно эти товары или напитки были испорчены, возможно, специально торговцами.


С годами москвичи узнали и полюбили Василия блаженного, при жизни считая его святым.


Еще одним известным житийным эпизодом стало участие святого в строительстве каменного храма на Покровке. Своды созидаемого на средства купца храма трижды рушились, и храмоздатель пришел к Василию Блаженному с вопросом — почему же так происходит? Однако святой направил его в Киев, на богомолье, посетить святую Киево-Печерскую лавру и блаженного киевского Иоанна. В Киеве купец застал этого человека качавшим пустую люльку. На недоумение купца, Иоанн ответил, что качает свою матушку, благодарит за рождение и воспитание.


Лишь тогда купец-храмоздатель вспомнил, что изгнал из дома в ссоре родную мать, совершив тяжкий грех. Покаявшись и вернув ее в родной дом, купец спокойно достроил храм.


Чудеса Василия Блаженного

Святой Василий призывал людей к милосердию, помогал нуждающимся и стыдящимся просить о помощи.


    Так, святой отдал подаренные ему самим государем вещи приезжему заморскому гостю, купцу-иностранцу, который, казалось, был богат, но по трагическим обстоятельствам потерял все свое имущество. Он был голоден, однако не мог даже попросить подаяния — на нем была дорогая одежда. Василий же Блаженный провидел, что ему нужна помощь.


    Также Василий Блаженный осуждал людей, подававших милостыню ради вида и славы, а не из милосердия.


    Интересно, что святой посещал корчмы — кабаки, притоны. Сюда не мог прийти священник или монах, его бы обвинили в грехе, а вот юродивый утешал многих опустившихся грешников, видя, словно Сам Господь, в их душах добро.


    Святой Василий имел дар прозорливости. В 1547 году он предсказал великий московский пожар, а молитвой на расстоянии потушил пламя пожара в Новгороде.


    Житие святого свидетельствуют, что он бесстрашно обличал самого царя Ивана Грозного, например, сказал ему, что вместо молитвы за богослужением царь думал о строительстве царского дома на Воробьевых горах.


Святой Василий умер 2 августа (по старому стилю) 1557 года. Его погребение совершил Московский митрополит Макарий в сонме духовенства — столь широко был известен блаженный. Святого похоронили у Троицкой церкви — на ее месте и был возведен Покровский (Василия Блаженного) собор.


Спустя 31 год, 2 (15) августа, святой Василий был канонизирован Архиерейским Собором во главе с Патриархом Московским Иовом.


Внешность святого Василия

Святой изображается на иконах так, как его описывали современники и житие.


  • Он был очень худым,

  • Носил совсем мало одежды — поэтому изображается только в набедренной повязке,

  • Ходил с посохом,

  • Носил вериги — они по сей день пребывают в музее Московской Духовной академии

Да хранит вас Господь молитвами святого Василия!


Loading...Loading...